Тематические картотеки в библиотеке пример. Отдел информационных ресурсов. Верховная Рада Украины

Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяет ее как «деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей». К субъектам культурной деятельности относятся, во-первых, организации (обычно юридические лица), осуществляющие действия, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей и благ, во-вторых, люди (физические лица), работающие в этих организациях, или «свободные художники» (писатели, композиторы, художники и др.) Последние могут быть связаны трудовым договором с той или иной организацией. Созданные в этом случае произведения законодательство об авторских правах называет служебными произведениями. К субъектам культурной деятельности относятся также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В Основах законодательства Российской Федерации о культуре представлен перечень видов культурной деятельности, который включает в себя:

  • -выявление, изучение, охрану, реставрацию и использование памятников истории и культуры;
  • -художественную литературу, кинематографию, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектуру, дизайн, фотоискусство, другие жанры искусства;
  • -художественные промыслы и ремесла, народную культуру в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды;
  • -самодеятельное (любительское) художественное творчество;
  • -музейное дело и коллекционирование;
  • -книгоиздание и библиотечное дело, а также иную культурную деятельность, связанную с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
  • -эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическую деятельность в этой области;
  • -научные исследования культуры;
  • -международные обмены;
  • -производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для создания, распространения и освоения культурных ценностей;
  • -иную деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, осваиваются и распространяются культурные ценности.

Круг организаций - субъектов культурной деятельности определен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Косвенно состав сферы культуры определен также в государственном бюджете Российской Федерации.

Регулирование культурной деятельности зависит от политического и экономического уклада государства и принятой им государственной политики в области культуры. В последнее десятилетие ХХ - начала ХХ1в.

Культура России функционировала в условиях формирующегося демократического правового государства. Конституция определила в качестве высшего законодательного органа Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации (состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), которое принимает федеральные законы, влияющие на культуру. Президент Российской Федерации, являющийся главой государства, издает соответствующие указы, а правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти - постановления. Федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отдельные аспекты функционирования сферы культуры, является Министерство культуры и средств массовых коммуникаций Российской Федерации, созданное в 2004г. При этом в структуре органов исполнительной власти появились федеральные службы и федеральные агентства. Названные органы управления определяют государственную политику в сфере культуры, направленную на сохранение исторического и культурного наследия, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, а также реализуют эту политику, распоряжаясь федеральной собственностью в сфере культуры.

Решение конкретных региональных проблем сферы культуры находится в ведении исполнительных органов государственной власти субъекта федерации. Региональные органы культуры осуществляют функции, близкие к тем, которые осуществляет Министерство культуры и средств массовых коммуникаций Российской Федерации и его агентства.

Государственная власть в нашей стране имеет два уровня: федеральный и региональный. Однако в управлении сферой культуры есть еще одна ступень - местное самоуправление, осуществляемое в муниципальных образованиях. Структура органов муниципального образования определяется региональными законами и правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления - это обычно комитеты или отделы культуры. Пилилян Е.К. Менеджмент культуры: учеб. пособие /Е.К. Пилилян.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. - С.48-49.

Рассмотрим нормативно-правовые акты, обеспечивающие жизнедеятельность Ачинского района в сфере культуры.

Таблица 1 - Нормативно-правовые акты, обеспечивающих жизнедеятельность Ачинского района в сфере культуры

Наименование нормативно-правовых актов

Конституция РФ

Основной закон государства, Cт. 130-133 гарантирует право граждан на осуществление местного самоуправления, а также определяет основы местного самоуправления как самостоятельного института власти.

Гарантирует право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ

Устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Определяет полномочия муниципальных районов в сфере культуры.

Федеральный закон «Об основах муниципальной

службы в РФ» от 08.01.1998 № 8-ФЗ

Устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 21.12.2009)

Устанавливают и закрепляют конституционные права граждан РФ на культурную деятельность, правовые гарантии для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей РФ. Устанавливают принципы государственной культурной политики, правовые нормы государственной поддержки культуры и гарантируют невмешательство государства в творческие процессы

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.10.2010) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)

Регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

«Бюджетный кодекс РФ» от 31.07.1998 № 145-ФЗ

Основной финансовый документ страны, содержит основные принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы РФ, устанавливает права и обязанности субъектов бюджетных отношений и участников бюджетного процесса, определяет основные принципы и механизмы межбюджетных отношений, а также права, обязанности и ответственность всех участников бюджетных отношений.

устанавливает общие принципы правового регулирования отношений в области культуры, возникающих при реализации конституционного права на участие в культурной жизни и пользование услугами организаций культуры, а также права на равный доступ к культурным ценностям, и направлен на сохранение и развитие культуры на территории Красноярского края.

Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020гг.

Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы разработаны с учетом новой социально-экономической стратегии региона, мониторинга отрасли по всем направлениям культурной деятельности. Данная стратегия культурной политики является определяющим документом для формирования краевых целевых программ в сфере культуры, ведомственной программы министерства культуры, а также для разработки планов, программ и отдельных проектов учреждений культуры, базирующихся на нормативных правовых документах, регулирующих деятельность отрасли.

Ведомственная целевая программа "Развитие культуры Красноярского края" на 2010 - 2012 годы

Создание условий, обеспечивающих доступ населения края к высококачественным культурным услугам, формирующих благоприятную культурную среду для всестороннего развития личности.

Устав Ачинского района Красноярского края от 07.11.2008г. № 27-217Р

Определяет наиболее важные вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории Ачинского района, в том числе создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры

Положение об Отделе культуры, физической культуры и спорта и молодежной политики Ачинского района

Регламентирует деятельность Отдела культуры, физической культуры и спорта, и молодежной политики администрации Ачинского района

Приведенный перечень НПА не является исчерпывающим, он служит основой формирования местного самоуправления на уровне конкретного муниципального Ачинского района. Расширение этого перечня будет идти за счет принятия законов Красноярского края и принятием необходимых постановлений, правил и методик которые обеспечат, не противореча законам РФ, управление конкретной территорией - сферой культуры Ачинского муниципального района.

Прежде всего, необходимо отметить, что приведенный выше перечень нормативно-правовых актов регулирующих функционирование и развитие МР Ачинский, не является абсолютно исчерпывающим. Дело в том, что важные правовые аспекты местного самоуправления содержат также нормы Гражданского, Налогового, Бюджетного кодексов РФ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 года №145-ФЗ / [Электронный ресурс]: http://base.gara№t.ru/12112604/. Ответственность за нарушение прав местного самоуправления установлена Уголовным кодексом РФ, а также Кодексом РФ об административных правонарушениях. Конституция РФ Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г. - М.: Юрид. Лит., 1993. (ст 130-133) определяет право граждан на осуществление местного самоуправления, которое обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой. Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления, которая принята Советом Европы 15 октября 1985 г. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) ETS N 122 / [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/2540485/

В ходе реформы органы местного самоуправления МР Ачинский сталкиваются с проблемами реализации вопросов местного значения, требующими внесения изменений в действующее законодательство.

Так, например, законами края при наделении государственными полномочиями органов местного самоуправления предусматривается финансирование на их исполнение, и утверждаются методики, согласно которым осуществляется расчет и предоставление субвенций. Но, к сожалению, методики расчета размера субвенций, передаваемых на исполнение государственных полномочий, как правило, рассчитываются под уже заложенную на эти цели в областном бюджете сумму и, зачастую, не учитывают действительных затрат на их исполнение. Особенно - в части администрирования (обслуживания) переданных полномочий. В результате местный бюджет несет дополнительные нагрузки.

В настоящее время в МР Ачинский действует достаточное количество нормативно-правовых актов и программ, которое всесторонне захватывают вопрос о социально-экономическом развитии города. Устав МР принят Ачинским районным референдумом 08.12.1996г. (07.11.2008г. № 27-217Р). Устав определяет наиболее важные вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории Ачинского района. Устав состоит из 10 глав и 63 статей.

Так в Уставе прописано, что Ачинский район является самостоятельным муниципальным образованием в составе Красноярского края и наделён статусом муниципального района, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края.

Ачинский район вправе иметь собственную символику, отражающую исторические, культурно-национальные, социально-этнические, национальные и иные местные традиции. Наименование, описание и порядок официального использования символов муниципального образования Ачинского района устанавливаются нормативными правовыми актами Совета депутатов Ачинского района

В целом же нормативно-правовая база МО соответствует ходу реформы, в ней определены основные направления развития, плановые показатели роста, оценка эффективности деятельности органов МСУ района.

Во второй главе мы рассмотрим непосредственно на примере конкретного муниципального района управление в сфере культуры, а также выделим проблемы, возникающие в исследуемом процессе.

Программа реализуется с целью формирования и развития управленческих компетенций руководящих работников организаций культуры и искусства.

Эта программа для вас, если вам нужно:

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 недель (108 часов).

Вы узнаете и научитесь

Будущие руководящие кадры организаций культуры и искусства рассмотрят следующие вопросы:

  • Правовые основы деятельности учреждений культуры в городской местности.
  • Досуговая деятельность и ее виды.
  • Показатели рентабельности хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства.
  • Факторы ценообразования в сфере культуры и искусства.
  • Политика в области оплаты труда и управления мотивацией работников.
  • Способы привлечения клиентов. Реферальный маркетинг в деятельности учреждений культуры и искусства.

Методы обучения

Изучение каждой дисциплины включает в себя знакомство с теорией, чтение электронных учебников и текстов лекций, участие в вебинарах. В системе дистанционного обучения (СДО) Слушатели выполняют задания, проходят тестирования, общаются с преподавателями. Доступ в СДО вы получите после зачисления. В процессе обучения можно консультироваться с педагогами, общаться во время вебинаров, на форуме или по «Skype» (при необходимости). Все вопросы, связанные организацией обучения, помогут решить сотрудники отдела по организации учебного процесса или администратор (куратор).

Подробнее о процессе дистанционного обучения вы можете узнать в этом разделе сайта.

Результаты и перспективы:

  • Вы готовы к работе руководителя учреждения культуры и искусства, способны управлять творческими, административными процессами, хозяйственно-экономической деятельностью организации.
  • Вы умеете применять менеджерские методы и технологии привлечения клиентов, формировать ценовую, тарифную политику учреждения.
  • Вы понимаете методы реферального маркетинга, современные технологии управления процессами в организации.

Применение результатов обучения

Курс рассчитан на руководящих работников сферы культуры, искусства и кинематографии. В условиях ведения хозрасчетной деятельности организация должна демонстрировать достаточный для эффективного развития уровень рентабельности. Для этого необходимо привлекать клиентов, заинтересовывать их интересными и содержательными досуговыми программами. В ходе курса на конкретных примерах будут рассмотрены современные методы организации работы трудового коллектива, нацеленного на достижение высоких экономических показателей. Приобретенные компетенции позволят эффективно управлять организацией культуры и искусства.

Требования к Слушателям:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.

Важнейшими целями деятельности, как государственных органов, так и органов местного самоуправления в Российской Федерации является повышение уровня и качества жизни населения, посредством культурного развития территорий решение проблем социума с помощью культуры. Одним из главных способов достижения указанных целей выступает правовое регулирование, понимаемое как процесс целенаправленного воздействия органов правительственной силы и местного самоуправления на общественные отношения, при помощи особых средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Функционирование всех существующих инструментов управления культурой, должно основываться на нормативной базе.

В настоящее время деятельность учреждений культуры обеспечивают около 60 федеральных законов и более 100 подзаконных актов. Многие из них были приняты в начале 90-х гг. прошлого века, то есть фактически в другую эпоху, что обусловило наличие коллизионных норм, а порой и взаимоисключающих решений тех или иных вопросов.

В Нижегородской области управлением в сфере культуры занимается Министерство культуры Нижегородской области. Организацией досуга, массового отдыха и обеспечения жителей города Нижнего Новгорода услугами организаций культуры занимается департамент города.

Управление в области культуры предполагает государственное регулирование в сфере сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, правовое обеспечение культурной деятельности. Соответственно установленные правила в том или ином объеме распространяется на книгоиздание и библиотечное дело, телевидение и радиовещание, кинематографию, различные виды искусства.

Главное при этом заключается в том, чтобы государственно-управленческая деятельность создавала условия для свободного развития культурной деятельности, для ее стимулирования и, конечно, для ее защиты от проникновения в сферу культуры чуждых общественной нравственности веяний.

Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44).

  • 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  • 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  • 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Министерство культуры самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит проекты нормативных актов по вопросам: культуры, искусства, кинематографии, авторского права, смежных прав, историко-культурного наследия, туристской деятельности, международного культурного и информационного сотрудничества.

Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия кинематографии, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности. Министерство культуры РФ разделяется самым большим наличием департаментов что говорит от организационной структуре

Департамент проводит мероприятия по реализации государственной политики в области культуры на территории города, а также мероприятия по укреплению и развитию взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с творческими союзами, предприятиями и учреждениями культуры, общественными, культурными, национальными, научными, религиозными некоммерческими организациями, администрацией области и администрациями районов города. Осуществляет совместные проекты развития и сохранения культуры.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества

Структура департамента:

Отдел музыкального искусства

Отдел театрального искусства

Отдел народного творчества и изобразительного искусства

Отдел управления контрактами

Отдел сопровождения проектов и программ

Сводно-аналитический отдел

Департамент кинематографии

Структура департамента:

Приемные руководства

Отдел взаимодействия с организациями кинематографии

Отдел государственной поддержки производства неигровых и анимационных национальных фильмов

Отдел государственной поддержки производства игровых национальных фильмов

Отдел государственной поддержки продвижения и проката национальных фильмов

Департамент культурного наследия

Структура департамента:

Отдел Музейного фонда Российской Федерации

Планово-экономический отдел

Отдел музеев

Отдел археологии

Отдел государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей

Департамент науки и образования

Структура департамента:

Отдел планирования и развития образования

Отдел библиотек

Отдел образования и науки

Департамент международного сотрудничества

Структура департамента:

Отдел СНГ и работы с соотечественниками

Отдел Европы, Азии, Африки и Америки

Отдел пресс-службы

Отдел по работе с международными организациями

Организационно-аналитический отдел

Отдел анализа и координации

Департамент экономики и финансов

Структура департамента:

Отдел обеспечения бюджетного процесса

Отдел финансового обеспечения отрасли

Отдел анализа и планирования в сфере оплаты труда

Отдел бухгалтерского учета

Отдел сводной отчетности и администрирования доходов

Департамент управления имуществом и инвестиционной политики

Структура департамента:

Отдел реставрации объектов культурного наследия

Отдел капитального ремонта и контроля качества

Отдел государственных программ и капитальных вложений

Департамент туризма и региональной политики

Структура департамента:

Отдел туризма

Отдел региональной политики и координации

Отдел планирования и координации специальных проектов

Департамент государственной охраны культурного наследия

Структура департамента:

Отдел государственной охраны объектов культурного наследия

Отдел имущественных отношений

Отдел государственного реестра

Отдел контроля в сфере культурного наследия

Отдел регионального контроля и надзора

Отдел регулирования градостроительной деятельности

Отдел лицензирования и контроля в сфере реставрации

Нормативно-правовой департамент

Структура департамента:

Приёмные руководства

Отдел судебной работы

Отдел договорной работы и правового взаимодействия

Отдел законопроектной деятельности

Отдел нормативно-правового обеспечения

Отдел правовой экспертизы

Департамент контроля и кадров

Структура департамента:

Приёмные руководства

Отдел профилактики коррупционных правонарушений и контроля

Отдел кадров

Отдел государственной службы и наград

Контрольно-ревизионный отдел

Департамент управления делами

Структура департамента:

Приёмные руководства

Отдел информационных технологий

Отдел делопроизводства и ведомственного архива

Отдел контроля и обращений граждан

Отдел административно-хозяйственного и социального обеспечения

ЗАДАЧИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ

  • 1. Реализация мер по обеспечению гарантий прав граждан на свободу всех видов творчества, участие в культурной жизни Нижегородской области и пользование услугами организаций культуры, искусства, кинематографии, получение образования в сфере культуры и искусства, доступ к информации и культурным ценностям.
  • 2. Проведение государственной политики в области профессионального искусства, социально-культурной деятельности, библиотечного и музейного дела, кинематографии, а также управление образованием в сфере культуры и искусства на территории Нижегородской области.
  • 3. Формирование культурной среды, эстетических взглядов и вкусов населения и приобщение граждан к художественному творчеству, духовным и материальным культурным ценностям через поддержку государственных учреждений искусств.
  • 4. Создание нормативной правовой базы для эффективного функционирования организаций культуры Нижегородской области.
  • 5. Обеспечение сохранности и защиты культурных ценностей, хранящихся в библиотеках, музеях и других учреждениях культуры Нижегородской области.
  • 6. Обеспечение государственных социальных гарантий для работников государственных учреждений культуры и образования (в сфере культуры и искусства) Нижегородской области.
  • 7. Обеспечение сохранения и развития существующего комплекса областных организаций культуры, искусства, кинематографии, образования (в сфере культуры и искусства).
  • 8. Оказание поддержки организациям культуры, искусства, кинематографии, образовательным учреждениям в сфере культуры и искусства Нижегородской области.
  • 9. Определение целей и приоритетов в развитии библиотечного, музейного дела, профессионального искусства, народного творчества, образования и науки (в сфере культуры и искусства) на территории Нижегородской области.
  • 10. Содействие сохранению и развитию культурного наследия, региональных и местных национально-культурных традиций (фольклора, народных праздников, обрядов, ремесел и других) народов, проживающих на территории Нижегородской области, во взаимодействии с другими органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления.
  • 11. Контроль за соблюдением действующего законодательства в Нижегородской области в подведомственной Министерству сфере в пределах его компетенции.
  • 12. Участие в проведении мероприятий, направленных на поддержку социально значимых приоритетных направлений в развитии культуры и искусства.

Департамент культуры города Нижнего Новгорода является отраслевым структурным подразделением администрации города Нижнего Новгорода и подчинен непосредственно заместителю главы администрации города Нижнего Новгорода. Правовую основу деятельности департамента составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и законодательство Нижегородской области, правовые акты органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода.


    1. Общие положения

    1. Систематическая картотека статей (далее СКС) Государственной библиотеки Югры (далее ГБЮ) – это библиографическая картотека, отражающая материалы из сборников, продолжающихся и периодических изданий, в которой библиографические записи располагаются в соответствии с определенной системой классификации документов.

    2. СКС является частью справочно-библиографического аппарата ГБЮ; предназначена для поиска документов, опубликованных в сборниках, периодических и продолжающихся изданий по определенным тематическим запросам.

    3. Место размещения картотеки – Зал каталогов.

    4. Ответственный за ведение и редактирование СКС – Информационно-библиографический отдел.

    5. СКС ведется с 1960 года. Хронологический охват определяют утвержденные сроки хранения периодики. Перерыва нет. Гарантированная полнота с 1961 г. по май 2008 г.

    6. Характер ведения СКС – законсервированный.

    7. Картотека по характеру информации и назначению – читательская.

  1. Функции картотеки

    1. Основными функциями картотеки являются:

  • информационно-поисковая, обеспечивающая полноту сведений о документе, в том числе о его публикации в определенном издании;

  • знаково-коммуникативная, помогающая дистанционному общению «читатель – каталог – тема»;

  • образовательная, обеспечивающая повышение культурного, образовательного и профессионального уровня пользователей.

  1. Состав картотеки

    1. В СКС отражаются фонды:

  • отдела хранения основного фонда;

  • универсального читального зала;

  • отдела абонемента;

  • информационно-библиографического отдела.

    1. СКС отражает следующие виды документов:

  • статьи из книг;

  • статьи из сборников;

  • статьи из журналов;

  • статьи из газет;

  • статьи из продолжающихся изданий.

    1. СКС включает документы на русском языке.

  1. Структура картотеки
4.1. СКС имеет основной ряд – систематический, на основе ББК; каждый раздел ББК делится на 3 части: законодательные документы; статьи из книг, сборников, продолжающихся изданий; статьи из журналов и газет.

4.2. Способ группировки материала: расстановка карточек в пределах каждого деления ББК: законодательные документы – в обратной хронологии по значимости документов; статьи из книг, сборников, продолжающихся изданий – в обратнохронологическом порядке (внутри года – в алфавите авторов и заглавий документов); статьи из журналов и газет – в обратнохронологическом порядке, внутри которого – алфавит периодических изданий.


  1. Организация, ведение и редактирование картотеки

    1. СКС организована на основе рукописных, машинописных карточек и карточек РКП. Каталожные карточки делятся на основные и дополнительные. На карточках с аналитическим библиографическим описанием указывается предметная рубрика, индекс ББК статьи, шифр документа и другие сведения об источнике (название источника, год издания, номер выпуска сборника, периодического или продолжающегося издания).

    2. СКС не пополняется, так как законсервирована с мая 2008 года.

    3. Ведение СКС: замена карточек, внесение исправлений проводятся по мере необходимости, изъятие карточек проводится при списании периодических изданий.

    4. Оформление СКС:
Внешнее оформление: этикетки белого цвета на лицевой стороне каждого каталожного ящика, на которых написан номер ящика и раскрыто его содержание: указаны индексы и название разделов ББК.

Внутреннее оформление: разделители – центральные и правосторонние розового цвета; левосторонние белого цвета. На выступах разделителей указаны: классификационные индексы и названия разделов ББК, а также отдельные тематические рубрики.


    1. Плановое (полное и выборочное) редактирование проводится не реже одного раза в год, после списания периодических изданий сектором хранения периодики, в соответствии с утвержденными сроками хранения, – изымаются карточки на документы, утратившие ценность.

    2. Организация, ведение и редактирование СКС осуществляется сотрудниками информационно-библиографического отдела.

  1. Вспомогательный аппарат

    1. Вспомогательным аппаратом к СКМБМ служит Единый Алфавитно-предметный указатель (ЕАПУ), который раскрывает содержание отраженных в СКС документов с указанием классификационных индексов соответствующих разделов ББК. Карточки в указателе расставлены в порядке алфавита предметных рубрик.

  1. Использование и сохранность картотеки

    1. Обслуживание читателей по картотеке обеспечивается сотрудниками Зала каталогов.

    2. Пользоваться картотекой разрешается только в Зале каталогов.

    3. Ответственность за ведение и редактирование СКС несет главный библиограф информационно-библиографического отдела.

    4. Ответственность за состояние СКС несет заведующий информационно-библиографическим отделом.

    5. Ответственность за сохранность и правильное пользование СКС возлагается на сотрудников Зала каталогов отдела каталогизации.