Для сравнения уровня коррупции в странах мира применяются несколько методик и индексов. Наиболее полные и авторитетные исследования проводит международная неправительственная организация «Transparency International». Ежегодно, с 1995 года, «Transparency International» составляет списки стран мира по индексу восприятия коррупции (англ. Corruption Perceptions Index, CPI) - показателю, отражающему оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по 100-бальной системе (до 2012 года применялась 10-бальная шкала). Индекс основывается на нескольких независимых опросах, в которых принимают участие международные финансовые и правозащитные эксперты. Индекс представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 100 (отсутствие коррупции). Последние исследования, проведенные «Transparency International» в 2017 году, дают оценку уровня коррупции на прошедший 2016 год.
Кроме Индекса восприятия коррупции от «Transparency International», есть и другие исследования, прямо или косвенно показывающие уровень коррупции, например Индекс экономической свободы и Простота ведения бизнеса.
Индекс экономической свободы - показатель, ежегодно рассчитываемый газетой Wall Street Journal и исследовательским центром Heritage Foundation по большинству стран мира. Индекс экономической свободы базируется на 10 индексах, относящихся к бизнесу и финансам, в том числе и Свобода от коррупции. Индекс измеряется по шкале от 0 до 100, при этом показатель 100 соответствует максимальной свободе, а 0, соответственно, минимальной.
Простота ведения бизнеса (англ. Doing Business Report) - ежегодное исследование группы Всемирного банка, оценивающее в 189 странах простоту осуществления предпринимательской деятельности на основе 11 индикаторов, в том числе и по уровню коррупции.
Несмотря на большие исследования многих авторитетных организаций, некоторые исследователи выражают опасения, что поскольку Индекс восприятия коррупции и Индекс экономической свободы сами существенно влияют на восприятие коррупции жителями стран (постоянно освещаются в СМИ), а также уменьшают возможности экономического развития, таким образом, данные индексы сами могут понизить будущий результат исследуемой страны.
Для большей объективной оценки, сайт приводит результаты трех независимых исследований: Индекс восприятия коррупции, Индекс экономической свободы и рейтинг Простоты ведения бизнеса.
На 2017 год, наименьший уровень коррупции имеют следующие страны: Дания и Новая Зеландия (лидеры рейтинга с самым низким уровнем коррупции), Финляндия, Швеция, Швейцария. Также в десятку попали: Норвегия, Сингапур, Нидерланды, Канада и Великобритания.
Страны с самым высоким уровнем коррупции: Сомали (анти лидер на протяжении уже нескольких лет), Южный судан, Северная Корея, Сирия и Йемен.
Что касается России, Украины и Казахстана, то тут все печально: страны имеют одинаковый Индекс восприятия коррупции в 29 баллов и делят между собой 129-132 места. На их фоне, более менее держится Белоруссия - 77 место.
Любопытно, что Грузия, после реформ президента Саакашвили, кардинально понизила уровень коррупции в стране, и теперь занимает 42 место, обгоняя такие страны, как Латвия, Чехия, Южная Корея и Италия. Очень неплохой показатель, учитывая что соседние Азербайджан на 120 месте, а Армения на 110.
Кроме Грузии в рейтинге есть еще интересные результаты: например Уругвай занимает 20 место рейтинга, таким образом имея самый низкий уровень коррупции не только во всей Латинской Америке, но и обгоняет многие европейские страны.
Работает сортировака по всем колонкам
№ п/п | Страна | Индекс восприятия коррупции по результатам 2016 года | Индекс экономической свободы | Простота ведения бизнеса |
---|---|---|---|---|
1 | Дания | 90 | 75.3 | 84.9 |
2 | Новая Зеландия | 90 | 81.6 | 87 |
3 | Финляндия | 89 | 72.6 | 80.8 |
4 | Швеция | 88 | 72 | 82.1 |
5 | Швейцария | 86 | 81 | 76.1 |
6 | Норвегия | 85 | 70.8 | 82.8 |
7 | Сингапур | 84 | 87.8 | 85.1 |
8 | Нидерланды | 83 | 74.6 | 76.4 |
9 | Канада | 82 | 78 | 78.6 |
10 | Великобритания | 81 | 76.4 | 82.7 |
11 | Германия | 81 | 74.4 | 79.9 |
12 | Люксембург | 81 | 73.9 | 68.8 |
13 | Австралия | 79 | 80.3 | 80.3 |
14 | Исландия | 78 | 73.3 | 78.9 |
15 | Бельгия | 77 | 68.4 | 73 |
16 | Австрия | 75 | 71.7 | 78.9 |
17 | США | 74 | 75.4 | 82.5 |
18 | Ирландия | 73 | 77.3 | 79.5 |
19 | Япония | 72 | 73.1 | 75.5 |
20 | Уругвай | 71 | 68.8 | 61.9 |
21 | Эстония | 70 | 77.2 | 81.1 |
22 | Франция | 69 | 62.3 | 76.3 |
23 | Багамские Острова | 66 | 70.9 | 56.7 |
24 | ОАЭ | 66 | 72.6 | 76.9 |
25 | Чили | 66 | 77.7 | 69.6 |
26 | Бутан | 65 | 59.5 | 65.4 |
27 | Израиль | 64 | 70.7 | 71.7 |
28 | Польша | 62 | 69.3 | 77.8 |
29 | Португалия | 62 | 65.1 | 77.4 |
30 | Барбадос | 61 | 68.3 | 57.4 |
31 | Катар | 61 | 70.7 | 63.7 |
32 | Словения | 61 | 60.6 | 76.1 |
33 | Ботсвана | 60 | 71.1 | 65.6 |
34 | Сент-Винсент и Гренадины | 60 | 68.8 | 55.9 |
35 | Сент-Люсия | 60 | 70 | 63.1 |
36 | Доминика | 59 | 67 | 60.3 |
37 | Кабо-Верде | 59 | 66.5 | 55.3 |
38 | Литва | 59 | 75.2 | 78.8 |
39 | Бруней | 58 | 67.3 | 65.5 |
40 | Испания | 58 | 68.5 | 75.7 |
41 | Коста-Рика | 58 | 67.4 | 68.5 |
42 | Грузия | 57 | 72.6 | 80.2 |
43 | Латвия | 57 | 70.4 | 80.6 |
44 | Гренада | 56 | нет данных | 53.8 |
45 | Кипр | 55 | 68.7 | 72.7 |
46 | Мальта | 55 | 66.7 | 65 |
47 | Чехия | 55 | 73.2 | 76.7 |
48 | Маврикий | 54 | 74.7 | 72.3 |
49 | Руанда | 54 | 63.1 | 69.8 |
50 | Южная Корея | 53 | 71.7 | 84.1 |
51 | Намибия | 52 | 61.9 | 58.8 |
52 | Словакия | 51 | 66.6 | 75.6 |
53 | Малайзия | 49 | 71.5 | 78.1 |
54 | Хорватия | 49 | 59.1 | 73 |
55 | Венгрия | 48 | 66 | 73.1 |
56 | Иордания | 48 | 68.3 | 57.3 |
57 | Румыния | 48 | 65.6 | 74.3 |
58 | Италия | 47 | 61.2 | 72.3 |
59 | Куба | 47 | 29.8 | нет данных |
60 | Сан-Томе и Принсипи | 46 | 56.7 | 46.8 |
61 | Саудовская Аравия | 46 | 62.1 | 61.1 |
62 | Оман | 45 | 67.1 | 67.7 |
63 | Сенегал | 45 | 58.1 | 50.7 |
64 | Суринам | 45 | 53.8 | 47.3 |
65 | Черногория | 45 | 64.9 | 72.1 |
66 | ЮАР | 45 | 61.9 | 65.2 |
67 | Греция | 44 | 53.2 | 68.7 |
68 | Бахрейн | 43 | 74.3 | 68.4 |
69 | Гана | 43 | 63 | 58.8 |
70 | Буркина-Фасо | 42 | 59.1 | 51.3 |
71 | Сербия | 42 | 62.1 | 72.3 |
72 | Соломоновы Острова | 42 | 47 | 59.2 |
73 | Болгария | 41 | 65.9 | 73.5 |
74 | Кувейт | 41 | 62.7 | 59.6 |
75 | Тунис | 41 | 57.6 | 64.9 |
76 | Турция | 41 | 62.1 | 67.2 |
77 | Белоруссия | 40 | 48.8 | 74.1 |
78 | Бразилия | 40 | 56.5 | 56.5 |
79 | Индия | 40 | 56.2 | 55.3 |
80 | Китай | 40 | 52 | 64.3 |
81 | Албания | 39 | 65.9 | 68.9 |
82 | Босния и Герцеговина | 39 | 58.6 | 63.9 |
83 | Лесото | 39 | 50.6 | 60.4 |
84 | Ямайка | 39 | 67.5 | 67.5 |
85 | Замбия | 38 | 58.8 | 60.5 |
86 | Монголия | 38 | 59.4 | 68.2 |
87 | Панама | 38 | 64.8 | 66.2 |
88 | Индонезия | 37 | 59.4 | 61.5 |
89 | Колумбия | 37 | 70.8 | 70.9 |
90 | Либерия | 37 | 52.2 | 41.4 |
91 | Македония | 37 | 67.5 | 81.7 |
92 | Марокко | 37 | 61.3 | 67.5 |
93 | Аргентина | 36 | 43.8 | 57.5 |
94 | Бенин | 36 | 59.3 | 48.5 |
95 | Мальдивы | 36 | 53.9 | 53.9 |
96 | Сальвадор | 36 | 65.1 | 61 |
97 | Шри-Ланка | 36 | 59.9 | 58.8 |
98 | Восточный Тимор | 35 | 45.8 | 40.9 |
99 | Габон | 35 | 59 | 45.9 |
100 | Нигер | 35 | 54.3 | 49.6 |
101 | Перу | 35 | 67.4 | 70.3 |
102 | Таиланд | 35 | 63.9 | 72.5 |
103 | Тринидад и Тобаго | 35 | 62.9 | 61 |
104 | Филиппины | 35 | 63.1 | 60.4 |
105 | Алжир | 34 | 50.1 | 47.8 |
106 | Гайана | 34 | 55.4 | 56.3 |
107 | Египет | 34 | 56 | 56.6 |
108 | Кот-д’Ивуар | 34 | 60 | 52.3 |
109 | Эфиопия | 34 | 51.5 | 47.3 |
110 | Армения | 33 | 67 | 73.6 |
111 | Боливия | 33 | 47.4 | 49.9 |
112 | Вьетнам | 33 | 54 | 63.8 |
113 | Мали | 32 | 56.5 | 53 |
114 | Пакистан | 32 | 55.9 | 51.8 |
115 | Танзания | 32 | 58.5 | 54.5 |
116 | Того | 32 | 53.6 | 48.6 |
117 | Доминиканская Республика | 31 | 61 | 59.4 |
118 | Малави | 31 | 51.8 | 54.4 |
119 | Эквадор | 31 | 48.6 | 58 |
120 | Азербайджан | 30 | 60.2 | 68 |
121 | Гондурас | 30 | 57.7 | 59.1 |
122 | Джибути | 30 | 56 | 44.5 |
123 | Лаос | 30 | 49.8 | 53.3 |
124 | Мексика | 30 | 65.2 | 72.3 |
125 | Молдавия | 30 | 57.4 | 72.8 |
126 | Парагвай | 30 | 61.5 | 59 |
127 | Сьерра-Леоне | 30 | 52.3 | 50.2 |
128 | Иран | 29 | 43.5 | 57.3 |
129 | Казахстан | 29 | 63.6 | 75.1 |
130 | Непал | 29 | 50.9 | 58.9 |
131 | Россия | 29 | 50.6 | 73.2 |
132 | Украина | 29 | 46.8 | 63.9 |
133 | Гватемала | 28 | 61.8 | 62.9 |
134 | Киргизия | 28 | 59.6 | 65.2 |
135 | Ливан | 28 | 59.5 | 55.9 |
136 | Мьянма | 28 | 48.7 | 44.6 |
137 | Нигерия | 28 | 57.5 | 44.6 |
138 | Папуа - Новая Гвинея | 28 | 53.2 | 57.3 |
139 | Гвинея | 27 | 53.3 | 46.2 |
140 | Мавритания | 27 | 54.8 | 47.2 |
141 | Мозамбик | 27 | 53.2 | 53.8 |
142 | Бангладеш | 26 | 53.3 | 40.8 |
143 | Гамбия | 26 | 57.1 | 51.7 |
144 | Камерун | 26 | 54.2 | 45.3 |
145 | Кения | 26 | 57.5 | 61.2 |
146 | Мадагаскар | 26 | 61.1 | 45.1 |
147 | Никарагуа | 26 | 58.6 | 55.8 |
148 | Таджикистан | 25 | 51.3 | 55.3 |
149 | Уганда | 25 | 59.3 | 57.8 |
150 | Коморы | 24 | 52.4 | 48.7 |
151 | Зимбабве | 22 | 38.2 | 47.1 |
152 | Туркмения | 22 | 41.9 | нет данных |
153 | Камбоджа | 21 | 57.9 | 54.8 |
154 | Конго ДР | 21 | 46.4 | 37.6 |
155 | Узбекистан | 21 | 46 | 63 |
156 | Бурунди | 20 | 53.9 | 47.4 |
157 | Гаити | 20 | 51.3 | 38.7 |
158 | Конго | 20 | 42.8 | 40.6 |
159 | ЦАР | 20 | 45.2 | 36.3 |
160 | Чад | 20 | 46.3 | 39.1 |
161 | Ангола | 18 | 48.9 | 38.4 |
162 | Эритрея | 18 | 42.7 | 28.1 |
163 | Венесуэла | 17 | 33.7 | 33.4 |
164 | Ирак | 17 | нет данных | 45.6 |
165 | Гвинея-Бисау | 16 | 51.8 | 41.6 |
166 | Афганистан | 15 | нет данных | 38.1 |
167 | Йемен | 14 | нет данных | 39.6 |
168 | Ливия | 14 | нет данных | 33.2 |
169 | Судан | 14 | нет данных | 44.8 |
170 | Сирия | 13 | нет данных | 41.4 |
171 | Северная Корея | 12 | 2.3 | нет данных |
172 | Южный Судан | 11 | нет данных | 33.5 |
173 | Сомали | 10 | нет данных | 20.3 |
174 | Андорра | нет данных | нет данных | нет данных |
175 | Антигуа и Барбуда | нет данных | нет данных | 58 |
176 | Белиз | нет данных | 57.4 | 58.1 |
177 | Вануату | нет данных | 60.8 | 63.7 |
178 | Кирибати | нет данных | 46.2 | 49.2 |
179 | Лихтенштейн | нет данных | нет данных | нет данных |
180 | Маршалловы Острова | нет данных | нет данных | 51.9 |
181 | Микронезия | нет данных | 51.8 | 49.5 |
182 | Монако | нет данных | нет данных | нет данных |
183 | Науру | нет данных | нет данных | нет данных |
184 | Палау | нет данных | нет данных | 53.8 |
185 | Самоа | нет данных | 63.5 | 62.2 |
186 | Сан-Марино | нет данных | нет данных | 64.1 |
187 | Эсватини | нет данных | 59.7 | 58.3 |
188 | Сейшельские Острова | нет данных | 62.2 | 61.2 |
189 | Сент-Китс и Невис | нет данных | нет данных | 54 |
190 | Тонга | нет данных | 59.6 | 63.6 |
191 | Тувалу | нет данных | нет данных | нет данных |
192 | Фиджи | нет данных | 58.8 | 60.7 |
193 | Экваториальная Гвинея | нет данных | 43.7 | 39.8 |
Международная компания по анализу рисков Verisk Maplecroft опубликовала результаты исследования 198 стран мира и составила рейтинг склонности к коррупции.
Недавний скандал в ФИФА привлек внимание к проблеме коррупции в мире. Доклад Verisk Maplecroft, компании, которая специализируется на анализе рисков и прогнозировании, показывает, где в мире подобные случаи происходят чаще всего.
Определяя коррупцию как «оказание влияния, часто путем предоставления денег или иных преимуществ, чтобы получить услугу», Verisk Maplecroft исследовала экономику 198 стран в период с августа 2012 года по август 2014-го на основе докладов Transparency International, Freedom House и Госдепартамента США и определила, что больше всего от коррупции страдают развивающиеся страны Африки к югу от Сахары и Ближнего Востока. Россия также вошла в этот список.
В течение двух лет компания отслеживала пять факторов:
- частота коррупции;
- продолжительность коррупции;
- распространенность коррупции;
- тяжесть коррупции;
- безнаказанность коррупционеров.
Аналитики Verisk Maplecroft представили эти данные количественно, распределив по шкале от 0 до 10, где 0 - крайне высокий риск коррупции, а 10 - низкий.
В частности, Verisk Maplecroft определила, что 45% стран, получивших «экстремальную» оценку риска коррупции, расположены в Африке к югу от Сахары. Кроме того, чаще всего представители государства требуют взятки с нефте-, газо- и горнодобывающих компаний. Это стало причиной того, что несколько ближневосточных стран, а также Россия оказались в нижней части рейтинга.
Тревор Слак, нормативно-правовой аналитик Maplecroft Verisk, пишет в докладе:
«[Коррупционные] риски особенно высоки в развивающихся странах. Такие факторы, как нарушение принципа верховенства закона и отсутствие институционального потенциала на этих рынках, подрывают усилия по борьбе с укоренившейся системой блата, при том что предприятия в подобных странах также сильнее зависят от коррумпированных государственных чиновников и сторонних агентов».
Из 198 стран аналитики отметили 73 как носителей «экстремального» риска коррупции, 64 - «высокого» риска, 38 - «среднего» риска, и 23 - «низкого». Дания была оценена как наименее коррумпированная страна, США оказались на 23-м месте.
Страны с равным показателем риска коррупции делят одну строчку рейтинга, однако их количество учитывается при дальнейшем распределении мест. Таким образом, если первое место разделили три страны с одинаковым числом баллов, следующей по показателю стране будет присвоено четвертое место.
10. Южный Судан
Президент Салва Киир на подписании соглашения о железнодорожном проекте с правительством Китая в Найроби, 11 мая, 2014
Баллы: 0,15/10
Последний фильм телекомпании Аль-Джазира под названием «Южный Судан: Страна грез» (South Sudan: Country of Dreams) повествует о том, как самая молодая страна мира погружается в пучину гражданской войны.
Телекомпания сообщает: «Несмотря на огромное количество нефти, неоперившаяся демократия страдает от коррупции. Меньше чем через три года после обретения независимости страна погрузилась в пучину гражданской войны, что привело к гибели десятков тысяч людей, а бежать из страны пришлось почти двум миллионам».
10. Россия
Президент Владимир Путин
Баллы: 0,15/10
Вот лишь несколько примеров темных мест в делах нашего отечества, по мнению авторов рейтинга:
- Лишение свободы политика Алексея Навального, кандидата в мэры Москвы и одного из главных критиков Владимира Путина.
- Победа в Чемпионате мира 2018 года, якобы благодаря покупке голосов делегатов ФИФА.
- Предполагаемая тесная взаимосвязь между правительством и строительными компаниями, которые занимались подготовкой Сочи к Зимним Олимпийским играм 2014 года.
10. Мьянма
Баллы: 0,15/10
В отчете BBC за май 2015 года сообщается, что бирманская экономика является «одной из наименее развитых в мире и страдает от последствий десятилетий стагнации, неэффективного управления и изоляции. Основные отрасли промышленности уже давно контролируют военные, коррупция в стране процветает».
6. Ливия
Баллы: 0,13/10
Согласно вышедшему в апреле отчету Financial Times , лица, курирующие огромные нефтяные запасы Ливии (на долю последних приходится 90% доходов страны) были обвинены в неэффективном экономическом управлении. Кроме того, звучали обвинения в назначении подставных лиц на ключевые посты во власти.
6. Ирак
Баллы: 0,13/10
Интернет-издание об арабском мире Al Monitor взяло интервью у анонимного источника, который работает строителем в Ираке. Источник описывает культуру коррупции, царящую в Ираке с конца войны США:
«Коррупция проникла не только в финансовую сферу, но и в административную, и в правоохранительную. Чиновники для проформы регистрируют на имя родственников и друзей компании, у которых даже нет квалифицированных специалистов или механизмов. С помощью чиновников [эти компании] получают контракт, например, на перестройку школы, и выполняют его, либо передав другому подрядчику, либо временно нанимая рабочих и арендуя технику. В итоге это приводит к срыву проектов».
6. Экваториальная Гвинея
Президент Нгема Мбасого Теодоро Обианг
Баллы: 0,13/10
Обзор ситуации в Экваториальной Гвинее от Human Rights Watch за 2014 год показал, что под руководством президента Теодоро Обианг Нгема Мбасого, который был у власти с 1979 года, коррупция, бедность и репрессии стали чумой для небольшой африканской страны:
«Огромные нефтяные доходы идут на поддержание роскошного образа жизни небольшой кучки элиты, окружающей президента, в то время как большая часть населения продолжает жить в нищете. Не прекращаются нецелевое использование государственных средств и достоверные сообщения о коррупции на самом высоком уровне, как и о других серьезных нарушениях, в том числе произвольных арестах, тайном содержании под стражей и несправедливых судебных процессах».
6. Афганистан
Президент Ашраф Гани Ахмадзай
Баллы: 0,13/10
Ранее в этом году Fiscal Times сообщило, что Афганистан не выполнит бюджетные обязательства на 2016 год вследствие резкого падения уровня внутренних доходов. Причина? Половина доходов от таможенных сборов, на долю которых приходится треть общего объема доходов страны, были украдены. Fiscal Times добавило, что Афганистан - страна с самым низким уровнем сбора налогов в мире.
4. Судан
Президент Омар аль-Башир
Баллы: 0,12/10
За примером коррупции в Судане далеко ходить не надо - достаточно вспомнить, как недавно президент аль-Башир в спешке покинул ЮАР, чтобы его не арестовали по обвинению в преступлениях против человечности и геноциде. Суданский активист в январе заявил Guardian: «Мы - жертвы собственного коррумпированного правительства».
4. Центральноафриканская Республика
Баллы: 0,12/10
Февральский обзор состояния дел в ЦАР от BBC показал, что в стране процветает коррупция, которая уничтожает высокодоходные отрасли поставок строительного леса и добычи бриллиантов, а также что ЦАР является одной из наименее развитых стран мира.
1. Сомали
Президент Хасан Шейх Махмуд
Баллы: 0/10
В 2013 году ООН выпустила разгромный отчет о коррупции в Сомали. В особенности выделяется один пассаж, который цитирует The Wall Street Journal: «Центральный банк Сомали, в сущности, стал личным фондом для взяток коррумпированных структур; 80% выдаваемых банком средств тратится на личные нужды, а не на государственные программы, и многие средства, проходящие через банк, невозможно отследить».
1. Северная Корея
Вождь: Ким Чен Ын
Баллы: 0/10
Если вам все еще нужны доказательства того, что Северная Корея - коррумпированное тоталитарное государство, вот несколько выдержек из Economic Index of Freedom за 2015 год:
- Взятки - широко распространенная практика на всех уровнях государства и экономики.
- Высшие должностные лица Трудовой партии, Корейской Народной Армии и кабинета министров держат конкурирующие компании, назначение которых - добывать своим владельцам иностранную валюту.
- Практически все имущество принадлежит государству.
- Правительство контролирует экспорт и импорт, а также внутреннее производство.
1. Демократическая республика Конго
Президент Жозеф Кабила
Баллы: 0/10
Согласно отчету Transparency International от 2014 года, коррупция в Конго пустила корни столь глубоко, что надежды на исправление ситуации уже не осталось.
В Transparency International заявили: «Президент Кабила много раз заявлял о своей приверженности делу борьбы с коррупцией, но ни разу не проявил политической воли; нет никаких свидетельств прогресса в этом вопросе, кроме создания законов, которые редко применяются на практике».
Международная неправительственная организация Transparency International опубликовала ежегодный рейтинг стран по уровню восприятия коррупции за 2016 год.
Аналитики компании подсчитали, что средний показатель по 176 странам составляет 43 балла из 100.
Наименьший уровень коррупции в 2016 году зафиксирован в Дании и Новой Зеландии. Они набрали по 90 баллов. В первой пятерке также оказались Финляндия, Швеция и Швейцария.
Самый высокий уровень коррупции отмечен в Сомали, Южном Судане, Северной Корее, Сирии и Йемене, эти страны получили меньше 20 баллов.
США, набравшие 74 балла из 100 по невосприятию коррупции, заняли в рейтинге 18 место.
Украина и Россия набрали 29 баллов и разделили 131 место в рейтинге, компанию им на этой позиции составили Непал, Гватемала и Казахстан.
Беларусь получила 40 баллов и заняла 79 место. Набравший 64 балла Израиль оказался на 28 строчке.
Составители доклада отметили, что результаты рейтинга продемонстрировали зависимость между коррупцией и неравенством в распределении власти в обществе и национального дохода.
Взаимосвязь коррупции и неравенства также подпитывает популизм. Когда политики не борются с коррупцией, настрой граждан становится скептичным, и они обращают внимание на лидеров, которые обещают все изменить.
Индекс восприятия коррупции CPI измеряется по шкале от 0 до 100. Он основан на опросах лидеров мнений и экспертов касательно коррупции в государственном секторе. При его составлении организация также учитывает, например, получают ли виновные в коррупции наказание или остаются безнаказанными, распространенность взяточничества и соответствие общественных учреждений запросам общества.
Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией «Transparency International» опубликовала свой ежегодный список самых коррумпированных стран в мире по 10-бальной шкале, где 0 – самая коррумпированная страна, а 10 – наименее коррумпированная. По сравнению с прошлым годом некоторые страны сменили свои позиции в этом рейтинге. Так США, Чехия, Италия, Венгрия и некоторые другие страны стали менее коррумпированными в 2010 году по сравнению с прошлым. Аналитики списывают это на финансовый кризис. Самые коррумпированные страны также являются самыми бедными.
(Всего 20 фото)
Спонсор поста: Борьба с коррупцией в России : Пристальный взгляд на коррупцию!
Наиболее коррумпированные страны.
1. 1 место - Сомали, 1,1
Несмотря на гражданские войны и конфликты, в Сомали существует относительно здоровая неформальная экономическая деятельность, основанная в основном на домашнем хозяйстве, животноводчестве, переводе денежных средств и телекоммуникациях.
2. 2 место - Мьянма, 1,4
Ранее известное как Бирма, это юго-восточное азиатское государство уже более 20 лет страдает от правления военной хунты, гражданских войн и экономических катастроф. Большая часть населения находится за чертой бедности, но многие надеются, что новая конституция, представленная в этом году, изменит жизнь к лучшему.
3. 2 место, Афганистан, 1,4
С конца 1970-ых годов Афганистан погряз в непрерывной гражданской войне и оккупации. Страна также страдает от действий организации «Талибан».
4. 4 место – Ирак, 1,5
Нынешнему правительству Ирака меньше десяти лет, и оно по-прежнему зависит от оккупационных сил США.
5. 5 место – Узбекистан, 1,6
Страна считается президентской республикой, однако налагает определенные лимиты на права человека. Узбекистан часто критикуют за политику прав человека. На фото: могилы убитых в узбекском городе Андижане в 2005 году, когда солдат президента Ислама Каримова открыли огонь по участникам акции протеста.
6. 5 место – Судан, 1,6
Одна из беднейших стран в мире – Судан – десятилетиями находилась во власти диктаторов, а Международный уголовный суд признал одного из недавних президентов страны виновным в военных преступлениях.
7. 5 место – Туркменистан, 1,6
Правительство страны считается репрессивным. В стране функционирует однопартийная политическая система.
8. 8 место – Чад, 1,7
Главный продукт экспорта Чада – нефть. И взятки – неотъемлемая часть этого бизнеса. Недавно была совершена попытка свержения правящей партии – Патриотического движения освобождения.
Бурунди имеет самый низкий уровень ВВП на душу населении в мире. Страна уже несколько десятилетий страдает от военных конфликтов между племенами.
10. 10 место – Республика Экваториальная Гвинея, 1,9
Неочищенная нефть – крупнейший экспортный продукт страны. Однако Гвинею постоянно критикуют за нарушение прав человека. Правительство нестабильно, а нынешний президент пришел к власти после мятежа.
Наименее коррумпированные страны.
11. 10 место – Норвегия, 8,6
В Норвегии, а это одна из четырех скандинавских стран в списке наименее коррумпированных стран, действует англо-саксонский кодекс законов, которому уже более 1000 лет.
12. 8 место, Швейцария, 8,7
Население этой страны, известной своим нейтралитетом и системой частных банков, единообразно и образованно.
13. 8 место, Австралия, 8,7
Бывшая колония – теперь одна из главных демократических держав в мире, ближайший союзник США и других западных стран. Страна поддерживает свободу слова и может похвастаться высокообразованным населением.
14. 7 место – Нидерланды, 8,9
Нидерланды – одна из старейших парламентских демократий в мире. Здесь находится Международный суд ООН и другие представители глобальной законодательной власти.
15. 6 место – Канада, 9,1
Канада – еще одна парламентская демократия с продвинутым законодательством, крепкой разносторонней экономикой и хорошо образованной рабочей силой.
16. 4 место – Швеция, 9,2
Эта политически стабильная страна с середины 17 века имеет высоко обученную рабочую базу с важными навыками овладения новыми технологиями.
17. 4 место – Финляндия, 9,2
Финляндия – одна из скандинавских стран, находящихся в списке наименее коррумпированных старн. Как и ее соседи, Финляндия благосостоятельная страна с высоким уровнем качества жизни и политической стабильности.
20. 1 место – Дания, 9,3
По различным исследованиям и опросам, Дания – самая счастливая страна для жизни и лучшее место для ведения бизнеса. Это социалистическая страна с высоким уровнем равенства доходов.
Железо, медь, нефть, уран, удачное географическое положение - казалось бы, у этой страны есть все для процветания, а у ее жителей - для благополучия.
Но по факту жизнь в Сомали можно сравнить с адом: рухнувшая экономика, безвластие, голод, нищета, насилие и смерть - с микроскопическими островками стабильности. Попытки Запада помочь урегулировать ситуацию в стране лишь подтолкнули сомалийцев в объятия боевиков. Правительство вовсе не старается разрешить конфликт, наоборот - прикладывает все усилия для его сохранения, чтобы набивать карманы деньгами, поступающими от западных государств.
«Пытаться нормализовать ситуацию в Сомали - то же самое, что мыть свинью. Ты ее моешь, а она идет и валяется в еще более мерзкой грязи», - охарактеризовал соседнюю страну угандийский полковник в интервью Foreign Policy.
В том же интервью он сравнил ситуацию в Сомали с происходящим в Афганистане:
«Если коалиция покинет Афганистан, боевики «Талибана» быстро приберут все к рукам. Так же дело обстоит и в Сомали».
В настоящее время Сомали фактически не существует как единое государство. После того как диктаторский режим Сиада Барре рухнул, страна распалась на множество самоуправляемых анклавов, возникли квазигосударства, такие как Пунтленд, Сомалиленд, Азания и другие. Страна погрузилась в пучину гражданской войны. Межклановые противоречия разгораются со все большей силой, ожесточенный военный конфликт набирает обороты и ежедневно уносит десятки жизней.
Недавно правозащитная организация Transparency International опубликовала доклад, где назвала Сомали самой коррумпированной страной мира в последние 11 лет. Но так было не всегда.
Ни армии, ни флота
Причины распада государства коренятся в территориальной разобщенности, унаследованной от колониального прошлого. Тогда страна была разделена на итальянскую, английскую и французскую части, и кланы постоянно устраивали борьбу за власть. Кочевники отчаянно пытались поделить воду, пастбища и скот. Существовавшие между ними серьезные противоречия подпитывались противостоянием умеренных и радикальных исламистов, а также постоянным вмешательством соседних стран, в частности - Эфиопии и Эритреи.
В 1960 году Сомали получила независимость. Именно тогда формально объединились две бывшие колонии - итальянское Сомали и британский Сомалиленд. Первое десятилетие после этого Сомали была довольно стабильной процветающей страной.
Как и Эфиопия, Сомали попало в сферу интересов Советского Союза. При поддержке Москвы здесь создавались военные академии, появилась единая армия, названная «Львы Африки».
Исправно поступала экономическая и техническая помощь «братской африканской республике», страна получала обмундирование и танки. Советский флот за это получил свою базу в Бербере. Постепенно росли и территориальные аппетиты Сомали. Страна начала предъявлять претензии соседним государствам - Кении, Эфиопии и Джибути (в то время Территории Афаров и Исса). Все изменилось в 1977 году, когда власти Сомали решили напасть на второго советского союзника в районе Африканского Рога - Эфиопию. Москве пришлось выбирать, какую сторону поддержать в конфликте; эфиопское правительство показалось более надежным и стабильным. В результате при помощи советского оружия и активных действий кубинских добровольцев эфиопская армия разгромила сомалийскую.
Эта война спровоцировала кризис в экономической и политической сферах в 1980-е. Сомали постепенно скатывалась в повстанческую войну. Просоветски настроенного президента Мохаммеда Сиад Барре свергли, страна погрузилась в хаос. Тогда в один только Йемен бежали более 50 тысяч человек.
Теперь, спустя десятилетия военной диктатуры, гражданской войны и иностранного вмешательства, у сомалийских военных нет денег даже на радиосвязь и экипировку. Солдаты общаются между собой по мобильным телефонам, которые легко отслеживать. С обмундированием тоже проблемы - многие солдаты едва одеты и обуты в шлепанцы.
В Сомали больше нет национальной армии, несмотря на то что многие страны предпринимали усилия для ее создания. Так, Турция и Катар построили там военные академии; ОАЭ открыли базу, где тренировали сомалийцев (она закрылась в апреле этого года); египтяне и суданцы по-прежнему обучают местных военных; британцы тренируют сомалийцев в своем центре, расположенном в городе Байдабо, к югу от Могадишо; американцы обучают солдат Сомали на авиабазе Бейлдогл. Американцы даже поставляли в страну продовольствие и топливо, однако в декабре прошлого года прекратили поставки из-за процветающей коррупции.
«Западные страны тренировали три самые ничтожные армии в мире: иракскую, афганскую и сомалийскую», - цитирует Foreign Policy доцента Норвежского университета Стига Йарле Хансена (Stig Jarle Hansen).
Как вспоминает 48-летний бывший солдат, примкнувший к вооруженным силам страны, сомалийцы плохо вооружены и дезорганизованы. Многие не умеют обращаться с оружием.
«Вооруженные силы Сомали могли бы быть более эффективными. В принципе, их можно превратить в армию. Это довольно сложно, но осуществимо. Впрочем, учитывая используемые нами методы, добиться результата и правда невозможно», - рассказал один из сотрудников Минобороны США, пожелавший остаться неизвестным.
И тут, и там
Одной из главных проблем безопасности в Сомали считается группировка «Аш-Шабаб». Террористы настолько плотно срослись с правительством и населением, что сложно отделить одних от других.
«Не сомневаюсь, что боевики «Аш-Шабаб» уже пустили корни и проникли в правительство Сомали (…) Это создает серьезные проблемы в сфере безопасности», - приводит France Presse слова бывшего спикера министерства внутренней безопасности Абдулазиза Али Ибрагима.
По его словам, члены местного правительства и даже представители международного сообщества время от времени нанимают боевиков «Аш-Шабаб» для запугивания и убийства политических соперников.
Так, в январе 2017 года боевики «Аш-Шабаб» напали на отель Dayah в Могадишо, когда там находились члены парламента страны. В результате 28 человек погибли, еще около 50 получили ранения.
«Тот факт, что действующая с 2007 года миротворческая миссия Африканского союза (AMISOM) так и не смогла полностью уничтожить «Аш-Шабаб», а солдаты вооруженных сил спустя столько лет так и остаются недееспособными, даже у образованных сомалийцев, не поддерживающих террористов, вызвал подозрения, что весь этот хаос и был окончательной целью федерального правительства, которое так активно поддерживают западные страны», - пишет FP.
В результате многие сомалийцы переходят на сторону боевиков. Зачастую в одной семье часть родственников сражается за вооруженные силы Сомали, а другие воюют в рядах террористов. Боевики легко уговаривают потенциальных новобранцев, пообещав, например, мобильный телефон в обмен на верную службу. Если обещание не сдерживают, новобранцы-«шабабовцы» легко переходят на сторону правительственных сил.
Секс в обмен на продовольствие
Одной из основных причин, толкающих сомалийцев в ряды боевиков, стало поведение миротворцев. Службу здесь обычно несут солдаты из бедных стран.
С самого начала гражданской войны в Сомали Совбез ООН учредил миротворческую операцию ЮНОСОМ I, затем ЮНОСОМ II; во главе Объединенной оперативной группы встали американские военные. На побережье Сомали высадились морские пехотинцы, начавшие операцию «Возрождение надежды», в которой приняли участие солдаты из 20 стран. Однако при ее проведении были допущены многочисленные ошибки. Так, миротворцы грубо применяли силу, не принимая во внимание местные условия и особенности страны. Неудивительно, что население воспринимало их не как миротворцев, а как оккупантов.
В результате войска ООН покинули Сомали, чем тут же воспользовались боевики из Союза исламских судов, установившие контроль над Могадишо, центральным и южными районами страны. Совбез ООН больше не посылал миротворческих миссий. С конца 2000-х в стране действует миротворческая миссия Африканского союза, состоящая из угандийских и бурундийских солдат и активно спонсируемая Западом.
Изнасилования и растление несовершеннолетних, неспособность предотвратить убийства мирных жителей, коррупция при распределении помощи и грабеж - вот неполный перечень обвинений, который местные жители предъявляют миротворцам. Общественность возмущена преступлениями, которые совершают те, чья обязанность - защищать мирное население, причем за неплохие деньги.
В последние годы зафиксированы сотни случаев сексуальной эксплуатации и принуждения с участием миротворцев. Однако реальные цифры гораздо выше - большинство просто не обращается в полицию. Миротворцы же покупают секс за наличные, расплачиваются духами и бижутерией, продуктами питания и мобильными телефонами. Иногда к сексуальным контактам женщин принуждают, угрожая оружием.
Зачастую западные страны знают о происходящем, однако продолжают спонсировать эти миссии. США выделили свыше 900 миллионов долларов на помощь AMISOM, еще 720 миллионов - на Управление ООН по по координации гуманитарных вопросов в стране. ЕС платил AMISOM около 23 миллионов долларов ежемесячно и ежегодно выделял 35 миллионов долларов на обучающие миссии. В феврале этого года немецкое правительство заявило, что собирается сворачивать помощь, поскольку не видит в стране прогресса.
Сомалийские флибустьеры
Тяжелая экономическая ситуация, фактическое отсутствие централизованной власти, голод и нищета толкнули жителей прибрежных районов Сомали на занятие пиратством. Большинство сомалийских пиратов когда-то были обычными рыбаками и вели промысел у берегов страны, пока сомалийские ВМС охраняли от иностранцев рыбные места в территориальных водах. После свержения диктатора Мохаммеда Барре в 1991 году мирный промысел пошел под откос. Разгорелась гражданская война, страна распалась на враждующие части. Традиционная экономика рухнула, надо было как-то выживать. Тогда сомалийцы и начали грабить проходящие мимо танкеры, траулеры и сухогрузы. Условно пираты делились на три категории: рыбаки, в силу своего опыта и знаний разрабатывающие операции, бывшие боевики или солдаты и специалисты-техники, умеющие обращаться со сложным корабельным оборудованием.
На развитии страны расцвет пиратства отразился благотворно. Прибрежные города стремительно богатели. В 2008 году Совбез ООН принял резолюцию, разрешавшую другим государствам использовать ВМС и ВВС в борьбе с пиратами даже в территориальных водах Сомали. Помимо этого, судовладельцы стали нанимать представителей новых морских ЧВК, которые, не особо разбираясь, палили по всему, что приближалось к кораблю.
Международному сообществу удалось убедить правительство Пунтленда, одного из квазигосударств на обломках Сомали, изгнать пиратов из своих портов и основать силы охраны побережья - морскую полицию. Еще раньше это сделал Сомалиленд. Квазигосударства внакладе не остались - правительствам выделили значительные средства на программу развития прибрежных городов. Десятки кораблей и самолетов по-прежнему патрулируют опасный регион. С одной стороны, военные операции, морские ЧВК и дипломатические усилия вроде как переломили хребет пиратству. С другой стороны, держать здесь столько сил на постоянной основе невозможно, поэтому нет уверенности, что бывшие пираты не возобновят нападения, когда иностранные корабли покинут территориальные воды Сомали.
«Сомалийцы проиграли в этой войне. Западные страны стараются выполнить любую их просьбу, чтобы показать своим народам, что они добились хоть какого-то прогресса, а тем временем сомалийские чиновники смеются над ними, считая их всего лишь банкоматами, и втихаря поддерживают «Аш-Шабаб» (…) Местные власти ничего не хотят решать, их главное желание - чтобы деньги продолжали литься рекой», - рассказал один из военных, обучающих сомалийских бойцов.
Сомалийское правительство заинтересовано в сохранении статуса-кво и продолжении конфликта. Кроме того, власти Сомали опасаются пожертвовать своими полномочиями в пользу федералистской структуры государства, которую придумали западные страны. Как заявил проживающий в Могадишо эксперт по безопасности Хуссейн Шейх Али, «тут никто никому не доверяет».