Человек из кофейных зерен руками. Поделки из кофе: ароматный аксессуар (21 фото). Разнообразные идеи создания красивых изделий из кофе

При заливке фундамента очень важно вложить в него качественную арматурную сетку, которая обеспечит требуемую сцепку и твёрдость основания. При этом не получится сделать сетку, использовав только один прут, изгибая его под разными углами. Для этого требуется большое количество материала и его правильное соединение. Специалисты не рекомендуют использовать сварку, так как нарушается структура металла и понижается его прочность. Самый практичный способ – вязка арматуры.

Раньше при заливке фундамента использовали исключительно стальную проволоку, выполненную по соответствующему ГОСТу, в несколько слоёв. Это гарантировало необходимую прочность основания в дальнейшем. Но на сегодняшний день существует достаточное разнообразие вязальных материалов, которые также можно считать надёжными.

Стальная проволока

Стальная (или как принято говорить – вязальная) проволока является наиболее приемлемым материалом для вязки арматуры. При её изготовлении используют отожжённую сталь с низким содержанием углерода, что делает проволоку достаточно крепкой, и при этом мягкой. Вязальная проволока делится на 2 вида:

  • Чёрная. Наиболее практичная и удобная. Если была приобретена чёрная проволока недостаточной мягкости, то её следует прокалить в костре в течение 30 минут, остудить, и можно приступать к работе.
  • Оцинкованная. Очень редко данную разновидность проволоки приобретают для вязки арматуры, так как в нём отсутствует ток кислорода, а соответственно – процессов коррозии быть не может. Поэтому лишние траты здесь ни к чему.

Пластиковые хомуты

Достаточно популярный на сегодняшний день расходный материал, который поможет быстро понять, как быстро вязать любую арматуру. Но нельзя сказать, что профессиональные строители придерживаются мнения большинства, так как пластиковые изделия, имеют меньшую цену, но не способны выдержать такое усилие, которое выдерживает стальная проволока.

Пластиковые хомуты отличаются от вязальной проволоки не только меньшей ценой, они также необычайно просты в использовании – достаточно обвернуть изделие вокруг арматурных прутьев, пропустить один его конец через специальное ушко и затянуть. Частой проблемой является разрыв хомутов, например, когда строитель наступает на арматурные стержни. Поэтому для большей надёжности следует одевать в 2 или более слоя, расположенных в разном направлении.

Инструменты

Не следует использовать подручные материалы при вязке арматуры, так как это не позволит добиться высокой надёжности каркаса, соответственно – фундамент не получит требуемой крепости.

Наиболее популярные инструменты, которые используют для вязки арматуры:

  • Крючок для вязки арматуры. Данный инструмент применяют достаточно часто, так как крючок для вязки арматуры имеет доступную ценовую политику и удобен в использовании. Имеет 3 разновидности: простой, винтовой и полуавтоматический.
  • Вязальные клещи. Не слишком отличаются от крючка для вязки арматуры. Они немного длиннее и имеют в своей конструкции дополнительные кусачки. С реверсивными клещами можно использовать проволоку для вязки непосредственно из бухты.

  • Пистолет для вязки арматуры. Относится к типу профессионального инструмента, его актуально приобретать только когда необходимо вязать арматуру в большом количестве для любой разновидности фундамента. Пистолет для вязки арматуры мало весит и очень удобен в использовании, процесс вязки полностью автоматизирован и занимает не более одной секунды. Основной недостаток заключается в высокой цене.

Как правильно вязать арматуру для монолитной плиты

Монолитный фундамент применяется более часто, чем использование стандартных бетонных плит. При монтаже данной разновидности основания сначала делают арматурную сетку, которую потом заливают бетоном. Арматурная сетка придаёт бетону дополнительной крепости и позволяет выдерживать плите более высокие нагрузки.

Видеоролик на Youtube:

Как вязать арматуру самостоятельно или правильная последовательность вязки арматуры монолитной плиты:

  1. Нижний уровень арматурных прутьев укладывают крестом. Необходимо соблюдать при этом основное правильно – следить за размером ячеек, который должен составить 30*30 см. Превышать данный размер нельзя, иначе монолитная плита получится недостаточно прочной.
  2. Места соединения прутьев плитного фундамента необходимо обвязать стальной проволокой, используя стандартную схему вязки. Применение специального инструмента, например, крючка для вязки арматуры, существенно упростит задачу.
  3. Арматура нижнего уровня плиты должна иметь запас по длине, чтобы ей можно было придать п-образную форму. Таким образом, нижние прутья переходят в верхний уровень плитного фундамента.
  4. Прутья верхнего уровня плиты или перекрытия также укладываются друг на друга и связываются стальной проволокой или пластиковыми хомутами в местах соприкосновения.
  5. Конструкция для монолитной плиты должна быть размещена на расстоянии 4 см от земли, для этого используют специальные подставки, которые можно приобрести в строительном магазине. Подставки выполнены из пластика и выдерживают каркасы с достаточно большим весом.Пример пластиковых подставок для нижнего яруса конструкции
  6. Для поддержания верхнего уровня арматуры перекрытия следует сделать из прутьев специальные подставки, которые получили название столиков. Достаточно взять небольшой отрезок арматуры и загнуть его в зигзаг. Теперь верхний ярус можно удобно установить на получившиеся подставки. При заливке бетона подставки оставляют вместе с основной конструкцией.

Данный способ армирования используется не только при заливке плитного фундамента в несколько слоёв, таким образом можно своими руками изготовить монолитную плиту, которую впоследствии использовать, например, в качестве перекрытия между этажами.

Расчёт арматуры для монолитной плиты

Узнав, как вязать арматуру для фундамента, необходимо провести расчёт материала. Следует знать, что для армирования какой-либо поверхности используют арматуру диаметром 8 мм или 10 мм. Для плит многоэтажных зданий применяются пруты с большим диаметром – 12 мм или 14 мм.

Например, необходимо точно рассчитать количество арматурных прутков, которые уйдут на армирование плиты, общей площадью 64 м 2 . Для такой поверхности достаточно будет прутков, диаметром 10 мм. Одна ячейка сетки будет иметь стороны 20*20 см. Для того, чтобы узнать точное количество арматуры, следует одну сторону плиты (8 метров) разделить на сторону ячейки (20 см) и умножить полученный результат на два. Результат: 80 прутков. В качестве запаса, при расчётах одной стороны всегда прибавляют один прут, это означает, что конечным результатом будет 82 прута (так как две стороны). Но армированная сетка имеет верхний и нижний уровни, и 82 прута необходимо умножить на два. Получится 164 прута определённого диаметра.

Для армирования сетки используют прутья максимальной длины – 6 метров. Поэтому общее количество арматуры следует умножить на длину одного изделия. Это означает, что для изготовления одной плиты, общей площадью 64 м 2 , необходимо приобрести 984 метра арматуры заранее выбранного диаметра.

При расчётах количества арматуры для сетки не следует забывать про подставки, короткие отрезки для скрепления двух уровней, а также пруты определённого диаметра, которые могут понадобиться в течение всего процесса.

Как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента

Ленточный фундамент наиболее практичен и требует куда меньших затрат, чем при монолитной заливке. Но данная разновидность основания получает существенную нагрузку от возведённого здания и требует правильного и надёжного армирования сетки, на котором также можно сэкономить средства, ведь укрепление средней части ленточного фундамента не обязательно.

Монтаж ленточного фундамента:

  • Для заливки данного типа фундамента используют опалубку, стянутую металлическими шпильками. Поэтому расстояние между стержнями должно быть таким, чтобы после их вязки, готовую конструкцию можно было вставить в опалубку.
  • Боковые стенки каркаса связывают так, чтобы стороны ячеек составили не более 20 см.
  • После того, как стороны будут готовы, между ними следует заложить короткие отрезки прутов, которые также вяжут посредством стальной проволоки или пластиковых хомутов.
  • Получившуюся конструкцию устанавливают внутрь опалубки, что также требует некоторой сноровки и, желательно, двух помощников.

Вязка арматуры под ленточный фундамент:

  • Для одного соединения требуется отрезок вязальной проволоки не менее 30 см, который следует сложить пополам.
  • Сложенным в два раза отрезком проволоки полностью огибают наложенные друг на друга пруты и в петлю вставляют крючок для вязки.
  • Вторым концом проволоки следует также обхватить крючок для вязки.
  • Можно начинать вращать крючок для вязки, пока 2 стержня не будут крепко зафиксированы.
  • Достать крючок из петли.

Ознакомившись с тем, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, также следует обратить внимание на то, что если приложить чрезмерные усилия, то вязальную проволоку можно свободно порвать, поэтому следует контролировать движения инструментом. Также не надо оставлять проволоку в ослабленном состоянии, когда пруты будут свободно двигаться. Это приведёт к недостаточной прочности конструкции.

Очень часто в сети можно найти популярный способ по переделке дрели, когда на ней устанавливают крючок для вязки арматуры, с чем категорически не согласны профессиональные строители. Применяя такой самодельный инструмент, не получится добиться правильного натяжения вязальной

проволоки. Также дрель недостаточно удобна для монтажа ленточного фундамента, последствием станут быстро уставшие руки. И не всегда в местах заливки фундамента есть доступ к электрической энергии.

Правильная вязка стеклопластиковой арматуры

Стеклопластиковой арматурой принято называть изделия, структура которых состоит из стеклянных волокон. Данная разновидность арматуры относится к разряду композитной арматуры и пользуется высокой популярностью на сегодняшний день. По своей форме стеклопластиковые изделия практически ничем не отличаются от металлических.

Среди преимуществ стеклопластиковой арматуры следует отметить следующие:

  • Лёгкая. Автоматически упрощается процесс транспортировки и монтажа.
  • Упругая. При необходимости, композитную арматуру можно укладывать в кольца, что очень удобно при погрузке и транспортировке.
  • Крепкая. По своим техническим качествам ничем не уступает изделиям из металла.
  • Долговечная. Композитная арматура обладает продолжительным эксплуатационным сроком.

Вязка стеклопластиковой арматуры практически ничем не отличается от стандартных металлических изделий. Здесь также следует использовать вязальный крючок или специальный пистолет, а в качестве расходных материалов – вязальную проволоку или пластиковые хомуты.

Видеоролик на Youtube:

Сначала готовят горизонтальные стороны конструкции, на которые впоследствии накладывают вертикальные стержни. При вязке стеклопластиковой арматуры необходимо точно следить за размером ячеек, для большей простоты можно заранее сделать пометки маркером. Места вязки арматуры должны находиться во внутренней части каркаса. Недостаточно знать, как вязать стеклопластиковую арматуру правильно, следует также делать точные расчёты.

Необходимо усиленное внимание обратить на углы конструкции, так как стеклопластиковая арматура плохо восприимчива к нагреву, поэтому самостоятельно гнуть её не рекомендуют. На углы каркаса следует расходовать большее количество вязальной проволоки или пластиковых хомутов.

Глядя на то, как ловко и быстро арматурщики связывают арматурные каркасы, задаёшься вопросом: постижимо ли это ремесло обывателю, и как долго нужно набивать руку? Какие инструменты и проволоку использовать и как грамотно сооружать армирующие конструкции — подробно рассмотрено в данном материале.

Почему вязка, а не сварка

Традиционным способом соединений изделий из металла всегда считалась дуговая сварка, как наиболее универсальная и обеспечивающая максимальную прочность.

Однако в реалиях строительных работ привлечение сварщика для сооружения армирующих конструкций — расточительная трата бюджета. Кроме того, сварка не пригодна для работы с преднапряжённой арматурой, абсолютно не мобильна и неудобна для сборки изделий по месту.

Заблуждением будет считать, что сварка в критической мере меняет физико-химические свойства арматуры. По крайней мере это не справедливо для большинства популярных марок вроде A500С (С — свариваемая), просто этот способ не отличается высокой скоростью и удобством.

Однако позже вы убедитесь, что фрагменты каркасов удобнее сваривать на оборудованном рабочем месте, а затем из них набирать армирующую конструкцию. Для опытного сварщика не будет проблемой аккуратно прихватить конструктивную арматуру к рабочей, как не будет проблемой соединить погоны арматурных конструкций с перехлёстом в шесть диаметров при двухсторонней и десять — при односторонней проварке шва.

Что использовать для вязки

И всё же вязка — наиболее быстрый и удобный способ соединения арматурных узлов. Требования к прочности для таких соединений чисто символические: связка распределительных элементов, не вовлечённых в работу, выполняется для придания каркасу правильной формы и должна лишь удержать прутья в нужном положении во время заливки бетона и его виброусадки.

Элементы рабочего и анкерного армирования скрепляются в общей массе ЖБИ за счёт сил трения. Задача перевязки этих мест — снабдить соединённый каркас прочностью, необходимой для транспортировки и позиционирования во время установки и перемещений по арматуре рабочих. Вторая задача — сохранить соосность линий армирования.

Наиболее подходящей для вязки считается горячекатаная отожжённая проволока с низким содержанием углерода по ГОСТ 3282-74. Оптимальная толщина для связки конструктивной арматуры — 1,2 мм, рабочей и анкерной — до 2,5 мм. Хорошо подходит для вязки стальной корд из выжженных покрышек. Вы также можете использовать и углеродистую проволоку, предварительно отпустив её в печи или на костре для большей мягкости и удобства скручивания.

Нарезку проволоки по 30-35 см проще выполнить болгаркой, предварительно обмотав бухту скотчем в 2-3 местах. Можно даже приобретать пружинные коннекторы или готовую проволоку для вязки с петлями на концах, работать с ними — одно удовольствие.

Всё большую популярность приобретают нейлоновые затяжные хомуты, иначе именуемыми стяжками. Они очень прочные и позволяют вести работу с большей скоростью, но для хорошей затяжки необходимо пользоваться специальным пистолетом. Также можно использовать 2 мм ПЭТ-ленту, нарезанную из пластиковых бутылок, с последующим прогревом узлов газовой лампой. При использовании пластикового крепежа им нужно обматывать соединение крест-накрест.

Ручные инструменты и приёмы работы

На сегодня есть три главные разновидности ручного вязального инструмента и первая из них — самодельные крючки из 6-8 мм проволоки. Ничего хитрого в устройстве нет, лишь ось рукоятки смещена от места вязания узла на 70-100 мм, да кончик конусно заточен для простоты извлечения.

Более продвинутые покупные изделия имеют полированный крючок той же формы, но рукоятка снабжена подшипником. Именно этот инструмент считается наиболее полезным в реальных условиях строительства. Скорость работы с ним максимальная, удобство — на высоте, к тому же стоят подобные крючки совсем не дорого. Тем не менее, постарайтесь не скупиться на и без того дешёвый инструмент: дешёвые изделия грешат низким качеством подшипников, да и ручки у них не самые удобные.

Вязка проволоки крючками обоих типов выполняется предельно просто. Работать нужно в перчатках, иначе неизбежны мозоли и травмы. Отрезок проволоки складываем вдвое, затем загибаем сверху в противоположные углы перекрестия арматуры. Внизу проволока разворачивается и концы выводятся на верх через два других угла.

Петлю и два хвоста нужно перехлестнуть пальцами один раз в произвольном месте. Затем в петлю продевается крючок, на край которого загибаются хвосты проволоки. Несколько оборотов и петля затянута. Если пробуете — не поленитесь полчаса потренироваться, экспериментируя с натяжением и техникой вязки. Вероятно, вы захотите использовать аккумуляторный шуруповёрт, зажав крючок в патрон.

Полезно увидить один раз на видео процесс вязки арматуры, чтобы уяснить тонкости этого процесса:

Отдельно стоит сказать о так называемых полуавтоматических крючках. Они имеют внутри шнек с храповым механизмом, поэтому крутить за ручку не нужно, достаточно несколько раз потянуть её на себя. Эти дорогие «игрушки» не предназначены для выполнения большого объёма работ, винтовая канавка съедается после трёх-четырёх сотен затянутых петель, а более надёжные инструменты стоят очень и очень дорого. И всё же, если вы плотно занимаетесь вязкой арматуры, такую вещь стоит держать под рукой: вдруг забудете перевязать в труднодоступном месте.

Использование автоматических вязальных пистолетов

Среди всевозможного электроинструмента есть модели и для вязки арматуры. Принцип их работы несложен: проволока направляется по изогнутой канавке, делая два-три оборота вокруг перекрестия прутьев. Далее включается зажимная цанга и оба хвоста перекручиваются с регулируемым усилием, чтобы узел не разорвался.

Инструмент хороший, несмотря на завышенный расход проволоки, но имеет ряд недостатков. Первый — цена подобного инструмента колеблется в районе 1000 Евро за экземпляр. Добавьте к этому, что для аккумуляторов срок службы составляет до пяти лет, потом столь специфичную замену им будет трудно подобрать.

Пистолет также не всегда удобен, часто им никак не подлезть внутрь каркаса. Оправдывает себя такое снаряжение либо при больших объёмах работ, когда за смену вяжется до десятка тонн арматуры, либо при перевязке толстых прутьев с толстой же проволокой, где нужно значительное усилие. Может быть полезен при стендовой сборке модулей каркасов, но с тем же успехом можно использовать MIG-MAG сварку (инвертор и проволока стоят примерно столько же).

Оптимальным вариантом будет аренда пистолета для вязки арматуры, если по близости есть магазин, предоставляющий такую услугу. Ключевым фактором будет скорость выполнения работы, если нужно завершить всё за один день, то и цена аренды может оказаться соразмерной этому желанию. Приноровиться к работе пистолетом можно за несколько минут, потренировавшись на отдельных отрезках арматуры.

Стяжка, перекрытие или фундамент — тонкости армирования разных ЖБИ

Прежде чем ринуться в бой, предметно изучите понятие анкеровки арматуры. Эта наука даёт представление о том, как соотносить линейные нагрузки в ЖБИ сложной формы путём создания дополнительных связей.

Помимо формы промежуточных элементов важна длина перехлёста на соединениях, она может разниться от 30 до почти 80 диаметров прута в зависимости от марки арматуры, нагрузки и назначения изделия. Не забывайте и о защитных слоях — минимальной толщине бетона между стальной арматурой и наружной поверхностью — эти данные также строго нормированы.

Для перекрытий и плит вяжется минимум два ряда сетки. Связывается каждое пересечение на 1 и 2 ряду по периметру каркаса, а внутри — в шахматном порядке. При вязке перекрытий не бросайте в опалубку оборванные края проволоки, именно от этого на потолках появляются ржавые пятна.

Ленточные и блочные элементы с поперечной нагрузкой армируются пенальными конструкциями, где распределительная арматура выполнена хомутами прямоугольной формы, опоясывающими снаружи стержни рабочей арматуры.

Сложнее с армированием колонн и столбов. Чаще всего в них задействованы гильзо-резьбовые соединения, обеспечивающие полную соосность и качественную передачу нагрузки между рабочей арматурой.

Все чаще в строительстве частных домов и других объектов применяются монолитные плиты фундамента на весь дом или плиты перекрытий, которые отливаются непосредственно на строительной площадке. Причиной этому является практичность, снижение затрат на строительство, а также высокие эксплуатационные характеристики монолитных армированных бетонных конструкций.

Если проект дома и плиты рассчитывается проектировщиками, а бетон поставляется с завода, то на долю строителей перепадает самая ответственная работа – вязка арматуры монолитной плиты фундамента и перекрытия и заливка. Именно качество исполнения закладывает прочность и долговечность конструкции.

Бетон сам по себе хрупкий, из него невозможно соорудить плиту большой площади или протяженности так, чтобы она не треснула даже под собственным весом, и при этом не требовалось увеличивать ее толщину. Дополнить свойства бетона помогает армирование стальной или полимерной арматурой , из которой составляется скелет будущей конструкции.

Арматура – прутья стали или полимера вперемешку со стекло- или базальтовым волокном обеспечивают монолитной плите упругость и значительную свободу деформации без разрушений бетона.

На арматуре держится плита при поперечных усилиях, которые составляют львиную долю всей полезной нагрузки.

Из прутьев строго рассчитанной толщины собирается скелет, каркас будущего армирования. Это одна или несколько плоскостей, в которых отрезки арматуры укладываются крест-накрест и образуют сетку. Плоскости, если их несколько, перевязываются друг с другом поперечными вертикальными стойками.

Вся эта конструкция полностью заливается бетоном по опалубке так, чтобы минимальное расстояние от любой грани плиты до внутренней арматуры составляло не менее 20 мм. Последнее требование в первую очередь относится к стальной арматуре.

Используется черный металл, который при наличии кислорода и водяного пара начинает ржаветь, именно потому не допускается выхода арматуры в монолитных плитах за исключением специально подготовленных закладных элементов.

Конструкция армирования, материалы, шаг укладки прутьев, размер ячеек определяет проектировщик исходя из распределения и величины нагрузки, которые будут воздействовать на плиту. Определяющими являются вариант опоры плиты на стены или грунт, постоянные нагрузки в виде перегородок или стационарного оборудования и так далее.

Подбирается диаметр арматуры для каждого участка и для мест, где требуется дополнительное усиление, определяется способ вязки каркаса и допустимые отклонения. Последние два пункта в обязательном порядке проверяются согласно требованиям стандартов.

Требования СНиП и ГОСТ

схема и устройство обвязки

По поводу возведения монолитных зданий, плит фундамента и перекрытий действуют стандарты и требования, охватывающие практически все возможные варианты использования бетонных монолитных сооружений и элементов.

Двумя ключевыми документами для армированных плит являются:

  • СНиП 3.03.01-87;
  • ГОСТ 10922-2012.

В них оговариваются марки бетона, процесс подготовки площадки опалубки, варианты вязки и сборки армирующего каркаса и усилений, порядок установки закладных элементов.

Собственно в отношении конструкции армирования нет особых указаний, так как расчеты выполняются индивидуально в каждом проекте исходя из поставленных задач.

Особенно строго в стандартах указываются допустимые отклонения от установленных проектом размеров и расстояний между прутьями арматуры.

По вязке арматуры для монолитных плит указывается несколько правил:

  • В одной плоскости перекрестная арматура должна укладываться в строгом соответствии с установленным проектом шагом.
  • Вязка арматуры по всем пересечениям осуществляется только по периметру всей конструкции и по границам усиления, закладных элементов или подготовленных проемов. В остальном объеме армирующего каркаса пересечения вяжутся в шахматном порядке.
  • Сонаправленные прутья при укладке нескольких слоев армирования смещаются относительно друг друга так, чтобы в верхней проекции прутья одного ряда располагались между прутьями второго.
  • Ключевое требование СНиП касается стыковки арматуры. Обязательно формируется перехлест протяженностью от 35d до 75d, где d – диаметр используемой арматуры.
  • В месте перехлеста перевязка осуществляется несколько раз с расстоянием не более 10см для придания жесткости и прочности каркасу, особенно если он вначале собирается на подготовленной площадке, а после транспортируется к месту установки.

Шаг вязки

Привычным шагом для распределения арматуры под монолитную плиту составляет 150х150 мм или 200х200 мм, однако могут быть отступления от этих размеров в зависимости от требований проектной документации.

Вязку арматуры можно выполнять по всем пересечениям , однако достаточно выполнить ее в шахматном порядке со смещением в разных плоскостях и только по периметру в каждом пересечении.

Технология

Сварка арматуры применяется редко и только в исключительных случаях при возведении крупных монолитных сооружений.

Важно знать, что сварка в точке соединения арматуры ослабляет материал, делает его неустойчивым к нагрузкам и подвергает дополнительному риску ускоренной коррозии.

В частном и малоэтажном строительстве остается только вариант перевязки арматуры проволокой или другими механическими крепежными материалами.

Для вязки арматуры используется:

  • Специальная обожженная стальная проволока диаметром от 0,8 до 1,5 мм. Отжиг проволоки придает ей вязкость и мягкость, за счет чего ее можно крутить и связывать даже вручную;
  • Готовые зажимы из необожженной стальной проволоки для перекрестных соединений арматуры;
  • Полимерные зажимы и стяжки.

Большее распространение получила вязальная отожженная проволока, но больше как историческая данность, ускорить процесс вязки позволяют именно полимерные зажимы или готовые подпружиненные хомуты стальной проволоки.

Задача вязки каркаса армирования заключается в следующем:

  1. По подготовленной площадке размечаются границы будущей монолитной плиты с указанием всех границ и углов. Далее закладывается бобышки – специальные фиксаторы, подставки, на которых раскладывается первый слой арматуры, чтобы выдержать заданное расстояние от нижней границы заливаемой плиты, так чтобы арматура полностью была закрыта бетоном;
  2. Укладывается арматура вначале по одному направлению, притом с обязательным перехлестом в точках, где арматура составляется для покрытия всей длины;
  3. Распределяются поперечные вертикальные элементы для связи с последующими слоями армирования;
  4. Вязка выполняется по всем точкам тройного пересечения, где имеются вертикальные поперечные стоки, по всему периметру армирования и внутри в шахматном порядке или в каждом пересечении;
  5. Далее устанавливаются бобышки для второго ряда армирования. Вся процедура повторяется, только при условии, что шахматный порядок вязки в центральной части плиты будет смещен по отношению к первому ряду по диагонали.

Крючком

Самый простой и доступный для исполнения вариант вязки. Используется крючок из толстой прочной стальной проволоки (подойдет даже гвоздь для шифера) специальной формы. Конец у крючка заострен, сам изгиб крючка примерно с диаметром разворота в 3см и выходом концовки на 3-4 см.

Ручка крючка делается поворотной и смещенной относительно крюка в сторону так, чтобы они не располагались на одной оси.

Изготовить крючок для вязки можно и самостоятельно, однако лучше приобрести готовый инструмент в любом строительном магазине.

Покупной вариант будет прочнее, надежнее и невероятно удобнее, так как уже давно найдена удобная эргономичная форма инструмента и вариант хваткой ручки, чтобы не уставала кисть руки.

Для вязки используется отрезок проволоки примерно 20-25 см. Его складывают пополам и после еще раз посередине изгибают под углом 90 градусов. В итоге получается изогнутый крючок с одной стороны с петелькой и двумя свободными концами на другой стороне.

Проволока поддевается под место пересечения или перехлеста арматуры. Крючок задевается в петельку на проволоке так, чтобы его кончик зацепился за вторую концовку. Если несколько раз прокрутить крючок вокруг оси, то концы проволоки скручиваются и затягивают петлю вокруг арматуры.

Последним действием торчащий отрезок проволоки загибается к плоскости каркаса, чтобы она ни в коем случае не выступала за переделы объема боронования. Если этого не сделать, то выступивший металл со временем будет ржаветь, что отразится на прочности плиты и даже проступит через дальнейшую чистовую отделку.

В качестве усовершенствования вязки крючком используются и другие варианты:

  • Крючок делается с прямой основой и зажимается в патроне шуруповерте или дрели с ограничителем усилия. Продев крюк в петельку проводок, можно быстрее закручивать и затягивать ее, при этом ориентируясь по усилию на ограничитель шуруповерта. Это ускорит процесс вязки примерно вдвое;
  • В продаже имеются полуавтоматические крючки для вязания арматуры. Это крючок из стальной проволоки, закрепленный на толстом цилиндрическом валу, у которого имеется специальная спиральная резьба с большим углом наклона. Ручка разработана специально под эту резьбу. Зацепившись крюком за петельку и потянув ручку на себя, вал прокручивается вокруг оси, затягивая проволоку.

    Примечательно, что вязка получается аккуратнее, чем в предыдущих вариантах за счет стабильного натяжения. Однако пользователи сетуют на недолгий срок службы таких полуавтоматических крючков.

Пистолетом

Даже вязку арматуры уже успели полностью автоматизировать. Обвернуть место пересечения арматуры проволокой, стянуть концы и скрутить их, вполне можно выполнить это за 0,5-0,8 секунды, если использовать специальный пистолет.

Проволока для вязки подается с бобины на специальные клешни захвата, которые упирают в перекрестие арматуры. Далее достаточно нажать на курок и через доли секунды вязка закончена.

Форма и повторяемость вязки у пистолета идеальная. Сила натяжения и расход проволоки регулируются, так что недостатков у такого подхода нет, кроме высокой стоимости самого оборудования.

Пистолет обойдется подрядчику или хозяину возводимого дома примерно в 35-50 тыс. руб. При необходимости можно найти магазины или фирмы, способные предложить пистолет в аренду, что будет куда экономнее.

Все работы по вязке каркаса под монолитную плиту выполняются с пистолетом на порядок быстрее, чем вручную. Фактически то, что сделает бригада работников с крючками за 10 дней, с пистолетом один человек успеет за одну смену.

Проволочными зажимами

Главная задача заключается не в прочном скреплении арматуры, а в удержании ее на месте без сдвигов до заливки бетоном.

Вместо обожженной проволоки можно использовать подготовленные зажимы. Изготавливаются они из пружинящей стальной проволоки толщиной до 2 мм.

Проволоку оборачивают вокруг двух труб диаметром чуть больше арматуры. В итоге должен получиться зажим в виде свернутого пополам отрезка с загнутыми двумя свободными краями по окружности.

Достаточно зацепить проволокой один из прутьев на пересечении и, перегнув через поперечную арматуру, зацепить снова за первый прут. Существуют готовые формы для зажимов на случай тройного пересечения и для связки арматуры внахлест.

Пластиковыми стяжками

Вовсе не обязательно использовать стальную проволоку и вязать ее крючком или кусачками. Уже широко распространены и везде доступны пластиковые стяжки длиной от 50 мм до метра, которые легко затягиваются вручную и при этом обеспечивают надежную фиксацию.

Длинные стяжки лучше оборачивать по одному разу с каждой стороны перекрестия арматуры и после затягивать, однако даже диагонального обхвата хватит по прочности. Идеальным решением пластиковые стяжки будут в случае армирования монолитной плиты полимерной арматурой.

Стоимость

Работа по вязке каркаса из арматуры для заливки монолитных плит фундамента и перекрытий оценивается отдельно от общих работ по обустройству опалубки или заливки и ухода за бетоном.

В среднем стоимость работ по вязке вручную может обойтись либо как 40% от стоимости арматуры, либо в пределах от 3500 до 7500 тыс. руб. за тонну арматуры.

Цена сильно зависит от конструкции каркаса и его сложности, так что подробные расценки профессиональные монтажники смогут озвучить, только посетив объект и ознакомившись с проектной документацией.

Самостоятельная вязка арматуры включает в себя стоимость вязальной проволоки и инструмента. Немаловажным фактором становится и время, затраченное на работу.

Так если использовать пистолет, то справиться можно за одну смену или за несколько, однако стоимость даже аренды инструмента обойдется недешево. Проволоки уйдет примерно в два-три раза больше. Зато результат будет самым качественным.

Для монолитной плиты вязка арматуры гораздо проще, чем для ленточного фундамента. Сетки создаются из прутков на стройплощадке, для работы необходима УШМ с диском по металлу, приспособление для вязки либо аккумуляторный инструмент.

Технология изготовления арматурной сетки для фундаментной плиты

Вязка арматуры начинается с покупки металла, количество которого сначала необходимо вычислить с минимально возможным запасом. Для армопояса плиты необходимо учесть факторы:

Для создания нижнего защитного слоя используются исключительно бетонные или полимерные прокладки. Запрещено поднимать сетку кусками арматуры, труб, подкладывать щебень, кирпич.

Расчет количества арматуры

Вязка арматуры происходит по стандартной схеме, вычислить количество прутков достаточно легко:

  • стандартная длина арматурных стержней 6 м
  • 0,4 – 0,6 м перехлест в стыках
  • минус 8 см для каждого прутка для защитного слоя бетона
  • ячейка 15 х 15 см либо 20 х 20 см
  • при увеличении толщины плиты ячейка снижается, прутки становятся толще

Сложнее учесть конфигурацию столиков Z-образной формы из 6 – 8 мм арматуры для поддержки верхнего пояса. Верхняя П-образная часть обычно имеет размеры для 30 см плиты 20 х 40 х 20 см. Опорные лапки около 40 см с каждой стороны. На один столик необходимо 1,6 м гладкой арматуры, их количество вычисляется в зависимости от проекта.

Таким образом, количество стержней определяется по формуле:

Затем останется учесть, что армопоясов в конструкции два, нахлесты при соединении. С переводом длины в килограммы проблем не может возникнуть в принципе – на каждом стройрынке имеется таблица перевода. Там же можно купить вязальную проволоку, зная количество стыков, длину куска для каждого из них (30 см – вдвое по 15 см).

Наиболее востребована проволока 1,2 – 1,4 мм для 8 – 12 мм стержней, соответственно. Более толстую проволоку сложнее сформировать в узел, скрутки торчат над верхним армопоясом, уменьшая защитный слой бетона. С тонкой катанкой работать легче, однако она может порваться при усилении крутящего момента. Рекомендуемый специалистами запас составляет 15%, как для арматурных стержней, так и для проволоки. Для гладкой арматуры, из которой будут выгибаться столики, достаточно 10% запаса.

Резка прутков

Крой арматуры удобнее осуществлять по шаблону. Отдельно нарезаются продольные куски двух сеток, поперечные стержни конструкций. При больших габаритах опалубки выкраиваются куски для наращивания с учетом 60 см нахлеста, прикручиваются проволокой к длинным элементам плиты.

Самым экономичным является крой абразивной оснасткой. УШМ с диском по металлу легко справляется с арматурой любого диаметра. Кроме того, это самый доступный для индивидуального застройщика электроинструмент. На этом же этапе проще всего очистить арматуру от возможной ржавчины. Позже это будет сделать гораздо сложнее.

Изготовление подставок

Для поддержки верхней сетки из арматуры необходимы подставки – столики. Их изгибают с учетом толщины плиты, арматуры. Например, для 40 см монолитной конструкции расчет имеет вид:

  • толщина плиты – два защитных слоя – толщина прутков верхней, нижней сетки (4 прутка внахлест)
  • 40 см – (4 см+4 см) – (4 х 1 см) = 28 см

Затем необходимо изготовить стол, рассчитать радиус изгиба или вычислить его экспериментальным путем. Вначале выгибается П-образная конструкция, затем в противоположные стороны отгибаются лапки. Столик приобретает пространственную жесткость, большую опорную поверхность.

Монтаж нижней сетки

Оптимальным вариантом для фиксации прутков арматуры друг к другу является вязка отожженной проволокой. Работы в зависимости от бюджета, объемов могут производиться несколькими инструментами:

Для армирования одной плиты крупного формата индивидуальные застройщики могут использовать шуруповерт с обычным крючком, частично механизировав процесс, избежав затрат на покупку профессионального ввязочного пистолета. В этом случае ручку придется отрезать, чтобы крючок вставлялся в быстрозажимной патрон.

При работе обычным, механическим крючком проволока заводится оператором вручную. Аккумуляторный пистолет все делает самостоятельно, бюджет покупки составляет 40 тысяч рублей для самых бюджетных моделей. Поэтому чаще используется механический инструмент, стоящий 500 – 700 рублей или обычный крючок, который обходится еще дешевле.

Технология вязки сетки из арматурных прутков имеет вид:

  • раскладка арматуры вдоль одной стены через 15 – 20 см в зависимости от размера ячейки
  • раскладка стержней поверх них с аналогичным шагом
  • вязка стыков внахлест специальной проволокой

Кусок проволоки 30 см сгибается пополам, получившаяся конструкция дополнительно изгибается пополам, заводится под стык пересечения стержней по диагонали. В петлю заводится жало крючка, свободная сторона огибает стержень. Вращением (обычно по часовой стрелке) проволока затягивается на стыке арматурных прутков, придавая пространственной конструкции необходимую прочность.

При ручном способе усилие затяжки контролируется мастером по натяжению проволоки. Если используется механическое приспособление, момент кручения определить сложнее (обычно визуальная оценка). При использовании шуруповерта можно поставить необходимое усилие затяжки (21 – 9 позиций в разных моделях). На аккумуляторном пистолете для вязки арматуры так же имеются регулировки крутящего момента.

Установка верхнего пояса

Перед укладкой верхнего пояса из арматуры необходимо разместить на нижней сетке столики. Их устанавливают по схеме:

  • опорные лапки опираются на два ряда прутков
  • верхняя полка параллельна стержням накрывающей сетки или расположена диагонально
  • лапки связаны проволокой с двумя соседними рядами стержней
  • верхняя полка зафиксирована проволокой минимум в двух местах к верхней сетке

На практике, столики привязывают к нижней сетке, стоящей на бетонных, полимерных прокладках, лапками через каждые два ряда. Стыкуют с верхней сеткой после ее выравнивания в соответствии с защитным слоем. Арматура не должна выступать из опалубки над проектным уровнем плиты.

Все металлические элементы следует очистить от ржавчины, в противном случае коррозия арматуры будет продолжаться внутри бетона. В год она «съедает» примерно 0,01 мм, поэтому через несколько лет толщина армопояса существенно уменьшится. Плита перестанет качественно воспринимать нагрузки, что грозит, не только трещинами в стенах из кирпичной кладки, но и обрушением силового каркаса.

Основной ошибкой индивидуального застройщика является использование готовых арматурных сеток либо предварительно связанных из 6 м стержней на удобной площадке в пятне застройки. При изготовлении арматурных карт промышленным способом производители часто используют сварку, которая опасна ослаблением металла возле сварочных соединений, возникновением коррозии в стыках.

При самостоятельном изготовлении сеток 6 х 6 м (стандартная длина металлопроката) этого размера часто недостаточно для плиты. Сетки стыкуются внахлест, однако отсутствует разбежка в соседних рядах, плита на этом участке ослабляется по умолчанию. Единственно правильным способом является наращивание прутков по месту с разбежкой нахлеста на 60 диаметров минимум в соседних рядах.

При соблюдении указанных технологий вязки армопоясов для монолитной фундаментной плиты можно достичь максимально возможного ресурса ж/б конструкции. Любое нарушение автоматически приведет к снижению качества, что очень опасно для плитных оснований, обладающих нулевой ремонтопригодностью.

Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней.

Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.

По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.

Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.

  • Способы вязки арматуры
  • Технология работы крючком
  • Материалы
  • Нормы и правила выполнения работ
  • Вязка каркаса ленточного фундамента
  • Ориентировочные цены

В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.

Способы вязки арматуры

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа - винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Схема вязки арматуры с помощью крючка

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

Подставки под арматурный каркас

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

Подставка для монтажа верхнего каркаса монолитной плиты

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.

Существует два способа соединения отдельных элементов арматуры ленточного фундамента и монолитной плиты - вязка и сварка. Первый - более доступный вариант, может быть ручным и механизированным. Для этого метода используют гибкую обожженную металлическую проволоку круглого сечения диаметром от 1 до 1,4 мм из оцинкованной низкоуглеродистой стали. Проволока, подвергнутая обжигу, отличается мягкостью на изгиб, сохраняя при этом прочность на растяжение. Если под рукой есть только простая, то рекомендуется подержать ее над огнем около 30 минут.

  1. Плюсы и минусы технологии
  2. Схема армирования фундаментов
  3. Какие инструменты применяются?
  4. Вязка стержней вручную
  5. Механизированное связывание

Проволоку для вязки можно приобрести метражом в бухтах или уже нарезанную, с кольцами на концах. Последний вариант позволяет существенно ускорить выполнение работы, уменьшить затраты труда. Это связано с отсутствием необходимости нарезать материал, использовать электроинструменты.

Достоинства и недостатки вязания арматуры по сравнению со сваркой

Преимущества:

  • невысокие затраты труда;
  • возможность проведения работы на месте строительства;
  • не требуются источник электропитания и сложное оборудование;
  • отсутствие затрат на электричество;
  • работа проста и безопасна (по сравнению со сваркой), ее может выполнять человек, не имеющий опыта;
  • конструкция имеет меньший вес;
  • гибкость каркаса при достаточной его жесткости, что имеет особенное значение для фундамента в районах с высокой сейсмической активностью;
  • поверхность связанной арматуры не нуждается в дополнительной защите.

Недостатки:

  • невысокая прочность;
  • подвижность узлов;
  • низкая производительность труда;
  • нестабильность качества соединений;
  • низкая устойчивость по отношению к перепадам температур.

Вязание своими руками применяют в основном в частном строительстве, где не требуется высокой точности и выполнения строгих условий.

Армирование фундамента

Сетка из пересеченных под прямым углом продольных и поперечных стержней называется поясом. Арматура состоит из нескольких поясов, горизонтально расположенных друг над другом. Правила и схема армирования монолитной плиты:

  • Первый армирующий пояс связывают и устанавливают на высоте около 5 см над песчано-гравийной подушкой после монтажа опалубки.
  • В углах армирование правильно делать более частым. Для этого добавляют дополнительные продольные стрежни. На углах поясов размещают пруты, изогнутые под углом 90 градусов.
  • Для монтажа остальных поясов к нижнему привязывают вертикальные прутья с шагом 20-40 см.
  • Следующий пояс связывают на высоте не более 15 см от нижнего.
  • Количество поясов и расстояние между ними зависят от толщины плиты. Шаг между поясами может быть меньше 15 см.
  • Верхний край вертикальной арматуры должен выступать над фундаментом. При выведении стен он будет связан с их нижним краем.

Схема армирования ленточного фундамента:

  • После размещения опалубки вбить вертикальные стержни.
  • Связать один за другим параллельно для горизонтального пояса.
  • Если ширина основания - до 40 см, то достаточно двух продольных стержней, если эта ширина больше - три, редко четыре.
  • Расстояние между поясами - не более 40 см. Их количество может быть больше двух.
  • Последний верхний пояс обычно устанавливают ниже верха опалубки на несколько см.

Для правильного армирования ленточного фундамента, как и плитного, в его углах размещаются не стыки стрежней, а целые изогнутые. Шаг между поперечными стержнями поясов на углах должен быть меньше.

Приспособления для обвязки

Стержни вяжут вручную с помощью следующих инструментов:

  • крючки для вязальной проволоки - их можно приобрести или сделать самостоятельно из рифленой арматуры или длинного гвоздя, загнутого в форме буквы Г;
  • кусачки (реверсивные клещи) - для завязывания петель и обрезки;
  • обычные пассатижи или плоскогубцы;
  • щипцы.

Готовые крючки (скручиватели проволоки) отличаются формой и материалом ручки, углом изгиба рабочей части. Разновидность - полуавтоматический крючок. Его тянут вверх, ручка скользит по спирали и поворачивает крюк. Ручки всех видов скручивателей могут быть изготовлены из оцинкованного металла, дерева или пластика. Крючком для вязания арматуры можно в последствии завязывать мешки, подвязывать виноград, выполнять многие другие операции.

Еще один вариант - механизированная вязка. Для нее используют:

1. Пистолет для вязания. Приспособление стоит сравнительно дорого, поэтому, если оно нужно для одного раза, разумнее взять его в аренду. Проволока не подходит, необходимы специальные кассеты.

2. Шуруповерт. Этот инструмент стоит недорого, всегда востребован в быту, работает с обычной проволокой. Шуруповертом выполнить вязку быстрее, чем вручную, в несколько раз.

Технология ручной вязки

Вязать арматуру своими руками можно прямо в траншее или снаружи. Во втором случае в опалубку вставляют уже готовую армирующую сетку. Этот способ надежнее. Элементы сетки располагают на специальных деревянных шаблонах с пазами под продольные и поперечные стержни. Ширина шаблона должна быть в пределах 30-50 см, длина - не более 3 м.

Порядок действий при скреплении крючком вручную:

  1. Нарезать вязальную проволоку на отрезки длиной 20-25 см. Правильно сделать это болгаркой, перерезав поперек целую бухту.
  2. Каждый отрезок сложить пополам.
  3. Разложить заготовки по местам стыков деталей арматуры.
  4. Ввести крючок в петлю, образованную сгибом проволоки пополам.
  5. Подхватить крючком второй конец отрезка проволоки, который загнуть таким образом, чтобы он не соскакивал с приспособления для вязки.
  6. Начать вращать крючок по часовой стрелке.
  7. Закрутить петлю до упора, но при этом следить за тем, чтобы проволока не оборвалась. Для надежного соединения достаточно трех-четырех оборотов.
  8. Вынуть крючок из петли и повторить все операции на следующем пересечении.

Если вместо крючка используют плоскогубцы, то после выполнения п. 1-4 левой рукой взяться за концы проволоки, а правой рукой с плоскогубцами, захватить концы петли и закрутить в несколько оборотов. Самодельный крючок из гвоздя работает так же, как и готовый.

Вязать стеклопластиковую арматуру можно не крючком и проволокой, а пластиковыми хомутами. На углы устанавливают специальные элементы.

Особенности механизированной вязки

Работа вязальным пистолетом выполняется автоматически. Достоинства - низкая вероятность обрыва, устраняются многие недостатки ручного метода вязки, скорость в несколько раз больше. Недостаток - в труднодоступных местах пользоваться приспособлением неудобно. Есть два вида приборов для механизированного вязания - аккумуляторные и механические. Нужно поднести устройство к месту пересечения элементов армирующей сетки и нажать на кнопку или рычаг (в зависимости от вида пистолета), оно примерно за 1 с затягивает петлю с нужной силой и обрезает излишки. Как дополнение к пистолету можно использовать удлиняющую насадку, которая позволяет работать, не наклоняясь.

Обычный бытовой шуруповерт с регулируемым количеством оборотов тоже может справиться с вязкой армирующей сетки фундамента. Как правильно связать арматуру:

  • Изготовить специальную насадку-крючок. Для этого нужен длинный гвоздь диаметром от 4 мм. Шляпку у него отпиливают, гвоздь загибают в виде крюка. Вместо гвоздя возможно использовать толстую проволоку.
  • Нарезать проволоку на отрезки и сложить пополам, как при ручной вязке. Разложить заготовки по местам стыков деталей.
  • Слегка изогнуть подготовленную петлю и подвести ее по диагонали (под углом 45 градусов) под место пересечения элементов армирующей сетки.
  • Вставить в петлю крючок шуруповерта.
  • Включить инструмент на малом количестве оборотов.
  • После скрепления первого узла проверить качество соединения. Если проволока надорвана, то обороты уменьшить, если петля не затянулась - увеличить. Если узел надежный, то количество оборотов установлено правильно.
  • Выполнить вязку остальных узлов отрегулированным инструментом.

Вязка арматуры для фундамента ленточного или из монолитной плиты любым из предложенных способов может быть осуществлена самостоятельно, даже при отсутствии большого опыта подобной работы.

Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней.

Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.

По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.

Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.

В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.

Способы вязки арматуры

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Схема вязки арматуры с помощью крючка

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

Подставки под арматурный каркас

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

Подставка для монтажа верхнего каркаса монолитной плиты

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.

Бетон хорошо выдерживает изгибающие воздействия, но не может самостоятельно справится и изгибом. Для обеспечения несущей способности выполняют армирование фундамента своими руками. В большей степени это касается ленточных и плитных конструкций. В сваях и столбах металл укладывается больше из конструктивных соображений, чем реальной необходимости.

Правила армирования

Армирование ленточного фундамента и любого другого выполняется с учетом следующих правил:

  • для рабочей арматуры используют стержни класса не ниже А400;
  • не рекомендуется использовать для соединения стержней сварку, поскольку она ослабляет сечение;
  • в обязательном порядке связать металлический каркас из арматуры нужно на углах, сваривание здесь не допускается;
  • даже для хомутов не рекомендуется гладкая арматура;
  • необходимо строго соблюдать защитный слой бетона, равный 4 см, это защитит металл от коррозии (ржавчины);
  • при изготовлении каркасов стержни в продольном направлении соединяют с нахлестом, который принимается равным не менее 20 диаметров прутов и не менее 25 см;
  • при частом расположении металла, стоит контролировать крупность заполнителя в бетоне: он не должен застревать между стержнями.
Пример размещения армирующего каркаса
в ленточном фундаменте

Грамотно подготовленный арматурный каркас - это половина успеха. Именно он спасет фундамент в случае неравномерных деформаций, которые создают изгибающие нагрузки. Стоит более подробно рассмотреть вопрос на примере ленточного фундамента своими руками.

Какая арматура нужна для конструкции

Армирование ленточного фундамента предполагает наличие трех трупп стержней:

  • рабочие, которые укладываются вдоль ленты;
  • поперечные горизонтальные;
  • поперечные вертикальные.

Поперечная арматура под ленточный фундамент также называется хомутами. Ее основное предназначение - соединение рабочих прутов в единое целое. Армирование ленточного фундамента выполняется в строгом соответствии с нормативными документами. Какая арматура нужна для фундамента? Чтобы дать точный ответ выполняют сложные расчеты.

Чтобы не нанимать профессионалов, можно обойтись упрощенным вариантом. Технология армирования ленточного фундамента под небольшой дом позволяет назначать сечения конструктивно. Это вызвано тем, что лента воспринимает сравнительно небольшие нагрузки и работает преимущественно на сжатие.

Чтобы сделать армирующий каркас, используют конструктивные, то есть минимально допустимые, размеры сечений:

  • Для рабочего армирования - 0,1 % от площади сечения фундамента под дом. При этом если сторона ленты составляет 3 метра или менее, минимально допустимое значение принимается равным 10 мм. Если сторона здания имеет длину более 3 м, то диаметр рабочего армирования не может быть меньше 12 мм. использовать пруты сечением больше 40 мм не разрешается.
  • Горизонтальные хомуты не могут быть по диаметру меньше одной четверти рабочих. Из конструктивных соображений назначают размер 6 мм.
  • Диаметр вертикальной арматуры зависит от высоты ленты для фундамента дома. Для малозаглубленных, размеры которых составляют 80 см и менее подойдут пруты от 6 мм.

Правила армирования ленточного фундамента заглубленного типа предусматривают использование стержней от 8 мм и более.


Схема типовых сечений стержней арматуры

Если строится здание из кирпича, стоит укладывать арматуру с небольшим запасом. Такой вариант даст уверенность в надежности конструкции.

Вязка арматуры

Схема армирования ленточного фундамента предполагает соединения стержней методом связывания. Связанный каркас обладает большей прочностью по сравнению со сварным. Это вызвано тем, что повышается вероятность прожига металла. Но такое правило не касается элементов заводского изготовления. Вне строительной площадки есть возможность соединить детали без существенной потери прочности.


Места вязки арматуры

Разрешается для увеличения скорости работ армировать фундамент на прямолинейных участках способом сваривания. Но армировать углы можно только с использованием вязальной проволоки. Эти участки конструкции являются наиболее ответственными, поэтому торопиться не стоит.

Перед тем как вязать арматуру для ленточного фундамента нужно подготовить материалы и инструменты. Существует два способа, которыми выполняют связывание металла:

  • специальный крючок;
  • вязальная машина (пистолет).

Первый вариант доступен, но подойдет только для небольших объемов. Укладка арматуры в ленточный фундамент в этом случае займет много времени. Для соединения применяют отожженную проволоку, диаметр которой составляет 0,8-1,4 мм. Использование других материалов не допускается.

Схема вязки арматуры для ленточного фундамента

Чтобы построить свой дом, нужно проявить терпение и внимательность. Не стоит экономить время и деньги, поскольку это может вызвать неприятности при эксплуатации. С соединением прутов по длине проблем не должно возникнуть. В этом случае процесс достаточно прост, важно лишь соблюдать минимальную величину нахлеста.

Но как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента по углам? Существует два типа угловых соединений: между двумя перпендикулярными конструкциями и в месте примыкания одной стены к другой.

Оба варианта имеют несколько технологий выполнения работ. Для угловых стен используют следующие:

  1. Жесткое лапкой. Для выполнения работ на конце каждого стержня делают «лапку» под прямым углом. В этом случае прут напоминает собой кочергу. Длина лапки должна составлять не менее 35 диаметров, лучше назначать больше. Загнутую часть стержня присоединяют к соответствующему перпендикулярному участку. Таким образом получается, что внешние пруты каркаса одной стены соединены с внешними другой стены, а внутренние приваривают к внешним.
  2. С применением хомутов Г-образной формы. Принцип действий схож с предыдущим вариантом. Но в этом случае не изготавливают лапку, а берут г-образный элемент, сторона которого имеет длину не менее 50 диаметров рабочей арматуры. Одну сторону привязывают к каркасу одной стены, а вторую - к каркасу перпендикулярной. При этом внутренние стержни нужно соединить с внешними. Шаг хомутов должен составлять три четверти от высоты стены подвала.
  3. С применением хомутов П-образной формы. На угол нужно два элемента, длина сторон которых будет составлять 50 диаметров арматуры. Каждый их хомутов приваривается к двум параллельным прутам и к одному перпендикулярному пруту.


Как правильно армировать ленточный фундамент на тупых углах. Для этого внешний стержень изгибают до нужной градусной величины и прикрепляют к нему дополнительный в качестве усиления. Внутренние элементы привязываются к внешнему.


Схема правильного и неправильного армирования тупых углов

Чтобы уложить арматуру в местах примыкания одной стены к другой, пользуются примерно теми же методами, что и в предыдущем случае:

  • нахлест;
  • Г-образные хомуты;
  • П-образные хомуты.

Величина нахлестов и соединений принимается равной 50 диаметрам. При выполнении работ стоит помнить наиболее распространенные ошибки:

  • связывание под прямым углом;
  • отсутствие связи между внешними и внутренними элементами;
  • продольные пруты соединяют вязкой перекрестий.

Не стоит повторять эти ошибки при строительстве собственного дома.

Использование вязального крючка

Перед тем как армировать ленточный фундамент, стоит узнать, как пользоваться рабочим инструментом. Специальный пистолет редко используют для частного домостроения, польку такое оборудование требует дополнительных затрат. Вкладываться в инструмент выгодно только для выполнения заказов, а не при возведении одного дома.

По этой причине наиболее распространенным инструментом для вязки в частном домостроении стал крючок. Пользоваться им будет проще, если заранее подготовить специальные шаблоны. Такая деталь работает как верстак и существенно облегчает работу. Дело пойдет быстрее. Чтобы изготовить шаблон требуются деревянные бруски, ширина который составляет около 30-50 см, а длина не может быть больше 3 м, поскольку такой верстак неудобно использовать.


Самый распространенный способ вязки – крючком

В деревянном приспособлении нужно просверлить пазы и отверстия, которые повторят очертания стержней в каркасе. В такие отверстия заранее раскладывают куски вязальной проволоки длиной по 20 см, а после этого фиксируют пруты армирования.

Для того чтобы понять технологию вязки, можно рассмотреть примеры. При строительстве потребуется два варианта: для перекрестий (когда элементы расположены перпендикулярно друг другу) и для соединений внахлест. В ленточном фундаменте чаще нужна вторая технология, при возведении плитной конструкции наиболее актуальной будет первая.


Чтобы соединить уложенный каркас в единое целое при соединении внахлест, крючком следует пользоваться в таком порядке:

  1. соединения выполняют в нескольких местах по длине стыка, месторасположение проволоки назначают так, чтобы она находилась в углубленной части профиля арматуры;
  2. проволоку складывают пополам и укладывают под местом соединения;
  3. с помощью крючка поддевают петлю;
  4. свободный конец подводят к инструменту и накладывают на него с небольшим перегибом;
  5. начинают вращать крючок, закручивая проволоку;
  6. осторожно вынимают инструмент.

На одно соединение внахлест процедуру повторяют 3-5 раз. Соединить элементы за один раз, как это делается при перекрестном примыкании, недостаточно. Вязка арматуры под ленточный фундамент в этом случае будет ненадежной, поскольку фиксация в одной точке не предотвращает сдвиг элементов.

Грамотное соединение каркаса позволит гарантировать надежность, прочность и долговечность опорной части здания.