Святые отцы о благовещении. Благовещение пресвятой богородицы. Преподобный Иоанн Дамаскин

На вопрос "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" заданный автором Двутавровый лучший ответ это Во враче нуждаются не здоровые, а больные. Тому, кто безгрешен, не в чем каяться. Они уже и так призванные.

Ответ от ExE [гуру]
Когда Иисус Христос спустился в ад, он перекрестил ворота в ад и отпустил грешников. Я так понимаю это


Ответ от Ольга Дмитриева [гуру]
Иисус пришел для того что бы дать шанс каждому. У праведников и так все хорошо. А вот дать шанс грешнику....


Ответ от Простонать [гуру]
По-моему. всё предельно ясно. Те, кто считает себя праведным, самоправедным, думают, что не нуждаются в покаянии. Человек, считающий себя грешником, понимает, что заслуживает наказания за свои грехи. Иисус снимает с него вину за его преступления и грехов не помянет более. Подтверждением служат стихи о мытаре и фарисее (Лук. 18:10-14) и слова Иисуса: "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Матф. 5:20).


Ответ от Посошок [гуру]
ну и так все ясно, новый завет хоть прочитай и все поймеш


Ответ от Вадим Волобуев [гуру]
Обалдеть, как люди сами себя уважают! Да для грешников Он пришёл! Кто "свят" и без Него, тот и будет без Него отчитываться за свою "святость".


Ответ от Ангел Дьявольский [гуру]
Он имел в ввиду, что даже и праведники, хоть и считают себя таковыми, но все равно являются грешниками.


Ответ от Відок [гуру]
праведником стать - очень тяжело, а вот грешником - раз плюнуть, так вот и Иисус дает каждому шанс...


Ответ от Sergiy [гуру]
К покаянию годен только тот, кто видит свои грехи, видит свою нищету духа и поэтому считает себы грешником, т. е. несовершенным по сравнению с его имтинным Я.Т. е. тьакие считают себя больными.В отношении таких сказано, что больные нуждаются во враче, но не здоровые.Кто в своем самомнении не видит свои несовершенства и считант здоровым, тому не поможешь.Человек должен научиться распознавать истинныеценности от преходящих, низшее от высшего, слелать сознательный выбор и практически утверждать.Только такому можно помочь.Часто такие оценки не совпадают с представлениями о человеческой хорошести и респектабельности.Учителей интересует пригодность к эволюции, т. е. накопления о которых Христос сказал - "не собирайте богатств на земле, но на небе "Но чтобы увиднеть и осознать себя таким нужно распознавание, которое зависиит от накоплений прошлых воплошений.1967 г. 455. (Авг. 10). Прежнее, устаревшее, клерикальное деление на праведников и грешников отменяется. Если человек безусловно полезен для Эволюции, его можно отнести в стан служителей Света, если вреден – тьмы. Деление людей пойдет по светотени. Если, несмотря на кажущиеся недостатки, светлые излучения в ауре его преобладают, – это сотрудник Света, если преобладают темные излучения – это служитель тьмы, сознательный или бессознательный. Внешняя хорошесть и добродетельность значения не имеет. Ценность человека определяется его космическим паспортом, то есть снимком его ауры. Этот паспорт подделать нельзя. Какие бы кажущиеся достоинства ни имел человек и как бы добродетелен он ни был, если он вреден для Эволюции и если излучения ауры его темные, он причисляется к врагам Света, сознательным или бессознательным. Слишком много лицемерия в жизни и слишком много лжи. Настает время, когда всех прикрывающихся придется выставить в их истинном свете и сорвать маски."1960 г. Май 8. Если лучшее, что в нас есть, побеждается худшим, какая в нем польза от того, что оно лучшее. Только победное лучшее хорошо. Много хороших, но никчемных людей коптят землю и небо. Не они соль земли. У Нас хорошесть человека расценивается иначе. Пусть будет он даже плох, но полезен для эволюции – вот Наш критерий хорошести. Плохость и хорошесть относительны. И надо, чтобы дух восходил независимо от того, плох человек или хорош. Восхождение может включать в себя: расширение сознания, приобретение опыта жизни, утверждение нужных качеств духа или свойств, или труд, полезный для Общего Блага. И не всегда может судить сам человек, восходит он или нисходит. Порой среди самых блестящих условий земных и кажущихся достижений совершается нисхождение духа, а порою – и наоборот. Судить предоставьте Нам, отдав Мне Мою печаль и Мою радость за вас. Ваш путь к Свету, который Мы несем людям. Значит, путь только с Нами – всегда, везде и во всем.... "Грани АЙ"Вы лишь увидели, что у Беннета были немытые руки, нечищеные ногти, что он употреблял грубые слова и вообще для вас имел непривлекательный вид. Но если такого сорта вещи являются вашим критерием морального превосходства иди потенциальной силы, то сколько адептов или чудеса творящих лам выдержат в ваших глазах испытание? Это часть вашей слепоты. Если бы Беннету предстояло умереть в эту минуту – я применю христианскую фразеологию, чтобы вы лучше меня поняли – мало более горячих слез прольется из очей Ангела Смерти над другим таким многострадальным человеком, сколько их достанется на долю Беннета. Мало людей, которые так страдали, и несправедливо страдали – как он страдал; и мало людей, у кого более доброе, самоотверженное сердце. Это все; и немытый Беннет нравственно столько же выше джентльмена Хьюма, насколько вы выше вашего носителя.Правильно то, что Е. П. Б. повторила вам: «Туземцы не замечают грубости Беннета, и К. Х. тоже туземец» . Что я этим хотел сказать? Просто то, что наш Буддоподобный друг в состоянии рассмотреть сквозь слой лака строение дерева и внутри слизкой вонючей устрицы – «сокрытую бесценную жемчужину» !См. далее комментарий


Ответ от Ильич [гуру]
20 фарисеи. Фарисеи были богословскими наследниками хасидов, сторонников движения, возникшего во II в. до Р. Х. в качестве реакции на проникновение в иудаизм эллинистических языческих влияний. Хасиды придавали особое значение личному благочестию, изучению и соблюдению закона. Во времена Иисуса строгое соблюдение закона и особенно правил, касающихся обрядовой чистоты, достигалось за счет исполнения ряда казуистических требований, известных как "предания старцев" (7,3). Необходимость знания самого закона и бесконечных толкований к нему, естественно, порождала социальное и религиозное разделение между профессиональной элитой - "праведными" и прочими людьми - "грешниками".21 (Мар. 2:20,21)


Ответ от Kassandra [гуру]
Очень страшные слова, если вдуматься. Ведь все согрешили, безгрешных нет. В контексте видно, почему так сказал Господь.Согласно представлениям фарисеев, человек, общающийся с мытарями и грешниками, сам становится грешником. Потому что тем, что он разделяет с грешниками их еду и питьё, как бы оправдывает грешников, поддерживает их, одобряя их греховный образ жизни, и сам, присоединяясь к ним, тоже становится таким, как и они грешником. Увидев Христа, вкушающего пищу вместе с грешниками, они бросили упрёк Спасителю в этом. Фарисеи считали себя праведниками, потому что старались делать всё по букве закона, упуская важнейшее - духовное состояние. На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди.. .Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. (Мф, глава 23)К Богу грешник бывает ближе, чем самодовольный праведник, исполняющий все предписания. Потому что самодовольство - это гордыня, только Господь может судить о праведности человека."Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". (Псалом 50).


Ответ от Магелена [гуру]
Праведникам каяться не в чем, на то и праведники. А призвал Иисус покаяться, чтобы перед нами двери в Царствие Небесное не захлопнулись.


Ответ от Alex [гуру]
Иисус Христос ждет нашей (в т. ч. и моей) покаянной исповеди.Спасибо за вопрос!


Призыв к покаянию был первым призывом, первой проповедью Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (Мф. 4, 17).

Но, может быть, усиленное нужно лишь для больших грешников, а не для нас?

В Евангелии есть одна, на первый взгляд, загадочная фраза. Господь сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).

И Его часто обвиняли в том, что Он более имел дело с грешниками - блудницами и мытарями, и менее с теми, которые строго исполняли закон Моисеев, - с книжниками и фарисеями.

Почему же Господь не хотел иметь дело с «праведниками»? Потому что те, кто почитали себя «праведниками», не имеющими нужды в покаянии, на самом деле были в самообольщении, были гордецами, то есть грешили грехом, наиболее ненавистным Богу, и были душевно неизлечимы благодаря полному отсутствию сознания своей греховности.

Вполне «праведников» вообще нет на земле. Пророк Давид говорил: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13, 3).

А один старец (имя его осталось неизвестным) так говорил своему ученику: «Ведай, сын, что не только я и ты, мнимые монахи, нуждаемся в непрестанном трезвении и плаче, но и великие подвижники нуждаются в них. Услышь следующее духовное рассуждение: ложь - от диавола; страстное воззрение на женщину вменено Богом в любодеяние. на ближнего причислен к убийству, за каждое праздное слово обещано воздаяние. Кто же такой человек и где его найти, который бы не ведал лжи, не был искушен вожделением, никогда не прогневался на ближнего напрасно, в котором бы не нашлось празднословия и который поэтому не нуждался бы в покаянии?»

А вот что пишет о том же о. Александр Ельчанинов: « Вы оправдываетесь тем, что проступок ваш невелик, неважен. Но нет неважного, ничтожного в мире - ни дурного, ни хорошего. Самое незначительное действие, мимоходом брошенное слово, самое мимолетное чувство - важны и реальны, как реально все в мире. Поэтому всё самое малое должно соответствовать самому главному и ничто нельзя почитать недостойным внимания или свободным от нашей ответственности». Победим же свое горделивое сознание о своей призрачной «праведности», пожалеем свою бедную, опозоренную грехом и страстями душу, находящуюся в рабстве лукавого духа, и осознаем для себя необходимость в деятельном, глубоком покаянии.

Итак, в покаянии нуждаются все люди без исключения: все больны, все в духовных язвах.

Как пишет преп. Исаак Сириянин: «Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение. И нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно. Посему то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами».

Этим можно объяснить духовный парадокс, который так формулирует архимандрит (впоследствии патриарх) Сергий: «Чем выше человек нравственно, тем сильнее в нем сознание своего недостоинства и тем обильнее его покаянные слезы. Таков, например, преп. Ефрем Сирин, творения которого - почти непрерывный плач, хотя носят на себе неизгладимые следы небесной радости, присущей всякому истинному праведнику».

Отсюда особенно больными и трудноизлечимыми надо считать тех, которые в самообольщении не считают себя больными, почитают себя если уж не «праведниками», то, во всяком случае, не какими-либо «большими» грешниками.

Таким образом, чтобы исцелиться, надо прежде всего почувствовать свою болезнь и познать нужду во враче, то есть признать свою греховность. Без признания ее человек болен безнадежно и находится в горделивом самообольщении. Христос - Врач наших немощей. Но Он ждет обращения к Нему, ждет признания от нас в своих грехах, и тогда Он снимает их с нас и дает силу бороться с грехом. Но что такое покаяние?

Вот определение покаяния преп. Исаака Сириянина: «Значение же слова покаяние, как дознали мы из действительного свойства вещей, таково: оно есть приближающееся к Богу неослабное прошение с исполненною сокрушения молитвою об оставлении прошедшего и мольба о хранении будущего. Покаяние есть корабль души, на котором она переплывает и спасается в мысленном море греха».

А еп. Игнатий (Брянчанинов) так определяет покаяние: «В покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным и потому постоянно нуждающимся в Спасителе».

Таинственен процесс покаяния души. В нем мы открываем перед Богом язвы своей души и скорбным духом и болью сердечною свидетельствуем, что мы сознаем их, ужасаемся их безобразию и просим об исцелении этих язв и прощении грехов.

И чем глубже сознание грехов, тем чище омывается душа в слезах покаяния. Таким путем шли все те, кого Церковь почитает святыми и праведниками. И лишь идя этим путем, «узким» и «тесным», путем нищеты духовной и глубочайшего покаяния, возможно спасение души.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) так пишет об этом:

«Всякий, усиливающийся войти на брак Сына Божия не в чистых и светлых одеждах, устраиваемых покаянием, а прямо в своем рубище, в состоянии ветхости, греховности и самообольщения, извергается вон во тьму кромешную - в бесовскую прелесть.

Покаяние и всё, из чего оно составляется, как то: сокрушение и болезнование духа, плач сердца, слезы, самоосуждение, памятование и предощущение смерти, Суда Божия и вечных мук, ощущение присутствия Божия, страх Божий - всё это суть дары Божии, дары высокой цены, дары первоначальные и основные, залоги даров высших и вечных. Без предварительного получения их получение последующих даров - невозможно».

«Как бы ни возвышенны были наши подвиги, - сказал св. Иоанн Лествичник, - но если бы мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны, и тщетны. При исходе души нашей мы не будем ни в чем обвиняемы так, как в том, что не плакали непрестанно о грехах своих. Ибо плач имеет двоякую силу: истребляет грех и рождает смиренномудрие».

Но из чего же составляется процесс покаяния? Ему предшествует понимание разумом нарушения нами заповедей Божиих. После этого следует испрошение прощения у Бога, а также и у человека, если грех был связан с виной перед ним. Но это еще не есть покаяние.

В дополнение к признанию своего греха мы должны понести труды покаяния - покаянные молитвы и, может быть, для физически здоровых - поклоны, пост, воздержание и т. д.

Но и это все еще не есть достаточные признаки полноты покаяния. Можно всё это выполнить, а всё же не покаяться, не примирить с собою Бога, не получить Его прощения и возвращения в сердце Святого Духа и полноты Его благодати.

Истинное покаяние зарождается глубоко в сердце. В нем должны появиться стыд за грех, ощущение грязи на своей духовной одежде, отвращение к своей склонности ко греху, оскверняющему душу отвратительной нечистотой и омерзительным запахом.

И вот, когда душе нашей станет тяжко от этого запаха и нечистоты, когда мы начнем презирать себя за свое душевное безобразие, когда мысленно падем перед Богом, простирая к Нему свои руки с просьбой о прощении и помощи, когда мы, по выражению старца Силуана, «сойдем во ад покаяния и действительно ощутим себя хуже всякой твари», тогда начинается наше действительное покаяние. Оно всегда не во внешних проявлениях, а в глубочайших переживаниях сердца.

«Отдай душу во ад, будешь богат», - говорил и старец Захария из Троице-Сергиевой Лавры.

Есть ли предел покаянию? Его нет и, как говорит преп. Марк Подвижник: «Если мы будем подвизаться в покаянии и до самой смерти – и тогда не исполним должного, потому что и тогда не принесем ничего равноценного Царству Небесному».

Поищем примеры покаяния в Священном Писании и в истории Церкви Христовой.

Вот как описывается в Библии покаяние ниневитян, которое в пример ставит Сам Господь (Мф. 12, 41).

«И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого… и царь Ниневитян встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: “чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего от насилия рук своих”» (Иона, 3, 5-8).

А вот покаяние согрешившего царя Давида. Когда Давид был обличен в грехе пророком Нафаном и заболело дитя его, то Давид начал молиться и поститься, а уединившись, провел ночь, лежа на земле. И вошли к нему старейшины дома, чтобы поднять его с земли, но он не хотел и не ел с ними хлеба, и так лежал на земле и плакал; и постился Давид целую неделю до самой смерти ребенка (2 Цар. 12, 16-20).

В обоих случаях мы видим деятельное покаяние и суровое наказание себя кающимися. Таковы же черты покаяния, находящиеся и в евангельских рассказах.

Так, мытарь Закхей раздает половину своего имения и в четыре раза больше раздает обиженным им.

Блудница не жалеет драгоценного мира для ног Господа и не стыдится перед всеми плакать, целовать ноги Господа и отирать их волосами своими.

Мытарь идет в храм, смиренно становится «вдали», бьет себя в грудь, не смея поднять голову, и т. д.

Все это - черты деятельного покаяния, усилия, подвига, а не одни слова и призрачные сожаления о своих грехах.

А как каялись, очищали себя от греха истинные последователи Христа - преподобные отцы Новозаветной Церкви?

Они уходили из мира в пустыни, усиленно постились, изнуряли свое тело тяжелым трудом, заключали себя в затвор, налагали на свои уста молчание, а некоторые, наиболее сильные из них, восходили на столпы, надевали на себя вериги и т. п.

Наконец, венец подвигов покаяния показали юродивые во Христе, которые сделали себя отребьем для мира и, лишив себя крова и всякого имущества и притворяясь безумными, навлекали на себя поношение и презрение мира.

Подвиги покаяния преподобных, столпников и юродивых могут показаться чрезмерными, странными, граничащими с безумием. Да, с точки зрения мира - это безумие. Но апостол Павел говорит: «Будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3, 18).

В конце концов дело не в форме подвига, который самопроизвольно принимает кающаяся душа, а в той ревности к покаянию, степени ненависти к греху, в той силе внутреннего сокрушения души от нечистоты своей, которые показывают подвижники в своих подвигах покаяния.

Вот эту-то ревность и ценит Господь, в чем бы она ни проявлялась, какие бы «уродливые» формы, с точки зрения мира, не принимала.

Недаром наиболее соблазняющий людей мира, но высший и труднейший подвиг - подвиг юродства во Христе - так высоко оценивается Господом; истинные юродивые обычно бывают награждены высокими духовными дарованиями - дарами пророчества, ясновидения, чудесного исцеления.

Много примеров глубокого и действенного покаяния можно найти в дневнике великого подвижника благочестия - о. Иоанна Кронштадтского.

Последний часто пишет про то, как, заметив за собой грех - раздражения, внутреннего осуждения кого-либо, принятия излишнего количества пищи, суетной мысли во время богослужения и т. п. - он начинал усиленно просить Бога о прощении ему этого греха.

И всегда он молился об этом до тех пор, пока не чувствовал прощения и возвращения к нему Святого Духа, душевного мира и любви к ближнему и обретения вновь (как он называл) «пространства сердечного».

Последнее так определяется архиепископом Арсением (Чудовским): «Пространство сердечное - это такое состояние духа, когда не гнетет наше сердце ни уныние, ни скука, ни страх, ни какая другая страсть, и оно бывает открыто для восприятия духовных благ и переполняется ими».

Он же пишет: «Как любезно покаяние! Оно человека, лишившегося за грехи близости благодати Божией, снова примиряет с Господом, снова привлекает благодать и - больше того: так перерождает человека грешника, что делает его удобоподвижнее к добру и смиреннее даже обыкновенного праведника. Покаяние - это необыкновенная милость Божия к человеку!»

В Рождество Христово волхвы принесли Господу золото, ладан и смирну. Как пишет архиепископ Иоанн: «Не могущие ничего принести Богу, могут всегда принести Богу золото своей покаянности, ладан молитвы, смирну своей нищеты (духовной). Покаяние же есть освобождение своего настоящего, прошедшего и будущего от всего небожественного - оттеснение себя к блаженной вечности».

Из писем одного пастыря о покаянии

Мое представление о покаянии таково: вся наша жизнь, когда мы ее берем в ее последнем осуществлении, явится как некий единый непротяжный акт.

Иными словами, она будет «видна» сразу вся тем, у кого есть соответствующее зрение. В этом смысле всякое, даже мимолетное внутреннее движение оставляет в общей сумме нашей жизни тот или иной след.

Предположим, что я в течение всей моей жизни всего только один раз помыслил злое. Это «злое», если его не извергнуть из души актом самоосуждения, так и останется присутствующим, придавая жизни моей иной характер, внося в сферу моей жизни некое темное пятно. Присутствие этой «тьмы» будет невозможно скрыть ни от себя, ни от других в вечности.

Как сказано в Евангелии: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего потаенного, что не вышло бы наружу» (Мк. 4, 22).

Люди обычно наивно думают, что если «никто» не видел или не знает из людей о том, что мы мыслим или делаем, то, значит, все в порядке.

Но если иначе смотреть на нашу жизнь, если действительно устремиться к тому, чтобы внутри нас не было ни единой тьмы, то дело предстанет совсем иначе.

И вот что замечено в долгом опыте: всё, в чем раскаялся человек, осудив себя и дело свое перед Богом и людьми (Церковью), всё это словно исчезает из бытия, становится словно никогда не бывшим, и внутренний свет очищается от всякой тьмы.

Когда я исповедуюсь, то обвиняю себя во всех «зломыслиях», потому что я искренне не нахожу во всем мире такого греха, которого я не сотворил бы «мимолетным прикосновением мысли».

Самая возможность такой мысли есть уже явный показатель моего состояния. И кто из нас может быть уверен в себе окончательно, что он вне власти посещающих его страстных мыслей?

Если я на одно мгновение был во власти какой-либо недоброй мысли, то где гарантия, что это мгновение не станет вечностью?

Итак, в меру сознания нашего нужно исповедывать наши грехи, чтобы не унести их с собой по смерти. Пока человек живет, есть надежда на его исправление. Но что будет по смерти, мы еще не знаем.

Исход из мира сего можно сравнить с тем, что теперь стало всем доступно в плане материальном. Масса, получившая достаточно сильный толчок, вырвавшись из сферы притяжения земли, теоретически может с невероятной скоростью «вечно» лететь в беспредельном пространстве мира.

Так, думаю, и душа человека по исходе своем будет увлечена или в безмерную радость вечной любви, или в нескончаемые страдания обратного любви состояния.

Ведь грех, по существу своему, есть не что иное, как отступление от закона Божественной любви. И если эту любовь взять в ее полноте, то мы никогда не окажемся чистыми перед нею.

Отсюда, если человек воистину желает достигнуть неизменного с Богом пребывания, он должен очищать себя, потому что Господь чист (1 Ин. 3, 3).

Н.Е. Пестов «О покаянии»

Православное братство святого апостола Иоанна Богослова

"Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся ."
(2 Кор. 4, 8)

Преподобный Ефрем Сирин:

Пусть никто не говорит: "Много я нагрешил, нет мне прощения". Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: "...бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся" (Лк. 15, 10), и еще: "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Лк. 5, 32).

Святитель Иоанн Златоуст:

Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога, этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути к Небу, это спасение погибающих душ.

Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам помысел отчаяния. Ему уже не нужны будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не захотят противиться ему. Кто мог избежать этих уз, тот и силу свою хранит, и до последнего воздыхания не перестает сражаться с ним, и хотя бы испытал множество падений, опять восстает и сокрушает врага. Кто же связан помыслами отчаяния и этим обессилил себя, тот не в состоянии победить врага.

Если бы гнев Божий был страстью, то справедливо иной стал бы отчаиваться, как не имеющий возможности погасить пламя, которое он разжег многими злодеяниями.

Если же Бог сотворил нас только по любви, чтобы мы наслаждались вечными благами, и к этому устраивает и направляет все от первого дня до настоящего времени, то что побуждает нас предаваться сомнению и отчаиваться?

Отчаяние гибельно не только потому, что затворяет для нас врата Небесного Града и приводит к великой беспечности и нерадению... но и потому, что ввергает в сатанинское безумие...

Душа, однажды отчаявшись в своем спасении, уже не чувствует потом, как она стремится в пропасть.

Не будем отчаиваться в своем спасении. Хотя бы низверглись мы в самую бездну порока, можно опять подняться, сделаться лучше и вовсе оставить порок.

Не так губит грех, как отчаяние.

Не от множества грехов происходит отчаяние, но от нечестивого настроения души.

Если ты приходишь в отчаяние, то диавол, как достигший цели, остается возле тебя, а Бог, как оскорбленный хулою, оставляет тебя и тем увеличивает твое бедствие.

Никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла.

Душа, отчаявшаяся в спасении, никогда не отстанет от безумия, но, отдав бразды спасения безрассудным страстям, носится всюду, внушая ужас встречным, так что все ее избегают и никто не осмеливается удержать; она бежит через все места нечестия, пока, наконец, увлекаемая в самую бездну погибели, не низвергнет своего спасения.

Преподобный Нил Синайский:

Согрешить - дело человеческое, отчаяться же - сатанинское и губительное; и сам диавол отчаянием низвергнут в погибель, ибо не захотел покаяться.

Преподобный Иоанн Лествичник:

Нет ничего равного милости Божией, нет ничего больше ее. Поэтому отчаявшийся сам себя губит.

Святитель Димитрий Ростовский:

Во время вольного страдания Господня двое отпали от Господа - Иуда и Петр: один продал, а другой троекратно отвергся. У обоих был равный грех, оба тяжко согрешили, но Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же не оба спаслись и не оба погибли? Кто-либо скажет, что Петр спасся, покаявшись. Но святое Евангелие говорит, что и Иуда покаялся: "...раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную" (Мф. 27, 3-4); однако его покаяние не принято, а Петрово принято; Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же так? А потому, что Петр каялся с упованием и надеждой на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием. Ужасна эта пропасть! Без сомнения нужно ее наполнить надеждой на милость Божию.

Святитель Тихон Задонский:

Помыслы смутные и влекущие в отчаяние приходят от диавола, который хочет нас ввергнуть в полное отчаяние, погубить, поскольку отчаяние - тонкий грех. Кто отчаивается в своем спасении, тот думает, что Бог - немилостивый и неистинный, а это есть страшная хула на Бога. К этому тяжкому греху сатана хочет нас привести через помыслы смущения и отчаяния. И этому его лютому искушению мы должны противиться, и утверждаться в надежде на милосердие Божие, и от Него ожидать нашего спасения.

Иуда-предатель, придя в отчаяние, "удавился" (Мф. 27, 5). Познал он силу греха, но не познал величия милосердия Божия. Так многие делают и ныне и следуют Иуде. Познают множество грехов своих, но не познают множества щедрот Божиих и так отчаиваются в своем спасении. Христианин! тяжкий и последний диавольский удар - отчаяние. Он прежде греха представляет Бога милостивым, а после греха - правосудным. Такова его хитрость.

Отчаяние - тяжкий грех, и грех против милосердия Божия. Бог человеколюбивый "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2, 4). Чего же отчаиваться? Бог призывает всех к покаянию и кающимся обещает и хочет явить милость (Мф. 4, 17). А когда грешник от грехов обратится, и в грехах кается, и сожалеет о них, и от других грехов бережется,- этого Бог хочет, и это Ему угодно, и на такого грешника Бог милостиво призирает, и все грехи ему отпускает, и прежних не поминает уже.

Когда нам приходит такой помысел: как нам сравниться с апостолами, пророками, мучениками и прочими великими святыми, которые просияли столькими добродетелями? ответим этому помыслу так: мы желаем быть с разбойником, который при самом конце жизни произнес один возглас покаяния: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!", и услышал от Христа, распятого на Кресте: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23, 42-43). А когда с разбойником будем в раю, будем и с Самим Христом, поскольку разбойник этот в раю со Христом, а значит, и со всеми святыми. Ибо где Христос, там и все святые.

Итак, взирай и ты верою на распятого Христа и исцелишься от греховных язв и оживешь. Всем взирающим на Него верою подается исцеление и вечное спасение; тебе ли одному откажет в этом нелицеприятный и милосердный Бог? "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1, 29), а в этом мире находимся я и ты. Какой твой грех может быть так велик, тяжел и ужасен, которого не снял бы с тебя, с верою к Нему пришедшего, этот Агнец Божий? Какая твоя язва так велика, чтобы Он не исцелил ее? Какое твое огорчение так сильно, чтобы тебе, со смирением и верой просящему, не оставил Он, Который за распинающих и поносящих Его молился: "Отче! прости им" (Лк. 23, 34)? Прочитай Евангелие: кому отказал в милости и человеколюбии Тот, Кто на то пришел, чтобы всем явить Свою милость? Кого от Себя прогнал, кого отринул Тот, Который пришел всех призвать к Себе? "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11, 28). Блудницы, разбойники, мытари и прочие грешники приходили к Нему и получали милость, ибо Он "пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13).

Святитель Феофан Затворник:

Отчаяние - обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием...

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Самый тяжкий грех - отчаяние. Этот грех уничижает Всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает дарованное Им спасение - показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей.

Отечник:

Сказал авва Стратигий: бесовское дело и коварство - внушать нам отчаяние после того, как они вовлекут нас в грех, чтобы отчаянием погубить нас окончательно. Если бесы говорят о душе: "Когда он умрет и погибнет имя его?" (Пс. 40, 6), то душа, если она пребывает во внимании и трезвении, отвечает им следующими словами: "Не умру, но буду жить и возвещать дела Господии" (Пс. 117, 17). Бесы, будучи наглы и бесстыдны, опять скажут: "Улетай на гору вашу, как птица" (Пс. 10, 1), но мы должны говорить им: "Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю" (Пс. 90, 2).

Евангелие от Луки 5:27-39
Ключевой стих 5:32

Иисус пришел на землю и начал новую историю. С Иисусом Христом многие начали новую жизнь. Иисус закрыл время закона и открыл Евангелие Царства Божьего. То, что Иисус делал – это всё новое. В начале 5-й главы Иисус сказал Симону: «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк.5:10), и призвал Своих первых учеников из числа рыбаков. Это совершенно новая история. Затем Иисус шокировал всех, прикоснувшись к прокаженному со словами: «хочу, очистись» (Лк.5:13). После этого, к Нему собралась инспекция из Галилеи, Иудеи и Иерусалима и внимательно наблюдали за Ним. Но вместо того, чтобы осторожничать, Иисус снова шокировал их, сказав паралитику: «прощаются тебе грехи твои» (Лк.5:20). В сегодняшнем слове Иисус опять шокировал всех, призвав Своим учеником мытаря. Служение Иисуса было шокирующим для окружающих, потому что Он делал не так, как все привыкли. Иисус – молодое вино. Я молюсь, чтобы все мы стали новыми мехами, способными хранить молодое вино.

I. Иисус призвал Левия (27-32)

Взгляните на стих 27. «После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною». После долгого служения тем, кто собрался к Нему в дом, Иисус вышел прогуляться. Когда мы хотим отдохнуть, мы ни на кого не обращаем внимания. Но Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия. Что это был за человек?

Левий – это имя одного из 12-ти патриархов Израиля, который стал предком священнического колена Левитов. Это было очень популярное имя, которое давали многим детям, и даже в наши дни оно известно, потому что этим именем называется самый известный бренд джинсов. Когда родители давали ребёнку имя Левий, они надеялись, что он вырастёт великим предком веры, прилепится к Богу и будет верно служить Богу.

Однако, мы видим, что этот Левий сидел совсем в другом месте. Он не прилепился к Богу, а прилип к деньгам. Он стал мытарем, сборщиком пошлин. Те, кто занимались пошлинами, могли наживаться очень хорошо. В то время не было ни газет, ни радио, ни телевидения, поэтому простой народ не знал, сколько нужно платить. И поэтому мытари собирали пошлин гораздо больше, чем требовалось от них. Мытарей совершенно не интересовало бедствие соплеменников, итак страдающих от Римской оккупации, их интересовало только личное процветание. За это мытарей ставили наравне с грабителями и убийцами. Им даже запрещали входить в синагогу. Но их это не беспокоило. Римский мир и образ жизни в сотрудничестве с римской властью давал им возможность прекрасно жить, даже в окружении призрения и ненависти от других.

Когда Иисус вышел из дома, он увидел Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: «следуй за Мною». Этот поступок Иисуса стал очередным шоком для окружающих. Мало того, что он сам подошёл к мытарю, заговорил с ним, но затем ещё и призвал его следовать за Ним, то есть, быть учеником Иисуса. Фу! Однако, ещё больше шокировало всех то, что сделал этот мытарь: «И он, оставив все, встал и последовал за Ним» .

Как всё это могло произойти? Это настолько невероятно!

Посмотрите на стих 28. «И он, оставив все, встал и последовал за Ним». Почему Левий встал и последовал за Иисусом? У него было всё, у него была успешная жизнь, он был богат, у него была власть, связи. У него было много такого, о чем другие только мечтали. Телевизор SAMSUNG SMART TV 3D последней модели, 65 дюймов за $4000, новенький Porsche Cayenne, белый дом на берегу моря за высоким забором с личным фонтаном. Поэтому для нас, его реакция на призыв выглядит слишком странной. Но, с другой стороны, именно она показывает нам его внутренний мир. Мы привыкли смотреть на внешность, обращать внимание на слова и дела людей. Но то, что внутри, не видно. Нам не видно духовные блуждания человека, его страдания из-за пустоты жизни. Окружающие видели, с какой жестокостью он отнимал деньги, но они не видели, как ему надоело быть жестоким и вести такой образ жизни. Окружающие не видели в нём человека, но Иисус видел в нём человека, страдающего из-за своих грехов. Иисус пришел, чтобы дать ему прощение грехов и новую жизнь.

Иисус сказал Левию: «следуй за Мною» . Что такое следовать за Иисусом? Следовать за Иисусом, значит идти вместе с Ним, подражать Его жизни, жить по Его примеру. «Как Я живу, так и ты живи». Иисус был добрым пастырем для Своего времени. Поэтому этот призыв означает в будущем быть также добрым пастырем как Иисус.

Слово «следуй за Мною» – новое направление жизни для Левия. Почему люди так много страдают? Потому что у них в жизни нет направления жизни. У Левия не было направления жизни, поэтому он решил жить ради денег, но, в конце концов, оказался как старуха у разбитого корыта. Но теперь Иисус призвал его: «следуй за Мною». Это – небесный дар для Левия. Это бесконечная любовь Бога. То, что мы получили призыв Бога в молодости – это такая огромная милость Бога к нам. Многие студенты, подобно Левию, не имеют направления жизни. Они поступают в университеты Одессы, надеясь, что их жизнь будет великой и счастливой. Но мы уже знаем, что это обман. Даже те, кто окончили университет с красным дипломом, нашли прекрасную работу и много зарабатывают, живут несчастной жизнью, и страдают от своих грехов. Поэтому они много пьют, используют наркотики, постоянно ходят в клубы и бары, постоянно ища хоть какой-то радости в жизни. У них нет направления жизни. Но Иисус говорит: «следуй за Мною» — это истинное направление жизни для каждого человека. И только когда мы идём по этому направлению, жизнь человека полноценная, радостная, счастливая.

Левий принял решение, он встал и последовал за Иисусом. Он оставил высокооплачиваемую работу, гарантию всей его жизни. Его решение веры стало началом новой жизни. Он сжег мосты и пошёл с Иисусом.

Посмотрите на стих 29. «И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними». Здесь мы видим, что сердце Левия совершенно изменилось. Его эгоизм исчез. Он сделал пир ради Иисуса и своих друзей. У него появилась радость и смысл жизни. Старые друзья Левия, как и он, не могли приходить в синагогу, поэтому, чтобы встретить Иисуса, они пришли в дом Левия. Это был настоящий пир спасения. Когда мы кушаем вместе – это намного лучше, чем просто общаться вместе. «Eating fellowship» — открывает сердце и располагает. Через это, многие безнадёжные грешники смогли встретить Иисуса.

Взгляните на стих 30. Когда Книжники и фарисеи, увидели эту весёлую компанию, они опять были в шоке: «Это какой-то кошмар!» Это была сенсация! Иисус сидел в таком обществе. Они сказали ученикам: «зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?» Почему книжники и фарисеи считали это недопустимым? Ученики Иисуса ели и пили с теми, с кем ни в коем случае нельзя пить и есть, никогда. Потому что они считали: раз грешник – навсегда грешник. Для грешников у них не было понятия милости, а только одно – осуждение.

Посмотрите на стихи 31, 32. «Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». С помощью этой притчи Иисус хочет изменить их образ мышления. Фарисеи считали: раз грешник, значит, его нужно только осуждать, критиковать и приводить как плохой пример. Но Иисус по-другому показал эти отношения: больным нужен врач. К врачу собираются те, кто считают себя больным и которые хотят вылечиться. Поэтому, кабинет врача полный больных – это очень естественная картина. Грешнику нужен не палач, а врач.

Вы знаете, что такое пенициллин? Во время второй мировой войны очень много солдат умирали от бактериальных инфекций и гангрены. Все солдаты, которые получали ранение и заражение считались уже смертниками. Однако, когда изобрели и начали использовать пенициллин, сотни тысяч раненых солдат, ранее обреченных на смерть, выздоравливали. Фарисеи не считали, что грешник может исцелиться, поэтому считали их уже обреченными. А Иисус знает, что грешника можно исцелить.

Такое отношение фарисеев говорит больше не о грешниках, а о них самих. Они так относились к грешникам, потому что никогда не видели, чтобы грешник покаялся. Это говорит о том, что религиозные лидеры того времени, давно уже не имели живого отношения с Богом и не служили людям, а занимались соблюдением каких-то старых религиозных обрядов и традиций. Но вокруг Иисуса всегда грешники каялись и начинали новую жизнь. Иисус пришёл призвать грешников к покаянию. Живая церковь – это церковь, в которой грешники каются.

Посмотрите на стих 32. «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Это слово не значит, что в мире есть праведники и грешники. В Послании к Римлянам 3:10 написано: «нет праведного ни одного» . Но есть два типа грешников: 1) грешники, которые считают себя праведниками; 2) грешники, которые признают себя грешником. Религиозные лидеры не знали даже, что они – грешники. Для них Иисус не нужен. Иисус нужен тем, кто знают, что они грешники.

II. Новое вино (33-39)

После того как Иисус объяснил, почему Он и ученики едят с грешниками, у фарисеев возник ещё один вопрос: «А почему они вообще едят и пьют?». Ученики фарисейские и даже ученики Иоанна постятся, а ученики Иисуса едят и пьют. Непорядок! Фарисеи постились два раза в неделю — в понедельник и в четверг. Но это был не совсем пост. Они не ели только от восхода до заката, но использовали специальную пудру, чтобы показаться ещё более постящимися. Они требовали, чтобы ученики Иисуса тоже соблюдали принятые религиозные традиции.

Но Иисус сказал им: «можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?» Сыны чертога брачного – это гости молодоженов. В Израиле молодожены не уезжали в свадебное путешествие, а целую неделю принимали гостей и пировали с ними. Сыны чертога брачного живут в совершенно другой системе, они выше закона. Фарисеи создали систему постов для того, чтобы человек смирял себя. Пост – это борьба с грехом, это личное стремление к Богу, поиск Бога. Но когда Иисус с нами, мы как на брачном пире. Когда Иисус с нами, мы в Царстве Бога. А в Царстве Бога не нужно бороться с грехом, нужно только радоваться. С Иисусом везде была небесная радость: когда Иисус исцелил прокаженного, все радовались; когда Иисус исцелил паралитика, все радовались; когда Левий принял решение следовать за Иисусом и устроил пир, все так радовались. У христиан всегда есть повод радоваться, потому что с нами Иисус.

Посмотрите на стих 35. Этот стих говорит о том, что хотя у нас и бывают благодатные времена с Иисусом, когда мы чувствуем себя так радостно, как в Царстве Небесном, но мы ещё не в Царстве Небесном. Мы ещё на земле, и после того, как Иисус вознёсся, ученикам пришлось часто поститься, чтобы бороться с грехом и сохранить веру. Когда с нами нет Иисуса и нет радости, нам действительно надо покаяться и молиться и даже поститься, и восстановить отношения с Иисусом.

Посмотрите на стихи с 36-го по 39-й. Иисус рассказал две притчи о том, почему служение и поведение Иисуса так болезненно и шокирует книжников и фарисеев. Нельзя отрезать кусок ткани от новой одежды, чтобы зашить старую, потому что новая ткань быстро разорвёт старую ткань и дыра будет ещё больше. Точно также нельзя вливать молодое вино в старые мехи, потому что оно прорвёт старые мехи и вино вытечет, и мехи будут уничтожены.

Евангелие – это сила, которая даёт грешникам прощение грехов и новую жизнь. Это слишком непонятно для фарисеев и ломает всю их систему и порядок. Для них грешник – это грешник, а праведник – это праведник. Всё понятно. Но новое вино всё перепутало: грешник получает прощение грехов и начинает новую жизнь. Что за безобразие? Как такое можно вынести? Молодое вино шокирует старые мехи.

Иисус хотел научить, что прощение грехов – это реальная сила, которая изменяет жизнь человека. И даже самый последний грешник может стать апостолом Царства Бога. Почему фарисеи не понимали этого, потому что они стали старыми мехами. Евангелие Иисус – это молодое вино. Однако, мы должны помнить, что любое молодое вино со временем становится старым. Старым становится не само Евангелие, а то Евангелие, которое в нас, которое мы когда-то приняли. С возрастом, духовные лидеры всё больше и больше предпочитают старое вино, к которому привыкли. И в этом есть серьёзная проблема. Мы должны каждый день учить себя, вместо того, чтобы учить других. Мы должны покаяться в своих грехах, чтобы всегда в нас жил Христос. Христос – это Царство Божье. Поэтому, когда Христос в нас, мы всегда новые, радостные, чистые, святые. Павел сказал: «Я каждый день умираю» (1Кор.15:31а), чтобы Христос жил в нем.

Иисус, Который призвал мытаря Левия, через миссионеров пришел ко мне и призвал меня, говоря: «следуй за Мною» . Иисус дал мне имя Матфей, потому что я был таким же пустым и падшим человеком как Левий. Я был страшным эгоистом, который никогда не думал о других, я был рабом похоти, который на девушек смотрел только как на объект удовольствия, меня интересовали только компьютеры, а люди совсем не интересовали. Разве я достоин Его призыва? Но Сын Бога Всевышнего пригласил такого человека, как я, говоря: «следуй за Мною» . Какая невероятная благодать! Иисус избрал меня из многих людей быть Его другом и учеником. «следуй за Мною» — это небесная милость к каждому из нас.

Через это слово я ещё раз посмотрел на мою жизнь. Живу ли я как Матфей или ещё как Левий? Прошло уже 18 лет, как Он призвал меня. До сих пор, я получил много благодати и благословений. Я служил, жертвовал собой ради Евангелия, но то, что я трудился – это тоже не я делал, а благодать Бога. Но сейчас я вижу, что я живу более похоже на Левия. Я не воспитывал учеников Иисуса. До сих пор я борюсь с моими грехами. Моя жена, миссионерка Ревекка изо всех сил служит и дома и в церкви. Она действительно великая, но смиренная слуга Бога. Она служит даже моему отцу от сердца. А я постоянно читаю согам, что попадал в искушение. Какой я наглый грешник. У меня не было воздержания, поэтому я всегда прямо говорил то, что думал, не задумываясь о том, что мои слова ранят других. Своим эгоизмом ранил других. Теперь я каюсь в этом.

Я часто скорбел и осуждал грехи нашего поколения: эгоизм, материализм, похоть, грязный Интернет. Когда наши пастыри каются в том, что смотрят порнографические фильмы, у меня сердце болело. Когда пастырь Иоанн назидал и тренировал нас, многие пастыри противились и открыто неповиновались. Пастырь Иоанн постоянно получал много ран и ходил больным. Однако, я тоже был одним из них. Я не знал, как я раню сердце пастыря Иоанна и пастырь Грейс своими резкими словами. Я не имею искренней любви к другим. Этим я вместе с другими огорчаю нашего Господа. Я думаю, что я первым должен покаяться. Я слышу голос моего Господа, Который говорит: «следуй за Мною» . Это слово любви и жизни. Мы все недостойны этого призыва, поэтому это слово – большая благодать для нас.

Я понял, что если мы забываем эту милость и живём как старый Левий, в тот же миг мы становимся ветхими мехами, которые не могут держать новое вино. Я прошу Господа, чтобы каждый день, каждый час, каждую минуту помнил милость Господа и всегда слушал призыв: «следуй за Мною» , и всю жизнь жить как добрый пастырь для агнцев Иисуса. Я отдаю себя Господу, чтобы Он имел много плодов через меня. Сначала хочу быть добрым пастырем для одного агнца. И хочу отдать себя, чтобы создать сосуд любви среди сотрудников. Я не знаю, как это сделать, но я хочу, и прошу, чтобы Христос жил во мне и сделал это. Давайте ещё раз прочтем стих 27: «После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною» . И ещё 31-й и 32-й: «Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» . Аминь.