Терапевтическое обучение пациентов в подготовке медицинских сестер – организаторов здравоохранения Петров А.В., ассистент каф.эндокринологии и терапии. Какова медицинская эффективность обучения пациентов в Школе здоровья? Критерии эффективности обучения п

Просим отправлять ваши вопросы, связанные с обезболиванием и оказанием паллиативной медицинской помощи, нашим специалистам через форму ? ЗАДАТЬ ВОПРОС , расположенную в правом сайдбаре.

Что такое боль

Одним из симптомов многих болезней является боль. Наши знания и опыт позволяют справляться с ней. Но без вашей помощи, наши старания были бы малоэффективны, поэтому в этой статье мы хотим проинформировать вас о боли и методах борьбы с ней.

Существуют два вида боли: острая и хроническая.

Острая боль возникает внезапно. Время ее действия, как правило, ограничено.

Хроническая боль продолжается в течение длительного времени. Человек, долгое время испытывающий боль, ведет себя иначе, чем тот, для которого боль – новое ощущение. Люди, долгое время терпящие боль, могут не стонать, не проявлять двигательного беспокойства, частота пульса и дыхания у них может быть обычной, однако сдержанное поведение больного не означает, что он не испытывает боли.

Пути распространения и проявления боли имеют сложный характер. В формировании ощущения боли принимают участие многие составляющие. Чувствуя боль, ожидая ее усиления, человек испытывает не только неприятные физические ощущения, но и страдает душевно. Страдание является психической реакцией на боль или психологической составляющей боли, и эта составляющая часто может преобладать над истинной (физической) болью. Когда человек испытывает хроническую боль, он вынужден постоянно себя в чем-то ограничивать. Некоторые привычные ему действия становятся затруднительными или недоступными.

От сильной боли не всегда получается избавиться полностью, но можно научиться уменьшать ее до терпимого уровня.

При регулировании боли нужно стремиться ввести ее в разумные пределы и избегать чрезвычайных ситуаций, когда она становится невыносимой.

Действительно, многие заболевания на разных стадиях сопровождаются болью. Но боль вовсе не обязательный спутник болезни. Многие люди не испытывают болей. Помните об этом!

В большинстве случаев причиной хронических болей у пациентов являются объемные образования, которые изменяют структуру и функцию вовлеченных в болезненный процесс органов и тканей.

Но боль может вызываться и другими причинами. Например, дискомфорт в животе может быть следствием длительной задержки стула, обострением хронического гастрита или язвенной болезни желудка; суставная боль иметь причиной хронический артрит; боль за грудиной – быть проявлением заболеваний сердца и т. д. Говоря иными словами, пациент «имеет право» на обострение своих хронических и «приобретение» новых заболеваний, одним из симптомов которых может быть боль.

Часто боль является следствием перенесенной лучевой терапии или хирургического лечения. Это связано с травматизацией нервных волокон, их вовлечением в воспалительный или рубцовый процесс, с давлением при развившемся лимфостазе конечности и т. д.

Из сказанного следует, что пациенты могут иметь несколько видов боли с различной их локализацией, и наши специалисты стремятся выявить причину каждой и принять необходимые меры.

Лечение хронической боли

Лечение хронической боли будет всегда успешным, если придерживаться нескольких обязательных правил:

Если при хронической боли врач назначает обезболивающие препараты, то они должны применяться по рекомендуемой схеме, под наблюдением специалистов хосписа.

Хроническая боль требует регулярного, «по–часам» употребления анальгетиков. Прием препаратов должен «опережать» усиление боли.

Доза обезболивающего лекарства и интервалы между приемами подбираются таким образом, чтобы поддерживать устойчивую концентрацию его в крови и избегать усиления болей в эти промежутки.

Первоочередной задачей является ночное обезболивание, потому что плохо проведенная ночь неизбежно влечет за собой «плохой» день. В течение 7-8-часового сна в ночной период надо стремиться поддержать в крови больного концентрацию анальгетика, достаточную для блокирования болевых рецепторов. При необходимости это достигается приемом непосредственно перед сном несколько большей дозы обезболивающего препарата и/или комбинацией его с лекарством, обладающим успокаивающим эффектом, которое усилит и продлит действие анальгетика. Если нужно, ночью можно принять внеочередную дозу обезболивающего препарата.

Если появилась боль, а время очередного приема лекарственного препарата еще не наступило, надо срочно принять внеочередную дозу обезболивающего, а в положенное время принять лекарство по схеме и потом придерживаться ее. При повторении случаев «прорыва» боли схема обезболивания корректируется врачом.

Не надо будить пациента, если наступило время приема обезболивающего лекарства, а он спит. Пропущенная доза дается сразу после пробуждения; схема при этом может несколько сдвинуться. Если пациент без сознания, то часы приема лекарств не пропускаются.

Ряд препаратов в первые дни от начала приема могут вызывать усиление общей слабости, сонливость. В течение первых 4-5 дней от начала приема сильнодействующих наркотических препаратов могут развиться галлюцинации, некоторая спутанность сознания, появиться тошнота. Все эти симптомы кратковременны и подвергаются медикаментозной коррекции. В случае, если побочные эффекты не исчезают, врач может заменить анальгетик на другой из той же группы, пересчитав эквивалентную дозу.

Выводы об эффективности схемы обезболивания делаются не раньше, чем через 1-2 суток от начала ее применения. Для облегчения анализа эффективности обезболивания пациенту или Вам желательно регулярно вести дневниковые записи по схеме, где необходимо отмечать дату и время приема препарата, эффективность принятого средства. Такие записи помогают проводить коррекцию схемы обезболивания.

Иногда пациенты говорят нам: «Прием обезболивающих не лечит причину, вызывающую боль, а только приносит облегчение». Это так, но это не вся правда. Если боль захватывает всю территорию жизни, мешая есть и спать, думать и действовать, то организм лишается сил для собственной борьбы с болезнью. Точнее говоря, мы можем лишить его этой возможности, пренебрегая обезболиванием.

Адекватная схема обезболивания достигается применением анальгетика той или иной группы или комбинацией препаратов разных групп.

Во время визитов врач задает пациенту вопросы относительно испытываемых им болей. Интенсивность боли определяет сам больной, а не кто-либо из окружающих, потому что каждый человек имеет свой порог болевой чувствительности. Очень важно, чтобы пациент откровенно говорил о своей боли. Некоторые пациенты склонны в рассказе преуменьшать степень боли.

Не стоит опасаться, что больной, испытывающий сильные боли, попадет в зависимость от применяемых в течение длительного времени наркотических препаратов. Ведь здесь он принимает лекарство с целью обезболивания, а не для того, чтобы вызвать новые ощущения. Применяемые опиаты используются организмом преимущественно в области болевых рецепторов, и это означает, что пациент даже при длительном приеме не становится зависимым от них.

Необходимость увеличения дозы препаратов может возникнуть в связи с усилением болевого синдрома при прогрессировании болезни. В зависимости от степени выраженности болевого синдрома врач назначает в качестве основного препарат одной из трех ступеней лестницы обезболивания, разработанной Всемирной Организацией Здравоохранения, дополняя его, в случае необходимости, препаратами предыдущей ступени и/или ко-анальгетиками – лекарственными средствами, усиливающими действие основных анальгетиков. Применять таблетированные обезболивающие препараты, если врачом не указано иначе, надо после еды, чтобы свести до минимума их раздражающее действие на слизистую оболочку желудка. Если Ваш близкий привык завтракать поздно, не надо откладывать из-за этого прием анальгетиков. Предложите ему что-то перекусить и дайте лекарство. Так же надо поступать всегда, если назначенное время употребления обезболивающих не совпадает с основными приемами пищи. «Что-то положить в рот перед тем, как выпить лекарство»,– это должно стать правилом, потому что при лечении хронического болевого синдрома принимаемые натощак препараты можно перечесть по пальцам, и врач скажет вам о них особо.

Мы стараемся доставлять пациентам наименьший дискомфорт, поэтому инъекции лекарственных препаратов применяются лишь в случае, если прием через рот невозможен из-за тошноты, рвоты, нарушений глотания, а через прямую кишку – из-за обострения заболеваний прямой кишки или отказе больного от этого пути введения.

В случае парентерального (в виде инъекций) введения анальгетиков принцип применения «по часам», естественно, сохраняется.

В случае ректального приема необходимо особенно тщательно следить за регулярностью стула, так как наличие кала в прямой кишке затрудняет всасывание лекарственных препаратов.

Немедикаментозные способы облегчения боли

Немедикаментозные способы облегчения боли, которые можно и нужно применять наряду с медикаментозным обезболиванием. К ним относятся:

массаж рук и ног, всего тела, нежное поглаживание над эпицентром боли; к этому могут быть подключены «малосильные» члены семьи и желающие помочь посетители, которым массаж может быть доверен;

холод или сухое тепло к болезненной области, что, наряду с массажем, способствует уменьшению болевой импульсации в спинном мозге;

максимальная физическая активность, обеспеченная приспособлениями для ухода за собой и удобно оборудованным домашним местом для интересных занятий и работы. Она препятствует «одеревенению» мышц, вызывающему боль и подключает головной мозг к занятиям, отвлекающим его от анализа боли;

общение с домашними животными, которые дают нам примеры безмятежности и одаривают безусловной любовью;

регулярное выполнение упражнений, направленных на расслабление мышц.

По поводу последнего метода хочется сказать более подробно.

Реакцией практически на любую боль являются мышечные спазмы – как поперечно-полосатой мускулатуры, работу которой мы можем в значительной степени регулировать сознательно, т.к. она составляет мышцы нашего тела, так и гладкой мускулатуры, которая содержится в структуре всех внутренних органов, а также кровеносных и лимфатических сосудов.

Мышечные спазмы усугубляют боль. Все методы, способствующие мышечной релаксации, таким образом, уменьшают любую боль или даже могут полностью убирать некоторые виды боли, делая ее доступной воздействию собственных систем обезболивания организма. К числу наиболее простых методов релаксации, которые можно делать без помощи психотерапевта, относятся поступательная релаксация, дыхательные упражнения и метод «прощения и отпускания» боли.

При проведении поступательной релаксации вы сначала напрягаете определенные группы мышц, а потом их расслабляете. Такая последовательность позволяет делать расслабление более глубоко. В книге Питера Лендорффа об этом написано следующим образом: «Расположитесь удобно в тихой комнате в кресле или в постели и начинайте медленно и глубоко дышать. Сосредоточьтесь на своем дыхании, и начинайте работать по очереди с различными группами мышц. Начните с рук. Сожмите кулаки как можно крепче, задержитесь в этом положении на 10 секунд. Если это окажется утомительным, начните с меньшего, постепенно наращивая время. По истечении 10 секунд расслабьте кисти и руки, повторяя мысленно слова: «РАССЛАБЛЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ». Почувствуйте, как напряжение вытекает из кончиков пальцев. Теперь переключите внимание на предплечья и плечи. Напрягите их мышцы как можно сильнее на 10 секунд, затем расслабьте, повторяя мысленно: «РАССЛАБЛЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ». Затем пройдите таким образом пальцы ног, икры, бедра, ягодицы, живот, спину, грудь, шею, лицо и лоб. Просто «РАССЛАБЬТЕСЬ И ОСВОБОДИТЕСЬ». Прочувствуйте, как из вашего тела вытекает напряжение и разливается тепло».

Вполне возможно проведение этих упражнений без предварительного напряжения мышц, если это по каким-либо причинам затруднительно.

Дыхательные упражнения при работе с болью заключаются в следующем. Совершив мышечное расслабление так, как это было рассказано, Вы с закрытыми глазами начинаете представлять, что выдыхаемый вами воздух может проходить через боль. Через несколько попыток Вы легко начинаете «выдыхать» через боль – она при этом как бы начинает рассеиваться в пространстве.

Вы можете пользоваться этим методом как скорой помощью в случае любых неприятных ощущений души и тела, устроившись удобно, с закрытыми глазами, доброжелательно сосредотачивая свое внутреннее внимание на области неприятных ощущений и начиная «выдыхать» через них.

Вы должны быть уверены в том, что при вдумчивом и внимательном подходе семья и больной, располагающие сведениями о принципах лечения хронической боли и постоянно контактирующие с врачом, при всяком изменении ситуации берут ее под контроль в считанные дни и даже часы. Вы должны быть уверены в этом так, как знают об этом из своей ежедневной практики специалисты, работающие в этой области медицины.

Каждый, кто столкнулся с болью – своей или чужой – должен знать три простые вещи:

Качество жизни возможно при любом диагнозе.

Можно жить без боли и можно без боли умирать.

Если человека нельзя вылечить, это не значит, что медицина бессильна ему помочь.

Это аксиома, которая давно известна за рубежом. К сожалению, в нашей стране слова «болезнь» и «боль» не просто однокоренные, они воспринимаются многими как равнозначные. «Болеешь, значит должно болеть». Так думают врачи. Так думают сами больные. Если так думаете и вы, внимательно прочитайте и запомните свои законные права и возможности.

Что необходимо знать каждому пациенту о лечении боли

Эффективность и качество противоболевой (анальгетической) терапии (терапии болевых синдромов) во многом зависит от её правильной организации. При этом выбор необходимых лекарственных средств находится в компетенции врача, но своевременность обращения к врачу зависит от пациента, который должен понимать, куда ему в первую очередь следует обращаться с жалобами на боли.

При возникновении (усилении) болей пациенту необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства, где одновременно с первичным обследованием, исключающим острую патологию (требующую немедленного вмешательства), ему обязаны назначить эффективную анальгетическую терапию. Все дополнительные этапы обследования (если они необходимы) должны проводиться на фоне адекватной терапии болевых синдромов.

Участковый (семейный) врач правомочен назначать все необходимые лекарственные анальгетики, даже те, которые ранее выписывались только после дополнительных консультаций онкологом или другим специалистом.
предварительной консультации онколога не требуется (Приказ Министерства здравоохранения России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»).

Таким образом решаются не только проблемы своевременного назначения обезболивающей терапии, но и проблемы лекарственного обеспечения – контроль наличия необходимых обезболивающих препаратов возложен на лечебное учреждение, находящееся по месту проживания пациента.

Качество противоболевой терапии во многом зависит и от соблюдения пациентом нескольких основных правил лечения хронической боли:

  • Лекарственные анальгетики должны приниматься по часам, в режиме предупреждения боли. Приём последующей дозы осуществляется до окончания действия предшествующей.
  • Анальгетические средства назначаются «по восходящей» – при неэффективности более слабых препаратов назначаются более сильные. При недостаточной эффективности анальгетической терапии, пациенту необходимо сообщить об этом врачу поликлиники по месту проживания.
  • Основой эффективной терапии боли являются неинвазивные (неинъекционные) лекарственные формы анальгетических средств (таблетки, капсулы, свечи, специальные пластыри или трансдермальные системы). Инъекционные лекарственные формы анальгетических средств должны применяться в исключительных случаях.

Следует понимать, что качество анальгетической терапии во многом зависит от согласованности действий участкового (семейного) врача, самого пациента и его родственников, а в случаях возникновения каких либо проблем обезболивания пациент всегда может решить эти проблемы, обратившись в администрацию лечебного учреждения по месту жительства.

Памятка для пациентов и их родственников по терапии хронической боли

Куда обратиться, если у пациента с онкологическим заболеванием возникла сильная боль?

Лечением хронической боли у пациентов, страдающих как онкологическим заболеванием, так и заболеванием неонкологической природы, занимается врач по месту его фактического проживания.

Пациентам, которым на данном этапе лечения показано обезболивание, полноценная помощь в лечении оказывается участковым терапевтом, неврологом, ревматологом, онкологом либо врачом паллиативной медицинской помощи по месту проживания. Эти врачи имеют право выписки рецепта на все группы обезболивающих средств.

Необходимо обращаться в районную поликлинику по месту фактического проживания, где вам должны выписать необходимые лекарства для адекватного обезболивания.

Если у Вас сохраняются боли, появились проблемы с назначением и выписыванием обезболивающих препаратов, вы можете позвонить в выездную службу паллиативной медицинско-й помощи ГКБ № 30 Московского района г. Нижнего Новгорода по телефону – 274-01-98 с 08.00 до 15.00.

Как получить лекарство?

  1. Пациент, либо доверенное лицо идет в поликлинику по месту фактического проживания, предоставляет врачу все медицинские документы (справки, результаты исследований и проведенного лечения).
  2. Медицинский работник осматривает пациента (в том числе на дому) и выписывает рецепт. При выписывании наркотического анальгетика в первый раз на рецепте ставится подпись руководителя медицинской организации или другого уполномоченного лица. При повторном выписывании рецепта вторая подпись не ставится. Во всех случаях на рецепт ставится обычная печать «для рецептов».
  3. Пациент, либо его доверенное лицо получает лекарственное средство в аптеке (по рецепту). Наркотический анальгетик родственник пациента может получить, предоставив аптечному работнику доверенность, написанную в произвольной форме и заверенную его подписью.

При неожиданном усилении боли, обезболивание производится выездной бригадой скорой медицинской помощи (в рамках оказания скорой медицинской помощи в неотложной форме).

Пациент всегда должен помнить, что лечение боли должно быть основано на принципах Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ):

Назначение НЕИНВАЗИВНОЙ формы лекарственного препарата: (то есть без уколов - избегать инъекций)

ПО ЧАСАМ: анальгетики (обезболивающие лекарства) принимают по часам, в режиме опережения боли

ПО ВОСХОДЯЩЕЙ: анальгетики назначаются, начиная со слабого к сильному анальгетику

ИНДИВИДУАЛЬНО: с учетом индивидуальной реакции пациента на препарат;

С ВНИМАНИЕМ К ДЕТАЛЯМ: нужно следить за эффективностью анальгетика и его побочными действиями, внимательно прочитать инструкция и неукоснительно соблюдать все рекомендации врача. Самостоятельно дозу наркотического анальгетика увеличивать не допускается!!!

Для выбора врачом оптимальной тактики обезболивания, пациент (его родственники) должны всегда быть готовы представить врачу подробную информацию о принимаемых препаратах (название, доза, частота и длительность приёма) и эффекте действия этих препаратов.

На что имеет право пациент

Боль можно лечить при любом диагнозе. Терпеть боль нельзя: боль отнимает силы и не дает возможности облегчить другие симптомы болезни.

Право на обезболивание гарантировано законом. Пункт 5 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что пациент имеет право на «облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами».

Назначать обезболивающие препараты имеют право лечащий врач, а также акушерка и фельдшер, если они имеют полномочия лечащего врача, без согласования с врачебной комиссией (см. пункт 2 приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н (ред. от 21.04.2016)).

Врач и пациент должны оценивать боль по 10-балльной шкале, и врач должен назначать препарат в соответствии со шкалой, а не со своим мнением об уровне боли.

Если после назначения обезболивания и приема препаратов боль не проходит, значит назначен не тот препарат или не в том количестве. Требуйте изменить назначение!

Врач обязан выписать пациенту повторный рецепт без требований вернуть использованные упаковки.

Пациент имеет право на бесплатное получение обезболивающих наркотических обезболивающих препаратов даже без установленной инвалидности, просто на основании диагноза. При этом при отсутствии в аптеке бесплатных препаратов пациент имеет право получить рецепт на платное лекарство.

Врачи стационаров и поликлиник должны отмечать наличие у пациента боли в карте и в выписке.

Если у больного подтвержден диагноз и имеется хронический болевой синдром, получить обезболивание можно у врачей скорой помощи, в том числе сильнодействующими наркотическими препаратами, которыми оснащаются все бригады.

При выписке из стационара домой пациенту выдается пятидневный запас препаратов либо рецепт на их получение в аптеке, к которой прикреплен больной. Если учреждение не имеет лицензии на работу с наркотическими веществами, врачи обязаны сообщить о пациенте с болевым синдромом в поликлинику по месту жительства больного для постановки на учет. Запрещено выписывать из стационара пациентов с сильным болевым синдромом накануне выходных и длинных праздников, если человек не обеспечен запасом обезболивающих на эти дни.

Помните: любой диагноз предполагает оказание помощи пациенту и его семье. Если врачи не могут предложить вам радикального лечения, они обязаны перевести вас на специалистов по паллиативной помощи!

Хосписы и отделения паллиативной медицинской помощи должны помогать, прежде всего, на дому, а не в стационаре. Пациент и его близкие имеют право требовать, чтобы врачи приходили к пациенту на дом тогда, когда это нужно пациенту.

Паллиативная медицинская помощь включает не только медицинскую поддержку, но и психологическую. Если вы чувствуете, что вам или вашим родственникам трудно справиться со стрессом, потребуйте помощь психолога.

Если вы не получаете должной поддержки или обезболивания, обращайтесь за помощью по телефонам в выездную службу ГКБ № 30 Московского района г. Нижнего Новгорода и горячей линии министерства здравоохранения Нижегородской области:

Выездная патронажная служба паллиативной медицинской помощи ГКБ № 30 Московского района г. Нижнего Новгорода

274-01-98

Горячая линия по вопросам оказания обезболивающей терапии
Министерства здравоохранения Нижегородской области:
435-32-12

Школа пациентов: совместный проект портала «Милосердие.ru» и Региональной пациентской организации «Рак лечится» (Санкт-Петербург).

Место проведения: Санкт-Петербургский клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический).

Участники: пациенты с различными онко-диагнозами.

Тема выпуска: лучевая терапия

На вопросы пациентов в этом выпуске отвечает Александр Владимирович Кириллов, врач-радиолог высшей категории , заведующий дневным стационаром радиологического отделения.

Это та же радиация, что и в Хиросиме?

А. В. Кириллов, врач-радиолог, заведующий дневным стационаром радиологического отделения

— Скажите, доктор, радиация, которой нас облучают это та же самая опасная радиация, которая убила многих в Хиросиме и Чернобыле? Или другое облучение? Полезное?

— Мы с вами сегодня и собрались, чтобы поговорить о лучевой терапии. Потому что, кода говорят «хирургия» люди более-менее понимают, что это такое. И в случае с химиотерпией какое-то понимание есть. А нас, радиологов, люди обычно боятся, напуганные рассказами о мировых катастрофах. И иногда даже лучевой терапии пытаются избежать. И поэтому хотелось бы начать с простейшего, что же включает наш метод, зачем он нужен и так ли он опасен как кажется на первый взгляд.

Вот, например, часто нас спрашивают, когда узнают, что курс у кого-то пять недель, у кого-то шесть: «Доктор, а почему нельзя за один раз провести?». И тогда мы как раз и вспоминаем про Чернобыль и объясняем, что «за один раз» это как раз и будет катастрофа локального масштаба.

— А красное вино обязательно пить, чтобы вывести радиацию? И пить надо только сухое красное вино?

— Красное вино надо пить только в кино и за игрой в домино. Шучу, шучу. Но я знаю, что много о вине в Интернете пишут. А вообще не надо специально пытаться бороться с радиацией. Еще раз уточню, вы не источники радиации, не надо из себя что-то выводить, ведь в вас ничего и не вводят. Вы копите лишь эффект от нашего лечения. А значит, пить красное вино можно исключительно для удовольствия и когда есть повод. И только для хорошего настроения.

— А может и не нужна всем лучевая терапия?

— Совершенно точно, что порядка 80 -90% онкологических больных в той или иной степени нуждаются в лучевой терапии. И именно поэтому метод наш достаточно распространен.

И первое и единственное, что нужно понять сразу чтобы было легче и вам, и врачам, которые с вами будут заниматься, что лучевая терапия, которая проводится на медицинских установках, не опасна. Она не превращает вас в источник радиации. Она работает с опухолевыми клетками. Главное, что надо уяснить, что и для себя и для окружающих вы абсолютно безопасны в тот период, когда проходите курс. А именно это является для многих камнем преткновения. Начинают переживать: «Как же родственники, как же маленькие дети, которые рядом». Доходит иногда до абсурда. Есть у нас пациенты, которые сжигали одежду, в которой приезжали к нам на лечение в Центр.

Без нашего метода не обойтись. И лучевая терапия, хотя и наносит определенный вред организму, но совершенно точно не делает вас изгоями, опасными для общества.

«Сгорела кожа»

— Так ведь становится понятно, что это опасно, даже по тому, как тело реагирует. Ожоги появляются, глотать тяжело, в горле все как будто сожжено, хотя облучают грудную клетку.

— Да, ожогов часто боятся. Ожоги случаются. Есть прогнозируемые осложнения. Есть то, что происходит спонтанно, что мы спрогнозировать не можем. Бывают острые реакции, и бывают отсроченные. Как правило, мы стараемся проговорить все эти моменты.

Почему ожоги именно на коже? Потому что кожа это первое, что сталкивается с ионизирующим излучением, это первый барьер, который первым и страдает. Возникает реакция, но не больше, чем реакция, возникающая и при солнечных ожогах. А значит, и бороться с ней возможно.

Есть неприятные моменты и со стороны желудочно-кишечного тракта в виде изменений стула. Бывают и болевые ощущения.

Наш метод (дистанционная лучевая терапия на линейном ускорителе электронов) основан на том, что мы действуем на быстро делящиеся клетки. А в организме человека быстроделящиеся клетки они, как правило, находятся либо в эпителии, либо это опухолевые клетки. И тут мы снова вспоминаем, что именно поэтому при лечении в том числе страдает кожа, ведь это эпителий, страдает слизистая, это тоже эпителий. И возникают те неприятные ситуации, которые сопровождают наше лечение.

Но все это достаточно индивидуально, и вы должны понимать, что не бывает стандартного подхода именно к осложнениям. У Иванова, Сидорова и Петрова будет все по-другому, чем у вас.

А есть пациенты, у которых вообще не возникает никаких реакций. Не надо себя заранее программировать на худшее.

— А у меня, доктор, реально сгорела кожа. Вы делали мне двадцать пять сеансов, а уже сеансов через семнадцать кожа была как кипятком ошпаренная. Это единичный случай? А мне кажется, что это у большинства. И что нам делать?

— Особенности кожи индивидуальны. Чаще всего страдают голубоглазые блондины. Но есть исключения. И мы возвращаемся к словам, что у каждого из вас все будет по-разному. Если есть кожный дискомфорт во время лучевой терапии, необходимо в первую очередь поставить в известность своего лечащего врача, и врач назначит лечение. Самолечением заниматься не нужно.

Существуют мази, кремы, пены. Но не во все временные промежутки их можно использовать. И как правило мы используем нежирные кремы. Потому что жирная пленка искажает ход луча и соответственно появляется дополнительное электронное облучение от этой пленки и ожог лишь усугубляется. То есть жирными кремами можно себе навредить, если самому себе назначать кремы которые «кому-то когда-то помогали».

— На следующий день после облучения я сморкаюсь, и у меня из носа кровь идет.

— Это вполне естественно. Это то, о чем мы говорили. В вашей ситуации облучается кожа и под ней слизистая носового хода, которая представляет собой молодые быстроделящиеся клетки, они тоже страдают. Поэтому сосуды там лопаются. Как правило, по прошествии двух-трех недель эти негативные реакции уходят, и вы об этом навсегда забудете. Это естественное осложнение, такие осложнения мы ожидаем.

— Моя родственница лечится у себя в маленьком городке, у них один врач на отделение и ему некогда отвечать на вопросы. Скажите все-таки чем мазаться-то? Ну хотя бы самое безопасное средство для кожи?

— Снимает кожные реакции, как правило, пена «Пантенол». Пена, или иногда это называется спреем, то что продается в баллоне. Она не жирная. А после лучевой терапии, то есть когда уже закончен курс и есть изменения на коже можно применять «Бепантен», это детская мазь. И она как раз жирная, она густо покрывает кожу. Но повторюсь, жирные средства можно применять уже после полного прохождения всего курса, когда уже нет лучевого воздействия.

Детский жирный крем тоже неплохо снимает все неприятные явления после лечения. Как правило после лучевой терапии кожные реакции уходят примерно на протяжении недели, двух, трех. Опять же в зависимости от особенностей кожи.

Внутриполостная лучевая терапия – что это?

— У меня подруга лечилась в Казахстане в Алма-Ате. Ее закрывали в отделении на все время лечения. А она только родила. И ее маленькую дочку показывали ей через стекло двери отделения. И весь период лечения она провела в клинике, потому что врачи как раз говорили, что это опасно и нельзя находиться с маленьким ребенком.

— Есть дистанционная лучевая терапия, то что делаем мы, а существует лучевая терапия, когда препарат радиационный вводится в организм человека. Вот в такие моменты да, пациент опасен. Хотя тоже не на протяжении всего курса. Но мы в нашем Центре такой методикой не обладаем и такие процедуры не проводим.

— У вас более слабая лучевая терапия, чем в Алма-Ате?

— Нет, просто существует дистанционная лучевая терапия, существует внутриполостная лучевая терапия, внутритканевая. Возможна и лучевая терапия, когда вводится радиоактивное вещество в кровь и с током крови оно распределяется же по организму. Таким образом, например, лечатся костные изменения, при помощи стронция. Стронций, уже находясь в костях, продолжает распадаться и излучать. И вот в такие моменты пациенты, действительно, опасны. Но это происходит короткий период времени. (В нашей клинике нет циклотрона и нет таких больных.)

Меня лечат не так, как подругу

— У меня рак матки. Мою подругу лечили от рака в другом городе. Ей радиацию вводили каким-то аппаратом. Это лучше, когда изнутри лечат? Мне тоже так будут делать? К чему готовиться?

— Одно дополняет другое. Есть разные болезни и разные методики. Так что опять возвращаемся к словам, что не надо пытаться проецировать что-то происходящее с другими, что это и у вас произойдет. Вы все абсолютно разные, у всех разные заболевания, даже если звучит, вроде бы одинаково, то гистологические варианты будут разные и подходы к каждому больному будут разные.

Кому-то нужна сочетанная лучевая терапия, когда используется терапия и дистанционно, и внутриполостная. Кому-то только дистанционная понадобится. Другим контактная, это когда кожные образования лечатся. В данной ситуации нельзя говорить – лучше или хуже. Есть только «правильно или неправильно в конкретном случае».

Зачем рисуют метки?

— А зачем расчерчивают перед лечением? Вы помните, вы как-то через компьютер искали на мне точки и потом их отметили прямо на теле. Так же не только меня расчерчивают? Мы сравнивали рисунки, у многих они были.

— Не только вас. Хотя иногда бывают заболевания, когда нам не требуется такая подготовка с помощью компьютерной томографии, как было сделано у вас. А в вашем случае это было нужно. И с помощью компьютерной томограммы мы сделали 3D-модель вашего тела, и на основании этой 3D модели физический отдел, физики, сделали расчеты лечения.

— А мыть эти метки можно? А то одна медсестра говорила, что можно, вторая, что ни в коем случае. Кого слушать-то?

— Нет, стирать метки с тела нельзя. А если при купании они все же стираются, то мы их подрисовываем. Потому что это важная разметка. Наверное, было бы проще, если бы это был татуаж, но думаю, что не все больные согласятся получить такую татуировку на долгую память. А так, у кого-то кожа жирная, у других – сухая. И потому рисунок у кого-то хорошо держится, а у кого-то нет.

После лечения: что есть и можно ли в баню?

— У меня аденома простаты. Я заранее перед встречей подготовил вопросы. Вот у меня записано. Питание? Загар? Баня? Состояние здоровья, тонус? Лекарства? Витамины какие надо пить?

— Давайте начнем с питания. В момент лечения лучше питаться усиленно. Причем это всех касается. Какое бы лечение вы не получали, хирургическое, химиотерапевтическое или лучевое необходимо в избытке получать жиры, белки и углеводы. Стараться даже не поститься.

К врачу? К врачу обязательно постоянно ходить. Как правило, покидая нашу больницу, многие считают, что заболевание вылечено и «я побежал». Так вот, если вы выпадаете из динамического наблюдения врача онколога по месту жительства или у нас, здесь, — то тут же и начнутся неприятности. А все рецидивы, которые обнаружены в раннем периоде тоже подлежат лечению.

Про баню. Баня это физиотерапевтическое воздействие, поэтому это увеличивает заведомо риск возобновления заболевания, с которым мы с вами вместе пытаемся бороться. И загара лучше избегать.

— А нужны в семье отдельная посуда, отдельные приборы?

— Повторюсь, что и для себя и для окружающих вы абсолютно безопасные люди, не требующие изоляции. Вы ничем не отличаетесь от остальных. Просто именно в данный момент вы нуждаетесь в лечении.

Хирургия или облучение?

— А когда врач говорит, что вы можете выбирать или хирургия и лучевая терапия, или без хирургии, но более усиленная лучевая. Что лучше выбрать? И как пациенту понять, что лучше?

— Да, есть такие заболевания, когда лучевая терапия с хирургическим методом равнозначны и равнозначно заменимы. И если по каким-то причинам невозможно сделать оперативное вмешательство, в силу общего состояния пациента, то тогда мы идем на лучевую терапию.

Иногда бывают ситуации, когда наоборот лучевую терапию по соображениям общего состояния пациента провести невозможно, и мы вынуждены делать операцию. Все индивидуально. Не бывает такого, что только строгий стандартный подход. Мы всегда на чаше весов взвешиваем пользу и вред лечения. Если вред сильнее, то проведем, например, химиотерапевтическое воздействие, чтобы отсрочить радиационное вмешательство и чуть позже уже провести лучевую.

— А второй раз могут облучать один и тот же орган? Если случился рецидив именно в нем?

— Иногда да. Но это уже совсем очень индивидуально. Это достаточно рискованное мероприятие.

Облучение и обследования – можно ли совмещать?

— Скажите, доктор, если я прохожу лучевую терапию могу я в это же время проходить компьютерную томограмму, УЗИ, МРТ или проверять кости? Или это мешает одно другому?

— Вы сейчас назвали абсолютно разные методы обследования. МРТ можно делать, невзирая на лучевую терапию. Компьютерную томографию, если область небольшая, можно совместить с сеансами. А если нужно обследовать две и больше области, то лучше пропустить КТ, потому что лучевая нагрузка будет слишком велика.

В случае с остеосцинтиграфией, проверкой костей, вам будет введен радиофармпрепарат, и вы какое то время небезопасны для окружающих, поэтому лучше повременить, дабы не подвергать воздействию окружающих, а себя дополнительным воздействием.

Поэтому, когда какие-то обследования у вас запланированы или вы хотите их провести, находясь на лучевом лечении, вам необходимо обязательно согласовать это с лечащим врачом.

— То есть это просто потому, что небезопасно? Но результаты обследований не будут искажены из-за лучевой?

— Не всегда. И КТ и МРТ могут показать неверные результаты, например, из-за отека ткани.

В больнице или дома? В России или за границей?

— А в чем разница лечения в стационаре и амбулаторно?

— В моем понимании лечение лучше проходить амбулаторно, потому что больничные стены еще никого не вылечили. Но есть разные жизненные ситуации, когда тяжело добираться до клиники, когда финансово дорого каждый день добираться.

Редко, но случается, когда психологически человек себя ощущает более защищенным, находясь постоянно в больнице. Но лучше все же проходить лечение амбулаторно, потому что при лучевой терапии пациенты чувствуют себя вполне нормально и физически активно.

— У нас в клинике хорошая техника? И вообще в стране?

— Все познается в сравнении. В мире, конечно, есть и лучше аппараты, более современные. Но то что есть у нас, позволяет нам оказать помощь всем больным, которые к нам обращаются.

— Это не ответ. Ну, давайте честно разговаривать. Скажите, за рубежом лучше все же аппараты? Мы сейчас не хотим притворяться и говорить «ах как у нас в стране все хорошо». Мы хотим жить. И каждый из нас хоть раз и думал «а может все продать и уехать лечиться в другую страну?»

— В плане качества самого лечения так или иначе все зависит скорее от врачей, а не только от техники. Совершенствование аппаратуры ведет к снижению возможных негативных побочных эффектов. А сам результат он все равно везде один. То есть лечебные программы, протоколы, которые мы используем (по крайней мере, в нашей больнице), такие же, как в Европе, как в Америке, как во всем мире.

А.В.Кириллов с пациентами

Ну и у нас есть то, что есть. И другой аппаратуры нам не покупают. А за границей возможно лучше техника в плане минимизации риска осложнений.

— У меня очень сильная усталость после каждого курса лучевой. Это только у меня так? Почему?

— То, что вы ощущаете сильную усталость, означает, что копится общий эффект. Разрушаются клетки, клетки выбрасывают токсины и соответственно накапливается усталость, возникает сонливость. Со временем организм восстанавливается.

Задайте ваш вопрос!

Вы можете задать вопрос для следующего выпуска Школы пациента. В ближайшие семь дней читатели «Милосердия.ru» могут задать любые вопросы о процедурах химиотерапии . О том, что волнует тех, кто сейчас проходит лечение. Тех, кому только предстоит химиотерапия в любой из клиник России и мира. Тех, кто поддерживает своих родных и близких в этой борьбе.

А уже 29 марта в рамках совместного проекта благотворительного портала «Милосердие.ru» и региональной пациентской организации «Рак лечится» при поддержке Санкт-Петербургского клинического научно-практического центра специализированных видов медицинской помощи (онкологический) пройдет Школа пациентов онкобольных и их близких.

На ваши вопросы ответит Наталья Валерьевна Левченко, кандидат медицинских наук, химиотерапевт с двадцатилетним стажем, заведующая отделения (о).

Вопросы присылайте на почту: [email protected]

Или оставляйте в комментариях к анонсу мероприятия в группе

Курский государственный медицинский университет
Кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики
ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ
С ХРОНИЧЕСКИМИ
НЕИНФЕКЦИОННЫМИ
ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В
АМБУЛАТОРНОЙ ПРАКТИКЕ
Лекция
Зав. кафедрой, профессор
Н.К.Горшунова


По данным ВОЗ 80% заболеваний
населения имеют хроническое
течение.
Для большинства из них
разработаны доказанные и
обоснованные терапевтические
меры, позволяющие замедлить
прогрессирование заболеваний и
предотвращать их обострения.
Однако назначенное лечение
правильно применяют менее 50%
пациентов.

Актуальность обучения пациентов
Пациенты не владеют
необходимыми знаниями для
повседневного
«управления» своим
заболеванием и не осознают
ответственность за
состояние своего здоровья.
Применение современных
методов лечения требует
глубокого понимания
механизма их действия, т. к.
они достаточно сложны и
подчас опасны.

Актуальность обучения
пациентов
Обучение пациентов - составная часть
арсенала терапии многих хронических
заболеваний: артериальной
гипертонии, сахарного диабета, ХСН,
ожирения и др.
Результаты лечения напрямую зависят
от поведения больного: он должен
выполнять указания врача, обладать
необходимыми знаниями и навыками
для принятия самостоятельных
решений медицинского характера,
быть мотивированным.

Цели обучения

формирование у пациентов навыков
самоуправления в отношении их
хронического заболевания с
нацеленностью на превращение его в
активного участника лечебного
процесса,
подготовка пациента к повседневному
использованию новых эффективных
технологий лечения хронических
заболеваний.

повышение информированности
пациентов о заболевании и его
факторах риска;
повышение ответственности
пациентов за сохранение своего
здоровья;
формирование рационального и
активного отношения пациента к
заболеванию, мотивации к
оздоровлению, приверженности к
лечению и выполнению
рекомендаций врача.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ НЕИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

формирование у пациентов умений и
навыков самоконтроля за состоянием
здоровья, оказания первой доврачебной
помощи в случаях обострений и кризов;
формирование у пациентов навыков
самокоррекции поведенческих факторов
риска (питание, двигательная активность,
управление стрессом, отказ от вредных
привычек);
формирование у пациентов практических
навыков составления плана индивидуального
оздоровления.

Условия эффективной реализации обучения пациентов

Разработка программ обучения для
различных хронических
заболеваний или конкретных форм
их течения.
Подготовка методического
обеспечения и демонстрационных
средств учебных занятий.
Подготовка обучающего персонала
(врачи, медицинские сестры).

артериальной гипертонией -

Школа здоровья для пациентов с
артериальной гипертонией включена в отраслевой классификатор
(ОК) "Сложные и комплексные
медицинские услуги" (СКМУ)
91500.09.0002-2001 (приказ МЗ РФ № 268 от
16.07.2001 г. "Система стандартизации в
здравоохранении РФ") и
имеет шифр 04.015.01 (04 - медицинские
услуги по профилактике; 015 кардиология; 01 - Школа для пациентов с
АГ как вид услуги).

Школа здоровья для пациентов с
артериальной гипертонией - организационная
форма профилактического группового и
индивидуального консультирования.

артериальной гипертонией - медицинская
профилактическая услуга (т.е. имеет
самостоятельное законченное значение и
определенную стоимость).
Школа здоровья для пациентов с
артериальной гипертонией - направлена на
профилактику осложнений заболевания,
своевременное лечение, оздоровление.

Школа АГ - новые информационно-мотивационные технологии

Цель
способствовать
повышению
приверженности пациентов к лечению,
сформировать мотивацию к сохранению и
увеличению ответственности за здоровье
как за личную собственность, что
обеспечит качество профилактической
помощи
населению
в
процессе
реализации
профилактической
направленности в работе ВОП (СВ)

Необходимые структурные элементы для организации школы АГ

квалифицированный персонал в

выполнению сложных и


на образовательную деятельность
по обучению пациентов;
обеспечение условий для
эффективного функционирования
школы (помещение, методические
и обучающие материалы,
тонометры).

Формы обучения:

индивидуальные беседы с врачом,
групповые цикловые занятия,
проведение обзорных лекций,
изучение больными
популярной литературы
по артериальной гипертонии,
показ видеофильмов и т.д.

значительное повышение частоты достижения
целевого уровня АД,

ожирением,
достоверное снижение числа пациентов с
умеренной и выраженной
гиперхолестеринемией,
достоверное снижение числа курящих.

Критерии эффективности обучения пациентов в школе

достоверное снижение числа пациентов,
злоупотребляющих жирной, углеводной и
солёной пищей.
достоверное снижение числа пациентов с
ипохондрическими и депрессивными
проявлениями, с высоким уровнем стресса

принимающих гипотензивные препараты,


понижение группы диспансерного наблюдения
пациента.

Важные условия поддержания актуальности знаний и навыков пациентов

Рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза
в неделю в амбулаторно-поликлиническом
учреждении или 3–5 раз в неделю в
дневном стационаре,
Рекомендуемая численность пациентов в
группе – 10–12 человек.
Рекомендуемая кратность повторного
обучения – 2 раза в год.
Обязательно ведение дневника контроля
основных функциональных показателей.

Учетно-отчетная документация школ пациента

Журнал регистрации пациентов,
обучающихся в Школе здоровья.
Учёт пациентов, обучающихся в Школе здоровья,
осуществляется в отдельном журнале для каждого
вида Школы (с указанием ФИО пациента, возраста,
контактного тел., дат проведенных занятий,
отметки о присутствии).
Медицинская карта амбулаторного больного
внесение записей о начале обучения в Школе
здоровья, даты и темы каждого занятия,
заверенные медицинским работником,
проводившим занятие.
Отметка на лицевой стороне медицинской карты по
завершении цикла обучения

Вариант школы здоровья для пациентов с артериальной гипертензией

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут,
посвященных основным наиболее важным
проблемам контроля АГ.
Занятие 1. Артериальная гипертония: как ее распознать?
Занятие 2. Артериальная гипертония: что способствует ее
развитию?
Артериальная гипертония: как правильно
измерить уровень артериального давления?
Занятие 3.
Занятие 4. Методы профилактики артериальной
гипертонии.
Занятие 5. Артериальная гипертония: когда и кому на
помощь должны приходить лекарства?

Занятие 1. «Артериальная гипертония: как ее распознать?».

объяснить, что артериальная
гипертензия – хроническая
прогрессирующая болезнь (основные
симптомы которой – головная боль,
носовые кровотечения, утомляемость,
снижение работоспособности как
результат повышенного АД), и задача
пациента научиться контролировать
ее течение, чтобы не допускать
возникновение кризов.
Цель:

Занятие 2. «Артериальная гипертония: что способствует ее развитию?».

Цель: дать понятие
о факторах риска
развития АГ и создать у
пациентов мотивацию
к их преодолению.

Занятие 3. «Артериальная гипертония: как правильно измерить уровень артериального давления?».

Цель: научить правилам
и методике
измерения
артериального
давления.

Особенности измерения АД у пожилых

С возрастом наблюдается утолщение и
уплотнение стенки плечевой артерии.
пальпируется даже при превышении
манжеточного давления над
внутриартериальным.
Для достижения компрессии ригидной
артерии требуется более высокий
уровень давления в манжетке, в
результате чего происходит ложное
завышение уровня АД
("псевдогипертония, симптом Ослера).
Для распознания этой ошибки следует
пальпаторно определить АД на
предплечье.
При различии между систолическим АД,
определенным пальпаторно и
аускультативно более 15 мм рт. ст., для
вычисления истинного АД у пациента
необходимо из измеренной величины
вычесть 10-30 м рт. ст.

Занятие 4. «Методы профилактики артериальной гипертонии».

Цель: научить пациентов способам
немедикаментозного лечения и
соблюдению рекомендаций по
здоровому образу жизни (отказ от
малоподвижного образа жизни повышение физической
активности - и вредных привычек,
диетическое питание)

Занятие 5. «Артериальная гипертония: когда и кому на помощь должны приходить лекарства?»

Цель: научить пациентов
правильно принимать
гипотензивные препараты
с консультированием при
необходимости с лечащим
врачом.

Цель «АСТМА-ШКОЛЫ»

Оказание помощи больным
бронхиальной астмой на основе
новых принципов организации
лечения и наблюдения.
В лечебный комплекс больных
астмой вводится фактор обучения,
который позволит больному
активно участвовать в собственном
лечении и контролировать течение
заболевания.

Условия организации школы бронхиальной астмы

квалифицированный персонал в
соответствии с требованиями по
выполнению сложных и
комплексных медицинских услуг;
наличие в учреждении лицензии
на образовательную
деятельность по обучению
пациентов;
обеспечение условий для
эффективного
функционирования школы
(помещение, методические
материалы и астма-наборы).

Астма - набор

включает в себя необходимые
принадлежности
для
контроля
состояния больного:
спейсер для обеспечения эффективного и
пикфлоуметр для контроля своего состояния
небулайзер для проведения неотложной
безопасного применения дозированных
аэрозольных ингаляторов,
и оценки функции легких как под
руководством врача, так и самостоятельно в
домашних условиях,
терапии обострений бронхиальной астмы.

ЗАДАЧИ «АСТМА-ШКОЛЫ»

Достижение и установление
контроля над симптомами болезни.
Профилактика обострений и
осложнений заболевания.
Поддержание качества жизни
больного.
Профилактика побочных эффектов
от препаратов, используемых для
лечения, а также необратимых
осложнений самой болезни для
снижения заболеваемости,
смертности и инвалидизации.

Факторы, влияющие на эффективность обучения в астма-школы

доверительные отношения между
медицинскими работниками и пациентами
(взаимопонимание и сопереживание, умение
убедить и объяснить и т.п.);
простота и доступность рекомендаций и их
реалистичность для конкретных пациентов,
наличие письменных инструкций и памяток,
дневника пациента, формы и методы
обучения, помещение, обстановка и
оснащение помещения, где проводится
обучение, и пр.).

Формы обучения:
индивидуальные беседы с
врачом,
групповые цикловые занятия,
проведение обзорных лекций,
изучение больными
популярной литературы
по бронхиальной астме,
показ видеофильмов и т.д.

Программа «Астма-школы»

Ведение «Дневника самоконтроля».
Обучение правильному приёму
лекарственных препаратов.
Обучение умению пользоваться
ингалятором
Обучение пикфлоуметрии.
Обучение ориентации в течении астмы
/зональная оценка: зелёная, жёлтая,
красная/.
Обучение правильному питанию.
Физическая реабилитация: лечебная
гимнастика, дыхательная гимнастика,
дозированная ходьба, занятия на
тренажёрах, массаж, закаливание.

Вариант «Астма-школы»

Количество пациентов в группе 10-12 человек
Цикл – 5 занятий по 1-1,5ч
2 раза в неделю

«Что такое
бронхиальная астма?»
Первое занятие:
Цель: объяснить, что бронхиальная
астма – хроническая болезнь,
и задача пациента научиться
контролировать ее течение,
чтобы не допускать
возникновение обострений.

Второе занятие:
«Пикфлоуметрия. Астма и аллергия»
Цель: научить пациентов пользоваться
индивидуальным пикфлоуметром, вести
суточный и недельный дневники; дать
блок доступной информации об
аллергии, способах ее диагностики с
активным участием пациента,
профилактике и лечению аллергозов.

Третье занятие:
«Лечение
хронического воспаления
при бронхиальной
астме»
Цель: научить пациентов
правильно
использовать
противовоспалитель
ные препараты.

Четвёртое занятие:
«Немедикаментозные методы
коррекции»
Цель: создать у пациентов
мотивацию к тренировке
дыхательной мускулатуры,
научить их приемам
правильного дыхания.

Пятое занятие:
«Самопомощь при обострении
бронхиальной астмы»
Цель: научить пациентов распознавать
обострение бронхиальной астмы,
купировать приступы удушья
различной тяжести.

СИСТЕМА ЦВЕТОВЫХ ЗОН ДЛЯ БОЛЬНОГО БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

«Все в порядке» - заболевание хорошо
контролируется, PEF – 80-100% от
наилучшего/должного показателя для больного,
дневное отклонение <20%. Ни ночных, ни
дневных приступов астмы, как правило, нет.
Показана поддерживающая терапия.
«Предупреждение» - «зона тревоги» симптомы астмы (циклической или ациклической),
ночные приступы кашля или удушья. PEF – 6080%, дневное отклонение 20 -30%. Терапию
следует усилить.
«Тревога!» - резкое ухудшение! – симптомы
астмы в покое, частые приступы затяжного
характера, межприступный период сохраняется.
PEF <60%. Немедленно обратиться к врачу!

Критерии эффективности обучения в школе пациента с БА

достоверное снижение числа обострений
и ночных приступов БА
увеличение числа больных, регулярно
контролирующих индивидуальную ПСВ с
ведением дневников пикфлоуметрии и
симптомов,
сокращение числа случаев временной
нетрудоспособности и госпитализации,
понижение группы диспансерного
наблюдения пациента.

Школа больных ХСН

Организация
процесса занятий
школы и
взаимоотношения её
участников строятся
по принципу единой
команды, а в центре
внимания - пациент.
Занятия проводятся в
поликлинике и на
дому.

Пациентам с ХСН, их родственникам необходимо

грамотное информирование и
обучение, включающее
рекомендации по коррекции
диеты, образа жизни,
физической активности, режима
медикаментозной терапии,
приобретение необходимых
навыков самоконтроля за
симптомами сердечной
недостаточности с ведением
дневника.

Врачебные рекомендации
желательно давать не в директивной
форме необходимости жесткого
ограничения привычек и образа
жизни пациента, а в виде
совместного поиска способов
достижения большей независимости
от заболевания и сохранения
качества жизни.

Школа больных ХСН

Пациенты не выпадают из
привычной обстановки, что
позволяет применять им
полученные знания и навыки в
повседневной жизни.
Обучение в условиях
поликлиники рассчитано на
пациентов со II ФК ХСН.

Школа больных ХСН

К проведению школ с
больными III-IV ФК ХСН
следует подключать
специально обученных
медицинских сестер.
Их задача - оказание
психологической поддержки и
необходимой помощи для
соблюдения врачебных
рекомендаций, полученных на
стационарном этапе лечения.

Альтернативная
форма предоставления
пациенту с ХСН
необходимой информации и
контроля выполнения
предписанных
рекомендаций дистанционное обучение с
использованием
информационных
бюллетеней, буклетов,
видеофильмов и
видеороликов, участие в
работе вебинаров на
интернет-сайтах.

Один из важных элементов
организации занятий в школе
ХСН, определяющих успешность
её проведения, - встреча врача с
родственниками пациентов,
которым необходимо рассказать
о всех проблемах при ХСН.

Контроль клинического состояния пациентов, прошедших обучение в школе ХСН

осуществляют двумя
способами:
непосредственно - осмотр
пациента врачом или
медсестрой на приеме или
на дому;
дистанционно - во время
телефонных звонков
(общения по электронной
почте, Skype).

Специально проведенные
исследования выявили, что
использование телефонных
(электронных) напоминаний
врача о необходимости
выполнения предписанных
рекомендаций в первые
месяцы после выписки
больных из стационара
достоверно снизило частоту
повторных госпитализаций
по сравнению с группой
пациентов при
традиционном подходе к
лечению.

Заключение

Обучение больных в
школах, успешно
проводимое на
амбулаторнополиклиническом этапе –
эффективная технология
контроля течения
заболевания и улучшения
качества жизни пациентов
и их родственников.