В какой серии дин скажет да михаилу. Сверхъестественное. "И ты скажешь "да" (AU, пятый сезон, Дин и Зак)

— почти В. Высоцкий

В этой серии произошло столько событий, даже не знаешь, с чего и начать. Что означает фраза «свести счёты с жизнью»? Раздать неоплаченные долги, попрощаться с дорогими людьми и уйти, либо громко хлопнув дверью, либо тихо прикрыв её за собой. Но Дин Винчестер не такой человек, чтобы уйти «без шума и пыли». Сдавшись Михаилу и вступив в глобальную битву с дьяволом, он станет причиной гибели множества людей, полмира сгорит в этом сражении, - есть причина для грусти. Поэтому в глазах Дина и поселилась безысходная тоска.

Но, с другой стороны, Михаил обещал ему долгую жизнь после победы над Люцифером, и не очень понятно, почему Дин устроил себе прощальное турне, скорее всего, он опять не поверил на слово ангелу, как не верил на слово ни одной сверхъестественной твари, которую встречал на своём пути. Приняв окончательное решение, наш воин не рад появлению брата, считая каждую минуту отсрочки исполнения приговора лишней причиной для моральных страданий и напрасной потерей времени. Он даже готов драться со своим братом, чтобы отстоять своё право на выполнение задуманного, но Сэм оказывается не лыком шит, - он привёл с собой тяжёлую артиллерию - Каса, и Дин, как миленький, телепортируется в жилище Бобби, которое на время стало штабом проведения операции «Ангелам в нас не место».

Как только Дин приходит в себя, его тут же принимаются уговаривать не совершать глупостей. Бобби уговаривал - получил в ответ грубость: «Ты мне не отец, так что нечего указывать», Сэм уговаривал, - и узнал про себя, что он никчёмный мечтатель, который надеется спасти мир при помощи великой силы любви, Кастиэль уговаривал - был послан далеко и надолго, правда, пока ещё только на словах. Задушевная беседа, переполненная оскорблениями Дина в адрес своих верных друзей и соратников, прерывается внезапным исчезновением Каса, ангельский радар которого засёк подозрительную активность в неком лесном районе.

То, что творилось в лесу, было знакомо Касу, он сам был замешан в подобном, поэтому сразу понял, что к чему: ангелы воскресили покойника. Чтобы отбить воскрешённого, Касу пришлось сразиться с двумя своими братьями ангелами, но наш закалённый в боях ангелок-ботаник побеждает - не моргнув и глазом он приканчвает обоих. Принеся отбитого неудавшегося покойника в штаб, Кастиэль требует его идентификации, каковая не замедлила состояться. Парнишка оказался долгое время тщательно скрываемым третьим сыном Джона Винчестера по имени Адам. Его тело братья Винчестеры собственноручно сожгли по заведённому у охотников обычаю и похоронили в лесу.

Какую цель преследовали ангелы, воскрешая Адама? Самолюбию Дина нанесено оскорбление, как же так получается, неужели ему нашли замену? Да ещё в лице кого? Какого-то мальчишки, не нюхавшего пороху! Дин обижается до такой степени, что его приходится изолировать в бункере Бобби, дабы последствия его бурного выражения обиды не сказались пагубно на окружающих, ну, и заодно, чтоб не сбежал. Но Каса он всё-таки задеть успевает, допустив в его адрес грязный намёк, а Сэму прямо в лицо заявляет, что считает его слабаком, готовым в любой момент продаться Люциферу за глоток ли демонской крови или ради очередной смазливой демонши.

Адам, оказывается, уже в курсе событий, знает, для чего его воскресили, и с нетерпением дожидается награды за исполнение возлагаемой на него миссии. Он полностью поддаётся на агитацию ангелов и не воспринимает всерьёз обеспокоенность Винчестеров тем, что его миссия плачевно отразится чуть ли не на половине населения планеты, и отмахивается от них со словами: «Конечно, кто-то пострадает, но ведь дьявола как-то нужно остановить, так что я готов сразиться с ним, а там хоть трава не расти, тем более, что мне обещали встречу с мамой, а больше меня ничего не волнует».

Сэм, разрываясь между братьями, пытается образумить обиженного отсутствием полноценной семьи Адама, и, подпоив его пивом, разъясняет свою позицию относительно их общего отца: «Лучше видеть Джона Винчестера один раз в год, чем каждый день круглый год», но парнишка на эту байку не покупается. Когда ты чем-то обделён, это «что-то» кажется неимоверно привлекательным и простыми словами отговорить тебя от желания иметь это «что-то» совершенно нереально. «Я бы согласился на любого отца», - восклицает мальчик в безумной уверенности, что свихнувшийся на охоте на нечисть, вечно рвущийся в дорогу, выпивающий и распускающий руки отец лучше, чем никакого отца вообще. И невдомёк ему, что от Джона Винчестера он получил больше хорошего, чем оба его старших брата вместе взятых - безопасное детство.

Пока Сэм проводит душеспасительные беседы с Адамом, Кас решает проведать Дина в бункере. Ну и напросился: был послан в синюю даль теперь уже не только на словах. У меня сложилось впечатление, что в этой серии Дин решил окончательно разозлить Каса, отыгравшись на нём за все неудачи в жизни: два раза он допустил в его адрес грязные намёки с гомосексуальным подтекстом, отправил его «в страну Оз» и вообще весь день вёл себя чрезвычайно нахально по отношению к верному другу. Не удивительно, что после своего скорого возвращения из дальнего путешествия Кас был настолько зол, что отколошматил Дина, совершившего побег, приволок его обратно в бункер Бобби и приковал наручниками к кровати.

А собственно, из-за чего весь сыр-бор? Кто отважился вытащить Адама из рая, оторвав его от увлекательнейшего прохождения от самой первой базы до самой интересной с симпатичной девушкой?

Когда работник служит верой и правдой своей корпорации многие годы, когда он числится на хорошем счету и его фотка вечность висит на доске почёта, он надеется, что небольшая служебная оплошность будет принята со снисходительностью. Но не так обстоят дела в небесной канцелярии. Захария за свой многотысячелетний труд получил пинка под зад, когда не смог справиться с тривиальной задачкой - добиться простого «да» от Дина Винчестера.

Но опыт за деньги не купишь, старого работника не так-то просто списать со счетов, поэтому Захарии был дан второй шанс, и он с удесятерённым рвением берётся за исполнение поставленной перед ним задачи. И находит-таки нетривиальный способ её решения. Он воскрешает Адама, добавив в и так уже сложное уравнение ещё одну неизвестную переменную. Посулив мальчику встречу с почившей мамой, Захария просит взамен всего ничего - сразиться с дьяволом. Конечно, сражаться придётся не одному, для усиления боевой мощи должен был явиться архангел Михаил, и против такой убийственной комбинации не устоять никакому дьяволу. Адам поддаётся на посулы и соглашается помочь ангелам справиться с вышедшим из-под контроля Люцифером. Обрадованный Захария приводит его в «Зал Ожидания Главного События» (сокращённо ЗОГС) , откуда Адаму было уже не сбежать, и только тут раскрывает свои карты.

Оказывается, Сэм ничуть не заблуждался насчёт ангелов. Оказывается, они действительно способны солгать на голубом глазу. Оказывается, вся комбинация была разыграна для того, чтобы заманить Дина Винчестера в ловушку, жирным червячком-наживкой в которой был его единокровный брат Адам. Конечно же, ангелы не отказались от услуг Дина, конечно же, он их фаворит, и, конечно же, Адам был жестоко обманут. А весь расчёт строился на том, что у Винчестеров одно слабое место - семья. И они, отбросив разногласия, явятся спасать своего хоть и наполовину, но всё же брата, и ловушка захлопнется за Дином Винчестером, чего, собственно, и добивались.

О том, как Винчестеры отбрасывают разногласия, можно слагать песни. Об этом снято уже пять сезонов сериала, и конца этой теме в обозримом будущем не видать. Первым делом Сэм освобождает прикованного в бункере к кровати Дина от наручников; затем, забыв причинённую обиду, заявляет, что без брата воевать с ангелами категорически не согласен, что верит в брата чуть ли не сильнее, чем в Бога и готов рискнуть затащить человека с суицидальными наклонностями в комнату, набитую опасными бритвами, пистолетами, верёвками с мылом и прочим оборудованием для самого простого и скорого способа лишения себя жизни. Дин в ответ на такое доверительное признание сообщает, что зря это всё Сэм затеял и будь он на месте меньшого, то гнить бы тому в бункере до скончания веков. Честно признавшись, что сдастся Михаилу при первой удобной возможности, Дин соглашается помочь спасти Адама из ангельских лап.

Внимание-внимание, раскрыта тайна столетия! Читайте в этом выпуске! Где находится потайная комната! Вам интересно? Ещё бы! Потайная комната - «Зал Ожидания Главного События» - находится на заброшенной фабрике по производству глушителей в столице порнографического кинобизнеса - Вэн-Найсе. Символично, однако. Мгновенно добраться до обители разврата можно только ангельским транспортом, поэтому Касу опять приходится поработать телепортатором. Интересно, надолго ли хватит его ангельской батарейки, ведь он работает без подзарядки уже почти год, оторванный от небесных источников энергии. По данным разведки, тайную комнату охраняют пять ангелов, от которых нужно избавиться. И опять на передний план выходит тяжёлая артиллерия. Одного ангела Кася закалывает антиангельским кинжалом, а остальных четверых отправляет «в страну Оз», но так как изгоняющий ангелов знак ему пришлось вырезать канцелярским ножом на собственной груди, то и самому избежать этой участи ему не удаётся.

Беспрепятственно проникнув в тайную комнату, очищенную от вражеских мордоворотов, Дин бросается к Адаму с явным намерением вывести его на волю, но не тут-то было. Объявляется Захария и со злорадной улыбкой советует Дину не торопиться. Угрожая здоровью и жизни братьев, он силой вырывает у Дина согласие сдаться Михаилу. На Дина сильно давить не надо, он и так готов сдаться. И вот уже в сиянии ангельского света спускается с небес архангел Михаил. Но в чём дело? Почему задержка? У Дина есть парочка условий: для начала, он требует гарантий безопасности некоторых дорогих ему людей, в соответствии с предъявленным списком, затем попросил, если нетрудно, выдать, пожалуйста, набор столового серебра, а на нём - голову надоевшего Захарии, ибо - нефик.

Если первое условие Захария согласен выполнить не поморщившись, то последнее вызывает у него искреннее негодование. Как же так! Убить? За что? Он верой и правдой служил родной корпорации, построил великолепную карьеру, добился сногсшибательных результатов, и на тебе: убить! Да кто ты такой после этого, Дин Винчестер? Не более чем личинка в жопе червяка! Захария в гневе слишком близко подходит к Дину, и это было его последней ошибкой, ибо Винчестеры не любят, когда их хватают за грудки, пытаются вытрясти душу и оскорбляют прямо в лицо. Винчестеры в такой ситуации не за словом в карман лезут, а за подходящим оружием.

И вот враг повержен, а его смерть яркой вспышкой запечатлевается на радужке широко открытых зелёных глаз. Времени терять нельзя, архангел на подходе, надо как можно скорее покидать поле боя, и, бросив прощальный взгляд на распростёртые крылья навечно почившего Захарии, Винчестеры на полусогнутых выползают из позолоченного зала. Но не все. Перед самым носом Адама дверь закрывается и раскаляется добела, отделяя его от братьев. В ослепительном сиянии с небес спускается архангел Михаил... яркая вспышка... затемнение... и тишина. Позолоченная комната превращается в пыльный всеми забытый офис, заставленный старой мебелью и ящиками с картотекой. На заброшенной фабрике остаются Дин и Сэм, а Адам исчезает неизвестно куда.

А теперь вместе с Сэмом давайте поинтересуемся: почему Дин в самый последний момент изменил своё мнение? Почему он не сказал Михаилу «да», хотя честно предупреждал, что скажет? Давайте попробуем угадать с трёх раз. Дин передумал, потому что не хотел гибели половины человечества? Или он обиделся на ангелов за то, что они хотели заменить его Адамом? Или причиной стал его младший брат?

Думаю, тут гадать нечего. Конечно же, судьба мира Дину не безразлична, и ясное дело, он с самого начала не доверял ангелам и был на них обижен за то, что они втянули его во всю эту апокалипсическую катавасию, но истинной причиной такого облома для ангелов всё же стал Сэм. Ну, собственно, не сам Сэм, а его безграничное доверие к брату, которое он наконец-то смог показать. Неужели вас не поражает признание Дина: «Вокруг рушатся стены, грядёт конец света, а у меня в голове только одно: «Брат в меня верит!»? И как тут не вспомнить Захарию с его словами: «Попомни, малыш, Винчестерам доверять нельзя. Сэм и Дин Винчестеры психопатически, патологически, физиологически... зависят друг от друга. Поверь мне, мальчик, когда запахнет жареным, ты убедишься, что им на тебя насрать. Они не планету кинутся спасать, а румяные попки друг друга».

Конечно, Захария немного утрировал, но, в общем и целом, он был прав. А то, что вместе с румяными попками Винчестеров спасётся ещё и добрая половина человечества, предназначенная ангелами на заклание - дополнительный бонус.

Короче, это аушка чистой воды. Просто размышление в виде фанфика на тему: "Что бы бы было, если бы..." Искать обоснуй в поведении ангелов - штука неблагодарная: все равно не найду. Люблю иногда вытащить героя из старых сезонов и подумать, что бы было, если бы он оказался в пятом сезоне - каково было бы его место? как бы он себя вел? чем бы занимался? как бы сюда попал и зачем? Этот фанфик как раз о таком герое из второго сезона. Он, правда, мертв, но кого это останавливает?

И ты скажешь «да»

Сложно убежать от тех, кто перемещается мгновенно. Ты бежишь вправо, и они давно уже там. Поворачиваешь влево, лишь бы не столкнуться с ними - и опять видишь их перед собой. Бег от ангелов по старому зданию больницы был с самого начала безнадежен. Они появлялись то тут, то там. Можно метаться сколько угодно, но исход предопределен.

Когда Дин на полной скорости споткнулся и растянулся на грязном полу, то был уверен, что это кто-то из их преследователей подставил ему подножку. Такая вот мировая ирония - ангелы стремительно перемещаются из одного места в другое не для того, что бы спасти кого-то, а чтобы заставить тебя упасть. Сэм останавливаясь оглянулся. Только этого не хватало!

Беги! - крикнул ему Дин. - Черт, да беги же ты!

К счастью, брат послушался его. Дин видел, как тот, перескакивая через ступени, несется вниз по лестнице, пока появляющиеся вокруг него ангелы не закрыли обзор.

Зак, я смотрю, ты целый взвод пригнал, чтобы нас поймать, - съязвил Дин, поднимаясь и оглядываясь по сторонам. - Раньше ты верил в свои силы. Стареешь, что ли?

Одетые в одинаковые черные костюмы ангелы расступились, пропуская Закарию.

Я просто начал верить в другие вещи, Дин, - ангел как всегда улыбался. - Например, в то, что увеличение числа охотников умножает шансы поймать добычу. Всего лишь математика.

Дин кивнул:

Да, поздравляю. Шел бы в бухгалтеры, раз за вечность научился так ловко считать. Поймал ты меня и что теперь?

И теперь ты скажешь «да».

Серьезно? - Дину вспомнились специфические способы убеждения, которые использовал Зак. - Опять будешь испытывать на мне разные формы смертельных болезней? Прям не ангел, а бактериологическое оружие.

Нет, нет, что ты… - улыбка Зака и раньше напрягала Дина, но сейчас он не мог избавиться от чувства, что она стала зловещей. - Ты просто скажешь «да», вот и все.

Зак, вижу, что тысячелетия плохо сказались на твоей памяти, - Дин почти сочувственно покачал головой. - Я уже говорил, но только ради тебя повторю: я никогда не соглашусь стать вместилищем для Михаила.

Ангел устало вздохнул:

Знаешь, как меня утомляют твои вечные шуточки, Дин? За ними ты не заметил, что я больше не прошу тебя сказать «да» и не собираюсь тебя умолять, уговаривать, пугать. Сейчас я на сто процентов убежден, что сегодня ты согласишься. Это не предположение, это не вера или надежда, это точное знание.

Дин нахмурился. Может быть, они что-то упустили? Может быть, у архангелов была возможность насильно завладеть телом без согласия человека? Хотя стоп, Зак сейчас так убежденно говорит именно о том, что Дин согласится, то есть скажет «да» Михаилу. Как такое может быть? Что тут вообще творится?

Думаю, тебя постигнет жуткое разочарование, Заки, - сухо сказал он.

Хочешь, я расскажу тебе одну историю, Дин? - ангел был слишком расслаблен, слишком - слишком! - уверен в себе. Что происходит?

Если я скажу «нет», это что-то изменит? - поинтересовался Дин. - Давай, толкай свою речугу суперзлодея.

Речугу суперзлодея? - на лице Зака отразилось замешательство. - Ах, да, комиксы… Супергерою приходит помощь, пока негодяй раскрывает все свои карты? Должен тебя поправить, Дин. Я - не сверхзлодей, а ты, к сожалению, не супергерой. Хотя… - Зак хохотнул. - Сегодня ты им станешь. Супергероем. Или, вернее сказать, архигероем. Боже, как забавно…

Дин заметил, как некоторые ангелы начинают неумело улыбаться - будто какая-то зараза распространяется от Закарии.

Ладно, - холодно оборвал он смех Зака. - Ты, кажется, собирался что-то рассказать?

Ах, да, - ангел вытащил из кармана белоснежный платок и промокнул им глаза. - Это отличная история. Хотя тебе она не понравится. Впрочем, кого волнует твое мнение, Дин?

«И ты скажешь «да», - повторились в голове Дина слова Зака. Что-то шло не так, неправильно, но он не мог понять, что именно.

Когда мы запустили этот апокалипсис, то даже не подумали о том, что все может не получиться из-за одного банальнейшего ограничения: архангел Михаил не сможет забрать твое тело, если ты будешь против этого. Такая вот подленькая шутка нашего Отца, который всегда слишком много внимания уделял вашей свободе мнения. Мы как-то, знаешь… - Зак обвел взглядом окружающих их с Дином ангелов, - опешили даже. Большинство людей, к которым мы обращаемся и чье тело способно выдержать присутствие ангела в себе, с готовностью соглашаются. Они считают это честью.

Наверное, вы не извещаете свои тела о том, какие вы уроды, - буркнул Дин.

И мы бы, наверное, так и пребывали в состоянии смятения и шока, - Зак не обратил на его реплику никакого внимания, - если бы не вспомнили о том, что у Люцифера сейчас схожие проблемы. И знаешь, что? Именно тут и крылось решение вопроса!

У тебя явно не лады с логикой, - вмешался Дин. - Мне всегда казалось, что рай и ад - по разные стороны баррикад. Хотя… глядя на тебя, я уже ни в чем не уверен.

У меня слишком хорошее настроение, Дин, чтобы твои шуточки могли меня оскорбить, - поморщился Зак. - Вернусь к своей истории, ладно? Так вот. Стоит отдать должное демонам и лично Азазелю, они подготовились к этой проблеме гораздо лучше нас. Наверное, дело в том, что вы больше похожи на них и они вас лучше понимают. В общем, Азазель, как оказалось, обо всем позаботился.

Зак, может, тебя не известили, но Желтоглазый мертв, - заметил Дин. - его больше не существует.

Да, да, я знаю, - ангел отмахнулся от него. - Но он успел сделать все еще до своей трагической кончины. Помнишь его деток-экстрасенсов?

Они тоже все мертвы, - заявил Дин и тут же поправил сам себя: - Кроме Сэма, конечно.

Я не беру в расчет Сэма, - Зак улыбнулся. - Сэм - совсем другая статья. Но вспомни остальных. Зачем они были нужны Азазелю, если он заранее знал, что ему нужен только Сэм, как и нам нужен только ты? Никто из тех детей не был аналогом битвы Михаила и Люцифера.

Может, он просто заметал следы? Пытался запутать? Демоны вообще это любят.

Неееет, - растянул Зак. - На самом деле они ВСЕ ему были нужны. Азазелю было все равно, кто из них откроет Врата. Он знал, что это вряд ли будет Сэм, но кто из остальных - его не волновало. Но те детки были необходимы и для других целей. Среди них были те, чьи способности специально созданы Азазелем на случай, если Сэмми вдруг воспротивится Люциферу. Мы просто решили воспользоваться результатом Желтоглазого.

Все, что ты сейчас сказал, - полная чушь, - отрезал Дин. - Они мертвы. Слышишь? Все мертвы.

Ты тоже однажды был мертв, - пожал плечами Зак. - И Сэм. И твой отец. И это что-то изменило?

Хочешь сказать…

Именно, - торжественно воскликнул ангел. - Есть способы возвращать людей из мертвых. Конечно, это слегка противоречит законам реальности, но сейчас не до этого. Безусловно, мы бы не полезли еще раз в ад. Азазелевские психодетки - это не вместилище для архангела, они того не стоят. Но за некоторыми из них, как оказалось, не надо далеко бегать. Практически сидят на соседней тучке в раю. Среди них был такой, который не убивал, если не считать брата, но даже мы учитываем самооборону. Он особо не грешил в жизни, просто развлекался за счет своих способностей, но не переходя границы. Кроме того, его убил демон-ачери…

Энди? - Дин нахмурился. - Ты говоришь об Энди Галахере?

Помнишь его? - Зак глядел ему прямо в глаза. - А его кроваво-демонические способности?

О да… Дин все помнил. И помнил свою полную беспомощность, когда Энди требует что-то и…

И ты скажешь «да», дорогой Дин, - закончил за него Зак.

Но ведь это буду не я, - прошептал Дин. - Это будет приказ.

А жизнь вообще несправедливая штука. Тебе ли не знать? - ангелы позади Зака опять раздвинулись, и в их круг вошел Энди. Он был таким, как его помнил Дин: неуверенный, напуганный взгляд, взлохмаченные волосы.

Привет, Дин, - пробормотал он.

Привет, Энди.

Азазель, вообще, был большим умницей, - добавил Зак. - Обо всех позаботился. Энди - у нас, его брат - внизу, у демонов. Твоему брату недолго бегать осталось.

Ангел покровительственно положил руку на плечо Галахеру, тот вздрогнул и обернулся.

Пора, Энди, ты помнишь, о чем я тебя просил? - он улыбался, но эта улыбка больше не принадлежала носителю Закарии, она была ангельской - слишком нечеловеческой. - Ты должен выполнить, если хочешь жить.

Дин мрачно смотрел на Зака. Ангелы или демоны - не важно: сделка - всегда остается сделкой. Он ощутил, как в его голове загорается посторонняя воля: почувствовал чужую неуверенность в том, что потребует правильную вещь, а еще ужас и понимание, что не сможет воспротивиться ангелу.

Знаете ли вы?

Роб Бенедикт вовсе не против, если фраза «Храни ее как зеницу ока, ибо она бесценна» станет его визитной карточкой, и фанаты будут просить ее повторять. «Мне кажется, это забавно, – говорит он. – Очень многие хотят услышать от меня: «Я – пророк Чак».

  • Сценарий: Бен Эдлунд
  • Режиссер: Стив Бойум
  • В ролях: Миша Коллинз (Кастиэль) , Курт Фуллер (Захария) , Роб Бенедикт (Чак) , Лекса Дойг (Риса)
  • Музыка: «Do you live me» by The Contours

У дверей мотеля в штате Канзас Дин сталкивается с уличным проповедником, но не придает этому значения. Дин сокрыт от всех ангелов енохианской печатью, вырезанной на ребрах, и чтобы найти его, Кастиэлю приходится использовать обычный телефон. Кас горит желанием немедленно отправиться на поиски Кольта, но Дин говорит, что ему необходимо поспать. Но его снова будят, это звонит Сэм. Он хочет снова охотиться вместе с Дином, но тот отказывает брату, говоря, что вместе они не сильнее, а слабее. Дин снова ложится спать, а когда просыпается, оказывается на пять лет в будущем. Это дело рук Захарии, который нашел Дина через уличного проповедника.

В будущем страна лежит в руинах, по которым бродят зомби – бывшие люди, зараженные кроатонским вирусом. Толпа кротов едва не ловит Дина, но его спасает отряд Национальной Гвардии. Появляется Захария и предупреждает Дина, что это будущее станет реальным, если он не скажет «да» Михаилу. Дав Дину пищу для размышлений, Захария исчезает. Дин едет в дом Бобби, там он находит простреленное инвалидное кресло и фотографию лагеря Читагуа. Приехав на место, Дин с ужасом обнаруживает ржавые останки Импалы, а потом Дин из 2014 года берет его в плен.

Из слов Дина-2014 Дин делает вывод, что Сэм мертв. Но после того, как Дин-2014 получает Кольт, он рассказывает Дину, что Сэм сказал Люциферу «да», и Дин-2014 собирается убить его. Он пытается убедить Дина по возвращении в 2009 год сказать Михаилу «да». Дин-2014 хочет убить Люцифера, используя своих боевых товарищей, в том числе и потерявшего ангельскую силу, хиппующего Кастиэля, в качестве приманки. План с треском рушится, и Дин наблюдает, как Люцифер (в теле Сэма) ломает шею Дину-2014. Затем Люцифер говорит Дину, что он в любом случае победит, а Дин обещает ему, что найдет способ его убить. Захария возвращает Дина в настоящее, но тот снова отказывается стать сосудом Михаила. Кастиэль спасает Дина от Захарии. Дин звонит Сэму и говорит, что они должны держаться вместе и строить будущее по-своему.

    ДИН: Я не знаю, может вместе мы и уязвимы, и они всегда будут использовать это против нас. Но знаю, что друг без друга мы пропадем. И, знаешь... пока мы вместе – мы остаемся людьми.
    СЭМ: Спасибо. Правда, спасибо. Я тебя не подведу.
    ДИН: Я знаю. После меня ты лучший охотник на земле.

«Я считаю, что «Конец» – это особенная серия, – говорит исполнительный продюсер Фил Сгричча. – Дженсен Экклз всех потряс, сыграв две версии одного персонажа».

Дженсен Экклз доволен получившимся результатом, но, по его словам, процесс достижения этого результата «был настоящим кошмаром. Мы взяли актера, чтобы в сценах, где меня двое, он играл напротив меня. Он был очень худощавым и его прозвали «Диетическим Дженсеном». Ему подкладывали подплечники, отчего голова начинала выглядеть непропорционально маленькой, как у того инопланетянина с отрастающей головой из «Людей в черном». Бедный парень! Он немедленно начал изображать Дина, и я сказал ему: «Мне не нужна твоя актерская игра. У меня свои задумки, а если ты будешь играть по-своему, я буду реагировать иначе, чем первоначально планировал». И я взял своего дублера Тодда Скотта. Он не актер, никогда не произносил текст на камеру, но он мог двигаться, как Дин. Я сказал ему: «Ты уже много раз сходил за меня со спины. Мне просто нужно, чтобы ты подавал мне реплики. Он был напуган, но пришел и сделал все, что нужно. И это было так же трудно для него, как и для меня».

«Это была по-настоящему сложная актерская задача, – продолжает Дженсен. – Снимали несколько дней, в конце съемок я был измучен и полностью внутренне истощен. Я должен был постоянно контролировать свои действия. Сначала я обдумывал, как буду играть тот или иной момент сначала за одного, а затем за второго Дина. А потом вспоминал, как сыграл то, что уже снято, чтобы отреагировать соответственно. Если снимать в таком режиме по восемь-девять страниц в день, то хочется застрелиться!»

И знаете, если бы он застрелился (то есть Дин-2014 выстрелил в Дина) , то в это было бы легко поверить. Учитывая, каким холодным кажется Дин из будущего. «Это тоже Дин, но ожесточенный пятилетней войной, пришедшей после Апокалипсиса, - объясняет Дженсен Экклз. – А еще мне помог наш главный оператор Серж Ладосёр. Для каждого из Динов он по-разному ставил свет. Он сделал Дина 2014 визуально темнее и резче, чем Дин из настоящего. Это мелочь, которую, вероятно, многие не заметили, но она сделала всё более достоверным».

    ЗАХАРИЯ: Время фокусов прошло. Сдайся Михаилу. Скажи «да» и мы вступим в бой, пока Люцифер не добрался до Сэма. Пока не погибли миллиарды.
    ДИН: Не-а.
    ЗАХАРИЯ: Не-а? Хочешь сказать, что не усвоил урок?
    ДИН: О, урок я прекрасно усвоил. Только не тот, что ты хотел.

Еще одна мелочь, которая украсила другую сцену фильма – это поведение Чака в присутствии Рисы – обозленной любовницы Дина-2014. «Сцена с Рисой – одна из моих любимых, – рассказывает режиссер Стив Бойум. – Когда мы репетировали, как Дин и Чак встречают ее, Роберт Бенедикт сказал: «Знаете, мне кажется, он давно уже пытается ее закадрить». И когда Чак потом говорил: «Привет, Риса!», а она не обращала на него ни малейшего внимания, получилось очень забавно. Роберт сам все это придумал, и это очень ценно».

Знаете ли вы?

Парни, которым для этой серии получили раздолбать машину, «настолько хорошо справились с задачей, что Импалу нельзя было узнать, - рассказывает координатор видеоэффектов Айвен Хайден. - Нам потом пришлось прихорашивать ее с помощью компьютерной графики».

Но Захария послал Дина в будущее не для того, чтобы образовать любовный треугольник. Он хотел, чтобы Дин увидел, каким оно станет, если он не скажет «да» Михаилу. Но было ли это реальное будущее или очередной ангельский фокус? «Да, будущее было реальным, и Захария видел его, – утверждает Курт Фуллер. – Но поскольку время – категория относительная, я думаю, что он перенес Дина в один из возможных вариантов будущего». Исполнительный продюсер Бен Эдлунд поддерживает данную теорию. «Когда ангелы отправили Дина в будущее, это действительно было будущее. Но будущее – субстанция непостоянная, – объясняет он. – Оно все время корректируется в зависимости от того, что происходит в настоящем. Может реализоваться несколько вариантов будущего, а ангелы отправились лишь в один из возможных вариантов». Другими словами, Захария выбрал тот вариант будущего, который подходил его планам. Но у него все равно ничего не вышло.

Зато все вышло у режиссера Стива Бойума. Он в полном восторге от того, как получилась эта серия. «Конец» – моя любимая серия, которую я сделал для «Сверхъестественного», – заявляет он. – Возможно, она окажется самой любимой серией за всю карьеру. Когда я смотрел ее, то подумал: «Не знаю, смогу ли я когда-либо еще сделать что-то подобного уровня».

СОЗДАВАЯ РАЗРУШЕНИЯ

Художник–постановщик Джерри Ванек рассказывает, как его команда создавала для этой серии облик будущего. «Почти вся моя команда работала со мной над «Темным ангелом». Там на протяжении сорока серий мы научились, как придать декорациям заброшенный и постапокалиптический вид. Когда мы снимали на улицах, то должны были создать полную разруху. Мы знали, что и как надо делать, и это придавало нам уверенность. Но если бы не декорации нескольких улиц, оставшиеся от съемок фильма «Хранители», мы ничего не смогли бы сделать. Ведь вы нипочем не сможете создать на городских улицах такие масштабные разрушения зданий, как у нас в этой серии. Власти Ванкувера вам не позволят. Плюс Стив Бойум поставил движения камер так, чтобы максимизировать визуальный эффект. Это был важный фактор в том, что все сработало, как надо».