Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяет ее как «деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей». К субъектам культурной деятельности относятся, во-первых, организации (обычно юридические лица), осуществляющие действия, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей и благ, во-вторых, люди (физические лица), работающие в этих организациях, или «свободные художники» (писатели, композиторы, художники и др.) Последние могут быть связаны трудовым договором с той или иной организацией. Созданные в этом случае произведения законодательство об авторских правах называет служебными произведениями. К субъектам культурной деятельности относятся также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В Основах законодательства Российской Федерации о культуре представлен перечень видов культурной деятельности, который включает в себя:
- -выявление, изучение, охрану, реставрацию и использование памятников истории и культуры;
- -художественную литературу, кинематографию, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектуру, дизайн, фотоискусство, другие жанры искусства;
- -художественные промыслы и ремесла, народную культуру в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды;
- -самодеятельное (любительское) художественное творчество;
- -музейное дело и коллекционирование;
- -книгоиздание и библиотечное дело, а также иную культурную деятельность, связанную с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
- -эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическую деятельность в этой области;
- -научные исследования культуры;
- -международные обмены;
- -производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для создания, распространения и освоения культурных ценностей;
- -иную деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, осваиваются и распространяются культурные ценности.
Круг организаций - субъектов культурной деятельности определен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Косвенно состав сферы культуры определен также в государственном бюджете Российской Федерации.
Регулирование культурной деятельности зависит от политического и экономического уклада государства и принятой им государственной политики в области культуры. В последнее десятилетие ХХ - начала ХХ1в.
Культура России функционировала в условиях формирующегося демократического правового государства. Конституция определила в качестве высшего законодательного органа Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации (состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), которое принимает федеральные законы, влияющие на культуру. Президент Российской Федерации, являющийся главой государства, издает соответствующие указы, а правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти - постановления. Федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отдельные аспекты функционирования сферы культуры, является Министерство культуры и средств массовых коммуникаций Российской Федерации, созданное в 2004г. При этом в структуре органов исполнительной власти появились федеральные службы и федеральные агентства. Названные органы управления определяют государственную политику в сфере культуры, направленную на сохранение исторического и культурного наследия, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, а также реализуют эту политику, распоряжаясь федеральной собственностью в сфере культуры.
Решение конкретных региональных проблем сферы культуры находится в ведении исполнительных органов государственной власти субъекта федерации. Региональные органы культуры осуществляют функции, близкие к тем, которые осуществляет Министерство культуры и средств массовых коммуникаций Российской Федерации и его агентства.
Государственная власть в нашей стране имеет два уровня: федеральный и региональный. Однако в управлении сферой культуры есть еще одна ступень - местное самоуправление, осуществляемое в муниципальных образованиях. Структура органов муниципального образования определяется региональными законами и правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления - это обычно комитеты или отделы культуры. Пилилян Е.К. Менеджмент культуры: учеб. пособие /Е.К. Пилилян.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. - С.48-49.
Рассмотрим нормативно-правовые акты, обеспечивающие жизнедеятельность Ачинского района в сфере культуры.
Таблица 1 - Нормативно-правовые акты, обеспечивающих жизнедеятельность Ачинского района в сфере культуры
Наименование нормативно-правовых актов |
||
Конституция РФ |
Основной закон государства, Cт. 130-133 гарантирует право граждан на осуществление местного самоуправления, а также определяет основы местного самоуправления как самостоятельного института власти. Гарантирует право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44). |
|
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ |
Устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Определяет полномочия муниципальных районов в сфере культуры. |
|
Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01.1998 № 8-ФЗ |
Устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации. |
|
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 21.12.2009) |
Устанавливают и закрепляют конституционные права граждан РФ на культурную деятельность, правовые гарантии для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей РФ. Устанавливают принципы государственной культурной политики, правовые нормы государственной поддержки культуры и гарантируют невмешательство государства в творческие процессы |
|
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.10.2010) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.05.2002) |
Регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. |
|
«Бюджетный кодекс РФ» от 31.07.1998 № 145-ФЗ |
Основной финансовый документ страны, содержит основные принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы РФ, устанавливает права и обязанности субъектов бюджетных отношений и участников бюджетного процесса, определяет основные принципы и механизмы межбюджетных отношений, а также права, обязанности и ответственность всех участников бюджетных отношений. |
|
устанавливает общие принципы правового регулирования отношений в области культуры, возникающих при реализации конституционного права на участие в культурной жизни и пользование услугами организаций культуры, а также права на равный доступ к культурным ценностям, и направлен на сохранение и развитие культуры на территории Красноярского края. |
||
Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020гг. |
Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы разработаны с учетом новой социально-экономической стратегии региона, мониторинга отрасли по всем направлениям культурной деятельности. Данная стратегия культурной политики является определяющим документом для формирования краевых целевых программ в сфере культуры, ведомственной программы министерства культуры, а также для разработки планов, программ и отдельных проектов учреждений культуры, базирующихся на нормативных правовых документах, регулирующих деятельность отрасли. |
|
Ведомственная целевая программа "Развитие культуры Красноярского края" на 2010 - 2012 годы |
Создание условий, обеспечивающих доступ населения края к высококачественным культурным услугам, формирующих благоприятную культурную среду для всестороннего развития личности. |
|
Устав Ачинского района Красноярского края от 07.11.2008г. № 27-217Р |
Определяет наиболее важные вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории Ачинского района, в том числе создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры |
|
Положение об Отделе культуры, физической культуры и спорта и молодежной политики Ачинского района |
Регламентирует деятельность Отдела культуры, физической культуры и спорта, и молодежной политики администрации Ачинского района |
Приведенный перечень НПА не является исчерпывающим, он служит основой формирования местного самоуправления на уровне конкретного муниципального Ачинского района. Расширение этого перечня будет идти за счет принятия законов Красноярского края и принятием необходимых постановлений, правил и методик которые обеспечат, не противореча законам РФ, управление конкретной территорией - сферой культуры Ачинского муниципального района.
Прежде всего, необходимо отметить, что приведенный выше перечень нормативно-правовых актов регулирующих функционирование и развитие МР Ачинский, не является абсолютно исчерпывающим. Дело в том, что важные правовые аспекты местного самоуправления содержат также нормы Гражданского, Налогового, Бюджетного кодексов РФ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 года №145-ФЗ / [Электронный ресурс]: http://base.gara№t.ru/12112604/. Ответственность за нарушение прав местного самоуправления установлена Уголовным кодексом РФ, а также Кодексом РФ об административных правонарушениях. Конституция РФ Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г. - М.: Юрид. Лит., 1993. (ст 130-133) определяет право граждан на осуществление местного самоуправления, которое обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой. Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления, которая принята Советом Европы 15 октября 1985 г. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) ETS N 122 / [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/2540485/
В ходе реформы органы местного самоуправления МР Ачинский сталкиваются с проблемами реализации вопросов местного значения, требующими внесения изменений в действующее законодательство.
Так, например, законами края при наделении государственными полномочиями органов местного самоуправления предусматривается финансирование на их исполнение, и утверждаются методики, согласно которым осуществляется расчет и предоставление субвенций. Но, к сожалению, методики расчета размера субвенций, передаваемых на исполнение государственных полномочий, как правило, рассчитываются под уже заложенную на эти цели в областном бюджете сумму и, зачастую, не учитывают действительных затрат на их исполнение. Особенно - в части администрирования (обслуживания) переданных полномочий. В результате местный бюджет несет дополнительные нагрузки.
В настоящее время в МР Ачинский действует достаточное количество нормативно-правовых актов и программ, которое всесторонне захватывают вопрос о социально-экономическом развитии города. Устав МР принят Ачинским районным референдумом 08.12.1996г. (07.11.2008г. № 27-217Р). Устав определяет наиболее важные вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории Ачинского района. Устав состоит из 10 глав и 63 статей.
Так в Уставе прописано, что Ачинский район является самостоятельным муниципальным образованием в составе Красноярского края и наделён статусом муниципального района, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края.
Ачинский район вправе иметь собственную символику, отражающую исторические, культурно-национальные, социально-этнические, национальные и иные местные традиции. Наименование, описание и порядок официального использования символов муниципального образования Ачинского района устанавливаются нормативными правовыми актами Совета депутатов Ачинского района
В целом же нормативно-правовая база МО соответствует ходу реформы, в ней определены основные направления развития, плановые показатели роста, оценка эффективности деятельности органов МСУ района.
Во второй главе мы рассмотрим непосредственно на примере конкретного муниципального района управление в сфере культуры, а также выделим проблемы, возникающие в исследуемом процессе.
Программа реализуется с целью формирования и развития управленческих компетенций руководящих работников организаций культуры и искусства.
Эта программа для вас, если вам нужно:
Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 недель (108 часов).
Вы узнаете и научитесь
Будущие руководящие кадры организаций культуры и искусства рассмотрят следующие вопросы:
- Правовые основы деятельности учреждений культуры в городской местности.
- Досуговая деятельность и ее виды.
- Показатели рентабельности хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства.
- Факторы ценообразования в сфере культуры и искусства.
- Политика в области оплаты труда и управления мотивацией работников.
- Способы привлечения клиентов. Реферальный маркетинг в деятельности учреждений культуры и искусства.
Методы обучения
Изучение каждой дисциплины включает в себя знакомство с теорией, чтение электронных учебников и текстов лекций, участие в вебинарах. В системе дистанционного обучения (СДО) Слушатели выполняют задания, проходят тестирования, общаются с преподавателями. Доступ в СДО вы получите после зачисления. В процессе обучения можно консультироваться с педагогами, общаться во время вебинаров, на форуме или по «Skype» (при необходимости). Все вопросы, связанные организацией обучения, помогут решить сотрудники отдела по организации учебного процесса или администратор (куратор).
Подробнее о процессе дистанционного обучения вы можете узнать в этом разделе сайта.
Результаты и перспективы:
- Вы готовы к работе руководителя учреждения культуры и искусства, способны управлять творческими, административными процессами, хозяйственно-экономической деятельностью организации.
- Вы умеете применять менеджерские методы и технологии привлечения клиентов, формировать ценовую, тарифную политику учреждения.
- Вы понимаете методы реферального маркетинга, современные технологии управления процессами в организации.
Применение результатов обучения
Курс рассчитан на руководящих работников сферы культуры, искусства и кинематографии. В условиях ведения хозрасчетной деятельности организация должна демонстрировать достаточный для эффективного развития уровень рентабельности. Для этого необходимо привлекать клиентов, заинтересовывать их интересными и содержательными досуговыми программами. В ходе курса на конкретных примерах будут рассмотрены современные методы организации работы трудового коллектива, нацеленного на достижение высоких экономических показателей. Приобретенные компетенции позволят эффективно управлять организацией культуры и искусства.Требования к Слушателям:
Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
- Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
- Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
- Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
- Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.
Важнейшими целями деятельности, как государственных органов, так и органов местного самоуправления в Российской Федерации является повышение уровня и качества жизни населения, посредством культурного развития территорий решение проблем социума с помощью культуры. Одним из главных способов достижения указанных целей выступает правовое регулирование, понимаемое как процесс целенаправленного воздействия органов правительственной силы и местного самоуправления на общественные отношения, при помощи особых средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.
Функционирование всех существующих инструментов управления культурой, должно основываться на нормативной базе.
В настоящее время деятельность учреждений культуры обеспечивают около 60 федеральных законов и более 100 подзаконных актов. Многие из них были приняты в начале 90-х гг. прошлого века, то есть фактически в другую эпоху, что обусловило наличие коллизионных норм, а порой и взаимоисключающих решений тех или иных вопросов.
В Нижегородской области управлением в сфере культуры занимается Министерство культуры Нижегородской области. Организацией досуга, массового отдыха и обеспечения жителей города Нижнего Новгорода услугами организаций культуры занимается департамент города.
Управление в области культуры предполагает государственное регулирование в сфере сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, правовое обеспечение культурной деятельности. Соответственно установленные правила в том или ином объеме распространяется на книгоиздание и библиотечное дело, телевидение и радиовещание, кинематографию, различные виды искусства.
Главное при этом заключается в том, чтобы государственно-управленческая деятельность создавала условия для свободного развития культурной деятельности, для ее стимулирования и, конечно, для ее защиты от проникновения в сферу культуры чуждых общественной нравственности веяний.
Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).
Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44).
- 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
- 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
- 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Министерство культуры самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит проекты нормативных актов по вопросам: культуры, искусства, кинематографии, авторского права, смежных прав, историко-культурного наследия, туристской деятельности, международного культурного и информационного сотрудничества.
Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия кинематографии, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности. Министерство культуры РФ разделяется самым большим наличием департаментов что говорит от организационной структуре
Департамент проводит мероприятия по реализации государственной политики в области культуры на территории города, а также мероприятия по укреплению и развитию взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с творческими союзами, предприятиями и учреждениями культуры, общественными, культурными, национальными, научными, религиозными некоммерческими организациями, администрацией области и администрациями районов города. Осуществляет совместные проекты развития и сохранения культуры.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|
Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества |
Структура департамента: Отдел музыкального искусства Отдел театрального искусства Отдел народного творчества и изобразительного искусства Отдел управления контрактами Отдел сопровождения проектов и программ Сводно-аналитический отдел |
Департамент кинематографии |
Структура департамента: Приемные руководства Отдел взаимодействия с организациями кинематографии Отдел государственной поддержки производства неигровых и анимационных национальных фильмов Отдел государственной поддержки производства игровых национальных фильмов Отдел государственной поддержки продвижения и проката национальных фильмов |
Департамент культурного наследия |
Структура департамента: Отдел Музейного фонда Российской Федерации Планово-экономический отдел Отдел музеев Отдел археологии Отдел государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей |
Департамент науки и образования |
Структура департамента: Отдел планирования и развития образования Отдел библиотек Отдел образования и науки |
Департамент международного сотрудничества |
Структура департамента: Отдел СНГ и работы с соотечественниками Отдел Европы, Азии, Африки и Америки Отдел пресс-службы Отдел по работе с международными организациями Организационно-аналитический отдел Отдел анализа и координации |
Департамент экономики и финансов |
Структура департамента: Отдел обеспечения бюджетного процесса Отдел финансового обеспечения отрасли Отдел анализа и планирования в сфере оплаты труда Отдел бухгалтерского учета Отдел сводной отчетности и администрирования доходов |
Департамент управления имуществом и инвестиционной политики |
Структура департамента: Отдел реставрации объектов культурного наследия Отдел капитального ремонта и контроля качества Отдел государственных программ и капитальных вложений |
Департамент туризма и региональной политики |
Структура департамента: Отдел туризма Отдел региональной политики и координации Отдел планирования и координации специальных проектов |
Департамент государственной охраны культурного наследия |
Структура департамента: Отдел государственной охраны объектов культурного наследия Отдел имущественных отношений Отдел государственного реестра Отдел контроля в сфере культурного наследия Отдел регионального контроля и надзора Отдел регулирования градостроительной деятельности Отдел лицензирования и контроля в сфере реставрации |
Нормативно-правовой департамент |
Структура департамента: Приёмные руководства Отдел судебной работы Отдел договорной работы и правового взаимодействия Отдел законопроектной деятельности Отдел нормативно-правового обеспечения Отдел правовой экспертизы |
Департамент контроля и кадров |
Структура департамента: Приёмные руководства Отдел профилактики коррупционных правонарушений и контроля Отдел кадров Отдел государственной службы и наград Контрольно-ревизионный отдел |
Департамент управления делами |
Структура департамента: Приёмные руководства Отдел информационных технологий Отдел делопроизводства и ведомственного архива Отдел контроля и обращений граждан Отдел административно-хозяйственного и социального обеспечения |
ЗАДАЧИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ
- 1. Реализация мер по обеспечению гарантий прав граждан на свободу всех видов творчества, участие в культурной жизни Нижегородской области и пользование услугами организаций культуры, искусства, кинематографии, получение образования в сфере культуры и искусства, доступ к информации и культурным ценностям.
- 2. Проведение государственной политики в области профессионального искусства, социально-культурной деятельности, библиотечного и музейного дела, кинематографии, а также управление образованием в сфере культуры и искусства на территории Нижегородской области.
- 3. Формирование культурной среды, эстетических взглядов и вкусов населения и приобщение граждан к художественному творчеству, духовным и материальным культурным ценностям через поддержку государственных учреждений искусств.
- 4. Создание нормативной правовой базы для эффективного функционирования организаций культуры Нижегородской области.
- 5. Обеспечение сохранности и защиты культурных ценностей, хранящихся в библиотеках, музеях и других учреждениях культуры Нижегородской области.
- 6. Обеспечение государственных социальных гарантий для работников государственных учреждений культуры и образования (в сфере культуры и искусства) Нижегородской области.
- 7. Обеспечение сохранения и развития существующего комплекса областных организаций культуры, искусства, кинематографии, образования (в сфере культуры и искусства).
- 8. Оказание поддержки организациям культуры, искусства, кинематографии, образовательным учреждениям в сфере культуры и искусства Нижегородской области.
- 9. Определение целей и приоритетов в развитии библиотечного, музейного дела, профессионального искусства, народного творчества, образования и науки (в сфере культуры и искусства) на территории Нижегородской области.
- 10. Содействие сохранению и развитию культурного наследия, региональных и местных национально-культурных традиций (фольклора, народных праздников, обрядов, ремесел и других) народов, проживающих на территории Нижегородской области, во взаимодействии с другими органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления.
- 11. Контроль за соблюдением действующего законодательства в Нижегородской области в подведомственной Министерству сфере в пределах его компетенции.
- 12. Участие в проведении мероприятий, направленных на поддержку социально значимых приоритетных направлений в развитии культуры и искусства.
Департамент культуры города Нижнего Новгорода является отраслевым структурным подразделением администрации города Нижнего Новгорода и подчинен непосредственно заместителю главы администрации города Нижнего Новгорода. Правовую основу деятельности департамента составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и законодательство Нижегородской области, правовые акты органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода.
Общие положения
Систематическая картотека статей (далее СКС) Государственной библиотеки Югры (далее ГБЮ) – это библиографическая картотека, отражающая материалы из сборников, продолжающихся и периодических изданий, в которой библиографические записи располагаются в соответствии с определенной системой классификации документов.
СКС является частью справочно-библиографического аппарата ГБЮ; предназначена для поиска документов, опубликованных в сборниках, периодических и продолжающихся изданий по определенным тематическим запросам.
Место размещения картотеки – Зал каталогов.
Ответственный за ведение и редактирование СКС – Информационно-библиографический отдел.
СКС ведется с 1960 года. Хронологический охват определяют утвержденные сроки хранения периодики. Перерыва нет. Гарантированная полнота с 1961 г. по май 2008 г.
Характер ведения СКС – законсервированный.
Картотека по характеру информации и назначению – читательская.
Функции картотеки
Основными функциями картотеки являются:
информационно-поисковая, обеспечивающая полноту сведений о документе, в том числе о его публикации в определенном издании;
знаково-коммуникативная, помогающая дистанционному общению «читатель – каталог – тема»;
образовательная, обеспечивающая повышение культурного, образовательного и профессионального уровня пользователей.
Состав картотеки
В СКС отражаются фонды:
отдела хранения основного фонда;
универсального читального зала;
отдела абонемента;
информационно-библиографического отдела.
СКС отражает следующие виды документов:
статьи из книг;
статьи из сборников;
статьи из журналов;
статьи из газет;
статьи из продолжающихся изданий.
СКС включает документы на русском языке.
Структура картотеки
4.2. Способ группировки материала: расстановка карточек в пределах каждого деления ББК: законодательные документы – в обратной хронологии по значимости документов; статьи из книг, сборников, продолжающихся изданий – в обратнохронологическом порядке (внутри года – в алфавите авторов и заглавий документов); статьи из журналов и газет – в обратнохронологическом порядке, внутри которого – алфавит периодических изданий.
Организация, ведение и редактирование картотеки
СКС организована на основе рукописных, машинописных карточек и карточек РКП. Каталожные карточки делятся на основные и дополнительные. На карточках с аналитическим библиографическим описанием указывается предметная рубрика, индекс ББК статьи, шифр документа и другие сведения об источнике (название источника, год издания, номер выпуска сборника, периодического или продолжающегося издания).
СКС не пополняется, так как законсервирована с мая 2008 года.
Ведение СКС: замена карточек, внесение исправлений проводятся по мере необходимости, изъятие карточек проводится при списании периодических изданий.
Оформление СКС:
Внутреннее оформление: разделители – центральные и правосторонние розового цвета; левосторонние белого цвета. На выступах разделителей указаны: классификационные индексы и названия разделов ББК, а также отдельные тематические рубрики.
Плановое (полное и выборочное) редактирование проводится не реже одного раза в год, после списания периодических изданий сектором хранения периодики, в соответствии с утвержденными сроками хранения, – изымаются карточки на документы, утратившие ценность.
Организация, ведение и редактирование СКС осуществляется сотрудниками информационно-библиографического отдела.
Вспомогательный аппарат
Вспомогательным аппаратом к СКМБМ служит Единый Алфавитно-предметный указатель (ЕАПУ), который раскрывает содержание отраженных в СКС документов с указанием классификационных индексов соответствующих разделов ББК. Карточки в указателе расставлены в порядке алфавита предметных рубрик.
Использование и сохранность картотеки
Обслуживание читателей по картотеке обеспечивается сотрудниками Зала каталогов.
Пользоваться картотекой разрешается только в Зале каталогов.
Ответственность за ведение и редактирование СКС несет главный библиограф информационно-библиографического отдела.
Ответственность за состояние СКС несет заведующий информационно-библиографическим отделом.
Ответственность за сохранность и правильное пользование СКС возлагается на сотрудников Зала каталогов отдела каталогизации.