Святая рахиль бородинская в чем помогает. Рахиль бородинская. Деяние о канонизации преподобной схимонахини Рахили, Старицы Бородинской, местночтимой святой Московской епархии во имя Отца и Сына и Святаго Духа

С 1861-го по 1865-й годы во Владычнем монастыре подвизалась будущая старица Спасо-Бородинского монастыря. Здесь от святителя Филарета (Дроздова) она приняла иноческое пострижение с именем Павла. В этот же период по благословению настоятельницы Владычнего монастыря игумении Митрофании (Розен) она обучалась в Москве кулинарному искусству. Затем, по просьбе настоятельницы Бородинского монастыря схиигумении Алексии (бывшей казначеи Владычней обители), преподобная была переведена в Бородино.

Житие преподобной Рахили

Во Владычнем монастыре четыре года подвизалась преподобная схимонахиня Рахиль, ставшая впоследствии старицей Бородинского монастыря. Рожденная в благочестивой купеческой семье, Мария (будущая матушка Рахиль) с детских лет отличалась любовью ко храму, к молитве и милосердием к нищим. В возрасте четырнадцати лет она совершила паломничество в Киево-Печерскую Лавру, где ей явился преподобный Феодосии, благословивший ее на монашество. В семнадцать лет в Болдинском монастыре Мария исцелилась от тяжелой болезни глаз, после чего дала обет уйти из мира на служение Господу. После многочисленных странствий по монастырям России Промыслом Божиим она наконец находит обитель, в которой начинает подвиг иноческого служения, — Серпуховской Владычний монастырь. Здесь от святителя Филарета (Дроздова) она приняла иноческое пострижение с именем Павла. Затем, по просьбе настоятельницы Бородинского монастыря схиигумении Алексии (бывшей казначеи Владычней обители), преподобная была переведена в Бородино. После пострижения в схиму с именем Рахиль в 1915 году она получила от Матери Божией благословение на подвиг старчества. В тяжелые послереволюционные годы многие приходили к преподобной и получали от нее мудрые духовные советы и благодатные утешения. Преподобная схимонахиня Рахиль почила о Господе 27 сентября/10 октября 1928 года. А 5 марта 1996 года она была причислена к лику святых Московской епархии.

Тропарь, глас 5
Яко маслина плодовита возросла еси во обители Бородинстей, и процветши даровании исцелений и чудес, преподобная мати Рахиле, плод сторичный принесла еси, повелением Богородицы всеусердно ближнему послуживши, кротостию и любовию многих на путь спасения наставляющи и добродетели научающи, тем же светлым венцем тя увенча подвигоположник Христос Бог наш, Его же моли спасти и просветити души наша.
Кондак, глас 2
Заповеди Господни исполнив, старчества благодать восприяла еси, немощи немощных носящи священна жертва принеслася еси, агнице кроткой тезоименита, исцелений реки иныне источаеши, тем же мы, чада твоя, любовию притекающи вопием: преподобная мати Рахиле, моли Владыку Христа и Пречистую Матерь Его спастися душам нашим.

  • Юная Мария участвовала в занятиях отца, подолгу молилась, очень любила подавать милостыню.
  • В 14 лет осуществилась её мечта: она отправилась с подругами пешком на богомолье в Киево-Печёрскую Лавру, ко святым мощам глубоко почитаемого ею преподобного Феодосия Печерского, у раки которого высказала в молитве своё желание пойти в монастырь. В изголовье раки она увидела старца, сказавшего ей слова утешения и ободрения; лишь уже на пути домой она по словам одной блаженной уяснила, что то был сам Преподобный, который и впоследствии неоднократно посещал матушку.
  • В отцовском доме дочь воспитывали как барышню, которой предстоит скорое замужество, но девушка стремилась к иному.
  • И вот, на 17-м году жизни, она уколола глаз и опасно заболела. Отправившись за исцелением в Болдинский монастырь, дала тайный обет постричься - и исцеление пришло мгновенно, и тут же она услышала голос, напомнивший об обете. С этого мгновения всякие развлечения, которым она и раньше не слишком предавалась, вовсе перестали её интересовать.
  • Через год к Марии посватался богатый купец. Боясь, что её выдадут замуж насильно, она отпросилась на богомолье - и навсегда покинула родной дом, поступив послушницей в Смоленске в Вознесенский монастырь. Встревоженного и опечаленного отца, который, будучи уведомлён об этом, приехал за дочерью, матушка и сёстры убедили благословить её на иноческий путь. Растроганный отец дал своё благословение, внёс в монастырь богатый вклад и в дальнейшем часто навещал дочь и оставался подолгу.
  • Но послушница видела, что отцовское покровительство делает её положение привилегированным, что не душеполезно. Все отцовские подарки она раздавала (богатую лисью шубу подарила незнакомой женщине), а колбасу, которую раньше очень любила, просто выбрасывала.
  • К раннему периоду монастырской жизни послушницы Марии относится следующий случай. Некоторые сестры были недовольны тем, что совсем молоденькую девочку поставили на ответственное послушание - кормить косарей на монастырском хуторе - и, желая её опозорить, скрыли, что косарей ожидается под две сотни, а продуктов выдали мало. Послушница в горе взмолилась Божией Матери, чтобы та накормила работников, и малого количества стряпни хватило на всех, ещё и сестрам осталось. А косари говорили, что никогда так вкусно не было. Хлеба же осталось больше, чем было привезено из монастыря.
  • Слава об этом чудесном насыщении разошлась широко за монастырские стены, что тревожило душу послушницы, и она решилась на побег, решив, что благословение на то получила из Евангелия, раскрывшегося на словах...отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф 16:24). Беглянка направилась на юг, боясь, что её вернут отцу, и в лесу под Рославлем молилась о сохранении девства - молилась до кровавых слез - и получила обетование от Самой Божией Матери.
  • Странствование Марии затянулось на годы; она побывала во многих монастырях, общалась и с подвижниками, живущими в миру. Боялась дневных переходов, потому что документов не было. Обносилась, почернела, ноги были изуродованы так, что шрамы остались вплоть до кончины. Иногда благочестивые люди предоставляли ей временный кров, давали ветхую одежду... Возможно, что она побывала и в Иерусалиме; говорила, что прошла около 6000 верст.
  • В 1861 году странница остановилась в Святогорской Успенской пустыни Харьковской губернии. Прозорливый старец Иоанн в этом монастыре вёл с ней духовные беседы, наставлял и предупреждал о дальнейших событиях в её жизни, так что она всегда знала в дальнейшем, что в её жизни от Господа, а что - от лукавого. Среди гостей, прибывших на освящение храма, были Великие Князья. Встретив Марию, они дали ей приют и одежду, посылали еду со своего стола, которую она всю раздавала, питаясь одним хлебом. Через них она получила рекомендательное письмо, которое привело ее во Владычный Серпуховский монастырь.
  • На пути туда Мария заболела и нашла приют у хозяев убогой хижины, которые полюбили ее и уговаривали остаться у них. Хотела опять бежать тайно, но хозяин нагнал... и вручил две корзины припасов, которые она в основном раздала в дороге. С тех пор матушка всегда принимала все приношения, чтобы тут же раздать их нуждающимся.
  • В 1865 году странница смиренно вернулась в Смоленский Вознесенский монастырь, где стала послушницей
  • 1867 г. - её перевели в Серпуховский Владычный монастырь, где святитель Филарет Московский постриг её в рясофор с именем Павла. Очевидно, рясофорную послушницу Павлу посылали на обучение в Москву, где она в совершенстве овладела кулинарным искусством. Повествования об эпизодах её жизни той поры показывают великий труд по стяжанию духовного совершенства и иноческих добродетелей. Так, она молилась о том, чтобы старик-отец получил о ней весточку, и по ее молитве Михаил Коротков, принесший свою тревогу за исчезнувшую дочь великому Оптинскому старцу преподобному Амвросию, получил от него радость и утешение: издалека завидев гостя, Преподобный крикнул ему: «Твоя дочь жива и на хорошем пути!», однако предостерег от поисков, дабы не повредить ее духовному совершенствованию.
  • В 1871 году казначея Владычного монастыря тайная схимонахиня Алексия была назначена игуменией Спасо-Бородинской обители. На следующий год в Бородино была переведена и послушница Павла, и отныне жила здесь безвыездно. Главным её послушанием было готовить пищу; в монастырь часто приезжали высокие гости, и блюда, изготовленные для них, поражали их своей изысканностью, необычной даже для людей высшего света. Но эти кушанья матушка никогда даже не пробовала, а между тем всё было приправлено в меру: при выполнении своего послушания она усердно молилась Божией Матери.
  • Послушание было тяжким, отнимало много сил и здоровья и часто не позволяло пребывать в храме. Тем прилежнее молилась матушка при его исполнении - и часто получала духовное утешение. И в дальнейшем наставляла женщин, которые по своим домашним обязанностям вынуждены были пропустить храмовую службу, говоря, что для них спасительно молитвенное воспоминание о ней.
  • В 1885 году на второй седмице Великого поста послушница Павла была пострижена в мантию с именем Митродора. С тех пор ей отвели особую келью, а на кухне она работала уже приходящей и получила новое послушание - алтарное, которое приняла с радостью и благоговением, тем более что ее заранее известил о нем преподобный Феодосий. Само пребывание в святом алтаре было для неё несказанным утешением, - а длилось это послушание 18 лет. За благоговейное служение ей было дано видеть недоступное взору других, но говорила она об этом очень и очень скупо, только призывала всех к особому благоговению во время Литургии, потому что «небеса разверзаются».
  • Со смирением принимала матушка случаи, когда её отвлекали от алтарного послушания ради того, чтобы она готовила для высоких гостей. Так, в дни Бородинской годовщины ей выпало готовить для Государя, а государыня Александра Феодоровна пожелала после этого видеть старицу, поблагодарила её и попросила испечь для неё печенье, чтобы взять в Петербург.
  • Вне богослужения и келейного правила матушка вела душеполезные беседы, духом постигая, от кого может получить назидание, - от сестёр, от священников, от блаженных странников и от убогих. Много почерпнула она от преподобного Амвросия Оптинского. С особой любовью выполняла она еще одно послушание - чтение Псалтири по усопшим и поминание их, и говорила, что от этого «обоюдная духовная польза».
  • Близилось время великого пострига в схиму. Готовясь к нему, старица испытывала себя в схимных правилах; иногда она клала до 3000 поклонов.
  • Пострижение в великую схиму состоялось 17 ноября 1915 г. с наречением имени Рахиль. Схимницу Рахиль поставили заведовать богадельней. Она много трудилась, утешала и ободряла призреваемых и часто приуготовляла их к часу кончины, о котором у нее было знание.
  • Всякую помощь от молодых послушниц старица принимала с великой радостью, много благодарила и сама старалась облегчить труд своих помощниц. Она особенно любила убогих, увечных и страждущих, ухаживала за ними.
  • Ещё в рясофоре матушка вела беседы с богомольцами, проявляя дар прозорливости. Когда же она стала схимницей, к ней приходил народ во множестве, почитая ее особые духовные дары. Матушка этим поначалу смущалась, но сподобилась видения Божией Матери, в котором Пречистая сказала ей: «Я буду благословлять тобою благословляемых», - и смиренно приняла старчество как послушание, которое длилось 13 лет вплоть до ее блаженной кончины. Неукоснительно выполняя схимническое правило и принимая народ, матушка почти круглые сутки была на ногах. Единственным ее развлечением были прогулки в лес за грибами, которые она была мастерица искать.
  • Приём богомольцев тяготил старицу, и она подумывала о затворе, но получила свыше требование не оставлять старчества: ей явился преподобный Феодосий Печерский и сообщил, что страждущих посылает ей Сама Божия Матерь.
  • Это было в 1923 году, и с тех пор ещё возросли благодатные дары матушки Рахили. Откровения и благословения Царицы Небесной не оставляли ее. Но, опасаясь мирской славы, она никому не показывала в полноте своего духовного облика; тем немногим, которым она поведала и о чудесных посещениях, и о том, как сподобилась видеть Царство Небесное, она запрещала об этом рассказывать, - да так, что они физически не могли преодолеть этого запрета. Многочисленные нападения темных сил она твердо преодолевала, взывая к Богородице и кладя крестное знамение.
  • Благодатные дары прозорливости и чудотворения, получаемые матушкой Рахилью, неоднократно проявлялись при ее старческом окормлении приходивших к ней. Принимала богомольцев старица с большой любовью, обязательно усаживала за стол и кормила (готовила для них сама - простую еду, но удивительно вкусную и сытную). А вот праздно любопытствующих не принимала вовсе.
  • Не перечесть случаев, когда ее благословения и молитвы приносили облегчение страждущим; общение с матушкой дарило незабываемое ощущение близости к духовным радостям, внутреннего обновления. Обновленные получали от матушки столько, что и другим помогали встать на путь истины и покаяния. Руководя страждущими на пути покаяния, она постоянно указывала на непостижимую благость Божию, на Его бесконечное милосердие, говоря, что перед ним грехи человека - как горсть песка, брошенная в океан, и что благодать, данная в крещении, не отнимается; она как червонец, - пусть грязный, облепленный мусором, но по-прежнему золотой. Говорила она и о том, что Господь близок к каждому, что у многих сохраняются крупицы добра и любви, и если они не отступают от Бога, то могут надеяться на вечное спасение; разговаривая с посетителями, великая старица давала им понять, что и в миру спастись можно, вселяла надежду. К безбожникам же матушка советовала относиться мягко и с любовью, соболезнуя немирному состоянию их души.
  • Матушка Рахиль была очень маленькой, худенькой, но даже в весьма преклонные годы бодрой и неутомимой, с ясным сознанием и богатой памятью. Очень хорошо представляла себе положение дел в обществе, поэтому советы её были особенно меткими. Даже жившие с ней бок о бок монахини не переставляли удивляться тому, насколько она была добра и ласкова, насколько неутомима в своем старческом служении. Она ежедневно начинала готовить обед для богомольцев в 3–4 часа утра (а до того времени молилась), и уже с семи принимала их и поила чаем. В середине дня садилась в кресло минут на 15 подремать. Питалась скудно, отказывая себе даже в селедке, которую очень любила; ела селедочную подливу с черным хлебом. Слабое здоровье и преклонный возраст до поры до времени никак не сказывались на её трудах, но к кончине своей матушка Рахиль готовилась заблаговременно и даже знала, что похоронят её (по указанию большевицких властей) за оградой, а не на монастырском кладбище.
  • Кончина преподобной Рахили была поистине блаженной: причастившись накануне Святых Таин, она, всё более ослабевая, напутствовала свою келейницу, наказывая ей быть странноприимицей и всех приходящих кормить, как при своей жизни, затем простилась с сёстрами-инокинями, долго молилась, приговаривая «я готовлюсь», а в конце твёрдо сказав «я готова», выпила два глотка святой воды, ещё помолилась Божией Матери - Боголюбской иконе, иконе своего пострига - и вскорости отошла. Это случилось в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года
  • Жизнеописание преподобной Рахили составил по ее благословению её духовный сын протоиерей Сергий Лебедев. Первые записи биографического характера он сделал со слов старицы в 1927 году. В 1934 году смерть о. Сергия прервала этот труд.
  • Прославлена как местночтимая святая Московской епархии 28 июля 1996 года.

Мария Михайловна Короткова, именуемая в православии как Рахиль Бородинская, была уроженкой Смоленской Губернии. Родилась Мария в 1833 году, в семье купца. С детства она была добросердечна к бедным, охотно помогала им и много молилась. Когда Марии исполнилось 14 лет, она посетила Киево-Печерскую Лавру и приложилась к мощам Феодосия Печерского. Мария молилась о своем решении пойти в монастырь и посвятить свою жизнь Господу. Сам Преподобный явил ей тогда свой образ.

В 17 лет Марию постиг несчастный случай и она заболела. В Болдинском монастыре, в который она отправилась молиться об исцелении, Мария дала обет монашеского пострига. Господь тотчас исцелил ее и она еще больше утвердилась в своем намерении.

Когда Марии исполнилось 18 лет, родители захотели отдать ее в жены посватавшемуся к ней купцу. Но Мария, помня о своем обете, тайно оставила отчий дом и пошла послушницей в Вознесенский монастырь. Отец, который любил дочь и был расстроен, отправился за ней, чтобы вернуть. Но получив разъяснения сестер о том, что Мария нуждается в его поддержке и благословении на этот духовный подвиг, смирился и одарил обитель щедрыми подношениями.

Через некоторое время Мария приняла решение уйти из монастыря. Паломничество монахини длилось несколько лет. Мария посещала храмы, монастыри, много молилась и помогала другим. Сама же святая ничего не просила для себя и жила в бедности, изредка принимая помощь людей. Организм ее и плоть были измождены, она вытерпела много телесных страданий.

Наконец, странствования Марии привели ее во Владычный Серпуховский монастырь. Там она была пострижена в рясофор и наречена Павлом. Постриг совершал святитель Филарет Московский. Через несколько лет ее перевели в Спасо-Бородинскую обитель, где Мария несла послушание до конца своих дней. Тяжко трудилась она на кухне, усердно молясь и получая утешение, когда не было возможности из-за многих дел посещать службу в храме.

В 1885 Марию постригли в малую схиму с именем Митродор и она получила послушание при святом алтаре. Иногда матушке приходилось готовить и на кухне для высоких гостей, так как в этом ей не было равных. Наконец, в 1915 году произошло главное событие в жизни Марии – постриг в великую схиму. Схимонахиню нарекли Рахиль. С тех пор она стала управлять богадельней. Матушка по-прежнему много трудилась и наставляла приходящих к ней на путь истинный. Сама Матерь Божия помогала и покровительствовала ей.

До самой кончины своей матушка Рахиль отказывала себе во всем, даже в маленьких радостях. Вела скромную и благопристойную жизнь. Она была бесконечно добра и трудолюбива, кормила всех, кто к ней приходил и помогала советом. Перед своей смертью, о которой матушка знала заранее, она много молилась и давала напутствия. Преподобная Рахиль причислена к лику святых в 1996 году.

Незадолго до своей блаженной кончины Старица говорила своим духовным чадам, сетовавшим о скорой разлуке с нею: «Кто меня будет помнить, того и я не забуду.

Приходите ко мне на могилку и вы получите облегчение и утешение, я и после смерти буду помогать». Слова Преподобной сбылись, и поныне все, с верою приходящие к её могилке, обретают помощь и исцеление от душевных и телесных недугов.

* * *

1. Монахиня Таисия, казначея Спасо-Бородинского монастыря рассказывает:

«С лета 1992 года я очень страдала болями в области поясницы и уже собиралась ложиться в больницу. На могилке старицы Рахили я всегда усердно молилась об исцелении. В ноябре того же года нашу обитель посетили паломники с Иерусалимского подворья в Москве, среди которых оказалась опытный врач, которая спросила, не нужна ли кому-либо из нас медицинская помощь. Я рассказала ей о своей болезни, и она удивительно быстро вылечила меня.

Страдая сильными головными болями, я положила под подушку траву с могилки старицы и по прошествии некоторого времени заметила, что боли утихли. С тех пор они меня больше не беспокоят».

* * *

2. Инокиня Евдокия того же монастыря рассказывает:

«Летом 1994 года у меня сильно болел зуб. Помолившись на могилке старицы Рахили, я взяла оттуда немного земли, положила в стакан, залила водой и прополоскала рот. Зуб перестал болеть. Но самое чудесное было в том, что когда больной зуб стали лечить в зубоврачебном кабинете, я не ощущала совершенно никакой боли, как будто мне сделали обезболивающий укол».

* * *

3. Другая инокиня Спасо-Бородинского монастыря очень скорбела о своих родителях, которые жили не в церковном браке, т.к. отец ее был против венчания. Неоднократно она уговаривала его, но он не соглашался. Года четыре эта инокиня усердно молилась об отце, а с лета 1992 года очень часто поминала его на могилке преп. Рахили. Спустя полгода, в начале февраля 1993 года, отец ее совершенно неожиданно согласился обвенчаться со своей супругой. Несомненно, что такая благая перемена произошла по молитвам Преподобной.

* * *

4. Послушница Ника рассказывает, что когда она несла послушание на просфорне, ей требовался целый день, чтобы испечь просфоры для трех Литургий. Это было очень утомительно, а печь приходилось часто. Она пошла на могилку преп. Рахили и попросила ее о помощи. После этого она заметила, что затрачивает всего полдня для выпечки количества просфор вдвое больше против прежнего.

* * *

5. Девятилетняя сестра одной послушницы летом потеряла в поле четки. Она очень плакала, и сестры посоветовали ей молиться преп. Рахили. Девочка помолилась Преподобной помочь ей, и совершенно неожиданно увидела у себя под ногами пропажу.

* * *

6. Все сестры Спасо-Бородинского монастыря, проходящие послушание на кухне, свидетельствуют о неизменной помощи им Преподобной в этом деле.

* * *

7. У некой Людмилы, имеющей дачу недалеко от Спасо-Бородинского монастыря, и часто посещающей его, супруг был холоден к вере, так что, привозя жену на богослужения, оставался за воротами монастыря. Людмила переживала за него и поделилась своей скорбью с одной сестрой, которая проводила ее на могилку Старицы и посоветовала молиться преподобной Рахили о муже. Людмила уговорила и супруга пойти туда. Он нехотя согласился, и с тех пор жена заметила в нем перемену к лучшему: он стал заходить в храм Божий и ставить свечи. Теперь эта чета искренне почитает Преподобную и постоянно благодетельствует святой обители. Приезжая в летний сезон на дачу, они щедро приносят в монастырь плоды из своего сада и собранные в лесу грибы.

* * *

8. Одна москвичка сообщила, что её мать чудесно исцелилась от кисты землёю, привезённой с могилки преп. Рахили.

* * *

9. Другая москвичка, некая Елена, рассказывает, что, оставшись без работы, долго не могла нигде устроиться. Приехав в Бородино, она слёзно молилась на могилке преп. Рахили. Через некоторое время её взяли на кухню в Донской монастырь, чем она была очень довольна, так как желала иметь именно такую работу.

* * *

10. В 1993 году одна молоденькая паломница Елена, ныне послушница Малоярославецкого монастыря, поздно вечером подошла к Спасо-Бородинской обители.

Все ворота были уже заперты, и не было никакой надежды попасть в нее. Она помолилась преп. Рахили, и совершенно неожиданно ворота открыла одна из сестер, ничего не знавшая о приходе девушки-паломницы.

* * *

11. Некий Алексей из г.Люберцы Московской области, усердный почитатель преп. Рахили, 10 октября 1996 года спешил на праздник Преподобной, как вдруг мотор его машины начал глохнуть, что грозило, в лучшем случае, опозданием. Но достаточно было ему произнести: «Вот как бесы преподобную Рахиль боятся!», – как мотор вновь заработал, и он со своими спутниками благополучно доехал до Бородино и так же благополучно возвратился домой, благодаря новую Чудотворицу.

Тот же Алексей рассказывал, что знает двух пожилых женщин, одна из которых землей с могилки преп. Рахили исцелилась от болезни глаз, а другая постоянно пользуется ею для облегчения боли в ногах.

* * *

12. Свиридов Алексей Иванович, 1969 г.р., 23 января 1996 года получил сильное обморожение обеих кистей рук, попал в больницу г. Москвы, где врачи сделали все возможное, чтобы ему помочь. Положение было критическое – молодому человеку грозила ампутация. Находясь в таком тяжелом положении он обратился к Богу. Вскоре наступило некоторое улучшение, но до окончательного выздоровления было далеко: раны немного зажили, но пальцы не двигались. В конце марта – в начале апреля Алексей с товарищем приехал в Бородино. Ему и раньше было знакомо это место, он чувствовал там присутствие благодати Божией, и поэтому его тянуло туда. Зайдя в монастырский храм, Алексей рассказал о своей болезни находившейся там послушнице. Она дала ему святое масло от Владимирской иконы Божией Матери и Живоносного Гроба Господня, посоветовав при этом пойти на могилку преп. Рахили, помолиться ей о помощи и взять немного земли с того места. Молодой человек все исполнил, но поскольку земля была еще покрыта снегом, то он подобрал небольшой металлический болтик, который и взял с собой, после чего они с другом уехали. Дома Алексей с верой помазал руки святым маслом, призывая в молитвах преп. Рахиль. Проснувшись на следующее утро он обнаружил, что у него стал двигаться один палец. А потом ему с каждым днем становилось все лучше и лучше. К Пасхе (Алексей посетил Бородино дней за десять до праздника) он уже мог работать руками.

После своего чудесного исцеления Алексей в знак благодарности преп. Рахили несколько раз приезжал в Спасо-Бородинский монастырь, где занимался ремонтом электроприборов.

* * *

13. В семье бывшего алтарника Смоленской церкви села Бородина не было детей. По словам врачей, их могло и вовсе не быть, из-за болезни его жены. Опечаленные супруги попросили одного знакомого священника отслужить молебен на могилке преп. Рахили о даровании дитяти. По молитвам Преподобной Господь очень скоро даровал им ребенка.

Родилась девочка, и счастливые родители назвали ее Рахилью.

* * *

14. Шофер Благочинного Рузского района продолжительное время страдал геморроем.

Из жития преп. Рахили он узнал, что она всем помогает, особенно тем, кто возьмет земли с ее могилки. Вскоре этому человеку представился случай посетить Бородино – надо было везти в монастырь Отца Благочинного. Попав туда, больной с глубокой верой поспешил на могилку Старицы, взял землицы с могилки Преподобной, насыпал в пакетик и, приехав домой, положил под подушку и вскоре получил полное исцеление от своего недуга.

* * *

15. Отец Георгий Романенко, назначенный указом Митрополита в Спасо-Бородинский монастырь, ехал к месту своего нового служения, но по причине ремонта метро, стал катастрофически опаздывать. Зная о многочисленных чудесах преп. Рахили, батюшка обратился к ней с молитвой: «Преподобная Рахиль, подтолкни меня, нерадивого!» После этого он заметил, что волнение его утихает, и в душе появляется покаянно-смиренное чувство своего недостоинства. При этом священник подумал, что если он опоздает на электричку и на службу, то в монастыре увидят, какой он есть на самом деле. В этом обращении к покаянию батюшка увидел первое чудо преп. Рахили, а второе состояло в том, что он против всякого ожидания успел на поезд и вовремя начал богослужение.

* * *

16. В одной московской семье около 4-х лет царили разлад и нестроение, т.к. муж оставил свою законную супругу и сына-инвалида, страдающего бронхиальной астмой.

Ребенок не слушался, отбивался от рук. Это горе привело жену в лоно Православия. Она нашла духовного отца, который наставлял ее терпеливо переносить эту скорбь, не отказываться от несчастного, заблуждающегося супруга, ненавидеть грех, но не человека, носящего на себе образ Божий, хоть и помраченный грехом. Женщина эта вела добродетельную жизнь, а муж продолжал грешить. Он не посещал храмов, не исповедовался и, тем более, не причащался.

И вот однажды знакомый священник-врач предложил этим людям посетитьСпасо-Бородинский монастырь, на что «семья» ответила согласием. Во 2-е воскресенье Великого Поста они были во святой обители на Литургии, за которой жена и ребенок приобщились Св.Тайн. После этого бедная женщина пошла на могилку преп. Рахили и просила ее о помощи, уже не веря, что что-нибудь может измениться в ее судьбе. Потом они поехали на источник, что у Колоцкого монастыря, а вечером отстояли Пассию в Бородино и отправились обратно в Москву. По приезде домой жена стала по обычаю прощаться со своим неверным супругом, но он, поставив вещи, вдруг сказал: «Вы – моя семья, я вас больше никогда не брошу, и постараюсь исповедаться в своих грехах. Не гони меня, я хочу остаться с вами.»

* * *

17. Москвичка Юлия Борисовна Давыдова посетила Бородино накануне дня Св.Троицы 1996 года, и усердно молилась на могилке Преподобной о дочери и о своём некрещёном неверующем супруге, который в то время искал работу. Прошла неделя. Муж Юлии Борисовны очень удачно устроился, благодаря чему получил возможность полностью обеспечивать семью, а через год он принял Св. Крещение и обвенчался со своей супругой. Семья Давыдовых воцерковилась, и по прошествии 2-х лет после своего первого посещения Бородина Юлия Борисовна поехала туда в составе паломнической группы благодарить Преподобную за чудесную и скорую помощь.

X. Канонизация преп. Рахили

5-6 марта 1996 года, в связи с непрекращающимся народным почитанием старицы Рахили, Синодальная Комиссия по канонизации святых во главе с Высокопреосвященнейшим Ювеналием, Митрополитом Крутицким и Коломенским, постановила причислить Бородинскую подвижницу к лику местночтимых святых. Это решение было одобрено Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В период подготовки к торжеству Прославления Преподобной Господь являл видимые знамения Своей милости, которые были отмечены сестрами обители. В течение всего июля-месяца над Бородинским монастырем время от времени вставала радуга. 28 июля 1996 года в самый день праздника погода была прекрасная.

Высокопреосвященнейший Митрополит Ювеналий возглавил торжественный акт прославления преп. Рахили, происходивший во Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря и совершил Божественную Литургию в сослужении многочисленного собора духовенства Московской Епархии, после чего священство и молящиеся отправились с крестным ходом на могилку Святой. Когда шествие приблизилось к месту упокоения Преподобной, легкое облачко закрыло солнце, осеняя всё благочестивое собрание.

Высокопреосвященнейший Владыка совершил молебен, освятил фундамент будущей часовни, и в этот момент солнечные лучи вдруг ярко осветили место закладки, крест, и икону преп. Рахили. Когда же Владыка Митрополит воздвиг икону Преподобной и осенил ею молящийся народ, в ясном небе трижды раздался гулкий раскат грома.

В течение весны и лета 1997 года часовня на могилке преп. Рахили была сооружена, а 10 октября (27 сентября ст.ст.) в день преставления Святой, Высокопреосвященнейший Митрополит Ювеналий освятил часовню. Теперь на месте упокоения преп. Старицы Рахили регулярно совершаются молебные пения сестрами монастыря и паломниками. Это святое место привлекает к себе богомольцев из разных уголков России, которые, не считаясь с расстоянием, едут сюда с верою и надеждой на помощь Преподобной.

Схи-мо-на-хи-ня Ра-хиль (Ко-рот-ко-ва) ро-ди-лась в бо-га-той ку-пе-че-ской се-мье в го-ро-де До-ро-го-бу-же Смо-лен-ской гу-бер-нии. С дет-ства она от-ли-ча-лась осо-бой на-бож-но-стью, лю-бо-вью к мо-лит-ве и па-лом-ни-че-ству к свя-тым ме-стам, стран-но- и ни-ще-лю-би-ем. Во вре-мя па-лом-ни-че-ства в Ки-е-во-Пе-чер-скую Лав-ру ей явил-ся пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий, бла-го-сло-вив-ший ее на мо-на-ше-ский по-двиг. Оста-вив су-е-ту и бо-гат-ства ми-ра, она по-ки-да-ет ро-ди-тель-ский дом и, укреп-ля-е-мая бла-го-сло-ве-ни-ем Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы на дев-ство, по-се-ля-ет-ся в 1861 го-ду в Свя-то-гор-ской Успен-ской пу-сты-ни Изюм-ско-го уез-да Харь-ков-ской гу-бер-нии. В 1867 го-ду Ма-рия (та-ким бы-ло имя бу-ду-щей ста-ри-цы в ми-ру) бы-ла пе-ре-ве-де-на в Сер-пу-хов-ской Вла-дыч-ный мо-на-стырь, от-ку-да в 1872 го-ду она пе-ре-хо-дит в Спа-со-Бо-ро-дин-скую жен-скую оби-тель и по-се-ля-ет-ся в ней до кон-ца жиз-ни.
На вто-рой сед-ми-це Ве-ли-ко-го по-ста, 13 мар-та 1885 го-да ря-со-фор-ная по-слуш-ни-ца Пав-ла (та-кое имя ей бы-ло на-ре-че-но при по-стри-ге свя-тым мит-ро-по-ли-том Мос-ков-ским Фила-ре-том) бы-ла по-стри-же-на в ман-тию с на-ре-че-ни-ем име-ни Мит-ро-до-ра, и вско-ре ей бы-ло да-но по-слу-ша-ние ал-тар-ни-цы. Непо-сред-ствен-но пе-ред этим на-зна-че-ни-ем ей во сне явил-ся пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий Пе-чер-ский, бла-го-слов-ляя при-нять из рук его ка-ди-ло, пол-ное жа-ра и фимиа-ма. Не раз мо-на-хи-ня Мит-ро-до-ра спо-доб-ля-лась ви-деть ан-ге-лов у Пре-сто-ла, бе-ло-го го-лу-бя над Свя-ты-ми Да-ра-ми, ей так-же да-но бы-ло ви-деть ду-хов-ное со-сто-я-ние ли-тур-ги-са-ю-щих свя-щен-ни-ков, что впо-след-ствии про-яви-лось в ее на-став-ле-ни-ях иере-ям и мир-ским лю-дям.
Мо-на-хине Мит-ро-до-ре бы-ло уже бо-лее се-ми-де-ся-ти лет, ко-гда в ви-де-нии Гос-подь явил ей неве-ро-ят-но боль-ших раз-ме-ров гроб со сто-я-щей в нем схим-ни-цей - это бы-ло ука-за-ние на при-ня-тие ею выс-ше-го мо-на-ше-ско-го чи-на. 17 но-яб-ря 1915 го-да мо-на-хи-ня Мит-ро-до-ра бы-ла по-стри-же-на в схи-му с име-нем Ра-хиль. Ко-гда она в по-сте и мо-лит-ве пре-бы-ва-ла в хра-ме по-сле по-стри-га, ей вновь яви-лась Ма-терь Бо-жия. По-сле при-ня-тия схи-мы ма-туш-ка Ра-хиль бы-ла на-зна-че-на стар-шей в бо-га-дельне.
Уже то-гда к схи-мо-на-хине Ра-хи-ли ста-ли об-ра-щать-ся за со-ве-том и на-став-ле-ни-я-ми сест-ры оби-те-ли и бо-го-моль-цы, а од-на-жды да-же по-про-си-ли бла-го-сло-вить их. Ста-ри-ца, сму-щен-ная этой прось-бой, всю ночь усерд-но мо-ли-лась, а под утро, за-дре-мав в крес-ле, в тон-ком сне уви-де-ла Ма-терь Бо-жию, Ко-то-рая бла-го-сло-ви-ла ее и ска-за-ла: "Все твои про-ше-ния о лю-дях бу-дут ис-пол-нять-ся. Я Са-ма бу-ду бла-го-слов-лять то-бою бла-го-слов-ля-е-мых". Это бы-ло бла-го-сло-ве-ние на по-двиг стар-честв, к ко-то-ро-му Гос-подь го-то-вил ее всю жизнь. Из мно-го-чис-лен-ных сви-де-тельств совре-мен-ни-ков из-вест-но о ее про-зор-ли-во-сти и чу-де-сах. Про-зор-ли-во про-ви-де-ла ма-туш-ка Ра-хиль и вре-мя сво-е-го от-ше-ствия из этой жиз-ни. 8 сен-тяб-ря 1928 го-да мно-гим свои по-се-ти-те-лям она ска-за-ла, что ви-дит-ся с ни-ми в по-след-ний раз. Она по-про-си-ла по-звать к се-бе мо-на-стыр-ско-го ду-хов-ни-ка от-ца Ан-дрея со Свя-ты-ми Да-ра-ми и при-об-щи-лась в по-след-ний раз. С это-го мо-мен-та она боль-ше ни-че-го не вку-ша-ла. Схи-мо-на-хи-ня Ра-хиль скон-ча-лась в пер-вом ча-су в но-чи с 9 на 10 ок-тяб-ря 1928 го-да. Как ста-ри-ца и пред-ска-зы-ва-ла, хо-ро-ни-ли ее в ка-нун празд-ни-ка По-кро-ва Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы на клад-би-ще за юго-во-сточ-ной сте-ной оби-те-ли.

Молитвы

Тропарь преподобной Рахили Бородинской

Яко маслина многоплодна возросла еси во обители Бородинстей, и процветши да-ровании исцелений и чудес, преподобная мати Рахиле, плод сторичный принесла еси, повелением Богородицы всеусердно ближнему послуживши, кротостию и лю-бовию многих на путь спасения наставляющи и добродетели научающи, тем же светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш, Его же моли спасти и просветити души наша.

Кондак преподобной Рахили Бородинской

Заповеди Господни исполнив, старчества Благодать восприяла еси, немощи немощных носящи, священна жертва принеслася еси, агнице кроткой тезоименита, исцелений реки и ныне источаеши, тем же мы, чада твоя, любовию притекающи вопием: преподобная мати Раxиле, моли Владыку Христа и Пречистую Матерь Его спастися душам нашим.

Молитва первая преподобной Рахили Бородинской

О незлобивая и кроткая, праведная старице, преподобная мати Рахиле, новая чудотворице и молитвеннице за род христианский! Се мы, грехми и треволненьми житейскаго моря обуреваеми, от глубины сердечныя взываем ти: не остави нас, немощных, печальных и унылых призрением милостивнаго твоего заступления!
Во дни земнаго жития твоего явилася еси болящим безмездная целительница, алчущим милостивая кормительница, заблуждшим наставница, скорбящим и обидимым утешительница милосердная и всем притекающим к тебе скорая помощница и чадолюбивая мати. И ныне вемы, яко дана тебе от Господа и Пречистой Богородицы благодать молитися за ны.
О верная слуго Христова, сторицею возрастившая данный тебе талант, уврачуй страсти душ и телес наших, укрепи в добродетели и настави на путь покаяния: умягчи наша злая и хладная сердца, да паче всего возлюбим Христа, в Немже и ближняго своего. Умоли Господа сил низпослати милость Свою многострадальному Отечеству нашему и святей обители сей, в ней же подвизалася еси, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: и тако достигнем в немятежное пристанище Небеснаго Царствия, идеже ты в незаходимей сияеши славе, воспевая со всеми святыми хвалебную песнь Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая преподобной Рахили Бородинской

О достоблаженная старице наша, преподобная мати Рахиле, недужных и скорбных скорая утешительнице и целительнице! Приими ныне моление недостойных чад твоих и донеси сей малый плод сердец и устен наших ко престолу Божию, да предстательством твоим низпослет нам Милосердный Господь щедроты Своя: подаст благоденствие Отечеству нашему и обители сей: избавит от труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани: недужным дарует исцеление, скорбящим утешение: гордых смирит, нерадивых к покаянию обратит, монашествуюших дух в горении к Богу укрепит: всем православным Христианом подаст, яже ко спасению потребная: наипаче же явит нам милость на Страшнем судище Своем и вселит в обители Небесныя со всеми святыми: Емуже подобает хвала и слава, честь и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.