Андрей зубов уволен из мгимо. Вы – предатель России, господин Зубов! Нумерация и названия зубов человека

Андрей Борисович Зубов - советский и российский историк, религиовед и политолог, доктор исторических наук. Бывший профессор МГИМО; был первоначально уволен в марте 2014 года за выражение в прессе мнения, шедшего вразрез с внешнеполитическим курсом России, однако это решение было отменено 11 апреля, в конечном счёте уволен из университета 30 июня 2014 года после истечения срока контракта. Член Синодальной Библейско-богословской комиссии и член Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия РПЦ (2009-2014). Один из авторов Основ социальной концепции Русской православной церкви.

Андрей Борисович Зубов
Дата рождения: 16 января 1952
Место рождения: Москва
Страна: СССР, Россия
Научная сфера: история, религиоведение, политология
Учёная степень: доктор исторических наук (1989)
Учёное звание: профессор
Альма-матер: МГИМО (1973)

Образование и учёные степени

Андрея Зубова

В 1973 году окончил Московский государственный институт международных отношений.
В 1978 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Опыт исследования парламентской демократии в Таиланде».
В 1989 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Парламентская демократия и политическая традиция Востока»).

Научная деятельность

Андрея Зубова

Вплоть до 2001 года работал в Институте востоковедения РАН. Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. Под влиянием В. С. Семенцова стал заниматься проблемами религиоведения и истории России.
С 1988 года стал преподавать историю религий в Московской духовной академии.
Профессор кафедры «Религиоведения, философии и вероучительных дисциплин» Философско-богословского факультета Российского православного института св. Иоанна Богослова.
До марта 2014 года был профессором кафедры философии МГИМО, а также возглавлял в качестве генерального директора университетский Центр «Церковь и международные отношения». Уволен за критику действий российского правительства на Украине и в Крыму, однако комиссия Совета при президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным.

Владеет английским, тайским и французским языками.

«История России. XX век»

Андрея Зубова

Андрей Борисович Зубов - ответственный редактор двухтомника «История России. XX век» (1 том: 1894-1939 и 2 том: 1939-2007). Авторский коллектив объединяет более 40 авторов из России и зарубежья. Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, но затем Солженицын дистанцировался от него (причины раскрываются в письме Солженицына Зубову, копия письма доступна в блоге russia_xx.)

Концепцию книги А. Б. Зубов представляет следующим образом:
«В предисловии ответственного редактора я формулирую несколько моментов, которые мне кажутся важными <...> Первый момент: мы ставим в вершину угла человека, считаем, что высшей ценностью общества является судьба человека: его благополучие, свобода, внутреннее достоинство. Когда человека вынуждают не добровольно, ради коллективизации, ради геополитического расширения отдавать свою жизнь, силы, благополучие, свободу и т. д., это всегда историческая неудача. История определяется не тем, насколько сильно или велико государство, а насколько счастлив, свободен и благополучен человек.
Мы исходили из принципа, что высшей ценностью человека является свобода воли. И там, где она не может реализовываться свободно, государство терпит фиаско. Не человек для государства, а наоборот - это первый наш девиз. И он исторически обоснован - ведь человек появился значительно раньше государства и создавал государство ради своих целей. Теперь второй принцип, и здесь мы уже даем некоторую оценку. Исходя из первого принципа, государство, созданное большевиками, было по своей природе бесчеловечным - оно ставило общее как главное, а человека - как второстепенное и служебное по отношению к общему.

Оценки работ

Андрея Зубова

Полемика вокруг книги «История России. XX век»
Книга «История России. XX век» (2009), ответственным редактором которой выступил А. Б. Зубов, получила положительную оценку целого ряда историков и общественных деятелей. Председатель Президиума СВОП, д.пол.н., декан факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ, профессор, председатель клуба «Валдай» С. А. Караганов сказал о нём:

« Два этих тома нужно читать всем, кто хочет быть сознательным русским, кто хочет покончить с русской катастрофой XX века.
Каждому нужно понять главную мысль книги. Вот какой ее увидел я. Мы - потомки миллионов белых и миллионов красных, убитых коллективизацией и голодоморами, и продразверсточников, продолжавших тайно верить, и рушивших церкви, репрессированных, и их охранников и палачей, мы, сильно поредевшие за XX век, миллионы русских, должны осознать, что своими самыми поступками и решениями выбираем судьбу - не только собственную, но и всей страны. А значит, нужно отвечать за свой выбор.»
Заведующий кафедрой философии МГИМО, д.фил.н., профессор А. В. Шестопал так оценил книгу:

« «История России. XX век» под редакцией Андрея Зубова адресована широкому кругу читателей. Так задумано, так написано. Живо, интересно, с привлечением огромного круга материалов, ранее недоступных, либо известных только специалистам, опубликованных малым тиражом, часто за пределами России.
Это первая коллективная работа такого масштаба, соединившая под одной обложкой авторов, работающих в России, и авторов русского зарубежья. »
Архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий на страницах «Журнала Московской патриархии» так отозвался о книге:

« Мне кажется, авторов книги «История России. XX век» отличает именно этот подход: духовность и стремление к честности и правде, какой бы горькой и трагичной она ни была. Возможно, они и ошибались, возможно, есть и искажения, но они честно пытались рассказать об истории нашей Родины в ХХ столетии»
Доктора исторических наук Михаил Фролов и Владислав Кутузов, доценты Е. В. Ильин и В. В. Василик крайне критически оценили том учебника «История России. ХХ век: 1939-2007», отметив, что критериям научного исторического исследования он не соответствует.

Проректор МГИМО по научной работе, профессор кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО А. И. Подберёзкин и руководитель Дирекции информационно-издательских программ МГИМО А. В. Серёгин в своём комментарии по поводу презентации книги, размещённом на официальном сайте МГИМО, подчеркнули, что издание не имеет никакого отношения к МГИМО и его специалистами не рецензировалось. Отметив, что в наши дни в политических и научных кругах особенно остро стоит вопрос о фальсификации российской истории, наносящей ущерб интересам России, авторы комментария указывают на вскрывшиеся существенные изъяны в освещении и оценке событий предвоенной истории - в частности, роли Мюнхенского сговора. В заключение авторы пишут:

«
историк, любой преподаватель истории.
В научных кругах это издание воспринято весьма неоднозначно и, полагаем, что серьёзное научное обсуждение этих книг и их оценки ещё впереди. Однако уже сейчас можно с уверенностью говорить, что рекомендовать это спорное издание нашим студентам было бы большой ошибкой.»
26 апреля 2010 года в журнале «Эксперт» вышла статья «История фальсификатора», посвящённая книге «История России. XX век» и А. Б. Зубову. 6 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда обязала редакцию журнала «Эксперт» опубликовать «опровержение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию Зубова А. Б.».

Полемика с Аверинцевым

Андрея Зубова

В 1993-1994 годах в журнале «Континент» состоялась примечательная полемика между А. Б. Зубовым и филологом академиком С. С. Аверинцевым о христианском осмыслении истории. Аверинцев писал в отклике на статью Зубова «Пути России».

« Христианину естественно, даже неизбежно искать христианского осмысления истории - отечественной и всеобщей. Но он должен ясно отдавать себе отчёт, к какому делу он приступает. Ибо христианство - сразу и проще всего на свете, и сложнее всего на свете. …К сожалению, за духовный и мистический подход к истории уважаемый автор принимает самый тривиальный, обыденный, одномерный морализм. К вящему сожалению, морализм этот до того агрессивен, что слишком часто заставляет вспомнить, как русский простонародный ум производил встарь слово „мораль“ („мараль“) от глагола „марать“ („мараль пущать“).

Деликатная категория грамматического лица, которая в определенных контекстах просто безразлична с точки зрения формальной логики, сплошь да рядом определяет корректность или некорректность высказывания внутри христианского дискурса. Мытарь сказал о себе: «я грешник», - и был прав; Фарисей сказал об этом же Мытаре: «он грешник», - и поступил дурно… Переход к третьему лицу всё портит.

»
Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой «эвдемонизм» - «сотерия»:

« история обеих революций вышеназванного года, купно с эпопеей гражданской войны, - что угодно, только не торжество эвдемонизма. Да, святыни были проданы, но не за фунт масла, не за снедь, а прежде всего за упоительную иллюзию: история - послушная глина под нашими руками. Это страшно; но разве это так непонятно? »
Кроме того, Аверинцев не согласился с утверждением, будто «в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него»:

« Достаточно вспомнить одно единственное слово, чтобы утверждение это рассыпалось: такое слово «власовцы»… Русский народ гораздо меньше склонен класть головы по приказу начальства, чем это любят утверждать то в похвалу, то в укор ему. Лишь когда явственно, ощутимо встает вопрос о самом существовании отечества, пробуждаются силы, которых только что словно не было. »
Зубов ответил Аверинцеву статьей «Опыт метанойи».

« Когда, стоя на исповеди у аналоя, говоришь о соседе, жене или начальнике как об источнике твоих бед, то тем самым ты обессмысливаешь и хулишь таинство, ни на йоту не приближаясь к освобождению от греха. Когда, переживая историю отечества, полагаешь, что кто-­то иной, не ты сам, виновен в его бедах, то этой самой мыслью продолжаешь разрушение России.
[…] И потому так убедительны слова Сергея Аверинцева о «собственном бытии» и «личном подвиге», о том, что введение «третьего лица» портит оценку и превращает покаянный самоанализ души в «уныло агрессивное морализаторство».

»
В своём ответе Зубов высказал резко критическое отношение к фигуре генерала Власова:

« …для меня, сына и внука русских офицеров, нет большего позора, чем измена Власова и поступок генерала Краснова, благословившего казачество русской эмиграции на службу в частях СС. Именно такое согласие на войну с отечеством на стороне нацистов, ни на мгновение не дававших повода считать себя освободителями России, но только её безжалостными поработителями и бесчеловечными мародерами, - полнейшее проявление нашей падшести. И если бы не было кроме них в русском народе генералов Карбышевых и Деникиных, отвергнувших все соблазны нацистов, то не было бы уже России, и право же не стоило бы и «мараль пущать».
Я не ведаю, и не смею фантазировать по поводу материала той пружины, которая вывела генерал-­лейтенанта Карбышева под струи лагерных брандспойтов, но я верно знаю, что в душе другого русского генерала, героя кровавых галицийских полей Антона Деникина, вертикаль веры и долга властно подчинила себе горизонталь земных расчетов, примитивную логику, объявляющую любого врага твоего врага твоим другом. И в этой его победе над собой я радостно ощущаю и толику своей победы, как в измене Власова - бездну своего предательства.»

Дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992-2011», что дополнительно подчеркивает её значимость.

Общественная и церковная деятельность

Андрея Зубова

Православный христианин. По собственным словам А. Б. Зубова, к вере его привёл В. С. Семенцов, который также был крёстным отцом его старшей дочери Ксении и старшего брата Андрея. Крестился в Лазареву субботу 1978 года, после девяти месяцев оглашения. Крёстным отцом был протоиерей Валентин Асму.

Член Союза писателей Москвы. Член редакционной коллегии журнала «Континент». В 1998 году награждён премией фонда «Знамя».
Координатор общественного комитета «Преемственность и возрождение России», целью которого является «восстановление правового и культурно-исторического преемства с дореволюционной Россией как основы её возрождения».

Прихожанин и чтец в храме Рождества Богородицы в Крылатском (Москва).
Один из авторов «Основ социальной концепции Русской православной церкви».
В 1999 году в ходе внутрицерковной дискуссии, предшествовавшей канонизации Николая II, А. Б. Зубов выступил против причисления последнего русского царя к лику святых.
27 декабря 2000 года решением Священного Синода включён в состав делегации Русской православной церкви на двусторонние собеседования по церковно-общественной тематике с Армянской апостольской церковью, прошедшие 12-16 февраля 2001 года в Эчмиадзине.

16 июля 2005 года решением Священного Синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».
Член Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС) с 2003 года. Член Совета НТС с мая 2006 до апреля 2008 года. Председатель Исполнительного бюро НТС (2006-2008). Член редколлегии журнала «Посев» (до апреля 2008 года).

6 марта 2008 года на вечере по случаю 15-летия Российского православного института награждён орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
29 июня 2009 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла включён в Редакционный совет и Редакционную коллегию по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы.
27 июля 2009 года решением Священного Синода включён в состав Межсоборного присутствия (член Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества). Тогда же включён в состав Синодальной Богословской комиссии.

29 сентября 2009 года участвовал в конференции «Религия и политическая культура» в Риме, организованной по инициативе Папского Григорианского университета и фонда Аденауэра. Выступил с докладом, где рассказал о пути, который прошли отношения Церкви и государства в России в XX веке.
В марте 2012 года выступил в прессе в связи с делом Pussy Riot. По его мнению, наказание участницам группы было неадекватно жёстким, и даже в Российской империи к подобным поступкам относились снисходительнее.
После референдума о статусе Крыма в марте 2014 года выступил с резкой критикой вхождения республики Крым в состав Российской Федерации. В статье «Аншлюс без кавычек» историк, в частности, писал: «Нынешняя Россия - государство слабое в военном отношении и абсолютно провальное в экономическом. Никакого реального противодействия НАТО от него ждать не приходится. Затеянный Москвой аншлюс Крыма на поверку окажется бессмысленной авантюрой».

В сентябре 2014 года подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины». В начале октября 2014 года опубликовал в газете «Ведомости» статью «Крым наш?», содержащую обширные экскурсы в историю Крыма и заканчивающуюся призывом: «На наш взгляд, он [выход] требует отказа от претензий на владение этой землёй и возвращения к воле людей, живущих здесь, которая и должна определять её судьбу». При этом доктор исторических наук в своей статье не упомянул о мартовском референдуме в Крыму.
Не вошёл в новый состав Межсоборного присутствия, утверждённый 23 октября 2014 года решением Священного Синода Русской православной церкви.

Увольнение из МГИМО

Андрея Зубова

1 марта 2014 года Зубов опубликовал в «Ведомостях» статью, критикующую политику России в отношении Крыма. Автор сравнил действия России с присоединением Австрии к Третьему Рейху в 1938 году. Руководство МГИМО предупредило его о возможном увольнении за «неуместные и оскорбительные исторические аналогии». В СМИ появилась информация об увольнении Зубова, но ректор университета А. В. Торкунов заявил, что профессор продолжает работать в вузе. Зубов, в свою очередь, сообщил, что ему было недвусмысленно сказано об увольнении и «были приняты соответствующие шаги в институте. Но массовое возмущение, которое возникло в России и мире по этому поводу, заставило отыграть назад». Историку вынесли «глубокое порицание» за статью и сказали, что он может продолжать преподавать.

Впоследствии выяснилось, что Зубова всё же уволили из МГИМО. По сведениям дочери профессора, это произошло 4 марта 2014 года. Русская служба Би-би-си сообщила об увольнении 24 марта. В этот же день на сайте вуза появилось официальное сообщение «О Зубове А. Б.»:

[А. Б. Зубов] сознательно и неоднократно нарушал Устав МГИМО, Правила внутреннего распорядка и Положение МГИМО об основных принципах корпоративного поведения, которые определяются ведомственной принадлежностью МГИМО к МИДу России. Многочисленные высказывания и интервью Зубова А. Б. о происходящем на Украине и о внешней политике России вызывают возмущение и недоумение в университетской среде. Они идут вразрез с внешнеполитическим курсом России, подвергают безоглядной и безответственной критике действия государства, наносят вред учебно-образовательному и воспитательному процессу. Оставляя на совести Зубова А. Б. неуместные и оскорбительные исторические аналогии и характеристики, руководство МГИМО сочло невозможным продолжение работы Зубова А. Б. в институте и приняло решение о прекращении с ним трудового договора.- Би-би-си: «Из МГИМО уволен профессор Андрей Зубов»

Сам историк объясняет своё увольнение давлением со стороны высшей исполнительной власти России («Кремля»):

Кто-то очень хотел, чтобы меня уволили немедленно, ведь у меня 30 июня истекает контракт, и можно было это сделать совершенно без всякого скандала, просто не продлить контракт и всё. […] Как я знаю, ректор был вообще против увольнения, он всячески сопротивлялся моему увольнению. Это был приказ Кремля, как мне сообщили неофициально. Естественно, доказать я это не могу.

Представители российской научной общественности выпустили ряд обращений в защиту Зубова. Профессор также сообщил о неформальной поддержке со стороны коллег:
Ни один человек в [МГИМО] не высказывал [недовольства], зато очень многие подходили, жали руки и говорили, что они со мной согласны. Понятно, что боятся высказывать это публично.

С другой стороны, Зубов признал, что данное увольнение - большой удар по его преподавательской карьере, так как в МГИМО сотрудники работают по контрактной системе. «Если бы они решили не продлять [контракт], я бы мог уйти куда угодно. Но если я уволен по этой статье, меня ни одно учебное заведение больше не примет. Это как Каинова печать», - говорит профессор.

Восстановление

Андрея Зубова

Комиссия Совета при Президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным. Согласно выводу комиссии, приказ об увольнении Зубова «не соответствует положениям статей 1, 2, 6, 13, 15, 29, 44 Конституции РФ, статей 3, 81, 192, 193, 336 Трудового кодекса РФ, статьи 47 ФЗ „Об образовании“».

11 апреля 2014 года решение об увольнении А. Б. Зубова было отменено. В официальном заявлении руководства МГИМО говорится следующее:

В Университет поступило уведомление Территориальной избирательной комиссии района Хамовники города Москвы № 110-тик от 10.04.2014 г. о членстве А. Б. Зубова в Участковой избирательной комиссии 161-го избирательного участка Московской городской избирательной комиссии по району Хамовники.

Согласно пункту 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», члены избирательных комиссий не могут быть уволены по инициативе администрации в период исполнения ими соответствующих полномочий.

Не меняя ранее данной оценки нарушения Положения об основных принципах корпоративного поведения, ректоратом принято решение приказ № 649-к от 24.03.2014 года «Об увольнении ЗУБОВА А. Б.» отменить.
30 июня 2014 года истёк срок контракта А. Б. Зубова в МГИМО. На новый срок контракт продлён не был, в связи с чем историк был уволен из университета.

Андрея Зубова

Отец - Борис Николаевич Зубов (1912-2007, фамилия по отчиму), кораблестроитель, контр-адмирал, начальник управления Министерства судостроительной промышленности СССР.

Мать - Ия Евгеньевна Зубова (Савостьянова). Была доцентом кафедры общехимической технологии, окончила Менделеевский институт, защитила кандидатскую диссертацию. Её родители имели усадьбу в Витебске. Дед по матери, Евгений Петрович, окончил Московское коммерческое училище и был служащим в Банке коммерческого кредита, в советское время работал в бухгалтерии в Министерстве пищевой промышленности. Бабушка по матери Шушан Тер-Хачатурян - армянка, окончила Строгановское Центральное училище в Москве.

Брат - Сергей, старше Андрея на 8 лет.

Дочь - Ирина Бобринская.

Двоюродный брат - Евгений Савостьянов (сын Ирины Евгеньевны Савостьяновой, приходившейся сестрой матери А. Б. Зубова).

Основные работы

Андрея Зубова

Андрея Зубова

«Парламентаризм в Таиланде: опыт исследования современного восточного общества методом анализа избирательной статистики». М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982.
«Парламентская демократия и политическая традиция Востока». М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.
L’Euroasia del Nord: Il rischio del caos dopo l’impero sovetico / Ed.San Paolo. Turin - Milano, 1994.
«Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель». М.: Группа Гросс, 1997.
«История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии». М.: Планета детей, 1997.
Под ред. Зубова: «История России. XX век». М., АСТ, 2009.

Некоторые статьи

Андрея Зубова

«Пути России» // «Континент», № 1 (75), 1993; републикация: Избранное «Континента» 1992-2011, «Континент», № 148, 2011
«Опыт метанойи». «Континент», № 3 (81), 1994. Републикация: «На морали стоит социальный мир…». Из статьи А. Зубова «Опыт метанойи» // Избранное «Континента» 1992-2011, «Континент», № 148, 2011
«Европа и мир» // «Континент», № 1 (83), 1995; републикация: Избранное «Континента» 1992-2011, «Континент», № 148, 2011
«Будущее российского федерализма» // «Знамя», № 3, 1996 г.
«Если бы от мира сего было царство Мое…» // «Знамя», № 10, 1997 г.
«Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели» // «Знамя», № 11, 1998 г.
«Сорок дней или сорок лет?» // «Новый Мир», № 5, 1999 г.
«Христианство и культура». // «Знамя», № 10, 1999 г.
«Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа». // «Знамя», № 4, 2000 г.
«Переписка из двух кварталов». // «Новый Мир», № 8, 2001 г.
«Россия 1991-2001: Победы и поражения» // «Знамя», № 8, 2001 г.
«Проблема монотеизма и политеизма в религии древнего Египта». // Сборник «Египет и христианство», Москва, 2004.
«Ислам и христианство: проблемы диалога». // «Континент», № 119, 2004.
«Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия» // «Новый Мир», № 7 за 2004 г.
«Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия». Окончание // «Новый Мир», № 8 за 2004 г.
«Циклы русской истории». // «Вопросы философии», № 3, 2005 г.
«Размышления над причинами революции в России: На грани веков. Царствование Павла I и начало царствования Александра Благословенного». // «Новый Мир», № 7, 2005 г.
«Почему не воплотились бессмысленные мечтания» // «Посев», № 12, 2005 г.
Размышления над причинами революции в России. Царствование Александра Благословенного. // «Новый Мир», № 7, 2006 г.
«Дом смерти предназначен для жизни» // «Посев», № 7, 2006 г.

Частые вопросы


Прежде всего, та, которая в ходе использования не ранит десна. При этом качество гигиены ротовой полости больше зависит от того, правильно ли чистятся зубы, чем от формы или разновидности зубной щетки. Что касается электрических щеток, то для неосведомленных людей они – более предпочтительный вариант; хотя качественно почистить зубы можно и простой (мануальной) щеткой. Помимо этого, одной только зубной щетки зачастую недостаточно – для чистки между зубами должны использоваться флоссы (специальные зубные нити).

Ополаскивателя являются дополнительным гигиеническими средствами, которые эффективно очищают всю ротовую полость от вредных бактерий. Все эти средства можно условно разделить на две большие группы – лечебно-профилактические и гигиенические.

К последним относят ополаскиватели, которые устраняют неприятный запах и способствуют свежему дыханию.

Что касается лечебно-профилактических, то к таким относят ополаскиватели, оказывающие противоналетное/противовоспалительные/противокариозное действие и способствующие снижению чувствительности твердых зубных тканей. Это достигается благодаря наличию в составе разного рода биологически активных компонентов. Следовательно, ополаскиватель необходимо подбирать для каждого конкретного человека в индивидуальном порядке, равно как и зубную пасту. А ввиду того, что водой средство не смывается, оно лишь закрепляет эффект действующих компонентов пасты.

Такая чистка совершенно безопасна для зубных тканей и меньше травмирует мягкие ткани ротовой полости. Дело в том, что в стоматологических клиниках подбирается особый уровень УЗ колебаний, оказывающий действие на плотность камня, нарушающий его структуру и отделяющий от эмали. Кроме того, в местах, где ткани обрабатываются УЗ скейлером (именно так называется прибор для чистки зубов), возникает особый кавитационный эффект (ведь из водных капель выделяются молекулы кислорода, которые поступают в зону обработки и охлаждают наконечник инструмента). Клеточные мембраны патогенных микроорганизмов разрываются этими молекулами, из-за чего микробы погибают.

Получается, что чистка ультразвуком воздействует комплексно (при условии, что используется действительно качественное оборудование) как на камень, так и на микрофлору в целом, очищая ее. А о механической чистке этого не скажешь. Более того, ультразвуковая чистка более приятна для пациента и занимает меньше времени.

По мнению стоматологов, лечение зубов необходимо проводить вне зависимости от вашего положения. Тем более что беременной женщине рекомендуется посещать стоматолога каждые один-два месяца, ведь, как известно, при вынашивании малыша зубы существенно ослабляются, страдают от дефицита фосфора и кальция, а потому в разы возрастает риск развития кариеса или даже выпадения зубов. Для лечения беременных необходимо использовать безвредные средства анестезии. Наиболее подходящий курс лечения должен подбираться исключительно квалифицированным стоматологом, он же выпишет и требуемые препараты, укрепляющие зубную эмаль.

Лечить зубы мудрости достаточно сложно ввиду их анатомического строения. Тем не менее, квалифицированные специалисты успешно их лечат. Протезирование зубов мудрости рекомендовано в том случае, когда один (или несколько) соседний зуб отсутствует либо его нужно удалить (если вы при этом удалите еще и зуб мудрости, то жевать станет попросту нечем). Кроме того, удаление зуба мудрости нежелательно, если в челюсти он располагается на правильном месте, имеет своего зуба-антагониста и принимает участие в процессе жевания. Также следует принимать во внимание тот факт, что некачественное лечение может привести к самым серьезным осложнениям.

Здесь, безусловно, многое зависит от вкуса человека. Так, существуют абсолютно незаметные системы, крепящиеся к внутренней стороне зубов (известны как лингвальные), а существуют и прозрачные. Но самыми популярными являются все же металлические брекет-системы, имеющие цветные металлические/эластические лигатуры. Это действительно модно!

Начать следует с того, что это просто непривлекательно. Если вам этого недостаточно, приведем следующий аргумент – камень и налет на зубах нередко провоцируют неприятный запах изо рта. И этого вам недостаточно? В таком случае двигаемся дальше: если зубной камень будет «разрастаться», это неизбежно приведет к раздражению и воспалению десны, то есть создаст благоприятные условия для пародонтита (заболевания, при котором образуются зубодесневые карманы, из них постоянно вытекает гной, а сами зубы стают подвижными). А этой уже прямой путь к потере здоровых зубов. Более того, количество вредных бактерий при этом увеличивается, из-за чего наблюдается повышенная кариозность зубов.

Срок службы прижившегося имплантата будет составлять десятки лет. В соответствии со статистическими данными, минимум 90 процентов имплантатов отлично функционируют спустя 10 лет после установки, в то время как срок эксплуатации составляет в среднем 40 лет. Что характерно, данный срок будет зависеть как от дизайна изделия, так и от того, насколько тщательно пациент за ним ухаживает. Именно поэтому во время чистки в обязательном порядке необходимо использовать ирригатор. Кроме того, необходимо минимум раз в год посещать стоматолога. Все эти меры существенно снизят риск потери имплантата.

Удаление кисты зуба может производиться терапевтическим либо хирургическим методом. Во втором случае речь идет об удалении зуба с дальнейшим вычищением десны. Кроме того, есть и те современные методы, которые позволяют сохранить зуб. Это, прежде всего, цистэктомия – довольно сложная операция, которая заключается в удалении кисты и пораженной верхушке корня. Другим методом является гемисекция, при которой удаляется корень и фрагмент зуба над ним, после чего она (часть) восстанавливается коронкой.

Что же касается терапевтического лечения, то оно заключается в вычищении кисты посредством корневого канала. Тоже трудный вариант, тем более не всегда эффективный. Какой из методов выбрать? Это будет решать врач вместе с пациентом.

В первом случае для изменения цвета зубов используются профессиональные системы, в основе которых – пероксид карбамида или перекись водорода. Очевидно, что предпочтение лучше отдавать именно профессиональному отбеливанию.

Большинство из нас, сидя в кабинете стоматолога, слышали странные числовые термины, используемые врачами для обозначения проблемных зубов - «шестерка», «восьмерка», «тройка» и т.д. Чем обусловлен выбор такой терминологии? Тем, что современная стоматология пользуется специальной системой нумерации зубов.

Задача системы нумерации зубов - оптимизировать диагностику полости рта пациента и максимально конкретно внести полученную информацию в его амбулаторную карту.

По каким же принципам нумеруются зубы? Прежде всего, исходя из особенностей строения челюсти человека.

Каждый человеческий зуб имеет строго индивидуальную конфигурацию, обусловленную выполняемыми им каждодневными задачами. Одни зубы предназначены для откусывания пищи, а другие - для ее пережевывания.

С целью их безошибочного обозначения, так, чтобы сразу стало понятно, о каком конкретном зубе идет речь, и была придумана система нумерации.

Нумерация начинается с середины зубного ряда по направлению влево и вправо от него.

Два передних зуба или резца, задачей которых является откусывание пищи, обозначаются номером 1, а идущие следом за ними номером 2.

Клыки, размещающиеся после передних резцов, предназначены для того чтобы откусывать и отрывать особенно твердую пищу и имеют порядковый номер 3.

Попадая в ротовую полость, откушенные кусочки пищи пережевываются идущими следом за клыками жевательными зубами. Они имеют название премоляры и обозначаются цифрами 4 и 5.

А для наиболее эффективного измельчения и пережевывания пищи существуют большие жевательные зубы или моляры, рабочая поверхность которых имеет характерные бугорки. Их порядковый номер - 6, 7 и 8, называемые зубами мудрости.

Конечно, нумерация сильно облегчает их обозначение. Но как узнать в какой части челюсти находится заданный зуб: в верхней челюсти или нижней, слева или справа? Для этого человеческую челюсть визуально поделили на четыре части или сегмента.

Отсчет зубов по сегментам производится с правой стороны верхнего ряда по часовой стрелке. Таким образом, зубы находящиеся в первом сегменте (верхний ряд справа) будут называться десятками, а во втором сегменте (верхний ряд слева) - двадцатками.

На нижнем левом ряду находятся тридцатки, а в правом - сороковые. Называя обследуемый зуб, его порядковый номер добавляют к номеру сегмента, в котором он расположен. И таким образом, получается, что у каждого зуба есть свой индивидуальный номер.

Несколько иным методом нумеруют зубы в детской стоматологии, что связанно с особенностями анатомии детской челюсти. Прорезывание молочных зубов, происходящее в возрасте от 4 до 6 месяцев, совпадает со временем начала формирования зачатков постоянных зубов.

Если ребенку пятилетнего возраста сделать рентгеновский снимок челюсти, на нем будут визуализироваться и молочные, и постоянные зубы.

А так как последние уже имеют свою нумерацию с 11 по 48, то для счета молочных используют следующие десятки.

В верхнем ряду справа будут находиться пятидесятые зубы, а слева - шестидесятые. Нижний левый ряд занимают семидесятые, а правый - восьмидесятые. Так что теперь, зная особенности счета молочных зубов, родители уже не будут так удивляться заявлению врача о требующем лечения 72-ом зубе.

Видео: зубы человека

Основные системы

На сегодняшний день существует несколько основных систем нумерации.

  • Квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера.
  • Система Хадерупа.
  • Международная двухцифровая система Виола.
  • Универсальная цифровая буквенная система.

Каждая из них по своему удобна и имеет свои особенности исчисления постоянных и молочных зубов.

Квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера

Система Зигмонди-Палмера или, как ее еще называют, квадратно-цифровая система была принята в 1876 году и до сих пор используется для обозначения зубов у детей и взрослых.

Для счета постоянных зубов используют арабские цифры от 1 до 8, а для молочных - римские от I до V. Само исчисление начинается с середины челюсти.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Зигмонди-Палмера

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Зигмонди-Палмера

Стандартная квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера чаще всего используется врачами-ортодонтами и челюстно-лицевыми хирургами.

Система Хадерупа

Система Хадерупа отличается использованием знаков «+» и «-» для обозначения верхнего и нижнего ряда зубов соответственно. А вычисление зубов по системе производится при помощи совмещения арабских чисел с данными знаками.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Хадерупа

Молочные зубы обозначают арабскими цифрами от 1 до 5 с добавлением знака «0» и, по аналогии с постоянными зубами, знаками «+» и «-».

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Хадерупа

Международная двухцифровая система Виола

Двухцифровая система Виола, принятая Международной ассоциацией стоматологов в 1971 году получила широкое распространение в стоматологической практике.

Суть данной системы заключается в делении верхней и нижней челюсти пациента на четыре сегмента (по два на каждую челюсть) по 8 зубов. Причем у взрослых нумерация сегментов исчисляется цифрами с 1 до 4, а у детей - с 5 до 8.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Виола

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Виола

При необходимости назвать тот или иной зуб его обозначают двузначным числом, где первая цифра является номером сегмента, в котором он располагается, а вторая обозначает его порядковый номер.

С чем связано широкое распространение международной двухцифровой системы Виола? Прежде всего, с отсутствием букв и сложных формул, способствующим удобству ее использования и позволяющие быстро и точно передавать информацию о пациенте по телефону, факсу, электронной почте и т. д.

Универсальная цифровая буквенная система

Принятая американской ассоциацией стоматологов (ADA), универсальная буквенно-цифровая система отличается наличием своего буквенного обозначения, которое зависит от назначения зуба (резцы, клыки, моляры), а также цифрового обозначения его последовательности в зубном ряду.

Так, буквой I обозначают резцы (по два на каждый сегмент, а всего 8), С - клыки (по одному на каждый сегмент, а всего 4), P - это премоляры, число которых составляет 8 единиц, и моляры, обозначенные буквой M, число которых при наличии зубов мудрости составляет 12 единиц.

Фото: Формула записи постоянных зубов по универсальной буквенно-цифровой системе

Фото: Формула записи молочных зубов по универсальной буквенно-цифровой системе

Также системой допускается исчисление зубов по сегментам с обозначением зубов, выполняющих одну и ту же функцию одним порядковым номером.

При этом, как и в системе Виола, используют число сегмента, в котором он находится, в результате чего каждый зуб приобретает свой двузначный порядковый номер.

Что касается молочных зубов, то, помимо использования буквенной формулы, их могут исчислять, начиная с правого верхнего зуба по часовой стрелке, используя при этом латинские буквы от A до K.

В стоматологии разработана нумерация зубов, что упрощает работу специалистов. Откуда она начинается, и каким номером обозначается та или иная единица – эти и другие вопросы рассматриваются в данной статье.

Также описываются принципы пяти общепринятых систем, определяющих номер единицы.

Зубы и способы нумерации в стоматологии

Все единицы, расположенные в зубном ряду, подразделяются на следующие разновидности:

Все они выполняют определённую функцию:

  • измельчают пищу;
  • удерживают;
  • откусывают;
  • отрывают кусочки еды;
  • делают захват.

Всего в ряду насчитывается 32 зуба. В последнюю очередь уже в зрелом возрасте прорезываются моляры-восьмёрки.

В процессе пережёвывания пищи они не принимают участия, но подвержены поражению кариесом не менее остальных. Случается так, что уже прорезавшийся моляр имеет признаки кариеса.

Для решения различных стоматологических проблем разработали нумерацию зубов с целью облегчения диагностирования, внесения данных по лечению в карту пациента, передачи информации по телефону или электронным письмом.

Существует несколько методов счёта, практически каждый основан на делении челюсти на сегменты.

Всего их четыре, условные границы определяются верхней и нижней челюстями и центральной щелью на передних резцах. Отсчёт сегментов идёт по часовой стрелке, начиная с правой стороны верхней челюсти.

В стоматологических клиниках используют общепринятые системы присвоения номеров:

  • Универсальную;
  • Хадерупа;
  • Двухцифровую (Виола);
  • Зигмонди – Палмера (другое название – квадратно-цифровая схема);
  • Буквенно-цифровую.

Как правильно считать зубы у взрослого?

Присвоение номера зубам на челюсти начинается с отсчёта от середины ряда по направлениям вправо и влево:

Зубной ряд ребёнка отличается от челюсти взрослого человека анатомией, поэтому нумерация разработана по другому принципу.

На схеме указывается всего 20 молочных единиц, из которых:

  • резцов – 8 шт.;
  • клыков – 4 шт.;
  • моляров – 8 шт.

Особенность детской челюсти заключается в отсутствии премоляров и крайних моляров, больше известных, как зубы-мудрости.

В тот период, когда происходит прорезывание молочных зубов, формируются зачатки коренных. На рентгеновском снимке в возрасте до 6 лет можно чётко увидеть и те и другие.

Молочные также имеют корневую систему, однако после выпадения в период замены корешки самостоятельно рассасываются, что исключает операцию по удалению корней.

Схематически нумерация детской челюсти по секторам обозначается следующими цифровыми значениями:

  • 1 сегмент – пятидесятки;
  • 2 сегмент – шестидесятки;
  • 3 сегмент – семидесятки;
  • 4 сегмент – восьмидесятки.

Постоянные единицы обозначаются цифрами с 11 до 48.

Схема нумерации зубов у взрослого

В таблице представлена нумерация зубов у взрослого человека:

Нумерация зубов во рту у взрослых людей
Название Правый верхний ряд Левый верхний ряд Левый нижний ряд Правый нижний ряд
Резцы 11, 12

(по центру)

21, 22

(по центру)

31, 32

(по центру)

41,42

(по центру)

Клыки 13

(за резцом 12)

23

(за резцом 22)

33

(за резцом 32)

43

(за резцом 42)

Премоляры 14, 15

(за клыком 13)

24, 25

(за клыком 23)

34, 35

(за клыком 33)

44, 45

(за клыком 43)

Моляры 16, 17

(за премоляром 15)

26, 27

(за премоляром 25)

36, 37

(за премоляром 35)

46, 47

(за премоляром 45)

Зубы мудрости 18

(боковой)

28

(боковой)

38

(боковой)

48

(боковой)


Нумерация зубов взрослого человека

Нумерация зубов у ребенка

В таблице представлена нумерация зубов у ребенка:

Нумерация молочных зубов

Системы нумерации зубов

В современных стоматологических клиниках используются пять общепринятых систем, определяющих порядковые номера единиц.

Данный метод присвоения номера предусматривает условное разбитие челюсти на 4 равных части, нумерация начинается с передних резцов. К порядковому номеру добавляется знак: «+» или «-». Плюсом обозначается верхний ряд, минусом – нижний.

У взрослых номера состоят из одной цифры и знака, а детский вариант состоит из двухзначного числа. Оно образуется в результате дополнения порядкового номера нулём (к примеру, низ: – 0,1; – 0,2 и т. д.; верх: +0,1; +0,2 и т. д.)


Система была разработана в 1876, активно используется в наше время для диагностики стоматологических болезней у взрослых и детей.

Её принцип заключается в обозначении постоянных зубов арабскими цифрами (от 1 до 8), молочных – римскими (от I до V).

Счёт начинается с передних резцов по направлению к крайним молярам. Схема имеет условное разделение челюсти на 4 секции (у взрослых номера от 1 до 8, у детей – от I до V).


Буквенно-цифровая

Универсальная система предусматривает использование помимо цифровых обозначений букв (латинских).

Используемые обозначения у стоматологов:

  • I определяет резцы (Incisors);
  • С – клыки (Canines);
  • P – премоляры (Premolars);
  • M – моляры (Molars).

Так как в сегменте могут располагаться несколько резцов или моляров, каждая буква дополняется индексом из цифры, которая указывает на порядковый номер.

Получается такая общая картина:

  • восемь букв I;
  • четыре буквы С;
  • восемь букв Р;
  • двенадцать букв М.

В детской схеме используются латинские буквы от А до К.

Цифровое значение, вписываемое рядом с буквенным, указывает на порядковый номер зуба в сегменте.


Буквенно-цифровая нумерация зубов

Международная двухцифровая система Виола

Метод присвоения номера был основан в 1971 году, не предусматривает использование сложных формул, поэтому сохранил актуальность доныне.

Основной принцип заключается в условном делении челюсти на 4 сегмента:

  • 1-й – десятки (справа вверху);
  • 2-й – двадцатки (слева вверху);
  • 3-й – тридцатки (слева внизу);
  • 4-й – сороковки (справа внизу).

Каждая условно разделённая часть состоит из 8 зубов. Во взрослом варианте используются показатели: 1, 2, 3, 4. В детской версии каждая секция включает 5 единиц, для счёта используют значения: 5, 6, 7, 8.

Резец или моляр подписывается числом, состоящим из двух цифр: первая указывает на номер секции, вторая – порядковый номер зуба.

Во взрослой схеме получаются: десятки, двадцатки, тридцатки и сороковки. Детская версия: пятидесятки, шестидесятки, семидесятки, восьмидесятки.

— о революции и Соборе 1917-18, церковной жизни в брежневское время, современных событиях и уроках ХХ века

Андрей Зубов родился в Москве в 1952 году. Историк и политолог, доктор исторических наук, профессор МГИМО.

В 1988-1994 гг. преподавал в Московской Духовной академии «Историю религии». Теперь преподает этот же курс в МГИМО и в Православном университете апостола Иоанна Богослова.

Член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Андрей Борисович, вы много изучали церковную жизнь дореволюционной России и даже написали книгу о духовных причинах, которые привели к революции. Сделали ли мы, православные люди, выводы из этого горького исторического урока или продолжаем наступать на те же грабли?

Очень сложно говорить о православных людях в целом - мы все разные. Думаю, что урок и усвоен, и не усвоен. Усвоен он в том смысле, что появился страх перед революцией и вообще перед любым социальным катаклизмом. В начале XX века такого страха не было, и даже очень многие церковные люди, включая архиереев и Синод, в марте 1917 года приветствовали революцию.

Уроки революции

Доходило даже до парадоксов. На своем заседании 6 марта Синод принял и определение о совершении молебствия «об утишении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея». Абсурд - как может что-либо временное быть многолетним?

Были в то трагическое время и положительные моменты в церковной жизни - прежде всего, . Он восстановил Патриаршество, на нем без обиняков обсуждались актуальнейшие церковные проблемы, но большинство из них решить не удалось -испытывая все возрастающие гонения со стороны большевицкой власти, Собор прекратил свои заседания в сентябре 1918 года.

Андрей Зубов. Фото nsad.ru

Многие до сих пор не понимают причин, не видят глубинного корня катастрофы - революции и последовавших за ней гонений на Церковь. Этот опыт, я думаю, до сих пор не освоен, что очень печально, поскольку во многом именно это не дает нам оздоровить церковную жизнь в современной России.

Всем известно, что Церковь до революции не была независима от государства, а входила в систему государственной бюрократии как ее часть, подчинялась царю как одно из казенных ведомств Империи через обер-прокурора Синода. Но Церковь тяготилась своей несвободой. Показательны мнения архиереев о желательных преобразованиях, высказанные ими в 1905 году в ответ на запрос Синода.

Отец Георгий не торопил меня с крещением, и крестился я почти через год - в Лазареву субботу 1978 года, после девяти месяцев оглашения, когда я уходил с литургии после провозглашения диаконом «елицы оглашении, изыдите» С 1977 года отец Георгий стал и моим духовником и другом.

Служил он в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, и среди его духовных чад, в большинстве недавно обращенных, было немало ярких и образованных людей. Некоторые из них стали впоследствии священниками. Но даже в этом замечательном приходе мы знали про одного-двух священников, что они агенты КГБ - не хочу называть имена.

Вначале я ни о чем подобном не подозревал - пребывал в эйфории, мне казалось, что наконец для меня открылся мир истинных смыслов и свободы. Но один момент, который я помню до сих пор, вернул меня на нашу грешную землю. Мы с женой принесли в храм причащать двух своих маленьких дочек, и вдруг ко мне подошла одна дама, якобы прихожанка, и сурово сказала: «А зачем вы принесли детей в храм? Это очень плохо!»

Я сразу понял, что это агент, которая даже не смогла сдержаться, чтобы не выдать себя. Поэтому я и другие чада поодиночке приходили к отцу Георгию, он давал нам книжки, беседовал с нами, иногда двух-трех прихожан знакомил друг с другом. Точно не знаю, но думаю, что так же общался со своими чадами настоятель храма отец Николай Ситников. Ни о какой общине не могло быть и речи - нас бы всех как минимум с работы выгнали и у священников были бы неприятности и, скорее всего, лишение регистрации.

Хотели верить, что гонения кончатся

Думали ли вы тогда, что доживете до конца советской власти и освобождения Церкви? А когда пришла свобода, могли представить, что в недалеком будущем в православной среде так сильно проявится советский менталитет, и многие верующие, пусть в большинстве и неофиты, будут тосковать по сильной руке, по государственной идеологии?

Мы все жили ожиданием. Многие старцы и сразу после революции, и в тридцатые годы, и при Хрущеве говорили, что эти гонения кончатся. Мы знали об этих пророчествах, хотели верить им. Отец Георгий рассказывал мне, что когда в 1983 году у него родился младший ребенок, сын Коля, он задумался: неужели и ему придется проходить пионерию, комсомол, сдавать историю КПСС и так называемый научный атеизм?

Он думал и одновременно молился и вдруг, по его словам, явно услышал, что всему этому возраст, как в псалме, 70 лет. И действительно коммунистическая власть прекратилась на 74 году своего существования. Современным молодым людям трудно представить, как мы тогда радовались! Было состояние эйфории - Церковь свободна! И никто ни среди самих верующих, ни среди ученых, исследующих общественное сознание, не представлял, как сильно травмировал души людей тоталитарный режим.

Противоестественные формы веры

По признанию американского историка Ричарда Пайпса, одного из крупнейших зарубежных специалистов по России, они с коллегами в начале девяностых не предполагали, что сознание наших людей искажено до такой степени. Оказалось, что 70 лет коммунизма перековали души как неверующих, так и верующих.

Поэтому и вера наша часто проявляется в совершенно противоестественных формах. Внешние ужасы - богоборчество, уничтожение людей - понятны всем здравомыслящим людям. Но есть и страшные духовные последствия. Души людей исказились в своих основах, без которых крайне сложно, если не невозможно, сохранить в себе образ Божий. В этом сатанинская суть любой тоталитарной власти, но нацизм был в Германии двенадцать лет, а коммунизм в России - семьдесят.

Понятно, что, как говорил покойный , Церковь - оплот своего народа. Каков народ, такова и Церковь. Чтобы понять, какие бывают другие русские люди, достаточно сравнить нас с любым приходом РПЦЗ, основу которого составляют потомки белоэмигрантов.

Возьмем хотя бы священников. Прежде всего, конечно, известных всем нам , . И сегодня есть замечательные настоятели приходов за границей: отец Борис Бобринский, отец Димитрий Игнатьев, отец Виктор Потапов. Все они дети и внуки эмигрантов первой волны.

Конечно, они не ангелы во плоти, но им свойственна внутренняя свобода, уважение к свободе других людей, понимание этой свободы как высшей ценности. И это понимание разительно отличает их от многих, даже хороших, священников, живущих в России. Хотя чем больше человек сопротивлялся этому антигуманному большевизму, тем больше оставалось в нем нормального, человеческого.

Не недостатком ли внутренней свободы объясняется сегодняшняя популярность Победоносцева, которого при жизни в церковной среде мало кто любил? Отец Георгий Флоровский в «Путях русского богословия» писал о Победоносцеве, что он дорожил только формами, а духовной жизни не понимал, богословия не любил и боялся. И вдруг для многих православных людей такой человек стал чуть ли не образцом веры.

Еще при советской власти мне для одной статьи понадобилось глубже изучить личность Победоносцева. Я прочитал в архивах много его писем, в том числе и сестрам Тютчевым, и императору Александру III. Безусловно, он был одним из самых образованных и эрудированных людей своего времени, и это признавали даже его враги. Но одновременно он был обскурантом в прямом смысле слова - не верил в свободу человека, то есть в возможность человека стяжать этой свободой что-то благое для себя.

С христианством такое неверие несовместимо, потому что Сам Бог верит в свободу человека, ибо создал его свободным. Владимир Николаевич Лосский написал по этому поводу смело, но красиво: «Бог пошел на неслыханный риск, сотворив человека свободным по Своему образу и подобию». Почему на риск? Потому что человек, будучи свободным, может отвергнуть Бога, что он немедленно и сделал в своем грехопадении.

Вот в такую свободу Победоносцев не верил и всячески ее душил. Парадокс таких людей и их поклонников заключается в том, что они пытаются лишить свободы выбора всех остальных, но не себя. Они же сами свободно выбирают путь удушения чужой свободы. На посту обер-прокурора Синода Победоносцев продолжал действовать свободно, но других хотел лишить такой возможности. В этом основной изъян и, главное, безбожность его действий.

Думаю, почитать письма Победоносцева полезно всем, кто хочет глубже понять русскую историю, причины трагедии, которую пережила Россия в XX веке. Но если Победоносцев становится для православного любимым мыслителем и примером для подражания, это печально и говорит об отсутствии не только внутренней свободы, но и веры в человека. А владыка Антоний Сурожский говорил, что именно с веры в человека начинается вера в Бога. Очень точные слова.

Принципы духовничества

Мне посчастливилось не раз общаться с вашим духовником отцом Георгием Бреевым, брать у него интервью на серьезные духовные темы. Также я знаю многих его духовных чад - священников и мирян. Они очень разные, но всех их отличает уважение к свободе, вера в человека, терпимость. А ведь сам отец Георгий из очень простой атеистической рабочей семьи, пришел к вере в 18 лет.

И семьи практически неграмотной. Он часто вспоминает о детстве, юности, молодости. Я думаю, он стал таким чутким пастырем потому, что с самого начала воспринимал веру не как игру, не как идеологию, не как форму, а как жизненную суть. Отец Георгий любит повторять слова , которые близки и мне: надо истинствовать в вере. То есть относиться к вере как к истине и жить в истине веры.

Так и живет отец Георгий, поэтому и тянутся к нему, как вы верно заметили, люди, различные по характеру, темпераменту, мировоззрению, совсем простые и всемирно известные. И к сердцу каждого из них батюшка находит ключ. Не раз я слышал от него: «Путь человека должен быть органичным, духовник не должен ломать чад под себя».

Протоиерей Георгий Бреев

То есть задача духовника - не делать чад копиями самого себя, а пытаться помочь каждому человеку, понимая его уникальность, найти свой путь, вырасти в свою меру и в свою форму. Если даже человек делает явную глупость, сказать ему об этом надо, но деликатно. И, конечно, не должен священник считать себя выше прихожан, идеальным. Он такой же человек, просто на него Богом возложена ответственность за тех, кто ему доверяет.

За 35 лет нашего знакомства отец Георгий не раз в беседе со мной излагал эти принципы духовничества. По моим наблюдениям, он им всегда следовал. Поэтому хотя его духовные чада и очень разные, в главном у нас, как заповедовал апостол, единство.

Альтернатива обвалу

Я знаю, что вы дружили с отцом Борисом Ничипоровым, также чадом отца Георгия, и даже придумали название его центру - «Новая Корчева».

Очень хорошо, что вы о нем вспомнили. Отец Борис - один из самых ярких примеров миссионерства. Даже Солженицын в своей книге «Россия в обвале», написанной в 1996 году после поездки по русской глубинке, привел отца Бориса и его центр «Новая Корчева» как пример альтернативы обвалу. Это едва ли не единственные светлые страницы в книге.

Я ездил к нему в Конаково еще в советское время, иногда читал и помогал в алтаре во время богослужения и помню, что сначала на службу собиралось максимум две дюжины старушек и один мужчина - инженер с рыбзавода. А уже в девяностые и вплоть до его кончины в 2003 году храм был полон. Он организовал хор, кружки, секции, куда приходили сотни мальчиков и девочек. Отец Борис открыл им не только веру в Бога, но и весь мир - они много ездили.

Вот как надо вести диалог с обществом! А ведь тогда было гораздо труднее, чем сейчас - люди вообще ничего не знали о Боге, на священника смотрели, как на инопланетянина.

Ну, а название я ему предложил, так как считаю, что если мы хотим возрождать страну, надо избавляться от советских названий. То, что у нас до сих пор чуть ли не в каждом городе и поселке улицы и площади Ленина, Свердлова - не просто безобразие, но неуважение к памяти жертв репрессий. Конаково - из той же серии. Советский город, названный в честь революционера.

А город Корчева был затоплен в 1937 году при строительстве плотины Иваньковского водохранилища. Убивали большевики, как видите, не только людей, но и города. Жителей переселили и назвали новый поселок - Конаково. Поэтому я и решил, что название «Новая Корчева» идеально подходит для центра, созданного отцом Борисом.

Не для коммунистов, а для России

А когда вы окончательно разуверились в советской власти? Не было ли у вас потом периода идеализации дореволюционной России?

От иллюзий насчет советской власти я избавился очень рано. Отец мой, хоть и был членом партии, всегда говорил мне: «Андрей, я строю корабли не для коммунистов, а для России. Коммунисты уйдут, а Россия останется». Он был контр-адмирал и более двадцати лет возглавлял все советское надводное кораблестроение.

Естественно, беспартийный никогда бы не дослужился до такого звания и не занял такую высокую должность. Но душой отец советскую власть так и не принял, и хотя не говорил мне всего, понимая, что я могу испортить жизнь и ему, и себе, давал понять, что режим этот временный и несправедливый.

Он так и не открыл мне своего происхождения (а умер он совсем недавно, в 2007 году - ему было 95 лет), но о дореволюционной России рассказывал. Конечно, в основном со слов своих родителей - сам он мало что помнил. Дореволюционное прошлое отец не идеализировал. Он объяснял мне, что революция - результат неправд старой, царской России. Когда я начал интересоваться историей, многое в нашем прошлом мне нравилось, но я никогда его не идеализировал.

И это тоже помогло мне прийти к Богу. В общении с Ним я обрел то идеальное и совершенное, чего не находил в истории. Многие у нас, да и во всем мире ищут идеал в истории своей или чужой страны - кто в американской демократии, кто в петербургской России, а кто и в нацистской Германии, что греха таить.

В любом случае поиск идеала на земле - суррогат, подмена Бога. Этим, кстати, грешили и западники, и славянофилы - одни видели идеал на Западе, другие - на Руси. И то, и другое - отход от того, что истинен только Бог и праведен только Бог.

Внутренняя свобода

А с братом Сергеем, который старше меня на 8 лет, мы слушали радиостанции, он мне объяснял все безобразия советского режима. Еще в школе я сформировался как человек, отвергающий советский режим, но и не идеализирующий старую Русь.

- Почему же вы с такими взглядами пошли в МГИМО - в то время идеологический вуз?

Не принимая режим, я любил Россию и считал незазорным послужить ей на дипломатическом поприще. Но еще до начала занятий на первом курсе, 21 августа 1968 года, советские войска вошли в Чехословакию. В это время я, новоиспеченный студент, отдыхал с родителями в правительственном санатории и видел, как потрясена была вся советская элита, какая тишина стояла на следующий день в обеденном зале. Все понимали, что случилось страшное.

Когда я 1 сентября пришел в институт, всем открыто говорил, как плохо, что мы ввели войска в Чехословакию. Поскольку я был сыном номенклатурного работника, меня не могли просто так ни вызвать на ковер, ни выгнать. Гэбист, ответственный за наш институт, ходил к моему отцу и просил разрешения вызвать меня для беседы. Отец разрешения не дал и даже ничего мне не рассказал.

Только недавно, разбирая после смерти отца его архивы, я нашел запись об этой встрече. Он давал мне ту внутреннюю свободу, которой многие мои ровесники были лишены!

К концу института я уже понимал, что ни в какие советские органы работать не пойду, служить этому режиму не стану. Поскольку специализировался на тайском языке, устроился в Институт востоковедения, надеялся спрятаться от идеологии в древность. Не получилось - меня заставили заниматься политическими структурами тогдашнего Востока. Но в этом, как я теперь думаю, был Промысл Божий.

Для кандидатской диссертации выбрал тему «Опыт исследования парламентской демократии в Таиланде». Я верил, что тоталитарный советский режим не вечен и моя работа поможет будущему России - в нашей стране тоже надо будет строить демократическое государство.

В 1978 году защитил диссертацию. А вот докторскую - «Парламентская демократия и политическая традиция Востока» - в 1984 году зарубили. Именно потому, что она была совсем не советская.

И тогда я вновь решил забыть о современности и погрузиться в древность. Задачу облегчило то, что жена у меня египтолог, специалист по Древнему Египту. Стал изучать древние политические структуры, писать о том, как религиозное сознание Древнего Египта, Месопотамии, Древнего Китая формировало политические формы.

«Это нам и нужно!»

В 1988 году я познакомился и подружился с известным сегодня патрологом, а тогда молодым преподавателем Духовной академии Алексеем Сидоровым. В мае, когда он был у меня в гостях, я прочитал ему отрывок из своей работы «Харизма власти». «Это нам и нужно!», - сказал он. Оказалось, что ректор академии владыка Александр хотел ввести в программу курс истории религии и искал преподавателя. Алексей предложил мне попробовать.

Я испугался по двум причинам. Во-первых, я не был историком религии, а занимался политологией, во-вторых, время гонений кончилось, но мы этого еще не понимали. После больших колебаний, советов с отцом Георгием я все-таки согласился и стал писать этот курс. В России такого курса не было - наука эта возникла на грани XIX–XX века, и только в 1916 году поручили составить курс для Московской Духовной академии, но он не успел - вскоре начались большевицкие гонения. Составлял я курс по западным книгам, каждый раз шел на лекцию, не зная, что будет на следующей, но в итоге составил.

Шесть лет проработал я в Духовной академии, сейчас читаю этот курс в нескольких учебных заведениях, в том числе и в родном МГИМО.

В МГИМО, в отличие от Духовной академии, на занятия приходят не только православные и не только верующие. Спорят ли студенты с вами о вере, задают ли каверзные вопросы?

Ректор МГИМО, Анатолий Васильевич Торкунов, поступил, на мой взгляд, очень мудро, сделав этот курс общеинститутским факультативом. То есть ко мне на занятия приходят только те, кому это интересно. Необязательно православные, необязательно верующие, но ищущие смысл бытия, имеющие какой-то интерес к духовным вопросам.

Каждый семестр мой курс посещает 150–200 студентов, то есть максимум четыре процента - в МГИМО 5 тысяч студентов. Зато, повторяю, нет тех, кто отсиживает - все приходят добровольно, потому что им интересно. Конечно, здесь я читаю этот курс иначе, чем в Духовной академии.

Во-первых, там я не читал Ветхий и Новый Завет. Понятно, что в духовной школе их преподавали куда более квалифицированные специалисты. В программе МГИМО, естественно, богословских дисциплин нет, поэтому в свой курс я включил и лекции по Священному Писанию. Кроме того, надо учитывать, что приходят не только неверующие и сомневающиеся, но и мусульмане, иудеи, буддисты, баптисты. Я должен читать лекции так, чтобы никого не обидеть и в то же время сказать правду.

А после событий последних месяцев никто из студентов не говорил вам, что его отношение к Церкви изменилось в худшую сторону?

Нет, такого мне никто не говорил. Мы много обсуждали эту историю, дискутировали, в том числе и летом, когда встречались. Студенты МГИМО - политически и социально подкованная молодежь, умеющая рассуждать, анализировать. Конечно, они констатируют, что Церковь во многом попалась на удочку, поддалась на провокацию. Но констатируют с сожалением, а не злорадствуя.

Мало ли во всем мире дураков?

Ведь это действительно скандал, раскрученный почти на пустом месте. Пять вздорных молодых женщин устроили дебош. Но ни в коем случае нельзя было допускать такого жестокого обращения с ними, многомесячного предварительного заключения, сделавшего их, кстати, известными всему миру.

Всей Церкви стоило приложить усилия, чтобы наказание было минимальным. Тогда Церковь выступила бы не в роли мстителя, а в роли милующей. Мало ли во всем мире дураков делает разные эпатажные выходки? Я не поленился посмотреть, как бы их осудили до революции, и в Уголовном уложении 1903 года нашел статью, соответствующую их поступку. За такое полагалось три месяца исправительных работ. Это в абсолютистской России, где Православие было государственной религией!

Большинство моих студентов считает, что раздутый скандал на руку тем, кто хочет посеять раздор между верующими и неверующими, а внутри Церкви - между людьми либеральных и охранительных взглядов. А кто разделитель людей? Понятно, что сатана. Я солидарен со своими студентами.

Не люди должны служить тебе, а ты им!

- Были ли случаи, когда студенты приходили в Церковь благодаря вашему курсу?

Я надеюсь, что есть студенты, которые пришли в Церковь через этот курс, но благодаря не мне, а Богу. Многие ребята, давно закончившие МГИМО, работающие в посольствах или аналитических центрах, до сих пор поддерживающие со мной связь, говорили мне, что мои лекции помогли им серьезней отнестись к своей вере и даже привести к ней родителей.

Причем не все они православные. Мне кажется, путь от неверия к вере - огромный шаг вперед, а конфессиональный выбор - следующий этап. В первую очередь надо дать человеку почувствовать, что Бог есть.

Сегодня мы имеем уникальную возможность показывать мудрость и красоту христианства и с университетской кафедры, и через телевидение, и через интернет. Почему же мы порой используем эту возможность во вред себе и только настраиваем людей против Церкви?

Мне кажется, мы совершаем несколько ошибок, особенно свойственных постсоветскому человеку. Некоторые священники, рукоположенные в девяностые и позже, ищут чисто мирских успехов - материального благополучия, расширения прихода, похвалы священноначалия, и в погоне за этим забывают о главном - о человеке. Раз ты принес обеты Господу, не люди должны служить тебе, а ты им!

Человек, приходя в храм, надеется на внимание, на сочувствие, на то, что здесь помогут уврачевать его мятущуюся, растерзанную, но жаждущую добра и вечности душу. Если он не встречает этого внимания, а чувствует, что Церкви он вроде и не нужен… Некоторые так разочаровываются, что сразу уходят.

И уж совсем не годится, когда с амвона вместо проповеди звучит политинформация. А такое бывает - сам слышал. Попытки превратить Православие в идеологию - еще один пример неусвоенного урока, желания наступить на те же грабли. Любая политика несовершенна, а в нашем посткоммунистическом государстве - тем более.

Конечно, как граждане страны, мы все в большей или меньшей степени участвуем в политическом процессе, и активная политическая деятельность как таковая не противоречит православной вере. Но в повседневной церковной жизни от этой деятельности правильнее дистанцироваться. Церкви надо ориентироваться на человека, а не на массовку. Если бы Церковь эту задачу осуществляла, она бы людей от себя не отталкивала.

Судя по всему, вы не согласны с популярным сегодня мнением, что нам вообще должно быть безразлично отношение нецерковных людей к нашим словам и делам?

Одним из условий канонизации святых было уважение к ним язычников и иноверцев. Они могли не принимать христианина, не видеть его духовных глубин, но понимали, что это честный человек. Не надо считать всех вокруг глупее себя. Большинство людей умеет различать добро и зло, и вы никогда их не убедите, что если священник ездит на Bugatti, а епископ живет в хоромах, он поступает правильно.

А самое главное - от Церкви ждут добра. И когда некоторые священники говорят, что Новый Завет еще более, чем Ветхий, нетерпим к иноверным, требует их уничтожения, то мы должны так же громко заявить, что эти слова противоречат духу Евангелия. Бог есть Любовь.

Женщина, которая была взята в прелюбодеянии, безусловно, совершила гадкую вещь, и по ветхозаветному закону ее следовало побить камнями. Но разве Господь сказал «Бейте!» и первым бросил камень? Он же этого не сделал. В этом смысле мы должны уподобляться Богу. Вообще уподобление Христу - путь христианина.

Беседовал Леонид Виноградов