"Деревня" Пушкина: анализ стихотворения, история создания. Анализ Стихотворения «Деревня

Стихотворение «Деревня» написано А.С.Пушкиным в 1819 году в имении своего отца и относится к петербургскому периоду творчества.
«Деревня» представляет собой социально-политический монолог и затрагивает глубоко волнующие автора проблемы настоящего и будущего России. Будучи по своим убеждениям сторонником конституционной монархии, Пушкин обличает господствующее в стране крепостное право, считает, что избавление крестьян от тяжкого бремени должно произойти «сверху», «по манию царя».

Интересной особенностью стихотворения является использование автором приёма жанрового смешения. Композиция, лексика, изобразительные средства создаёт постепенно нарастающий эмоциональный подъём.

Первая часть произведения наполнена созерцательно-элегическими размышлениями поэта о русской деревне, композиционное ядро здесь составляет лирический пейзаж Михайловского, схожий с картинами природы из стихотворения «Вновь я посетил».

Сентиментальный деревенский пейзаж с его «светлыми ручьями», «лазурными равнинами» озёр и «влажными берегами» создаёт ощущение спокойствия и благостности. Безграничность и просторность горизонта – это словно естественный символ освобождения поэта от «суетных оков», обретение желанного покоя «на лоне счастья и забвенья» и возможности предаться духовным исканиям.

В отличие от первой части стихотворения, жанр которой ближе всего к сентиментальной пасторали, вторая часть больше всего напоминает политический памфлет, то есть произведение обличительного характера.

Поэтические красоты родной природы не скрывают от взора лирического героя иные картины русской деревни:

«невежества убийственный позор», убогие «хижины», «дворовые толпы измученных рабов».

без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

Поэт полон решимости обратить взор власть имущих на то, какое тяжёлое и униженное существование влачит «рабство тощее», мечтает увидеть «народ неугнетенный», всей душой сожалеет о недостаточности своего призыва.

Поэтому совсем не утверждением, а настойчивым вопросом завершается стихотворение «Деревня»:

Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?

Такой финал не случаен. Пушкин и ждёт ответа, и не находит его.
Таким образом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни поддерживается жанровым контрастом стихотворения – идиллия и памфлет.

Поэт использует средства поэтической выразительности, благодаря которым достигается задуманный поэтом эффект.

Огромную роль играют антонимические образы и противопоставления:

«Барство дикое» — «Рабство тощее»,

«праздность вольная» — «тягостный ярем»,

«творческие думы» — «мысль ужасная»,

«везде следы довольства и труда» — «везде Невежества убийственный Позор»,

«я здесь, от суетных оков освобожденный…» — «дворов толпы измученных рабов»,

«порочный двор Цирцей» — «мирный шум дубрав».

Пушкин включает в стихотворение «Деревня» свойственные для одического жанра восклицания:

«Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»,

а также риторические вопросы:

«Почто в груди моей горит бесплодный жар?», «Увижу ль, о, друзья! народ неугнетенный?»

Кстати, подобные обращения свойственны и публицистическому стилю памфлета. Звучание собой торжественности придаёт произведению и стихотворный размер – шестистопный ямб, так называемый александрийский стих, свойственный одическому жанру.
При жизни Пушкина печаталась лишь первая часть стихотворения. Вторая же распространялась только в списках. Полностью «Деревня» была издана Герценом за границей в 1856 году, а в России лишь в 1870-м.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Деревенская атмосфера дарила душе А. С. Пушкина умиротворение, в то же время поэта угнетало бесправие крестьян. Эти смешанные чувства отразились в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Деревня» по плану.

Краткий анализ

История создания – над стихотворением поэт начал работать в 1819 г. в Михайловском, а завершил его в Петербурге. Опубликовали деревню лишь в 1826 г. под названием «Уединение».

Тема стихотворения – красота деревенской природы и угнетение народа.

Композиция – Анализируемое произведение - монолог лирического героя, который делится на две части, контрастные по настроению: обращение к сельской природе, рассказ о бесправии крестьян. Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк.

Жанр – послание с элементами элегии.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, в произведении использованы все виды рифмовки.

Метафоры «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца» .

Эпитеты «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная» .

История создания

В начале XIX века в России активно обсуждался крестьянский вопрос. Власти получали сведения об обстоятельствах жизни простого народа, литература пополнилась произведениями, раскрывающими проблему угнетения крестьян, а цензура усилила надзор. В таких условиях в 1819 г. появилось стихотворение «Деревня».

Александр Сергеевич начал работать над произведением в Михайловском. Первоначальная его версия попала в руки Александра I. Император положительно отзывался о стихах и даже выразил благодарность молодому поэту. Но в это время Пушкин не опубликовал «Деревню». В 1825 г. после восстания декабристов усилился контроль со стороны цензуры. В стихотворение пришлось вносить правки, чтобы его напечатали. Первую часть текста с коррективами напечатали в 1826 г. под названием «Уединение». Полный текст увидел мир лишь в 1829 г. Название «Деревня» использовали в более поздних публикациях.

Тема

В произведении автор раскрывает две темы: деревенская атмосфера и угнетение крестьян. Контрастные по настроению, они взаимодополняются, придают друг другу выразительности. Обе проблемы передаются сквозь призму восприятия лирического героя.

Первые четыре строфы стихотворения посвящены сельской атмосфере. В них изображены прекрасные пейзажи, отображаются эмоции лирического «Я». Герой обращается к «пустынному уголку» , наслаждаясь его умиротворенностью. Мужчина признается, что ради этих ощущений покинул забавы и пиры. Здесь он ощущает, как мысли сами рождаются в его голове.

Далее лирический герой воссоздает привольные пейзажи. Особенность картин природы в том, что при помощи них выражается «любовь» к деревенской атмосфере. Пейзажные зарисовки очень красочные. Они охватывают все: луга со скирдами, ручьи озера, холмы и нивы. Вдали лирический герой видит стада, хаты и мельницы. От картин природы веет спокойствием, в то же время они динамичные. В четвертой строфе лирическое «Я» рассказывает, что лоно природы - лучшее место для творчества.

После идиллических картин появляются строки, выражающие угнетенное состояние лирического героя. Все дело в том, что пейзажи - лишь прекрасная оболочка, изнанка которой - несчастливая жизнь крестьян. Барство позволило забрать у людей все: труд, время, собственность. Александр Сергеевич открыто говорит, что сделано все это незаконно, насильственным путем. В последних строках лирический герой выражает на то, что когда-то народ освободиться.

Композиция

По смыслу стихотворение делится на две части: обращение лирического героя к деревне, включающее пейзажные зарисовки и рассказ о жизни народа. Формальная композиция не соответствует смысловой. Стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий.

Жанр

Жанр произведения - послание с элементами элегии. Автор описывает пейзажи, переплетая их с раздумьями, в то же время лирический герой обращается к деревне. В последних строках ярко проявляются разочарование и грусть Стихотворный размер - шестистопный ямб. А. С. Пушкин использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, кольцевую АВВА и параллельную ААВВ.

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину деревни, передает эмоции, переполняющие лирического героя.

В тексте часто встречаются метафоры : «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца» .

Дополняются пейзажи и размышления эпитетами - «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная» , «измученные рабы» .

Стихотворение «Деревня» вызвало гнев и недовольство правительства. Ведь именно в нем великий русский поэт обличает «барство дикое», которое превратило в «тягостный ярем» жизнь обычных людей. А ведь именно их трудами и строится та прекрасная картина, которая описана в первой части стихотворения.

История создания

Анализ «Деревни» Пушкина школьник может начать с истории создания произведения. Написано оно было в 1819 году. Когда юный поэт после выпуска из лицея получил должность коллежского секретаря в Петербурге, он даже и не подозревал о том, что уже по прошествии трех лет сам Александр I будет рад сослать его в Сибирь, а может, даже на Соловецкие острова. Только лишь благодаря ходатайству близких друзей поэта - В. Жуковского, А. Карамзина, А. Тургенева - приговор было решено заменить ссылкой на юг России.

Недовольство царя

За что же обрушился гнев царя, который победил наполеоновскую армию и в честь которого на Дворцовой площади стоял овеянный славой «Александрийский столп»? Причиной были вольнолюбивые произведения поэта. Царь как-то раз даже упрекнул тогдашнего руководителя лицея Е. А. Энгельгардта за то, что его выпускник «наводнил Россию своими возмутительными произведениями». Пушкин не был членом ни одного тайного общества, которых тогда существовало множество. Ведь для этого у него был слишком непредсказуемый и вспыльчивый характер. Однако получилось так, что всего лишь за одно стихотворение, в котором великий русский поэт свободно выражал свои мысли, он был сослан на юг. Ведь именно это произведение было пропитано надеждами на то, что страну могут ожидать великие реформы.

Что обличал поэт

В то время поэт работал над созданием поэмы «Руслан и Людмила», которую начал еще во время своего обучения в Царскосельском лицее. Но, наконец-то оказавшись на свободе после шести лет обучения, поэт начинает писать о «вольности святой». И свое первое произведение, относящееся к жанру оды, он так и назвал - «Вольность». В нем он осуждал тиранов, которые пренебрегают законами. А в произведении «Деревня», которое было написано по прошествии двух лет, великий русский поэт гневно осуждает крепостное право.

Продолжая анализ «Деревни» Пушкина, можно указать, что это произведение является социально-политическим монологом. Оно затрагивает те социальные проблемы, которые глубоко волновали автора. По своим убеждениям Пушкин был сторонником конституционной монархии, при этом он обличал крепостное право, указывая, что освобождение людей должно было произойти по мановению правителя. При жизни поэта была напечатана лишь первая часть произведения. Вторая распространялась только в списках. Целиком стихотворение было издано Герценом за рубежом в 1856 году, а в России - в 1870-м.

Художественные средства

Делая литературный анализ «Деревни» Пушкина, учащийся для хорошей оценки может описать и те художественные средства, которые использовал поэт. Большую роль в стихотворении играют противопоставления, антонимические образы, например, «барство дикое» - «тягостный ярем». Поэт включает в произведение и восклицания, которые свойственны жанру оды, а также риторические вопросы. Подобные приемы, как правило, используются в публицистическом стиле памфлета. Мы видим, что в «Деревне» Пушкина средства выразительности используются самые разные. Также особое звучание произведению придает его размер - шестистопный ямб. По-другому он называется «александрийским стихом» и часто используется в одах.

Возвышенное и обличительное произведение

Произведение Пушкина полно обличительного пафоса, старославянских терминов, а также античных образов (здесь сказывается влияние классицизма). Немало в нем и торжественных, высокопарных оборотов. После того как была опубликована первая часть произведения, император Александр I велел выразить поэту благодарность, а после распространения второй - сослал великого поэта на юг России. Проводя анализ «Деревни» Пушкина, можно упомянуть и одну из наиболее интересных особенностей стихотворения. Это его композиция - поэт использует прием жанрового смещения. Первая часть больше похожа на сентиментальную пастораль, вторая ближе к политическому памфлету.

Идиллическое место

В начале Стихотворения «Деревня» Пушкина читатель погружается в идиллическую картину деревни. Первые строфы, несомненно, можно отнести к идиллической пейзажной лирике. Здесь картины, которые нарисованы поэтом, дышат красотой и спокойствием. Он пишет, что в этой местности живет совершенно иными нравственными ценностями. И для великого русского поэта в особенности важно то, что в деревне он имеет возможность творить. Большая часть образов, упомянутых в первой части стихотворения «Деревня» Пушкина романтизированы. Это «темный сад», «нивы полосаты».

Деревня для поэта - это место тишины и спокойствия. Здесь он, наконец, обретает духовную свободу. Эпитеты в «Деревне» Пушкина создают картину умиротворения. Этот тихий уголок намного дороже поэту, нежели «порочный двор Цирцей», или, к примеру, «роскошные пиры». Лирический герой уверен, что найдет покой в творчестве в этом идиллическом месте, однако мечты его не осуществились. Интонация первой части произведения - спокойная, дружественная. Поэт тщательно занимается подбором эпитетов, которые использует в большом количестве. Это помогает ему передать картину деревенского пейзажа.

Барский произвол

Иногда в качестве домашнего задания школьнику дается вопрос о том, что и чему противопоставлено в «Деревне» Пушкина. Гуманистические идеалы поэта противопоставляются картине жестокости и рабства. Здесь используется прием антитезы. Действительность разрушила все его думы о спокойствии в деревне. Совершенно другую окраску имеет вторая часть произведения. Она не была пропущена цензурой, и вместо нее поэту пришлось поставить четыре строки многоточия. В ней Александр Сергеевич беспощадно обличает тех, кто оказался властителем людей к их погибели.

Антитеза

Данный композиционный прием - контрастность между первой частью произведения и заключительной - призван оказать большое воздействие на читателя. И с его помощью поэту удается еще больше усилить то впечатление от обличающего изображения тирании, не дающей людям жить свободно, воплощать свои жизненные устремления.

Картины этого произвола ужасают тем, что любой человек мог бы оказаться на месте крепостных, которые в тяжком труде теряют человеческий облик. С помощью своего поэтического дара Пушкин мастерски изображает образы «бар», и делает это опосредованно - читатель видит то, во что превращается жизнь крепостного крестьянина из-за этого произвола. Основные определения, которые даются поэтом во второй части, - это «барство дикое», «барство тощее». С их помощью становится ясной тема «Деревни» Пушкина - несправедливость крепостного ига.

Поэт-гражданин

И поэт-мечтатель превращается таким образом в достойного гражданина - он теперь выступает не от имени частного лица, но от всего передового общества, которое стремится предоставить свободу народу от крепостного ига. Великий русский поэт понимает, что все в стране решает правитель. И он надеется, что когда-нибудь это рабство будет отменено по «манию царя», и в конце концов для российского государства наконец-то наступит кардинально новая эра над «отечеством свободы просвещенной», когда угнетенный человек получит свои права, и больше не будет должен отдавать свою жизнь на алтарь жизненного благоустройства избалованных и жестоких помещиков.

Мы рассмотрели историю создания «Деревни» Пушкина, особенности этого произведения, создавшего столько трудностей для поэта, но послужившего для него способом выразить свое мнение о несправедливости. В произведении поэт не дает ответа, как именно нужно бороться с несправедливостью. Настроение рассказчика нельзя назвать бунтарским. Внутренний мир его богат, однако в нем читатель может увидеть и те понятия, которые являются для лирического героя самыми ценными - это следование истине, покой, свобода, творчество.

Александр Пушкин был либерально настроенным гражданином, проповедующим активную жизненную позицию. Он часто критиковал представителей власти за то, что они не могут обеспечить благополучия и процветания народу – движущей силе России. Одним из таких обличающих стихотворений является «Деревня».

«Деревня» была написана в 1819 году. Если договорить о периодах творчества, стихотворение можно отнести ко второму, петербургскому этапу. На произведение повлияли и новые общественно-политические идеи, тайные собрания декабристов, общение с ними. В то время поэт увлекался дискуссиями о несправедливости самодержавия и антигуманизме крепостничества.

Именно в это время Александр Сергеевич примкнул к тайному союзу декабристов, в котором уже тогда вынашивались проекты конституции, ограничивающей власть царя. Однако новые сторонники восторженного и пылкого поэта не спешили принимать его «в дело». Они боялись, что провал революционного выступления повлечет за собой суровое наказание, и хотели уберечь талантливого Пушкина от неистового гнева самодержавия, который мог обернуться для поэта гибелью. А потому вклад творца был сугубо литературный, и о выступлении декабристов на Сенатской площади в 1825 году он узнает только после того, как оно состоялось, не приняв в нем участия и не запятнав свое имя.

Жанр, размер, направление

Можно заметить, что стихотворение написано в жанре ораторского выступления. Автор является голосом всех прогрессивно мыслящих людей того времени, которые не согласны с системой крепостничества. Пушкин специально обратился к такому жанру, так как произведением является своеобразным призывом покончить с несправедливостью. Это дает основание отнести «Деревню» к реалистическому направлению. Хотя есть и черты романтизма. Творец – типичный романтический герой, противопоставленный обществу барства. На примере антитезы села и города мы видим принцип двоемирия, характерный для данного направления. Есть идеальный мир и противопоставленная ему реальность.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Композиция

Композицию «Деревни» можно определить как двухчастную. При прочтении в глаза бросается яркая антитеза. В первой части поэт воспевает красоту природы, говорит о том, как ему хорошо отдыхается и легко дышится в деревне. Затем будто начинается совершенно другое стихотворение, так как настроение резко меняется. Во второй части Пушкин рассуждает об «обратной стороне медали» этой красоты – «барстве диком».

Таким образом, с помощью композиции автор выражает главную мысль стихотворения: крепостничество портит народ и губит будущее страны. Наши земли богаты и плодородны, наша природа красива и ласкова, наши люди высокоморальны и сильны. А вот бесчувственная и эгоистичная власть перечеркивает все эти достоинства, грабя своих же потомков непомерным потреблением и безответственным отношением к этим богатствам.

Главные герои и их характеристики

Лирический герой может ценить природу и чувствовать слияние с миром. Поэт рисует блаженную картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав». Потом лирическое «Я» автора меняется. Из восторженного ценителя красоты он превращается в ярого оппозиционного критика, который понимает недочеты социального устройства своей родины. Он не оставляет в покое и себя, говоря о том, что его дар недостаточно пронзителен, чтобы пронять черствые сердца.

Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…». Это невежественные, алчные и порочные люди, которые пируют за счет «рабства тощего». Поэт сочувствует крестьянам, в частности «девам юным», которые «цветут для прихоти бесчувственной злодея». Пушкин много времени проводил в своих загородных усадьбах, поэтому много знал и видел, как иные соседи обращаются с крепостными. Причем автор подмечает, что у господ нет оснований считать себя выше простонародья, ведь и барин, и холоп в одинаковой мере невежественны и дики. Только один возвышается за счет своего страдания и праведного труда, а второй лишь падает в наших глазах, потому что является несправедливым тираном.

Темы и проблемы

  • Главная проблема произведения – несправедливость крепостного права . Пушкин стремится показать его несвободу и жестокость. Пока одни люди безгранично властвуют над другими, в обществе будет назревать напряженность, да и страна с таким микроклиматом не будет развиваться гармонично.
  • Тема природы. Автор восхищается деревенским пейзажем, его вдохновляют красоты деревенской глуши, где к природным богатствам прибавляются духовные и нравственные ценности: честный труд, большое и здоровое семейство, гармония с окружающим миром.
  • Проблема невежества. Поэт сетует на то, что ему не дано достучаться до злых сердец помещиков, которые, вероятно, и не читают его стихов, да и вообще ничего не читают. Поэтому им и кажется, что рабство – это нормальное явление, что они действительно имеют право тиранить крестьян и красть у них последнее достояние.
  • Тема творчества. Автор возмущен, что судьба обделила его «витийства грозным даром». Он полагает, что его строки недостаточно убедительны для власть имущих. В этом призыве очевидна самокритика Пушкина, его вечное стремление в совершенству.
  • Проблема бесправия крестьян. Описывается не только порочность господ, но и тяжкое бремя их рабов. Девушки обречены стать игрушкой для барина, а добродетельными женами и матерями. Молодые люди – всего лишь физическая сила для новых нужд помещика, их жизни скоротечны и безрадостны от изнуряющего труда.
  • Антитеза деревни и города. Сельская местность предстает идеальным уединенным местом, где любой человек может стать лучше и найти силы стряхнуть лень с души. А вот столичный лоск только нагоняет тоску и провоцирует праздность мысли и духа. Там одно притворство, здесь же поэт обрел истину.
  • Идея

    Автор восстает против жестокости самодержавия и желает свободы для своих соотечественников, которых он считает равными себе, к какому бы сословию они не принадлежали. Он пытается донести людям идею о том, что в такой несправедливости больше невозможно жить.

    Кроме того, смысл «Деревни» заключается в том, чтобы показать контраст между красотами и благами русской земли и теми, кто ею распоряжается. Барство разоряет страну, угнетает народ, в нем же самом нет никакой пользы, потому что такая власть только развращает душу. Основная мысль стихотворения в том, что поэт всеми силами хочет приблизить «свободы просвещенной прекрасную зарю».

    Средства художественной выразительности

    Главным средством художественной выразительности в «Деревне» является антитеза – она помогает раскрыть замысел автора. Первую часть Пушкин оформляет так, что читатель погружается в атмосферу спокойствия. Это создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

    Вторая часть произведения более эмоциональна, Пушкин недоволен и даже возмущен сложившейся ситуацией. Отсюда вытекает много слов с яркой эмоциональной окраской, преимущественно эпитетов: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем». С помощью анафоры (во второй части стихотворения строки несколько раз начинаются со слова «Здесь») Александр Сергеевич пытается перечислить все, чем он недоволен, выразить все безобразие, которое наблюдает.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение «Деревня».

Восприятие, толкование, оценка

Летом 1819 года А.С. Пушкин выезжал в Михайловское — новгородское поместье матери. Под впечатлением этой поездки было создано стихотворение «Деревня». Первая половина сти­хотворения под названием «Уединение» была напечатана в сбор­нике 1826 года, полностью же оно распространялось в списках. Александр I, узнав об этих стихах, потребовал их к себе. Поэт отправил ему стихотворение, и царь, проявлявший в те года оп­ределенную либеральность, велел «благодарить Пушкина за доб­рые чувства», которые вызывает его сочинение. Полностью же напечатано оно было лишь в 1870 году, через девять лет после отмены крепостного права.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике с элементами пейзажа, жанр его — элегия, однако в нем присут­ствуют и черты политической сатиры.

Мир природы в данном стихотворении противопоставлен миру цивилизации. Эта антитеза нашла свое отражение в ком­позиции произведения. «Деревня» состоит из двух частей. Пер­вая часть — гармоническая, безмятежная картина деревенской природы и описание впечатлений лирического героя. Основная мысль ее — природа и уединение дают возможность постижения истины и рождают вдохновение. Вторая часть — мысль героя о «барстве диком», о несправедливом общественном устройстве страны. Вторая часть контрастирует с первой по своему стилю и идейному содержанию. Первая часть напоминает нам сентименталистскую идиллию, вторая часть — оду. Поэт страстно желает помочь своему народу, восклицая: «О, если б голос мой умел сер­дца тревожить!». Он мечтает увидеть свою Родину свободной:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Стихотворение написано вольным ямбом, поэт использует различные средства художественной выразительности: многочис­ленные эпитеты («порочный двор цирцей», «роскошные пиры», «душистыми скирдами», «светлые ручьи», «застенчивой моль­бе», «мысль ужасная», «убийственный позор», «барство дикое», «рабство тощее», «прекрасная заря»), метафору («льется дней моих невидимый поток», «рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца»), риторические обращения (к дерев­не, к оракулам, друзьям), анафору («Здесь рабство тощее вла­чится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут… Здесь девы юные цветут…»), архаиз­мы («витийства грозный дар», «парус рыбаря», «порочный двор цирцей»).

Таким образом, это произведение несет на себе печать клас­сицизма. Это проявилось и в торжественной речи, в приподня­том, ораторском пафосе, в обилии славянизмов, в использова­нии поэтом античных образов.