Тест (подготовительная группа) на тему: Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе по А. Н. Веракса. Методы диагностики готовности детей к школьному обучению

Евгения Быкова

Цель : определить уровень психологической готовности ребёнка подготовительной группы к обучению в школе .

Оборудование :

Протокол исследования для фиксации результатов;

Образец узора из точек, образец письменных букв, чистый лист для рисования фигуры человека (Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Иерасика) ;

Карточки «Прогрессивные матрицы» Равена;

Опросник Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной;

Бланк для выполнения теста Пьерона-Рузера;

10 предметных картинок;

Бумага для рисования;

Простой карандаш, цветные карандаши.

В процессе занятия и после занятия психолог фиксирует данные исследования в протоколе, занимается анализом и обработкой результатов и намечает план коррекционно-развивающей работы с ребенком, если она необходима.

1. Подготовительный этап .

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

2. Диагностика моторно-зрительной готовности .

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Иерасека.

Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти.

Нарисуй, пожалуйста, человека. Так, как умеешь.

Второе - срисовывание письменных букв.

Перед тобой узор из письменных букв. Попробуй срисовать его так, чтобы было похоже.

Третье - срисовывание группы точек.

Рассмотри узор из точек. Попробуй срисовать его так, чтобы было похоже. (См. Приложение №1)

Ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал, а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей , получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Дети, которые получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

3. Диагностика интеллектуальной готовности .

Прогрессивные матрицы Равена.

Каждая задача теста заключается в том, чтобы в ограниченное для всего теста время на место пробела в правом нижнем углу основного рисунка („матрицы“, представляющего собой геометрический узор, вставить один из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Тест имеет 5 серий, по 12 матриц в каждой, с увеличением порядкового номера сложность задания растет.

Перед тобой волшебный коврик с узором. Но кто-то взял и вырезал из него кусочек. Посмотри на эти части и скажи, какую из них нужно вставить в коврик, чтобы он стал целым.

Методика позволяет оценить способность ребенка к установлению тождества в простых рисунках, установлению тождества в сложных рисунках, решению задач на простую аналогию.

Дети, относимые к 1 уровню успешности, решают задачи всех типов. Они самостоятельно анализируют простую наглядную ситуацию, выделяют в ней существенные признаки и осуществляют их мысленный синтез. При этом отмечаются внимательное выслушивание инструкции, целенаправленная мыслительная деятельность, самоконтроль.

Ребята, относимые ко 2 уровню, также справляются со всеми типами задач, однако для успешного выполнения задач третьего типа (выявление простых аналогий) им требуется помощь. В дальнейшем они усваивают принцип решения и действуют уже безошибочно.

Дети, выполняющие задание частично, относятся к 3 уровню успешности. Наибольшие трудности вызывают у них задания третьего типа. Задания второго типа решаются с переменным успехом. Ошибки, на которые обращают внимание, тут же исправляются. Задания первого типа выполняются самостоятельно и быстро.

К 4 уровню относят детей , которые справляются только с первым заданием. Выполняя задания второго и третьего типа они просто хаотично перечисляют возможные варианты, избегая интеллектуального усилия.

Четвертый лишний : мебель, овощи, транспорт, школьные принадлежности .

Поиграем в игру «4 лишний» . Я буду называть слова, ты внимательно слушай, а потом скажешь, какое одно слово лишнее, отличается от всех остальных, не подходит ко всем остальным.

Капуста, морковь, яблоко, картошка

Стол, дерево, шкаф, стул

Автомобиль, автобус, велосипед, самолет

Часы, ручка, пенал, карандаш

Игра позволяет выявить способность ребенка находить общие признаки и различия, обобщать, классифицировать.

4. Диагностика волевой готовности

Тест Пьерона-Рузера.

Для работы нужен простой карандаш и бланк с изображением геометрических фигур (4 типа, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10/10. Экспериментатор рисует на доске образец заполнения фигур. Условные обозначения (символы : точка, плюс, вертикальная линия и т. п.) ставятся в трех фигурах. Четвертая фигура всегда остается «пустой» . Образец остается до конца работы.

Заполни фигуры так, как я сделала это на образце.

Тест используется для изучения произвольной регуляции деятельности (программирования ребенком собственных действий и их контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков) используется. Тест дает возможность проанализировать целенаправленность деятельности, способность удержать инструкцию, определить общее время работы, а также число фигур, заполненных за каждую минуту (динамику изменения темпа деятельности, и подсчитать количество ошибок.

5. Диагностика мотивационной готовности .

Сформированность «внутренней позиции дошкольника » (по Л. И. Божович, а также развитие мотивационно-потребностной сферы выявляются в свободной беседе с использованием опросника Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной :

1. Ты хочешь идти в школу ? Почему?

2. Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома?

3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь её?

8. Тебе нравятся школьные принадлежности ?

9. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями , а школу разрешат не ходить , устроит ли это тебя? Почему?

10. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу , то кем бы ты хотел быть : учеником или учителем? Почему?

11. В игре в школу тебе хотелось бы , чтобы длиннее был урок или перемена?

Ответы ребенка фиксируются.

Считается, что у детей высокий уровень мотивационной готовности к обучению , если они объясняют свое желание учиться в школе тем , что «хотят быть умными» , «много знать» и т. п. Таких детей относят к 1 уровню готовности . В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания» , «отвечать на вопросы» . При этом содержание игры они сводят к реальной учебной деятельности (чтение, письмо, решение примеров и т. п.) .

Ко 2 уровню относят детей , также выражающих идти в школу , объясняемое, однако, внешними факторами : «в школе не спят днем » , «в школе интересные переменки» , «все пойдут, и я пойду» . Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя : «учителем быть интереснее» , «задания не хочу выполнять, а хочу говорить» и т. п.

К 3 уровню готовности относят ребят , демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу : «не знаю» , «если родители поведут, пойду» и т. п.

К 4 уровню относят детей , активно не желающих идти в школу . В большинстве случаев они объясняют это нежелание «негативным» опытом знакомых школьников («в школе трудно » , «родители ругают за плохие оценки» и т. д., в игре в школу предпочитают роль учителя : «хочу быть главным» .

6. Исследование памяти

(зрительной/слуховой, произвольной/непроизвольной) .

Инструкция : Я буду выкладывать картинки, а ты называй, что на них изображено.

10 предметных картинок : автомобиль, автобус, рубашка, платье, собака, петух, чайник, виноград, стол, стул.

После ребенка психолог называет все картинки ещё раз, затем закрывает картинки и говорит : Назови картинки, которые ты запомнил.

Затем 2 попытка : Посмотри на картинки ещё раз. Запомни их. Если хочешь, назови вслух.

Опять закрываем. Фиксируем результаты обеих попыток.

10 слов – высокий уровень

6-9 слов – средний уровень

0-5 слов – низкий уровень

Сейчас я назову тебе несколько слов, ты внимательно слушай, запоминай.

Слова : лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд.

Произносим слова четко, в среднем темпе.

Затем говорим : Назови слова, которые ты запомнил.

Ответы фиксируем.

10 слов – высокий уровень

6-9 слов – средний уровень

0-5 слов – низкий уровень

7. Исследование уровня пространственных представлений

Графический диктант

Инструкция : Я буду говорить, что где рисовать, а ты рисуй.

В правом верхнем углу листа рисуем – солнце.

В левом верхнем – птичку. Наверху посередине – облако. Внизу посередине, отступив немного от края, рисуем дом. Справа от дома – скамейку. Слева от дома – мяч. Справа от скамейки – дерево. Слева от мяча – куст. Под домом – цветы. Над домом - бабочку.

Отмечаем умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, понимание предлогов.

В ходе всего обследования можно выявить уровень общих знаний ребенка, задавая вопросы :

Какого цвета эти карандаши? Посчитай, сколько карандашей.

Какие ты знаешь времена года?

Ты знаешь, какая это буква? (например, печатные А, О, М)

На какой улице ты живешь?

С кем ты живешь?

9. Прощание.

Психолог подмечает успехи ребенка и прощается с ним.


С поступлением в школу для ребенка начинается новый возрастной период – младший школьный возраст, а учебная деятельность становится в нем ведущей. Коренные изменения происходят в жизни недавнего дошкольника, и основное изменение касается социальной среды за пределами семьи. В особенности сильно это влияет на тех детей, которые не посещали детский сад и которым предстоит, таким образом, впервые стать членами детского коллектива.

В семье положение ребенка также меняется, у него появляются новые обязанности, возрастают требования к нему. В связи с формальными оценками успехов и неудач ребенка родители, так или иначе, на них реагируют. Возникают новые для младшего школьника отношения – сложное посредничество между институтами семьи и школы. Как уже говорилась, учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, также на первый план теперь выходит и трудовая деятельность. Но по-прежнему в жизни ребенка большое значение имеет игровая форма деятельности. Подготовка ребенка к школе – серьезный вопрос, который исследуется психологами, педагогами, медицинскими работниками, который всегда волнует родителей . В данной статье мы поговорим о диагностических методах, позволяющих оценить степень психологической подготовки ребенка к обучению в школе.

Напомним, что слово «диагностика» пришло к нам из греческого языка и означает оно «науку о методах распознавания болезней и процесс постановки диагноза». Психологическая диагностика, таким образом, являет собой постановку психологического диагноза, то есть квалифицированное распознавание психологического состояния человека.

Готовность ребенка к школе с точки зрения психологии

Под психологической готовностью к систематическому обучению в школе понимается достаточный для усвоения школьной программы уровень психологического развития ребенка, принимая во внимание обучение в коллективе ровесников. Это результат развития ребенка в дошкольном периоде его жизни, сформированный постепенно и зависящий от условий, в которых происходило это развитие. Учеными выделяются интеллектуальная и личностная готовность к обучению. Личностная готовность, в свою очередь, подразумевает определенную степень развития нравственных, волевых качеств ребенка, а также социальных поведенческих мотивов. Также в исследованиях были выделены три аспекта школьной зрелости – интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Рассмотрим каждый аспект более подробно.

Интеллектуальный аспект школьной зрелости

Отражает функциональную зрелость структуры головного мозга . Ребенок должен уметь концентрировать внимание, выделять фигуры из фона, мыслить аналитически, постигая основные связи между явлениями, демонстрировать сенсомоторную концентрацию, тонкие движения рук, умение воспроизводить образцы и запоминать логически.

Эмоциональный аспект школьной зрелости

Подразумевает способность ребенка выполнять не слишком увлекательные задачи в течение длительного времени, сдерживать свои эмоции и управлять волей. В раннем возрасте, как известно, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Но к школьным годам психика маленького человека меняется, развивается произвольность его поведения. Ребенок уже умеет распознавать эмоции по различным признакам (интонация, жесты, мимика), регулировать их. Для определения готовности к школьному обучению этот аспект особенно важен, поскольку в школе ребенку предстоит столкнуться с различными не всегда приятными ему жизненными ситуациями (взаимоотношения с одноклассниками, учителями, неудачи, оценки и т.п.) Если ребенок будет не в силах контролировать свои эмоции и управлять ими, то он не сможет корректировать собственное поведение и налаживать социальные связи. Учить ребенка адекватно реагировать на эмоции других людей нужно еще с дошкольного возраста.

Социальный аспект школьной зрелости

Выражает сформированность у ребенка готовности принимать свою новую социальную позицию имеющего определенные права и обязанности школьника. Ребенок должен ощущать потребность в общении с ровесниками, должен уметь соотносить свое поведение с законами детского коллектива и правильно воспринимать свою роль ученика в обстановке школьного обучения. Также сюда относится и сфера мотивации к обучению. Ребенок в том случае считается готовым к школе, когда она привлекает его не внешней стороной (возможностью носить красивый ранец, пользоваться яркими принадлежностями, тетрадями, пеналами, ручками и т.п.), а содержательной стороной (возможностью получить новые знания). Если иерархическая система мотивов ребенка сформирована, он сможет управлять своей познавательной деятельностью и своим поведением. Развитая учебная мотивация, таким образом, важный признак для определения степени готовности ребенка к школе.

Готовность ребенка к школе с точки зрения физического развития

Уклад жизни ребенка с началом его обучения в школе меняется, старые привычки нарушаются, умственные нагрузки возрастают, формируются взаимоотношения с новыми людьми – учителями, одноклассниками. Все это способствует возрастанию нагрузки на ребенка, на все функциональные системы организма, что не может не сказываться на здоровье в целом. Случается и такое, что некоторые дети не могут адаптироваться к новому режиму в течение всего первого года обучения. Это говорит о том, что в дошкольный период жизни физическому развитию малыша не уделялось достаточно внимания. Организм ребенка должен находиться в активном и бодром состоянии, малыш должен быть закаленным, его функциональные системы – тренированными, трудовые навыки и двигательные качества – в достаточной степени развитыми.

Специфика учебной деятельности

Для успешной учебы ребенок должен обладать рядом определенных навыков и умений, которые понадобятся ему на различных уроках. Различают специфические и обобщенные навыки. Специфические навыки необходимы для определенных уроков (рисование, чтение, сложение, письмо и т.п.) Обобщенные навыки пригодятся ребенку на любых занятиях. Эти умения разовьются в полной мере в старшем возрасте, но их предпосылки закладываются уже в дошкольный период. Наибольшее значение для учебной деятельности имеют следующие навыки:


Очень желательно, чтобы к началу обучения в школе у ребенка были сформированы пять следующих мотивов.

  1. Познавательный. Это стремление читать с целью узнавать интересные и новые факты об окружающем мире (про космос, динозавров, животных, птиц и т.п.)
  2. Перспективный. Желание читать для более интересной и легкой учебы в школе.
  3. Мотив личностного роста. Ребенок хочет читать, чтобы стать похожим на взрослых, или чтобы взрослые гордились им.
  4. Деятельностный. Читать для того, чтобы потом было можно играть в игры с придумыванием сказок, увлекательных историй и т.п.
  5. Мотив общения с ровесниками. Стремление читать, чтобы потом рассказывать друзьям о прочитанном.

Уровень речевого развития ребенка также определяет степень его готовности или неготовности к обучению в школе. Ведь система школьных знаний усваивается именно с помощью устной и письменной речи. Чем лучше развита устная речь ребенка к моменту поступления в школу, тем проще и быстрее он овладеет письмом, а его письменная речь в дальнейшем будет полноценнее.

Определение психологической готовности к обучению в школе

Эта процедура бывает различной в зависимости от того, в каких условиях работает психолог. Самым благоприятным временем для проведения диагностики считаются апрель и май . Предварительно на доске объявлений в детском саду размещается лист, где родители могут увидеть информацию о типах заданий, предлагаемых ребенку на собеседовании с психологом. В общем виде эти задания обычно выглядят следующим образом. Дошкольник должен уметь:

  1. Работать по правилу
  2. Воспроизводить образцы
  3. Распознавать отдельные звуки в словах
  4. Выкладывать сюжетные иллюстрации последовательно и составлять рассказ на их основе

Как правило, обследования психолог проводит в присутствии родителей, чтобы исключить их опасения по поводу предвзятости или строгости специалиста. Родители своими глазами видят, какие задания предлагаются их ребенку. Когда ребенок выполнит все задания, родители при необходимости получают комментарии психолога и советы, как за оставшееся время лучше подготовить ребенка к школе.

С дошкольником во время собеседования должен быть установлен дружественный контакт, а само собеседование должно восприниматься им как игра, что позволит малышу расслабиться и снизит стресс. Тревожный ребенок требует особенной эмоциональной поддержки. Психолог даже может обнять малыша, погладить его по голове, ласково убедить его в том, что со всеми играми он обязательно справится. В процессе выполнения заданий нужно постоянно напоминать ребенку, что все хорошо, и он все делает правильно.

Некоторые практические методики для диагностики готовности ребенка к школе

Уровень бытовых знаний и ориентации детей в окружающем мире можно проверить, задавая следующие вопросы:

  1. Как тебя зовут? (Если вместо имени ребенок назовет фамилию, не считать это ошибкой)
  2. Как зовут твоих родителей? (Ребенок может назвать уменьшительные имена)
  3. Сколько тебе лет?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Как называется улица, на которой ты живешь?
  6. Назови номер своего дома и номер квартиры
  7. Каких ты знаешь животных? Назови диких и домашних животных (Ребенок должен назвать не менее двух домашних и не менее двух диких животных)
  8. В какое время года появляются листья на деревьях? В какое время года они опадают?
  9. Как называется то время суток, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься спать?
  10. Какими ты пользуешься столовыми приборами? Какими предметами одежды пользуешься? (Ребенок должен перечислить не менее трех столовых приборов и не менее трех предметов одежды).

За каждый правильный ответ ребенок получается 1 балл. По данной методике максимальное количество баллов, которое может набрать дошкольник – 10. На каждый ответ ребенку дается 30 секунд. Отсутствие ответа расценивается как ошибка и в этом случае ребенок получает 0 баллов. По данной методике ребенок считается полностью психологически готовым к школе в том случае, когда правильно отвечает на все вопросы, то есть получает в итоге 10 баллов. Ребенку можно задавать дополнительные вопросы, но не подсказывать ответ.

Оценка отношения ребенка к обучению в школе

Целью предлагаемой методики является определение мотивации учения у поступающих в школу детей. Заключение о готовности или неготовности ребенка к обучению в школе не может быть вынесено без данного вида диагностики. Если дошкольник умеет взаимодействовать с другими людьми (взрослыми и сверстниками), если с его познавательными процессами все в порядке – нельзя делать окончательный вывод о том, что к школе он готов полностью. Если желание учиться у ребенка отсутствует, его, конечно, можно принять в школу (при условии познавательной и коммуникативной готовности), но, опять же, с условием, что интерес к обучению непременно должен проявиться в течение первых нескольких месяцев.

Задайте ребенку следующие вопросы:

  1. Ты хочешь пойти в школу?
  2. Зачем нужно учиться в школе?
  3. Чем обычно занимаются в школе?
  4. Что такое уроки? Чем занимаются на уроках?
  5. Как себя нужно вести на уроках?
  6. Что такое домашнее задание? Зачем его нужно выполнять?
  7. Когда ты придешь из школы домой, чем ты будешь заниматься?
  8. Когда ты начнешь учиться в школе, что в твоей жизни появится нового?

Ответ будет считаться правильным, если он точно и полно соответствует смыслу заданного вопроса. Можно задавать дополнительные наводящие вопросы. Обязательно следует убедиться, что вопрос ребенок понимает правильно. Ребенок будет считаться готовым к обучению в школе, если ответит на большинство заданных вопросов (как минимум на половину из них) максимально осознанно, четко и емко.

Светлана Бузанова
Определение готовности детей к школе. Методы диагностики

Диагностическая деятельность начинается с постановки цели и задач, после чего формируется гипотеза и подбираются адекватные методы для её проверки . Завершающим этапом является установление диагноза . Заказчиком психодиагностического исследования может выступать сам психолог и другие заинтересованные лица, например родители, педагоги, различные организации.

Программа диагностики (по методической разработке Фукина А . И. и Курбатской Т. Б.):

Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребёнка к школе определяется отношением суммы оценок на число методик .

При этом КПГ до 3 баллов оценивается - неудовлетворительно,

до 5 баллов - слабо,

до 7 баллов - средне,

до 9 баллов - сильно,

до 10 баллов - очень сильно.

Описание методик .

1. Методика А . Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.

Приготовьте 10 односложных , не связанных непосредственно между собой слов. Например : игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Инструкция : «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов ? Читаю»

Затем одновременно и четко произнести 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке. Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените.

Обратите внимание и на следующие характеристики ребенка :

Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости.

Зигзагообразная форма «кривой» - указывает на рассеянность, неустойчивость внимания.

«Кривая» в форме ПЛАТО наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

2. Методика Джекобсона по определению объёма памяти .

Названные вами слова ребенок должен повторить в том же порядке.

Инструкция : «Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь.»

4,7,2,5,9 1,4,9,6,0

6,0,7,5,9,2 3,8,1,5,7,2

1,7,4,2,8,3,9 9,0,3,8,5,2,7

Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по заданной строке повторяется из другого столбца.

При воспроизведении :

7 знаков оцениваются в 10 баллах,

6 …. в 9 баллах,

5…. в 7 баллах,

4…. в 4 баллах,

3…. в 1 балл.

3. Методика по определению концентрации и распределения внимания.

Подготовьте лист бумаги 10*10 клеток. В эти 100 клеток поместите в случайном порядке по 16-17 разных фигурок : круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить в заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания : ставить в одну фигуру крестик, а в другую минус.

Инструкция : «Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь.»

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно выполняется задание.

4. Методика , выявляющая уровень развития операции систематизации.

Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.

Изготовьте 6 кружков разной величины : от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток верхнего ряда слева направо. То же проделайте и с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала квадрат (по убыванию размеров, а потом трапецию, прямоугольник, шестиугольник и треугольник.

В результате получается таблица с геометрическими фигурами, располагающимися в определенной системе (последовательности) по величине. Причем в левой колонке наибольшие размеры фигур, а в правой наименьшие.

Теперь уберите все фигуры из середины таблицы (16 фигур, оставляя только в крайних рядах и колонках.

Инструкция : «Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке , каждая фигура имеет свое место, свою клетку.

А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5) . Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура, в какой клетке должна быть?»

Оценка из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.

5. Методика по определению способности обобщать, абстрагировать и классифицировать.

Подготовьте по 5 карточек , изображающих :

1. Мебель,

2. Транспорт,

4. Животные,

Инструкция : «Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, что бы каждую группу можно было назвать одним словом».

Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.

Оценка 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа. 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу снижается по 2 балла.

6. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет .

Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков) :

1. животные (среди них дерево,

2. мебель (транспорт,

3. игры (работа,

4. транспорт (дерево,

5. собачки (кошка,

6. кружки с одним сегментом (с 2 сегментами,

7. квадраты с двумя диагоналями (с 1 диагональю )

8. рисунки по 3 красных фигуры (квадрат с одной диагональю ,

9. рисунки по 3 больших фигуры (3 маленькие фигуры,

10. рисунки по 2 треугольника (с 2 квадратами) .

Инструкция : «Здесь нарисованы 5 рисунков. Посмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно там быть, который не подходит к остальным».

Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.

Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Из 10 баллов за каждое не выполненное задание оценка снижается на 1 балл.

7. Методика для выявления уровня развития образных представлений.

Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. ИНСТРУКЦИЯ дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется секундной стрелкой часов.

А. МАНЕКЕН (мальчик) . Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей РИСУНОК мальчика.

ИНСТРУКЦИЯ : "ЕСЛИ правильно сложить эти части, то ПОЛУЧИТСЯ мальчик. Сложи его как можно быстрее". ОЦЕНКА :

10 6 - до 15с.

9 6 - до 20с.

8 6 - до 25с.

7 6 - до 3,0с

6 6 - до 40с.

Б. МЕДВЕЖОНОК.

Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части. ИНСТРУКЦИЯ : "ЭТО разрезанный на части медвежонок. Сложи его как можно быстрее".

ОЦЕНКА :

106 - до 20с. 56 - до 80с.

96 - до 30с. 46 - до 100с.

86 - до 40с. 36 - до 120с.

76 - до 50с. 26 - до 130с.

66 - до 60с. 16 - до 180с.

В. ЧАЙНИК.

Перед ребенком лежат части рисунка чайника, разрезанного на 5 частей.

ИНСТРУКЦИЯ : «СЛОЖИ это вместе как можно быстрее» (Название объекта не дается)

ОЦЕНКА :

10 б - до 35 с. 5 б – до 100 с.

9 б – до 45 с. 4 б – до 120 с.

8 б – до 55 с. 3 б – до 140 с.

7 б – до 65 с. 2 б – до 160 с.

6 б – до 80 с. 1 б – до 180 с.

Из трех полученных оценок высчитывается средняя.

8. Название цвета по показу.

Приготовьте 10 карточек различного цвета : красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого.

Показывая ребенку карточку, спросите : «Какого цвета карточка?»

За 10 правильно названных карточек - 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл.

9. Исследование качества звукопроизношения.

Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках или ПОВТОРИТЬ за вами слова, в КОТОРЫХ встречаются ЗВУКИ, относящиеся к группам.

А. Свистящих : с - твердое и мягкое, 3 - твердое и мягкое.

САМОЛЕТ - БУСЫ - К ОЛОС ЗАЯЦ – КОЗА - ВОЗ

СИТО-ГУСИ-ЛОСЬ ЗИМА – ГАЗЕТА - ВИТЯЗЬ

Б. ШИПЯЩИХ : Ж, Ш, Щ, Ч, Ц

ЦАПЛЯ – ЯЙЦО - НОЖ ЧАШКА – БАБОЧКА - КЛЮЧ

ЖУК – ЛЫЖИ - НОЖ ШЕТКА – ЯШЕРИЦА - НОЖ

ШИШКА – КОШКА - МЫШЬ

В. Небных : К, Г,X,И

КРОТ- ШКАФ- ЗАМОК ХАЛВА - УХ А - МОХ

ГУСЬ-УГОЛ-ДРУГ ЙОД-ЗАЙКА-МАЙ

Г. СОНОРНЫХ : Р - твердое и мягкое, Л- твердое и мягкое

РАК-ВЕДРО-ТОПОР ЛОПАТКА-БЕЛКА-СТУЛ

РЕКА- ГРИБ- ФОНАРЬ ЛЕЙКА- ОЛЕНЬ- СОЛЬ

ПРИ подборе ДРУГИХ СЛОВ важно, чтобы ЗВУК встречался, В начале, середине и конце слова.

Оценка 10 баллов за чистое произношение всех слов. Не выговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл.

10. Методика Керна - Йерасека .

Ребенку дается лист чистой нелинованной бумаги. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой.

А. Срисовывание фразы "ЕЙ ДАН ЧАЙ".

Ребенку выдается карточка 7X14 см. На карточке рукописная фраза "Ей дан чай". Высота заглавной буквы 1.5см., остальных-1см. Карточка кладется ЧУТЬ выше рабочего листа.

ИНСТРУКЦИЯ : "ПОСМОТРИ, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, ПОЭТОМУ попробуй это нарисовать. Хорошенько ПОСМОТРИ, как это написано, и напиши также".

БУКВЫ не более чем в 2 раза больше образца. БУКВЫ образуют ТРИ слова. Строка отклонена от ПРЯМОЙ линии не более чем на 30 градусов.

7-6 баллов-БУКВЫ разделены не менее, чем на 2 ГРУППЫ. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

5-4 балла - С образцом схожи не менее 2 буквы. Вся группа имеет вид письма.

3-2 балла- Каракули.

Б. Срисовывание точек. л

Ребенку выдается бланк с изображением ГРУППЫ точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали-1см. Диаметр точек 2мм. Карточка с точками кладется так, чтобы ОСТРЫЙ УГОЛ ПЯТИУгольника был направлен вниз.

ИНСТРУКЦИЯ : "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь. (Показать где) .

10-9 баллов - Точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не КРУЖКИ. Соблюдена симметрия ФИГУРЫ по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение ФИГУРЫ, увеличение же возможно не более, чем наполовину.

8-7 баллов - Возможно незначительное нарушение симметрии. Однако точка может выходить за рамки столбца или СТРОЧКИ. ДОПУСТИМО изображение КРУЖКОВ вместо точек.

6-5 баллов - ГРУППЫ точек грубо похожи на образец. Возможно нарушение симметрии всей ФИГУРЫ. Сохраняется подобие пятиугольника. Возможно большее или меньшее количество точек, но не менее 7 и не более 20.

4-3 балла - Точки располагаются группами. Их ГРУППЫ напоминают любые геометрические ФИГУРЫ. Величина и количество точек не существенны. Недопустимы другие изображения, например линии.

1-2 балла - Каракули.

Коэффициент психологической готовности /КПГ/ ребенка , к школе определяется отношением СУММЫ оценок на число методик .

ПРИ этом КПГ до 3 баллов оценивается - неудовлетворительно,

до 5 баллов - слабо,

до 7 баллов - средне,

до 9 баллов - сильно

до 10 баллов - очень сильно.

Набор методик для определения готовности

детей 6–7 лет к школе

Подготовила: Мазко Елена Евгеньевна, практический психолог Орловской ОШ

1.Пиктограмма

Методика для исследования опосредованной памяти, образного мышления. Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.

Инструкция. "Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл "слова".

Набор слов: веселый мальчик, вкусный обед, строгая воспитательница, сложная работа, холодно, простуда, обман, дружба, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.

Проведение теста. Взрослый читает слово, а ребенок рисует. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунок, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относиться. Через 20-30 минут после окончания рисования детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки. Вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова "разлука" ребенок говорит "расставание" или вместо "вкусный ужин" - "сладкий ужин", это ошибкой не считается.

Для детей 6-7 лет нормой будет воспроизведение 10-12 слов из 12. О развитии образного мышления говорит характер рисунков, а именно: связь их с темой, отражение сути предмета.

Уровни выполнения:

Ниже среднего уровня - рисунки мало связаны с с темой, либо эта связь поверхностная (но слово "холодно" ребенок рисует дерево и объясняет, что ему тоже холодно).

Средний уровень - адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов (например, развитие).

Высокий уровень - рисунки отражают суть данного предмета. Например, для "вкусного ужина" может быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой.

Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало несвязанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае это является показателем хорошей механической памяти, которая компенсирует недостаточный уровень развития мышления.

2.Самое непохожее

Л.А. Вагнер (Позволяет изучить мышление и восприятие детей).

Проведение теста. Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур:

2 синих круга (маленький и большой) 2 красных круга (маленький и большой),

2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).

Инструкция. Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: "Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна." указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: "Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?" Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.

Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному параметру (например, большой и маленький синий квадрат), спросить: "Чем эти фигурки отличаются друг от друга?". Так же можно помочь выделить и другие признаки - цвет и форму.

Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентируются на весе эти параметры при выборе фигурки.

Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе "самой непохожей" фигурки и которые он назвал.

Ниже среднего - преобладание выбора по одному признаку без называния признака.

Средний уровень - преобладание выбора по двум признакам и называние одного.

Высокий уровень - преобладание выбора по трем признакам и называние одного - двух.

3.Последовательные картинки

Методика направлена на изучение словесно-логического мышления. Ребенку предлагается серия картинок (5-8), в которых рассказывается о каком-то событии. Используются последовательные картинки теста Д. Векслера: Соня, Пожар, Пикник.

Проведение теста. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются картинки.

Инструкция . "Посмотри эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь расположи карточки так, чтобы получился связный рассказ".

Если ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь вопросами: "Кто изображен? Что они делают?" и т.д. Убедившись, что ребенок понял общее содержание картинок, предложите разложить их по порядку: "Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается". В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать ребенку. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в рассказе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы что бы пожарные потушили пожар, а потом он возник, или чтобы сначала собака стащила курицу, а потом она опять оказалась в корзинке. Если ребенок самостоятельно ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Анализ результатов . При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в "житейской" последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.

Уровни выполнения :

Ниже среднего уровня - картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ.

Средний уровень - картинки раскладываются и описываются, следуя житейской логике.

Высокий уровень - дети раскладывают и описывают картинки, следуя логике изображенного содержания.

4.Графический диктант .

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Методика проводиться следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками (см. рис.). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.

После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: "Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает дверь. Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева на право длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. Вот я, не отрывая руки провожу линию на три клетки налево - к окну (на доске соответствующая линия). Все поняли как надо рисовать?".

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы - две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнять инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

По прошествии времени, отведенного для самостоятельного узора, проверяющий говорит: "Теперь поставьте карандаш на следующую тоску. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит: "Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клеточки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор".

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: "Поставьте карандаш на самую последнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одну клетку вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведение методики обычно составляет около 15 минут.

Обработка результатов .

Результаты выполнения тренировочного узора не оценивается. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производиться по следующей шкале:

    Точное воспроизведение узора - 4 балла неровность линий, "дрожащая" линия, "грязь" и т.п. не учитывается и не снижается оценка).

    Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла.

    Воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла.

    Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл.

    Отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну - за выполнение диктанта, другую - за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 .

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 7.

Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводиться итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

5.Тесты школьной мотивации

    Тест-опросник на определение сформированности "внутренней позиции школьника".

Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.

    Ты хочешь идти в школу?

    Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

    Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?

    Ты любишь, когда тебе читают книжки?

    Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?

    Какие у тебя любимые книжки?

    Почему ты хочешь идти в школу?

    Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?

    Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?

    Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

    Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?

    В игре в школу что у нас будет длиннее - урок или перемена?

Анализ результатов

Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.

При сформированной "внутренней позиции школьника" ответы на вопросы будут такими.

1 - Хочу идти в школу.

2 - Не хочет еще на год остаться в детском саду (дома).

3 - Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)

4 - Люблю, когда мне читают книги.

5 - Сам прошу чтобы мне прочитали.

10 - Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

11 - Хочу быть учеником.

12 - Пусть будет длиннее урок.

    Тест Лесенка

Покажите ребенку лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых тебе детей. На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше ("хорошие", "очень хорошие", "самые хорошие") А на трех нижних ступеньках - плохие. Чем ниже, тем хуже ("плохие", "очень плохие", "самые плохие"). На средней ступеньке дети не плохие и нехорошие. На какую ступеньку ты поместишь себя? Почему?

Затем задайте ребенку вопрос: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь какой ты на самом деле и каким хотел бы быть". После этого спросите: "На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)".

Анализ результатов.

В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком: колеблется ли он, раздумывает, аргументирует свой выбор, задает вопросы и т.д.

Если ребенок не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама (другой взрослый) оценивает его так же, аргументируя свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: "Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама сказала", то можно предположить, что у него неадекватно завышенная самооценка.

О высокой самооценке можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступеньку, называя свои недостатки и упоминая совершенные промахи, объясняет их внешними, не зависящими от него. Причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: "Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный".

Если, обдумав задание, он ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, что оценка взрослого такая же либо ниже, то можно говорить об адекватной самооценке.

Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: "Мама так сказала", то это свидетельствует о заниженной самооценке.

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он не понял задание либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задание, на все вопросы отвечает "Не знаю".

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям 4-5 лет: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка 6-7 лет становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях, привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка может быть завышенной.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как свидетельство неблагополучного эмоционального развития личности.

Приложение 1.

Литература.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под ред. Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой Ярославль, Академия развития 2006 г.)

2. Справочник психолога начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Издание 4-е. Ростов-на-Дону "ФЕНИКС" 2006 г.

3. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. М.Н. Ильина Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск. Питер 2004 г.

1. Газета «Психолог», №11 2010 г.

«Готовность ребенка к обучению в школе» (стр. 18)

Определение уровня развития графических умений

    Модификация «графического диктанта» Д. Эльконина (с. 18)

Изучения уровня развития аналитико-синтетических умений

    Тесты Керна-Ерасика и Д. Векслера (с. 18)

Изучения уровня развития фонетических умений

    Тесты В. Тарсун, Н. Ремингтон (с. 19)

Изучение уровня развития арифметических умений

    Тесты В. Тарсун (с. 19)

Изучение уровня кратковременной памяти и логического мышления

    Методика С. Коробко, Л. Кондратенко (с. 20)

Изучение умения устанавливать логическую последовательность событий

    Тест Д. Векслера (с. 20)

Оценочная карта уровня развития и подготовленности к обучению с. 21

2. «Робота психолога з молодшими школярами», С. Коробко, О. Коробко,«Літера», Киев: 2008 г.

«Експрес діагностика готовності до навчання у школі»

    Тест фонематичного слуху (с. 22)

    Тест копіювання безглуздих складів (с. 24)

    Тест словника (с. 25)

    Тест короткочасної пам `яті (с. 27)

Карточка психологічного дослідження (с. 30)

ПРОГРАММА

ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Введение

Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую жизнь. Оттого, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, зависит его самооценка, так как именно в школе начинается оценку его интеллектуальных возможностей учителями, а в зависимости от их оценки, и родителями. А от этой самооценки зависит его дальнейший успех в жизни, то, чего он сможет в ней добиться.

Исследования психологов уже давно показали, что люди с низким уровнем интеллекта не могут достичь успеха в жизни, а низкий достаток и бедность в детские годы, которые и формируют соответствующую самооценку и мировоззрение ребенка, не позволяют в дальнейшем добиться в жизни каких-то заметных успехов. Другими словами, даже потенциально умный ребенок, выросший в нищете, скорее всего, всю жизнь так в бедности и проживет, а сын миллионера вероятнее всего будет уметь «делать деньги» не хуже, чем его отец уже потому, что он привыкает мыслить и чувствовать себя богачом, приобретает соответствующую широту взглядов на то, как нужно зарабатывать деньги. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первого же дня чувствовал себя успешным учеником, а не «плелся в хвосте» среди отстающих.

Школа – этот тот базис начальных знаний, который и позволяет приобрести столь необходимую для успешного продвижения в жизни и самопрезентации эрудицию. И очень важно, чтобы ребенок умел учиться самостоятельно, а не под угрозой родительского наказания, чтобы обучение вызывало у него интерес, желание что-то узнать самому, другими словами, чтобы у него было желание учиться. В этом случае, такой ребенок сохранит тягу к постижению новых знаний на всю жизнь, а это уже само по себе гарантирует успех, в том числе и материальный. Но возможно это только тогда, когда ребенок будет чувствовать, что обучение в школе дается ему без особого труда, а не превращается в «муку тяжкую».

Вот поэтому так важно, чтобы Ваш ребенок пошел в школу уже подготовленным , и школьная нагрузка не оказалась для него непосильным грузом. А для того, чтобы определить, насколько готов ребенок к школе, соответствует ли уровень его мышления и обладает ли он знаниями, соответствующими школьным требованиям, необходимо его протестировать. И затем, обнаружив где у малыша есть слабые места и пробелы, заниматься с ним именно в данном направлении.

Затруднения в учебе могут возникать не только из-за того, что ребенок не понимает какой-то предмет, а из-за неусидчивости и невнимательности. И это не шалость с его стороны, а психологическая незрелость, возникающая в результате несформированности определенных психических процессов, развить которые и есть основная задача родителей и воспитателей детского сада.

Что такое «психологическая готовность к школе»?

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а покупка ранца или учебника - обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например на ранец или тетрадки, а также закреплённые за ним обязанности, например рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

Тесты, определяющие готовность ребенка к школе

Прежде чем приступить к тестированию, к нему необходимо подготовиться. Все материалы теста должны быть готовы заранее, в комнате – тишина и уютная обстановка, ребенку все необходимо представить в виде увлекательной игры. Во время тестирования не подсказывайте малышу ответы или направления решения задания.

Тест № 1 «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка»

Инструкция для учителя.

Тест проводится в форме беседы.

Перед началом беседы приготовьте листочек бумаги, на котором Вы запишете баллы, засчитываемые за правильные ответы на вопросы. Затем задаете ребенку вопрос, он отвечает. Время ответа не ограничено, спешить не нужно. Дайте малышу возможность подумать. Если ответ неточный, но близок к правильному, дайте время подумать еще, но не подсказывайте ответ и не «направляйте» ребенка.

Инструкция для ребенка

Я буду тебе сейчас задавать разные вопросы, а ты попытайся ответить на них. Некоторые вопросы будут очень легкими, другие – посложнее. Но даже если ты сразу не будешь знать, как на них ответить – ничего страшного. Главное, не спеши и хорошенько подумай перед ответом.

Вопросы для беседы

1. Как твоя фамилия, имя, отчество?

2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей.

3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей?

4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три?

5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше?

6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

7. Кем работают твои родители?

8. Сейчас вечер или утро? (День или утро?)

9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед?

10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье?

11. Почему снег выпадает не летом, а зимой?

12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь?

13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой?

14. Зачем в школе нужны парта и звонок?

15. Хочешь ли ты учиться в школе?

16. Что делает учитель? Врач? Продавец?

17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь.

18. Каких ты знаешь птиц? А животных?

19. У кого больше лап – у утки или у коровы?

20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь?

21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7?

22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку?

Обработка теста

1 . За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл

(за исключением контрольных – см. ниже).

2. Правильными считаются ответы, которые соответствуют поставленному вопросу: «Папа работает водителем. У коровы больше лап, чем у утки». Неправильные ответы, это ответы, типа: «Папа работает на работе. Мама Наташа», и т. д.

3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла.

4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом:

- № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла.

- № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла.

- № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл.

- № 22 – за правильный ответ – 2 балла.

5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х).

Оценка результатов

24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости).

20 – 23 баллов – Средний уровень – средняя зрелость.

15 – 20 баллов – Низкий уровень психосоциальной зрелости.

Собирание разрезных картинок

Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.

Вариант высокой трудности

Упрощенный вариант

Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно.

Исследование восприятия

Из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?

Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

Оценка результатов. Высокий уровень – ребенок правильно нашел и назвал все фигуры, средней уровень – ребенок допустил 3-4 ошибка, низкий уровень – ребенок допустил 5 и более ошибок.

Рассказ по картинкам

Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Пример 1.

Пример 2.

Оценка результатов. Высокий уровень - правильное расположение картинок и правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная последовательность картинок.

Понимание грамматической конструкции

Произнесите предложение: «Девочка пошла гулять после того, как посмотрела мультфильм». Затем задайте вопрос: «Что девочка делала раньше – гуляла или смотрела мультфильм?»

Что лишнее?

Покажите ребенку карточку и задайте следующие вопросы:

    Что здесь лишнее?

  • Как одним словом можно назвать остальные предметы?

Карточка № 1

Карточка № 2

Проверка мелкой моторики рук

Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений ребенку можно предложить следующее задание:

Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Оценка результатов. Высокий уровень - отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Низкий уровень – имеется три или более выхода за пределы "дорожки", а также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Рекомендации. Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Счет в пределах 10

1. Что больше 7 или 4, 2 или 5.

2. Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.

3. Мама испекла пирожки. Дима взял 2 пирожка с капустой и столько же с мясом. Сколько пирожков взял Дима?

4. В гараже стояло 7 машин. Уехала 1 машина. Сколько машин осталось?

5. Дети надули 10 воздушных шариков. 2 шарика лопнули. Сколько шариков осталось?

Проверка чтения

1 вариант. Ребенок не умеет читать, но знает буквы.

1. Покажите ребенку карточку с буквой и спросите, какая это буква.

2. Положите перед ребенком несколько карточек с буквами. Назовите букву и попросите показать нужную карточку.

3. Прочитай слоги.

та, то, ны, ни, ре, ку, по, бу.

2 вариант. Ребенок умеет читать.

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

Кто свил гнездо?
- Что сделал воробей?
- Кого позвала на помощь ласточка?
- Что сделали ласточки?

Тест №2

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания. «Посмотри сюда (указывается рисунок к заданию ). Здесь ты будешь выполнять задание. Внутри маленькой рамочки ты видишь фигуру. Рассмотри ее. Возьми карандаш. Нарисуй похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку ).

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия;
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;
2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;
3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание ты будешь выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания ). Найди на клетчатом поле черную клеточку.

1. Возьми красный карандаш, отсчитай от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрась красным карандашом.

2. Возьми синий карандаш. От красной клетки отступи вниз на две клеточки и третью закрась синим карандашом.

3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрась зеленым карандашом.

4. Возьми желтый карандаш. Отсчитай от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрась желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции;
1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель. Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. «Здесь ты будешь выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3 ). Послушай задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуй столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить .)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуй столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить )».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное;
1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
3 балла – обе задачи выполнены верно.

Задание 4

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. «Найди у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4 ). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуй рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуй еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник);
3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Задание 5

Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. «Рассмотри эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5 ). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке ты бы ее нарисовал. От белочки к этому рисунку проведи карандашом линию».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание не принято, линия не проведена;
1 балл – линия проведена неверно;
3 балла – линия проведена правильно.

Задание 6

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания. «Посмотри на эти картинки. Видишь, под ними есть небольшие кружочки. Тебе нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступай к самостоятельному выполнению задания».

Оценка выполнения:

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания;
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет;
3 балла

Задание 7

Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. «Ты видишь домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назови тихонько все картинки и подумай, в каком слове три звука. Эту картинку соедини стрелкой с домиком».

Оценка выполнения:

0 баллов – полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек»;
2 балла – наличие ошибок в один звук (отмечено слово волк );
3 балла – правильное выполнение задания.

Тестовый материал – знание сведений о себе, своей семье.

    Назови свои фамилию, имя, отчество.

    Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

    Кем работает твоя мама (папа)?

    Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

БЛАНК ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Фамилия Имя

сведения

Готовность к школе

Определение типа ориентации в отношении школы и учения (уровень формирования у ребенка внутренней позиции школьника) Адаптированная стандартная беседа Т.А. Нежновой Интерпретация содержания ответов и критерии оценки. А – ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла );
Б – ориентация на внешние атрибуты школьной жизни (1 балл );
В – ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов ).

Вопросы

Баллы

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу

Б – так себе, не знаю

В – не хочу

2. Почему ты хочешь идти в школу?

Б – нравятся новая форма, книги, ручки, карандаши, портфель и т.д.

В – в садике надоело, в школе не спят, там весело, все дети идут в школу, мама сказала и т.д.

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят) к школе?

А – занимаюсь в группе подготовки, с мамой учим буквы, решаем задачки и т.д.

Б – мне купили форму, школьные принадлежности и др.

В (упоминает занятия, не относящиеся к школе )

4. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как проводил свой день?

А – писал(а) бы буквы, читал(а) и т.д.

Б – рисовал(а) бы, лепил(а), конструировал(а) и т.д.

В – играл(а) бы, гулял(а), помогал(а) по дому, ухаживал(а) за животными

Результат

7–8 баллов – внутренняя позиция школьника достаточно сформирована;
4–6 баллов – начальная стадия формирования внутренней позиции школьника;
0–3 балла – внутренняя позиция школьника не сформирована.
С родителями необходимо обсудить результаты беседы, дать рекомендации.