Тренинг на сплочение коллектива «Необитаемый остров. Конспект квест-игры «Невероятные приключения на необитаемом острове

ИГРА КАТОСТРОФА «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Педагог-психолог

Седанова Валентина Анатольевна

ПЛАН ИГРЫ

Часть игры

Краткое описание

Реквизит

Организационный момент

Проверка, все ли участники собрались, объяснение, чем будем заниматься

Часть 1 Разминка

Энергизатор «Тормоз», «Аллигаторы»

Полоски бумаги, с расчетом чтоб на одну могла встать группа детей.

Часть 2 «Катастрофа на воздушном шаре»

Игра направлена на формирование групповой сплоченности, выявление лидерства, развитие коммуникативных умений.

Сначала ведущий дает вводную установку на игру. (легенда игры) А затем вручает игрокам список вещей, которые находятся в корзине. Этот список им предстоит проранжировать, т.е. выбрать из списка более и менее значимые вещи: какие из них нужно сразу выбросить за борт в целях спасения экспедиции, а какие сохранять и выбросить, только в крайнем случае.

Сначала каждый работает со своей карточкой индивидуально, затем в парах, потом в четверках, и так далее, стремясь договориться и принять общее решение. После этого происходит коллективное обсуждение.

Презентация с названием первой игры, иллюстрации, музыкальное и шумовое сопровождение, чтоб создать атмосферу игры.

Каждому участнику – писчие принадлежности бланк со списком вещей. Картонный планшет.

Часть 3. Игра «Необитаемый остров»

В задачу спасшейся экспедиции входит организация жизни колонии на необитаемом острове, для чего участники разбиваются на группы и разрабатывают свои проекты.

Ватман, фломастеры, писчая бумага, письменные принадлежности.

Часть 4. Рефлексия, подведение итог.

ЧАСТЬ 1. РАЗМИНКА

Энергизатор «Тормоз»

Участники соят в кругу.

Договоритесь, каким звуком будете обозначать звук, с которым заводится машина (например: «тр-тр»), и звук с которым она тормозит (например «стоп»).

Объясните, что если вы скажете «тр-тр», стоящий справа должен сказать то же самое и т.п. Если кто-то скажет «стоп», то движение начнется в противоположном направлении.

Задайте вопросы :

Какие качества участников тренирует упражнение?

Каков его психологический смысл?

Энергизатор «Аллегаторы»

Группа получает полоску бумаги.

Условие . Группа должна вообразить, что полоски – это лодки, а вокруг плавают аллегаторы. Если кто-то сойдет с полоски, того аллегаторы съедят.

Задача. Построиться по росту

Задайте вопросы:

Легкол вам было выполнить задание?

Что мешало в выполнении задания?

ЧАСТЬ 2. «КАТАСТРОФА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»

Вступительное слово ведущего (инструкция к игре):

Итак, после полета на воздушном шаре вы все спаслись: кто-то упал прямо на сушу, кто-то - в воду и добрался вплавь. Вы все живы, раненым оказана возможная помощь, тяжелобольных нет. Правда, суша эта волею судьбы оказалась необитаемым островом. Вы предполагаете, что этот остров находится в стороне от линий движения морских судов и придется обустраивать свою жизнь здесь с расчетом на несколько лет. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть опасности: ядовитые растения, холодная зима, возможны визиты каннибалов (людоедов) с соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку - почти нереально. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и драматичность происшедшего, тем более, что за такой срок люди иногда дичают, за раздражительностью следуют ярость и драки насмерть. Тут не место легкомыслию - вам нужно чем-то питаться и нужно выжить. Настройте себя соответствующим образом, наблюдайте за собой: как вы проявите себя в этой жизни.

С чего вы начнете? Сразу приходит на ум Робинзон Крузо и его первые шаги: разведка острова, поиск воды и пищи, сбор предметов и вещей, которые «могут пригодиться». Но ведь Робинзон был один, а вас целая группа, да еще каждый со своим характером!

После того, как удовлетворены первые материальные потребности и приняты меры безопасности, не кажется ли вам, что следует провести большой совет, чтобы определиться, как следует организовать жизнь на острове?

Вам необходимо решить следующие вопросы:

    1. Организация жизни, выживание. Какие меры необходимо предпринять, чтобы обеспечить вашу колонию пищей, одеждой, жильем? Как распределить обязанности: учитывать ли при этом индивидуальные возможности или у всех должен быть наряд, выполнение которого строго обязательно? Как обеспечить право на жизнь каждому? Или у вас не будет такого права? Как вы определите перспективы жизни на вашем острове? Что станет главной целью жизни вашей колонии?

      Власть: какой она будет? По какому принципу будет организована жизнь в вашей колонии? Из истории вы знаете различные типы организации человеческих сообществ: родоплеменное, монархическое, демократическое. Что возьмете за основу вы? Кто будет защищать интересы членов вашей колонии: общее собрание - вече, вождь, группа старейшин или группа сильнейших? Каким образом будет контролироваться выполнение? Какие меры будут применяться к тем, кто не выполняет решения или свои обязанности?

Какими мерами будут поддерживаться власть и порядок? Кто будет принимать окончательное решение: все жители колонии путем голосования или простое большинство? Или группировка самых сильных, авторитетных либо приносящих наибольшую пользу людей? А может быть, это будет делать лидер единолично? И каким образом будет контролироваться выполнение решений? Что будет, если приказ или поручение окажутся невыполненными?

    1. Кто и какие функции будет выполнять для осуществления жизнедеятельности колонии? Определите основные функции жителей, необходимые не только для выживания и защиты, но и для развития всего сообщества и его отдельных членов. Что кому-то надо освоить, чему научиться? По ситуации вы все - группа ученых-исследователей, так что большинству из вас физический труд незнаком. (Вспомните телевизионную игру «Последний герой», в которой известным актерам, политикам телеведущим пришлось учиться выживать на острове, при это еще и выполнять различные задания). Будете ли вы учитывать знания и умения каждого при распределении обязанностей, и как вы эти знания будете передавать другим? Как будут осваиваться новые знания и умения?

      Каков будет кодекс (правила, нормы) взаимоотношений жителей колонии? Разработайте свой свод правил, которые бы помогали решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, поддержанию порядка и добрых взаимоотношений. Как обеспечить активное участие каждого в жизни общества? Какие нормы взаимоотношений вы установите в своей колонии? Будет ли учитываться мнение меньшинства или даже одного человека при принятии решений? Будет ли иметь право жить в вашей колонии человек, который никого не слушает и никому не подчиняется? А если такой образ жизни сделает его обузой для других? Каковы пределы власти вашей колонии? Станет ли она вмешиваться в частную жизнь? Нужно ли предусмотреть санкции за нарушение правил? Будут ли у вас общие праздники? Какие традиции и ритуалы вы введете? Будут ли у вас свой герб, флаг, гимн?

Размышляя над этими вопросами, попробуйте составить свой свод законов - конституцию вашего острова.

На работу групп дается не более 20 минут, затем каждая группа по очереди представляет остальным свой вариант организации жизни колонии. Если предложения совпадают, то можно не повторять их полностью, а сказать, с чем из сказанного предыдущими группами согласны полностью, что хотели бы добавить. Когда все группы выступили, начинается коллективное обсуждение предложений. Чтобы их было видно всем, желательно, чтобы предложения были написаны на больших листах.

Следует очень хорошо настроить ребят на ситуацию на острове: ответить на интересующие их вопросы, подвести к тем проблемам, которые могут возникнуть в организации жизни, в защите и во взаимоотношениях людей, но при этом не подсказывать решения проблем. В процессе обсуждения можно применять «усиливающие» вербальные техники: «Правильно ли я вас понял...», «А что будет если...». Особое внимание следует обратить на то, как будут создаваться, обсуждаться и утверждаться законы жизни колонии.

Работу можно построить по следующей схеме:

      1. Формирование рабочих групп.

        Работа групп. Обсуждение и оформление законов по 4-м вышеуказанным позициям. Пятая группа разрабатывает эскизы герба и флага, подбирает текст и музыку для гимна.

        Защита: от каждой группы выступает один спикер, представляющий и комментирующий придуманные ребятами законы. Остальные группы имеют право задать по 1 вопросу на уточнение. Критические замечания не допускаются. Отвечать на вопросы групп может как сам спикер, так и любой член его группы. Время на выступление спикера - 3 минуты. На вопросы и ответы - 2 минуты.

        После того, как все спикеры выступили, за принятие законов голосует вся группа, в случае несогласия высказываются возражения, вносятся коррективы.

        Сравнение выработанных законов с Всеобщей декларации прав человека. В чем сходство и в чем их различие? Комментарий ведущего об истории создания декларации, о выполнении ее законов в мире. (если игра затягивается этот пункт можно исключить)

ЧАСТЬ 4. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Подведение итогов игры : «Мы с вами попробовали себя в роли законодателей. Создавая новое общество на необитаемом острове, мы опирались на общечеловеческие ценности: добро, истину, красоту. Мы пытались разобраться в таких понятиях как свобода, выбор, ответственность. Этого можно достичь, если на первом месте - взаимопонимание и уважение между людьми. Именно на этих ключевых позициях строятся основные законы обитателей нашей планеты Земля.

К сожалению, они декларируются, но не везде и не всегда выполняются.

Вопросы для обсуждения :

    1. Понравилась вам игра?

      Как вы считаете, ваш класс сплоченная команда? Почему?

      Что для вас было наиболее трудным? Что далось легко?

      Изменились ли в ходе игры ваши представления о том, какие права являются наиболее важными?

      Есть ли еще права, которыми вы бы хотели дополнить Свод законов?

      Почему работа над Сводом законов была для вас полезной?

      Какие из придуманных законов для острова можно использовать в любом людском сообществе, а какие были созданы, исходя из обстоятельств?

      Какие из придуманных законов вы бы оставили для жизни вашего класса?

Использованная литература:

    Материалы

Приложение 1

Список вещей, находящихся в корзине воздушного шара

п/п

Наименование вещей

Вес

Решения

Один

Группа

Посуда (котелки, миски, ложки, кружки)

12 кг

Ракетница с сигнальными ракетами

б кг

Аптечка с медикаментами

7 кг

Топоры, лопата, ломик

12 кг

Консервы мясные

20 кг

Винтовка с запасом патронов

25 кг

Большая палатка (на 10 мест)

10 кг

Канистра с питьевой водой

20 л

Шоколад и конфеты

15 кг

10.

Баллоны с кислородом

50 кг

11.

Рыболовные снасти

1 кг

12.

Транзисторный радиоприемник

2,5 кг

13.

Лодка резиновая, надувная

20 кг

14.

Фото и кинокамеры

25 кг

15.

Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам)

5 кг

16.

Теплая одежда и одеяла

50 кг

17.

Уникальный зверь для зоопарка

25 кг

18.

Комплект географических карт

2 кг

19.

Материалы ваших научных исследований (8 папок)

6 кг

20.

Соль, сахар

5 кг

Данные об авторе

Покидова Лариса Николаевна

Место работы, должность:

ОГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", с. Веселая Лопань. Педагог-психолог.

Белгородская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Психология

Цель урока:

Цели: содействовать процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Задачи: развитие навыков делового общения, умения договариваться, используя позитивные приемы; развитие саморегуляции, выработка и закрепление адекватных форм поведения и реагирования.

Тип урока:

Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Н. Козлов. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997.

2. Т. Эксакусто. Практикум по групповой психокоррекции. Ростов-на- Дону, "Феникс", 2007.

Используемая методическая литература:

1. А. Реан, А. Кудашев, А. Баранов. Психология адаптации личности. Санкт-Петербург, "Прайм-Еврознак", 2006.

2. Л. Анн. Психологический тренинг с подростками. Издательский дом "Питер", 2003.

Используемое оборудование:

Материалы к игре: фломастеры - 4 пачки, ручки шариковые и альбомные листы по количеству игроков.

Краткое описание:

Психологическая игра для подростков 15 - 17 лет закрепит навыки позитивного делового общения, даст понятие о достойном образе жизни...

Ход игры

Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие на необитаемые острова. Каким будет это путешествие, зависит только от Вас. Нас ждут два острова, «Зеленый» и «Красный», которые мы должны будем заселить и сделать жизнь его обитателей безопасной, достойной и интересной.

И так, на необитаемые острова отправляются первые его обитатели - президенты будущих островных государств. Среди участников проводится жеребьевка. Кто вытащил фишку с написанными на ней буквами «ПЗ», тот президент зеленого острова, «ПК» - красного. Президенты отправляются на «острова».

Как чувствуют себя президенты наедине с собой неповторимым? (президенты описывают свои ощущения).

Как долго Вы можете оставаться в одиночестве?

И так, настало то время, когда Вам захотелось пообщаться, повеселиться, заняться общим полезным делом, показать свои способности. Президенты должны заселить свои острова народом так, чтобы получилось полноценное общество, способное создать каждому его члену условия для успешной и достойной жизни. Выбор производится из оставшихся участников игры в количестве 7 человек по очереди. Начинает тот президент, который первый устал от одиночества. Делая выбор каждый из президентов должен его обосновать. Например: «Я выбираю Афанасьева А., так как он ведет здоровый образ жизни, человек ответственный, справедливый, хочет стать юристом. Без грамотного юриста построить правовое государство невозможно». Выбранный занимает место на острове. Следующий выбор производит президент другого острова и т. д.

Когда президенты заселят свои острова, оставшиеся участники играют роль наблюдателей. Их задача наблюдать за тем, как строят свои взаимоотношения жители в совместной деятельности при решении поставленных задач в достижении цели.

Жители двух островов получают одинаковые задания. Они должны придумать:

Название государства, столицы;

Флаг;

Герб;

Выбрать песню, которая будет гимном;

Валюта;

Основные законы (5);

Климат;

Полезные ископаемые.

Жители островов под руководством президентов работают в течение 20 - 30 минут. Наблюдатели (каждый для себя) фиксируют основные моменты их взаимодействия на листе бумаги, разделенной пополам: +, -. Оцениваются поступки, способы и приемы взаимодействия, но не личности участников.

Обратить особое внимание на:

Четкость и обоснованность распределения обязанностей;

Руководство со стороны президента;

Умение договариваться позитивными приемами.

«Презентация государства». В течение 10 минут жители каждого острова представляют свое государство и доказывают, что оно лучшее, что именно их государство способно обеспечить каждому его члену жизнь, достойную человека.

После презентации каждый из наблюдателей самостоятельно выбирает остров и государство, где, на его взгляд, для жизнедеятельности человека созданы наиболее благоприятные условия. Каждый из наблюдателей обосновывает свой выбор. Побеждает то государство, в котором в конце игры больше жителей.

Игра заканчивается упражнением «Подарок Друзьям». Президенты «дарят» в подарок жителям соседнего государства рисунок на спине, предварительно нарисовав его графически на бумаге. Каждый житель рисует на спине впереди стоящего игрока то, что понял. Последний рисует на листе бумаги то, что ему передали, и сравнивает с рисунком президента. Если рисунки совпадают, значит, взаимопонимание между государствами достигнуто. Они не соперники, а друзья, готовые в любую минуту прийти друг другу на помощь. Плодотворного Вам сотрудничества, дорогие друзья!

Цели: содействовать процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Задачи: навыки командообразования, развитие навыков делового общения, умения договариваться, используя позитивные приемы; развитие саморегуляции, выработка и закрепление адекватных форм поведения и реагирования.

Тип урока:

Тренинговое занятие

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Н. Козлов. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997.

2. Т. Эксакусто. Практикум по групповой психокоррекции. Ростов-на- Дону, "Феникс", 2007.

Используемая методическая литература:

1. А. Реан, А. Кудашев, А. Баранов. Психология адаптации личности. Санкт-Петербург, "Прайм-Еврознак", 2006.

2. Л. Анн. Психологический тренинг с подростками. Издательский дом "Питер", 2003.

Используемое оборудование:

Материалы к игре: фломастеры – 2 пачки, ручки шариковые и альбомные листы по количеству игроков.

Презентации с релаксационной музыкой.

Краткое описание:

Психологическая игра для подростков 15 - 17 лет закрепит навыки позитивного делового общения, возможность проявить свои лидерские способности.


Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие – мы совершим путешествие на необитаемый остров.

Как вы думаете, какие качества необходимы человеку, чтобы выжить в условиях острова?

Как вы думаете, лучше на острове находится одному или с командой и где будет шанс больше выжить?

Какие чувства испытает человек, если он окажется на острове один?

Для того, чтобы выжить в экстремальных условиях человек должен научиться действовать сообща, прислушиваться к другим людям, сотрудничать, приходить на помощь, уметь договариваться и принимать решения в экстремальных условиях, и если понадобиться – то и в кратчайшие сроки. Вот сегодня мы и посмотрим, как мы умеем взаимодействовать и подчиняться мнению большинства. Для этого мы сначала потренируемся, что в дальнейшем поможет нам при работе.

Давайте сейчас вспомним правила работы в группе:

Правила групповой работы:

  1. Слушай внимательно все выступления.
  2. Не критикуй высказанные идеи.
  3. Не перебивай выступающего, соблюдай тишину.
  4. Не стесняйся высказывать свое мнение, самое простое предложение часто бывает гениальным.
  5. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  6. Соблюдай личные права членов группы:
  1. право отстаивать свою точку зрения;
  2. право выдвигать идеи;
  3. право на обдумывание;
  4. право на пересмотр, уточнение своей позиции, на выдвижение нового предложения.
  1. Не обижайся.
  2. Будь доброжелательны.
  3. Каждый член группы несет ответственность за результативность работы группы. Успех и неудачу делим поровну

1 упражнение: ПОЖЕЛАНИЕ

Все играющие садятся в круг:

Инструкция: "Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день".

2 упражнение «Встать по числу, по цвету волос, по размеру ноги, по величине ладони, по размеру обуви…) » (психогимнастическое упражнение, тренер использует по своему усмотрению)

Все участники садятся по кругу.

Инструкция: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга».

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Вот мы с вами и готовы отправится на наш необитаемый остров. Предлагаю вам сейчас закрыть глаза, сесть по удобнее и попытаться представить себе то место, куда мы сейчас мысленно с вами перенесемся.

(Приложение №1)

Презентация «Море» с релаксационной музыкой –

на фоне музыки звучат слова ведущего.

Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие на необитаемые острова. Каким будет это путешествие, зависит только от Вас. Нас ждут два острова, «Банановый» и «Кокосовый», которые мы должны будем заселить и сделать жизнь его обитателей безопасной, достойной и интересной.

И так, на необитаемые острова отправляются первые его обитатели – президенты будущих островных государств.

Среди участников проводится жеребьевка.

Кто вытащил фишку с написанными на ней буквами «ПБ», тот президент Бананового острова, «ПК» - Кокосового. Президенты отправляются на «острова».

Как чувствуют себя президенты наедине с собой неповторимым?

(президенты описывают свои ощущения).

Как долго Вы можете оставаться в одиночестве?

И так, настало то время, когда Вам захотелось пообщаться, повеселиться, заняться общим полезным делом, показать свои способности. Президенты должны заселить свои острова народом так, чтобы получилось полноценное общество, способное создать каждому его члену условия для успешной и достойной жизни. Выбор производится из оставшихся участников игры по очереди. Начинает тот президент, который первый устал от одиночества. Делая выбор каждый из президентов должен его обосновать. Например: «Я выбираю Афанасьева А., так как он ведет здоровый образ жизни, человек ответственный, справедливый, хочет стать юристом. Без грамотного юриста построить правовое государство невозможно». Выбранный занимает место на острове. Следующий выбор производит президент другого острова и т. д.

Когда президенты заселят свои острова, оставшиеся участники играют роль наблюдателей. Их задача наблюдать за тем, как строят свои взаимоотношения жители в совместной деятельности при решении поставленных задач в достижении цели.

Жители двух островов получают одинаковые задания. Они должны придумать:

- название государства, столицы;

Флаг;

Герб;

Выбрать песню, которая будет гимном;

Валюта;

Основные законы (5);

Климат;

Полезные ископаемые;

Чем будут заниматься жители вашего острова.

Жители островов под руководством президентов работают в течение 15 – 20 минут.

Наблюдатели(если они есть) (каждый для себя) фиксируют основные моменты их взаимодействия на листе бумаги, разделенной пополам: +, -. Оцениваются поступки, способы и приемы взаимодействия, но не личности участников.

Обратить особое внимание на:

Четкость и обоснованность распределения обязанностей;

Руководство со стороны президента;

Умение договариваться позитивными приемами.

- (Это проговаривается, если команды не укладываются по времени - Вдалеке показалось судно, которое приближается к вашему острову – это ваш последний шанс вернуться домой! Если вы поторопитесь, то капитан судна вас примет на борт своего корабля)

«Презентация государства». В течение 3- 5 минут жители каждого острова представляют свое государство и доказывают, что оно лучшее, что именно их государство способно обеспечить каждому его члену жизнь, достойную человека.

Данная игра была разработана для группы подростков в возрасте 12-15 лет с девиантным поведением, проходивших курс социальной адаптации в центре защиты прав несовершеннолетних “Душа”. В ней принимали участие педагоги, непосредственно работающие с подростками. К началу проведения игры участники были знакомы друг с другом примерно месяц.

В основу игры вошли элементы и принципы, используемые при проведении тренинга “Веревочный курс”. Особенностями этого тренинга является использование физических способностей человека для развития определенных психологических качеств, включение туристских препятствий, акцент делается на работе всей команды, особое внимание уделяется соблюдению техники безопасности. Каждое задание имеет свою легенду, которую рассказывает ведущий перед его прохождением. После выполнения каждого задания происходит его обсуждение.

В отечественной литературе часть подобных тренинговых упражнений впервые описана А.Лутошкиным, за рубежом в основе аналогичных программ лежит “Outdoor Ropes Course” – экстремальный курс американского психолога Карла Ронке . В основу упражнений использованных нами в игре легли материалы, представленные в списке литературы.

Цель игры: сплочение группы, обучение командной работе и умению брать на себя ответственность.

  1. Подготовка площадки для проведения игры (совместно с подростками).
  2. Знакомство участников с правилами игры.
  3. Проведение этапов игры на сплочение участников.
  4. Обсуждение каждого этапа с участниками.

Целевая группа: подростки и взрослые, количество участников – 12 человек.

Продолжительность: 1-1,5 часа

Используемые материалы: веревки, карабины и страховочная система (используемые в туризме), палатка, туристские коврики, теннисные мячи, веревочная лестница, воздушные шары, шоколад, лыжные палки, шарф или платок, три небольшие доски 30х30см.

План игры

Обсуждение правил игры

1.Предэтап
1.1 Гнездо с “золотыми” яйцами
1.2 Путешествие на корабле

2.Основная часть игры
2.1 Легенда – “Поляна разговоров”
2.2 “Лабиринт”
2.3 “Убежище”
2.4 “Паутинка”
2.5 “Сигнал о спасении”
2.6 “Болото”

3.Завершение занятия

Предварительная подготовка к игре:

До проведения игры педагоги совместно с подростками на территории учреждения подготовили специально оборудованную площадку (ограниченная территория, которая может быть обозначена с помощью ярких меток), включающую в себя:

  • место для обсуждения “Поляна разговоров” – три сколоченные скамейки, поставленные полукругом;
  • веревочная лестница, закрепленная на турнике и натянутая под углом 45 градусов по отношению к земле;
  • место для переправы – веревка, натянутая между деревом (на высоте 5-6 метров) и вколоченным столбом (2 м);
  • место для проведения игры “паутина” – вертикальная паутина из веревок, имеющая минимум 12 ячеек, натягивается между двух столбов, в которые может пролезть участника (примерный размер 0,8х0,2м, утончается в зависимости от габаритов участников). Нижняя веревка паутины натягивается на высоте 1 м над землей.
  • обозначенный с помощью ярких веревок “лабиринт”;
  • сколоченная деревянная площадка размером 1,5 м х 1,5 м

Ход игры

Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущие озвучивают участникам цель проводимой с ними игры и правила, которые они должны соблюдать.

Обсуждение правил игры:

  1. Время на подготовку задания не ограничено, разрешается в этот период разговаривать.
  2. Выполнение задания начинается после того, как вся группа говорит: “Мы готовы”.
  3. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть один участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.
  4. Во время самого выполнения задания все участники должны молчать, если кто-то начинает говорить, группа возвращается на исходную позицию.
  5. Если кто-либо из участников не может выполнить задание, команда может его откупить за счет бонусов, полученных на предэтапе.
  6. Если команда после нескольких попыток не справляется с заданием, участники могут отказаться от выполнения только в том случае, если вся группа говорит: “Мы сдаемся”.

1. Предэтап:

1.1. “Гнездо с золотыми яйцами”

Легенда: Вы – команда путешественников, которая собралась в далекое плавание. Но прежде чем отправиться в дорогу, Вам необходимо запастись золотом, для этого Вам всей командой необходимо добыть “золотые яйца” (бонусы, которые в дальнейшем вам пригодятся для выкупа предметов или участников).

Задание: Каждый участник должен залезть по веревочной лестнице до гнезда с “золотыми

яйцами” (корзинки с теннисными мячами, подвешанной к турнику). Каждый участник может взять только одно “яйцо”. Те, кто падают, прекращают выполнение задания. Команда может помогать участнику, придерживая веревочную лестницу с разных сторон.

1.2. “Путешествие на корабле”

Легенда: Итак, Вы заработали свое сокровище, а теперь отправляетесь в дальнее плавание, к неизвестным землям.

Задание: Участники всей командой должны уместиться в два обруча, связанных между собой в одном месте – это условный корабль, и отправляются в дорогу – начинают передвигаться в обручах до определенного обозначенного места.

Ближе к обозначенной границе участникам дается дополнение к легенде: “Команда в процессе плавания потерпела кораблекрушение и попала на необитаемый остров”. Участники оставляют свой “корабль” (обручи) и отводятся ведущими на “Поляну разговоров” (место для обсуждения) на территории “острова” (обозначенная территория).

2.Основная часть игры:

2.1. “Поляна разговоров” (в дальнейшем все обсуждения ведутся в данном месте)

Легенда: Вы попали на необитаемый остров. Корабль, на котором вы путешествовали, разбился о скалы, но сохранились “золотые яйца”, добытые перед путешествием. Ваша задача выжить: пройти испытания и спастись. На острове могут находиться люди – аборигены, у которых, возможно, что-то придется покупать или обменивать. Впереди вас ждут ситуации, в которых вы должны показать свои умения работать в группе и помогать друг другу.

2.2. “Лабиринт”

Легенда: Один из участников группы, когда спасался с тонущего корабля, выбрался на берег в очень опасном месте, он запутался в ядовитых лианах (лабиринт) и от их яда он временно перестал видеть (у участника завязаны глаза). Вы узнали об этом, когда стали собираться вместе, теперь Вы хотите его спасти.

Задание: Команде необходимо вывести участника из лабиринта так, чтобы он не задел лианы (веревки), не поранился. Если он задевает ограничения, то возвращается в точку начала движения. Члены команды выстраиваются по периметру лабиринта. Выводить своего участника из лабиринта они должны с помощью слов, причем, один участник говорит только одно слово, ему повторять 2 раза подряд одно и то же слово запрещено. Когда один участник говорит, другие молчат, в том числе, участник с завязанными глазами. В случае нарушения правила, выполнение задания повторяется. Члены команды могут взаимодействовать с помощью невербальных средств общения (участникам дается время для того, чтобы они сами могли догадаться об этом).

2.3. “Убежище”

Легенда: На острове наступает ночь, становится темно и холодно. Команде необходимо соорудить для себя убежище, но у Вас ничего не осталось после кораблекрушения. Пока Вы обсуждали как быть, появились, откуда не возьмись, аборигены. Они готовы обменять полезные для Вас вещи (которые в том числе подобрали после вашего кораблекрушения) на Ваши “золотые яйца”.

Задание: Команде необходимо решить, на что именно они обменяют свои бонусы (на выбор: коврики – 1яйцо, тент – 4, палатка – 9, лыжные палки – 1 яйцо/штука). Завершив сооружение убежища на деревянном настиле, команда должна полностью в нем поместиться и просидеть там 3 минуты так, чтобы оно не разрушилось.

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием? Легко ли было принять решение?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

2.4. “Паутинка”

Легенда: На острове наступил день, теперь участникам необходимо добыть еду для всей команды. Еда находится в некотором месте, вход в которое перекрыл паук ядовитой паутиной.

Задание: Вам необходимо добыть еду, перебравшись всей командой на другую сторону паутины. В паутине есть ячейки, через которые можно пролезть, но эти ячейки нельзя использовать повторно, то есть каждый участник должен пролезть через свою ячейку. Паутину (веревки) задевать нельзя. Если кто-либо из участников ошибается, вся команда начинает прохождение этапа сначала. Кого-то из участников можно откупить за 2 золотых яйца, в случае, если он не может справиться. Откупленный участник может помогать остальным. Пройдя этап, команда получает еду (2 шоколадки).

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

2.5. “Сигнал о спасении”

Легенда: В дали океана вдруг появляется нечто похожее на корабль, необходимо подать сигнал о том, что вы на этом острове. На вашем корабле был сигнальный мешок, возможно, после крушения его вынесло на берег. Вся команда идет на поиски этого мешка и находит его на высоком дереве. Теперь задача команды – подать сигнал о спасении.

Задание: От самого высокого дерева до бревна протянута лиана (веревка). По этой лиане (веревке) один из участников (его выбирает команда) должен проползти до мешочка, подвешенного на дереве и взять его. Участник с помощью ведущих надевает страховочную систему, перчатки на руки, с помощью карабина закрепляется на веревке и, помогая себе руками и ногами, ползет вверх до сигнального мешка. К страховочной системе прикреплена еще одна веревка, конец которой находится у остальных участников. После того, как мешочек добыт, команда помогает этому участнику вернуться назад с помощью второй свободной веревки. В мешочке находятся сигнальные шары, которые вся команда надувает за 2 минуты. Затем нужно закрепить сигнальные шары на верхушке бревна.

При выполнении данного упражнения участники могут разговаривать.

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Чем вы руководствовались, когда выбирали человека, который выполнит задание?

2.6. “Болото”

Легенда: Сигнал был подан, люди на корабле его увидели и приблизились к острову, теперь их хорошо можно рассмотреть. Но на пути от острова к кораблю есть преграда – болото, через которое корабль пройти не может, переплыть его вплавь тоже нельзя.

Задание: Задача команды преодолеть болото, используя три кочки. Условия: в болото наступать нельзя, кочку пустой оставлять запрещено – иначе она утонет, перейти должна вся команда. Задание выполняется молча. Как только все участники преодолели болото – команда спасена.

3. Завершение занятия:

Легенда: Команда справилась с испытаниями, все добрались до борта корабля и были спасены.

После выполнения весь заданий команда снова собирается на “Поляне разговоров” для подведения итогов.

Примерные вопросы ведущих: “Что вы узнали о себе во время этой игры?”, “Что поняли о своих действиях как группы, команды?”, “Как то, что вы узнали здесь, соотносится с тем, как вы действовали в других областях вашей жизни – дома, в школе, на работе?”

Литература:

  1. Бурмако Е.П., Уймановой Е.А. “Веревочный курс” (разработан американской фирмой Barron Adventures), г. Владивосток.
  2. Клименко Н.Г. Сборник методических материалов в помощь организаторам инициативного веревочного курса, “ОРЛЕНОК” – 1999.
  3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Москва. Просвещение, 1986.
  4. Савинов Д.В., Фоменко Т.С., Иванов С.В., Щур К.Ю., Кривенко А.В., Стеценко А.А. Веревочный курс: от простого к сложному. Эффективные инструменты работы с персоналом 2008 г.
  5. Упражнения ВК. Экстремальный Курс Командообразования. 2008 –