Эпоха экспрессионизма. Экспрессионизм: представители, примеры и признаки стиля. Камерная музыка в стиле экспрессионизма

Вот уж никогда бы не подумала, что появлению фильмов ужасов как жанра мы обязаны именно художественному стилю экспрессионизм. При достаточно безобидном названии этот стиль содержит в себе такие эмоции как боль, разочарование и страх. Экспресионизм породило само время в начале двадцатого века, как ответную реакцию на болезненные проявления тогдашней действительности. С помощью кисти художники совмещали свой протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Отсюда и тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, характерным для этого стиля.

(от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия двадцатого века, преимущественно в Германии и Австрии. стремится не столько к отображению окружающего мира, сколько к выражению художественными способами эмоционального состояния автора.

Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Очень распространены мотивы боли и крика.

Экспрессионизм ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью эмоциональных переживаний. Среди распространенных приемов — различные смещения, преувеличения, упрощения, использование пронзительных, воспаленных красок и напряженных, острых контуров.

Полагают, что сам термин «экспрессионизм» был введен чешским историком искусств Антонином Матешеком в 1910 году в противоположность термину . Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя, мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры. Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу, как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность.

Своими предшественниками немецкие экспрессионисты считали постимпрессионистов, которые открывая новые возможности цвета и линии, перешли от воспроизведения действительности к выражению собственных субъективных состояний. Драматические полотна , Эдварда Мунка и Джеймса Энсора пронизаны зашкаливающими эмоциями восторга, негодования, ужаса.

В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост» стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично.

Когда в Германии после 1924 года установилась относительная стабильность, невнятность идеалов экспрессионистов, их усложнённый язык, индивидуализм художественных манер, неспособность к конструктивной социальной критике привели к закату этого течения. С приходом к власти Гитлера в 1933 году экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы или публиковаться.

Тем не менее отдельные художники продолжали работать в рамках экспрессионизма на протяжении многих десятилетий. Резкие, нервные мазки и дисгармоничные, изломанные линии отличают работы крупнейших экспрессионистов Австрии — Оскара Кокошки и . В поисках эмоциональной выразительности французские художники Жорж Руо и Хаим Сутин резко деформируют фигуры изображаемых. Макс Бекман преподносит сцены богемной жизни в сатирическом ключе с налётом цинизма.

Также к основным представителям экспрессионизма можно отнести следующих художников — Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Франц Марк, Зинаида Серебрякова, Франк Ауэрбах, Альберт Блох, Пауль Клее, Макс Курцвайль, Ян Слейтерс, Николае Тоница, Мильтон Эвери.

Гротескные искажения пространства, стилизованные декорации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике — отличительные черты экспрессионистского кинематографа, который расцвел на студиях Берлина с 1920 по 1925 годы. После прихода власти нацистов в 1933 году многие кинематографисты экспрессионистского направления, перебрались в Голливуд, где внесли весомый вклад в формирование американских жанров фильма ужасов и фильма-нуар.

Австрийский экспрессионизм

развивался во многом синхронно с экспрессионизмом немецким и охватил в начале XX в. все сферы искусства (литература, живопись, скульптура, музыка, театр, архитектура и др.). Это было время, когда австрийская культура стремительно преодолевала изолированность от Европы и заявляла о себе во всемирном историко-культурном контексте такими значительными именами как Р.-М.Рильке, Г.Тракль*, Ф.Кафка*, А.Шёнберг*, Э.Шиле*, З.Фрейд и многие другие. Накануне распада Австро-Венгерской монархии усилилось стремление к осознанию “австрийской сущности” национального искусства, были заложены основы ностальгического “габсбургского мифа” - неотъемлемой составляющей концепции самостоятельной австрийской культуры XX в.

Хронологические границы австрийского экспрессионизма не столь очевидны, как в Германии, хотя основные этапы развития совпадают: 1) 1905-1910: постепенное нарастание экспрессионистских тенденций; 2)1910- начало 1920-х: экспрессионизм занимает ведущие позиции в литературно-художественной жизни; 3) 1920-е - начало 1930-х: движение затухает, экспрессионистские журналы постепенно сходят на нет, но экспрессионистский пафос еще сохраняется в творчестве многих писателей и художников. И в последующие десятилетия экспрессионизм сохранялся в австрийской культуре как некая сумма отработанных (но и постоянно обновляющихся) приемов.

Характерной чертой “венского модерна ”, в рамках которого в австрийской культуре вызревал экспрессионизм, было сосуществование различных течений и творческих доктрин (натурализма, романтизма, классицизма, реализма) при бесспорном первенстве импрессионизма в различных его разновидностях - вплоть до появления произведений, явно примыкавших к экспрессионизму (как, например, новелла А.Шницлера “Лейтенант Густль ”, “Leutnant Gustl ”, 1900). Идейным вдохновителем “венского модерна” был Х.Бар*, провозгласивший эмпириокритицизм Э.Маха “философией импрессионизма”, наиболее адекватно выражающей сущность австрийского (в первую очередь, венского) мироощущения, “нервного до кончиков пальцев”. Как в Берлине и Мюнхене, огромную роль играли венские литературные кафе “Гринштайдль” и “Централь”, среди завсегдатаев которых были К.Краус *, Х.Бар, А.Шницлер, П.Альтенберг, Г. фон Гофмансталь. Атмосфера рафинированного психологизма, утрачивающего всякую, даже относительную, цельность, естественным образом подводила к открытию области подсознательного в человеческой психике. До начала XX в. это открытие совершается (Шницлером в литературе, Климтом, затем А.Кубином* в живописи) независимо от З.Фрейда, что впоследствии признавал сам Фрейд. Так же параллельно открывалась и “зона эротического”, куда писатели и художники вступали вместе с З.Фрейдом, О.Вайнингером, Ф.Виттельсом, автором публицистического романа “Сексуальный голод ” (“Der sexuelle Hunger ”, 1908). Утонченный психологизм венского импрессионизма эволюционировал к экспрессионизму через эстетизацию эротики и поиски спонтанного выхода из состояния угнетенной сексуальности: проза и лирика М.Брода*, восторженно принятые берлинскими экспрессионистами, роман “Танцующая дура ” (“Die tanzende Toerin”, 1909, опубликован 1911) А.П.Гютерсло*, драмы “Убийцы, надежда женщин ” (“Moerder, Hoffnung der Frauen”, опубликована 1910) О.Кокошки*, “Древо познания ” (“Der Baum der Erkenntnis”, 1919) Ф.Т.Чокора* и др.

Заметным своеобразием отличалась культурная жизнь в Праге, где в начале XX в. на пересечении трех культур - чешской, немецкой и еврейской - возник пражский немецкоязычный литературный “остров” (М.Брод, Г.Майринк*, Ф.Кафка, Ф.Верфель*, Л.Перуц и др.). Здесь не было венской богемной утонченности, ощущалась оторванность от оживленной литературно-художественной жизни немецких и австрийских метрополий (Берлин, Мюнхен, Вена), на общую картину отчуждения человеческого “я” от социального окружения накладывалось чувство одиночества и страха. Предчувствие надвигающихся катастроф, хотя и активизировало художественные поиски в духе экспрессионизма, но - при попытках найти позитивные опоры - далеко разводило писателей в области идей, что сказывалось и на различии художественных средств. Социально определенная патетика Верфеля контрастировала с притчеобразной иррациональностью Кафки, сатирическая гротескность раннего Майринка еще ничем не напоминала его будущего мистицизма и оккультизма. Роль духовного вдохновителя пражских экспрессионистов играл М.Брод, поклонник философии М.Бубера, убежденный иудаист, который, однако, активно поддерживал убежденного католика Верфеля и Кафку. Особый колорит пражскому немецкоязычному экспрессионизму придавал мистифицированный образ Праги, который складывался еще в детском сознании писателей, но в их зрелом творчестве воплотился в символ непостижимо иррациональной, непреодолимой отчужденности личности от внешнего мира (“Процесс ” и “Замок ” Кафки, “Голем ” Майринка и др.).

Экспрессионизм публично заявил о себе в Австрии (за три года до провозглашения его в Германии) премьерой драмы О.Кокошки “Убийцы, надежда женщин ” (1908, Вена). Близка экспрессионизму была и стихотворная новелла О.Кокошки “Мечтающие мальчики ” (“Die träumenden Knaben”, 1908). Первой публичной выставкой австрийских художников-экспрессионистов считается выставка группы “Новое искусство” (“Neukunst”, декабрь 1909, Вена, салон Писко), где были представлены полотна и рисунки А.Кубина, А.Шёнберга, А.П.Гютерсло, Э.Шиле, А.Ханака, Э.Д.Озена и др. Крупнейшими представителями экспрессионизма в австрийской живописи были также Х.Бёкль, А.Файстауэр, Р.Герстль, А.Колих. Многие экспрессионисты оставили заметный след в разных видах творчества: Кубин выступал не только как художник, но и как писатель; Ханак - столяр-краснодеревщик, скульптор, писатель, музыкант; Шёнберг - композитор, художник, писатель, музыковед, режиссер; Гютерсло - художник, писатель, издатель, теоретик искусства; Шиле - художник, писатель, модельер, фотограф. Кокошка был одним из основоположников экспрессионизма в поэзии и драматургии, в портретной и пейзажной живописи, в книжной графике, в режиссерско-сценическом искусстве, выступал также и как теоретик, оказав заметное влияние на формирование программы берлинского журнала “Штурм ”*, где сотрудничал с 1910. Многие театральные и сценические новации Кокошки (синтетическое единство образа, слова, жеста, тона и особенно первооткрытия в области световых эффектов) оказались по-настоящему востребованными лишь в театре второй половины XX в. То же можно сказать и о некоторых других австрийских художниках-экспрессионистах (Кубин, Шёнберг, Гютерсло, О.М.Фонтана* и др.).

Второй период - выход экспрессионизма на ведущие позиции в литературе и искусстве Австрии - начинается с появления собственно экспрессионистских журналов и издательств. В 1909 экспрессионистов начал публиковать К.Краус* в “Факеле”, охотно предоставляли им место другие венские журналы: “Меркер” (“Der Merker”, 1909-1922), “Ваге” (“Die Wage”, “Весы”, 1898-1925), “Штром” (“Der Strom”, “Течение”, 1911-1914); типично экспрессионистским журналом был “Анбрух” (“Der Anbruch”, “Рассвет”, 1917-1922), публиковавший произведения и критические статьи Т.Дойблера*, А.Эренштейна*, П.Хатвани*, П.Корнфельда*, Р.Мюллера*, Э.Вайса*, А.Вольфенштейна* и иллюстрировавшийся художниками-экспрессионистами. В Инсбруке Людвиг фон Фикер издавал журнал “Бреннер ”* (“Brenner”), который в 1910-1915 был полностью экспрессионистским (открытие и постоянная поддержка Г.Тракля, публикации Т.Дойблера, Х.Броха, А.Эренштейна, Э.Ласкер-Шюлер* и др.). Экспрессионистскими по декларациям и направлению были журналы “Гердер-блеттер ”* (“Herder-Blätter”, “Гердеровские листки”, выходил в Праге), где печатались О.Баум*, М.Брод, Ф.Яновиц*, Х.Яновиц, Кафка, Верфель и др.; “Флугблатт ”* (“Flugblatt”, “Прокламация”) О.М.Фонтаны, “Реттунг”* (“Die Rettung”, “Спасение ”, 1918-1919), который издавали А.П.Гютерсло и Ф.Бляй; “Даймон”* (“Deimon”) и “Дер нойе Даймон ” (“Der neue Daimon”, 1919), “Гефертен ” (“Die Gefährten”, “Сподвижники”, 1920), выпускавшиеся “Товарищеским издательством” в Вене (Х.Зонненшайн*, А.Эренштейн, Ф.Верфель и др.).

В I мировую войну, в ходе которой многим австрийским экспрессионистам, как и немецким, пришлось участвовать в боевых действиях, начинается процесс постепенного размежевания, который перерос в громкий литературный скандал в 1920, связанный с именами К.Крауса и Г.К.Кульки*. Но если немецкие сторонники “активизма”* непосредственно участвовали в революционных событиях (Ноябрьская революция 1918-1919, Баварская Советская Республика в 1920 и др.), то в Австрии (при наличии глубинных политических разногласий) баталии разворачивались на страницах газет, журналов и книг. Разделяя с немецкими экспрессионистами ощущение общего кризиса эпохи и предчувствие грядущих социальных потрясений, выдвигая сходные призывы к повышению “интенсивности личности” и “коллективной солидарности”, вызванные неприятием буржуазного общества и буржуазной морали, бюрократизации, индустриального прогресса, милитаризации и войны, австрийские экспрессионисты, будучи достаточно радикальными в эстетических поисках и в разработке острых этических и психологических проблем, в то же время - за редкими исключениями - были гораздо больше связаны с религиозной этической традицией (как правило, католической) и сохраняли привязанность к национальным австрийским корням. Австрийские “активисты” (А.Эренштейн, Г.К.Кулька, Ф.Верфель, Х.Кальтнекер*, Х.Зонненшайн, А.Броннен*, Р.Мюллер и др.) заметно отличались от немецких: для многих из них характерен достаточно быстрый и решительный отход от революционных позиций. “Поиски австрийского Эрнста Толлера* останутся безрезультатными” (Э.Фишер).

Тем интенсивнее были эстетические открытия австрийских экспрессионистов, новаторство которых часто становилось очевидным лишь после II мировой войны. Особые заслуги в развитии экспрессионистской драмы и театра принадлежат О.Кокошке, Ф.Т.Чокору, Ф.Брукнеру*, А.Вильдгансу*, К.Краусу (“Последние дни человечества”), А.Броннену. Исключителен вклад австрийского экспрессионизма в музыкальное творчество XX в., сделанный, прежде всего, А.Шёнбергом в его экспрессионистский период (1906-1921) и его учениками А.Бергом* и А.Веберном. “Экспрессионистским” называют обычно период высшего подъема австрийского киноискусства в 1919-1925: от фильма “Кабинет доктора Калигари ” (“Cabinet des Dr. Caligari”, 1919, режиссер P.Вине*) до им же снятого фильма “Кавалер роз ” (“Der Rosenkavalier”, 1926). К числу знаменитых кинофильмов австрийского экспрессионизма относятся “Содом и Гоморра ” (1922) и “Королева рабов ” (“Die Sklavenkoenigin”, 1924) режиссера Михаэля Кертица . Совершенно исключителен вклад австрийских писателей в развитие экспрессионистской прозы, где они, по существу, уже в самом начале экспрессионистского движения были пролагателями новый путей: М.Брод в сборниках новелл “Смерть мертвым !” (“Tod den Toten!”, 1906), “Эксперименты ” (“Experimenten”, 1907) и особенно в романе “Замок Норнепюгге ” (“Schloss Nornepygge”, 1908), который нередко называют “первым экспрессионистским романом”, А.Кубин в романе “Другая сторона ” (“Die andere Seite”, 1909), А.П.Гютерсло в романе “Танцующая дура ”, Эрнст Вайс в романе “Каторга ” (“Die Galeere”, 1913) и других его произведениях, А.Эренштейн и т.д. Вне контекста экспрессионизма невозможно понять творчество Ф.Кафки, который разрабатывал типично экспрессионистские конфликты (прежде всего, конфликт отцов и детей), использовал присущие экспрессионизму способы изображения (смещение перспективы, монтаж образов, опрокинутые сновидения и др.), в том числе близкие экспрессионизму приемы мифологизации. Кафка поддерживал личные и творческие контакты со многими экспрессионистами - М.Бродом, Э.Вайсом, Г.Майринком, А.Кубином и др.

Поиски национально-культурной идентичности, которые в австрийской культуре усилились с конца XIX в., еще более обострились в период Первой республики (1918-1938), уже после распада Австро-Венгерской империи, когда, с одной стороны, продолжала действовать инерция культурного единства, но, с другой стороны, жившие за пределами собственно Австрии немецкоязычные писатели получали новое гражданство и порой болезненно переживали процесс адаптации к новым условиям и к новой национально-государственной идентификации (пражский немецкоязычный “остров” в условиях Чехословацкой республики). По сравнению с Германией, где тоже были региональные и диалектные различия, в Австро-Венгрии на эти различия наслаивались еще и другие: многонациональный состав империи придавал резкую определенность региональным очагам культуры - Вене, Праге, Будапешту, Братиславе (Пресбургу); славяне составляли значительную часть населения Австро-Венгерской монархии, что весьма заметно отражалось на развитии собственно немецкоязычной культуры - австрийские писатели часто имели славянских предков или даже родителей, чаще вступали в непосредственные контакты со своим славянским окружением, знали славянские языки (например, Ф.Кафка и М.Брод свободно владели чешским языком), читали славянских авторов в оригинале и переводили их, что так или иначе отражалось на их собственном творчестве; австрийские писатели в начале XX в. чаще и плодотворнее вступали в непосредственные контакты с Россией и русской культурой (Рильке, Тракль, Чокор, Кафка и др.); общее для европейской культуры “конца века” ощущение трагического упадка, кризиса традиционного гуманизма давало себя знать в распадающейся Австро-Венгрии особенно остро, что способствовало глубоким переменам и подъему австрийской культуры; в отличие от Германии, где католики и протестанты тесно соприкасались друг с другом в повседневной жизни, Австро-Венгрия была преимущественно католической, что наложило отпечаток и на развитие культуры в XX в. - дерзкие эстетические эксперименты соседствовали с политической и этической консервативностью.

Эти различия способствовали тому, что затухание экспрессионизма проходило в Австрии гораздо медленнее, чем в Германии, где уже в середине 1920-х его начинают теснить “новая деловитость ”* (“новая вещественность ”), “магический реализм ”*, экспериментальный агитационно-революционный театр и т.д. В Австрии экспрессионизм, трансформируясь, продолжал оставаться ведущей тенденцией до конца 1920-х, в отдельных (но весьма показательных) случаях переходя и в 1930-е (в творчестве Э.Вайса, А.П.Гютерсло, Ф.Т.Чокора, О.М.Фонтаны и др.). Крупнейшие художники и писатели последующих поколений не только плодотворно осваивали наследие экспрессионизма (Й.Рот, Э. фон Хорват, П.Целан, П.Хандке, К.Рансмайр и др.), но и прямо называли экспрессионистов своими учителями (X. фон Додерер).

Соч.: Lyrik des expressionistischen Jahrzehnts. Von den Wegbereitern bis zum Dada. Wiesbaden, 1955, 1979; Literatur-Revolution 1910-1925. Dokumente, Manifeste. Programme. 2 Bde/ Hg. P.Poerlner. Dannstadt; Neuwied; Berlin-Spandau, 1960-1961; Expressionismus. Der Kampf um eine literarische Bewegung / Hg. P.Raabe. München, 1965, Zürich, 1987; Expressionismus: Manifeste und Dokumente zur deutschen Literatur 1910-1920. Stuttgart, 1982; Hirnwelten funkeln: Literatur des Expressionismus in Wien / Hg. E.Fischer und W.Haefs. Salzburg, 1988.

Лит.: Sapper T. Alle Glocken der Erde: Expressionistische Dichtung aus dem Donauraum. Wien, 1974; Hamann R., Hermand J. Expressionismus. Frankfurt a. M., 1975, 1977; Wauer B. Studien zum Expressionismus und seiner Rezeptionsgeschichte in der bildenden Kunst. München, 1982; Werlmer P. Physis und Psyche. Der österreichische Frühexpressionismus. Wien; München, 1986; Raabe P. Die Autoren und Bücher des literarischen Expressionismus. München, 1992; Expressionismus in Österreich. Die Literatur und die Künste / Hg. K.Amann, A.A.Wallas. Wien; Köln; Weimar, 1994; Literaturgeschichte: Österreich. Prolegomena und Fallstudien / Hg. W.Schmidt-Dengler, J.Sonnleitner, K.Zeyringer. Berlin, 1995; Hauptwerke der österreichischen Literatur/ Hg. E.Fischer. München, 1997.

Содержание статьи

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (фр. еxpressionismе, от лат. expressio – выражение, выразительность) – направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии; а также тенденция, периодически возникающая в изобразительном искусстве, литературе и кино, характеризующаяся стремлением к деформации или стилизации форм, динамизму, экзальтации и гротеску ради создания мощной выразительности художественного образа и отражения мировоззрения автора.

Экспрессионизм в искусстве.

В изобразительном искусстве экспрессионизм отличается необычной силой, мощью и энергией в работе с различными материалами и техникой, а также яркими, резко контрастирующими друг с другом цветами, использованием грубой, шероховатой поверхности, искажением естественных форм и пропорций предметов и человеческих фигур. До 20 в. художники не стремились специально работать в такой манере, но тем не менее значительное число произведений прошлого могут быть названы экспрессионистическими. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т.ч. фигурки, связанные с культом плодородия и имеющие нарочито преувеличенные половые признаки, или средневековая скульптура, особенно отталкивающие изображения чертей и нечистой силы, и т.п.

В 20 в. художники, особенно немецкие, сознательно стремились передавать при помощи искусства свои чувства и ощущения. На них оказали глубокое влияние произведения примитивного и средневекового искусства, африканская пластика, а также в высшей степени эмоциональная живопись голландского художника Винсента ван Гога и его норвежского современника Эдварда Мунка . В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер , Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн , считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т.е. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи.

Позднее, в 1911–1914, в Мюнхене существовала группа «Синий всадник» («Blauer Reiter»). В 1912 вышел альманах «Синий всадник». Члены группы – Василий Кандинский , Франц Марк , Пауль Клее , Лионель Файнингер (1871–1956) и др. – оказали значительное влияние на развитие абстрактного экспрессионизма. Программные позиции членов объединения были основаны на мистических установках: «внутренние закономерности» и трансцендентные сущности природы художники пытались выразить с помощью отвлеченной красочной гармонии и структурных принципов формообразования.

Среди других выдающихся экспрессионистов – Оскар Кокошка , Макс Бекманн (1884–1950), Жорж Руо и Хаим Сутин . Это направление развивалось также в искусстве Норвегии (Эдвард Мунк), Бельгии (Констан Пермеке), Голландии (Ян Слёйтерс).

В Америке эскпрессионизм возник в конце 1940-х. Несмотря на то, что представители абстрактного экспрессионизма, такие, как Клиффорд Стилл (1904–1980), Джексон Поллок и Ханс Хофманн , совершенно отказались от изобразительного, их приемы работы в технике живописи создают ощущение такой личностной эмоциональности и энергии, что это оправдывает их причисление к экспрессионизму.

Понятию экспрессионизм нередко придается более широкий смысл, им обозначают различные явления в изобразительном искусстве, выражающие тревожное, болезненное мироощущение, присущее различным историческим периодам.

К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. Некоторые из работ позднего периода творчества Микеланджело, с искаженными пропорциями и участками необработанного камня, могут быть названы экспрессионистическими. Французский скульптор 19 в. Огюст Роден также деформировал некоторые черты лица или тела модели, свободно обращался с материалом, передавая плоть или складки ткани, и часто отдельные части фигур в его работах выступали из блока необработанного камня. Среди скульпторов 20 в., работавших в экспрессионистической манере, – Эрнст Барлах , использовавший грубо высеченные фигуры с массивными драпировками, и Альберто Джакометти , известный своими непомерно вытянутыми фигурами, оставляющими ощущение одиночества, даже когда они составляют скульптурную группу.

В архитектуре влияние экспрессионизма выразилось в использовании криволинейных, неправильных форм, нетрадиционных углов и драматического освещения. В отличие от живописцев и скульпторов, архитекторы-экспрессионисты интересовались созданием формальных эффектов больше, чем выражением своего личного индивидуального мировоззрения.


Экспрессионизм в литературе и кино.

Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910–1925. Черпая вдохновение в психоанализе Зигмунда Фрейда, с его приматом подсознательных эмоций, в философии Анри Бергсона , подчеркивавшей значение интуиции и памяти, и в работах таких писателей, как Достоевский и Стриндберг, писатели-экспрессионисты стремились донести до читателя реальность субъективных ощущений и своего внутреннего мира. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887–1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883–1914).

Наивысшего расцвета в литературе экспрессионизм достиг в драматургии. Драматурги-экспрессионисты отвергли театральные условности, несущественные для выражения главных идей своих пьес. Декорации и реквизит сводились к минимуму и часто выполнялись не в реалистическом ключе, сжатые диалоги давались в телеграфном стиле, действие развивалось не хронологически, а движения актеров были условны и стилизованы. Персонажи представляли собой не индивидуальности, а скорее типы, вроде «солдата», «рабочего», или были персонификацией абстрактных идей. Наконец, неодушевленным предметам приписывалась собственная воля и сознание, а человек, напротив, изображался как механическое устройство или существо, подобное насекомому. Многие драматурги, в числе которых были немцы Георг Кайзер и Эрнст Толлер (1893–1939), чех Карел Чапек и американец Элмер Райс , писали экспрессионистические пьесы, в которых выражался протест против дегуманизации современного индустриального общества. Например, в драме Чапека R.U.R. (1920) группа механических людей, названная им роботами, убивает своих хозяев – людей. Однако не все экспрессионистические пьесы о пороках механизированного общества. Например, в пьесе Юджина О"Нила Император Джонс (1920) декорации, освещение и непрекращающийся звук тамтамов используются для выражения психологического состояния главного героя.

Как формальное течение в литературе экспрессионизм закончился в середине 1920-х годов, однако он оказал глубочайшее влияние на авторов последующих поколений. Его элементы можно обнаружить, например, в пьесах Серебряный кубок (1928) и За оградой (1933) Шона О"Кейси, Убийство в соборе (1935) Т.С.Элиота, Наш городок (1938) и На волосок от гибели (1942) Торнтона Уайлдера. Такие черты экспрессионизма, как акцент на внутреннем сознании и прием «реорганизации» реальности для отражения точки зрения этого сознания, также характерны для творчества Вирджинии Вулф , Джеймса Джойса, Уильяма Фолкнера, Сэмюэла Беккета и Джона Хоукса (род. в 1925).

В кино экспрессионизм достиг пика в немецком фильме Кабинет доктора Калигари (1919). В этой картине странно искаженная обстановка является выражением мировосприятия главного героя – сумасшедшего. Для немецкого экспрессионистического кино 1920-х и 1930-х годов характерно использование необычного угла съемки и подвижной камеры, что подчеркивает важность субъективной точки зрения. В кино все, что сделано путем искусственных манипуляций – угол съемки, убыстренное или замедленное движение, медленные наплывы, быстрая смена кадров, слишком крупный план, произвольное использование цвета, специальные световые эффекты, – относится к экспрессионистическим приемам.

В первой четверти двадцатого века в литературе, изобразительном искусстве, кинематографе и музыке появилось новое, противоположное классическим взглядам на творчество направление, провозгласившее главной целью искусства выражение субъективного духовного мира человека. Экспрессионизм в музыке - это одно из самых противоречивых и сложных течений.

Как появился экспрессионизм

Экспрессионизм появился и наиболее ярко себя проявил в культуре Австрии и Германии. В 1905 году в Дрездене на факультете технического Высшего училища студентами был образован кружок, который был назван «Мост». Его участниками стали Э. Нольде, П. Клее, М. Пихштейн, Э. Кирхнер. Вскоре к немецким художникам присоединились и иностранцы, в том числе выходцы из России. Позже, в 1911 году, в Мюнхене появилось еще одно объединение - «Синий всадник», к которому относились В. Кандинский, П. Клее, Ф. Марк, Л. Фейнингер.

Именно эти кружки стали прародителями художественного направления, вслед за которыми стали появляться литературные объединения, издаваться в Берлине журналы («Буря», «Штурм», «Действие»), появилось направление в художественной литературе и музыке.

Считается, что термин «экспрессионизм» был введен в 1910 году историком из Чехии А. Матейчеком. Но задолго до этого, в конце 15 - начале 16 веков, испанский художник Эль Греко и Маттиас Грюневальд из Германии уже использовали технику экзальтированности и предельной эмоциональности в своем творчестве. А экспрессионисты двадцатого века стали считать себя их последователями и, опираясь на труды Фридриха Ницше (трактат «Рождение трагедии») о иррациональном («дионисийском») начале искусства, стали развивать направления хаоса чувств и способы его выражения в искусстве.

Что такое экспрессионизм

Считается, что экспрессионизм возник из-за болезненной и сложной реакции психики людей на ужасы современной цивилизации, такие как война (Первая мировая), революционные движения. Страх, разочарование, тревога, боль, изуродованная психика - все это не давало художникам воспринимать окружающий мир объективно. И тогда был выработан новый принцип, который полностью отвергал натурализм и эстетику, свойственные предыдущим поколениям творцов.

Эстетика живописи и музыке основывается на выражении субъективных чувств, демонстрации внутреннего мира человека. Становится важнее не изображение, а выражение эмоций (боли, крика, ужаса). В творчестве преобладает задача не воспроизведения действительности, а передачи переживаний, связанных с нею. Активно использую различные средства выражения - преувеличение, усложнение или упрощение, смещение.

Экспрессионизм в музыке - это что?

Композиторы всегда стремились к новому и неизведанному. В любую из эпох были музыканты, которые шли «в ногу со временем» и под воздействием новых течений искусства раскрывали и изобретали свои пути через музыкальные средства выражения.

Экспрессионизм в музыке - это «психограмма человеческой души». Так утверждал немецкий философ Теодор Адорно. Любые традиции, классические формы музыкального произведения, тональности и другие формальные ограничения стилей (классицизм, романтизм, рококо) экспрессионизм в музыке отвергает, это и является его главной отличительной чертой.

Основные средства выразительности

  • Крайняя степень диссонансности в гармонии.
  • Отсутствия классического понимания размера и ритма в музыке.
  • Прерывистость, резкость, разорванной мелодической линии.
  • Резкие и нестандартные интервалы и аккорды.
  • Переменчивость темпа музыки резкая и неожиданная.
  • Отсутствие стандартно мажорно-минорного лада - атональность.
  • Замена вокальной партии инструментальной, и наоборот.
  • Замена пения речью, шепотом, криком.
  • Нерегулярность и необычная расстановка акцентов в ритме.

Экспрессионизм в музыке 20-го века

Появление в музыке нового направления в начале XX века привело к сильному изменению представления о ней. Экспрессионизм в музыке - это отказ от классической формы произведения, размера, тональностей и ладов. Такие новые средства выразительности, как атональность (отхождение от логики классического мажорно-минорного лада), додекафония (сочетание двенадцати тонов), новые приемы пения в вокальных произведениях (говор-пение, шепот, крик), привели к возможности более непосредственного «выражения своей души» (Т. Адорно).

Понятие музыкального экспрессионизма в двадцатом столетии связано со Второй венской школой (Нововенской) и именем австрийского композитора Арнольда Шенберга. В первом и втором десятилетии двадцатого века Шенберг и его ученики Альбан Берг и Антон Веберн закладывают основы направления и пишут ряд произведений в новом стиле. Также в 1910 годах создают свои произведения с тенденцией к импрессионизму такие композиторы:

  • Пауль Хиндемит.
  • Бела Барток.
  • Эрнст Кшенек.

Новая музыка вызвала бурю эмоций и волну критики среди общественности. Многие считали музыку композиторов-экспрессионистов пугающей и страшной, но все же находили в ней определенную глубину, своевольность и мистицизм.

Идея

Экспрессионизм в музыке композиторы находили в ярком и остром субъективном переживании, эмоциях одного человека. Темы одиночества, подавленности, непонимания, страха, боли, тоски и отчаяния - вот то главное, что хотели выразить в своих произведениях музыканты. Речевые интонации, отсутствие мелодики, диссонансные ходы, резкие и неблагозвучные скачки, разрозненность ритма и темпа, нерегулярная акцентировка, чередование слабых и сильных долей, нестандартное использование инструментов (в нетрадиционном регистре, в нетрадиционном ансамбле) - все эти идеи были созданы для выражения чувств и раскрытия содержания души композитора.

Композиторы - экспрессионисты

Представители экспрессионизма в музыке - это:

  • (вокальный цикл «Лунный Пьеро», монодрама «Ожидание», кантата «Уцелевший в Варшаве», опера «Аарон и Моисей», «Ода Наполеону»).

  • Эрнст Кшенек (опера «Орфей и Эвридика», опера «Джонни наигрывает»).

  • Бела Барток («Соната», «Первый концерт для фортепиано», «Третий фортепианный концерт», «Музыка для струнных, ударных и челесты», «Весна священная», «Чудесный мандарин» и другие сочинения).

  • (одноактная опера «Убийца, надежда женщин», фортепианная сюита «1922»).
(оперы «Электра» и «Соломея»).

Камерная музыка в стиле экспрессионизма

Так случалось, что школа Шенберга постепенно отходила от фундаментальных симфонических форм, и это может охарактеризовать экспрессионизм в музыке. Образы камерной музыки (для одного инструмента, дуэтов, квартетов или квинтетов и небольших оркестров) в этом стиле встречаются гораздо чаще. Шенберг считал, что его изобретение - атональность - плохо сочетается с произведениями монументальными и широкоформатными.

Нововенская школа - это иное толкование музыки. Хаос, духовность, новое ощущение правды жизни без прикрас и зацикленность стали основой художественного самовыражения. Уничтожение мелодики, изобретение иной тональности - бунт против традиционного взгляда на искусство - всегда вызывали у критиков негодование и противоречия. Однако это не помешало нововенским композиторам получить всемирное признание и огромное количество слушателей.

Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) , как и фовизм, возник
в 1905 году. Но просуществовал экспрессионизм дольше фовизма (первая четверть XX в.)
Он охватил и литературу, и изобразительное искусство. Наиболее ярко он проявил себя в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, и В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф.В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). Единственной реальностью экспрессионизм провозгласил субъективный мир человека, выражение которого стало главной целью искусства. Экспрессионизм стремился передать напряженность человеческих эмоций, гротескную изломанность, иррациональность образов. К экспрессионизму стали впоследствии относить несколько художественных группировок.

Эдвард Мунк Крик 1893


Первой была основанная в Дрездене художником Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880—1938) группа «Мост». Кирхнер создавал произведения, где динамичное, «пульсирующее» пространство сочетается с резкими, нервными контрастами цвета. В кругу экспрессионистов были часты религиозные настроения, граничащие с мистикой. Характерным представителем этого направления является Эмиль Нольде (1867-1956)

Эрнст Людвиг Кирхнер. Обнаженная с поднятыми руками. 1910

Вторая группа — «Синий всадник» возникла в 1911 году в Мюнхене и просуществовала до 1914 года. Ее главой считают художника Франца Марка (1880— 1916), погибшего в начале Первой мировой войны. Его динамичные, напряженные по колориту мистико-символические картины выражают неприятие действительности, настроения тревоги (« », 1913). Члены «Синего всадника» (Ф. Марк, В. Кандинский, П. Клее, А. Макке) разрабатывали проблемы живописно-декоративной и чисто колористической выразительности, тяготели к абстрактным композициям.

Франц Марк . Олени в лесу . 1913 —1914 г .


В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, - во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливой действительности, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура.
Экспрессионистам свойственно тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Корни экспрессионизма уходят вглубь истории и охватывают обширную географическую территорию. Два наиболее значимых источника этого направления нельзя отнести ни к современному искусству, ни к Европе: это искусство Средневековья и так называемых примитивных народностей. Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Более того, изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». По иронии судьбы этот термин сначала применялся к творчеству художников, не имеющих отношения к Германии, - Гогена, Сезанна, Матисса, Ван Гога. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран.
Однако уже на этой выставке в Кёльне трактовка экспрессионизма меняется. Организаторы ее и большинство критиков подчеркивали близость немецкой авангардной живописи к творчеству Ван Гога; почетный гость выставки - норвежец Эдвард Мунк.
Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». Выставка ошеломила Мунка; он писал другу: «Здесь представлена фантастически причудливая коллекция живописи. Кёльнский собор потрясен до основания». Наметился не только географический сдвиг в трактовке экспрессионизма, выявилось стремление его не столько к поиску новаторских способов отражения физического мира, сколько к передаче его чувственного, даже несколько, глубинного восприятия. Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». Именно поэтому музейные работники, критики, торговцы живописью да и сами художники неоднозначно трактовали этот термин.
Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. Сначала использовалось применительно к живописи, скульптуре и гравюре, позднее - к литературе, театру и танцевальному искусству. Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) - от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. Затем он проник и в архитектуру и, в еще более явственной форме — в новый, современный вид искусства — кино.
Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. Многие художники, которых сейчас считают олицетворением этого направления, отрицали свою принадлежность к нему. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. Мне такое ограничение не нравится». Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, - Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка - работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. Жизнь некоторых художников была, к сожалению, не долгой; можно только догадываться, как сложилась бы их творческая биография. Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. В 1914 г. на полях сражений погибли художник Август Макке и поэты Альфред Лихтенштейн и Эрнст Штадлер.

Отто Дикс

Оскар Кокошка

Пауль Клее

Василий Кандинский