Гигиеническая профилактика. Гигиена как отрасль профилактической медицины. Работников общественного питания

Каждый человек, считающий себя обладающим среднего интеллекта должен знать анатомию, физиологию и основные характеристики и индивидуальные свойства своего организма, также общие правила сохранения здоровья с точки зрения медицинской науки.

Народная медицина является связывающим звеном с профилактикой здоровья человека. Почему я так говорю. Профилактика своего здоровья, когда станет святым долгом человека, лишь тогда можно ожидать своей будущей жизни с минимальной болезненностью. Ничто другое не спасет человека от грядущей болезни кроме своевременной профилактики. В скором времени фраза народной медицины станет архаичной, места ее займет профилактическая медицина. Тогда этим полезным делом будут заниматься, светили общества, а не как сейчас, больше половины, считающие себя народными врачами, являются чревоугодниками.

Профилактика

Слова профилактика на древнегреческом языке означает предохранение от чего-либо плохого или устранение предстоящего фактора риска. Профилактика осуществляется мероприятиями составляющие основы здорового образа жизни человека и созданием вокруг человека наилучшие условия, обеспечивающие благоприятного контакта с окружающей его средой.
С древних времен высокие умы народа озаботились о сохранении своего ныне существующего здоровья и занимались дальнейшем укреплением силы своего тела. Большое значение придавали соблюдению правил личной гигиены и наилучшего рациона диетического питания, чтобы обрести красоту и здоровья своего тела. Все попытки создания, обеспечивающие долголетие и безболезненную жизнь не увенчались успехом, кроме мифиозного поиска эликсира жизни и философского камня до XIX века. В XIX веке начиналось развития общебиологических, физиологических и медицинских наук, с его отраслями анатомии, гигиены и эпидемиологии и с этого момента возродился широкий размах клинической медицины. Ученым стало ясно перспективы будущей профилактической медицины, и видели в нем счастливую долголетнюю, а также безболезненную общину, где люди, сколько хотят, столько живут и умирают в старости лет не от болезни.
Профилактика болезней делится на общественную профилактику и личную. Обе взаимозависимы друг от друга. Без общественного здоровья не можно обеспечить здоровья индивида, также без наличия здоровья отдельного человека, такое общество, в числа которое входит этот человек нельзя считать здоровое. Это общее правило. Потому что если в коллективе не существует условия, обеспечивающие здорового образа жизни, все члены этого коллектива не защищены от напасти грядущей болезни. В нездоровом коллективе люди начнут болеть один за другими. Не может быть, что один заболел, а другой оставался здоровым. Если не сегодня в будущем его друзья тоже обязательно заболеют. Для профилактики скорейшим образом нужно выявить причину болезни первого заболевшего, чтобы предотвратить болезни других членов этого общества.
Профилактика семейной жизни является гарантом здоровья членов этой семьи. В семье, в которой соблюдаются все меры предосторожности профилактики здоровья, не должны болеть не только члены этой семьи, но и здоровье любимцев семьи тоже должно находиться в отличном состоянии. С точки зрения профилактической медицины, если болеет дома кошка или собака, это говорит о наличии нарушений эпидемиологических правил профилактики в этой семейной среде.

Гигиена

Слово гигиена в древнегреческом языке означает «здоровая». Медицина приняла гигиену как основу обеспечения благоприятной жизни человека, со всеми исходящими из нее атрибутами в личной жизни и социуме. Гигиена – это сочетание множественных правил, собранных человеческим обществом на протяжения многих тысячелетий, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. Общественная и личная гигиена, как и профилактика, сплетаются одна с другой. А также гигиена тесно связана со всеми медицинскими науками, в том числе с биологией, физикой, химией и социально-экономическими науками, и главное качеством заботы государства о здоровье своего народа. В зависимости от системы обеспечения условий здорового образа жизни людей, и соблюдения надзора за гигиеническими нормами, зависит количество заболеваний и рост численности населения. Также от выполнения на местах санитарных норм со стороны общества и его членов определяется продолжительность жизни людей.
Соблюдением гигиенических и санитарных норм заботились люди с древних времен. Элементы санитарных правил можно обнаружить в трудах средневекового врача энциклопедиста Абу Али ибн Сина, а также других авторов до него. Известны перечень санитарных законов в ведических указаниях Древней Индии и Заратуштры. Каким-то образом индейские врачи и азиатские огнепоклонники были знакомы с идеями Имхотепа, жреца времен третей династии фараонов. Индейцы и азиаты в своих сводах законов санитарии повторяли многие гигиенические указания египетского полубога получеловека искусного врача Имхотепа. Имхотеп был автором папируса Эдвина Смита. За Имхотепом через тысячи лет появились идеи Гиппократа о санитарии и гигиене, из которых искусно воспользовался Авиценна и поднял гигиеническую науку до уровня профилактической лечении.
Когда Александр Македонский завоевал Египет, греческие врачи завладели их папирусами и наряду с другими науками у греков начал развиваться медицинская практика полученных египетских жрецов. Еще в те времена считалось, что сопряжение у человека телесной и душевной чистоты обеспечивает его дальнейшее здоровье и благополучия.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА

Ведущим компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта. Систематичес-кая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений спо-собствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты средств гигие-ны (зубных паст, эликсиров) обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, вита-минами, повышая их устойчивость к вредным воздействи-ям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой спо-собствует активации обменных процессов, улучшению кро-вообращения в тканях пародонта.

Индивидуальная гигиена - предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зу-бов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Для достижения наилучшей эффективности от проведения гигиенических мероприятий используются разные сред-ства и предметы по уходу за полостью рта. В последнее вре-мя их ассортимент стал особенно широк и разнообразен.

Используя современные средства для удаления зубного налета с поверхностей зубов, нельзя не учитывать метод, с помощью которого это осуществляется. В настоящее время известны различные методики удаления зубного налета, однако, учитывая индивидуальные особенности полости рта, целесообразно рекомендовать пациенту наилучший метод, с помощью которого будет получен хороший очищающий эффект.

Для достижения этой цели от врача требуется подроб-ный инструктаж и демонстрация на модели выбранного метода, а от пациента - последовательное исполнение дви-жений до полного овладения выбранной методикой с еже-дневным проведением чистки зубов.

Круговой метод Fones. При этом методе происходит очи-щение вестибулярных поверхностей зубов в сомкнутом со-стоянии. Щеточное поле ставится в правый угол на верх-ние или нижние вестибулярные поверхности зубов, очище-ние производится круговыми движениями, исключая крае-вую часть десны. При открывании рта производят очище-ние оральных поверхностей маленькими вращательными движениями. Горизонтальными или вращательными дви-жениями очищаются окклюзионные поверхности зубов. Этот метод показан детям и взрослым.

Метод Leonard. Зубную щетку устанавливают перпен-дикулярно к поверхности зубов, производят вертикальные движения только в направлении от десны к коронке зуба:

на верхней челюсти - сверху вниз, на нижней челюсти - снизу вверх. Вестибулярные поверхности зубов чистят при сомкнутых челюстях, жевательные поверхности очищают движениями щетки вперед-назад. Этот метод известен как метод "от красного к белому" - "от десны к зубу".

Метод Bass . Головку зубной щетки располагают под уг-лом 45°к оси зуба. Концы волокон при этом придавливают к эмали и к сосочкам. В такой позиции производят вибри-рующие движения с небольшой амплитудой. Волокна про-никают в межзубные промежутки и десневую бороздку, тем самым способствуя хорошему удалению налета. Метод Басса не совсем прост. Неправильное положение зубной щет-ки, например, вертикально к оси зуба, приводит к повреж-дению эпителиального прикрепления и десны. Данный ме-тод показан взрослым.

Метод Charters. Головку зубной щетки устанавливают под углом 45° к оси зуба так, что концы волокон, касаясь наружной поверхности коронки, достигают режущего края. Легким нажатием кончики щетинок осторожно проталки-вают в межзубные промежутки. В этом положении осущес-твляют вибрирующие движения. Волокна контактируют с краевой десной и совершают массаж.

Метод Stillmann. При этой методике щетинки зубной щетки устанавливают под углом 45° в направлении корней зубов с последующим разворотом щетки в направлении коронок. При этом щетинки под давлением вычищают меж-зубные промежутки. Во фронтальном участке полости рта зубную щетку устанавливают вертикально, и техника чист-ки повторяется. В области каждого зуба эти движения ре-комендуется повторять 4-5 раз.

Модифицированный метод Stillmann. Зубная щетка уста-навливается параллельно оси зубного ряда, при этом ще-тинки покрывают коронковую часть зубов и слизистую. Щетинки придавливаются к зубному ряду в области сли-зистой, а затем мелкими вибрирующими движениями щет-ка поднимается до уровня жевательной поверхности.

Стандартный метод чистки зубов Пахомова Г. Н. Зубной ряд условно делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти. При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки распо-лагают под углом 45° к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу, одновременно удаляя налет с зубов десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (возвратно-поступательными) движениями так, что волокна щетки проникают глубоко в фиссуры и меж-зубные промежутки.

Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов вер-хней и нижней челюстей очищают такими же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым уг-лом к ним и захватывают не только зубы, но и десну. Заканчивают чистку всех сегментов круговыми движе-ниями.

Зубные щетки

Зубная щетка является основным инструментом для уда-ления отложений с поверхности зубов и десен. Известно, что народы Азии, Африки, Южной Америки использовали приспособления, подобные зубной щетке, еще 300-400 лет до н. э. Зубные щетки стали применять в России примерно в XVIII в. В настоящее время существует множество моде-лей зубных щеток, предназначением которых является уда-ление зубного налета с гладких и окклюзионных поверхнос-тей зубов. Зубная щетка состоит из ручки и рабочей части (голов-ки) с расположенными на ней пучками щетинок. Типы зуб-ных щеток отличаются формой и размерами ручек и рабо-чей части, расположением и густотой, длиной и качеством щетинок. Для зубных щеток используют натуральную щетину или синтетическое волокно (нейлон, сетрон, перлон, дедерлон, полиуретан и др.). Однако по сравнению с синтетическим волокном натуральная щетина обладает рядом недостатков: наличием срединного канала, заполненного микроорганиз-мами, трудностью содержания щеток в чистоте, невозмож-ностью идеально ровной обработки концов щетинок и слож-ностью придания ей определенной жесткости. Эффективность использования зубной щетки определя-ется правильным индивидуальным подбором с учетом ее жесткости, величины щеточного поля, формы и частоты кустопосадки волокон.

Существует пять степеней жесткости зубных щеток:

  • Очень жесткие;
  • Жесткие;
  • Средние;
  • Мягкие;
  • Очень мягкие.

Рекомендации пациентам по использованию зубной щет-ки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости. Как правило, детские зубные щетки изготавли-вают из очень мягкого или мягкого волокна. Зубные щетки такой же степени жесткости рекомендуется использовать пациентам с поражением пародонта. Жесткие и очень жес-ткие зубные щетки можно рекомендовать лишь лицам со здоровыми тканями пародонта, однако, при неправильном методе чистки они могут травмировать десну и вызвать ис-тирание твердых тканей зуба.

Следует отметить, что щетки средней жесткости и мяг-кие наиболее эффективны, так как щетинки у них более гибкие и лучше проникают в межзубные промежутки, фис-суры зубов и поддесневые участки.

Величина рабочей части определяет способность зубной Щетки очищать все поверхности зубов, даже труднодоступные. В настоящее время (как для взрослых, так и для детей) рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, Которыми легко манипулировать в полости рта. Ее размеры для детей - 18-25 мм, для взрослых - не более 30 мм, при этом волокна организованы в пучки, которые располага-ется обычно в 3 или в 4 ряда. Такое расположение волокон позволяет лучше очистить все поверхности зубов.

Существует множество моделей зубных щеток с различными фор-мами рабочей части.

  • Зубные щетки с V - образной посадкой пучков волокон рекомендуется использовать для очищения налета с кон-тактных поверхностей зубов у лиц, имеющих широкие меж-зубные промежутки. В большинстве случаев рабочая часть зубных щеток име-ет пучки щетинок различной высоты: более длинные (мяг-кие) по периферии, более короткие - в центре.
  • Новые модели зубных щеток имеют силовой выступ для лучшего очищения моляров и глубокого проникновения в межзубные промежутки, а также активное углубление, ко-торое позволяет очищать все поверхности зубов и прово-дить массаж в области прикрепленной десны. Некоторые головки зубных щеток состоят из сочетания пучков щетинок, различной высоты и расположенных, под разным углом к основанию. Каждая группа пучков способ-ствует более тщательному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; короткие - в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направлении, про-никая в зубо-десневую борозду, удаляют зубной налет из пришеечной области. Новые модели зубных щеток часто имеют индикатор -два ряда пучков волокон, окрашенных разноцветными пи-щевыми красителями. По мере использования щетки про-исходит их обесцвечивание. Сигнал для замены щетки - обес-цвечивание на 1/2 высоты щетинки, что обычно происходит через 2-3 месяца при ежедневной двухразовой чистке зубов.
  • Формы ручки зубных щеток также могут быть различны: прямые, изогнутые, ложкообразные и др., однако, длина ее должна быть достаточной, чтобы обеспечить максимальные удобства при чистке зубов.
  • Существуют зубные щетки, у которых при чистке зубов (в течение 2-3 минут) изменяется первоначальный цвет ручки. Такую модель зубной щетки целесообразно реко-мендовать детям, что дает возможность приучить ребенка правильно чистить зубы. Таким же свойством обладают зуб-ные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движениях щетки издает-ся звук, а при горизонтальных (неправильных) зубная щет-ка "молчит".
  • Электрические зубные щетки - с их помощью осущес-твляются круговые или вибрирующие автоматические дви-жения рабочей части, это позволяет тщательно удалять зуб-ной налет и одновременно осуществлять массаж десен. При-менение электрической зубной щетки можно рекомендо-вать детям, инвалидам или пациентам с недостаточной лов-костью (сноровкой).
  • К дополнительным средствам гигиены полости рта от-носятся зубочистки, зубные нити (флоссы), специальные зубные щетки и ершики.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых повер-хностей зубов. При использовании зубочисток их помещают под углом 45° к зубу, при этом конец ее находится в десневой бороздке, а сторона прижата к поверхности зуба. Затем кончик зубочистки продвигают вдоль зуба, следуя от основания бо-роздки к контактной точке зубов. При неправильном исполь-зовании зубочистки возможна травма межзубного сосочка и изменение его контура. Это в свою очередь приводит к образо-ванию пространства, щели между зубами. Зубочистки изготавливают из дерева и пластмассы, фор-ма их может быть треугольной, плоской и круглой, иногда зубочистки ароматизируют ментолом.

Флоссы предназначены для тщательного удаления зуб-ного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Флоссы могут быть вощеными и невощеными, круглы-ми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой.

Способ применения нити. Нить длиной 35 - 40 см накру-чивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторожно вводят натянутую нить (с помощью ука-зательных пальцев - на нижней челюсти и больших пальцев - на верхней челюсти) по контактной поверхности зуба, ста-раясь не травмировать зубодесневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. После-довательно производят очищение контактных поверхнос-тей со всех сторон каждого зуба. При неумелом примене-нии можно поранить десну, поэтому использование нитей возможно только после предварительного обучения паци-ента. Дети могут самостоятельно пользоваться флоссами, начиная с 9 - 10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у детей рекомендуется родителям.

В настоящее время стали использоваться нити, пропи-танные фторидами. Такой вид гигиенической продукции позволяет дополнительно укрепить эмаль в труднодоступ-ных местах для чистки зубов и способствовать предотвра-щению кариеса. Кроме того, существуют суперфлоссы - нити с односто-ронним утолщением. Эти нити позволяют очищать кон-тактные поверхности зубов, а также способствуют более тща-тельному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедических и ортодонтических конструкций.

Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежутков, пришеечных областей зубов, про-странств под мостовидными протезами и несъемными ортодонтическими конструкциями. Их рабочая часть может со-стоять из одного пучка волокон, подстриженного в виде ко-нуса или нескольких пучков, размещенных в одном ряду.

Зубные пасты

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошим дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Основными компонентами зубных паст являются абразив-ные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, а также отдушки, красители и вещества, улучшающие вкусовые ка-чества пасты. Эффективность чистки зубов зависит от аб-разивных компонентов паст, которые обеспечивают очи-щающее и полирующее действие.

  • Абразивные вещества ре-агируют с неорганическими соединениями эмали зуба. В связи с этим, наряду с классическим абразивным соедине-нием - химически осажденным мелом, широко используют дигидрат дикальцийфосфата, моногидрат дикальцийфосфата, безводный дикальцийфосфат, трикальцийфосфат, пирофосфат кальция, нерастворимый метафосфат натрия, гид-роокись алюминия, двуокись кремния, силикат циркония, полимерные соединения метилметакрилата. Часто приме-няют не одно абразивное вещество, а смесь двух компонен-тов, например, мела и дикальцийфосфата, мела и гидро-окиси алюминия, дигидрата дикальцийфосфата и безводного дикальцийфосфата и др.
  • Каждое абразивное соединение имеет определенную сте-пень дисперсности, твердость, значение рН, от которых за-висят абразивная способность и щелочность полученных на их основе паст. При разработке рецептур выбор абрази-ва зависит от свойств и назначения зубных паст. Среди синтетических гидроколлоидов широкое применение находят производные целлюлозы, хлопчатника или древесины - натрийкарбоксиметилцеллюлоза, этиловый и метиловый эфиры целлюлозы.
  • Многоатомные спирты - глицерин, полиэтиленгликоль - применяют в составе зубных паст для получения пластич-ной, однородной массы, которая легко выдавливается из тубы. Эти спирты способствуют сохранению влаги в пасте при хранении, повышают температуру замерзания, увели-чивают стабильность образующейся при чистке зубов пены, улучшают вкусовые качества пасты.
  • Из пенообразующих веществ в зубных пастах использу-ют поверхностно-активные вещества, такие как ализари-новое масло, лаурилсульфат натрия, натрийлаурилсаркозинат и натриевую соль таурида жирных кислот. Ком-поненты зубной пасты должны быть безвредными, не ока-зывать на слизистую полости рта раздражающего действия и обладать высокой пенообразующей способностью.
  • В последнее время нашли применение гелеобразные зуб-ные пасты, полученные на основе соединений окиси крем-ния и обладающие высокой пенообразующей способностью. Гелевые пасты приятны на вкус, имеют разную окраску за счет добавляемых красителей, однако очищающая способ-ность некоторых из этих паст ниже, чем паст, содержащих меловую основу или дикальцийфосфат.

Зубные пасты могут содержать биологически активные компоненты, что делает возможным их использование в качестве основных средств и болезней пародонта.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторидсодержащие зубные пасты. Эти пасты ре-комендуются детям и взрослым для профилактики кариеса зубов.

В качестве противокариозных добавок в состав зубных паст вводят фториды натрия и олова, монофторфосфат, под-кисленный фосфатами фтористый натрий, а в последнее время и органические соединения фтора (аминофториды).

Фториды увеличивают резистентность зубов к кислотам, образуемым микроорганизмами зубного налета, усиливают реминерализацию эмали и угнетают метаболизм микроор-ганизмов налета. Установлено, что непременным условием для профилактики кариеса является наличие активного (не-связанного) иона фтора.

Зубные пасты для взрослого населения, содержат от 0,11% до 0,76% фторида натрия или от 0,38% до 1,14% монофторфосфата натрия. В составе детских зубных паст фтористые соединения находятся в меньшем количестве (до 0,023%). Сочетание фторида натрия и кальций и кремнийсодержащих абразивов в составе некоторых зубных паст пред-ставляет собой особую систему Флуористат.

Для снижения количества зубного налета и ингибирования роста кристаллов зубного камня в зубные пасты вклю-чают такие компоненты, как триклозан, который оказыва-ет антибактериальное воздействие на грамположительные и грамотрицательные бактерии, и кополимер, способству-ющий пролонгированному действию триклозана в течение 12 часов после чистки зубов. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее ре-зистентность к кислотной деминерализации за счет обра-зования более устойчивых к растворению структур. Пасты, содержащие в своем составе фосфаты калия, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действи-ем. Подобный эффект имеют зубные пасты, содержащие производные хитина и хитозана, которые обладают сродст-вом к белкам и способны ингибировать адсорбцию Strepto-coccus mutans, mitis, sanguis на поверхности гидроксиапатита. Компоненты, входящие в состав некоторых зубных паст, такие как ремодент 3%, глицерофосфат кальция 0,13%, синтетический гидроксиапатит (от 2% до 17%) способству-ют уменьшению повышенной чувствительности эмали за счет закрытия входных отверстий дентинных канальцев.

Применение лечебных зубных паст является простой и доступной формой предупреждения и лечения болезней пародонта. В их состав вводят биологически активные вещес-тва: ферменты, витамины, микроэлементы, соли, антисеп-тики, лекарственные травы.

Зубные пасты, содержащие в качестве активного ком-понента рапу Поморийских лиманов, улучшают кровоснаб-жение тканей пародонта, их трофику, оказывают профилак-тическое и лечебное действие.

Противовоспалительное действие оказывают зубные пас-ты с добавками препаратов на основе лекарственных трав: ромашки, зверобоя, гвоздики, тысячелистника, аира болот-ного, календулы, шалфея, экстракта корня женьшеня. Зуб-ные пасты, содержащие экстракт лаванды, оказывают уме-ренное бактерицидное действие на стрептококки и стафи-лококки и выраженное действие - на грибы Candida albicans.

Для ускорения регенераторных процессов слизистой обо-лочки в зубные пасты вводят биологически активные ком-поненты - ферменты, масляные растворы витаминов А и Е, каротолин.

В последнее время широко используются лечебно-про-филактические зубные пасты, способствующие уменьшению кровоточивости десны, обладающие слабым обезбо-ливающим, выраженным противовоспали-тельным и реге-неративным эффектом. В состав таких паст входят несколько лекарственных растений. Например, шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация, мирра и ратания; комплексная смесь, сочетающая хлорофилл, витамин Е и экстракты лекарствен-ных растений.

Жевательная резинка - средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения ко-личества слюны и скорости слюноотделения, что способ-ствует очищению поверхностей зуба и нейтрализации орга-нических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Жевательная резинка проявляет свое воздействие на ткани полости рта следующими способами:

  • увеличивает скорость слюноотделения;
  • стимулирует выделение слюны с повышенной буфер-ной емкостью;
  • способствует нейтрализации кислот зубного налета;
  • благоприятствует смыванию слюной труднодоступных участков полости рта;
  • улучшает клиренс сахарозы из слюны;
  • способствует удалению остатков пищи.

В состав жевательной резинки входят: основа (для свя-зывания всех ингредиентов), подсластители (сахар, куку-рузный сироп или сахаро-заменители), отдушки (для хоро-шего вкуса и аромата), размягчители (для создания соот-ветствующей консистенции во время жевания).

Одним из наиболее важных свойств жевательной резин-ки является ее способность в три раза, по сравнению с со-стоянием покоя, увеличивать слюноотделение, при этом слюна поступает и в труднодоступные межзубные участки.

В настоящее время преимущественным влиянием поль-зуется жевательная резинка, содержащая сахарозаменители, особенно ксилит, антикариесо-генный эффект которого впервые был показан исследованиями в Университете Турку, Финляндия. Ксилит, поступивший с жевательной резин-кой, остается в полости рта достаточно долго и оказывает благоприятное воздействие.

Следует остановиться на возражениях против использо-вания жевательной резинки, упоминающих о заболеваниях желудка, поражениях височнонижнечелюстного сустава. Если жевательную резинку использовать правильно, такая патология не возникнет.

В соответствии с результатами многочисленных иссле-дований, можно предложить следующие рекомендации по использованию жевательной резинки:

  • жевательную резинку следует использовать и детям, и взрослым;
  • лучше применять жевательную резинку, не содержа-щую сахара;
  • пользоваться жевательной резинкой следует, по воз-можности, после каждого приема пищи и сладостей;
  • во избежание нежелательных последствий использо-вать жевательную резинку следует не более 20 минут после приема пищи;
  • необходимо помнить, что бесконтрольное и беспоря-дочное исполь-зование жевательной резинки много раз в течение дня может принести вред.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания по-лости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, пред-упреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта. В состав эликсиров обычно добавляют биологически-активные компоненты. Эликсир "Ксидент" содержит фторид натрия, препарат ксидифон, который, являясь регулятором уровня кальция в организме, препятствует образованию зуб-ного налета и камня. Он оказывает противокариозное, про-тивовоспалительное и дезинфицирующее действие.

Выраженным противовоспалительным и дезодорирую-щим свойством обладают эликсиры "Лесной", "Paradontax", "Salviathymol", содержащие в своем составе комплексы рас-тительных добавок - настои трав шалфея, ромашки, мир-ры, эхинацеи.

Регулярное использование перед чисткой зубов ополас-кивателя "Plax" с активными компонентами (триклозаном, фторидом натрия) способствует эффективному удалению зубного налета, снижению кариеса зубов.

Эликсир "Sensitive", имеющий в составе фторид олова, оказывает противокариозное действие и способствует сни-жению повышенной чувствительности эмали зубов.

Гигиена лечебно-профилактических учреждений

Значение оптимальных гигиенических условий в больницах для успешного лечения. Больничное строительство и обеспеченность коечным фондом в Российской Федерации. Системы строительства больниц (централизованная, блочная, децентрализованная, смешанная). Гигиенические требования к размещению и планировке участка лечебно-профилактических учреждений.

Внутренняя планировка больниц и поликлиник. Планировка приемного отделения. Больничное отделение, палатная секция, ее планировка и оборудование. Гигиенические требования к ориентации различных функциональных помещений больниц. Требования к внутренней отделке помещений ЛПУ. Гигиенические требования к освещению, отоплению и вентиляции больничных помещений. Особенности вентиляции детских инфекционных больниц. Водоснабжение, канализование ЛПУ. Обезвреживание отходов больниц.

Особенности планировки инфекционных больниц. Преимущества боксированных отделений перед профилированными. Устройство боксов, полубоксов. Борьба с внутрибольничными инфекциями.

Особенности планировки детских больниц, площади, набор помещений.

Санитарно-охранительный режим при организации питания в детских ЛПУ.

Гигиена детей и подростков

здоровье население гигиена труд

Гигиена детей и подростков как одно из основных направлений деятельности врача-педиатра. Основные проблемы и содержание гигиены детей и подростков. Возрастная морфология и физиология как основа нормирования среды обитания детей и подростков. Возрастные анатомо-физиологические особенности органов и систем детского организма. Гигиена детей и подростков как залог здоровья взрослого населения и увеличения продолжительности жизни.

Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков. Основные закономерности роста и развития детей. Физическое развитие как один из важнейших показателей здоровья. Влияние различных факторов, в том числе социальных, на физическое развитие подрастающего поколения. Методы исследования физического развития (сигмальный, регрессионный, центильный и др.). Возрастные стандарты физического развития. Комплексная оценка физического развития. Оценка уровня биологического развития в дошкольном и школьном возрасте. Акселерация, децелерация, стагнация, секулярный тренд, его гигиеническое значение.

Критерии оценки состояния здоровья детей. Распределение детей по группам здоровья при массовых профилактических медицинских осмотрах.

Возрастные анатомо-физиологические особенности костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, пищеварения, кожи, центральной и периферической нервной системы и органа зрения. Нарушения и заболевания, возникающие у детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. «Школьные» болезни. Патология опорно-двигательного аппарата (сколиозы, нарушения осанки, плоскостопие), вегетососудистые дистонии (юношеская гипертензия, гиподинамическая гипотензия), простудные заболевания, миопия, аллергические реакции на вещества, мигрирующие из товаров детского ассортимента и др. Меры профилактики.

Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Значение особенностей высшей нервной деятельности детей и подростков в организации учебно-воспитательного процесса. Развитие утомления у детей разного возраста, переутомление и его профилактика. Сон, его физиологическая сущность. Гигиенические требования к продолжительности и условиям организации сна. Физиологические основы режима дня. Понятие о динамическом стереотипе, особенности режима дня для детей преддошкольного, дошкольного и школьного возраста. Продолжительность и методика проведения обязательных занятий в дошкольном учреждении. Гигиенические аспекты проблемы «школьной зрелости». Определение готовности детей к обучению в школе по комплексу медицинских и психофизиологических критериев.

Гигиена учебных занятий в школе. Адаптация детей к учебному процессу в начале обучения. Гигиенические принципы организации учебного процесса. Работоспособность, физиологические методы ее определения. Гигиенические требования к организации урока, учебного дня, учебной недели.

Гигиенические требования к учебным изданиям и техническим средствам обучения. Профилактика нарушений состояния здоровья при работе на персональных компьютерах.

Особенности учебно-воспитательной работы в специализированных школах, школах-интернатах, учреждениях для детей-сирот, детских санаториях. Режим дня в оздоровительных учреждениях (загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием детей, туристические базы, палаточные лагеря и т.д.). Критерии эффективности оздоровления детей и подростков.

Гигиенические основы физического воспитания. Двигательная активность детей и подростков. Профилактика гиподинамии. Основные принципы физического воспитания (комплексность, систематичность, постепенность с учетом состояния здоровья). Медицинские группы для занятий физической культурой. Временные и постоянные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой. Профилактика спортивных травм и заболеваний, связанных с занятиями физическими упражнениями. Формы физического воспитания (урок физкультуры, физкультминутки, динамические паузы, внешкольные и внеклассные занятия физкультурой). Организация занятий и требования к построению урока физкультуры.

Закаливание детей и подростков как составная часть физического воспитания. Закаливание естественными факторами внешней среды (вода, солнце, воздух) в зависимости от возраста, состояния здоровья, и сезона года. Физиологическое обоснование и методика проведения воздушных и солнечных ванн. Физиологическое обоснование и методика проведения водных процедур: обтирания, обливания, контрастный душ, купание в естественных водоемах и плавательных бассейнах. Медицинские группы для проведения закаливающих процедур в детских учреждениях.

Гигиенические основы трудового и производственного обучения. Влияние труда на физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков. Нормирование видов труда в зависимости от пола и возраста. Организация трудового обучения для учащихся начальных классов (I-IV), для учащихся средней школы (V-VIII) мальчиков и девочек. Влияние распределения уроков труда в расписании дня и недели на работоспособность учащихся. Гигиенические требования к планировке и оборудованию мастерских трудового обучения.

Организация производственного обучения учащихся старшей школы (IX-XI). Гигиенические требования к выбору базы для проведения производственного обучения, режиму рабочего дня, производственной нагрузке. Гигиенические принципы организации производственного обучения и практики в сельском хозяйстве. Перечень противопоказаний для работы в учебных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве для учащихся V-XI классов.

Гигиенические принципы организации производственного процесса в учреждениях начального профессионального образования. Влияние различных факторов производственной среды на организм подростков. Вопросы техники безопасности при трудовом, производственном и профессиональном обучении. Профилактика травматизма в школьных мастерских и на производстве. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация. Медицинские показания и противопоказания к разным видам трудовой деятельности подростков. Профессиональная пригодность, критерии профессиональной пригодности.

Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию учреждений для детей и подростков. Сеть детских учреждений в зависимости от возрастной структуры населения. Гигиенические требования к размещению детских и подростковых учреждений на территории населенных пунктов. Радиус обслуживания. Гигиенические требования выбору участка, его размеры, планировка, благоустройство, озеленение и инсоляция в зависимости от профиля учреждений.

Гигиенические требования к планировке дошкольных образовательных учреждений, вместимость. Принцип групповой и индивидуальной изоляции. Необходимый набор помещений групповой ячейки, их взаимное расположение. Гигиенические требования к отдельным помещениям и их оборудованию (спальня, туалетная, групповая и т.д.).

Гигиенические основы планировки школ, школ полного дня. Гигиенические требования к набору помещений, их расположению, оборудованию.

Особенности планировки школ-инернатов. Помещения для младших и старших воспитанников. Гигиенические требования к учебным помещениям, спальням, изолятору, пищеблоку, их оборудование.

Гигиенические принципы планировки загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Павильонный тип размещения помещений на территории. Гигиенические требования к спальным корпусам, изолятору, пищеблоку. Возможность организации и проведения оздоровительных мероприятий.

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму, инсоляции, естественному и искусственному освещению.

Гигиенические требования к мебели и оборудованию в детских учреждениях. Размещение учебного, лабораторного и производственного оборудования в классах, кабинетах, лабораториях и мастерских. Гигиенические требования к размерам, конструкции и окраске инструментария для производственных и сельскохозяйственных работ.

Гигиенические требования к детским игрушкам, материалы для их изготовления, правила обработки и дезинфекции игрушек в детских учреждениях.

Гигиеническое воспитание и обучение в детских учреждениях - одна из основных предпосылок снижения заболеваемости детского населения. Содержание и формы работы по гигиеническому воспитанию в детских учреждениях.

Гигиенические требования к детской одежде. Гигиеническая классификация детской одежды, требования к материалам для ее изготовления. Использование детской одежды в зависимости от климата, сезона года, вида деятельности. Гигиенические требования к детской обуви, ее конструкции в связи с анатомо-физиологическими особенностями детской стопы, материалам для ее изготовления.

Основные направления работы врача детских и подростковых учреждений. Задачи дошкольно-школьного отделения поликлиники. Лечебно-оздоровительные и противоэпидемические мероприятия. Медицинское сопровождение организованных коллективов, направляющихся к месту отдыха. Гигиеническое воспитание.


Медицина- область науки и практической деятельности, имеющая целью сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Из данного определения совершенно очевидно просматриваются два направления медицины: лечебное и профилактическое. Дихотомия цели медицины предполагает для ее достижения использовать два метода: первый - лечение заболевших людей и второй -предупреждение болезней и преждевременного изнашивания организма, то есть профилактику.

Гигиена как родоначальница профилактической медицины является коллективной дисциплиной. Она, как и лечебная медицина, имеет свой специфический объект изучения - практически здорового человека (индивидуальное здоровье), коллективы практически здоровых людей, популяции, все население страны (общественное здоровье). При этом под практически здоровым следует понимать такого человека, который способен полностью выполнять свои биологические и социальные функции.

Мировоззренческой категорией, выражающей состояние здорового человека, является здоровье. Единого общепринятого определения термина «здоровье» в медицинской науке нет. По определению Всемирной организации здравоохранения(ВОЗ), под здоровьем понимают состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Специалист, занимающийся предупреждением болезней, относится к врачам-профилактикам (их еще называют «врачи-гигиенисты», «санитарные врачи»).

Несмотря на принадлежность медицинских специалистов к лечебному (клиническому) или профилактическому профилю, все они в той или иной мере обязаны заниматься профилактикой. Другое дело, что масштабы и характер их деятельности в этой области различаются. В настоящее время ВОЗ выделяет три вида профилактики: первичную, вторичную и третичную.Первичная профилактика имеет целью предупреждение возникновения и развития любого заболевания, травмы, отравления и других патологических состояний. Вторичная профилактика направлена на предупреждение осложнений возникшей у человека болезни, перехода ее в хроническую форму. Третичная профилактика имеет целью предупреждение инвалидности и смертности.

Нетрудно заметить, что цель первичной профилактики полностью совпадает с целью гигиены. Поэтому выполнение данной установки - задача преимущественно врачей-профилактиков или санитарных врачей.

Что касается вторичной и третичной профилактики, то они лежат в плоскости задач лечебного, а точнее - лечебно-профилактического направления медицины. В этой связи их нередко объединяют и именуют вторичной профилактикой.

Профилактические мероприятия могут носить многоуровневый характер: индивидуальный, общественный (семья, коллектив, ведомство и пр.), государственный, межгосударственный и планетарный.

В достижении цели первичной профилактики приоритетное значение имеют меры социально-экономического характера: рациональные условия труда, быта и отдыха; полноценное и безопасное питание и водоснабжение ; благоприятная окружающая среда и другие. Меры медицинского характера предполагают проведение гигиенического воспитания, санитарно-эпидемиологического надзора, иммунизации и других мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Немаловажное значение в профилактике заболеваний имеют установки индивидуального характера и прежде всего соблюдение здорового образа жизни (ЗОЖ).

Нельзя не признать того факта, что благодаря использованию метода профилактики в медицине удалось достигнуть больших успехов в снижении заболеваемости, смертности, продлении жизни людей.

Особенно наглядно это видно на примере инфекционной заболеваемости, детской смертности. Ушли в историю эпидемии таких грозных заболеваний, как чума, натуральная оспа, холера и др. До минимальных уровней снизилась заболеваемость брюшным тифом и паратифами, детскими болезнями и т.д.

2)Развитие гигиены в России. Вклад Доброславина и Эрисмана в формирование гигиены

Гигиенические знания, основанные на жизненных наблюдениях, зародились в глубокой древности. Первые гигиенические трактаты, дошедшие до нас («О здоровом образе жизни», «О воде, воздухе и местностях»), принадлежат перу великого врача Древней Греции Гиппократу (460-377 гг. до н. э.). Первые городские водопроводы, больницы были построены в Древнем Риме. Из Древней (Киевской, Новгородской) Руси к нам также приходят эмпирические знания о гигиене. Достаточно вспомнить известный трактат о быте русской семьи – «Домострой», где изложены основы правильного хранения продуктов, уделено внимание соблюдению чистоты и опрятности.

Первую кафедру гигиены в России создал в 1871 г. в Военно-хи­рургической академии Алексей Петрович Доброславин (1842-1889). Ученый придавал большое значение необходимости внедрения в практику гигиены лабораторных методов исследования, организовал химико-аналитическую гигиеническую лабораторию, основал первый в России гигиенический журнал «Здоровье» и стал его редактором. А.П. Доброславин был убежденным сторонником необходимости научно-экспериментального обоснования практи­ческих санитарных рекомендаций.

Федор Федорович Эрисман (1842-1915) был уроженцем Швейца­рии, однако как ученый и общественный деятель он сформировался в России. В 1882 г на медицинском факультете Московского универ­ситета была создана кафедра гигиены, которую в 1884 г. он возглавил. Он много работал в области гигиены детей и подростков (до сих пор известна универсальная парта Эрисмана), социальной гигиены, заложил основы изучения влияния средовых факторов на здоровье подрастающего поколения , доказал, что физическое развитие может выступать в качестве показателя санитарного благополучия детског

о населения.

3)Деятели отечественной гигиенической науки и санитарного дела (Хлопин, Семашко, Соловьев)

Значительный вклад в становление и развитие отечественной ги­гиены внес также известный ученый-гигиенист Г. В. Хлопин.

Григорий Витальевич Хлопин (1863-1929) окончил физико-ма­тематический факультет Петербургского (1886) и медицинский факультет Московского (1893) университетов. Он был учеником Ф.Ф. Эрисмана, возглавлял (1918-1929) кафедры обшей и военной гигиены Военно-медипинской академии. Г.В. Хлопин - автор учеб­ников и руководств по гигиене, таких как «Основы гигиены», «Курс общей гигиены», «Практические пособия по методам санитарных исследований», «Военно-санитарные основы противогазового дела» и др., редактор журнала «Гигиена и санитария». Большое внимание Г.В. Хлопин уделял разработке методов санитарно-химических ис­следований, вопросам гигиены водоснабжения, охраны чистоты во­доемов, жилища, гигиены питания и т.д.

В дореволюционной России не существовало общегосударствен­ной системы санитарного надзора.

После революции 1917 г. (пятый период) в России наступил новый этап развития отечественной гигиены. Первоочередными задачами советской власти были ликвидация эпидемий и улучшение санитар­ного состояния страны.

В развитии гигиенической науки и санитарной практики значи­тельную роль сыграли выдающиеся ученые и организаторы советско­го здравоохранения. Первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко с первых дней советской власти проводил титаническую организа­торскую работу по обеспечению санитарного благополучия страны, разрабатывал важнейшие законодательные документы по вопросам профилактической медицины.

Большая роль в развитии санитарной организации СССР принад­лежит и 3,П. Соловьеву - многолетнему руководителю Военно- санитарной службы Красной армии. Особое значение имеют его труды, обосновывающие необходимость единого лечебно-профи­лактического направления медицины. З.П. Соловьев подчеркивал, что «одни только лечебные мероприятия, взятые сами по себе, без связи с широкими мерами воздействия на вызывающую те или иные болезни среду, остаются бессильными и обречены на заведо­мую неудачу». Как выдающийся гигиенист он многое сделал для ор­ганизации гигиенического обеспечения Красной армии в отношении норм питания, обмундирования, строительства казарм.

4) Вклад крупнейших клиницистов и физиологов (Мудров, Пирогов, Сеченов, Павлов) на развитие профилактической гигиены

Мудров – система гигиенических мероприятий по предупреждению болезней; сформулировал задачи гигиены вообще и военной гигиены в особенности; предлагал ввести военную гигиену в курс преподавания; М. Я. Мудров – создатель первого руководства и многих работ по военной гигиене. Он утверждал, что гигиена должна базироваться на знании физиологии, физики и химии. Он привлек внимание русской медицинской общественности к задачам гигиены , заложил основы военной гигиены в России.

Н. И. Пирогов писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной». В актовой речи, произнесенной в 1873 г.

На необходимость развития профилактического направления в медицине указывали в свое время крупнейшие отечественные физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов, доказавшие, что ме­жду организмом человека и окружающей средой существует тес­ная взаимосвязь и постоянное воздействие факторов среды на организм является причиной многих болезней. И. П. Павлов го­ворил: "Только познав все причины болезни, настоящая меди­цина превращается в медицину будущего, т. е. гигиену в широ­ком смысле слова", тем самым предопределяя глубокий смысл, важность и благородное назначение гигиены как науки.

Боткин подчеркивает профилактическое направление русской клиники. "Главнейшие и существенные задачи практической медицины - предупреждение болезни, лечение болезни развившейся и, наконец, облегчение страданий больного человека". В этой формуле, которая и по настоящее время наиболее правильно и вместе с тем предельно лаконичной форме определяет задачу борьбы с заболеваниям и, на первом месте стоит принцип профилактики.

5) понятие о « Биосфере « и « Окружающей среде»

В настоящее время существуют три взгляда на биосферу.

1.Биосфера – это совокупность живых организмов в сферическом пространстве планеты.

2.Биосферой следует называть не только живые существа, но и среду их обитания. Между тем средой обитания являются: воздух, вода, горные породы и почвы, которые представляют собой самостоятельные природные образования со своими специфическими свойствами и присущим только им вещественным составом. Поэтому отнесение их к биосфере является неправильным, так как эти природные образования – компоненты других сред.

3.В биосферу необходимо включать не только среду обитания, но и результат деятельности организмов, живших ранее на Земле. Однако более 30 % пород земной коры имеют органогенное происхождение. Вряд ли можно все эти породы включать в биосферу

С гигиенической точки зрения окружающая среда представляет собой совокупность природных и социальных элементов, с которыми человек неразрывно связан и которые оказывают на него влияние на протяжении всей жизни (см. рис. 1.2), являясь внешним условием или средой его существования.

К природным элементам относятся воздух, вода, пища, почва, радиация, растительный и животный мир. Социальными элементами окружения человека являются труд, быт, социально-экономический уклад общества. Социальные факторы во многом определяют образ жизни человека (подробнее см. гл. 13).

Понятие окружающей среды (природной и искусственной) включает в себя понятия внешней и производственной среды.

Под внешней средой следует понимать часть окружающей среды, непосредственно контактирующей с эпителием кожи и слизистых оболочек , а также воздействующей на все виды рецепторов человека, воспринимающих окружающий мир индивидуально, в силу своих особенностей. Состояние внешней среды сугубо индивидуально для каждого человека.

В окружающей среде выделяют такие понятия, как среда обитания и производственная среда.

Среда обитания - комплекс взаимосвязанных абиотических и биотических факторов, находящихся вне организма и определяющих его жизнедеятельность (Литвин В.Ю.).

Производственная среда - часть окружающей среды, образованная природно-климатическими условиями и профессиональными (физическими, химическими, биологическими и социальными) факторами, воздействующими на человека в процессе его трудовой деятельности. Такой средой являются цех, мастерская, аудитория и т.д.

Неизмененная природная (естественная) окружающая среда - неизмененная в результате прямого или опосредованного влияния человека, общества часть окружающей природной среды, отличающаяся свойствами саморегуляции без корректирующего воздействия человека. Такая среда обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма человека.

Измененная (загрязненная) природная окружающая среда - среда, измененная в результате неразумного использования ее человеком в процессе деятельности и отрицательно воздействующая на его здоровье, работоспособность, условия жизни. В отношении названной среды существуют идентичные по смыслу понятия: антропогенная, антропическая, техногенная, денатурированная среда.

Искусственная ОС - прямо или косвенно, намеренно или непреднамеренно созданная человеком среда для временного поддержания своей жизни и деятельности в искусственно созданных замкнутых пространствах (космические корабли, орбитальные станции, подводные лодки и т.д.).

Деление элементов ОС на природные и социальные является относительным, так как первые действуют на человека в определенных социальных условиях. При этом достаточно сильно могут изменяться под влиянием деятельности людей.

Элементы ОС обладают определенными свойствами, которые обусловливают специфику их влияния на человека или необходимость в них для обеспечения жизнедеятельности людей. В гигиене названные свойства природных и социальных элементов принято называть факторами окружающей среды, и саму гигиену тогда можно определять как науку о факторах окружающей среды и их влиянии на организм человека, подчеркивая этим предмет и объект ее исследования.

Природные элементы характеризуются своими физическими свойствами, химическим составом или биологическими агентами. Так, воздух - температурой, влажностью, скоростью движения, барометрическим давлением, диоксида углерода, вредными для здоровья загрязнениями и т.п. Вода и пища характеризуются физическими свойствами, химическим составом, микробными и другими загрязнениями. Почва характеризуется температурой, влажностью, структурой и химическим составом, бактериальной обсемененностью, а радиация - спектральным составом и интенсивностью излучения. Животный и растительный мир отличаются биологическими свойствами.

Группа социальных элементов также обладает определенными свойствами, которые изучаются и оцениваются количественно или качественно. Все они формируют так называемую социальную среду - часть окружающей среды, которая определяет общественные, материальные и духовные условия формирования, существования и деятельности общества. Понятие социальной среды объединяет совокупность составляющих социальной инфраструктуры общества: жилье, быт, семья, наука, производство, образование, культура и т.д. Социальной среде принадлежит ведущая роль в процессе снижения уровня здоровья населения вследствие воздействия на человека через абиотические и биотические факторы, денатурированные в результате деятельности человека и общества в целом.

Под охраной окружающей среды понимают совокупность технических и организационных мероприятий, позволяющих свести к минимуму или в идеальном случае совершенно исключить выбросы в биосферу материальных и энергетических загрязнений
- охрана атмосферного воздуха от загрязнения;
- охрана поверхностных вод от загрязнения;
- охрана окружающей среды при обращении с отходами;
- организация производственного экологического контроля на предприятиях;

- система документации по вопросам охраны окружающей среды на предприятии

6) Химический состав атмосферного воздуха, физиолого-гигиеническое значение его составных частей

В результате взаимодействия организмов между собой и окружающей средой в биосфере образуются экосистемы, которые связаны между собой обменом веществ и энергии. Важная роль в этом процессе принадлежит атмосфере, являющейся составной частью экосистем. Атмосферный воздух оказывает постоянное и непрерывное действие на организм. Это воздействие может быть прямым и косвенным. Оно связано со специфическими физическими и химическими свойствами атмосферного воздуха, который является жизненно важной средой.

Атмосфера регулирует климат Земли, в атмосфере происходят многие явления. Атмосфера пропускает тепловое излучение, сохраняет тепло, является источником влаги, средой распространения звука, источником кислородного дыхания. Атмосфера является средой, которая воспринимает газообразные продукты обмена веществ, оказывает влияние на процессы теплообмена и теплорегуляции. Резкое изменение качества воздушной среды может отрицательно сказаться на здоровье населения, заболеваемости, рождаемости, физическом развитии, показателях работоспособности и т. д.

Химический состав воздуха

Воздушная сфера, составляющая земную атмосферу, представляет собой смесь газов.

Сухой атмосферный воздух содержит 20,95 % кислорода, 78,09 % азота, 0,03 % диоксида углерода. Кроме того, в атмосферном воздухе содержатся аргон, гелий, неон, криптон, водород, ксенон и другие газы. В небольшом количестве в атмосферном воздухе присутствуют озон , оксид азота, йод, метан, водяные пары. Кроме постоянных составных частей атмосферы, в ней содержатся разнообразные загрязнения, вносимые в атмосферу производственной деятельностью человека.

Каждый человек, считающий себя обладающим среднего интеллекта должен знать анатомию, физиологию и основные характеристики и индивидуальные свойства своего организма, также общие правила сохранения здоровья с точки зрения медицинской науки.
Народная медицина является связывающим звеном с профилактикой здоровья человека. Почему я так говорю. Профилактика своего здоровья, когда станет святым долгом человека, лишь тогда можно ожидать своей будущей жизни с минимальной болезненностью. Ничто другое не спасет человека от грядущей болезни кроме своевременной профилактики. В скором времени фраза народной медицины станет архаичной, места ее займет профилактическая медицина. Тогда этим полезным делом будут заниматься, светили общества, а не как сейчас, больше половины, считающие себя народными врачами, являются чревоугодниками.

Профилактика

Слова профилактика на древнегреческом языке означает предохранение от чего-либо плохого или устранение предстоящего фактора риска. Профилактика осуществляется мероприятиями составляющие основы здорового образа жизни человека и созданием вокруг человека наилучшие условия, обеспечивающие благоприятного контакта с окружающей его средой.
С древних времен высокие умы народа озаботились о сохранении своего ныне существующего здоровья и занимались дальнейшем укреплением силы своего тела. Большое значение придавали соблюдению правил личной гигиены и наилучшего рациона диетического питания, чтобы обрести красоту и здоровья своего тела. Все попытки создания, обеспечивающие долголетие и безболезненную жизнь не увенчались успехом, кроме мифиозного поиска эликсира жизни и философского камня до XIX века. В XIX веке начиналось развития общебиологических, физиологических и медицинских наук, с его отраслями анатомии, гигиены и эпидемиологии и с этого момента возродился широкий размах клинической медицины. Ученым стало ясно перспективы будущей профилактической медицины, и видели в нем счастливую долголетнюю, а также безболезненную общину, где люди, сколько хотят, столько живут и умирают в старости лет не от болезни.
Профилактика болезней делится на общественную профилактику и личную. Обе взаимозависимы друг от друга. Без общественного здоровья не можно обеспечить здоровья индивида, также без наличия здоровья отдельного человека, такое общество, в числа которое входит этот человек нельзя считать здоровое. Это общее правило. Потому что если в коллективе не существует условия, обеспечивающие здорового образа жизни, все члены этого коллектива не защищены от напасти грядущей болезни. В нездоровом коллективе люди начнут болеть один за другими. Не может быть, что один заболел, а другой оставался здоровым. Если не сегодня в будущем его друзья тоже обязательно заболеют. Для профилактики скорейшим образом нужно выявить причину болезни первого заболевшего, чтобы предотвратить болезни других членов этого общества.
Профилактика семейной жизни является гарантом здоровья членов этой семьи. В семье, в которой соблюдаются все меры предосторожности профилактики здоровья, не должны болеть не только члены этой семьи, но и здоровье любимцев семьи тоже должно находиться в отличном состоянии. С точки зрения профилактической медицины, если болеет дома кошка или собака, это говорит о наличии нарушений эпидемиологических правил профилактики в этой семейной среде.

Гигиена

Слово гигиена в древнегреческом языке означает «здоровая». Медицина приняла гигиену как основу обеспечения благоприятной жизни человека, со всеми исходящими из нее атрибутами в личной жизни и социуме. Гигиена – это сочетание множественных правил, собранных человеческим обществом на протяжения многих тысячелетий, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. Общественная и личная гигиена, как и профилактика, сплетаются одна с другой. А также гигиена тесно связана со всеми медицинскими науками, в том числе с биологией, физикой, химией и социально-экономическими науками, и главное качеством заботы государства о здоровье своего народа. В зависимости от системы обеспечения условий здорового образа жизни людей, и соблюдения надзора за гигиеническими нормами, зависит количество заболеваний и рост численности населения. Также от выполнения на местах санитарных норм со стороны общества и его членов определяется продолжительность жизни людей.
Соблюдением гигиенических и санитарных норм заботились люди с древних времен. Элементы санитарных правил можно обнаружить в трудах средневекового врача энциклопедиста Абу Али ибн Сина, а также других авторов до него. Известны перечень санитарных законов в ведических указаниях Древней Индии и Заратуштры. Каким-то образом индейские врачи и азиатские огнепоклонники были знакомы с идеями Имхотепа, жреца времен третей династии фараонов. Индейцы и азиаты в своих сводах законов санитарии повторяли многие гигиенические указания египетского полубога получеловека искусного врача Имхотепа. Имхотеп был автором папируса Эдвина Смита. За Имхотепом через тысячи лет появились идеи Гиппократа о санитарии и гигиене, из которых искусно воспользовался Авиценна и поднял гигиеническую науку до уровня профилактической лечении.
Когда Александр Македонский завоевал Египет, греческие врачи завладели их папирусами и наряду с другими науками у греков начал развиваться медицинская практика полученных египетских жрецов. Еще в те времена считалось, что сопряжение у человека телесной и душевной чистоты обеспечивает его дальнейшее здоровье и благополучия.