Биологический год график. Годовые биоритмы. Период подъема — ваш главный биологический месяц

И все же у каждого из нас есть еще более магическая дата для начинаний, своя собственная точка отсчета времени - день рождения.

Именно с этого момента начинается наш личный (или биологический) год. Как и календарный, он делится на двенадцать месяцев, а считать их нужно вот как: например, вы родились 3 мая, значит, ваш первый месяц - с 3 мая по 2 июня, а последний - с 3 апреля по 2 мая.

Свой биологический год наш организм проживает в определенном ритме - подъемы чередуются со спадами. Во время подъемов мы, понятно, энергичны, веселы и поэтому удачливы. А в период спадов - вялы, раздражительны, пассивны и совершаем много неудачных, нередко даже глупых поступков. Причем, если пойти наперекор биоритмам и превозмогая себя напряженно трудиться в «плохие» месяцы, есть риск заработать депрессию и даже серьезно заболеть.

«Плохие» месяцы

Это второй и двенадцатый. У тех, кто жалуется на «бесполезный отпуск», день рождения часто приходится на конец лета или на весну. Им отпуск следует брать в «плохие» месяцы. Правда, он будет скучноват, но все же это лучше, чем перегрузка на работе. Теперь разберемся, чем конкретно плохи второй и двенадцатый месяцы. Второй биологический месяц обычно вспоминается людям, склонным к полноте, как период полной беспомощности перед собственной природой, время бесславного падения под натиском вкусных соблазнов. В итоге к третьему месяцу несчастные приходят заметно раздобрев.

Не стоит негодовать на судьбу: организм не просто капризничает - он накапливает энергетические ресурсы. И неплохо бы помочь ему в этом благородном деле. Именно во второй биологический месяц стоит начать принимать витамины, изменить характер питания, например, включить в рацион больше овощей и фруктов. Полезно и любое санаторно-курортное лечение. В этот период старайтесь не делать крупных покупок - возрастает вероятность ошибок по невнимательности.

Двенадцатый биологический месяц - время подведения итогов. Если во втором месяце требовалось «замереть» для накопления физиологической энергии, то теперь мы погружаемся в «пассив» для накопления сил психических, того, что называют «жизненным стимулом», «волей к победе». Этот период особенно важен для представителей творческих профессий: те, кто в течение двенадцатого биологического месяца всеми силами пытаются заставить себя создать «нетленку», рискуют попросту сорваться. Многие талантливые люди именно за месяц до дня рождения принимали решение покончить счеты с жизнью или становились жертвой «бессознательного суицида», как называют психологи инфаркт или автомобильную аварию... Впрочем, и обычным, не гениальным, гражданам следует научиться правильно вести себя в этот критический период, чтобы в дальнейшем избежать депрессий и других психических проблем. Что же следует делать?

Желательно занять себя не требующим особого напряжения трудом, очень хорошо отдохнуть в одиночестве, перечитать любимые книги. Думайте о смысле своего существования, о жизненных задачах и целях, о причинах неудач и о том, как вы выигрывали в поединке с Фортуной. В этот период происходит «настройка» программ судьбы на исправление ошибок - в наших силах сейчас превратить поражение в победу.

«Хорошие» месяцы

Это первый, пятый, шестой, десятый и одиннадцатый биологический месяцы. Как видим, светлые полоски в жизни встречаются чаще, чем черные. Есть повод для оптимизма! Когда воображаемая стрелка наших «биологических часов» проходит эти счастливые деления, мы чувствуем подъем работоспособности, у нас улучшается настроение , многие дела даются легко, словно удача пасется где-то рядом. Причем, каждый «хороший» месяц хорош по-своему и каждый удачен - для определенного дела.

Первый биологический месяц - организм как бы обновляется, защитные силы работают «на полную катушку», даже неумолимая статистика вынуждена признать - в первый месяц после дня рождения у сердечников реже, чем в иные дни, случаются приступы. Однако мы часто теряем это плодотворное время, потому что слишком увлекаемся празднованием дня рождения! В результате первый месяц личного-персонального года проводим в состоянии раскачки - то пьян, то с похмелья, то слишком весел, то валишься с ног от усталости и никого не хочешь видеть. А природа не любит, когда разбрасываются ее дарами. «Срезав» таким образом «горку» активного месяца, вы тяжелее будете переживать второй, «плохой», и накопите мало сил. А там, глядишь, и год прожит, как попало. Между тем первый месяц открывает перед нами одну «волшебную» возможность. По первым двенадцати дням можно предсказать весь свой грядущий год, и даже можно его «запрограммировать». Заведите на эти 12 дней маленький дневничок. События отмечать не обязательно - опишите только эмоциональную окраску дня: веселый был он или грустный, удачный или не очень. Потом интересно будет увидеть совпадения прожитых месяцев с первыми «новорожденными» днями. Да и планированию дел такой дневничок поможет, например, на восьмой день вы прихворнули - старайтесь не затевать в восьмом месяце вашего личного года ответственных дел - здоровье может подкачать.

А вот в пятый день - вы взглянули на себя в зеркало - ура! Макияж и прическа получились особенно удачно. Значит - на пятый месяц намечайте встречи с друзьями, отпуск, развлечения - выглядеть будет на «все сто»! Начинайте каждый день этой «контрольной» двенадцатидневки улыбкой - и год пройдет глаже, приятнее. Особенно аккуратно надо, как вы уже догадались, прожить второй и двенадцатый дни этого «мини-года» - прототипы соответствующих месяцев.

И несколько слов о малышах. Понаблюдайте в первые двенадцать дней жизни за новорожденным. Если внимательная мама запишет поведение и самочувствие младенца в этот стартовый период, ей несложно будет предсказать и предотвратить многие проблемы первого года жизни малышика. Тем более, что его биоритмы только-только настраиваются, поэтому именно в эти дни (а особенно - во второй и двенадцатый) младенцу особенно важно ощущать поддержку, ласку и тепло матери.

Пятый биологический месяц обычно запоминается, если приходится на время отпуска или каникул. Хотите пощекотать эмоции курортным романом - отправляйтесь отдыхать в пятом биологическом месяце, даже если он приходится на совершенно «не отпускной» период. Хорошо в это радостное время заниматься детьми - получите массу удовольствия. А если вы человек творческий, расчищайте рядом с собой местечко для Музы: эта ветреница любит являться в гости в пятый биологический месяц.

Шестой биологический месяц - самый рабочий. Даже рутинные, в другое время глубоко отвратительные дела так и горят в руках.

Десятый биологический месяц пробуждает здоровое честолюбие и слегка притупляет самокритику. Это сочетание способствует появлению даже у самых тихих и закомплексованных того уверенного до наглости выражения лица, с которым хорошо идти к шефу - например, требовать повышения в должности. А если вы проведете десятый месяц в отпуске - будете пыжиться вхолостую, «петушиться» в дружеских компаниях, да все - попусту.

Одиннадцатый биологический месяц позволяет заводить полезные связи, мы становимся активными в общении, любознательными.

Если вы хотите завести новых друзей - используйте одиннадцатый месяц для поездки на курорт, на экскурсию, в турпоход - где проще всего завести новые знакомства.

Этот месяц хорош и для планирования - распишите перспективы следующего года, наметьте профессиональные рубежи, крупные покупки, поставьте цели, к которым будете стремиться в новом году.

Остальные месяцы биологического года - «нейтральные», на годичный биоритм они существенно не влияют.

Календарный год, как известно, начинается с 1 января, но оказывается, у каждого человека есть свои «биологические часы», которые запускаются со дня его рождения. Биоритмология — это целая наука, которая изучает суточные, недельные, месячные, годовые биоритмы человека. Сегодня поговорит о биоритмах человека в разные месяцы.

Жизнь «в полосочку» — периоды спада и подъема

Биологический год как и календарный делится на 12 месяцев, а считать его нужно так: например, если вы родились 8 апреля, то ваш первый биологический месяц – с 8 апреля по 8 мая, а последний с 8 марта по 8 апреля.

И в течение биологического года каждый человек переживает периоды подъема и спадов, которые приходятся на его биологические месяцы. Биоритмы человека в разные месяцы года чередуются периодами спада или подъема и зависит это от биологического месяца.

Периодами подъема , когда вы активны, хорошо себя чувствуете, у вас все ладится, и все дела идут вверх, считаются месяцы: первый, пятый, шестой, десятый и одиннадцатый.

Периоды спада , когда вы пассивны, опускаются руки, ничего не хочется делать, совпадают всего с двумя биологическими месяцами: вторым и двенадцатым.

Приятно узнать, что периодов подъема больше в течение года чем спадов =).

Как жить в период спада

Жизнь, как известно полосатая, белые полоски в ней чередуются с черными, и приятно узнать, что черных полос значительно меньше.

Теперь вы знаете, когда ожидать периоды спада и можете спланировать вашу жизнь так, чтобы они прошли более легко и сглажено.

Например, во второй биологический месяц, когда организм как бы бездействует и накапливает энергетические ресурсы, нужно помочь ему в этом.

  1. Первое, что нужно сделать, это изменить характер питания, перейти на более легкое и сбалансированное с упором на овощи и фрукты.
  2. Второе, не стоит сильно нагружать себя работой и заниматься с большим усердием спортом.
  3. Третье, в этот период будут полезны любые оздоровительные процедуры, с применением лечебных средств.

В двенадцатый биологический месяц, он наступает как раз за месяц до вашего дня рождения, организм ведет себя несколько иначе – опускается в «пассив» для накопления жизненных сил. Поэтому на вас наваливается депрессия, падает жизненный стимул, чаще проявляется плохое настроение.

В этот период вам следует чередовать работу с обязательным отдыхом, чтобы полностью восстановить свои силы, нужно почаще , может даже побольше уединяться, читать, анализировать, потому что именно в этот период психика настроена на самоизучение, на нахождение ответов на жизненные вопросы, на настройку вашего будущего.

Период подъема — ваш главный биологический месяц

В периоды подъема, особенно в первый биологический месяц организм обновляется, защитные силы работают на него и многие даже хронические болезни отпускают человека на этот период. В остальные хорошие месяцы – пятый, шестой, десятый и одиннадцатый наблюдается подъем творческих сил и работоспособности, активности и уверенности в себе. В эти благоприятные месяцы хорошо планировать дела, намечать цели, налаживать полезные знакомства и связи.

Остальные месяцы биологического года нейтральные и они не оказывают на биоритм организма особого влияния.

Главное не идти наперекор своим биоритмам и не перетруждаться в плохие месяцы годичного цикла, чтобы не появлялся синдром хронической усталости, и не наваливалась

    БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС - БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, возникающее в процессе эволюции экологическое процветание видов увеличение численности особей и их расселение в новые местообитания, ведущее к дальнейшему видообразованию. Понятие введено А. Н. Северцовым (см. СЕВЕРЦОВ… … Энциклопедический словарь

    Биологический факультет Нижегородского государственного университета - Биологический факультет Нижегородский государственный университет им Н. И. Лобачевского Год основания 1916 г Декан Веселов, Александр Павлович … Википедия

    - (Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства) структурное подразделение ТГУ, осуществляющее подготовку специалистов в области биологии и смежных наук. По состоянию на октябрь 2010 в институте обучалось 819… … Википедия

    Биологический факультет БГУ - У этого термина существуют и другие значения, см. Биологический факультет. Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на страни … Википедия

    Биологический вид - … Википедия

    Биологический ритм - Биологические ритмы периодически повторяющиеся изменения в ходе биологических процессов в организме или явлений природы. Является фундаментальным процессом в живой природе. Наукой, изучающей биоритмы, является хронобиология. По связи с… … Википедия

    БИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД КОНТРАЦЕПЦИИ (БМК) - метод контрацепции, основанный на установлении времени овуляции у женщины и ориентировочном расчете периодов менструального цикла, в течение которых зачатие не происходит. Выход яйцеклетки из яичников происходит один раз в месяц, за 11–18 дней до … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Детский Эколого-биологический Центр - Координаты: 54° с. ш. 73° в. д. / 54.9672° с. ш. 73.392277° в. д. … Википедия

    Медико-биологический факультет Российского государственного медицинского университета - Медико биологический факультет РГМУ Основное здание факультета с кафед … Википедия

    2008 год в науке - 2006 – 2007 2008 2009 – 2010 См. также: Другие события в 2008 году 2008 год в науке и технике: Содержание 1 Биология … Википедия

    2010 год в науке - 2008 – 2009 2010 2011 – 2012 См. также: Другие события в 2010 году 2010 год в СНГ объявлен Годом науки и инноваций. Содержание 1 … Википедия

Книги

  • Биологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова , . В год 250-летнего юбилея Московского университета биологическому факультету МГУ исполнилось 75 лет, столько насчитывает история факультета, но не история биологии внашем университете.… Купить за 342 руб
  • Год Крысы. Путница , Ольга Громыко. Ольга Николаевна Громыко – русскоязычная писательница из Беларуси, популярная среди ценителей жанров фэнтези и космооперы. Роман «Путница» – вторая часть её дилогии «Год крысы», продолжающей…

Биологический год

День рождения человека - это точка конца одного биологического года и начала следующего. Весь год делится на биологические периоды. Это как в природе: весна - возрождение, лето - расцвет, осень - зрелость, зима - упадок.

Так вот первые полтора - два месяца после даты рождения наступает возрождение человека. В такой период человек обычно находится как бы в состоянии транса. Он не понимает, кто он и что он, ему всё интересно и будто бы ново. Он часто улыбается сам себе, погружён в свои мысли.

Когда наступает расцвет (с 3 по 6й месяцы) , человек находится в точке своей наивысшей активности, старается переделать всё начатое, задумывает множество новых дел. Он не чувствует усталости, забывает про голод, про отдых, сон. Он всегда находится в хорошем настроении.

Время зрелости (7й - 9й месяцы) - своеобразное успокоение. Уже нет такого стремления переделать всё начатое и задуманное, начинается тщательный самоанализ, появляется ощущение покоя, удовлетворённости, осознание реальности. Именно в это время всё, что делается, обдумано и впоследствии завершено. Большинство людей именно в этот период считают себя счастливыми.

С 10го по 12й месяц начинается период упадка. Сначала люди начинают быстро утомляться, заметна частая смена настроения, всё окружающее начинает раздражать. Позже появляется желание что-либо изменить в своей жизни, либо во внешности. Человек начинает задумываться о смысле собственной жизни и о жизни вообще. Появляется ощущение ненужности, какой-то тоски. Хочется отдыха, спокойствия, чаще тянет бывать на природе. С каждым днём это состояние усугубляется.

Тем не менее, в ком-то эти периоды проявляются очень ярко, а кто-то их практически не замечает. И если один человек под конец своего биологического года заявляет, что у него больше нет сил передвигаться, то второй говорит: «Кажется, мне пора в отпуск».

Вообще наблюдать движение биологического года в жизни окружающих людей очень интересно. Кажется, об этом можно написать целую книгу. А ещё, зная свои биологические периоды, можно правильно распланировать какие-либо важные дела.
Устраиваться на новую работу или начинать какой-либо бизнес-проект лучше всего в период зрелости. Это надёжно. И ни в коем случае не в период упадка! А вот планировать что-либо лучше в период расцвета, когда в мозгу зреет огромное количество разных идей.

Отдых старайтесь планировать либо в период возрождения, либо в период упадка. Только запомните, что в первый вы потом о нём вряд ли что вспомните. Всё происходящее покажется нереальным, туманным сном. А в последний постарайтесь, чтоб вас поменьше напрягали и раздражали окружающие.

Разделы: Школьная психологическая служба

Введение

В последние годы резко повышается интерес к здоровью человечества. Проблемы психологического благополучия, физического здоровья учителей и учеников в условиях образования актуальны на сегодняшний день. Педагоги являются представителями стрессогенной профессии и отличаются крайне низкими показателями здоровья, поэтому для большинства учителей остро стоит вопрос его сохранения. Школьники также испытывают постоянные стрессы в процессе обучения. Ослабленное состояние организма нуждается в коррекции. Эта коррекция может сочетать в себе медицинские и нетрадиционные методы укрепления и восстановления, может опираться на индивидуально подобранный режим.

В исследовательской работе я исследовала влияние периодов биологического года на состояние психического и физического здоровья человека. В результате исследовательской работы построены индивидуальные графики изменения биоритмов, сформулированы рекомендации по профилактике и восстановлению защитных функций организма.

Цель исследования: изучить влияние биологического года на заболеваемость организма.

Конкретные задачи:

  • Изучить теоретический материал по биоритмологии;
  • Исследовать влияние периодов биологического года на заболеваемость организма;
  • Построить, сравнить график биологического года и график заболеваемости организма человека;
  • Разработать профилактические рекомендации;
  • Проанализировать полученные результаты.

Предмет исследования: заболеваемость организма.

Объект исследования: биологический год.

Гипотеза: психическое и физическое здоровье человека частично зависит от его индивидуального биологического года.

Методы проведения исследования: архивный, беседа, наблюдение, графически-исследовательский.

Сроки исследования: три года.

Исследование осуществлялось с позиции личностного подхода к истолкованию биоритмологии, разработанной в трудах Г.А. Малахова и кандидата медицинских наук И.П. Чкаловой.
Исследовательская работа по теме “Влияние периодов биологического года на заболеваемость организма” проводилась в течение трёх лет (2001–2004).

Этапы работы:

  • Подготовительный этап 2001–2002 г.
    • изучение теоретического материала;
    • постановка и осмысление проблемы;
    • разработка профилактических рекомендаций.
  • Практический этап 2002–2003 г.
    • обучение здоровому образу жизни;
    • организация психолого-профилактического сопровождения образовательного процесса.
  • Аналитический этап:
    • анализ полученных результатов;
    • соотнесение их с целями эксперимента;
    • обобщение хода и результатов эксперимента.

В экспериментально-практической работе применялись методы: архивный, беседы, наблюдение, графически-исследовательский, семинары, психогимнастика, тренинги. В эксперименте участвовало 40 человек, из них 15 учителей и 25 обучающихся.

Подготовительный этап

Изучив теоретический материал по теме: “Биоритмология”, авторы: Чкалова И.П., кандидат медицинских наук, и Малахов Г.А., мы узнали, что у каждого человека в зависимости от дня рождения в течение года наступает свой, только ему свойственный период биологического “лета”, “осени”, “зимы”, “весны”, причем они не всегда совпадают с особенностями сезонов года. Дело в том, что от начала рождения человека и всю последующую жизнь он ежегодно переживает свои четыре биологических времени года. В первое полугодие от даты рождения организм набирает свои силы: повышается энергетический запас, а также иммунные защитные адаптационные силы и совершенствуется процесс саморегуляции. Во втором полугодии идет обратный процесс снижения биоэнергии и остальных процессов. График разработан Московским научно-методическим восстановительным центром “Меридиан”. Основываясь на этих данных, были рассмотрены и проанализированы медицинские карты участников эксперимента. По результатам диагностики построили индивидуальные графики сезонных заболеваний и графики заболеваемости биологического года. Сопоставление графиков показало, что у многих, особенно у людей старше 35 лет, действительно ухудшение самочувствия наступало тогда, когда синусоида биологического года доходила до “холодной фазы”, т.е. находилась между “осенью” и “зимой”. Из беседы с участниками эксперимента мы получили следующие данные: как у школьников, так и у педагогов в это время обострялись хронические заболевания, снижалась работоспособность, наступала сонливость, апатия ко всему происходящему. У многих наблюдалось депрессивное состояние, резко падала успеваемость. Если учесть, что биологический год человека может совпадать с сезонным, т.е. с весной, когда в полную силу проявляется нехватка витаминов в организме, физическое истощение, то многие из участников исследовательской работы вынуждены уходить на больничные, чтобы поддержать свое здоровье. Естественно, у этих людей график биологического года и сезонного полностью совпадал.

Все участники были ознакомлены с результатами исследовательской работы. Каждый получил рекомендации по поддержанию своего здоровья в наиболее опасные периоды своего биологического года. Таким периодом является переход организма из “лета” в “осень” и “зиму”. В этот период желательно снизить по возможности все физические и эмоциональные нагрузки, следить за правильным и полноценным питанием. Для восстановления работоспособности рекомендовано применять облепиху, шиповник, черную смородину, зелень. От усталости применять золотой корень, женьшень, элеутерококк. Стараться как можно чаще бывать на свежем воздухе, общаться с приятными людьми, посещать тренинги, сауну.

Практический этап

Проводились теоретические семинары и практикумы по освоению выбранных технологий и форм обучения, изучению проблем и явлений, связанных с образованием и сохранением здоровья, которые возникают и могут возникнуть в условиях эксперимента. Отслеживались результаты состояния здоровья участников эксперимента. Велись индивидуальные беседы и консультации.

Для организации психолого-профилактической деятельности был открыт кабинет психологической разгрузки, заготовлено лекарственное сырье (помогали сами участники), разработаны тренинги для снятия психического и физического напряжения, подобраны аудиокассеты с музыкой. Участники эксперимента научились выполнять точечный массаж для снятия психического напряжения, повышать и понижать артериальное давление и т.д. По желанию все могли посещать сауну, бассейн (поездки организовывала председатель профкома).

На переменке учителя и дети могли попить чай, который заваривали целебными травами, поиграть в подвижные игры. Во время урока обязательно проводились физкультминутки, которые помогали снять утомление глаз, опорно-двигательного аппарата, психологическое напряжение. Учителям-предметникам были даны рекомендации по психологическому сопровождению школьников, участвующих в эксперименте. Старались соблюдать санитарно-гигиенические нормы (иногда нарушался тепловой режим по вине работы местной котельни).

Была сделана повторная выборка из медицинских карт учителей и обучающихся, выписки диагнозов болезни из больничных листов и справок за 2002–2003 год. По результатам этой выборки были построены индивидуальные графики сезонных заболеваний за 2002–2003 год. Анализ этих результатов показал эффективность психолого-профилактической деятельности. Число больничных листов уменьшилось на 10 в год (было 50, стало 40), школьных справок было 35 за год, стало 23. Считаю, что это хороший результат. Следует учесть еще и то, что многие из участников эксперимента в холодное время года не болели простудными заболеваниями, ангиной и гриппом.

Из беседы с участниками эксперимента выяснилось, что все они добросовестно выполняли рекомендации психолога, когда их биологический год приближался к самой опасной фазе “осень”, “зима”. Участники, у которых совпадали сезонное время года "зима" и опасная фаза биологического года, старались ограничить все физические и психические нагрузки. Вели активный, здоровый образ жизни. Посещали сауну, развлекательные программы, обязательно дневной сон, самомассаж, аутотренинг. К сожалению, хронические заболевания обострялись в межсезонье, но эти обострения проходили не так болезненно, как ранее.

Аналитический этап

Сохранение психического, физического здоровья педагогов и школьников – одна из главных задач нашей школы. Важно строить образовательный процесс гармонично, не нарушая равновесия в организме, не за счет резервов здоровья.

Один из возможных путей организации здоровьесберегающего образовательного процесса – это психологическое сопровождение учителей и школьников.

Изучая динамику состояния здоровья детей и учителей в нашей школе, мы обратили внимание на взаимосвязь сезонных заболеваний с биологическим годом человека. Для того чтобы подтвердить гипотезу, на всех участников эксперимента были построены графики биологического года (годовой цикл) и графики сезонных заболеваний, причем учитывались не только больничные листы, но и просто плохое самочувствие, легкое недомогание и т.п. Графики сезонных заболеваний строились дважды (первый раз на подготовительном этапе, второй – на завершающем этапе эксперимента).

Анализируя полученные результаты, сравнивая динамику состояния здоровья участников, делаем вывод, что к концу эксперимента число дней плохого самочувствия участников снизилось. Они старались выполнять все рекомендации школьного психолога (дневной сон по возможности, фитовитаминизация, посещение психологических тренингов, самомассаж, бассейн). Все участники эксперимента смогли так же улучшить свое психическое и физическое состояние в опасные периоды своего биологического года “осень”, “зима”. У многих появилось желание вести здоровый образ жизни, тем более больших материальных затрат на это не требуется.

Учителя и дети смогли раскрыть свои скрытые причины плохого самочувствия в определенное время года. Каждый из них теперь без проблем может составить индивидуальный график своего биологического года, отметить наиболее опасные периоды для своего организма и наметить пути улучшения самочувствия. Педагоги при планировании учебно-воспитательной деятельности с учащимися могут учитывать индивидуальный биологический год ребенка, что даст возможность плодотворно с ним работать.

Таким образом, поставленная цель – “Исследовать влияние биологического года на заболеваемость организма” , была выполнена.

Гипотеза “Психическое и физическое здоровье человека частично зависит от его индивидуального биологического года” доказана.

Литература

  1. Малахов Г.П. Биоритмология. ОА “Комплект”, 1996 г. Стр.58–68.
  2. Чкалова И.П. Газета “Семья” 1996 г.
  3. Вержицкий Г.А., Добрынина О.А., Балакирева Н.И . “Развитие личности ученика в современной школе” – Новокузнецк: ИПК, 2000 г., стр. 113–115.
  4. Журнал “Крестьянка” 1990 г, стр.22–23.
  5. Немов Р.С. Психология, кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика: – М.: Просвещение: Владос, 1995 г, стр. 10–23.
  6. Основы здорового образа жизни. – Новокузнецк: ИПК, 2001 г., стр. 19–23.
  7. Научно-практический журнал “Завуч” для администрации школы. № 5. 2002 г. Стр. 31–34.
  8. Медицинские карты учителей и учеников.
  9. Школьная документация.
  10. Айболит. Газета. Учредитель и издатель ООО “Агентство “Кавказинтерпресс” 2003 г. № 17, 18, 20, 24.