Устное народное творчество марийского народа. Духовная культура марийцев. Марийская музыкально-песенная культура

Основная масса марийцев в прошлом была неграмотной: до Великой Октябрьской революции грамотных мужчин было около 16%, женщин- 2%. Марийцев с высшим образованием насчитывалось 10 человек. Одна школа приходилась на 900 жителей. Образование было доступно главным образом детям зажиточных марийцев. Дело народного образования находилось в руках духовенства, хотя среди учителей были и передовые люди, приобщавшие марийцев к культуре русского народа. Изданием марийской литературы занималось миссионерское общество в Казани. Первой книгой на марийском языке, вышедшей в 1821 г., было напечатанное русскими буквами евангелие, в 1827 г. появилась грамматика горномарий- скрго наречия, правда, еще далеко не совершенная, так как она почти не выявляла специфики марийского языка. Последующие издания составляли книги религиозного содержания, но и их было немного: за 100 лет, с. 1821 по 1921 г., вышло в свет всего 112 названий.

Среди неграмотной массы марийцев было распространено так называемое добуквенное письмо. Знаки собственности - тамги (тамга) - служили и родовыми знаками. Их ставили на деревьях в охотничьих угодьях, на бортях, орудиях промысла, на утвари. Эти знаки в ряде случаев служили также распиской. В документе 1872 г. подписи марийских крестьян были представлены родовыми знаками. Кроме того, применялись бирки - податные, налоговые, пастушьи, красильные и т. п. В них наряду со знаками домохозяев обозначались зарубками счетные единицы- деньги, скот и т. ц.

До 1870 г. для приглашения на общественные моления служили дощечки, на которых вырезались условные изображения той или иной священной рощи.

В советское время марийский народ добился крупных успехов в развитии культуры. С первых же дней революции началась работа по организации просвещения народных масс. Яркой иллюстрацией победы ленинской национальной политики было создание новой, советской школы с обучением детей на родном языке. С 1930 г. в республике введено всеобщее начальное обучение. Теперь в республике достигнута сплошная грамотность населения.

Ежегодное плановое расширение сети школ, рост числа учащихся в полных средних школах - яркий показатель роста культуры марийского народа. К 40-летию республики (июнь 1961 г.) функционировало 785 общеобразовательных школ, в которых обучалось более 110 тыс. детей, и 13 школ-интернатов с 3500 учащимися. Кроме того, несколько тысяч человек училось в техникумах и других средних специальных учебных заведениях. В соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью» в республике созданы общеобразовательные школы с производственным обучением.

В Марийской АССР на тысячу жителей приходится 181 учащийся. Это на 31 человека больше, чем в Англии, и на 37 человек больше,"чем во Франции.

В крае, где до революции население не имело возможности получить даже начальное образование, работают теперь два высших учебных заведения: Марийский государственный педагогический институт им.Н. К. Крупской и Поволжский лесотехнический институт им. А. М. Горького. Кроме того, марийцы-студенты обучаются в вузах Москвы, Ленинграда, Горького и других городов. На каждые 10 тыс. жителей в республике приходится 80 студентов.

В Марийской АССР работают 472 массовые библиотеки, 504 клуба, 302 киноустановки, 535 красных уголков. В городах - три театра, два музея, филармония. При некоторых школах открыты школьные музеи.

Марийцы имеют возможность смотреть кинофильмы, дублированные на их родной язык.

Недоступные в прошлом книжные знания народ восполнял познаниями, приобретаемыми опытом. О природной сметливости и наблюдательности марийцев свидетельствуют изобретенные ими простейшие метеорологические приборы (в частности, гигрометр с использованием черемухового или можжевелового прутика). Они владели также обширным запасом эмпирических знаний в области фенологии.

Теперь метеорология в колхозах поставлена на научную основу; в ряде колхозов работают метеорологические и опытные станции.

Росту культуры марийского народа способствует развитие печати. В республике издается 3 журнала, 27 различных газет. Марийское книжное издательство выпускает ежегодно около 700 тыс. экз. книг. Марийцы читают на родном языке произведения классиков марксизма-ленинизма, русской и мировой литературы, книги советских писателей.

Одновременно с ростом культуры и народного просвещения в Марийской АССР развивается и наука. Руководящим научным учреждением республики в области гуманитарных наук является Марийский научно-исследовательский институт в Йошкар-Оле. Он ежегодно организует экспедиции - археологические, фольклорные, диалектологические, этнографические, собирающие большой материал по истории, языку, быту и культуре марийского народа.

В республике созданы условия для подготовки научных кадров, особенно из"числа марийцев. В лесотехническом и педагогическом институтах открыта аспирантура. Большое пополнение Марийская АССР получает из Москвы, Ленинграда, Казани и других городов, в вузах которых учатся марийцы. В высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях работает более 300 марийцев научных сотрудников и преподавателей вузов, среди них 100 человек с учеными степенями и званиями.

Фольклор и литература

До революции марийский народ не имел своей национальной художественной литературы. Свои мысли, чувства, художественные дарования и возможности он выражал в устном народном творчестве. Значительное место в фольклоре марийцев занимали песни: лирические, бытовые, свадебные, рекрутские, гостевые, плясовые. Излюбленными были лирические песни, близкие к плачам. В них зачастую была отражена тяжелая жизнь марийского народа. Существовал даже особый жанр - «песни печали».

Кроме песен, широко распространены были сказки, а также устные предания и легенды. Почти в каждом селении до настоящего времени можно услышать от стариков рассказы о далеком прошлом Марийского края, о его первых насельниках, о легендарных марийских героях, боровшихся за независимость и счастье марийского народа.

Возникновение марийской художественной литературы относят к периоду первой русской революции 1905-1907 гг. Однако большинство поэтических произведений этих лет, преследовавших в основном просветительные цели (авторы С. Г. Чавайн, М. С. Герасимов, Г. Микай), увидели свет лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

С первых же лет после революции начала развиваться массовая печать, стали выходить газеты на марийском языке, где и публиковались первые произведения марийских писателей.

Наибольшее развитие в марийской художественной литературе получила поэзия. Первыми представителями марийской поэзии были Н. Мухин и Г. Микай. Из выступающих в настоящее время можно назвать немало имен талантливых поэтов: М. Казаков, Г. Матюковский, В. Чалай, М. Майн, Н. Ильяков, И. Осьмин, А. Вик и др. В их произведениях последних лет преобладают темы мирного труда, коммунистического воспитания советского человека. Эти темы находят отражение и в лирике, и в эпических произведениях.

Значительное внимание уделяют марийские поэты переводам на родной язык произведений великих русских поэтов - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и советских авторов - В. В. Маяковского, К. М. Симонова и др. Лучшие стихи марийских поэтов переводятся на русский язык. В 1950 г. был издан на русском языке сборник стихов и поэм М. Казакова «Поэзия - любимая подруга» (на русском языке), отмеченный Государственной премией.

Основателем марийской художественной прозы был М. Шкетан. Он создал первый роман в марийской литературе «Эренгер». В этом произведении отражена жизнь марийского народа в первые годы коллективизации. Теперь в марийской литературе есть немало произведений, затрагивающих широкий круг проблем современной жизни. Описывается и прошлое марийского народа. В романах, повестях и рассказах Н. Лекайна, Д. Орая, Н. Ильякова, А. Эрыкина, 3. Катковой и других отражены темы, характеризующие пробуждение марийских трудящихся в годы революционного подъема и создание новой национальной интеллигенции в период коллективизации деревни, борьбу советских людей во время Великой Отечественной войны и мирный созидательный труд в настоящее время. В области марийской драматургии плодотворно работают писатели С. Н. Николаев, Н. Арбан, продолжающие традиции первых марийских драматургов - А. Ф. Конакова, М. Шкетан и др.

Произведения марийских писателей переведены не только на русский язык, но и на языки других братских народов нашей страны. Многие из них стали известны в странах народной демократии.

В июле 1956 г. Союзом писателей СССР были организованы вечера марийской поэзии с выступлениями поэтов Марийской АССР перед трудящимися Москвы. В порядке культурного обмена марийские писатели весной 1961 г. выступали в братской Татарии, а в ноябре того же года в Йошкар-Оле была организована неделя татарской литературы и искусства.

Изобразительное искусство

До Октябрьской революции у марийцев не было профессионального изобразительного искусства. Однако их бытовое орнаментальное искусство говорит о талантливости и художественном вкусе его творцов.

Среди других видов народного прикладного искусства наибольшее распространение в прошлом имела вышивка, применявшаяся для орнаментации одежды. Марийская старинная вышивка отличалась гармоничностью форм, расцветки, композиции. В ужасающих жилищных условиях, при свете лучины, в курной избе марийские женщины создавали поразительные по красоте произведения.

Орнамент вышивки на одежде разных локальных групп имел свои характерные особенности. Одежда луговых мариек украшалась широкими массивными полосами вышивки с крупным узором, горные марийки вышивали узкие полоски мелким геометрическим рисунком. Для вышивки марийцев, живущих в Башкирии, характерно преобладание в расцветке черного, темно-синего и коричневого цветов. Выполнялась вышивка без канвы, по счету ниток; нередко она была двусторонней. Сначала обшивался черными или синими нитками контур узора, а потом заполнялся фон. Вышивание сложного и мелкого узора требовало большой затраты времени. Так, на отделку женской рубахи, например, уходило не менее месяца.

Любовь к вышивке марийские женщины пронесли через века. Образцы современной вышивки на одежде свидетельствуют о большом мастерстве марийских женщин. Если для старинной марийской вышивки были характерны геометрический узор, сильная стилизация животного и слабое применение растительного орнамента, то в новой преобладают растительные узоры: цветы, листья, гирлянды. Нередко включается в орнамент советская эмблематика. Появляются округлые линии, чему способствует освоение новой техники ^тамбур, гладь). Характер вышивки напоминает татарскую, иногда имеет сходство с украинской.

На предприятиях местной промышленности под руководством худож- ника-прикладника JL А. Орловой марийскими вышивальщицами создаются прекрасные образцы современной вышивки, которые экспонируются и на международных выставках. Только в 1958 г. изделия марийских вышивальщиц демонстрировались на девяти выставках - в Брюсселе, Дамаске, Познани, Кабуле, Загребе, Измаиле, Лейпциге, Осаке и, наконец, в Москве. Вышивка теперь не безымянна. Имена вышивальщиц Зайцевой, Фазлеевой, Бабушкиной, Куклиной, Новоселовой становятся известными не только в нашей стране, но и за ее пределами,

У марийцев была развита также художественная обработка дерева. Резьбой украшали предметы хозяйственного назначения, жилище, утварь, ее широко применяли для орнаментации культовых предметов. Распространены были деревянные резные черпаки для разливания пива и браги. В орнаменте ковшей горных марийцев преобладала фигура коня, у луговых - изображение медведя и птиц.

Художественная обработка дерева у горных марийцев приобрела характер промысла. В деревнях нынешнего Горномарийского района - Шындырьял, Носелы, Шелаболки, Чермышево-было развито кустарное производство выжженных тростей и плетеных черемуховых изделий. Эти традиционные виды изобразительного народного искусства марийцев существуют у них и в настоящее время.

Из среды народных мастеров-резчиков выросли профессионалы, использующие искусство обработки дерева в скульптуре. К числу их надо отнести мастера-самоучку Ф. П. Шабердина. Его деревянные скульптуры - «Марийская девушка», «Среброзубая Пымпалче» (фольклорный сюжет), «Народные музыканты», а также ряд бюстов для памятников писателям республики составляют ценный вклад в изобразительное искусство марийцев. Народному мастеру Ф. П. Шабердину присвоено звание заслуженного деятеля искусств.

Первым марийским художником-профессионалом был А. В. Григорьев, один из организаторов АХРРа; он многое сделал для воспитания национальных кадров художников в Марийской республике в первые годы ее становления.

Развитию художественной культуры в республике способствовало открытие в двух ее городах-Йошкар-Оле и Козьмодемьянске-краеведческих музеев с большими коллекциями картин. В картинной галерее при Козьмодемьянском музее (открыт в 1919 г.) наряду с работами местных художников были выставлены картины крупных русских живописцев - Кустодиева, Врубеля, Шишкина, Бенуа, Головина, Малявина, Жуковского и др.

В музее г. Йошкар-Олы (открыт в 1924 г.) экспонируются лучшие произведения первых марийских художников - Горбунова, Атлашкиной, Добрынина и др. В 30-е годы активно работало творческое объединение (филиал АХРРа) художников Поволжья, среди которых были В. К. Тимофеев, П. А. Радимов, Г. А. Медведев, Е. Д. Атлашкина, К. Ф. Егоров, П. Т. Горбунов, И. М. Пландин и др. Их произведения тех лет отражали новую жизнь в молодой Марийской республике и тяжелое прошлое народа («Агитатор из города» Горбунова, «Сбор ясака» Медведева и др.).

Произведения марийских художников, созданные в годы Великой Отечественной войны, запечатлели участие марийцев в защите Родины: «Отправка подарков на фронт» П. Добрынина, «Сдача серебра в фонд обороны Родины» Б. Осипова.

В настоящее время в марийском изобразительном искусстве представлены все жанры: живопись, графика, книжная иллюстрация, театральная декорация.

Неоднократно проводившиеся республиканские художественные выставки свидетельствуют о значительных успехах, достигнутых марийскими художниками. Их произведения экспонировались также и на выставках в Казани и Москве. Широкой известностью пользуются картины: «Подписание декрета об организации Марийской автономии» и «Проводы комму- нистов-добровольцев на фронт» В. М. Козьмина, «Пугачев в марийской деревне» Е. Д. Атлашкиной, «Народный певец» и «Настройке» И. И. Мамаева, «Академик Мосолов среди колхозников» Д. А. Митрофанова и др.

Театр

Первый марийский передвижной театр был создан в 1919 г. на основе самодеятельного коллектива.

Ядро театра составляли основоположник мариискои литературы М. Шкетан, учителя Беляев, Белков и др. Для подготовки актеров в г. Йошкар- Оле (тогда Краснококшайск) были организованы трехмесячные курсы. В 1926 г. было построено здание театра и организована студия для повышения квалификации работников театра и подготовки кадров.

В 1929 г. из окончивших театральную студию был организован Марийский государственный театр. В 1930 г. его коллектив уже участвовал во Всесоюзной олимпиаде искусств в Москве.

Большим успехом пользуются у зрителей пьесы из жизни марийцев, такие как «Салика» и «Айвика» С. Н. Николаева, «В родном селе» А. Волкова и др. В музыкальном сопровождении таких пьес используются марийские мелодии. Художественное оформление пьес ярко отражает национальные особенности культуры и быта, изучению которых театр уделяет большое внимание. Театр работает также над постановкой пьес русских классиков и советских драматургов.

Музыка

У марийцев издавна существовала своя оригинальная музыкальная культура. Музыка марийцев отличается богатством форм и мелодичностью. Марийскими национальными музыкальными инструментами являются гусли (кусле), пузырь ("ьиувыр), барабан (тумур) и различные трубы (пуч)-берестяные, роговые, деревянные.

Игрой на гуслях сопровождались танцы на праздниках, а также некоторые религиозные церемонии.Струны делали из овечьих кишок или жил, настраивали в пятитонном звукоряде. У луговых марийцев яа гуслях играли только мужчины, у горных - преимущественно женщины, причем невеста должна была обязательно играть на своей свадьбе. На пузыре (род волынки) играли большей частью на свадьбах в сопровождении барабана; он считался специально мужским инструментом.

Трубы имели ритуальное значение. Берестяные трубы (сурем пуч) употребляли для изгнания злого духа на летнем празднике. В жатвенные трубы трубили за неделю до снятия урожая. В осенние трубы (гиыже пуч) трубили девушки, достигшие совершеннолетия.

В ряде районов музыкальные инструменты изготовлялись кустарями марийцами на продажу.

На народных музыкальных инструментах исполнялись мелодичные, полные лиризма, протяжные наигрыши, они сопровождали марийские песни, исполнялась на них и инструментальная народная музыка.

Интересно отметить, что русские композиторы-Балакирев, Глазунов, Афанасьев интересовались музыкой марийского народа и использовали ее в своем творчестве. Так, в середине Х1Хв. русским композитором Афанасьевым был создан квартет «Волга» на основе мелодии одной горномарийской песни и гусельного плясового наигрыша. Этому квартету, тепло принятому музыкальной общественностью, в 1860 г. была присуждена первая премия Русского музыкального общества. На основе марийской народной музыки развивается творчество марийских композиторов. Основоположником марийской профессиональной музыки является первый марийский композитор - И. С. Палантай (Ключников, умер в 1926 г.) Он создал свыше 50 произведений. Большинство из них - обработки народных мелодий для хора. Палантай заложил основы многоголосого хорового пения в марийской музыке. Он проявил себя также и на музыкально-педагогическом поприще как руководитель хора национальной песни.

Заслуженный деятель искусств Марийской АССР, старейший марийский композитор Я. А. Эшпай (умер в 1963 г.) является одновременно и теоретиком марийской музыки. Ему принадлежит монография «Музыкальная культура народа мари».

Музыкальные и песенные произведения марийских композиторов Я. А. Эшпая, К. А. Смирнова, А. И. Искандарова, Н. А. Сидушкина и других разнообразны, но всех их роднит органическая связь с марийской национальной музыкой. В 1963 г. в Марийском оперном театре была подготовлена постановка первой марийской оперы композитора Э. Сапаева «Акпатыр».

Большую роль в развитии марийской хоровой культуры и пропаганде марийской музыки сыграл хоровой коллектив Радиокомитета, а также ансамбль песни и танца Марийской государственной филармонии. Широко развернули работу по подготовке кадров марийских музыкантов Йошкар- Олинское училище им. И. Палантая и музыкальная школа для детей им. П. И. Чайковского. Открыты музыкальные школы и в ряде районов Марийской республики.

В настоящее время значительное развитие в Марийской АССР получило народное самодеятельное искусство. В колхозах, на предприятиях, в учебных заведениях создаются сотни коллективов художественной самодеятельности. Систематически проводятся смотры, праздники песни, фестивали, отчетные концерты и т. п. В республике имеется около 2 тыс. кружков художественной самодеятельности, охватывающих до 25 тыс. участников. На смотрах художественной самодеятельности нередко участники ее играют на национальных музыкальных инструментах. Марийский ансамбль гусляров дважды завоевал право выступать в Москве на Всероссийском смотре художественной самодеятельности (в 1948 и 1954 гг.).


Устное народное творчество марийцев богато по содержанию, разнообразно по видам и жанрам. Возникшее в глубокой древности, оно выражало думы и чаяния людей, их практический ум и смекалку. В нем нашли отражение реальные исторические события, эпические сюжеты, обычаи и обряды, мифологические представления и многие другие стороны жизни народа.

В легендах и преданиях (тошто ой ) нашли отражение различные моменты этнической и социально-политической истории: расселение и миграции, взаимоотношения с соседними племенами и народами, сражения с чужеземцами, деятельность и подвиги героев и богатырей, основание городищ, поселений и городов, происхождение и появление различных форм и видов хозяйства и культуры, социальных явлений, участие в общественно-политических событиях в различные периоды и другое. Сказки (йомак, шая ) в аллегорической форме повествуют о социальной жизни народа, бытовых взаимоотношениях людей, восхваляют положительные и высмеивают отрицательные их качества и поступки, выражают торжество добра над злом.

Значительное место в устном народном творчестве марийцев занимал обрядовый фольклор. Обрядовый фольклор был тесно связан с различного рода торжествами: календарными праздниками, свадебными церемониями, похоронно-поминальными обрядами, проводами на военную службу и т.п. Эти события сопровождались специально приуроченными для них песнями, плясками, музыкой, заклинаниями. Обрядовые песни исполнялись под особую, в каждом случае определенную мелодию, нередко в музыкальном сопровождении.

Песни (муро, мыры ) - самый распространенный и наиболее самобытный жанр марийского фольклора. В них народ поэтично воспевал родной край и его природу, выражал чувства радости, надежды и горя. Песни сопровождали трудовую деятельность, праздничные торжества, игры и развлечения, семейные обряды. Различаются трудовые, бытовые, гостевые, свадебные, сиротские, рекрутские, поминальные, песни-раздумья и другие. Характерной особенностью марийских песен является двухчастное построение образных выражений на основе сравнения или противопоставления: за изображением природного явления воспроизводится выражение чувства, состояния души или действия личности.

Особенно богаты и разнообразны по репертуару и мелодике свадебные песни, как и весь свадебный фольклор. Во время свадьбы свадебные чины должны были исполнять песни, посвященные конкретным лицам, участникам и гостям со стороны невесты. Основную песенную нагрузку несли женщины-участницы обряда (сÿан-вате ) со стороны жениха. В своих песнях они извещали о цели приезда, описывали путь следования, песнями выкупали место за столом, выражали благодарность хозяевам и их родне за прием, угощение и воспитание невесты, отдавали должное ей самой. Они непременно воздавали хвалу своей округе и деревне, жениху, его родителям и их хозяйству, выражали пожелания здоровья, счастья, достатка и многочисленного потомства молодоженам.

Строю народной песни соответствуют марийские музыкальные инструменты. Наиболее распространенными из них были: из духовых - свирель (шиялтыш ), деревянные трубы, обмотанные берестой (пуч ), волынка с пузырем (шÿвыр ), глиняные свистульки (шун шÿшпык ); из струнных щипковых - гусли (кÿсле, карш ), скрипка (ковыж ), из ударных - барабан (тÿмыр ). В XIX веке получили распространение гармони .

Инструментальная музыка марийцев была тесно связана с семейной и религиозной обрядностью, с песенно-танцевальным творчеством. Под волынку в сопровождении барабана наигрывали песенные и танцевальные мелодии во время праздников и свадеб, ритуальные - на поминках, во время осмотра всходов после посева. Волынщики (шÿвыро ) считались самыми дорогими и почетными лицами на праздниках и обрядах, выполняющими общественный долг, за что награждались вышитыми рубашками или полотенцами. Особенно престижным считалось участие волынщика в качестве свадебного чина. Наиболее популярные волынщики за свою жизнь играли на десятках свадеб, чему свидетельством была масса свадебных полотенец.

Песенно-танцевальные мелодии исполнялись также на гуслях, на них играли и женщины. Во время молений в священных рощах гусли использовались для наигрывания ритуальных мелодий. Трубы являлись сигнальным инструментом охотников, пастухов, лесорабочих. Во время праздников Сÿрем и Угинде игра на трубе приобретала ритуальный характер. Среди луговых марийцев известны были девичьи трубы, в которые в свободные от работ летние вечера трубили невесты на выданье. Оригинальным способом исполнения было воспроизведение женщинами и девушками песенных и плясовых мелодий губами с помощью древесного листа или тонкой кожицы бересты.

К устному народному творчеству можно отнести заговоры и заклинания, представляющие собой средства магического воздействия на окружающий мир посредством особого рода словесных формул. Они имели различную направленность: предохранительную (от порчи), лечебно-целительную (от болезни), любовную (для приворота), а также противоположного к ним действия. Словесные изречения заговоров и заклинаний облекаются в тонкие эпитеты и сравнения. Например, чтобы предохранить от порчи {локтыш ) или кратковременности жизни, обеспечить долгий век личности, произносили длинный монолог над заговариваемым предметом (еда, напиток): "Когда колдун сможет укоротить век Бога, только тогда пусть возьмет душу (данной личности)". Далее следует перечисление других природных объектов - земли, моря, молнии, радуги, ветра, облаков, одновременно 77 видов птиц и деревьев, 77 людей, вечное бытие и жизнь которых колдун должен будет суметь отнять, чтобы обречь на преждевременную смерть конкретно заговариваемого человека. Завершается заговор пожеланием: "Как тает масло, лед, растворяется мед, рассеиваются и тают облака, радуга, иней... пусть так же тает, уходит, не достигает успеха порча, насылаемая колдуном".

Многочисленные словесные формулы произносились при заговорах на любовь, чтобы "присушить" душу и сердце, обеспечить взаимные чувства конкретных партнеров действиями одного из них или третьим лицом. Суть формулы выражалась в перечислении набора образных явлений или предметов, сравниваемых с чувством симпатии и любви. Так, в одном из заговоров произносились следующие изречения: "Как разгорается огонь, занимается заря, светит солнце... пусть так же разгорается (светит) чувство его любви ко мне". В другом случае приводятся следующие сравнения: "Как солнце (луна) вращается вокруг земли, как хмель обвивается вокруг жерди, колесо вращается вокруг оси, мельничный жернов крутится относительно другого, как молоко (вода) закипает и обращается внутри котла, так и его душа, сердце пусть вращаются, обвиваются вокруг меня, прикипают ко мне". Используются и такие формулы: "Как 77 видов цветов расцветают, 77 видов плодов зреют, как чело, печи и лавка, пара столбов изгороди... обращены друг к другу, пусть так же и его чувства расцветают (зреют), его душа и сердце пусть будут обращены ко мне". При произнесении заговора каждая формула выговаривается полностью отдельным предложением.

В послеоктябрьское время фольклор получил развитие в форме художественной самодеятельности. Наиболее популярным остается обрядовый фольклор с его традиционным песенно-танцевальным репертуаром в разнообразном музыкальном сопровождении. Наряду с песнями, популярными стали частушки в сопровождении гармони и баяна. В последние десятилетия при сельских и городских Домах культуры, в различных производственных коллективах и учебных заведениях возникли фольклорные ансамбли, в репертуаре и исполнении которых развиты и возрождены традиционные песни, пляски, игры и музыкальные инструменты. Первый в республике фольклорный ансамбль "Марий памаш " ("Марийский родник") проложил дорогу и за пределы страны, ознакомил с марийским народным творчеством и искусством ряд европейских стран от Финляндии до Испании. Вслед за ним в Венгрии, Финляндии и Эстонии побывали и другие фольклорные коллективы.

С образованием марийской автономии были созданы условия для развития профессиональной культуры и искусства: печати и литературы, театра и музыки, живописи, скульптуры и архитектуры.

История музыкальной культуры марийцев

Фольклор марийцев представлен такими жанрам, как исторические предания, мифологические рассказы, пословицы, поговорки и т.п. Среди самобытного творчества марийцев особо выделяют обрядовые мелодии, их исполняли при семейных обрядах, проводах в солдаты и т.д.

Особенность марийского фольклора - особый характер напева. Особенно разнообразны свадебные песни, которые сопровождают каждый этап свадебного обряда.

Прогрессируют марийские напевы с протяжной интонацией. Ритмично исполнялись плясовые песни и частушки. Марийские частушки на родном языке очень схожи с русскими. Марийцы сохранили древние инструменты,традиция игры на которых отличает их от других народов. Инструментальное творчество тесно связано с песенным и хореографическим творчеством. Музыканты считались самыми дорогими гостями на свадьбах и других деревенских праздниках. Позднее гармонь затмила все остальные инструменты. И сейчас она играет значимую роль в праздничной и семейно - обрядовой жизни марийцев. Прикамские марийцы лучше всех сохранили национальную культуру и быт. Но в настоящее время ни в одной марийской деревне Пермского края не совершаются общественные моления с жертвоприношениями.

Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни.

Первые попытки гармонизации марийских мелодий были предприняты в начале XX века.

Музыкальная культура мари была представлена исключительно народным творчеством. Основным жанром музыкального фольклора с далёких времён является лирическая песня.

б)луговую

в)восточную

Песни этих групп различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т.д. Большинство марийских песен основано на бесполутоновой пентатонике. Для восточных песен характерно сочетание пентатоники с другими диатоническими ладами. Большинство мелодий горных песен включает квартово-квинтовые, секстовые интонации без заполнения. Характерной особенностью протяжных марийских песен являются нерегулярно-переменные метры; для плясовых мелодий обычны чёткий ритм и постоянный размер.

В марийских песнях мелодии очень схожи, часто на одну мелодию накладывают разные слова и исполняют.

Жанры марийских песен

Песни записанные в экспедиции Суксунского района

Гостевая улошная песня «Айда йолаш каена»(«Ваши гости будут рады»)

Песня двухголосная, поется в грудном регистре. Тональность ре минор. Размер 5/4. Ритмический рисунок ровный. Диапазон 1,5 октавы - ре малой октавы - ля первой октавы. Куплетная форма. Мелодия волнообразная, встречается скачок на кварту.

1. Айда олташ каена

Им Вуд серым

Ший вуд серым, ший Вудшам

Ой, подъелаш, подъелаш. - 2раза

2. Ший Вуд серым

Ший вудшим оно падья

Ший Вуд серый ший отмажья

Ой, кунчалаш. Кунчалаш. -2раза

3. Айда йолташ каена

Сар олокаш

Сар кукушпаш, сар мурыжым

Ой, кольшташ, кольшташ. - 2 раза

4. Айда йолташ каена

Мор Аркашке

Мор Аркашке, мор саськажем

Почалаш, почалаш. - 2 раза

5. Мор аркаште мор

Саськажем оно ног

Сар шушеньемы жьем

Кольшташ, кольшташ. - 2 раза

6. Айда йолташ каена

Ял мучашке

Ял мучашке гармонь

Йукьем кольшташ.-2 раза

7. Ял мучаште гармонь

Йуовель она кольел

Ял мучаште гармонисты

Курсовая работа

"Марийская музыкально-песенная культура"


Вступление

Марийцы Пермского края

История музыкально-песенной культуры марийцев

Жанры марийских песен

Марийские композиторы России

Разбор произведений композитора А.Я.Эшпая

Марийский композитор Пермского края

Заключение


Введение

На земном шаре проживает около 2-х тысяч народов и национальностей, которые отличаются друг от друга по языку, обычаям, традициям, а так же по культуре, в том числе и по музыкально – песенной. Причина этих отличий имеет глубокие исторические факторы заселения различных территорий, их жизненного уклада. Анализируя фольклорную музыку народов, которые принадлежат к различным культурам, мы можем увидеть, что музыкальная культура являлась самобытной, неповторимой, в то же время подчиняется общим закономерностям, выработанным на протяжении многих столетий. Как известно мелодия – это живой организм со своими особенностями и закономерностями. Мелодия развивается таким образом, что отдельные ее частицы находясь во взаимоотношении друг с другом, проходят определенные этапы развития, основываясь на закономерностях внутренней логики. Вероятно, здесь трудно определить что является основным, что второстепенным. Песни, находя путь к сердцу слушателя, не смотря на свою простоту и небольшой объем, содержат в себе генетический код, который является средоточием памяти народа. Подтверждение сказанному мы находим в устном народном творчестве разных народов, в пословицах, поговорках, сказках, где проявляются такие же черты.

Тема моего исследования

Актуальность исследования:

Проблема исследования:

Объект исследования: Песенный материал в котором раскрылась вся история и жизнь марийцев, обживающих новые края Пермские.

Предмет исследования: Материалы фольклорной экспедиции студентов и преподавателя Максименко О.М. в Суксунский район Пермского края, материалы собранные из различных музыкальных источников.

Цель исследования:

Гипотеза исследования:

Задачи исследования:

Методы исследования:


Марийцы Пермского края

Марийцы – один из народов финно-угорской группы. Основная этническая территория – Среднее Поволжье, где происходило формирование марийского народа. В дореволюционных источниках марийцев еще называли черемисы.

Основная часть марийцев проживает на территории республики Мари-Эл. А так же на территориях Приуралья и Поволжья. Крупные ареалы расселения марийского народа есть так же в Кировской, Нижегородской, Свердловской областях и в Пермском крае, а так же в Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия.

Луговые марийцы расселены на левом берегу р.Волги, а горные марийцы – на правом берегу. Третья этнографическая группа – восточные марийцы. Она сформировалась на восточнее р. Вятки. К этой группе относится марийское население Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Пермского края и Свердловской области. Основатели восточных марийцев – выходцы «с луговой стороны» которые переселились на восток в 16-18 вв.

В пермском крае в 1989 г. марийцев проживало 6,6 тыс. человек, к 2002 году их осталось 5591 тыс. человек.

Основу марийского населения Прикамья составляют как поздние так и ранние переселенцы. Большое число марийцев в Пермском крае проживает в деревнях Суксунского, Чернушинскго, Октябрьского района.

Миграция марийцев на восток, за пределы этнической территории по мнению исследователей началась еще до присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству. Первоначально марийцы проникли в Камско-вятское междуречье, а затем – в Закамье и Приуралье. Начало массовой миграции начались в 16 веке. В писцовых книгах М. Кайсарова 1623 -1624 гг. уже зафиксировано марийское население – « 4 –я юрта марийских» - в Сылвенско – Иренском поречье. В последующее время их численность увеличилась. В 1678 – 1679 гг. в Кунгурском уезде уже насчитывалось 100 марийских юрт с мужским населением 311 человек. Материалы переписанных книг Кунгурского уезда за 1704 год дают представления о численности и расселения марийцев в Сылвенско – Иренском поречье и на путях их миграции из Среднего Поволжья. В 1704 году в Кунгурском уезде насчитывалось 213 марийских семей, которые проживали в 19 деревнях с чистым марийским населением и в 4 деревнях – со смешанным населением. Эти сведения позволяют предполагать, что к концу 17 в. в Кунгурском уезде уже имелось значительное марийское население, и заселение марийцами продолжалось. Марийское переселенческое движение на Урал заканчивается к середине 18 в. Документы 17 начла 18 в. отмечают деревни марийцев сохранившиеся и в настоящее время: Тебеняки, Красный луг, Каменка. Среди жителей этих деревень до сих пор можно услышать предания о заселении марийцев на пермские земли. Группу марийцев.сложившуюся в верховьях р.Сылвы,принято называть сылвенскими марийцами. До 80-х годов 18 в. большинство марийских деревень современного Пермского края относились к Кунгурскому уезду.что закрепилось в одном из названий этой группы пермских марийцев – кунгурские марийцы. Позднее большая часть этих деревень отошла к Красноуфимскому уезду.

В Октябрьском районе пермского края располагается марийская деревня Тляково. По сохранившемуся преданию она возникла в конце 18в.

В Прикамье сложилось три ареала расселения марийцев:

1. Марийцы расселенные в настоящее время по реке Сылве(д.Каменка, д.Красный Луг, д.Сызганка, д.Тебеняки, д.Васькино, д.Иванково Суксунского района)

2. Марийцы расселенные по реке Сарсу(д.Тляково Октябрьского района). Они до сих пор сохраняют брачные и родственные связи с марийцами Свердловской области более всего с с.Юва.

3. Марийцы д. Буймарзино Октябрьского района и д. Текловка Чернушинского района.

Марийское население Прикамья является составной частью Восточных марийцев и до настоящего времени сохраняют многие черты марийской культуры.

История музыкальной культуры марийцев

Фольклор марийцев представлен такими жанрам, как исторические предания, мифологические рассказы, пословицы, поговорки и т.п. Среди самобытного творчества марийцев особо выделяют обрядовые мелодии, их исполняли при семейных обрядах, проводах в солдаты и т.д.

Особенность марийского фольклора – особый характер напева. Особенно разнообразны свадебные песни, которые сопровождают каждый этап свадебного обряда.

Прогрессируют марийские напевы с протяжной интонацией. Ритмично исполнялись плясовые песни и частушки. Марийские частушки на родном языке очень схожи с русскими. Марийцы сохранили древние инструменты,традиция игры на которых отличает их от других народов. Инструментальное творчество тесно связано с песенным и хореографическим творчеством. Музыканты считались самыми дорогими гостями на свадьбах и других деревенских праздниках. Позднее гармонь затмила все остальные инструменты. И сейчас она играет значимую роль в праздничной и семейно – обрядовой жизни марийцев. Прикамские марийцы лучше всех сохранили национальную культуру и быт. Но в настоящее время ни в одной марийской деревне Пермского края не совершаются общественные моления с жертвоприношениями.

Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни.

Первые попытки гармонизации марийских мелодий были предприняты в начале XXвека.

Музыкальная культура мари была представлена исключительно народным творчеством. Основным жанром музыкального фольклора с далёких времён является лирическая песня.

б)луговую

в)восточную

Песни этих групп различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т.д. Большинство марийских песен основано на бесполутоновой пентатонике. Для восточных песен характерно сочетание пентатоники с другими диатоническими ладами. Большинство мелодий горных песен включает квартово-квинтовые, секстовые интонации без заполнения. Характерной особенностью протяжных марийских песен являются нерегулярно-переменные метры; для плясовых мелодий обычны чёткий ритм и постоянный размер.

В марийских песнях мелодии очень схожи, часто на одну мелодию накладывают разные слова и исполняют.

Жанры марийских песен

Песни записанные в экспедиции Суксунского района

1.Гостевая улошная песня «Айда йолаш каена»(«Ваши гости будут рады»)

Песня двухголосная, поется в грудном регистре. Тональность ре минор. Размер 5/4. Ритмический рисунок ровный. Диапазон 1,5 октавы – ре малой октавы – ля первой октавы. Куплетная форма. Мелодия волнообразная, встречается скачок на кварту.

1. Айда олташ каена

Им Вуд серым

Ший вуд серым, ший Вудшам

Ой, подъелаш, подъелаш. – 2раза

2. Ший Вуд серым

Ший вудшим оно падья

Ший Вуд серый ший отмажья

Ой, кунчалаш. Кунчалаш. -2раза

3. Айда йолташ каена

Сар олокаш

Сар кукушпаш, сар мурыжым

Ой, кольшташ, кольшташ. – 2 раза

4. Айда йолташ каена

Мор Аркашке

Мор Аркашке, мор саськажем

Почалаш, почалаш. – 2 раза

5. Мор аркаште мор

Саськажем оно ног

Сар шушеньемы жьем

Кольшташ, кольшташ. – 2 раза

6. Айда йолташ каена

Ял мучашке

Ял мучашке гармонь

Йукьем кольшташ.-2 раза

7. Ял мучаште гармонь

Йуовель она кольел

Ял мучаште гармонисты

Ваш Лиям. – 2 раза

2.Улошная песня «Корышко»(«На гору пойдем»)

Песня исполняется на улице юношами и девушками во время прогулки.

Используется прием повторение. Размер 4/4. Тональность ля бемоль мажор. Темп исполнения умеренный. Диапазон песни секста – ля малой октавы – фа первой. Мелодия основана на терции и заполнении ее.

1.Айдаёлташ корышко

Мандолине тамодна

Ой, мандолине там одна

2.Муре надо мигарене

Кид коено ёрлена

Ой, кид коено ёрлена

3.Вдруг запеле вдруг запеле

Спелек тшаше тологонь

Ой, спелек тшаше тологонь

4.Кшёл ташен десканденек

Шошо маше тологонь

Ой, шошо маше тологонь

5.Ошто маше пидагама

Труда мино тогишо

Ой, труда мино тогишо

6.Тебе карда тогоняна

Тая мена тогишо

Ой, тая мена тогишо

3.Свадебная величальная песня «Инжолаш татэн»

Пеню исполняли на второй день свадьбы муж и жена своим родителям.

Особенность мелодии - много мелких длительностей, пунктирный ритмический рисунок. Диапазон песни секста, встречаются скачки на кварту, терцовый ход и заполнения его. Сложно-смешанный переменный размер.

1. Инжолаш татен,

Интяш поп манне тэнь, уалтэн

2. Монжатэнь мо онжела нахнэ

Интерпошман мэтэ, уалтэн

3. Иэрмэн толонтан ой коэна

Интетила конжала, киворла

4. Мэнитерна ждолонда ой коэна

Интетила конжала, киворла

5. Ишнэ кидольштэ олтэ болта

Эрнэ малантэ, керволтэ

6. Ишнэ кидольштэ олтэ болта эрнэ

Маланте, керволтэ

7. Малантэ керволтэ аваата

Йонзолат контэр тайсяжир

8. Уко тотэн тайшташ мура

Эрла кушугань, мура

9. Татэ тинда окта ужан

Эрла ушагань ужан

4.Детская шуточная песня «Изе витше»(«Маленькая птичка»)

Тональность си минор. Диапазон квинта. Ровный ритмический рисунок. Сложно-смешанный размер. Движение мелодии по секундам, есть скачок на кварту и ход по трезвучию.

1. Изе витше

Йолта талеш

Изе пушон тарва талеш

Изу пушон тарва та

2. Тупу жожто

Керт син жалеш

Чевер, чевер, чевер, чевер

Чевер ыдын шинжалеш

3. Туи джо

Йолта талеж

Сай саланэ, сай саланэ

Сай саланэ сералеш

4. Ту саламже

Мо шта сера йошкар, йошкар

Йошкар, йошкар

Йошкар арлеш сер теро

5. Изе витше

Йолта талеш

Изе пушон тарва талеш

Изу пушон тарва та

5.Улошная частушка «Кече лектеш онжалеш»(«Солнце вышло и сияет»)

Тональность Размер 2/4. Диапазон 1.5 октавы – ре первой октавы – соль второй октавы. Мелодия имеет большие скачки: на квинту, сексту, октаву. Встречаются синкопы. Каждый куплет сиквенциозно поднимается выше и выше

1.Кече лектеш онжалеш мардеш лектеш пуалеш

Канды тиран носовикем комталеш

Эрта, эрта юмореш кодешь, кодешь кумолеш

Уже меен араталме йолташем

2.Эх, йолташем капка онулко леектем

Канде тиран носовикем руизен ит шого

Тай ин весе улогень ат мньн мееныкертеш

Тайен вверчен чёнот юла манин итшоно

4.Тый алампум меньдешенч меенводом опташом

Ик олмажемь малаш рынот тынь серетоткерт

Мый тей денет кельшешем давседен каешеч

Мый веседен каемрынят тынь сереет откерт

1. Солнце вышло и сияет

Ветерок подувает

И сушит мой платочек,

Проходит, проходит моя жизнь

И остаеться одно воспоминание…

2. Мой дружочек выйди на крыльцо

Но платочком не маши

Если у тебя есть другая,

То у меня может быть другой

И не думай, что сердце мое

Тревожиться о тебе

3. Ты черемуху посадил,

я водой поливала

если ветку сломаю, ничего ты не скажешь.

Я тебе доверяла, а ты ушел к другой.

Если я уйду с другим ты ничего не скажешь.

Песни найденные в музыкальных изданиях

1.Марийская закличка «Брызг – брызг»

Размер 4/4. Пунктирный ритм. Диапазон - кварта: ре первой октавы – ля первой октавы. Тональность до мажор.

Брызг – брызг, дождик мороси,

Тучку дымку принеси.

Ветерок, подуй, кружась.

Мелкий дождь, лей на нас.

2.Марийская игра «В маки»

Тональность до мажор. Размер переменный. Пунктирный ритм. Диапазон – секста: ре первой октавы – фа первой октавы. Тональность

1. - Сизый голубь дружок,

Расскажи ты нам

Где же сеют мак

И как сеют мак?

Вот здесь сеют мак!

Вот так сеют мак!

2. - Сизый голубь дружок,

Расскажи ты нам

Как же мак растет

И как он цветет?

Вот так он растет!

Вот так он цветет!

3.Марийская игра «Зайчик»

Размер переменный, сложный, смешанный. Тональность ре минор. Диапазон квинта: ре первой октавы – соль первой октавы. в мелодии присутствуют скачки в терцию, кварту.

Уач-уач, зайчик, куда мчишься?

Поглодать березовых корок

Где твоя расплюшилась лапка?

В зимний холод на льду студеном.

Где твой хвостик укоротился?

Откусил рыжий лис за оврагом

Где же ухо твое почернело?

Почернело в дыму сосновом

Уач-уач, зайчик попрыгай.

4.Марийская считалка «В жмурки»

Размер 2/4. Тональность ля минор. Диапазон – квинта: ля первой октавы – ми второй октавы. Характер исполнения – бойко. Мелодия движется по секундам и терциям.

Сорок лип в лесу стоят,

Сорок птиц на них сидят,

Сорок первая летает,

А кто жмурка – вылетает!

5.Марийская народная песня «Мельница»

Характер медленно,скорбно. Тональность ре минор. Размер ¾. Характер исполнения медленно, скорбно. Диапазон 1,5 октавы: ре второй октавы – до первой октавы.

6. Марийская народная песня «Колыбельная»

Характер исполнения медленно. Размер 2/4. Тональность ми бемоль минор. Мелодия движется по терциям и секундам. Диапазон 1,5 октавы: ля первой октавы – си малой октавы.

Марийские композиторы России

Первым марийским композитором стал Иван Степанович Ключников-Палантай который в дальнейшем стал основоположенником профессиональной музыки.

Родился он в небольшой деревушке расположенной на берегу Большой Кокшаги 11 апреля (24 апреля по новому стилю) 1886.

Отец его, Степан Петрович, большую часть своей трудовой жизни проработавший на сплаве леса на Волге, обладал характером жизнерадостным, энергичным и волевым. А от матери Анастасии Яковлевны Ключниковой, он унаследовал большую музыкальность, искренность и чистоту души. Иван рос добрым, жизнерадостным мальчиком. Был рослым, крепким, с кудрявыми волосами. Рано научился играть на гармошке и гуслях.

Начало профессиональной марийской музыки было положено в 20-е годы и связано с творческой деятельностью первого национального композитора И.С. Ключникова-Палантая. Марийский фольклор стал важнейшей основой процесса формирования профессиональной музыки. Ее зарождение, как и в других национальных республиках Поволжья, начиналось с вокально-хорового творчества. И.С. Палантай получил образование регента в Казанском музыкальном училище, стажировался на регентских курсах Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Творческая деятельность композитора связана с созданным им первым марийским хором при Марийском педтехникуме, для которого он писал обработки марийских народных песен и оригинальные сочинения песенного жанра. Самые известные хоровые сочинения композитора - «Кÿсле» (Гусли), «Вÿдшö йога» (Воды текут), «Йывырте» (Радуйся) и сегодня являются жемчужинами марийской хоровой музыки. После И. Палантая жанр вокально-хоровой музыки получил широкое развитие в творчестве Я.А. Эшпая, А.И. Искандарова, Н.А. Сидушкина. В творчестве названных композиторов расширилась тематика хоровой музыки, получили развитие новые жанровые разновидности.

Алексей Искандарович Искандаров родился 21 марта 1906 года в деревне Ирсаево (Ирсайал) в музыкальной семье. Лучше всех пел его отец – Искандар. Говорят: запевал на одном конце деревни, было слышно на другом.

Алексей учился в начальной земской школе деревни Митряево. Затем поступил в двухклассное иногородческое училище деревни Сахарово. Позже это училище реорганизуют в детский дом. Именно здесь происходит событие, которое можно считать важным: он впервые слышит хор, многоголосое хоровое пение. Оно производит на него неизгладимое впечатление. От своего учителя В. Г. Бекбулатова Алексей Искандаров впервые услышал о композиторе Иване Степановиче Ключникове - Палантае, который пишет марийские песни для хора. Песни Палантая пел и хор детского дома, в том числе “Интернационал” на марийском языке в переложении Палантая.

В декабре 1920 года воспитанников детского дома, учащихся старших классов, везут в Николо-Березовку на Каме - в педтехникум. Среди них был и Искандаров, а также известный впоследствие писатель Яныш Ялкайн. Эта дружба стала союзом двух творческих личностей.

В 1924 году техникум переводят в город Бирск. Здесь он встречается с замечательными людьми, марийскими учителями-просветителями, которые многим помогли в его музыкальном становлении. Учитель музыки М. Е. Крылов обучал его игре на пианино. Директор педтехникума Л. Я. Мендияров лично знал композитора Палантая. Мендияров дал денег на дорогу, рекомендательное письмо, и Алексей Искандаров в 1925 году поехал в город Краснококшайск к композитору. Палантай принял его и рекомендовал учиться музыке серьезно, если он хочет стать музыкантом. Под его руководством Алексей прошел первоначальную школу дирижера-хормейстера, был старостой хора, приобрел навыки практической работы, часто проводил спевки, репетиции в отсутствии учителя. Общение с замечательным музыкантом явилось важной ступенью профессионального роста Искандарова.

В педтехникуме он впервые делает попытку сочинения музыки. Это была обработка восточно-марийской песни “Снеге” по законам Палантая.

После завершения учебы Искандаров уезжает работать в Мари-Турекский район - в Нартасский сельскохозяйственный техникум учителем музыки и пения. Однако мысль и желание стать музыкантом, учиться музыке дальше не покидают Искандарова.

В 1928 году он поступает в Московскую государственную консерваторию на дирижерско-хоровой факультет и учится у таких мастеров хорового дирижирования, как П. К. Чесноков, Н. М. Данилин, А. В. Никольский, И. В. Способин, А. В. Александров. В консерватории возвращается к сочинению музыки. Характерной тенденцией образования того времени было стремление приблизить учебный процесс к жизни, к практическим запросам культурного развития. Была установлена и обязательная длительная производственная практика.

Большую популярность в 30-60-е годы получила песенная лирика и хоровые сочинения А. Искандарова («Не могу забыть», «Как мне быть», хоровые пейзажные зарисовки - «В лесу», «Кукушка» и др.). Значителен вклад в национальную вокально-хоровую музыку К. А. Смирнова. Его хоровые обработки отличаются яркостью звучания, картинностью, -«Туп-дуб-дуб», «Звонкоголосая гармонь» и др. Для музыки 70-90-х годов характерно стремление к циклизации хоровых миниатюр, обращение к крупным формам и жанрам. Были созданы первая марийская оратория С.Н. Макова «Муралтем мый йывыртен» (Я от радости пою) на стихи Й. Кырли, хоровой концерт Ю.С. Евдокимова, хоровая кантата В.А. Захарова «Чавайнлан семаршаш» (Венок Чавайну) на стихи С.Г. Чавайна. Сохраняется у современных авторов интерес к жанровой миниатюре (сочинения Ю.С. Евдокимова, В.М. Алексеева).

Кузьма Алексеевич Смирнов (1917-1963)

Родился 10 октября в деревне Шихмамат Медведевского района РМЭ. Рос в крестьянской семье. После окончания Йошкар-Олинского музыкального училища поступил в Ленинградскую консерваторию. Его педагогами в области композиции были профессор Х.С.Кушнарёв, Д.Д.Шостакович, Б.А.Арапов.

Во время учебы в училище, консерватории и особенно в годы работы в МарНИИ – сначала заведующим сектором искусств, а затем – научным сотрудником по музыкальному фольклору (1943-1947) – Смирнов много ездит по Марийской республике, Башкирской, Татарской АССР, Кировской и Пермской областях с целью записи музыкального фольклора. Им было собрано и обработано около 700 марийских народных мелодий.

Своеобразием и оригинальностью отличаются обработки народных песен Смирнова, основанные на сочинении приемов народного творчества и профессионального искусства. К.Смирнов впервые в истории марийской музыки обращает к крупным симфоническим жанрам. Им созданы две симфонии, фантазия на горномарийские темы, музыкальные картины, поэма и др. Музыка к драматическим спектаклям, романсы, произведения для фортепиано, для скрипки и фортепиано – таков далеко не полный перечень жанров, свидетельствующий о широте творческих интересов композитора.

Значительный вклад в развитие национального искусства отмечен присвоением его имени ДМШ в посёлке Медведево.

Разбор произведений композитора А.Я.Эшпая

марийский песня композитор сборник

Андрей Эшпай родился в г. Космодемьянске на р. Волге. Годы жизни 1925г.-… . Марийский советский композитор, хоровой дирижёр, педагог, фольклорист. Заслуженный деятель искусств Mapийской АССР (1941). В 1930 окончил Московскую консерваторию (класс Г. Э. Конюса), в 1933-аспирантуру. Кандидат искусствоведения (1946). В 1913-27-преподаватель пения, музыкант, хормейстер. Написал музыку к спектаклям Марийского театра: "Шурко" Шкетана, "Мулшатар" (совместно с Л. Н. Сахаровым) и "Марийская рота" Чавайна (1934) и произведения других жанров.

По натуре Андрей Эшпай - человек энергичный, порывистый, остроумный, обаятельный (и внутренне, и внешне), невероятно работоспособный и целеустремленный. А за всем этим - глубокий ум, ранимость, душевная чистота. Он мгновенно проникает в суть сложнейшего вопроса и непременно находит верное решение, он открыт и прост в общении, всегда протянет руку помощи, окажет поддержку.

На формирование творческой личности Андрея Эшпая - выдающегося композитора современности, ярчайшего представителя российской музыкальной культуры, основное влияние, несомненно, оказали родители. В семье Эшпаев музицирование было любимым времяпровождением

Отец, Яков Андреевич Эшпай (1890-1963), композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог. Он был разносторонне одаренным человеком, прекрасно рисовал и является автором проникновенных акварельных зарисовок. Яков Эшпай - создатель первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, для скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных сочинений.

Мать Андрея Эшпая, Валентина Константиновна (1898-1982), учительница русского языка и литературы, знаток родных русских песен, а также марийских, чувашских, мордовских, которые с юности пела в учительском хоре.

Андрей Эшпай закончил музыкальную школу, а затем училище имени Гнесиных по классу фортепиано у преподавателя В. Листовой. С 1948 г. по 1953 г. Эшпай – студент Московской консерватории, где его учителями были профессор Н.Я. Мясковский, затем профессор Е.К Голубев и профессор В.В. Сафроницкий. В аспирантуре Эшпай занимался в классе А.И. Хачатуряна.

Марийский фольклор с первых сочинений властно захватил фантазию молодого композитора.

Популярным композитором он стал после написания его известных ныне произведений: «Отчего, почему?», вальс – романс «В нескучном саду», «Песня о дружбе» и др.

Ряд сочинений Эшпая удостоен наград на Международных фестивалях.

«Йошкар-Ола» сл. Л.Дербенева

Пеня «Йошкар-Ола» посвящается родному городу композитора. В ней он выразил всю свою любовь к Родине. По жанру это патриотическая песня. Фактура изложения одноголосная. Тональность ми бемоль мажор, отклонений и модуляций нет. Фортепианное сопровождение построено на септаккордах и нонаккордах. Размер 4/4. Темп воспроизведения – andante. Произведение написано для сольного исполнения. Диапазон – 1,5 октавы: си бемоль малой октавы – ре второй октавы. Особенности произведения: 1) мелодия движется по полутонам,секундам, терциям. 2)Есть квартовые, секстовые скачки. 3) наличие пентатоники. Андрей Яковлевич так хорошо знает мелодии своих народных песен, что легко может вставить пентатонику и другие характерные черты.

«Студенческая песенка» сл. Дербенева

Песня о студенческой жизни. Композитор описывает лучшие годы жизни – студенческие. Так же в песне говорится о дружбе – «…радостно и весело, что друзья ждут в любой дали…».

Темп исполнения allegrovivo. Размер 4/4. Тональность ми бемоль мажор. Во всех произведениях А.Я. Эшпая фортепианное сопровождение основано на септаккордах и нонаккордах. Песня написана для исполнения хором. Часто встречается пентатоника. Общий диапазон голосовых партий – 2 октавы: ля малой октавы – ми второй октавы.

«Далеко и близко » сл. Дербенева

Лирическая песня о любви. Композитор в своей песне выразил эмоции, чувства, переживания, которые его тревожили на тот момент. В названии произведения есть противоречие, так и в мелодии это присутствует. Тональность ля минор. Размер 4/4. Динамика на пиано на протяжении всего произведения. Характер исполнения – неторопливо. Песня написана для сольного исполнения. В мелодии присутствуют скачки на кварту, квинту, октаву. Диапазон – 1,5 октавы: ля малой октавы – до второй октавы. в мелодии много повторяющихся нот.

«Отдохни» сл. Р.Рождественского

«Еду я…»(из кинофильма «Лушка») сл. Л.Дербенева, В.Котова, М.Пляцсковского

Размер 4/4. Тональность соль минор. Темп исполнения – скоро. Фактура изложения одноголосная. Начинается произведение на форте, а заканчивается на пианиссимо. Форма куплетная. В мелодии присутствуют скачки на кварту, сексту.


Марийский композитор из Суксунского района

Не каждая российская деревня может похвастаться тем, что один из ее жителей - член Союза композиторов, заслуженный работник культуры и создатель гимна своей республики. А вот деревня Иванково Суксунского района Прикамья может гордиться этим с полным правом. Создатель гимна Республики Марий Эл, преподаватель Суксунской детской школы искусств Юрий Евдокимов в 1993 году вернулся после тридцатилетнего отсутствия на свою малую родину.

За прошедшие годы он сделал многое, в том числе работал с одаренными детьми в Йошкар-Олинском специальном музыкально-художественном интернате, в хоровой капелле, где совмещал обязанности солиста, хормейстера и композитора.

Сейчас все свои знания, умения и опыт Юрий Савватеевич отдает суксунским ребятишкам - учит их основам музыкальной грамоты и вокалу. Его выпускники побеждают в конкурсах вокалистов, поступают в музыкальные колледжи и училища. Несмотря на то, что Евдокимов живет в небольшой деревне, его музыкальные сборники издаются в Йошкар-Оле. А гордость музыканта, детский вокальный ансамбль «Урал СЭМ», которым он руководит вот уже 10 лет, знают во всех марийских и татарских деревнях Суксунского района.

В феврале 2003 года «Урал СЭМ» участвовал в областном празднике национальной авторской песни «Мир дому твоему» и победил в номинации «Развитие и сохранение марийской песни», исполняя песни самого Юрия Евдокимова. Композитор строго следит за правильным исполнением, чтобы были выдержаны национальные марийские особенности пения.

Заключение

Основу марийского населения Прикамья составляют как поздние так и ранние переселенцы. Большое число марийцев в Пермском крае проживает в деревнях Суксунского, Чернушинскго, Октябрьского района. Марийское население Прикамья является составной частью Восточных марийцев. В праздничной и семейно – обрядовой жизни марийцев песенная музыкальная культура занимает одно из главных мест.

В настоящее время в нашем крае:

· проходят традиционные праздники марийцев,

· создаются коллективы народных песен марийцев в Суксунском, Октябрьском и Чернушенском районах.

· Юрий Евдокимов наш земляк из Суксунского района - член Союза композиторов, заслуженный работник культуры и создатель гимна республики Мари Эл один из таких энтузиастов.

Это дает нам право говорить о том, что

Марийская музыкально-песенная культура находится на стадии возрождения в Пермском крае.

Тезисы

Тема моего исследования : «Марийская музыкально-песенная культура».

Актуальность исследования: заключается в том, что Марийцы один из старейших этносов Пермского края. У нас в колледже постоянно изучаются народы Пермского края, поэтому нахождение и пополнении песенным репертуаром марийцев курсовых ансамблей Пермского краевого колледжа искусства и культуры сегодня очень актуально.

Проблема исследования: Отсутствие репертуарных сборников марийских песен в Пермском крае.

Объект исследования: Песенный материал, в котором раскрылась вся история и жизнь марийцев, обживающих новые края Пермские.

Предмет исследования: Материалы фольклорной экспедиции студентов и преподавателя Максименко О.М. в Суксунский район Пермского края, материалы, собранные из различных музыкальных источников.

Цель исследования: Составление методического пособия для студентов специализации народное хоровое творчество.

Гипотеза исследования: Марийская музыкально-песенная культура находится на стадии возрождения в Пермском крае.

Задачи исследования:

· Изучить, с исторической точки зрения, заселение марийцами территории Пермского края.

· Найти народный музыкальный материал марийцев и проанализировать его.

· Познакомиться с композиторами России по национальности- Марийцами.

· Обработать собранный материал.

Методы исследования: смешанные (теоретические и практические).

В курсовой работе я рассматривала тему «Марийская музыкально-песенная культура» в двух направлениях:

1. Народные песни марийцев:

o Найденные в музыкальных изданиях

o Записанные в экспедиции в Суксунском районе

2. Марийские композиторы.

Основная часть марийцев проживает на территории республики Мари-Эл, а так же на территориях Приуралья и Поволжья. Крупные ареалы расселения марийского народа есть так же в Кировской, Нижегородской, Свердловской областях и в Пермском крае, а так же в Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия.

Луговые марийцы расселены на левом берегу р.Волги, а горные марийцы – на правом берегу. Третья этнографическая группа – восточные марийцы. Она сформировалась на восточнее р. Вятки. К этой группе относится марийское население Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Пермского края и Свердловской области. Прикамские марийцы лучше всех сохранили национальную культуру и быт.

В Пермском краевом колледже искусства и культуры на специализации народное хоровое творчество есть традиция ездить по всему Пермскому краю в экспедиции. В 2007 году группа студентов под руководством Максименко Ольги Михайловны отправились в экспедицию в Суксунский район. Оттуда они привезли много марийских песен, в своей курсовой работе я изучала и анализировала эти песни.

Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни. Основным жанром музыкального фольклора с далёких времён является лирическая песня. В основе своей она одноголосна и лишь в современном песенном творчестве наблюдается зарождение многоголосия.

Проанализировав песни марийцев Пермского края, я пришла к выводу, что они различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т.д. Большинство марийских песен основано на бесполутоновой пентатонике. Для пермских песен характерно сочетание пентатоники с другими диатоническими ладами. Большинство мелодий включает квартово-квинтовые, секстовые интонации без заполнения. Характерной особенностью протяжных марийских песен являются нерегулярно-переменные метры; для плясовых мелодий обычны чёткий ритм и постоянный размер.

Я изучала творчество марийских композиторов:

· Ключникова-Палантая

· Искандарова

· Смирнова

· Евдокимова- нашего земляка

· А.Я.Эшпая. Его произведения я проанализировала. Андрей Яковлевич так хорошо знает мелодии своих народных песен, что легко может вставить пентатонику и другие характерные черты марийских песен в свои произведения.

В пермском крае в 1989 г. марийцев проживало 6,6 тыс. человек, к 2002 году их численность составляла 5,6 тыс. человек.

Основу марийского населения Прикамья составляют, как поздние так и ранние переселенцы. Большое число марийцев в Пермском крае проживает в деревнях Суксунского, Чернушинскго, Октябрьского района. В праздничной и семейно – обрядовой жизни марийцев песенная музыкальная культура занимает одно из главных мест.

В настоящее время в нашем крае проходят традиционные праздники марийцев, создаются коллективы народных песен марийцев в Суксунском, Октябрьском и Чернушенском районах.

Долго не имея своей письменности, чувашский народ выражал свои думы и чаяния, свою наблюдательность и мудрость, свои переживания в устном поэтическом творчестве.

Наиболее распространенным жанром были народные песни. Песней чуваши сопровождали почти все трудовые процессы, начиная от домашних занятий (прядение, ткачество и т. п.) и кончая сельскохозяйственными работами. Исполнение песен было любимым развлечением во время отдыха, особенно у молодежи. Весной молодежь водила хороводы с играми, танцами, песнями, то плавными, неторопливыми, подчиняющими себе ритм движения, то быстрыми, стремительными во время плясок и игр.

Много песен связано с теми или иными обрядами и праздниками. Были песни благодарственные и просительные, с ними чуваши обращались к различным силам природы, от которых, по их представлениям, зависело благосостояние, или к предкам, также якобы имеющим возможность помочь своим родственникам.

После весенних полевых работ начинались молодежные обрядовые игры, известные под названием вайа, тапа, или уяв, продолжавшиеся вплоть до подъема паров и сенокоса.

Среди обрядовых песен очень многие связаны со свадебным циклом. Здесь и «плач невесты», полный воспевания девичества и ужаса перед тяжелой подневольной долей замужней женщины, песни подруг невесты и дружков жениха, а также представителей старшего поколения с пожеланиями новой семье всевозможных благ.

Пользовались широким распространением застольные песни, в которых обычно воспевались старинные обычаи, дружба родственников* святость труда на земле и одновременно сквозило недовольство существовавшими социальными порядками.

Трогательны по содержанию и задушевны по исполнению лирические песни. Обычные темы их: переживания юноши или девушки, тоскующей о любимом, сетования женщины на тяжелую долю в семье и т. п.

Позднее, уже в капиталистический период, распространилась сатирическая песня типа частушки, так называемая сормовска, которую принесли отходники. В этих коротеньких песенках шутливо изображались любовные увлечения молодежи, но чаще остро и зло высмеивались недостатки тех или иных членов общества, а наредко и целых его прослоек или классов.

В наше время старинные песни большей частью сохраняются лишь в памяти старшего поколения; их место заняли новые песни, прославляющие свободный труд и героические дела советских людей. Большой популярностью среди рабочих и колхозников пользуются частушки, нередко слагаемые ими самими на местные волнующие темы.

Значительно развит у чувашей жанр сказок. Они иногда переплетаются с народными легендами о различных исторических личностях, образы которых сильно опоэтизированы. Много сюжетов, общих со сказками других народов. Особенно часто в чувашских сказках подчеркивается благотворная связь с землей и возвеличивается труд на ней.

Как и в сказках других народов, основным героем у чувашей выступает крестьянский сын, который испытывает ряд приключений и в конце концов торжествует над темными силами. Герой обычно добывает лучшую долю не только для себя, но и для народа. В фольклоре чувашей имеется множество поговорок, загадок, пословиц. Тематика всех этих видов народного творчества тесно связана с повседневной жизнью.

Зачинателем литературы на чувашском языке, в основном переводной с русского, был создатель чувашской грамоты И. Я. Яковлев, писавший небольшие рассказы из жизни чувашей. В дальнейшем образование чувашской интеллигенции привело к появлению первых писателей и поэтов-чувашей. Из их числа можно упомянуть И. Н. Юркина, Г. Т. Тимофеева, К. В. Иванова, Ф. П. Павлова. Правда, печатать свои произведения первым чувашским литераторам было трудно, но их обычно переписывала грамотная молодежь, и в таком виде они шли в народные массы.

Незадолго до революции 1905--1907 гг. чувашская литература вышла из стадии рукописной и начала распространяться гораздо шире. В 1906 г. вышла первая чувашская газета «Хыпар» («Вести»), в которой печатались и художественные произведения. Она издавалась в течение 1906 и 1907 гг. Несмотря на реакцию, наступившую после революционного подъема, число чувашских писателей возрастало.

Наиболее крупным из них был К. В. Иванов (1880--1915 гг.)--поэт, публицист, сатирик, переводчик. Писал он на родном языке и много сделал для его обогащения. Среди его произведений особенную известность получила поэма «Нарспи» с драматическим сюжетом из народной жизни. Писателями-сатириками, раскрывавшими социальные противоречия в чувашском обществе, были М. Ф. Акимов, Т. С. Семенов-Таер, Н. И. Полоруссов-Шелеби, М. Ф. Федоров, написавший прекрасную поэму «Ардури» («Леший»), полную картин социальной несправедливости и безотрадной жизни бедноты.

Широкую дорогу чувашской литературе открыла Октябрьская революция, в результате которой чувашский народ получил возможность полностью развернуть свои силы и способности. Если раньше в чувашском творчестве преобладала поэзия, то теперь писатели начали овладв вать и прозой, создавая небольшие рассказы, а затем и более крупные произведения. Большую помощь в становлении чувашской литературы оказали русские писатели, особенно А. М. Горький, который был непосредственно связан с писателями-чувашами.

Литература на родном языке, тесно связанная с практической жизнью народа, значительно содействовала повышению культурного уровня трудовых масс, их воспитанию в духе интернационализма. Среди прозаических произведений последних лет заметно выделяются романы из быта чувашей: «Деревня в ветлах» К. Турхана, «Близ Акрамова» Ф. Уяра, «Тридцатые годы» С. Аслана, повести «На Буинском тракте» А. Талвира, «Буйные ветры» М. Ухсая и др. Из поэзии наиболее популярны поэмы «Перевал» и «Дед Кельбук» Я. Ухсая, книги стихов «Песнь сердца», «Поют дубравы» и другие П. Хузангая и немало стихов молодых поэтов.

Произведения драматургов А. Калгана «Волна Октября», А. Эсхеля «Три свадьбы», В. Алагера, Н. Терентьева и других с успехом идут на сценах театров Чувашской АССР. Среди детских и юношеских книг наиболее популярны произведения Л. Агакова, В. Давыдова, Н. Евстафьева.

Лучшие произведения чувашских писателей и поэтов переведены на русский и другие языки народов СССР; в то же время многие писатели и специалисты-переводчики знакомят чувашей с произведениями русской и иностранной литературы.

Устное народное творчество:

  • · Предания
  • · Легенды
  • · Сказки
  • · Мифы
  • · Песни
  • · Загадки