У лукоморья дуб зеленый продолжай. Александр Пушкин — У лукоморья дуб зеленый: Стих


На днях внучка пропела детскую песенку, переделанную на современный лад. Посмеялась и вспомнила, что в школьные годы тоже читали переделанные строки Пушкина из «Руслана и Людмилы».

У Лукоморья дуб срубили,
Кота на мясо изрубили
Русалку в бочку посадили
В водохранилище свезли.

Там на неведомых дорожках
Уже давно растет картошка.
Там ступа с Бабою Ягой
Нахально лезет за мукой.

А Леший там по рынку бродит
И спекуляцию разводить …
Далее не помню…

Не беда, набираю в интернете начальные слова… И, о чудо, вываливается большое количество переделанных стихов. Как оказалось, народное творчество неистребимо. Систематизировала переделанные стихи примерно по годам. И вот что получилось:


Это народный эпос 1930-х годов.

У Лукоморья дуб срубили,
Златую цепь в Торгсин снесли,
Кота в котлеты изрубили,
Русалку паспорта лишили,
А лешего сослали в Соловки.

Из курьих ножек суп сварили,
В избушку три семьи вселили.
Там нет зверей, там люди в клетке,
Над клеткою звезда горит,

О достиженьях пятилетки
Им Сталин сказки говорит.



Лихие 90-е

У лукоморья новый русский,
Златая цепь на русском том,
Пиджак малиновый французский,
И телефон мобильный в нем;

А в “Мерседесе” телик “Сони”,
В “Фольксвагене-пассат” – второй...
Там чудеса: там вор в законе
Живет на воле, как герой;

Там на невиданных тусовках
Следы невиданных зарплат;
Красотка там в одних кроссовках
Свой демонстрирует фасад;

Там стадионы шмоток полны,
Там на заре прихлынут волны
Торговцев темных и лихих,
И взвод омоновцев проворных,
С оружием и в масках черных,
Укладывает наземь их.

Там рэкетир, лишенный дани,
Пленяет хитрого дельца;
Там бизнесмен с министром в бане
По воле крестного отца
Доводят сделку до конца;

Путана там подстилкой служит,
А бравый мент бомжа утюжит;
Там киллер, что не лыком шит,
Средь бела дня свой суд вершит.
Там склад горит, там взрыв как жахнет!

Там русский дух...



Конец 90-х

У Лукоморья пень огромный
Стоит который год.
На нём облезлый и голодный
Свернувшись, дремлет черный кот.

Спилили дуб, однажды утром
Пустили на дрова.
Коммерция довольно круто
Качает здесь свои права.

А цепь златую за валюту
Продали за кордон.
Бедняга кот вздремнул минуту
И вот без злато- цепи он.

Русалку быстро окрутили
Устроив в стриптиз – бар.
И с этой сделки воротилы
Имеют свой большой навар.

Блестят на море пятна нефти
И тридцать три богатыря
Уж не отважатся до смерти
Дозором выйти на моря.

Куда ни глянь, витало чудо
В былые времена,
Теперь сбежали все отсюда,
Избушка не видна.

Яга за вход, в кооптуалете
С нас денежки берёт.
И сказки нет уже на свете,
Никто её теперь не ждёт.



Начало XXI века

У лукоморья дуб зелёный
Есть интернет на дубе том
Там виснет в аське кот учёный
Отбросив песни на потом.

Там на неведомых дорожках
Отлично ловит Мегафон
Там в бочке с мёдом Старый мельник
По морю мчится как Гвидон.

Царевна СМС всем пишет
А серый волк свой плеер ищет.
Там царь кощей на сайте чахнет
Там чудный дух там Ролтон пахнет.

У лукоморья город чудный,
Ему уже за восемьсот.
Там днем и ночью кот приблудный
Русалок вдоль дорог пасет.

Там вовсе нет дубов зеленых,
Зато у оживленных трасс
Стоят в тени дубы в погонах
И зелень требуют от нас.

Там на журнальных на обложках
Баба-яга на курьих ножках –
Коль заплатила миллион,
Теперь она секс-эталон.

Там по двое юристы бродят
И делят власть напополам,
То песнь фальшивую заводят,
То сказки сказывают нам.

Ворюги там живут, не тужат,
Им прокуроры верно служат.
Чиновник там пред всем народом
Капусту рубит мимоходом.

Там олигарх над златом чахнет.
Там Русью даже и не пахнет.
Там мед хоть из казны течет,
Но нам не попадает в рот.



Начало … века…

У лукоморья нету дуба
Там нет цепей и нет кота
Он не мяукает рассказов
Не говорит он никогда

Он кот как кот: усы и лапы
Там не творятся чудеса
А витязей, что так прекрасны
Всего лишь выдумала я

Там нет кощеев и русалок
И сундука со златом нет
Тот леший был главой из сказок
Но и его в живых уж нет.

Избушки нет, увы, лишь лапки
Что обглодало то зверьё
Следы чьи так провозглашал ты
Когда метал в них же копьё

А королевич шёл к девице
Которой волк любил служить
Но мы оставим вне страницы
То, что имело место быть

Там не была, мёд не пила
Но что хотела вам сказать...
Не верьте в сказки, силы зла
Всё ж не захватят мир,
у них не будет власть.


У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Стихотворение Пушкина у лукоморья дуб зеленый было задумано как вступление к поэме «Руслан и Людмила», работу над которой он начал в 1817 году, будучи еще молодым лицеистом. Первый выход литературного детища был представлен без строф об ученом коте. Идея о нем пришла Александру Сергеевичу немного позже. Только в 1828 году, когда поэма вышла новым тиражом, читатель познакомился с необычным стихотворным вступлением. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, более приближенным к астрофическому. В то время, именно такой стиль написания был присущ стихотворным формам.

Мысли о сказочных персонажах, о волшебном дубе пришли автору не случайно. Его няня Арина Родионовна знала огромное количество сказок, которыми делилась со своим воспитанником. Что-то подобное он услышал именно от нее.

35 волшебных строк по сей день привлекают литературных критиков и исследователей пушкинского наследия. Они пытаются разгадать загадку о том, действительно ли существовала земля под названием Лукоморье. Некоторые пришли к выводу, что такие территории действительно существовали на картах Западной Европы в 16 столетии. Это была местность в Сибири, по одну из сторон реки Обь. Пушкина всегда влекла история. В его творчестве часто упоминаются давние названия городов, деревень. Он напоминает современникам о том, что наши корни уходят в далекое прошлое, и о них забывать нельзя.

Литературный анализ стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…»

Я начала свою работу над проектом с того, что решила провести литературный анализ стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…» - отрывка из поэмы «Руслан и Людмила», который все знают с детства. Читая эти строки, невольно представляешь себя в мире сказок, в мире сказочных персонажей.

« У Лукоморья дуб зеленый…» так начинается повествование, в ходе которого представляется морской залив, на берегу – столетний дуб, опоясанный златой цепью. По цепи ходит «кот ученый», который «песнь заводит». Первая строфа небольшая, но очень значимая, потому что она, как врата открывает нам вход в сказочный мир поэмы. Читатель жаждет продолжения, ему интересно узнать, какие необыкновенные герои обитают в этой сказочной стране.

Чудеса… Какая сказка без чудес? Леший, русалка, невиданные звери…

Вторая строфа рассказывает нам о чудесах, которые ждут на «неведомых дорожках». Почему «неведомых», наверно, автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомы? Но это сказка! Дорожки могут вести неизвестно куда, а могут быть просто незнакомы для читателя, так как он впервые попал на них. Нас ждут следы «невиданных зверей», то есть которых мы никогда не видели. Приключения начинаются с момента встречи с избушкой на курьих ножках, которая стоит без окон и без дверей. Кто живет в этой загадочной избушке? Конечно, Баба-Яга. Как она попадает в избушку? Ответ прост: с помощью волшебства, поэтому ей не нужны ни окна, ни двери.

В третьей строфе автор перед нами рисует красоту русской природы, говоря о лесе, о доле и о том, что они полны «видений». Может быть, речь шла о видах – пейзажах. Что это за видения? Видения, значит, их не видали, не знали, и, попав в эту сказку, мы можем узнать, сколько интересного нас ждет в пути.

Заря, морской прибой, волны, набегающие на пустой берег – все это лишь начало. И вот из вод чередой, друг за другом, выходят тридцать витязей прекрасных, а с ними их воевода в тяжелых доспехах с копьем в руках. Зачем они появились? Что охраняют? Эти воины защищают Родину даже в сказке! На русскую землю всегда нападал враг, хотел истребить православный народ, покорить Русь. Это храброе воинством охраняет сказку от не прошеных гостей.

В четвертой строфе события стремительно разворачиваются. На русскую народную сказку посягают и злой царь, и всемогущий колдун. На помощь к нам приходит королевич, который борется со злым царем, и настоящий богатырь, который держит колдуна и не дает ему творить зло перед народом. Дальше мы попадаем в темницу к царевне. Можно предположить, что ее хотят насильно выдать замуж за нелюбимого. Но царевна тверда в своем решении, и ей преданно служит серый волк, исполняет все приказы. Затем неведомая дорожка приводит нас к Бабе-Яге. Горбатая, с длинным носом, в лохмотьях, она водит руками над своей ступой, произнося заклинание. Ее ступа «идет, бредет сама собой» и приводит нас к Кощею Бессмертному. Худой, бледный с зеленоватым оттенком лица он склонился над своим сундуком с богатством и трясущимися руками загребает его, боясь, что кто-нибудь может его отнять. Для него это будет конец, так как думаю, что Кощей тогда потеряет смысл своей жизни.

А в чем смысл жизни русского человека? В чем загадка русского духа? Звон колоколов, запах печки в деревни, тройка лошадей, которая бежит по заснеженной дороге, большая семья за столом – все это история, традиция, культура русского народа, которую так бережно передал автор в своем стихотворении. Русский дух!

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Анализ стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» Пушкина

«У лукоморья дуб зеленый…» — строки, знакомые каждому с детства. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Поэма «Руслан и Людмила» была закончена Пушкиным в 1820 г., но вступление он дописал в 1825 г. в Михайловском. За его основу поэт взял присказку Арины Родионовны.

Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.

Пушкин начинает свою поэму описанием таинственного лукоморья – загадочной местности, где возможны любые чудеса. «Кот ученый» символизирует древнего автора-сказителя, который знает невероятное количество сказок и песен. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и пока еще неодушевленная избушка на курьих ножках.

Постепенно перед читателем возникают и более значимые герои. Среди неясных видений появляются могучие «тридцать витязей» во главе с Черномором, символизирующие военную силу русского народа. Главные положительные персонажи (королевич, богатырь, царевна) пока еще безымянны. Они являются собирательными образами, которым предстоит воплотиться в конкретной сказке. Завершают волшебную картину основные отрицательные персонажи – Баба-Яга и Кащей Бессмертный, олицетворяющие зло и несправедливость.

Пушкин подчеркивает, что весь этот волшебный мир имеет национальные корни. Он непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события (подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости) являются отражением реальной жизни. Сказки – это не только выдуманные для развлечения истории. Они по своему освещают действительность и помогают человеку различать добро и зло.

У Лукоморья дуб зеленый – поэтическое вступление ко всемирно известной поэме Руслан и Людмила, вышедшей из-под авторского пера легендарного А.С. Пушкина. Читать пролог весьма занимательно, ведь эти строки – истинная квинтэссенция русских детских сказок. Здесь собраны практически все полюбившиеся герои народных сюжетов для детей: русалки, лешие, колдуны, Кащей и хитрющая Баба Яга. Сказка У Лукоморья дуб зеленый рассчитана на более искушенного слушателя – лет четырех-шести. Но даже малышам можно предложить это прекрасное произведение, ведь создано оно в лирической стихотворной форме, которая близка малютке своей ритмичной природой. Если ребенку понравится читать сказку У Лукоморья дуб зеленый онлайн – можете предложить ему познакомится с нетленной поэмой целиком.

Поэтические особенности сказки У Лукоморья дуб зеленый.

Текст сказки У Лукоморья дуб зеленый переносит малыша в сказочное пространство. Каким образом? Автор много раз употребляет слово ТАМ – и кроха начинает верить, что где-то ТАМ в фантазийном мире происходят чудесные события, прикоснуться к которым может каждый, кто слушает волшебную историю. Даже слова, использованные автором, способствуют созданию сказочной атмосферы. Невиданные звери и неведомые дорожки сопровождают ребенка в царство сказки. Строки поэмы непременно подстегнут неутомимое детское воображение.

на фото мозаика в московском метро на станции Киевская

Плагиат и подлинники на моей странице на сайте ТВОРЧЕСТВО ДЛЯ ВСЕХ. ПОДРОБНО.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.

***
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!"
Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят.
Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится.
А.С. Пушкин

Как известно, поэт должен быть голодным, что бы писать приличные стихотворения. Поэтому, царь Александра Сергеевича не кормил, всё время в ссылку, да в ссылку. За хорошие дела. Ничего не оставалось поэту делать, как питаться тем, что под руку попадалось; где - гриб сорвёт, где - земляничку, где - цветы фиалок вкусит. Не часто, но на неведомых дорожках ему попадались желуди. Как известно, желуди созревают осенью: "Прекрасная пора - очей очарование, приятна мне твоя печальная краса"... В ту пору, дубы на Руси встречались всё же, крайне редко.
Именно поэтому, в руках поэта всегда были ведро и заступ. На каждом привале он спрашивал у местных жителей, есть ли в их поселении дуб, и если слышал отрицательный ответ, то радовался до слёз и брался за заступ, чтобы посадить жёлудь, принесённый им из далёких краёв.

Прошло сто лет; и в каждом селе, городе, деревне, да и на каждой улице росло по дубу, в тени которого ходили коты, а любимым занятием горожан, стали экскурсионные поездки на автобусах, от одного дуба к другому. Они собирали желуди, валявшиеся без всякой надобности, (ибо, хорошие поэты к тому времени перевелись), засушивали дубовые листья в страницах книг классика, заваривали кофе из них, и рассказывали на пыльных дорогах о тех дубах, которые им довелось повстречать. Особой популярностью пользовалась легенда о двух дубах в Бессарабии. Один - многовековой, второй - средневековый. По народному преданию, старший был посажен самим праотцом Авраамом, и потому, он был такой мудрый и рослый.
Но, увы, современная наука, в корне опровергла это поверье. Ученые установили, что оба дуба были посажены именно Пушкиным: Первый,- в период написания им поэмы "Руслан и Людмила", Второй, - при работе над "Евгением Онегиным". Но не в этом соль "туристической" легенды. Дело в том, что когда известный молдавский пушкинист решил впервые поведать об этом народу, он приехал вместе с очередной экскурсией к двум дубам и после привычного текста, сообщил собравшимся о новом научном открытии... И тут случилось невероятное! Прямо с безоблачного неба сошла молния и разбила крону "многовекового" дерева. Тем самым, само Провидение поставило точку в этом научном вопросе, оставив Руси только А.С. Пушкина.

***
А теперь я хочу рассказать о себе: Когда мне было лет четырнадцать, меня часто возили в санатории и Дома отдыха. Однажды, мой папа достал путевку нам с бабушкой в "Архангельское", в котором любил отдыхать наш великий русский певец и актер Лазарь Йосифовеч Вайсбен.
Нам выделили маленькую комнатку, но уютную. С утра мы разбирали вещи, потом ходили на обед, потом - на полдник, где дают большую булку с чаем, а вечером нас ознакомили с историей усадьбы.
Я очень хорошо запомнила, как группу отдыхающих собрали у дуба. Дуб был огромный, красивый, как в книжках рисуют баобаб.
Не успела экскурсовод начать рассказывать, я уже знала, что речь пойдёт о Пушкине. Потому, что мы, действительно, часто отдыхали в разных уголках России, и там, где у здания странной усадьбы дворян, отданной в СССР под санаторий, рос дуб, - местный экскурсовод всегда рассказывал о Лукоморье: "Там чудеса, там леший бродит...", - произнесла экскурсовод. Бабушка закатила глаза, смотря на небо сквозь крону дуба, но промолчала и тихонечко показала мне кулак. Я вздохнула и терпеливо ждала конца рассказа, о том, как Пушкин в очередной раз посадил дуб. Но как только экскурсовод умолкла, я встала рядом с ней, и взяв себя в руки, громко спросила: "А где золотая цепь и кот?". Экскурсовод вытаращила на меня глаза и строгим голосом сказала: "Девочка, иди к маме". Я обиделась, стала красной, как рак и собралась заплакать, что ли...? Толпа не вынесла слез ребенка и какой-то старенький дяденька мне стал объяснять, что коты столько не живут, а цепь пропала в годы войны. Тут экскурсовод заверещала: "Да, как Вы смеете!..." И оборвалась, потому что я начала сначала тихо, а потом всё громче и громче читать:
"У Лукоморья дуб зеленый. Золотая цепь на дубе том...". Отдыхающих всё прибывало и они радостно сообща вспоминали из какой сказки девочка в бантиках и нарядном платье читает эти строки.
Закончив стих на строчке?: "Там ступа с бабою-Ягой идет-бредет сама собой...", я развернулась к экскурсоводу и сказала: "Вы старая Яга, а Пушкин не
сажал этот дуб. Только людям голову морочите".
И тут... Мне все зааплодировали!
Вот тогда я и поняла, что стану известной. "Там русский дух. Там Русью пахнет", - сказала я еще раз. И побежала играть в классики, выбрав, когда выросла, себе однажды псевдоним - Городская Белка, потому, что та нехило "загребает" изумруды. Не с дуба же рухнула!