Что означает спаси господи. "Спаси, Господи!" - о традициях общения. Перед Во Царствии

Протянув руку Петру, Спаситель поддержал его, повелел ветру утихнуть, и ученики причалили к тому самому берегу, который тщетно искали во время бури. Точно так же Иисус опять предстает перед ними в утро Своего Воскресения, когда ученики Его, потеряв всякую надежду, погрузились в глубочайшую скорбь. Тогда Он является между ними, и сердца их наполняются тою неизреченною сердечною радостью, которую никто уже не может у них отнять. Так же является Он каждому христианину в час испытания, заменяя скорбь благодатным чувством мира. И мы можем сказать вместе с псалмопевцем: "на мгновение гнев Его, и на всю жизнь благословение Его; вечером Он водворяет плач, а на утро торжество" (Пс. 29, 6).

Увидим Его и мы, когда после житейских бурь мы достигнем "тихого пристанища". Тогда, согретые лучами Солнца, которому заката не будет, мы сделаемся подобны Ему, потому что "увидим Его, как Он есть", т. е. Другом нашим, Спасителем и Господом. Ученики постигли это, когда поклонились Ему со словами: "Истинно Ты Сын Божий".

Из поколения в поколение слова эти повторяют все те, кого Он воздвиг из глубины вод испытания, которых Он вывел из тьмы отчаяния к Своему лучезарному свету. "Истинно Ты Сын Божий". Ты один имеешь глаголы вечной жизни". Только Твоя кровь очищает "от всякого греха". Ты один можешь оторвать меня от самого себя и завладеть всем моим сердцем, дабы во мне прославилось Твое милосердие. Ты моя единая надежда, мое высшее благо. Ты мое все! Ты есть Бог мой! Будем каждый день повторять эти слова, и пусть все наши скорби и испытания послужат лишь к теснейшему сближению с Тобою. Итак, кто терзаем сомнениями и маловерием, пусть воскликнет: "Господи! Спаси меня, погибаю!"

А тот, кому Он даровал избавление, "да славит Господа за милость Его, и за чудеса Его для сынов человеческих", - да прославляют все имя Иисуса Христа, Сына Божия. Аминь.

Любой разговор обычно начинается с приветствия — это общепринятое требование вежливости в обществе. Люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера. Встречаясь с людьми, можно приветствовать их любыми словами, главное – чтобы приветствие было сердечным и искренним. Даже в обычном приветствии «Здравствуйте!» или «Добрый день!» содержится вполне православное отношение к человеку. Однако есть приветствия, которые приняты только в православной среде.
Зачастую православные используют форму благодарения «Спаси, Господи!» при общении практически во всех случаях: и при встрече, и при расставании, и даже при положительном упоминании о третьем лице («Спаси же его, Господи!») Хотя традиция духовного общения гораздо богаче и разнообразнее. В Центральной Украине, к примеру, до сих пор в храмах приветствуют друг друга радостным: «Слава Богу!» - «Навіки Богу слава!» За две тысячи лет христиане всего мира выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Сейчас так приветствуют друг друга священники, но и мирянам следует помнить об этой древней традиции.
В первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи звучит торжественное приветствие: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Это приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями еще к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. Преподобный Серафим Саровский именно словами: «Христос воскресе!» приветствовал приходящих к нему круглый год. В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», накануне праздника - «Со святым вечером». А в праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» - звучит в ответ.
Из монастырей пришла в быт традиция просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такая традиция возможна только среди православных монашествующих, едва ли она применима к мирским людям.
Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела хранителя!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела хранителя отправляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!», или «Бог в помощь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
В древнерусском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «Мир этому дому». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!», или «Спаси тебя, Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Но если вы считаете, что люди вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!», или «Я от всей души вам благодарен».
По традиции при встрече двух людей первым приветствие должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови(те), батюшка/честный отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит)». Напомним, что в Православии не принято обращаться к священнику со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).
К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо - «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец». У диакона благословение брать не положено.
Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».
Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует - мы не священнику целуем руку, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. Не следует лишь осенять себя крестным знамением перед тем, как взять благословение у священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.
Если присутствует несколько священников во главе с архиереем, за благословлением подходите только к нему. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами: «Благословите, честные отцы», и поклонитесь. Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем идут женщины, последними подходят дети. Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети. При прощании повторно попросите у священника благословения словами «Простите меня, батюшка, и благословите».
В Православной Церкви в официальных случаях принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря, если он игумен или архимандрит, обращаются - «Ваше Высокопреподобие», а если наместник иеромонах - «Ваше Преподобие». К епископу обращаются - «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам - «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально - «владыко», а к наместнику монастыря - «отец наместник» или «отец игумен». К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви принято обращаться «Ваше Блаженство», а к Святейшему Патриарху - «Ваше Святейшество». Все эти обращения, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека - священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

Уцелевший после прыжка с знаменитого и печально известного моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско. - Я так счастлив, что выжил! И с того самого дня хочу помогать людям жить».

Сегодня он путешествует по Америке и за ее пределами, выступая перед людьми, убеждая их только в одном: жизнь - величайший подарок, и какими бы ни были обстоятельства, с какой бы болью человек ни сталкивался ежедневно, он должен ценить этот дар выше всего. Хайнс знает, о чем говорит. Болезнь, толкнувшая его с моста, не ушла, он борется с ее симптомами уже 16 лет. И учит это делать других.

Кевин унаследовал маниакально-депрессивный психоз, или биполярное расстройство, от родителей: оба страдали этим заболеванием, одни из симптомов которого - резкие скачки настроения, от возбуждения и мании величия до депрессии и суицидальных мыслей. Они избрали свой способ справляться с немощью - алкоголь и наркотики. В результате Кевин родился недоношенным, ребенка оставляли без присмотра в дешевых мотелях, уходя в поисках наркотиков. Мальчик попал в систему усыновления, и 17 марта 1986 года его приемными родителями стали Патрик и Дебра Хайнс.

«У меня появилась семья, я твердо стоял на ногах, - вспоминает Кевин. - Как вдруг появились первые симптомы: галлюцинации, потом - маниакальное поведение, депрессия. Очень тяжелая форма маниакально-депрессивного психоза… Точный диагноз поставили в 1998 году». Хайнс не признавал, что болен! Еще бы - футболист, чемпион по реслингу - какая может быть немощь! Обманывал родителей, говоря, что был у доктора и тот прописал определенный режим. А 24 сентября 2000 года, пытаясь понять, что же творится в его мозгу, он стал искать в интернете способ покончить с жизнью. И нашел: «Ты живешь в Сан-Франциско, иди к мосту «Золотые ворота», прыгай вниз, ты умрешь от удара о воду. Удачи!»

«Я пошел на автобусную остановку, - рассказывает Хайнс. - Сел на самый последний ряд, посередине, и мы поехали к мосту. В этот момент на меня нахлынули противоположные эмоции. Я понял, что совсем не хочу умирать! И подумал: «Кэвин, что ты делаешь? Вылезай из автобуса!». А потом, как следствие моего заболевания, я начал слышать голоса, они звучали громко и отчетливо: «Ты должен умереть! Прыгай сейчас!». И вот я сидел и ревел в переполненном автобусе, надеясь, что хоть один человек обратит на меня внимание, подойдет, скажет: «Эй, парень, с тобой все в порядке? Что-то случилось? Тебе помочь?».

Надеялся, что хоть кто-нибудь заметит мою боль. Но каждый пассажир был погружен в свои собственные мысли. Нет, безусловно, не в их интересах узнавать, что там со мной случилось, это и не их ответственность! Но я рассказываю об этом для того, чтобы когда вы увидите плачущего, расстроенного, страдающего человека, вы подошли бы, заглянули ему в глаза и поинтересовались его проблемой. Вы можете спасти жизнь, в буквальном смысле этого слова».

Автобус приближался к мосту. Парень встал со своего места и подошел к водителю, надеясь, что тот заметит, как ему больно. Открыто сказать, что у него серьезная проблема, Кевин не мог - не мог даже произнести нужных слов. Водитель посмотрел на него и произнес лениво: «Давай-ка парень, вылезай из автобуса, мне пора ехать»…

«Я вышел из автобуса, заплаканный, с красными глазами, на «ватных» ногах, с сердцем, выскакивающим из груди, и пошел вперед, думая: «Вот и все… Никому нет дела до меня!» Это было не так! Члены моей семьи переживали за меня, всем моим друзьям было не все равно и моим знакомым тоже. Но мой мозг не позволял мне критически отнестись к иррациональной мысли, знакомой каждому, кто думает о суициде: «Ты никому не нужен». Я не хотел умирать. Но я считал, что должен…».

Кевин разбежался и перепрыгнул через ограждение моста. «И в ту самую долю секунды, когда я оказался в воздухе в свободном падении, и мои руки и ноги не чувствовали больше никакой опоры, у меня в голове возникла единственная мысль: «Что я наделал?? Я не хочу умирать! Боже, спаси меня!». 4-секундное падение и я врезался в воду».

По официальной статистике из прыгавших с моста «Золотые ворота» выживают 2 процента, из почти 1,5 тысяч человек - 29 спасенных. Один из них - Кевин Хайнс. Он падал головой вперед с высоты в 70 метров, но к моменту столкновения с поверхностью воды перевернулся таким образом, что упал в сидячей позиции - удар пришелся на ноги и на спину. Врезавшись в воду на скорости 75 миль в час, парень сломал три позвонка, а их осколки повредили внутренние органы.

«Образовавшийся вакуум засасывал меня под воду, я ушел примерно на 23 метра вглубь. А потом - открыл глаза и понял, что тону. «Я тону? Я не хочу тонуть? Я не предполагал такого!» Я стал отчаянно двигаться, плыть в каком-то направлении, хотя мои ноги были обездвижены, а от трех позвонков остались осколки! Я уходил дальше под воду, в ушах звенело, глаза вылезали из орбит. Я видел, куда надо плыть, и думал: «У тебя не получится! Ты утонешь! Боже, спаси меня, я не хочу утонуть! Я совершил ошибку!» Величайшую ошибку в своей жизни… Я барахтался в соленой воде, молился, повторяя снова и снова: «Боже, спаси меня, я не хочу тонуть, я совершил ошибку!» Голоса в голове стихли. Глубокая, тяжелая депрессия, которая и привела меня на этот мост, испарилась. Все, на чем я сосредоточился - это выжить!»

Кевина спасла береговая охрана, он попал в больницу, где его срочно прооперировали, собрав позвоночник по кусочкам. Он заново учился ходить. Сначала просто смог сидеть, потом - сидеть в инвалидном кресле, прошло еще какое-то время, прежде чем молодой пациент сумел сам им управлять, затем - передвигаться на костылях, после - ходить с тростью и наконец - в специальном бандаже для спины. Все это - за несколько недель.

Хайнс выжил и полностью восстановился, но признается, что члены его семьи до сих пор испытывают боль при воспоминании о том дне…

«Я очень ясно понял, что самоубийство - это никогда не ответ и не решение проблем. И я могу вас уверить, что больше никогда в жизни не попытаюсь покончить с собой! Хотя думаю об этом довольно часто, потому что это часть моей жизни - у меня хронические суицидальные мысли. Но я не позволю им сломить меня, - говорит Кевин в каждой аудитории, в которой оказывается. - Это жизнь, вне зависимости от того, как вы ее проживаете, независимо от того, через что вы прошли, не зависимо от того, что причиняет вам боль и страдание - это единственный, самый сильный и самый потрясающий подарок, который нам когда-либо был дан».

Робин Уильямс: виновата болезнь

Направлясь в сентябре 2000 года к мосту в Сан-Франциско, Кевин Хайнс вспоминал фильм «Куда приводят мечты» со знаменитым актером Робином Уильямсом в главной роли. По сюжету его герой проходит все круги ада, чтобы спасти свою жену от участи, ожидающей ее как самоубийцу. Идя к мосту, Кевин вспоминал своего учителя, преподавателя актерского мастерства, который в том же 2000 году свел счеты с жизнью, не справившись с алкоголизмом и депрессией. Парень мечтал, как и герой того фильма, вытащить из ада своего учителя. «И это тоже было частью моего психоза», - говорит Хайнс.

А в прошлом году мир поразила весть об уходе из жизни Робина Уильямса, главного героя того самого фильма и величайшего комика современности. Кевин не смог промолчать: «Люди думают, раз я выступаю, значит, я полностью исцелился. Это миф! И он снова вышел на поверхность в связи с суицидом Робина Уильямса. Весь мир оплакивает его. Но в вопросе, который задается повсеместно, я вижу отголоски этого мифа о возможности полного выздоровления психически больных.

Люди говорят: «Как мог такой феноменально успешный и популярный человек так поступить с собой?» Они не понимают, что случившееся с Робином можно поставить в один ряд со смертью от рака, абсцесса легких или сердечного приступа. Не он покончил с собой - в нем не было ни капли эгоизма, чтобы так поступить! В его гибели виноват его мозг, его психическое заболевание и связанное с этим пристрастие к алкоголю и наркотикам. Большинство из нас воспринимают деятельность нашего мозга как нечто само собой разумеющееся, мозг - самый мощный орган нашего тела, он отвечает за все наши действия и за бездействие тоже. Представьте себе жесткий диск компьютера. Так вот жесткий диск Робина сломался в тот день…».

Хайнс обращается и к врачам, к психиатрам, призывая их быть более чуткими и внимательными к своим пациентам: “Просто поставьте себя на их место…” Сегодня, утверждает он, информированность людей и возможности медицины гораздо шире, чем это было в 1998 году, когда он сам столкнулся с болезнью. Его семья делала все возможное, чтобы помочь ему, но ресурсов просто было недостаточно. Сейчас - все иначе.

Жить полноценно с таким диагнозом - искусство, которому он учится сам и учит других. «Да, перед каждой аудиторией я выкладываюсь полностью, даю людям все, что могу дать, но все равно в мою жизнь снова и снова вкрадываются знакомые симптомы и навязчивые мысли. От этого нет лекарства. Более 16 лет я борюсь с такими симптомами как галлюцинации - визуальные и слуховые, глубокая депрессия и суицидальные мысли, панические атаки, сменяющиеся бешеной активностью… Сначала я отрицал свою болезнь, стыдился ее. Это только ухудшало положение вещей и уменьшило мои шансы справляться с ней. Сегодня я продолжаю бороться. Мое психическое здоровье стало приоритетом моей жизни, и мне больше не стыдно: это такая же болезнь, как рак, цирроз печени или сердечная недостаточность…»

Как назвать этого человека - оптимистом, реалистом с безудержной жаждой жизни, заражающей всех вокруг?

«Когда я смотрю на стакан с водой, - говорит Кевин. - Я не могу сказать, что он наполовину пустой или наполовину полный. Мой стакан переполнен, и вода льется через край, источает надежду!.. Жизнь дана не для того, чтоб мы ее расстрачивали или оставляли пылиться, не для того, чтобы сдаться и отдать ее в распоряжение психически больному мозгу. Давайте ценить сегодняшний день и каждый данный нам день».

Подготовила Валерия Михайлова

Об одной из профессиональных привычек православных – Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.

– Андрей, в обиходе православных можно заметить несколько шаблонных, так сказать, профессиональных фраз. Одна из самых распространенных: «Спаси, Господи!» Это выражение употребляется ежедневно и многократно: фразой благодарят, начиная с серьезных вещей и заканчивая бытовыми мелочными моментами: передал соль, чай, сахар, закончил разговор – «Спаси, Господи»... Получается, что большинство людей произносит имя Божье неосознанно, не вдумчиво, а по православной привычке. Не является ли это нарушением третьей заповеди, которая гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».

– В самой фразе «спаси, Господи», в принципе, нет ничего кощунственного. И даже наоборот: говоря подобные слова тому, кто, например, сделал для нас что-то хорошее, полезное, мы тем самым желаем ему того, к чему стремятся все христиане – то есть спасения. Стоит отметить, что слово «спасибо» является несколько упрощенной формой (от «Спаси тебя Бог» или «Спаси Бог») все того же пожелания «спаси, Господи». Эти слова выражают единственно правильную реакцию, которую должен проявить православный христианин, пожелав своему ближнему высшего духовного счастья. И нет ничего плохого в том, если мы будем желать тем людям, которые проявили к нам свое внимание, спасения даже за какую-нибудь мелочь, например, за чашку чая. Сам Спаситель говорил Своим ученикам: все, что вы делаете ближним – все это вы делаете Мне Самому, и потому никогда не потеряет своей награды тот, кто во имя Бога хотя бы напоит ближнего своего чашкой холодной воды (см.: Мф. 25: 40 и Мф. 10: 42).

Но в то же время, как любая молитва (а пожелание ближнему спасения – это уже и есть молитва, ведь спасения мы можем просить только у Бога), указанное словосочетание должно быть произносимо при определенном душевном расположении, осознанно и никогда не должно говориться в шутку или с некими подколами и издевками.

– Насколько часто можно произносить это выражение и в каких случаях?

– Как уже было сказано выше, выражение «спаси, Господи» – это прежде всего молитва, наша просьба, обращенная ко Творцу спасти и помиловать того или иного человека, который чем-то нам помог или же, наоборот, совершил по отношению к нам какой-нибудь плохой поступок. В силу этого никакая реабилитация приведенного выражения попросту не нужна, ведь молитва или пожелание добра ближнему в оправдании не нуждается.
Относительно же того, как часто можно употреблять данное выражение, стоит сказать следующее: важно не столько количество, сколько качество. Лучше реже прибегать к упоминанию имени Божия, но при этом делать это осмысленно, с благоговением, нежели ежеминутно, но при этом не отдавая себе отчет в том, чего просим и у Кого.

– А что можно отнести к бытовому кощунству?

– Любое неблагоговейное отношение к святыне – дома или же в храме – кощунство. Само слово «святыня» происходит от еврейского слова «кадош», которое означает нечто особое, отделенное от общего употребления. Таким образом, слово «святыня» уже предполагает должное отношение к тому или иному святому предмету. А потому неправильное отношение (например, к имени Божиему, святой воде, просфорам, освященному маслу и т. п.) ведет за собой духовное огрубение и косность ко всему святому вообще. В таком случае лучше не хранить священные вещи дома вообще, чем держать их у себя, но относиться к ним как к вещам обыденным.

Беседовала Наталья Горошкова

Представляем вашему вниманию фрагмент удивительной книги «Небесный огонь» матушки Олеси Николаевой о чуде, произошедшем с ученым-атеистом, который обрел веру и […]

Представляем вашему вниманию фрагмент удивительной книги «Небесный огонь» матушки Олеси Николаевой о чуде, произошедшем с ученым-атеистом, который обрел веру и стал иеромонахом.

Эксперимент

А вот какая история произошла с кандидатом биологии, ныне иеромонахом Иаковом, грузином.

Родился он в Тбилиси, а учился в Москве, в Университете. Там и диссертацию защищал. В детстве его, конечно, как и всякого грузина, крестили, и Пасху он праздновал радостно и широко, но в храм не ходил, а к Богу относился хоть и уважительно, но отстраненно. Он же по профессии естественник, биолог. А в этой среде культ науки, разума, эксперимента.

Ну и как-то сказал он своему другу, тоже естественнику; когда у них зашла речь о Боге:

Мы же с тобой одного замеса - чему доверяем? Опыту. Вот если кто-то поставит такой эксперимент, из которого бы следовал вывод о существовании Творца и Промыслителя, я не то что уверую - я в монахи уйду.

Стал этот друг его стыдить - мол, все доказательства бытия Божьего соразмерны лишь мелкому и ограниченному человеческому разуму, поэтому - что ж Бога так унижать какими-то доказательствами?

А наш грузин ему:

Все равно, я верую в естественные законы природы и, пока чуда сверхъестественного не увижу, не поверю. И точка.

Года два прошло - не меньше. Летит наш герой на международную конференцию в Тбилиси. Дело было зимой, темнеет рано, а тут вдруг в самолете вырубился свет. И все в кромешной тьме - слышно только, как самолет хрипит - надрывается. А рядом с нашим героем шутник какой-то сидит, анекдоты травит.

Один анекдот был такой: «Плывет корабль, полный всякого люда - и члены правительства, и богачи, и артисты, и футболисты, и инженеры - каждой твари по паре. И вдруг налетает буря, и корабль идет ко дну. И вот все они предстают пред Всевышним и дружно к нему вопиют: «Как же так, вон как нас было много - и утонули все без разбора!» А Он им отвечает: «Как это - без разбора? Знаете, сколько времени Я именно вас на этом корабле собирал?»»

И тут вдруг что-то крякнуло, раздался страшный хруст, словно самолет начал разламываться на куски, все завопили, и это последнее, что запомнил наш естественник - маловер: у него все внутри словно оборвалось…

Очнулся он в самолетном кресле в глубоком снегу. Вокруг горы. Кавказ в вышине. Первый вопрос был: а где же сам самолет? Какой-то страшный сон. Все тело болит. Он попробовал встать - никак. Потом с трудом понял, что это ремень его держит. Он его отстегнул и хотел было подняться, как вдруг увидел вот что: оказалось, что сидит он в этом кресле на уступе скалы - площадка всего три на три - и идти ему, собственно, некуда.

Во внутреннем кармане пиджака он обнаружил свой доклад, который начал было просматривать в самолете, пока там не погас свет. Достал зажигалку и стал поджигать листы в надежде на то, что вдруг этот огонь заметит какой-нибудь шальной вертолет и его спасет… Но бумага сгорала мгновенно, руки так окоченели, что не чувствовали ожогов. Хорошо еще, что в самолете было холодно и он вовремя достал из портфеля плед, который ему дала с собой в дорогу его грузинская бабушка, и завернулся в него. Так теперь в нем и сидел. А она на этот случай и дала: генацвале, в полете на высоте - вечная мерзлота, а ты в плед закутаешься, подремлешь - как хорошо!

Так жег он, жег свой доклад по листочку и даже не задумывался - что далыне-то делать? И тут только его осенило, что самолет-то его - упал! Упал… С двадцатитысячной высоты! Упал и разбился вдребезги - ни следа от него. Все погибли. А он - жив. Сидит вот в кресле на горном утесе, закутанный в бабушкин плед, и зажигалкой делает: щелк - щелк.

А следующая мысль: но так ведь не бывает! Так просто не может быть, по естественным законам. А если не может быть, то, скорее всего, он тоже разбился вместе со всеми, а это уже после смерти он так сидит, одинокий, в этом странном невероятном месте, в этих пустынных снегах, куда не ступала еще со дня сотворения мира нога человеческая?! Уж не в аду ли он? Да, даже так подумал.

И тут он понял: и в этом случае, и в том - то есть абсолютно в любом - все это противно природе, вопреки всей биологической науке. И если он разбился насмерть и при этом уже опять живой, и если самолет погиб, а он выжил, - это значит только то, что Бог есть… А если он выжил, то это Бог его спас. А если Бог его спас, то не просто так, а для чего-то. А если для чего-то, то его непременно сейчас найдут, пока он еще окончательно не замерз. А если его найдут, то он сразу же уйдет в монахи и будет служить исключительно Богу, как обещал.

И тут он закричал со своего уступа: «Господи, спаси меня еще раз! Я знаю, что Ты есть! Спаси меня, чтобы я мог Тебе послужить!»

Так он сидел и кричал и, наконец, поджег последний лист, потом вытащил из-под себя плед, хотел поджечь и его, пытался даже, но тут же понял, что гореть он не будет, а будет лишь медленно тлеть. И вдруг из-за скалы показался вертолет, и он принялся этим пледом махать что было сил. Он махал и кричал: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!», пока его не заметили. Вот так.

А потом он приехал в далекий монастырь и стал иеромонахом Иаковом. Каждый день он возносит сугубую молитву за тех, кто погиб тогда в самолете, - особенно же за шутника, рассказавшего свой последний анекдот. При некотором его цинизме именно в той трагической ситуации, в спокойные времена он вполне может быть прочитан как притча.

Вконтакте