Святой преподобный давид. Святой Давид Гареджийский – как вымаливают детей. Как вымаливают детей


Жития святых мужей
09.03.2010

(6 сентября)

Святой и преподобный Давид был прежде разбойником и, живя в пустыне Ермопольской , причинял много зла людям, многих убивал и был так злобен и жесток, как никто другой.

Под своим началом он имел более тридцати человек, разбойничавших вместе с ним. Однажды, сидя с ними на горе, задумался он о своей жизни и вспомнил, сколько зла и бедствий он причинил людям. Его объял страх. Он оставил всех своих напарников и пошел в монастырь.

Когда Давид постучался в ворота, вышел привратник и спросил его, чего он хочет.

Давид ответил:

— Хочу быть черноризцем.

Привратник пошел и сообщил об этом игумену. Игумен вышел к нему, но, видя, что он человек старый, сказал:

— Не можешь ты быть здесь, потому что братия много трудятся и живут в великом воздержании. Ты же иного нрава и заповедей монастырских не можешь исполнять.

Давид продолжал умолять игумена принять его в монастырь.

— Все, что прикажете мне, сделаю — говорил он, — только примите меня.

Игумен отказывался, Давид умолял:

— Знай, отче, что я — Давид, начальник разбойников. Пришел же к вам для того, чтобы оплакивать грехи мои. Если же ты не захочешь принять меня, то клятвенно обещаю вам, что пойду обратно, приведу с собой своих разбойников и всех вас перебью и разорю монастырь ваш.

Услышав такую угрозу, игумен принял Давида в монастырь и постриг его в иноческий чин.

И начал Давид подвизаться в воздержании и обучаться смирению. В скором времени он превзошел добродетелями прочих черноризцев в монастыре и стал служить всем на пользу своей жизнью и словом.

Однажды, когда Давид сидел в келии, ему явился архангел Гавриил и сказал:

— Давид, Господь простил грехи твои, и ты будешь отныне творить чудеса. Давид ответил ему:

— Не могу поверить, что так скоро простил мне Господь грехи мои, ибо они весьма тяжки и многочисленнее песка морского.

Архангел сказал на это:

— Я — Гавриил архангел, который не пощадил Захарию, когда тот не поверил словам моим, но связал язык его в наказание, чтобы он уверовал сказанному мной. Тебя ли пощажу? Итак, отныне ты будешь немым.

Давид поклонился и сказал ангелу.

— Когда я был разбойником, творил беззаконные дела и много проливал крови, тогда ты мне не связывал языка, не возносившего славы Богу. А теперь, когда я восхотел служить Господу и приносить Ему хвалу, ты связываешь язык мой, чтобы не произносить мне слов!

Ангел ответил:

— Говори, но только тогда, когда славишь Бога и молишься Ему во время правила, а остальное все время да будешь безмолвен.

Так сказав, ангел отошел от него. Давид восхвалил Бога о прошении своих согрешений. После этого он, по милости Божией, сотворил многие чудеса: слепым возвращал зрение, восставлял хромых, исцелял бесноватых. В церкви он воспевал благость Божию в молитвах, но никаких других слов за ее стенами произнести не мог. Таким образом он прожил много лет всем в назидание и мирно преставился ко Господу в преклонных летах.

Рассказать друзьям:

Зарегистрируйтесь или зайдите под своим логином чтобы оставить комментарий или оценить запись.
Регистрация займет у вас несколько секунд.
Если вы зашли под своим логином, но видите это сообщение, обновите страницу.

Пре-по-доб-ный Да-вид Га-реджий-ский при-шел по по-ве-ле-нию Бо-жи-ей Ма-те-ри в Гру-зию из Си-рии в се-ре-дине VI ве-ка вме-сте с пре-по-доб-ным в чис-ле его 12 уче-ни-ков.

В пер-вое вре-мя свя-тые от-цы по-се-ли-лись на го-ре Зе-да-зе-ни, неда-ле-ко от Мц-хе-ты. Через 3 го-да пре-по-доб-ный Иоанн разо-слал сво-их спо-движ-ни-ков в раз-ные кон-цы Гру-зии. Пре-по-доб-ный Да-вид со сво-им уче-ни-ком Лу-ки-а-ном по-се-лил-ся в окрест-но-стях Тби-ли-си на го-ре Мта-Цмин-да («Свя-тая Го-ра»).

На-до ска-зать, что са-ма Гру-зия бы-ла кре-ще-на бо-лее чем за 200 лет до это-го свя-той Ни-ной.

Но за всю ис-то-рию Гру-зии она ис-пы-ты-ва-ла силь-ное дав-ле-ние со сто-ро-ны Пер-сии. Бы-ло мно-же-ство на-ше-ствий пер-сов, Гру-зия под-вер-га-лась опу-сто-ше-нию, по-жа-рам. Мно-гое вре-мя на-хо-ди-лась в осад-ной за-ви-си-мо-сти от са-мих пер-сов.

Ес-ли сна-ча-ла пер-сы пы-та-лись хри-сти-ан-ство вы-тра-вить ме-чом, то по-том ста-ли дей-ство-вать весь-ма хит-ро. Они ста-ли всю-ду на-саж-дать маз-де-изм, то, что в про-сто-на-ро-дье у нас на-зы-ва-ет-ся ог-не-по-клон-ством. И тем ре-мес-лен-ни-кам, куп-цам ко-то-рые при-ни-ма-ли маз-де-изм, пер-сы да-ва-ли мно-же-ство все-воз-мож-ных льгот.

До-шло до то-го, что ка-пи-ща ог-не-по-клон-ни-ков ста-ли рас-по-ла-гать-ся пря-мо око-ло вхо-дов в хри-сти-ан-ские хра-мы.

По-то-му при-ход от-цов-си-рий-цев в Гру-зию мож-но на-звать вто-рым кре-ще-ни-ем.

Каж-дый чет-верг пре-по-доб-ный спус-кал-ся в го-род и на-став-лял жи-те-лей в ос-но-вах хри-сти-ан-ской ве-ры. Мно-гие жи-те-ли ста-ли воз-вра-щать-ся в ло-но хри-сти-ан-ской Церк-ви. Есте-ствен-но, жре-цам-ог-не-по-клон-ни-кам это не нра-ви-лось, и жре-цы под-ку-пи-ли од-ну пад-шую де-ви-цу, чтобы она окле-ве-та-ла пре-по-доб-но-го, чтобы она на-зва-ла его ви-нов-ни-ком ее гре-ха.

Бу-дучи вы-зван жи-те-ля-ми на суд, пре-по-доб-ный по-до-шел к этой де-ви-це и, кос-нув-шись по-со-хом ее чре-ва, спро-сил: «Я ли твой отец?» Из утро-бы раз-дал-ся го-лос: «Нет», и был на-зван ис-тин-ный ви-нов-ник ее па-де-ния. И по-сле это-го на гла-зах удив-лен-но-го на-ро-да она ро-ди-ла ка-мень.

В па-мять о та-ком див-ном небес-ном за-ступ-ни-че-стве пре-по-доб-ный ис-про-сил у Гос-по-да на той го-ре це-леб-ный ис-точ-ник, к ко-то-ро-му до сих пор при-бе-га-ют гру-зин-ки в сво-их жен-ских немо-щах.

По-сле это-го пре-по-доб-ный Да-вид вме-сте с Лу-ки-а-ном по-ки-ну-ли окрест-но-сти Тби-ли-си и уда-ли-лись на юго-во-сток в пу-стын-ную мест-ность Га-реджи. Здесь по-движ-ни-ки ис-ко-па-ли се-бе в го-ре ке-лии и по-се-ли-лись в них. Поз-же око-ло них ста-ли се-лить-ся и дру-гие пу-стын-но-жи-те-ли и об-ра-зо-ва-лась зна-ме-ни-тая .

Неза-дол-го до сво-ей кон-чи-ны пре-по-доб-ный Да-вид от-пра-вил-ся для по-кло-не-ния на Свя-тую Зем-лю. И вот, взой-дя на го-ру, с ко-то-рой уже от-кры-вал-ся вид на Свя-той Град, пре-по-доб-ный ска-зал сво-им спут-ни-кам, что он не до-сто-ин сво-и-ми но-га-ми топ-тать те ме-ста, где сту-па-ла но-га Спа-си-те-ля.

Он по-про-сил по-мо-лить-ся за него у Гро-ба Гос-под-ня, а сам с мо-лит-вой взял с зем-ли три кам-ня, по-ло-жил их в ко-том-ку и по-вер-нул об-рат-но. В это вре-мя иеру-са-лим-ско-му Пат-ри-ар-ху явил-ся Ан-гел, ко-то-рый ска-зал, что воз-люб-лен-ный Бо-жий Да-вид за-брал всю бла-го-дать Гро-ба Гос-под-ня, и ве-лел сна-ря-дить ско-ро-хо-да, ко-то-рый за-брал бы у Пре-по-доб-но-го два кам-ня.

Тре-тий же ка-мень пре-по-доб-ный при-нес в свою лав-ру, и он со-хра-нил-ся до на-сто-я-ще-го вре-ме-ни. Сей-час он хра-нит-ся в со-кро-вищ-ни-це но-во-го Тро-иц-ко-го ка-фед-раль-но-го со-бо-ра в Тби-ли-си.

Скон-чал-ся пре-по-доб-ный Да-вид, при-ча-стив-шись Свя-тых Да-ров, 7/20 мая 604 го-да в чет-верг по Воз-не-се-нии. По-это-му па-мять его и со-вер-ша-ет-ся в этот день, а 7/20 мая со-вер-ша-ет-ся па-мять всех 13-ти от-цов-си-рий-цев.

Молитвы

Тропарь преподобному Давиду Гареджийскому

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́, и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Дави́де о́тче наш, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Давид, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Ин тропарь преподобному Давиду Гареджийскому

По́двигов по́том срастворе́ннаго пото́ками сле́з, ны́не в моле́нии предстои́ши Го́сподеви на́шему, я́ко слеза́ми се́ял и ра́достию пожина́еши плоды́, в пусты́не возрожденные. О, Дави́де, сия́ние ми́ра и предста́телю ду́ш на́ших.

Перевод: Потом подвигов, растворенным с потоками слез, сейчас в молении ты предстоишь Господу нашему, так как слезами сеял и с радостью пожинаешь плоды (), возрожденные в пустыне. О Давид, свет миру и заступник душ наших.

Кондак преподобному Давиду Гареджийскому

От сири́йских исто́чников возше́л еси́, звездо́ пресве́тлая, и пусты́ню Гареджийскую сия́нием Ду́ха озари́л еси́; я́ко прише́ствием свои́м и́ноческий рай соде́лал еси́, произрасти́в в пусты́не слове́сный вертогра́д. Сего́ ра́ди не оставля́й храни́ти его́, Дави́де возлю́бленный.

Перевод: От сирийских источников ты взошел, преяркая звезда, и пустыню Гареджийскую озарил ты сиянием Духа, так как приходом своим ты создал монашеский рай, вырастив в пустыне духовный сад. Потому не переставай сохранять его, Давид возлюбленный.

Ин кондак преподобному Давиду Гареджийскому

От Междуре́чия взоше́л еси́, звездо́ всесве́тлая, и преше́л в пусты́ню Гареджи, и отону́ду явле́нием твои́м, я́ко ра́й, от насажде́ний святы́х прозяба́ют насажде́ния слове́сныя, о ни́хже не преста́й моли́теся, Дави́де блаже́нне.

Перевод: От Междуречья ты взошел, преяркая звезда, и пришел в пустыню Гареджи, откуда, благодаря явлению твоему, как в раю, от святых насаждений произрастают духовные насаждения, о них же не переставай молиться, Давид .

Молитва преподобному Давиду Гареджийскому

О, всесве́тле, богохва́льне а́вва Дави́де, свя́тче Бо́жий! Ты си́лою блага́го Законоположи́теля яви́лся еси́ нам, ко́знями лука́ваго свя́занным и обурева́емым, я́ко наста́вник в покая́нии и помо́щник в моли́тве. Того́ ра́ди дано́ тебе́ мно́го даро́в благода́ти и чудотворе́ния, разреше́ния грехо́в на́ших и прегреше́ний оставле́ние, боле́зней исцеле́ние и диа́вольских наве́тов отгна́ние. Те́мже твое́ю оте́ческою ми́лостию в богоца́рственном разуме́нии, многотру́дными моли́твами и моле́ньми твои́ми, наипа́че же непреста́нным твои́м заступле́нием о нас, да возста́вит Госпо́дь Бог ны, во грех впа́дшия, си́лою Свое́ю непобеди́мою на вся́каго ви́димаго и неви́димаго врага́, да́бы благодаря́ще соверша́я святу́ю па́мять твою́, жела́нием возжела́ли мы покланя́тися Преве́чному Бо́гу в Тро́ице Еди́ному, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобный Давид, игумен Вознесенский, Серпуховской чудотворец, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи юношей, чуть более двадцати лет от роду, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Этот монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году. Он был обильным вертоградом иночества и христианского просвещения, из него вышли многие светильники русского монашества. Преподобный Пафнутий являлся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником Преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов Преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы.

Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который как великое светило сиял тогда святостью своей жизни и духовными дарованиями. Устройство монастыря было общежительным. Игумен подавал пример братии. Они видели «труды и злострадания, подвиги же и посты, и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистой Богородице известную надежду, Ея же и всегда имеяше упование в уме во устех языку пишу. Сего ради и благодати Божия сподобися, еже хотящая быти прозирати и сердечные тайные помыслы братии поведати, еше же и болезни исцеляти, и Бога и Пречистая Богородицы, приимаше, и бяше во истину далече от человек [тогдашнего] века всеми обычаями. Бяше же щедр и милостив, егда подобает; жесток же и напрасен, егда потреба»,- говорит преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, в одно время подвизавшийся с преподобным Давидом. Этим примером и богомудрыми советами руководствовался Давид в прохождении жития иноческого. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке.

После преставления своего учителя, преподобного Пафнутия, преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волоцкого. Преподобный Иосиф двадцатилетним юношей пришел в Боровск и 13 февраля 1460 года, приняв монашеское пострижение от руки преподобного Пафнутия, семнадцать лет жил с ним в одной келье. Блаженный старец, провидя близкое свое отшествие ко Господу, предложил Иосифу быть его преемником по управлению обителью. Преподобный Пафнутий преставился 1 мая 1477 года. После него Иосиф управлял обителью с 1477 по 1479 год. Он намеревался ввести в Боровской обители самое строгое общежитие, но встретил несогласие на то со стороны иноков, кроме семерых, поэтому удалился от ропота и оставил на время свою обитель, чтобы лично осмотреть устройство других монастырей.

По возвращении из своего путешествия он решился навсегда покинуть Пафнутиев монастырь и основать обитель по своему желанию, для чего с семью преданными ему иноками удалился в знакомые леса волоколамские, где основал свою знаменитую обитель, в которой и скончался 9 сентября 1515 года. Духовную связь с этим великим и просвещенным подвижником преподобный Давид не прерывал до самой его смерти. Продолжительное время подвизался преподобный в Пафнутиевой обители.

В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности на берегу реки Лопасни в древней Хатунской волости, куда и пришел 31 мая 1515 г. с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Преподобный Иосиф 15 августа 1515 года, незадолго до своей кончины, посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в Слове Божием.

19 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни.

Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Записей о чудесных явлениях милости Божией по молитвам преподобного не сохранилось. Но о том, что эти явления были, свидетельствуют рассказы жителей окрестных селений.

Серпуховской купчихе Окороковой, страдавшей весьма трудными родами, преподобный Давид явился во сне и обещал исцеление, если она посетит его обитель и отслужит при раке его панихиду. По благополучном разрешении от бремени благодарная женщина была в пустыни и рассказывала служившим панихиду о дивном ей явлении преподобного.

В 50-х годах ХIХ столетия в бытность свечником Давидовой пустыни старца высокой духовной жизни иеродиакона Венедикта пришел в обитель крестьянин Подольского уезда и просил отслужить панихиду по преподобном Давиде. Служившему иеромонаху крестьянин рассказал следующее: «Около семи лет страдал я расслаблением и без посторонней помощи не мог ни двинуться, ни приподняться.

Почти наяву явился мне преподобный Давид, высокий седой старец, в монашеском одеянии с посохом в руках, и приказал идти в Давидову пустынь, отслужить по нем панихиду, обещая исцелить меня от болезни. «Батюшка, – говорю – с радостью бы пошёл, но не только идти, а и приподняться не могу, да и не знаю, где эта пустынь». Старец ударил меня по ногам жезлом, велел идти в Подольск и стал невидим. Тут я, к великой радости, почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним. Невзирая на уговоры сына и других родных отложить это намерение, стал собираться в путь. Наскоро приладили костыли, хотя и не мог ими пользоваться за невозможностью встать на ноги. Сын проводил меня до деревенской околицы, все расстояние до которой я полз с великим трудом.

Тут сделалось что-то такое, будто всего меня прострелило, и я почувствовал, что силы мои крепнут, попробовал стать на ноги и – чудо! – с помощью костылей встал уже и пошел, хотя еле-еле, на ногах. Чем дальше шел, тем силы больше укреплялись. Под Подольском добрые люди рассказали, как найти дорогу в пустынь. И вот с Божией помощью, молитвами батюшки, преподобного Давида, и в пустынь дошел, и в костылях уже более не нуждаюсь».

Престарелой девице-дворянке из Подольского же уезда явился преподобный Давид и говорит: «Что ко мне не побываешь?» Явившийся стал невидим, а девица недоумевала, кто бы это мог быть. Вскоре ей пришлось быть в Москве и зайти в часовню Спасителя, принадлежащую Давидовой пустыни. Случайно увидав тут печатное изображение преподобного Давида, она узнала в нем явившегося и стала спрашивать, чье это изображение? Когда ей было сказано служащими при часовне, что это изображение основателя Давидовой пустыни преподобного Давида, она рассказала о явлении ей, узнала о дороге в пустынь и, действительно, вскоре приехала в монастырь и, отслуживши панихиду, рассказывала всем о бывшем ей явлении.

Более пятидесяти лет подвизался в монашестве преподобный Давид, стяжал многие духовные дарования и был, как говорит летопись, «отцом и кормильцем всего окрестного населения». Память его совершается (по новому стилю) 2, 31 октября и 23 мая (обретение мощей).

Тропарь, глас 4 :

Возне́слся еси́ смире́нием свои́м над ми́ром, о́тче Преподо́бне,/ доброде́тельми победи́в злоко́зненнаго врага́,/ чистото́ю жития́ просия́в, я́ко со́лнце второ́е,/ мно́гия лю́ди ко спасе́нию приводя́./ Те́мже моли́ Христа́ Бо́га, Преподо́бне о́тче наш Дави́де,/ дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость,// и спасе́ние душа́м на́шим.

Молитва преподобному Давиду Гареджийскому

О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Давиде отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4:

Подвигов потом сраствореннаго потоками слез, ныне в молении предстоиши Господеви нашему, яко слезами сеял и радостию пожинаеши плоды, в пустыне возрожденные. О, Давиде, сияние мира и предстателю душ наших.

(† 1529?), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Серпуховской. Основатель Давидовой в честь Вознесения Господня муж. пуст. О святом повествуют предания, зафиксированные в лит-ре начиная с XIX в., имеются краткие сведения в святцах и синодиках.

Исследователи XIX в. критически относились к преданию о знатном происхождении Д.- о том, что до пострига он был дьяком вел. кн. Василия III Иоанновича Даниилом Васильевичем Мамырёвым или же кн. Даниилом Ивановичем Вяземским (Токмаков . С. 6-7). По преданию, Д. в молодых годах поступил в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , где принял монашеский постриг от прп. Пафнутия Боровского († 1477). При постриге подвижник был назван в честь прп. Давида Солунского. Спустя нек-рое время Д. с 2 монахами и 2 мирянами оставил Боровскую обитель, взяв с собой икону Богоматери «Знамение» с предстоящими преподобными Петром и Онуфрием Афонскими, пророками Аввакумом и Даниилом (впосл. эта икона находилась в келье святого).

Согласно записи в монастырском синодике 1602 г., в XIX в. хранившемся в ризнице Давидовой пуст. (см.: Вознесенская Давидова пустынь Серпуховского у. С. 3-4, 56-57), 31 мая 1515 г. преподобный со своими спутниками поселился в пустынной местности на берегу р. Лопасни в Хатунской вол., принадлежавшей кн. Василию Семеновичу Стародубскому, сыну кн. Семена Ивановича Можайского (кн. Василий Семенович Ряполовский мних упом. в разрядных книгах в 1492-1507 гг. (Зимин А . А . Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети ХVI в. М., 1988. С. 42). Впосл., судя по прозвищу, князь, вероятно, принял монашество. Т. о., пустынь на его землях могла быть основана ранее даты, указанной в синодике,- в 1492-1507). На выбранном месте отшельники воздвигли кельи и деревянные церкви: в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы и трапезную ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

Об иноческих трудах Д. известно очень мало. Считается, что преподобный посадил первые деревья в липовой роще за стеной пустыни. Согласно преданию, незадолго перед кончиной прп. Иосиф Волоцкий († 9 сент. 1515) посетил Давидову пуст. на праздник Успения Богоматери. Это событие запечатлено в совр. росписи монастырского трапезного храма в честь Всех святых. Возможно, духовная дружба Д. и прп. Иосифа зародилась еще в Боровском мон-ре (до ухода из него прп. Иосифа в 1479).

В монастырском синодике 1602 г. кончина Д. отнесена к 19 сент. 1529. В одном из списков «Описания о российских святых» сообщается, что «преподобный Давид строитель, ученик Пафнутьев, преставися в лето 6995 (1483/84) июня в 26 день» (Барсуков . Источники агиографии. Стб. 144). Однако 26 июня - день памяти прп. Давида Солунского, в честь к-рого Д. принял монашеское имя, а указанный год как дата смерти Д. маловероятен. По др. сведениям, приводимым в иконописных подлинниках и агиографической лит-ре XIX в. (напр., у архим. Леонида (Кавелина) , М. В. Толстого , Н. П. Барсукова), преподобный скончался 18 окт. 1520. Очевидно, в этот день праздновалась память святого в XIX в., но на чем основана эта дата, неясно.

Д. был погребен на территории пустыни, впосл. над его захоронением была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение», о к-рой в монастырской описи XVII в. говорится: «В той же часовне опочивает преподобный отец Давид под спудом, на гробнице покров: сукно черное, среди крест серебреный» (Холмогоров В ., Холмогоров Н . Ист. мат-лы о церквах и селах XVII-XVIII ст. М., 1889. Вып. 7. С. 140-141). В 30-х гг. XVIII в. над местом погребения преподобного вместо деревянной часовни была сооружена колокольня, под к-рой в 1740 г. устроена ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1867-1870 гг. на месте разобранной колокольни со Знаменской ц. был возведен новый храм с тем же посвящением. В XIX в. велась запись чудотворений по молитвам к преподобному (Прп. Давид Серпуховский. С. 6, 8; Токмаков . С. 4-5).

23 мая 1997 г. по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) произошло обретение св. мощей Д. Ныне они почивают в раке в монастырском Знаменском храме. Дни памяти Д. в основанной им пустыни совершаются 2 и 31 окт., 23 мая (память обретения мощей в 1997), 26 июня празднуется день тезоименитства Д. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Московских святых, празднование к-рому было установлено в 2001 г.

Служба и акафист Д. были составлены первым настоятелем возрожденной Давидовой пуст. архим. Германом (Хапугиным; настоятель в 1995-2005). Служба начинается с малой вечерни, в конце к-рой наряду с тропарем святому приведен также тропарь на обретение мощей Д. Канон службы имеет акростих: «Достодолжную похвалу приносит преподобному Давиду недостойный Герман». В службе святой прославляется за монашеские подвиги и добродетели, подчеркивается его духовное родство с преподобными Пафнутием Боровским и Иосифом Волоцким, прославляются цельбоносные мощи святого. Д. посвящен храм на подворье Давидовой пуст. в с. Талеж, построенный в 1997 г.

Ист.: Житие и акафист прп. Давиду, игумену обители Вознесения Господня, Серпуховскому чудотворцу / Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003.

Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 1; СИСПРЦ. С. 72; Строев . Списки иерархов. Стб. 235; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 143, 144; Описание о российских святых. С. 230; Леонид (Кавелин) . Св. Русь. С. 152-153; Зверинский . Т. 2. С. 121; Токмаков И . Ф . Ист.-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892; Голубинский . Канонизация святых. С. 321; Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Московской губ.: Кр. ист. очерк. К 400-летию ее существования (1515-1915 гг.). М., 1915; Прп. Давид Серпуховский и основанная им Вознесенская пуст.: (К 400-летию ее основания. 1515-1915). Серг. П., 1915; Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003р; Ефремов А . Обитель прп. Давида // Моск. журнал. 1992. № 1. С. 42-44; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность / Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 20042.

Архим. Макарий (Веретенников)

Иконография

Известно, что существовали иконописные изображения Д. По описи 1745 г., в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» над местом погребения святого - «образа Вознесения Господня и преп. Давида с венцем серебряным. Образа и покров - старые» (Виноградов . С. 36). Однако не уточняется, был ли это образ Д. или его тезоименитого святого - прп. Давида Солунского. В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. Д. упомянут под 18 окт. без описания внешнего облика (РНБ. Погод. 1931. Л. 50).

Поясной образ святого был включен в программу росписи 70-х г. XIX зап. части храма Христа Спасителя, возле композиции «Сретение Владимирской иконы Божией Матери». В группе подвижников XVI в. он представлен в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-е гг. XX в.).

В часовне Всемилостивого Спаса у Москворецкого моста (принадлежала Давидовой пуст.) находилось печатное изображение Д. (сер. XIX в.). Одна из литографий с фигурой преподобного в виде старца с округлой бородой средней длины, в мантии, епитрахили и куколе (левая рука на груди), на фоне монастырских построек опубликована в 1892 г. (см. илл. в кн.: Токмаков . Между с. 2 и 3). Основой для многочисленных икон и росписей кон. XX - нач. XXI в. стал иконописный образ Д., воспроизведенный в 1915 г. (Виноградов . С. 10). Святой, сухощавый, немного смуглый, с седой, острой на конце бородой, представлен в рост, фронтально, облачен в рясу, мантию и схиму с куколем на голове, в правой руке - игуменский посох, в левой - свиток.

В кон. XX - нач. XXI в. для Давидовой пуст. написаны иконы Д. разных изводов - ростовые и поясные изображения преподобного в виде старца с длинной седой бородой, в монашеском одеянии и в куколе, с благословляющей десницей и посохом (у раки - под образом Вознесения Господня, 1998), или с посохом и свитком (мозаика на зап. стене Вознесенского собора с внешней стороны, 2002-2003). Иконы выполнены как в канонической древнерус. стилистике, так и в традициях академической живописи и поздней иконописи. На иконе 2003 г. из местного ряда иконостаса собора Всемилостивого Спаса святой изображен фронтально в рост на фоне обители (на свитке текст: «Братия моя, всех молю имейте страх Божий и чистоту душевную»), на неск. иконах 1999 г. (ризница мон-ря, частное собрание) Д. представлен с непокрытой головой, в молении Богородице (тип «Знамение») в облачном сегменте, с панорамным видом обители в нач. XX в., на полях - преподобные Герман Аляскинский и Пафнутий Боровский. На крышке раки Д. находится его образ в схиме, с закрытыми глазами и сложенными на груди руками (1999).

На зап. стене трапезного храма Всех святых Давидовой пуст. в росписях 2003 г. изображены: Д. на коленях молится накануне основания обители пред иконой Божией Матери «Знамение» (висит на стволе дерева, за спиной Д.- 2 монаха и 2 «простых мужа»); посещение Давидовой пуст. прп. Иосифом Волоцким и беседа с Д. (во время трапезы прп. Иосиф благословляет и поучает братию). Икона Д. с 16 клеймами жития, написанная в 2001 г. для иконостаса Вознесенского собора, содержит традиц. порядок клейм от рождества святого до посмертных чудес и обретения св. мощей.

Лит.: Токмаков И . Ф . Историко-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892. Ил.; Виноградов Н . П ., диак . Вознесенская второкл. общежит. Давидова пуст. Серпуховского у. Московской губ.: Кр. ист. очерк с рис. (1515-1915 гг.). М., 1915. С. 10, 11, 36; Мостовский М . С . Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 84; Маркелов . Святые Др. Руси. Т. 2. С. 91-92; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 20042. С. 2, 7-8, 24, 32-33.

И. А. Волков