Хазары и славяне. Евреи и Киевская Русь. Хазары, евреи и киевская русь

Вещий Олег – легендарный древнерусский воевода.
Князь Новгородский (879-882)
Князь Киевский (882-912)

Прозвище Вещий (то есть знающий будущее), получил по возвращении из похода на Византию 907 года. Он «отказывается принять у побежденных греков отравленную снедь (в этом - дар провидца, «Вещего») и прибивает щит к вратам Царь-града, «показуя победу».
Само имя «Олег» скандинавского происхождения («Ангел»).

Князь Олег Вещий

О происхождении Олега существует две версии: некоторые фрагменты с путаницей в хронологии по Первой Новгородской летописи и традиционная, изложенная в «Повести временных лет», согласно которой Олег является родичем Рюрика (брат его жены Ефанды, опекун малолетнего ). После смерти Рюрика в 879 году Олег получил правление княжеством, так как Игорь был еще мал. В течение трех лет Олег остается в Новгороде и после улучшения своего положения со своей дружиной отправляется на юг, по речной линии Волхов-Днепр. Покоряя по пути встречающиеся города и захватив хитростью Киев, Олег основывается здесь. Объединяет два основных центра восточных славян (северный и южный) в центр объединенного государства, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Согласно летописи именно Киевский Князь Вещий Олег стал создателем Древнерусского государства (Киевской Руси) и традиционно датируют 882 годом.

Киевский князь Вещий Олег

В следующие 25 лет Олег расширяет свою державу. Подчинил Киеву радимичей, древлян и северян, уничтожил зависимость от хазар. По преданию Олег сказал им: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Укрепив свое влияние, наложением дани и оградив границы от нападений соседей-кочевников, в 907 году Олег отправляется в Византию, в военный поход к Константинополю. Со стороны византийских авторов нет ни одного упоминания о походе, но некоторые современные историки считают его легендарным.

Согласно «Повести временных лет» в походе принимало участие две тысячи ладей, в каждой по сорок воинов. Византийский царь преградил дорогу в город – закрыл ворота и загородил цепями гавань, но Олег пошел на штурм иным путем: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испугавшись, греки предложили Олегу мир и дань, и в знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит. Основным результатом похода стало заключение договора, который обеспечивал беспошлинную торговлю русским купцам. По договору Олег за каждую уключину получил по 12 гривен и кроме этого Царьград обязался выплачивать дань на русские города. В 911-912 году Олег послал своих послов в Царьград утвердить договор между греками и Русью, но с договора исчезло уже упоминание о беспошлинной торговле. В данном договоре Олега именуют «великим князем русским». Подлинность соглашения подтверждается лингвистическим анализом и сомнению не подлежит.

В том же, 912 году Олег погибает. Существует несколько противоречивых версий обстоятельства гибели Вещего Олега, но везде присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По сказаниям «Повести временных лет» волхвы предсказали Олегу смерть от своего любимого коня. Он приказал увести коня и по прошествии четырех лет, вспомнив, о предсказании посмеялся. Решив посмотреть на кости коня, он наступил ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе жила ядовитая змея, которая и ужалила Олега.

В исландской саге о Орваре Одде (XIII в.) герой получает предсказание от оскорбленной им вещуньи и убивает своего коня. Уже стариком он спотыкается о череп коня, ударяет его копьем и выползшая змея жалит Одда.

По одной летописной версии (послужившей Пушкину сюжетом для стихотворения «Песнь о Вещем Олеге») Олег умер в Киеве, по другой – на севере и похоронен в Ладоге, по третьей – за морем.

После смерти Олега процесс последующего создания державы Рюриковичей стал уже необратимым. Заслуги его в этом трудно переоценить.

Великий сын земли Русской — Князь Олег Вещий -язычник и великий воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозной ограниченностью во имя развития культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных сокровищ — славянской письменности и русской азбуки.


Киев основан хазарами в качестве крепости. Первоночально его заселили хазары, славяне и евреи из Европы.В византийском трактате «Об управлении империей» Киев фигурирует под неславянским, возможно хазарским, названием Самватас, что, согласно одной из трактовок, означает «верхние укрепления» (Википедия и др. источники) .....

Контакты между хазарами и славянами происходили постоянно и с давних времен‚ потому что это были народы-соседи. Под защитой могущественного Хазарского каганата славяне Приднепровья могли заниматься земледелием и торговлей. Славянские купцы спускались по Дону и Волге к хазарской столице‚ выходили в Каспийское море‚ проникали на юго-восточные его берега и привозили на верблюдах свои товары в город Багдад.

Русский историк В.Ключевский писал: “Хазарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и нестрашно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для днепровцев, послушных данников хазар, были открыты степные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Под покровительством хазар и пошла бойкая торговля из Приднепровья”.В восьмом веке хазары стали брать дань с восточных славян.

Сказано об этом в русской летописи: “Хазары брали дань с полян и с северян‚ и с вятичей‚ брали по серебряной монете и по белке с дыма”. То есть с каждого жилого дома - по шкурке белки и по серебряной монете. Поляне впоследствии‚ очевидно‚ освободились от этой подати‚ о чем сказано в летописи: “Поляне были притесняемы древлянами и иными окрестными людьми. И нашли их хазары… и сказали: “Платите нам дань”. Поляне‚ посовещавшись‚ дали от дыма по мечу. И отнесли их хазары к своему князю. И сказали старцы хазарские: “Не добрая дань эта‚ княже: мы доискались ее оружием‚ острым только с одной стороны‚ то есть саблями‚ а у этих оружие обоюдоострое‚ то есть мечи: станут они когда-нибудь собирать дань с нас и с иных земель”.Хазары, очевидно, отступились от полян и взамен обложили данью радимичей‚ другое славянское племя.В русской летописи есть упоминание о том‚ что в 885 году “послал Олег к радимичам‚ спрашивая: “Кому даете дань?” Они ответили: “Хазарам”. И сказал им Олег: “Не давайте хазарам‚ но платите мне”. И дали Олегу по щелягу‚ как раньше хазарам давали”.

В каирской синагоге‚ в ее генизе‚ было найдено письмо на пергаменте, которое написали киевские евреи. Современные ученые определили‚ что письмо написано не позднее 930 года‚ и если их заключения верны‚ это означает‚ что самый ранний обнаруженный достоверный документ‚ относящийся к истории Киева‚ написан на иврите и исходит от еврейской общины города.

В своем письме евреи Киева оповещали все общины рассеяния‚ что некий Яаков бар Ханука - “сын добрых людей, тот, кто дает, а не тот, кто берет” - “стал жертвой жестокой судьбы: его брат пошел и взял ссуду у иноверцев‚ а Яаков стал его поручителем. Брат отправился в дорогу‚ но пришли разбойники и убили его (брата)‚ и забрали его деньги. Тогда пришли кредиторы и взяли Яакова‚ на шею его наложили железные оковы и сковали ноги его. И там (у них) пробыл он целый год. А потом мы взяли его на поруки и заплатили шестьдесят монет‚ а еще осталось долгу - сорок монет…”С этим сопроводительным письмом Яаков бар Ханука отправился по еврейским общинам мира‚ чтобы собрать недостающие деньги‚ и‚ возможно‚ дошел даже до Каира. “Господа наши… - написано было в письме. - Последуйте доброму обычаю… И Всевышний благословит вас и восстановит Иерусалим в ваши дни‚ и принесет избавление вам‚ и нам вместе с вами”.

В нижнем углу письма имеется пометка тюркскими рунами‚ которую сделал‚ по всей видимости‚ хазарский чиновник: “Хокурум” - “Я прочитал”. На основании этого письма можно предположить‚ что в первой половине десятого века в Киеве уже существовала община евреев‚ и в сопроводительном письме указаны их имена - как традиционно еврейские: глава общины Авраам га-парнас, Ицхак, Реувен, Иегуда‚ так и имена хазарские: Кьябар‚ Саварта‚ Манас‚ Манар и Кофин.

После разгрома Хазарского каганата евреи‚ его населявшие‚ рассеялись по разным странам. Был у них один путь - в Крым. Был другой путь - на Кавказ. Третий путь - возможно‚ в Среднюю Азию‚ в Хорезм. Некоторые беглецы оказались даже в Испании; об их потомках упоминал в начале двенадцатого века еврейский историк из Толедо Авраам ибн Дауд: “Мы видели в Толедо некоторых сыновей их сыновей - ученых…”И был еще‚ конечно‚ путь из Хазарии к Киеву‚ где жили тогда евреи. Русский историк восемнадцатого века В.Татищев‚ которому довелось прочитать исчезнувшие позднее русские летописи‚ сообщал‚ что победитель Хазарского каганата Святослав увел в полон в Киев большое количество хазар и расселил их по разным местам‚ - среди них‚ наверное‚ были и евреи.
2
Евреи приходили в Киев не только с востока или из Крыма‚ но и из европейских стран.Известно, что с девятого века проходили через славянские земли купцы-евреи‚ которых арабские историки называли раданитами; они вели основную торговлю Европы с Азией. Сказано о них в “Книге путей и государств” арабского географа Ибн-Хордадбха: “Путь купцов-евреев раданитов‚ которые говорят по-персидски‚ по-румски‚ по-арабски‚ по-франкски‚ по-андалузски‚ по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с восток на запад морем и сушей.

Они возят евнухов‚ служанок‚ мальчиков‚ шелк‚ меха и мечи… На обратном пути они берут мускус‚ алоэ‚ камфару‚ корицу и другие произведения восточных стран…” Раданиты везли товары разными путями‚ в том числе и через славянские земли‚ к хазарам в Итиль‚ а оттуда через Каспий - в Индию и Китай. Киев был узловой станцией на торговом пути‚ и в еврейских источниках этих купцов называли “голхей русия” - идущие в Русь.Так встретились на территории Киевской Руси евреи из Европы и Хазарии. В Киеве было два квартала‚ один из которых назывался Козары‚ а другой - Жидове. Возле второго квартала находились одни из ворот города‚ Жидовские ворота‚ которые упоминаются в русской летописи за 1151 год: защищая Киев от половцев‚ “Изяслав Давыдович стал меж Золотых ворот и Жидовских‚ а Ростислав перед Жидовскими вороты”.Евреи в Киевской Руси составляли группу свободных людей‚ которые занимались транзитной торговлей‚ что было чрезвычайно выгодно киевским князьям. Они пользовались свободой передвижения‚ но жили преимущественно в городах‚ в особых кварталах. В.Татищев отмечал‚ что в Киеве существовала синагога‚ в которой евреи заперлись во время смуты 1113 года и выдержали осаду до прихода Владимира Мономаха.

В русской летописи говорится‚ что в 986 году евреи из Хазарии - “Жидове Козарстии” - приехали к великому князю Владимиру‚ чтобы склонить его к принятию иудаизма. “А где земля ваша?” - спросил их князь. “В Иерусалиме”‚ - ответили евреи. “А вы разве там живете?” - “Нет‚ - сказали они‚ - ибо разгневался Бог на предков наших и рассеял нас по странам за грехи наши… ” Тогда Владимир сказал: “Как же вы других учите‚ когда сами отвержены Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас‚ то вы не были бы разбросаны по чужим землям. Разве вы и нам думаете такое зло причинить?” И Владимир‚ как известно‚ выбрал христианство.

Церковь боролась с еврейским влиянием‚ и митрополит Илларион написал в 1050 году полемическое сочинение против иудейской религии “Слово о законе Моисеевом и о благодати Иисуса Христа”. Игумен Печерского монастыря Феодосий поучал христиан жить в мире с друзьями и врагами‚ “но со своими врагами‚ а не с Божьими… Божьи суть враги: жидове‚ еретицы‚ держащие кривую веру…” Этот же самый Феодосий “имел следующее обыкновение: многократно ночью вставал и тайно от всех ходил к жидам и спорил с ними о Христе; укорял и досаждал им‚ называя их отступниками и беззаконниками; желал быть убитым ими за исповедание Христа”. Евреи его не убили‚ но‚ очевидно‚ спорили с ним и защищали свою веру.Киевский митрополит Иоанн II запрещал продажу евреям рабов-христиан - из боязни‚ что их обратят в иудейство: “Христианина нельзя продавать ни жидовину‚ ни еретику‚ а кто продаст жидам - беззаконник”. Связь с Византией привела к тому‚ что на Русь стали проникать постановления соборов‚ направленные против иноверцев‚ и в уставе князя Ярослава есть закон об отлучении от церкви за сожительство христианина с “бусурманкою или с жидовкою”.И, тем не менее, положение евреев в Киеве было достаточно прочным. Князь Изяслав перевел рынок вместе с лавками с Подола‚ нижней части города‚ в верхнюю его часть‚ где жили евреи‚ за что они уплатили ему большие деньги.

В конце одиннадцатого века число евреев в Киеве увеличилось‚ несмотря на мор‚ голод‚ набеги половцев: очевидно‚ туда переселились евреи из Центральной Европы‚ спасаясь от преследования крестоносцев. Великий князь Святополк II хорошо относился к евреям‚ но после его смерти толпа возмутилась против его жены и приверженцев; громили не только бояр‚ но разгромили и еврейский квартал - в 1113 году: “Кияне же разграбиша двор Путятин тысячьского‚ идоша на Жиды и разграбиша”.

А в 1124 году был в Киеве большой пожар‚ и летопись отмечает‚ что выгорел почти весь город “и Жидове погореша”.У В.Татищева есть упоминание о том‚ что будто бы Владимир Мономах велел в 1126 году “из вся русския земли всех жидов выслать со всем их имением‚ и впредь не пущать‚ а есть ли тайно войдут‚ вольно их грабить и убивать… С сего времени жидов в Руси нет…” Но этот факт оспаривают другие историки.
3
Евреи Киевской Руси не были оторваны от своих соплеменников на Западе и на Востоке. Они переписывались друг с другом‚ изстраны в страну ездили купцы-евреи‚ даже детей своих они посылали учиться из Киева в Европу‚ в лучшие иешивы того времени. Сохранилось имя рабби Ицхака из Русии‚ который учился в городе Вормсе‚ в Германии. Некий Ашер бен Синай из Русии учился в испанском городе Толедо‚ а рабби Моше из Киева был либо учеником в иешиве знаменитого рабби Яакова Тама‚ крупнейшего авторитета французского и германского еврейства‚ либо встречался с ним во время своих поездок по Европе. Этот же самый рабби Моше из Киева переписывался с главой иешивы в Багдаде. Известно еще‚ что некий еврей из Русии‚ у которого родным языком был славянский‚ встретился в Салониках со своим родственником. Тот с восторгом описал ему свое путешествие в Эрец Исраэль‚ и под впечатлением этого рассказа еврей из Русии тоже решил отправиться туда.

Евреи жили не только в Киеве‚ но и в Волынской‚ в Галицкой землях‚ появлялись они и в северо-восточной Руси. При дворе великого князя Андрея Боголюбского во Владимире в конце двенадцатого века жили два еврея - Ефрем Моизич и Анбал Ясин с Кавказа‚ ключник великого князя: они были участниками заговора‚ который закончился убийством Андрея Боголюбского.

А потом на Киевскую Русь обрушились монголы. В 1240 году они разрушили Киев‚ и многие евреи погибли там вместе с другими жителями‚ а остальные бежали. В Подолии сохранился с 1240 года надгробный памятник некоему Шмуэлю‚ очевидно главе общины‚ и на нем выбита такая надпись: “Гибель следует за гибелью. Велико наше горе. Этот памятник воздвигнут над могилой нашего учителя; мы остались‚ как стадо без пастыря; гнев Божий постиг нас…”В середине тринадцатого века Киев был пуст и разорен‚ стояли в нем двести домов‚ и великие князья снова приглашали евреев селиться в Киеве.

Сохранилось свидетельство об их присутствии на Руси в летописи за 1288 год. Рассказывая о смерти князя Владимира Васильковича‚ правившего во Владимире Волынском‚ летописец отметил: “И тако плакавшеся над ним всемножество Володимерцев‚ мужи и жены и дети‚ Немцы‚ и Сурожьце‚ и Новгородци‚ и Жидове…

Данный материал полезен для учителей истории, а также классных руководителей, работающих в 6 классах. В связи с возрастными особенностями и разной степенью подготовленности учащихся в викторине используются разноуровневые задания. Для викторины подготовлены вопросы по культуре и быту Древней Руси, учащиеся работают с историческими портретами первых русских князей, документами, датами и терминами.

Цели:

Актуализация и систематизация изученного материала по истории России.

Задачи:

Расширить мировоззрение учащихся, активизировать желание работать самостоятельно с различными источниками информации;

Повышение мотивации учащихся к изучению истории;

Сплочение ученического коллектива, формирование умения работать в команде;

Развитие навыков грамотной устной речи.

Пояснение для организаторов

Место проведения и оборудование:

Рекомендуется проводить игру в актовом зале школы, где удобно разместить на сцене игроков и зрителей в зале. В игре могут участвовать 2-4 команды. Количество игроков в команде 5-6 человек. Команды заранее выбирают капитанов. В жюри приглашают учащихся старших классов. Для игры необходимы плакаты с названиями туров, песочные часы, музыка (песня В.Добрынина «Хочу все знать»). Каждый игрок команды должен иметь при себе чистые листы и ручки. Время проведения викторины 60 минут.

Правила игры.

Ведущий объясняет игрокам и зрителям правила игры:

Наша игра состоит из восьми туров. В каждом туре вам будут даваться разнообразные задания и вопросы. Ваша задача: обсудить в команде вопрос и затем дать ответ. Если вы знаете ответ заранее, вы можете дать досрочный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. За неполный ответ или дополнение команда получает 1 балл. За подсказку 1 балл отнимается. Все ваши ответы и баллы будет фиксировать жюри. В конце игры жюри подведет итоги: определит победившую команду, т.е. ту, которая наберет наибольшее количество баллов. Если команды получают одинаковое количество баллов, проводится блиц-турнир.

Подведение итогов.

Победители получают памятные подарки и грамоты. Остальные игроки получают поощрительные призы. Все участники получают пятёрки в журнал и прекрасное настроение.

I Тур. Разминка . (время 30 секунд)

Ведущий: В этом конкурсе принимают участие капитаны команд.

1.Чем отличались варяги от норманнов и викингов. (Ничем. На Руси варягами называли северных германцев, а в Западной Европе - норманнами и викингами.)

2. На каком языке читал и писал Чингисхан? (Чингисхан не умел читать и писать).

3. Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).

4. Кому бояре могли «показать путь» из Новгорода? (Новгородскому князю, если его правление не устраивало бояр).

5. Какие правители Средневековья жили в «сарае»? (Ханы Золотой Орды. Сарай - дворец).

6. Когда русские воины были вынуждены встретиться со «Свиньей»? (Во время Ледового побоища в 1242 году).

7. Кого на Руси называли лапотником? (Крестьянина).

II Тур. Откуда пошло… (время 30 секунд)

Ведущий: Мы часто слышим и употребляем крылатые выражения. Вам предстоит объяснить происхождение этих выражений.

1. Какова история выражения «чур, меня»? (Древние славяне почитали умершего предка, которого называли «чур» или «щур». Выражение «чур, меня!» в то время означало «храни меня, предок».

2. Почему говорят: «пиши с красной строки»? (Заглавные буквы в древности писали красными чернилами - киноварью, отсюда «красная строка»).

3. Объясните выражение «закасав рукава» и «спустя рукава»? (В Древней Руси одежду шили с длинными рукавами, заменявшими перчатки. Если человеку приходилось что-нибудь делать в одежде с такими рукавами, он делал это плохо («спустя рукава»). Хорошо работалось лишь «закасав рукава». Поэтому сейчас говорят о хорошо работающем человеке: «работает закатав рукава», а о лентяе: «работает спустя рукава».)

5. Каково происхождение выражения «тьма-тьмущая»? (Тьма - часть монгольского войска (10 000 воинов) Чингисхана. Отсюда «тьма-тьмущая» - бесчисленное множество).

III Тур.Три предложения . (время 2 минуты)

Ведущий зачитывает документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

«…На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись, по лености внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас…» («Поучения» Владимира Мономаха).

IV Тур. Слово по вертикали. (время 4 минуты)

Ведущий: Слева написаны необычные слова. Это названия городов Древней Руси, на которые напали монголо-татары. В словах нарушен порядок букв (как в анаграмме). Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква. Требуется восстановить порядок букв в соответствии с названиями древних городов, а лишнюю букву поместить в колонке справа.

РЬВЕТА - (Тверь)

СКЗЕОЛЬКА - (Козельск)

РИМДИЛАВО - (Владимир)

НЬЗАРЯВ - (Рязань)

V ТУР. Духовные богатства Руси. (время 30 секунд)

1. Почему алфавит русского языка называют кириллицей? (В честь одного из братьев - болгарских просветителей Кирилла и Мефодия. Более тысячи лет назад они изобрели славянскую письменность).

2. Как назывался главный храм Крещеной Руси? (Десятинная церковь или Собор Пресвятой Богородицы).

3. Как назывались главные ворота Киева? (Золотые).

4. Какое одинаковое название носят главные храмы XI века в Киеве, Новгороде и Полоцке? (Софийский).

5. Какой город летопись называет «матерью городов русских»? (Киев).

6. Какое происхождение слова «летопись»? (Рассказ о событиях каждого года в летописи начинается словами: «в лето…». Отсюда «летопись»).

7. Назовите один из древнейших городов Руси, который величали «Господином Великим» и «Государем»? (Новгород).

8. Первые русские святые, покровители Земли Русской и княжеского рода. (Борис и Глеб).

VI Тур. Кто сказал? (время 30 секунд)

Ведущий: Определите, какому из древнерусских князей принадлежат следующие высказывания:

«Идите домой с данью, а я вернусь и похожу еще». (Игорь).

«Не дайте хазарам, но мне дайте дани». (Святослав).

«Идите назад: отцы наши не принимали вашей веры и я не хочу». (Владимир).

«Своего князя мне уже не воскресить. Но я хочу почтить вас завтра перед своими людьми». (Ольга).

VII Тур. Хронограф. (время 30 секунд)

Ведущий: Послушайте стихи. О каких исторических событиях идет речь?

1. Для вас - века, для нас - единый час.

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы.

(Речь идет о том, что после завоевания Руси у монголов не осталось сил для успешного похода в Центральную Европу).

2. По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

(Это победа князя Александра Невского на Чудском озере. Битва вошла в историю как Ледовое побоище).

3. Но в трепет гордой Византии

И в память всем векам

Прибил свой щит с гербом России

К Царьградским воротам.

(О походе князя Олега на Царьград-Константинополь в 907 году).

4. Пускай у русских меньше сил,

Но страх Коловрат не знает,

Уже свой меч он затупил,

Он меч монгольский поднимает.

(Татаро-монголы осадили город-крепость Рязань. Рязанцы отправили боярина Евпатия Коловрата за помощью в Тверь. Но Тверь ответила отказом. Коловрат вернулся в Рязань, но нашел город разрушенным. Тогда у боярина созрело решение отмстить врагам. Для войска хана Батыя стало неожиданностью появление небольшой дружины русских, которые нападали то в одном месте, то в другом. Русские сражались с необыкновенной яростью, не давая пощады никому и не беря в плен).

VIII Тур. Путаница . (время 20 минут).

Ведущий: Командам предлагается сценка с участием учащихся 6-х классов, в которой допущены исторические ошибки. Задача команд - обнаружить неточности в инсценировке.

Автор. Шел 980 год от рождества Христова. Киевский князь Владимир Ярославич тяжело отходил от тревожного сна, сидя на диване. В княжеских покоях тихо тикали старинные часы. Тревога одолевала князя. Набеги половцев угрожали Руси. Воюй теперь с ними.

Владимир. Дружина недовольна: часто в походы ходим. Илья Муромец надоел: то Соловья-разбойника притащит, то Змея-Горыныча. Все в дружину просится. Алеша Попович постоянно с кем-то подерется на пиру. Ох, уж эти пиры княжеские, одни расходы с ними! Хоть и угощаешь одних дружинников, а все накладно: каждый ест и пьет за троих, вот если б так воевали.

Добрыня. Плохие вести, князь. Гонец прибыл. Половцы идут на Русь.

Владимир. Эх, Добрыня! Недобрые вести приносишь. Иди, собирай дружину.

Ошибки.

1. Киевского князя звали Владимир Святославич.

2. Во времена Владимира диванов не было. Князь спал на кровати.

3. В то время не было настенных часов.

4. В 980 г. половцы не нападали на Русь. Опасность исходила от вятичей, против которых князь Владимир дважды ходил в походы и обложил их данью.

5. Соловей-разбойник и Змей-Горыныч — литературные персонажи.

6. Илья Муромец и Алеша Попович не могли встречаться вместе на пирах, потому что жили в разное время.

7. На княжеских пирах угощали не только дружинников, но и простой народ.

Вопросы блиц-турнира . (время 30 секунд)

1. Кого на Руси называли богатырем? (Храброго воина, защитника русской земли).

2. Каких главных богатырей вы знаете? (Святогора, Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича).

Старая Ладога в Ленинградской области, особенно ранней весной, навевает воспоминания о "приданиях старины глубокой". Здесь протекала история славянских княжеств. Вспоминается легендарный князь - Вещий Олег, которому по предсказанию "принял смерть от коня своего". Олег объединил земли славянских народов от Великого Новгорода до Киева, прибил щит к стенам сдавшегося Царьграда (Константинополя) в знак победы. Он правил как регент при малолетнем князе Игоре - сыне своего родственника Рюрика. Одержав победы и установив свои законы, "жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами".

Каменная крепость (9 век) в Старой Ладоге, построенная Вещим Олегом. Первоначальная постройка, возведенная его предшественником - князем Рюриком, была деревянной. За века крепость перестраивалась, разрушалась и восстанавливалась.

По легенде, Вещий Олег сам был волхвом, о чем и говорит его прозвище. У древних славян правители обычно были жрецами-волхвами. Князь, обладая тайными знаниями волхвов, покорял народы, и даже могущественный Царьград покорился ему. Только перед своей судьбой князь оказался не властен. Местный кудесник предсказал его смерть.
Мы знаем о Вещем Олеге только по древним летописям, как было на самом деле, сейчас судить трудно.

О победах Олега написано в "Повести временных лет".
"В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим".

Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В год 6392 (884). Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их" и вам (им платить) незачем".

В год 6393 (885). "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал."


Поход на Царьград

О походе Олега на Царьград летописец пишет:
"В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом". И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: "Платите мне дань". И сказали греки: "Что хочешь, дадим тебе". И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.


Олег прибивает щит к вратам Царьграда

"Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню - сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно".

И обязались греки, и сказали цари и все бояре: "Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, - сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов".


Здесь ведутся археологические раскопки, зеленая веранда - это археологов

Заключив выгодный мир с Византией, князь издал свод законов, карающих преступников с обеих сторон.
"Об этом: если кто убьет, - русский христианина или христианин русского, - да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет.

Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст 5 литр серебра по закону русскому; если же совершивший этот проступок неимущий, то пусть даст сколько может, так, что пусть снимет с себя и те самые одежды, в которых ходит, а об оставшейся неуплаченной сумме пусть клянется по своей вере, что никто не может помочь ему, и пусть не взыскивается с него этот остаток.


Внутри крепости

Об этом: если украдет что русский у христианина или, напротив, христианин у русского, и пойман будет вор пострадавшим в то самое время, когда совершает кражу, либо если приготовится вор красть и будет убит, то не взыщется смерть его ни от христиан, ни от русских; но пусть пострадавший возьмет то свое, что потерял. Если же добровольно отдастся вор, то пусть будет взят тем, у кого он украл, и пусть будет связан, и отдаст то, что украл, в тройном размере."

Легенду о смерти Вещего Олега в стихах рассказал А.С. Пушкин. Вдохновил поэта рассказ историка Николая Карамзина, который вошел в книгу "История государства Российского":
"Волхвы, - так говорит Летописец, - предсказали Князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не хотел ездить на нем. Прошло четыре года: в осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила Князя, и Герой скончался"... Уважение к памяти великих мужей и любопытство знать все, что до них касается, благоприятствуют таким вымыслам и сообщают их отдаленным потомкам. Можем верить и не верить, что Олег в самом деле был ужален змеею на могиле любимого коня его, но мнимое пророчество волхвов или кудесников есть явная народная басня, достойная замечания по своей древности"


Дачи Старой Ладоги


Иллюстрации Виктора Васнецова к поэме Пушкина, которые вошли в юбилейное издание к 100-летию поэта

Молодой 23-летний Пушкин, заинтересовавшись легендой, написал поэму "Песнь о Вещем Олеге".

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе,

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».

Время прошло... А смерть от коня не наступила, князь начал посмеиваться над предсказателем.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.


Могила-курган Вещего Олега у Старой Ладоги, по версии "Новгородской летописи", по версии "Повести временных лет" - Олег погребен на горе Щековице в районе Киева.

О смерти Олега от укуса змеи говорится в Первой Новгородской летописи.
«И прозваша и Олега вещии; и бяху людие погани и невегласи. Иде Олег к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну (укусила) змиа в ногу, и с того умре: есть могыла его в Ладозе» .


Вид с кургана князя

Легенду о смерти Олега описывает Михаил Ломоносов в своих исторических трудах "Древняя российская история".
"О смерти его дивное осталось повествование, вероятность по мере древности имеющее. Прежде войны на греков спросил Олег волхвов, от чего ему конец жизни приключится. Ответ дали, что от любимого своего коня умрет. Для того положил он никогда на него не садиться, нижe к себе приводить, но поставить и кормить на особливом месте. Возвратясь из Греции по четырех летах, во время осени об оном вспомнил.

Призвал старейшину конюхов и, жив ли оный конь, спросил. Услышав, что умер, волхвам посмеялся. „Лживы, - сказал, - все ваши гадания: конь мертв, а я жив; хочу видеть кости его и вам показать в обличение”. Итак, поехал на место, где лежали голые кости, и, голый лоб увидев, сошел с коня, наступил на него и молвил: „От того ли мне смерть быть может?”. Внезапно змея, изо лба выникнув, в ногу ужалила, от чего разболелся и умер, княжив тридцать три года. Весь народ много об нем плакал. Погребен на горе Щековице, и могила его видна была во время летописателя Нестора".


Соседние курганы


Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Историк 19 века Николай Карамзин пишет, что подданные оплакивали смерть князя.
"Гораздо важнее и достовернее то, что Летописец повествует о следствиях кончины Олеговой: народ стенал и проливал слезы. Что можно сказать сильнее и разительнее в похвалу Государя умершего? Итак, Олег не только ужасал врагов, он был еще любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а народ защитника. - Присоединив к Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей Князь был истинным основателем ее величия".


Курган князя на закате

Вспомнились строки из песен "Арии". Так погребали правителей древности, которые правили "огнем и мечом".

В рассветный час шакал о голоде забыл
Следит с холма за мрачной конницей вдали
Сегодня в чёрный день - Владыка мира мёртв
И стар и мал не могут слёз сдержать своих.
Он добрый повелитель, он солнцем был и был Луной.
Империя осталась его вдовой...

Он будет погребён в нефритовом гробу
В степи пустой, где грезит падалью шакал
И тысячи коней, затопчут путь у нему
Что б плач людской сон мертвеца не осквернял...

Восстание древлян - это самое первое из известных противостояний народных масс, засвидетельствованных летописцами. По датам, на период X века, у историков постоянно идут споры, но дата этого выступления установлена точно - это 945 год .

После подавления всех волнений, земли на которых обитали древляне, а именно находящиеся на западе Киевской области, окончательно вошли в состав главного государства. Произошло это при правлении княгини Ольги.

Древляне

Племя древлян располагалось в полесье, на территории современной Житомирской и на западе Киевской области, занимая обширные территории. Их земли граничили с землями полян, которые и населяли Киев с окрестностями.

Летописи отмечают, что долгое время эти племена враждовали между собой. В противостоянии, долгое время поляне находились под гнётом.Но в какой-то момент произошёл перелом в отношениях.

Об этом народе сохранились описания в летописях, и вот что о них известно. Занимались древляне охотой и дерзкими набегами на соседей. Жилища предпочитали ставить прямо в густых лесах. Это были землянки, с крышами, устланными дёрном. Такие домишки хорошо маскировались в зелени.

О нравах этого народа летописец Нестор пишет так: «Жили люди звериным обычаем, ели всё нечистое, браков не имели, но умыкали девиц, срамословили при отцах и при снохах». Их языческие ритуалы были жестоки. Имели своих князей. Воевали своеобразно. Нападали из леса внезапно, отходили - растворялись в лесу. У них была целая система подземных ходов, лазы по двадцать и более метров, имевшие выход наружу у древесных корней. Использовали узкие, долблёные лодки. Пользовались отравленными стрелами.

Только после прихода на Киевский престол Рюрика эпоха древлян заканчивается. Неудивительно, что с растущей властью в Киеве древлянские князья были совершенно несогласны. Категорически отказывались платить дань и постоянно строили планы по захвату Киева.

Но в 883 году Олегу, вошедшему в историю с прозвищем Вещий, удалось подчинить строптивый народ. В летописи есть на этот счёт точные формулировки: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами».

Конечно, великокняжеская власть ещё не устоялась. Игорю, сыну Олега, не раз приходилось демонстрировать свою силу. Покорённое племя взбунтовалось сразу, как только Игорь занял престол, в 913 году. Князь собрал дружину, вторгся в мятежные земли и подверг племя беспощадному истреблению, доказывая всем, что его меч разит не хуже отцовского.

Мужчин убивали.

Имущество забирали.

Женщин вели в рабство.

Чтобы сломить сопротивление племени Игорь решил взять столицу древлян - хорошо укреплённый город Искоростень. Дружина, добравшаяся до города, внезапным ударом обрушилась, не давая шансов спастись жителям. Преследование шло даже по подземным ходам. Горожане дрались самоотверженно, но победили войны Игоря.

Были взяты в заложники.

Дети древлянских князей.

Жрецы.

Старейшины.

Вердикт был прост - если племя не повинуется Великому Князю, заложников ждёт смерть. Причём платёж был увеличен многократно, по сравнению с податью, которую назначил Олег. У древлян не было выхода. Они покорились.

В то время как князь Игорь праздновал победу в стольном Киеве, древляне с затаённой обидой вынашивали план мести.

Восстание 945 года

Предыстория началась в 941 году, когда князь Игорь решается на войну с Византией. Причиной стало несоблюдение императором условий договора, заключённого ещё Олегом. Если верить летописцам, в этот поход Игорь снарядил 10 тыс. судов, но потерпел поражение в этом походе.

Проигрыш не смутил правителя. Через два года, в 943 князь снова выдвигается. В этот раз он нанял в свой флот варягов и печенегов. В этот раз греки предпочли не доводить дело до столкновения. Они сами предложили дань, такую же, как когда-то платили Олегу.

Игорь принял дары. И оставив печенегов разорять Болгарию, возвратился в Киев.

Несмотря на заключение с Византией договоров о мире и торговле, на дары, полученные от греков, Киевская казна была пуста. К тому же среди воинов был слышен ропот. Дружина требовала денежного довольствия.

В ноябре 945 года князь Игорь отправился за данью.


Сборы прошли в обычном порядке и дружина уже выдвинулась домой. Но разговоры с приближёнными людьми, посеяли сомнения в голове правителя. Дело в том, что древляне отказывались входить в войско Киевского князя, не воевали за него. И решил Игорь вернуться, чтобы потребовать с них большую подать.

Князь, видимо, не сомневался, что справится с переговорами и повторным обложением, поскольку отпустил основное войско домой, оставив при себе только небольшую часть дружины.

Князь Игорь принимает решение о повторном сборе дани.

В то время на землях древлян правил честолюбивый князь Мал, желавший для своего народа полной независимости. До теперешнего момента он честно выплачивал дань, так как не имел другого выхода. Но когда он узнал, что Киевский князь идёт повторно, направляясь в столицу Искоростень, он принял решение противостоять ненасытному захватчику.

Мал выслал навстречу Игорю послов, требования которых были проигнорированы. Всё население Искоростени было настроено против властных завоевателей.

Плата была непомерна для местных жителей, а культурное политическое решение конфликта не было достигнуто.

Совет принял решение оказать военное сопротивление. Когда Игорь с дружиной приблизился к городу со своим не большим войском древляне их попросту перебили.

Византийский историк писал, что смерть Игоря была жестокой. Его привязали к согнутым друг к другу деревьям, а после деревья отпустили, попросту разорвав тело князя.

Так восстав против киевского режима, племенной народ накликал на себя огромные беды. Этот бунт отозвался в скором будущем полным разорением и многочисленными смертями.

Князь Игорь погиб при сборе дани.

Подавление восстания

Дальновидный князь Мал, расправившись с малым войском Игоря, построил далекоидущие планы.

Он решил взять в жёны Ольгу, вдову Игоря, и таким образом, «подмять под себя» Киев и земли полянские. Он даже представить себе не мог с какой женщиной предстоит иметь дело.

Ольга, стала правительницей, как опекун малолетнего Святослава, после смерти своего мужа. Но и после того как князь Святослав подрос, и стал править самостоятельно, она продолжала руководить делами государства, пока её сын прибывал в постоянных походах.

В период же первичного вдовства ею овладела жажда мести за мужа своего. Прибывших послов, которых было порядка 20 человек она приказала нести в ладье на руках, будто в знак почести. Но поднесли их не к праздничному столу, а прямо в огромную выкопанную яму, в которую и опустили ладью. Людей живьём закопали вместе с ладьёй.

Со вторыми послами она обошлась не лучше. Тем была приготовлена баня, которую подожгли, когда люди были внутри. Вот такая картинка дошла до наших дней, с тех далёких времён.

Женщина не остановилась на этом. Она отправилась справлять тризну, по погибшему своему мужу, на то место, где он был убит. Древляне ничего опасного не увидели в этом ритуале, и по приглашению княгини ели и пили вместе с Ольгой и её небольшой дружиной. Во время тризны древлян опоили каким-то напитком и они не могли оказать сопротивления. Тогда Ольга приказала их рубить. Летописцы сообщают о пяти тысячах убитых.

Это изображение из Радзивилловской летописи подтверждает действительность событий тех лет.

Летом 946 года княгиня Ольга, вместе со своим малолетним сыном вышла в поход к Искоростеню. Воеводой выступал Свенельд. Киевские войска победили древлян, сначала в бою, а затем в осаде города.

Осада длилась долго - всё лето. Пока княгиня с помощью хитрости смогла спалить город.

Так или иначе

Восстание было подавлено!

Ольга прошлась по всей древлянской земле. Чтобы не провоцировать подчинённый народ, установила фиксированный размер подати и места для сбора дани. В дальнейшем сбор дани был регламентирован.