Автор офорта сон разума рождает чудовищ. Франсиско Гойя. Мастер в окружении чудовищ

Франсиско Гойя занимает особое место в испанском искусстве и испанской культуре: не будет преувеличением сказать, что это самый крупный художник, которого дала Испания за триста лет, прошедшие после «золотого века» испанского искусства, отмеченного именами Эль Греко и Веласкеса, Сервантеса и Кальдерона. Особое место принадлежит Гойе и в европейском искусстве своего времени - он намного опередил поиски и дерзания своих современников. Когда сравниваешь произведения Гойи с картинами классициста Давида или романтика Жерико, сразу бросается в глаза, насколько свободен Гойя от каких-либо априорных схем и доктрин, насколько непосредственно реагирует его искусство на окружавшую художника действительность. Кажется, что творческим возможностям его кисти и офортной иглы нет предела. Это сближает Гойю с искусством XX века. Как писал французский исследователь Мальро, Гойя «предвосхитил все современное искусство».

При жизни Гойя не был известен за пределами своей родины. Для остального мира его открыли в 40-х годах 19-го века французские романтики, которых привлекла в творчестве художника прежде всего фантастика. Оценка творчества Гойи неоднократно менялась. Для наших современников он не только создатель образов, поражающих своей фантастичностью, но прежде всего большой мастер реалистического искусства. Однако постоянно возрастающий в наше время интерес к творчеству художника вызван не только его мастерством реалиста. Творчество Гойи - это интереснейший человеческий документ и документ эпохи. Именно поэтому его картины и офорты не могут оставить равнодушным - их принимаешь или не принимаешь.

Жизнь и творчество Гойи начинались в XVIII веке - существовавший порядок вещей казался тогда прочным и неизменным; умер художник в 1828 году, когда после мучительной ломки рождались новое общество и новая культура. Художник оказался в исключительном положении: оставаясь блестящим знатоком испанской жизни XVIII века, испанских традиций, он приобрел новый взгляд на мир, взгляд человека XIX века, расставшегося со многими старыми иллюзиями, предрассудками и суевериями. Эта позиция на рубеже двух столетий, на грани двух исторических эпох позволила Гойе с большой достоверностью и страстностью отразить в своем творчестве противоречивость и сложность своего времени.

Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 года в арагонской деревушке в семье позолотчика. Юность провел в Сарагосе и Мадриде, учился живописи, в 1764 и 1766 годах выставлял свои картины на конкурс в Академию Сан-Фернандо, но потерпел неудачу: картины не были приняты. Затем уехал в Италию. Вернулся в 1771 году. Живопись итальянского классицизма и античное искусство не привлекали Гойю. Он много копирует Веласкеса, совершенствует свою живописную технику, делает первые офорты.

В 1776 году Гойя начал работать на королевской шпалерной мануфактуре в Мадриде. За 15 лет он создал большую серию так называемых картонов - композиций, по которым изготовлялись шпалеры. Эти работы заставили говорить о Гойе как об одном из самых крупных мастеров в изобразительном искусстве Испании. Несмотря на прикладной характер, ограниченность тематики и выразительных средств этого жанра, уже здесь Гойя показал себя как оригинальный и самобытный мастер.

Картины Гойи отличает радостное, мажорное мироощущение. Перед нами небольшие жанровые зарисовки народной жизни, в которых нет нарочитого изящества и утонченности. В картоне «Завтрак на лужайке» (1788, Лондон, Национальная галерея) Гойя показывает группу из пяти кавалеров и двух дам во время пикника. Никакой идеализации: национальные испанские костюмы, выразительные, подчеркнуто некрасивые лица.

В других картинах Гойя еще дальше отходит от французских образцов: в композициях «Ходули» (1791-1792, Мадрид, Прадо), «Игра в пелеле» (1791, там же) он показывает народные игры и развлечения. Гойя не только противопоставляет торжественному холодному придворному портрету и классицистическим композициям радостную стихию народной жизни, - но в таких картинах, как «Зима» или «Раненый каменщик» (обе - 1786, Прадо), он показывает полные драматизма сцены из жизни простых испанцев.

Работа на королевской мануфактуре все меньше удовлетворяла художника, хотя и принесла ему почет и славу: в 1780 году он был принят в члены Академии Сан-Фернандо, где в скором времени стал сначала вице-директором, а потом и директором живописного отделения, в 1789 году - назначен придворным живописцем нового испанского короля Карла IV.

Отказавшись от работы над шпалерами, Гойя приступает к созданию живописных полотен. К 90-м годам относятся несколько картин, в которых Гойя запечатлел характерные сцены испанской жизни.

В «Похоронах сардинки» мы видим народный праздник, который проводился в Испании в последнюю среду перед великим постом. Гойя прекрасно передает задор и искреннее веселье, охватившее участников празднества.

А вот другая процессия - «Процессия флагеллантов». Это иная, оборотная сторона жизни народа. Процессии флагеллантов, самобичующихся, были запрещены в Испании еще в 1777 году, но, как и многие другие суеверия, этот обычай настолько укоренился в сознании людей, что, несмотря на запрет, шествия флагеллантов продолжались и в начале XIX века. Динамичность композиции, ее нервный ритм подчеркивают эмоциональную напряженность сцены, граничащую с безумием экзальтацию, в которую впала толпа.

В картине «Заседание трибунала инквизиции» под тяжелыми сводами огромного зала на помосте сидят осужденные в высоких остроконечных шапках, разрисованных языками пламени, - каросах, которые надевались на жертв инквизиции. За столом восседают члены трибунала, чуть ниже - монахи-доминиканцы. Заседание в разгаре. Гойя противопоставляет мужественность жертв низменности палачей.

Параллельно Гойя работает над «колдовской» серией. Это небольшие по размеру картины, в которых художник обращается к суеверным представлениям о силах ада и зла.

В центре «Шабаша ведьм» (Мадрид, Музей Лаэаро) изображен дьявол в виде огромного козла. Вокруг него сидят ведьмы с тельцами младенцев в руках. По освещенному луной небу летят демоны в образе черных летучих мышей. Эта картина, как и «Лампа дьявола», «Кухня ведьм» и другие, свидетельствует о том, что в творчество Гойи проникает фантастика, ставшая в дальнейшем одной из главных особенностей его искусства.

Картины, созданные в 90-е годы, тематически связаны с его известным произведением - серией офортов «Капричос» - и являются своего рода прелюдией к этому произведению. «Капричос» были созданы в 1797- 1798 годах. В этих офортах отразились многолетние наблюдения художника над испанской действительностью, его стремление к изменению существующего порядка вещей. Торжество Глупости над Разумом, суеверие, нравственное падение - эти темы проходят красной нитью через все 80 офортов серии.

Долгое время исследователи пытались расшифровать тайный смысл листов: намеки на исторические события того времени, на конкретных лиц и конкретные обстоятельства из жизни самого художника, но их поиски не увенчались успехом. Дело в том, что в «Капричос» Гойя создал обобщенный философский образ действительности, не прибегая к иносказанию и «эзопову языку». Он мыслит противопоставлением категорий: день и ночь; разум и глупость, суеверие; молодость и старость и т. п.

Фантастика служит для более глубокого раскрытия реальности. Эпиграфом к «Капричос» может служить подпись к 43-му листу: «Сон разума рождает чудовищ». Этим сном спит Испания - страна, оказавшаяся на окольных путях Истории; страна, в которой правит Глупость, а не Разум; страна, где суеверия, веками внедряемые в народ, стали неотъемлемой частью его сознания. Картина, которую рисует Гойя, неоднозначна: виновны не только палачи, но и жертвы. Развращенные многовековым царством Глупости, они не стремятся вырваться из-под ее власти.

«Капричос» начинаются с сатирических зарисовок испанской жизни; постепенно персонажи офортов - махи, старухи-сводни, глупцы, попадающиеся в сети продажных женщин, монахи - изменяются, в их облике начинает проявляться их подлинная сущность. Все меньше человеческого и все больше животного, ведьмовского мы видим в лицах.

Вот лист 23. Перед нами снова заседание трибунала инквизиции. На заднем плане - море монашеских лиц, отмеченных чертами порока; единственное сохранившее благородные человеческие черты лицо - лицо осужденной. Но Гойя заставляет зрителей расстаться с иллюзиями. «Безобразие! С такой порядочной женщиной, которая за гроши всем оказывала услуги, такой усердной, такой полезной - и так обойтись! Безобразие!» Род занятий грешницы очевиден. На следующем листе Гойя показывает процессию, которая сопровождает осужденную на костер,- здесь уже не возникает никаких сомнений: жертва не лучше своих палачей.

С наступлением Ночи метаморфоза персонажей ускоряется: спадают личины, проявляются подлинные лица. В царстве Тьмы Глупость уже не рядится в одежды лицемерия.

На листе 46 «Строгий выговор» ведьмы и ведьмаки получают последние наставления перед тем, как отправиться на шабаш. «Без выговоров и нравоучений нельзя преуспеть ни в какой науке, - комментирует Гойя, - а ведовство требует особого таланта, усердия, зрелости, покорности и послушания Великому Ведьмаку, который ведает Колдовской семинарией…» В этой колдовской семинарии ученики одеты в монашеские рясы, как и те, кто присутствовал на суде инквизиции. Что это, адская пародия на деятельность «святых отцов»? Нет, это портреты, обнажившие их сущность.

Одна за другой предстают перед нами силы Тьмы. Вот монахи-доносчики (лист 48) - образ, связанный с деятельностью иезуитов в Испании. Гойя обыгрывает двойной смысл слова sop — lones - доносчики и дующие. На этот раз эти прислужники зла, занимающие низшие ступени в дьявольской иерархии, сами становятся жертвами «дующего» дьявола, летящего на коте. На следующем листе «святые братья» показаны в виде домовых. Алчные и ненасытные, проникающие повсюду.

Картины кошмарного ночного шабаша Гойя перемежает возвратами в реальность. Но на этот раз силы Зла не скрывают своих намерений и целей. Лист 58 тоже построен на игре слов: GERINGAR буквально означает «ставить клистир», а в переносном смысле - «докучать». Монахи обступили несчастного, который молит о милосердии. В руках у одного из них огромный клистир. «Кто станет жить среди людей, - утверждает Гойя, - тому не избежать клистира. А если он этого не хочет, ему придется удалиться в леса и горы. И там он все равно убедится, что жизнь - сплошной клистир». В царстве Глупости человек не может спрятаться от власти Зла, его заставят подчиниться.

Следующие несколько офортов посвящены приобщению к адским ремеслам. Для того чтобы стать полноправным «гражданином» мира Тьмы и приобщиться ко всем его таинствам, недостаточно заявить о своем желании - надо пройти обряд дьявольского крещения. Гойя пародирует каноническую композицию христианского изображения крещения (лист 70): река Иордан превратилась в смрадное болото, из которого торчат головы «окрещенных», голубь (Святой Дух) - в сову, на крыльях которой сидят два колдуна в митрах. Крещение производит козлоногий ведьмак, который крепко держит начинающую ведьму за ноги. Словесная формула обряда такова:

Клянешься ли ты слушаться и почитать своих наставников, подметать чердаки, прясть паклю, бить в бубен, визжать, выть, летать, варить, подмазывать, сосать, поддувать, жарить - всякий раз, как тебе прикажут?
- Клянусь!
- В таком случае, милая, ты уже ведьма. В добрый час!

Близится час рассвета, когда вся дьявольская нечисть должна попрятаться в свои норы, происходит обратное превращение - монстры и нетопыри начинают приобретать свой «дневной» облик.

Листом 80 «Уже пора», на котором ведьмы и ведьмаки, переодетые в сутаны, снова готовы наставлять на «истинный» путь людские души, править дневным миром, завершается серия «Капричос».

Не случайно в художественной системе «Капричос» понятие Разума занимает центральное место. Лучшие умы эпохи Просвещения считали, что после уничтожения старых феодальных порядков жизнь общества будет строиться на разумных началах. Для установления справедливости достаточно будет воззвать к разуму людей. Однако история показала утопичность этой идеи. Это понимал Гойя, бывший современником и свидетелем якобинской диктатуры и наполеоновской империи во Франции. Поэтому «Капричос» обрываются на тревожной ноте. День наступил, но силы Зла не побеждены, они ненадолго затаились и готовы снова двинуться в бой, чтобы подчинить человечество. Нужно немедленно действовать, пользуясь тем, что в дневное время они не так сильны, как ночью!

Продолжение следует.

«Сон разума рождает чудовищ» (исп. El sueño de la razón produce monstruos ) - испанская пословица, фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла «Капричос ».

Согласно бытовавшему в те времена представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех и всем понятный всеобщий язык (исп. idioma universal ). По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений» . Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего.

Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. Подобный ход мыслей превратил художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий «здравого смысла».

В настоящее время фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий.

Напишите отзыв о статье "Сон разума рождает чудовищ"

Примечания

Литература

  • da InfoGoya96, esposizione virtuale, a cura di: Università di Saragozza e Institución Fernando el Católico.
  • Helman, Edith (1983), Transmundo de Goya, Madrid: Alianza Editorial. ISBN 84-206-7032-4 .
  • Frederic Chordá, (con le immagini dei disegni preparatori e della prova di stampa), 2007

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сон разума рождает чудовищ

Опять волна общего любопытства, как и около церкви в Хамовниках, надвинула всех пленных к дороге, и Пьер благодаря своему росту через головы других увидал то, что так привлекло любопытство пленных. В трех колясках, замешавшихся между зарядными ящиками, ехали, тесно сидя друг на друге, разряженные, в ярких цветах, нарумяненные, что то кричащие пискливыми голосами женщины.
С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.

Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости


Ɔ. Буквально в трех фразах — что отличает новый альбом?

Хорошая эклектика. Разнообразие. Выстраданный оптимизм (смеется) .


Ɔ. Ощущение такое, что у альбома другое звучание, не похожее ни на один предыдущий. В вашей голове появились новые звуки?

После 30 лет каждый человек теряет слух. Примерно по одному килогерцу за 5-7 лет. Мой слух изменился. Поэтому и звук другой (смеется) .


Ɔ. Что бы вы сказали себе 20-летнему, будь у вас такая возможность?

Я пожелал бы себе более внимательного отношения к образованию, во всех смыслах. Сказал бы себе: «Учись, блин, учись и еще раз учись!» Как завещал известный наш Ильич.


Ɔ. От каких вредных привычек вы предостерегли бы себя молодого?

Я бы не начинал курить, конечно. Но нам в детстве не все говорили, что это вредно. Мы думали, что это круто.


Ɔ. Чем бы вы занимались, если не музыкой?

Живописью. Я в свое время выбирал между живописью и музыкой, точнее, между живописью и рок-н-роллом. Наверное, ей бы и занимался. А может, еще к ней приду.


Ɔ. Что лучше — русский футбол или русский рок?

Русские единоборства. Во всяком случае, с единоборствами — во всех смыслах этого слова — дела у нас обстоят лучше всего. Именно они на первом месте в России.


Ɔ. «Рок-н-ролл мертв, а мы еще нет», пел БГ.

В нашем альбоме мы попытались объяснить, хотя бы самим себе, что русский рок еще имеет право на жизнь и способен кое-что сделать. Рано хоронить русский рок, ему есть еще куда двигаться и развиваться.

Фото: Евгений Стукалин/ТАСС


Ɔ. С кем из прошлого, настоящего или будущего вы хотели бы встретиться лично? Что бы вы ему сказали?

Махатма Ганди. Я бы ничего ему не сказал. Я бы просто его послушал. О чем бы спросил? О том, как он пришел к состоянию гармонии, любви и внутренней силы.


Ɔ. Как вы относитесь к тому, что вашу песню «Что такое осень» перепели на свой лад артисты «Кривого зеркала» и Михаил Боярский в эфире передачи «Субботний вечер» на телеканале «Россия 1»? Вы смотрите федеральные телеканалы? Знаете ли вообще об этом?

Нет, не знаю. Нет, не смотрю. Пусть поют. Песня неплохая (смеется) .


Ɔ. В вашей песне «Летели облака» есть строчка «летели облака, как папино трико». Откуда такой образ?

Для меня — это милый, теплый и небанальный образ отца. Многие из наших родителей — тех, кто вырос в Советском Союзе, — по выходным надевали трико с вытянутыми коленками и начинали пить пиво. А мой отец, Юлиан Сосфенович, например, по воскресеньям помогал маме по хозяйству и нас заставлял убирать квартиру. Давал нам швабры, тряпки. В такие моменты я ненавидел и его, и это трико (смеется) . А сейчас, когда прошло время, вспоминаю все это с огромной теплотой.


Ɔ. Сколько раз в своей жизни вы исполняли песню «Беда»?

«Беду» — очень редко. Впервые — в программе «Черный пес Петербург», когда пережил большое личное несчастье. Тяжело мне ее петь.


Ɔ. Мне 27 лет. Жена говорит, что я слишком много пью, но я так не считаю и прекрасно себя чувствую. Знаю, что вы тоже много пили…

Я прекрасно вас понимаю. Есть такая поговорка: «Что нам мешает бросить пить? Молодость, здоровье и оптимизм». Когда у вас это пройдет, вы будете выпивать гораздо меньше.


Ɔ. Сейчас во многих детсадах России воспитатели заставляют детей разучивать песни в стиле «Мы идем в последний бой. Дядя Вова, мы с тобой». Можете предложить альтернативу из своего репертуара?

Могу, наверное… А зачем? Нас тоже когда-то принимали в пионеры. И это не помешало многим из нашего поколения, несмотря ни на что, вырасти свободными. Конечно, это все напрягает — контакты детей с агрессией, насилием, пропагандой. Но я уверен, что очень многие из них вырастут добрыми и свободными. Кстати, от родителей в этом плане зависит куда больше, чем от детских садов.


Ɔ. Если бы вам пришлось отправиться на необитаемый остров и вам позволили взять с собой коллекцию альбомов только одной музыкальной команды — что это было бы?

Это было бы невыносимо (смеется) . Я бы очень скоро выбросил всю эту коллекцию в море… То есть, конечно, в море бы не стал, но точно нашел бы, как от нее избавиться. Самое тошнотворное — когда нам навязывают одну мысль, одну идею или одну музыку. Однообразием и единообразием можно пытать. Даже если я бы взял с собой своих любимых «Битлов», однажды это превратилось бы в пытку. К счастью, наше сознание, память и воображение богаче любого компьютера — оно способно играть любую музыку.


Ɔ. Если бы вы сейчас оказались рядом с Путиным, что бы ему сказали? О чем бы спросили или попросили?

Мне часто задают этот вопрос. Наверное… Да нет, не наверное, а точно — я бы передал ему все те же списки политзаключенных, в которых со времен той нашей встречи, увы, стало больше имен. В очередной раз, не в первый и не в последний, но я бы сделал именно это.


Ɔ. Как справляться с депрессией — возможно, главной проблемой сытого и «продвинутого» человечества? Транквилизаторами? Антидепрессантами? Вы пользуетесь чем-то сами?

Со своей депрессией я борюсь без транквилизаторов, это точно. Человечество преуспело в разных способах глушить сознание химией, но толку от этого, по-моему, мало. Самое эффективное, как мне кажется (хотя я понимаю, что оно же самое сложное), — это в нужные моменты вспоминать, что добро все-таки есть в этом мире. И что его больше.


Ɔ. Если бы, гипотетически рассуждая, вам пришлось уехать из России, в какой стране вы могли бы и хотели бы жить?

Бродский на это ответил хорошо: «Лучше жить в глухой провинции у моря». Горы… Море… Небеса, закаты, восходы. Самая приятная дорога в неизвестность (смеется) .


Ɔ. С кем из музыкантов современности вы хотели бы сыграть вместе?

Я к себе как к музыканту отношусь более чем спокойно, поэтому тем парням, которых я люблю, я просто постеснялся бы такое предложить. Какой я музыкант? Вот ребята в группе ДДТ — прекрасные инструменталисты. А мне выйти на сцену вместе с Гилмором? Это был бы цирк.


Ɔ. Чемпионат мира по футболу будете смотреть? За кого болеть будете?

Постараюсь посмотреть, конечно. Болеть — за нашу сборную, разумеется.


Ɔ. Есть вещи, которые, как вы понимаете сейчас, оглядываясь на собственную жизнь, ни в коем случае нельзя делать?

Унижать людей нельзя ни в коем случае. Это самое отвратительное. Иногда, особенно в молодости, это у меня случалось — и об этом я сожалею. Нет ничего хуже унижения человека.


Ɔ. Каким людям в своей жизни вы хотели бы сказать спасибо?

Этот список настолько велик — у тебя не хватит времени и места всех записать. Никого не хочу забыть… Философия, литература, музыка, искусство. Столько людей, благодаря которым мы все еще живы и не погрузились на дно вот этого сна разума. Помнишь, у Гойи — «Сон разума рождает чудовищ». Всем тем, кто нас будит, кто нас от этого сна спасает, я и благодарен. Их очень много.


Ɔ. Чем вы займетесь сейчас, после выхода нового альбома?

Сейчас, когда альбом закончен, собираюсь, как пел Гребенщиков, «прикуривать от пустоты». Или она будет прикуривать от нас.


Ɔ. А большая мечта есть?

У меня мечта простая, как у бабки, которая пережила всех и вся… Лишь бы не было войны — вот моя простая мечта. Именно за это поднимали рюмки мои родители. И это по-прежнему самый актуальный, по-моему, тост.
Ɔ.

Известно множество историй о встречах людей с инопланетянами, о том, как эти инопланетяне забирали человека с собой и показывали ему удивительные миры… Волей-неволей проводишь параллели с древними мифами и легендами самых разных народов мира о существах, с помощью которых можно было увидеть новые миры или узнать что-то интересное Только называли их не так, как мы сейчас. Это теперь они инопланетяне , а тогда были демоны , дивы, лешие , черти , домовые , водяные и т.д.

Вот какой случай произошел однажды в Подмосковье. 18-летний Анатолий М., рабочий совхоза, художник-любитель, 21 июля 1975 года отправился на лесную полянку на этюды. Около восьми вечера он внезапно почувствовал тревогу, оглянулся и увидел листообразный аппарат, из которого вышли три человеческие фигуры в серебристых скафандрах. Они пригласили Анатолия зайти в «тарелку» и отвезли на свою планету. По словам М., полет длился около сорока минут. Потом чернота космоса расступилась, а впереди показалась окутанная сияющей дымкой планета. Население там было смешанное — Анатолию встретились и люди трехметрового роста, карлики, и… сосед, который умер за три года до этого.

Что это, бред сумасшедшего или выдумки человека, начитавшегося фантастики?

Они пригласили Анатолия зайти в «тарелку »
«Ни то, ни другое, — говорит известный уфолог В. Ажажа, занимавшийся расследованием этого случая. — Анатолия обследовали психологи, психиатры. Дважды с ним беседовал гипнолог, проводил сеансы гипноза. Результаты обследования заставляют с доверием отнестись к словам молодого человека. За космическо-инопланетной декорацией, которую можно отнести на счет особенностей мировоззрения человека, живущего в век научно — технического прогресса, отчетливо просматривается сюжет, сходный для всех времен и народов, — путешествие в загробный мир. Взять хотя бы древних греков. Помните, как Орфей попал в потусторонний мир — подземное царство Аида? Все совпадает. Только вместо пришельцев, а древнем мифе был не менее загадочный Харон, вместо летающей тарелки — лодка, вместо перелета по темному космическому пространству — плавание по черной подземной реке. И, да простят меня лирики, встреча с призраком Эвридики по сути своей мало чем отличается от столкновения с давно умершим соседом. В знаменитой книге американского исследователя, доктора Р. Моуди «Жизнь после жизни», где собраны многочисленные рассказы людей, переживших клиническую смерть, описания ощущений тоже удивительным образом совпадают: ощущение движения с очень большой скоростью по какому-то темному пространству, ощущение полета, чувство невесомости, а далее — непременно встреча с другими «призраками», среди которых встречаются порой и знакомые, уже умершие люди. Все эти странные совпадения наводят на мысль: «царство теней» объективно существует! Но, судя по всему, «летают» туда не наши физические тела, а то, что еще древние называли словом «душа». То есть, по сути, путешествия эти происходят в некоем бесплотном мире и лишь регистрируются нашим мозгом.

Одним из самых известных «контакторов» была знаменитая болгарская ясновидящая Ванга. И ее необыкновенная способность одинаково легко читать и прошлое, и будущее людей появилась отнюдь не после визита инопланетян. Еще в детстве во время урагана девочку подхватил смерч и унес на два километра. Она осталась жива, но ослепла. А однажды ей вдруг явился «высокий и светловолосый всадник». Доспехи древнего воина сияли на нем в лунном свете. Он и сказал Ванге: «Ты будешь вещать о живых и мертвых . Не бойся, я буду рядом и подскажу тебе, что надо говорить». Так и получилось. Ванга стала ясновидящей. Ученые описали более семи тысяч точных ее предсказаний, установив, что из каждых десяти событий, предсказанных ею, сбываются восемь. Все это, думается, еще одно подтверждение тому, что загадочный контакт происходит не наяву. Ведь не могла же слепая девочка увидеть «сияющего всадника».

Подземное царство Аида
Подобных примеров множество. Помните, как Мухаммед стал пророком? Этому предшествовало явление ему во сне божества, после чего неграмотный пастух стал вещать так, что подчинил себе помыслы соплеменников. Жанна д’Арк была уверена, что станет избавительницей своего народа, даже сроки называла, потому что и ей было видение. Имеющиеся исторические свидетельства говорят о том, что многие мыслители прошлого были контакторами, то есть получали информацию через внешние голоса. Так, у Сократа был свой «демоний», который подсказывал ему, чего не нужно делать. Был свой «призрачный советчик» и у Конфуция.

А вот более свежий пример. Скромный уборщик мусора Майкл Деррик из американского города Кейп-Мей неожиданно во всеуслышание заявил, что он является прямым потомком английского короля Ричарда Львиное Сердце. Он якобы увидел сон , в котором кто-то трижды громко возвестил об этом. Вполне естественно, что Деррика сочли бы обычным сумасшедшим, если бы странным заявлением мусорщика не заинтересовались исследователи Принстонского университета. Около года потратили они на то, чтобы построить генеалогическое древо Деррика. И в результате оказалось, что он действительно является прямым потомком прославленного короля. Факт, как говорится, сам по себе поразительный. Но еще больший интерес вызывает неведомый «абонент», сообщивший Деррику во время сна о его высоком происхождении.

Природа этого феномена пока, увы, неизвестна. Но некоторые ученые, занимающиеся исследованием в этой области, выдвигают гипотезу о существовании вокруг земли единого энергоинформационного поля, в котором хранится информация о каждом человеке, жившем на планете. В этом нет ничего необычного. Не удивляемся же мы, увидев по телевизору актера или певца, который давно уже умер? Вполне естественно, ведь информация о его облике, голосе записана на пленке. Подобные «записи», только на другой основе, могут существовать и в природе. Так что в мысленном путешествии в «царство теней» нет ничего мистического. Наверное, в каждом из нас есть механизм, позволяющий «считывать» информацию с этой призрачной «энциклопедии». Ведь, пожалуй, каждый из нас хоть раз в жизни слышал советы «внутреннего голоса». Только в отличие от настоящих контакторов этот вещий глас звучит в нас еле слышно, и его трудно отличить от собственных мыслей.

Удивителен не сам факт возможного существования этого единого энергоинформационного поля, а то, что, судя по всему, оно обладает разумом и способно само выходить на контакт с нами, высылая к нам загадочных призраков. Взять, к примеру, феномен «черного человека », которого нередко видят перед самым началом аномальных явлений. Ученые старательно обходят вниманием этот вопрос. Ведь, казалось бы, что общего между «странным человеком в черном», с которым очевидец столкнулся на лестнице, и мебелью, которая вскоре начинает «разгуливать» до квартире? Но очевидцы, в чьем доме приключился полтергейст, упорно настаивают на связи этих двух событий, подчеркивая, что «черный человек» произвел на них неизгладимое впечатление.

В любом случае, уже сам факт существования разнообразных видов призраков (инопланетян, ангелов, демонов, привидений и домовых ) говорит о том, что все эти имена называют один объект реальности, пусть и неизведанной пока еще нами.