Доклад на тему «Обеспечение права на образование детей с ОВЗ и детей инвалидов». «Права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в образовании Дети инвалиды помощь в образовании

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 им.К.Х.Нехая» а.Вочепшия

Доклад на тему:

«Обеспечение права на образование детей с ОВЗ и детей инвалидов».


Нехай Зарима Кимовна,

Зам.директора по УВР МБОУ

«СОШ№9 им.К.Х.Нехая»

а.Вочепший

2014г.

Обеспечение доступности образовательных организаций является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики.

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» .

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них

адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

Федеральная программа "Доступная среда" призвана реализовать комплекс мероприятий по созданию в обычных образовательных организациях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В настоящее время в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. В соответствии с постановлением главы администрации района Вочепшийская школа вошла в число базовых учреждений республики, в связи с чем в 2012 году был реализован .

Была разработана программа с целью создания условий для социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, содействие их интеграции в общество здоровых сверстников и социализации.

Задачи программы:

1. Укрепление материально-технической базы школы;

2. Обеспечение образовательного процесса современным оборудованием;

3. Обеспечение беспрепятственного доступа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы.

Программа «Доступная среда» ориентирует общество на преодоление барьеров, разделяющих обычных людей, и инвалидов. В первую очередь речь идет о физических барьерах: устройство зданий, дороги, переходы, мебель, места общего пользования требуют переоборудования с учетом специфических запросов инвалидов.

Благодаря вложениям средств более одного миллиона рублей в нашей школе созданы условия для обучения детей-инвалидов.

Смонтированы широкие входные двери, лестницы, пандусы, съезды, пути движения внутри здания, санитарно-гигиенические помещения.

Переоборудован санузел для использования его инвалидами колясочниками, расширен дверной проём, установлены поручни, заменена сантехники.



Установлен стационарный пандус, позволяющий беспрепятственно попадать в школу детям колясочникам, так же стоит отметить, что во всех кабинетах, куда необходим общий доступ всех учащихся, произошла перепланировка, так были расширены проёмы дверей в медпункт, библиотеку, пожарный выход. Произведена установка пандуса и со стороны пожарного выхода и по путям эвакуации.

Но основные барьеры – информационные и коммуникационные. Преодолению данных барьеров способствует специализированное оборудование для организации образовательного процесса.

Учебный материал во время объяснения учителя сопровождается трансляцией пояснительных схем, рисунков, записей, что обеспечивает каждому ученику индивидуальную скорость восприятия информации. Учитель с координирующего компьютера может отслеживать реакцию школьника, выполнение им небольших заданий, и вносить корректировки в процесс. Компьютерную технику для детей-инвалидов обеспечивают программами и приспособлениями, сводящими к минимуму ограничения по здоровью. Преодоление информационных барьеров в процессе обучения приводит к преодолению коммуникативных барьеров в общении со сверстниками.

Грамотно подобранное оборудование, организующее активное взаимодействие в обучающем процессе, обеспечивает детям с ограниченными возможностями доступ к образовательной среде, а также к пространству взаимодействия с обычными детьми. В связи с этим нами было закуплено компьютерное и мультимедийное оборудование. Оборудован кабинет, для обучения детей с ограниченными возможностями, где установлено вспомогательное мультимедийное оборудование: интерактивная доска (Interactive whiteboard), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор.документ-камера, read-камера, 12 ноутбуков, с периферийными устройствами, помогающие в учебном процессе учащимся с ограниченными возможностями.



С функциями данного оборудования более подробно вам расскажет учитель информатики Кашуба В.В. На данный момент нормативная база для организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья сформирована не в полной мере. Отдельные положения урегулированы при установлении на уровне Минобрнауки России особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам. Вместе с тем, необходимых изменений в ФГОС еще не произведено, в связи с чем у многих организаций возникают вопросы, как им продолжать свою деятельность.

В образовательной организации МБОУ "СОШ № 9 им.К.Х.Нехая» вопросы деятельности, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья будут регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог и медицинский работник;

Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

Программы инклюзивного образования реализуются во многих странах мира. Накопленный опыт убедительно показывает: только совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и без них учит людей относиться друг к другу с пониманием и уважением, воспитывает

толерантность, и способствует развитию личности будущего гражданина. Учебные заведения являются важным жизненным пространством для всех детей и подростков без исключения. От того, насколько комфортные в детских садах, школах, колледжах и ВУЗах будут созданы условия, зависит успешность каждого ученика и тот объем знаний и практических навыков, которые в итоге помогут стать ему полноценной личностью и занять достойное место в современном обществ

Нарушение здоровья должно быть:

  • стойким;
  • обусловленным заболеванием, травмой или дефектом;
  • очевидным, т.е. имеется полная/частичная утрата самообслуживания или не могут общаться, контролировать себя, обучаться.

Ребенок считается инвалидом с момента регистрации его статуса и как следствие получение им пенсионного свидетельства. О правах инвалидов 1 группы в России мы уже писали подробно в .

На образование

Статьей 19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ государство обеспечивает необходимые права инвалидов детей для получения образования, которое является общедоступным. Бесплатно предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях следующие виды образования:

  • дошкольное образование (детский сад);
  • общее образование: начальное, основное, среднее (школа: 1-4, 5-9, 10-11 классы);
  • среднее профессиональное образование(техникум, колледж);
  • высшее (институты, университеты, академии).

Общее и средне-профессиональное образование осуществляются по адаптированной и/ или индивидуальной образовательной программам реабилитации инвалидов.

Отдельно нужно сказать об обучении детей-инвалидов в школах. В зависимости от характера инвалидности дети могут учиться как в обычных школах, где им должна быть предоставлена психолого-педагогическая поддержка, так и в специальных коррекционных школах. Если в Вашем регионе нет коррекционной школы или ребенок не может по состоянию здоровья посещать школу, родители выбирают один из трех вариантов:

  • Обучение в Центре дистанционного обучения (ЦДО), куда учащиеся зачисляются; обучение осуществляется учителями ЦДО (Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»).
  • на дому: сотрудники образовательной организации приходят к ребенку домой или в медицинское учреждение, где ребенок находится на реабилитации. Для этого необходимо письменное обращение родителей/ представителей ребенка и заключение медицинской организации.
  • дома в форме семейного образования (Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»). В этом случае родители принимают на себя обязанность по обеспечению целенаправленной организации обучения и знаний, необходимых в повседневной жизни. При этом школа не несет ответственности за качество образования. Обучение происходит с одновременной обязанностью учащегося пройти в школе аттестацию промежуточную и государственную. Данная форма обучения может быть изменена с согласия родителей и мнения ребенка.

Дети-инвалиды могут поступить в рамках установленных квот на бюджетные места в высшее / средне профессиональное учебные заведения при условии если будут сданы вступительные экзамены.

Ст. ст. 17 и 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусмотрено, что за счет бюджетных средств федерального значения семьи с детьми-инвалидами обеспечиваются жилыми помещениями, если нуждаются в улучшении квартирного вопроса. Дети инвалиды имеют право на жилье! Порядок предоставления более детально регулируется каждым субъектом России в отдельности.

Порядок предоставления квартир для лиц поставленных на учет после 01.01.2005г. имеет два варианта:

  1. Получение квартиры по договору социального найма. Необходимо обратиться по месту жительства в уполномоченный орган для постановки на улучшение жилищных условий. Если инвалидность ребенка связана с хроническим заболеванием в тяжелой форме, по Перечню утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, то квартира будет предоставлена вне очереди.
  2. Получение квартиры по договору безвозмездного пользования. В Москве размер предоставляемого помещения должен быть не менее 18 кв.м. площади жилого помещения на одного человека по средней рыночной стоимости, которая определяется в каждом субъекте РФ отдельно. Заявление подается в Департамент Жилищной политики и Жилищного Фонда г. Москвы.

Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» семьям с детьми инвалидами предоставляются следующие льготы:

  • скидка 50% и более на оплату государственной или муниципальной квартиры, оплату коммунальных услуг и абонентской платы за телефон;
  • скидка 50% и более на оплату топлива в домах, где отсутствует центральное отопление;
  • предоставляется первоочередное право на получение земельного участка под частную застройку, ведения дачного хозяйства/ садоводства.

Право детей инвалидов и членов их семьи на получение денежных выплат

  • дети-инвалиды получают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) , которая индексируется раз в год. В 2015 году составляет 2 123,92 руб. Если ребенок одновременно на ЕДВ по разным основаниям, то родителю/ представителю дается право выбора получения ЕДВ по какому-то одному основанию (ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
  • дети-инвалиды получают ежемесячную социальную пенсию по инвалидности и надбавки к ней. В 2015 году сумма составляет 10 376,86 руб. (ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ”).
  • трудоспособные лица, которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом, получают ежемесячную денежную выплату (Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»).: -родители/ усыновители/ опекуны/ попечители ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида детства I группы в размере 5 500 рублей; -другим лицам в размере 1 200 рублей.

Данная выплата суммируется с установленной ребенку-инвалиду пенсией за период, когда осуществляется ухода за ним. ЕДВ может получить один из неработающих родителей на период такого ухода за ребенком.

Права и льготы семей с детьми-инвалидами

Помимо получения денежных выплат дети-инвалиды и их родители/ представители имеют различные льготы не только в сфере жилья. Бесплатно можно получать:

  • Лекарства, предусмотренные законом;
  • Санитарно-курортное лечение 1 раз в год, при этом оплачивается проезд в оба конца;
  • Медицинские принадлежности (кресла-коляски, специальная обувь и т.д.);
  • Медицинское лечение;
  • Специальную литературу для детей, у которых проблемы со зрением;
  • литературу, издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля и т.д. a) права родителей ребенка-инвалида на работе Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрены дополнительные права матери ребенка инвалида.
  • Запрет к сверхурочным работам и направление в командировки без согласия женщины;
  • Право на сокращенный рабочий день/ сокращенную рабочую неделю, если имеются дети на иждивении в возрасте до 16 лет;
  • Запрет на отказ в приеме на работу или снижении з/п по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида;
  • Запрет на увольнение одиноких матерей по инициативе администрации, за исключением случаев ливвидации организации или введения процедуры банкротства.

Одному из работающих родителей представителю ребенка-инвалида дается в месяц 4 дополнительных выходных. Права родителей детей инвалидов в трудовом законодательстве описывают сокращение рабочего дня в ст.93 ТК РФ.

Трудовой кодекс РФ, Глава 15, Статья 93. Неполное рабочее время

По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Если ребенок-инвалид, имеют ли право родители досрочно выйти на пенсию

В общем порядке мужчины выходят на пенсию по старости в 60 лет, а женщины в 55. Данный срок может быть сокращен одному из родителей на пять лет (соответственно для мужчин в 55, для женщин в 50), если родитель воспитывал инвалида с детства до достижения им 8 лет и при условии страхового стажа: для мужчин 20 лет, для женщин 15 лет.

Опекунам инвалидов с детства, установившим опеку до достижения ребенком-инвалидом 8 лет,назначается трудовая пенсия по старости с уменьшением возраста, на один год за каждые 1,5 года опеки, но не более чем на 5 лет.

Главное условие – наличие страхового стажа такого же как и для родителей. Пенсии опекунам могут назначаться при условии, что период опеки составляет не менее 1,5 лет.

Пенсия назначается, даже если ребенок-инвалид умер, важно чтобы родители/ опекуны воспитали его до 8 лет.

Защита прав детей инвалидов

Лица вне зависимости от занимаемой должности, которые виноваты в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность по ст.32 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

Все споры возникающие из установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер и нарушении иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Заключение

Дети-инвалиды являются одной из уязвимых групп населения, поэтому законодатель с целью уравнения их в правах предусмотрел предоставление им и их семьям различные права и гарантии. О правах при инвалидности при эпилепсии ребенку читайте .

Каждая государственная и муниципальная общеобразователь­ная школа обязана принимать всех детей, достигших 8 лет и проживающих на прикрепленной к ней территории. (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 1 статьи 16 и пункт 2 статьи 19 Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. N ин/14-06 «О нарушениях при приеме детей в первые классы обще­образовательных учреждений»)

КОММЕНТАРИЙ: В соответствии с этим правилом общеобразова­тельная школа должна принимать всех детей, не за­висимо от их состояния здоровья. Поэтому школа не имеет право отказаться принимать ребенка на том основании, что он инвалид. Однако, следует помнить, что общеобразовательная школа не обя­зана создавать специальные условия для обучения ребенка-инвалида в виде введения для него специ­альной учебной программы (например, разрабо­танной для обучения умственно-отсталых детей), привлечения дефектологов и т. п. Частные школы не обязаны принимать детей-инвалидов, но имеют право это делать.

Дети-инвалиды имеют право учиться в специальных (коррекционных) школах с согласия родителей. Они направляются в спе­циальные школы органами управления образования по заклю­чению психолого-медико-педагогической комиссии. (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 10 статьи 50)

Дети-инвалиды имеют право обучаться на дому с согласия родителей при наличии заключения лечебно-профилактического учреждения. (Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в не дарственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 N 861, пункты 1 и 2.)

КОММЕНТАРИЙ: Согласно двум приведенным выше правилам дети-инвалиды направляются в специальные школы, либо обучаются на дому только с согласия родителей Поэтому, выбор этих форм обучения является пра­вом, а не обязанностью родителей. Никто не имеет право принуждать родителей к выбору указанных форм обучения.

Родители имеют право обучать ребенка-инвалида на дому са­мостоятельно. Родителям (законным представителям), имею­щим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обуче­ние их на дому самостоятельно, органами управления образо­ванием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муни­ципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

(Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 1 статьи 10; Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в него­сударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 ию­ля 1996 г. N 861, пункт 8.)

КОММЕНТАРИИ: В данном случае речь идет о семейном образова­нии. Его надо отличать от обучения на дому. При надомном обучении учителя из школы, к которой прикреплен ребенок, бесплатно приходят к нему домой и проводят с ним занятия, а также осуще­ствляют промежуточную и итоговую аттестацию

его знаний. Родители при этом получают только компенсацию на питание ребенка (см. о ней ни­же), а труд учителей оплачивает государство. При семейном обучении родители сами органи­зуют процесс обучения своего ребенка. Они мо­гут обучать ребенка самостоятельно или нанять для этих целей преподавателя. При этом государ­ство выплачивает им компенсацию в размере го­сударственных и местных нормативов затрат на обучение и воспитание ребенка в государствен­ном или муниципальном образовательном учре­ждении. Следует иметь ввиду, что если в соответ­ствии с заключением психолого-медико-педаго­гической комиссии ребенку рекомендовано обу­чение в специальной (коррекционной) школе, то и компенсация при семейном обучении должна выплачиваться в размере нормативов затрат на его обучение в такой школе. Дело в том, что нор­мативы затрат на обучение в специальных шко­лах выше, чем в обычных. При семейном образо­вании между родителями, местным органом уп­равления образованием и школой или спецшко­лой (если обучение ребенка финансируется по нормативам спецшколы) заключается трехсто­ронний договор. По этому договору местные ор­ганы управления образованием выплачивает компенсацию, родители организуют обучение ребенка, а школа по договоренности с родителя­ми проводит промежуточную и итоговую аттеста­цию ребенка. В случае неудовлетворительной ат­тестации договор может быть расторгнут и ком­пенсация подлежит возврату. Следует иметь вви­ду, что порядок семейного обучения детей-инва­лидов в той части, в которой он отличается от се­мейного обучения обычных детей (выплата повы­шенной компенсации, контроль за семейном обу­чением со стороны специальных школ и т. д.) в настоящее время не урегулирован нормативными актами .

Для детей-инвалидов, являющихся выпускниками IX и Xl (XII) классов, государственная (итоговая) аттестация провод в обстановке, исключающей влияние негативных факто на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья детей – инвалидов. Государственная (итоговая) аттестация для детей-инвалидов может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая При необходимости письменные экзамены могут быть заменены на устные, а количество сдаваемых экзаменов сокращено до двух письменных по согласованию: с Московским комитетом образования (на основании представлений ок­ружных управлений образования) - для выпускников XI (XII) классов и с окружным управлением образования - для выпу­скников IX классов.

(Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений города Моск­вы, утвержденное Приказом Московского комитета образования от 01.01.01 г. N 155 пункт 2.2)

КОММЕНТАРИИ: По общему правилу выпускники 9 класса сдают не менее 4 экзаменов (письменные экзамены по рус­скому языку и алгебре, а также два экзамена по выбору ученика из числа предметов, изучае­мых в 9 классе). Выпускникиклассов сдают не менее 5 экзаменов (письменные по алгебре и началу анализа и литературе, а также три экза­мена по выбору ученика из числа предметов, изу­чаемых в 10,классах). Экзамены по вы­бранным предметам могут сдаваться как в пись­менной, так и в устной форме. Форма проведения экзаменов по конкретному предмету устанавлива­ется Минобразованием и школой. Дети-инвалиды могут сдавать все экзамены, установленные для здоровых выпускников, но потребовать при этом замену письменной форы сдачи экзаменов на уст­ную. Аля детей-инвалидов может быть также со­кращено количество сдаваемых экзаменов до двух письменных. В случае сокращения количества эк­заменов также может быть заменена письменная форма сдаваемых экзаменов на устную. Выпуск­ные экзамены для детей-инвалидов, должны про-

водится в обстановке, исключающей влияние не­гативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим осо­бенностям и состоянию здоровья детей-инвали­дов. Это может выражаться в приеме выпускных экзаменов в медицинском кабинете школы отдель­но от других учащихся или на дому, и т. п. Вопро­сы, связанные с созданием специальных условий для сдачи выпускных экзаменов, решаются в отно­шении каждого ребенка-инвалида индивидуально. Установленные правила сдачи выпускных экзаме­нов распространяются на государственные, муни­ципальные и частные школы.

Дети-инвалиды, обучающиеся в специальных школах и обще­образовательных школах для больных детей и детей-инвали­дов (школы надомного обучения), обеспечиваются бесплат­ным двухразовым питанием. В порядке исключения произво­дится выплата компенсаций на питание указанным детям-ин­валидам, не питающимся в школе (обучающимся на дому) в суммах стоимости двухразового льготного питания -37 рублей в день.

(Постановление Правительства Москвы «Об итогах реализации ме­роприятий по социальной защите москвичей в 2001 году и комп­лексной программе мер по социальной защите москвичей в 2002 го­ду» от 01.01.01 г. N 65-ПП, пункт 3.5; Приказ Московского департамента образования «Об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы в 2002/03 учебном году» от 01.01.01 г. N 745, пункты!.3 и 1.4)

КОММЕНТАРИИ: Указанный порядок выплаты компенсации дейст­вует в 2002/03 учебном году.

Дети-инвалиды, обучаются в детских музыкальных, художест­венных школах и школах искусств системы Комитета по куль­туре Москвы бесплатно.

(Временный порядок платы за обучения в детских музыкальных, худо­жественных школах и школах искусств системы Комитета по культуре Москвы , утвержденный Приказом Комитета по культуре от 6 мая 2002 г. N 205, пункт 4)

2. Право на получение среднего и высшего профессионального образования

Дети-инвалиды и инвалиды I и II группы имеют право поступать вне конкурса в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образовании при условии успешной сдачи экзаменов и отсутствии в индивидуальной программе реабилитации инвалида противопоказаний для обучения в этих учреждениях.

(Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 3 статьи 16)

КОММЕНТАРИЙ: В соответствии с этим правилом инвалид должен быть зачислен в учебное заведение, если он сдал вступительные экзамены на оценку «удовлетвори­тельно». Таким образом, для инвалидов установлен льготный порядок поступления в учебные заведения, поскольку для других лиц существует конкурс - зачисляется тот, кто лучше всех сдал вступительные экзамены. Частные учебные заведения не обязаны устанавливать подобный льготный порядок приема, но имеют право это делать. Право инвалида на полу­чение среднего и высшего образования (в отличии от получения среднего образования) может быть огра­ничено, поскольку его индивидуальная программа реабилитации может содержать противопоказания для его обучения в отдельных учебных заведениях.

Инвалидам I и II группы, бесплатно обучающимся в государст­венных и муниципальных ВУЗах на дневном отделении (очная форма обучения), размер назначаемых стипендий увеличивается на 50 процентов.

(Федеральный закон от 01.01.01 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с изменениями на 25.06.2002, пункт 3 статьи 16)

КОММЕНТАРИЙ: Смысл этого правила заключается в том, что размер любых стипендий, назначаемых указанной катего­рии инвалидов, должен повышаться на 50 процентов по сравнению с размером стипендий, назначенных остальным студентам на тех же основаниях, что и инвалидам. Данное правило распространяется; только на инвалидов, в ВУЗах.

Инвалиды I и II группы и инвалиды боевых действий, бесплатно обучающиеся в государственных и муниципальных учреж­дениях среднего и высшего профессионального образования, имеют право на получение социальной стипендии, которая вы­плачивается независимо от успехов в учебе. (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других фор­мах материальной поддержки студентов государственных и муници­пальных образовательных учреждений высшего и среднего профес­сионального образования, аспирантов и докторантов, утвержден­ное Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 487, пункты 7 и 24)

КОММЕНТАРИЙ: Наиболее распространенными видами стипендий, выплачиваемых студентам, являются академиче­ская и социальная стипендия. Академическая сти­пендия выплачивается всем студентам, которые сдают экзамены на оценки «хорошо» и «отлично». Социальная стипендия выплачивается только от­дельным категориям студентов и не зависит от ус­пехов их учебы.

(Письмо Госкомвуза РФ от 01.01.01 г. N ин/19-10 «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги »)

КОММЕНТАРИИ: В настоящее время учебные заведения имеют право самостоятельно устанавливать размер пла­ты за проживание в принадлежащих им общежитиях. Правило об освобождении от такой платы инвалидов носит рекомендательный характер, т. е. учебные заведения могут это предписание не исполнять.

Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы имеют

вне конкурса поступать в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем;

поступать на подготовительные отделения государственных ВУЗов не зависимо от наличия свободных мест с обязательным предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем.

стипендии этим инвалидам повышаются на 50 процентов (Закон РФ «О социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » от 01.01.01 г. N 3061-I, с изменениями на 25 июля 2002 г., пункт 18 статьи 14)

КОММЕНТАРИИ: Особенности этих правил заключаются в том, что они распространяются на всех инвалидов вслед­ствие аварии на чернобыльской АЭС, не зависи­мо от группы инвалидности. Но при этом льготы предоставляются только при поступлении в госу­дарственные учебные заведения. Также стипен­дия этим инвалидам повышается на 50 процен­тов, если они являются студентами учреждений не только высшего, но и среднего профессио­нального образования.

Инвалиды воины имеют право поступать вне конкурса в госу­дарственные учреждения среднего и высшего профессиональ­ного образования, а также на курсы обучения соответствую­щим профессиям.

(Федеральный закон от 01.01.01 г. N 5-ФЗ «О ветеранах » с из­менениями на 25 июля 2002 г., пункт 15 статьи 14)

КОММЕНТАРИИ: Особенности этой льготы такие же, как и у инвали­дов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Она распространяется на всех инвалидов войны, не за­висимо от группы инвалидности, и не применяется при поступлении в муниципальные и частные учеб­ные заведения.

Инвалидам на вступительных экзаменах в ВУЗ предостав­ляется дополнительное время на подготовку устного отве­та и выполнение письменной работы, но не более 1.5 ча­сов.

(Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. N 27/502-6 «Об ус­ловиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профес­сионального образования»)

Принятые в ВУЗ студенты-инвалиды обучаются по индивиду­альным планам, утвержденным ректором, а также по предло­женной ВУЗом форме обучения, включая экстернат. На каж­дый семестр декан факультета утверждает индивидуальный график консультаций для студента-инвалида, график приема зачетов и экзаменов, предусматривающий в отдельных случа­ях и возможность посещения преподавателями студентов-ин­валидов на дому.

(Указание Министерства социального обеспечения РСФСР «О расши­рении возможностей получения высшего образования для инвалидов» от 5 сентября 1989 г. N 1/16/18)

Учащиеся-инвалиды, принятые в средние специальные учеб­ные заведения, обучаются по индивидуальному графику, утвержденному директором и предусматривающим при необ­ходимости и возможности посещения преподавателями уча­щихся по месту их жительства, а также по предложенной фор­ме обучения, включая экстернат.

(Указание Министерства социального обеспечения РСФСР «О расши­рении возможностей получения среднего специального образования для инвалидов» от 3 ноября 1989 г. N 1-141-У)

ОБРАЗОВАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА (ИПР)

ИПР должна предусматривать получение инвалидом среднего образования.

ИПР может предусматривать получение инвалидом среднего и высшего профессионального образования. В соответствии с ИПР инвалиду в рамках региональной базо­вой программы реабилитации бесплатно предоставляются тех­нические средства, облегчающие его жизнь и учебу.

ИПР обязательна для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности.

(Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации» от 01.01.01 г. N 181-ФЗ, с изменениями

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.получение детьми с ОВЗ качественного общего профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, адаптации о обеспечения полноценного участия в житзни общества,эффенкьтивной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного общего профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, адаптации и обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности .

Проблема специального образования и на современном этапе является актуальнейшей, т.к. до сих пор наблюдаются массовые нарушения конституционного права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и отсутствие прогресса в течение длительного времени в её решении. Остро стоит задача - оптимизировать систему специального образования в целях адекватного её развития. И в первую очередь с этой целью следует разработать оптимальную нормативно-правовую базу специального образования на федеральном и региональных уровнях, уровне образовательной организации.

Права детей с ограниченными возможностями здоровья закреплены на различных уровнях в следующих нормативных документах:

Международный уровень (Международные нормативно-правовые акты)

  • Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);
  • Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года);
  • Декларации о правах умственно отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года);
  • Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);
  • Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года);
  • Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96).
  • Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка Испания, 7-10 июня 1994 года.
  • признает «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования»;
  • декларирует право лиц, имеющих особые потребности в области образования, на обучение в обычных школах, «которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей»;
  • призывает принять «принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе…»;

Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями:

  • разработаны в качестве общего руководства для планирования действий в области образования лиц с особыми потребностями, опираются на национальный опыт участвующих стран, а также резолюции, рекомендации, стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов;
  • каждый человек с каким-либо умственным или физическим недостатком имеет право выразить свои пожелания в отношении своего образования в той мере, в которой это может быть точно установлено;
  • родители пользуются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними консультировались относительно форм образования, которые в лучшей степени удовлетворяли бы потребностям, обстоятельствам или чаяниям их детей;
  • обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей, а не подгонять детей к заранее устоявшимся предположениям относительно организации и характера учебного процесса;
  • в рамках инклюзивных школ дети с особыми образовательными потребностями должны получать любую дополнительную помощь, которая может им потребоваться для обеспечения их эффективного образования;
  • службы поддержки имеют решающее значение для успешного проведения в жизнь политики в области инклюзивного образования.

Федеральный уровень

(Законодательно-правовые акты Российской Федерации)

  • Основным документом, регламентирующим деятельность всех взрослых, взаимодействующих с детьми, всех специалистов образовательных организаций, является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 года. Именно положения Конвенции лежат в основе всех нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность системы образования.
  • Конвенция о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, подписана 24 сентября 2008 года. Конвенция впервые рассматривает вопросы реализации прав детей-инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни в обществе лиц с ОВЗ.
  • Гарантии прав детей с ОВЗ на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации.

Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей с ограниченными возможностями здоровья. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в:

  • Семейном кодексе Российской Федерации;
  • Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
  • Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года;
  • Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
  • Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
  • Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов;
  • Федеральном законе от 02 июля 1992 года (в ред. от 21.07.1998 г.) № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • Федеральном законе «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принятый Госдумой 25 апреля 2012 года и одобренный Советом Федерации 27 апреля 2012 года;
  • Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 года № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ОВЗ»;
  • Письмо МО РФ от 26 апреля 2001года № 29/152 4-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями)»;
  • Письмо МО РФ от 24 января 2003 года № 01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью»;
  • Письмо МО РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Региональный уровень

(Законодательно-правовые документы региона области)

  • Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 года № 1698/506-V-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области" (Принят Законодательным собранием Оренбургской области 21 августа 2013 г.)
  • Закон Оренбургской области от 30 августа 2012 года N 1066/310-V-ОЗ "Об охране здоровья граждан на территории Оренбургской области"
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2010 года № 642-пп «Об областной целевой программе «Дети Оренбуржья» на 2011 - 2013 годы»;
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 29 августа 2012 года N 740-пп « Об утверждении областной целевой программы "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы .
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 28 декабря 2011 года №1253-п «Об организации медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников в государственных казенных образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении».
  • Постановление Правительство Оренбургской области от 28 июня 2013 года № 553-пп « Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014–2020 годы .
  • Письмо министерства образования Оренбургской области от 25 сентября 2013 года № 01-23/5702 «Об организации учебного процесса в интернатных учреждениях и специальных (коррекционных) школах»

Локальные акты образовательной организации.

Правовую основу деятельности образовательной организации составляют не только нормативные документы федерального и регионального уровня, но и локальные акты. Причем только грамотно составленные локальные акты имеют юридическую силу.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном её Уставом (ч.1 ст.30 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации») образовательная организация разрабатывает и принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (ч.1.ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч.2.ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Разработка локальных актов, регулирующих образовательные отношения, является обязательной для каждой образовательной организации. Локальный акт образовательного организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данного образовательной организации.

Процесс локального правотворчества проходит несколько стадий:

Инициативная стадия – возникновение идеи издания локального акта. На этой стадии, прежде всего, принимается решение компетентного органа о необходимости издания локального акта, о выработке проекта, обосновывается необходимость принятия (изменения, отмены) акта, собирается и анализируется вся имеющаяся информация по данному вопросу (изучаются законодательство, инструктивно-методические материалы, информационные письма и т.д.);

Подготовка проекта локального акта – подготовка текста локального акта. В содержательном отношении это один из важнейших этапов правотворческого процесса. Подготовленный проект до его обсуждения и согласования должен быть проверен на соответствие законодательству Российский Федерации, а также правилам русского языка;

Обсуждение и согласование проекта локального акта. После разработки проекта локального акта он должен быть обязательно обсужден среди тех категорий участников образовательного процесса, чьи интересы он затрагивает.

Обязательной процедурой может быть согласование проекта локального акта с органами власти и лицами, не участвующими в его разработке, но имеющими к разработанному проекту самое непосредственное отношение. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся. Работодатель, в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (ч.3 ст.30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Принятие и утверждение локального акта. Процедура принятия утверждения локальных актов должна быть регламентирована уставом;

Введение в действие локального акта, последняя стадия правотворческого процесса. Процедура введения в действие локального акта неразрывно связана с доведением его содержания до сведения адресатов, так называемое обнародование локального акта. Существует две традиционные формы обнародования локальных актов:

1) ознакомление под роспись;

2) размещение локального акта на сайте образовательной организации (ч.1 ст.29 Закона « Об образовании в Российской Федерации»).

В общедоступном месте (п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») в образовательных организациях в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации; правил внутреннего распорядка учащихся; списки органов государственной власти (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. Локальный акт должен быть известен всем, чьи права и законные интересы он затрагивает.

Документально оформленный локальный акт имеет установленную форму и реквизиты. Локальные акты образовательного учреждения действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне её. Локальные акты образовательного учреждения издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.

В деятельности образовательного учреждения ранее применялись локальные акты:

  1. Устав
  2. Положение о педагогическом совете
  3. Положение о классном руководстве
  4. Положение о логопедическом кабинете
  5. Положение о библиотеке
  6. Положение об аттестационной комиссии
  7. Положение о методических объединениях
  8. Положение о критериях оценки качества труда педагогов
  9. Положение о материальном стимулировании сотрудников
  10. Положение о системе оплаты труда работников
  11. Положение о защите персональных данных
  12. Правила внутреннего трудового распорядка
  13. Положение об общем собрании трудового коллектива
  14. Положение о школьном ПМПк
  15. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации
  16. Должностные инструкции сотрудников
  17. Приказы и распоряжения директора
  18. Правила поведения учащихся
  19. Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса
  20. Правила приема детей в школу
  21. Положение о постановке на внутришкольный учет учащихся и семей
  22. Положение о внутришкольном контроле Исчерпывающего ответа на вопрос о количестве локальных актов

образовательной организации нет, есть некоторый минимальный набор локальных актов, наличие которых является обязательным.

В настоящее время необходимо привести в соответствии с Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, разработанными с целью его реализации, действующие ранее локальные акты и разработать новые, предусмотренные Законом. Образовательные организации должны оперативно реагировать на совершенствование законодательства путем своевременного внесения поправок в локальные акты, издания локальных актов в новой редакции.

Среди локальных нормативных можно выделить две группы:

  • акты, для которых законодательно определена не только сфера их применения, но и их конкретный вид:

Устав образовательной организации (ст.25 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Правила внутреннего распорядка учащихся (п.1 ч.3.ст.28 Федерального

Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Коллективный договор;

Образовательная программа (п. 6 ч.3.ст.28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Программа развития (п.7 ч.3.ст.28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  • акты, для которых законодательно определена лишь сфера их применения:

Локальный акт, регламентирующий порядок обучения по индивидуальному учебному плану (п. 3 ч.1 ст.34 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Локальный акт, регламентирующий право пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (п.21 ч.1 ст.34 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Локальный акт, регламентирующий порядок посещения по своему выбору мероприятий, которые проводятся в образовательной организации и не предусмотренные учебным планом (ч.4 ст. 34 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Локальный акт, регламентирующий порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (ч.6 ст. 45 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Локальный акт, регламентирующий порядок бесплатного пользования педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами образовательного учреждения (п.8 ч.3 ст.47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Локальный акт, закрепляющий нормы профессиональной этики педагогических работников (ч.4 ст.47 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

Локальный акт, регламентирующий работу комиссии по применения мер дисциплинарного воздействия (приказ Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 года № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»;

Локальный акт, регламентирующий порядок обеспечения открытости и доступности информации о деятельности образовательной организации (ст.29 Закона « Об образовании в Российской Федерации»).

Функция локального нормативного акта – детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей правовой нормы применительно к условиям данного образовательной организации с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса и иных условий.

Деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения регламентируется следующими нормативными документами: - Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года. № 288.

Постановлением Правительства от марта 2000 г. № 212 «Изменения и дополнения, которые вносятся в типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ОВЗ».

Приказом МО РФ «Об утверждении форм свидетельств государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения,

Письмом МО РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» и дополнениями к нему от 26 декабря 2000 г. № 3.

Письмом МО РФ от 19 июня 2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой».

На сегодняшний день проблема нормативно-правовой базы в системе специального образования стоящая весьма остро, должна стать одним из базовых механизмов его развития, своеобразным фундаментом. Большинство п оложений Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятые в 1994 году нашли полное воплощение в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Хотя во многих региональных министерствах образования созданы отделы специального образования, имеются дефектологические факультеты, тем не менее нормативно-правовая база в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья пока еще не нашла должного отражения в законодательстве субъектов федерации. В системе образования регионов отсутствуют документы нормативно-правового характера о регулировании специального (коррекционного) образования (региональные законы «О специальном образовании», нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, независимого контроля соблюдения прав детей, слабо решаются вопросы социализации выпускников) , что не позволяет реализовывать перспективные подходы и задачи государства по развитию системы специального образования в направлении повышения его качественных характеристик, инновационной направленности и конкурентоспособности.

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья - специальном образовании».
  3. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.
  4. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 гг.
  5. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 266.
  6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2000.- 367 стр.
  7. Конвенция ООН О правах ребенка.
  8. Декларация прав ребенка.
  9. Декларация о правах умственно отсталых лиц.
  10. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.