Абсентеизм в политике: причины и последствия. Политический абсентеизм и политическое участие граждан: понятие, формы, типы

Абсентеизм - это безразличное отношение людей к своим общественно-политических прав характерный проявление абсентеизма - сознательное уклонение избирателей (электората) от участия в голосовании

Первые сведения о абсентеизм появляются еще в III в до н э В настоящее время значительная часть римских граждан, которые, в отличие от афинян, не получали никакого вознаграждения за участие в политическом процессе, н не могли позволить себе частой и частного участия в собраниенях.

Сегодня во многих странах мира считается нормальным, когда на избирательные участки приходят от трети до половины избирателей, а кое-где голосует чуть 1/10 электората В большинстве либеральных государств счи ажаеться, не идти на выборы - это такое же право свободного человека, как и остальные, которые гарантирует лицу цивилизованное общество В Украине участие в голосовании добровольное, а в мире есть примеры, когда законод авчо установлена??его обязательность Так, неучастие в выборах в Италии приводит к моральных санкций, в Мексике - до штрафа или лишения свободы, в Греции и Австрии - к тюремному заключению на срок в ид месяца до одного рококу.

Есть два важнейших типа причин абсентеизма:

1) связанные с особенностями конкретной избирательной кампании, когда в силу определенных причин выборы не интересны: выдвинутые неяркие кандидаты, отсутствует подлинная состязательность на выборах и т.д.;

2) связанные с общей политической, социальной и экономической ситуацией в стране

ОВЛазаренко и ОО Лазоренко считают, что абсентеизм как тип политического поведения личности являются:

1) чертой ее характера, жизненной позицией, проявляющаяся в отсутствии потребности, привычки, желания политического действия;

2) мировоззрением, ориентированным, например, на внутреннее совершенствование

Среди причин абсентеизма отметим низкий уровень политической культуры, инфантильность или осознание собственного политического бессилия, неспособности влиять на принятие политических решений, отчуждение я собственных политических ценностей и потребностей от возможностей их удовлетворения, высокий уровень недоверия избирателей политическим институтам и и.

Абсентеизм является отражением стремления людей отстраниться от политики, в которой часть из них видит тщеславное и амбициозная соревнования групповых и эгоистических интересов По мнению МРокара, в современном суспильс стви, в котором влияние религии весьма ослабел, все трагическое и священное связывают с политикой Когда же она не оправдывает их ожиданий, в ней разочаровываются, и как одно из следствий - абсентеизма.

41. Избирательная система рб

Белоруссия, Беларусь, Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь) - президентская республика, унитарное государство.

Конституция Республики Беларусь принята парламентом 15 марта 1994 года. В ноябре 1996 года 70,5 процентов избирателей высказались за президентский вариант новой Конституции, предусматривающей существенное расширение полномочий главы государства. В 2004 году в Конституцию Республики Беларусь также были внесены изменения и дополнения.

Президент Республики Беларусь является главой государства и избирается путем прямых выборов сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может занимать должность Президента Республики Беларусь более двух сроков подряд.

В соответствии с Конституцией парламент - Национальное собрание Республики Беларусь - высший законодательный орган Белоруссии. Состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики, срок полномочий парламента - 4 года.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь (белор. Палата Прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь) - нижняя палата парламента Белоруссии. Состав Палаты представителей - 110 депутатов.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь - верхняя палата парламента Республики Беларусь. Состав Совета Республики - 64 сенатора.

Выборы Президента Белоруссии проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства - для избрания в первом туре кандидату необходимо получить более 50 процентов голосов избирателей. Выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей. Если ни один из кандидатов не получил в первом туре необходимое число голосов избирателей, не позднее чем в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам.

Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам.

Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях депутатов местных советов от каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Порог явки на выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь - более 50 процентов избирателей для первого тура и более 25 процентов - для второго тура. Если указанные пороги явки избирателей не достигнуты, то проводятся повторные выборы.

В соответствии с законодательством возможно досрочное прекращение полномочий палат парламента. При прекращении полномочий одной из палат могут быть прекращены полномочия другой палаты.

Очередные выборы Президента Республики Беларусь пройдут 19 декабря 2010 года. Постановление о дате их проведения было принято 14 сентября 2010 года белорусским парламентом. ЦИК Республики Беларусь зарегистрировала 10 кандидатов, в том числе и действующего Президента Александра Григорьевича Лукашенко.

В наблюдении за выборами Президента Республики Беларусь с российской стороны планируется участие наблюдателей в международных миссиях по линии СНГ и ОБСЕ, а также на двусторонней основе.

Уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней. Игнорирование голосования может быть как формой пассивного одобрения существующей политической ситуации, так и наоборот - формой выражения недовольства властями, недоверия, приводящего к отчуждению человека от политических процессов.

Таким образом, среди абсентеистов можно выделить две основные группы:

1) группу граждан, чьё решение не ходить на голосование не является выражением их политической позиции и демонстрирует конформное поведение;

2) группу граждан, выражающих таким образом свой протест.

На уровень абсентеистических настроений влияет множество факторов, которые можно условно разделить на объективные и субъективные.

К объективным относятся такие факторы, как уровень и тип выборов, уровень экономического развития и социальное положение избирателя, его демографические характеристики.

К субъективным можно отнести индивидуальные и психологические качества избирателя, специфику его культуры, в том числе и политической, социально - психологическое состояние на момент выборов.

Численность не участвующих в голосовании во многом определяется уровнем выборов. На выборах местного и регионального уровней отмечается значительно меньшее количество проголосовавших, чем на выборах федерального уровня. При прогнозировании явки избирателей на выборы также следует учитывать специфику социально-экономической ситуации. Как правило, с повышением степени экономического развития падает уровень политического развития, что можно проследить на примере развитых стран.

Численность абсентеистов варьируется в различных возрастных группах. По мере взросления человека и повышения уровня его образования политическая активность возрастает.

Субъективные факторы не только объясняют причины отказа от участия в голосовании, но и связывают проявления абсентеизма с отчуждением от политики. Уклонение избирателей от участия в голосовании - частный случай уклонения от участия в политической жизни вообще, показатель равнодушного к ней отношения. Л.Я. Гозман и Е.Б. Шестопал, характеризуя причины абсентеизма, выделили факторы, оказывающие угнетающее влияние на интенсивность политического участия: ощущение бессилия и фрустрирующие особенности самосознания. Ощущение бессилия в большинстве случаев подавляет желание принимать участие в политике, редко приводит к внеинституциональным формам политической активности.

Вышеперечисленные факторы связаны с одной из главных причин абсентеизма - недоверием к политическим институтам и процессам. Недоверие порождает такую форму политического отчуждения, как самоотчуждение, проявляющееся в абсентеизме. Несомненно, абсентеизм - естественноисторический феномен, появившийся с распространением всеобщего избирательного права, с предоставлением права участвовать в политической жизни группам, которые не были в этом заинтересованы.

Сегодня абсентеизм - неотъемлемая часть политической жизни государства, выбравшего демократический путь развития.

Среди других причин абсентеизма, приводящих к электоральному конфликту можно выделить:

1. Низкая политическая и правовая культура населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него.

2. Причины общесоциального и общеполитического характера. В качестве примера: длительные экономические трудности, на решение которых итоги выборов значительного влияния не оказывают, низкий уровень доверия к действующим органам власти, невысокий престиж депутатского корпуса в глазах населения).

3. Причины, связанные с несовершенством законодательства и работой избирательных комиссий. Как отмечается специалистами, после каждых выборов, проходящих как на федеральном, так и на региональном уровне, выявляются недостатки, несовершенство законодательства, что приводит к внесению ряда существенных поправок в основной избирательный закон, т.е. Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Само наличие подобных недостатков провоцирует у населения недоверие.

4. Причинны, связанные с особенностью конкретной избирательной кампании. В частности, непривлекательный кандидат, неинтересная агитация.

5. Причины случайного характера. Например, погодные условия, состояние здоровья избирателя.

Стоит отметить, что абсентеизм является формой электорального конфликта. Можно выделить следующие положения, наиболее полно характеризующие абсентеизм как электоральный конфликт:

1. Абсентеизм является видом электорального конфликта, который весьма многообразен. Последний проявляется не только в участии или неучастии в выборах, но и в уклонении от голосования, а также в «безучастном» (конформном) голосовании, в протестном голосовании и т.д. Каждая из вышеперечисленных форм поведения избирателя свидетельствует о принятии или опровержении целого комплекса социальных и политических норм и ценностей.

2. Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам.

3. Абсентеизм является показателем отчуждения граждан от власти и собственности, формой политического протеста против сложившейся политической системы, политического режима, формы власти, утвердившегося общественного строя в целом. Из-за чего и возникает электоральный конфликт.

4. Абсентеизм в своих крайних проявлениях приобретает черты политического экстремизма. Плодотворной почвой для расширения экстремистских настроений являются социальные кризисы и конфликты, нарушения демократических прав и свобод, крушение нравственных ориентиров, ценностей.

5. Политический экстремизм и абсентеизм проявляются в среде наиболее активной части населения. Изменение сложившейся политической ситуации - главное направление их деятельности. При пересечении или совпадении политических устремлений экстремистов и абсентеистов возможны крайние формы политических преобразований. Может казаться, что «молчащие» и «пассивные» составляют в обществе меньшинство, но в определенный момент, например на выборах, оно может проявить себя как «молчаливое большинство».

6. Абсентеизм избирателей отражает не неприятие политики как таковой, а отвержение утвердившихся способов политического действия. Подобная оценка позволяет предположить, что при очередном обострении политической ситуации или сколько-нибудь серьезном повороте к иным способам реализации политики: потенциальная энергия масс может трансформироваться в политическое действие или конфликт.

7. Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением «подданнического» типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.

8. Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

9. Трактовка электорального конфликта (одним из видов которого является абсентеизм), присутствующая в трудах западных авторов, заслуживает критической оценки, ибо является предельно широкой и ставит знак равенства между электоральным конфликтом и политическим конфликтом. Между тем, электоральный конфликт - это лишь одна из форм политического конфликта. Электоральный конфликт ценностно-ориентационные противоречия по выбору определенной политической силы, существующей в виде или политического института или персонифицированного облика.

10. На активность избирателей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе тип выборов, особенности региона, особенности избирательной кампании, уровень образования, тип поселения, тип политической культуры, который доминирует в обществе, и тип избирательной системы. Уровень участия избирателей в голосовании ниже в странах, где применяется мажоритарная или мажоритарно-пропорциональная система способов подсчёта голосов, и выше в странах с пропорциональной избирательной системой.

Таким образом, абсентеизм в современном обществе просматривается на протяжении долгого времени, носит устойчивый характер. Пока еще нет явных признаков сужения его рамок. Вместе с тем политическая элита, партии, общество в целом не могут проявлять безразличие к этому явлению, которое не вписывается в контур демократического процесса. Поскольку абсентеизм - явление многофакторное по своей природе и обусловленности, его учет позволит сконцентрировать усилия на ликвидации проблемных точек в политическом пространстве. Абсентеизм негативно сказывается на развитии избирательного процесса. Кроме того, он демонстрирует неудовлетворенность населения возможностями политического выбора. Дальнейшее изучение содержания, факторов, причин, влияющих на возникновение и распространение абсентеизма, представляется важным условием расширения пространства политической активности масс в российском обществе.

Проблема абсентеизма в России сейчас стоит достаточно остро, чтобы она нуждалась не только в обсуждении, но и в принятии каких-то мер и решений.

Абсентеизм - (от лат. «absens, absentis» - отсутствующий) - отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса. В России это явление также распространено. Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления.

В общих чертах абсентеизм определяется как отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций.

Политический абсентеизм - уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д.

Политический абсентеизм не означает тем не менее полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой - абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах - самой массовой, общедоступной, простой и наименее время и ресурсозатратной форме политического участия - представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых, среди которых важнейшими мне представляются следующие.

Низкий уровень жизни населения страны (особенно молодежи). Все помыслы людей сводятся к поиску средств для существования, ни на что другое, в том числе и активность в общественной сфере, не остается ни времени, ни сил, ни желания. Люди с низкими доходами были и остаются крайне аполитичными.

Отсутствие реальных, по крайней мере в краткосрочной перспективе, результатов политического участия, что лишает молодежь веры в способность изменить хоть что-то в своей жизни посредством политического участия.

Политико-правовая безграмотность, когда большинство молодых людей просто не представляют себе, как можно участвовать в политической жизни страны. Даже председатель Центральной избирательной комиссии РФ отметил, что «многие проблемы на выборах в России возникают из-за низкого уровня правовой культуры».

Эмоциональное отчуждение молодежи от власти, связанное с высоким уровнем коррумпированности и некомпетентности существующих властных институтов. Противодействие со стороны старших поколений, которые укрепились в политике и зачастую не желают допускать в нее конкурентов в лице молодежи.

Таким образом, становится очевидно, что проблема политического абсентеизма в России стоит так остро в основном из-за отсутствия электоральной культуры у населения, а также какой-либо грамотной просветительской и образовательной работы среди него. Более того, можно с уверенностью утверждать, что политический абсентеизм имеет два направления своего развития. Первое направление - отсутствие электорального воспитания у молодежи и, как следствие, электоральный абсентеизм молодежи, второе направление - наличие социально-психологических факторов, препятствующих формированию осознанной гражданской политической позиции у каждого конкретного человека.

Немаловажным фактором является спокойная внешнеполитическая и внутриполитической обстановка в стране. И это вполне естественно. Политическая тема становится ведущей лишь в периоды революционных потрясений, глубоких социальных и экономических кризисов. В благополучные же периоды, в силу инертности общества, политика занимает умы весьма небольшой его части.

- англ. absenteeism, political; нем. Absentismus, politischer. Уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т. д.

  • - 1) уклонение избирателей от участия в голосовании 2) получение собственником земли дохода без участия в...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - англ. absenteeism; нем. Absentismus. Отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих соц. функций...

    Энциклопедия социологии

  • - уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д.По-английски: Political absenteeismСм. также: Абсентеизм Голосование  ...

    Финансовый словарь

  • - 1. уклонение от выполнения обязанностей 2. уклонение от работы без уважительной причины, часто это однодневное отсутствие на работе в связи с болезнью, но без посещения врача...

    Большой экономический словарь

  • - 1) отсутствие собственника: форма землевладения, при которой земля отделена от собственника, получающего денежный доход в виде ренты, но не участвующего в обработке и производственном использовании земли...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - неучастие избирателей в голосовании при выборах депутатов и должностных лиц, а также в голосовании на референдумах...

    Энциклопедия юриста

  • - неучастие избирателей в голосовании при выборах депутатов и должностных лиц, а также в голосовании на референдумах, т. е. неявка в помещение для голосования...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - одна из форм сознательного бойкотирования изби­рателями выборов, отказ от участия в них...

    Политология. Словарь.

  • - в науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме...

    Словарь юридических терминов

  • - 1) отсутствие собственника, форма землепользования; При которой земля отделена от собственника, получающего денежный доход в виде ренты, но не участвующего в обработке и производственном использовании земли...

    Экономический словарь

  • - слово, обязанное своим происхождением известному тяжелому положению Ирландии и обозначающее постоянное отсутствие тамошних крупных землевладельцев из своих поместий...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Абсентеи́зм уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов или должностных лиц. А. - явление, широко распространённое в буржуазных государствах...

    Большая Советская энциклопедия

  • - уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах президента, парламента и др. Обычно составляет около 15% избирательного корпуса...

    Современная энциклопедия

  • - земледельческий, форма землевладения, при которой собственник земли, не участвуя в процессе производства, получает денежный доход в виде ренты или прибыли...

    Современная энциклопедия

  • - уклонение от обязанности участвовать, присутствовать для обсуждения общественных вопросов...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - ъ уклоненіе отъ обязанности участвовать, присутствовать - для обсужденія общественныхъ вопросовъ. Отсутствіе вообще...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

"АБСЕНТЕИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ" в книгах

Политический театр

Из книги Мой «Современник» автора Иванова Людмила Ивановна

Политический театр Театр «Современник» всегда отражал политическую и общественную жизнь страны. И Галина Волчек это понимала. Поэтому у нас был и спектакль «Погода на завтра» о строительстве ВАЗа, и спектакль о партийной жизни – «Обратная связь». В спектакле «Погода на

Политический проект

Из книги Тамерлан автора Ру Жан-Поль

Политический проект Эскиз политического проекта уже представлен. Следует его уточнить. Тимур оказался на стыке двух культур, уже давно друг с другом враждовавших, виной чего еще с древнейших времен была сама их природа - одна оседлая, другая кочевническая. Усугубила

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Из книги Лес богов автора Сруога Балис

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ Политический отдел лагеря не оправдывал своего громкого названия.И он не брезговал побоями, но избивал скорее ради удовольствия и телесной гимнастики, нежели из политических соображений. По правде говоря, это было никому не нужное учреждение не

Политический быт

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Политический быт Внешние и внутренние условия, в каких жил вольный город, укоренили в его политическом быту два противоречия, сообщившие своеобразный характер его политической жизни и не оставшиеся безучастными в решении судьбы его вольности. Я только что указал одно из

АБСЕНТЕИЗМ

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

АБСЕНТЕИЗМ Если местный землевладелец был силен и, что важнее, жил на своей земле, система управления работала без сбоев. Однако в начале XIV столетия экономические факторы этому не способствовали. Падение цен на зерно в сочетании со снижением численности крестьянского

В. Жид политический

Из книги Международное тайное правительство автора Шмаков Алексей Семенович

В. Жид политический

Абсентеизм (земледельческий)

БСЭ

Абсентеизм (уклонение от выборов)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Абсентеизм

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Абсентеизм Абсентеизм (англ. Absenteeism, от absent – отсутствующий) – слово, обязанное своим происхождением известному тяжелому положению Ирландии, и обозначающее постоянное отсутствие тамошних крупных землевладельцев из своих поместий. В этом отсутствии видели главную

Абсентеизм

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Абсентеизм АБСЕНТЕИЗМ - Неучастие избирателей в голосовании при выборах депутатов и должностных лиц, а также в голосовании на референдумах.Для противодействия А. в некоторых странах устанавливают штрафные санкции или иную юридическую ответственность

ПОЛИТИЧЕСКИЙ

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. 100 дней в СИЗО автора Маруга Валерий Михайлович

ПОЛИТИЧЕСКИЙ Коверчук Иван Федорович попал в следственный изолятор в свои пятьдесят девять лет. До этого тянулась его длинная и сложная жизнь, довольно типичная для здешних мест.Еще подростком он привлекался к уголовной ответственности за участие в бандах ультраправых

Глава 4. Политический роман? или политический детектив?

Из книги В лабиринтах детектива автора Разин Владимир

Глава 4. Политический роман? или политический детектив? - Политика - грязное дело! - с удовольствием говаривают наши политики, погружаясь все глубже и глубже в трясину подковерных войн, борьбу компроматов и т. д. и т. п. Еще грязнее, на наш взгляд, политика международная.

5. Эмоциональный абсентеизм, или холодность

Из книги Как сохранить любовь в браке автора Готтман Джон

5. Эмоциональный абсентеизм, или холодность Утро, которое едва не прекратило брак Тины, началось с того, что у ее отца случился сердечный приступ, оказавшийся смертельным. Ее муж Джин извинился и сказал, что не поедет с ней в госпиталь, поскольку у него очень важная встреча.

Политический ум

Из книги Смертоносный экспорт Америки - демократия. Правда о внешней политике США и многом другом автора Блум Уильям

Политический ум Американские лидеры убедили большинство американского народа в доброжелательности внешней политики своего правительства. То, что им вообще удалось убедить в этом американцев, а также множество других людей по всему миру (вопреки бесчисленным

Политический

Из книги автора

Политический Политический цугцванг Ростислав Ищенко Политика Украина Яценюк 10 апреля Арсений Яценюк заявил о том, что 12 апреля подаст в отставку с поста премьер-министра Украины. Формально отставка Яценюка ещё не состоялась. И Верховная Рада может не проголосовать за

В государстве, построенном на демократических принципах, гражданам предоставляется возможность участвовать в политическом процессе. Одним из наиболее важных типов такого участия является формирование выборных органов государственной власти. Однако сегодня всё более актуальной становится тенденция отказа граждан от участия в политической жизни социума, что негативно влияет на формирование структур гражданского общества, на эффективность выборных органов власти, в связи с чем возрастает интерес к проблеме абсентеизма.

Сознательное уклонение избирателей от участия в выборах – распространённое явление в мировой избирательной практике, для демократических государств абсолютное участие в выборах нехарактерно. Стопроцентная явка типична для недемократических режимов, где используются различные методы принуждения к участию в голосовании.

Увеличивающееся количество людей, которые по тем или иным мотивам отказываются участвовать в выборах органов власти, поднимает проблему легитимности выбранной власти. Поэтому некоторые государства применяют различные меры для обеспечения явки: от введения минимального порога явки до штрафов. Установление юридической обязанности принимать участие в голосовании используется в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия и др. Однако вряд ли это можно считать решением проблемы абсентеизма, так как причины отказа от осуществления своего избирательного права различны и зачастую носят политический характер.

Высокий уровень участия граждан в политике, в частности в выборах, скорее возможен при преобладании коллективистских настроений в обществе.

По мере роста индивидуалистических настроений появляются приоритетные для каждого человека сферы деятельности, связанные с его личными целями, политика же как сфера общественного и решение политических проблем уходят на второй план.

По мнению З. Баумана, кризис политического участия связан со снижением интереса к совместным общим делам, размыванием политических убеждений. Э. Гидденс объясняет растущее число абсентеистов отмиранием старых форм легитимации власти, которые становятся неэффективными по мере роста глобализации. Р. Инглхарт считает, что простые формы политического участия, такие, например, как голосование, выборы, теряют свою действенность, и на смену им должна прийти гораздо более сложная система, обеспечивающая политическое участие.

Уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней. Игнорирование голосования может быть как формой пассивного одобрения существующей политической ситуации, так и наоборот – формой выражения недовольства властями, недоверия, приводящего к отчуждению человека от политических процессов. Таким образом, среди абсентеистов можно выделить две основные группы:

1) группу граждан, чьё решение не ходить на голосование не является выражением их политической позиции и демонстрирует конформное поведение, и

2) группу граждан, выражающих таким образом свой протест.

На уровень абсентеистических настроений влияет множество факторов, которые можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным относятся такие факторы, как уровень и тип выборов, уровень экономического развития и социальное положение избирателя, его демографические характеристики. К субъективным можно отнести индивидуальные и психологические качества избирателя, специфику его культуры, в том числе и политической, социальнопсихологическое состояние на момент выборов.

Численность не участвующих в голосовании во многом определяется уровнем выборов. На выборах местного и регионального уровней отмечается значительно меньшее количество проголосовавших, чем на выборах федерального уровня. При прогнозировании явки избирателей на выборы также следует учитывать специфику социальноэкономической ситуации. Как правило, с повышением степени экономического развития падает уровень политического развития, что можно проследить на примере развитых стран.

Численность абсентеистов варьируется в различных возрастных группах. По мере взросления человека и повышения уровня его образования политическая активность возрастает. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), всегда ходят на выборы только 23% молодёжи (18–35 лет), среди людей старшего поколения (от 55 и старше) этот показатель значительно выше – 60%. Из тех, кто имеет среднеобщее и среднеспециальное образование, регулярно участвуют в выборах 32% и 39% соответственно. Среди имеющих высшее образование доля таких граждан составляет 44% (I).

Динамика явки на федеральные выборы (по данным ЦИК (II))

Субъективные факторы не только объясняют причины отказа от участия в голосовании, но и связывают проявления абсентеизма с отчуждением от политики. Уклонение избирателей от участия в голосовании – частный случай уклонения от участия в политической жизни вообще, показатель равнодушного к ней отношения. Л.Я. Гозман и Е.Б. Шестопал, характеризуя причины абсентеизма, выделили факторы, оказывающие угнетающее влияние на интенсивность политического участия: ощущение бессилия и фрустрирующие особенности самосознания. Ощущение бессилия в большинстве случаев подавляет желание принимать участие в политике, редко приводит к внеинституциональным фор- мам политической активности. Гозман и Шестопал выделяют четыре параметра фрустрации:

1) деиндивидуализацию как результат социализации,

2) размытость групповой принадлежности,

3) деперсонализацию,

4) ощущение зависимости от окружающих обстоятельств.

Вышеперечисленные факторы связаны с одной из главных причин абсентеизма – недоверием к политическим институтам и процессам. Недоверие порождает такую форму политического отчуждения, как самоотчуждение, проявляющееся в абсентеизме.

Несомненно, абсентеизм – естественноисторический феномен, появившийся с распространением всеобщего избирательного права, с предоставлением права участвовать в политической жизни группам, которые не были в этом заинтересованы. Сегодня абсентеизм – неотъемлемая часть политической жизни государства, выбравшего демократический путь развития.

Проблема абсентеизма актуальна и для современной России. В советский период высокий уровень участия обеспечивался авторитарными методами, не последнюю роль в этом играли коллективистские ценности. Сращивание партийного и государственного аппаратов определило участие в общественной жизни как необходимое условие профессиональной самореализации. Транс- формировавшиеся в результате перестройки принципы государственного устройства изменили ситуацию, и уровень неучастия значительно вырос. После конституционного закрепления демократической формы государства явка на выборы федерального уровня составляет не более 2/3 от числа зарегистриро- ванных избирателей (см. табл. 1).

Выборы президента РФ отмечаются наиболее высоким процентом явки избирателей. Это связано не только с набором его полномочий, но и с особенностями политической культуры, которая обусловливает стремление к сильной личности во главе государства и авторитарному стилю управления. Тот факт, что на вы

борах Государственной Думы явка всегда ниже по сравнению с президент- скими выборами, объясняется низким уровнем доверия к политическим партиям, неверием в возможность представительного органа власти решать какие-либо важные вопросы самостоятельно.

Показательны в этом отношении данные опросов ФОМ. На вопрос «А Вам хотелось или не хотелось бы состоять в какой-нибудь политической партии, организации?» ответили положительно 9% в 2005 г., 9% в 2006 г. и 5% в 2011 г. (III).

Таким образом, институт политических партий не вселяет веру в возможность изменить политическую ситуацию в стране или повлиять на неё. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в 2011 г. низкую эффективность Государственной Думы признали 40% россиян против 16%, считающих её эффективность высокой. В 1996 г. лишь 11% признали высокую эффективность Государственной Думы, более того – около 30% опрошенных считали, что работа законодательного органа негативно влияет на положение страны (IV).

Показатели явки на выборы не дают полной картины о доле действительных абсентеистов среди населения. Необходимо учитывать ситуативность принятого решения участвовать или не участвовать в голосовании. Среди абсентеистов, заранее принявших решение не участвовать в выборах, около 80% действительно не пришли на избирательный участок. Однако в общем числе не участвующих доля этой группы весьма невелика: на парламентских и президентских выборах она составила 20–22%, остальные же не пришедшие на голосование не заявляли о своём неучастии. На основе этих данных можно предположить, что среди абсентеистов немало тех, кто принял решение не участвовать в голосовании в последний момент под действием случайных обстоятельств и по причине отсутствия понимания значимости выборов, а значит, их выбор следует трактовать скорее как бездействие, нежели как действие.

Тем не менее в основе принятого решения как протестных, так и случайных абсентеистов лежат одни и те же причины. В последние годы наблюдается увеличение доли не заинтересованных политикой граждан. По сведениям ВЦИОМ, в 2013 г. 36% граждан избежали различных форм политического участия по причине низкой заинтересованности, в 2012 г. таковых было 30%, в 2007 г. – 20% (V). Низкая заинтересованность российских граждан в политике часто объясняется олигархизацией власти, коррумпированностью и закрытостью по- литических институтов, что лежит в основе главного фактора, влияющего на политическое участие, – недоверия к институтам и процессам политической системы. На вопрос «Иногда можно услышать, что политика – “грязное дело”. Вы лично согласны или не согласны с таким мнением?» только 22% опрошенных ответили, что не согласны. Среди тех, кто выразил своё согласие, 49% не интересуются политикой вообще (VI).

Недоверие формирует негативное отношение не только к отдельным политическим деятелям, но и к сфере политики в целом, что увеличивает степень политического отчуждения. Проводимые опросы подтверждают преобладание настроений недоверия к институтам политической системы. Количество тех, кто никому не доверяет, с 2004 по 2011 г. выросло с 23% до 37%. Доверие к президенту России в этот же промежуток времени снизилось с 59% до 20%, к правительству РФ – с 14% до 11%, к Совету Федерации – с 4% до 2%, только доверие к Государственной Думе осталось неизменным – 6%, что, однако, ситуацию никак не меняет (VII).

Стоит заметить, что среди граждан старшего поколения наблюдается более высокий уровень электоральной активности по сравнению с молодёжью. Грядущее на смену поколение если и заинтересовано в политике, то выбирает неформальные виды участия в политической жизни. Объясняется это разным характером политической социализации в советский и современный периоды.

Однако выборы на сегодняшний день остаются единственным способом формирования легитимной власти, и тенденция игнорировать голосование может негативно сказаться на развитии России как демократического государства.

Немаловажным фактором, влияющим на участие в выборах, является наличие действительной конкуренции политических сил. Когда выбор предопределён или не из кого выбирать, то логично, что явка снижается, так как смысл волеизъявления теряется. Когда же существует реальная конкуренция между кандидатами, партиями, то внимание повышается как к предвыборной борьбе, так и к её исходу. В ходе опроса ФОМ, проведённого накануне выборов 2004 года, более половины респондентов высказали мнение, что реальной конкуренции на президентских выборах они не ждут (66% против 18%). Однако ситуация меняется в 2012 г.: ожидания респондентов относительно серьёзной предвыборной борьбы между кандидатами на выборах 2012 года разделились примерно пополам. Это связано с повышенным вниманием к политическим событиям, вызванным реакцией населения на результаты думских выборов 2011 года (VIII).

Однако явка на президентских выборах была немногим больше, чем в 2004 г., и связано это было, возможно, с отношением граждан к честности проводимых выборов. По данным холдинга «Ромир», только 20% опрошенных сочли, что выборы 2011–2012 гг. прошли без нарушений, 62% признают наличие как малозначительных, так и массовых нарушений (IX). Выборы в сознании граждан не представляются инструментом серьёзного влияния на политическую жизнь страны. Согласно опросу 2011 года, 40% граждан считают, что их участие в выборах совсем не влияет на принятие решений в жизни страны, 22% считают, что их участие влияет немного, 26% – незначительно (X). Таким образом, выборы в сознании россиян приобрели ритуализированный, формальный характер: бытует мнение, что они нужны в первую очередь власти, а не избирателям. Потеряна вера в возможность этой процедуры както изменить жизнь страны. Перманентная неудовлетворённость качеством реализации своего избирательного права, наслаивающаяся на множество других актуальных проблем, неминуемо будет порождать отчуждение от сферы политического, которое проявляется в росте количества абсентеистов.

Выборы – важнейший процесс в демократическом государстве, посредством которого формируются представительные органы власти, предопределяется вектор политического развития. Распространяющееся явление абсентеизма может привести в итоге к установлению нелегитимной власти, выбираемой меньшей частью граждан. Незаинтересованность граждан в политике, их низкая активность ослабляет позиции гражданского общества, стремящегося власть контролировать. Следствием может стать закрытость политической элиты, её безответственное отношение к политическим решениям, что порождает опасность замены демократических политических механизмов на авторитарные.

Абсентеисты – самоотчуждающаяся от политики часть населения, как правило, мало заинтересованная в политике, слабо в ней разбирающаяся. Их объединяет низкий уровень доверия к политическим институтам и процессам, сильные сомнения в возможности повлиять на ход политического развития государства. Большинство абсентеистов отличаются социальной пассивностью, но есть среди них и те, кто, игнорируя законные формы участия, выбирает неконвенциональные. Эта часть абсентеистов представляет собой протестную силу и в случае социальных кризисов и конфликтов может приобрести черты политического экстремизма.

Явление абсентеизма демократическими методами искоренить невозможно, да и не нужно, так как, не имея массового характера, он не представляет опасности для основ демократического и правового государства. Всегда будет существовать категория лиц, не участвующих в голосовании по неполитическим причинам. Всегда будет существовать доля людей, не заинтересованных в политике. К негативным последствиям для политической системы абсентеизм может привести в случае его масштабности в государстве, так как он парализует важнейшие демократические процессы. При этом размывается смысл демократии как формы государства, в которой народ сам выбирает и контролирует выбранную им власть.

Абсентеизм, имея распространение во всех странах развитой демократии, имеет несколько другую природу в современной России, где неучастие порождено в большей степени недоверием к политической системе. В советский период имело место отчуждение от народа со стороны самой власти, которое трансформировалось в самоотчуждение граждан по причине неэффективности демократических механизмов. Именно такое самоотчуждение порождает постоянный рост числа абсентеистов, не верящих в возможность изменить политическую ситуацию существующими законными способами, и политическое бездействие именно таких абсентеистов может превратиться в политическое действие протестного радикального характера.

К.И. Аринина