Что такое неуверенность в себе? Уверенность и неуверенность в себе

Эту статью я адресую тем, кто ищет способы преодоления неуверенности в себе и тем, кто уже понял,что нет быстрых и простых способов решения этой проблемы.

Этот текст слишком длинный и написан прагматичным языком (как для поста в фейсбуке). Я пошел на это намеренно, т.к. статья носит практическую цель – расширить представление о проблеме неуверенности в себе и показать направления работы. Разумеется, это только мое виденье, исходящее из моего профессионального опыта.

Тема неуверенности в себе входит в ТОП-5 самых популярных запросов на терапию (по крайней мере, в моей практике). Проявления этой неуверенности у разных людей могут радикально отличаться. Поэтому сама по себе формулировка "неуверенность в себе" малоинформативна. Но, как бы не были разнообразны формы этой неуверенности, как правило, в проработке будут подниматься одни и те же темы.
Я выделил 8 тем, опираясь на свою практику и вкус:

1. Сепарация – Индивидуация
2. Непройденные инициации
3. Агрессивность
4. Сексуальность
5. Травматический опыт
6. Непрожитые потери
7. Незавершенные отношения
8. Экзистенциальные вопросы

А теперь подробнее о каждой из тем.

1. Сепарация – индивидуация*

(*здесь я использую термин "индивидуация" в значении, скорее, предложенном К.Юнгом, чем в значении М.Малер)

Это огромная, сложная тема. По сути, все описанные ниже темы, можно считать элементами процесса сепарации-индивидуации.

В самой формулировке "неуверенность в себе" заложен ключ к пониманию сути проблемы. Если Я не уверен в Себе, это значит, что Я не знаю наверняка:

  • Кто Я;
  • Какой Я;
  • Чего Я хочу;
  • Могу ли Я получить то, чего Я хочу.
Т.е. мы упираемся в вопросы, связанные с идентичностью. Неуверенность в себе говорит о неустойчивости в зоне идентичности.

Индивидуация – это процесс становления уникальной, зрелой личности. Процесс формирования идентичности. Важно, что индивидуация предполагает раскрытие уникального внутреннего потенциала человека, а не следование за внешними требованиями и образцами. Второй путь путь ведет к невротизации.
Но процесс индивидуации – это также и сепарация. Чтобы был построен мир уникальной личности, необходимо отделиться от значимых других. И наоборот, невозможно отделиться, не построив свой мир со своими надежными опорами и границами. Только в этом случае формируется подлинная уверенность в себе.
Что это за значимые другие, от которых необходимо отделиться? Конечно, прежде всего это фигуры отца и матери, а также другие люди и структуры, повлиявшие на формирование личности – родственники, учителя, социальные институты.

Но это не значит, что речь идет о явно выраженной социальной зависимости от них. Такое бывает. Но чаще речь идет о глубинной психической зависимости, которая часто не осознается. Большинство клиентов, страдающих неуверенностью в себе, взрослые самостоятельные люди. Многие из них являются владельцами успешных бизнесов, топ-менеджерами крупных компаний, высокими чиновниками и даже боевыми офицерами.

Но в ряде ситуаций они испытывают неуверенность в себе из-за непройденной сепарации. Образы значимых других людей довлеют в психике, блокируя возможность реализации актуальных потребностей. Такую ситуацию называют внутренним конфликтом. Это похоже на то, как-будто взрослый человек вдруг провалился в детское прошлое. Там он ощущает себя уязвимым и зависимым от значимых других. Прежде всего, от их оценки, суждений, реакций принятия или отвержения. Это и есть то состояние неуверенности в себе, на которое жалуются клиенты.


Очень упрощенно процесс сепарации-индивидуации можно назвать взрослением. Причем, индивидуация здесь является ключевым процессом. Индивидуация приводит к сепарации, а не наоборот. Сепарация без индивидуации будет приводить лишь к созданию новых зависимостей.

Например, зависимость от матери перейдет в зависимость от жены. Причем, жена будет наделена образом матери. Т.е., для успешной личностной трасформации у человека должен быть сильный мотив реализовать те желания, которые осуществимы только в случае прохождения сепарации.

Ниже я предлагаю список некоторых задач, которые необходимо решить для прохождения сепарации-индивидуации:

  • Восстановить способность осознавать свои чувства и желания (без этого не может быть речи о подлинной опоре на себя);
  • сформировать навык выражать свои чувства и заявлять о своих желаниях;
  • Осознать суть своих внутренних конфликтов (понять какие потребности блокируются и какими способами это происходит);
  • Осознать с какими фигурами (значимые люди, их образы, социальные системы) связаны эти внутренние конфликты, какие потребности блокируются в этих отношениях, какой экзистенциальный опыт оказывается не пройденным, пока эти конфликты не разрешены;
  • Разрешить эти конфликты (бывает, на это уходят годы); разрешение каждого из таких конфликтов будет означать создание очередной опоры в своей аутентичной личности, важным этапом индивидуации;
  • Исследовать границы своей идентичности – где заканчивается Я и начинаются Другие (в психическом пространстве, прежде всего); переформатировать эти границы;
  • обнаружить свои подлинные желания (крайне непростая задача) и найти формы реализации этих желаний, адекватные вашей реальности;
  • Сформировать свои ценности, которые будут исходить из ваших подлинных желаний, но будут гармонично согласованны с системой, в которой вы находитесь; наработать опыт отстаивания этих ценностей;
  • Стать независимым от образов значимых людей, интегрировав их, а не обесценив (это создание контрзависимости); т. е. быть автономным, но в то же время, признавая свои корни;
  • Освоить свою агрессивность и сексуальность (но об этом ниже);
  • Осмыслить свою роль в социальной системе и утвердиться в этой роли; освоить законы своих социальных систем и интегрироваться в них; построить свою систему отношений – свой мир;
  • Трансформация образа себя и коррекция мировоззрения.
Данный список можно еще продолжать и продолжать. Тем более,что индивидуация – это, по сути, бесконечный процесс. Но каждая новая стадия развития личности будет предполагать новые задачи, а значит, будут актуальными те или иные темы. Также глубина проработки этих тем может быть очень разной.

2. Непройденные инициации

Процесс индивидуации во многом происходит благодаря прохождению инициаций. Благодаря инициации индивид утверждается в новой роли, новом самоощущении и начинает по новому смотреть на мир, себя и свои отношения с миром.

Т.е. инициация трансформирует идентичность.

В процессе психотерапии часто всплывают истории, которые принято называть незавершенными ситуациями. Например, как спасовал в школьном конфликте или не выступил с докладом перед аудиторией (или выступил, но неудачно). Ситуация эта находится в давнем прошлом, но переживания, подобные тем, периодически возникают в нынешней жизни. И ситуации из теперешнего опыта, если хорошо приглядеться, очень похожи на ту ситуацию из прошлого.

Вот такая незавершенная ситуация, вероятнее всего, и есть непройденной инициацией. Тогда не хватило какого-то ресурса – внутренних опор или внешней поддержки. Инициация не состоялась, переход в новую роль не произошел, а в психике "завис" незавершенный гештальт – источник тревоги и беспокойства.
Что делать с непройденными инициациями? Выявлять и проходить. Конечно, прохождение инициации в актуальной ситуации по своей форме может очень отличаться от того, как это могло выглядеть в детстве. Поэтому, важно найти правильную форму.

Обычно, жизнь подбрасывает такие ситуации и выдумывать ничего не надо, достаточно заметить в своей жизни избегание этих ситуаций.

Возможно, также, что некоторые непройденные инициации важно переосмыслить и интегрировать опыт поражения. Интеграция опыта своих поражений также важная часть личностного развития.

3. Агрессия

Осваивание своей агрессивности – важнейшая задача личностного развития. Агрессия необходима для простраивания своих границ и захвата новой территории.

Агрессия необходима для сепарации. Агрессия необходима, чтобы чувствовать себя устойчивым в этом вечно конкурирующем мире. Если агрессия подавляется, человек становится тревожным и неуверенным в себе.

Человек, не имеющий внутреннего права на выражение своих агрессивных позывов, как воин, не имеющий права пользоваться своим оружием. Он будет очень неуверен, ощущая свою беспомощность и беззащитность.

О подростках говорят, что у них сложный возраст. Большинство подростков агрессивны, находятся в позиции протеста. Это необходимо для отделения от значимых взрослых и утверждения своей самостоятельности. Многие неуверенные в себе люди были хорошими и послушными подростками. Т.е. они не прошли стадию подросткового бунта. Для большинства неуверенных в себе людей характерна пассивная (скрытая) агрессивность.

Но агрессия необходима не только подросткам. Бунт – одна из важных фаз развития человека и общества. В развитии свободной личности время от времени возникает место для бунта. Только формы бунта в зависимости от стадии развития и роли человека могут быть очень разными.
Осваивание своей агрессии предполагает:

  • Развитие навыков осознавать свои агрессивные эмоции;
  • Развитие навыков осознавать причины своей агрессии;
  • Наработка права выражать агрессию;
  • Развитие навыков управления агрессией: поиск и развитие своих форм выражения агрессии (мягкая, жесткая, вербальная, силовая и пр.);
  • Развитие чувствительности к своим границам и границам других людей;
  • Развитие навыков отстаивания своих границ; умение говорить "нет";
  • Интеграция своей агрессивности в образ себя и свою сексуальность.
4. Сексуальность

Тема сексуальности – только в последнюю очередь является темой секса. Прежде всего, это тема идентичности.

Мы – существа сексуальные. Фрейд считал универсальной движущей силой либидо – энергию сексуального притяжения. Вильгельм Райх также соотносил универсальную силу с сексуальной энергией.

Либидо и Танатос – две универсальные силы, управляющие нами на самом глубинном уровне. Либидо – стремление к жизни. Танатос – стремление к смерти.

Чем больше подавляется энергия либидо, тем больше танатоса в жизни – в виде энергетических застоев, болезней, депрессий, неврозов и пр.

Или можно сказать иначе: либидо – это энергия любви, сила притяжения, а танатос – это энергия агрессии, разрушения. Тогда мы видим дуалистическую модель двух противоположных сил. Эмпедокл их называл любовь и ненависть, и они – базовые жизненные силы, которые находятся в постоянном динамическом взаимодействии. Они обе необходимы. Этот взгляд дает нам ключ к пониманию многих проблем сексуальности. Агрессивность и сексуальность прочно связаны. Заблокированная агрессивность приводит к проблемам в сфере сексуальности, вплоть до отсутствия желания. И наоборот, подавленная сексуальность приводит к нарушениям в зоне агрессивности. Вот почему темы агрессивности и сексуальности неотделимы.
В языке сексуальности нет слов "надо", "должен", "нельзя". Это сфера, которая понимает только "хочу" и "не хочу". Сексуальная часть нашей личности жаждет одного – удовольствия.

Поэтому реализация своих подлинных желаний – это всегда процесс сексуальный, эротический. Мы даже о работе говорим: "любимая работа" или "нелюбимая работа". Любовь – это энергия Эрота, либидо. Человек, страстно любящий свою работу, достигает в ней мастерства и грации. Он всегда сексуален в процессе своей деятельности. Какой бы ни была эта работа.

Образ сексуального человека мало связан с тем, каков он в постели. Герои кинофильмов воспринимаются нами сексуальными еще до того, как они покажутся в постельной сцене.

Особенностью сексуальности человека также является то, что она управляется культурными конструктами. Эти конструкты представлены в виде фантазий. Чтобы возникло возбуждене, необходима фантазия. Причем, у разных людей разные фантазии. Эти фантазии представляют собой образы, сюжеты и фетиши. Т.е. сексуальность человека реализуется по принципу игры.

Известный философ Йозеф Хэйзинга описал игру как основную деятельность человека. Свою книгу он назвал Homo Ludens – человек играющий. Так, человек сексуальный – это человек играющий. А играть с радостью и наслаждением можно только любимую роль в любимой игре. А это значит, что подлинный выбор любимой деятельности, женщины, социальной роли, увлечений, life style, внешнего вида исходит из сферы сексуальности. Т.е. сексуальность напрямую связана с идентичностью.

Чем больше раскрывается сексуальность, тем больше она интегрируется во всех сферах жизни, и тем больше в жизни радости, гармонии и удовольствия.

Исследование своей сексуальности – неотъемлемая часть самопознания.

Нередки случаи в моей практике, когда клиент жалующийся на неуверенность в себе, считал основой этой проблемы недостаток опыта агрессивного отстаивания своих границ. Такие клиенты – обычно и так не слабые люди – ходили на единоборства, экстремальные бойцовские тренинги, вступали в конфликты, но проблема оставалась. Однако со временем выяснялось, что в основе этой неуверенности лежит стыд, блокирующий сексуальное поведение. Как только таким клиентам удавалось включиться в игровое, спонтанное, сексуальное состояние, неуверенность тут же уходила. Т.е. такому клиенту полезнее заниматься танцами и сексуальными практиками, чем боевыми искусствами.

Сложность состоит в том, что сексуальные фантазии, связанные с подлинными желаниями, зачастую лежат за пределами личностных и социальных табу, они настолько противоречат текущей идентичности, что не могут быть не только реализованы, но даже осознанны. Вытесненные в бессознательное желания начинают жить в виде неврозов – страхов, фобий, неуверенности в себе, психосоматических расстройств и прочих личностных проблем.

Одна из задач терапии в таком случае – выявить механизмы, блокирующие сексуальность и игровое, спонтанное поведение.

В то же время, исследуя сексуальность, вы непременно столкнетесь с темой агрессивноси. Т.к. сексуальность и агрессивность очень взаимосвязаны. Также, работа с сексуальностью выведет на темы, описанные в разделе сепарация-индивидуация.

5. Травматический опыт

Травматический опыт, такой как насилие, сексуальное насилие – может стать причиной неуверенности в себе. Если это давний (детский) опыт, вероятно он повлиял на формирование личности и если этот опыт не прожит должным образом, он может давать о себе знать в виде личностных проблем. Если это так, травма должна быть объектом терапевтической проработки со специалистом, который умеет работать с травматическим опытом.

6. Непрожитые потери

Потери значимых близких людей (смерть близких, разводы), не прожитые должным образом также могут стать причиной неврозов и депрессий, и, как следствие, привести к неуверенности в себе.
Часто люди не осознают то, что потеря не прожита, а заморожена.

Ситуация может быть усугублена тем, что с уходом значимого близкого остались неразрешенными конфликты с ним.

Кроме того, если это был очень значимый близкий, идентичность человека и его экзистенциальная ситуация значительно изменились после его ухода. Теперь он испытывает ощущение пустоты, одиночества, бессмысленности.

Также потеря близкого способна поднять тему личной смертности, которая раньше не осмысливалась, находясь под защитными механизмами.

Непрожитые потери должны стать предметом терапевтической проработки.

Существенным жизненным потрясением также могут стать потери важной работы, социального статуса, состояния здоровья, юности, красоты и пр.

Также можно рассматривать как потери – важные нереализованные желания, которые в силу ряда причин уже никогда не будут осуществлены.

Все это также требует проработки.

7. Незавершенные отношения

В данном случае речь идет о тех отношениях, которые завершены фактически, но не завершены психически. Такие отношения тянут за собой шлейф эмоций – обида, ненависть, вина и пр. Такая ситуация может продолжаться годы. Если переживания неосознанны, они могут проявляться на невротическом уровне в виде тревоги и неуверенности в себе.

К тому же, незавершенные отношения являются непройденным опытом, а это значит, что неусвоенный опыт в тех или иных формах повторяется в настоящем. Это значит, что какая-то часть актуальной реальности недоступна для осознавания.

Что делать с незавершенными отношениями? Осознавать, проживать и завершать.

8. Экзистенциальные вопросы

Отношение к своей смертности, свобода, экзистенциальное одиночество, смысл жизни (или отсутствие смысла) – это вопросы, с которыми сталкивается любой человек на жизненном пути.

Невозможно глубоко понять себя, избегая эти пугающие темы. Зато избегание этих вопросов может привести к неврозу.

Безусловно, проработка экзистенциальных вопросов немыслима без работы со всеми перечисленными выше темами. Все темы очень взаимосвязаны.

Например, есть такое понятие, как экзистенциальная вина – это чувство вины перед собой за отказ от своей свободы и реализации своих подлинных желаний.

В таких случаях жизнь идет, часы тикают, а ничего не делается для самоосуществления. Момент смерти с каждым днем, часом, минутой все ближе, а по-прежнему ничего не делается. Тогда возникает экзистенциальная тревога, страх смерти, вплоть до фобий и панических атак. Т.е. это та тревога, которую не стоит лечить – это сигнал о том, что корабль плывет не в том направлении.

Обрести подлинную уверенность в себе – это значит пройти индивидуацию, стать аутентичной личностью. А это, в свою очередь, значит найти свое место в этом мире. И здесь не уйти от осмысления экзистенциальных данностей, которые являются неотъемлемыми частями этого мира.

Как видно, работа с неуверенностью в себе – это сложная комплексная и длительная работа.
Для того, чтобы заняться такой работой необходим очень сильный внутренний мотив – практически непреодолимое стремление достичь изменений.

Недаром, большинство людей приходят в психотерапию только в состоянии острого кризиса – когда жизнь становится уже непереносимой.

Но, при правильном отношении, эта работа превращается в увлекательный путь, который многократно окупается. Ведь, по сути, проработка уверенности в себе – это поиск и разворачивание себя настоящего. А что может быть увлекательнее самопознания?

  • Иногда родители неосознанно навязывают нам свои страхи или предъявляют завышенные ожидания. Это часто делает нас неуверенными в своих силах.
  • Не стоит винить родителей, они желали нам добра. Мы выросли и теперь сами можем взять ответственность за свою жизнь.

Неуверенность в себе, излишняя застенчивость, как правило, уходят корнями в детство. Огромное влияние на самоощущение ребенка оказывают родители. Они становятся своего рода зеркалом, которое хвалит, отражая красивую картинку, и критикует, выявляя изъяны. То, как «отражают» нас наши родители и другие взрослые, отпечатывается в нашей психике и влияет на формирование наших представлений о себе. Понять, какое влияние оказали родители на развитие у каждого из нас уверенности в себе или застенчивости, - значит сделать первый шаг для восстановления чувства собственного достоинства.

Неуверенность в себе может быть определяющей характеристикой человека, но чаще всего она проявляется лишь в отдельных аспектах жизни. Вы - уверенный в себе профессионал, но у вас проблемы в общении с друзьями и в построении близких отношений… Вы прекрасно справляетесь с поручениями, которые вам дает начальство, но теряете почву под ногами, когда нужно поднять вопрос о повышении зарплаты… Постарайтесь как можно точнее определить те сферы своей жизни, которые оказались затронуты вашей неуверенностью в себе. Это поможет лучше разобраться с тем, где коренится проблема.

Неуверенность в себе - это всегда продукт личной истории человека

Мы не рождаемся застенчивыми, слишком робкими или тревожными, мы приобретаем эти черты в течение всей своей жизни, сталкиваясь с разными ситуациями и людьми, получая тот или иной опыт. Наши отношения с родителями и другими взрослыми являются ключевым моментом в развитии ощущения себя - уверенного или не очень. Не стоит полностью перекладывать ответственность за собственные неврозы и психологические проблемы на родителей. При этом есть несколько поведенческих паттернов, имеющих потенциальную угрозу для самооценки ребенка.

1. Меняйте мечты родителей на свои собственные

«Какая ты неуклюжая!» - говорит мать своей пятилетней дочери, раздраженно глядя на радостного по-детски пухлого ребенка. Мать когда-то мечтала стать балериной, но не получилось, и теперь она тешит себя надеждой, что хотя бы ее дочь станет следующей Майей Плисецкой.

Родители иногда не могут удержаться и проецируют на детей свои мечты об успехе, счастье или богатстве: там, где они провалились, их дети-то уж обязательно преуспеют. Сами по себе мечты не имеют ничего плохого. Однако часто желания самого ребенка совсем не берутся в расчет. Родители видят в нем лишь будущего «чемпиона», более удачную версию себя и не готовы принимать его таким, какой он есть. В этот момент в сознании ребенка зарождается зерно сомнения: «А достаточно ли я хорош? Что мне надо сделать, чтобы меня любили, если просто быть собой явно недостаточно?»

Чуть позже родители понимают, что их мечтам не суждено сбыться. Вместо того, чтобы разобраться в себе, причину разочарования они видят в неидеальном ребенке. В итоге дети получают неуверенность в себе, а также чувство вины и стыда за несоответствие родительским ожиданиям. Впоследствии эти чувства могут проявляться в любой сфере жизни - на работе, в дружбе, в личной жизни, в отношении человека к собственному телу.

Возможно, сейчас вы все еще стараетесь стать воплощением успеха для своих родителей. Попробуйте отделить желания родителей от своих собственных и сделать первый шаг навстречу тому, о чем мечтали с детства.

2. Ищите поддержку в трудных ситуациях

«Мой отец всегда говорил мне, что я обязательно преуспею во всем, - вспоминает Екатерина. - Только сейчас я понимаю, что это была форма неприятия моих трудностей. У отца были тогда финансовые проблемы, и он не хотел волноваться еще и за меня. Сейчас у меня самой растет маленькая дочь, и я не хочу совершить его ошибок. Чтобы она выросла уверенной в себе, мне нужно быть очень внимательной к малейшим признакам ее стеснительности, таким как неспособность заводить друзей или страх перед устными ответами в школе». Часто родители, поглощенные своими собственными проблемами, могут не замечать, что и у ребенка есть сложности.

Вырастая, такие люди страдают от общей неуверенности в себе: не имея опыта поддержки в тревожных и трудных ситуациях, они не доверяют ни себе, ни миру. Их отношения с окружающими наполнены страхом близости, недоверием и неуверенностью в том, что кто-либо способен всерьез их воспринимать.

Попробуйте начать доверять окружающим хотя бы в малом. Как только вы почувствуете, насколько спасительной может оказаться поддержка, вам станет легче преодолеть неуверенность.

3. Найдите смелость рискнуть

«Мы никогда не купим тебе скутер, ты же в аварию попадешь». Для тревожных родителей жизнь представляет сплошную опасность. Именно поэтому они имеют тенденцию слишком опекать своих детей. Это чувство всепроникающей тревоги оказывается очень заразным! Если родители постоянно ведут борьбу с воображаемыми опасностями, их дети, скорее всего, усвоят это недоверие к миру. Ребенок начинает избегать любой активности, особенно связанной с эмоциональным или физическим рисками. В результате необходимые социальные навыки просто-напросто не тренируются, и человек приобретает неуверенность в себе и в собственных силах.

Тревожность может легко трансформироваться в страх перед знакомством с новыми людьми или в страх перед начальством. Полученные запреты и привычные страхи могут проявляться и в тех областях жизни, которые не связаны напрямую с изначальной причиной тревоги, - в проблемах на работе, в отношениях с друзьями и с любимым человеком.

Мир не настолько опасен, как рассказывали вам родители. Наверняка вы давно хотели что-то попробовать, но не решались - возможно, сейчас самое подходящее время.

4. Вы точно способны на большее

Родители Марии всегда отличались пессимистическими взглядами на жизнь. Они никогда не позволяли дочери даже мечтать об обеспеченной и успешной жизни. Напротив, они внушали ей, что «каждый сверчок должен знать свой шесток», «радоваться надо малому и не требовать от жизни большего». Став взрослой, Мария так и не осмелилась поступить в институт и бросить свою работу, не приносящую удовлетворения.

Наши внутренние представления заставляют нас меняться, расти и искать пути для развития. Но чтобы выстроить эти представления, нужны родители, которые будут поощрять нас слушать свои желания.

У родителей свой жизненный путь. Возможно, во времена их молодости смена работы действительно была слишком тяжелым потрясением. Но вам не обязательно наследовать их страхи и неуверенность. У вас своя жизнь, в которой много возможностей стать счастливее.

5. Идеалам родителей можно не соответствовать

«Моя дочь совершенно уникальна. Она талантливая, умная, да еще красавица», - говорит гордая мать, представляя знакомым свою дочь. А маленькая испуганная девочка в этот момент желает только одного: провалиться сквозь землю! Излишнее славословие может так же вредить детской самооценке, как и обесценивающие замечания. Похвала и комплименты не позволяют ребенку составить собственное видение себя и своего потенциала. Он вынужден сравнивать собственное представление о себе с недостижимым идеалом, нарисованным родителем.

Во взрослой жизни человек будет мучиться от ощущения собственного неуспеха и опустошенности. Ведь как бы он ни старался, идеалы, нарисованные родителями, оказываются непосильной ношей.

Попробуйте принять себя неидеальным. В конце концов у всех есть достоинства и недостатки.

6. Не стесняйтесь радоваться своим удачам

К сожалению, есть такие родители, которые видят в собственных детях соперников, чей успех может якобы затмить их собственный. Обычно такие люди сами слишком инфантильны или имеют нерешенные психологические проблемы.

Психика ребенка регистрирует такие желания родителей и может реагировать на них по-разному. Часто у ребенка формируются психосоматические заболевания. В этом случае «бегство» в болезнь может быть символическим выражением стремления к безопасности, которой у ребенка никогда не было.
Другой сценарий - ребенок достаточно быстро понимает, что его родители способны по-настоящему радоваться только его неудачам… И чем бы ни занимался такой человек, он везде бессознательно будет стремиться к провалу: в работе, учебе, семье. Страхи, запреты и тревоги, полученные в детстве, помогут ему в этом «преуспеть».

Отношения детей и родителей играют ключевую роль в формировании у ребенка уверенности в себе. Важно помнить, что эмоционально неблагополучное детство, хотя и может стать препятствием к достижению успеха, не является непреодолимой преградой. Когда вы были ребенком, слова и действия ваших родителей оказывали на вас огромное влияние, но сейчас это уже не так. Вы - взрослый самостоятельный человек, вы вполне способны сами создать себе счастливое будущее, и только вы будете ответственны за то, каким оно получится.

7. Не вините своих родителей

Сюзен Джефферс, автор книги «Бойся… но действуй! Как превратить страх из врага в союзника», предлагает свой способ обрести уверенность в себе. Нужно принять, что страх является неотъемлемой частью нашей жизни, а превратить его в уверенность - это уже задача для каждого из нас. «Обретение уверенности в себе начинается тогда, когда вы можете сказать: «Я не собираюсь винить ни своих родителей, ни одноклассников в школе, которые меня обижали. Я собираюсь взять на себя ответственность за свою жизнь здесь и сейчас», - считает Джефферс.

Чтобы обрести уверенность в себе, важно понимать, что с неудачами и провалами неизбежно сталкиваются все. При этом только от нас зависит, сможем ли мы извлечь из этого какой-то опыт или свалимся в бездну самоуничижения и неуверенности в собственных силах.

Ни один из жизненных уроков не может быть однозначно негативным. «Представьте, что вы идете на собеседование и вас не принимают на работу. Что дальше? Вы можете винить себя, что произвели недостаточно хорошее впечатление, а можете взглянуть на ситуацию под иным углом. Какой урок вы можете извлечь из этого опыта? Достаточно ли хорошо вы подготовились? Могли ли вы сделать что-то иначе, чтобы получить эту должность? Была ли эта работа действительно той, которую вы хотели? Ищите смысл в произошедшем, а не впадайте в депрессию. Если вы позволите себе поддаться унынию, вы ничего не вынесете из ситуации».

Ищите новые занятия, которые принесут вам радость и удовлетворение

Существует мнение, что если человек слишком сильно зависим от работы или отношений, он не уверен в себе. Джефферс соглашается с этим: «Когда одна вещь, от которой вы зависимы, рушится, ваша жизнь неизбежно становится пустой. Чтобы поддерживать уверенность в себе, очень важно делать свою жизнь насыщенной и богатой впечатлениями и событиями».

Начните с того, что получается. Это придаст вам уверенности. Ищите новые занятия, которые принесут вам радость и удовлетворение. Незаметно вы обнаружите, что ваши способности уже не кажутся вам такими ограниченными, и вы чувствуете уверенность в собственных силах.

Понятие «Неуверенность в себе»

Как Вы понимаете значение выражения НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй из Вашего жизненного опыта.

(1)Когда я учился в школе, два предмета не давались мне совершенно – пение и рисование. (2)Пение, что естественно, недоступно было ребёнку, у которого абсолютно не было слуха. (3)Но эта проблема решалась пунктуальным посещением школьного хора, где я пел еле слышно, а за это моё усердие ставили твёрдую четвёрку, и я был этим страшно доволен.
(4)А вот с рисованием всё обстояло намного хуже.

(5)Поэтому в шестом классе, когда уже за вторую четверть мне «светила» тройка, родители меня предупредили, что если тройка в четверти и в самом деле окажется, то на каникулах на экскурсию в столицу с классом я не поеду, и никакие слёзы при этом мне не помогут. (6)Вот почему, когда наш учитель по рисованию, Эдмунд Антонович, почти перед самым окончанием второй четверти объявил, что на следующем уроке у нас будет рисунок на оценку, я понял бесповоротно, что столицы не видать как своих ушей.

(7)Эдмунд Антонович пришёл к нам в класс только в этом году и только на этот год. (8)Вообще-то он вёл изостудию для одарённых детей во Дворце пионеров, а к нам его привели неизвестные мне обстоятельства.
(9)Я не знаю, как он там в своей изостудии с одарёнными управлялся, но с нами, обыкновенными, управиться он не мог, но всё время что-то усердно рисовал и показывал у доски, абсолютно не обращая внимания на творившийся тарарам. (10)Одно только было в нём плохо: оценки он ставил страшно придирчиво, и я у него из-за этого не вылезал из троек, а от предстоящей классной работы зависело для меня буквально всё.

(11)Наконец наступил этот трижды проклятый день! (12)Эдмунд Антонович, сияя, как в праздник, вошёл в класс и объявил, что сегодня состоится-таки классная работа, на которой мы должны будем нарисовать рисунок на тему «Первый снег».

(13)Я несколько раз прилежно начинал рисовать и сразу почти бросал, потому как рисунки мои выглядели так страшно, что мне даже в голову не пришло бы сдавать их, – всё равно была бы верная двойка. (14)Это была катастрофа! (15)Теперь всё было кончено! (16)И тогда я от полной безысходности решился на дикий поступок. (17)Я открыл в тетради для рисования чистый лист и всеми цветными карандашами, которые у меня были, вместо рисунка, написал на нём крупными буквами следующее.

(18)КАРТИНА. (19)ПЕРВЫЙ СНЕГ.

(20)Утро. (21)Ночью был снегопад. (22)Это был первый снег в этом году. (23)Снег шёл долго, и теперь красная черепица на крышах маленьких домиков под снегом почти не видна. (24)Одни только красные трубы торчат, а из труб высоко поднимаются к небу хвосты белого и неподвижного дыма. (25)Снег на деревьях, на крышах и на дорогах. (26)Он искрится под утренним солнцем и слепит глаза. (27)Дети кричат и смеются, катают огромные снежные шары и лепят из них весёлых снеговиков. (28)Один уже даже готов, и у него вместо рук две лыжные палки. (29)А с высокой горы перед домиками спускаются к детям клоуны, и в руках у них замечательные воздушные змеи и цветные шары.

(30)6б класс, Крамер Александр.

(31)Урок рисования был один раз в неделю, и я просто не знаю, как дожил до следующего урока. (32)Помню, что даже любимые свои книжки не мог читать ни минуты, потому что не понимал ни слова, и на уроках тоже присутствовал только физически, а все мои мысли были заняты тем, что я натворил, и тем, что после этого будет. (33)Поэтому, когда на следующем уроке рисования Эдмунд Антонович раздал нам наши альбомы, я чуть не лишился сознания, с ужасным предчувствием открывая свой проклятый «рисунок».

(34)И вдруг… (35)Я не верил своим глазам: на злополучном листе стояла огромная красная пятёрка, которую держал в руках маленький рыжий клоун! (36)А потом пятёрка появилась и в классном журнале!(По А.Б. Крамеру)*

* Крамер Александр Борисович – современный публицист.

Готовое сочинение 15.3 “Неуверенность в себе”

Неуверенность в себе – отсутствие веры в себя, в свои собственные силы и возможности, заниженная самооценка человека. Часто неуверенность в себе мешает человеку достичь намеченных целей.

В тексте А.Б. Крамера главный герой не умел рисовать, по рисованию у него стояли тройки. И вот на одном из последних уроков учитель задал нарисовать картину на тему “Первый снег”. После неудачных попыток это сделать мальчик взял и написал целое сочинение-описание утра, когда выпал первый снег. Герой потом целую неделю боялся того, как же оценит такой поступок учитель. От этой оценки зависела поездка мальчика в столицу. Но учитель рисования Эдмунд Антонович поставил ему пятерку, потому что понял, что мальчик хоть и не умеет рисовать, но у него талант в другом. Мы видим, как из-за чувства неуверенности в себе мальчик переживал, не замечал ничего вокруг (предложения 31-33).

В жизни мы часто встречаем людей с заниженной самооценкой. Моя подружка замечательно читает стихи. Но в конкурсе чтецов она участвовать не хотела, потому что не верила в себя. Благодаря уговорам ее учительницы она все-таки согласилась на участие в конкурсе и заняла призовое место. Если бы она не поборола чувство неуверенности в себе, то этой цели ей бы никогда не удалось достичь.

Таким образом, неуверенность в себе – заниженная самооценка человека, отсутствие веры в себя. Если человек не сможет побороть это чувство, то многих целей в своей жизни он не добьется.

Как часто случается встретить в жизни действительно талантливого человека, который из-за страхов и комплексов чувствует стеснение в общении с людьми, не раскрывает свой потенциал. Он выбирает работу «как у всех» вместо того, чтобы громко заявить миру о себе и своих способностях. Проблема кроется глубоко в подсознании, а проявляется ленью, неуверенностью в себе, несостоятельностью в решении важных задач.

Если причины подобного поведения не связаны с психопатологией, поднять самооценку можно, используя традиционные методики психологии либо некоторые альтернативные техники.

Опасность недостаточной уверенности в себе

Закомплексованность мешает многим получить желаемое, достигнуть большего, жить лучше. Неуверенные люди постоянно пребывают в стрессе, что сильно вредит их психическому и физическому здоровью.


Неуверенность в своих силах – не такая маленькая проблема, как может показаться на первый взгляд. Переживания по этому поводу способны разрушить душевный комфорт. Человек с низкой оценкой своих возможностей не обладает достаточной силой воли для принятия решений, ощущает стеснение, скованность и робость в общении с людьми. Он постоянно испытывает сомнения: делать или отступить, сказать или промолчать, смогу или нет. Для такого человека характерно бороться с самим собой, он теряется в критических ситуациях. Нерешительные люди постоянно ищут одобрения у окружающих, зависят от чужого мнения. Им сложно реализовать себя, раскрыть свои способности.

Подобная нерешительность и нарочитая скромность в итоге приводит к неудачному браку, семейным скандалам, потере самоуважения и разочарованию в своей жизни. Такое состояние грозит нервным срывом, онкологическими болезнями, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, развитием хронических патологий, депрессией, алкоголизмом, пристрастием к наркотическим препаратам. Патологическая неуверенность, постоянное чувство неполноценности у людей с неустойчивой психикой может провоцировать неадекватное поведение, приступы ревности, агрессии и даже жестокости.

Если не помочь стеснительному, замкнутому и закомплексованному подростку поднять самооценку еще на этапе формирования личности и характера, это может стать основой для развития психопатии в будущем.

Исследования показывают, что 80% заболеваний, которые провоцируют преждевременное старение организма, развиваются на фоне заниженной самооценки. Насколько остра проблема, требуется ли человеку лечение, специалисты определяют с помощью специальных тестов и опросников.

Основные причины заниженной самооценки

Секрет успеха в любой жизненной сфере заключается в позитивной самооценке. Откуда берется неуверенность в себе? Если бы человек жил на необитаемом острове, где исключена возможность общения с другими людьми, его не волновал бы внешний вид, поступки, успешность, все то, что принято оценивать в обществе. Чувство неуверенности – продукт социума, человек пытается понравиться окружающим, заслужить любовь и одобрение, переживая порой о мнении даже незнакомых людей.

Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве, когда взрослые оценивают деятельность малыша. Самая распространенная ошибка – когда оценку дают не поступкам, а личности. Например, родители говорят ребенку не «смотри, как ты неаккуратно разбросал вещи», а «смотри, какой ты неряшливый». Таким же образом впоследствии человек приписывает неудачи в делах или отношениях личностным качествам.

Интересно то, что процесс формирования мужской и женской самооценки немного отличается. Самодостаточность и уверенность женщины в большей мере зависит от ее популярности у противоположного пола. Для мужчины важнее иметь авторитет среди себе подобных. Улучшить самооценку ему помогает положение в обществе, чем больше его доход, чем солиднее работа, тем легче ему поверить в собственные силы. На уверенность влияет несколько факторов:

  • Генетический. Самооценка зависит от скорости детского развития, телесных особенностей, например, торчащих ушей, склонности к полноте, всего, что вызывает насмешки сверстников.
  • Воспитание со стороны родителей, учителей. Многие люди с детства подвергаются чрезмерному контролю, постоянной критике со стороны близких.
  • Окружающая среда и культура. Современные стандарты внешности, показатели успешности, навязанные социумом, просто не под силу большинству людей.
  • Психотравмирующие события. Для многих мужчин и женщин отправной точкой тому, чтобы перестать верить в себя, является развод, разрыв длительных отношений или целая череда жизненных неудач.

Известно, что неуверенность в себе наблюдается чаще у людей со слабой и лабильной нервной системой. Если ребенку не давать почувствовать свою значимость и ценность, это вызовет проблемы с самооценкой в будущем. Психологи утверждают, что недолюбленные дети, испытывающие в детстве множество ограничений, почти всегда становятся взрослыми с низкой самооценкой и целым багажом комплексов.

Как проявляется неуверенность в собственных силах?

Определить уровень самооценки помогают специальные психологические тесты. Неуверенного человека можно также распознать по специфическим признакам. Это боязнь что-либо делать, страх принимать решения, отсутствие попыток добиться чего-то большего. Такие люди бездействуют, чтобы не потерпеть поражение, не показаться смешными. Часто они обманывают себя и других, объясняя нежелание высказывать мнение, начинать новый проект, строить карьеру своей принципиальной позицией или влиянием сторонних факторов.

Комплекс неуверенности проявляется и другими признаками:

  • Человек с низкой самооценкой часто суетится, боится упустить возможность, не успеть отхватить “свой кусок пирога”. Спокойствие вызывает у таких людей чувство внутреннего дискомфорта и тревогу. Они действуют и принимают решения из страха.
  • Стремление приспособиться, не быть “белой вороной”, в надежде получить одобрение окружающих, часто присуще неуверенным людям. Они никогда не рискуют, не стараются преуспеть, чтобы не выделяться.
  • Нехватка веры в собственные силы вызывает чувство зависти, обиды на более успешных знакомых, людей с лидерскими качествами. Появляется неспособность радоваться достижениям других, потому что человек считает, что жизнь к нему несправедлива.
  • Неуверенного человека одолевает чувство вины, стеснительность, он преуменьшает свои достоинства, забывает об истинных желаниях, мечтах, даже не пытается что-либо делать для их реализации.
  • Часто низкая самооценка приводит к тому, что человек в попытках произвести о себе более хорошее впечатление, поднять собственную значимость в глазах окружающих откровенно врет о своих достоинствах и достижениях, приукрашает действительность.

Профессиональные методы борьбы с комплексом неуверенности

Многие люди, которые осознают наличие проблемы, задаются вопросом: как повысить самооценку и уверенность в себе? По этому поводу написано множество книг, которые можно приобрести в магазинах или интернете, создано целый ряд тренингов, программ, курсов. Побороть комплексы помогут специалисты по НЛП, практической психологии, когнитивной психотерапии. По желанию можно выбрать групповую или индивидуальную программу.

Перебороть стойкое чувство неуверенности бывает достаточно сложно. Первым шагом решения проблемы является поиск и осознание истинных ее причин, которые скрыты в глубинах подсознания. По результатам опросов и тестов психолог или психотерапевт определит степень закомплексованности, после чего подберет методы коррекции самооценки. Используют для этих целей даже техники гипноза. Если проблема существенная, только опытный специалист поможет избавиться от комплексов, вернуть внутреннее спокойствие, наладить личную и социальную жизнь, обрести уверенность в завтрашнем дне.


Групповая терапия очень эффективна для преодоления подростковой стеснительности и лени. Общение со сверстниками, у которых схожие трудности, помогает подросткам раскрепоститься и научиться принимать решения. Для дошкольников и младших школьников рекомендуют целевые детские группы развития, где ребенок способен раскрыть свои творческие способности.

В юном возрасте, когда психика еще нестабильная, особенно важно обращать внимание на индивидуальность малыша и ключевые черты характера, тренировать навыки общения и самовыражения.

Прививать веру в себя следует с пеленок. Необходимо поддерживать мотивацию ребенка к обретению нового опыта, развивать у него привычку открыто выказывать свои чувства. Его обязательно нужно хвалить, но важно не перехваливать, чтобы не внушить мальчику веру в его исключительные способности, а девочке – чувство неотразимости. Так можно воспитать человека с массой комплексов, которые проявятся по мере взросления, когда ребенок столкнется с адекватной критикой и отказами. Чтобы преодолеть детскую застенчивость, хорошо проводить психотерапию в форме игры.

  • Помочь может применение на практике реальных способностей и персонального мастерства. Это необязательно должно быть связано с основной профессией. Если есть талант к рисованию, готовке, вышивке, поэзии или закручиванию гаек, стоит показать это людям. Одобрение и похвала с их стороны укрепят самооценку.
  • Победить неуверенность помогает общение с самим собой. Необходимо периодически говорить о себе от третьего лица, это существенно уменьшает уровень страхов, со временем помогает производить хорошее первое впечатление и прибавляет уверенности в общении с окружающими.
  • Еще одним действенным способом является «дневник успеха». Каждый день следует записывать туда пять вещей, за которые можете себя похвалить, причем не стоит искать глобальные заслуги, хвалите за любые мелочи. Уже через месяц после прочтения дневника можно ощутить большую уверенность в своих силах.
  • Самый известный лайфхак по повышению самооценки дала героиня популярного советского фильма, регулярно говорившая перед зеркалом фразу: «Я – самая обаятельная и привлекательная». Действительно, с помощью самовнушения подсознание можно убедить в чем угодно. Именно так и формируются глубокие убеждения. Необходимо выработать привычку постоянно проговаривать целевые аффирмации (позитивные утверждения).
  • Полюбить себя, раскрепоститься и повысить самооценку помогают драматические кружки, где можно попробовать себя в разных ролях. Подойдет и такой вариант: стоя перед зеркалом, начинайте копировать жесты известных людей или персонажей, их манеру речи.
  • Восстановить душевное равновесие и преодолеть унынье помогает пропевание мантр, практика медитаций. Прибавит уверенности и занятие спортом, йогой, танцами.
  • Для поднятия самооценки и уверенности в себе женщине порой хватает просто сделать красивый макияж, прическу и надеть новое платье. Если добавить образу женственности и привлекательности, тогда восхищенные взгляды парней придадут девушке уверенности, помогут полюбить себя лучше любых психологов.

Прежде чем размышлять над тем, как справиться с заниженной самооценкой и обрести чувство собственного достоинства, стоит задуматься над своей истинной значимостью. Ничто так не повышает уверенность, как реальные достижения. Подумайте о своей ценности для компании, в которой работаете, о реальных знаниях и навыках, личных качествах, интересных и полезных для окружающих. Повышайте квалификацию, учитесь чему-то новому, развивайтесь. Чтобы вселять уважение к собственной персоне, нужно стать человеком, которого есть за что уважать – поднимайте свою социальную значимость.

В ситуации реальной угрозы страх имеет очень важную функцию, и здоровая реакция напуганного организма — бежать. Это подходит в том случае, если объект опасности выглядит как неустранимый, непобедимый, непреодолимый. Если же объект опасности преодолим, то реакция страха трансформируется в реакцию гнева, ярости, злости. Эти чувства направлены на преодоление объекта опасности, на победу. Если же организм не успел сориентироваться, или не обладает достаточной информацией, чтобы решить, преодолим ли объект, то наступает третья реакция — оцепенение, шок. В природе у животных это выглядит как «притвориться мертвым». Это помогает стать неинтересным для объекта опасности.

Однако страх, возникающий в ситуации публичного выступления, самопредъявления, хоть и выглядит так же и имеет ту же физиологическую основу, является неадекватной реакцией на ситуацию, если в контексте этой ситуации отсутствует реальная опасность жизни и здоровью. Такой неадекватный страх имеет другие корни и может представлять реальную проблему для людей, занимающихся публичной деятельностью. Но и для обычного человека в обыденных ситуациях (общение с друзьями, на работе, с близкими, в магазине, в любом другом месте) неадекватный страх — причина многих проблем с общением, отстаиванием своих границ, ценностей, позиций, своей личной психологической или физической территории. В данном контексте, слово «неадекватный» — не синоним слову «ненормальный». Неадекватный — значит не соответствующий, не отвечающий реальной существующей ситуации.

Причиной неадекватного страха является наличие в истории жизни человека ситуаций, когда его отвергали, унижали, или уничтожали его ценности, или подвергали осуждению, или запрещали важные для него действия иногда пугающим способом. Такой опыт приобретается в очень раннем возрасте. Мне известны случаи, когда такой страх был сформирован до 1 месяца с рождения, чаще — до 3 лет. Естественно, такую реакцию у ребенка формируют родители или другие взрослые, воспитывающие его в семье. Детский сад и школа не являются главными источниками такого поведения. У психологически адекватного ребенка, поддерживаемого семьей, сад и школа оттачивают те навыки, которые он получает дома.

Наиважнейшим фактором формирования у ребенка адекватного восприятия — является безусловная безоценочная поддерживающая любовь родителей. И именно ее в большинстве семей нет. Оглянитесь: везде и всюду ребенку внушается, что так или иначе поступать плохо, стыдно, грязно, недостойно. Дело в том, что нелюбимый ребенок обречен (биологически) на смерть. Ребенок не может выжить без родителей, и нелюбовь родителей является угрозой его жизни. Ребенок реагирует на это не сознанием, а организмом. Даже если родители кормят и поят самым лучшим, одевают в самое лучшее и потакают капризам, это не является показателем любви, а значит — гарантией выживания.

Признаки нелюбви: отвержение за неправильные действия «не буду любить тебя, если ты такой», «хорошие дети так не делают», «Петя лучше тебя делает то-то», «если бы не ты, я бы сделала карьеру, я бы училась, я бы не переехала сюда, я бы не жила с твоим отцом», «ты должен быть лучшим», «у тебя это не получится, давай я сделаю» и так далее.

Это вполне распространенные фразы, часто даже употребляемые сознательно — чтобы воспитать. В результате у ребенка формируется представление о себе как о недостаточно хорошем = достойном любви.

Например, сегодня у меня на приеме была клиентка, жалующаяся на непомерно агрессивного мужа — он сломал 6-летнему сыну ключицу в порыве гнева (сын не понял, как играть в «морской бой»). Я спросила у нее: «А вы сами детей бьете?» — «Нет, я на них кричу», — «А за что?» — спрашиваю я. «Ну, когда ребенок за собой не убирает... так-то он у меня хороший мальчик, стирает за младшей одежду...». Здесь я ужаснулась: к ребенку относятся как ко взрослому человеку и предъявляют взрослые требования, а если он их не выполняет — его бьют и ругают. Я спросила: «А отчего вы предъявляете к ребенку такие требования?», на что получила ответ: «Если я его сейчас упущу, то что будет дальше?»... Чрезвычайно печальная картина и, к сожалению, очень распространенная. Детей наказывают за то, что они не работают, как взрослые, не думают, как взрослые, не решают задачи в школе, как взрослые... естественно, что такая модель передается из поколения в поколение.

Отсюда вытекает бессознательный страх перед испытаниями, будь то соревнование, экзамен: «если другому я не понравлюсь, если я окажусь плохим, то он меня отвергнет, осудит, осмеет, унизит, ударит». А для ребенка это равносильно смерти. В такой связке ситуации и чувства остаются на бессознательном уровне до тех пор, пока человек не пройдет курса психотерапии, где реальность будет развязана с детскими травмами, а травмы будут в сознании интегрированы — прожиты и завершены.

Человека, подвергавшегося такому обращению в детстве легко узнать: он употребляет ироничные, а иногда и сильно критичные и унижающие замечания в адрес окружающих, не задумываясь о том, как на них может среагировать другой, и часто не считая их унижающими, поскольку привык к такому обращению в своей семье. Он так же критично обычно относится к себе и часто употребляет в речи самоироничные и самокритичные высказывания. Все эти навыки скопированы у родителей, более того, ведь родители, когда унижают ребенка, на самом деле делают это от чистого сердца, желая ребенку только добра! Ни один родитель, пока не узнает (как правило, от психотерапевта) о разрушительности своего воспитания, не представляет, какую судьбу он реально формирует своему ребенку.

Гиперопекающее воспитание тоже является унижающим и душащим: пушистыми рукавицами родители внушают ребенку, что без них он ничего не может, что он несамостоятелен, недостаточно умен и сообразителен. Родители ограничивают свободу в развитии ребенка, в его вкусах и ценностях, определяя по своему мнению, в чем он нуждается, а чего ему не положено или вредно. Причиной такого удушения обычно являются трудности самих родителей:

— это страх увидеть, что ребенок взрослый и сам справляется (а для чего тогда ему я?);

— это страх быть плохими родителями и не уберечь;

— это желание всегда оставаться молодым родителем (за счет инфантилизации детей), и многие другие.

Эти родители не принимают ребенка таким, как есть, переделывая его под образцы того, каким они его хотят видеть. Тогда ребенок и сам не принимает себя таким, какой он есть, глушит свои потребности, отказывается от себя в пользу идеала и, как результат, ужасно страдает, понимая, что он — не идеал. С годами, этот ребенок перенесет во взрослую жизнь натренированную неудовлетворенность собой и страх оценки.

Многие люди, читая эти строки, вскликнут: «Родители же хотели для нас самого лучшего! Нельзя осуждать родителей!» Соглашусь с первой фразой, но не полностью соглашусь со второй. Осуждать — ни к чему, это правда, но чувство протеста испытывать полезно. Родители ответственны за то, какими они нас воспитали. Но только мы сами ответственны за то, что мы с этим делаем дальше. Поэтому оправдывать свои неудачи дурным воспитанием попросту неэффективно: свалив вину на родителей, вы продолжаете быть жертвой своей жизни, а не автором.