Деяние 10 глава. Деяния апостолов. Петр в доме Корнилия

1) Видение Корнилия (10:1-8).

Деян. 10:1 . Видениями, которые Петр и Корнилий получили независимо друг от друга, оба были подготовлены к тому важному, что должно было произойти. Вначале Лука говорит о Корнилии и его видении. Корнилий был сотник, т. е. римский офицер, командовавший ста воинами Италийского полка, состоявшего из 600 воинов.

На страницах Нового Завета командиры римских "сотен" неоднакратно выступают в благоприятном свете (сравните Матф. 8:5-10; 27:54; Мар. 15:44-45; Деян. 22:25-26; 23:17-18; 27:6,43). После дня Пятидесятницы сотник Корнилий оказался одним из первых язычников, принявших Благую Весть о прощении грехов, даруемом Иисусом Христом.

Деян. 10:2 . Из описания Лукой Корнилия следует, что это был человек благочестивый боящийся Бога (в 10:22 о нем сказано как о "добродетельном и боящемся Бога"). Здесь, возможно, содержится намек на то, что Корнилий принял иудаизм и поклонялся Яхве, но, очевидно, был "неполным" прозелитом (не подвергшимся обрезанию; 11:3). По всей видимости, он посещал синагогу и, как мог, следовал ветхозаветным Писаниям. Однако в сферу Новозаветного спасения он еще не вошел (11:14).

Деян. 10:3-6 . Около девятого часа дня соответствовало примерно трем часам пополудни, времени вознесения молитвы (сравните 3:1). Видимо, Корнилий молился, когда Господь предстал перед ним в облике Ангела. Позднее Корнилий назовет этого Ангела "мужем в светлой одежде" (стих 30). Явившийся окликнул сотника, и тот испуганно ответил вопросом: что, Господи? (греческое слово "кири" могло быть употреблено в значении "господин"; сравните толкование на 9:5). Благочестие Корнилия и его неизменная готовность помогать бедным вознаграждены были особым благоволением к нему Господа, которое передано фразой, что добродетели Корнилия пришли на память пред Богом. Далее Ангел наставляет Корнилия послать за Симоном… Петром, гостящим у Симона кожевника.

Деян. 10:7 . Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, тот призвал троих преданных ему людей (двух слуг и благочестивого воина), которые несомненно находились под влиянием своего богобоязненного господина.

Деян. 10:8 . И рассказав им все, послал их в Иопию (находившуюся примерно в 50 км. на юг от Кесарии) за Петром (стих 24).

2) Видение Петра (10:9-16).

Деян. 10:9 . Около шестого часа соответствовало полудню. Логично предположить, что Петр молился утром и вечером, в обычные часы молитвы. Но вот мы видим, что он молился и днем. Хотя в Писаниях не сказано, чтобы молиться три раза в день, Петр, очевидно, следовал примеру людей, известных своим благочестием (Пс. 54:18; Дан. 6:10). Итак, он взошел на верх дома (т. е. на кровлю), чтобы в уединении помолиться.

Деян. 10:10-12 . Будучи голоден, Петр пришел в исступление (впал в транс), и в этом состоянии Бог дал ему увидеть сходящее к нему с неба как бы большое полотно, в котором были всякие… звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

Деян. 10:13-14 . На повеление "есть" то, что было "в полотне", - Петр ответил: нет, Господи; и это было третьим "прекословием" Петра Богу (Матф. 16:23; Иоан. 13:8). Петр знал, что закон запрещает употреблять в пищу "нечистое" (Лев. 11). Если "в полотне" были и "чистые" и "нечистые" животные, то, возможно, апостол понял сказанное ему с неба как повеление "есть" и тех и других; а, может быть, ему были явлены лишь "нечистые" животные.

Деян. 10:15 . Что Бог очистил, того… не почитай нечистым. Это "возражение свыше" на "прекословие" Петра, будучи исполнено глубокого духовного смысла, особое значение придает и тому, что записано в Евангелии от Марка (Мар. 7:14-23; сравните 1-Тим. 4:4). (Общепризнано, что Марк многое написал со слов Петра. Петр же, возвращаясь в воспоминаниях к прошлому, не мог не сознавать, что все нечистое церемониально очищается Иисусом как Мессией.)

Деян. 10:16 . Почему Петр трижды отказывался есть "нечистое"? Прежде всего, это представляется "приемом усиления". Но стоит за этим и нечто большее, а именно желание подчеркнуть, что в своем стремлении тщательно исполнять закон Петр выходит из Божией воли. Это тот случай, когда "добрые намерения" ведут к неповиновению высшей Силе. Можно тут усмотреть и своеобразную параллель с троекратным отречением Петра от Господа (Иоан. 18:17,25-27) и троекратным же заверением апостола, что любит Его (Иоан. 21:15-17).

3) Приход посланных (10:17-23а).

Деян. 10:17-22 . И время встречи посланцев Корнилия с Петром, и сама она были определены свыше. Святой Дух, повелевший Петру идти с ними, очевидно, говорил с апостолом и ранее, и это Его голос слышал он в своем видении. Люди Корнилия, высоко отозвавшись о своем господине, сообщили Петру цель своего визита.

Деян. 10:23а . Тогда Петр, пригласив их, угостил. Возможно, в совместной трапезе с ними ему стал открываться смысл урока, только что преподанного ему с неба!

4) Посещение Петром язычников (10:23б-43).

Деян. 10:23б . Выходить в путь в тот же день было уже поздно, и они отправились в Кесарию, в двухдневное примерно путешествие, на другой день. Петр взял с собой кое-кого из братьев Иоппийских. В Евангелиях и в книге Деяний Апостолов мы, как правило, видим людей, путешествующих по двое. На этот раз Петра сопровождало шестеро (11:12). Так что свидетелями того, чему предстояло произойти, должны были стать семь человек.

Деян. 10:24 . Корнилий был так уверен, что Петр придет и с таким волнением ожидал его, что созвал по этому случаю в дом свой родственников своих и близких друзей.

Деян. 10:25-26 . Встречая Петра, Корнилий пал к ногам его, но такое поклонение вызвало протест со стороны апостола: встань, я тоже человек, - сказал он, поднимая Корнилия.

Деян. 10:27-29 . Несмотря на то, что закон не одобрял сближения иудеев с язычниками и входить в их дома считалось для иудеев зазорным (11:2-3), Петр отлично понял значение своего видения: повеление "есть" нечистых животных равносильно было повелению не считать ни одного человека скверным или нечистым. Посему и, будучи позван, и пришел беспрекословно, заявил Петр.

Деян. 10:30-33 . Изложив Петру обстоятельства, которые побудили его пригласить его в свой дом, Корнилий сказал: теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

Деян. 10:34-35 . Слова, произнесенные затем Петром, имели революционный характер. Они не оставляли места предрассудкам и доктринерству, господствовавшим в иудаизме на протяжении жизни многих поколений. Хотя (необходимо оговориться) учение о спасении язычников было евреям известно еще из Ветхого Завета (книги Пророка Ионы; Быт. 12:3).

Но если в Ветхом Завете евреи все-таки являются избранным народом Божиим - особым восприемником Его обетовании и откровений, то здесь Петр в сущности говорит о начале осуществления Божиего плана в отношении всего мира, посредством Церкви Его. Нет единой точки зрения на слова Петра, что во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему: Провозглашения спасения по делам здесь усматривать не следует, потому что в качестве первой обязанности человека перед Богом тут назван страх его перед Ним (что равнозначно доверию Ему и почитанию Его). Это место можно рассматривать как Новозаветную параллель к Мих. 6:8. Люди, отвечающие "вышеназванным условиям", "приятны" Богу потому, что по вере во Христа они поддерживают правильные отношения с Ним (сравните Деян. 11:14).

Деян. 10:36-37 . Петр прослеживает затем жизненный путь Христа (стихи 36-43), Господа всех, чрез Которого Бог послал …слово… благовествуя мир. Изучающие Библию часто обращают внимание на явную "параллельность" этого места Евангелию от Марка. Марк, начав с Иоаннова крещения, как и Петр здесь, прослеживает служение Господа Иисуса от Галилеи к Иудее и к Иерусалиму, заканчивая описание распятием, воскресением и великим поручением Его Своим последователям.

Деян. 10:38 . Слово "Мессия" означает "Помазанник"; так что говоря, что Бог… помазал Иисуса из Назарета, Петр в сущности говорит, что "Бог объявил Его Мессией" (сравните Ис. 61:1-3; Лук. 4:16-21; Деян. 4:27). Произошло это при крещении Господа (Матф. 3:16-17; Мар. 1:9-11; Лук. 3:21-22; Иоан. 1:32-34). Исаия говорил о совершении Помазанником великих дел (Ис. 61:1-3), подобно этому, и Петр провозглашает: Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

Деян. 10:39-41 . Далее апостол заявляет, что он и его товарищи были свидетелями всего, что сделал Иисус. Но потом Его убили, повесивши на древе, т. е. предали самому унизительному виду казни. Прежде Петр говорил, обращаясь к иерусалимлянам, что они "Начальника жизин убили" (3:15), а их руководителям - "вы распяли… Иисуса Христа Назорея" (4:10); синедриону он сказал: "Иисуса… вы умертвили, повесивши на древе" (5:30).

В этом же обвинил членов синедриона и Стефан перед тем, как сам был убит ими: "Праведника… убийцами сделались… вы" (7:52). Пять раз на страницах книги Деяний Апостолов говорят апостолы о том, что были свидетелями воскресения Христова (2:32; 3:15; 5:32; 10:41; 13:30-31). После Его воскресения ученики ели и пили… с Ним (сравните Иоан. 21:13). И в этом было неопровержимое доказательство, что Господь Иисус, Которому Бог… дал… являться… свидетелям, предоизбранным от Него, не был бесплотным призраком.

Деян. 10:42-43 . Петр ясно говорит о том, что служение Христа было в конечном счете направлено на совершение суда (стих 42) или дарование прощения (спасения) - стих 43. Ключевая фраза стиха - всякий верующий в Него, ибо залогом спасения является вера в Иисуса Христа. Эта весть о прощении грехов (2:38; 5:31; 13:38; 26:18) по вере провозглашалась еще ветхозаветными пророками (к примеру, Ис. 53:11; Иер. 31:34; Иез. 36:25-26).

5) Подтверждение от Духа Святого (10:44-48).

Деян. 10:44-45 . Речь Петра внезапно была прервана Духом Святым, Который сошел на всех, слушавших слово об Иисусе и уверовавших в Него. Шестеро (стих 23; 11:12) верующих из обрезанных… изумились столь явному свидетельству о том, что Бог приравнял язычников к иудеям.

Деян. 10:46 . В знак спасения язычников Бог дал им заговорить языками. (О значении "говорения на языках" в книге Деяний Апостолов в ком на 19:1-7.)

Деян. 10:47-48 . По крайней мере, три богословских и практических вывода сделал Петр из происшедшего. 1) Не ему спорить с Богом (сравните 11:17). 2) Корнилий и его домашние, хоть и необрезанные (11:3), были крещены, потому что уверовали во Христа, что было удостоверено сошедшим на них Духом Святым. Они уверовали в Господа Иисуса, получили Святого Духа, заговорили языками, величая Бога, после чего были крещены в воде. 3) Петр счел нужным остаться на несколько дней с новообращенным Корнилием, вероятно, с тем, чтобы наставить его в обретенной им вере.

В Кесарии был человек по имени Корнилий, сотник, из полка, который носит название Италийский. Корнилий, как и вся его семья, был человеком благочестивым и боящимся Бога, он щедро раздавал милостыню и постоянно молился Богу. Однажды около девятого часа Корнилию было видение. Он ясно видел Божьего ангела, который явился ему и сказал:

– Корнилий!

Он взглянул на него в ужасе и сказал:

– Что, господин?

Ангел ответил:

– Бог вспомнил о тебе, потому что твои молитвы и милостыни вознеслись к Нему, как приятный запах жертвоприношения. Пошли людей в Яффу, чтобы они позвали Симона, которого называют Петром, он остановился у кожевника Симона, в доме у моря.

Когда ангел, говоривший с ним, ушел, Корнилий позвал двух своих слуг и благочестивого солдата, исполнявшего его личные поручения. Пересказав им все, что произошло, он послал их в Яффу.

Видение Петра

В полдень следующего дня, когда посланные уже подходили к городу, Петр поднялся на крышу дома помолиться. Он был голоден и хотел есть. Пока готовили пищу, Петру было видение. Он видел раскрытые небеса и нечто похожее на широкое полотно, которое опускалось на землю, придерживаемое за четыре конца. В этом полотне были всякие виды четвероногих животных, пресмыкающиеся и птицы. Затем голос сказал ему:

– Встань, Петр, заколи и съешь.

– Ни в коем случае, Господи! – ответил Петр. – Я никогда не ел ничего оскверненного или нечистого.

– Не называй нечистым то, что Бог очистил.

Так было три раза, и тотчас полотно было поднято на небо.

Петр все недоумевал, что бы значило это видение, когда люди, посланные Корнилием, расспросив про дом Симона, подошли и остановились у ворот. Они стали спрашивать, здесь ли остановился Симон, называемый Петром. Петр все еще обдумывал видение, когда Дух сказал ему:

– Тебя ищут три человека. Вставай и спускайся вниз. Иди с ними без колебаний, потому что это Я послал их.

Петр спустился вниз и сказал этим людям:

– Я тот, кого вы ищете. По какому делу вы пришли?

Они ответили:

– Сотник Корнилий, человек праведный и богобоязненный, уважаемый всем народом иудейским, получил от святого ангела повеление пригласить тебя в свой дом и выслушать, что ты ему скажешь.

Тогда Петр пригласил их войти в дом и оказал им гостеприимство.

Петр в доме Корнилия

На следующий день Петр отправился с ними, в сопровождении нескольких братьев из Яффы. На другой день они прибыли в Кесарию. Корнилий уже ждал их, созвав своих родственников и близких друзей. Когда Петр пришел, Корнилий встретил его и, павши к его ногам, поклонился ему. Но Петр поднял его, сказав:

– Встань, я тоже человек.

Разговаривая с Корнилием, Петр вошел в дом, где уже собралось много народу. Он сказал им:

– Вы сами знаете, что иудею возбраняется общаться с иноплеменником и заходить к нему в дом. Но Бог показал мне, что я ни одного человека не должен называть оскверненным или нечистым, и поэтому, когда за мной пришли, я пошел без возражений. Позвольте же мне спросить теперь, зачем вы послали за мной?

Корнилий ответил:

– Четвертого дня в это самое время, в девятом часу я молился в своем доме, как вдруг передо мной предстал человек в сверкающей одежде. «Корнилий, – сказал он, – твоя молитва услышана, и твои милостыни вспомянуты перед Богом. Пошли людей в Яффу за Симоном, которого еще называют Петром, он гостит в доме кожевника Симона, что у моря». Я сразу послал за тобой, и хорошо, что ты пришел. Сейчас все мы здесь, перед Богом, и хотим выслушать то, что Господь повелел тебе сказать.

Петр начал говорить:

– Теперь я понимаю, что Бог действительно беспристрастен, и в каждом народе Ему угоден тот, кто боится Его и поступает по правде! Он послал народу Израиля Радостную Весть о том, что мы можем иметь мир с Ним через Иисуса Христа, Который является Господом всех людей. Вы знаете о тех событиях, которые происходили по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, о котором возвещал Иоанн: о том, как Бог помазал Святым Духом и силой Иисуса из Назарета, и Он ходил, совершая добрые дела и исцеляя всех, кто был во власти дьявола, потому что с Ним был Бог. Мы свидетели всему тому, что Иисус делал в стране иудеев и в Иерусалиме. Его убили, повесив на дереве, но Бог на третий день воскресил Его и дал Ему являться людям – не всему народу, а заранее избранным Богом свидетелям, то есть нам, и мы ели и пили с Ним после того, как Он воскрес из мертвых. Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать о том, что именно Он и есть предназначенный Богом Судья живых и мертвых. О Нем свидетельствуют все пророки, утверждая, что каждый верующий в Него получает прощение грехов благодаря Его имени.

Петр еще говорил это, когда на всех слушавших его Весть сошел Святой Дух. Верующие из обрезанных, которые пришли с Петром, были удивлены, что дар Святого Духа был излит и на язычников, потому что они слышали, как те говорили на языках и славили Бога. Тогда Петр сказал:

– Может ли кто-нибудь помешать быть крещенными водой этим людям, которые получили Духа Святого так же, как и мы?

И он велел им принять крещение во имя Иисуса Христа. Потом хозяева попросили Петра остаться с ними еще на несколько дней.

a) 10:2: Боящиеся Бога – так назывались представители разных народов, которые поверили в единого Бога, но еще полностью не перешли в религию иудеев, т. е. не прошли надлежащий обряд водного погружения и не были обрезаны, как того требовал Закон.

b) 10:3: То есть около трех часов дня. Корнилий совершал иудейскую молитву «минха»; (см. 10:30 и сноску на 3:1).

c) 10:9: На Ближнем Востоке дома имели плоскую крышу, на которую вела наружная лестница.

d) 10:28: В общем-то запрет входить в дома язычников логически вытекал из Закона. Евреям было запрещено есть нечистую для них пищу, приготовленную в языческих домах, чтобы не оскверниться. Кроме того, Закон и ритуальные постановления о пище, говорили о святости и особой роли Израиля, об их принадлежности Самому Богу (см. Исх. 19:5-6; Лев. 20:25-26), и это значило, что им не следует соприкасаться с морально и духовно «нечистыми» язычниками.

e) 10:30: То есть в три часа дня.

f) 10:45: То есть иудеев.

В Деян. 10 рассказано событие, явившееся одним из значительных моментов в истории христианской церкви. Впервые в ее члены допущен язычник. Поскольку Корнилий имеет такое важное значение в истории христианской церкви, обсудим, что мы знаем о нем.

1) Корнилий - сотник римского войска, находившегося в Кесарии, штаб-квартире римской администрации в Палестине. Слову батальон соответствует в греческом оригинале слово когорта. Основным соединением в Римской армии был легион. Это воинское соединение насчитывало шесть тысяч человек и, поэтому, его можно, грубо говоря, приравнять к дивизии. Дивизия состояла из десяти когорт. Когорта, следовательно, насчитывала 600 человек и по составу приближается к батальону. Когорта состояла из сотен, которые можно грубо приравнять к роте. Сотник, который командовал ей, соответствует нашему лейтенанту. Эти сотники - центурионы - представляли собой основу командования в римской армии. Древний историк следующим образом описывает качества, присущие сотнику: "Сотники не должны быть отчаянно храбрыми, но хорошими командирами, твердого расчетливого ума, не готовыми всегда бросаться в атаку ради безрассудной битвы, но, в случае подавляющего превосходства противника и непрерывных атак, готовые умереть на своем посту". Следовательно, Корнилий был из тех людей, которые всегда и прежде всего понимали, что такое мужество и верность.

2) Корнилий был богобоязненным человеком. В новозаветные времена это слово стало почти постоянным эпитетом для язычников, уставших от служения множеству идолов и веры предков и принимавших той или иной степени иудейскую веру. Они не приняли обрезание, но законно они посещали синагоги и верили в единого Бога и в чистую этику иудейской религии. Корнилий, следовательно, был богоискателем, и поэтому Бог открылся ему.

3) Корнилий творил много милостыни: доброта являлась его характерным свойством. Его богоискательство привело к тому, что он полюбил людей, а тот, кто любит своих собратьев, недалек от Царства Божия.

4) Корнилий был богомольцем. Может быть, тогда он не знал еще хорошо Бога, Которому он молился; но, согласно данному ему свету, он жил близко к Его заповедям.

ВИДЕНИЕ ПЕТРА (Деян. 10, 9-16)

Прежде чем можно было принять Корнилия в общину верующих, Петр должен был усвоить урок. Правоверные иудеи считали, что Бог равнодушен к язычникам, и что Его благорасположение направлено только к ним. Иногда иудеи шли дальше и говорили, что не надо оказывать медицинской помощи рожающей язычнице, ибо от этого только прибавится еще один язычник. Петр должен был быть убежден в неверности подобной мысли, прежде чем Корнилий мог быть принят как верующий христианин.

Следует отметить, что Петр уже несколько отступил от тех жестоких правил и норм иудейского образа мышления, в которых он был воспитан. Он проживал у кожевника, по имени Симон (9,43; 10,5 ). Кожевник работает с забитыми животными и, поэтому, он всегда нечист (Числ. 19,7-13 ). Ни один правоверный иудей не помышлял бы о том, чтобы воспользоваться гостеприимством кожевника. Именно потому, что Симон кожевник считался нечистым, он был вынужден жить на окраине города у моря. Вне всякого сомнения Симон кожевник был христианином и Петр начинал видеть, что Христос упраздняет все эти мелочные законы и запреты.

В полдень Петр поднялся на крышу для молитвы. Дома были маленькими и переполненными людьми. Желающие уединиться, часто поднимались на плоскую крышу. И здесь Петру открылось видение: опускающаяся с неба большая простынь. Она явилась его взору с животными и, голос повелел ему заколоть и съесть. Опять же у иудеев были строгие законы, касающиеся пищи, записанные в Лев. 11 . Иудеи могли есть только мясо жвачных животных с раздвоенными копытами. Все прочие животные были нечистыми и запрещены для пищи. Видение потрясло Петра и он возразил, что никогда не ел нечистого. Голос же указал ему, чтобы он не называл нечистым то, что очищено было Богом. Все это было трижды, чтобы не оставалось места сомнению или ошибке. Когда-то Петр называл бы язычника нечистым, теперь же Бог подготовил его к приходу Своих посланцев, и Он заставил Петра расстаться с традициями.

ВСТРЕЧА ПЕТРА С КОРНИЛИЕМ (Деян. 10, 17-33)

Этот отрывок полон самых удивительных событий. Вспомним, что иудеи считали, что все другие народы исключены от милосердия Божия. Правоверный иудей никогда не стал бы общаться с язычником, или даже с иудеем, который не соблюдает закона. Как же поступает Петр? Когда посланцы Корнилия, по иудейским обычаям, не пошли дальше ворот, Петр пригласил их в дом и угостил (стих 23 ). Когда же Петр прибыл в Кесарию, Корнилий встретил его у дверей дома, сомневаясь в том, переступит ли Петр его порог, но Петр вошел в дом (стих 27 ). Барьер, отделяющий иудеев от язычников, удивительным образом начинает рушиться.

Это типичное воздействие Христа. Один миссионер вспоминает, как он однажды во время богослужения совершал хлебопреломление в одной церкви в Африке. Рядом с ним как старейшина сидел вождь племени нгони по имени Отважное Сердце. Старый вождь еще помнил те дни, когда молодые воины его племени возвращались домой, оставляя за собой выжженную землю и опустошенные города, с запекшейся на копьях кровью врагов и с их женами как с добычей. А на какие племена совершали они в те дни опустошительные набеги? На племена сенга и тумбука. А теперь нгони, сенга и тумбука сидели рядом, забыв в любви Христа свою вражду. Отличительной чертой раннего христианства было разрушение барьеров, разделявших людей; и ныне христианство продолжает ломать разделяющие людей барьеры.

СУЩНОСТЬ ЕВАНГЕЛИЯ (Деян. 10, 34-43)

Ясно, что в этом отрывке приведено лишь краткое содержание речи Петра к Корнилию, что еще усиливает его важность, потому что в нем изложена самая сущность первой проповеди об Иисусе язычникам.

1) Иисус был послан Богом и Им был помазан Духом Святым и Силою свыше. Иисус, поэтому, есть дар Божий людям. Мы часто делаем ошибку, думая о гневе Божием, Которого нужно умиротворить тем, что делал кроткий Иисус.

Но проповедники первохристианской Церкви никогда не проповедовали такого Бога. Для них и явление Христа объясняется исключительно любовью Божией.

2) Иисус явился, благотворя и исцеляя. Он страстно желал искоренить на земле горе и страдание.

4) Он воскрес. Сила, которой был помазан Иисус, не могла быть побеждена. Она же могла преодолеть самое ужасное из того, что могут совершить люди, и, в конце концов, она победила и смерть.

5) Христианский проповедник и учитель является свидетелем воскресения Христова. Для него Иисус не легендарный герой. Он пребывает с Ним и встречается с Ним лично.

6) Все это дает людям прощение грехов и новые отношения с Богом. С Иисусом взошла для человечества заря мира с Богом, которая должна была быть испокон веков, но которую разрушил грех.

ПРИНЯТИЕ В ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАН ИЗ ЯЗЫЧНИКОВ (Деян. 10, 44-48)

Петр еще не закончил свою речь, как совершались чудеса, которые не могли оспаривать даже бывшие вместе с Петром христиане. Дух Святой сошел на Корнилия и его друзей. Они прославляли Бога и начали говорить языками. Это явилось для иудеев окончательным доказательством того поразительного факта, что Бог и язычникам тоже даровал Святого Духа.

Но здесь поданы и важные последствия:

1) Как и другие новообращенные, упоминаемые в Деяниях, Корнилий и его родственники были крещены тут и тотчас же. В Книге Деяний нет и речи о том, чтобы крещение совершала какая-то особая группа людей. Очень важно, что эти новообращенные вступали в христианскую Церковь. Надобно помнить, что и сегодня при крещении не священнослужитель, а церковь от имени Иисуса Христа принимает на себя ответственность за крещеных.

2) Большое значение имеет самая последняя фраза разбираемого отрывка. Они просили Петра пробыть у них несколько дней. Почему? Несомненно, для того, чтобы он несколько углубил их познания. Когда мы принимаем в нашу церковь новых членов, то это не завершение процесса, а только его начало.

10:1,2 И среди язычников встречаются богобоязненные и чтущие Творца, и семьи свои содержащие в благочестии и творящие множество добра людям. Не только Израиль на это сподобился.
О Корнилии, римском сотнике, сказано как о благочестивом и богобоязненном человеке.

Корнилий, сотник из полка …благочестивый 2152 и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
… одобряемый всем народом Иудейским (10:22)

Некоторые христиане, желая оправдать становление воинами христиан (службу в армии, например) используют это выражение «благочестивый воин», показывая, что поскольку в Библии воин назван благочестивым, значит, служба в армии и участие в войнах угодны Богу.

Проверим, так ли это?
Слово, переведённое как «благочестивый», по Стронгу обозначает следующее:
2152 ε ὐ σεβ ή ς
благочестивый, набожный, благоговеющий .

Помним, что Корнилий был язычником, а язычники были отчуждены от Бога Израилева. Корнилий же, в отличие от остальных римских воинов, творил невозможное для язычника: давал милостыню народу Божьему и молился Богу Израиля. ПОЭТОМУ он назван благочестивым. А вовсе не потому, что был римским воином и воевал.

То есть, Библия называет НЕ профессию воинов благочестивой, а людей, признающих Бога Израилева - Богом и для себя. Так уж получилось в римской армии, что и некоторые воины оказались благочестивыми, т.е. боящимися Бога Израиля.

Из текста Деян.10:7 также видно, что Корнилий призвал из бывших с ним воинов не всех, а всего лишь одного - благочестивого. Далеко не все воины из его сотни были благочестивыми.

А вот какими «богобоязненными» были остальные римские воины, например:
9 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове .
31 И когда насмеялись над Ним , сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие."
(Деяния 27)

Итого, что имеем по оправданию христиан, берущих оружие в руки - текстом «благочестивый воин»:

1) не профессия «воин» названа благочестивой, а человек из профессии «воин». Поэтому профессию «воин», даже кратковременного призыва в армию, где учат пользоваться орудиями убийства и убивать – нельзя считать угодной Богу.

2) христиане должны поступать по примеру Христа, запретившего Петру использовать орудие убийства даже для защиты своей жизни от врагов по принципу «вложи меч твой в ножны» , ибо кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом (Откр.13:10).

3) после принятия Христа человек (в т.ч. и воин, и вор, и спекулянт в прошлом и участник любого поприща, нарушающего принципы Бога) должен отложить прежний образ жизни ветхого человека... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины . (Ефес.4:22-24).

4) Предсказывая период новых отношений между Богом и человеком в будущем, пророк Исайя показывает принцип, по которому будут жить все, кто в Новом Завете примет для себя Бога Израиля:

и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис.2:2-4)
Иисус Христос первый, кто показал на деле, как этот принцип непротивления злу насилием - должен проявляться в жизни христиан: вложи меч (орудие убийства) в ножны даже если угрожают твоей жизни, возлюби врага своего, подставь правую щёку, если бьют в левую.
Для христианина послушание Богу - дороже спасения собственной жизни. Ниже узнаем, почему был крещён воин Корнилий - без ожидания его обращения от воинского дела.

10:3-6 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел] отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
Итак, благочестивый Корнилий молился всё время Богу о конкретной просьбе: о спасении всего дома своего, и потому был услышан Богом, и потому разъяснил ему ангел, что же надо делать, чтобы спастись ему и дому его.
Но опять же, не ангел дал слова жизни Корнилию, он просто был посредником, направившим его к Петру. По сути ангел сказал: именно от Петра-христианина можно будет услышать слова жизни, которыми спасешься ты и весь дом твой.

Так что для спасения - мало быть просто хорошим и милым человеком: Бог предлагает через своих поклонников-вестников уникальную возможность стать похожими на Его сына уже в веке этом. Ну а наше дело либо согласиться, как это сделал Корнилий, либо отказаться и дальше оставаться просто милыми и добрыми людьми с туманной перспективой на будущее.

Правда, стоит сказать ещё о том, что Корнилий откуда-то знал о возможном спасения от Бога Израиля и о том, ЧТО это спасение означет. иначе он не смог бы о спасении просить

10:7,8 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
Корнилий не всем подряд рассказал о явлении ангела и не кого попало послал выполнять повеление ангела: благочестивых слуг своих для этой цели избрал, чтобы могли выполнить повеление в точности.

Бог же позаботился о "состыковке" всех участников предстоящих событий по призванию язычников: и Пётр рядом оказался, и Корнилий уже готов был принять Христа к этому времени. Оставалось подготовить Петра, ревностно отвергающего язычников.

10:9-16 На другой день . Путники прошли пятьдесят километров, разделяющие Иоппию и Кесарию, за два дня. (Женевская)
Очень не малое расстояние преодолели посланники к Петру.

Бог знал, что Пётр сам по себе не примет посланников язычника Корнилия, ибо иудеи с язычниками не общались. Потому преподнёс ему дивное видение, в котором нужно было есть нечистое с точки зрения Петра.
Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.15 Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

З аметим, что точка зрения Петра не была его личным капризом, она базировалась на точке зрения Моисеева закона, а потому - сопротивление Петра можно понять: велика сила религиозной привычки.
Пётр не сразу сообразил, что есть нечистое ему велит Сам Бог, ведь Бог не может предлагать делать что-то нечистое! А если это велит Сам Иегова - значит, Его отношение к нечистому раскрылось глубже, ибо он неизменен и не может себе позволить сегодня запретить общаться с язычниками, а завтра - разрешить без веской на то причины.

Петру показали, что для Бога нет ничего нечистого теперь , после того, как Христос очистил всех от нечистоты греха.
Однако Пётр не смог молниеносно принять другую точку зрения на нечистоту без команды «думать!»: Богу пришлось ТРИЖДЫ повторить новую точку зрения на нечистоту ПЕРЕД ТЕМ, как к Петру придут язычники. И к моменту прихода язычников Пётр пребывал в размышлении и полном недоумении от того, к чему всё это с ним проделали свыше: всё же невозможно менять свои убеждения без переосмысливания и без понимания оснований перемене, даже если об этом просит Сам Бог. Только полное доверие Ему помогает в таких случаях.

Очень правильно было со стороны Петра не просто бездумно действовать по слову Божьему, не понимая ЧТО он делает, действуя так, а постараться узнать у Бога смысл своих действий.
Благодаря этому Пётр не просто выполнил Божье поручение, но и понял замысел Бога в отношении принятия язычников - в принципе, а не только Корнилия с семьёй в качестве исключения. И что отныне - повеление «не общаться с язычниками и даже не есть с ними» - с этого времени утратило свою актуальность для иудеев.

10:17-20 Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, - вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот,18 и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?19 Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя;20 встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.
Затем Бог сказал Петру под воздействием святого духа о том, чтобы НЕ сомневался принимать гостей, идущих к нему: мозги Петра не успели заснуть после видения и это помогло ему дальше понять суть происходящего - в связи с принятием сотника Корнилия, ради принятия которого Бог и дал Петру такое видение.
Как видим, Бог не всегда пользуется открытым текстом и не разжёвывает всё Своим служителям, как младенцам. Они должны научиться сами понимать духовный язык небес: ЗНАЧЕНИЕ или СМЫСЛ требований Иеговы не лежит на поверхности, до него часто надо докапываться, как до сокровищ, сокрытых в недрах земли, напрягая свой разум и анализируя замысел Бога в целом.

10:21-23 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
Подготовленность Петра помогла ему больше не перечить Богу, а сделать то, что следовало сделать, не задавая лишних вопросов: он пошёл к язычнику Корнилию несмотря на то, что вчера и третьего дня относился к язычникам, как к нечистым и не достойным принятия благословений Бога Израилева.

Пётр стал свидетелем момента излития нового света на учение Божье о язычниках, причём, прямо противоположное тому, чему он был обучен ранее. Как он это воспринял? Поняв, что следует изменить свои прежние взгляды - он ни в Боге не разочаровался, ни веру свою не сломал. А всё почему? Потому что имел возможность этот свет от самого Бога услышать и вместить глубину замысла Его о язычниках.

Сегодня, конечно, с этим проблема: не говорят с нами с небес. Но Писание в этом - тоже немало помочь сможет: разве важно откуда голос Бога звучит - с небес ли, со страниц ли Библии? Главное – слышать и внимать ему.

10:24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей
Хорошо, когда поводом для встречи служит именно такой мотив: желание послушать Слово Божье, а не просто посудачить о том, о сём и чайку попить в компании.
Корнилий пригласил на встречу с Петром всех своих родственников и друзей, и немалое получилось собрание у него благодаря небольшой его проповеди об ожидаемом приходе Божьих служителей.
Вот вам, пожалуйста, и язык: когда орудием неправды служит, а когда и пользу немалую людям приносит. В зависимости от того, кто и как им пользуется.

10:25-27 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.27 И, беседуя с ним, вошел [в дом], и нашел многих собравшихся.
В порыве хороших, искренних чувств Корнилий совершает акт неуравновешенного самоуничижения и сверхпочитания Петра: падает к его ногам. В ответ на такое проявление чувств Пётр не молчит, почивая на лаврах самодовольства, но отрезвляюще исправляет Корнилия, говоря: «Я - ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК!»
Пётр подразумевает под этим, что такие вещи - НЕ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ надо проделывать, а пред Богом и лучше всего – невидимо пред другими и в сердце своем.
Как бы ни был Пётр хорош, как бы ему ни было много дано с небес, не стоило его делать объектом для раболепия и почитания даже из любви и признательности к нему.
В эту ловушку очень часто попадали и попадают до сих пор - многие поклонники Бога, возведя в ранг "звезды" – человека, наставляющего в слове Бога. Не к себе следует прилеплять слушающих слово Божье, а к Богу и слову благодати Его.

Как сегодня можно поклониться условному «Петру» вместо Бога и стать идолопоклонником? Не обязательно буквально падая в ноги современным «Петрам». Достаточно абсолютного послушания и доверия им независимо от того, ЧТО требуют или ЧТО говорят «Пётры».
Но есть разница между тем, чтобы поклониться Петру, припав к его ногам в знак благодарности, или - в абсолюте подчинившись ему, не проверяя по Писанию - Божье ли требует «Пётр» или своё. Ибо поклониться в ноги в знак благодарности не означает, в сущности, сегодня акта поклонения. А вот абсолютное послушание человеку - означает поклонение ему.

10:28,29 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
Пётр, сопоставив события и видение, к этому моменту уже вместил, ЧТО имел ввиду Бог, заставляя его есть нечистое. И открыл собравшимся тайну Божью о том, что отныне для Бога нет чистых иудеев и нечистых язычников: Корнилий прекрасно знал об отношении иудеев к язычникам, как к людям низшего сорта. Отчасти потому он и пал к ногам иудея, не брезгующего его домом. И для него важна была эта информация.

10:30-33 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Корнилий и весь дом его был настроен СЛУШАТЬ и внимать всему, что скажет Пётр, Божий служитель. Их богобоязненные сердца были расположены принять благую весть Бога (не Петра) - чрез Петра. Это необходимое условие для желающих стать христианами: понимать, что так велит Бог, а не человек и настроиться послушаться повеления Бога, высказанного человеком.
Корнилию незачем было перепроверять – от Бога ли Пётр на самом деле или от себя лично пришёл, ибо ему чётко было сказано самим Богом, что от Него – Пётр.
А нам сегодня не повезёт так, как повезло Корнилию: пришедших от имени Бога – таки не помешает проверить по Писанию, от Бога ли они или от себя говорят?

10:34, 35 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
Бог не на лицо приближающихся к Нему смотрит, и не на национальность, а на сердце человека: всякий, живущий по заповедям Божьим - дорог Богу.
Слава иудеев как привилегированного народа Божьего отныне была развенчана иудеем-Петром.

10:36 - 4 1 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

Пётр разъяснил «собранию язычников» кратко суть благой вести, которую Бог повелел нести всем христианам, но не в том объёме по всему Ветхому Завету, в каком нуждались иудеи, знающие пророчества, а в сокращённом варианте: главное о Христе, о посланнике Бога с небес, умершем и воскресшим для блага всего человечества, о спасителе всех живущих от смерти и освобождении их от греха и о будущем судье живых и мёртвых, то есть, о Миллениуме ещё Пётр им рассказал. Не было нужды давать им столько информации, сколько они не смогли бы усвоить за один раз. Даём столько, сколько способны вместить слушающие, если, конечно, нас положительный эффект интересует, а не собственное желание высказаться в свободные уши (Марк4:3)

Бог духом святым и силою помазал Иисуса из Назарета ...
Обратили внимание на два дара свыше для Иисуса: и дух святой и сила от Бога были даны ему. Что это означает?
Помазание духом святым - означает "Бог открыл Иисусу Христу духовное понимание всего Своего замысла на земле в отношении его земной миссии", как помазаннику Своему (1Иоан.2:20,27).
Наделение силой свыше означает наделение Иисуса способностью совершать чудеса при помощи силы Бога.

Обратили внимание также на то, КОМУ являлся Христос после своего воскресения: 41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога .
Так что Христос сам знает, кому и когда открываться, поэтому неудивительно, что массового принятия Христа и пути его - в человечестве не наблюдается.

10:4 2
И Он повелел нам проповедывать людям ...
Нравится это кому –то или нет, но факт есть факт: обязанность проповедовать слово Божье - свидетели Иеговы не сами себе придумали.

и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
Иисусу надлежит провести суд над живыми и мертвыми.
Кто такие живые?
Прежде всего - это дом Божий, с которого начнется суд перед Армагеддоном (1 Пет. 4:17). Все христиане, кому доведётся жить в этот период, будут справедливо оценены Христом: из «невода» - из собраний Божьего народа, из Дома Божьего - собравшего народ к Богу на благую весть, будет выброшена плохая, негодная «рыба» для её гибели в Армагеддоне, туда же, «во тьму внешнюю», где будут находиться все остальные отъявленные нечестивцы Земли. См. разбор притчи о неводе .

Каких ещё живых он будет судить?
Тех, кто будет воскрешён к жизни в Миллениуме: кто из них не пожелает принять Христа и Божий путь жизни после воскресения, тот потерпит урон от смерти второй.

Ну а как Иисус будет судить мёртвых?
Он произведет суд над теми, кто ожидает участи своей в прахе земли: от его решения зависит - воскреснет или нет спящий в прахе для жизни в Миллениуме.

10:4 3 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
Именно об этом спасительном качестве Мессии говорили все древние пророки: каждому, кто примет его как своего спасителя от греха и смерти - будут прощены грехи со всеми вытекающими последствиями (возможностью жить вечно)
10:44-48 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога.

Чудо помазания святым духом язычников произошло с ними ДО принятия водного крещения, но и без принятия водного крещения - полноты посвящения Богу не получится: Тогда Петр сказал: 47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? 48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа.
Из-за того, что иудеи запрещали язычникам креститься в знак покаяния крещением Иоанновым для принятия Христа в очищенное сердце, Бог поднял их авторитет в глазах иудеев чудом свыше. Так Он помог не только язычникам "подняться", но и иудеям -"опуститься" до принятия язычников в качестве Божьего народа.

Мы рассмотрели недавно случаи помазания сразу после крещения (Иисус, евнух), через некоторое время после водного крещения (самаритяне и Симон-волхв), а здесь – случай помазания особенный для того, чтобы все христиане из иудеев будущего убедились, что Бог призвал язычников и не запрещали им больше креститься водным крещением, считая их нечистыми по привычке Моисеева закона, и - не отвергали их жедлания служить Богу через Иисуса Христа. Так Бог открыл двери веры и язычникам. Пётр и у них стал камнем церкви «языческих» христиан. Да и камень преткновения иудеев - по неприятию язычников благодаря миссии Петра у Корнилия - был, наконец, убран.

Итого, по крещению воина- сотника Корнилия: сотник Корнилий, язычник, был единственным в своём роде исключением, ради которого Иегова нарушил "последовательность" посвящения на служение Себе (ведь сначала следовало креститься водой во имя Иисуса, а затем - и дух святой можно было надеяться ожидать (Деян.2:38). Сделано это было лишь для того, чтобы сломать традиционно плохое отношение к язычникам со стороны иудеев и показать им, что отныне иудеи больше не должны разделять людей на иудеев и нечистых: все чисты, кто желает служить Иегове, принимая искупление Христа Его.

Уникальный пример сотника Корнилия не может служить правилом для крещения военных и одобрения профессии военных - в христианстве: он стал единственным исключением из общего правила - ради демонстрации иудеям новой воли Иеговы в отношении язычников. Просто на тот момент не было среди язычников более достойной для принятия Иеговой кандидатуры, нежели этот сотник Корнилий.

Слушать ДЕЯНИЕ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ глава 10 онлайн

1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,

2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.

7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем

8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.

9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление

11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;

12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.

15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

17 Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, – вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот,

18 и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?

19 Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя;

20 встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.

Видение Петра. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?

22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.

23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.

24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.

25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.

26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.

27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.

28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,

31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.

32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.

33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,

35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:

38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться

41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.

42 И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.

43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,

46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:

47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?

48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

Петр в доме Корнелия. Художник Г. Доре