Индуцированный («наведённый») бред. Индуцированный бред как один из инструментов управления обществом Смотреть что такое "Индуцированный психоз" в других словарях

Индуцированное бредовое расстройство довольно редко встречается в жизни, так как одним из непреложных условий является разделение бреда двумя или более лицами, тесно связанными эмоционально. Индуцированный психоз был описан в 1877 г. Сделали это французские психиатры Эрнест Шарль Ласег и Жан-Пьер Фальре. Он был назван ими «folie à deux» - помешательство вдвоем. Это было связано с тем, что аналогичные описания бредовых переживаний характерны для двух и более людей, довольно близко контактирующих друг с другом.

Основные симптомы индуцированного психоза

Главным определяющим фактором, свидетельствующем о нарушении может являться бредовое состояние. Его определяют сначала у индуктора. Чаще всего это бред преследования или бред величия, с также может быть и ипохондрический бренд, определяющийся у реципиента, поведение которого также изменяется. Оно характеризуется как тревожное. Возрастает подозрительность, и некогда здоровый человек начинает искренне верить во все бредовые идеи больного. Такое поведение характерно при параноидальном расстройстве личности. Его не относят к тяжелым психическим заболеваниям, но считают пограничным состоянием между патологией и нормой.

Есть несколько симптомов, благодаря которым можно предположить наличие индуцированного психоза у реципиента и не спутать его с истинным бредом больного:

  • четкое и логичное изложение бредовых представлений;
  • помрачнения сознания нет, все доводы аргументируются;
  • человек дает верные ответы на все вопросы специалиста;
  • интеллект не снижается;
  • ориентация в пространстве и времени.

Индуцированное расстройство психики нельзя определить с помощью лабораторных или инструментальных методов. Проводят тщательный опрос больного и его близких родственников. Необходимо найти подтверждение постоянного контакта и эмоциональной близости между индуктором и реципиентом.

Как лечится индуцированный психоз

Индуцированное бредовое расстройство не требует обязательного медикаментозного лечения. Иногда положительные результаты дает раздельное проживание индуктора бреда и реципиента. Однако людям с параноидальным расстройством очень трудно пережить разлуку и поэтому им необходима психологическая поддержка.

Человеку с индуцированным психозом нужно обязательно скорректировать поведение, научиться общению с больным, препятствующему восприятию его бредовых идей. Для этого ему следует посещать сеансы психотерапевта.

Лечение индуцированного расстройства медикаментозными средствами проводится редко. Только в случаях выраженной тревожности или стойкого бреда.

Используют препараты, оказывающие на психику противотревожное действие:

  • антидепрессанты;
  • малые нейролептики;
  • транквилизаторы.

Индуцированный психоз в психологии

Частыми явлениями заболевания у донора могут быть идеи о величии. Например, он может представлять себя спасителем человечества, контактером с внеземными цивилизациями или начать лечить других людей, используя для этой цели неподходящие предметы или вещества. Если его действия будут хоть каким-то образом связаны с реальностью, найдутся реципиенты, с которыми у больного совпадут мировоззрение, жизненный опыт. Это объясняет тот факт, что возникновение индуцированного психоза очень часто фиксируется в одной семье.

Высокая внушаемость реципиентов является важным фактором для перенесения бредового состояния индуктора на здорового человека.

Такие люди склонны к некритичному рассмотрению получаемой информации, они очень доверчивы. Особенно если авторитет донора является для них непоколебимым.

Психотерапевт об индуцированном психозе — видео

Индуцированный психоз занимает особое место среди психических заболеваний. Эта патология отмечается у лиц, проживающих вместе с душевнобольными. Пациент, страдающий различными формами бреда, может передать свои ложные представления близким людям. Особенно часто это касается родственников. Окружающие начинают верить в те нелепые идеи, которые высказывает больной. В этом случае врачи говорят об индуцированном бредовом расстройстве у здорового человека.

Почему люди оказываются столь внушаемы? И как избавиться от такого психоза? Эти вопросы мы рассмотрим в статье.

История заболевания

Впервые индуцированное было описано в 1877 году французскими врачами-психиатрами Фальре и Ласегом. Они наблюдали одинаковые бредовые идеи у двух больных, состоящих в тесных родственных связях. При этом один пациент страдал тяжелой формой шизофрении, а другой был ранее абсолютно здоров.

Такое заболевание получило название "двойное помешательство". Можно также встретить термин "психоз, возникший по ассоциации".

Патогенез

На первый взгляд кажется странным, что психически больной человек может внушать бредовые мысли своему ближайшему окружению. Почему здоровые люди оказываются восприимчивы к странным идеям? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть механизм развития патологии.

Специалисты уже давно исследуют причины индуцированного психоза. В настоящее время врачи-психиатры выделяют двух участников патологического процесса:

  1. Индуктора бреда. В этом качестве выступает психически больной человек. Такой пациент страдает истинным бредовым расстройством (например, шизофренией).
  2. Реципиента. Это психически здоровый человек, постоянно общающийся с бредовым больным и перенимающий его странные мысли и представления. Обычно это близкий родственник, совместно проживающий с психиатрическим пациентом и имеющий с ним тесную эмоциональную связь.

Следует отметить, что в качестве реципиента может выступать не один человек, а целая группа лиц. В истории медицины описаны случаи массовых психозов. Нередко один больной человек передавал свои бредовые идеи огромному количеству чрезмерно внушаемых людей.

Нередко индуктор и реципиент тесно общаются друг с другом, но при этом теряют связь с окружающим миром. Они перестают контактировать с другими родственниками, друзьями и соседями. Такая социальная изоляция повышает риск развития индуцированного психоза у здорового члена семьи.

Особенности личности индуктора

Как уже упоминалось, в качестве индуктора бреда выступает психически больной человек. Чаще всего такие пациенты страдают шизофренией или старческой деменцией. При этом они пользуются большим авторитетом среди родственников и обладают доминирующими и властными чертами характера. Это дает больным возможность передавать свои искаженные представления здоровым людям.

Можно выделить следующие формы бредовых расстройств у психически больных:

  1. Мания величия. Пациент убежден в огромной значимости и исключительности своей личности. Он также считает, что обладает особыми уникальными талантами.
  2. Ипохондрия. Пациент полагает, что болен тяжелыми и неизлечимыми патологиями.
  3. Бред ревности. Больной беспричинно подозревает партнера в неверности, и постоянно ищет подтверждения измены. Такие пациенты могут быть агрессивны и опасны для окружающих.
  4. Мания преследования. Больной с большим недоверием относится к окружающим. Он видит угрозу для себя даже в нейтральных высказываниях других людей.

У реципиента всегда отмечается тот же тип бредового расстройства, что и у индуктора. Например, если страдает ипохондрией, то со временем и его здоровый родственник начинает искать у себя симптомы несуществующих болезней.

Группа риска

Следует отметить, что далеко не у каждого человека, тесно контактирующего с бредовыми больными, развивается индуцированный психоз. Этой патологии подвержены только некоторые люди, обладающие определенными чертами характера. В группу риска входят следующие категории лиц:

  • обладающие повышенной эмоциональной возбудимостью;
  • чрезмерно восприимчивые и доверчивые;
  • фанатично религиозные;
  • суеверные;
  • лица с невысоким развитием интеллекта.

Такие люди слепо верят любому слову больного человека, который является для них непререкаемым авторитетом. Их очень легко ввести в заблуждение. Со временем у них формируется психическое расстройство.

Симптоматика

Основным симптомом индуцированного психоза является бредовое расстройство. Сначала такое нарушение проявляется у индуктора, а затем оно легко передается внушаемому реципиенту.

Еще недавно здоровый человек становится тревожным и подозрительным. Он повторяет бредовые идеи вслед за больным и искренне в них верит.

В этом случае врачи диагностируют параноидное расстройство личности. Это нарушение не относится к тяжелым психическим заболеваниям, однако оно является пограничным состоянием между нормой и патологией.

Опытный психиатр легко может отличить индуцированное расстройство у реципиента от истинного бреда у больного человека. Оно характеризуется следующими признаками:

  1. Реципиент излагает бредовые представления вполне логично.
  2. У человека отсутствует помрачение сознания. Он способен доказывать и аргументировать свои мысли.
  3. Слуховые и зрительные галлюцинации отмечаются крайне редко.
  4. Интеллект пациента не нарушен.
  5. Больной четко отвечает на вопросы врача, ориентирован во времени и пространстве.

Диагностика

Невозможно подтвердить лабораторными и инструментальными методами. Поэтому главную роль в диагностике играет опрос больного и сбор анамнеза. Индуцированное расстройство психики подтверждается в следующих случаях:

  1. Если у индуктора и реципиента отмечается одинаковый бред.
  2. Если выявлен постоянный и тесный контакт индуктора и реципиента.
  3. Если реципиент был ранее здоров, и у него никогда не наблюдалось расстройств психики.

Если же и у индуктора, и у реципиента диагностировано серьезное психическое заболевание (например, шизофрения), то диагноз считается неподтвержденным. Истинное бредовое расстройство не может быть индуцировано другим человеком. В таких случаях врачи говорят об одновременном психозе у двух больных людей.

Психотерапия

В психиатрии индуцированный психоз не относится к патологиям, требующим обязательной медикаментозной терапии. Ведь строго говоря, человек, страдающий этой формой заболевания, не является душевнобольным. Иногда бывает достаточно на некоторое время разлучить индуктора бреда и реципиента, как все патологические проявления моментально исчезают.

Лечат в основном психотерапевтическими методами. Важным условием является изоляция реципиента от индуктора бреда. Однако многие пациенты переживают такую разлуку крайне тяжело. В этот момент они нуждаются в серьезной психологической поддержке.

Пациентам с индуцированным бредом следует регулярно посещать сеансы поведенческой терапии. Это поможет им научиться правильно общаться с душевнобольным и не воспринимать чужие бредовые мысли.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение индуцированного психоза практикуется редко. Лекарственную терапию используют только при сильно выраженной тревожности больного и стойких бредовых расстройствах. Назначают следующие препараты:

  • малые нейролептики - "Сонапакс", "Неулептил", "Тералиджен";
  • антидепрессанты - "Флуоксетин", "Велаксин", "Амитриптилин", "Золофт";
  • транквилизаторы - "Феназепам", "Седуксен", "Реланиум".

Эти лекарства обладают противотревожным действием. Бывают случаи, когда бредовые представления исчезают после седативного воздействия препаратов на психику.

Профилактика

Как предотвратить возникновение индуцированного психоза? Родственникам бредовых больных полезно периодически посещать врача-психотерапевта. Совместное проживание с психиатрическим пациентом является тяжелым испытанием для человека. На фоне такого стресса даже у здоровых людей могут развиться различные отклонения. Поэтому важно помнить, что родственники душевнобольных часто нуждаются в психологической помощи и поддержке.

Следует критично относиться к высказываниям и суждениям больного человека. Нельзя слепо верить каждому слову психиатрического пациента. Важно помнить, что в некоторых случаях бредовые представления могут выглядеть очень правдоподобно.

Человеку, проживающему с пациентом, необходимо беречь свою психику. Безусловно, душевнобольные люди нуждаются в серьезном уходе и внимании со стороны родственников. Однако при этом очень важно дистанцироваться от бредовых идей больного человека. Это поможет избежать индуцированных психических расстройств.

ИНДУЦИРОВАННЫЙ ПСИХОЗ (от лат. inducere - вводить и греч. psyche - душа). Форма психоза, характеризующаяся изначально непроизвольным и навязанным воспроизведением индивидом (относительно здоровым) тех сверхценных идей, которые владеют другим человеком (больным), с котором данный индивид тесно общается. Бредовое содержание этих идей развивается затем параллельно. В большинстве случаев речь идет о более или менее ограниченных отклонениях от нормы у индуцированных индивидов. Они без критики перенимают убеждения больного, чаще всего параноика или кверулянта (одержимого идеей отстаивать свои якобы ущемленные права). Обычно это - идеи преследования, контролирования извне, убеждения в высшем происхождении. Иногда индуцированные объединяются в группы, осуществляя соответствующие совместные мероприятия (контроль за питанием при боязни отравления, укрепление жилища при бреде преследования, религиозные бдения и пр.). При разрыве с источником индукции психотические проявления пропадают. Причиной выступает суггестия и стремление к имитации. В 40% случаев встречается у родителей и детей, среди братьев и сестер, в старых супружеских парах, особенно при социальной изоляции. Также возможны массовые индукции в социальных группах. Наиболее характерным примером формирования индуцированного психоза служит тактика втягивания в секты и деструктивные культы. Первым шагом такого втягивания является, как правило, навязывание индивиду малозначимых обязательств, в качестве которых может выступать, например, обращение к нему с просьбой принять значок с определенной символикой или брошюру об общине в качестве подарка. Если индивид соглашается, то он субъективно оказывается в ситуации, в которой отказаться от просьб в дальнейшем ему все сложнее и сложнее. Наконец он втягивается в коллективные мероприятия внутри секты (выполнение специфических ритуалов, публичная агитация, сбор пожертвований и т. д.), которые направлены на изменение его самоидентификации. При этом происходит изоляция, прежде всего эмоциональная и личностная, от прежней среды; внутри же секты, по крайней мере на первых порах пребывания в ней, индивид получает знаки внимания и уважения, для него создается атмосфера абсолютного эмоционального принятия. В качестве других факторов втягивания в секты выступают: харизматичность и, часто, маргинальность лидера; изложение философских и мировоззренческих доктрин секты, имеющее псевдологические основания; неискушенность и доверчивость вновь обращенного индивида (как правило, это молодые люди до 25 лет), переживание им внутренних конфликтов (проблемы в семье, трудности профессионального развития и пр.). История. Первое обстоятельное сообщение на данную тему было сделано во французской литературе в 1877 г. (Е. Ch. Lasequl) под названием «Помешательство вдвоем». Сам термин «индуцированное помешательство» предложил G. Lehmann в 1883 г. Данная проблема широко обсуждалась в русских психиатрических кругах в конце XIX в. Толчком для этих обсуждений послужили статьи Г. Тарда и Н. К. Михайловского («Герой и толпа», 1896). Этой проблемой занимались В. И. Яковенко (Яковенко В. И. Индуцированное помешательство (Jolie a deux) как один из видов патологического подражания. СПб., 1887), В. X. Кандинский, А. А. Писарский, С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 221-222.

Литература:

Рохлин Л. Л. К истории отношений отечественной психиатрии и социальной психологии // Психологический журнал. 1981. № 3; Катит Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. / Пер. с англ. М. Медицина, 1994. Т. 1; Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996.

2) Психологическое индуцирование. Одним из наиболее частых механизмов формирования у детей негативного отно­шения к отдельно проживающему родителю является психоло­гическое индуцирование, которое может осуществляться в раз­личных формах от отражения ребенком мнений и оценок значи­мых взрослых до активного настраивания ребенка взрослыми, с которыми он проживает. Психической индукции способствуют, с одной стороны, естественная возрастная незрелость детей, их внушаемость; а с другой стороны, повышенная эмоциональная близость с проживающим совместно родителем. Необходимой предпосылкой для психологического индуцирования является охваченность проживающего с ребенком родителя враждебно­стью в отношении бывшего супруга и нежелание оградить ре­бенка от вовлечения в семейный конфликт.

При наличии психологического индуцирования изложе­ние ребенком сведений об отдельно проживающем родителе и отношениях с ним эмоционально насыщенно. Обвинения, ко­торые предъявляет ребенок к родителю, часто не подтвержда­ются материалами гражданского дела и результатами эксперт­ного освидетельствования родителя, но полностью соответ­ствуют тем обвинениям, которые предъявляет к отвергаемому ребенком родителю его бывший супруг.

В ряде случаев враждебность к отвергаемому родителю у детей носит сверхценный характер и может сопровождаться индуцированными сензитивными идеями отношения, которые определяют поведение подэкспертных (Сухарева, 1955; Кова­лев, 1985; Макушкин, 1996). Так, подэкспертный 3. отказывался от принесенных матерью гостинцев, опасаясь, что она могла добавить в них снотворное, чтобы «выкрасть» его. Очень ха­рактерным является изменение личностно-смысловой памяти с нарушением ее избирательности или искажениями, достигаю­щими в некоторых случаях уровня криптомнезий. Многие дети не могли вспомнить ни одного приятного эпизода, связанного с отвергаемым родителем. Другие с аффективной охваченно­стью рассказывали о неприятных событиях, связанных с от- вергаемым родителем, воспоминания о которых с большой вероятностью не могли быть полностью самостоятельными в силу маленького возраста ребенка и большой давности собы­тия или в силу уровня осмысления ситуации, превышающего возможности данного ребенка. Так, подэкспертный К. с убеж­денностью вспоминал, что его мать в течение нескольких лет постоянно находилась в состоянии алкогольного опьянения. Пояснил, что в доме были бутылки из-под вина, у мамы был «пьяный» взгляд. При расспросе сообщил, что сам лично он бутылок не видел, а об их существовании знал от отца, о том, что мама была «пьяной», узнал от него же.

Наличие у ребенка негативного отношения к отдельно проживающему родителю вследствие некритичного принятия мнений и оценок значимых взрослых при его идентификации с ними можно проиллюстрировать следующим примером.

Экспертиза проводилась несовершеннолетнему Ш„ 5 лет, и обоим его родителям. В период совместного проживания отец уделял ребенку много внимания, мальчик был к нему очень привязан. Родители подэкспертного проживали раздельно уже полтора года. Через месяц после того, как родители разъ­ехались, отец договорился с матерью, что ребенок поживет у него несколько дней, однако в последующем сына не вернул, считая, что он обеспечивает ему лучшие условия для прожи­вания и развития. В период проживания с отцом общение не­совершеннолетнего с матерью было ограничено: отец не по­зволял ей видеться с ребенком наедине, ограничивал частоту и продолжительность встреч. Когда один раз она приехала без предварительного согласования, отец не пустил ее в квартиру, спросил у сына, хочет ли тот встречаться с матерью. Ребенок кивнул головой: «да», но ответил, что встречаться не хочет. На следующий день отец заявил матери, что они с сыном не хо­тят, чтобы она приезжала и больше он ей общаться с сыном не даст. На момент экспертизы ребенок больше года прожи­вал с отцом, с матерью виделся крайне редко и нерегулярно.

Во время беседы мальчик говорил, что «хочет жить с папой, потому что больше его любит». На вопрос, почему он больше любит папу, отвечает, что «папа его любит, а мама - нет». Дру­гих причин того, почему он предпочитает жить с отцом, при направленном расспросе не называл. Он так думает потому, что «она к нам и не приходит». Говорил, что мама приезжала к нему всего два раза, покупала ему игрушки, «чтобы его за­брать». При экспериментально-психологическом исследова­нии было установлено, что отношение ребенка к матери носит внутренне конфликтный характер с элементами негативизма. Было дано заключение, что данное отношение к матери связано с особенностями сложившейся семейной ситуации (отсутствие регулярных контактов с матерью), а также его вовлечением в хронически протекающий эмоциональный конфликт между родителями. Указывалось, что сохранение внутрисемейного конфликта может оказать негативное влияние на дальнейшее эмоциональное и личностное развитие несовершеннолет­него. Отмечалось, что, несмотря на высказываемое ребенком нежелание встречаться с матерью, а также чувство обиды на нее, у мальчика выявляется потребность в близких позитивно окрашенных взаимоотношениях с матерью, в связи с чем было рекомендовано проведение психокоррекционной работы, на­правленной на восстановление взаимоотношений несовершен­нолетнего с матерью, а также изменение всей совокупности детско-родительских отношений.

В учебниках психиатрии среди пышного разнообразия психических болезней есть одна, которая занимает особое место. Поскольку болезненные симптомы как бы есть, но сам пациент при этом здоров. Имя этого заболевания - индуцированный психоз.

Для примера представим семью из двух немолодых супругов. Они жили долго и счастливо, но вот в один прекрасный день один из супругов заболевает шизофренией. Заболевание протекает согласно классическим учебникам: у него начинаются небольшие проблемы, всякие там расстройства внимания, и на фоне этих мелких симптомов внутри головы все отчетливей начинает раздаваться голос.

Больной не знает, чей это голос. Но голос чужой, и раздается он не в ушах, а как бы внутри черепа. То есть, классический синдром Кандинского-Клерамбо. Голос говорит странные вещи. Поначалу больной в растерянности, даже осознает, что болен, просит помощи и не знает, как быть.

В попытках объяснить происходящее, больной выдумывает фабулу. В ней могут фигурировать радиоактивные лучи ЦРУ или невидимые ядовитые газы ФСБ, инопланетяне, рептилоиды, синдикат преступных гипнотизеров или древние духи майя.

Бред крепнет, обрастает подробностями, и вот уже больной убежденно рассказывает о восставших из пепла духах древних индейцев. Которые выбрали его в качестве проводника, чтобы сообщить через него человечеству о своем твердом решении испепелить землю, если человечество немедленно не прекратит войны, педофилию и браконьерский вылов байкальского омуля.

Через какое-то время в приемный покой городской психбольницы менты привозят человека, взятого в общественном месте за неадекват. Человек бросался на собеседников, спорил, требовал внимания и нес полный бред про духов майя, которые воскресли и пытаются в последний раз поговорить с человечеством.

Нюанс ситуации в том, что этот неадекватный человек - не больной, а его супруг. Просто у него индуцированный психоз, и он высказывает идеи, родившиеся в чужом больном разуме. Задача психиатра непроста. Он должен это определить и разобраться, с каким бредом имеет дело - классическим, либо индуцированным.


Для лечения индуцированного бреда супругов будет достаточно разделить и полностью прекратить их взаимодействие. Вскоре здоровый супруг пойдет на поправку, а больной начнет долгий и непростой курс лечения шизофрении.

Индуцированный бред в психиатрии - не ахти какая редкость. Механизм его возникновения прост: если люди достаточно близки или даже родственники, если больной пользуется уважением и авторитетом у здорового, то его энергии убеждения порой вполне достаточно, чтобы затмить своим голосом реальность и здравый смысл - точно так же, как прежде это сделал голос болезни, раздавшийся внутри его головы.

Неужели так просто заставить человека поверить в очевидный бред? Увы, проще простого. Более того - индуцировать бредом можно не одного человека, а нескольких.

История знает случаи, когда правитель государства, страдающий паранойей или манией, индуцировал своим бредом целые народы: немцы бежали порабощать мир, поверив Гитлеру в превосходство своей нации, русские бросались расстреливать соседей и сотрудников, поверив Сталину в повсеместное засилие иностранных шпионов.


Индуцированный бред, распространившийся на большую толпу, имеет особое название - массовый психоз.

Не надо тешить себя надеждой, будто человеку от природы свойственно критическое восприятие реальности. Оно не свойственно человеку. Человек в своей массе - это всегда продукт веры. Большинство граждан любой страны способно поверить во что угодно.

В превосходство своей расы над остальными. В справедливость Октябрьской революции. В необходимость сжигать на костре молодых женщин, подозреваемых в колдовстве. В то, что КНДР - самая счастливая в мире страна, и все люди глобуса нам завидуют. В лечебные свойства магнита. В целебность воды, заряженной позитивными вибрациями экстрасенса. В паломничество к иконе Матрёнушки Московской, исцеляющее от бесплодия и простатита.

В то, что сосед слесарь Витя - оказывается, шпион британской разведки. И в великую пролетарскую справедливость, выраженную в расстреле шпиона Вити вместе с его женой Верочкой и детьми. В то, что Сталин самый человечный. И в то, что Гитлер самый человечный. Вопреки логике. Без доказательств. Несмотря на обратное.

А если возникнет потребность в логике - человек отыщет себе один подходящий "факт", который неопровержимо докажет, что Гитлер дарил детям конфеты, икона реально излечила сотрудницу, вода умеет запоминать музыку (ученый проверил!), а НЛО однажды сбили военные летчики, показали в телепередаче, инфа 100%.

Примерно 45% населения планеты верят в Бога, хотя это число мне кажется заниженным вдвое. Они верят в сотворение женщины из ребра мужчины. И Всемирный потоп. Хотя доказательств этому - как для тех духов майя, грозивших уничтожить человечество во имя омуля.

Остальная половина человечества верит в Теорию Струн и Большого Взрыва. Хотя и здесь доказательств не больше. 100% всех людей мира верят в то, что они верят в Настоящую Истину, а остальные - дураки, зомбаки и неверные.

Вся история человечества - это история искренней веры в очередной бред. Человечество болеет индуцированными психозами как гриппом - в массовом порядке, миллионными толпами и долгими десятилетиями без ремиссии.

Стоит ли удивляться, что какой-то там шизофреник заразил свою здоровую супругу шизофренической идеей? Это абсолютно нормальное состояние для большинства людей.

Каждый из нас живет среди больных самым разным индуцированным бредом (опаснее, если одинаковым), и сам тоже болен. Это абсолютно нормально.

Лишь далекие потомки сообразят, какие из наших сегодняшних верований и бытовых привычек являлись бредом. И удивятся, как мы верили в эти идеи вопреки логике, здравому смыслу и всей доступной статистике.

Тем не менее, логика и здравый смысл существуют, и некоторые идеи адекватны. Как разобраться, какие именно? Если мы предположим, что в мире, наполненном бредом, все-таки существует адекватное восприятие реальности (или хотя бы какой-то ее части), то как и по каким признакам это отличить от бреда и массового психоза?

Понятно, что основным критерием является внутренняя логика теории и ее непротиворечивость. Если возникают подозрения в наличии массового психоза, есть смысл отказаться от ТВ и прочих средств массового индуцирования, и вместо этого пользоваться принципиально разными источниками, постоянно сравнивая и оценивая достоверность информации.

Отдельный полезный навык - постоянное сопоставление теории с данными самой разной статистики. А не с единичным случаем, произошедшим с сотрудницей.

Человек, для которого образ двух погибших детей выглядит убедительней, чем все данные мировой статистики, - потенциальная жертва индуцированного бреда и готовый адепт массовой истерики по запрету велосипедистов, балконных лоджий и домашнего консервирования грибов.

Но также есть вспомогательный критерий, который позволяет с неплохой степенью вероятности предположить, что мы имеем дело с индуцированным бредом в форме массового психоза: это статистика его участников.

Потому что если мы имеем дело с индуцированным бредом, то он в первую очередь поразит те категории людей, которые склонны к этому более прочих. Даже Википедия с подкупающей откровенностью перечисляет категории лиц, наиболее подверженных массовым психозам: истеричность, внушаемость, низкий интеллект. Если теорию поддерживают в своей массе именно такие персонажи, это веский повод подозревать массовый психоз. Рассмотрим их подробнее.

1. Истеричность.

Истерика и агрессия - ценный диагностический критерий. Всем известно, что к агрессии прибегают, когда физическое подавление несогласных - последний способ доказать свою точку зрения.


Если сторонники некой идеи начинают в массовом (не единичном) порядке желать наказания для своих оппонентов - скорее всего, они больны.

Если сторонники идеи одобряют заведомые зверства (пытки, казни, репрессии, высылки, концлагеря, длительные тюремные сроки), оправдывая их святыми целями, - они точно больны. Бред когда-нибудь закончится, а потомкам будет стыдно за эпоху.

2. Внушаемость.

Внушаемость, суеверность и религиозность - термины схожие, но не одинаковые. В любом случае меньше всего здесь мне хочется противопоставлять религию и атеизм - это настолько сложные вопросы, что я сам не разделяю ни одну из сторон, исповедуя собственную гибридную теорию Бога.

Но вот суеверность в самом широком смысле - это ценный диагностический критерий, показывающий готовность принимать самые разные бредовые теории, не требуя проверки фактов.

К суевериям относят самые разные верования, чья суть не подтверждается фактами и экспериментом: гадания, приметы, сонники, гороскопы, магия, непрофессиональные теории самолечения, а также, собственно, бытовые суеверия, вроде опасности черных кошек, перебежавших дорогу.

Если в толпе сторонников некой идеи во множестве встречаются именно такие персонажи - это четкий сигнал, что мы имеем дело с индуцированным бредом. Но, разумеется, таким же четким диагностическим критерием может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (даже не говоря о христианстве, любая религия отрицает хамство, насилие, агрессию, пытки, казни, погромы и преследования).

3. Низкий интеллект.

Интеллект, уровень образования и род занятий не синонимы, но сильно связаны друг с другом хотя бы просто по статистике. Поэтому если заметную часть сторонников идеи составляют студенты и академики - это вряд ли массовый психоз.

И наоборот: если идею подхватывают в основном рабочие и крестьяне, заявляя, что их враги - грамотное офицерское сословие, предприниматели и интеллигенция, то это явный признак бреда (который, впрочем, может затянуться на 70 лет, как показала история СССР).

И точно так же можно предположить, что общество поразил массовый психоз, когда на демонстрации выходят в основном служащие, безработные, рабочие и бюджетники, которые противопоставляют себя неопределенному кругу "врагов" с заведомо более высоким уровнем образования и интеллекта: креативный класс, предприниматели, музыканты, художники, литераторы, компьютерщики.