Тема. Социальная структура общества. Социальная структура общества - в помощь студентам

С появлением людей началось их объединение в племена и роды, из которых спустя тысячи лет сформировались народы и общества. Они стали заселять и осваивать планету, ведя вначале кочевой образ жизни, а затем, осев в наиболее благоприятных местах, организовали социальное пространство. Дальнейшее наполнение его объектами труда и жизнедеятельности людей стало началом возникновения городов-полисов и государств.

На протяжении десятков тысяч лет формировалось и развивалось социальное общество, чтобы обрести те черты, которые оно имеет сегодня.

Определение социальной структуры

Каждое общество проходит свой путь развития и формирования основ, из которых оно состоит. Чтобы понять, что такое социальная структура, следует учитывать, что это сложная взаимосвязь функционирующих в ней элементов и систем. Они составляют своеобразный скелет, на котором и стоит общество, но при этом он имеет тенденцию видоизменяться, в зависимости от условий.

В понятие социальной структуры входят:

  • элементы, ее наполняющие, то есть различные типы общностей;
  • социальные связи, воздействующие на все ступени ее развития.

Социальная структура состоит из общества, разделенного на группы, слои, классы, а также на этнические, профессиональные, территориальные и другие элементы. При этом она является отражением взаимоотношений между всеми ее членами, основанных на культурных, экономических, демографических и остальных типах связей.

Именно люди, создавая не произвольные, а постоянные отношения друг с другом, формируют понятие социальной структуры как объекта с устоявшимися взаимосвязями. Таким образом, человек не полностью свободен в своем выборе, являясь частью этой структуры. Он ограничен социальным миром и сложившимися в нем отношениями, в которые он вступает постоянно в различных сферах своей деятельности.

Социальная структура общества – это его каркас, внутри которого находятся различные группы, объединяющие людей и выдвигающие некоторые требования к их поведению в системе ролевых отношений между ними. Они могут иметь некоторые рамки, которые нельзя нарушать. Например, человек, работая в коллективе, где не предъявляли жестких требований к внешнему виду сотрудников, попав на другую работу, где они есть, будет их выполнять, даже если ему это не нравится.

Отличительные особенности социальной структуры – это наличие реальных субъектов, создающих в нем те или иные процессы. Ими могут быть как отдельные индивидуумы, так и различные слои населения и социальные общности, независимо от их размера, например рабочий класс, религиозная секта или интеллигенция.

Строение общества

В каждой стране формируется свой общественный строй с присущими ему традициями, нормами поведения, экономическими и культурными связями. Любое подобное общество имеет сложное устройство, основанное на взаимоотношении его членов и взаимосвязях между кастами, классами, слоями и прослойками.

Его составляют большие и маленькие социальные группы, которыми принято называть объединения людей, сплоченных едиными интересами, трудовой деятельностью или одинаковыми ценностями. Крупные общности выделяются по размерам доходов и способам его получения, по социальному статусу, образованию, роду деятельности или другим признакам. Некоторые ученые называют их «стратами», но чаще встречаются понятия «слой» и «класс», например рабочие, которые составляют самую большую группу в большинстве стран.

Общество во все времена имело четкую иерархическую структуру. Например, еще 200 лет назад в некоторых странах существовали сословия. Каждому из них соответствовали свои привилегии, имущественные и социальные права, которые были закреплены законодательно.

Иерархическое разделение в таком обществе действует по вертикали, проходя через все имеющиеся виды связей – политику, экономику, культуру, профессиональную деятельность. По мере того как оно развивается, в нем меняются группы и сословия, а также внутренняя взаимосвязь их членов. Например, в средневековой Англии обедневший лорд был более уважаем, чем очень богатый торговец или купец. Сегодня в этой стране чтят старинные знатные семейства, но больше восхищаются успешными и богатыми бизнесменами, спортсменами или людьми искусства.

Гибкая общественная система

Общество, в котором нет кастовой системы, является мобильным, так как его члены могут переходить из одного слоя в другой как по горизонтали, так и по вертикали. В первом случае социальный статус человека не меняется, например, он просто переходит с одной должности на аналогичную на другой работе.

Переход по вертикали подразумевает повышение или понижение социального или финансового статуса. Например, человек со средним достатком занимает руководящий пост, дающий доходы, намного превышающие прежние.

В некоторых современных обществах существует социальное неравенство, в основе которого лежат финансовые, расовые или социальные различия. В подобных структурах одни слои или группы обладают большими привилегиями и возможностями, чем другие. Между прочим, некоторые ученые считают, что неравенство – это естественный процесс для современного общества, так как в нем постепенно возникает большое количество людей, отличающихся выдающимися способностями, талантами и лидерскими качествами, которые и становятся его основой.

Типы социальных структур древнего мира

Формирование общества в течение всей истории развития человечества напрямую зависело от разделения труда, уровня развития людей и социально-экономических отношений между ними.

Например, во времена первобытнообщинного строя социальная структура общества определялась по тому, насколько представители племени или рода были полезны остальным его членам. Больных, стариков и калек не содержали, если они не могли внести хоть какой-то посильный вклад в благополучие и безопасность общины.

Другое дело - рабовладельческий строй. Хотя он делился всего на 2 класса – рабов и их хозяев, само общество составляли ученые, торговцы, ремесленники, армия, художники, философы, поэты, крестьяне, жрецы, учителя и представители других профессий.

На примере Древней Греции, Рима и ряда стран Востока можно проследить, как формировалось социальное общество того времени. У них были хорошо развиты экономические и культурные связи с другими странами, а слои населения четко разделялись на представителей различных профессий, на свободных и рабов, на власть имущих и законников.

Типы социальных структур от средневековья до наших дней

Что такое социальная структура феодального общества, можно понять, проследив развитие европейских стран того периода. Она состояла из 2 классов - феодалов и их крепостных, хотя общество так же делилось на несколько сословий и представителей интеллигенции.

Сословия – это социальные группы, занимающие свое положение в системе экономических, правовых и традиционных связей. Например, во Франции было 3 сословия – светское (феодалы, знать), духовенство и самая большая часть общества, в которую входили свободные крестьяне, ремесленники, купцы и торговцы, а позже - буржуазия и пролетариат.

У капиталистического строя, особенно современного, более сложная структура. Например, возникло понятие среднего класса, в которое раньше входили буржуа, а сегодня это и торговцы, и предприниматели, и высокооплачиваемые служащие и рабочие, и фермеры, и представители малого бизнеса. Принадлежность к среднему классу определяется уровнем дохода его членов.

Хотя в эту категорию входит большая часть населения в высокоразвитых капиталистических странах, наибольшее влияние на развитие экономики и политики имеют представители крупного бизнеса. Отдельно находится сословие интеллигенции, особенно творческой, научно-технической и гуманитарной. Так, многие артисты, писатели и представители других интеллектуальных и творческих профессий имеют доход, свойственный крупному бизнесу.

Еще одним типом социальной структуры является социалистический строй, в основе которого должны лежать равные права и возможности для всех членов общества. Но попытка построения в Восточной, Центральной Европе и в Азии развитого социализма привела многие из этих стран к бедности.

Позитивным же примером можно назвать общественный строй в таких странах, как Швеция, Швейцария, Нидерланды, и других, в основе которых находятся капиталистические отношения с полной социальной защитой прав его членов.

Составные части социальной структуры

Чтобы понять, что такое социальная структура, необходимо знать, какие элементы входят в ее состав:

  1. Группы, объединяющие людей, связанных общностью интересов, ценностей, профессиональной деятельностью или целей. Чаще они воспринимаются окружающими как сообщества.
  2. Классы – крупные социальные группы, имеющие свои финансовые, экономические или культурные ценности, основанные на свойственном им кодексе чести, манере поведения и взаимодействия их представителей.
  3. Социальные слои – промежуточные и постоянно изменяющиеся, появляющиеся или исчезающие общественные группы, не имеющие явно выраженной связи со средствами производства.
  4. Страты – это социальные группы, ограниченные по какому-либо параметру, например профессии, статусу, уровню дохода или другому признаку.

Эти элементы социальной структуры определяют состав общества. Чем их больше, тем сложнее его конструкция, тем четче прослеживается иерархическая вертикаль. Деление общества на различные элементы заметно по отношению людей друг к другу, в зависимости от критериев, присущих их классу. Например, бедные не любят богатых из-за их финансового превосходства, тогда как последние презирают их за неумение зарабатывать деньги.

Население

Система различных видов общностей, имеющих прочные внутренние связи между их членами – вот что такое социальная структура населения. Жестких критериев, разделявших в них людей, не существует. Это могут быть как основные, так и неосновные классы, слои, прослойки внутри них и общественные группы.

Например, до прихода советской власти на Украину большую часть ее населения составляли ремесленники и крестьяне-единоличники. Треть представляли помещики, зажиточные крестьяне, торговцы и рабочие, тогда как служащих было крайне мало. После коллективизации население страны уже состояло всего из трех слоев – рабочих, служащих и крестьян.

Если рассмотреть исторические этапы развития стран, то отсутствие среднего класса, а именно предпринимателей, представителей малого бизнеса, свободных ремесленников и зажиточных фермеров, приводило их к обнищанию и резкому экономическому контрасту между слоями общества.

Формирование «середняков» способствует подъему экономики, возникновению целого класса людей с совершенно другим менталитетом, целями, интересами и культурой. Более бедная прослойка благодаря им получает новые виды товаров и услуг, рабочие места и более высокие зарплаты.

Сегодня в большинстве стран население состоит из политической элиты, духовенства, технической, творческой и гуманитарной интеллигенции, рабочих, ученых, фермеров, предпринимателей и представителей других профессий.

Понятие социальной системы

Если для мудрецов, живших 2500 лет назад, этот термин значил упорядоченность жизни в государстве, то сегодня социальная система – это сложное образование, в состав которого входят первостепенные подсистемы общества, например экономическая, культурно-духовная, политическая и общественная.

  • Экономическая подсистема подразумевает регулировку человеческих отношений в решении таких вопросов, как производство, распределение, использование или обмен материальных благ. Она должна решать 3 задачи: что производить, как и для кого. Если одна из задач не выполняется, то рушится вся экономика страны. Так как окружающая среда и потребности населения постоянно меняются, то экономическая система обязана подстраиваться под них, чтобы удовлетворить материальные интересы всего общества. Чем выше уровень жизни населения, тем больше у него потребностей, а значит, экономика данного общества функционирует лучше.
  • Политическая подсистема связана с организацией, установлением, работой и изменением власти. Основным ее элементом является социальная структура государства, а именно ее правовые институты, например суды, прокуратура, избирательные органы, арбитраж и другие. Основной функцией политической подсистемы является обеспечение социального порядка и стабильности в стране, а также быстрое решение жизненно важных проблем общества.
  • Социальная (общественная) подсистема отвечает за процветание и благосостояние населения в целом, регулируя взаимоотношения различных его классов и слоев. Сюда входит здравоохранение, общественный транспорт, коммунальные услуги и бытовое обслуживание.
  • Культурно-духовная подсистема занимается созданием, развитием, распространением и сохранением культурных, традиционных и нравственных ценностей. К ее элементам относятся науки, искусства, воспитание, образование, мораль и литература. Ее основные обязанности – воспитание молодежи, передача духовных ценностей народа новому поколению, обогащение культурной жизни людей.

Таким образом, социальная система – это основополагающая часть любого общества, которая отвечает за равномерное развитие, процветание и безопасность его членов.

Социальная структура и ее уровни

В каждой стране есть свои территориальные деления, но в большинстве из них они примерно одинаковы. В современном обществе уровни социальной структуры распределяются на 5 зон:

  1. Государственная. Она отвечает за принятие решений, касающихся страны в целом, ее развития, безопасности и международного положения.
  2. Региональное социальное пространство. Касается каждого региона в отдельности с учетом его климатических, экономических и культурных особенностей. Оно может быть самостоятельным, а может зависеть от вышестоящей государственной зоны в вопросах дотаций или перераспределения бюджета.
  3. Территориальная зона – это небольшой субъект регионального пространства, имеющий право на выборы в местные советы, на формирование и использование собственного бюджета, на решение вопросов и задач местного уровня.
  4. Корпоративная зона. Возможна только в условиях рыночной экономики и представлена хозяйствами, ведущими свою трудовую деятельность с формированием бюджета и местного органа управления, например акционеров. Она подчиняется территориальной или региональной зонам по законам, сформированным на государственном уровне.
  5. Индивидуальный уровень. Хотя и находится внизу пирамиды, является ее основой, так как подразумевает личные интересы человека, которые всегда находятся выше общественных. Потребности индивидуума могут иметь широкий спектр желаний – от гарантированной достойной зарплаты до самовыражения.

Таким образом, формирование социальной структуры всегда основывается на элементах и уровнях ее составляющих.

Изменения в структуре общества

Каждый раз, когда страны переходили на новый уровень развития, их структура менялась. Например, изменение социальной структуры общества времен крепостного права было связано с развитием промышленности и ростом городов. Многие крепостные уходили работать на заводы, переходя в сословие рабочих.

Сегодня подобные изменения касаются оплаты и производительности труда. Если еще 100 лет назад физический труд оплачивался выше, чем умственный, то сегодня все наоборот. Например, программист может получать больше, чем высококвалифицированный рабочий.

Аннотация: Цель лекции: раскрыть структуру общества как системы, содержание и виды социальной структуры, социальный статус и социальный престиж личности и общности.

Структура общества как системы

Социальная структура, по определению А. И. Кравченко, представляет собой анатомический скелет общества. Элементами такой структуры выступают социальные статусы и роли. Однако описание того, из каких общностей людей (статусов) "состоит" общество еще не дает полного представления о нем. Так же, как не дает представления о здании перечисление строительных материалов, использованных на его строительство. Нужно еще знать, как это здание построено. Следовательно, необходимо знать о социальном строении общества, т.е. о социальной структуре. Однако прежде чем приступить к рассмотрению социального строения общества, необходимо представить структуру общества в целом. Как мы знаем, общество представляет собой сложную систему, представленную взаимосвязью ее экономической, духовной, политической, личностной, информационной и социальной подсистем. Каким же образом эти подсистемы образуют строение общества?Прежде всего, следует уяснить содержание понятия "структура". Структурой называется внутреннее строение системы, существующее в форме устойчивых, упорядоченных взаимосвязей элементов, благодаря которым система сохраняет свою целостность . Соответственно, структуру общества можно определить как устойчивые и упорядоченные взаимосвязи между его подсистемами - экономической, политической, духовной, личностной, информационной и социальной.

Упорядоченность связей между этими системами проявляется в том, что, выполняя свои функции, обеспечивают устойчивое функционирование общества в целом. Это – функциональная (горизонтальная) структура общества. Общество, таким образом, является системой, в которой экономические, духовные, политические, информационные и социальные функции, выполняемые соответствующими подсистемами, в своем взаимодействии обеспечивают ее целостность .

Экономическая функция заключается в создании материальных условий в виде производства, обмена, распределения и потребления материальных благ для функционирования других сфер жизни общества. Духовная функция проявляет себя как создание нравственных, художественных, религиозных, научных, идеологических и иных условий для политики, экономики, культуры, коммуникаций, личной жизни и социальных отношений. Политическая функция связана с формированием и распространением политической роли, обеспечивающая при помощи политических институтов управляемость экономических, духовных, социальных, культурных и коммуникативных процессов. Культурная функция характеризуется как обеспечение устойчивости, упорядоченности, преемственности всех общественных процессов. –Информационно-коммуникативная функция представляет собой создание сети экономических, политических, духовных, социальных и культурных сообщений. Социальная функция заключается в определении социального статуса всех субъектов и решении их социальных проблем.. Таким образом, общество предстает перед нами как чрезвычайно сложный "функциональный" механизм в сравнении, например, с техническими системами.

Каждая из подсистем общества не только служит обществу как системе, но и обладает свойством самодостаточности, стремится к своей внутренней упорядоченности. При этом стремление к внутренней устойчивости, самообеспечению может противоречить необходимости устойчивого функционирования общества в целом. Например, политическая система в разных странах начинает работать для себя, препятствуя при этом эффективному развитию социальной сферы, экономической или духовной жизни. То же самое можно сказать и относительно других сфер жизни общества. Отсюда возникают противоречия между подсистемами общества, существование нефункциональных (т.е. бесполезных для других сфер) и дисфункциональных (т.е. препятствующих другим функциям) взаимосвязей между ними. Такие противоречия могут разрешаться в ходе последовательных реформ как самих подсистем, так и форм взаимосвязей между ними. Однако неразрешенные противоречия могут привести к глубокому кризису общественной системы и даже ее краху, как это мы видели на примере СССР

Упорядоченность во взаимосвязях этих систем проявляется и в том, что они располагаются в определенном соподчинении друг к другу. Соподчиненность в данном случае надо понимать как доминирующая роль одной подсистемы по отношению к другим. Одна из подсистем может предопределять содержание и характер функционирования других подсистем. Одни подсистемы существуют как бы ради других, первым придается большее значение , чем последним. Порядок соподчиненности подсистем общества можно обозначить как вертикальную (иерарархическую) структуру.

Иерархия систем общества не всегда одинакова. В традиционном обществе политика доминирует над экономикой, определяя во многом характер собственности, организации труда, способы распределения и размеры потребления. Государственная власть регламентирует формы собственности, организации труда, определяет разрешенные и запрещенные формы экономической деятельности. Экономика в таком обществе существует "ради" политики. В тоталитарных обществах экономические, духовные и иные отношения также подчинены государственной власти: последняя определяет, – как писать научные и художественные произведения, что производить, как думать и т.д. На определенных этапах развития общества религиозные (идеологические) отношения становятся господствующими по отношению к остальным, регламентируя формы и способы производства, потребления, обмена, распределения, управления, семейной жизни, образования и т.д. В обществах с рыночной системой экономическая система во многом определяет содержание и строение политической, духовной, социальной жизни, рыночные механизмы проникают и в политические институты (парламентаризм, конкуренция на выборах и сменяемость власти и т.д.), в духовную жизнь (коммерциализация искусства, образования, науки и т.д.), в социальную жизнь (господствующими в обществе являются слои, которые господствуют в экономике) и даже в личную жизнь (брак по расчету, прагматизм в отношениях полов и т.д.).

По К. Марксу, строение общества можно обозначить понятиями " базис " и "надстройка". В основе общественного устройства находится экономика (производственные отношения, базис ), над которыми возвышаются политические, социальные и духовные отношения (надстройка). Развитие общества, в конечном счете, обусловлено изменениями в базисе, которые определяют изменения и в надстройке. В то же время надстройка сама активно влияет на базис . Таким образом, К. Маркс одним из первых предложил концепцию структуры общества: в ней в целом содержится представление и о вертикальном, и о горизонтальном строении. Экономические отношения определяют содержание надстроечных отношений, последние же выполняют специфические функции (в чем и проявляется их активность ) по отношению к базису.

Каждая из подсистем общества также обладает собственной горизонтальной и вертикальной структурой. Так, можно выделить экономическую, политическую, духовную, коммуникационную, социально-личностную, интеллектуальную и культурную структуру общества.

Горизонтальная и вертикальная социальная структура общества

Общество может существовать как социальная система лишь тогда, когда устойчивые и упорядоченные социальные связи образуют господствующий, основной тип отношений. При этом отношения социального хаоса, хотя и имеют место , но не определяют основного содержания социальной системы. Однако, в обществе не всегда доминируют упорядоченные социальные отношения. Общество как социальная система имеет свою меру хаоса (энтропию). Если хаотические социальные отношения становятся чрезмерными, то это приводит к разрушению социальной системы (что наблюдается в периоды глубоких социальных кризисов). Господство социального хаоса (как гражданская война, например) может быть лишь временным состоянием, постоянным и основным состоянием общества является преобладание социального порядка над социальным беспорядком. Социальная структура общества воспринимается в общественном сознании как социальное равновесие, стабильность во взаимоотношениях классов, наций, поколений, профессиональных общностей и т.д. Другими словами, социальная структура- это скелет общества, основа социального порядка. Итак, под социальной структурой общества понимается сеть устойчивых и упорядоченных взаимосвязей между личностью, группами и обществом, благодаря которой общество как социальная система обеспечивает свою целостность .

Можно выделить такие разновидности социальной структуры, как социально-демографическая, социально-классовая, социально-этническая, социально-профессиональная, социально-конфессиональная, социально-территориальная структуры.

Однако непосредственно увидеть, как устроено общество, невозможно. Для этого требуется абстракция , вычленение из всего множества устойчивых социальных взаимосвязей тех, которые составляют своеобразный каркас общества. Представить социальную структуру общества можно, лишь сконструировав ее теоретическую модель.

Теоретическую модель социальной структуры можно изобразить в виде шара, имеющего горизонтальный и вертикальный каркасы, скрепляющих общественную систему. Горизонтальный каркас представляет функциональную , а вертикальный каркас – иерархическую структуру общества .

Первый вид социального строения общества – это социально- функциональная структура . Общности людей взаимосвязаны между собой таким образом, что действия одних являются зависимой переменной от действий других. Предприниматели и наемные работники в своих действиях зависят друг от друга. То же самое можно сказать о функциональных взаимосвязях горожан и сельских жителей, жителей различных регионов. Функционально взаимосвязанными оказываются и этнические и расовые общности, мужчины и женщины, поколения, занимая то или иное положение в системе общественного разделения труда, будучи в той или иной степени представлены в различных классовых, профессиональных, территориальных и иных общностях. По своему содержанию функциональные связи между общностями людей могут быть экономическими, политическими, личностными, информационными и духовными. По своим носителям (субъектам и объектам) функциональные связи являются социальными. Функциональные взаимосвязи могут носить упорядоченный (профункциональный), и хаотический (дисфункциональный) характер. Последний проявляется, например, в форме забастовок (отказа определенных профессиональных групп или представителей организации выполнять свои функции). Однако общество существует как социальная система лишь тогда, когда преобладают устойчивые функциональные связи. В то же время дисфункциональные связи также могут выполнять конструктивную роль в обществе, в котором созрели условия для радикальных перемен.

В обществе обнаруживается множество нефункциональных взаимосвязей между общностями людей. Функции, выполняемые социальными субъектами, признаются полезными для общества, но они не всегда полезны для самих субъектов. Во многих случаях люди вынуждены выполнять те или иные функции, поскольку к этому их принуждают общество или различные общности. При этом выполняемые функции или безразличны для самих субъектов, или противоречат их жизненным интересам (так, рабовладельцы не выполняют каких-либо полезных функций по отношению к своим рабам, а выполнение рабских функций является для раба вынужденным). Данный вид отношений основан на распространении воли одних по отношению к другим.

Материальные и духовные блага, из-за которых взаимодействуют люди, имеют свои ограничения (как в силу естественных причин - дефицита природных ресурсов или слабого развития материального и духовного производства, так и в силу искусственно создаваемого одними группами дефицита для других групп). В результате социальные общности оказываются взаимосвязанными не только функционально, но и иерархически. Иерархическая структура представляет собой устойчивость и упорядоченность взаимосвязей между личностью, общностями людей и обществом в плане разного уровня доступа к общественным благам (социальное неравенство ).

Общество можно представить как лестницу, на разных ступеньках которой располагаются те или иные общности людей. Чем выше занимаемая ступенька, тем больше доступа к общественным благам. В обыденном сознании общество по признаку социального неравенства принято делить на "верхи", "низы" и "средние слои".

Одна часть общества полагает, что социальное неравенство противоестественно для человеческой природы и идеалам справедливого, гуманного общества, имеет лишь негативное значение для прогресса общества и развития личности. Другие, наоборот, считают, что социальное неравенство - это неотъемлемая, естественная черта любого общества и даже условие прогресса и процветания общества. Представители функционализма в социологии стремятся объяснить социальное неравенство функциональным порядком в обществе: различия общностей людей в социальной иерархии вытекают из выполняемых ими социальных функций. Поэтому попытки изменить социальное неравенство приводят к функциональному расстройству общества и поэтому нежелательны. Иначе говоря, не делается каких-либо различий между горизонтальной и вертикальной структурой общества. Не только в обыденном сознании, но и в некоторых социологических теориях прослеживается тенденция игнорировать различия между социальным и индивидуальным неравенством. В результате социальное неравенство объясняется, по сути, индивидуальным неравенством. В частности, подобная трактовка социального неравенства была характерна для теории элит (Г. Моска, В. Парето и другие), объясняющая "право" элиты осуществлять политическую власть тем, что она якобы состоит из людей с особыми психическими качествами. Однако, как бы мы не оценивали социальное неравенство , оно существует объективно, независимо от нашей воли и сознания.

Из истории известно, что многочисленные восстания рабов, даже в случае их победоносного завершения, не приводили к уничтожению рабства (иерархического порядка рабовладельческого типа). Крестьянские войны и восстания в России вплоть до второй половины XVIII века (когда начался кризис феодально-крепостнической системы) не проходили под лозунгами ликвидации феодальной иерархии и крепостничества. В современных странах, включая и нашу страну, социальное неравенство носит устойчивый характер. В то же время, есть социальные силы, которые стремятся не к установлению новой системы господства, а к социальной справедливости и реальной демократии.

Одновременно в любом обществе в той или иной мере проявляются и дают себя знать отношения, которые отрицают этот порядок, пытаются перестроить вертикальное строение общества. Такого рода отношения господствуют в эпоху кардинальных социальных изменений, но в периоды стабильного функционирования и развития общества они являются второстепенными и не определяют сущность общества.

Необходимо различать понятия "социальное неравенство " и "индивидуальное неравенство ". Социальное неравенство – это характеристика социального устройства общества, объективного положения человека, общностей людей в обществе, тогда как индивидуальное неравенство характеризует личные качества индивидуальные способности, субъективные возможности индивидов. Социальное неравенство между общностями может заключаться в существенных различиях в доступе к экономическим благам (в возможности трудоустройства, в размерах оплаты за один и тот же труд, в возможности владения или распоряжения экономическими ресурсами и т.д.), к политической власти (в неравноправии, в возможностях выражать свои интересы при принятии и реализации политических решений и т.д.), к информационным благам (возможность получения образования, доступ к художественным богатствам и т.д.). Индивидуальное неравенство может выражаться в различных уровнях работоспособности, интеллектуальных и других психологических качеств индивидов. Индивиды, явно превосходящие других по своим способностям, тем не менее могут занимать более низкие ступеньки на общественной лестнице, чем индивиды, никак не выделяющиеся по своим субъективным возможностям. Выдающийся математик 19 в. С. Ковалевская не могла найти работу в российских университетах, поскольку считалось, что женщины не могут быть преподавателями в высшей школе. Да и в настоящее время при одинаковой квалификации с мужчинами женщины не могут рассчитывать на равные условия при приеме на работу, продвижении по службе, оплате труда. Подобное или другое проявление социального неравенства можно наблюдать и в отношении поколений, наций, расовых общностей, горожан и сельских жителей.

Горизонтальная и вертикальная социальная структуры общества тесно взаимосвязаны. Те социальные общности, функции которых утрачивают свое значение , со временем оказываются вытесненными со своей "ступеньки". Изменение социальных функций может привести и к сокращению социального неравенства. Функции женщин в современных обществах существенно изменились, прежде всего, в сфере профессиональной деятельности, что нашло отражение в изменении их положения на общественной лестнице. Таким образом, изменения в функциональной структуре в той или иной степени обусловливают изменения и иерархической структуры. С другой стороны, иерархия в определенной степени влияет на горизонтальную структуру. Например, более высокое положение мужчин на социальной лестнице, так или иначе, способствует навязыванию женщинам тех функций, которых мужчины избегают. Представители тех общностей людей, которые занимают более высокое положение в социальной иерархии, имеют больше условий для получения более высокого уровня образования и более квалифицированной работы. Например, жители больших городов имеют гораздо больше шансов найти более квалифицированную работу или получить более качественное образование, нежели жители средних или малых городов.

Взаимозависимость вертикальной и горизонтальной структур нельзя и преувеличивать. Каждая сторона социальной структуры имеет и свою "логику" (внутреннююобусловленность). Например, учителя даже в экономически благополучных странах, несмотря на всю важность и сложность выполняемых ими социальных функций, тем не менее, стабильно принадлежат к "ниже средним", а не "выше средним" слоям общества. Иерархическая структура во многом сама себя поддерживает, регулирует и обеспечивает свою стабильность (хотя это функционально и оказывается невыгодным и даже вредным).То же самое можно сказать и о функциональной структуре общества. Бюрократизм (в негативном смысле этого слова), например, характеризуется, тем, что чиновники стремятся увеличить численность управленческого аппарата (т.е. новые функции создаются ради самих функций), что закономерно приводит к снижению эффективности и управления. Одна из функций современной государственной власти – обеспечение соответствия между горизонтальной и вертикальной структурами общества. Иначе говоря, чем более сложным и важным для общества является вид деятельности, тем выше должна быть его оплата и другие поощрения.

Характер взаимосвязи вертикальной и функциональной сторон социальной структуры зависит не только от уровня развития, но и от типа общества. В традиционном обществе главную роль играет иерархическая структура. Социальные функции в таком обществе жестко привязаны к общностям людей, которые занимают то или иное положение на социальной лестнице. Например, профессионализм является признаком заранее низкого статуса человека (профессионал это ремесленник, будь то это сапожник, гончар, врач, учитель, художник, поэт, профессор, - следовательно, занимает одно из последних мест в вертикальном порядке общества). Смысл социальной иерархии во многом сводится к вынуждению тех или иных общностей к выполнению определенных социальных функций (в форме крепостного права , вассальных обязанностей, служебного долга). Без принуждения (в виде военной силы, символического - религиозно-ритуального, и т.д.) в традиционном обществе функциональный порядок подвергается разрушению. Занимаемое положение в социальной вертикали диктует вполне определенные социальные функции (если человек является дворянином, он обязан выполнять приписанные ему служебные и иные функции, если он является крестьянином, то обязан отрабатывать барщину или платить оброк).

В индустриальном обществе происходит эволюция от господства вертикальной структуры к доминированию функциональной структуры. В результате общественного разделения труда, распространяющегося практически на все занятое население, углубления социальной дифференциации, положение в социальной иерархии во многом начинает зависеть от значимости выполняемых социальных функций. Однако в современной России недостаточно вознаграждаются те профессии и специальности, которые связаны с инновациями в различных сферах жизни. Это говорит о сохранении архаичных порядков, свойственных доиндустриальным обществам.

Социальный статус и социальный престиж

Каждая личность и каждая общность занимают в социальной структуре общества определенное положение, которое в социологии принято называть социальным статусом. Социальный статус характеризует и социальные функции, которые выполняют в обществе личность и общности, и те возможности, которые им предоставляет общество.

Можно говорить о двух аспектах социального статуса - вертикальном и функциональном. Различают также предписанный и достижимый виды социального статуса. Предписанный (прирожденный) социальный статус - это положение в социальной структуре, которое личность или общности людей занимают независимо от их усилий, в силу самого общественного устройства. Достижимый (приобретенный) социальный статус - это положение в социальной структуре, которое личность или общности людей занимают благодаря затратам собственной энергии. Так, предписанными являются статусы, производные от принадлежности к полу, поколению, расе, нации, семье, территориальной общности, сословию. Принадлежность к этим общностям в значительной степени сама по себе определяет место человека и в вертикальной, и в горизонтальной структуре, независимо от его личных усилий. Достижимым может быть статус, который человек занимает благодаря трудолюбию, предприимчивости, работоспособности или другим качествам.

Предписанный и достижимый статус связаны друг с другом. Уровень квалификации и образования, например, зависят не только от самого человека, но и от того, какое место он занимает в системе социального неравенства. Дети из бедных семей имеют гораздо меньше доступа к получению высшего образования, чем дети из обеспеченных семей. Для жителей села также гораздо меньше шансов получить более высокий уровень образования и более квалифицированную работу, чем для горожан. Поэтому достижимый статус зависит во многом от предписанного статуса. С другой стороны, предписанный статус также не имеет абсолютного значения. Лишь в традиционном обществе, социальная структура которого была застывшей, неподвижной, предписанный статус гарантировал пожизненное положение человека. В современном обществе для социального положения человека большее значение , по сравнению с традиционным обществом, приобретают личные качества и личные усилия людей.

Однако было бы идеализацией современного общества признание приоритетного значения достижимого социального статуса. Пока еще нет такого общества, в котором место каждого человека зависело только от его способностей иусилий. Социальная структура всех прошлых и нынешних обществ характеризуется ведущей ролью предписанного социального статуса.

Величина расстояния между социальными статусами называется социальной дистанцией. В отличие от физического расстояния, социальная дистанция измеряется в особых социальных мерах. Это - объем доступа к общественным благам . Людей, находящихся в физическом пространстве рядом друг с другом, может разделять огромная социальная дистанция.

Социальная дистанция между личностями и общностями людей существует объективно, независимо от наших представлений о ней. Ее можно измерить при помощи разработанных в эмпирической социологии методов. Однако в восприятии людей эта дистанция определяется субъективно, исходя из того, как они определяют собственный социальный статус. Последний является исходной точкой для определения социальных статусов и других людей. Социальную структуру, социальные статусы и социальную дистанцию мы представляем в сравнении "чужих" и "своего" статусов. При одном и том же уровне доходов, например, человек может по -разному оценивать свой социальный статус в зависимости от того, как много людей и насколько имеют больше или меньше доходов. Подобная сопоставительная, сравнительная оценка социальных статусов в общественном сознании называется социальным престижем. Так, в обществе могут быть признаны престижными отдельные профессии и соответственно профессиональные общности, отдельные территории и районы проживания, классы и т.д. Престиж является отражением в социальных представлениях личности и общностей людей как вертикального, так и горизонтального статусов. Какой-либо социальный статус может быть мало престижным с точки зрения социальной вертикали и престижным с точки зрения его функционального значения (горизонтального среза структуры).

От социального статуса и престижа следует отличать личный статус – положение индивида в системе межличностных отношений. Высокий ранг в одной группе может сочетаться с низким рангом в другой – это феномен несовпадения статусов. Именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих отношений – и личных, и социальных. Так, при выборе брачного партнера именно статус индивида противоположного пола является главным критерием принятия решения. Итак, функциональная связь статусов определяет социальные отношения. Динамической стороной статуса выступает социальная роль, которая и определяет социальное взаимодействие. Хотя структура описывает устойчивый аспект строения общества (статика), социальные роли придают ей подвижность (динамика). Это связано с тем, что каждый индивид по -своему интерпретирует социальные ожидания и выбирает индивидуальную модель поведения человека определенного статуса

Краткие итоги:

  1. Социальная структура – анатомический скелет общества, отражающий сеть устойчивых связей между личностью, группами и обществом.
  2. Функция – это проявление свойств какого-либо объекта, элемента по отношению к целому, системе
  3. Функциональная (горизонтальная) структура –устойчивые связи между подсистемами общества: политической, экономической, личностной, духовной, культурной, информационно-коммуникативной и социальной.
  4. Иерархия – расположение частей или элементов социально целого в порядке от высшего к низшему.
  5. Вертикальная структура – господство одних подсистем над другими
  6. Социальное неравенство – различия между общностями в их доступе к общественным благам.
  7. Социальный статус – положение индивидов и общностей в социальной структуре
  8. Сравнительная субъективная оценка социальных статусов в общественном и групповом сознании называется социальным престижем.

Набор для практики

Вопросы :

  1. Допустимо ли отождествлять социальный статус с личностью, которая его занимает?
  2. В чем заключается различие между понятиями " социальный состав общества" и "социальная структура общества"?
  3. Поясните, почему социальное взаимодействие описывает динамику общества, а социальные отношения – его статику
  4. В чем вы видите отличие горизонтальной и вертикальной структур?.
  5. Что понимал К.Маркс под базисом общества?
  6. В каком соотношении находятся социальный порядок и социальный хаос?
  7. Почему социальное неравенство - естественная черта любого общества?
  8. С позиции какого статуса – вертикального или горизонтального – престижна профессия ученого в современной России?

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе :

  1. Феномен смешанного социального статуса
  2. Противоречие и гармония статусов личности
  3. Социальный статус и социальные отношения
  4. Социальная роль и социальная динамика
  5. Ролевой набор и проблема ролевой идентификации
  6. Структурирование новых социальных процессов
  7. Социальный престиж и социальные типы личности
  8. Социальное неравенство как условие прогресса общества
  9. Социальное и личностное неравенство

Министерство образования Российской Федерации

Российская Международная Академия Туризма

Тульский филиал

По предмету: социология

«Социальная структура общества»

Выполнила: студентка 3 курса

вечернего отделения

Захватова Г.И.

Преподаватель: Вуколова Т.С.

1. Введение…………………………………………………… 3

2. Понятие социальной структуры общества ………………. 4

3. Социальная стратификация ………………………………..6

4. Социальная мобильность: ………………………………11

4.1. Групповая мобильность……………………………….11

4.2. Индивидуальная мобильность………………………..13

5. Особенности социальной стратификации в России ……..15

5.1. Перспективы формирования среднего класса………15

6. Заключение …………………………………………………19

7. Список используемой литературы ………………………..21

1.Введение.

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество. Общество – это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Элементами столь сложной социальной системы являются люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями) , которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению.

Любое общество стремится к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом. Выявить основные принципы иерархического строения общества призваны теории стратификации.

Незыблемость иерархической структуры общества не означает, что внутри нее не происходят изменения. На разных этапах возможен рост одного и сокращение другого слоя. Эти изменения невозможно объяснить естественным приростом населения. Происходит либо подъем, либо падение значительных групп. И даже относительная устойчивость социальных слоев не исключает миграции отдельных индивидов по вертикали. Эти передвижения по вертикали при сохранении самой стратификационной структуры мы будем рассматривать как социальную мобильность.

2.Понятие социальной структуры общества

Взаимодействие в обществе обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы.

Понятие «социальная структура общества» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи. Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой – социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.

Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов.

Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее.

С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп. Для изучения многообразия иерархически расположенных социальных слоев призвана теория социальной стратификации.

Первоначально идея стратового представления социальной структуры имела ярко выраженный идеологический оттенок и была призвана нейтрализовать Марксову идею классового идея общества и доминирования в истории классовых противоречий. Но постепенно идея выделения социальных слоев в качестве составляющих общества элементов утвердилась в социальной науке, ибо она действительно отражала объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса.

Теории Социальной стратификации возникли в противовес марксистко-ленинской теории классов и классовой борьбы.

3.Социальная стратификация

Термин «стратификация» происходит от латинского stratum – слой, пласт и facere – делать. Таким образом, социальная стратификация – это определение вертикальной последовательности положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархии. Социальная стратификация – это «дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы», это «способ рассмотрения индивидов как занимающих более низкое или более высокое социальное место друг относительно друга в некоторых социально важных аспектах».

Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ.

Социологи едины во мнении, что основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Однако, способ организации неравенства мог быть различным. Необходимо было вычленить те основания, которые определяли бы облик вертикального строения общества.

Так, например, К.Маркс ввел единственное основание вертикального расслоения общества – обладание собственностью. Поэтому его стратификационная структура фактически сводилась к двум уровням: класс собственников(рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права (крестьяне). Попытки представить интеллигенцию и некоторые другие социальные группы в качестве промежуточных слоев между основными классами оставляли впечатление непродуманности общей схемы социальной иерархии населения.

М. Вебер увеличивает количество критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического – отношение к собственности и уровень доходов – он вводит такие критерии как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему занять определенное место в социальной иерархии.

Роль статуса в иерархической структуре общества определяется такой важной особенностью социальной жизни как ее нормативно-ценностное регулирование. Благодаря последнему, на «верхние ступени» социальной лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует укоренившимся в массовом сознании представлениям о значимости его титула, профессии, а также функционирующим в обществе нормам и законам.

Выделение у М.Вебера политических критериев стратификации выглядит еще недостаточно аргументированным. Более четко об этом говорит П.Сорокин. Он однозначно указывает на невозможность дать единую совокупность критериев принадлежности к какой-либо страте и отмечает наличие в обществе трех стратификационных структур: экономической, профессиональной и политической.

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стра-тификационной структуры общества является есте-ственное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарож-дение.м человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обыч-но в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так и называли - первое со-словие и второе сословие) ко второй - ремесленни-ков, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал - это индивид, утра-тивший своп прежний социальный статус, лишен-ный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть эт-номаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы - люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политическом борьбы: религиозные маргиналы - люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Качественные изменения, происходящие в экономическом базисе современного российского общества, повлекли за собой серьезные изменения в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка - финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер, что может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.


| |

Общество состоит из большого количества различных элементов, которые находятся в постоянном взаимодействии - начиная от индивида, социальных институтов и заканчивая большими общностями. Всё это включается в структуры. Другими словами говоря, это то, из каких частей, элементов состоит общество и в каких соотношениях и взаимодействиях они находятся. В социологии впервые понятие структуры общества применил Г. Спенсер, который понимал под этим термином устойчивые взаимосвязи между социальным организмом и его отдельными частями. Он, вообще, уподоблял общество организму. По социальная структура - это порядок, расположение связанных между собой функционально элементов и зависимостей между ними, образующих внутреннюю систему объекта.

Существует несколько определений этого термина. Вот, например, одно из них: социальная структура - определённый способ взаимосвязи и взаимодействия элементов, то есть индивидов, которые занимают общественные позиции (статусы) и выполняют специфические функции (роли). Можно увидеть, что главное в данном определении - элементы, их связи и взаимодействия. Или, например, такое определение, учитывающее страты или слои структура представляет собой совокупность общественных позиций, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, упорядоченных иерархически с точки зрения их стратификации.

Свойства общественной структуры можно рассмотреть в зависимости от следующих переменных:

1. Взаимозависимость.

2. Константность.

3. Фундаментальность измерения.

4. Определяющее воздействие после эмпирически наблюдаемого явления.

Социальная структура общества как системы — это способ взаимосвязи подсистем, которые в нём взаимодействуют и обеспечивают его целостность. Какие же подсистемы включены в общественную систему? Социальная структура включает в себя индивидов,группы людей (общности), объединённые по какому-либо признаку, их связи, взаимоотношения и взаимодействия, различные организации и институты, группы, общности, нормы, ценности и другое. Каждый из этих элементов, частей структуры может находиться в определённой взаимосвязи с другими, занимать некоторую позицию и играть специфическую роль в обществе.

Наиболее подробный анализ социальной структуры был дан К. Марксом, который показал, что политическая, культурная и религиозная стороны жизни зависят от способа производства. Он считал, что экономический базис определяет и идеологическую, культурную надстройку в обществе. Последователи и ученики К. Маркса предложили несколько иные отношения, считая культурные, политические и идеологические организации относительно автономными и зависимыми от экономической составляющей только в конечном итоге.

Но взгляд К. Маркса и его последователей на в структуре общества не был единственным. Так, Э. Дюркгейм писал, в частности, о том, что играют весьма значимую роль в интеграции общества, объединяя различные части его в единое целое. Он выделял две формы структурных отношений: механистические и органические солидарности. М. Вебер изучил и провёл анализ организационных механизмов в обществе: рынка, бюрократии и политики.

Т. Парсонс считал, что общество есть особый тип которая обладает высоким уровнем специализации и самодостаточности. Функциональное единство общества как системы определяется социальными подсистемами, к которым он относил экономику (адаптация), политику (целедостижение), культуру (поддержание образца). Интегративная же детерминируется системой «социетальной общности», содержащей в себе главным образом нормативные структуры.