Записать триоль в джазе. Наиболее эффективные методики развития джазовой ритмики. Ритм в джазе

Леонид Гурулев

Общие сведения

Мелодия в джазе является таким же важным элементом, как и в любом другом жанре музыкального искусства. Джазовую мелодику характеризует прежде всего манера атаки звука, артикуляция и акцентирование, а также свинг - та пульсирующая, увлекающая вперед сила, которая присутствует в момент исполнения.

Плавность мелодии появилась в процессе развития джаза и представляет сегодня движение восьмыми, шестнадцатыми и восьмыми триолями, в отличие от пунктирного ритма, свойственного ранним формам джазовой музыки.

В джазе композитор и исполнитель - одно лицо, поэтому записанная на нотную бумагу импровизация подчас теряет смысл, становясь банальной, так как все тонкости интерпретации, свойственные индивидуальности исполнителя, невозможно зафиксировать в нотах.

Существуют два принципа импровизации в джазе: парафразный (орнаментальная вариация на тему) и линеарный (сочинение новой мелодической темы).

С развитием джаза принцип парафразности уступает место принципу линеарности. Парафразность остается применимой к свободным произведениям, типа джазовых баллад, где «украшательство» мелодии играет до сих пор большую роль.

Импровизационная мелодия помещается в так называемые квадраты (chorus), которые соответствуют форме всей темы. Так, например, блюзовый квадрат составляет 12 тактов, квадрат песенной формы aaba - 32 такта.

Мотивное развитие
Секвенция

Условимся, что мотив - наименьшая самостоятельная формообразующая единица, обладающая образной выразительностью. Начало и конец мотива большей частью не совпадают с тактовой чертой; мотив оканчивается на аккордовом звуке. Мотивы могут^быть разными по величине - от 2/4 до 4/4 - и определяются интонационно-смысловым значением:


Мотивное развитие может быть мелодическим и ритмическим. Мелодическое развитие подразумевает варьирование мелодической линии мотива, его окончания, изменение рисунка (при сохранении его ритма) и т. д.:








Ритмическое развитие мотива представляет собой ритмические вариации, образование новых ритмических конструкций (при сохранении рисунка линии):

Научиться записывать сочиненные мотивы - важная задача, стоящая перед импровизатором в самостоятельной работе над соло. Даже в том случае, если сочиненный мотив ие будет оригинальным, развивая его мелодически и ритмически, вы сможете в конечном результате получить весьма интересный материал для ваших соло. Необходимо стараться в сочинении мотива прийти к простоте выражения мысли, не увлекаясь на первых порах блюзовыми нотами. Рельефный, запоминающийся мотив и его развитие заставляет слушателя более внимательно следить за импровизационной линией.

Одним из важнейших приемов в развитии импровизационной линии является повторение мотива от любой ступени гаммы, в частности, секвенцирование.

Секвенции могут быть диатоническими и хроматическими. Понятие «диатоническая секвенция» включает в себя перемещение звеньев секвенции по ступеням основной гаммы в пределах одной тональности, то есть переход на другие ступени той же тональности.

В хроматической секвенции звенья перемещаются обычно по ступеням хроматической гаммы либо по квинтовому кругу (переход на те же ступени в другой тональности). При этом происходит отклонение в новые тональности.


Кокшетауский музыкальный колледж им. Биржан сала

Методическая разработка

ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА - ИСКУССТВО РИТМА

Выполнила преподаватель

Отделения МИЭ

Евтухова Я.А.

Кокшетау 2008-2009

Введение

Данная методическая разработка целиком посвящена изучению специфики джазового ритма. Как одного из элементов джазовой музыки и призвана помочь учащемуся-пианисту в интерпретации произведений джазового стиля. Ведь именно ритму отдана большая роль в создании джазовой атмосферы.

При изучении эстрадно-джазового репертуара в классе ФОРТЕПИАНО на отделении Музыкальное Искусство Эстрады, её различных стилей (рэг-тайм, буги-вуги, джазовая баллада), учащийся сталкивается с некоторыми пианистическими трудностями при исполнении сложных ритмических рисунков, присущих только джазу.

В работе раскрываются все секреты специфического джазового метроритма. А различные интересные метроритмические упражнения помогают учащемуся преодолеть эти трудности.

Работа над упражнениями не единственный, хотя и не маловажный, способ достичь мастерства джазового метроритма. Прохождение эстрадно-джазового репертуара и джазовых этюдов на самые разные типы ритмических сложностей - несомненно, воспитывает в исполнителе-пианисте чувство ритма - одного из главных составляющих джазового стиля.

1. О ритме

"Ритм в музыке - это пульсация, свидетельствующая о жизни…" А.Г. Рубинштейн

"Какое счастье обладать чувством темпа и ритма. Как важно смолоду позаботиться о его развитии..." К.С. Станиславский.

Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.

Советский психолог Б.М. Теплов, отмечая моторную природу чувства ритма, указывал, что движения как таковые ещё не образуют музыкально- ритмического переживания, хотя и являются органическим компонентом, необходимым условием его возникновения. Это обусловлено тем, что ритм в музыке носитель определённого эмоционального содержания. Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Оно характеризуется Б.М. Тепловым как "способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального произведения".

Известно, что художественный образ музыкального произведения передаётся целым комплексом средств выразительности: звуковысотностью, ритмической организацией, ладовыми соотношениями, тембрами и т. д

Будучи одним из "первоэлементов" музыки, выразительным средством, ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание музыки, ее образно-поэтическую сущность. Это первая особенность ритма. Теснейшим образом связан ритм в музыке с передачей различных экспрессивных состояний человека, с воплощением в ней сложных проявлений его внутренней жизнедеятельности.

Большую роль в музыкально-ритмическом воспитании играет выработка у учащегося ощущения ритмического стиля музыки, понимания специфических черт и особенностей этого стиля. Для каждой эпохи, исторического периода характерен определенный музыкальный ритм; любая сильная композиторская индивидуальность своеобразна и неповторима, в частности, и в том, что касается организации звуковых концепций во времени (т. е. метроритма). Иными словами, "каждый стиль характеризуется своими особенностями ритмики, обусловленными содержанием музыки и зависимыми от характера воспроизводимых волевых процессов, а также от роли, которую они играют в сложном комплексе отображаемых психических явлений",- писал советский музыкант X.С. Кушнарев.

Чем больше различных ритмических стилей познано, освоено, эстетически пережито учащимся-музыкантом, тем больше появляется оснований говорить о законченности, "энциклопедичности" его музыкально-ритмического воспитания.

2. Ритм в джазе

«Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, Вам никогда не понять, что такое джаз». Луи Армстронг

Джаз - это вид полуимпровизационного музыкального искусства, явившегося результатом трёхсотлетнего синтеза на американской земле элементов западноафриканской и европейской музыкальных культур.

В основу джаза взяты европейская гармония, западноафриканский ритм и евро-африканская мелодика.

Джазовая музыка является, прежде всего, искусством ритма. Её отличительная черта - сложная, разнообразная синкопированная ритмика. Ощущение джаза достигается присутствием свинга, ритмической импульсивности, рождающей напряжение в момент исполнения джазовых произведений.

Термином «свинг» (англ. «swing» - качание, вращение) обозначают присущую только джазу полиритмию. Несовпадение ритмических акцентов мелодической линии и акцентов основного метра пьесы. Напряжение и расслабление звуковой материи, «раскачивание» ритма придают джазовой музыке упругость, неуклонную «пульсацию».

Свинг - характерный элемент исполнительской техники джаза. Исполнитель должен уловить - и практически «реализовать» - «свинговую» специфику джазовой ритмики, проявляющуюся в особой «целеустремлённости», неуклонности ритмической пульсации, на которую накладывается гибкий, «своевольный» ритмоинтонационный рисунок, как бы стремящийся преодолеть эту пульсацию, « расшатать» её.

Основными предпосылками появления свинга явились синкопирование, блуждающий акцент (акцентирование отдельных нот) и триольный пунктирный ритм.

Характерные особенности свинга:

1. Ритмическая интерпретация восьмых при помощи восьмых триолей:

№2. Первое знакомство И. Якушенко

Пьеса в примере №2 знакомит исполнителя с ощущением мягкой «свинговой» пульсации. Ранним формам джазовой музыки был более свойственен пунктирный ритм. В процессе развития, особенно с появлением БИБОПА, мелодическая линия становится более плавной, в ритме всё чаще встречаются характерные движения восьмыми, шестнадцатыми и особенно триолями с различными акцентами. Ритм преобразуется в.

Но исполнение только триолей не даёт полного ощущения свинга.

2. Акцентировка, перемещение акцента с сильной доли на слабую долю:

В джазе восьмые триоли занимают важное место. Пример №3 показывает триоли с разными акцентами, скомбинированные с другими длительностями:

3. Артикуляция («произнесение» музыкальной ткани, акцентуация и фразировка): попарно

Для джазового пианизма характерно исключительно отчётливое, рельефное, упругое произнесение линий и пластов фактуры, в высшей степени непренуждённое, пластичное и тонко нюансированное « выговаривание» музыкальных фраз, смело (но не грубо) выделяющее отдельные звуки, которые обычно занимают в такте метрически подчинённое положение (слабые доли такта). А также повышенное внимание к таким деталям нотного текста, как подчёркнутые (-) и акцентированные (>) ноты.

4. Синкопирование

Помимо движения восьмыми, восьмыми триолями, шестнадцатыми и акцентировки одним из важнейших ритмических элементов является синкопа.

Известно, что синкопа (гр.synkope - обрубание, сокращение) поначалу возникла в ударной инструментальной музыке африканских народов, а затем стала одним из характернейших выразительных средств американского негритянского джаза.

Основная модель синкопы в эстрадно - джазовой музыке - и её варианты,

Синкопирование происходит двумя способам. Сравним примеры 7и 8.

В примере №7 синкопирование происходит за счёт запаздывания доли:

В примере №8 синкопирование образуется из-за смещения метрических акцентов и опережения метрических долей:

Таким образом, можно «раскрасить» музыкальную ткань путём предвосхищения, опережения тактовых долей, либо, наоборот, путём запаздывания, «оттяжки», при этом не отходя от основной метрической канвы. В джазе подобный приём получил название «off- beat» («офф-бит», т.е.- буквально-«мимо доли», а «не в долю»), смещение доли с 1- 3-й доли такта на 2 и 4 -ю доли. Техника «офф-бит» пришла из африканской музыки. Для более полного ощущения «офф-бит» рекомендуется стучать ногой на 2 и 4-ю доли такта - этот приём способствует развитию координации и даёт импульс движению музыкальной речи вперёд.

5. Конфликт между акцентировкой импровизационной линии солиста и акцентами ритм-группы.

Солист, Ф-но, Ударные, К. Бас

Как видно из примера №9, акценты в мелодии частично не совпадают с акцентами ритм - секции. Что создаёт определённое напряжение между одновременно звучащими ритмическими контрапунктирующими построениями.

В следующих примерах свинговая природа проявилась в несовпадении ритмических акцентов в партиях левой и правой руки:

№10 (а)

3. Метроритмические упражнения

Работа над метроритмическими упражнениями направлена на развитие навыков воспроизведения сложных ритмических рисунков, характерных для джазовой и современной эстрадной музыки.

Специальные двустрочные упражнения созданы для того, что бы помочь учащимся - пианистам:

осваивать разнообразные ритмические рисунки, сложные размеры.

координировать линии двух строк, действия левой и правой рук.

научиться выбирать необходимый темп, исходя из собственных возможностей (подготовленности, темперамента, самочувствия и т.д.) и требований диктуемых самим текстом (жанровыми и стилевыми особенностыми).

уметь держать единый темп при исполнении серии примеров, не уставать, находить варианты исполнения.

работать над собственным внутренним чувством ритма.

В качестве ударного инструмента можно использовать. К примеру, крышку клавиатуры фортепиано по которой стучать обеими руками не слишком сильно, выделяя сильную долю и максимально облегчая движение на слабых долях. Иногда в упражнениях к рукам подключается и нога (правая или левая, кому как удобно).

Выделить и строго соблюдать метрическую единицу;

Выполнять пример (серию примеров) в едином темпе, желательно без остановок;

Не получившиеся места запомнить, выделить и разобраться в причинах после окончания примера;

Следить за тем, что бы руки не напрягались;

джаз ритм свинг исполнительский техника

2. Выполнять ритмические партитуры правой и левой рукой

3. Упражнения на ритмическую фигуру - выполнять правой и левой рукой

4. В следующих упражнениях - характерный для джазовой музыки синкопированный ритм

Упражнения следует выполнять правой (верхний стан) и левой (нижний стан) рукой, одновременно отстукивая ровные четвертные ногой в размере 2

5. Упражнение на ритмическую фигуру будьте особенно внимательны, когда первая доля начинается с шестнадцатой, за которой следует восьмая с точкой. Конечно, акцент ставится на первую ноту

6. Несколько авангардный вид текста: ноты объединяются в группу через тактовую черту. Такая форма записи - не редкость в современной эстрадной музыке.

7. Упражнения на ритмическую формулу и различные её варианты:

, и т.д.

8. Более сложные ритмические фигуры в совмещении с триолями лигами паузами

Старайтесь держать один темп и постукивать ногой ровные четверти

Несомненно, все приведённые выше упражнения несут большую пользу при изучении характерного для джазовой музыки метроритма, а также воспитывает в учащемся чувство «триольности», свинга, акцентировки и т.д.

№11 BLUES R.Bryant

В примере №11 (БЛЮЗ) триольный, синкопированный ритм с несовпадением ритмического рисунка в левой и правой руке. При работе над этим произведением учащиеся будут обращать внимание то на звуковысотный, то на метрический план его организации. Осуществление деятельности, в которой необходимо решение двух таких крупных задач, малопродуктивно, если учащийся не готов к тому, что решение, по крайней мере, одной задачи не составляет для него особого труда. Педагогически целесообразно выделить и решить задачу, связанную с отработкой метроритмических сложностей в пьесе.

Выделить ритмический рисунок пьесы и простучать правой и левой рукой, помогая при этом себе ногой, которая отстукивает ровные четвертные ноты четырёхдольного размера.

Заключение

Конечно, изучение и воспитание ритма, это далеко не единственная пианистическая задача при исполнении джазовой и эстрадной музыки.

Джазовая мелодика, артикуляция, гармония, и, конечно, ритм - вот те элементы, познание которых необходимо для успешной работы над фортепианными эстрадно-джазовыми произведениями. Важно, не только изучать и исполнять джаз, но и систематически слушать записи джазовых произведений и импровизации выдающихся джазовых исполнителей, джазовых коллективов.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Музыкальное искусство, возникшее в конце XIX-начале XX века в США. Синтез африканской и европейской культур. Характерные черты музыкального языка джаза. Новоорлеанский или традиционный джаз. Ответвления от основы джаза. Ритмы рэгтайма и элементы блюза.

    презентация , добавлен 25.02.2013

    Синтез африканской и европейской культур и традиций. Развитие джаза, освоение джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Джаз в Новом свете. Жанры джазовой музыки и ее основные черты. Джазовые музыканты России.

    презентация , добавлен 14.12.2011

    Джаз - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США как синтез африканской и европейской культур. Характерные черты языка джаза - импровизация, полиритмия, синкопированные ритмы, и уникальная фактура исполнения - свинг.

    реферат , добавлен 10.02.2013

    История развития джаза как формы музыкального искусства, возникшей в конце XIX - начале XX века в США, в результате синтеза африканской и европейской культур. Характеристика разновидностей стилей джаза. Распространение джаза в Советском Союзе и России.

    реферат , добавлен 26.02.2011

    Понятие о классической музыке. Возникновение джаза как соединения нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Основные центры возникновения и развития рок-музыки. Авторская песня или бардовская музыка. Стиль электронной танцевальной музыки.

    презентация , добавлен 17.12.2013

    История развития джаза как формы музыкального искусства. Характерные черты музыкального языка джаза. Импровизация, полиритмия, синкопированные ритмы и уникальная фактура исполнения - свинг. "Эпоха свинга", связанная с пиком популярности больших оркестров.

    презентация , добавлен 31.01.2014

    Зарождение искусства джазовой импровизации и роль трубы. Основные этапы творчества трубачей новоорлеанского и авангардного джаза. Особенности художественных стилей Бадди Болдена, Фредди Кеппарда, Луи Армстронга, Клиффорда Брауна и Майлза Дэвиса.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2012

    Джаз как форма музыкального искусства. История его развития, основные течения. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской. Создание афроамериканского фольклора. Джаз Западного побережья. Возникновение хард-бопа, свинга, мейнстрима.

    презентация , добавлен 16.11.2014

    Анализ джазовых стандартов и их интерпретаций. Изучение исполнительских концепций выдающихся мастеров-импровизаторов джаза. Анализ исполнительских особенностей в стилях свинг и джазовая баллада. Характерные особенности стилистики джазового вокала.

    методичка , добавлен 25.09.2014

    Разновидности североамериканской народной музыки. Истории направлений американской музыки. История джаза в США в первой четверти XX века. Основные течения джаза и кантри. Характерные черты музыкального языка джаза. Ковбойские баллады Дикого Запада.

3 класс III четверть

Тема урока: «Острый ритм – джаза»

1) познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух 3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.

Основной метод: объяснительно- иллюстративный

Наглядность:

· Презентация POWER POINT ;

· картинки с музыкальными инструментами;

· сигнальные карточки;

· нотный текст песни.

· муз центр;

· записи с фонограммами;

· экран, проектор.

Ход урока:

1.Музыкальное приветствие.

2.Новая тема урока:

Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок с приглашением гостей, учителей разных школы. Давайте с ними поздороваемся.

Сегодня на урок я то же пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя

(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)

«Хелло, Долли» Луи Армстронг

У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

Д .: Джаз.

У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью, каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

Д. : Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

У: Тема нашего урока «Острый ритм - джаза звуки»

Джаз многолик, история джаза - часть истории ХХ века.

Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?

Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.

В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам - всему, что находилось под рукой.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг - музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом.

Так возникли негритянские духовные песни спирячуэлс, возникли в США уже во 2-й половине 18-го века.

Спиричуэлс – это песни североамериканских негров религиозного содержания, духовный гимн. Их пели хором рабы плантации.

Спиричуэл и сейчас звучат с эстрады в исполнении классических и джазовых певцов, а лучшей исполнительницей их признана замечательная негритянская певица Махелия Джексон, негритянский певец Поль Робсон.

"Hammer Song" - в исполнении Поля Робсона – слушание

У: Ребята, ваше впечатление?

Д: Хоровая песня, веселая.

У: Можно ли молитву отнести к легкой по содержанию музыке?

Д: Конечно, нет.

Музыкальная одаренность негритянского народа сказалась в удивительном многообразии, свободе и вместе с тем четкости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной долей на слабую ("синкопами"), в талантливой импровизации исполнителей.

Из всех форм негритянского вокального искусства самое существенное влияние на формирование и развитие джаза оказал блюз. Блюзы исполнялись соло в сопровождении гитары или губной гармошки.

Блюз, в переводе с англ. “быть печальным” – это сольные лирические песни черного народа, которые возникли в рабовладельческой среде, которые выражали тоску, печаль, жалобу, крик протеста души, грусть. Музыканты, которые исполняли блюз, стремились передать эти чувства в своей музыке, это и романтичность, мечтательность, нежность, грусть, печаль.

Блюз - это сольная лирическая песня американских негров.

Слушаем Блюз.

У: Какой блюз по характеру?

Д: медленный , печальный, протяжный.

Серьезную конкуренцию блюзу, в то время, составил регтайм.

Сейчас вы послушаете произведение, написанное в стиле регтайма. Подумайте, отличается оно от “Блюза”, а если отличается, то чем.

Звучит – “Регтайм”.

У: Блюз и регтайм отличаются и чем?

Д: эти два произведения отличаются друг от друга, по характеру. У “Регтайма” веселый характер, жизнерадостный, произведение написано в быстром темпе, под эту музыку хочется танцевать.

У: Правильно. Но вот происхождение слова “регтайм” до сих пор не известно. В переводе с английского “разорванное время”, то есть синкопированный ритм.

Регтайм представлял собой попытку негритянских музыкантов использовать ритмы африканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев. Именно из регтайма пришел характерный ритмический рисунок, оказавший огромное воздействие на джаз.

С молниеносной быстротой распространяясь вширь, блюз и регтайм охватывали все новые и новые районы огромной страны, проникал в самые разные социальные сферы, подчинял своему эмоциональному строю души миллионов людей.

Именно блюз и регтайм оказали существенное влияние на формирование и развитие джаза.

У: Что же джаз унаследовал от этих трех направлений?

Д: Джаз унаследовал от рэгтайма ритмическую остроту, а от блюза мелодичность, от спиричуелса – веселый нрав.

Интерес к джазу становился все больше и больше. Джаз стал приобретать широкую популярность. В Европе, в том числе и в нашей стране, стали появляться различные ансамбли и оркестры, которые исполняли джазовую музыку.

Без джаза уже невозможно представить культуру XX века. Джаз проник и на радио, и на телевидение, в том числе и в кинематограф.

У: Как вы думаете, какие инструменты звучат в джазе?

Д: ответы.

У: послушаем и определим, что звучит?

Слушаем джазовый оркестр.

Д: барабаны, саксофон, пианино, тарелки.

У: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.

В начале XX века джаз стал популярен во всем мире, как развлекательная, танцевальная музыка. В Америку из России эмигрировала семья по фамилии Гершвин, которая прославилась тем, что в ней вырос композитор, чье творчество было основано на джазовой музыке. Зовут этого композитора Джорж Гершвин. Отец Джоржа родился в Санкт-Петербурге, сам Джорд уже в Америке. В 6 лет он впервые услышал джазовую музыку и она мальчику так понравилась, что он самостоятельно начал учиться играть на пианино. В числе его педагогов были и русские музыканты. Джорд много занимался игрой на фоно, учился делать оркестровку, пробовал сочинять первые произведения. Его песни и джазовые пьесы сразу становились популярными.

Но мировую славу ему принесла опера под названием «Порги и Бесс».

Он поехал в негритянскую рыбацкую деревню в одном из штатов Америки, где изучил обряды, танцы, песни негров. Затем он сочинил оперу "Порги и Бесс", в основу которой положил мысль, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Это была первая опера в стиле симфоджаза.

Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.

Так возник стиль музыки, получивший название "симфоджаз".

Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?

Симфонический джаз - джазовый стиль, сочетающий черты симфонической музыки с элементами джаза.

В опере рассказывалось о любви двух негров – молодого парня и Порги и девушки Бесс. Вся музыка основана на ритме джаза, то веселого, то грустного.

Самая известная ария этой оперы – «Колыбельная». Она встречается в опере 4 раза. Сначала ее поет негритянка по имени Клара, которая укачивает спать малыша, поэтому эту арию называют «Колыбельная Клары». Потом тема колыбельной появляется в инструментальном варианте, во время сцены грозы, там она звучит громче.

Слушаем «Колыбельную Клары».

У: - Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными? Д:

Необычность джазовым мелодиям придает острый ритм, часто используемые синкопы, где акцент идет с сильной на слабую долю

В импровизационном джазе нет точной записи исполняемой музыки, есть лишь основа в виде какой - либо известной мелодии. Музыканты импровизируют свою партию, свободно варьируя эту мелодию, это требует от музыкантов не только исполнительского мастерства, но и творческого дара.

Другие виды джазовой музыки на слайде.

С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.

"Рок", "фанк", "соул", эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.

4. Заключение.

Записать: Джаз – музыка, возникшая в Америке на основе негритянских песен.

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

Со временем своего создания джаз успел пройти огромный путь. Сегодня всему миру известны имена Луи Армстронга, Скотт Джоплин, Беси Смит, Глена Миллера. Особую страницу в истории джаза занимает искусство российских музыкантов, среди которых надо назвать Леонида Утесова, Исаака Дунаевского, Игоря Бриля, Алексея Козлова.

  1. Распевание.
  2. Новая песня.

Страница 1

«Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, Вам никогда не понять, что такое джаз». Луи Армстронг

Джаз – это вид полуимпровизационного музыкального искусства, явившегося результатом трёхсотлетнего синтеза на американской земле элементов западноафриканской и европейской музыкальных культур.

В основу джаза взяты европейская гармония, западноафриканский ритм и евро-африканская мелодика.

Джазовая музыка является, прежде всего, искусством ритма. Её отличительная черта – сложная, разнообразная синкопированная ритмика. Ощущение джаза достигается присутствием свинга, ритмической импульсивности, рождающей напряжение в момент исполнения джазовых произведений.

Термином «свинг»

(англ. «swing» - качание, вращение) обозначают присущую только джазу полиритмию. Несовпадение ритмических акцентов мелодической линии и акцентов основного метра пьесы. Напряжение и расслабление звуковой материи, «раскачивание» ритма придают джазовой музыке упругость, неуклонную «пульсацию».

Свинг - характерный элемент исполнительской техники джаза. Исполнитель должен уловить – и практически «реализовать» - «свинговую» специфику джазовой ритмики, проявляющуюся в особой «целеустремлённости», неуклонности ритмической пульсации, на которую накладывается гибкий, «своевольный» ритмоинтонационный рисунок, как бы стремящийся преодолеть эту пульсацию, « расшатать» её.

Основными предпосылками появления свинга явились синкопирование, блуждающий акцент (акцентирование отдельных нот) и триольный пунктирный ритм.

Характерные особенности свинга:

1. Ритмическая интерпретация восьмых при помощи восьмых триолей:

№2. Первое знакомство

И. Якушенко

Пьеса в примере №2 знакомит исполнителя с ощущением мягкой «свинговой» пульсации. Ранним формам джазовой музыки был более свойственен пунктирный ритм . В процессе развития, особенно с появлением БИБОПА, мелодическая линия становится более плавной, в ритме всё чаще встречаются характерные движения восьмыми, шестнадцатыми и особенно триолями с различными акцентами. Ритм преобразуется в .

Но исполнение только триолей не даёт полного ощущения свинга.

2. Акцентировка, перемещение акцента с сильной доли на слабую долю:

В джазе восьмые триоли занимают важное место. Пример №3 показывает триоли с разными акцентами, скомбинированные с другими длительностями:

3. Артикуляция («произнесение» музыкальной ткани, акцентуация и фразировка): попарно


Для джазового пианизма характерно исключительно отчётливое, рельефное, упругое произнесение линий и пластов фактуры, в высшей степени непренуждённое, пластичное и тонко нюансированное « выговаривание» музыкальных фраз, смело (но не грубо) выделяющее отдельные звуки, которые обычно занимают в такте метрически подчинённое положение (слабые доли такта). А также повышенное внимание к таким деталям нотного текста, как подчёркнутые (-) и акцентированные (>) ноты.

4. Синкопирование

Помимо движения восьмыми, восьмыми триолями, шестнадцатыми и акцентировки одним из важнейших ритмических элементов является синкопа.

Об авторе
Эмиль Кунин - джазовый скрипач, педагог и композитор, лауреат эстрадных и джазовых фестивалей. Автор учебника "Скрипач в джазе" (Издательство "Советский композитор. Москва, 1988). Работал в Москве в джазовой студии "Москворечье", на джазовых отделениях музыкальных школ им. Дунаевского и им. Стасова. Сейчас живет в Израиле и работает на отделении джазовой, рок- и поп-музыки Всеизраильской школы искусств.

Ритм, как известно, основа джаза. Музыкант, не постигший законов джазовой ритмики, не проникший в ее суть, в ее стихию, не сможет играть джаз, каким бы технически совершенным не было его исполнение. Как часто слышим мы прекрасных музыкантов-академистов -пианистов, струнников, духовиков, берущихся за исполнение джазовых или околоджазовых произведений и терпящих в результате полное фиаско. Причина этого именно в ритме. Они пытаются показать, что играют джаз, усиленно подчеркивая не те доли, утрируют пунктирную ритмику... достигают обратного эффекта - карикатурности. Молодые музыканты, выбравшие джаз делом своей жизни, конечно же, избегают многих ошибок, преследующих академистов. Ведь они живут этой музыкой, "поглощают" ее в огромных количествах, поэтому многие ритмические проблемы отпадают сами собой. Но иногда и они нуждаются в каком-либо руководстве, особенно на начальном этапе "вхождения" в мир джаза. Придти на помощь всем, кто хочет научиться играть джаз - студентам музыкальных школ и училищ, многим любителям для которых музыка - хобби, а также профессионалам-академистам, которые имеют понятие о джазовой ритмике лишь понаслышке, - вот задача данного пособия.
- Любители джаза, особенно скрипачи, хорошо знакомы с именем Эмиля Кунина по его учебнику "Скрипач джаза". Это серьезная работа, которую по достоинству оценили любители джаза и не только скрипачи.
В данном пособии автор постепенно вводит нас в стихию джазовой ритмики, шаг за шагом раскрывая нам ее секреты. Мне, как педагогу с большим стажем, имеющему дело не только с теоретическими дисциплинами, но и с исполнителями, в частности, с оркестром, хорошо известно, что основные проблемы, встающими перед исполнителями это проблемы именно ритмического порядка. И я уверен, что в данном пособии, музыканты, в той или иной мере соприкоснувшиеся с джазом, захотевшие правильно его играть, найдут для себя ответы на многие, волновавшие их вопросы, связанные с такой сложной и тонкой материей, как джазовая ритмика.
Юрий Чугунов

Введение
Все, кто любит играть и слушать хорошую эстрадную, джазовую и рок музыку, знают, что она способна вызывать ни с чем не сравнимое чувство удовольствия, избытка энергии, стремительного движения.
Причина этого лежит в ритмике этой музыки. Насыщенность острыми, синкопированными ритмами, их бесконечное разнообразие и сами по себе способны вызвать у слушателя чувство удовольствия. Но кроме просто ровного и точного исполнения этих ритмов принципиальное значение имеет и то, как эти ритмы исполняются, их, так сказать, ритмическое "произношение", которое определяется микроотклонениями этих ритмов от метра по определенным законам. Именно это и вызывает, как говорят музыканты, чувство "свинга" или "драйва".

Очень немногие, самые талантливые, музыканты наделены способностью "свинговать" от природы. Остальным же необходимо потратить определенное время и усилия, чтобы этому научиться.
Основным содержанием данной работы является методика развития чувства "свинга" у эстрадного, джазового и рок музыканта. Попутно она содержит всю "ритмическую" информацию, владение которой является обязательным для музыкантов этих жанров.
Работа предназначена, в основном, для музыкантов, играющих на клавишных инструментах, но может быть с успехом использована любыми другими музыкантами.
Для занятий Вам потребуется либо любой электронный клавишный инструмент (орган, синтезатор и т.д.), либо фортепиано (рояль, пианино) и электронный метроном. И, разумеется, магнитофон для прослушивания аудиокассеты с примерами и пояснениями, а также для самоконтроля правильности выполнения Вами заданий.

Урок 1. Точное исполнение четвертей, дуолей, квартолей и т.д. и ритмических фигур на их основе
Урок 2. Точное исполнение триолей, секстолей и ритмических фигур на их основе
Урок 3. Точное исполнение сложных ритмических комбинаций
Урок 4. Отклонение от точного исполнения четвертей.
Урок 5. Отклонения от точного исполнения мелких длительностей
Урок 6. Блуждающий акцент
Урок 7. Синкопированные фигуры
Урок 8. Ритмические приемы и практические примеры исполнения аккомпанемента в разных стилях
Урок 9. Ритмические приемы и практические примеры исполнения импровизаций в разных стилях