Что делать с покойником в жару. Правила, ошибки и отчитки во время похорон. Сорокоуст о упокоении

Роковая ошибка на похоронах

Существует множество примет, связанных с похоронами, во время которых люди, к сожалению, часто допускают серьезные ошибки. Известны случаи, когда после таких ошибок вслед за покойником уходило сразу несколько человек. Далее мне бы хотелось привести несколько примеров таких ошибок, чтобы вы, мои дорогие читатели и ученики, сделали надлежащие выводы и в будущем могли избежать беды. А на случай если кто-то все же позабудет о том, что я тут писала, и совершит ошибку, я научу вас специальным заговорам, которые отведут от вас и от ваших родных несчастье. Кроме того, я опубликую тексты обережных заговоров, которые необходимо читать перед тем, как идти на похороны.

Из рассказа Глебовой Л. И.:

«На работе у моего мужа умер сослуживец, и мы поехали на его похороны. Квартира находилась на двенадцатом этаже, и, естественно, гроб с покойником спускали не на лифте, а несли, как и положено, вниз по лестнице на руках. Покойный был довольно грузным человеком. Двенадцать этажей – это высоко, и конечно же нести гроб было тяжело и неудобно, к тому же подъезд был узкий, и на лестничных площадках несшие гроб мужчины еле-еле разворачивались

В какой-то момент случилось ужасное: неожиданно гроб накренился, и покойник стал заваливаться вбок. Мужики закричали, чтобы кто-ни будь подлез под гроб. Мой муж кинулся поддержать гроб, и тут случилось невероятное – все мужики попадали, а мой муж так и остался стоять с гробом на спине, а потом и он съехал вниз по лестнице в обнимку с покойником. Муж мне потом рассказывал, что глаза и рот у покойника в тот момент открылись, и Виктору (так звали моего мужа) даже показалось, что усопший укусил его за щеку.

Невозможно рассказать, что тут началось. Покойника подняли и понесли назад, так как гроб при падении раскололся и хоронить в нем уже было невозможно. Поехали за новым гробом. После того как усопшего похоронили, на обратном пути случилась жуткая авария, в которой погибло шесть человек.

Мой муж с этого дня заболел, а через сорок дней мы его схоронили, затем умерла свекровь, через полгода – свекор. Теперь у меня обнаружили опухоль, я в ужасном состоянии. Помогите!»

Случай второй. Рассказывает Дубракова Зинаида:

«Мне было тринадцать лет, когда умер мой дядя. Не знаю зачем, но меня взяли на кладбище. Там ребята копали могилу, а я сидела на лавочке возле чьего-то памятника. Когда ребята вылезли, то хватились лопаты, которую оставили в могиле. Услышав об этом, я спрыгнула в могилу и достала лопату, хотя меня об этом никто не просил. Наверное, мне просто хотелось в тот момент понравиться молодым ребятам, показать свое бесстрашие. Подала я им лопату, а потом сдуру взяла и легла на дно могилы и, изображая покойника, даже руки на груди сложила. Ребята испугались и заорали:

– Зинка, вылезай! Ты что, совсем сдурела?!

А после похорон дяди у меня отнялись ноги и руки. Врачи говорили, что случай у меня непростой и они с подобным еще никогда не сталкивались. Самое удивительное то, что ложилась я спать здоровой, а проснулась калекой. Все время я себя хорошо чувствовала и не было никаких признаков надвигающегося несчастья. Лежу теперь без движения, как мумия. Письмо пишет под диктовку моя родственница. Зинаида».

От себя добавлю, что до того как Зина, а вернее, ее родные обратились ко мне за помощью, она пролежала без движения несколько лет. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть ей здоровье, теперь Зина, слава богу, замужем и скоро у нее родится ребенок.

Из рассказа Игнатовой М.:

«Во время похорон мы допустили множество ошибок, думаю, что из-за этого я теперь так тяжело болею. А Нина, моя сестра, и вовсе умерла через три недели после похорон.

В тот день родственники были очень расстроены и все делали не так, как надо. В морге перепутали гробы, и тетю положили в гроб слишком большого размера. Работники морга умудрились надеть на покойницу чужую одежду. Поскольку за ней поехали мужчины, то они не обратили внимание на такие “мелочи”, а потом уже решили не возвращаться и хоронить как есть. Когда приехали на кладбище, то обнаружилось, что привезли не все венки и не взяли с собой полотенца (чтобы опускать гроб в могилу). В результате гроб опускали руками и чуть его не перевернули.

Венки, которые остались дома, было жалко выкидывать, поэтому решили, что отвезем их на кладбище на другой день. Но на второй и на третий день их так и не увезли. В конце концов решили, что отвезем их на девятый день помин.

Потом умерла сестра Нина, она не болела, а просто легла спать и утром не проснулась. В свидетельстве о смерти написали “сердечная недостаточность”. Теперь вот и я свой срок доживаю. Меня никто не переубедит, что все наши беды просто трагическое совпадение. Я уверена, что все это результат ошибок на по хоронах».

Если выяснилось, что во время похорон были допущены серьезные ошибки, то не теряйте даром времени и немедленно приступайте к отчитке. Подайте записки «О здравии» в трех церквах на каждого члена вашей семьи отдельно. Забытые в доме похоронные принадлежности (венки, траурные ленты, полотенца и т. д.) необходимо сразу же отвезти на кладбище, чтобы они «не ночевали» в доме и не привлекали кладбищенских духов, что, в свою очередь, может спровоцировать еще одну смерть в семье. Старший или младший член семьи должен перед иконой Спасителя сорок раз подряд прочитать особый заговор сорок раз. Слова заговора такие:

Во имя Отца и Сына и Святого Дyxa.
Кланяюсь Тебе, Господи,
Кланяюсь тебе, мать сыра земля,
Кланяюсь тебе, святая вода,
Кланяюсь Вербному Воскресению,
Кланяюсь субботнему поминовению,
Вторнику родительскому поклонюсь,
За упокой раба Божьего (имя) помолюсь.
Пусть он на своем месте лежит, не встает,
К нам не идет и к себе не зовет.
Будьте вы, мои слова, крепки и лепки.
Замыкаю вас, мои слова, крестами,
Молитвенными перстами, поклонами до земли.
Покойник (имя), раб Божий, к нам не ходи
И нас к себе не зови.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.

Рано или поздно все подходят к концу жизни. Души людей идут на суд Божий, проходят мытарства и затем, по определению всеведущего Бога, получают то, что заслужили.
Телесная смерть, которая стала законом для всех людей после падения прародителей Адама и Евы, страшит своей неизвестностью. Люди умирают по-разному - одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что ожидает их за гробом, другие - сознательно, с чувством величия приближающегося момента, используют те средства, которые Православная Церковь предлагает умирающему: она напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души (отходная молитва).

В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов - бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

Тело человека по воззрению Церкви - храм души, освященный благодатью Таинств. Образ погребения усопших, данный в Евангелии, сохранился с ветхозаветных времен в Православном обряде и выражается в омовении тела, облачении его, положения во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены крестообразно (правая рука поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царствия Небесного. Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия - во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи. Если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба.


Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи есть пережитки язычества.

Соблюсти перечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти. С этим православным людям приходится мириться, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после выдачи его из морга.

Весьма хорошо все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах. В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания - мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают переход в другую жизнь.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.
Тело умершего поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники.
После чтения Евангелия священник вслух зачитывает разрешительную молитву, испрашивая разрешения грехов, которые покойный забыл исповедать по слабости памяти. Однако этой молитвой не отпускаются грехи, сокрытые сознательно.

Для более наглядного удостоверения близких умершему в прощении его и примирении с Церковью, священник свиток с разрешительной молитвой влагает в его правую руку. (Здесь нужно опровергнуть распространенное в народе суеверие о том, что эта молитва, называемая "подорожной", служит почившему непреложным пропуском в Царство Небесное. Участь каждого человека - в руках Божиих, и ничто материальное не оказывает на Бога воздействия).

Возвращение с погребения Христа (Николай Ге, 1859)

После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего как знак нашего единения в любви к нему, не престающей за гробом. Оно совершается при пении трогательных песней:
"Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо собеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия; там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко Христу Богу, да не буду возведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет."

При прощании с покойным нужно целовать икону, лежащую во гробе и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащего во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам.

Над гробом возглашается "Вечная память". Священник крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней".


Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище. После этого гроб закрывается крышкой и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется.

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности, которые не признаются самоубийцами.
В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при разбое и умерших от полученных ран и увечий.
Кремирование, то есть сжигание тел усопших православных христиан, никогда не было традицией. Теперь, однако, кремация православных стала делом привычным, но нежелательным.

Некоторые священники поступают так. Все панихиды и отпевание совершаются так же, кроме предания земле и молитвы с венчиком. Последние не вкладываются во гроб, но остаются у родных. Священник совершает символическое предание земле, посыпая землю на чистый лист бумаги. В эту же бумагу земля заворачивается и вместе с молитвой и венчиком хранится у родных. При кремации нельзя оставлять в гробу никаких святынь.

Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа
(Иванов А. А., 1850-е гг.)

Когда прах захоранивают в могилу, то завернутую в бумагу землю, молитву и венчик в одном пакете кладут туда же, чтобы все было предано тлению вместе с прахом. Оставлять прах вне земли противоречит всем традициям Православной Церкви и смыслу погребения.

Похоронный обряд является отражением не только бытовой стороны его носителей, но и архаического миросозерцания. Похоронный обряд, некогда, вероятно, не менее сложный по структуре, чем свадебный, теперь предстает теперь в сильно редуцированном виде. Об этом говорят и беседы с информаторами, записанные в конце восьмидесятых годов (например, с Федоровой М. Н., уроженки деревни Дорожново Окуловского района, на время записи проживавшей в поселке Кулотино этого же района, или с Власовой А. Я., уроженки деревни Гари Старорусского района, проживавшей на время записи в деревне Дубки названного района).

В голове у умирающего ставили стакан с водой, чтобы душа вымылась и пошла.

Раньше родственники приходили прощаться сразу, как человек умрет, или еще к умирающему.

Сразу, как человек умрёт, открывают двери, все выходят на крылечко провожать душу - покойник лежит в доме, а душа уходит, на улице ее провожают. Когда душу провожают, старшая в доме женщина причитает (“воет голосом”). Причитать начинали еще до обмывания.

Причитали сразу, как человек умрёт, еще до того как вымоют - выходили на улицу, вставали лицом в ту сторону, куда повезут хоронить, и причитали: “Прощай-ко, ступай с Богом”.

Погребение Христа (на заднем фоне видна приближающаяся стража)
Лоренцо Лотто, 1516 год

Изучение причети показало, что русская деревня советской эпохи сохранила импровизационную культуру исполнения, когда фольклорный текст каждый раз как бы создается заново на основе сложившейся традиции. Жанр причитаний - центральный для обряда, несмотря на произошедшие с ним разрушительные изменения, по-прежнему выполняет свою бытовую функцию. Причет продолжает сохранять культурную память, но в нем значительно блекнут художественные достоинства, исчезает ряд обязательных моментов (например, подробного комментирования происходящего на похоронах). Жанр становится все более клишированным. Это связано, в первую очередь, с утратой непосредственного отношения к смысловой стороне языческой символики. Не удалось выявить весь цикл причитаний похоронного обряда, которые (как, например, в свадьбе) сопровождали бы весь обряд, тематически отграничивая определенные его этапы. По всей видимости, мы имеем дело с явным угасанием фольклорной памяти. Трудно сказать, на каком этапе исторического развития началось подобное редуцирование. Но несомненно, что здесь сильно сказалась культурная политика государства, с одной стороны, и интенсивное превращение России из аграрной страны в промышленную и, следовательно, городскую. Тем не менее, архаические стороны сознания деревенского человека в похоронном обряде сохранились достаточно хорошо. Так, например, известно, что смерть в русской фольклорной традиции всегда воспринималась как враг. Это сохранилось и в текстах, записанных на рубеже 70-х - середины 80-х годов. В плачах смерть называется "злодейкой", "душегубицей", которая не делает уступок, не внимает мольбам и просьбам. В материалах архива хранятся записи, в которых говорится о разного рода приметах, связанных с приходом смерти в дом или семью. Например, предвещали смерть кукушка, севшая на хозяйственную постройку; птица, стучащая в окно; собака, воющая книзу ("собачий вой - на вечный покой"); лошадь, идущая навстречу людям, которые провожают умершего, и так далее. Чтобы удостовериться в смерти человека, ему подносили к губам зеркало, если оно не запотевало, значит, человек умер. Чтобы не бояться умершего, который мог каким-либо образом напоминать о себе (например, часто сниться или даже приходить в дом; являться в каком-то ином облике, например, в зооморфном, чаще всего - птицы), надо было подержаться за печку, посмотреть в нее или в подвал, а на сороковой день повесить конскую узду на стену.

Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник - спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: "Смотрит - кого-нибудь насмотрит". Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды.

Тело покойного клали на скамейку, ему связывали руки и ноги, так как считали, что "нечистая сила" может их скручивать, принося умершему человеку боль. Через два часа тело мыли (два часа умерший "отдыхал"). Мыть покойника мог любой человек, но предпочтение отдавалось постороннему. К прошлому веку относится представление, сохранившееся в памяти информаторов о том, что совершать этот ритуал должны были старые девы. В Окуловском районе записана частушка:

Не ходи, подруга, замуж
За таких разбойников,
Лучше купим по ушату,
Будем мыть покойников.
(Записано от М. Н. Федоровой в 1988 году)

Сохранился обычай оплачивать обмывание чем-нибудь из вещей покойного. Мыли покойного из горшка, теплой водой с мылом, затем горшок после выбрасывали в реку вместе с водой, обычай, в котором, несомненно, просматривается языческое мироощущение. Был и иной вариант, когда оставшуюся после процедуры воду выливали в то место, где никто не ходит, и ничего не сажают, так как эта вода "мертвая" - она могла погубить, умертвить землю. В Старорусском районе считали, что за обмывание покойного отпускаются грехи: " Сорок человек обмоешь - сорок грехов снимешь". Одевал покойника тот же человек, который мыл. Одевали во все новое, чтобы "там" он "выглядел хорошо" (со слов Власовой А. Я.), ведь умерший отправлялся на житье "вековечное". Смертная одежда не только завещалась, но и готовилась заранее, таким образом, выполнялось последнее желание человека. Шитье одежды - тоже ритуал: когда ее шили, то узлы не делали и не отрывали их, как и нитки. Шили в один шов, иголкой вперед, швы не выворачивали, пуговицы не нашивали. Н.В.Андреева из Окуловского района отметила, что раньше чаще всего шили кофту и юбку. С большой степенью уверенности можно сказать, что это позднейший обычай, может быть, относящийся уже к советскому времени, так как по исследованиям этнографов известно, что распространенной "смертной" одеждой была рубаха, как для мужчин, так и для женщин. В гроб клали и те предметы, с которыми покойный не расставался при жизни. Гроб делали из еловых или сосновых досок. Нельзя, например, было делать "домовину" из осины, так как считалось, что осина проклятое дерево, ибо, по легенде, на ней повесился Иуда, и от этого она дрожит. Стружку, оставшуюся от изготовления, клали на дно гроба или в некоторых случаях в подушку, на которой находилась голова умершего. Сжигать щепу и стружку было нельзя, ибо, как считали в Окуловском районе, умершему от этого будет жарко. Гроб - домовину всегда делали в соответствии с ростом умершего. Считалось, что покойник кого-нибудь заберет, если гроб будет больше (Окуловский район, Федорова М. Н.). Домовину с телом ставили так, чтобы умерший был обращен лицом к иконе, то есть к красному углу (Окуловский район), но в Старорусском районе отмечается как наиболее распространенный вариант, когда умерший лежит головой в красный угол, а ногами - к двери.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

За окно комнаты, в которой находился покойник, вывешивали льняное полотенце или кусок белой ткани. На лоб умершему клали "венчики" или "прощеные грамоты", в которых содержалась молитва отпущения грехов. В правую руку давали подорожную, а в левую - носовой платок. В Старорусском районе считали, что он нужен для того, чтобы стирать пот во время Страшного Суда, а также для того, чтобы вытирать слезы, если человек, перешедший в мир предков, всплакнет при встрече с близкими на "том свете". Встречи эти происходили, по мнению опрашиваемых, в течение сорока дней. Интересно интерпретировали информаторы Окуловского района функцию нательного крестика, которым снабжался усопший. Так, М. Н. Федорова говорила о том, что он служит "пропуском" и что, прежде чем войти в ворота иного мира, необходимо было показать крестик, при этом крестик умершему надо было покупать обязательно новый. Этот обычай отличался от принятого в Старорусском районе, где хоронили умершего с тем же крестом, который человек носил при жизни. Похороны происходили на третий день. От дома до дороги разбрасывались еловые ветки, по которым двигалась процессия, чтобы уходящий в мир иной "шел" по "чистой дороге", так как ель считалась в данных местах чистым деревом. Когда возвращались с кладбища, ветки убирали, а затем их сжигали, вероятно, уничтожая таким образом следы умершего, чтобы он не вернулся и не забрал кого-либо из оставшихся в живых родственников.

Перенос тела Христа к гробнице
(Антонио Чизери, 1883 г.) - исторический реализм XIX в.

Сохранилось довольно много разного рода примет, связанных с отправлением похоронного обряда. Часто эти приметы носили характер оберега. Так, например, копали могилу в день похорон рано утром, и место выбирали получше, так как считали, что если умершему место не понравится, то он в течение сорока дней заберет еще кого-нибудь из родственников. А если еще будет покойник, то "нужно ожидать и третьего" (по словам М. Н. Федоровой из Окуловского района). Обвал могильных стен тоже указывал на то, что придется вскоре копать новую яму. В целом сохранился обычай во всем угождать покойнику. Сохранялся в обследуемых районах и обычай не подметать полы до тех пор, пока умерший находился в доме, ибо по примете можно было "вымести" кого-нибудь из живущих родственников. Кроме того, в доме завешивали темной тканью зеркала, чтобы нечистая сила не испортила покойника. Гроб с телом несли до кладбища на полотенцах, нести считалось "уважительнее", чем везти. Прощались с умершим окончательно на кладбище, при этом целовали в лоб или в иконку, которая лежала у него на груди. Слезы прощающегося не должны были попадать на покойника, так как он тогда будет лежать мокрым и обижаться. В таких случаях обычно говорили: "Отойди, отойди, не роняй слезы туда". А все присутствующие желали, чтобы земля была покойному пухом. Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (по всей видимости, серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: "Вот тебе доля - не проси боле". Считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете. Известно, что образ реки и переправы - традиционный образ не только для русской, но и для мировой культуры.

Предметы, связанные с похоронами, и вещи умершего тоже имели свою судьбу. После сорокового дня родственники могли раздавать личные вещи покойного любым людям, не обязательно близким родственникам. А те предметы и вещи, которые были задействованы в похоронном обряде (например, полотенца, на которых несли гроб), либо опускали в могилу и засыпали землей, либо сжигали, чтобы избежать дурного влияния умершего на живых людей. Все делалось так, чтобы ничто не обеспокоило душу покойного и каким-либо образом удержало бы ее в мире живых людей. Многое делалось для того, чтобы усопший не вернулся бы за кем-нибудь, не "насмотрел бы кого-нибудь". Как уже было сказано выше, считалось, что открытые глаза покойника, являются знаком того, что они высматривают новую жертву.

По традиции, пока проходил обряд на кладбище, в доме умершего готовились к поминкам. Дома обычно оставался кто-нибудь из родственников и готовил поминальную трапезу, мыл пол. Поминки проходили не только сразу после похорон, но и на девятый и сороковой день, затем через год. Умершие родственники поминались и в Родительские субботы - дни, установленные христианской традицией. В поминальные дни люди обязательно посещали могилы родственников, принося с собой еду, вино, чтобы пригласить усопшего на ритуальную трапезу. Таким образом, сохранялся обычай, оставшийся от древнего похоронного обряда, который предусматривал как задабривание душ умерших, так и демонстрацию силы жизни. В современном похоронном обряде просматриваются контуры старого, еще языческого обряда, однако заметно и то, что магическое содержание обрядового действа во многом стерлось .

Похороны у многих людей вызывают чувства страха и тревоги. И это не удивительно. Ведь в этом обряде прощания с умершим есть не только печальное, но и что-то загадочное, и даже мистическое. Сведущие люди утверждают, что одно неловкое движение во время проведения ритуала может обречь душу умершего на вечные страдания, а также накликать беду на живых. Так ли это на самом деле – неизвестно. Но в любом случае каждый должен знать, что необходимо делать на похоронах. И, главное, как это сделать правильно, чтобы в будущем не списывать свои проблемы и неудачи на совершенные в тот момент ошибки.

Для чего проводят похороны?

Обряд прощания с умершим издавна проводится во всем мире. Он призван выразить дань уважения и почтения людям, которых постигала смерть. Несмотря на значительные отличия между похоронными ритуалами разных культур и вероисповеданий, все они считаются священными и сохраняют главный принцип: родственники, близкие и знакомые усопшего собираются все вместе, чтобы навсегда распрощаться с ним и провести в последний путь.

Также похороны несут мощный информационный посыл. Они напоминают присутствующим, что их существование на земле недолговечно, и рано или поздно смерть придет за каждым. Это заставляет многих серьезно задуматься о своей жизни и пересмотреть свои взгляды.

Таким образом, этот обряд является важной частью нашей культуры и настоящим напутствием к правильной жизни.

Православные похороны

Православная церковь смотрит на смерть, как на переход из земной жизни в вечную. И чтобы попасть на небеса человек должен пройти специальную подготовку. Подготовка эта состоит из нескольких этапов:

  1. Соборование. Перед смертью священник должен провести таинство соборования.
  2. Отпущение грехов. Умирающий человек должен исповедаться церковнослужителю в своих грехах и попросить прощение у Бога и близких.
  3. Причастие. Священник обязательно причащает умирающего перед смертью.
  4. Чтение канона. Священнослужитель должен прочесть умирающему молебное напутствие перед смертью. Также это сделать могут родственники или близкие.
  5. Омовение и переодевание. После того, как умирающий испустил дух, его обязательно нужно омыть чистой водой и насухо вытереть, чтобы он предстал пред Богом чистым. Также покойного одевают в нарядную одежду и укрывают саваном.
  6. Заупокойная лития. За 1-1,5 часа до выноса гроба из дома священнослужитель окропляет гроб и тело святой водой и проводит заупокойную службу с каждением.
  7. Отпевание. Перед погребением священник зачитывает ряд молитв и песнопений. Только после выполнения всех этих этапов, считается, что покойный сможет обрести вечную жизнь в мире ином.

Похоронные правила

Во время подготовки тела, погребения и в определенный период после похорон действует ряд правил, нарушение которых, по мнению православной церкви, чревато тяжелыми последствиями. Вот некоторые из них:

  1. Похороны лучше проводить на третий день после смерти человека.
  2. Нельзя хоронить умерших в воскресенье и на Новый год.
  3. Сразу после смерти все зеркала в доме необходимо занавесить, а часы – остановить. В таком состоянии они должны находиться 40 дней.
  4. Ни на минуту нельзя оставлять усопшего одного в комнате.
  5. Запрещено выносить покойного из дома до полудня и после захода солнца.
  6. Не советуют участвовать в обряде беременным женщинам и детям.
  7. С момента кончины и до погребения родные умершего должны непрерывно читать Псалтырь.
  8. Омывать тело покойного можно только в светлое время суток.
  9. Беременные женщины и те, у которых идет менструальное кровотечение, не могут омывать усопшего.
  10. Погребальная одежда должна быть нарядной и светлой, саван – белым. Если умерла незамужняя девушка, ее одевают в свадебное платье.
  11. В доме, где умер человек, до окончания похорон должна гореть свеча или лампадка. В качестве подсвечника лучше использовать стакан с пшеницей.
  12. Нельзя стирать, подметать и сметать пыль, если в доме покойник.
  13. Не рекомендуется нахождение животных в одной комнате с гробом.
  14. В присутствии покойного здороваются не голосом, а кивком головы.
  15. Глаза и рот умершего должны быть закрыты. С этой целью нижнюю челюсть подвязывают платком, а на глаза кладут монеты.
  16. На лоб усопшего укладывается венчик, длинная бумажная или тканевая полоса с молитвами и образами святых.
  17. Обязательно необходимо надеть на покойного нательный крестик.
  18. Вместе с телом в гроб укладываются все его личные вещи: протезы, очки, часы и пр.
  19. Руки усопшего нужно сложить на груди крестом. Причем правую положить поверх левой.
  20. Ноги и руки умершего должны быть связанными. Перед погребением завязки снимаются и укладываются в гроб.
  21. Под голову, плечи и ноги покойного в гробу нужно уложить подушечки из ваты.
  22. Головы умерших женщин должны быть покрыты косынкой. Также всем присутствующим на похоронах женщинам необходимо иметь головной убор.
  23. Запрещено класть в гроб живые цветы, только искусственные или засушенные.
  24. Гроб с умершим выносят из дома вперед ногами и сопровождают церковным песнопением.
  25. Вынося гроб из дома, необходимо проговаривать: «Покойник один из дома вон» и на несколько минут закрыть в доме или в квартире находящихся там людей.
  26. После выноса гроба необходимо помыть все полы.
  27. Кровные родственники не могут нести гроб и крышку.
  28. С начала ритуала и до момента погребения в левой руке покойного должен находиться крест, а на груди – икона, уложенная ликом к телу. Женщинам на грудь укладывается образ Божьей Матери, мужчинам – образ Христа-Спасителя.
  29. Обходить гроб с усопшим можно только у головы, поклонившись ему при этом.
  30. Во время отпевания вокруг гроба должны стоять 4 зажженные свечи: у головы, у ног и по рукам.
  31. Похоронному шествию следует идти в строгой последовательности: крест, икона Христа-Спасителя, священник со свечой и кадилом, гроб с умершим, родственники, другие участники с цветами и венками.
  32. Каждый, кто встретит похоронную процессию должен перекреститься. Мужчины дополнительно обязаны снять головной убор.
  33. Прощаясь с покойным, необходимо поцеловать венчик на его лбу и икону на груди. Если гроб закрыт, прикладываются к кресту на крышке.
  34. Все участвующие в траурной процессии должны бросить в могилу горсть земли.
  35. В день погребения нельзя посещать могилки других родственников или знакомых.
  36. Не рекомендуется смотреть на гроб с умершим из окон дома или квартиры.
  37. После похорон родные усопшего должны одарить присутствующих пирогами, конфетами и носовыми платочками.
  38. Стулья, на которых стоял гроб, в течение суток нужно ставить ножками вверх.
  39. На поминках из спиртного подается только водка. Пить ее нужно не чокаясь.
  40. Во время поминок для умершего наливают рюмку водки и накрывают ее ломтем хлеба. После поминок рюмка с хлебом стоит еще 40 дней.
  41. На поминальном столе обязательно должна присутствовать кутя. С нее и начинается поминальный обед.
  42. Перед тем как войти в свой дом после похорон необходимо почистить обувь и подержать руки над огнем свечи.
  43. После похорон в течение суток нельзя ходить по гостям.
  44. На следующее утро после погребения родственники и близкие должны отнести на могилу завтрак.
  45. В течение недели со дня смерти из дома покойного нельзя ничего выносить. Вещи умершего можно раздавать не ранее, чем через 40 дней после погребения.
  46. 6 недель после похорон в доме, где жил умерший, на подоконнике должен стоять стакан воды и тарелка с едой.
  47. На могилах юношей и девушек у головы рекомендуют садить калину.
  48. Об умершем человеке можно говорить только хорошо.
  49. За усопшим нельзя сильно плакать и убиваться.

Приметы и суеверия

С похоронами связано множество примет и суеверий. Все они призваны защитить родных, близких и знакомых, которые пришли проститься с умершим, и разъяснить им, как правильно себя вести во время обряда, чтобы не навести на себя порчу. Самыми распространенными из них являются следующие убеждения:

  • Если во время похорон глаза покойного откроются, то тот, на кого упадет его взор, уйдет на тот свет следом.
  • Если подержаться за ноги умершего, уйдет страх перед ним.
  • Если положить под покойника вербу, освященную в церкви в Вербное Воскресенье, она будет отгонять нечисть.
  • Если пшеницей, которая использовалась со стаканом в качестве подсвечника на похоронах, накормить птицу, она умрет.
  • Если перейти дорогу похоронному шествию, можно серьезно заболеть.
  • Если поводить по опухоли всеми пальцами правой руки усопшего, при этом читая «Отче Наш» 3 раза и сплевывая после каждого раза через левое плечо, можно полностью от нее излечиться.
  • Если, увидев покойника в гробу, коснуться себя, то в месте касания может развиться опухоль.
  • Если в гроб попадут чужие вещи и будут погребены вместе с телом, то с владельцами этих вещей случится беда.
  • Если вместе с усопшим закопать фотографию живого человека, этот человек может заболеть и умереть.
  • Если беременная женщина будет присутствовать на похоронах, то родит больного ребенка.
  • Если наступить на полотенце, которое священники во время проведения ритуала кладут возле гроба, то можно заболеть.
  • Если выпить воду из стакана для умершего или съесть его еду, последует значительное ухудшение здоровья.
  • Если по улице кто-то умер и до его похорон посадить огородину, урожая не будет.
  • Если похороны отложить на неделю и более, умерший заберет с собой кого-то из родственников.
  • Если по соседству кто-то умер, нужно заменить питьевую воду, которая стояла в посуде или в бутылках, чтобы не болеть.
  • Если разлить в доме воду, которой омывали покойника, живущие в этом доме могут умереть.
  • Если во время выноса гроба с умершим из дома задеть порог или косяк, его душа может вернуться в дом и принести беду.
  • Если на 40 день после смерти не устроить поминки, душа усопшего будет маяться.
  • Если спать, когда по улице несут гроб, можно пойти на тот свет за покойным.
  • Если ноги умершего теплые, зовет кого-то за собой.

Магические обряды с покойниками

Несмотря на то, что время ведьм и колдунов осталось далеко позади, некоторые все еще практикуют черные ритуалы. И похороны для них по-прежнему остаются излюбленным событием. Они непременно воспользуются возможность, чтобы выполнить магический обряд или раздобыть для него необходимые реквизиты.

Во время обряда прощания и погребения эти люди могут делать такие действия:

  • лечь на место, где умер человек;
  • попросить простынь, на которой лежал покойник;
  • украсть завязки с рук и ног умершего;
  • сколоть губы покойного иголками и потом незаметно забрать их;
  • подменить личные вещи усопшего;
  • пересыпать себе зерно из подсвечника;
  • забрать воду или мыло, которыми проводилось омовение умершего;
  • выходить за гробом спиной вперед;
  • стоя возле гроба с усопшим, завязывать на тряпках узлы;
  • брать землю с могилы и складывать ее себе за пазуху;
  • обсыпать кого-то из присутствующих солью;
  • подкладывать в гроб чужие вещи;
  • закапывать в могилу вещи или предметы;
  • забрать рюмку с водкой умершего или воду с подоконника и пр.

Все эти действия направлены на то, что связать живых людей с умершими и обречь их на болезни и смерть. Поэтому нужно внимательно относиться к посторонним на похоронах, не допускать чужих людей к гробу и в корне пресекать подозрительные манипуляции и воровство.

Также необходимо знать, что если во время ухода за могилой были обнаружены закопанные предметы, их необходимо обязательно сжечь. При этом дотрагиваться до них голыми руками запрещено!

Как вести себя на похоронах

Сегодня похоронами заведуют ритуальные агенты. Они точно знают все правила проведения обряда и всегда вовремя подсказывают присутствующим, как себя вести и что нужно делать.

Что касается остального: примет и магических обрядов, то здесь все зависит от вас. Вы принимаете решение: придерживаться советов или нет, избегать подозрительных личностей на похоронах или не обращать ни на кого внимание. Но в любом случае во время похорон необходимо вести себя сдержанно и осторожно, а к умершему испытывать только положительные чувства.

Пусть подобные события обходят вас стороной и не дают повода для страхов и сомнений. Будьте здоровы!

Ошибки, допущенные на похоронах, могут иметь очень опасные последствия. Подчас, смертельно опасные последствия! Потому важно знать и соблюдать все основные правила и приметы при похоронах.

Ко мне на приём приходит великое множество людей, заимевших свои проблемы именно вследствие нарушения тех или иных правил на похоронах. Некоторые пациенты по подсказке "добрых людей" сделали что-то такое, чего ни в коем случае делать нельзя было. Например, бросали мелочь в могильную яму, пытались "лечиться" снятыми с покойника верёвками, перепрыгивали через могилу, бросали могильную землю за ворот одежды членам семьи покойного и совершали иные недопустимые ошибки на похоронах.

Чтобы не заполучить совершенно излишние проблемы, всякому человеку следует иметь представление, что на самом деле можно и нужно делать при похоронах, а чего ни в коем случае делать нельзя. Некоторые правила и вовсе имеют совершенно чёткое предупреждение: если вы поступите (или не поступите) таким-то образом, в семье покойного наверняка будут ещё одни похороны в течение года. Повторяю, похоронные ошибки чреваты большими бедами!

Соответствующая информация в достаточном объёме имеется в моей книге "Диалог с колдуном" , которую вы можете поискать в книжных магазинах либо заказать с этого сайта (для оформления заказа просто нажмите на название книги). В этой статье я не стану дублировать информацию, содержащуюся в упомянутой книге, а отвечу на некоторые новые вопросы, касающиеся похоронной тематики. Данная тема является традиционно актуальной, поскольку просьбы что-либо разъяснить и уточнить относительно похорон и покойников я постоянно получаю от своих читателей и пациентов.

"Недавно трагически погиб мой отец. Тело его обгорело, и люди посоветовали положить в гроб под тело топор на время, пока он будет в доме, чтоб его "не разносило". Что дальше делать с этим топором? И ещё вопрос. Хотя ритуальные фирмы и предоставляют полный пакет услуг в своей сфере, на всякий случай мы взяли на кладбище гвозди и молоток, чтобы забить гроб. И не прогадали! На месте у работников кладбища не оказалось ни того, ни другого. Вопрос аналогичен первому - что делать с этим молотком? Выбросить, закопать? И не сделал ли я ошибку, когда сам бросал на гроб землю, которую "запечатывал" батюшка при отпевании покойника? "

"Табуретки, на которых стоял гроб, после выноса тела перевернули вверх ногами и положили на землю. Однако по возвращении с кладбища до того, как мы успели протереть их свяченой водой, на них умудрились сесть некоторые из моих родственников. Чем это чревато? Табуретки мы потом все равно обработали водой, как Вы писали ".

Протирание табуреток, на которых стоял гроб, крещенской водой является своего рода дополнительной, "контрольной" процедурой. Главное, чтобы ещё на кладбище табуретки перевернули сиденьями на землю, как только гроб будет с них снят. Если это условие было выполнено, можете не волноваться по поводу здоровья людей, садившихся затем на эти табуретки. Напоминаю, что если стулья, на которые ставился гроб, не переворачивались на землю, у людей, которые будут сидеть на этих стульях, скорее всего, возникнут проблемы с ногами, в мочеполовой сфере, а нередко появляется геморрой, постепенно переходящий в рак прямой кишки. Суть в том, что стулья, на которые ставится гроб, приобретают мёртвую энергетику, передающуюся сидящим на нём людям. Когда стулья переворачиваются сиденьями на землю, мёртвая энергетика с них "сбрасывается", но сделать это необходимо именно на кладбище, и сразу же, как только с них будет снят гроб.

"Вы пишите, что на покойнике не должно быть никаких узлов, колец. Однако моего отца хоронили с обручальным кольцом на пальце, а расстегнуты были только пуговицы на пиджаке и верхняя пуговица рубашки. Также был завязан галстук на шее, застегнуты брюки, на брюках застегнут ремень. Мертвые путы перед захоронением были разрезаны и оставлены в гробу. Пожалуйста, скажите, что здесь сделано не так, как следовало бы? "

Необходимо было расстегнуть абсолютно все пуговицы, развязать ремень, галстук, снять кольцо. Невыполнение этих правил может в течение некоторого времени доставлять беспокойство душе покойного. В течение некоторого времени после смерти душа находится в астральной оболочке, для которой узлы, пуговицы и застёжки являются препятствием, из-за чего душе бывает трудно покинуть тело (полный разрыв души с телом происходит постепенно). Соответственно, ближайшие родственники покойного могут испытывать смутную тревогу и страх, могут быть навязчивые кошмары. Эти явления не являются непременным следствием данной похоронной ошибки, но риск их возникновения довольно велик. В таком случае необходима знахарская "очитка" специальными заговорами.

"Когда покойник был в доме, мы с братом пользовались бритвой, а кое-кто из наших родственников - ножами и вилками. Однако делали мы это в летней кухне (у нас частный дом). Будут ли от этого негативные последствия? "

Если острыми металлическими предметами (бритва, ножницы, ножи и т.д.) пользовались не в том помещении, где находится покойный, проблем не будет. То есть, в описанной ситуации ничего не было нарушено, поскольку летняя кухня является отдельным домом. Аналогичная ситуация: если в какой-то квартире в многоквартирном доме находится покойный, острыми предметами нельзя пользоваться лишь в той квартире.

"Вы пишите, что памятник на могиле лучше поставить через год после смерти. А можно ли ставить раньше года (например, через 40 дней) лавку и столик возле могилы? "

Все работы, связанные с "облагораживанием" могилы (то есть, установка памятника, лавочки и столика, бетонирование дорожек и т.д.) не рекомендуется производить ранее первой годовщины смерти.

"По поводу вещей покойного в книге "Диалог с колдуном" Вы пишите, что нельзя пользоваться вещами, в которых умер человек (если не ошибаюсь, стр. 95). То же самое Вы говорите о постели покойного. Однако далее в книге Вы говорите, что нельзя пользоваться всеми вещами и постелью покойного. Проясните, пожалуйста, этот вопрос. Мой отец умер не дома, да и постельное белье у нас дома "гуляет": один и тот же комплект в разное время может быть на разных кроватях. По поводу одежды - мы вовсе не рассматриваем смерть отца как возможность одеть его вещи. Просто хотелось бы знать точно, нужно ли от них избавляться, ведь иногда старые вещи могут понадобиться для выполнения ремонтов и других работ по дому ".

Вещи, которые были на человеке в момент его смерти, и постельное бельё, на котором он умер, вообще не годятся для дальнейшего использования, поскольку они пропитаны мёртвой энергетикой. Их желательно сжечь или хотя бы просто выбросить. А всю прочую одежду покойного нельзя носить лишь его кровным родственникам, но её можно отдать другим людям. Что касается использования старых вещей уже покойного человека для хозяйственных нужд - эта практика вполне допустима.

Попутно отвечу на ещё один поступивший мне вопрос, касающийся кровной связи: можно ли считать кровными родственниками мужа и жену, если они не состояли в официальном браке? Если люди долгое время жили вместе и имели множество интимных контактов, между ними образуется прочная энергетическая связь, практически аналогичная кровной. А когда у пары появляется совместный ребёнок, его родителей вполне можно считать кровными родственниками. Поэтому в случае смерти одного из супругов, второму нельзя пользоваться одеждой покойного, даже если брак не имел официального статуса.

"Вы пишите, что в течение сорока дней после смерти человека в его квартире не следует делать перестановки, а в течение года - какие-либо ремонты. Как быть в случае с частным домом? Отец многое хотел сделать по дому, но его жизнь неожиданно прервалась. Могу ли я наводить порядок во дворе и убрать оттуда лишний хлам, подремонтировать летнюю кухню и поставить туда кое-какую сантехнику? Говорят, что душа умершего остается на земле 40 дней, а потом уходит к Богу. Хочется, чтобы перед уходом отец увидел, что дома все в порядке и его душе "там" было за нас спокойно ".

У автора вопроса не вполне верные представления о жизни вне физического мира. Душа человека не "уходит к Богу" навсегда после сорока дней, она может поддерживать некоторую связь с ранее близкими людьми и через много лет после смерти физического тела. На сороковой день происходит отделение духовного тела от астральной оболочки, душа становится "легче" и способна подняться в духовный мир, являющийся её истинным домом. А до тех пор душа свыкается со своим новым существованием и находится всё ещё достаточно близко к привычным для нее местам и людям. Так вот, душу человека в этот период очень беспокоят любые перестановки и ремонтные изменения в её бывшем земном жилище. Поэтому существует полный запрет на ремонты и перестановки в доме умершего человека в течение сорока дней после его смерти. Случается, что ту или иную душу очень волнует ремонт в её бывшем пристанище, сделанный и в течение первого года после её перехода в иной мир, что имеет проявления в виде полтергейста, посторонних шумов и т.п. Таким образом душа проявляет своё негодование (дескать, "обо мне уже забыли и теперь хозяйничают в моём жилище, мебель мою выкидывают" и т.п.). Так что рекомендую приступать к серьёзному ремонту помещения и перестановке мебели не ранее, чем через год после смерти хозяина. А генеральная уборка, как и некоторые незначительные работы по дому, допустимы и после сорокового дня.

Напоследок, важное предупреждение. Если были нарушены какие-то похоронные правила, изложенные в этой статье и в статьях, ссылки на которые Вы видите ниже, необходимо принимать срочные меры. Срочные! Иначе негативные последствия не заставят себя ждать, что подтверждается печальным опытом миллионов (я не преувеличиваю - именно, миллионов!) людей. Некоторые похоронные ошибки настолько серьезны и фатальны, что чреваты еще одной скорой смертью в семье. Что именно необходимо предпринять? Какие-то попытки устранить проблему самостоятельно - это совершенно бестолковая потеря драгоценного времени. Незамедлительно обратитесь за помощью к профессиональному специалисту, который знает, что именно необходимо делать, и умеет правильно это делать!

Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо:

Платки, полотенца, посуду (ложки, чашки, кружки) - раздают после похорон, после ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЫ. Раздавать что-либо НА ПОХОРОНАХ, НА КЛАДБИЩЕ, в том числе съестное - является человеческим незнанием. Полотенца повязывают на руку - несущим гроб, надо с наговором (оберегом). Когда гроб закопан - все кто нес гроб - развязывают полотенца, им льют на руки на кладбище с чайника и этим полотенцем (каждый своим) вытирают (только) руки. Полотенце отдают той бабуле*, которая на руки сливает воду, после похорон - за кладбищем вырывается яма в поле, полотенца обливаются горючей жидкостью и сжигаются с молитвами Отче Наш и Живый в Помощи. Полотенца на которых спускают гроб - оставляют в могиле, но есть безграмотные люди, которые развязывают и раздают эти полотенца людям - и это ошибка. Отчитывают так: полотенце до 40 дней надо вернуть на могилу усопшему (стелят на могилу), оставить помин: свеча, кутя, кисель, каравай или сдоба (можно блины), Хозяевам - дары само собой по всем правилам: "В сырой земле деревянные полати. Живой душе нельзя на той полати лежати. Ноги вытягати, глаза закрывати, На груди руки слагати. Мертвец! Тебе твой дворец, Твои деревянные полати, Тебе ноги вытягати, Мертвые глаза закрывати, Хладные рученьки на груди слагати. Тебе, а не мне: мертвым мертвое- живым-живое, покойся с миром. На ныне, на вечно, на бесконечно. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь." Бабули* - на деревенских похоронах всегда есть те, кто моет за покойником пол, кто обмывает, кто помогает на кладбище родственникам. Есть такие люди и в городах. Прежде смерти и во время её пришествия... Если человек, знает что скоро "уйдет" или человек при смерти от тяжкой болезни, ему необходимо исповедаться и причаститься. Если человек сам этого сделать не может и возлежит на предсмертном одре, необходимо пригласить священника, который может провести исповедание и соборование, остатки масла от соборования заливаю на тело во гроб перед забиванием крышки (дома это не храниться как и не выкидывается). Когда душа человека исходит в этот момент близкие должны читать в отсутствии священника Канон на исход души (или по иному "Отходная молитва", она должна быть написана от руки усопшего) Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то родственники могут прочесть другой канон - «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». (по благословению священника). В момент разлучения души с телом полагается читать Канон молебный Божьей Матери. При чтении Канона умирающий христианин держит в руке зажженную свечу или святой крест. Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой, Господи Иисусе, приими дух мой». Можно окропить умирающего святой водой со словами: «Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла». По церковному обычаю умирающий просит у присутствующих прощения и сам их прощает. Как только человек умер, родные и близкие должны заказать сорокоуст в церкви, то есть ежедневное поминовение во время Божественной литургии. Молитва по смерти прощальная "Господь Иисус Христос Бог наш, иже божественныя заповеди святым своим учеником и апостолом давый, во еже вязати и решити падших грехи, и от оных паки мы приемше вины тожде творити: да простит тебе, чадо духовное, аще что соделал еси в нынешнем веце, вольное или невольное, ныне и присно, во веки веков. Аминь." Омовение покойного. Перед смертью должно быть приготовлено "смертное". Для женщин: по общегражданским обычаям похорон: нижнее белье; чулки (или колготки); платье с длинным рукавом (или халат); платок на голову (не черный); туфли (или тапочки); туалетная вода, мыло, расческа, полотенце. Для мужчин: нижнее белье; носки; бритва; майка, сорочка белая; брючный костюм черного/серого цвета туфли/тапочки туалетная вода, мыло, расческа, полотенце. Нельзя обряжать покойного в одежду другого, живого человека. Таким образом владелец одежды получит серьезную порчу. Не слушайте тех, кто будет уверять, что в этом нет, мол, ничего страшного. Люди, чей костюм или платье одели на покойного, потом будут болеть, чахнуть и ходить по целителям. Если нет подходящей одежды, надо купить новую или, в крайнем случае, взять одежду тоже умершего человека. Если человек умер в городе, его (после засвидетельствования смерти врачом) забирают в морг, где выполняются все необходимые приготовления к погребению. В деревнях и поселках (особенно в случае смерти пожилых людей) приготовления к погребению, а именно – омовение и обряжение – до сих пор делают на дому. Для этого приглашать принято 3 пожилых женщин/или старых дев (смысл в том, чтобы омывающие не имели отношений с мужчинами) - или одного обмывальщика. В прошлом обряд омовения носил магический, обрядовый характер – подготовить умершего к переходу в мир иной - Навь. Для совершения омовения обычно приглашали сведущих в этом старушек-обмывальщиц. Если в наше время возникнет такая необходимость, лучше позвать для этого человека по рекомендации кого-то из знакомых и заплатить ему за эту работу. Дело в том, что вода и мыло, оставшиеся после омовения тела, должны быть правильно уничтожены. Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела. Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют клеенку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой – с мыльной, теплой (не горячей!). Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вытирают полотенцем. Крестообразными движениями омываются все части тела покойного при это читается "Трисвятое". При этом нельзя проливать такую воду на пол. Обычно воду и мыло выливают в специально приготовленную ямку и закапывают далеко от дома. Одежда и простынь (при омовении), постельное на котором умер человек, а также полотенце, которым утерли покойного - сжигается - не попадать под дым, далеко от дома и прикапывается землей! Гребень, которым причесывали ложиться в гроб под подушку. Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные. - До тех пор, пока покойника не вынесут, домочадцам нельзя видеть свое отражение. - В течение некоторого времени после смерти близкого человека следует избегать произносить вслух его имя. - Родным не следует нести покойника. На похоронах близких нужно быть особенно осторожным и внимательным, так как в это время стараются напустить порчу. Нередко при этом бросают землю за шиворот, а могут и попросить ребенка перепрыгнуть через вырытую могилу. После этого у человека начинаются судороги, резко повышается давление и он может погибнуть. Особенно следует опасаться посторонних лиц, одетых в одежду наизнанку. - Перед опусканием гроба в могилу нужно бросить туда монетку (откуп от гроба) - это первое что делают близкие кровные родственники, а потом бросается земля. - Если в квартире находится покойник, до похорон нельзя пользоваться острыми металлическими предметами (ножи, иглы, гвозди, лезвия, топор и т.д.) и держать их на открытом месте. - Пока покойник в доме, на подоконник следует ставить чашечку (белое блюдце новое) воды (на "обмывку души"). После выноса тела плошку (стакан) надо вынести из дома, воду следует вылить, стакан бросить в реку. - Если покойник в доме, нельзя убрать и выносить мусор, иначе могут умереть остальные. - Когда забивают крышку гроба, нужно следить за тем, чтобы тень живого человека не "попала в гроб". Аналогично нужно следить, чтобы тени присутствующих не попали в могилу перед опусканием гроба. - При похоронах нужно следить, чтобы на покойнике не было никаких узлов и колец; пуговицы должны быть расстегнуты. - Не забудьте развязать усопшего, иначе вскоре умрет еще кто-то! Если, по случайности, покойника не развязали, его родственникам нужно как можно быстрее положить в чей-нибудь гроб ножницы. - До 9 дня необходимо перестирать и перегладить все его вещи, аккуратно сложить их - как бы все приготовить. Ничего из вещей покойника не отдают до 40 дня, в доме не делают перестановок и пр. - Необходимо, чтобы 9 дней родные в доме не оставались ночевать одни. Нужно, чтобы друзья, родственники пожили это время. таким образом, душа, пребывающая 9 дней дома, успокойлась, что близкие не брошены и ему есть, на кого их оставить. - Вещи, в которых хоронят покойника, должны быть новые, если нет возможности, тогда чистые, свежевыстиранные, без следов крови и грязи, тщательно отглаженные. Хоронят в одежде по сезону. То есть зимой к одной рубашке - не хоронят! Обувь - очень важный момент. необходимо купить мякгкие, удобные и по возможности красивые тапочки. обязательно с задником (не шлепанцы). - Если умер совсем молодой, модный человек, хоронят в удобной мягкой обуви, женщин - обязательно в мягких туфлях без каблуков, но тгда - все равно эти тапки вкладывают в гроб! Гроб должен быть тесным по всем меркам. - Кстати, многие, откупая место на кладбище, стараются хапнуть участочек побольше - этого делать нельзя. Учасок должен быть маленький, тесный - только самое необходимое. - Если усопший крещеный, необходимо отпеть его в церкви. Иконки лучше купить новые, помещаемые на груди при отпевании. - До 40 дней из дома умершего ничего не отдают - ни стульев, ни посуды ни прочего. Не дают и денег в долг. - Даже если умерший находился в морге, его привозят перед отпеванием к дому и там какое-то время останавливаются. - Как только машина с гробом отъезжает, в доме нужно вымыть тщательно пол. Делать этого кровным родным нельзя! - Если Вы идете на похороны, все, что купили для этого случая, из дому уносите. Скажем, купили цветов - все нужно унести (если часть сломалась, повредилась и т.п., оставлять нельзя - все вынести. -Так же, по пути ни к кому нельзя в дом заходить и тем более из этого дома что-то просить (воду для цветов и пр.) Если и к Вам заходят с такой просьбой - всегда отказывайте. - Про то, что вперед гроба не выходят и даже похоронные машины обгонять нельзя, все наверное знают... - Цветы, разбросанные на дороге покойника - не подбирают и не хранят. - На кладбище ВСЕГДА входят только через калитку, а тело завозят через ворота. Обратно - можно и через ворота. Вперед покойника тоже не идут. - А при отпевании родным нужно внимательно следить рядом с гробом. Но похоронах делается очень много всего. Следить, чтобы в гроб ничего не подложили и из гроба ничего не забрали. Выходя с отпевания, нужно обязательно попрощаться с покойным. Потрогать его за ноги и за руки. Если Вас что-то отталкивает, не целуйте его в венчик. Лицемерие тут недопустимо. Попрощавшись, отходят от гроба и выходят из церкви не оборачиваясь. Если есть подозрения или страхи, подойдя на прощании, нужно подержаться за обувь и про себя сказать - прощай! мы к тебе придем, а ты к нам не ходи! - Кстати, если покойник в жизни плохо видел, с собой ему кладут очки, если хромал - тросточку и т.д. -Если умерший/ая были в браке, в обручальном кольце не хоронят. И лучше хоронить без драгоценностей. - Ведьмы всегда сохраняют мыло, которым обмывали покойника и огарок свечи с отпевания. - Гроб заколачивать лучше в храме, посыпав освященной землей. - Родственникам перед опусканием гроба, лучше про себя попросить прощения у "соседей", что потревожили землю, их покой!. - НЕ носите на похороны неудобную обувь. Если споткнетесь и упадете на похоронах - и за ВАми не заржавеет... - Цветы живые из гроба перед заколачиванием убирают. - Иконки не хоронят, из гроба их надо вынуть перед забиванием крышки, их уносят в храм и там оставляют - Нельзя на кладбище веселиться, смеяться - это очень плохая примета. Это одна из причин не брать с собой детей! - Беременным тоже нельзя посещать кладбище - только до отпевания. - Хороня покойника, на кладбище не выпивают. -После самих похорон нужно обязательно зайти и помянуть покойника. - На поминках должны присутствовать: кутья (рис с изюмом) - ее едят обязательно. Класть нужно немножко, потому что нельзя оставлять недоеденное. Компот или кисель (лучше), хлеб, что-нибудь рыбное, горячее - суп. Хорошо, когда пекутся блины. -Помины не устраивают в ресторанах и напыщенно (какой бы не был статус у покойника). Традиционно сейчас напиваются. Делать этого нельзя! Это оскорбление покойника. Более того, существует примета - кто напьется допьяна на поминках - в роду будут неизлечимые алкоголики! Так же, плохая примета, если поминки превращаются в веселье и балаган. Родные должны следить за всем. -Раздаются платки всем присутствующим, лишние можно раздать во дворе всем желающим. -На поминках обязательно ставят стакан с водой и хлеб. Сейчас часто водку наливают, но это неправильно. После помин дома так же наливают стакан воды (новый купить), накрывают хлебом и в маленькую посуду насыпают немного соли. Все это стоит 40 дней. Нужно убрать это все так, чтобы никто не разлил и не просыпал, иначе - беда. Так что с детьми - внимательней. Ведьмы потом хранят и соль и хлеб для многих дел. Если у Вас будут просить - не отдавайте, это мощное средство, упечь этим хлебом на тот свет - очень легко. - Поминают так же на 9 и 40 день. - После похорон, на следующий день пораньше собираются на свежей могиле Считается, что покойник очень ждет всех. - Пить на кладбище вообще (спиртные напитки) - очень плохо, старайтесь убедить всех на употребление киселя, компота. Хорошо жечь свечи на могиле и оставить еды для людей, зверей. - Каждый раз, уходя с кладбища, не оглядываются. Про себя можно сказать - Мы к тебе придем, а ты к нам не ходи! - Учитывайте пожелания - многие пожилые готовят смертное заранее - лучше исполнить их волю. - О памятниках. Сейчас модно большие, тяжелые памятники устанавливать - это тоже нежелательно. Многие умершие потом могут во сне жаловаться, что очень тяжело лежать - памятник давит, душит. То есть лучше не перебарщивать. - После 40 дня хотябы часть вещей умершего отдают друзьям, знакомым - на память. Нежелательно продавать эти вещи. - Хорошо заказать поминовение сразу на несколько лет в разных храмах. - Еще - нельзя посещать молодую могилу очень часто. - Очень хорошо поминать милостыней - мелочью и едой. Если покойник не отпет, то это единственный способ помянуть его. - Вдова должна сжечь свой траурный платок на 40 день, если не рассчитывает остаться одна в дальнейшем. Часто этот платок выпрашивают - он имеет силу. -Мыло, которым обмывают покойника необходимо любой ведьме. Иногда его используют в самых простых делах. Обряжение покойного и возложение во гробе. Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды/или на 3 суток выставить на улицу под открытое небо. -Сразу после смерти принято в доме занавешивать все зеркала на 40 дней. А лучше завесить также все хорошо отражающие поверхности – такие как дверцы сервантов. Занавешивание зеркал объясняют необходимостью освободить душу, или, если угодно, энергосущность человека от его физического тела с минимальными потерями и психотравмами, чтобы в зазеркалье не заблудился. Ни в коем случае нельзя выносить зеркала из помещения. Если кто-то предложит временно подержать у себя зеркало из дома, где умер человек, не надо соглашаться. Такое зеркало используется для наведения порчи. -Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя эту мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб. -Родным и близким нельзя делать гроб. Стружку от гробов принято закопать, но НЕ СЖИГАТЬ. -Не часто, но все таки бывает, что человек заранее готовит себе гроб. Его, как правило, хранят на чердаке. В этом случае обратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть -перед тем как положить тело в гроб - гроб сбрызгивают святой водой СНАРУЖИ и ВНУТРИ, и окуривают ладаном - читая "Трисвятое" - Сразу после омовения и облачения покойного священник (или кто-либо из родственников) читает канон, называемый «Последование по исходе души от тела» из молитвослова. Если человек умер не дома, то канон все равно надо прочесть в день смерти. «Последование» читается от лица усопшего с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило его душе горечь разлуки от расставания с телом. Оно завершается молитвой «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставившегося...», которую можно читать отдельно от канона. -гроб не должен быть больше мертвеца-иначе будет еще один покойник в семье/меньше тоже не должен быть (будет "жать").Если в гробу оказывается слишком много свободного места, его необходимо заполнить, чтобы не спровоцировать в семье новую смерть. Для этого в гроб кладут личные вещи (одежду) покойного, его подушку, одеяло, простыни и т.п. - Когда покойный одет; мертвецу подвязывают челюсть, женщинам покрывают главу платком, так чтобы он закрывал волосы, платок не завязывают узлом, а складывают концы крест на крест. - Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. - руки и ноги связывают, завязки эти при прощании снимают и кладут в гроб с усопшим (или дают ведьме хорошей... по ее просьбе) - Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в изголовье можно положить пучок сухого шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели – отгоняет нечистую силу. Или кладут - освященную в вербное-вербные ветви или березу, освященную на Троицу. Если умерший - христианин, надевают алюминиевый крестик на веревочке, /или крест приставившагося - которым его крестили во время крещения, но на веревочке - цепочку использовать нельзя. Я прочла что серебра на покойном не должно быть, но я думаю-что хоронить надо в нательном кресте, который человек носил при жизни.Прошу меня поправить-если я ошибаюсь. Бывает так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. После отпевания родственникам дают венчик, разрешительную молитву и землю с панихидного стола. Дома родственники в правую руку умершему кладут разрешительную молитву, на лоб – бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно посыпают землей (от головы к ногам, с правого плеча на левое – чтобы получился правильной формы крест). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин – образ спасителя, для женщин – образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку – крест, а на грудь усопшего – Святой образ. -Тело усопшего по положении в гроб покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся со Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и Ангелов. С ЧАСАМИ НА РУКАХ НЕ ХОРОНЯТ!!! (ну только если покойный умер в часах, через эти часы можно сделать скоротечную смерть живому...) Обручальное кольцо тоже следует снять, если супруг (супруга) умершего - живы. Оставление обручального кольца на покойном при живом супруге приведет к порче у последнего. Не слушайте советов, что якобы оставленное на пальце покойного кольцо - сделает утрату для оставшихся в живых не такой горькой. Это неправда. В гроб можно положить только личные вещи покойного – очки, например, или курительную трубку, мундштук. Никаких предметов, имеющих отношение к живым родственникам, класть в гроб нельзя категорически. Попадались дикие случаи, когда дедушке в гроб клали фотографии внуков, детские рисунки и игрушки. А один случай вообще из ряда вон – бабушке в гроб положили детскую соску-пустышку внука. Ребенок в результате так и не заговорил толком, а до пяти лет вообще только мычал. И врачи годами не могли понять, в чем дело. - По четырем сторонам гроба ставят по свече - в голове, ногах, и по бокам-так, чтобы они образовали КРЕСТ.Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам. Ногами на выход. Что делать с вещами умершего человека

Один из вопросов, встающих после похорон близкого человека – что делать с его вещами? Мебель, памятные сувениры, одежда, ценности и семейные архивы – как со всем этим разобраться? Смерть никогда не несла ничего положительного. Это боль утраты, страдания, тяжёлая болезнь или добровольное решение уйти из жизни. В любом случае, покойник собирает вокруг себя очень много негативной энергетики, которая распространяется на его одежду, вещи личного пользования, украшения. Поэтому, многие считают, что вещи усопшего необходимо убрать подальше и никогда не пускать в обиход. Попробуем разобраться, насколько всё серьёзно и ответим на вопрос: Почему нельзя носить вещи умершего человека? Когда человек умирает, в этом мире он перестаёт жить энергетически, а его душа полностью переходит в тонкий мир, поэтому все вещи, которые связаны с человеком, с его телом - теряют энергетическую подпитку, а энергоинформационные связи омертвевают. Энергия этих вещей становится мёртвой (из них уходит жизнь). Мертвая энергия для живого человека - всегда вредна. Это, в какой-то мере, можно сравнить с продуктами питания. Когда продукт свежий - он полезен человеку, когда протух или сгнил (мёртваэнергия) - продукт будет вреден (можно отравиться). Когда вы носите вещи умершего человека, вы неизбежно будете брать на себя мёртвую (негативную) энергию с этих вещей, которая будет неизбежно гасить вашу живую энергию. Кроме того, часто бывает так, что вещь покойника после смерти несёт в себе негативные подключения связанные с проблемами умершего, из-за которых он скончался. Например, с его какой-либо неизлечимой болезнью. А у каждой болезни - своя разрушающая энергия и программа воздействия на тело и сознание. Спрашивается, оно вам нужно, такое влияние? Ещё болезни покойника на себя тянуть. Те вещи, которые были на человеке в момент его смерти - имеют прямое подключение к миру мёртвых, поэтому если покойника переодевают, вещи снятые с него, чаще всего, сжигают. Особенно вредно пользоваться вещами, снятыми с человека, который умер насильственной смертью. Такие вещи будут напитаны насилием, негативом, энергией страдания и боли. Если покойный оставил завещание, в нем могут быть упомянуты некоторые ценные предметы и указано, как именно ими нужно распорядиться. Вспомните – возможно, человек еще при жизни высказывал пожелания относительно своих вещей. Если это так, его желание следует непременно учесть. Если же никаких пожеланий не было, придется действовать по другому. Одежда. Если вещь покойный любил и носил очень часто, она будет хранить личную энергетику довольно длительное время. Та одежда, которая использовалась крайне редко, уже после 40 дней является безопасной с точки зрения энергетического влияния. Украшения. Это отдельный разговор, ведь мало кто согласится выбросить кольцо с бриллиантом, например. Если украшение покойный носил постоянно, и оно было при нём в момент смерти - энергетика хранится очень долго, десятки, а то и сотни лет. Это касается и драгоценных камней. Постельное бельё тоже долго хранит информацию о прежнем пользователе. Это не удивительно, ведь во сне человек отключает разум, позволяя внутренней энергии освобождаться.. Поэтому такие вещи использовать не рекомендуют. После смерти человека, необходимо навести полный порядок в его комнате и доме. Можно, конечно же, ничего не трогать три дня, но тогда велики шансы, что душа покойного вернётся в свою привычную обстановку, и ей будет тяжело разорвать нити с нашим миром. Наводить порядок следует очень тщательно. Выбросить все ненужные вещи, попросту, хлам. Почистить мебель, пол, стены, окна. Вымыть всё, что можно вымыть. От мебели, которая не очень нужная, лучше избавиться, ведь дерево хорошо вбирает в себя некротическую энергетику. Особенно это касается ложа. Такие предметы можно вынести на улицу и раздать нуждающимся, не забыв упомянуть, откуда они. Это правило подойдёт не только для мебели, но и посуды, одежды, обуви и мелких безделушек. Естественно, если умер близкий вам человек, отказаться от его всех вещей невозможно. Так хочется оставить их на память. Да и просто рука не поднимается проявить неуважение к покойному и выбросить всё его имущество. В таком случае советуют взять большой чемодан или коробку, аккуратно сложить в них все вещи усопшего, перевязать коробку верёвками и скотчем, и спрятать как можно дальше на максимально продолжительное время. Этот приём особо действенный для уменьшения страданий и скорби. Не все вещи можно раздать или спрятать. Те, которые остались, необходимо правильно выбросить. Всё, что горит, можно сжечь. А остальное - аккуратно сложить и вынести в мусорный бак. Таким образом, мы проявляем уважение к покойному. Детские вещи Когда умирает ребёнок, страдания, горе, отчаянье и скорбь не имеет границ. Это самое страшное, что может случиться, особенно для матери. Поэтому некоторые семьи оставляют детскую комнату нетронутой в память о малыше. Этого делать категорически нельзя. Так душа ребёнка больше страдает, ведь люди пытаются удержать её любыми силами на земле. Детские вещи хранить не стоит. Лишь самые любимые и дорогие как память предметы можно аккуратно сложить и спрятать подальше, чтобы заглядывать к ним лишь изредка. Дарить такие вещи тоже нельзя. Дети сильно впитывают некротическую энергетику. Их незащищённая карма может сильно пострадать. Существует несколько возможных способов энергоочистки вещей покойного. Соль. Данный метод встречается довольно часто и состоит в следующем: одежду умершего человека необходимо замочить на несколько часов в холодной соленой воде. Только после этого тщательно выстирать, выполоскать, высушить, прогладить со всех сторон.