Господи скоро ли ты услышишь молитву мою. Молитвенное правило преподобного амвросия оптинского читаемое во время искушений. Использование в богослужении

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.

Псалом 142

Этот псалом читается на малом повечерии, на великом повечерии, в шестопсалмии, по уставу он должен начинать собою пение водосвятного молебна, так же он читается во время таинства елеосвящения (соборования). Таким образом он часто употребляется в нашей Церкви. Он является как бы одним из любимых псалмов в нашей Церкви и заслуженно, потому что он описывает состояние души человека, которая ищет Творца.

Псалом Давида, когда гнал его Авессалом сын его, 142…

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.

Эти слова мы знаем. Неоднократно слышали, но важно, чтобы мы еще и понимали о чем здесь говориться. Как говорит блаженный Августин. У него есть такая гениальная фраза на латинском языке: «суть молитвы в понимании». Очень важная мысль, потому что люди часто читают молитвы и псалмы, но не понимают их и считают, что так и надо, хотя Иоанн Златоуст комментируя такую практику говорит: «вот безобразие, вот безумие, люди ведут себя как маленькие несмышленые младенцы, которые повторяют слова, в которых не видят никакого смысла и думают таким образом угодить Господу». Действительно, совершенно бессмысленная и глупая практика, когда люди не пытаются познавать слова молитвы, а просто их читают автоматически и думают, таким образом «беса погонять» (как говорят), «ты не понимаешь, но бесы понимают, поэтому все равно читай». С одной стороны правильно, потому что если человек будет говорить «я не буду читать ничего, потому что я этого не понимаю», он просто ничего не сделает. Другое дело, что если ты не понимаешь, ты должен не отбрасывать этот текст молитвенный и не читать как шаманское заклинание (многие так делают), а просто стараться вникнуть в каждое слово Священного Писания, потому что Слово Божие - это Дух и жизнь, как говорит Господь. Они пропитаны, жизнью Божией, как говорит архидиакон Стефан (как сообщают нам Деяния апостольские) Господь дал нам живые слова, которые воздействуют на душу человека, оживляют её. В прямом смысле живые, поэтому их многие и опасаются читать. Поэтому и возникает такой внутренний стопор на чтение Священного Писания у некоторых людей, которые по заповедям не идут. Знаете почему? Потому что человек это чувствует, этот аромат новой жизни и он как бы так говорит (естественно это не проговаривается никогда, но ощущение такое: «как бы это Слово Божие вопреки моим представлениям не выступило, как бы оно не выступило против моей жизни, слишком опасно; потом мне придется врать, изворачиваться, пытаться вступать с Богом в спор, как некоторые делают. Все это чревато, на душе не приятно. Лучше я не буду читать и все, на душе будет спокойно и тихо». Правда (неразборчиво) …ну это ничего страшного… Знаете, как лягушку можно сварить заживо? Вот если вы лягушку бросите в кипяток, она сразу же выскочит, а если лягушку посадить в холодную воду и поставить на медленный огонь, она заживо свариться, известно, потому что она не среагирует на тот переход, который приводит к гибели. Именно таким же образом поступает и дьявол, он человека ведет по пути смерти медленно, как хорошо сказал Льюис: «самая надежная дорога в ад - на которой нет указателей», понимаете?…

Теперь давайте рассмотрим сам Священный текст. Давид обращается к Богу и говорит: «1. Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей»

Итак, первое с чего начинается молитва, это с просьбы, чтобы Господь слышал молитву, мы с вами знаем, что Господь все слышит, но не все слушает. Когда человек просит, находясь во зле, или когда человек просит в нераскаянном грехе, то Бог эту молитву не слушает, как Он будет слушать, если человек враждует против Бога, это не реально совершенно. Поэтому Давид зная свою греховность, зная то зло, которое он сделал, просит чтобы Господь услышал его молитву и был внимателен, «вложил в уши» моление «во истине Твоей», то есть ради той истины, которой он придерживается, Давид просит, чтобы Господь его услышал. То есть что значит «во истине Твоей». Ради того, что Ты истинен, ради того, что на Тебя можно положиться, слово «истина» на еврейском языке именно и означает то, на что можно положиться. То, что никогда не подводит. Поэтому синонимом истины в еврейском языке является одно из имен Бога, такое как «скала». Одной из имен Бога в Писании « скала спасения» за которую можно уцепиться … И Давид говорит - Ты надежный Бог - Ты истинный Бог, Ты говоришь всегда правду и истину, Ты сам есть Истина, поэтому услышь меря ради этой истины, ради того, что ты никого никогда не подводишь. Опять таки мы здесь видим что? Очень важную мысль, что когда библейские святые и новозаветные святые, потому что опыт у них общий и единый совершенно в Святом Духе; когда они обращаются к Богу, они обращаются к Нему ради Него Самого. У нас сейчас часто так бывает? У нас очень интересно, действительно, происходит такая ситуация: вот сейчас купил книжку одного афонского современного богослова и он такие мысли высказывает (они есть у многих современных богословов), то что у нас сейчас возникло «мелкобуржуазное христианство» - это христианство которое предполагает не действование силою Бога, не жизнь силою Бога, а предполагает нравственное самосовершенствование при помощи своих сил, чтобы Господь тебя потом за это наградил. Логика какая? Я сам сделаю как можно больше добрых дел, а потом Бог по счету мне оплатит. Действительно банкирский подход - сколько заработал - столько получи. Это противоположно реальному христианству, открытому нам Господом…Откровение Господне говорит, что мы должны действовать не своей силой, а силой Божией. Сам Господь говорит, что «без меня не можете делать ничего», и именно поэтому, христианин должен действовать силой Бога, должен «жить Богом, для Бога и о Боге»…

Очень интересно бывает читать многих современных апологетов или авторов 19 века,например, таких вот популярных, которые ориентируются на обычных христиан того времени… Часто начиная описывать значение какой-то заповеди или учение Церкви …они начинают описывать как это учение полезно для жизни человека… Но в чем ошибка здесь? Ошибка в акценте,- для слушателя важно не Бог, а то что мы от него получим. Если читать древних отцов церкви, очень многие их просто не понимают, написано все понятно, в хорошем переводе, а не понятна логика, а логика непонятна потому что сейчас люди мыслят по другому мировоззрению. Сейчас получилось, что человек стал мерой всех вещей. «Все для человека, ради его блага»... Действительно эта глупость она вошла в кровь и плоть современного человека. Человек все меряет человеком, в том числе и Бога. Святые праведники всех времен мерили все Богом (даже сама наука самая высшая которая существует на земле, называемая богословие, как переводиться? Слово о Боге).

Почему для отцов древности было важно учение, что во Христе две воли? Для них было это важно потому что им нужно было знать, кто на самом деле был Христос. Не потому, что Христос для нас сделал, им было важно кто Он есть, им было важно Его бытие(а не «Его бытие к нам» выражаясь по современной научной терминологии). Им было важно каков Он по сути. Например, почему он отстаивали сколько длился день творения.

Сейчас люди говорят, можно помыслить, что день творения длился миллион лет, другие говорят, что день творения длился шесть секунд... Помыслить можно все что угодно, но для древних отцов не мыслимо было такое представление, им важно было что есть на самом деле. Им было не важно, что можно помыслить, они были наследниками великой философии древней греческой, они прекрасно знали, что доказать можно в принципе все, что угодно. Вот были софисты, они могли за небольшую плату доказать все, что угодно. Что вы были жирафом, например. Пример знаменитый парадокс Ахиллесовой черепахи. Что Ахиллес никогда не догонит черепаху - пример чистой логики формальной, которая неопровержима, хотя очевидно противоречит наблюдаемым фактам... И отцы Церкви прекрасно знают, что помыслить можно абсолютно что угодно и для них мысли людей не несли с собой ценности как и для настоящих философов, таких великих как Аристотель, Платон, для них была важна некая реальность. Причем реальность для них нужна была познаваемая, потому что отцы знали непостигаемую реальность. Вот именно поэтому для них был важен Бог. Кто Он такой. Как Его можно помыслить. Например, можно помыслить Его как Деда Мороза? Конечно можно. Можно сказать, что он никого не наказывает, а всем раздает подарки. Можно, совершенно спокойно. Никаких противоречий не будет. Может фактом противоречит, а теоретически ничему не противоречит. Может быть, что Бог любовь и только любовь? Пожалуйста, сколько угодно говорите. Но от Содома и Гоморры вы никуда не денетесь Были Содом и Гоморра, можете съездить, посмотреть. Там известняк прогорел до состояния пепла. Представляете? Так что можете говорить что угодно… Можете говорить, например, что «мой разум не согласен с учением о Троице». Да пожалуйста, можете не верить в Троицу. Можете верить в 33 бога(как думали гностики). Да? Можете верить в 3 миллиона 333тыс. 333бога(как думают индусы), но Бог все равно Троица, понимаете? Вопрос не том, что можно думать, а что есть в реальности. Именно поэтому богословы всегда ставят задачу - что есть реальность? А из этого они делали вывод как в этой реальности человеку себя вести. Как реальному человеку жить в реальном мире, управляемым реальным Богом, в состоянии реальной жизни, который будет реально судим. Точка.

Батюшка, почему же мы тогда исповедь мыслей существует, зачем тогда исповедуемся в мыслях грешных?

Очень просто, мысли грешные, чем они плохие? Тем, что они уводят вместо реального мира в ложный мир. Именно грех в том, что мы ушли от реальности, мы ушли в (неразборчиво) реальность зла. Причем грешные мысли не просто там - хотел убить кого-то, поблудить, своровать, а мысль может быть грешная просто та, которая опустошает человека. Знаете, есть такой грех пустословие. Формально вроде бы человек ничего плохого не говорил… но человека это опустошает. Потому что он уходит в нереальный мир, фантастический мир, и там он теряет все свои силы.

И вот как раз Давид, опираясь на реального Бога, говорит - «услышь меня в истине Твоей и услышь меня в правде Твоей». То есть услышь меня в Твоей праведности. Здесь Иоанн Златоуст понимает это очень интересно. Он говорит: «Что значит в праведности Твоей? То есть услышь меня в Твоем милосердии.…Как же это так, как Бог называется праведным, и как же это с милосердием связано? У людей обычно справедливость противоположна милосердию…а в христианстве не так, в христианстве милость и истина, они встретились. Человек знает, что справедливость Бога, она одновременно и милость. Потому что Бог оценивает человека полностью, он знает его слабость, знает его немощь, знает его ответственность. Он знает все в человеке. И поэтому справедливость она одновременно и милость. И с другой стороны, что сказано « услыши меня в правде твоей», то есть «услыши мою молитву, чтобы я был причастником Твоей праведности». Правда Бога она не в нашем смысле «борец за правду» - пошел, драку устроил с омоновцами ради того чтобы немножко больше денег пенсионерам отдать)). Это представление праведности оно не свойственно христианству.

Конечно не допустимо грабить людей, недопустимо сильным обижать слабого - это большой грех, который ведет к наказанию от Господа. Но православные христиане ругаться не будут, они не будут, там, драку устраивать… Для нас правда это как праведность - полное соответствие человека Воле Бога. и даже не просто Воле Бога. Вот какие вы можете назвать на вскидку добрые дела?

Пожертвование

Кто является Величайшим жертвователем во вселенной? Бог. Он пожертвовал Себя. Так же и Он дает нам и жизнь и дыхание и все. Бог есть любовь, так? Милосердие. Кротость. Справедливость. Все это свойства Бога. Таким образом человек, который делает эти дела ради Бога, он становится причастником этих свойств Бога. Именно поэтому их нельзя сделать без Бога. Понимаете? Получиться карикатура вместо подлинника. Получиться подделка вместо реальности.

Итак, «услышь меня в правде Твоей», то есть услышь меня в Твоей праведности, чтобы и я стал таким же. «И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобою всякий живущий». Давид говорит: «не надо со мною судиться, потому что перед Тобою никто из живущих не оправдается». Почему так говорит Давид? Златоуст так говорит об этих словах: « Были и есть многие люди, которые пытаются сделавши грех возвести вину на Бога» Тот же самый Адам: «Жена, которую Ты мне дал, она мне дала и я ел…» вот до сих пор это и идет. «Бог же знал, что я так поступлю, значит, Он и виноват». Еще с таким пафосом богословским: «Ну как же! Бог же всем управляет! Значит Он за все и отвечает». Как мне один алкоголик сказал -А ты думаешь почему я пью? А мне Бог так велел! Я даже опешил и целых полминуты не знал что ему сказать))).

А какой бог?

Именно так я ему и ответил! И по поводу работы здесь, очень часто, когда мне человек говорит:

Я верю в бога. Я сразу судорожно начинаю спрашивать: - А именно в какого Бога, конкретнее можете сказать? Потому что иногда с такими богами приходят, что мало не покажется…

Действительно люди часто начинают свою вину валить на все окружающее: «плохая среда, плохие дети, плохие родители, плохая …», вину сваливают на что угодно, кроме как на себя. Это главная беда и древних и современных людей, продолжающаяся до сих пор. Давид говорит: «Не входи со мной в суд». Если человек говорит - Виноват кто-то кроме меня - таким образом, он говорит: «Ты Боже, подсунул мне такую ситуацию, в которой я не мог не упасть». Слово Божие прямо говорит, что таких ситуаций просто не бывает никогда. Апостол Павел говорит, что не бывает искушений, которые были бы больше, чем мы могли бы понести. Все мы получаем только то, что мы можем понести. Не бывает никогда искушений больше сил. Это очень важная норма. И если человек будет пытаться ссориться с Богом, будет пытаться выступать против: «Ты неправильно со мной поступил…» Такой человек вызывает Бога на суд. И Бог будет с ним судиться, Бог уважает человека и Он будет судиться с этим человеком в день Страшного Суда, и перед ним никто из живущих не оправдается, потому что никто из живущих не выполнил Слово Божие до конца. Бог создал человека. Не человек должен выбирать себе пути, не человек должен придумывать себе систему нравственности, а Бог дал ему нормы в которых он живет. Бог их дал, потому что Он Творец, Он спроектировал нас и только проектировщик может дать нормы, чтобы функционировало какое-то изделие. Многие люди пытаются сами решать, как им жить и как им поступать - это великое зло перед глазами Бога… вот мне один атеист говорил:-Что вы ко мне пристали со своим крещением? Я сам для себя решаю что хорошо и что плохо, и ваш Бог, если он есть, пускай он изволит принимать эту позицию. Я ему сказал:

А с какой радости Он будет принимать эту позицию? Вы себе свободу решать дали, а у Бога её отняли? Вы что Бога кандалами сковали по рукам и ногам? Не выйдет, Он будет судить вас, и будет судить не по вашим законам, а по собственным. Хотя бы по той причине, что Он сотворил, если не достаточно этой причине, тогда по самой грубой причине - что Он сильнее. Если человек по хорошему не понимает, что законы справедливые, умные, соответствуют нашей природе; не понимает тогда просто элементарная сила будет играть роль… (вера в Бога вложена в человека изначально, если человек не верит в Бога он в себе её заглушил, это голос совести)…

Когда человек говорит: - Я хочу, чтобы со мною полностью по справедливости поступали… Он поступит с Тобой полностью по справедливости… а Давид не хочет, чтобы с ним по справедливости поступали, он хочет чтобы по милости.

«Потому что Враг преследует душу мою, смирил в землю жизнь мою, посадил меня во тьме, как давно умерших,- и уныл во мне дух мой, пришло в смятение сердце мое». Я обложен преследованиями врага. С внешней стороны его преследует Авессалом, но за Авессаломом Давид видит идущего за ним дьявола, который наущал Авессалома на его злые пути. Действительно великий древний враг преследует его душу. Великий древний враг и, действительно, где же найти человеку спасение? Есть ли на земле место где бы человека не преследовал враг? Нет. Есть только спасение на Небесах. На Небеса дьявол не может взойти , именно поэтому нужно сбегать на небеса чтобы жить с Богом. Туда нужно стремиться, чтобы избавиться от древнего врага, который преследует человека. Наслаждение Рая будет какое? Что там никогда НЕ будет нападений дьявола, не будет больше злых мыслей, злых желаний, злых помыслов, коварных обольщений, не будет никакой лжи и зла, которое окутывает человечество сейчас. И человек получит наконец-то спасение от врага, который преследует его. Даже святые до конца жизни и после смерти подвергались нападкам врага. Например, Макарий Великий когда умер, видели его ученики, как его душа поднималась к Небесам и бесы на мытарствах кричали ему: « Макарий, ты победил нас!» Зачем кричали? Хотели его в тщеславие вогнать. Он говорил: «Еще пока не победил» А когда поднялся на самый верх, вошел во врата Рая, он обернулся к ним и сказал: « Да вы правы, я победил вас силой Иисуса Христа». Пример той последней победы, когда человек полностью окончательно разгромил врага и получил полную победу.

Давид говорит: « преследует враг душу мою». Действительно преследует. Здесь дьявол в отличии от людей никогда не спит, он рыкая как лев и ища кого поглотить, он великий охотник, который хочет губить людей. Он темный преследователь зла, который хочет сокрушить людей, хочет сломать, хочет изуродовать их и покорить себе. Именно поэтому христиан Господь всегда подвигает на бодрствование, Он говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», потому что действительно идет великая охота. Когда люди говорят: «Расслабимся, давайте забудем о духовной борьбе, надо же отдыхать от этого». «Нельзя же быть фанатиками» - знаете, таки разговоры. Они только маленький факт не учли - с дьяволом вы договорились? Нет, конечно же, и именно в таких случаях, в момент расслабления именно в этот момент открываются для нападения врага. Именно поэтому Иоанн Лествичник говорит такие слова: «Остановка на пути спасения есть начало падения». Потому что немедленно древний враг нападает на человека. Преподобный Виссарион говорил: «Может ли на раскаленный котел сесть муха? Нет, пока он раскаленный, никогда не сядет. Но как только он остынет, его немедленно облепляют мухи. Точно так же и душа человека - как только она остынет для любви Божией, тот час мухи облепляют её. Это демоны, которые нападают на неё.

-Максимальное зло, на которое способен дьявол какое?

-Вечная гибель человека.

- А вот на земле что он может сделать?

-Самоубийство. Единственный неисправимый грех.

«Враг преследует душу мою, он смирил к земле жизнь мою». Вот здесь очень интересно, разбираем слово «смирил». Дело в том, что существует несколько видов смирения. Слово СМИРЕНИЕ в священном Писании и в нашей жизни имеет разные значения. Изначально слово смирение происходит от понятия некоего уничижения, уничиженного состояния. Но смирение может быть добродетельное - это состояние, когда человек чувствует себя ничтожным перед Богом. Когда он о себе вообще не думает, а только о славе Бога Всемогущего. Такой человек отличается от обычных людей знаете чем? Тем, что он всегда радостный. Потому что никогда не думает о себе вообще. Это добродетель смирения.

Но есть смирение из-за беды. Человек в угнетенном состоянии - заболел или его унизили, изувечили. Это смирение происходящее от беды. Оно может привести к добродетели смирения если человек будет благодарить Бога. Не за то, что ем зло сделали, а за то что он стал соучастником страданий Христа. Именно поэтому мы крест на себе носим. Когда на нас крест надевали, что говорил священник? Он говорил слова Христа: «Кто хочет идти за Мною, тот пусть возьмет свой крест и следует за Мною».

Еще бывает смирение какое? Бывает смирение, происходящее от греха. Человек пьяница и все его начинают презирать. Человек блудил и его перестают в приличное общество пускать. Человека унижают из-за греха. Бывает смирение происходящее от сребролюбия. Чем оно отличается? Вот если от греха ему не приятно, когда его унижают, а человек в сребролюбии находящийся, он даже упивается этим он его даже не замечает. Помните Пушкинского скупого рыцаря? Человек полностью деградирует - денежки перебирает, а при этом считает себя высшем счастливцем. Или пример одного миллионера, который ходил в драном пиджачке, с дырками на ботинках, у него были миллиарды и он грел свою душу, что он такой богатый. Вот это смирение, которое происходит от сребролюбия. Смирение - то есть деградировал(уничижение). Все эти виды смирения являются ложным смирением. Они просто бывают разных видов. Есть самый страшный вид ложного смирения. Конечно парадоксальная фраза, но бывает смирение вытекающее из гордыни. Это чудовищная вещь, которая очень часто встречается. Об ней говорит Господь: «Всякий возвышающий себя будет унижен(смирен)». Она может иметь благую форму. Человек возвышается, гордиться, потом Господь его бьет (унизит) и человек в себя может прийти. А может наоборот озлобиться. Бывает смирение от гордыни, когда человек начинает себя обвинять - какой я не хороший, как я мог такое сделать, как я мог так упасть, я плохой, поганый - и в результате он попадает в отчаяние. Тоже смирение, происходящее от гордыни.

Здесь же говориться не о смирении как о добродетели, а об унижении. Враг «смирил в землю живот мой», то есть моя жизнь поникла к земле. Как деревья ломают и стелют ветви по земле, так и враг меня склонил (есть выражение «ноги вытирают»), унизил. Авессалом буквально лишил его семьи, лишил имущества, лишил дома, хотел лишить даже и жизни. Дьявол действительно унижает человека таким образом, он лишает человека всего (как с Иовом), сокрушает, ломает.

- А он дает поблажки тем, которые помогают ломать ему других людей?

- На короткое время, потом он ломает их (« помощников ») еще сильнее.

«Враг посадил меня в темноте, как мертвых от века». То есть совершенно безвыходная ситуация. Что такое темнота? Когда человек не видит выхода. Поэтому и сказано посадил, то есть человек не знает ориентир, куда ему двигаться. «Как мертвых от века» - то есть как люди после смерти все уходили в ад - в вечную темноту, откуда не было выхода, пока Христос туда не сошел и не спас пленников, также и Давид был в состоянии униженности, безнадежности, его окружает темнота, он на земле как мертвый живет. Такое состояние уныния, что не понятно - толи ты живой, толи мертвый. Как Лествичник говорит: « Унылый - желающий смерти». Вот в это состояние и впал Давид. «И уны во мне дух мой, и пришлово мне смятеся сердце мое». Сердце мое стало трепыхат ь ся от ужаса, от приближающихся невидимых врагов. Как в темноте представляете ст рах берет. Так же и тут он боит ся того, чего может быть бояться не стоит. Случается что люди впадают в такое состояние. Но Давид в отличии от нас сразу же обращается к Богу. Он ищет выхода и находит его. Где начало выхода?

Давид учит нас: «Я вспоминал дни древние и поучался в делах Твоих и в творении рук Твоих поучался» Начал я выход искать в чем? В том что я вспоминал древние дни и поучался в делах Твоих. Я вспоминал древность, как Бог спасал Израиль, во времена Моисея когда море разделялось и становилось стенами, хотя не было никакого выхода у Евр ейского народа, как Бог спасал А враама из бедствий его, когда как Бог спасал Иакова, как Бог спасал Исаака, как Бог спасал Ноя во время потопа великого. Мы знаем больше, чем знал Давид, потому что много прошло времени с тех пор и у нас есть больше возможности вспоминать дни древние и поучаться во всех делах Божиих. Как Бог раньше спасал, потому что если Бог раньше спасал, то и нас спасет. Если люди раньше были в бедах такие же как мы, значит не мы первые. Так? А значит - есть выход. Первое, это очень важно, утешить мысли людей, именно поэтому священники очень настойчиво во время уныния читать Священное писание. Искать примеры в прошлом. Почему надо знать всю Священную историю, не только читать Евангелие одно, как некоторые у нас делают, а значит все Писание, чтобы вспоминая прошлые дела Бога, поучаться во всех Его делах, видеть, что Бог никогда не оставляет того, кто взирает к нему. А научившись, поступать так же, как делали древние пророки, праведники да и простые люди, которые взывали к Богу и Бог слышал их, принимал их молитвы. Могу привести пример, как Бог слышит всякого, взывающего к нему, который мне рассказали буквально вчера. Была семья, муж неверующий, жена верующая (как обычно у нас бывает) сколько не говорила она ему, что нужно причащаться, никакого толка. Он заболел раком. И даже в этом состоянии все равно не хотел ни причащаться, ни исповедоваться, ничего. И вдруг однажды жена входит к нему в комнату тихо, он не замечает, и вдруг слышит что он с кем-то разговаривает:

Как же я мог думать что тебя нет? Как мне такая глупость в голову пришла? Нет, ты прав, я хочу обязательно исповедоваться, я хочу с тобой помириться, нет правда хочу.

То есть он разговаривает с кем-то невидимым. Она тихонечко уходит, конца разговора конечно не слышит, и правильно, потому что нельзя подслушивать такие разговоры -это тайна человека и Бога, а потом она к нему заходит через некоторое время и он ей говорит:

- Мне нужно исповедоваться, причаститься, давай быстрее.

То есть Бог взыскал человека. Хотя не было никакой надежды, потому что если даже раковая болезнь не вразумляла, то какая надежда? А тем не менее Господь и его взыскал, жена вымолила.

А как молиться надо?

Господи помоги, Господи вразуми, читать псалтирь, читать Евангелие за такого человека, накладывать на себя подвиги (по благословению священника) - или пост, или паломничество, или раздают милостыню, или начинают помогать храму строящемуся, или берут на себя подвиг заботы о больных людях, или еще какие - то добрые дела. Ради спасения какого- то человека и таким образом получают благословение Господа.

-Только родные могут так делать?

- Родные, и друзья тоже.

«В творении рук Твоих я поучался» Я не только в делах поучался, я рассматривал творение Твоих рук, я рассматривал вселенную, которую Ты сотворил Своими руками, и в ней находил следы П ромыс ла. Помните, Господь говорит - посмотрите на птиц небесных…Не лучше ли вы многих птиц? То есть человек должен посмотреть и на птиц и на растения, которые Господь украшает чудесным образам и на чудесное соотношение природы - у нас в природе ритмы идут - то зима то лето- значит жизнь наша то зима, то лето - милостью Божией - и вот поэтому человек должен учиться в этих творениях исполнению Воли Господа. На самом деле весь мир создан Господом как огромная школа. Мы должны учиться п остигать Бога, постигать Его тайные пути. Весь мир это огромная икона Вечности. Даже язычники об этом знали. Платон: «Время создано как подвижная икона вечности.» А с другой стороны мы знаем из отцов Церкви, что очень многое в этом мире есть следы Троицы. Клевер видели? Пять - пять ран Христа. Четыре конца - четыре Евангелия, четыре Херувима, четыре конца креста… Человек должен поучаться в этом мире, находя вещи, которые важны в его судьбы. Задача унылого человека - расциклиться. Не зацикливаться на себе, а выйти на простор Божий и увидеть свет лица Божия, рассеянный в этом мире. Это необходимое условие, но не достаточное.

«Я воздел к Тебе руки мои, душа моя, она как земля безводная к Тебе» То есть я простираю к Тебе руки. Помните, мы говорили о значении жестов во время наших молитв. Мы знаем что молитва с воздетыми руками имеет огромную силу против духов злобы, поэтому во время Трисвятого и во время других молитв молитесь с воздетыми руками. Привыкайте. Правая на левую, потому что правые дела должны побеждать левые замыслы. Но здесь очень интересно Златоуст объяснил почему воздеваются руки? В чем смысл воздеяния этих рук? «Чтобы люди, готовясь к молитве, понимали что молится с грязными от грехов руками нельзя. Как ты будешь молится к Богу, если ты этими руками воровал. Понимаете? Как ты будешь воздевать руки, если они залиты кровью невинно убитых…» Бог сделал огромное количество средств, чтобы мы могли к нему идти и надо всеми ими пользоваться.

Не только руки «И душа моя как земля безводная к Тебе» Представьте, высохшая земля, трескается, ждет дождя, там внутри семена лежат засыхающие, которые ждут воды… так же и душа уже покрылась коростой - она хочет чтобы вода Духа Святаго пропитала, оживила её, действительно когда сила Божия приходит, человек чувствует, что его душа расцветает. Почему плохое мелкобуржуазное христианство? Потому что оно не дает у Бога сил просить, оно говорит «Ты должен сделать все сам». А сам человек надрывается - благодать Божия в нем не действует, потому что человек не просит - и человек высыхает, ломается. Поэтому люди мораль терпеть не могут. Попытка читать мораль она отвратительна потому что мораль без Святого Духа это все равно, что заставить землю приносить плоды во время засухи. Да еще пытаться удобрения вносить…а воды то нет, и все эти удобрения только хуже делают. Как подростки говорят - что им начинают «впаривать» (то, во что сами родители не верят). Слово ВПАРИВАТЬ интересное. От слово пар - то есть пустое, и во-вторых означает продать заведомо некачественный товар. Тут подростки говорят совершенно справедливо…они не правы в чем? В том, что они не слушают голос своей совести, которая никогда не впаривает и которая никогда не лжет.

И дальше Давид опять обращается к Богу. Чем хороша Псалтирь? Тем, что в ней видна искренность. Давид с Богом запросто разговаривает. Он всегда все вопросы выносит на Его рассмотрение. В псалтири нет трактатов: « О пользе богообщения» - А есть просто личное богообщение, которое описывается яркими красками, потому что оно идет из сердца. Давид может точно выразить в словах то кипение духа, которое есть у него. И он говорит дальше: «Скоро услышь меня Господи! Исчезает дух мой. Не отворачивай Лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился тем, кто сходит в могилу. Рано утром дай мне услышать милость Твою, потому что я на Тебя надеюсь. Скажи мне Господи путь, которым я пойду, потому что я к Тебе поднял душу мою». Видите как он искренно говорит, у него нет каких то пошаркиваний, притопываний, он говорит «Поскорее услышь! Без тебя мой дух исчезает, становиться бессильным, безжизненным»…Человек действительно без Бога становиться «пшик» - приведением. Вот смотрите - святые никогда не являлись как приведение. Вы можете себе представить приведение Николая Чудотворца? Представить, конечно можно, но это очевидно будет бес. Без Бога человек обессиливает настолько, что становиться как бы уже полусуществующим, полу-бытийным. И Давид этого не хочет, он боится этого, он видит приближение этой вычерпанности и он говорит: «Поскорее услышь меня! А то слышать будет некого. Посмотри на меня, я потерялся, посмотри на меня своим светлым лицом» Кстати, о чем это говорит? О великом дерзновении Давида. На самом деле люди бояться, что Бог на них реально посмотрит. Готовы ли вы, чтобы Бог непосредственно на вас смотрел 24 часа в сутки?

А Он и так смотрит!

Он и так смотрит! Но об этом почему-то помнить не хочется. Замечали? Потому что человек боится, он судорожно боится, что на него Бог посмотрит, а Давид к этому стремиться: « Не отворачивай лица Твоего от меня ни в коем случае, иначе я буду похож на тех, кто сходит в ров, Даже не в могилу, это страшнее - в ров ада. Ад это место, где люди не могут увидеть Бога в принципе. Что такое ад? Это до конца злая воля человека, когда человек закрыл себе глаза, уши. Конечно сейчас ад изменился, по сравнению со временами Давида. Раньше всех впускали и никого не выпускали. Когда его Христос изнутри взорвал, там теперь обломки ворот этих лежат.

«Дай мне рано утром услышать милость Твою, потому что на Тебя надеюсь». Здесь очень интересно, почему рано утром? Как говорит Златоуст, рано утром если человек видит Бога, видит его силу, тогда человек идет вместе с Богом в течении всего дня. Действительно, часто как человек начинает свой путь, так он может его и закончить, поэтому и надо, чтобы человек в начале своего пути стремился к исполнению заповедей Божиих. Часто бывает - начинается у человека духовное утро, когда он обращается в христианство, у некоторых естественно просыпается ревность (лежал спал, а тут такая энергия проявляется) и он начинает заниматься устройством всех окружающих, в результате они силы все растрачивают и никуда не попадают… Когда ты рано утром услышишь, что Бог помиловал тебя, необходимо бежать по пути (своего) совершенствования, чтобы сердце украшалось (преображалось, освящалось).

Давид говорит: «Не обмани моей надежды…Ты же никого не подводишь и меня не подведи»

«Скажи мне Господи путь, которым я пойду, потому что я к тебе поднял душу мою». Действительно, есть один путь, которым можно идти - путь Христа. Давид ищет этого пути, он мечтает найти этот путь, которым можно подняться к Богу. «Я свою жизнь, свою душу, свой разум к Тебе устремляю, но я не знаю настоящего пути» Почему «не знаю»? Есть два толкования взаимодополняющие. Златоуст говорит: « не знаю» потому что мой естественный закон - моя совесть, она завалена грудой грехов, поэтому она сбивается, ошибается часто, а закон, который дан через Моисея, он недостаточен. Он говорит как, что надо делать, но он не дает силы. Ему нужно, чтобы пришло время Евангелия, когда человек может найти не только какие-то внешние пути к Богу, но он может получить силы, чтобы подняться (добраться до вершин святости). Действительно многие цари и пророки хотели видеть, то что мы видим и не видели и слышать, о что мы слышим и не слышали. Действительно великая милость дана Божия. Для нас уже наступило утро и Бог нам сказал свою милость одним прекрасным утром. Каким? Пасхальным, да. Когда нам была сказана великая милость Бога о великом прощении, которое дано было всем людям. Раз мы услышали, мы должны поднимать душу к Богу и искать Его пути в нашей жизни. Эти пути четкие, открытые. Хотите спастись? Можно спастись даже без старцев, знаете? Исполнить Евангелие…

И дальше сказано: «Вырви мя от врагов моих, Господи, к Тебе я прибежал» . Видите как Давид говорит - Господи, только Ты можешь меня спасти - никакой меня человек не спасет, никакие заклинания меня не спасут, только Ты меня можешь вырвать из руки врагов моих. (Но почему Ты должен меня вырвать?) Потому что я к Тебе прибежал, как к последней надежде. Заметьте не сказано, что Давид приковылял или в вразвалочку пришел, а именно прибежал, потому что он все силы вложил, потому что он видит что Бог это последняя надежда. А почему многие люди не остаются в церкви? Почему приходят и уходят? Потому что для этих людей Бог это не последнее прибежище, не Спаситель их, не единственный избавитель, а просто… интересная информация…интересный собеседник, но не Спаситель. Они не чувствуют беды, они не чувствуют того ужаса смерти, которая подкрадывается к ним, готова уничтожить их.

А Давид прибегает к Богу, как к последней надежде и просит: «вырви меня от врагов моих, Боже». Вот представьте, человек бежит а за ним гонятся волки, они уже вцепляются в него, и он прибегает к спасителю… И это единственно правильное чувство с которым должно приходить к Богу…Если человек не понимает, что Бог единственная надежда, значит он не знает что такое истинное христианство, он не знает той беды, в которой он оказался, он не знает того водоворота смерти в который затягивает его зло, он не знает того ужаса который царит в его сердце и который твориться в мире. «Как же может весь мир ошибаться?» Не видит дьявола, который действует за этим.

«Научи меня творить Волю Твою, потому что ты Бог мой, Дух Твой благой направит меня на землю праведности.» Здесь Давид говорит то, что мы должны говорить всегда: «Ты, Господи, научи меня творить волю Твою, потому что Ты мой Бог». Только Сам Бог может научить человека творить Его волю. Никто кроме Бога неспособен научить человека - Он является источником всех знаний мира, Он источник воли, поэтому если вы хотите узнать какой-то совет из Священного Писания или спросить у священника, нужно не просто так идти, надо приходить с молитвой, нужно говорить слова Давида…

Дальше, «я надеюсь узнать Твою волю», но это не самоцель. «Я хочу, чтобы Дух Твой благой наставил меня на землю правды. Дух Святой, который есть источник блага (Никто не благ, кроме Господа), он наставляет всех людей на землю праведности. Что за «земля правды» - земля, где царит только правда, нет лжи, нет зла, нет ненависти, нет и все существа разумные там предстоящии, они исполняют волю Господа. Как эта земля называется? Царством Божиим. Дух Святой и ведет по этой дороге, и Он прокладывает её. Почему прокладывает, разве её нет? Она есть, но для человека она одновременно прокладывается. Человек ведется самыми разными путями, но этот путь единый, путь Христа. Есть преподобные, мученики, равноапостольные, правители, но все эти люди были ведены. Многие говорят, как же человек погибнет, если он столько добра сделал? На самом деле только Дух Божий может довести. Земля праведности недостижима для людей, которые Духа Божия не имеют (« Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его»).

«Ради имени Твоего Господи, Ты оживишь меня, праведностью Твоею Ты изведешь от печали душу мою и милостью твоею ты уничтожишь врагов моих и погубишь всех преследующих душу мою, потому что я раб Твой есть». Давид утешился уже. Он молился, в каком состоянии - в безнадежном. Видите, как молитва исцеляет человека. Страшная тоска, почти на краю могилы, а поднимается с какой надеждой…Видите, как надежда вливается Дух Божий касается сердца человека и человек оживает, расцветает. Попробуйте (экспериментально), и чем сердечнее будет молитва, тем быстрее будет преображение. Почему нам нужно так много молитв? Потому что мы часто мало молимся из этих многих молитв. Господь повелевает нам непрестанно молиться (молитва должна быть сердечная и в этом смысле немногословная). Бог спасает нас не ради нас, не ради нашей заслуги, не потому что мы такие хорошие, замечательные (никто из живущих не оправдается). А ради Своего имени, потому что Он это имя на нас положил. Имя христиан, имя Божиих людей. До потопа люди Божии как назывались? Сыны Божии. Потом люди Божии как стали называться? Израилем. Людьми, которые сражаются вместе с Богом или видят Бога. в зависимости от …можно понимать разными способами. И при этом Бог не стеснялся называться этим именем. Он назывался Богом Израилевым. Сейчас мы наконец носим имя бога какое? Мы христиане. Мы Христовы. Что значит оживить? Во -первых надо оживить душу, которая высохла. Оживит её Духом Божиим, изгонит из неё уныние, изгонит из неё все страсти и сделает её полной божественной жизни. Она будет переполнена этой жизнью. Но он обещает жизнь всего человека, значит Он оживит и тело. Здесь мы видим одно из предсказаний о всеобщем воскресении, даже точнее о воскресении праведников. Воскреснут все люди, в смысле все оживут, но праведники оживут жизнью Бога. Они будут жить Христом, как Христос живет Отцом, как это уже начинается сейчас во Святом Причастии. Про это и говорит Давид. Он говорит: «Во имя Твое Господи ты оживишь меня и правдою Твоею Ты изведешь из печали душу мою. Ты по своей праведности, по Своей справедливости мою душу вытащишь из печали. Душа она погрязает, она тонет в печали, но ты вытащишь меня… сделаешь меня беспечальным.

«И Твоей милостью уничтожишь врагов моих» Как это милостью уничтожить врагов? Может быть кто-то из вас обращал внимание на удивительные слова 135 псалма: «Поразившему Египта с первенцами его, потому что велика Его сила; утопившего фараона в море Красном, потому что велика Его сила». Как говорит Иоанн Златоуст: «Когда Бог спасает по своей милости, мудрого человека, праведника, то с другой стороны Он же уничтожает врагов этого человека, Он карает их, кроме одного условия. В книге Исаии есть такие слова, удивительные: «Если я посадил виноградник на высокой горе, оградил его стеною, построил в нем башню и посадил туда отборнейшие лозы. Если кто пойдет против меня в том винограднике, то я войной пойду против него, я выжгу его совсем, если он конечно не помериться со Мной. Впрочем, пусть он лучше помериться». Таким образом, всякий, кто идет против людей божиих, он может быть не уничтожен только в том случае, если он мириться с Богом. Кстати почему часто христиане молились за своих врагов? Они хотели чтобы те с Богом помирились. Это было бы лучше всего… Здесь речь идет не только о уничтожении врагов видимых, он (Давид) видит Великий День Господа Саваофа как печь, когда все враги Бога будут брошены в горящую печь и не будет больше ни одного врага. Есть одно единственное существо во вселенной, которое может совершать месть не греша - это Иисус Христос. Для человека месть это потому грех, что этим он узурпирует права единственного Мстителя - Иисуса Христа, Который отомстит за праведников своих и воздаст воздаяние гордым. «По милости Твоей будут уничтожены» Представьте, какая для нас будет радость, когда враг наш будет скован и ввержен в вечный огонь, чтобы никогда не выйти.

Псалтирь является частью Ветхого Завета , в ней насчитывается 150 глав, написанных в стихотворной форме. Книга эта писалась длительное время, специалисты насчитывают около десятка авторов, среди них — царь Давид. Ему приписывается авторство большинства молитв, также и псалма 142.

Как большинство ветхозаветных книг, Псалтирь была изначально написана на древнееврейском языке. Со временем ее переводили и на другие языки — латынь, греческий, английский, немецкий, славянский. Сегодня, кроме Синодального перевода (многими лингвистами он считается не особо выразительным) имеется перевод на современный русский.

Текст 142 псалма был составлен как обращение к Богу от преследуемого автора. Считается, что поводом для написания стали гонения Авессалома на своего отца Давида. Будучи законным царем, он стал жертвой коварного заговора. Этой драматичной истории посвящен целый ряд псалмов, в том числе псалом 142.

Некоторые богословы по силе выразительности называют данную библейскую главу всеохватывающей . В ней поднимается очень много разных тем:

  • Призыв к Господу, просьбы выслушать.
  • Раскаяние в собственных грехах.
  • Кризис, в котором оказывается изгнанный правитель — он просит Господа указать путь.
  • Воспоминание о тех днях, когда Бог чудесно избавлял свой народ от любой неприятности.
  • Отчаяние.
  • Искренность в , срочность призыва о помощи.
  • Просьбы о помиловании и нужда в наставлении.

Заканчивается пламенный призыв мольбой о защите , истреблении врагов, которые мешают Давиду совершать путь, угодный Создателю.

Использование в богослужении

Ни одна Библейская книга так широко не применяется во время церковной службы в Русской православной церкви, как Псалтирь. Перевели ее на церковнославянский еще Кирилл и Мефодий.

  • Самые старые рукописи славянской Псалтири относятся к 11 в. — это так называемая «Синайская Псалтирь». Написана на пергаменте, была найдена в монастыре св. Екатерины со многими другими библейскими текстами.

Согласно церковному уставу, псалом 142 читается на каждой вечерней службе в составе Шестопсалмия. Он звучит последним в ряду прочих глав, которые считаются покаянными. Широко используются данные тексты и католиками.

Богословское толкование

Для произнесения во время богослужения используется только церковнославянский, для углубленного изучения лучше взять текст на русском языке. Многие богословы изучали псалом 142, толкования выпускаются отдельными изданиями. Знакомясь с ними, можно углубить знание Библии.

Уже в первой строке читателю становится понятно, что автор довольно много и усердно взывал о помощи . Слова его полны нетерпения: «Господи, почему Ты не слышишь меня?» Ведь только его он считает своим заступником, защитником от неприятелей. И тому в Ветхом Завете много подтверждений. Но вот настал момент, когда ответ задерживается.

Не зря Давид пишет о том, что ни одна живая душа не сможет оправдаться перед Творцом . «Господи, не хотел бы я оказаться перед Тобой на суде!» — такая мысль прослеживается во втором стихе. Человек не может совершать земной путь абсолютно праведно. С тех пор как послушания была нарушена Адамом, душа его потомков поражается грехом еще в утробе матери. Молящийся четко осознает свою несостоятельность перед святостью Иеговы. Здесь декларируется постулат о том, что спасение по делам закона является делом невозможным. В Новом Завете его более подробно излагает апостол Павел.

Как видно из всего спектра переживаний, выраженных в тексте, автор псалма вовсе не был сдержанным в чувствах. От прочной уверенности в Боге он скатывается до отчаянья. Его метафорический язык очень выразителем, местами даже страстен. Проявляя стоическую веру, Давид вовсе не свободен от обычных человеческих переживаний. Ему знакомы ощущения растерянности, одиночества, обиды и негодования.

Дорога праведника

Душа грешника похожа на высохшее поле, спасти которое может лишь благодатное дыхание Божие. В тоске верующий простирает руки к небу, а душу раскрывает для принятия откровения. Он просит: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду», — то есть сам уже не знает, как поступить, ждет указаний от Бога, для чего всей душей стремится узнать волю Всевышнего.

Казалось бы — малодушие, но на самом деле здесь скрыта глубокая мудрость . Давид просит: «Господи, покажи мне путь, которым следует идти, чтобы угодить Тебе». Он понимает, что вся земля пропитана дыханием Духа Святого. Творец так устраивает внешние обстоятельства жизни, чтобы люди и в них находили себе повод для назидания. Сталкиваясь с препятствиями, общаясь с окружающими, человек учится взаимопомощи, терпению и любви. А чувствительные удары по самолюбию могут дать понять, что он двигается не в том направлении.

«Господи, истреби врагов моих»

Случается, что верующий оказывается в окружении недоброжелателей. Сам он не в силах избавиться от них, даже скрыться не может. Тогда христианин должен прибегнуть к молитвам. Они, подобно щиту, укроют праведника от любой беды.

Испытания посылаются не зря . Они заставляют человека всей душой стремиться к Богу, искать Его повсюду. Для тех, кто готов сдаться, строки 142 псалма всегда будут служить утешением.

  • Воззвать к небесам можно в любых обстоятельствах.
  • Всевышний Сам желает, чтобы все горести были возложены на Его плечи.
  • Бог всегда готов выслушать.
  • Настойчивая молитва, продиктованная верой, обязательно будет услышана.

Верующий, который ищет защиты у своего Создателя, никогда не будет обманут в своих ожиданиях.

Предлагал обращающимся к нему в самых различных скорбях и напастях особые краткие молитвенные правила, посильные для каждого христианина. Старец по своему опыту знал, как действуют эти молитвы, как укрепляют ослабевший дух человека, как разоряются вражьи наветы, если эти молитвы читать с верой и упованием на всемогущую помощь Божию. Мы приводим здесь эти правила, составленные из псалмов Давидовых, вместе с отрывками из писем преподобного Амвросия.

Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: “Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век”.

Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь - прочитывай 101-й псалом.

Письмо твое получил, но на второй неделе поста не успел ответа тебе написать, вот и третия неделя уже приходит к концу. Опять скажу тебе, что, по моему мнению, нужно еще подождать и потерпеть, пока воздействует промыслительная сила Божия, разоряющая неправильные советы и отметающая мысли людей неблагонамеренных; так как один совет Божий пребывает вовеки. Чтобы в твоем положении получить милость и помощь Божию, читай ежедневно псалом 36-й: “Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие” . И хорошо бы этот псалом читать по слову святого Давида - вечер, утро и полудне. И еще два псалма - “Господь просвещение” и “Живый в помощи”. Ежели во имя Святой Троицы будешь исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тогда изведет, точию повинися Господеви и умоли Его. Полезно также читать псалом - “Терпя, потерпех Господа и внят ми”. Не вотще сказано в Святом Писании, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное, ради получения которого и поступили мы в монастырь.

Псалом Давиду, 36.

Не ревну́й лука́внующым, ниже́ зави́ди творя́щым беззако́ние. Зане́ яко трава́ ско́ро и́зсшут, и яко зе́лие зла́ка скоро отпаду́т. Упова́й на Господа, и твори́ благосты́ню, и насели́ зе́млю, и упасе́шися в бога́тстве ея́. Наслади́ся Го́сподеви, и даст ти проше́ния се́рдца твоего. Откры́й ко Господу путь твой, и упова́й на Него, и Той сотвори́т: и изведе́т яко свет пра́вду твою и судьбу́ твою яко полу́дне. Повини́ся Господеви и умоли́ Его. Не ревну́й спе́ющему в пути своем человеку, творя́щему законопреступле́ние. Преста́ни от гне́ва и оста́ви ярость: не ревну́й, е́же лука́вновати. Зане́ лука́внующии потребя́тся, терпя́щии же Господа, ти́и насле́дят землю. И еще ма́ло, и не будет грешника: и взы́щеши место его, и не обря́щеши. Кро́тцыи же насле́дят землю и насладя́тся о мно́жестве мира. Назира́ет грешный пра́веднаго и поскреже́щет нань зубы́ своими. Господь же посмее́тся ему, зане́ презира́ет, яко прии́дет день его. Мечь извлеко́ша гре́шницы, напряго́ша лук свой, низложи́ти убо́га и ни́ща, закла́ти пра́выя сердцем. Мечь их да вни́дет в сердца́ их, и лу́цы их да сокруша́тся. Лучше малое пра́веднику, паче бога́тства грешных мно́га. Зане́ мы́шцы грешных сокруша́тся, утвержда́ет же пра́ведныя Господь. Весть Господь пути непоро́чных, и достоя́ние их в век будет. Не постыдя́тся во время лю́тое, и во днех гла́да насы́тятся, яко гре́шницы поги́бнут. Врази́ же Господни, ку́пно просла́витися им и вознести́ся, исчеза́юще яко дым исчезо́ша. Зае́млет гре́шный и не возврати́т, пра́ведный же ще́дрит и дае́т. Яко благословя́щии Его насле́дят зе́млю, клену́щии же Его потребя́тся. От Господа стопы́ человеку исправля́ются, и пути его восхо́щет зело́. Егда паде́т, не разбие́тся, яко Господь подкрепля́ет ру́ку его. Юне́йший бых, ибо состаре́хся, и не ви́дех праведника оста́влена, ниже́ се́мени его прося́ща хле́бы. Весь день ми́лует и взаи́м дае́т пра́ведный, и се́мя его во благослове́ние будет. Уклони́ся от зла, и сотвори бла́го, и всели́ся в век века. Яко Господь любит суд и не оста́вит преподо́бных Своих, во век сохраня́тся. Беззако́нницы же изжену́тся, и семя нечести́вых потреби́тся. Пра́ведницы же насле́дят землю и вселя́тся в век ве́ка на ней. Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язык его возглаго́лет суд. Закон Бога его в сердце его, и не за́пнутся стопы́ его. Сматря́ет гре́шный пра́веднаго и и́щет е́же умертви́ти его. Господь же не оста́вит его в руку́ его, ниже́ осу́дит его, егда́ су́дит ему. Потерпи́ Господа, и сохрани́ путь Его, и вознесе́т тя, еже насле́дити землю, внегда́ потребля́тися гре́шником, у́зриши. Ви́дех нечести́ваго превознося́щася и вы́сящася, яко ке́дры Лива́нския. И ми́мо идо́х, и се не бе́, и взыска́х его, и не обре́теся место его. Храни незло́бие и ви́ждь правоту́, я́ко есть оста́нок человеку ми́рну. Беззако́нницы же потребя́тся вку́пе: оста́нцы же нечести́вых потребя́тся. Спасе́ние же пра́ведных от Господа, и Защи́титель их есть во вре́мя ско́рби. И помо́жет им Господь, и изба́вит их, и и́змет их от гре́шник, и спасе́т их, яко упова́ша на Него.

Псалом Давиду, пре́жде пома́зания, 26.

Господь просвеще́ние мое и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся? Господь Защи́титель живота́ моего, от кого́ устрашу́ся? Внегда приближа́тися на мя зло́бующым, е́же сне́сти пло́ти моя, оскорбля́ющии мя, и врази́ мои́, ти́и изнемого́ша и падо́ша. Аще ополчи́тся на мя полк, не убои́тся се́рдце мое́, а́ще воста́нет на мя брань, на Него́ аз упова́ю. Еди́но проси́х от Господа, то взыщу́: е́же жи́ти ми в дому́ Госпо́дни вся дни живота́ моего, зре́ти ми красоту́ Господню и посеща́ти храм святы́й Его. Яко скры мя в селе́нии Свое́м в день зол моих, покры́ мя в тайне селе́ния Своего́, на ка́мень вознесе́ мя. И ныне, се вознесе́ главу́ мою́ на враги́ моя: обыдо́х и пожро́х в селе́нии Его же́ртву хвале́ния и воскликнове́ния, пою́ и воспою́ Господеви. Услы́ши, Господи, глас мой, и́мже воззва́х: поми́луй мя и услы́ши мя. Тебе́ рече́ сердце мое: Господа взыщу́. Взыска́ Тебе́ лице́ мое, лица́ Твоего, Господи, взыщу́. Не отврати́ лица́ Твоего от мене́ и не уклони́ся гне́вом от раба́ Твоего́: помо́щник мой бу́ди, не отри́ни мене́, и не оста́ви мене́, Боже Спаси́телю мой. Яко оте́ц мой и ма́ти моя оста́виста мя, Господь же восприя́т мя. Законоположи́ ми, Господи, в пути́ Твоем и наста́ви мя на стезю́ пра́вую враг моих ра́ди. Не преда́ждь мене́ в ду́шы стужа́ющих ми, я́ко воста́ша на мя свиде́теле непра́веднии и солга́ непра́вда себе́. Ве́рую ви́дети блага́я Госпо́дня на земли́ живых. Потерпи́ Господа, мужа́йся и да крепи́тся се́рдце твое, и потерпи́ Господа.

Хвала́ песни Дави́довы, не надпи́сан у евреи́, 90.

Живый в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бога Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое, Бог мой, и упова́ю на Него́. Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Яко Ты, Господи, упова́ние мое, Вы́шняго положи́л еси прибе́жище твое. Не прии́дет к тебе зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко Ангелом Своим запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твоих. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и змия. Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, яко позна́ и́мя Мое. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое.

В конец, псалом Давиду, 39.

Терпя́, потерпе́х Господа, и вня́т ми, и услы́ша молитву мою. И возведе́ мя от ро́ва страсте́й, и от бре́ния ти́ны, и поста́ви на ка́мени но́зе мои, и испра́ви стопы́ моя, и вложи́ во уста́ моя песнь но́ву, пе́ние Богу нашему. Узрят мно́зи и убоя́тся, и упова́ют на Господа. Блаже́н муж, ему́же есть имя Господне упова́ние его, и не призре́ в суеты́ и неистовле́ния ло́жная. Мно́га сотвори́л еси́ Ты, Господи, Боже мой, чудеса́ Твоя и помышле́нием Твоим несть кто́ уподо́бится Тебе: возвести́х и глаго́лах, умно́жишася па́че числа́. Же́ртвы и приноше́ния не восхоте́л еси́, те́ло же сверши́л ми еси, всесожже́ний и о гресе́ не взыска́л еси́. Тогда рех: се прииду́, в глави́зне кни́жне пи́сано есть о мне: е́же сотвори́ти во́лю Твою, Боже мой, восхоте́х, и зако́н Твой посреде́ чре́ва моего́. Благовести́х пра́вду в це́ркви вели́цей, се устна́м мои́м не возбраню́: Господи, Ты разуме́л еси́. Пра́вду Твою не скрых в се́рдце мое́м, и́стину Твою и спасе́ние Твое рех, не скрых ми́лость Твою и и́стину Твою от со́нма мно́га. Ты же, Господи, не удали́ щедро́т Твои́х от мене́: ми́лость Твоя и и́стина Твоя вы́ну да засту́пите мя. Яко одержа́ша мя зла́я, и́мже несть числа́, постиго́ша мя беззако́ния моя, и не возмого́х зре́ти, умно́жишася па́че влас главы́ моея́, и се́рдце мое́ оста́ви мя. Благоволи́, Господи, изба́вити мя: Господи, во е́же помощи́ ми вонми́. Да постыдя́тся и посра́мятся вку́пе и́щущии ду́шу мою изъя́ти ю́, да возвратя́тся вспять и постыдя́тся хотя́щии ми зла́я. Да прии́мут а́бие студ свой глаго́лющии ми: бла́гоже, бла́гоже. Да возра́дуются и возвеселя́тся о Тебе вси и́щущии Тебе, Господи, и да реку́т вы́ну: да возвели́чится Господь, лю́бящии спасе́ние Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попече́тся о мне. Помо́щник мой и Защи́титель мой еси Ты, Боже мой, не закосни́.

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ
АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ

Преподобный Оптинский старец Амвросий родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии и был наречен Александром в честь благоверного князя Александра Невского, память которого праздновалась в тот день. Его отец Михаил Федорович Гренков был сельским дьячком, а мать Марфа Николаевна занималась воспитанием детей. Александр рос живым и резвым мальчиком, любил детские забавы и шумные игры. Все воспитание детей в семье проходило в строго религиозном направлении. Отец брал Александра с собой в церковь, где юный отрок читал и пел на клиросе. Любили в семье и чтение божественных книг.

В 12 лет Александр поступил в Тамбовское духовное училище, а по его окончании в 1830 году - в Тамбовскую духовную семинарию. Учение благодаря природной одаренности давалось Александру легко. Однако окружающие выделяли целостность его натуры, нравственную чистоту и собранность духа. Как он позже вспоминал: “В монастырь я не думал никогда идти… впрочем, другие почему-то предрекли мне, что я буду в монастыре”. И вскоре юному семинаристу было показано его истинное призвание. За год до окончания семинарии Александр настолько серьезно заболел, что окружающие уже отчаялись в его выздоровлении. В это время Александр дал обещание Господу, что если Он воздвигнет его здравым с одра болезни, то он непременно пойдет в монастырь. Юноша выздоровел, но исполнить обет сразу не имел возможности: ни начальство, ни родители не позволили бы ему оставить семинарию.

В 1836 году Александр окончил семинарский курс. Он решил избрать для себя такое место, которое не стесняло бы его в случае полной решимости оставить мир, и поступил домашним учителем в дом к одному из помещиков. Здесь он познакомился со светским обществом, ближе и глубже узнал различные характеры, что значительно расширило его жизненный опыт. В то время, как позже вспоминал старец, все находившиеся в ссорах искали его совета и просили быть примирителем.

В марте 1838 года был утвержден преподавателем Липецкого духовного училища. При обращении с учениками он сочетал доброту с разумной строгостью, к чему и сам привык в детстве. Внешне все складывалось благополучно - его уважали коллеги и начальство, однако внутренний голос не давал ему покоя. Вот как сам старец описывал свое состояние в то время: “После выздоровления я целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлял своей словоохотливости. Бывало, думаешь про себя: ну вот отныне буду молчать, не буду рассеиваться. А тут, глядишь, зазовет кто-нибудь к себе, ну, разумеется, не выдержу и увлекусь разговорами. Но придешь домой - на душе неспокойно; и подумаешь: ну теперь уже все кончено навсегда - совсем перестану болтать. Смотришь - опять позвали в гости, опять наболтаешь. И так вот я мучился целых четыре года”.

Для укрепления в своих переживаниях прибегал к уединенной молитве перед образом Божией Матери Тамбовской - родительским благословением. Тщательно скрывая свое душевное состояние, он ожидал определенного указания свыше, от Господа. Его тайные сомнения укрепил троекуровский затворник Иларион, который сказал Александру Михайловичу: “Иди в Оптину. Ты там нужен”. Однако для окончательного разрыва с миром был необходим еще какой-то решительный толчок.

Как-то Александр Михайлович был приглашен в гости к знакомым. Вечер прошел в большом оживлении, Александр Михайлович был весел и смешил присутствовавших. Ночь после этого вечера, проведенная в искреннем раскаянии, окончательно определила судьбу Александра Михайловича. “Будет! Пора положить всему конец! Нельзя служить и Богу и мамоне. Надо выбирать что-нибудь одно! Надо всецело прилепиться к Единому Богу! Надо бросить мир!” Через несколько дней, не говоря никому ни слова, Александр Михайлович тайно покинул Липецк и направился в Оптину пустынь, куда прибыл 8 октября 1839 года.

Расположенная среди огромного густого бора, обитель не отличалась особым богатством. В монастыре и в скиту подвизались искренние ревнители иноческих подвигов: игумен Моисей (Путилов), мудрый и смиренный настоятель обители, его брат - начальник скита иеромонах Антоний, отличавшийся особой кротостью и смирением, наконец, старцы, управлявшие духовной жизнью всей обители, - иеросхимонах и , а также многие другие подвижники. Старец Лев, основатель старчества в Оптиной пустыни, наставник высокой духовной опытности, имевший дар рассуждения и прозорливости, принял Александра Михайловича в число своих учеников.

Первое время Александр Михайлович жил в гостинице, а после по благословению старца Льва перешел в монастырь. 2 апреля 1840 года он был зачислен в число братства и одет в подрясник. Первое время он был чтецом у старца Льва, затем работал в хлебне, а потом стал келейником у старца Макария. Стремление к строгой духовной жизни было замечено старцами. Как вспоминал старец Амвросий, «покойный старец (о. Лев) тогда призвал к себе батюшку о. Макария и говорит ему: “Вот человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уж очень стал слаб. Так вот я и передаю его из полы в полу, владей им как знаешь”».

Летом 1841 года послушник Александр был пострижен в рясофор, а 29 ноября 1842 года - в мантию с именем Амвросий в честь святителя Амвросия, епископа Медиоланского (память 7 декабря). 4 февраля 1843 года о. Амвросий был рукоположен во иеродиакона, 9 декабря 1845 года - в иеромонаха. Практически сразу после посвящения о. Амвросий тяжело заболел. В октябре 1846 года он был келейно пострижен в схиму с сохранением прежнего имени и вскоре из-за болезни был выведен за штат монастыря. Несмотря на свои многочисленные болезни, о. Амвросий не только не скорбел о них, но даже считал их необходимыми как лучшее средство для воспитания души.

После кончины в 1860 году старца Макария о. Амвросий принял на себя нелегкое бремя старческого служения. К старцу в Оптину шли как к святому человеку, веря и надеясь, что получат исцеление от недугов духовных и телесных. Христианская любовь, твердая вера и сердечная молитва старца врачевали всех посетителей. Наставления старца часто были краткими, но емкими и надолго запоминались его учениками. “Как жить, чтобы спастись?” - “Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно”; “Как жить?” - “Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение”.

К нему обращались не только простые люди, но и многочисленные монашествующие и представители интеллигенции. Среди последней можно отметить Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Вл.Соловьева, С.П.Шевырева, И.В. и П.В. Киреевских, М.П.Погодина и многих других. Многие обращались к старцу письменно, прося его советов. Особое попечение старец имел о Шамординской обители, устроенной по его благословению недалеко от Оптиной пустыни. В обитель принимали скорбящих и обездоленных женщин, которые не имели возможности поступить в другие монастыри. Здесь 10 октября 1891 года старец завершил свой земной путь. Скорбная торжественная процессия проводила гроб с телом покойного в Оптину пустынь и предала земле у юго-восточной стены Введенского собора, рядом с могилой старца Макария.

На протяжении многих лет память об оптинском подвижнике хранилась в народе. В 1988 году преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Собором Русской Православной Церкви. Были обретены святые мощи преподобного старца и помещены во Введенском соборе обители.

Издание Сретенского монастыря
2006