Том сойер главные черты характера. Характеристика Тома Сойера. Том Сойер - обычный ребенок из благополучной семьи

Том Сойер – обладатель бунтарского характера, непоседа, проказник и великий авантюрист, поселившийся в четырех книгах писателя . Бывший журналист прошел путь творческих мучений, прежде чем нашел нужную форму для произведения и, собственно, героя, которому суждено было стать любимцем юных читателей. Веселые приключения создали автору репутацию большого юмориста и мастера интриг. Безудержная фантазия, задор и озорные поступки – жизни мальчишки из местечка Санкт-Петербург позавидует любой ребенок.

История создания

Марк Твен подарил детям четыре романа, в которых разворачиваются захватывающие события: «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Том Сойер за границей» и детектив «Том Сойер – сыщик». Еще одно произведение под названием «Заговор Тома Сойера» автор так и не успел закончить.

Первая книга рождалась с трудом: Твен начал ее в 1872 году, а закончил лишь к лету 1875 года. Любопытный факт – это произведение автор впервые в своей творческой биографии написал на пишущей машинке. Автобиографичный роман основан на детстве писателя, когда в безмятежный мир, наполненный мечтами о подвигах и свершениях, еще не ворвались заботы взрослой жизни. Марк Твен признавался, что, как и герои романов, будучи мальчиком, желал отыскать клад, построить плот, поселиться на необитаемом острове.

Имя персонажа автор позаимствовал у знакомого Томаса Сойера, с которым судьба свела в Калифорнии. Однако прототипами послужили три мальчика-друга из далекого детства, о чем Твен говорит в предисловии. Вот почему главный герой получился с таким противоречивым характером.


Писал прозаик не столько для детей, сколько для их родителей, пытаясь донести до мам и пап, что детям недостаточно крыши над головой и одежды. Нужно попытаться понять волшебный мир ребенка, не оценивать его действия только лишь негативно – за каждым поступком стоит «великая» идея. И действительно, простой язык, огромное число курьезов и искрометный юмор сделали романы отличным чтивом для взрослых.

Даты написания последующих книг – 1884, 1894 и 1896 годы. На русский язык романы пытались переводить не меньше десятка литераторов, однако лучшей работой признан перевод . Писатель презентовал произведение советским детям в 1929 году.

Биография и сюжет

Том Сойер живет в маленьком городке Санкт-Петербург штата Миссури на берегу реки Миссисипи в семье родной тетки – после смерти мамы она взяла мальчика на воспитание. Дни пролетают за учебой в школе, в драках и играх на улице, а еще Том водит дружбу с беспризорником и влюбляется в красавицу-сверстницу Бэкки. В общем, все как у обычного подростка.


Невероятному оптимисту Тому под силу каждую проблему превратить в выгодное мероприятие. Так, побелка забора, которую мальчику поручила тетка в виде наказания, становится выгодным делом. Том с таким упоением и удовольствием работает кистью, что малолетним знакомым тоже хочется попробовать. На этом деле Сойер сколотил целое «состояние», пополнив копилку своих мальчишеских сокровищ стеклянными шариками, одноглазым котенком и дохлой крысой.


Однажды главный герой романа встретил на улице Финна, и между мальчишками разразилась полемика на тему эффективности лечения бородавок. Гекльберри поведал новый способ, для которого необходимы дохлая кошка и поход ночью на кладбище. С этого момента стартовали захватывающие приключения друзей.

Мальчишки становятся свидетелями убийства на кладбище, решают стать пиратами, в компании со школьным товарищем Джо сооружают флот и отправляются в путешествие на близлежащий остров. Друзьям даже удалось найти сундук с золотом и превратиться в самых богатых мальчишек в городе.


Приключения друзей продолжаются и в следующей книге, где на первый план выходит Гекльберри Финн. Том помогает приятелю спасти раба Джима, провернув целую аферу. А в третьем романе приятели и вовсе оказываются на воздушном шаре – череда испытаний ждет их в путешествии по Америке, над Сахарой и Атлантическим океаном.

В дальнейшем Тому Сойеру предстояло побывать в Арканзасе, где, опять-таки с Финном, мальчик ввязался в расследование убийства и кражи бриллиантов.

Экранизации

Произведения Марка Твена несколько раз оказывались в работе у именитых режиссеров. Впервые приключения юного проказника перенес на кинопленку Уильям Тейлор в 1917 году. Впрочем, картина не имела успеха. Зато следующий фильм, снятый Джоном Кромвеллом в 1930 году, выбился в лидеры проката. 40 лет спустя американцы повторили успех – музыкальная картина режиссера Дона Тейлора была трижды номинирована на «Оскар» и дважды на «Золотой глобус». Главная роль досталась Джонни Уитакеру.


Французы решили подойти к похождениям американского мальчика с размахом, явив свету сериал «Приключения Тома Сойера» (1968), правда, в мини-формате. В неугомонного Тома преобразился Роланд Демонжо.


В стране Советов роман Марка Твена постановщики тоже не обошли вниманием. По мотивам «Приключений Тома Сойера» черно-белую ленту создали Лазарь Френкель и Глеб Затворницкий в 1936 году. Однако большую известность завоевал фильм «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», который появился на советских киноэкранах в 1981 году. Образ Тома примерил , а его приятеля Гекльберри – будущая знаменитость , для которого роль стала дебютной.


Говорухин собрал на съемочной площадке актеров с именем. Персонажей американской книги сыграли (тетя Полли Сойер), (Мефф Поттер). Роль возлюбленной Тома – Бэкки – исполнила дочь . Съемочную группу помотало по свету: география создания фильма включила Украину, Кавказ, Абхазию, а в образе реки Миссисипи убедительно предстал Днепр.


Новое режиссерское прочтение книг Твена представил на суд зрителей Хермин Хунтгебурт. В «Томе Сойере» (2011) роли отведены Луису Хофману (Том) и Леону Сиделу (Гекльберри).


Продюсер Борис Шенфельдер говорил в интервью:

«Идея снять фильм про Сойера пришла ко мне после просмотра «Руки прочь от Миссисипи» и «Гениальные аферисты». Обдумывая эти две картины, я решил снять такой фильм для детей и молодых взрослых, который не будет слепо потакать детским вкусам и будет вне нашего времени».

Задуманное получилось воплотить вполне удачно.


Последняя экранизация литературного детища Марка Твена случилась в 2014 году. Фильм «Том Сойер и Гекльберри Финн» совместного производства Германии и США поставил Джо Кастнер. Неугомонного мальчишку-выдумщика сыграл Джоэл Кортни.

  • Под названием Санкт-Петербург прячется родной город Ханнибал, где родился и вырос Марк Твен. У окружения Тома Сойера есть реальные прототипы. Например, тетя Полли «срисована» с матери писателя, а Бекки – с соседской девочки Лоры Хоукинс.
  • Детский музыкальный театр юного зрителя в 2005 году поставил искрометный мюзикл «Том Сойер». Музыку и слова песен для спектакля написал композитор Виктор Семенов, особенно зрителям нравится композиция «Звездная река».
  • Двухэтажный дом семьи Хоукинс до сих пор украшает улочку родного города писателя. Власти Ханнибала собираются отремонтировать здание и открыть музей Бэкки Тэтчер. Рядом, как утверждают поклонники творчества Твена, стоит «тот самый» забор, который Тому пришлось белить, а в квартале от улочки возвышается Кардиффский холм, где проходили игры детворы, описанные в романе. Пещеры, в которых однажды Том заблудился с Бэкки, тоже имеются в окрестностях населенного пункта.
  • Иллюстрировать книги Марка Твена брались разные художники, но лучшей работой считаются картинки Роберта Ингпена.

Цитаты

«Нередко бывает, что чем меньше оправданий какому-нибудь укоренившемуся обычаю, тем труднее от него отделаться».
«Нет хуже дурака, чем старый дурак. Недаром говорится: «Старую собаку не выучишь новым фокусам».
«- А ты что сделаешь со своей долей, Том?
- Куплю барабан, взаправдашнюю саблю, красный галстук, бульдога-щенка и женюсь.
- Женишься?
- Ну да.
- Том, ты... ты не в своем уме!»
«Только то и приятно, что трудно достать».
«Главное - верить. Если веришь, то все обязательно будет хорошо - даже лучше, чем ты сам можешь устроить».
«Слава, конечно, штука важная и ценная, но для настоящего удовольствия тайна все-таки лучше.
«В Средние века разница между человеком и саранчой состояла в том, что саранча была не дура».
«У девчонок все можно узнать по лицу - выдержки у них никакой».

Томас "Том" Сойер то и дело попадает в различные передряги. Отправляясь на поиски клада, Том своими глазами видит, как совершается убийство. Впоследствии он помогает властям разоблачить преступника. Он убегает из дома и живет на необитаемом острове. Он "гуляет" на собственных же похоронах. Три дня и три ночи голодный Сойер скитается по пещере и находит выход только благодаря своему неиссякаемому оптимизму…


Сойер – главный герой романа Марка Твена (Mark Twain): "Приключения Тома Сойера" ("Adventures of Tom Sawyer") 1876-го. Сойер также появляется в трех других романах Твена: "Приключения Гекльберри Финна" ("Adventures of Huckleberry Finn") 1884-го, "Том Сойер за границей" ("Tom Sawyer Abroad")1894-го и "Том Сойер – сыщик" ("Tom Sawyer, Detective") 1896-го.

Сойер участвует в действиях, по крайней мере, трех незаконченных произведений Твена: "Гек и Том среди индейцев" ("Huck and Tom Among the Indians"), "На школьном холме" ("Schoolhouse Hill") и "Заговор Тома Сойера" ("Tom Sawyer"s Conspiracy"). Все три эти работы были опубликованы после смерти писателя, однако только в "Заговоре Тома Сойера" сюжет изложен полностью. От двух других книг Сойер отрекся, написав всего по паре-тройке глав для каждой из них.

Вероятно, свое имя литературный персонаж получил в честь реально существовавшего Тома Сойера, жизнерадостного и видного пожарного, с которым Твен познакомился в Сан-Франциско (San Francisco, California), где писатель работал репортером в газете "San Francisco Call". Твен слушал забавные истории пожарного Сойера о его юности с огромным интересом и время от времени что-то записывал в свой блокнот. Сойер заявил, что в один прекрасный день Твен подошел к нему и сказал, что собирается рассказать о днях жизни Сойера в своей книжке. Пожарный согласился, но только при условии, что его имя не будет запятнано на страницах романа.

Твен же признался, что создавал образ персонажа, складывая воедино характеры трех людей. Двумя другими были Джон Б. Бриггс (John B. Briggs), скончавшийся в 1907-м, и Уильям Боуэн (William Bowen), умерший в 1893-м. В качестве третьего реального образа Твен выбрал самого себя. Затем еще позднее писатель поменял свои "показания", и утверждал, что Том Сойер – полностью плод его воображения. На этот выпад Роберт Грэйсмит (Robert Graysmith) заявил, что Твену, великому апроприатору, просто нравилось притворяться, что его персонажи вытекали целиком и полностью из его богатого воображения.

Как бы то ни было, на страницах романов Том предстает полным энергии и остроумия мальчиком, только-только начавшим идти по тропе подросткового возраста. Предприимчивый Сойер остался сиротой, и его воспитанием занимается тетя Полли (Polly), суровая и чопорная христианка. Полли – сестра покойной матери Тома – изучила Святое Писание, в котором обнаружила, что не наказывать ребенка и "жалеть розги", означает намеренно портить его характер. На воспитании у тетушки Тома были также его сводный брат Сид (Sid) и кузина Мэри (Mary). Прикидывающийся паинькой Сид готов при любом случае донести на Тома, тогда как Мэри отличают доброта и терпеливость. Об отце Сойера не упоминается ничего. Однако у Тома есть еще одна тетка, Салли Фелпс (Sally Phelps), живущая в Пайксвилле (Pikesville).

Из романов Твена выясняется, что лучшие друзья Сойера – Джо Харпер (Joe Harper) и Гекльберри Финн. В "Приключениях Тома Сойера" писатель раскрывает, что Том страстно влюблен в свою одноклассницу Ребекку "Бекки" Тэтчер (Rebecca "Becky" Thatcher). Твен наделяет своего героя, беззаботного мальчика с веснушками и штанами на помочах, склонностью к приключениям и авантюрам. Сойер, как большинство ребят-сорванцов, вовсе не хочет прокисать в школе, а жаждет романтики – жаждет продемонстрировать читателю, каким замечательным было детство в середине 19-го века.

Том Сойер - энергичный, остроумный, предприимчивый мальчик двенадцатилетнего возраста, сирота которого воспитывает тетя Полли. Тетя Полли - в общем то, добрая, но при этом строгая и чопорная женщина, которая считает, что ее христианский долг - наказывать ребенка для его же блага: "...Ибо сказано в Писании, что кто жалеет розг - тот портит ребенка". Кроме Тома, тетя Полли воспитывает Сводного брата Тома Сидди, паиньку и ябеду, и кузину Тома Мэри, добрую и терпеливую девушку. Том и Сидди испытывают взаимную неприязнь из-за различий в характерах и взглядах на жизнь и ее правила, вследствие которых Сидди любит наябедничать тете на Тома.

В романе описываются разнообразные приключения Тома и его друзей на протяжении нескольких месяцев. В ходе этих приключений он успевает стать свидетелем убийства и разоблачить убийцу, обручиться с девочкой-одноклассницей, убежать из дома и пожить на необитаемом острове, присутствовать на собственных похоронах, заблудиться в пещере и благополучно выбраться из неё, а также найти драгоценный клад.

Том олицетворяет собой беспечность и замечательный мир детства середины XIX века. Его лучшие друзья - Джо Гарпер и Гекльберри Финн. Когда-то был влюблен в Эмми Лоренс, но позже её место в сердце Тома заняла Ребекка Тэтчер (Бекки).

Характер Тома как нельзя лучше раскрыт в первой главе, в которой Том, в наказание за то, что накануне вместо посещения школы ходил купаться в реке, осужден тетей Полли на побелку длинного забора в субботу - выходной день, на который у остальных мальчиков намечены веселые игры. С тоской подумав о том, как остальные ребята будут издеваться над тем, что он вынужден работать, Том стал изобретать план того, как избавиться от обязанности хоть ненадолго. Он рассчитал, что за "сокровища" из недр его кармана, вроде дохлой крысы на веревочке (чтобы удобно было ее крутить) или ничего не открывающего ключа он может купить лишь малую толику свободы. Печально размышляя, Том заметил приближающегося Бена, задираний которого Том никак не желал терпеть. Единственный способ для Тома сохранить свою честь был притвориться, что он работает по собственному желанию. Когда Бен попытался дразнить Тома, тот в высшей степени удивленно поинтересовался, что именно Бен считает работой и заявил, что чуть ли не упрашивал тетю доверить ему такое ответственное задание. Хитрость привела к тому, что Бен, а за ним и другие мальчишки, стали просить о возможности побелить, и Том с удивлением вывел некую формулу из области человеческой психики: если дело, какое бы трудное, не оплачивается, то оно интересно, потому что оно - хобби. Стоит же предложить за это дело плату - как оно становится работой и теряет свою заманчивость.

«Приключения Тома Сойера» - замечательная книга, магическая, таинственная. Она прекрасна прежде всего своей глубиной. Каждый человек в любом возрасте может найти в ней что-то свое: ребенок - увлекательную историю, взрослый - искрометный юмор Марка Твена и воспоминания о детстве. Главный герой романа во время каждого прочтения произведения предстает в новом свете, т.е. характеристика Тома Сойера всегда разная, всегда свежая.

Том Сойер - обычный ребенок

Вряд ли Томаса Сойера можно назвать хулиганом, скорее уж он - озорник. И, что важнее, у него есть время и возможность заниматься всеми Он живет с тетей, которая хоть и старается держать его в строгости, но у нее это плохо получается. Да, Тома наказывают, но, несмотря на это, он живет вполне благополучно.

Он сметлив, находчив, как почти каждый ребенок его возраста (примерно 11-12 лет), стоит только вспомнить историю с забором, когда Том убедил всех детей в округе, что труд - это священное право и привилегия, а не тяжкое бремя.

Такая характеристика Тома Сойера выдает в нем человека не очень-то плохого. Далее личность самого известного придумщика и озорника будет раскрываться все новыми и новыми гранями.

Дружба, любовь и благородство не чужды Тому Сойеру

Другая добродетель Сойера - способность любить и жертвовать - предстает перед читателем во всей красе тогда, когда мальчик обнаруживает, что любит Ради нее он даже идет на жертву: подставляет свое тело под удары учительских розог за ее проступок. Это ведь замечательная характеристика Тома Сойера, которая высвечивает возвышенное отношение к даме сердца.

У Тома Сойера есть совесть. Они с Геком стали свидетелями убийства, и даже несмотря на совсем не иллюзорную опасность для их жизни, мальчики решились-таки помочь полиции и вызволить из тюрьмы бедолагу Меффа Поттера. Поступок с их стороны не только благородный, но и мужественный.

Том Сойер и Гекльберри Финн как противостояние мира детства и мира взрослости

Почему Том именно такой? Потому что у него относительно все хорошо. Том хоть и трудный, но любимый ребенок, и он это знает. Поэтому почти все время живет в мире детства, в мире грез и фантазий, лишь изредка выглядывая в реальную действительность. Характеристика Тома Сойера в этом смысле не отличается от характеристики любого другого благополучного подростка. Такой вывод можно сделать, только если соотнести два образа - Для Сойера фантазии - как воздух, которым он дышит. Том полон надежд. В нем почти нет разочарований, поэтому он верит в придуманные миры и в придуманных людей.

Гек совсем другой. У него много проблем, нет родителей. Вернее, есть отец-алкоголик, но лучше бы его не было. Отец для Гека - источник постоянного беспокойства. Родитель его, конечно, пропал несколько лет назад, но доподлинно известно, что он не умер, а значит, он может в любой момент появиться в городе и начать снова третировать своего горемычного сына.

Для Гека фантазии - это опиум, благодаря которому жизнь еще хоть как-то можно выносить, но жить в мире иллюзий взрослый человек не может все время (а Финн именно такой).

Сойера даже немного жаль, потому что он не знает, как обстоят дела на самом деле. Его мир обходится без трагедии, тогда как существование Гека - это постоянная борьба. Совсем так же, как и у обычного взрослого человека: он выходит из мира детства и понимает, что его обманули. Таким образом, готова еще одна характеристика Тома Сойера.

Каким бы Том мог быть взрослым?

Соблазнительный вопрос для всех тех, кто читал «Приключения Тома Сойера». Но, кажется, недаром повествование о мальчиках не говорит ничего об их взрослых жизнях. Тут может быть как минимум две причины: либо в этих жизнях не будет ничего примечательного, либо для кого-то жизнь дальше не преподнесет приятных сюрпризов. И все это может быть.

Каким станет Том Сойер? Характеристика может быть такой: в будущем он обычный, рядовой человек без особенных жизненных свершений. Его детство полно разнообразных приключений, но по большому счету они всегда случались в некоторой зоне комфорта, и это позволяло Тому постоянно фабриковать фантазии.

С Геком другая история. В конце приключений Финн уходит из буржуазного мира, где царят сытость и моральность, в мир улиц, где властвует свобода, на его взгляд. Мальчик-бродяга не терпит рамок. Но вечно жить вне рамок и дышать только воздухом свободы невозможно, ибо любая жизнь нуждается в той или иной форме. Если же отдельно взятом сосуде (человеке) не ограничить, то он вырвется наружу, разрушив сам сосуд. Проще говоря, если Гек не изберет для себя определенную систему ценностей, он может вполне спиться и умереть под забором, как и его папаша, или сгинуть в пьяной драке. Взрослая жизнь не такая светлая, как жизнь ребенка, а жаль.

На этой не слишком радостной ноте нам говорит «до свидания» Том Сойер. Характеристика героя на этом завершается.

Образ главного героя в романе М. Твена. Пожалуй, нет в мире мало-мальски грамотного человека, который не читал бы романа знаменитого американского прозаика М. Твена. Он создал немало замечательных произведений, таких как «Приключение Гекльберри Финна», «Принц и нищий», «Жанна Д*Арк» и другие.

Но именно «Приключения Тома Сойера» лучше всего знают и любят взрослые и юные читатели во всем мире. В чем же секрет такой большой и длительной популярности? Мне кажется, что он заключается в огромной обаянии, которым талантливое перо автора наделило образ этого беспокойного неугомонного мальчишку.

В мировой литературе существует великое множество образов мальчишек - искателей приключений, но герой Твена - неповторим и своеобразен. На первый взгляд это совершенно обычный мальчишка из маленького провинциального американского городка. Подобно тысячам и миллионам своих соседей Том не любит выполнять домашние обязанности, терпеть не может посещать школу, предпочитает нарядному костюму потертую одежду, а что до обуви, то и вовсе старается обходиться без нее. Посещение же церкви и в особенности воскресной школы являются для него настоящей пыткой. У Тома масса друзей - таких же шалопаев, как и он сам. Его неглупая голова постоянно забита всевозможными фантазиями и выдумками. Скорее всего, если бы родители мальчика были живы, он рос бы более послушным и менее своенравным. Старой деве - тетушке Полли - при всем ее старании никак не удавалось совладать с непоседливым племянником, вверенным ее заботам. Но именно эта свобода позволила Тому оставаться искренним, непосредственным, органичным существом. Разумеется, ему присуще лукавство, он безо всяких угрызений совести может солгать, «стянуть» лакомство без разрешения, но при всем этом, на него почти невозможно рассердиться.

На первый взгляд, Том Сойер - такой же рядовой мальчуган, как и большинство его сверстников. И все же - особенный герой, поскольку Твен наделил его всеми самыми замечательными качествами, которые только могут быть присущи подростку.

Том нежно любит тетушку Полли. Не умея усмирять свои наклонности мальчик тем не менее переживает, если видит, что доставляет тете беспокойство и огорчение. Тому свойственно чувство справедливости. От не терпит притворства, ханжества, неискренности. Именно поэтому послушный братец Сид часто становится объектом неприязни Тома. Порой на мальчика находит желание стать хорошим, «правильным» ребенком, не его вина, что ему чаще всего не удается обуздать свой неуемный нраз. Со всеми мальчишками на свете Тома Сойера роднит то, что он не терпит скуки, рутины, однообразия. Зубрежке, унылому нахождению на церковной службе он всегда предпочтет порку или другое физическое наказание. Это живая, впечатлительная натура с богатым воображением. Далеко не всякий взрослый человек способен признавать свою неправоту, Тому же это под силу. Раскаявшись в своем побеге из дома, мальчик убеждает друзей вернуться в город.

У Тома Сойера множество незаурядных черт характера. Одна из них - его предприимчивость. Эпизод с забором недаром стал хрестоматийным. Здесь мальчик проявляет недюжинные способности психолога, организатора. Лидерские качества вообще присущи Тому. Ему без труда удается вдохновлять на рискованные поступки своих менее изобретательных и храбрых приятелей.

Том способен от всего сердца сочувствовать тем, кто незаслуженно терпит обиду, несправедливость. Несмотря на свой страх перед индейцем Джо, Том вместе со своим закадычным другом Гекльберри Финном, рискуя жизнью, выручает незадачливого Мэффа Поттера, дав показания в суде. На такой смелый поступок, совершенный сочувствующим мальчиком, способен далеко не каждый взрослый человек. Это, на мой взгляд, настоящий героизм.

Другой эпизод, показывающий нам Тома с самой лучшей стороны, - страницы о том, как он заблудился в пещере с Бекки Тэтчер. Мальчику удалось сохранить хладнокровие, найти выход, при этом еще постоянно поддерживая, утешая и подбадривая девочку. В финале Том и помогает обезвредить шайку бандитов, спасти жизнь добропорядочной горожанки.

Автор вознаграждает своего героя - Том становится богачом, героической личностью, заслуживает уважение самых видных горожан. Однако даже это, последнее, испытание мальчик проходит с блеском. Он не становится заносчивым, не кичится своим героизмом и богатством. Это по-прежне-му непосредственный, полный обаяния подросток.

Прощаясь с ним, читатель остается убежден, что Том Сойер сохранит все свои лучшие качества, станет прекрасным человеком и превратившись в взрослого мужчину, совершит еще немало замечательных поступков.