Условные обозначения зубной формулы. Правила заполнения зубной формулы. МОD - медиально-окклюзионно-дистальная полость, т.е. размещенная на жевательной, медиальной и дистальной контактных поверхностях коронки зуба

Зубы человека являются единственными органами, которые не подлежат восстановлению, их состояние играет важную роль в пищеварительном процессе.

Вредные привычки ускоряют процесс разрушения и становятся причиной для частого посещения специалиста.

Приходя на прием, пациент часто не может понять, о чем говорит врач, поскольку в стоматологии повсеместно используются формулы, предназначенные для наименования каждого типа зубов.

Типы зубов

Зубная система человека принадлежит к гетеродонтному типу. В соответствии с нормой насчитывается 32 зуба, но их количество может равняться и 28. У каждого есть свое предназначение. Стоматологические формулы помогают распределить коренные отростки по группам, основываясь на их форму, местоположение, назначение.

Подобная нумерация существенно облегчает работу специалистов. Для постоянных и созданы различные условные выражения (формулы), немного схожие по систематике построения.

Понять стоматолога не так сложно, достаточно разобраться в зубной формуле и запомнить её схему.

Ряды из зубных коронок представляют собой дуги, расположенные на верхней и нижней челюсти, состоящие из:

  • 4 (2 боковых, 2 центральных);
  • 6 (возможно 4).

Если говорить о молярах, их число может равняться четырём, что соответствует норме. Молярные зубы мудрости считаются дефектом и удаляются. Как говорят стоматологи, это пережиток прошлого времени. У древних людей они были незаменимы для перемалывания жесткой пищи, форма челюсти позволяла без проблем им прорезываться.

Видео об анатомии зубов:

До трёх-четырёх лет у малышей количество зубов ограничивается двадцатью. Их стартует примерно с полугода.

Выполняемые функции идентичны постоянным, при этом зубки отличаются характерными особенностями:

  • они гораздо меньше по размеру, обладают нежным, голубоватым оттенком;
  • дентин развит не так сильно, а пульпа заметно увеличена;
  • содержание минеральных соединений в эмали гораздо меньше.

Для подсчета необходимого количества зубов у малышей разного возраста создана обособленная формула:

N – нужное количество зубов
n – возраст ребёнка в месяцах

Например, 14 – 4 = 10 — в год и два месяца у ребенка будет 10 зубов. У такой системы есть существенный недостаток — ограниченный срок использования, после достижения двухлетнего возраста ребенком она уже не подходит.

Дуги у детей насчитывают десять зубов:

  • 4 резца – 2 боковых, 2 центральных;
  • 2 клыка;
  • 4 премоляра.

Разновидности зубных формул

При диагностировании болезней и проведении лечения в стоматологии используются специальные нумерации и обозначения коренных отростков для упрощения работы специалиста.

В таких формулах зубы могут обозначаться цифрами, символами или буквами.

Практикуются следующие системы:

  • универсальная порядковая, её другое название — американская буквенно-цифровая;
  • Зигмонди-Палмера;
  • Виола;
  • Хадерупа.

Все они актуальны, имеют свои отличия и успешно практикуются специалистами.

Универсальная (американская буквенно-цифровая)

Формула понятна для любого среднестатистического человека, не надо глубоко разбираться в медицине, чтобы её расшифровать.

Маркировка производится заглавными буквами, рядом отображается их количество на верхней и нижней дуге.

Цифры располагаются снизу и сверху, соответственно:

  1. I — резцы, в полном количестве 8 штук;
  2. C — клыки, 4 штуки;
  3. P — премоляры, 8 штук;
  4. M — большие коренные.

Детская формула изображается соответственно вышеуказанным обозначениям.

У ребёнка расчёт производится идентично. Единственная разница — отсутствие трёх пар моляров, и получается десять на одной дуге.

Формула Зигмонди-Палмера

Её создали ещё в 1876 году, но и сегодня широко используют в стоматологической практике. Она довольно легкая в чтении, её второе наименование — квадратно-цифровая. Костные образования маркируются последовательностью цифр от одного до восьми.

Насчитывается 32 зуба, для простоты в схеме проводится две условные линии по вертикали и горизонтали.

Каждая цифра обозначает четыре коренных отростка, расположенных параллельно друг другу на разных сторонах оси:

  • 1- центральные резцы;
  • 2 – боковые резцы;
  • 3 – клыки;
  • 4 и 5 – первые, вторые премоляры соответственно;
  • 6, 7, 8 – первые, вторые, третьи моляры соответственно.

Для различия расположения коронок используются символы — уголки.

Для молочных берутся римские цифры. Принцип остается тем же, единственная разница — отсутствие моляров.

Система Виола

Практикуется с 71 года прошлого столетия, рекомендована ВОЗ для практики в специализированных учебных заведениях.

Каждый отросток маркируется двумя цифрами. Первая, это квадрат местоположения зубов, их всего четыре. Счёт начинается слева направо и справа налево, беря начало от верхней дуги.

Расшифровывается это так:

  • Левая верхняя часть – 1, правая – 2;
  • Правая нижняя часть – 3; левая – 4.

Вторая цифра является порядковым номером зуба, отсчет ведется с единицы до восьми. Например, если болит 4 моляр на верхней челюсти справа, его номер соответствует 24. Расположенный слева аналогичный зуб имеет номер 14.

Формула, практикуемая для детей аналогична, но значения квадрантов берут начало с пяти.

Используя данную схему, важно знать основные принципы :

  1. С 6 года жизни у ребенка меняются верхние и нижние резцы, расположенные по центру — номера 51,61 и 81,71 на номера 11,21 и 41,31.
  2. Ближе к 9 годам меняются боковые резцы — 52, 62 и 82,72 на 12,22 и 42,32.
  3. К 10 годам вырастают клыки на нижней дуге.
  4. В 11 лет происходит замена верхних четверок.
  5. До 12 лет должна произойти замена верхних клыков, пятерок, нижних четверок, появляются премоляры.
  6. Возраст 12-13 лет отмечается как подростковый, к этому моменту полностью выпадают молочные моляры, на их месте вырастают моляры постоянные.

Формула Хадерупа

Разработана на основе системы Зигмонди-Палмера, отличие заключается в обозначении символом «+» верхней дуги и символом «-» нижней соответственно. Далее указывается номер отростка от одного до восьми.

Месторасположение знаков «+» и «-» может меняться, в зависимости от стороны расположения зубов (слева или права соответственно). Обозначения для детей немного отличаются, перед порядковым номером прописывается ноль.

Представленные системы имеют свои отличия, преимущества и недостатки. Так, например, универсальная формула неудобна для определения левой и правой стороны, это часто приводит к ошибкам в процессе лечения.

Подобная проблема может возникнуть и при использовании системы Хандерупа. Формула Зигмонди-Палмера практикуется и , для операций челюстно-лицевой части различных сложностей. В обычной диагностике и лечении велик шанс возникновения ошибок.

Оптимальным вариантом является система Виола. Она незаменима при диагностике различных заболеваний и их лечения.

Несмотря на все индивидуальные особенности каждого человека, расположение зубов и их название одинаково для всех. Это объясняется тем, что зубные элементы начинают формироваться еще задолго до появления на свет (примерно на 2-3 месяце эмбриогенеза), и при рождении у ребенка имеются все зубные зачатки, расположенные глубоко в челюсти.

У малышей старше двух лет в зубном ряду имеется 20 молочных зубов

Как у взрослых, так и у детей зубные ряды симметричны — верхняя и нижняя челюсть имеет одинаковое количество одноименных зубов (точкой отсчета при этом берется срединная линия лица).

В таблице приведен порядок расположения зубов и их правильное название.

Порядковый номер Молочные Постоянные
1 центральный резец центральный резец
2 боковой резец боковой резец
3 клык клык
4 первый моляр первый (малый) премоляр
5 второй моляр второй (малый) премоляр)
6 первый (большой) моляр
7 второй (большой) моляр
8 третий (большой) моляр

У взрослых количество постоянных зубов может варьировать от 28 до 32 (это зависит от того, прорезались ли «зубы мудрости» или нет)

Как видно из таблицы, у детей и взрослых совпадают названия и расположение лишь передних зубов (резцов и клыков). Задние (или «коренные») имеют существенные отличия.

Зачем необходима нумерация зубов?

Все зубы человека имеют свое определенное расположение по номерам. Но как понять на верхней или нижней челюсти он располагается, а также слева или справа? Можно пользоваться полными формулировками (например, первый постоянный моляр верхней челюсти справа) Но такие громоздкие названия создают определенные трудности для работы стоматологов и часто могут стать причиной ошибок, которые особенно опасны, если пациент идет на удаление больного зуба.

С целью оптимизации труда врачей и максимального упрощения обозначения номеров зубов и были придуманы специальные нумерации.

Схемы нумерации зубов в стоматологии

В настоящее время номера зубов в стоматологии систематизированы в соответствии с несколькими схемами:

  1. Универсальная система нумерации.
  2. Квадратно-цифровая или система Зигмонди-Палмера.
  3. Система Хадерупа.
  4. Американская нумерация или буквенно-цифровая система.
  5. Европейская нумерация Виола или система по ВОЗ.

Рассмотрим подробнее особенности каждой из них.

Универсальная система

В основе такой схемы нумерации лежит присвоение каждому постоянному зубу определенного номера от 1 до 32. В молочном прикусе каждому зубику соответствует своя буква. Подсчет в таком случае ведется с правой половины верхней челюсти по часовой стрелке от зуба мудрости.

Зубная формула постоянного комплекта по универсальной системе выглядит так:


Схема: номера постоянных зубов верхней и нижней челюсти

Молочные зубики маркируются по тому же принципу, но только с использованием букв латинского алфавита:


Система Зигмонди-Палмера

Такая нумерация является самой несовершенной, поскольку в ней по старому указываются зубы под номерами без более точного указания их локализации. При этом для постоянного комплекта используются арабские цифры от 1 и до 8, а при нумерации молочных применяют цифры римские (I-V).


Цифровая система не исключает ошибки при проведении диагностических или лечебных мероприятиях, поэтому, сегодня ею пользуются только врачи-ортодонты (например, при установке и маркировке брекетов) или челюстно-лицевые хирурги. И записи по ней в медицинской карте пациента делаются только на специальной схеме.

Система Хадерупа

Нумерация по системе Хадерупа также относится к цифровым. Для обозначения зубов взрослого человека применяются арабские цифры 1-8 со знаком плюс или минус перед ними. Знак «+» проставляется для нумерации верхних, а знак «-» для обозначения нижних.

Номера детских зубиков аналогично прописываются арабскими цифрами со знаками «+» или «-», но при этом спереди к ним приставляется цифра «0».

Неудобство такой системы заключается в необходимости указывать расположение зуба в левой или правой стороне на челюсти.

Американская буквенно-цифровая система

Такая нумерация широко распространена в США. Буквенно-цифровая система основана на присвоении каждой группе зубов буквенного значения (заглавные для постоянного комплекта, а прописные — для молочного), а также цифрового кода, который обозначает расположение зуба при правильном прикусе.

Буквенные значения зубов:

  • I (i) — постоянные (молочные) резцы;
  • С (с) — постоянные (молочные) клыки;
  • P — премоляры (в молочном прикусе отсутствуют);
  • M (m) — постоянные (молочные) моляры.

Американская нумерация также не учитывает лево- или правостороннее расположение зуба, что может вызывать определенные трудности.

Европейская международная нумерация Виола

На сегодняшний день — это самая новая и совершенная система нумерации зубов. Ее суть заключается в том, что челюсти разделяются на сегменты (по 2 сверху и снизу), каждому из которых присваивается свой номер. У взрослых используются цифровые значения 1-4, а у детей — 5-8. В результате каждый зуб получает двузначный номер, первая цифра которого обозначает определенный сегмент, а вторая — порядковый номер.


Удобство системы Виола заключается в отсутствии громоздких названий при точном указании расположения необходимого зуба и в минимальном риске ошибки. Такая нумерация незаменима при направлении пациента на рентген, а также при обозначении зубов на панорамном снимке.

Как определить номер зуба — практикуемся на примерах

Определить какие номера у зубов достаточно просто, необходимо лишь немного потренироваться на примерах.

Зуб номер 37 — это какой?

Незнающему человеку, который не знаком с системами нумераций в стоматологии, может показаться, что речь идет о лишних 5 зубах во рту. Но это не так. По системе Виола зубы с номерами, начинающимися на тройку, располагаются на нижней челюсти слева. А порядковому номеру 7 соответствует второй моляр. Значит 37-й зуб — это второй нижний моляр слева.

Какой номер соответствует верхнему правому зубу мудрости (восьмерка)?

В различных системах третий моляр будет обозначаться по-разному.

  • В универсальной числовой схеме — номер 1.
  • По схеме Зигмонди-Палмера — «верхняя правая восьмерка».
  • По системе Хадерупа — «+8 справа».
  • В американской схеме — «верхний М3 справа».
  • По системе Виола — цифрой 18.

У ребенка школьного возраста в зубной формуле написано, что рядом с 21 зубом располагается зуб 62. Как такое может быть?

У детей в 6-7 лет (реже в 8-9 лет) начинается смена молочных зубов. Поэтому во рту одновременно могут располагаться как зубы из временного комплекта, так и уже прорезавшиеся постоянные. В данной ситуации они пронумерованы по системе Виола, а их номера обозначают, что центральный верхний резец слева (номер 21) уже успел смениться на коренной зуб, а вот боковой резец еще из молочного прикуса (поэтому он маркируется под номером 62).

Нумерация при аномальном количестве зубов

Если у человека во рту располагается нормальное количество зубов, то их нумерация не вызывает затруднений и остается постоянной как в молодом возрасте, так и после 60 лет.

Если же некоторые зубы утеряны (например, вследствие различных заболеваний или аномалий развития), то в зубной формуле рядом с соответствующим номером просто указывается его отсутствие.

Но бывают заболевания зубной системы, для которых характерно увеличение количества зубов с атипичным их расположением. При таких вариантах использование любых схем нумерации затруднительно и чаще всего стоматологи отказываются от их использования. В этом случае в медицинскую документацию пациента вносится полная информация о количестве зубов, их описание и расположение.

Для определения принадлежности зуба существует несколько схем.

Схема Zsigmondy обозначает зубы постоянного прикуса арабскими цифрами по четырем квадрантам челюстей, начиная от срединной линии лица. Таким образом, формула постоянных зубов будет иметь вид:

Американская схема предусматривает порядковую нумерацию зубов по часовой стрелке, начиная с правого верхнего зуба мудрости, и заканчивается правым нижним зубом мудрости. Таким образом, первый правый моляр будет иметь номер 3, а первый левый моляр номер 14.

Схема FDI (Международной Федерации Стоматологов) и ВОЗ. По данной схеме каждый зуб имеет двух цифровое обозначение: первая цифра обозначает номер квадранта (начиная с правой верхней стороны), а вторая номер зуба в каждом квадранте (начиная со средней линии).

Постоянные зубы

Правая сторона Левая сторона
квадрант 1 квадрант 2
18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38
квадрант 4 квадрант 3

Временные зубы

Правая сторона Левая сторона
Квадрант 1 (5) Квадрант 2(6)
55 54 53 52 51 61 62 63 64 65
85 84 83 82 81 71 72 73 74 75
квадрант 4(8) квадрант 3(7)

Нумерация зубов в каждом квадранте начинается с центрального резца и заканчивается третьим моляром. Так же каждый квадрант верхней и нижней челюсти имеет цифровое обозначение, возрастание которого происходит по часовой стрелке. Временные зубы нумеруются по квадрантам 5,6,7,8.

Результаты осмотра зубных рядов записывают в формулу начиная с последнего моляра верхней челюсти справа, и заканчивая последним моляром нижней челюсти справа, т.е. в том же направлении как проводят осмотр зубных рядов.

Для записи итогов осмотра зубных рядов и отдельного зуба, существуют обозначения:

«О » – отсутствующий зуб, «С » – кариес, «П » – пломба, «Р » – пульпит, «Pt » – периодонтит, «R » – корень, «К » – коронка, «И » – искусственный зуб, «I, II, III » – степень подвижности зуба



Контрольные вопросы:

1. Что такое перкуссия? Сравнительная перкуссия?

2. Как проводится пальпация?

3. Зубная формула по ВОЗ.

4. Правила записи осмотра в зубной формуле.

5. Что такое карта стоматологического пациента?

Литература

1. Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов / под редакцией Э.А. Базикяна. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 3

2. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Е.Е. Боровского. – М: Медицинское информационное агентство, 2006. – С.

3. Практическая терапевтическая стоматология: Учебное пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕД пресс-информ, 2007. – С.


ТЕМА № 2

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕНТГЕНОГРАФИЯ, УЗИ, ЭОД, МИОГРАФИЯ, КТ, МРТ, ТЕПЛОВИЗИОГРАФИЯ.

Цель: изучить дополнительные методы обследования стоматологического больного: рентгенографию, термометрию, ЭОД.

Термометрия – метод основан на реакции пульпы зуба на температурные раздражители: холод и тепло. Термометрия может проводится с помощью холодной либо теплой воды, воздуха. Для определения реакции на горячее может использоваться плаггеры разогрева гуттаперчи.

Рентгенологическое обследование:

Плотные ткани поглощают рентгеновские лучи, мягкие – про-

Виды рентгенологического исследования:

· прицельные дентальные (внутриротовые) рентгенограммы (рис. 1);

Рисунок 1

· панорамные рентгенограммы;

· ортопантомограмма (рис.2);

Рисунок 2

· радиовизиоргаф (меньше доза, но меньше и разрешающая способность датчика).

Рентгенографические методы исследования позволяют определить:

· Состояние зубов: положение, состояние твердых тканей зуба, корневых каналов, корней, степень формирования

· Состояние около верхушечных тканей

· Состояние костной ткани

· Состояние височно-нижнечелюстного сустава

· Состояние пазух

· Наличие новообразований, секвестров

Кафедра стоматологии детского возраста КрасГМА

ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра стоматологии детского возраста

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Тема: «ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ (ГРАФИКО- ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА, МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ВОЗ »

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола 211

Зав. кафедрой Стоматологии детского возраста

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.м.н., проф. Тумшевиц О.Н. ______________

Составитель:асс.СурдоЭ.С.

Красноярск

ЗАНЯТИЕ № 2 (IV семестр)

Тема занятия:

ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ (ГРАФИКО- ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА, МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ВОЗ)

Форма организации учебного процесса:

Практическое занятие.

Актуальность темы:

Первым этапом работы врача стоматолога является сбор фактического материала, т. е. выявление симптомов болезненного состояния. От того насколько полученная информация будет полная и объективная зависит окончательный диагноз. Развитие науки способствует появлению новых методов диагностики состояния органов полости рта. В связи с этим, важным является формирование такого порядка осмотра пациента, при котором будут учтены и зарегистрированы все факторы, способствующие развитию заболеваний полости рта.

Цель занятия:

1 . Общая цель.

Научить проводить осмотр пациента с регистрацией всех факторов, влияющих на формирование стоматологического статуса пациента.

2 .Учебная цель.

Изучить анатомию челюстно-лицевой области и полости рта;

Научиться подбирать инструменты для осмотра полости рта;

Отработать навыки проведения профилактических осмотров.

3 . Психолого-педагогическая:

Выработать алгоритм действий требований, предъявляемых к организации стоматологического кабинета, методов дезинфекции. предстерилизационной обработки и стерилизации стоматологического инструментария.

Место проведения занятия:

Лечебные кабинеты стоматологических клиник, стоматологические кабинеты в до­школьных образовательных учреждениях и школах, учебные комнаты. Длительность занятия – 90 мин.

Оснащение занятия:

Таблицы, набор стоматологических инструментов, стоматологическая установка.

Хронокарта

Этапы практического занятия

Продолжи-­

тельность

и оснащенность

Организация занятия

Проверка посещаемости

и внешнего вида обучающихся

Формулировка темы и цели

Проводится объяснение темы, ее актуальности, цели занятия

Контроль исходного уровня знаний, умений

Тестирование, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос

Раскрытие учебно-целевых вопросов

Инструктаж обучающихся (ориентировочная основа деятельности, амбулаторные карты)

Самостоятельная работа обучающихся

(текущий контроль)

Строение твёрдых тканей зуба, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

Методы специализации стоматологического инструментария.

Антисептическая обработка рук стоматолога.

В стоматологическом кабинете детской поликлиники, школы;

Освоить запись зубной формулы с использованием различных систем записи, отработать навыки по записи зубной формулы.

Итоговый кон­троль знаний письменно.

Решение ситуационных задач.

Тесты, ситуационные задачи.

Задание на дом (на следующее занятие)

Учебно – методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания разработки

Аннотация темы:

Методы осмотра в стоматологии.

Первым этапом работы врача-стоматолога является сбор фактического материала, т. е. явление симптомов болез­ненного состояния. Развитие науки способствует появлению новых методов диагностики состояния твердых тканей зубов и тканей пародонта. В связи с этим, важным является форми­рование такого порядка осмотра пациента, при котором бу­дут учтены и зарегистрированы все факторы, способствую­щие развитию заболеваний полости рта. От того насколько полученная информация будет полная и объективная зави­сит окончательный диагноз.

Методы обследования делятся на основные (клинические) и дополнительные (инструментально-лабораторные).

При обследовании пациента существует определенный порядок. Клиническое обследование слагается из следующих этапов:

Опрос: сбор жалоб, сбор анамнеза жизни, сбор анамнеза заболевания.

Объективное исследование:

осмотр кожных покровов челюстно-лицевой области, осмотр преддверия полости рта,

осмотр собственно полости рта.

Запись зубной формулы .

Для краткости записи зубной формулы используется графико-цифровая система. Зуб обозначается порядковым номе­ром, помещенным в соответствующий квадрант:

Постоянные зубы

правая 87654321112345678 левая сторона 87654321|12345678 сторона

Временные зубы

правая V IV III II I | I II III ГУ V левая сторона V IV IIIII I | I II IIIIV V сторона

Зубы можно записывать в виде части графической число­вой зубной формулы:

6 | первый постоянный моляр верхней челюсти справа,

| IY первый временный моляр верхней челюсти слева.

Международная двузначная система ВОЗ: зуб обозначает­ся двумя цифрами. Первая цифра числа обозначает сторону конкретной челюсти, а вторая - порядковый номер зуба.

Для постоянных зубов: правая половина верхней челюсти обозначается цифрой 1, левая - 2, нижняя левая - 3, правая - 4:

1 | 2

18 17 16 15 14 13 12 11 1 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 411 31 32 33 34 35 36 37 38 Для временных зубов обозначение квадрантов: справа 5 [ 6 с лева 8 | 7 55 54 53 52 51 J 6162 63 64 65 85 848382 81 |71 72 73 74 75 Примеры: зуб 17 - 7J -постоянный второй моляр верхней челюсти справа,

зуб 23 - |3 - постоянный клык верхней челюсти слева зуб 53 - Ш| временный клык верхней челюсти справа.

Вопросы для самоконтроля:

1. Строение челюстно-лицевой области и полости рта.

2. Строение твердых тканей зуба, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

3. Методы стерилизации стоматологического инструментария.

4. Антисептическая обработка рук стоматолога.

5. Запись зубной формулы с использованием различных систем записи.

6. Методы стоматологического обследования детей различного возраста.

Тестовые задания и ситуационные задачи по теме занятия (см. приложение)

Список темы УИРС:

1. Особенности строения и развития челюстно-лицевой области у детей.

2. Новые методы диагностики стоматологических заболеваний.

3. Особенности строения СОПР у детей.

Перечень практических знаний и умений:

    Знать алгоритмы проведения осмотра полости рта ребенка.

    Уметь заполнить зубную формулу.

    Выучить алгоритмы стоматологического обследования детей различного возраста.

Домашнее задание:

1. Перечислить основные и дополнительные методы обследования полости рта.

Основная литература:

Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с.

Дополнительная литература:

    Водолацкий М.П. с соавт. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2004. – 200 с.

    Раднаев С.Н., Люлякина Е.Г., Парилов В.В. Значение эргономики в профилактике профессиональных заболеваний стоматолога. В кн.:Вузовская педагогика. Красноярск, 2002. - С.52 - 53.

    Алямовский В.В., Бахтурина Г.И., Буянкина Р.Г., Дуж А.Н. Активность кариеса зубов у дошкольников Красноярска и методы ее расчета. Методические рекомендации для сту­дентов. Красноярск, 2001. - 14 с.

    Алямовский В.В., Бриль Е.А., Нарыкова С.А. Санитарно-просветительная работа среди дошкольников в системе первичной стоматологической профилактики. Учебно-методическое пособие для студентов. Красноярск, 2001. - 25 с.

    Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний, Учебное пособие. – Минск: Беларусь, 2004. - 526 с.

    Тумшевиц О.Н. Профилактика патологии зубочелюстной системы при неблагоприятном антенатальном и постнатальном периоде развития.- Красноярск: изд-во КрасГМА, 2005. 225с.

    Царев В.Н. – Антимикробная терапия в стоматологии: Руководство / авт.текста В.Н. Царев и Р.В. Ушаков. – Москва: ООО «Мед.информ.агентство», 2006. – 144 с.

    Трезубов В.Н.- Стоматологический кабинет: Оборудование, материалы, инструменты: Учебное пособие / авт.текста В.Н. Трезубов, Л.М. Мишнев, М.М.Соловьев и О.А. Краснослободцева; Ред. В.Н. Трезубов. – 2-изд., доп. И перераб..- Санкт-Петербург: Спец.лит., 2006.- 144 с.

Зубы человека являются костными образованиями во рту, играющими основную роль в процессах переработки еды, формировании речевых навыков и улыбки.

Виды зубов и их количество

В норме у взрослого человека насчитывается 28-32 зуба, у каждого из которого существует свое предназначение. Принято разделять все зубы на временные (молочные) и постоянные (коренные). Каждый из зубов относится к одной из четырех групп, в зависимости от своих функций. Принадлежность к той или иной группе определяется исходя из формы зуба, его внутреннего строения и места в зубном ряду.

На заметку! Зубы являются единственными органами в человеческом организме, которые не могут быть восстановлены. Неправильный уход и вредные привычки приводят к разрушению зубов.

Согласно выполняемым функциям зубы делятся на четыре типа:

  • резцы – необходимы человеку для того, чтобы легко отделять куски пищи;
  • клыки – предназначены для раздавливания отделяемых кусков;
  • премоляры – помогают максимально передавливать пищу;
  • моляры – нужны для измельчения кусочков еды.

На заметку! Самыми крупными из всех зубов челюсти являются моляры.

Зубы образуют сверху и снизу две дуги. На каждой из них находятся по 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных моляра (премоляра) и 6 крупных коренных моляров. Из 6 моляров по норме может быть только 4, так как не у всех людей появляются зубы мудрости.

Состояние и здоровье элементов челюсти оказывает прямое влияние на пищеварительный процесс. Благодаря наличию здоровых зубов осуществляется нормальное питание, влияющее на рост организма и его нормальное развитие.

На заметку! В мире не существует лекарств, которые могут повлиять на форму и зубов, так как она заложена генетически.

Названия и формулы зубов

Стоматолог при постановке диагноза ориентируется на определенные схемы и нумерации зубов. Цифры и буквы отражают порядок их расположения, что облегчает работу стоматологам при постановке диагноза и определения зуба, который нужно лечить.

Специальные обозначения, которые используются для указания расположения зубов, называются зубной формулой. На сегодняшний день активно применяются несколько систем записи этой схемы. Зубная формула является конечным итогом санации челюсти. Временные зубы в формуле представлены римскими цифрами, а постоянные – арабскими.

Существует универсальная зубная схема, которую принято называть буквенно-цифровым методом. В общепринятой формуле каждый вид зубов обозначается большими буквами без указания количества:

  • I – резцы;
  • C – клыки;
  • P – премоляры;
  • M – моляры.

При лечении детей вместо заглавных букв будут использованы строчные. Арабскими цифрами нумеруется расположение зуба в ряду.

Согласно схематическому рисунку формула имеет вид:

Если расшифровать запись, получится, что у пациента в наличии две пары резцов, одна пара клыков на верхней челюсти, две пары премоляров и три пары моляров. Эта формула работает при сохранении постоянного прикуса с 32 зубами.

Причины создания зубной формулы

Зубы человека, несмотря на визуальное сходство, имеют определенные отличия. Каждый зуб индивидуален и предназначен для выполнения своей функции. Благодаря нумерации в стоматологической сфере максимально оптимизирован осмотр ротовой полости пациента.

Четкие и лаконичные обозначения помогают точно занести информацию в карту больного. При этом соблюдается использование одинаковой системы нумерации. Это необходимо для того, чтобы новый врач мог расшифровать историю болезни и прошлое лечение, которое проводилось другим дантистом. Разные стоматологи не могут применять индивидуальную систему расчетов, так как это изменит ведение больничной истории пациента.

Нумерация зубов у дантистов

Помимо зубной формулы стоматологи используют специальную нумерацию. Она начинается от середины ряда и продвигается в разные стороны к концу челюсти. Например, моляры врачи называют «восьмерками» или «шестерками».

Первый номер присваивается двум передним зубам, а образования, идущие сразу за ними, получили второй номер. Оба клыка, которые находятся за резцами, нумеруются «тройками». Идущие следом за ними зубы записываются в виде цифр 4 и 5. Последние три моляра в ряду имеют идущие далее порядковые номера: 6, 7 и 8.

Данная нумерация существенно упрощает обозначение зубов дантистам. Но кроме номера стоматологу нужно знать, в каком сегменте челюсти располагается определенный зуб. Для уточнения записей о состоянии зубов больного виртуально вся челюсть делится на четыре зоны.

На заметку! Порядок счета зубов стартует с верхней дуги челюсти, начиная с правого края, и осуществляется по часовой стрелке.

На верхней дуге с начала ряда визуализируются десятки, а следующая зона слева вверху называется двадцатками. По такому же принципу отмечен и низ челюсти: зубы, находящиеся слева называют тридцатками, а с другой стороны – сороковыми. При диагностике ротовой полости к цифре осматриваемого зуба дописывают номер зоны, в которой он расположен. Так каждому из зубов присваивается цифра.

Всемирная организация здравоохранения разработала собственную форму записи зубной формулы. В ней каждый зуб обозначается цифрой, как и каждый сегмент челюсти. Выглядит запись таким образом:

Таблица 1. Зубная формула по методу ВОЗ

На заметку! В формуле ВОЗ для удобства возрастание цифр производится по часовой стрелке.

Видео — Анатомия зубов

Нумерация в детской стоматологии

Из-за нюансов анатомии детской челюсти нумерация в стоматологии для детей проводится по-другому. Молочные зубы у ребенка, которые появляются обычно в период с 4 месяцев до полугода, прорезываются одновременно с формированием корней постоянных зубов. Из-за этого на рентгеновском снимке будут видны и постоянные, и временные зубы. Постоянные уже имеют свои числа, поэтому счет детских зубов ведется со следующих десятков.

На заметку! Для подсчета временных зубов у детей есть специальная формула, в которой буквой N указывается количество зубов, а n – записывается возраст ребенка. Формула выглядит следующим образом: N = n — 4

Понимание нумерации зубов и расшифровка формулы зубов взрослого человека помогут пациенту лучше понять своего стоматолога. С помощью общепринятых значений становится понятным смысл лечения и уточнен диагноз, записанный в больничной карте.