Успение богородицы когда празднуют. Успение богородицы. Народные традиции празднования Успения

День Успения Пресвятой Богородицы - важное событие из пребывания Матери Божьей на земле, которого нет в Святом Писании. Это явление подробно описано Преданиями Святых.

Праздник Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии отмечается 28 августа, как память о чудесном восхождении Матери Божьей на Небеса для встречи с Сыном, Отцом и Духом Святым.

Исторические сведения о чудесном дне

Неверующим людям не понятна радость верующих, отмечающих этот праздник. «Успение» означает как смерть, так и сон. Для последователей Иисуса смерть является первым шагом для встречи с Христом. Евангелие от Иоанна говорит от имени Иисуса, что верующим в Него будет дарована жизнь вечная.

28 августа в день Успения Пресвятой Богородицы православный мир вспоминает чудные события из жизни Святой Девы, предшествовавшие ее уходу из жизни и после него.

Иисус, пребывая на кресте в страшных мучениях, не забывал о Своей Матери. По Его просьбе дальнейшую заботу о Матери Божьей взял на себя апостол Иоанн. В доме его родителей Дева прожила до встречи с архангелом Гавриилом. Божий посланник возвестил Богородице радостную для Нее весть, что через 3 дня Ее жизнь на земле подойдет к концу.

За это время Пресвятая Дева прибрала в светлице и высказала перед Богом только одно пожелание - увидеть перед уходом оставшихся на земле апостолов, разбросанных по всей земле.

Чудным образом, силой Духа Святого верные ученики Иисуса собрались у постели ожидавшей своей кончины Богородицы. Сам Спаситель появился около ложа Богоматери, и принял ее душу, обняв, как младенца Своими руками.

Перед уходом в Небеса Пречистая Дева с огромным смирением и верой попросила Сына даровать благословение всем людям, почитающим ее, как Богородицу.

Как только душа ее оказалась в руках Сына, пение ангелов наполнило светлицу. Гроб с телом усопшей Богородицы отнесли в Гефсиманский сад для захоронения в пещере.

Апостол Фома не успел проститься с Пресвятой Матерью, он прибыл уже после ее захоронения через три дня. Все это время апостолы молились у Святой могилы.

По великой просьбе Фомы апостолы отодвинули камень пещеры, чтобы дать верному ученику Иисуса проститься с Его Матерью. Великое удивление и радость ожидала апостолов - гроб оказался пустым. Пресвятая Богородица вознесена была ангелами на небо

День ухода в Небеса Богородицы стал ярким доказательством, что верных поклонников в духе и истине, ждет Царство Небесное, а перед иконой, посвященной этому дню, ежедневно молятся тысячи верующих.

Успение Пресвятой Богородицы

Молитвы Богородице

В акафисте Успению Пресвятой Богородице вспоминается о последних днях Богоматери и Ее чудном вознесении.

Читая молитву Пречистой Богородице, которую можно произносить не только на Успение Богоматери 28 августа, а и при всяком прошении, православные верующие просят:

  • помочь пройти достойно пост;
  • наставить молодежь;
  • уберечь девиц в чистоте до свадьбы;
  • матерям дать мудрость быть тихими и ласковыми;
  • избавление пленникам;
  • обеспечение вдовым;
  • путешествующих сохранить в дороге.

Читайте о Богородице:

В чем смысл праздника

Светскому пониманию не дано понять радости православных в день смерти Девы Божьей. Два противоположных понятия - радость и смерть соединить воедино доступно, приняв за истину слова апостола Павла, что смерть - временный сон, пока душа не воскреснет.

Важно! Празднование Успения Пречистой Девы Марии - ода жизни вечной, когда по слову Бога умершие в вере люди насладятся вечностью, где не будет горя и слез.

О других Богородичных праздниках:

На Успение люди радуются и благодарят Иисуса Христа, Матерь Божью за великую милость войти в Царство Божье.

Чем Святая Дева заслужила поклонение людей

Земную жизнь Божией Матери нельзя назвать обычной с самого начала. Еще с младенчества маленькой Марии была уготована миссия стать великой личностью в истории человечества - даровать земную жизнь Богу Сыну.

Икона Пресвятой Богородицы

Детские годы

Родителями Девы были люди набожные. Род отца Иоакима брал свое начало от царского рода Давида, родословная матери Анны начиналась с первосвященника Аарона.

Будучи совсем крохой трех лет, Мария пришла с родителями в храм , и была введена в ту часть Иерусалимского храма, допуск в которую был строго ограничен даже для священнослужителей. Родители еще до рождения девочки посвятили Ее Богу.

Святая Святых являлась хранилищем ковчега Господнего, в котором под строжайшим контролем хранились:

  • каменные плиты с высеченными на них 10 заповедями, данными пророку Моисею Богом на горе;
  • манна небесная, падающая с небо во время выхода еврейского народа из Египта;
  • Ааронов жезл, расцветший при решении спора среди священнослужителей.

Даже первосвященник, входящий в Святая Святых обязан был пройти обряд очищения, а маленькую девочку ввели туда без соблюдения традиций, ибо она не нуждалась в очищении по Своей святости.

Жизнь девочки при храме проходила наполненная молитвой, трудом и рукоделием. Она пряла лен и шерсть, вышивала лентами из шелка. Ее любимым занятием был пошив священнической одежды. Мечта юной искусницы заключалась в одном - служить Богу.

За 11 лет пребывания в храме Мария превратилась в благочестивую, покорную Богу девушку, давшей обет остаться девственной и принадлежать только Богу.

Время девичества

По храмовым законам, девицам старше определенного возраста не разрешалось жить при храме, они обязаны были выйти замуж.

Чтобы не нарушать закон и уважить обет, данный Девой Богу, первосвященником Захарией был придуман особый план. Девушку обручили с Иосифом, старцем в возрасте 80 лет.

Родословная плотника Иосифа начиналась с рода царя Давида. В его семье строго соблюдали все еврейские традиции и законы. Особенно чтилось Святое Писание.

Иосиф обладал особыми качествами характера, такими как:

  • скромность;
  • искренность;
  • решительность;
  • благородство;
  • миролюбивость;
  • честность.

Богобоязненность Иосифа стала главным показателем при выборе в мужья Святой Деве, ибо Господь увидел сердце плотника и доверил ему девочку. Иосиф знал об обете Марии и обещал его уважать и поддерживать.

От первого брака у плотника было шестеро детей, 4 сына и 2 дочери. Младшая дочь Иосифа проживала с ним и Марией. Обе девушки стали близки, как сестры.

По слову архангела Гавриила Дева Мария получила весть о рождении Иисуса, а Иосиф был осведомлен о том, что в чреве Девы ребенок от Духа Святого.

Земная жизнь Богородицы

Родившийся в Вифлееме Иисус, которому Богоматерь подарила частичку своей плоти, нуждался в уходе, его обеспечивала благочестивая Дева.

Матери Божьей была дарована честь стать свидетельницей первого чуда, сотворенного Иисусом на земле. По просьбе Пречистой Девы Ее Сын превратил воду в вино на свадебном пиру, тем самым уберег семью жениха от позора.

Зная Божественную силу Сына, Богородица до сей поры никогда ни о чем не просила Его, пребывая все время в послушании и благоговении. Однако, сложившаяся ситуация заставила Матерь Божью просить сына за бедных. Иисус, видя Ее искреннее отношение к людям, дарует милосердие.

Во всех путешествиях и страданиях Мать пребывала с Иисусом, разделяя с Ним опасности, преследования, скитания, но основная боль ждала Марию впереди.

Стоя у ног распятого Сына, она слышала глумливые крики и видела все издевательства над Его телом, но все перенесла в молчании, веря в обетования Бога. После распятия Иисуса Богородица перенесла свою заботу на апостолов, став для них Матерью.

Говорят, что основными одеждами Святой Марии были скромность и простота. Все, кто видел Матерь Божью, восхищались ее любовью к людям и красотой. Тихая, скромная Богородица и поныне остается образцом чистоты и благородства души. Всегда благожелательная, готовая прийти на помощь, почитающая старших, Матерь Иисуса, прожившая на земле около 72 лет, оставила всем женщинам земли яркий пример наследования.

Явление Архангела Богородице

Что запрещено делать на Успение

С одиннадцатого века Русская Церковь определила день ухода из земной жизни Матери Божией как радостный день, поэтому грустные мысли, тоска не должны посещать умы православных.

Важно! Этот день под запретом для ругани, проявления злобы, начинания ссоры, сквернословия.

Склоки на протяжении этого дня могут принести скандалы в семью на целый год.

Истинно верующие люди, соблюдая вторую заповедь Христа о любви к ближнему своему, должны научиться жить, благодаря Бога с радостью, на протяжении всей жизни.

Очиститься от греха, оставить все обиды, непрощение, прийти с радостью и прощением к этому празднику помогает Успенский пост, который отмечают 14 - 27 августа.

Народные поверья

По народным поверьям, землю называют матушкой. На Успенье нельзя было топтать землю босыми ногами.

Так же запрещается «колоть» ее острыми предметами. За неуважение к земле люди боялись остаться без урожая на следующий год.

Хождение по росе грозило многими хворями.

Ныне считается, что неудобная обувь, обутая на праздник, может принести проблемы на целый год.

Разношенная, не совсем новая обувь на этом праздновании - признак не бедности, а ожидание комфорта до следующего святого праздника.

Хозяйки стараются заранее подготовиться к празднику, чтобы потом ничего не резать, даже хлебные изделия ломают руками.

Следует помнить, что православная церковь негативно относится к приметам и суевериям, поэтому не стоит уделять им большого значения.

Что необходимо сделать в этот день

Отмечается радостное событие посещением церкви, присутствием на торжественном богослужении.

Перед началом службы необходимо поставить свечу, молясь, благословить всех родственников и близких людей.

Это очень важный день, когда Матерь Божья по-особенному слышит молитвы о детях. Посещая церковь, следует просить:

  • здоровья малышам;
  • хорошей доли неженатым детям;
  • чтобы не отступили от веры;
  • о помощи пройти мирские соблазны.
Совет! При выходе из церкви принято раздавать милостыню нуждающимся, просящим не только около храма, но и рядом живущим. Радость на этом празднике должна быть у всех, особенно у тех, кто финансово не защищен.

Памятный день небесного ухода Богоматери дарит счастливую семейную жизнь тем парам, которые проведут сватание на протяжении праздника.

Хозяйкам не запрещено делать заготовки, особенно солить огурцы, помидоры, собирать оставшиеся на огороде овощи.

Это время благоприятно для лесных походов, чтобы собирать грибы, калину, также снимают урожай груш и яблок.

Какие приметы важны для следующего года

Погодные приметы этого дня принято передавать по поколениям.

  • Старые люди говорят, что с Успения солнышко готовится спать.
  • Тепло этого дня прогнозирует холодную осень.
  • Дождик станет вестником сухих осенних дней.
  • Теплую осень предскажет радуга, появившаяся на небе 28 августа.
  • Обилие паутины предвещает морозную, малоснежную зиму.
  • 28 августа празднуется не день смерти, а великое обетование иметь жизнь вечную.

Посмотрите видео о празднике Успения Богородицы

Успение Богородицы. Икона / Правмир

Август завершается сразу двумя важными религиозными праздниками – это Успение Пресвятой Богородицы-2018 и .

В сегодняшнем материале мы собрали самое важное, что стоит знать о празднике Успения Богородицы.

Успение Богородицы-2018: дата

Дата праздника не меняется из года в год – это 28 августа. При этом праздник Успения Пресвятой Богородицы 1 день предпразднства и 9 дней попразднства.

Накануне как раз завершается .

Как праздновать Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы: о чем просят

В этот день верующие попросят у Пресвятой Богородицы помощи и заступничества. Перед иконой Пресвятой Богородицы также молятся:

  • об избавлении от страха перед физической смертью;
  • об укреплении веры;
  • при болезнях.

Успение Пресвятой Богородицы: приметы

С праздником связано немало примет. В частности, считается, что после Успения начинается бабье лето – но уже пора готовиться к осени. Летнюю страду к этому времени уже заканчивали, как и основной сбор урожая. Зато начинали собирать грибы и орехи, запасая их на зиму.

Успение Пресвятой Богородицы-2018: что нельзя делать

На Успение Пресвятой Богородицы нельзя:

  • работать как по дому и в огороде – подробнее читайте в нашем материале ;
  • ходить босиком на Успение;
  • носить старую или неудобную обувь;
  • брать в руки колющие и режущие предметы;
  • разводить огонь;
  • ссориться и ругаться;
  • желать кому-либо зла;
  • 28 августа молодым девушкам возбранялось стричь волосы и затем выбрасывать их.

Успение Пресвятой Богородицы-2018: поздравления

Тебе в день Богородицы Успения

Хочу от сердца искренне желать,

Чтобы небесному благословению

Тебя всегда, во всем сопровождать.

Пусть Девы пресвятой молитвы сила

Обережет тебя от всех невзгод.

Чтоб много в жизни радостного было,

Того, что сердце жаждет и зовет!

Сегодня, в праздник Успения Пресвятой Богородицы хочу, от души пожелать всегда ценить все то, что имеешь в своей жизни, не тратить времени на обиды и глупые ссоры с близкими, дорожить каждым мгновением счастья и радости, давать своему сердцу возможность искренне любить и надеяться. Пусть жизненный путь Богородицы и святые молитвы согревают и наполняют благодатью души.

Поздравляю с Успением пресвятой Богородицы,

Великой небесной и земной Владычицы,

Дева Мария Святая мать Христа,

С тех веков и ныне Богу предана.

Пусть ангелы небесные нам любовь несут,

Молитвою небесную от Сатаны спасут,

Моли Дева Мария о здравии и счастье,

Отгони все беды, отгони ненастья.

От всего сердца поздравляю всех с праздником Успения Пресвятой Богородицы! Пусть радость и благодать праздника не оставляет наши души как можно дольше!

Богородица святая,

О тебе не забываем,

Молимся и восхваляем,

В храме часто вспоминаем.

Богородица святая,

О любви лишь умоляем,

И на силу уповаем,

Христом Богом заклинаем.

Богородица святая,

Всем добра, любви желаем,

Ты поможешь, точно знаем,

Чуда счастья ожидаем.

С Успением Пресвятой Богородицы! Пусть Пресвятая Дева Мария хранит и спасает вас и ваших близких от напастей. Пусть в вашем доме всегда будет царить тепло, любовь и понимание.

28-го, в августе месяце,

Мы соберемся в честь Богородицы,

Праздник Успения и вознесения,

К сыну Иисусу душевного рвения.

Безгрешная, любимая, чистая дева,

Смотрит на нас с лазурного неба,

Ей помолися и попроси,

Чтобы прожить этот праздник в любви.

Еще больше поздравлений в нашем материале .

Праздники 27.08.2018

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

15/28 августа весь христианский мир отмечает Праздник Успения Пресвятой Богородицы . Это один из величайших церковных праздников. В православии принадлежит к числу двунадесятых. В этот день Святая Церковь вспоминает праведную кончину (успение) Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Богородицы и радостью о воссоединении Пречистой Матери с Сыном. Кончину Богородицы Церковь называет Успением (славянское слово «успение» означает сон), а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух - Богу, не коснулась Благодатной.

Богородица является самым почитаемым и самым священным лицом после Господа, именно Ей воздают особую честь и поклонение все роды христиан. Бесчисленные храмы и монастыри были воздвигнуты в честь Успения Пресвятой Богородицы, в каждом христианском храме за центральным входом дивные фрески изображают Ее святое погребение, возвышенные песнопения украсили праздничные службы, и блистательные торжественные слова были произнесены Отцами Церкви и более поздними церковными мужами по поводу дня Ее памяти. Все человеческие роды наперебой старались принести ей все самое ценное, чтобы и словом, и делом ублажить Деву Марию.

Богородица явилась уникальным творением Бога, превосходящим и людей, и Ангелов. Она единственная из всех людей вела жизнь непорочную и непостижимым для всего сущего образом стала Матерью Божьей.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы вслед за праздником светлого Христова Воскресения более других почитался русским народом. «Богородичной Пасхой» — так его называли на Руси. И это не случайно. Через Свое успение Богоматерь стала еще ближе и дороже христианам, ибо сделалась Заступницей усердной за них перед престолом Божиим . Всякий раз, празднуя Успение Пресвятой Богородицы, мы будто снова встречаем Пасху, на этот раз летнюю.

Во время Своей казни Иисус Христос, увидев рядом стоящих Богородицу и апостола Иоанна, которого особенно любил, сказал Своей Матери: «Жено! вот, сын Твой», а Иоанну: «вот, Матерь твоя» (Ин.19:25-27).

С этого времени апостол Иоанн заботился о Божией Матери до конца Ее жизни. О земной жизни Богородицы с этих пор нам известно лишь из апокрифов. Она жила в доме апостола Иоанна Богослова в Иерусалиме, став для всех учеников Христа общей Матерью, и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа.

Матерь Божия вела замкнутую, потаенную жизнь, но многие знали о Ее великой мудрости и приходили ради беседы с Ней из дальних стран. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

Так прошли примерно 10 лет, а когда иудейский царь Ирод начал гонения на Церковь, Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Эфес , выпавший ему по жребию для евангельской проповеди. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, благословив ее как Свой удел.

Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде. «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».

Пораженный Ее красотой даже в преклонные годы, ученик апостола Павла грек Дионисий Ареопагит свидетельствовал, что, если бы он не исповедовал Единого Бога, он решил бы, что перед ним «прекрасная богиня».

Незадолго до Своей кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим . Она часто посещала те места, которые были тесно связаны с Ее Сыном: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась, и со временем все чаще о Том, чтобы Сын взял Ее скорее к Себе на небо. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и даже с радостью - ведь Она знала, что там, на Небе, встретит Своего Сына и Своего Бога. Однажды Богородица пребывала в глубокой молитве на горе Елеонской. Вдруг перед Ней предстал Архангел Гавриил и сообщил Ей, что через три дня Ее земная жизнь окончится, что Господу угодно взять Ее к Себе. В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице светящуюся райскую ветвь - символ победы над смертью и тлением - (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), и указал нести её перед гробом при погребении. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Богоматерь, придя домой, с радостью сообщила об этом Своему нареченному сыну Иоанну, а тот известил апостола Иакова и через него всю Церковь Иерусалимскую. Богородица повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы , которые прежде разошлись по разным странам для проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел со своими учениками: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из 70 апостолов. Каждого из них Она призывала к Себе по имени и благословляла. Отсутствовал только апостол Фома.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение. Существует много версий относительно возраста Богородицы на момент Ее успения, но наиболее вероятно, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х.

От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери, а святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.

Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. На четвертый день в Иерусалим вернулся отсутствующий апостол Фома и был очень опечален тем, что не смог попрощаться и поклониться Божией Матери. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с Божьей Матерью. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было, остались только погребальные одежды. Вернувшись домой, изумленные апостолы горячо молились Богу о том, чтобы Он открыл им, что сталось с телом Богородицы. И по их молитвам произошло чудо.

Вечером в тот же день им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и в настоящее время сохраняется в монастырях. Вот почему Успение Пресвятой Богородицы - не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» - это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

Господь по особому смотрению Своему замедлил прибытие святого Фомы ко дню преставления Пречистой Богородицы, чтобы для него был открыт гроб, и церковь, таким образом, уверилась в воскрешении Богоматери, подобно тому как ранее, чрез неверие того же Апостола, уверилась в воскресении Христовом. Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба.

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем всё - воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Ее рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, в день Успения Богоматери (с 595 г.) праздник сделался общецерковным. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

Кончину Пресвятой Богородицы Девы Марии называют успениемпотому, что Она «как будто на малое время уснула, и, как бы ото сна, воспрянула к вечной жизни», потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа - Богу, не коснулась Ее. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище.

Место Успения Богородицы в Иерусалиме

Согласно преданию, перед смертью Пресвятая Богородица жила в доме у апостола Иоанна Богослова. Здесь же она и преставилась.

В 415 году на месте успения Богородицы, в том месте, где стоял дом апостола Иоанна Богослова, рядом с Горницей Тайной Вечери, была построена византийская базилика «Святой Сион», посвященная пасхальной Тайной Вечере Иисуса Христа и Его учеников, а также схождению Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу. Этот храм несколько раз разрушался и восстанавливался (в 614 году при нашествии персов, в 966 году и в 1200 году мусульманами).

В 1910 году на этом месте, на вершине горы Сион, было построено немецкое бенедиктинское аббатство - монастырь Успения Богородицы (Дормицион) (в конце XIX века католическому Ордену бенедиктинцев удалось приобрести этот участок земли у султана Абдул-Хамида II).

В крипте храма, в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне.




Пречистое тело Матери Божией было погребено , как Она и просила, в гробнице где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Гробница Богородицы находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). В V веке на месте погребения был возведен храм. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась.

Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию. Красным покровом покрыт православный престол, установленный над священным ложем

В 681 году гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого Вселенского Собора. По преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Сейчас над гробницей стоит пещерная церковь Успения Богородицы.

Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами свв. Богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы.

Храм имеет крестообразную форму: в центре — гробница Богородицы с двумя входами, в конце пещеры находится жертвенник. В каменном кивоте — чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма.

Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада

Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада. Слева от входа армянский престол

Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.

Празднование Успения Богородицы в Греции

В Греции Успение Пресвятой Богородицы отмечается почти также широко, как Пасха. В центре торжеств остров Тинос , и его чудотворная икона Богородицы «Тиносская» : чудесные исцеления, залпы из корабельных пушек, цветы и флаги, военные оркестры и крестные ходы.

Из храма выходит торжественный крестный ход, икону водружают на носилки, которые несут матросы

Под многочисленными дарами, которыми украсили верующие икону в благодарность за чудеса сложно разглядеть сюжет иконы - явление архангела Гавриила деве Марии с благой вестью. Тем не менее, каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородицы тысячи людей стекаются на греческий остров Тинос, чтобы проделать на коленях путь из порта до храма и прикоснуться к чудотворной иконе.

Каждый проходящий под иконой старается прикоснуться к ней рукой или приложить какой-либо предмет к иконе

От порта до храма на холме идет прямая дорога. По обочине специально для паломников положена дорожка из материала наподобие ковролина

Иногда родители на спину берут больных детей, чтобы те получили исцеление

В Греции на острове Кефалония , или «остров чудес», как его называют, каждый год 15 августа к храму Успения Пресвятой Богородицы, что в деревне Маркопуло, где находится чудотворная икона Панагия Федуса (переводится, как «Богородица Змеевая»), приползают ядовитые змеи. Верующие называют их «змеи Девы Марии», поскольку именно в этот день они безобидны. В длину они не превышают одного метра, на голове у них изображен крест, как и на кончике языка. Согласно традиции, если змеи не появляются - это плохой знак. Так было дважды - в 1940 году перед началом Второй мировой войны в Греции и в 1953 году - перед разрушительным землетрясением.

Жители деревни замечают змей накануне праздника, часто заранее собираются со священником, читают молитвы и ожидают появления змей. Сюда приползают маленькие змейки, их и приносят в храм на Богослужение. Их собирают, одевают на шею и гладят. Православные греки верят, что это прикосновение приносит счастье. Во время праздничного богослужения змеек кладут на икону Божией Матери, и они спокойно лежат там на протяжении всей не такой уж короткой службы. По древней традиции змей оставляют в церкви на всю ночь.

Змеи упоминаются в христианских книгах, в основном, с негативным оттенком, но Кефалония - практически единственное место в мире, где эти пресмыкающиеся как бы реабилитированы в глазах верующих христиан.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

28 августа православные христиане празднуют Успение Пресвятой Богородицы. Это важный праздник для последователей христиан большей части конфессий, однако католики отмечают его 15 августа по григорианскому календарю. Этот праздник является одним из важнейших в православии.

«Успение» - это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

Успение Богородицы входит в список 12 самых главных православных праздников. Этим днем завершается двухнедельный Успенский пост, посвященный Божьей Матери. С праздником 28 августа связано множество народных традиций, примет и церковных правил, о которых должен знать каждый верующий человек.

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение - Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения - не постный день.

События Успения Богородицы

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе(Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

Что можно делать в праздник Успения Пресвятой Богородицы

У предков этот праздник совпадал с жатвой, поэтому последний сноп наряжали в платье и носили с песнями по деревням. Этот сноп назывался дожинкой. После таких шествий сноп нужно было поставить под икону. А потом устраивали очень большой пир, на котором пели, водили хороводы, готовили пиво и медовуху. На следующий день будет Ореховый Спас, поэтому принято на Пречистую собирать орехи и готовить различные зимние заготовки.

Так как этот праздник заодно и окончание Успенского поста, то есть можно почти что угодно. Но жирное и мясное лучше все таки ограничить. Если Успение выпадало на среду или пятницу, то разговение переносили на следующий день.

Можно работать дома и в огороде, делать закатки, заквашивать капусту, заниматься хозяйством. Некоторые деревенские жители считают, что нужно в этот день оставить немножко колосков, так как это поможет повысить урожай в следующем году.


Успение Пресвятой Богородицы, приметы

28 августа праздновали в народе обжинки, что означало конец жатве. В начале дня старались освятить те поля, где росли пшеница и жито.

Этот праздник приходиться на конец лета, поэтому по погодным условиям в этот день судили, какой будет осень:

  • если появляется радуга на небе – осенние дни будут теплыми;
  • если погода на Успение ясная и солнечная, тогда осень будет дождливой и пасмурной;
  • много паутины – ранняя, морозная и малоснежная зима;
  • если после Успения наступают морозы, то осень будет очень продолжительной;
  • наблюдали за тем, как ведет себя вода. Если не волнуется, тогда осень будет безветренная, а зимой не будет метелей;
  • если в день Успения очень туманно, следует ожидать большого урожая грибов, и теплое время будет еще немного радовать людей;
  • иней на растениях 28 августа сулит очень короткую осеннюю пору, а морозы наступят очень скоро.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание - один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг - праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было - лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы — Видео

Успение Пресвятой Богородицы: история, иконы, молитвы, проповеди

28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее душу с Собой.

Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: “Радуйтесь! Я с вами – во все дни”.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

Успение Богородицы – иконы


Молитвы на праздник Успения Богородицы

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, /Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, /и всеславное славим /Успение Твое.

28 августа 2018: Успение Богородицы
Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Что значит слово «Успение»
«Успение» - это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии . Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение - Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения - не постный день.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание - один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг - праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было - лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа - она лежит на смертном одре, по сторонам от нее - плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси - это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму - «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

Тропарь Успения Богородицы

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак Успения Богородицы
глас 2:

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери

Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.

И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых - Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, - Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь - те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос - то исполните… И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным…

И Она оставила нам пример: о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было…

Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце - это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично… И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.

И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа… Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь.

Успенский собор Московского Кремля

В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV – XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире построили в 1158-1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.

В 1185-1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили - в частности, он стал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 - фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.

В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки - праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» - в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.

На следующий после Успения день - 29 августа - отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три - после».

«Ореховый, или Хлебный, Спас»

«Ореховый, или Хлебный, Спас» - так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.

Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Святитель Феофан Затворник
После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, – рассказывает предание, – явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери.

Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.

Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами – посещать святые места.

На заставке: Хайме Серра. Успение Богородицы (фрагмент). 1361-1362