Евангелие от Иоанна. Большая христианская библиотека Евангелие иоанна 21 глава толкование

С любой точки зрения последняя глава кажется странной. Евангелие заканчивается 20-й главой, а потом как бы опять начинается в 21-й главе. Только желая сказать что-то чрезвычайно важное, автор мог решить написать эту главу. Мы уже знаем, что в Евангелии от Иоанна почти все имеет двойное значение: одно поверхностное, а другое глубокое. Поэтому, изучая эту главу, мы попытаемся понять, почему она оказалась присоединенной к законченному Евангелию.

Иоанна 21,1-14 Воскресший Господь

После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:

Были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

Симон Петр говорит им, иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море; А другие ученики приплыли в лодке, — ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою. , Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?» зная, что это Господь.

Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

Это повествование написано, несомненно, человеком хорошо знакомым с рыбаками на Галилейском море. Ночь была самым лучшим временем для рыбной ловли. У. Т. Томсон, автор ранее упомянутого нами произведения «Страна и Книга», описывает ночную ловлю рыбы. «Это великолепное зрелище. С горящим факелом лодка скользит по сверкающей поверхности моря, а рыбаки стоят и глядят вперед, пока не увидят рыбу, и тогда быстро забрасывают сеть или метают копье. Но часто можно видеть усталых рыбаков с грустными лицами, возвращающимися на берег рано утром без улова».

Здесь описано нечто такое, что часто случается на море. Не забудем, что лодка была всего в двухстах локтей от берега (приблизительно в ста метрах). Х. В. Мортон описывает приблизительно такой же случай, свидетелем которого он был. Два рыбака ловили рыбу на этом же озере недалеко от берега. Один вошел в воду и забрасывал сеть, «которая снова и снова оказывалась пустой. Было приятно смотреть, как он бросал сеть, надувая ее ветром, и опуская на воду так, что свинцовые грузила падали ровненьким рядком точно туда, куда ему было нужно, оставляя дружный всплеск и полукруглые линии на поверхности воды. Его друг с берега крикнул, чтобы он забросил сеть с левой стороны, что он немедленно исполнил, и на этот раз он имел успех… Часто случается, что рыбак с ручной сетью вынужден полагаться на совет кого-нибудь на берегу, кому виднее, где проплывает стайка рыб, чем ему, стоящему в лодке». Иисус был именно в этой роли советника для Своих друзей-рыбаков. Это можно часто наблюдать и в наши дни.

Может быть, потому что еще не совсем рассвело, ученики не узнали Иисуса. Но глаза ученика, которого любил Иисус, глядели зорко и он узнал Господа. Петр же, как только узнал, что это Господь, бросился в воду. Он не был совсем нагим, потому что рыбаки носили набедренную повязку, когда ловили рыбу, но все равно по иудейскому закону приветствие человека человеком было актом религиозным, и совершать его нужно было в приличном виде, поэтому Петр поспешил одеться, чтобы первым приветствовать Иисуса.

Иоанна 21,1-14 (продолжение) Реальность воскресения

Теперь мы подошли к первой веской причине, почему эта странная глава была прибавлена к уже законченному Евангелию. Она показывает реальность воскресения Христова. Многие говорили, что явление Иисуса после Воскресения было ничем иным, как видениями, которые видели ученики. Многие согласны с существованием видений, но все равно считают их только видениями. Другие идут еще дальше и говорят, что это были даже не видения, а галлюцинации. Евангелия же убедительно показывают реальность Воскресения. Они определенно говорят о том, что воскресший Христос не был ни видением, ни галлюцинацией, ни даже духом, но реальной личностью. Они сообщают о том, что гробница была пустой, и что у Христа после Воскресения было самое настоящее тело со следами от гвоздей на руках и раны от копья на боку.

Но это повествование идет еще дальше. Видение или дух не мог бы указать группе рыболовов на стаю рыб в воде. Он вряд ли развел бы костер на берегу, и вряд ли приготовил бы обед и разделил его с друзьями. А в этом рассказе Воскресший Христос делает все это. Когда Иоанн рассказывает, как Иисус вошел в горницу при закрытых дверях, он говорит, что «Он показал им руки и ноги и ребра Свои» (Иоан. 20,20).

В своем послании церкви в Смирне Игнатий сообщает об устоявшемся предании, связанным с этим событием. Он пишет: «Я знаю и верю, что Он был во плоти и после Воскресения Своего, потому что придя к Петру и остальным, сказал им: «Осяжите Меня и убедитесь, что я не бесплотный дух». Они потрогали Его и поверили, потому что твердо убедились в том, что Он есть плоть и кровь… и после Его Воскресения Он ел и пил с ними, как свойственно имеющим плоть».

Первая и самая главная цель этой главы в том, чтобы показать реальность Воскресения. Воскресший Иисус не был видением, или продуктом чьего-то воображения, духом или привидением, но живым Господом, победившим смерть и пришедшим опять.

Иоанна 21,1-14 (продолжение) Универсальность церкви

Тут образно показана еще одна великая истина. В четвертом Евангелии все многозначительно, и потому не может быть, чтобы Иоанн привел точное число рыб — 153 — не подразумевая чего-то. Те, кто читает поверхностно, предполагают, что рыба была подсчитана просто потому, что ее нужно было разделить между партнерами, ибо улов был исключительно богатым. Но если мы вспомним манеру Иоанна прятать глубокий смысл в своих простых с виду рассказах и изречениях для тех, которые умеют его находить, мы должны предположить, что тут есть что-то большее.

Есть множество различных предположений.

1. Кирилл Александрийский говорит, что число 153 состоит их трех частей. Прежде всего число 100, которое означает полное число язычников. Сто говорит он, самое полное число. Полное стадо пастуха состоит из ста овец (Мат. 18,12). Полный приплод семени — сто крат. Следовательно сто есть полное число язычников, которое будет приведено ко Христу. Во-вторых, число 50, которое означает число остатка Израиля, которое будет собрано. И, в-третьих, число 3, означающее Троицу, для славы Которой все совершается.

2. Августин Блаженный дает другое объяснение. Он говорит, что 10 — число закона, потому что в нем Десять заповедей, 7 число благодати, потому что дары Духа семикратны. Десять плюс семь — 17, а 153 есть сумма цифр от 1-17, и означает всех тех, кто по закону или благодати почувствовали побуждение придти к Иисусу Христу.

3. Самое простое объяснение дает Иероним. Он говорит, что в море есть 153 сорта рыб, и улов представлял все сорта, и следовательно означает, что когда-то люди из всех народов соберутся вокруг Христа.

Мы можем обратить внимание еще на одну вещь. Это множество рыбы было собрано в одну сеть, и она удержала их, не прорвавшись. Сеть символизирует Церковь, в ней есть место для всех людей, из всех народов. Даже когда все придут, в ней найдется место для всех людей и она сможет удержать всех.

Здесь Иоанн говорит нам образно об универсальности Церкви. В ней нет ни тени исключительности, ни расовых преград, ни любого другого антагонизма. Ее охват настолько же универсален, насколько универсальна Божия любовь в Иисусе Христе. И то, что именно Петр вытащил эту сеть на берег, приводит нас к последней причине, почему эта глава была вообще написана, и присоединена к этому Евангелию.

Иоанна 21,15-19 Пастырь Христовых овец

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?» и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих;

Истинно, истинно говорю тебе, когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь.

Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

Здесь перед нами сцена, которая наверное на всю жизнь запечатлелась в уме Петра.

1. Во-первых, нам нужно обратить внимание на вопрос, который Иисус задал Петру: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Построение вопроса может означать в равной степени две вещи.

а) Может быть, что Иисус указал рукой на лодку сети, улов и все прочее и сказал: «Любишь ли ты Меня больше всего этого? Готов ли отказаться от всякой надежды на успешную карьеру, отказаться от работы и приличных удобств, ради служения Моему народу и Моему делу?» Это могло быть призывом Петру, побуждением принять окончательное решение отдать всю свою жизнь на служение проповеди Евангелия и заботам о народе Христовом.

б) Может быть, что Иисус посмотрел на остальных учеников, и спросил: «Петр любишь ли ты Меня больше, чем остальные ученики?» Может быть, Иисус вспомнил ночь, когда Петр сказал: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мат. 26,33). Может быть, что Он напоминал Петру о том, как когда-то он думал, что он один останется Ему верным, и как потом его мужество сдало. Скорее всего второе значение верно, потому что в своем ответе Петр не делает больше сравнений, но удовлетворяется простым ответом: «Ты знаешь, что я люблю Тебя».

2. Иисус задал этот вопрос трижды, и для этого была причина. Петр трижды отрекся от Иисуса, и Господь дал ему тройной шанс подтвердить свою любовь. В благосклонном прощении Иисус дал Петру возможность стереть память о тройном отречении тройным признанием в любви.

3. Нам нужно обратить внимание на то, что принесла Петру его любовь.

а) Она принесла ему задание. Иисус сказал: «Если любишь Меня, отдай жизнь свою заботам о Моих овцах. Мы можем доказать, что мы любим Господа, только проявлением любви к другим. Любовь — самое великое преимущество в мире, но она несет с собою и самую великую ответственность. б) Любовь принесла Петру крест. Иисус сказал ему: «Когда ты был молод, ты шел, куда хотел, но придет время, когда прострешь свои руки и тебя поведут, куда не захочешь» (21,18). Пришло время, когда Петр умер ради Господа в Риме. Он тоже пошел на крест, но попросил, чтобы его распяли вниз головой, потому что не считал себя достойным умереть, как умер Христос. Любовь принесла Петру задание и крест. Любовь всегда связана с ответственностью, и всегда сопряжена с жертвою. Мы не любим Христа по-настоящему до тех пор, пока не будем готовы принять Его задание и Его крест.

Иоанн не случайно записал это происшествие. Он хотел показать Петра, как великого пастыря Христовой паствы. Весьма возможно, да и пожалуй было неизбежно, что люди в ранней Церкви сравнивали апостолов. Одни говорили, что Иоанн был самым великим из них, другие выдвигали апостола Павла за то, что он пошел ради Христа во все концы земли, но эта глава говорит о том, что Петр занимал особое место. Он не говорил и не писал, как Иоанн, он не путешествовал так много и далеко, как Павел, но он удостоился высокой чести и прекрасного задания: быть пастырем Христовых овец. И в этом мы можем двигаться по его следам. Мы тоже, возможно, не способны мыслить, как Иоанн, или идти во все концы земли, как Павел, но каждый из нас может помочь другому не заблудиться и каждый из нас может пасти овец Христовых на пастбищах Христова Слова.

Иоанна 21,20-24 Свидетельство о Христе

Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус, и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи, а он что?

Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того! ты иди за Мною.

И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того!

Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Этот отрывок ясно говорит о том, что Иоанн, по всей вероятности, прожил до глубокой старости. Он должен был быть в живых, когда о нем распространился слух, что он не умрет до Пришествия Христа. Точно так, как предыдущий отрывок определил место Петра, данный отрывок определяет место Иоанна. Его служением было преимущественно свидетельство о Христе. Снова люди в ранней Церкви сравнивали служения апостолов. Они, наверное, указывали на Павла и говорили о том, как он путешествовал в далекие страны. Указывали на Петра и говорили, как он заботился о пастве Христовой. А потом, наверное, удивлялись, в чем же было служение Иоанна, который продолжал жить в Ефесе, до тех пор, пока не стал слишком старым для всякого служения? Ответ таков: Павел был начинатель Христов, Петр был Его пастырь, Иоанн был Его свидетель. Он был тем кто мог сказать: «Я видел все и написал об этом и слово мое истинно».

До сего дня самый веский довод христианства — личный опыт. До сего дня христианин тот, кто может сказать: «Я знаю Иисуса и знаю, что все это истинно».

Итак, в конце это Евангелие выводит двух великих служителей Церкви: апостолов Петра и Иоанна. Каждому из них Господь Иисус дал определенное поручение и задание. Петру было сказано пасти овец Христовых и в конце концов отдать за Христа жизнь. Иоанну было поручено свидетельствовать о Христе и, дожив до глубокой старости, закончить жизнь мирно. Это не сделало их соперниками в борьбе за честь и престиж, и не сделало одного больше другого, но сделало их обоих служителями Христа.

Да служит человек Христу там, где Христос поставил его! Как и сказал Петру Иисус: «Что тебе до заданий другого, твое дело следовать за Мною». Он говорит это каждому из нас. Наша честь не в сравнении себя с другими, но в служении Христу по тем способностям, которыми Он нас наделил.

Иоанна 21,25 Неограниченный Христос

Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь

В этой последней главе автор четвертого Евангелия представил перед Церковью, для которой ее писал, великие истины. Он напомнил ей о реальности Воскресения, об универсальности Церкви, о том, что Петр и Иоанн не соперники за славу и честь, но что Петр великий пастырь, а Иоанн великий свидетель. И теперь он подошел к концу, еще раз обращаясь мысленно к величию Иисуса Христа. То, что мы знаем о Христе, есть только часть всего, что можно о Нем знать. И пережитые нами чудеса ничто в сравнении с теми, которые нам еще предстоит узреть. Человеческие категории не в силах описать Христа, и человеческие книги не в состоянии вместить Его. И потому Иоанн оканчивает свое Евангелие образом бесчисленных побед, неисчерпаемой силы и неограниченной благодати Иисуса Христа.

. После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. ...

Посем явися паки Иисус ученикам [Своим, востав от мертвых], на мори Тивериадстем. ...

. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. ...

Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. ...

Спрашивает об этом одного только Петра, как старейшего из числа учеников. А зачем Он спрашивает о том, о чем знает, – скажем после.

. ...Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

Глагола ему: паси агнцы Моя.

Агнцами Своими называет учеников, как Пастырь их; дальше Он называет их и овцами. Итак, Иисус Христос требует от Петра, как доказательства любви к Себе, попечения об учениках, и желает, чтобы душу свою, которую Петр обещал положить за Него, положил за учеников.

. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола Ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Оскорбе [же] Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя? и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя.

Трижды спрашивая об одном и том же и трижды одно и то же повелевая, хочет показать, что Он весьма высоко ставит предстоятельство среди учеников и считает его важнее всякого другого служения. Но Петр, смутившись троекратным вопросом и предположив, что ему только кажется, что он любит Иисуса Христа, а на самом деле не любит, подобно тому как и прежде ему казалось, что он никогда не отречется от Иисуса Христа, а, однако, отрекся, – Петр, смущенный этим, опечалился и испугался. Прежнее испытание сделало теперь его более умеренным и благоразумным. Теперь он выставляет свидетелем Самого Иисуса Христа, как знающего все прежде, чем оно исполнится, – и говорит: «Ты вся веси» и настоящее, и будущее, как Бог, – Ты знаешь, что я люблю Тебя теперь всей душой. Больше ничего Петр не говорит теперь, так как не может знать будущего и так как немного прежде, высказав противоречие, он уже изобличен был в том, что напрасно он так сильно уверен в себе. Агнцами и овцами названы ученики по своему незлобию и готовности быть принесенными в жертву, – сначала – агнцами, как менее совершенные, а затем – овцами, как более совершенные. Итак, возвращает Петру право пасти верующих, так как он прежде горькими слезами смыл пятно отречения, а теперь вместо троекратного отречения произнес троекратное исповедание и, таким образом, прежде делом, а теперь словом исправил падение, бывшее на словах. Затем Иисус Христос приточно предсказывает Петру и род смерти его, именно что и он умрет на кресте, показывая этим, что все то, что Он сказал Петру, сказал не потому, что не знал того, о чем спрашивал, и не потому, что не верил ему.

. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел;...

Аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси:...

Когда ты был более несовершенным, находясь под законом Моисеевым, тогда ты делал, что хотел, и жил, как хотел.

. ...а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь.

Егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши.

А когда ты сделаешься мужем совершенным и достигнешь меры возраста духовного (), находясь под совершенным законом евангельским, то прострешь руки свои на кресте и другой прибьет тебя гвоздями, и поведет на смерть, куда не хочет идти твоя природа, хотя ты и решаешься идти. Душа по природе сострадает телу и, услышав о смерти, отвращается от нее. Так премудро устроил к нашей же пользе, чтобы во время несчастий люди не лишали себя жизни, – как об этом уже было сказано. Если даже теперь, когда душа наша сильно страдает при разлучении с телом, враг нас часто склоняет к самоубийству, то конечно, многие еще скорее прибегали бы к самоубийству, если бы и этого не было.

. Сказал же это, давая разуметь, какою Петр прославит Бога. ...

Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога. ...

Смерть мученическая служит славой не только для умирающего ученика, но и для Бога, – для умирающего, потому что он умирает за Бога, а для Бога, потому что Он имеет такого ученика.

. ...И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

И сия рек, глагола ему: иди по Мне.

Этим опять показывает Петру, что Он снова зовет его к апостольству или: «иди по Мне» , т.е. будь готов претерпеть одинаковую со Мною на кресте.

. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус...

Обращься же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, вслед идуща,...

идущего позади Петра; случилось так, что Иоанн в это время шел ближе всех к Петру.

. ...и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

Иже и возлеже на вечери на перси Его и рече: Господи, кто есть предаяй Тя?

Это было во время Тайной Вечери. Евангелист упоминает о возлежании на Тайной Вечери и вопросе, чтобы показать, насколько Петр сделался смелым, раскаявшись в своем отречении. Во время Тайной Вечери он не осмелился спросить Господа и воспользовался для этого помощью возлюбленного ученика, а теперь он смело спрашивает о самом возлюбленном ученике.

. Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

Сего видев Петр, глагола Иисусови: Господи, сей же что?

А он не последует за Тобою? Не пойдет по одному с нами пути смерти? Не одинаковой с нами смерти подвергнется? Петр понял, какое значение имели слова: «иди по Мне» и, сильно любя Иоанна, хотел, чтобы и он сподобился такой же смерти; но так как Иоанн не осмелился спросить Спасителя, то спрашивает сам Петр и таким образом отплачивает Иоанну за прежнюю услугу. Что же ? Не обращая внимания на частную взаимную их любовь и научая не допытываться больше того, что нужно знать, Иисус Христос показывает, что им предопределена неодинаковая участь (Когда Петр услышал (толкуют некоторые), что он умрет за Иисуса Христа, то сказал: а что же Иоанн? Разве и он умрет? Иисус Христос, конечно, не отрицал этого, потому что всякий, кто родился, тот и умрет, а только сказал: если бы Я пожелал, чтобы Иоанн оставался до самой кончины мира и тогда свидетельствовал обо Мне, что тебе до того? На этом основании некоторые говорят, что Иоанн живет, и во времена антихриста вместе с Илией и Енохом будет убит за проповедь об Иисусе Христе. А если показывается его гробница, то что же из этого? Он живым вошел в нее и оттуда был взят подобно Илии и Еноху. Евангелист же опровергает ложное мнение тех, которые предполагают, что этот ученик Христов не умрет, так как действительно ложно такое предположение, что Иоанн бессмертен. Енох и Илия, хотя не умерли, однако они смертны; так и этот ученик, хотя не умер, но умрет еще. Ложно, значит, не то, что Иоанн не умер, а ложно предположение, что он бессмертен. Другие же утверждают, что Иоанн умер, и выражение: «аще хощу, да той пребывает, Дóндеже прииду» – понимают в таком смысле, что Иоанн должен остаться в Иудее до тех пор, пока придет против иудеев, чтобы поразить их руками римлян, – и что, поэтому, Петру должно было расстаться с Иоанном, чтобы проповедовать в разных местах для большей пользы. Итак, мы привели здесь все мнения, чтобы интересующиеся этим предметом могли знать все. Кроме того, те, которые говорят, что Иоанн умер, передают это таким образом: выкопали, говорят, яму и обложили кругом камнями; затем опустили его туда и закрыли. Спустя несколько дней осмотрели эту яму и не нашли его; но так как все-таки его положили туда, то и говорят, что он умер).

. Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?...

Глагола ему Иисус: Аще хощу, да той пребывает, Дóндеже прииду, что к тебе?...

Если Я хочу, чтобы он остался в живых, до второго Моего пришествия, что тебе до того?

Ты иди за Мною.

Ты по Мне гряди.

Ты думай о своей смерти, не доискиваясь того, какая ожидает Иоанна.

. И пронеслось это слово между братиями,...

Изыде же слово се в братию,...

Какое же это слово?

. ...что ученик тот не умрет. ...

Яко ученик той не умрет. ...

Вероятно, и другие слышали то, что было сказано Петру. Пронеслось между братьями слово это, т.е. что Иоанн не умрет, – хотя они заблуждались и не поняли цели этих слов. Затем евангелист исправляет такую ложную молву.

. ...Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?

И не рече ему Иисус, яко не умрет, но: Аще хощу тому пребывати, Дóндеже прииду, что к тебе?

А эти слова вовсе не означают того, что Иоанн не умрет, но имеют совершенно другую цель, как выше было сказано. Какое же остается основание у тех, которые продолжают утверждать, что Иоанн не умер, когда сам же он ясно говорит, что предполагающие это заблуждаются.

. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Сей есть ученик свидетелствуяй о сих, иже и написа сия: и вем, яко истинно есть свидетелство его.

Я сам, как очевидец, знаю, что свидетельство это истинно. Очевидно, что и другие знали это. Итак, Иоанн, вполне уверенный в истине того, о чем он свидетельствовал, как бы так говорит: я знаю, что некоторым это может показаться подозрительным потому именно, что об этом нет упоминания у других евангелистов.

. Многое и другое сотворил Иисус;...

Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус,...

То же самое евангелист и прежде сказал о чудесах Иисуса Христа.

. ...но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Яже Аще бы по единому писана Быша , ни самому мню [всему] миру вместити пишемых книг. Аминь.

Не вместил бы этих книг мир и по другой причине, именно не вследствие множества написанных книг, а вследствие величия того, что в них написано. Это речь гиперболическая, указывающая на великое множество дел, совершенных Господом. Гиперболой очень часто пользуются и писатели и ораторы, когда хотят изобразить величие какого-либо предмета. Сам евангелист, прибавив слово "мню" , ослабил несколько гиперболу и усилил веру в то, что могло бы показаться невероятным, показывая, что он сказал так по причине великого множества дел, совершенных Господом. Весьма много и других дел совершил , как всемогущий, потому что для Него легче было делать, чем для нас говорить; но евангелисты записали только более полезное и более необходимое для веры и благочестия, в том предположении, что неверующий записанному не поверил бы, если бы и больше было записано, а для принимающего с верой все записанное не будет никакой необходимости в большем. О, если бы и нам оказаться совершенными слугами Всесовершенной Троицы и окончить свою жизнь доброй кончиной во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

21:1-3 Ещё одно явление Христа - некоторым ученикам своим, включая на сей раз и Фому:
Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу .Говорят ему: идем и мы с тобою.
Бездеятельность не свойственна мужчинам: нет ничего более трудного, чем ожидание неизвестности. Иисуса рядом нет и кто знает, что делать дальше. Ловить рыбу - не самое плохое занятие, заполняющее режим ожидания.

Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
Обстоятельства данного события напоминают рыбную ловлю, связанную с призванием Петра и других учеников (Лк. 5:4-11).
Но, садясь в лодку, они ещё не могли знать, что и на этот раз их ожидает сначала безрыбье, а затем, при помощи Христа - обильный улов.

21:4-6 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус
И снова Иисус предстал ученикам своим в ином облике, не тем человеком, которым знали его ученики: иначе, они легко узнали бы его.
Как видим, духовная личность, кем стал Иисус после воскресения, может принимать разные формы и являться людям в разных обличьях.

Иисус говорит им: дети! … закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы
Что интересно: не узнав Иисуса, уставшие ученики, тем не менее, приняли совет от него по ловле рыбы, а ведь могли бы отреагировать по-другому, не воспринять его совет. Как видим, не все советы, данные со стороны от незнакомых людей - плохи.

Обращение Иисуса и подобие чуда рыбной ловли помогли апостолу Иоанну сориентироваться и узнать в человеке, стоящем на берегу - Иисуса Христа.

21:7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Иоанн без тени сомнений вычислил Христа: как видим, не внешность важна при распознавании личности Христа. Иоанн за время пребывания со Христом смог познать Христа и дух его, постоянно общаясь с ним и стараясь вникнуть в сущность его.

Имеющий святой дух - определит имеющего духа, несмотря ни на возраст, ни на внешность, ни на положение в обществе или в собрании потому, что дух, живущий в нём, всегда безошибочно определит, какого духа - говорящий с ним: если это - Божий дух, то он один и тот же.

Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море.
Пётр, судя по-всему, тоже смог увидеть в незнакомце Иисуса после того, как ему показали, что это – он. Иначе не бросился бы к нему без раздумий, напрочь забыв об улове и обо всём на свете.

Иногда для того, чтобы кто-то что-то понял - достаточно просто обратить его внимание на то, на что он раньше внимания не обращал.

21:8 А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою.
Остальные ученики, как видно, были менее эмоциональны и более практичны: не забыли и об улове, направляясь к Иисусу.
Пётр после своего отречения от Христа, видимо, чувствовал такую огромную вину, что не дорожил ничем, кроме отношений со Христом.

21:9-12 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.Иисус говорит им: придите, обедайте.
Иисус понимает, в чём именно сейчас имеют нужду его уставшие ученики: в буквальном хлебе. Не только словом, но и хлебом, порой, есть необходимость покормить соверующих.

Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь
Никто не задаёт лишних вопросов: все понимают, что перед ними воскресший Иисус. Чудо рыбной ловли не оставляло сомнений в этом.

21:13,14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых . Не вообще в третий раз, а в третий раз перед группой апостолов (ср. 20:19-23, 24-28). Ещё один раз он являлся Марии Магделине.

21:15,16 Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?
Порыв Петра, прыгнувшего в воду из лодки без раздумий - давал основания спросить так: ведь остальные не так спешно подтянулись к Иисусу. Однако Иисус, обращаясь так к Петру, желает преподать ему небольшой урок: вопрос в такой форме помогал выявить характер Петра, по-прежнему ли он сравнивает себя с остальными и считает лучше других? (Мтф.26:33). Считает ли, что может степень чужой любви определить?

[Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
На этот раз не сказал Пётр самоуверенно: «Да! Люблю тебя больше, чем они !». Наверное, случай, когда он сказал: «ежели и все предадут, то я не предам» (Мтф.26:33) - при том, что он трижды отрёкся от Иисуса после заверения в бОльшей любви по сравнению с остальными - научил его кое-чему.
Скромно ответил Пётр. Иисус остался доволен и показал ему основную задачу того, кто любит Христа: любящий Христа будет заботиться и об овцах Христа, которым предстоит отыскаться в скором времени: [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих.
Позже Пётр покажет, насколько глубоко слова Христа проникли в его сердце, написав пожелание «сопастырям», умоляя их: «Пасите Божие стадо, какое у вас» (1 Пет. 5:1.2).

21:17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня?
После третьего вопроса Пётр сник, думая, что Иисус после отречения больше не верит ему.

Иисус же преподносит ему важный урок:
зная, что Пётр, считающий себя самым любящим, недавно трижды в страхе отрёкся от него –тремя одинаковыми вопросами побуждает Петра задуматься, НАСКОЛЬКО на самом деле Пётр любит Иисуса, больше остальных или нет.
Ведь говорить «люблю» гораздо проще, чем на деле свою любовь проявлять.
Пётр не так давно имел возможность оценить свою любовь ко Христу - на словах и на деле, когда, утверждая, что любит – в первых же трудных обстоятельствах отрёкся от того, кого любит.

Теперь Пётр должен был усвоить следующее: если он любит Христа по-настоящему, то, кроме слов заверений в любви - от него ожидаются определённые дела. Любить Христа на деле отныне будет означать для него пасти агнцев Христа, собрания Божьего народа, которые появятся в результате проповеди о благой вести. (Ин.21:15-17). Это нелегко.

И Пётр накрепко усвоил урок из своего отречения: Иисус предсказал, что Петр отныне всей своею жизнью покажет пример остальным христианам, пройдя по следам Христа (Ин 21:18,19), что и сделал апостол Пётр.

21:18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел;
Иисус предупреждает Петра о том, что отныне для него всё резко изменится: свобода и забавы молодости, когда человек живёт для себя и в своё удовольствие, как сам хочет - всё это должно остаться позади. Впереди Петра ожидает совсем другая жизнь:

а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Если Пётр любит Христа, то он сам себе уже принадлежать не будет, но будет делать то, что от него потребуется.
И результат такого образа жизни - будет не очень хороший для Петра, хотя и доживёт он до старости.
То есть, путь Христов, которым надлежало отныне идти Петру, никто не устелет ему розами, он будет тернист до самого конца. Конец пути, впрочем, для Петра будет ещё более трудный, чем сам путь.

21:19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью [Петр] прославит Бога.
Своим обращением к Петру Иисус показал, что доверяет ему по-прежнему и, предсказывая ему насильственную смерть - заверяет Петра в том, что он сможет пройти путь Христов до конца достойно ученика Христа, тем самым прославив Бога, не предав его ни в чём на этом пути.

Итак, путь Петра уже, можно сказать, предначертан. Пётр уже знает о себе, что не умрёт молодым, что пойдет туда, куда не сам и не ходил бы.
Вышние корректируют путь каждого ценного Божьего служителя на земле. Но ведь этот путь для начала нужно пройти. Тем более, что путь Христов прославляет прежде всего Бога, а не идущего этим путём

И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Как видим, иногда Иисус даже из апостолов кого -то особо отделял для каких - то вопросов. Не во всех делах все апостолы непременно участвовали.

21:20,21 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус.. Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
Пётр забеспокоился: дескать, а почему это Иоанн тоже идёт за Христом, если был приглашён только Пётр?
Всё же натура человеческая греховная выпирает из нас часто уродливо: казалось бы, ну какое тебе, Пётр, дело? Смотри за своими ногами и мимо следов Христа не наступай. Ведь только что тебя вразумили тем, что ты отрёкся трижды, хотя и считал, что более всех Христа любишь.

Не беспокойся и не ревнуй, что кто-то тоже любит Христа и хочет идти за ним по доброй воле, без официального приглашения.
Тем более, что Христос - здесь и он в курсе всего, что происходит вокруг и кто идёт за ним. И если Христос Иоанна не останавливает, значит, так надо.

21:22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною .
Другими словами: «что тебе за дело, если ТАК хочу я? Твоё дело - самому идти за мной след в след, не оглядываясь по сторонам и не сравнивая себя с другими, и не оценивая действия других моих учеников, если они тоже идут за мной»

Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду Иисус фактически предсказал, что Иоанн дождётся ещё
одного его прихода в будущем. Этот третий раз явления Христа ученикам - происходил, когда Иисус ещё не восшёл к Отцу на небеса.
Иоанн же, по доброй воле и без приглашения пошедший за ним - должен дождаться его прихода после восхождения к Отцу. И Иоанн дождался, когда Христос велел записать ему книгу «Откровение».

21:23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет
Поспешные выводы часто оказываются неправильными.
Но иногда мы выдаём желаемое за действительное, особенно, если не допоняли смысла сказанного: так распространился слух о необыкновенности Иоанна, которому якобы не суждено умереть, как всем остальным.
Но на самом деле это было не так.
В случаях, когда мы что-то не допонимаем, лучше переспросить, чем свои версии выдвигать, вводя в заблуждение слушающих.
А если спросить не у кого, то лучше ничего не сказать, чем изобретать ложь.

21:24 ей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие;
Описавший эти события, и есть тот, кто обозначен в этом Евангелии как ученик, которого любил Иисус (13:23).

и знаем, что истинно свидетельство его.
Кажется странным, что Иоанн пишет о себе во множественном числе.
Женевская:
Это письменное свидетельство современника, который, несомненно, хорошо знал Иоанна лично. Поэтому все Евангелие, включая гл. 21, было почти немедленно после написания принято Церковью в качестве канонического.

21:25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Эта гипербола ясно показывает, что каждому из евангельских авторов приходилось из обилия материалов отбирать самое важное.

После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймайте. Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою (ибо он был наг) и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке (ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот), таща сеть с рыбою. Словами: "Иисус явился" евангелист выражает ту мысль, что если бы Он не захотел и по снисхождению не явил Сам Себя, то при нетленном теле и не был бы видим. Для чего он упомянул о месте - море Тивериадском? Для того чтобы показать, что они не боялись уже иудеев так, как прежде, но большой страх отвергли. Они уже не сидели запершись, но выходили из дома, на что прежде не осмеливались, и ходили повсюду, так что дошли и до Тивериады, которая не на малом расстоянии от Иерусалима. Это море в Галилее. - Ученики ловили рыбу, ибо не имели, чем бы другим заняться. Сам Иисус не постоянно находился с ними, Дух еще не был им дарован, и учительство не было им поручено окончательно; посему они и принялись за свое прежнее ремесло. Петр, будучи весьма деятелен, не может оставаться в праздности, но с горячностью стремится к делу, а прочие следуют за ним, потому что они уже не разлучались друг от друга. - Явившись к ним, когда они трудились и утомились, Он не тотчас обнаруживает Себя, а сначала хочет вступить в разговор с ними. Как бы желая купить у них что-нибудь, спрашивает: дети, нет ли у вас чего-нибудь съестного? Когда же они отозвались что нет, и, по Его приказанию, закинув сеть по правую сторону лодки, получили улов, тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: "это Господь". Здесь мы опять находим указание особенностей в учениках: Иоанн был проницательнее, а Петр пламеннее. Поэтому Иоанн первый узнал Господа, а Петр первый поспешил к Нему. Опоясавши себя, Петр выразил почтение к Иисусу, а бросившись в море, выказал свою любовь. Ибо он не удержался, как прочие, но пустился вплавь, хотя они были от берега на расстоянии около двух сот локтей. "Эпендитис" (славянское "епендит", русское "одежда") есть одежда из льняного полотна, какою опоясываются финикийские и сирийские рыбаки, или по нагому телу, или поверх одежды, просто сказать как живописцы изображают апостолов опоясанными поверх одежды. Так как Петр, занимаясь ловлею, был наг, то он опоясывается эпендитом из уважения (ибо это означается опоясанием) и первый спешит к Господу. Событие настоящее не малое, но важное, потому что и много рыбы поймано, потом и сеть не порвалась.

Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых. Угли, рыба и хлеб, которые видят теперь ученики, составляют также чудо. Ибо Он столько человек напитал ими не из готового вещества как прежде в пустыне пятью хлебами (Ин. 6, 9-12) и двумя рыбами, но просто, из ничего. Когда Господь сказал: "придите, обедайте", то никто не спрашивает и не осмеливается спросить. Они не имели уже прежней смелости, но в молчании и со страхом удивлялись Ему; знали, что это Господь, потому и не спрашивали. Видя, что образ Его изменился и исполнен поразительного величия, они сильно изумлялись. Желали бы, по крайней мере, об этом спросить, но страх в сознании, что это был не иной кто, а именно Он, удерживали их от вопроса, и они лишь вкушали то, что Он для них сотворил. Как же сотворил? С полною властью. Ибо Он уже не взирает на небо и не призывает Отца, ибо это делалось тогда из снисхождения. Повелевает принести рыбы, ими пойманной, для того, чтобы показать, что видимое ими не было призраком. Здесь не говорится, чтобы Он ел с ними, а Лука говорит, что Он вместе и ел (Лк. 24, 30. 43). Как Он ел, мы не можем объяснить, ибо это происходило необыкновенным образом, - не потому, чтобы природа Его нуждалась в яствах, но это было делом снисхождения, для доказательства воскресения. Евангелист говорит: "это уже в третий раз явился", и сим показывает, что Он обращался с ними не постоянно и не так, как прежде. - Понимай это, пожалуй, и в созерцательном смысле: когда преобладала тьма идолослужения; тогда была ночь. Пророки, трудившиеся тогда, до явления Христа - Солнца, не поймали ничего. Хотя они, по-видимому, имели в своем неводе один народ израильский, но как и он часто впадал в идолослужение, то, можно сказать, они ничего не поймали. Когда же воссияло утром Солнце правды, и распростерта сеть апостольская, учение поистине правое, в сравнении с которым закон и пророки представляются левою стороною, тогда невод этот вытаскивается, и ко Христу приводятся не одни язычники, которых можно назвать "сто", но и израильтяне, которых можно разуметь под "пятидесятью". Ибо когда войдет полнота язычников, тогда и Израиль спасется (Рим. 11, 25. 26). Три рыбы означают веру во Святую Троицу. Ибо сто и пятьдесят, то есть язычники и иудеи, пойманы не без трех, так как без веры в Троицу никто не называется уловленным. Повеление: "придите, обедайте" служит намеком на то, что святые после трудов своих получают успокоение, довольство и наслаждение. Ибо все, что тогда ни совершалось, ни говорилось, исполнено таинственности. Например то, что Мария почла Его за садовника, по-видимому, просто, но в сем есть и нечто сокровенное. Ибо Он действительно был истинный делатель сада, в саду гроба, как бы в раю, исправляющий женский род, и обольстившую первого садовника - Адама обращающий от обмана и неверия. Ибо обращение Марии и учение о воскресении указывает на то, что женский род обращается и возводится к совершенству.

Когда же они обедали, Иисус, говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так. Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. Так как обед имел у Него цель, то Он вручает Петру попечение об овцах всей вселенной, вручает попечение не иному кому, а ему, во-первых, потому, что он был избранным из всех и был устами всего лика апостолов; потом для того, дабы показать, что он должен иметь дерзновение, так как отречение его заглажено. Об отречении не воспоминает, не порицает за оное, а говорит: если любишь Меня, позаботься о братьях и докажи теперь ту горячую любовь ко Мне, о которой ты говорил, что готов и умереть за Меня. Трижды спрашивает его частью для того, чтобы показать, что Он столько заботится о верующих и столько любит Своих овец, что попечение об овцах Его служит признаком любви к Нему Самому; частью троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение и словами исправляет падение, бывшее на словах. Отселе произошел обычай - от желающих креститься требовать троекратного исповедания. После первого и второго вопроса Петр призывает в свидетели Его Самого, знающего сердца; он уже не надеется сам на себя, не отвечает с поспешностью, но всякий раз прибавляет: "Ты знаешь". Когда же Петр был спрошен и в третий раз, то он смутился, не ошибочно ли он думает о себе, что любит, тогда как, быть может, на деле не любит, потому что и прежде он много думал о себе и крепости своей, однако же последствия опровергли его. И теперь он убоялся того же. Потому и отвечает с благоговением: "Господи! Ты все знаешь", и настоящее, и будущее; Ты знаешь, что ныне я люблю Тебя, как мне кажется, но пребудет ли моя любовь на последующее время, это Ты знаешь, а я не стою сам за себя. Господь, сказав Петру о любви к Себе, предсказывает ему и о мучении, которое он претерпит. Говорит это с тем, чтобы показать, что если Он спрашивает его о любви, то спрашивает не по недоверию к нему, но по уверенности, что он любит, ибо как не любит тот, который будет и замучен за Него? Спрашивал для того, чтобы более обнаружить любовь самого Петра и всех прочих научить, что если мы желаем любить Его, то должны доказать любовь к Нему попечением о братиях. Как же предвещает ему мученичество? Слушай. "Когда ты был молод, то препоясывался сам", и прочее. Так как, говорит, ты любишь Меня и не раз обещался в опасностях за Меня положить душу свою, то будь спокоен; Я исполню твое желание, так что, чего ты не потерпел в молодости, то потерпишь в старости. Напоминает ему о прежней жизни, дабы показать, что духовное с плотским находятся в обратном отношении. В житейских делах полезен молодой, а состарившийся бесполезен; в духовных делах, напротив, подвиг блистательнее тогда, когда наступит старость. Говорит это с целью возбудить его любовь и воспламенить к мученичеству. Намекает ему и на то, что и он будет распят. Ибо слова: "прострешь руки твои, и другой препояшет", указывают не на иное что, как на простертие на кресте и на узы. Словами: "когда ты был молод" и опять: "а когда состаришься" показывает, что Петр тогда был ни молод, ни стар, а совершенный муж. Для чего Господь сказал ему, что "другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь"? Хотя Петр желал мученичества, и желал его пламенно, но слова Господа указывают на сочувствие нашего естества к жизни и на то, что душа неохотно разлучается с телом. Ибо Бог так устроил, и устроил на пользу, чтобы мы не убивали сами себя. Посему-то никто, хотя бы и свят был, не отлагает тела бесстрастно. Евангелист, по обычаю своему, в объяснение слов присовокупляет: "сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога". Иисус, говорит, сказал Петру: "прострешь руки твои" и прочее, давая разуметь, что он потерпит за Него мучение. Смерть Петрову называет славою Божиею, потому что страдание за Него до смерти поистине есть слава Божия. Ибо, если душа не убеждена вполне, что Он есть истинный Бог, то человек и не умрет за Него. А посему смерть святых есть подтверждение славы Божией. Иной, может быть, будет находить различие между названиями: "агнцы" и "овцы", между словами: "питать" и "паси". Под "агнцами", может быть, разумеются начинающие, а под "овцами" - более совершенные. Итак, кто любит Христа, тот должен иметь попечение об агнцах и об овцах, должен "питать" агнцев, то есть иметь над ними надзор более простой, и "пасти" овец, что указывает на высшее руководство. Иногда, впрочем, и совершеннейшие нуждаются в нежном попечении, и приставники овец должны кормить их. "Пасти" выражает надзор более строгий, а "питать" - более нежный. Что же мы воздадим Господу, который так возлюбил нас, что признаком любви к Себе поставил попечение об Его овцах?

И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же обратившись видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет; но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? Господь вручил Петру попечение о всех верующих. Ибо, если Иаков и получил престол в Иерусалиме, то Петр - во всей вселенной. После сего Господь говорит ему: "иди за Мною", показывая попечение о нем и Свое великое расположение к нему. Под следованием разумей здесь и исполнительность во всех делах и словах. Ибо те следуют за Ним, которые идут по следам Его жизни и подражают Его исправности во всем. Может быть, повелевает Петру и чувственно следовать за Собою, являя, как я сказал, Свое особенное расположение к нему. Ибо мы делаем последователями своими тех, кои близки к нам. Когда Петр услышал это и удостоился того, что и вселенная ему будет вручена и что он увенчается мученичеством; то, по сильной любви к Иоанну, спрашивает и о нем: "а он что?" не пойдет ли и он тем же путем, которым и мы? не будет ли и он общником в попечении об овцах и заботе о них? Ибо слова: "иди за Мною", почти то же значат, что ступай, принимай овец, выступай во вселенную. Зная, что Петр заботится об Иоанне и не желает разлучиться с ним, Господь, чтобы прекратить неблаговременный их союз и привязанность друг к другу, говорит: тебе поручено дело; совершай его и следуй за Мною, когда Я вывожу тебя на проповедь, вручаю тебе всю вселенную. Если же Я хочу, чтобы он оставался здесь, в окрестностях Галилеи, и не хочу послать его вместе с тобою: что тебе до того? - Слова: "пока прииду", некоторые понимали так: пока Я не приду на распявших Меня иудеев, чтобы наказать их посредством римлян и разрушить город их. Ибо говорят, что апостол сей (Иоанн) почти до правления Веспасиана находился в нагорных местах, проповедовал и пребывал там, а перед взятием Иерусалима удалился оттуда. Итак, поелику им вручалось великое дело - проповедь, им уже не следовало быть вместе друг с другом, но раздельно пойти одному к тем, другому к другим. - Для чего евангелист упоминает о том, что он преклонялся к груди и спрашивал, кто предаст Тебя? Не просто и не случайно, но чтобы показать, что Петр и после отречения своего имел дерзновение пред Господом. Ибо тот, кто прежде Креста не смел спросить о предателе, но поручал вопрос другому, именно Иоанну, тому теперь вручается попечение о всех, и он не только вопроса о самом себе не поручает другому, но и о том самом ученике, который пользовался особенною пред всеми любовью, спрашивает Господа и становится как бы ходатаем пред Ним. Подивись, пожалуй, скромности евангелиста, с какою он исправляет ошибочное понимание многих, которые не уразумели сказанного о нем Господом, но подумали, что он не умрет. Этого не было, Господь сказал не то, что он не умрет, но что он не будет проповедовать в одно время с Петром, а останется после него. "Пока прииду", то есть пока Я не захочу вывесть и его на проповедь. Тебя Я ныне вывожу на попечение о вселенной, и ты следуй за Мною, а он пусть останется здесь, пока Я опять приду и выведу и его, как тебя. - Некоторые же так понимают: Петр, услышав, что он умрет за Христа, сказал: что же Иоанн? не умрет ли и он? Христос не отверг этого, ибо всяк, кто родился, тот и умрет, а сказал: если Я хочу, чтобы он пребыл, то есть жил до кончины мира и тогда соделался мучеником за Меня. Отселе и говорят, что он жив, а будет умерщвлен антихристом, когда вместе с Илиею станет проповедовать Христа. Если указывают гроб его, что до того? он вошел в него живой, а потом преставлен, как Енох и Илия. Итак, евангелист опровергает ложное мнение тех, кои подумали, что ученик сей не умрет, а будет бессмертен: ибо сущая ложь, чтобы человек был бессмертен. Хотя Енох и Илия не умирали, однако же они смертны. Так и он, хотя не умер, но умрет. Посему понимание слова: не "умрет" в том смысле, что будет бессмертен, ложно. Иные утверждают, что он умер, а слова: "если Я хочу, чтобы он пребыл" понимают так, как мы выше изъяснили. Мы высказали все мнения, чтобы для любопытных ни одно не было безызвестно. По нашему мнению, слова: "чтобы он пребыл, пока прииду" лучше понимать не о жизни, а о разлуке с Петром, как понимал это достославный и златоустый Иоанн.

Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. Из прочих евангелистов ни один не свидетельствовал сам о себе. Говорят, что он после всех приступил к написанию Евангелия, быв подвигнут и возбужден к тому Христом. Потому-то он постоянно упоминает о любви Его к себе, показывая причину, по которой приступил к написанию, и что Христос поручил это дело тому, которого Он любил более прочих. И я знаю, что он говорит истину, то есть: "что я написал, то написал с полною уверенностью, так как я был при всем, при делах и словах, при страданиях и обстоятельствах по воскресении. Посему смело и о самом себе говорю, что я истинен, и вызываю рассмотреть и исследовать каждое в отдельности событие". У нас, людей, когда мы совершенно уверены в истине, есть обыкновение не отказываться от собственного о том свидетельства. Так и апостолы говорили: мы свидетели Ему в том, что говорим, и Дух, которого Он дал повинующимся Ему (Деян. 5, 32). Откуда же видно, что я говорю истину, а не в угоду Учителю? Из того уже, что я многое оставил, видно, что я не хотел угождать Ему. Ибо я выставил на вид все укоризненное, не скрыв и того, что Его называли беззаконником и обманщиком, и даже бесноватым. Очевидно, я не старался угодить Ему. Ибо кто льстит, тот поступает напротив: позорное опускает, а выставляет на вид достославное. - Не удивляйся сказанному, что если бы писать книги о делах Иисуса, то не вместил бы их мир; но помыслы о неизреченной силе Бога Слова и сказанное прими с верою. Ибо как для нас легко говорить, так для Него легко, и даже гораздо легче, творить что Ему угодно. Некоторые же говорят, что это по обычаю Писания сказано гиперболически; ибо у Писания в обычае употреблять гиперболы. Например: "мы видели города, досягающие до неба", "мы видели мужей, и были пред нами, как саранча" (Чис. 13, 29. 33. 34) и тому подобное. В таком же, де, смысле и здесь сказано, что мир не мог бы вместить написанных книг. - Иначе под "миром" разумеют человека, мудрствующего мирское; дела же божественные и таинственные, совершенные Иисусом в мире невидимом и видимом, и в домостроительстве последнего времени, которое исполнено тайн, человек мирской не может понять, по сказанному: "многое имею сказать вам: но вы теперь не можете вместить" (Ин. 15, 12). - Но будем молиться, чтобы дела и слова Господа никогда не приходили у нас в забвение, но чтобы нам всегда раскрывать сию книгу Возлюбленного и изыскивать сокровище, заключающееся в чудесах и учении Иисуса; чтобы нам, очистившись в слове и жизни, в день откровения удостоиться неизреченнейших дел и тайн, которых ныне, находясь в мире, мы не можем вместить, и соделаться совершенными в Самом Христе, Возлюбившем нас, и чрез возлюбленного Своего ученика просветившем нас богословием и познанием Его - Сына, и Отца, и Святаго Духа, Которому слава вовеки. Аминь.

 1 Явление Иисуса семи ученикам при море Тивериадском. 15 Троекратное Иисуса Петру: «Любишь ли ты меня? Паси овец Моих». 20 Выговор Петру; «ты иди за Мною». 24 Истинное свидетельство ученика.

1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:

2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете . Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море.

8 А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою.

9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нём лежащую рыбу и хлеб.

10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали .

11 Симон Петр пошёл и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

12 Иисус говорит им: придите, обедайте . Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь.

13 Иисус приходит, берёт хлеб и даёт им, также и рыбу.

14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своём из мёртвых.

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр Иисус говорит ему: паси агнцев Моих .

16 Ещё говорит ему в другой раз: Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих .

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих .

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь .

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною .

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?»

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною .

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрёт. Но Иисус не сказал ему, что не умрёт, но: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того

24 Сей ученик и свидетельствует о сём, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Иоанна, 21 глава