Исследование мощей святых. Смотреть что такое "Мощи" в других словарях. Святитель Лука: покровитель медицины и врачей

О мощах истинно праведных христиан каждый православный слышал с детства, но что это такое, для чего и нужно ли для верующих знает далеко не каждый. Далее возникают вопросы, как к ним обращаться за помощью, и где хранятся мощи святых.

Мощи святых, в чем их уникальность

Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь - сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.

Святые мощи - это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.

Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.

Поклонение мощам

Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.

Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.

  1. Православные верующие могут наглядно увидеть, что жившие праведной жизнью люди, причислены к лику святых и их мощи не тлеют.
  2. В мирской жизни люди поклоняются бюстам, памятникам великим людям в истории человечества, православные верующие имеют наглядный пример для подражания в виде жизни верных Господу христиан.
  3. Церковь утверждает, что во время молитв незримо присутствует и святой, чьи мощи хранятся в храме.

Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии .

Мощи - носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.

Как выглядят святые останки

По человеческим понятиям к останкам относится либо скелет умершего человека, либо его нетлеющее тело. Это глубокое заблуждение. Многие святые умерли мученической смертью, кого-то сожгли, и остался только пепел, а некоторых растерзали львы, не тронув только определенную часть тела.

Святые мощи - это разные части тела, кости или пепел.

Святые мощи

К святым останкам относятся и нетленные тела, самые узнаваемые из них:

  • Св. Луки и многие другие святые.
Важно! По нововведению седьмого века богослужение в храме можно проводить только там, где хранятся мощи святого, который незримо покровительствует храму и его прихожанам.

Почему не хоронят мощи святых и как их сохраняют

Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.

На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.

Открытая рака с мощами

Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.

Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.

Нетленные тела - миф или действительность

Нетленные тела святых, испускающие благовоние, ставят и поныне в тупик науку и многих ученых . Ведь по законам Церкви бальзамирование людей запрещено, а тела святых после смерти издают благоприятные запахи, при этом каждое тело пахнет по-особенному.

Египетских фараонов бальзамируют специальными составами, а они все равно издают зловонные запахи. Проведенные исследование показали, что у святых меняется структура тела, так что без Божьего вмешательства такое невозможно.

Церковь в этом явлении видит будущее воскресение людей, как обещано в Библии. Не все святые остались нетленными, но особая благодать дарована останкам святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Александра Свирского.

Мощи преподобного Александра Свирского.

Святая Матрона - одни из почитаемых в России останков

При жизни Матронушка, как ее ласково называют почитатели, была простой слепой крестьянкой, но очень любящей Бога. Жители окрестных мест заметили, что по молитвам Матроны происходят чудеса. Как говорится в поговорке, не зарастала к ней народная тропа. Не могла народная прорицательница отказать людям в молитве даже тогда, когда заболела, и помогала просящим до самой смерти.

Хранителем мощей св. Матроны стал Московский православный монастырь, куда по-прежнему съезжаются люди, чтобы попросить Матрону:

  • стать заступницей перед Богом в решении спорных вопросов;
  • даровать исцеление;
  • устроить бизнес;
  • освободить от проклятия бесплодия.

Часто приезжаю паломники с просьбами помочь найти что-то или кого-то, пропавших без вести людей.

Молитвы святой Матроне Московской:

Перед тем, как подойти к раке святой Матроны, люди должны пройти небольшое обучение. Нельзя подходить к святым мощам в верхней одежде, ее оставляют извне, вместе с другими вещами и сумками. Можно нести к святой покровительнице только цветы, ними укрыта вся рака.

Святая Матрона

Прочитав специальную молитву, нужно два раза перекреститься и столько же поклониться глубоким поклоном, руками касаясь земли, только после этого можно целовать священный ящик. После чего повторить обряд наложения креста и поклоны.

Молитва Матроне Московской

О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи.

Призри ныне милостивным твоим оком на нас, грешных, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши нас, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По свидетельству людей, побывавших у святой Матроны, ответ чувствуется сразу, если просящий уходит с миром, все будет хорошо. В случае тревоги на сердце, просьба отклонена по причине ненужности или не несущей добра.

Истории похищения мощей

Веруя в великую силу благодати святых останков, ими старались завладеть все. История Церкви хранит несколько свидетельств о похищении мощей. Ярким свидетельством такого действия является история Николая Угодника , который первоначально был похоронен в Мир Ликии.

Могила Николая Чудотворца

Моряки всех стран почитают святого Николая своим покровителем, как в прошлые времена, так и сейчас. Барийские мореплаватели в один из заходов в Мир Ликийский порт зашли в храм, где хранились мощи Угодника, связали монахов и выкрали часть мощей, которые были разделены на части и перевезены в разные страны:

  • Францию;
  • Италию;
  • Византию.

Подверглись похищению и мощи апостола Марка, их доставили в Венецию, похитив в Александрии. Из Константинополя на остров Корфу была перевезено тело Спиридона Тримифунтского.

Еще о святых мощах:

Как православной, католической церковью на уровне научных исследований, так самими христианами проводятся исследования подлинности останков. Ярким примером тому служит случай с обретением Церковью останков Серафима Саровского, которые были выкрадены атеистами и хранились в музее атеизма.

Для исследования достоверности была создана специальная комиссия из историков, историков, биологов, подтвердившей, что найдена действительно христианская ценность - мощи преподобного Серафима Саровского.

Важно! Почитание святых мощей Православной Церковью не является случайным, оно основывается на коренных истинах веры и силе благодати, исходящей из останков верных до смерти Иисусу Христу людей.

Люди, верующие в то, что святость души переносится на тело, должны относиться к святым мощам, как примеру подражания. Только верность спасителю, жизнь по Его канонам с благоговением и почитаем Троицы, Богоматери и всех святых дарует вечную жизнь не только душе, но и останкам.

Творец помогает тем, кто ищет встречи с Ним через посты и молитвы. Поклонение мощам без благоговения перед Спасителем является идолопоклонством, что есть большой грех.

Протоиерей Владимир Головин - В чем сила святых мощей?

В воскресенье российские буддисты будут поклоняться своему учителю пандито хамбо ламе Даши-Доржо Итигэлову. Один из выдающихся буддийских религиозных деятелей начала XX века умер 90 лет назад. Причем, по преданию, перед смертью завещал ученикам "навестить его могилу через 75 лет". После этого он погрузился в медитацию и умер, "уйдя в нирвану". Ламу похоронили в кедровом кубе в позе лотоса. И обнаружили абсолютно сохранным, вскрыв захоронение много лет спустя. В 2008 году его торжественно перенесли в храм Иволгинского дацана в Бурятии. С тех пор несколько раз в год все желающие могут поклониться нетленному телу своего духовного учителя.

У православных христиан и католиков тоже есть святые, тела которых годами, а то и столетиями не подвергаются разложению.
Когда в 1995 году президент Ельцин посетил Псково-Печерский монастырь, его удивило отсутствие запаха тления в пещерах, где захоронены монахи. Говорят, он даже шепотом спросил архимандрита: "Откройте секрет — чем вы их мажете?"

Не все то свято, что нетленно

"У святого человека могут быть нетленные мощи. Это служит дополнительным стимулом к народному почитанию, уважению. Но нетленность тела — недостаточное условие для того, чтобы человека стала почитать православная церковь. Есть огромное количество свидетельств, не связанных со святостью, о телах, не разложившихся по физическим или каким-то таинственным причинам. Однако основной импульс к прославлению человека в лике святых — это, прежде всего, народное почитание", — подчеркивает ведущий интернет-проекта "Вопросы батюшке" в сети "Елицы" иеромонах Макарий (Маркиш).

По его словам, из-за неправильного толкования нетленности останков на протяжении истории возникало много недоразумений. Так, в связи с народным почитанием преподобного Серафима Саровского в XIX веке была назначена комиссия для исследования возможности его канонизации. Однако при вскрытии захоронения обнаружилось, что его тело подверглось тлению. "Пошли разговоры, мол, раз тело истлело, то он не святой. Конечно, так думали безграмотные люди, но предубеждение закрепилось. И только личное участие императора Николая II помогло тому, что прославление Серафима Саровского в лике святых все же состоялось", — отмечает иеромонах Макарий.

Личность важнее тела

Пожалуй, самый известный христианский святой, мощи которого почитают во всем христианском мире, — Николай Чудотворец, умерший в IV веке. Однако увидеть их — в отличие от тела хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова — сегодня невозможно: они практически замурованы в крипте базилики Святого Николая в итальянском городе Бари.

А вот нетленные мощи его современника Спиридона Тримифунтского, хранящиеся на острове Керкира в Греции, открыты для паломников. Святой Спиридон, живший на Кипре, прославился своими добрыми делами: он кормил, одевал, давал приют бездомным и странникам. Умер святитель в преклонном возрасте во время молитвы.

"Важно понимать, что в христианстве есть понятие почитания именно личностей святых, а не предметов, не мощей. Останки служат лишь материальными носителями, представителями этих людей", — подчеркивает представитель Русской православной церкви.

Епископ Нектарий Эгинский, один из самых почитаемых греческих святых, умер в начале XX века, рассказывает отец Макарий. Его останки более 20 лет оставались сохранными, а потом очень быстро истлели в прах. Еще один известный святой XX века — Иоанн (Максимович), святитель Шанхайский и Сан-Францисский, умер в 1966 году. А в начале 90-х комиссия по его канонизации, вскрыв гробницу, документально засвидетельствовала нетленность его останков.

Чудо или химия?

В католической церкви нетленные мощи святых не редкость. Для католиков, как и для православных, нетленность тела символизирует победу жизни над смертью, но не является достаточным для канонизации признаком.

"Но существуют и некоторые недоразумения. На Западе есть довольно древняя традиция — делать восковые маски святых. Бывает, что тела истлели, но их заключили в восковую фигуру. Люди думают, что перед ними нетленные останки, но это не так. Таким образом, людей вводят в заблуждение из лучших побуждений", — предостерегает директор информационной службы католической епархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

По его словам, есть несколько католических святых, тела которых действительно не подверглись разложению. Например, святая Бернадетта Субиру, умершая в 1879 году в возрасте 35 лет. Католическая церковь признала подлинными уверения женщины, что ей являлась Дева Мария. За 11 лет до смерти Бернадетта поступила в монастырь сестер милосердия в Невере, ухаживала за больными и занималась рукоделием. Там сейчас и хранятся нетленные останки святой.

А святая Екатерина Лабуре, скончавшаяся в 1876 году, с детства мечтала уйти в монастырь. В 1830 году она поступила в обитель женской монашеской конгрегации "Дочери милосердия" и посвятила жизнь заботе о стариках. Сегодня ее нетленное тело покоится в Париже.

Однако священник Кирилл Горбунов заметил, что нетленными мощами могут считаться лишь тела, которые не подвергались бальзамированию после смерти. Хотя тело папы Иоанна XXIII, умершего в 1963 году, было забальзамировано для сохранности на время прощания, а сегодня все равно почитается как нетленные мощи. Впрочем, действие использовавшихся при бальзамировании препаратов давно закончилось, а покоящийся в ватиканском соборе святого Петра понтифик и сегодня кажется просто спящим.

После распятия Иисуса Христа все люди разделились надвое. Те, кто верит в его последующее чудесное воскрешение, и те, кто не верит. Первым приходилось особенно нелегко: последователи Христа подвергались гонениям и нередко заканчивали жизнь мученически. Их пытали, отдавали на растерзание животным, сжигали. Тела этих святых, в каком бы они ни оказывались виде, старались сохранить. Считалось, что Святой Дух, который жил в них при жизни, остается там и после смерти.

Спустя время люди находили тому подтверждение. Приходя к захоронениям, останкам, они молились перед ними как перед живыми и получали ответ. Кто-то исцелялся после тяжелой болезни, кто-то обретал семью. До сих пор сохраненные в разные времена мощи святых подвижников хранятся с особыми почестями в храмах и монастырях, разбросанных по всему свету. Многие мощи были разделены на части и развезены по разным церквям для того, чтобы благодать, от них исходящая, множилась.

Как прикоснуться к святым мощам

Сейчас прикоснуться к святым мощам не представляется столь сложным, как раньше. Собирается множество паломнических туров не только по нашей стране, но и за ее пределы. Верующие отправляются в святые места помолиться, набраться сил, очиститься. Довольно часто организовывается вывоз святых мощей в другие города и страны, чтобы те христиане, которые не могут приехать в места постоянного пребывания мощей, могли прикоснуться к ним.

Как следует вести себя, ёсли вы собираетесь прикоснуться к святым мощам? Часто в храмах, куда их привозят, выстраиваются длинные очереди из желающих это сделать. Ведите себя в толпе смиренно, помогайте стоящим рядом, творите молитву до тех пор, пока не дойдет до вас черед. Считается, что даже если вы просто стоите в помещении, где находятся в данный момент святые мощи, вы уже получаете благодать, от них исходящую. Когда очередь дойдет до вас, приложитесь к мощам лбом или поцелуйте ковчежец или раку, в которой они находятся (это на ваше усмотрение), перекреститесь и уступите очередь следующему. Чтобы не задерживать людей, перед мощами разрешается перекреститься два раза, а третье крестное знамение совершить, уже отойдя от них.

Где хранятся мощи святых

Если вы еще только собираетесь отправиться в паломническое путешествие к месту хранения мощей того или иного святого, вот вам несколько географических подсказок.

Мощи Святой Матроны хранятся в Москве, в левом приделе Покровской церкви Покровского монастыря (улица Таганская, 58).

Мощи Святого Луки хранятся в городе Симферополе, в храме Святителя Луки на территории Свято-Троицкого монастыря.

Мощи Святого Георгия Победоносца хранятся в Италии, в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Также часть мощей святого Георгия находится в Париже, в храме Сент-Шапель. Десница святого Георгия Победоносца находится в Греции на горе Афон в монастыре Ксенофонта.

Мощи Иоанна Кронштадтского хранятся в Санкт-Петербурге, в Свято-Иоанновском монастыре.

Мощи Святой Великомученицы Варвары хранятся в Киеве, в соборе Святого князя Владимира.

Мощи Преподобных Киево-Печерских отцов хранятся в Республике Крым, в Топловском женском монастыре святой преподобномученицы Параскевы.

Мощи Святого Валентина хранятся в Львовская области, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Мощи Святого Спиридона Тримифунтского хранятся в Греции, на острове Корфу, в соборе Святого Спиридона Тримифунтского.

Как известно, святых издавна выявляли по нетленным мощам . Если останки умершего спустя годы, проведенные в могиле, не подвергались разложению, это служило знаком особой духовной избранности. Правда, встречались и исключения, касающиеся как избранных, так и простых смертных. И, по мнению ученых, объясняются они не только вмешательством иррациональных сил, но и вполне земными причинами.

Древние египтяне хоть и именовали своих фараонов Сынами Солнца, все же не слишком рассчитывали на священную благодать и исправно бальзамировали тела царей и жрецов, предпочитая воздавать почести мумиям. В то же время некоторые покойники и впрямь отличались «нетленностью».

Взять хотя бы ламу Даши-Доржо Итигэлова, скончавшегося в 1927 г. в состоянии медитации. В 1955 г. саркофаг с телом вскрыли и обнаружили ламу по-прежнему сидящим в позе лотоса и безо всяких признаков разложения.

Та же картина наблюдалась при повторных эксгумациях в 1973-м и 2002 гг.

Обследовавшие останки Итигэлова сотрудники Российского центра судебно-медицинской экспертизы при Минздраве РФ не обнаружили никаких существенных изменений в тканях. Все внутренние органы тоже сохранились. Никаких следов бальзамирования при этом выявлено не было. А буддисты считают, что лама Итигилов по-прежнему остается в живых. И это несмотря на их веру в переселение душ.

Совсем недавно, в феврале 2015 года, в провинции Сонгинохаирхан (Монголия) полиция обнаружила нетленное тело мужчины, сидящего в позе лотоса. На данный момент находку перевезли в столицу для исследования в Институте медицинской экспертизы (г. Улан-Батор, Монголия).

Предполагаемый возраст тела - 200 лет, однако следы тления не обнаружены. Фотография монаха была опубликована 28 января 2015 года в газете «Өглөөний сонин» («Утренние новости»). Выдвигается предположение, что этот человек мог быть учителем Итигэлова.

Пожалуй, самые древние и малоизученные подземные сооружения Древней Руси - лабиринты Киево-Печерской лавры. Здесь покоятся мощи знаменитых святых, к которым выстраиваются длинные очереди паломников.

К мощам Пантелеимона-целителя идут болящие - за исцелением, у Андрея Первозванного просят укрепления силы слова и духа. Интересно, что останки захороненных в лавре святых остаются нетленными в течение столетий.

Мощи преподобного Агапита Печерского

По обычаю, умерших монахов хоронили в специальных нишах - локулах. Через определенное время тело доставали оттуда, чтобы проверить: истлело оно или нет. Если мощи истлевали, их переносили в костницу, если нет - оставляли в локуле, которую закрывали иконой. «Обитатели» таких локул считались святыми, и им приносили молитвы.

С XVI в. мощи стали перекладывать в специальные раки, чтобы им могли поклоняться паломники. В древности они были открыты, и люди прикладывались губами прямо к рукам святых, из-за чего поверхность их стерлась почти до костей. В советские времена из-за участившихся случаев вандализма мощи закрыли стеклом.

Многие мощи мироточат. В одном из отсеков пещер в стеклянных и серебряных сосудах лежат так называемые мироточивые главы. Эти черепа святых время от времени выделяют благоухающее масло - миро, которое обладает целебными свойствами.

Говорят также, что тапочки, которые периодически меняют на ногах покойников, через какое-то время оказываются стертыми, будто святые оживают и ходят по своим надобностям.

В 80-х гг. XX столетия ученым разрешили исследовать феномен влияния мощей наживые объекты. «Мы предположили, что причина исцелений, которые часто происходят возле мощей, есть определенное гипотетическое излучение», - пишет в отчете, опубликованном в книге «Диво пещер Лаврских», кандидат биологических наук Т. Решетникова. Она руководила исследованиями в Киево-Печерской лавре.

Мощи преподобного Игнатия архимандрита Киево — Печерского

Пакетики с зернами пшеницы сорта «Мироновская-808» прикладывали к гробницам со святыми мощами. Эти семена всходили на 15-30% быстрее обычных и лучше развивались. Химический анализ показал, что у зерен, побывавших возле мощей, изменился состав: те, что «прикасались», например, к останкам святого Агапита-целителя, «потеряли» 18% цинка и «добавили» 11 % кальция плюс 4% калия.

Помимо этого, выяснилось, что энергополе мощей не только защищает от радиации, но и уменьшает ее отрицательное влияние. В мае 1986 г. Т. Решетникова с сотрудниками спустились в пещеры лавры с дозиметрами в руках. Ученые хотели узнать, могут ли святые мощи снизить уровень радиации, который тогда, после чернобыльской аварии, в Киеве был достаточно высоким. В пещерах он оказался ниже, нежели на улице, но в проходах и на раках одинаковым - 120 микрорентген.

«Значит, сила Святого Духа реальна», - подытожили свои опыты специалисты. Это подтвердили и фотографии пшеницы, сделанные во время первых опытов. На снимках было видно, что от растений тянется гирлянда ярких шариков-вспышек. Если предположить, что заряженные святой энергией зерна сами начинают ее излучать, то можно объяснить и феномен исцеления больных освященной водой, а также защитную силу нательного креста.

Исходя из этой гипотезы, можно трактовать и чудо нетленности мощей. Медицинская экспертиза подтвердила, что в останках, покоящихся в лавре, нет следов антисептиков, которые могли способствовать мумификации.

Выходит, тела пролежали тысячу лет нетленными не благодаря чудодейственным бальзамам, а потому, что организм святого при жизни был «натренирован» молитвами. Это, по предположению ученых, и заставило атомы перестроиться особым образом, сделав организм святого стерильно чистым. После смерти же вода сама собой испарялась через мембраны клеток, превращая останки в нетленные.

Еще пример святых мощей. В маленькой церквушке в Палермо стоит гроб со стеклянной крышкой. Внутри - тело двухлетней девочки, умершей от инфлюэнцы в 1918 г.

Безутешные родители Розалии Ломбардо распорядились, чтобы ребенку сделали специальную инъекцию, останавливающую разложение останков. Тело прекрасно сохранилось, и по сей день туристы любуются белокурыми локонами «спящей красавицы» - так окрестили ее местные жители.

Около 40 лет назад в церкви начали происходить странные события. Прихожане ощущали идущий неизвестно откуда запах лаванды. А однажды какой-то мужчина заявил, что видел, как глаза маленькой покойницы на миг открылись и снова закрылись. Это так напугало служащих храма, что они отказывались находиться там в одиночку.

Странные слухи дошли до ученых. Но лишь в начале этого столетия останки Розалии наконец подвергли изучению. Исследователи во главе с доктором Пауло Кортесом подключили к черепной коробке мертвой девочки устройство, способное фиксировать мозговые импульсы.

Несколько дней ничего не происходило, но потом… Приборы зарегистрировали две вспышки мозговой активности: одну продолжительностью 33 сек., а вторую - 12 сек.! Это характерно для спящих людей.

Кортес утверждает: «Мы имеем дело с чем-то невероятным! Мы проверяли и перепроверяли наше оборудование, но все показания оказались точными. Маленькая девочка вернулась к жизни более чем на полминуты».

Известие об открытии ученых прокатилось по всей Италии. В крохотную деревушку устремились паломники, убежденные в том, что Розалия Ломбардо является святой. Некоторым посетителям вроде бы даже удалось увидеть, как у малышки дрожат веки, и услышать, как она вздыхает. А кое-кто из служителей церкви считает девочку вестницей Бога.

Медитация и консерванты - путь к нетленности?

Между тем существует целое научное направление, изучающее закономерности процессов разложения человеческого тела, - тафономия. В американском штате Теннесси, близ местечка Ноксвилл, расположен огороженный колючей проволокой полигон, который принадлежит медицинскому центру местного университета.

Его называют «Фермой мертвых». Здесь находится несколько сот трупов, предназначенных для исследований. Одни были завещаны медикам добровольцами еще при жизни, другие остались невостребованными в моргах. Часть тел лежит на поверхности, внутри старых машин или склепов, часть - в могилах, вырытых на разной глубине.

Задача ученых - исследовать процессы разложения в зависимости от внешних условий. «Ферму мертвых» нередко посещают стажеры ФБР - это входит в программу обучения.

Довольно много шансов обрести нетленность у тех, кто занимается духовными практиками. Так, в 1952 г. директор лос-анджелесского морга Гарри Роу в течение 20 дней вел наблюдение за телом йога Парамаханс Йогананды.

За это время он не заметил никаких признаков физического распада. По мнению исследователей, состояние медитации особым образом воздействует на процессы, идущие в организме, порой как бы «замораживая» ткани. Поэтому многие йоги выглядят моложе своего возраста, а после кончины их останки могут не разлагаться.

Впрочем, известны случаи «естественного бальзамирования». Например, в торфяных болотах иногда находят прекрасно сохранившиеся останки людей. Им даже дали название - «болотные люди». Возраст мумий составляет от нескольких сот до нескольких тысяч лет.

Самой известной из болотных мумий является толлундский человек, на которого в мае 1950 г. у деревушки Толлунд в Дании наткнулись двое братьев, собирателей торфа. Проведенная радиоуглеродная датировка волос толлундского человека показала, что он погиб около 350 г. до н. э.

Правда, в целости и сохранности остаются лишь мягкие ткани (в том числе внутренние органы) и одежда. Скелет же съедают кислоты. Историки полагают, что древние жители Европы иногда специально устраивали захоронения на болотах, зная о консервирующих свойствах торфяников.

В отличие от западных европейцев, на Руси покойных защищали от тления дубовые колоды. Подобные захоронения, относящиеся к XVI-XVII вв., находили в самом центре Москвы. Содержащиеся в древесине дубильные вещества позволяли сохранять мягкие ткани целыми и невредимыми в течение трех-четырех столетий. Главное - следовало плотно закрыть крышку гроба, чтобы внутрь не проникал воздух.

Однако у наших современников есть средство и получше. Недавно профессор Райнер Хорн из немецкого города Киля пришел к выводу, что постоянное употребление в пищу продуктов с консервантами и использование косметики на основе синтетической химии препятствуют процессам разложения.

Все мы знаем, что химия вредна, однако не стоит забывать и о том, что если нам и не удастся достичь бессмертия или хотя бы существенно увеличить продолжительность жизни, то по крайней мере после физической кончины мы еще долго будем сохранять «товарный» вид. Нам самим это, понятно, особой пользы не принесет, но зато какую пищу для исследований мы дадим нашим потомкам.

Несмотря на высокие темпы развития всех областей наук, нетленные тела до сих пор являются непознанным феноменом. А все потому, что это явление лежит за гранью материалистического мышления. Каждое новое открытие ученых порождает все больше вопросов и приводит к пониманию, что человек еще многого не знает не то что о мире, но даже о своих естественных возможностях.

С мощами угодников Божьих связано очень много необычных явлений и чудес. Эти факты разрушают обычное представление о материальном мире, указывая на превосходство над ним мира духовного. О наиболее невероятных из этих случаев мы и хотим поговорить.

«Христос воскресе!»: разговор с Киево-Печерскими святыми

Одним из уникальных явлений всего, не только православного, мира являются пещеры Киево-Печерской лавры. Созданные еще основателями монастыря, преподобными Антонием и Феодосием, в XI в. Ближние и Дальние пещеры сегодня совокупно содержат более 120 мощей святых угодников Божьих. В мире, пожалуй, нет другого такого места, где бы хранилось одновременно столько нетленных останков прославленных святых.

В пещерах также находятся мироточивые главы неизвестных святых. Главы помещены в специальные сосуды, и из них выделяется необъяснимого происхождения жидкое вещество — миро, обладающее целебными свойствами. Причем, когда головы мироточат, они становятся мягкими, словно воск.

Но не только количеством святынь могут похвалиться Лаврские пещеры. Случаются в них и другого рода православные чудеса. Некоторые из них описаны в «Киево-Печерском патерике» и связаны с именем преподобного Марка, подвизавшегося здесь. Его главным послушанием было копать в пещере могилы для новопреставленных подвижников, за что он впоследствии и получил прозвище Гробокопателя.

В «Патерике» упоминается несколько необычных явлений, когда умершие слушались Марка и выполняли его поручения. Например, одному из новопреставленных святых отцов он не успел вовремя выкопать могилу и попросил через другого монаха передать, чтобы умерший подождал. Тогда случилось невероятное: когда иноку передали просьбу Марка, мертвый воскрес и прожил еще один день.

Другой мертвец, которого положили в тесной могиле так, что не было возможности подойти к нему, чтобы обмазать тело маслом (елеем), по просьбе Марка Гробокопателя сам взял елей и облил себя им. Также описан случай, когда один из умерших братьев по слову того же Марка сам перелег в другую могилу, чтобы уступить место своему брату, которое полагалось тому по старшинству.

Сегодня уже мощи святого Марка Гробокопателя покоятся в знаменитых пещерах и являются предметом почитания. От преподобного сохранились не только нетленные останки, но и вериги, крест и прославившаяся шапка. Ее одевают после молебна на голову всем желающим, от чего часто происходят исцеления и другие чудеса.

В 1453 году в пещерах произошел еще один случай, который можно отнести к разряду невероятных. В праздник Воскресения Христова сюда зашел один священник по имени Дионисий. Переполненный радостью и желая разделить ее с преподобными, он воскликнул: «Сегодня Великий день, святые отцы: Христос воскресе!» Неожиданно весь сонм Печерских святых ясно ответил ему: «Воистину воскресе!» Дионисий был настолько поражен этим необычным явлением, что надолго потерял дар речи и остаток жизни провел в затворе.

Загадки Богом зданных пещер Псково-Печерского монастыря

Посоревноваться в известности с Лаврскими пещерами Киева могут разве что «Богом зданные пещеры» Псково-Печерского монастыря, которые также можно отнести к числу православных чудес. Они были открыты в 1392 году, за 80 лет до основания самой обители.

И произошло это так. Крестьянин из этой местности рубил деревья. Неожиданно одно из деревьев провалилось под гору, за ним еще несколько, и под ними открылся вход в пещеры. Согласно одному преданию, их основали бежавшие от крымских татар монахи из Киево-Печерского монастыря. Над входом обнаружили надпись: «Богом зданные пещеры». Позже один юродствующий пытался стереть эту надпись, но она всегда появлялась заново. Сегодня в этих пещерах покоятся многие мощи святых из монастырской братии.

Покоятся здесь и останки основателей монастыря: священника Иоанна Шестнака и его супруги Марии (в постриге — Васса). Когда последняя умерла, супруг похоронил ее при входе в пещеру, закопав гроб под землю. Однако на следующий день он обнаружил гроб на том же месте, но на поверхности. Заново отслужив панихиду, он вновь закопал гроб, но повторилось то же самое. Тогда он уразумел, что такова воля Божия.

С тех пор установилась традиция: гробы с умершими в пещерах никогда не закапывают, а оставляют их в специальных нишах — склепах. Но на этом необычные явления с мощами инокини Вассы не закончились. Когда в начале прошлого столетия какие-то злоумышленники попытались вскрыть гроб святой основательницы обители, им это не удалось: из гроба появился огонь и попалил их. Свидетельство этого посмертного чуда до сих пор можно увидеть на гробу преподобной Вассы — это следы от пожара.

Хоронят в Богом зданных пещерах не только монахов, но и некоторых мирян. Среди них есть даже известные предки Мусоргского, Пушкина и Кутузова. Всего насчитывается около десяти тысяч захоронений. Причем интересно, что какие-либо запахи тления здесь отсутствуют.

Посмертное чудо Александра Невского

Необычное явление произошло в 1263 году на отпевании благоверного князя Александра Невского, который перед смертью принял схиму с именем Алексий. В тот момент, когда ему должны были вложить разрешительную грамоту, он сам на глазах у всех присутствующих протянул руку и взял ее.

Интересно, что такое же чудо в точности повторилось спустя семь столетий, когда отпевали великого подвижника наших дней схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Причем знаменательно, что случилось это в храме в честь Александра Невского в Тбилиси накануне дня памяти благоверного князя 5 декабря 1992 года. В этом храме отец Виталий прослужил последние годы своей жизни. Реакция присутствующих на это необычное явление была зафиксирована при видеосъемке отпевания.

Почти живой: мощи святого Александра Свирского

Еще одним необъяснимым чудом являются нетленные останки преподобного Александра Свирского. Как известно, он был единственным из русских святых, кому было явление Святой Троицы. Преподобный долгие годы подвизался в затворничестве близ реки Свирь на рубеже XVI столетия. Мощи преподобного уникальны тем, что сохранились почти полностью нетленными, включая мягкие ткани, даже те участки лица, которые обычно истлевают в первую очередь.

Из стопы подвижника исходит благоуханное миро, на которое после второго обретения слетались пчелы. Это чудо было заснято на видеокамеры. Сегодня мощи преподобного находятся в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре.

Как Спиридон Тримифунтский перевернулся в гробу

Знамениты своими многочисленными чудесами и мощи святого Спиридона Тримифунтского. Они также отмечены почти полным нетлением. Часто раку с мощами святителя невозможно открыть: считается, что в это время он отсутствует здесь, так как помогает страждущим. О том же свидетельствуют и известные бархатные башмачки подвижника, которые ежегодно приходится менять, поскольку у них чудесным образом стаптывается подошва.

Но мы бы хотели рассказать и еще об одном православном чуде, свидетелем которого был Николай Гоголь, из чьих уст к нам и дошла эта история. Однажды писатель приезжал на поклонение мощам святителя Спиридона и видел следующее необычное явление.

Когда останки преподобного по традиции обносились вокруг города, среди присутствующих был один паломник из Англии, который усомнился в достоверности чуда. Он был уверен, что тело Тримифунтского чудотворца забальзамировано, в связи с чем на спине его обязательно должны быть надрезы.

Однако когда он подошел поближе к мощам, чтобы их рассмотреть, на глазах у всех останки святого сами поднялись в гробу и перевернулись, чтобы англичанин смог увериться, что никаких швов там нет. После этого мощи святого так же вернулись в свое прежнее положение на место.

Всплывающие мощи епископа Климента Римского

Еще одно уникальное посмертное чудо связано с именем святого Климента Римского, мученически погибшего во II веке. Его тело было выброшено в море с якорем на шее недалеко от Херсонеса. Однако каждый год в день памяти мученика имело место совершенно необычное явление: море расступалось на восемь дней, давая возможность людям подходить к мощам, и в каждый из этих дней здесь совершалась Литургия. Так продолжалось до тех пор, пока останки Климента не были чудесно обретены в IX веке равноапостольными Кириллом и Мефодием.

Нетленное ухо Иоанна Златоуста

В Ватопедском монастыре на Афоне содержится еще одна редкая святыня — честная глава Иоанна Златоуста. Она представляет собой голый череп без каких-либо кожных покровов. Удивительно в ней то, что одна часть все же сохранилась нетленной — это ухо святителя. Причем совершенно необъяснимо, как оно может держаться на голых костях. Считается, что в это ухо нашептывал Иоанну Златоусту сам апостол Павел, когда тот писал толкования на его послания. Именно поэтому оно и сохранилось нетронутым тлением.

Афанасий Сидящий

В Благовещенском соборе Харькова находятся мощи святого Афанасия, Лубенского чудотворца, покоящиеся в необычном для нас положении — сидячем. В народе его за это так и прозвали: «Афанасий Сидящий». В чем же загадка такого необычного погребения? И как вообще мощи святителя оказались у нас?

Афанасий был патриархом Константинопольским. В 1694 году он возвращался через Украину из Москвы, куда ездил с личным поручением к царю. По дороге он сильно заболел и остановился в Мгарском монастыре рядом с Лубнами на Полтавщине. Здесь он и был похоронен по тому обычаю, как погребают восточных патриархов, — сидя. Позже мощи святого были перевезены в Харьков, где прославились своими чудотворениями.

Посмертная улыбка Иосифа Ватопедского

Православные чудеса происходят и сегодня. Одним из них является посмертная улыбка современного афонского старца-подвижника Иосифа Ватопедского. Он скончался 1 июля 2001 года. Когда старец умер, его лицо не было улыбающимся, что зафиксировано на многочисленных фото. Однако потом, когда его тело, по афонскому обычаю, зашили в мантию, а затем вырезали часть ткани вокруг лица, то увидели необычное явление: старец улыбался такой умиротворенной улыбкой, которая может быть только на самом счастливом лице. Эти фотографии быстро разошлись через Интернет по всему миру.

Предлагаем вашему вниманию фильм о втором обретении нетленных останков преподобного Александра Свирского:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще