Деятельность человека (обществознание): виды, описание и особенности. Трудовая деятельность. Процесс трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности

Труд был и остается важнейшим видом деятельности человека. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человек, определяемая конкретной целью. Труд – это деятельность по созданию определенных общественно полезных материальных и духовных благ и услуг.

Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Трудовая деятельность людей осуществляется на основе внутренних побуждений. Различают трудовую и нетрудовую деятельность. Основными критериями, отличающими трудовую деятельности от нетрудовой являются:

─ связь с созиданием благ, т. е. создание и наращивание материальных, духовных, бытовых благ. Деятельность, не связанная с созиданием, трудом не является;

─ целенаправленность деятельности. Бесцельная деятельность не может быть трудовой деятельностью, так как она не приносит позитивных результатов;

─ легитимность деятельности. К труду относится только незапрещенная деятельность, а запрещенная, преступная деятельность трудом быть не может, так как незаконно присваивает результаты чужого труда, а сама полезного результата не создает;

─ востребованность деятельности. Если человек затратил время и усилия на изготовление продукта, который оказался никому не нужным или вредным, то такую деятельность также нельзя считать трудом.

Таким образом, труд с экономической точки зрения – это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения потребностей.

Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических продуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют. Таким образом, в процессе трудовой деятельности производятся товары и услуги, создаются культурные ценности, требующие своего последующего удовлетворения.

Трудовая деятельность человека является разновидностью его социального поведения. Трудовая деятельность – это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в трудовые организации. Трудовая деятельность работников обеспечивает решение ряда задач:

1) создание материальных благ как средств существования человека и общества в целом;

2) оказание услуг различного целевого назначения;



3) разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;

4) накопление и передача информации от поколения к поколению;

5) развитие человека как работника и как личности др.

Трудовая деятельность – независимо от способа, средств и результатов характеризуется рядом общих свойств:

1) определенным функционально-технологическим набором трудовых операций;

2) набором соответствующих качеств субъектов труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках;

3) материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации;

4) определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их реализации;

5) нормативно-алгоритмизированным способом организации, при посредстве которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс (организационно-управленческой структурой).

Каждый вид трудовой деятельности можно выделить две основные характеристики: психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления и т. п.); и условия, в которых осуществляется трудовая деятельность. Структура и уровень физических и нервных нагрузок в процессе трудовой деятельности определяются этими обеими характеристиками: физические – зависят от уровня автоматизации труда, его темпа и ритма, конструкции и рациональности размещения оборудования, инструмента, оснастки; нервные – обусловлены объемом перерабатываемой информации, наличием производственной опасности, степенью ответственности и риска, монотонностью труда, взаимоотношениями в коллективе.

Введение…………………………………………………………………….……3

  1. Основные понятия о труде.………………………..…………………...4
  2. Виды и границы разделения труда...…………………………………...6
  3. Условия труда……………………………………………………………9
  4. Предмет экономики труда……………………………………………...12
  5. Связь экономики труда с другими науками…………………………..16
  6. Заключение………………………………………………………………20
  7. Список литературы……………………………………………………...21

Введение

Труд - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуще­ствляемый и (или) управляемый человеком, либо по принуж­дению (административному, экономическому), либо по внут­реннему побуждению, либо по тому и другому.

Трудовая деятельность людей предполагает их организацию. Под организациейтруда - установление связей и отношений участников производства, обеспечивающих достижение его це­лей на основе наиболее эффективного использования коллектив­ного труда.

Экономика труда как наука изучает закономерности общественной организации труда в связи с его технической организацией и проявление эконо­мических законов в области общественной органи­зации труда.

1. Основные понятия о труде

Труд играет огромную роль в развитии человеческого обще­ства и человека. По утверждению Ф. Энгельса, труд создал самого человека. Исключительное и многостороннее значение труда непреходяще: оно обращено не только в далекое прошлое человечества, его истинная природа и роль с особой силой рас­крываются при социализме с освобождением труда от эксплу­атации и ещё в большей степени проявятся при коммунизме, когда труд станет первой жизненной потребностью каждого человека.

Труд представляет собой целесообразную деятельность чело­века по созданию материальных и духовных благ, необходимых для его жизни. Природа дает для этого исходный материал, который в процессе труда превращается в пригодное для удов­летворения потребностей людей благо. Для такого преобразова­ния веществ природы человек создает и употребляет орудия труда, определяет способ их действия.

В конкретной трудовой деятельности выражается отношение людей к природе, степень господства их над силами природы. Необходимо различать труд как созидатель материальных благ и общественную форму труда.

В процессе производства люди по необходимости вступают в определенные отношения не только с природой, но и друг с другом. Отношения между людьми, которые складываются по поводу их участия в общественном труде, и представляют собой общественнуюформу труда.

Целесообразная планомерная трудовая деятельность людей предполагает их организацию. Под организациейтруда в общем виде понимают установление рациональных связей и отношений участников производства, обеспечивающих достижение его це­лей на основе наиболее эффективного использования коллектив­ного труда. Причем те связи и отношения, которые склады­ваются между участниками производства под воздействием техники и технологии, выражают собой техническую сторону организации труда. Труд организуется и разделяется различно, в зависимости от того, какими орудиями он располагает.

Те связи и отношения участников производства, которые обу­словлены совместным участием и общественном труде, выра­жают социальную сторону организации труда. Отношения между людьми в процессе труда или общественное устройство труда определяются господствующими производственным отно­шениями.

Общественная форма организации труда не существует вне отношении человека к природе, вне определенных техниче­ских условий труда. Вместе с тем и техническая организация труда испытывает на себе решающее влияние общественных условий.

Техническая организация труда и общественная его форма в реальной действительности тесно связаны и взаимообуслов­лены и представляют отдельные стороны единого целого. Лишь в теоретическом анализе их можно выделить и рассматривать порознь, учитывая некоторую специфику их самостоятельного развития.

2. Виды и границы разделения труда

Экономические системы основаны на разделении труда, т. е. на относительном разграничении видов деятельности. В той или иной форме разделение труда существует на всех уров­нях: от мирового хозяйства до рабочего места. Разграничение видов деятельности в экономике страны осуществляется по группам отраслей: сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность, строительство, обрабатывающая промышленность, транспорт, связь, торговля и т. д. Дальнейшая дифференциация происходит по отдельным отраслям и подотраслям. Так, в обрабатывающей промышленности выделяется машиностроение, которое, в свою очередь, структуризируется по видам изготовляемых машин, приборов и аппаратов. Современные предприятия могут быть как диверсифицированными, т. е. выпускать широкий спектр продукции, так и специализированными на отдельных изделиях или услугах. Крупные предприятия имеют сложную структуру, характеризующуюся разделением труда между производственными подразделениями и группами персонала.

По выполняемым функциям обычно выделяют четыре основные группы персонала: руководители, специалисты (инженеры, экономисты, юристы и т. д.), рабочие и ученики.

Основными видами разделения труда на предприятии являются: функциональное, технологическое, и предметное .

Технологическое разделение труда обусловлено выделением стадий производственного процесса и видов работ. В соответствии с особенностями технологии могут создаваться цеха и участки предприятия (литейные, штамповочные, сварочные и др.).

Предметное разделение труда предполагает специализацию производственных подразделений и сотрудников на изготовлении определенных видов продукции (изделия, узлы, детали).

Исходя из функционального, технологического и предметного разделения труда формируются профессии и уровни квалификации.

Профессия характеризуется знаниями и навыками, необ­ходимыми для выполнения определенного вида работ. Состав профессий определяется объектами производства и технологи­ей. В результате технического прогресса происходит постоян­ное изменение перечня и структуры профессий. За последние 20-30 лет наибольшее влияние на профессиональную струк­туру персонала оказало применение компьютерной техники и новых физико-химических методов обработки.

Квалификационное разделение труда определяется раз­личием работ по их сложности. Это, в свою очередь, обуслов­ливает и разные сроки подготовки персонала к выполнению соответствующих функций. Сложность выполняемых работ яв­ляется важнейшим фактором дифференциации оплаты труда. Для количественной оценки квалификации персонала обычно используются разряды единой тарифной сетки, включающей в различных странах 17-25 разрядов.

Профессии и группы квалификации можно рассматривать как виды разделения труда (профессиональное и квалифика­ционное).

Выбор форм разделения труда определяется прежде всего типом производства. Чем ближе производство к массовому, тем больше возможностей для специализаций оборудования и персо­нала на выполнение отдельных видов работ. При выборе наибо­лее эффективного уровня дифференциации производственного процесса должны учитываться технические, психологические, социальные и экономические границы разделения труда .

Технические границы обусловлены возможностями обору­дования, инструмента, приспособлений, требованиями к по­требительским качествам продукции.

Психологические границы определяются возможностями человеческого организма, требованиями сохранения здоровья и работоспособности. Необходимость учета психофизиологических границ связана с тем, что высокая степень специализации вызывает монотонность труда, которая приводит к неблагоприятным последствиям для работающих. В результате исследований установлено, что длительность многократно повторяющихся элементов работ не должна быть меньше 45 с; работу необходимо спроектировать так, чтобы обеспечивалось участие не менее пяти-шести групп мышц человека.

Социальные границы обусловлены требованиями к содержанию труда, его необходимому разнообразию, возможностям развития профессиональных знаний и навыков.

Экономические границы характеризуют влияние разделения труда на экономические результаты производства, в частности, на суммарные затраты трудовых и материальных ресурсов.

Разделение труда предполагает, его кооперацию . Она осуществляется на всех уровнях: от рабочего места, где могут трудиться несколько работников, до экономики страны и мирового хозяйства в целом. На предприятии наиболее существенные проблемы кооперации труда связаны с организацией бригад .

По отношению к режиму работы бригады могут быть смешанными и сквозными (суточными) .

В зависимости от профессионально-квалификационного состава различают специализированные и комплексные бригады. В первом случае объединяются работники одной профессии (токари, слесари и т. д.); во втором - разных профессий и уровней квалификации. Комплексные бригады обеспечивают больше возможностей для развития каждого работника. Kaк правило, этот вид бригад обеспечивает и лучшие экономические показатели.

3. Условия труда

Условиями труда называются характеристики производ­ственного процесса и производственной среды, воздействую­щие на сотрудника предприятия.

Характеристики производственного процесса определяются применяемым оборудованием, предметами и продуктами тру­да, технологией, системой обслуживания рабочих мест.

Производственная среда прежде всего характеризуется са­нитарно-гигиеническими условиями труда (температура, шум, освещенность, запыленность, загазованность, вибрация и т. д.), безопасностью трудовой деятельности, режимом труда и отдыха, а также взаимоотношениями между сотрудниками предприятия.

Таким образом, условия труда могут рассматриваться в технических, организационных, психофизиологических, соци­альных, правовых и других аспектах.

Проектирование условий труда должно осуществляться с учетом различий сотрудников предприятия по полу, возрас­ту, состоянию здоровья, квалификации, психологическим и социальным характеристикам. Разработаны системы рекомен­даций и нормативных материалов различной степени общности и обязательности (рекомендации Международной организации труда, общегосударственные, отраслевые, региональные, за­водские нормы), которые должны использоваться при проек­тировании условий труда.

В частности, необходимо учитывать ограничения по учас­тию женщин в ряде производств с вредными условиями труда (металлургические, химические, горно-рудные предприятия), по максимальной массе перемещаемых грузов (для мужчин и женщин), по допустимым уровням радиоактивности, запылен­ности, загазованности, шума, вибрации и т. д.

Основными директивными документами, регламентирую­щими условия труда, являются санитарные нормы проектиро­вания предприятий, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТы, требования техники безопасности и охраны труда.

В санитарных нормах проектирования промышленных пред­приятий установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) содержания вредных веществ в рабочей зоне. Для обес­печения нормальных условий труда необходимо совершенство­вание технологии, герметизация и автоматизация оборудова­ния, вентиляция производственных помещений.

Интенсивность труда характеризует количество труда, затрачиваемого в единицу рабочего времени, и является важнейшей компонентой тяжести труда, определяющей суммарное воздействие всех факторов трудового процесса на организм работающих. Соотношение понятий интенсивности и тяжести труда является предметом дискуссий.

К основным факторам, влияющим на интенсивность труда, относятся:

  • степень занятости работника в течение рабочего дня;
  • темп труда, т. е. количество рабочих движений в единицу времени;
  • усилия, необходимые при выполнении работы, которые зависят от массы перемещаемых предметов, особенностей оборудования, организации труда;
  • количество обслуживаемых объектов (станков, рабочих мест и т. д.);
  • размеры предметов труда;
  • величина партий заготовок;
  • специализация рабочего места;
  • санитарно-гигиенические условия труда;
  • формы взаимоотношений в производственных коллективах.

Измерение интенсивности и тяжести труда представляет весьма сложную проблему, которая до сих пор не имеет удовлетворительного решения.

Методы оценки интенсивности и тяжести труда учитывают:

  • затраты энергии работников;
  • темп работы;
  • мнения работников о степени утомления;
  • психофизиологические характеристики утомления.

Эти показатели должны применяться с учетом особенностей анализируемой работы. В частности, измерение затрат энергии и темпа работы нельзя использовать для оценки интенсивности умственного труда. При анализе тяжести труда целесообразно ис ходить из степени утомления работников, оцениваемой как субъективно (на основе опросов персонала), так, и объективно (на основе анализа психофизиологических характеристик). Необходимо учитывать также факторы, влияние которых проявляется не сразу (радиоактивное излучение, канцерогены и т. п.).

4. Предмет экономики труда

Экономика труда как наука изучает не отношения человека к природе сами по себе, не материально-вещественную сторону конкретного труда, а закономерности общественной организации труда в связи с его технической организацией.

На каждой ступени развития человеческого общества созда­ется своя специфическая общественная форма труда. Хотя обще­ственная организация труда изменяется под воздействием соци­альных условий, в ней можно обнаружить некоторые постоянные общие элементы, обусловленные самой природой человеческого труда.

Для того чтобы процесс труда мог совершаться, необходимо соединить рабочую силу со средствами труда. Способы соеди­нения рабочей силы со средствами труда меняются под воздей­ствием производственных отношений. Но как бы эти способы ни изменялись, привлечение, людей к труду остается совершенно необходимым элементом организации общественного труда.

Для того чтобы производить материальные блага, люди всту­пают в определенные общественно-трудовые связи. Эти связи (разделение, кооперация труда, трудовая дисциплина и т. д.) осуществляются своими особыми методами в каждой социально-экономической формации, но как бы ни менялись эти методы, всегда сохраняется необходимость во взаимном сотрудничестве людей в той или иной форме.

Для того чтобы производство, в основе которого лежит труд, могло совершаться постоянно, необходимо непрерывное воспро­изводство рабочей силы. Речь здесь идет как о воспроизводстве отдельного работника - носителя рабочей силы, так и о вос­производстве коллективной рабочей силы, С этим связаны и определенный характер, и формы распределения общественного продукта. Как бы ни изменялись формы и методы воспроиз­водства рабочей силы и распределения общественного продукта, они постоянно остаются моментом общественной организации труда. Каждая социально-экономическая формация характери­зуется своими методами осуществления этих требований обще­ственной организации труда, а сами эти методы определяются действием объективных экономических законов.

Таким образом, экономика труда изучает проявление эконо­мических законов в области общественной органи­зации труда, распределения общественного продукта, воспро­изводства рабочей силы и определяет методы их использования в практической деятельности для обеспечения неуклонного роста производительности общественного труда с целью повы­шения уровня жизни трудящихся и всестороннего развития человека.

Выделение экономики труда в самостоятельную научную ди­сциплину обусловлено потребностями теории и хозяйственной практики. Ведение хозяйства невозможно без познания и использования законов, определяющих научно обо­снованную организацию н планирование труда как в масштабе народного хозяйства, так н на отдельном предприятии. Эконо­мика труда призвана теоретически обобщать явления и про­цессы в области общественного труда и вооружать практику научными методами использования экономических законов и преимуществ социализма в конкретных условиях хозяйственной деятельности.

Экономика труда изучает вопросы общественной орга­низации труда как особое явление в системе единого сложного общественного организма. Поэтому исследуемые экономикой труда закономерности могут быть поняты только в связи с по­знанием общего механизма действия законов общественного производства, который раскрывается политической экономней. Именно политическая экономия даст наиболее обобщенное и полное понимание экономических закономерностей. Вместе с тем обособленное исследование вопросов обществен­ной организации труда помогает глубже познать связи и зако­номерности общественного производства в целом.

Методологической основой экономики труда как науки является диалектический материализм. Это означает, что все изучаемые явления и процессы в области общественной органи­зации труда должны рассматриваться исторически, т. е. в раз­витии, с учетом изменяющихся общественно-производственных условии. Такой подход прежде всего позволяет правильно уста­новить существенные различия в организации труда, определить преимущества в этой области.

Рассматривая общественную организацию труда в развитии, легко обнаружить остатки прошлого, черты настоящего и ростки будущего. Исторический подход к изучению развития форм труда предполагает учет особенностей в орга­низации труда. Только при этом условии возможно понять и объяснить историческую обуслов­ленность отдельных явлений в области общественной организа­ции труда.

Вместе с тем изучение процессов, происходящих в области общественной организации труда, не может проходить вне учета и связи с другими явлениями и процессами экономической жизни. Так, например, изменения в разделении труда нельзя понять вне связи с развитием техники и организации произ­водства.

Все это позволяет правильно оценивать те или иные явле­ния и делать обоснованные выводи для практической деятель­ности на будущее.

Эти методологические требования научного исследования осуществляются с помощью ряда средств и методов, которые являются общими для экономических наук. К ним можно от­нести методы качественного и количественного анализа, сравни­тельного анализа и оценки, балансовый метод. В последнее время начинает всё шире применяться экспериментальный ме­тод, позволяющий на ограниченном круге хозяйственных объек­тов проверить правильность тех или иных теоретических выво­дов и научных рекомендаций.

5. Связь экономики труда с другими науками

В силу своего важного значения и многосторонности труд изучается многими науками. Разумеется, каждая из них имеет спой специфический предмет изучения. Все науки о труде могут быть с известной степенью условности классифицированы сле­дующим образом: социально-экономические - экономика труда, социология труда, статистика труда, нормирование труда; био­логические - физиология труда, гигиена труда, психология труда; правовые - трудовое право, охрана труда.

Между экономикой труда и названными науками существует определенная связь, в основе которой лежит единый объект изучения - труд.

Социология труда рассматривает процесс труда в его вза­имосвязи с социальными условиями и факторами. Трудовая деятельность работников, их производственная активность зави­сит не только от конкретных производственно-технических усло­вий, но и во многом от взаимоотношений членов производствен­ного коллектива, руководителей и подчиненных, и ряда других факторов, лежащих вне производственно-технических отношений. Учет этих факторов является необходимым условием пра­вильной организации труда и постепенного его превращения в первую жизненную потребность.

В своих исследованиях экономика труда широко использует статистические данные, характеризующие массовые явления и процессы в области общественной организации труда, а также статистические приемы и способы исследования экономических явлений: группировки, средние, индексы и т. п. Понятно, что и сама статистика труда использует выводы экономики труда о закономерностях развития общественной организации труда. Тесная взаимосвязь этих наук особенно наглядно обнаружи­вается при планировании труда. В этом случае статистические группировки отчетных данных широко используются в плани­ровании производительности труда, численности работающих, заработной платы и т. п. В свою очередь, разработанные эко­номикой труда показатели задании плана по труду определяют и круг соответствующих показателей статистической отчетности по труду.

Экономика труда тесно связана с нормированием труда как научной дисциплиной и практической деятельностью. Объективная необходимость нормирования труда вытекает из потреб­ностей социалистического планового хозяйства и обусловлена требованиями организации труда и социалистическим принци­пом оплаты по количеству и качеству труда. Нормы труда явля­ются исходной базой при планировании производительности труда, численности работающих, совершенствовании форм орга­низации труда на предприятии, а также при определении меры вознаграждения за труд. Вместе с тем и работники нормирова­ния при установлении норм труда и вознаграждения опираются на выводы экономики труда, определяющие экономическую обоснованность и целесообразность мероприятий по нормирова­нию.

Несмотря на решающее значение социально-экономического фактора в организации труда, нельзя недооценивать биологи­ческую, естественную сторону трудовой деятельности н ее роль в организации труда. Процесс труда, взятый как психофизиоло­гический процесс воздействия на силы природы, изучается се­рией биологических наук: гигиеной, физиологией, психологией. Эти науки вооружают экономиста естественнонаучными мето­дами оценки и совершенствования организации труда и трудового процесса. Естественно, что и сами они согласуют свои выводы и предложения с требованиями экономики труда.

Особое место занимают правовые мероприятия, объединяе­мые общим термином «охрана труда». Они направлены на обеспечение нормальной и безопасной обстановки в процессе труда. Соблюдение норм и требований охраны труда и техники безопасности, определяемых специальными государственными органами, является обязательным условием правильной орга­низации и повышения эффективности труда.

Все названные общественные и естественные науки изучают отдельные стороны труда. Экономика труда синтезирует и использует выводы этих наук для выработки конкретных мето­дов хозяйственной политики к области труда.

Экономика труда тесно связана с рядом экономических наук. Общее у экономики труда и этих наук - общий объект изучения - расширенное воспроизводство и единая теоретическая основа - политическая экономия. Функци­ональные и отраслевые экономические науки также занимаются вопросами труда, но лишь в связи с главными вопросами своих наук.

Экономика труда, используя и обобщая опыт отдельных отраслей народного хозяйства, раскрывает общие моменты и своеобразие механизма действия и формы проявления законо­мерностей общественной организации труда. В планомерно орга­низованном хозяйстве должен быть единый методологический подход при решении вопросов труда, который и вырабатывается на основе научных и практических рекомендаций экономики труда. Однако экономика труда не только «обслуживает» другие экономические науки в своей специфической области, но и сама пользуется их выводами. Так, например, при планировании труда пользуются общими методологическими рекомендациями, которые устанавливает такая наука, как планирование народ­ного хозяйства.

Чрезвычайно важно при изучении проблем труда использо­вать выводы наук, определяющих пути технического прогресса в народном хозяйстве. Только хорошо представляя себе основ­ные тенденции в развитии техники производства, предвидя и правильно оценивая перспективы технического прогресса, можно найти верное решение важнейших вопросов труда (производи­тельности труда, организации труда и заработной платы, под­готовки квалифицированных кадров).

Таким образом, изучение общих закономерностей обществен­ной организации труда и разработка научных рекомендаций по проблемам труда не могут быть успешными на базе одной эко­номики труда. Для этого требуются широкие универсальные знания, ибо труд - чрезвычайно сложное многогранное явление, труд неотделим от человека, а проблема человека в обществе - важнейшая и центральная проблема как социальных, так и естественных наук.

Заключение

Теперь, зная, что такое труд, какие бывают виды труда, что изучает экономика труда, какую связь она имеет с другими науками, можно определить какое место в жизни одного человека и всего государства занимает экономика труда.

Главная задача «Экономики труда» - познание эконо­мических законов, определяющих развитие организации труда. Экономические законы, которые организуют труд миллионов трудящихся, сознательно применяются государством. Из экономической политики государства, творческого опыта трудящихся экономика труда черпает богатейшие материалы для своих ис­следований и научных разработок. Вместе с тем экономика труда как наука вооружает практику научно обоснованными рекомендациями по совершенствованию организации и повыше­нию эффективности общественного труда. Огромное идейно-те­оретическое и практическое значение имеют решения, которые обобщают трудовые успехи народа и определяют задачи и пути соци­ального и экономического развития страны.

Одной из важнейших задач экономики труда является выяв­ление и показ преимуществ организации труда, с целью наилучшего использо­вания этих преимуществ.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, то оно существенно зависит от доли творче­ства в данном виде деятельности, ее целей, условий осуще­ствления, а также от индивидуальных особенностей человека. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию и обществу.

Список литературы:

  1. Автоматов В.С. Модуль человека в экономической науке 1998.
  2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
  3. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. М., 1994.
  4. Самуэльсон П. Экономика. М., 1989.
  5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 1997.
  6. Милль ДЖ. С. Основы политической экономики. М. 1980.
  7. Управление персоналом организации: Учебник под редакцией А.Я. Кибанова. М., 1997.
  8. Гусев А.А. Экономические и математические методы.
  9. Бобков В. Качество жизни. // Человек и труд. 1996.
  10. Шмидт П. Человек и труд. 1993.
  11. Экономика труда. Под ред. Н. А. Иванова и
  12. Г. И. Мечковского. Учебное пособие для вузов. М. 1976.

Министерство образования России

Дальневосточный Государственный Технический Университет

Институт экономики и управления

Реферат

Тема: Труд и трудовая деятельность людей. Экономика труда

Выполнил: студентка

группы У-220

Шатина Любовь

Проверил: старший

преподаватель кафедры

экономической теории

Чиповская И. С.

Владивосток, 2002

Введение…………………………………………………………………….……3

1. Основные понятия о труде.………………………..…………………...4

2. Виды и границы разделения труда...…………………………………...6

3. Условия труда……………………………………………………………9

4. Предмет экономики труда……………………………………………...12

5. Связь экономики труда с другими науками…………………………..16

4. Заключение………………………………………………………………20

5. Список литературы……………………………………………………...21

Введение

Труд - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуще­ствляемый и (или) управляемый человеком, либо по принуж­дению (административному, экономическому), либо по внут­реннему побуждению, либо по тому и другому.

Трудовая деятельность людей предполагает их организацию. Под организациейтруда - установление связей и отношений участников производства, обеспечивающих достижение его це­лей на основе наиболее эффективного использования коллектив­ного труда.

Экономика труда как наука изучает закономерности общественной организации труда в связи с его технической организацией и проявление эконо­мических законов в области общественной органи­зации труда.

1. Основные понятия о труде

Труд играет огромную роль в развитии человеческого обще­ства и человека. По утверждению Ф. Энгельса, труд создал самого человека. Исключительное и многостороннее значение труда непреходяще: оно обращено не только в далекое прошлое человечества, его истинная природа и роль с особой силой рас­крываются при социализме с освобождением труда от эксплу­атации и ещё в большей степени проявятся при коммунизме, когда труд станет первой жизненной потребностью каждого человека.

Труд представляет собой целесообразную деятельность чело­века по созданию материальных и духовных благ, необходимых для его жизни.Природа дает для этого исходный материал, который в процессе труда превращается в пригодное для удов­летворения потребностей людей благо. Для такого преобразова­ния веществ природы человек создает и употребляет орудия труда, определяет способ их действия.

В конкретной трудовой деятельности выражается отношение людей к природе, степень господства их над силами природы. Необходимо различать труд как созидатель материальных благ и общественную форму труда.

В процессе производства люди по необходимости вступают в определенные отношения не только с природой, но и друг с другом. Отношения между людьми, которые складываются по поводу их участия в общественном труде, и представляют собой общественнуюформу труда.

Целесообразная планомерная трудовая деятельность людей предполагает их организацию. Под организациейтруда в общем виде понимают установление рациональных связей и отношений участников производства, обеспечивающих достижение его це­лей на основе наиболее эффективного использования коллектив­ного труда. Причем те связи и отношения, которые склады­ваются между участниками производства под воздействием техники и технологии, выражают собой техническую сторону организации труда. Труд организуется и разделяется различно, в зависимости от того, какими орудиями он располагает.

Те связи и отношения участников производства, которые обу­словлены совместным участием и общественном труде, выра­жают социальную сторону организации труда. Отношения между людьми в процессе труда или общественное устройство труда определяются господствующими производственным отно­шениями.

Общественная форма организации труда не существует вне отношении человека к природе, вне определенных техниче­ских условий труда. Вместе с тем и техническая организация труда испытывает на себе решающее влияние общественных условий.

Техническая организация труда и общественная его форма в реальной действительности тесно связаны и взаимообуслов­лены и представляют отдельные стороны единого целого. Лишь в теоретическом анализе их можно выделить и рассматривать порознь, учитывая некоторую специфику их самостоятельного развития.

2. Виды и границы разделения труда

Экономические системы основаны на разделении труда, т. е. на относительном разграничении видов деятельности. В той или иной форме разделение труда существует на всех уров­нях: от мирового хозяйства до рабочего места. Разграничение видов деятельности в экономике страны осуществляется по группам отраслей: сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность, строительство, обрабатывающая промышленность, транспорт, связь, торговля и т. д. Дальнейшая дифференциация происходит по отдельным отраслям и подотраслям. Так, в обрабатывающей промышленности выделяется машиностроение, которое, в свою очередь, структуризируется по видам изготовляемых машин, приборов и аппаратов. Современные предприятия могут быть как диверсифицированными, т. е. выпускать широкий спектр продукции, так и специализированными на отдельных изделиях или услугах. Крупные предприятия имеют сложную структуру, характеризующуюся разделением труда между производственными подразделениями и группами персонала.

По выполняемым функциям обычно выделяют четыре основные группы персонала: руководители, специалисты (инженеры, экономисты, юристы и т. д.), рабочие и ученики.

Основными видами разделения труда на предприятии являются: функциональное, технологическое, и предметное .

Технологическое разделение труда обусловлено выделением стадий производственного процесса и видов работ. В соответствии с особенностями технологии могут создаваться цеха и участки предприятия (литейные, штамповочные, сварочные и др.).

Предметное разделение труда предполагает специализацию производственных подразделений и сотрудников на изготовлении определенных видов продукции (изделия, узлы, детали).

Исходя из функционального, технологического и предметного разделения труда формируются профессии и уровни квалификации.

Профессия характеризуется знаниями и навыками, необ­ходимыми для выполнения определенного вида работ. Состав профессий определяется объектами производства и технологи­ей. В результате технического прогресса происходит постоян­ное изменение перечня и структуры профессий. За последние 20-30 лет наибольшее влияние на профессиональную струк­туру персонала оказало применение компьютерной техники и новых физико-химических методов обработки.

Квалификационное разделение труда определяется раз­личием работ по их сложности. Это, в свою очередь, обуслов­ливает и разные сроки подготовки персонала к выполнению соответствующих функций. Сложность выполняемых работ яв­ляется важнейшим фактором дифференциации оплаты труда. Для количественной оценки квалификации персонала обычно используются разряды единой тарифной сетки, включающей в различных странах 17-25 разрядов.

Профессии и группы квалификации можно рассматривать как виды разделения труда (профессиональное и квалифика­ционное).

Выбор форм разделения труда определяется прежде всего типом производства. Чем ближе производство к массовому, тем больше возможностей для специализаций оборудования и персо­нала на выполнение отдельных видов работ. При выборе наибо­лее эффективного уровня дифференциации производственного процесса должны учитываться технические, психологические, социальные и экономические границы разделения труда .

Технические границы обусловлены возможностями обору­дования, инструмента, приспособлений, требованиями к по­требительским качествам продукции.

Психологические границы определяются возможностями человеческого организма, требованиями сохранения здоровья и работоспособности. Необходимость учета психофизиологических границ связана с тем, что высокая степень специализации вызывает монотонность труда, которая приводит к неблагоприятным последствиям для работающих. В результате исследований установлено, что длительность многократно повторяющихся элементов работ не должна быть меньше 45 с; работу необходимо спроектировать так, чтобы обеспечивалось участие не менее пяти-шести групп мышц человека.

Социальные границы обусловлены требованиями к содержанию труда, его необходимому разнообразию, возможностям развития профессиональных знаний и навыков.

Экономические границы характеризуют влияние разделения труда на экономические результаты производства, в частности, на суммарные затраты трудовых и материальных ресурсов.

Разделение труда предполагает, его кооперацию . Она осуществляется на всех уровнях: от рабочего места, где могут трудиться несколько работников, до экономики страны и мирового хозяйства в целом. На предприятии наиболее существенные проблемы кооперации труда связаны с организацией бригад .

По отношению к режиму работы бригады могут быть смешанными и сквозными (суточными) .

В зависимости от профессионально-квалификационного состава различают специализированные и комплексные бригады. В первом случае объединяются работники одной профессии (токари, слесари и т. д.); во втором - разных профессий и уровней квалификации. Комплексные бригады обеспечивают больше возможностей для развития каждого работника. Kaк правило, этот вид бригад обеспечивает и лучшие экономические показатели.

3. Условия труда

Условиями труда называются характеристики производ­ственного процесса и производственной среды, воздействую­щие на сотрудника предприятия.

Трудовая деятельность

Вариант 1

Трудовая деятельность людей (процесс материального производства) - это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.

В структуре трудовой деятельн ости выделяют:

1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин, механизмов и многое другое;

2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Параметры трудовой деятельности :

1) производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени:

2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;

3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

. Общие требования к участнику трудовой деятельности :

1) требова ние профессионализма работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс

2) требование квалификации: квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса;

3) требования трудовой, технологической исполнительской, договорной дисциплины: от работника требуется безус­ловное соблюдение законов о труде и. правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного про­цесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудо­вого договора

Вариант 2

Трудовая деятельность человека

Основным исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд характеризуется как сознательная целенаправленная деятельность человека, результат которой содержится в его представлении и регулируется волей в соответствии с поставленной целью. По этому поводу К. Маркс писал, что труд - исключительно достояние человека.

Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, пчела постройкой своих восковых ячеек подобна архитектору. Но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове.

В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но формируется и сам субъект. В трудовой деятельности развиваются способности человека, его мировоззренческие принципы. По своей объективной общественной сути труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. Он предполагает выполнение определенного задания, поэтому требует планирования, контроля исполнения, дисциплины.

Трудовая деятельность совершается не в силу привлекательности самого процесса деятельности, а ради более или менее отдаленного ее результата, служащего для удовлетворения потребностей человека. В силу общественного разделения труда мотивом деятельности отдельного человека становится продукт не его деятельности, а деятельности многих других людей - продукт общественной деятельности. В каждом виде труда имеется своя, более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в любом труде значительную роль играют знания и навыки. Знания наиболее важны в сложных интеллектуальных видах труда, навыки - в труде, для которого характерны однообразие, шаблонность выполняемых операций.

Труд - основной источник развития человека, его насущная потребность. Посредством труда человек обогащает и расширяет свое собственное бытие, материализует замыслы. Однако в зависимости от специфики общественных условий труд может восприниматься как обязанность, тяжелая необходимость. Поэтому в труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду, основные мотивы трудовой деятельности. Роль труженика является одной из базовых ролей в социальной системе.

Общество должно стимулировать экономическими, правовыми, идеологическими и иными средствами работника к совершенствованию, но как сработают эти стимулы в решающей степени, зависит от личности. Совершенствование личности труженика - процесс системный. Наиболее ярко эта системность проявляется сегодня, в связи с переходом к новому информационно-компьютерному технологическому способу производства и, соответственно, к новой ступени в развитии цивилизации. От труженика требуется, в частности, не только высокий уровень общего образования и профессиональной подготовки, но и, как отмечают обществоведы, высокий морально-нравственный уровень.

Последнее требование становится актуальным в связи с увеличением творческих аспектов в трудовой деятельности человека и усилением значимости самоконтроля и самодисциплины работающего человека.

Вариант 3

Трудовая деятельность людей (или процесс материального производства) - это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятельности выделяют:
1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и многое другое;
2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.
Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:
1) производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени;
2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;
3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).
О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.
Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);
2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);
3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

Понятие трудовой деятельности

Трудовая деятельность человека является разновидностью его социального поведения. Трудовая деятельность – это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в трудовые организации. Трудовая деятельность работников обеспечивает решение ряда задач:

    создание материальных благ как средств жизнеобеспечения человека и общества в целом;

    оказание услуг различного целевого назначения;

    разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;

    накопление, консервация, переработка и анализ, передача информации и ее носителей;

    развитие человека как работника и как личности др.

Трудовая деятельность – независимо от способа, средств и результатов – характеризуется рядом общих свойств:

    определенным функционально-технологическим набором трудовых операций;

    набором соответствующих качеств субъектов труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках;

    материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации;

    определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами условиями их реализации;

    нормативно-алгоритмизированным способом организации, при посредстве которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс (организационно-управленческой структурой).

Каждый вид трудовой деятельности можно выделить две основные характеристики: психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления и т. п.); и условия, в которых осуществляется трудовая деятельность. Структура и уровень физических и нервных нагрузок в процессе трудовой деятельности определяются этими обеими характеристиками: физические – зависят от уровня автоматизации труда, его темпа и ритма, конструкции и рациональности размещения оборудования, инструмента, оснастки; нервные – обусловлены объемом перерабатываемой информации, наличием производственной опасности, степенью ответственности и риска, монотонностью труда, взаимоотношениями в коллективе.

Таким образом, в целом можно говорить о сокращении двигательных компонентов и возрастании значения психической составляющей трудовой деятельности. Помимо этого, НТП создает технические предпосылки для вывода работника из зоны действия производственных вредностей и опасностей, позволяет совершенствовать защиту исполнителя, освободить его от тяжелых и рутинных работ.

Однако чрезмерное снижение двигательной активности оборачивается гиподинамией. Рост нервных нагрузок может привести к травмам, авариям, сердечно-сосудистым и нервно-психическим расстройствам. Возрастание скорости и мощности оборудования может привести к несогласованности параметров его работы и возможности человека реагировать и принимать решения. Новые технологии зачастую ведут к появлению новых производственных вредностей и опасностей, негативному воздействию на экологию.

Проблема заключается в том, чтобы «привязать» технику к возможностям человека, учитывать его психофизиологические характеристики на стадиях проектирования, конструирования, эксплуатации системы «человек-машина». Все это определяет необходимость изучения физиологических и психических процессов в трудовой деятельности человека.

Роль труда в обществе

История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

Совместный трудлюдей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется производством.

Особенности современного труда:

    Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;

    Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором ростапроизводительности и эффективности труда;

    Возрастающий аспект социального процесса. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

Связь социологии труда с науками о труде

Система наук о труде включает множество самых разнообразных и относительно самостоятельных дисциплин.

Социология труда изучает «поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду», взаимоотношения социальных групп в процессе труда, делает акцент на демографические различия людей, на различия в их образовании и квалификации, на особенности воспитания и политических взглядов, вероисповедания и общественного положения.

Многообразие наук о труде обусловлено спецификой тех трудовых проблем, которые являются объектом исследования каждой из них.

Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации.

Физиология труда как наука изучает влияние и механизм воздействия трудового процесса на физиологические характеристики человека, является научной основой разработки норм труда, режимов труда и отдыха, планировки рабочего места, обеспечения благоприятных условий труда.

Психология труда изучает психологические характеристики человека в процессе труда, отношение человека к своей трудовой деятельности, она является основой профессиональной подготовки, разработки систем мотивации и стимулирования труда работников, выступают инструментом управления трудовыми конфликтами.

Эргономика является основой рационализации трудовых процессов, поскольку изучает деятельность человека в его связи с техникой, машинами, средствами производства. Эргономика позволяет оптимизировать взаимодействие человека с машинными системами.

Гигиена труда, производственная санитария и техника безопасности обеспечивают создание на производстве здоровых и безопасных условий труда.

Демография это наука о народонаселении, она изучает процессы воспроизводства населения, его половозрастную структуру, расселение населения по регионам страны, что позволяет эффективно удовлетворять потребности предприятий в необходимых трудовых ресурсах.

Управление персоналом дает возможность реализовывать трудовой потенциал (путем подбора, обучения и справедливого вознаграждения персонала организации работников), и позволяет эффективно управлять персоналом организации (обеспечивается выбором оптимального стиля управления, выработкой кадровой политики, проведением маркетинга персонала).

Социология профессий изучает общественное разделение труда, престижность различных видов трудовой деятельности, профессиональную пригодность человека и др.

Организация труда изучает формирование упорядоченной системы взаимодействия работников, их групп и подразделений для достижения поставленных целей, что позволяет обеспечить эффективное соединение рабочей силы со средствами производства в конкретных условиях, реализацию трудового потенциала работников и удовлетворяет потребности всех субъектов социально-трудовых отношений.

Трудовое право является юридической основой трудовых отношений. Оно устанавливает правовые нормы труда, регламентирует права и обязанности субъектов социально-трудовых отношений, определяет дифференциацию в оплате труда, служит основой социальной политики и социальной защиты работников.

Статистика труда дает возможность проведения анализа эффективности труда на основе количественных показателей производительности труда, численности и динамики персонала, фонда заработной платы и др.

Какие задачи решает дисциплина

"Экономика и социология труда"?

Основные задачи дисциплины "Экономика и социология труда" определены ее целью, которая предусматривает исследование научных основ, теоретических, методологических положений и практического опыта в области управления человеческими ресурсами - формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Главная задана - изучение сущности и механизмов экономических и социальных процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества. Ее решение основано на изучении методологических положений экономической -фудовой теории, раскрывающей основополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а также экономические и социальные особенности труда в конкретных исторических условиях.

Другая задача - изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда. Определяющими предпосылками дпя решения эггой задачи являкхгся, во-первых, механизм реализации российских законов и социально-экономической политики в регулировании социально-трудовых отношений, а во-вторых, изучение закономерностей, объективных и субъективных факторов, воздействующих на экономические и социальные процессы, отношение человека к труду, его поведение в коллективе.

Еще одна задача- выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в национальной экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие, а также взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала, фондовыми рынками. Вследствие этого особое значение приобретает исследование процесса стоимости рабочей силы, а также формирования трудовых затрат на всех стадиях воспроизводственного цикла. Расширение и углубление знаний в этой области требует изучения зарубежного, а также отечественного опыта в различных регионах страны и на различных предприятиях, изучения состояния внуфенних рынков труда, знакомства с методическими приемами экономического анализа, аудита, социологического исследования.

Социальная инженерия - это управленческая деятельность, направленная на изменение социальных систем и социальных институтов в соответствии с заданной целью с использованием наукоемких технологий и инженерного подхода. В отечественной науке и практике управления впервые этот термин употребил в начале ХХ века директор Центрально института труда А. Гастев. В его понимании социальный инженер - это руководитель трудового коллектива, от деятельности которого зависит успешность функционирования всей социально-инженерной машины. Идея социальной инженерии заключалась в тесном сочетании людских комплексов с организацией комплексов машин. Эти комплексы машино-людей основываются на единстве биологии и инженерных наук. Советский партийный и государственный деятель, видный специалист по проблемам организации труда и управления П.М. Керженцев ограничивал проблемы социальной инженерии управлением людьми и коллективами, независимо от сферы деятельности. Он сформулировал ряд общих принципов управления - это установление цели и задач организации и управленческой деятельности; выработка плана, методов работы и методов управления; постановка учета и контроля. По мнению П.М. Керженцева, в условиях социализма главное внимание в управленческой деятельности должно было уделяться плановому ведению производственной и трудовой деятельности. Но руководитель, обладая реальной властью, существенным образом влияет на трудовой коллектив и результативность его деятельности, поэтому подбор руководителей должен строиться на соответствии его личных качеств требованиям конкретной должности, на которую он претендует.

Отечественная социальная инженерия 20-30-х годов ХХ столетия базировалась на психотехнике и социологических исследованиях, традиции которых продолжила после тридцатилетнего перерыва заводская социология 60-80-х годов. В теории и практике социального планирования, которые получили свое дальнейшее развитие в годы хрущевской оттепели, использовались наряду с данными социологических опросов идеологические установки и социально-культурные нормативы. В отечественной социальной инженерии были сформулированы следующие принципы: принцип прямого участия в решении социальных задач, так как решаются актуальные насущные задачи; принцип непрерывного социоинженерного обеспечения и социального проектирования; принцип технологизации, то есть обеспечение оптимальных способов воздействия.

В западной социологии социоинженерная деятельность была подробно рассмотрена К. Поппером в работах «Нищета историцизма» (1945) и «Открытое общество» (1945). Социальную инженерию он рассматривал как совокупность подходов прикладной социологии, направленных на рациональное изменение социальных систем на основе фундаментальных знаний об обществе и предсказании возможных результатов преобразований.

Современный социоинженерный подход позволяет изменить социальную действительность на основе методов планирования, программирования, предвидения и прогнозирования. Социоинженерная деятельность включает в себя следующие процедуры:

Оценка состояния объекта социоинженерной деятельности;

Прогнозирование наиболее вероятных вариантов развития внутренней и внешней среды объекта прогноза;

Моделирование будущего состояния объекта исследования с использованием математических, кибернетических, прогностических и других методов;

Разработка социального проекта нового состояния исследуемого объекта;

Социальное планирование в соответствии с социальным проектом;

Осуществление проекта с помощью инновационных социальных технологий.

Современная отечественная социальная инженерия развивается по следующим блокам (направлениям):

Социетальный блок - строительство социальных институтов: государственное строительство, создание модернизированной системы образования, здравоохранения и т.п.;

Региональный блок - формирование региональных сообществ;

Муниципальный блок - формирование местных сообществ;

Организационный блок - строительство организаций;

Блок групповой инженерии - формирование целевых групп и команд.

социальная инженерия сегодня представляет собой комплекс практически ориентированных знаний в области управления социальными структурами и процессами, развивающийся по следующим направлениям:

    Строительство социальных институтов, например, государственное строительство, реорганизация системы высшего образования и т.д. («социетальный» блок);

    Региональное строительство (региональный блок);

    Формирование местных сообществ (муниципальный блок);

    Строительство организаций или «организационная инженерия» (организационный блок);

    Формирование целевых групп и команд («групповая» инженерия). Избирательные технологии и другие способы продвижения лидеров или их команд являются составной частью всех блоков социоинженерной деятельности.

В образовательной практике идеи социальной инженерии реализуются путем применения современных образовательных технологий и активных методов обучения, а также посредством “насыщения” учебного процесса дисциплинами социоинженерного и организационного цикла, в том числе:

    теория и методы социальной инженерии;

    диагностика организаций;

    прогнозирование и моделирование развития организаций;

    организационное проектирование и программирование;

    социальное планирование;

    внедрение социальных новшеств в организации и т.д.;

    практикум по социальным технологиям;

    методы разрешения конфликтов.

На становление и развитие социальной инженерии существенное влияние оказали психология, прикладная антропология, управленческие науки, а в настоящее время синергетика и социальная синергетика - наука о самоорганизации общества, которая определяет условия и факторы устойчивого развития общества. С позиций социальной синергетики в обществе благодаря коммуникативным связям происходит синтез материальных и нематериальных структур, а эволюционное развитие, происходящее на основе обмена информацией, определяет естественный отбор энергетически более выгодных методов социального управления. Данный процесс обеспечивает переход общества на качественно новый уровень. С позиций синергетики управление рассматривается как открытая система, в основе которой лежит взаимодействие с объектом, а не воздействие на него. Механизм управления осуществляется в двух направлениях. Во-первых, задается социально-технологический коридор, приемлемый с точки зрения развития и функционирования социальной системы. В рамках этого коридора социальная система может реализовывать различные траектории саморазвития, а инновационные процессы направляются в социально-конструктивное русло. Во-вторых, для устойчивого социального развития и подъема на новый уровень самоорганизации в точках бифуркации осуществляется локальное воздействие в нужное время и в нужном месте.

Одним из вариантов практического применения синергетического подхода к управлению является теория самообучающейся организации, способной создавать, приобретать и обменивать знания и изменять свое поведение в соответствии с новыми знаниями и интуицией. Источниками обучения являются сотрудники организации, внешние консультанты, бизнес-тренеры, собственный бизнес, внешняя среда и уроки, извлеченные из собственного практического опыта. Самообучающаяся организация в современных условиях является наиболее конкурентоспособной, синергетика является универсальной методологией современного информационного общества, его структур и социоинженерного подхода к управлению обществом. Данный подход предъявляет высокие требования к управленцам, так как они должны обладать современными социально-технологическими знаниями.

Многие исследователи приходят к выводу, что социально-инженерный подход к управлению производит третий фактор, в котором разрешаются противоречия отношений объекта и субъекта управления. Объект социальной инженерии перестает быть лишь средством реализации социальных программ, разработанных экспертами, и сам становится субъектом. Формируется тринитарный подход управление - соуправление - самоуправление. Социально-инженерный подход превращает управление в интерактивный процесс, а задачей социальных инженеров становится создание условий для раскрытия внутреннего потенциала социальной системы.

К сожалению, в отечественной управленческой науке и практике сохраняется некоторое настороженное отношение к социальной инженерии, так как иногда технологичность воспринимается как экспериментирование и манипулирование людьми. Этим фактом в значительной степени обусловлена низкая востребованность социального проектирования программно-целевого управления субъектами управления.

Системный подход к управлению инновационным развитием промышленных предприятий

The system approach to management of innovative development of the industrial enterprises

Введение *

В ХХI веке мировое сообщество сталкивается с инновационными вызовами, связанными с развитием высоких технологий, информатизацией, изменением содержания труда и качества рабочей силы. При этом процесс глобализации порождает как новые формы международного сотрудничества и межгосударственных отношений, так и новые противоречия, требуя новых подходов к решению политических, экономических и социальных проблем на всех уровнях их проявления. Скоординированное развитие, гармонизация норм и стандартов социально-трудовых отношений, обмен накопленным опытом могут способствовать построению высокоорганизованного, экономически и экологически эффективного производства. Результат усилий по стабилизации производства и улучшению социального климата внутри страны во многом зависит от развития деятельности промышленных предприятий, которые являются первичной ячейкой любой экономической системы и способны стать локомотивом инновационного развития национальной экономики.

Теоретические подходы к обоснованию инновационного развития промышленных предприятий

В экономической науке существуют различные подходы к определению сущности, значения, основ функционирования и развития предприятия:

    ресурсный подход, согласно которому предприятия (организации) выживают в той мере, в которой они приобретают и поддерживают свои ресурсы, и возможность накопления предприятием организационно-специфических ресурсов выступает главным обоснованием его существования;

    системный подход рассматривает предприятие как сверхсложную открытую социально–экономическую систему, связанную специфическими отношениями со своей внешней и внутренней средой, главным и наиболее активным элементом которой выступает человек;

    эволюционный подход содержательно и метаморфически связан с эволюционным мировоззрением на процесс постоянного и причинно-обусловленного изменения деятельности предприятия, при этом механизм изменения связывается с изменчивостью, наследованием и отбором, где особое внимание уделяется инновационному процессу: появлению, закреплению и распространению инноваций, исследованию конкуренции как процессу отбора, решению проблем информации, неопределенности и времени;

    неоинституциональный подход анализирует деятельность предприятия в условиях ограничений, обусловленных институциональной структурой общества, где предприятия как экономические агенты действуют в мире высоких трансакционных издержек, в условиях неопределенности и риска, что порождает ограниченную рациональность и оппортунистическое поведение; в рамках неоинституциональной теории выделяют трансакционный подход, который исследует причины существования фирмы и особенности их внутреннего устройства, акцентируя внимание на необходимости фирмы избегать трансакционных издержках по заключению сделок на рынке и использовании преимуществ кооперации для получения максимального результата своей деятельности.

    процессный подход является одним из базовых в исследованиях стратегического менеджмента и рассматривает предприятие с точки зрения процессов, связанных с предпринимательской деятельностью, организационным обновлением и ростом, а также с развитием и применением стратегии, которая направляет организационные действия, основываясь при этом на логике причинно-следственного объяснения, связывающего независимые переменные, на типах концептов или переменных, отражающих действия предприятий или индивидов, на последовательности событий, описывающих изменение явлений с течением времени.

    поведенческий подход исследует реальное поведение предприятий как экономических субъектов, в деятельности которых господствует не рациональное, а конвенциональное поведение (т.е. подчиняющееся принятым правилам и условностям), анализ которого позволяет построить обобщенную модель принятия решений;

    подход, основанный на знаниях, концентрирует внимание на движении знаний и их влиянии на эффективность и конкурентные преимущества предприятий, рассматривая знания как субъективированную информацию, неотделимую от убеждений индивида и целенаправленного действия, придавая большое значение фирмам, которые создают и развивают рутины, действуя как хранилища знаний.

    синтетический подход означает необходимость учета в моделях теории фирм «технологических» и «социальных» факторов, утверждая, что структура социальных отношений оказывает постоянное влияние на организационную динамику предприятия.

Анализ теорий фирмы позволяет обосновать механизм управления инновационным развитием промышленных предприятий в условиях кластеризации экономики и определить основные элементы, обеспечивающие взаимодействие и сотрудничество участников инновационного процесса на разных стадиях (табл.1).

Инновационное развитие рассматривается как целенаправленный непрерывный процесс осуществления инноваций в научной, производственной, экономической, коммерческой, финансовой, маркетинговой, управленческой деятельности предприятия, направленный на максимально полное удовлетворение общественных потребностей на основе реализации научных достижений в процессе производства для получения максимального экономического, социального и экологического эффекта, выраженного в абсолютном и относительном изменении (приращении) экономических показателей.