Физиологическим обоснованием практического применения этих проб служат системные (рефлекторные) и местные сосудистые реакции, возникающие в ответ на изменение химического (главным образом, газового) состава крови вследствие форсированного дыхания либо изменения содержания кислорода и/или углекислого газа во вдыхаемом воздухе. Изменение химизма крови вызывает раздражение хеморецепто
ров дуги аорты и синокаротидной зоны с последующими рефлекторными изменениями частоты и глубины дыхания, ЧСС, АД, ОПСС и сердечного выброса . В дальнейшем, в ответ на сдвиги в газовом составе крови, развиваются местные сосудистые реакции.
Одним из важнейших факторов регуляции сосудистого тонуса является уровень содержания кислорода. Так, увеличение напряжения кислорода в крови вызывает сокращение артериол и прекапиллярных сфинктеров и ограничение кровотока, иногда вплоть до полного его прекращения, что предотвращает гипероксию тканей.
Недостаток кислорода вызывает снижение сосудистого тонуса и увеличение кровотока, что направлено на ликвидацию тканевой гипоксии. Этот эффект существенно различен в разных органах: в наибольшей мере он выражен в сердце и мозге. Предполагается, что метаболическим посредником гипоксического стимула может служить аденозин (особенно в коронарном русле), а также двуокись углерода либо ионы водорода. Прямое действие дефицита кислорода на гладкомышечные клетки может осуществляться тремя путями: изменением свойств возбуждаемых мембран, вмешательством непосредственно в реакции сократительного аппарата и влиянием на содержание энергетических субстратов в клетке.
Выраженным вазомоторным эффектом обладает двуокись углерода (СО2), увеличение которого в большинстве органов и тканей вызывает артериальную вазодилатацию, а снижение - вазоконстрикцию. В одних органах этот эффект обусловлен непосредственным влиянием на сосудистую стенку, в других (головной мозг) он опосредован изменением концентрации водородных ионов. В разных органах вазомоторный эффект СО2 существенно различается. Он менее выражен в миокарде, но на сосуд2ы мозга СО2 оказывает резкое влияние: мозговой кровоток изменяется на 6% при изменении напряжения СО2 в крови на каждый мм рт.ст. от нормального уровня .
При сильной произвольной гипервентиляции снижение уровня СО2 в крови приводит к столь выраженной церебральной вазоконстрикции, что мозговой кровоток может уменьшаться вдвое, в результате чего может произойти потеря сознания.
Проба с гипервентиляцией основана на гипокапнии, гиперсимпати- котонии, дыхательном алкалозе с изменением концентрации ионов калия, натрия, магния, снижении содержания водорода и повышения содержания кальция в гладкомышечных клетках коронарных артерий, что вызывает увеличение их тонуса и может провоцировать коронароспазм .
Показанием к проведению пробы является подозрение на спонтанную стенокардию.
Методика. Проба выполняется на безмедикаментозном фоне рано
утром, натощак, в положении больного лежа. Испытуемый выполняет интенсивные и глубокие дыхательные движения с частотой 30 дыханий в минуту в течение 5 мин до появления ощущения головокружения. До пробы, во время исследования и в течение 15 мин после него (возможность отсроченных реакций) регистрируют ЭКГ в 12 отведениях и каждые 2 мин регистрируют АД .
Проба считается положительной при появлении на ЭКГ смещения сегмента ST “ишемического” типа.
У здоровых людей гемодинамические сдвиги при гипервентиляции заключаются в увеличении ЧСС, МОК, снижении ОПСС и разнонаправленных изменениях АД. Считают, что в увеличении ЧСС и МОК имеют значение алкалоз и гипокапния. Снижение ОПСС во время форсированного дыхания зависит от сосудорасширяющего действия гипо- капнии и от соотношения констрикторных и дилатирующих адренергических воздействий, реализуемых через а- и Р2-адренорецепторы соответственно. Причем выраженность этих гемодинамических реакций была более ярко проявлена у мужчин молодого возраста .
У больных ИБС гипервентиляция способствует уменьшению коронарного кровотока вследствие вазоконстрикции и повышения сродства кислорода к гемоглобину. В связи с этим проба может вызвать приступ спонтанной стенокардии у больных с тяжелыми атеросклеротическими стенозами коронарных артерий . В выявлении ИБС чувствительность пробы с гипервентиляцией составляет 55-95%, и по этому показателю ее можно считать альтернативным методом по отношению к пробе с эр- гометрином при обследовании больных с сердечно-болевым синдромом, напоминающим спонтанную стенокардию.
Гипоксемические (гипоксические) пробы моделируют ситуации, при которых требование к миокардиальному кровотоку возрастает без увеличения работы сердца, а ишемия миокарда наступает при достаточном объеме коронарного кровотока. Такой феномен наблюдается в случаях, когда экстракция кислорода из крови достигает предела, например, при понижении содержания кислорода в артериальной крови. Существует возможность моделировать изменения газового состава крови у человека в лабораторных условиях с помощью так называемых гипоксемичес- ких проб. Эти пробы основаны на искусственном уменьшении парциальной доли кислорода во вдыхаемом воздухе. Дефицит кислорода при наличии коронарной патологии способствует развитию ишемии миокарда и сопровождается гемодинамическими и местными сосудистыми реакциями, причем увеличение ЧСС происходит параллельно снижению оксигенации.
Показания. Эти пробы могут использоваться для оценки функциональной способности коронарных сосудов, состояния венечного кровотока и выявления скрытой коронарной недостаточности. Однако здесь
надо признать справедливость мнения Д.М.Аронова о том, что в настоящее время в связи с появлением более информативных методов ги- поксемические пробы утратили свое значение в выявлении ИБС.
Противопоказания. Гипоксемические пробы небезопасны и противопоказаны больным, недавно перенесшим инфаркт миокарда, с врожденными и приобретенными пороками сердца, беременным, страдающим выраженной эмфиземой легких или тяжелой анемией.
Методика. Существует много способов искусственного создания ги- поксического (гипоксемического) состояния, но принципиальное их различие заключается лишь в содержании СО2, поэтому пробы можно разделить на два варианта: 1) проба с дозированной нормокапнической гипоксией; 2) пробы с дозированной гиперкапнической гипоксией. При проведении этих проб необходимо иметь оксигемометр или оксигемог- раф для регистрации степени снижения насыщения артериальной крови кислородом. Кроме того, осуществляется мониторный контроль ЭКГ (12 отведений) и АД.
- Дыхание смесью со сниженным содержанием кислорода. Согласно методу, разработанному R.Levy , больному дают дышать смесью кислорода с азотом (10% кислорода и 90% азота) при этом СО2 из выдыхаемого воздуха удаляется специальным поглотителем. Показатели АД и ЭКГ регистрируют с 2-минутными интервалами в течение 20 мин. В конце пробы больному ингалируют чистый кислород. Если в процессе исследования возникает боль в области сердца, пробу прекращают.
- Для проведения гипоксической пробы может использоваться серийный гипоксикатор ГП10-04 фирмы “Hypoxia Medical” (Россия- Швейцария), позволяющий получать дыхательные газовые смеси с заданным содержанием кислорода. Прибор оснащен мониторной системой оценки сатурации гемоглобина кислородом. При проведении этой пробы в наших исследованиях содержание кислорода во вдыхаемом воздухе понижали на 1% каждые 5 мин, достигая 10%-ной его концентрации, которую поддерживали в течение 3 мин, после чего пробу прекращали.
- Достижение гипоксемии может быть получено путем снижения парциального давления кислорода в барокамере при постепенном снижении атмосферного давления, соответствующем уменьшению кислорода во вдыхаемом воздухе. Контролируемое снижение напряжения кислорода в артериальной крови может достигать уровня 65%.
Пробы с дозированным гиперкапническим и гипоксическим воздействием основаны на постепенном нарастании концентрации СО2 и снижении содержания кислорода во вдыхаемом воздухе. В нашем исследовании были использованы три метода моделирования гиперкапнической ги
поксии.
- Метод возвратного дыхания . Для проведения этого исследования нами был разработан замкнутый контур объемом 75 л, в котором пациент, резервуар и газоспироанализатор соединены последовательно с помощью системы шлангов и клапанов. Для расчета объема резервуара использовали формулу:
где V-объем резервуара (л); а - среднее потребление кислорода организмом (л/мин); t - время (мин); k - содержание кислорода в атмосферном воздухе (%); k1 - желаемый уровень понижения кислорода во вдыхаемом воздухе (%).
Вычисленный таким способом замкнутый дыхательный объем позволял за 20-30 мин достичь снижения уровня кислорода до 14-15% при повышении СО2 до 3-4%, создавая таким образом условия для тестирования функционального состояния системы транспорта кислорода у испытуемого . Следует отметить, что такие уровни гипоксии и ги- перкапнии достигались постепенно, и практически все больные хорошо адаптировались к изменению газового состава во вдыхаемом воздухе.
Таблица 4.6
Изменения напряжения кислорода (рОг) и углекислого газа (рСОг) в артериа- лизованной капиллярной крови при проведении дыхательных проб (М + m).
Дыхательные пробы |
рО2 (мм рт.ст.) |
рСО2 (мм рт.ст.) |
Проба с гипервентиляцией (n=12) |
||
- исходное состояние |
80,3+1,9 |
34,3+1,5 |
- пик пробы |
100,9+4,9** |
23,2+0,9** |
Нормокапническая гипоксия с помощью гипоксикатора (n=40) - исходное состояние |
75,2+3,1 |
38,0+2,1 |
- пик пробы |
57,1+2,2** |
27,8+2,3* |
Гиперкапническая гипоксия: метод возвратного дыхания (n=25) |
||
- исходное состояние |
83,2+2,1 |
35,7+1,7 |
- пик пробы |
73,2+2,2* |
41,4+3,1* |
Гиперкапническая гипоксия: метод ингаляции 7% СО2 (n=12) |
||
- исходное состояние |
91,4+3,4 |
35,4+2,4 |
- пик пробы |
104,0+4,8** |
47,5+2,6** |
Гиперкапническая гипоксия: метод дыхания через дополнительное мертвое пространство (n=12) - исходное состояние |
75,2+3,1 |
36,5+1,4 |
- пик пробы |
68,2+4,2** |
45,2+2,1** |
Примечание: звездочками отмечена достоверность отличий показателей по сравнению с их исходным значением: * - рlt;0,05; ** - plt;0,01.
В процессе теста в мониторном режиме контролировали парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе, показатели легочной вентиляции, центральной гемодинамики и ЭКГ. В исходном состоянии и на пике пробы забирали образцы артериализированной капиллярной крови, в которых с помощью микрометода Аструпа (анализатор BMS-3, Дания) определяли напряжение кислорода (рО2) и углекислого газа (рСО2) артериализированной капиллярной крови.
Пробу прекращали при снижении содержания кислорода во вдыхаемом воздухе до 14%, достижении минутного объема дыхания 40-45% от его должной максимальной величины и, в единичных случаях, при отказе обследуемого от выполнения пробы. Надо заметить, что при использовании этой пробы у 65 больных ИБС и 25 здоровых лиц ни в одном случае не зарегистрировано приступа стенокардии либо изменений ЭКГ “ишемического” типа.
- Дыхание через дополнительное мертвое пространство. Известно, что у человека нормальный объем мертвого пространства (носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и бронхиол) равен 130-160 мл. Искусственное увеличение объема мертвого пространства затрудняет аэрацию альвеол, при этом во вдыхаемом и альвеолярном воздухе парциальное давление СО2 возрастает, а парциальное давление кислорода падает . В нашем исследовании для проведения гиперкапнически-гипоксической пробы дополнительное мертвое пространство создавалось путем дыхания с помощью загубника через эластичную горизонтально расположенную трубку (шланг от газоспироанализатора) диаметром 30 мм и длиной 145 см (объем около 1000 мл). Продолжительность теста составляла 3 мин, инструментальные методы контроля и критерии прекращения пробы были те же, что и при пробе с возвратным дыханием.
- Ингаляция СО2 может применяться в качестве стресс-теста для оценки сосудистой реактивности . В нашем исследовании газовую смесь с 7% содержанием СО2 дозировали по уровню поплавка в ротаметре отечественного наркозного аппарата РО-6Р. Пробу проводили в горизонтальном положении обследуемого. Ингаляцию атмосферного воздуха (содержащего 20% кислорода) с добавлением 7% СО2 осуществляли в постоянном режиме с помощью маски. Продолжите2льность пробы - 3 мин, методы контроля и критерии оценки были аналогичны вышеописанным пробам. Надо отметить довольно выраженную рефлекторную гипервентиляцию, которая развивалась на 1-2-й минуте от начала пробы. До исследования и через 3 мин пробы из пальца забирали образцы артериализированной капиллярной крови.
Видно, что гипервентиляция является антиподом по сравнению с ги-
поксической нормокапнической, гипоксической гиперкапнической и гиперкапнической нормоксической пробами. При использовании ги- поксикатора снижение содержания кислорода в крови не сопровождалось гиперкапнией вследствие удаления СО2 из выдыхаемого воздуха специальным поглотителем. Ингаляция СО2, вызывая закономерную ги- перкапнию, не сопровождалась гипоксией, наоборот, содержание кислорода в крови увеличивалось за счет форсированного дыхания. Методы возвратного дыхания и дыхания с дополнительным мертвым пространством вызывали однонаправленные сдвиги газового состава крови, отличаясь между собой продолжительностью процедуры и субъективной переносимостью обследуемыми.
Таким образом, для оценки сосудистой реактивности могут использоваться проба с гипервентиляцией, моделирующая гипероксию и ги- покапнию, и проба с дыханием через дополнительное мертвое пространство, при которой возмущающими факторами являются гиперкапния и гипоксия.
18700 0
Функциональные пробы, оценивающие состояние нервной системы
Проба Ромберга
Предлагают встать с сомкнутыми стопами, приподнятой головой, вытянутыми вперед руками и закрытыми глазами.
Пробу можно усложнить, поставив ноги одну за другой по одной линии, или проверить эту позу, стоя на одной ноге.
Пальце-носовая проба
Из положения вытянутой руки обследуемый попадает пальцем в кончик носа с закрытыми глазами.
Пяточно-коленная проба
Попасть пяткой в колено противоположной ноги и провести вдоль голени в положении лежа с закрытыми глазами.
Проба Воячека
Испытуемый сидит в кресле с наклоном головы 90 0 и закрытыми глазами. Выполняет 5 вращений за 10 сек.
После пятисекундной паузы испытуемому предлагают поднять голову. До и после вращения считают пульс и измеряют АД.
Оценка: три степени выраженности реакции на вращение:
1 - слабая (тяга туловища в сторону вращения);
2 - средняя (явный наклон туловища);
3 - сильная (наклонность к падению).
Одновременно оцениваются вегетативные симптомы: побледнение лица, холодный пот, тошнота, рвота, учащение сердечных сокращений, изменение АД.
Проба ВНИИФК
Измерив АД и пульс, испытуемому предлагают выполнить задание на точность и координацию, затем он наклоняет туловище на 90 0 кпереди, закрывает глаза и вращается с помощью врача вокруг своей оси.
Скорость вращения 1 оборот за 2 с. После 5 оборотов спортсмен сохраняет 5 с положение наклона, затем выпрямляется и открывает глаза. После подсчета пульса, измерения АД и исследования нистагма, вновь предлагают выполнить тот же комплекс движений, что и до вращения. Чем меньше при этом нарушается точность заданных движений, изменяются величины пульса и АД, тем выше тренированность вестибулярного аппарата.
Проба Яроцкого
Испытуемый занимает положение основной стойки, выполняет вращение головой в одну сторону со скоростью 2 вращения в 1 сек. Засекается время, в течение которого испытуемый сохраняет равновесие.
Норма у нетренированных - не менее 27 сек, у спортсменов выше.
Ортостатическая проба
Применяется для исследования функционального состояния вегетативной нервной системы, симпатического ее отдела. После 5-ти минутного пребывания в горизонтальном положении у обследуемого определяется пульс по 10-секундным интервалам, измеряют АД. Затем исследуемый встает, и в положении стоя считают пульс за 10 секунд и измеряют АД. При нормальной возбудимости симпатического отдела происходит увеличение ЧСС на 20-25% от исходного. Более высокие цифры говорят о повышенной (неблагоприятной) возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы. АД в норме при вставании, по сравнению с данными в горизонтальном положении, изменяется мало. Систолическое давление колеблется в пределах ±10 мм рт. ст., диастолическое - ±5 мм рт. ст.
Клиностатическая проба
Применяется для исследования парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. После 5-ти минут адаптации в положении стоя измеряется АД и пульс, затем обследуемый ложится. Вновь регистрируется пульс и АД. В норме урежение пульса при переходе в горизонтальное положение не более 6-12 уд. в мин., в то время, как более уреженный пульс указывает на преобладание парасимпатических влияний. АД ±10 мм рт. ст. - систолическое, ±5 мм рт. ст. - диастолическое.
Проба Ашнера
В положении испытуемого лежа, надавливаем на глазные яблоки 15-20 с. Пульс в норме урежается на 6-12 уд. в 1 мин от исходного, что свидетельствует о нормальной возбудимости вегетативной нервной системы.
Пробы для оценки функционального состояния дыхательной системы
Проба Штанге
Исследуемый в положении сидя, после кратковременного отдыха (3-5 мин.), делает глубокий вдох и выдох, а затем снова вдох (но не максимальный) и задерживает дыхание. По секундомеру регистрируем время задержки дыхания. У мужчин оно не менее 50с, у женщин - не менее 40с. У спортсменов это время от 60 с до нескольких минут. У детей 6-ти лет: мальчики - 20с, девочки - 15с, 10-ти лет: мальчики -35с, девочки - 20с.
Проба Генчи
В положении сидя после отдыха исследуемый делает несколько глубоких дыханий и на выдохе (не максимальном) задерживает дыхание. У здоровых нетренированных лиц время задержки дыхания составляет 25-30с, у спортсменов - 30-90 секунд.
Пробы Штанге, Генчи позволяют оценить способность организма переносить гипоксию и применяются для врачебного контроля в КТ, оздоровительной физической тренировке, в массовом спорте. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, анемии время задержки дыхания уменьшается.
Проба Розенталя
Пятикратное измерение ЖЕЛ с помощью спирометра через 15-и секундные интервалы.
Оценка:
- ЖЕЛ увеличивается - хорошо;
- ЖЕЛ не изменяется от измерения к измерению - удовлетворительно;
- ЖЕЛ уменьшается - неудовлетворительно.
Комбинированная проба Серкина
Состоит из 3 фаз.
- 1-я фаза - задержка дыхания на вдохе (сидя),
- 2-я фаза - задержка дыхания на вдохе сразу же после 20 приседаний за 30 сек,
- 3-я фаза - задержка дыхания на вдохе через 1 мин отдыха.
Показатели времени задержки дыхания в норме (проба Серкина)
Пирогова Л.А., Улащик В.С.
Проба Штанге.После обычного вдоха обследуемый задерживает дыхание, зажав нос пальцами.Длительность задержки дыхания зависит от возраста и колеблется у здоровых детей в возрасте от 6 до 18 лет в пределах 16-55с.
Проба Генчи.Обследуемый задерживает дыхание на выдохе,зажав нос пальцами.У здоровых школьников время задержки 12-13 с.Затем предлагается дозированная ходьба (44м в течение 30с) и вновь-задержка на выходе.У здоровых школьников время задержки дыхания уменьшается не более чнм на 50%.
Помимо указанных функциональных проб,широко распространены и другие,не дифферен цированные в возростном аспекте.
В.Н. Кардашенко, Л.П. Кондакова-Варламова, М.В. Прохорова, Е.П. Стромская, З.Ф. Степанова(96б)
29.Иучение питания организованных коллективов
.
Изучение питания организованных коллективов можно осуществлять балансовым методом, проводя анализ ежемесячных и годовых отчетов о расходе продуктов питания. На основании этих отчетов устанавливают потребление продуктов питания на одного человека в день. Далее по данным потребления рассчитывают химический состав и питательную ценность рациона.
Изучения питания по меню-раскладкам осуществляется в детских и подростковых коллективах, обеспеченных круглосуточным питанием.
«Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков»
В.Н. Кардашенко, Л.П. Кондакова-Варламова, М.В. Прохорова, Е.П. Стромская, З.Ф. Степанова(105б)
31. Лабораторные методы изучения рационов питания детей и подростков в организованных коллективах. Углубленное изучение питания проводят лабораторным методом, при котором в определенные сроки, например в течение 10 дней в каждом сезоне, ежедневно исследуют пищу суточного рациона с определением основных показателей пищевой и биологической ценности. Этот метод изучения питания достаточно точный, наиболее достоверно отражающий истинное качество питания изучаемого детского коллектива. Рекомендуется следующий способ суточного отбора пробы: -порционные блюда отбирают в полном объеме, салаты, первые и третье блюда, гарниры не менее 100г; -пробу отбирают из котла (с линии раздачи) стерильными (или прокипяченными) ложками в промаркированную стерильную (или прокипяченными) стеклянную посуду с плотно закрывающимися стеклянными или металлическими крышками. Пробы сохраняют не менее 48ч (не считая выходных и праздничных дней) в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике при температуре +2….+6С. Особого внимания заслуживает лабораторный контроль за витаминизацией готовых блюд и пищевых продуктов массового потребления.
Дистанционный этап краевого форума «Молодежь и наука» |
|
Полное название темы работы | Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков. |
Название секции форума | Медицина и здоровье |
Тип работы | Исследовательская работа |
Александрова Светлана Андреевна Ярушина Дарья Игоревна |
|
Место учебы : | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северо-Енисейская средняя школа №2» |
Класс | |
Место выполнения работы | МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2» |
Руководитель | Носкова Елена Михайловна учитель биологии |
Научный руководитель | |
Ответственный за корректуру текста работы | |
e-mail
(обязательно) | Ele20565405 @yandex.ru |
Аннотация
Александрова Светлана Андреевна Ярушина Дарья Игоревна
МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2», 8а класс
Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков
Руководитель: Носкова Елена Михайловна, МБОУ ССШ№2 , учитель биологии
Цель научной работы: научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.
Методы исследования :
Основные результаты научного исследования: Человек в состоянии оценить состояние своего здоровья и оптимизировать свою деятельность. Для этого подростки, могут овладеть необходимыми знаниями и умениями, обеспечивающими возможность ведения здорового образа жизни.
Введение
У нашей соседки Юли родилась недоношенная дочь. И из разговоров взрослых было только и слышно, что многие недоношенные дети умирают, потому что у них не начинается самостоятельное дыхание. Что жизнь человека начинается с первого крика. Строение дыхательной системы и понятие жизненная емкость легких мы изучили на уроках биологии. Так же мы узнали, что во внутриутробном развитии легкие не участвуют в акте дыхания и находятся в спавшемся состоянии. Расправление их начинается с первым вдохом ребенка, однако полностью оно происходит не сразу, и отдельные группы альвеол могут оставаться нерасправленными. Таким детям нужен особый уход. Нас заинтересовал вопрос. Чем же с возрастом должна заниматься эта девочка, чтобы объем легких и жизненная емкость увеличилась?
Актуальность работы. Физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья и благополучия. Но дети часто болеют простудными заболеваниями, не занимаются спортом, курят.
Цель работы: научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.
Для достижения цели поставлены следующие задачи :
- изучить литературу о строении и возрастных особенностях дыхательной системы у подростков, о влиянии загрязнений воздуха на работу дыхательной системы;
Дать оценку состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.
Объект исследования : учащиеся школы
Предмет исследования исследование состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.
Методы исследования: анкетирование, эксперимент, сравнение, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
Практическая значимость . Полученные результаты можно использовать в качестве пропаганды здорового образа жизни и активных занятий такими видами спорта: легкая атлетика, лыжи, плавание
Гипотеза исследования:
Считаем, что если нам в ходе исследования удастся выявить определённое положительное влияние
занятий спортом на состояние дыхательной системы, то можно будет пропагандировать их
Как одно из средств укрепления здоровья.
Теоретическая часть
1. Строение и значение дыхательной системы человека.
Дыхание – это основа жизни любого организма. В ходе дыхательных процессов кислород поступает ко всем клеткам тела и используется для энергетического обмена – расщепления пищевых веществ и синтеза АТФ. Сам процесс дыхания состоит из трех этапов: 1 -внешнее дыхание (вдох и выдох), 2 -газообмен между альвеолами легких и эритроцитами, транспорт кислород а и углекислого газа кровью, 3- клеточное дыхание – синтез АТФ при участии кислорода в митохондриях. Дыхательные пути (носовая полость, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы) служат для проведения воздуха, а газообмен происходит между клетками легких и капиллярами и между капиллярами и тканями организма. Вдох и выдох происходят за счет сокращений дыхательной мускулатуры – межреберных мышц и диафрагмы. Если при дыхании преобладает работа межреберных мышц, то такое дыхание называется грудным (у женщин), а если диафрагмы – то брюшным (у мужчин). Регулирует дыхательные движения дыхательный центр, который находится в продолговатом мозге. Его нейроны реагируют на импульсы, приходящие от мышц и легких, а также на повышение концентрации углекислого газа в крови.
Жизненная емкость легких - это тот максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального входа. Жизненная ёмкость легких является возрастным и функциональным показателем системы дыхания. Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола и возраста человека, его телосложения, физического развития, а при различных заболеваниях она может существенно уменьшаться, что снижает приспособляемость больного к выполнению физической нагрузки. При регулярных занятиях спортом увеличивается жизненная емкость легких, происходит наращивание мощности дыхательных мыщц, подвижности грудной клетки, эластичности лекгих. Жизненную ёмкость легких и составляющие её объёмы определяли с помощью спирометра. Спирометр имеется в медицинском кабинете каждой школы.
Практическая часть
1. Определение максимального времени задержки дыхания на глубоком вдохе и выдохе (проба Генчи-Штанге) Проба Штанге: обследуемый в положении стоя делает вдох, затем глубокий выдох и вновь вдох, составляющий 80 - 90 процентов от максимального. Отмечается время задержки дыхания в секундах. При обследовании детей проба проводится после трех глубоких вдохов. Проба Генчи: после обычного выдоха исследуемый человек задерживает дыхание. Время задержки определяется в секундах.
Для проведения экспериментального исследования нами было подобрано две группы добровольцев восьмых классов по 10 человек, различающиеся тем, что в одной группе были учащиеся, активно занимающиеся спортом (таблица 1), а в другой равнодушные к занятиям физкультуры и спорта (таблица 2).
Таблица 1. Группа испытуемых ребят, занимающихся спортом
№ п/п | Имя испытуемого | Вес (кг.) | Рост (м.) | Индекс Кетле (вес кг./рост м 2 ) N = 20-23 |
||
фактически | норма |
|||||
Алексей | 1,62 | 17,14 меньше нормы | 19,81 |
|||
Денис | 14 лет 2 мясаца | 1,44 | 20,25 норма | 16,39 |
||
Анастасия | 14 лет 7 месяцев | 1,67 | 17,92 меньше нормы | 20,43 |
||
Сергей | 14 лет 3 месяца | 1,67 | 22,59 норма | 20,43 |
||
Михаил | 14лет 5 месяцев | 1,70 | 22,49 норма | 20,76 |
||
Елизавета | 14 лет 2 месяца | 1,54 | 19,39 меньше нормы | 18,55 |
||
Алексей | 14 лет 8 месяцев | 1,72 | 20,95 норма | 20,95 |
||
Максим | 14 лет 2 месяца | 1,64 | 21,19 норма | 20,07 |
||
Никита | 14 лет 1 месяц | 1,53 | 21,78 норма | 18,36 |
||
Андрей | 15 лет 2 месяца | 1,65 | 21,03 норма | 20,20 |
ИМТ = m| h 2 , где m – масса тела в кг, h – рост в м. Формула идеального веса: рост минус 110 (для подростков)
Таблица 2. Группа испытуемых ребят, не занимающихся спортом
№ п/п | Имя испытуемого | Возраст (полных лет и месяцев) | Вес (кг.) | Рост (м.) | Индекс Кетле (вес кг./рост м 2 ) N = 20-25 |
|
фактически | норма |
|||||
Алина | 14 лет 7 месяцев | 1,53 | 21,35 норма | 18,36 |
||
Виктория | 14 лет 1 месяц | 1,54 | 18,13 меньше нормы | 18,55 |
||
Виктория | 14 лет3 месяца | 1,59 | 19,38 меньше нормы | 21,91 |
||
Нина | 14 лет 8 месяцев | 1,60 | 19,53 меньше нормы | 19,53 |
||
Карина | 14 лет 9 месяцев | 19,19 меньше нормы | 22,96 |
|||
Светлана | 14 лет 3 месяца | 1,45 | 16,64 меньше нормы | 16,64 |
||
Дарья | 14 лет 8 месяцев | 1,59 | 17,79 меньше нормы | 19,38 |
||
Антон | 14 лет 8 месяцев | 1,68 | 24,80 норма | 20,54 |
||
Анастасия | 14 лет 3 месяца | 1,63 | 17,68 меньше нормы | 19,94 |
||
Руслана | 14 лет 10 месяцев | 1,60 | 15,23 меньше нормы | 19,53 |
Анализируя данные таблицы, мы заметили, что абсолютно у всех ребят из группы не занимающихся спортом индекс Кетле (массо-ростовой показатель) ниже нормы, а по физическому развитию ребята имеют средний уровень. Ребята из первой группы наоборот все имеют уровень физического развития выше среднего и по 50 % испытуемых по массо-ростовому индексу соответствуют норме, оставшаяся половина не значительно превышают показатели нормы. По внешнему облику ребята из первой группы сложены более атлетически.
У здоровых 14 -летних школьников время задержки дыхания равняется у мальчиков 25, девочек 24 секунд . При пробе Штанге испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых 14 – летних школьников время задержки дыхания равняется у мальчиков 64, девочек – 54 секунд . Все пробы повторяли три раза.
На основе полученных результатов было найдено среднее арифметическое и данные были занесены в таблицу № 3.
Таблица 3. Результаты функциональной пробы Генчи-Штанге
№ п/п | Имя испытуемого | Проба Штанге (сек.) | Оценка результата | Проба Генчи (сек.) | Оценка результата |
|
Группа, занимающихся спортом |
||||||
Алексей | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Денис | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Анастасия | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Сергей | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Михаил | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Елизавета | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Алексей | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Максим | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Никита | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Андрей | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Алина | Ниже нормы | Ниже нормы |
||||
Виктория | Ниже нормы | Ниже нормы |
||||
Виктория | Ниже норма | Ниже нормы |
||||
Нина | Ниже нормы | Ниже нормы |
||||
Карина | Ниже нормы | Ниже нормы |
||||
Светлана | Ниже нормы | Норма |
||||
Дарья | Ниже норма | Выше нормы |
||||
Антон | Ниже нормы | Выше нормы |
||||
Анастасия | Норма | Норма |
||||
Руслана | Норма | Норма |
C пробой Генчи в первой группе все справились успешно: 100 % ребят показали результат выше нормы, а во второй группе только 20 % показали результат выше нормы, 30% соответствует норме,а 50 % – наоборот ниже нормы.
С пробой Штанге в первой группе 100 % ребят дали результат выше нормы, а во второй группе с задержкой дыхания на вдохе в пределах нормы справились 20%, а оставшаяся группа показала результаты ниже нормы. 80%
2. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки (проба Серкина)
Для более объективной оценки состояния дыхательной системы испытуемых мы провела с ними ещё одну функциональную пробу – пробу Серкина.
После проведенных испытаний результаты оцениваются по данным таблицы 4:
Таблица 4. Данные результаты для оценки пробы Серкина
Задержка дыхания в покое, t сек А | Задержка дыхания после 20 приседаний, t сек. Б –после работы Б/А 100% | Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин, t сек С- после отдыха В/А 100% |
|
Здоров, тренирован | 50 – 70 | Более 50 % от фазы 1 | Более 100 % от фазы 1 |
Здоров, не тренирован | 45 – 50 | 30 – 50 % от фазы 1 | 70 – 100 % от фазы 1 |
Скрытая недостаточность кровообращения | 30 – 45 | Менее 30 % от фазы 1 | Менее 70 % от фазы 1 |
Полученные результаты всех участников эксперимента занесены в таблицу 5:
Таблица 5. Результаты пробы Серкина
№ п/п | Имя испытуемого | Фаза 1 – задержка дыхания в покое, t сек | Задержка дыхания после 20 приседаний | Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин | Оценка результатов |
|||
T 25 0 , сек | % от фазы 1 | t, сек | % от фазы 1 |
|||||
Группа, занимающихся спортом |
||||||||
Алексей | Здоров не тренирован |
|||||||
Денис | Здоров тренирован |
|||||||
Анастасия | Здорова не тренирован |
|||||||
Сергей | Здоров тренирован |
|||||||
Михаил | Здоров не тренирован |
|||||||
Елизавета | Здорова тренирована |
|||||||
Алексей | Здоров тренирован |
|||||||
Максим | Здоров тренирован |
|||||||
Никита | Здоров не тренирован |
|||||||
Андрей | Здоров не тренирован |
|||||||
Группа, не занимающихся спортом |
||||||||
Алина | Здорова не тренирована |
|||||||
Виктория | Здорова не тренирована |
|||||||
Виктория | Здорова не тренирована |
|||||||
Нина | Здорова не тренирована |
|||||||
Карина | Здорова не тренирована |
|||||||
Светлана | Здорова не тренирована |
|||||||
Дарья | Здорова не тренирована |
|||||||
Антон | Здоров не тренирован |
|||||||
Анастасия | Здорова не тренирована |
|||||||
Руслана | Здоров не тренирован |
Проанализировав результаты обеих групп, можем сказать следующее:
Во-первых, ни в первой, ни во второй группе не выявлено детей со скрытой недостаточностью кровообращения;
Во-вторых, все ребята второй группы относятся к категории «здоровые не тренированные», что в принципе и следовало ожидать.
В-третьих, в группе ребят, активно занимающихся спортом, только 50 % относится к категории «здоровые, тренированные», а об остальных пока такового не скажешь. Хотя этому есть разумное объяснение. Алексей участвовал в эксперименте после перенесенного ОРЗ.
в – четвертых, отклонение от нормальных результатов при задержки дыхания после дозированной нагрузки, можно объяснить общей гиподинамией 2 группы, что отражается на развитии дыхательной системы
Выводы
Подводя итоги своего исследования, хотим отметить следующее:
Экспериментальным путем нам удалось доказать, что занятия спортом способствуют развитию дыхательной системы, так как по результатам пробы Серкина можно сказать что у 60 % детей из группы 1 время задержки дыхания возросло, а это значит, что у них дыхательный аппарат более подготовлен к нагрузкам;
Функциональные пробы Генчи-Штанге также показали, что ребята из группы 1 находятся в более выгодном положении. Их показатели выше нормы по обеим пробам соответственно 100 % и 100 %.
Новорожденная девочка у молодой мамы выжила. Даже была на исскуственной вентиляции легких. Ведь дыхание – самая важная функция организма, влияющая на физическое и умственное развитие. Недоношенные дети входят в группу риска по заболеванию пневмонией.
Хорошо развитый дыхательный аппарат - надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) - это первый этап на пути к улучшению здоровья. Потому в будущем мы посоветуем ей заняться спортом.
Для укрепления и развития дыхательной системы необходимо заниматься спортом регулярно.
Список литературы
1.Георгиева С. А. « Физиология» Медицина 1986г. Стр 110 - 130
2. Федюкевич Н И. «Анатомия и физиология человека» Феникс 2003г. Стр181 – 184
3. Колесов Д.В.., Маш Р.Д. Беляев И.Н.Биология: человек. – Москва, 2008 8 кл.
4. Федорова М.З. В.С.Кучменко Т.П. Лукина. Экология человека Культура здоровья Москва 2003 стр 66-67
Ресурсы интернет
5.http://www.9months.ru/razvitie_malysh/1337/rannie-deti
Дыхание
-- это единый процесс, осуществляемый целостным организмом и состоящий из трех неразрывных звеньев: а) внешнего дыхания, т.е. газообмена между внешней средой и кровью легочных капилляров; б) переноса газов, осуществляемого системами кровообращения; в) внутреннего (тканевого) дыхания, т.е. газообмена между кровью и клеткой, в процессе которого клетки потребляют кислород и выделяют углекислоту. Основу тканевого дыхания составляют сложные окислительно-восстановительные реакции, сопровождающиеся освобождением энергии, которая необходима для жизнедеятельности организма. Функциональное единство всех звеньев системы дыхания, обеспечивающих доставку тканям кислорода, достигается за счет тонкой нейрогуморальной и рефлекторной регуляции.
Динамическая спирометрия
– определение изменений ЖЕЛ под влиянием физической нагрузки (проба Шафранского
). Определив исходную величину ЖЕЛ в покое, обследуемому предлагают выполнить дозированную физическую нагрузку - 2-минутный бег на месте в темпе 180 шаг/мин при подъеме бедра под углом 70-80°, после чего снова определяют ЖЕЛ. В зависимости от функционального состояния системы внешнего дыхания и кровообращения и их адаптации к нагрузке ЖЕЛ может уменьшиться (неудовлетворительная оценка), остаться неизменной (удовлетворительная оценка) или увеличиться (оценка, т.е. адаптация к нагрузке, хорошая). О достоверных изменениях ЖЕЛ можно говорить только в том случае, если она превысит 200 мл.
Проба Розенталя
- пятикратное измерение ЖЕЛ, проводимое через 15-секундные интервалы времени. Результаты данной пробы позволяют оценить наличие и степень утомления дыхательной мускулатуры, что, в свою очередь, может свидетельствовать о наличии утомления других скелетных мышц.
Результаты пробы Розенталя оценивают следующим образом:
- увеличение ЖЕЛ от 1-го к 5-му измерению - отличная оценка;
- величина ЖЕЛ не изменяется - хорошая оценка;
- величина ЖЕЛ снижается на величину до 300 мл - удовлетворительная оценка;
- величина ЖЕЛ снижается более чем на 300 мл - неудовлетворительная оценка.
Проба Шафранского
заключается в определении ЖЕЛ до и после стандартной физической нагрузки. В качестве последней используются подъемы на ступеньку (22,5 см высоты) в течение 6 мин в темпе 16 шаг/мин. В норме ЖЕЛ практически не изменяется. При снижении функциональных возможностей системы внешнего дыхания значения ЖЕЛ уменьшаются более чем на 300 мл.
Гипоксические пробы
дают возможность оценить адаптацию человека к гипоксии и гипоксемии.
Проба Генчи
- регистрация времени задержки дыхания после максимального выдоха. Исследуемому предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох. Исследуемый задерживает дыхание при зажатом носе и рте. Регистрируется время задержки дыхания между вдохом и выдохом.
В норме величина пробы Генчи у здоровых мужчин и женщин составляет 20-40 с и для спортсменов – 40-60 с.
Проба Штанге
- регистрируется время задержки дыхания при глубоком вдохе. Исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального. Закрывают рот, зажимают нос. После выдоха регистрируют время задержки.
Средние величины пробы Штанге для женщин – 35-45 с для мужчин – 50-60 с, для спортсменок – 45-55 с и более, для спортсменов - 65-75 с и более.