Какие типы сооружений определили архитектурный облик японии. Кратко об архитектуре японии

В серии предстоящих на нашем сайте публикаций KASUGAI Development предлагаем Вам отправиться в путешествие по основным вехам развития японской архитектуры – с древних времён и до наших дней. Мы познакомимся с самыми выдающимися, уникальными и таинственными сооружениями Японии.

Принципы японской архитектуры основаны на том же мировоззрении, которое определило всё искусство Японии в целом.

Почитание природы как всеобъемлющего божества, внимание к фактуре материалов, свету и цвету в пространстве, стремление к простоте и функциональности форм – все эти особенности японского видения мира были связаны с древнейшими представлениями о гармоничном существовании человека в природной и предметной среде.

Важной особенностью японского искусства было стремление сделать человеческое окружение «человечным». Архитектура не должна довлеть над человеком своим совершенством, но должна вызывать ощущение соразмерности, покоя и гармонии. Именно таким путём в архитектуре шли древние мастера, создававшие дома для жизни и святилища древней религии синто , а позже – павильоны и комнаты для чайной церемонии, загородные виллы знати и уединённые буддийские храмы.

Другие принципы отношения человека с окружающим миром были привнесены китайским влиянием. Регулярная городская архитектура, связанная с идеями правильного мироустройства, величественные монументальные храмы и дворцы, поражающие великолепием декора, были призваны создавать вокруг человека порядок, соответствующий представлениям о мировом устройстве, иерархии в мироздании и империи. Согласно традиционной версии, буддизм был принесён в Японию в 552 году. Именно тогда монахи, прибывшие из Кореи, преподнесли двору японского правителя свитки со священными текстами, изображениями божеств, храмовую скульптуру и предметы роскоши, которые должны были продемонстрировать великолепие буддийского учения.

А уже в первой половине VII века буддизм был признан государственной религией Японии, и началось бурное храмовое строительство. Подчиняясь величию китайской архитектуры, человек должен был осознавать себя частью этой сложной системы и повиноваться Закону.

В соприкосновении этих двух философий искусства рождается национальная японская архитектура. С течением времени разница мировоззрений отчасти сглаживается, и появляются синкретические (смешанные) религиозные культы. В искусстве же рождаются формы, в которых китайские образцы адаптируются к японскому вкусу и приобретают национальные черты.

Отчасти можно сказать, что китайскую тему японские правители использовали в поисках возвышенного, пафосного тона обращения к своему народу. Такими «обращениями» стали фактически все крупнейшие буддийские храмы эпохи Нара, Мавзолей первых правителей эпохи Токугава и много других знаменитых сооружений, о которых мы расскажем в дальнейшем.

Важно заметить, что японская архитектурная традиция всегда оставалась обращённой, прежде всего, к частной жизни человека, его ежедневным и духовным потребностям.

Обладая удивительной способностью к адаптации чужих идей, японцы также пытались сделать более привычной европейскую архитектуру, с которой познакомились лишь в 1868 году, в начале эпохи Мэйдзи. От подражаний архитектурным формам западноевропейских стилей японские архитекторы быстро пришли к идее заимствования оттуда только конструктивных идей и современных материалов.

В начале ХХ века выдающиеся архитекторы Японии начали увлечённо изучать национальную архитектуру прежних веков и искать в ней основу для новой японской архитектурной традиции. Что интересно, эти поиски встретили энтузиазм и на Западе: многие художники Европы попали под обаяние простоты и гармонии японских архитектурных форм и внесли японские черты в философию новой европейской архитектуры.

Итак, в ближайших выпусках Вас ждут следующие материалы:

  • Эпоха Асука (538-645 г.г.) – Синтоистское святилище Исэ-Дзингу и Храм Хорюдзи
  • Эпоха Нара (645-710 г.г.) – Храм Тодайдзи, самое большое деревянное сооружение в мире
  • Эпоха Хэйан (794-1185 г.г.) – Буддистский Храм Бёдоин и уникальный Храм Чистой Воды Киёмидзу-дэра
  • Эпоха Камакура (1185-1333 г.г.) – Храмы новой столицы, древнего японского города Камакуры.
  • Эпоха Муромати (1333-1573 г.г.) – Золотой и Серебряный павильоны (Кинкакудзи и Гинкакудзи)
  • Эпоха Момояма (1573-1615 г.г.) – Замки Химэдзи и Осака
  • Эпоха Эдо (1615-1868 г.г.) – Дворцы, замки и храмовые комплексы: замок Нидзё в Киото, святилища и храмы Никко. Становление ландшафтного дизайна и архитектуры чайных павильонов
  • Эпоха Мэйдзи (1868-1912 г.г.) – Окончание периода изоляции Японии: влияние Западной архитектурной традиции. Гражданская архитектура, новые города, новые храмы
  • Эпоха Тайсё (1912 – 1926 г.г.) – Японская архитектура в контексте западного модернизма: конструктивизм
  • Эпоха Сёва (1926-1989 г.г.) – Новые течения в архитектуре: метаболизм, органическая архитектура
  • Хэйсэй (с 1989 г. по настоящее время) – Современная японская архитектура

Храмовые архитектурные строения Древней Японии можно разделить на два основных типа - синтоистский и буддистский. На особенности конструкции зданий религиозного назначения очень сильное влияние оказали китайские традиции зодчества. Однако во все времена японцы максимально адаптировали строения к собственной культуре. Жилые помещения отличались достаточной простотой форм и внутреннего соотношения комнат.

Основные особенности древнеяпонской архитектуры

. Практически все строения, как храмовые, так и светские выполнялись из древесины. Япония и сейчас очень богата лесами. В прошлом же их было еще больше. Дома из бревен позволяли сохранять оптимальную температуру в достаточно жарком климате этой страны. Кроме того, деревянные строения лучше выдерживали землетрясения, которые тут нередки. Рубленый дом к тому же достаточно легко разобрать и собрать на новом месте.
Большие крыши, обычно двускатные. Япония – страна, в которой очень часто идут проливные дожди. Поэтому крыши должны были быть максимально надежными. Влияние китайской культуры проявилось в этом конструктивном элементе в загнутых больших карнизах. Однако японские крыши отличаются несколько большим изяществом. Углы загнуты не слишком сильно – крыши практически ровные.
Все строения максимально гармонично вписываются в окружающий ландшафт. Недаром в этой стране храмом часто называют гору или лес, даже если там нет никакого строения. Религиозные сооружения располагаются обычно в глубине парка или стоят на сваях на воде.
Большинство памятников архитектуры – не отдельные здания, а целые комплексы, состоящие из нескольких построек, образующих единый парковый ансамбль.

Японский древний синтоистский храм состоит обычно из главных ворот, библиотеки, главного храма, сокровищницы, пагоды (многоярусной) и храма для проповедей. Ворота (тории) – настоящая визитная карточка этой страны. Они в обязательном порядке присутствуют в каждом религиозном сооружении. В некоторых храмах можно видеть целые колоннады из ворот. Они могут быть выполнены из любых материалов – железа, бронзы, гранита. Однако чаще всего в этом случае используется дерево. Высота их также может быть различной. Светская и религиозная архитектура Японии достигла своего полного расцвета в VIII—XII вв. в так называемый хейанский период (по имени новой тогда столицы Хейан, в наши дни - Киото). Именно в этот период были построены такие памятники, как храмы Киемидзу, Серебряный и Золотой павильоны, замок Нидзе, Ясака Хэйан, сад камней Рёандзи и многие другие.

Кинкакудзи – Золотой павильон

Одним из самых замечательных памятников архитектуры Японии можно считать Кинкакудзи – ансамбль, находящийся в городе Киото, на территории монастыря Рокуондзи. Сооружен он был в XIV в. и представляет собой трехъярусный храм-дворец. На первом этаже расположена приемная, окруженная верандой. На втором когда-то размещался зал музыки и поэзии. Все помещения находящиеся здесь богато украшены живописью. Основной отличительной особенностью третьего этажа являются огромные арочные проемы окон. Когда-то здесь проходили религиозные церемонии. Крышу здания украшает мифическая птица Феникс. Отличительными особенностями храма можно назвать прорезные стены, узорчатые решетки-карнизы, легкие колонны и оригинальные формы окон. Все это делает здание необыкновенно гармоничным. Подпоры храмов абсолютно прямые и ничем не украшенные, гармонирующие со стволами окружающих деревьев. Форма крыши повторяет изгибы ветвей елей. Таким образом, здание необыкновенно гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Храм Идзумо и святилище Исэ

Эти две постройки можно считать едва ли не самыми древними памятниками японской архитектуры. Величественный храм Идзумо был выстроен в честь бога Окунинуса и перестраивался огромное количество раз вплоть до 1744 года. Однако считается, что главное святилище храма полностью сохранило план древней жилой японской архитектуры. Представляет оно собой постройку с входом через фронтон. Святилище Исэ состоит из двух комплексов. Один из них играет строго религиозную роль. Второй в точности повторяет первый. Перемещение божества происходит из одного храма в другой каждые 20 лет. Основные отличительные черты этого комплекса – врытые в землю простые столбы-подпорки и крытые соломой крыши.

Сад камней Рёандзи

Храм Рёандзи – еще один из замечательных памятников древнеяпонской архитектуры, расположенный в северо-западной части Киото. Находится он в непосредственной близости от Золотого павильона. Когда-то давно это строение принадлежало роду Фудзивара. Последний владелец Хосокава Хацумото пожелал, чтобы после его смерти оно было преобразовано в храм Дзен. Основной достопримечательностью этого комплекса является сад камней. Очень интересным можно назвать тот факт, что с любой точки сада взору посетителя открывается всего 14 камней. Пятнадцатый можно увидеть только через посвящение. Для чего и кто устроил этот ансамбль –совершенно неизвестно. Итак, основной отличительной особенностью японской храмовой архитектуры является гармоничное сочетание всех элементов ансамбля с окружающим ландшафтом, а также использование натуральных материалов – в частности, древесины.


Всему миру известна необычайная , да и вообще азиатских стран. Особенность состоит в их удивительных загнутых углами кверху, крышах. Но, следует заметить, что не только это является особенностью японской архитектуры. строились замки, с высокими башнями, огороженные вокруг стеной. Такие постройки назывались ямадзиро . Они строились так давно, что практически не сохранились до наших дней. Во-первых, потому что стены у них были деревянные, а во-вторых, строя ямадзиро , вокруг начинали строить простые дома, и заселять территорию. Следовательно, располагались они на равнине, и защитить эти постройки было трудно.

Позднее, начали строить хирадзиро , по сути то же, что и ямадзиро , только строились на возвышенностях. Уже отгораживали их каменными стенами, и защищали более тщательно. Главная башня в хирадзиро называлась тэнсю . Она была выше всех. Такие башни еще могли соединяться крытыми переходами, что тем самым образовывали комплексную постройку, хорошо защищенную. В то же время, такие крепости были весьма красивыми.

В то время, японцы уже научились изготавливать шифер , которым покрывали крыши. Шифер этот был различных расцветок. Но широко распространенным украшением крыш стал красный шифер, с золотыми краями по всему периметру. множество хирадзиро служили защитными крепостями, и местом поселения людей.

Следует отметить, что некоторые современные здания строятся по принципам строительства хирадзиро . В том числе, в наше время сохранились и древние строения.

Японская архитектура. Немного истории

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как татэ-ана дзюкё («жилища из ям») . Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища. В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных правителей, называемые «кофун».

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются и культовые сооружения - святилища, храмы, монастыри.

Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца , прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого - врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.

Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота в храм - тории.

Появление в Японии буддизма повлияло на , а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения.

Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже - одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений.

Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов.

Начиная с храмов Исэ в японской архитектуре преобладала тенденция к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей крыша с широкими свесами - отличительная черта китайского зодчества.

Уже к VIII в. комплекс зданий буддистского монастыря включал в себя 7 основных построек: пагоду, главный зал, зал для проповедей, колокольню, хранилище сутр, спальный зал, обеденный зал. В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором были сделаны ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали.

Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды) , в храме Тодайдзи в городе Нара , строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире .

Идея чайных домиков оказала влияние на архитектуру дворцов, что выразилось в стиле сукия . Яркий пример этого стиля - императорский дворец Кацура рикю . Стиль сёин достиг своего расцвета в начале периода Эдо, а самый выдающийся образец такой архитектуры - дворец Ниномару в замке Нидзё (начало XVII в.).

Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности . Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее.

Неправящих классов населения имеют общее название минка . Обычно довольно простой конструкции, они строились до конца XIX в., пока не подверглась западному влиянию. Минка в сельских областях назывались нока , в деревнях рыбаков - гёка , а в городах - матия .

В конструкции в основном использовалось дерево - для несущих колонн и перекладин каркаса, а также для стен, пола, потолка и крыши. Находящиеся между колоннами решетки из бамбука, скрепленные известкой, образовывали стены. Известка использовалась и на крыше, которая затем покрывалась травой. Из соломы делали твердые тонкие подстилки мусиро и более прочные циновки татами , которые клались на пол. Камень применялся только для фундамента под колоннами и не использовался в стенах.

После прекращения периода самоизоляции в портовых городах стали формироваться западные кварталы, которые застраивались привычными для иностранцев зданиями. К этому периоду относятся и русские постройки на японской земле.

С Реставрацией Мэйдзи в 1868 г., когда Япония вступила на путь модернизации, были освоены новые конструкционные технологии, использовавшие кирпич и камень. Новый стиль получил широкое признание во всей стране как стиль зданий государственных предприятий и учреждений. Особенно популярными стали здания контор и резиденций в стиле западного дизайна. В Японии работали многие архитекторы из США и Европы. В 1879 г. Токийский технологический колледж окончила целая плеяда архитекторов, которые затем стали играть ведущую роль в строительстве в стране.

Самые известные постройки западного стиля - и Токийский вокзал архитектора Тацуно Кинго, Императорский дворец Акасака архитектора Катаяма Токума.

Однако каменные и кирпичные дома, построенные обычными методами, не выдержали землетрясения 1923 г., которое разрушило и окрестности. Достигнутый прогресс в разработке методов строительства сейсмоустойчивых зданий позволил железобетонным сооружениям появиться в японских городах примерно в то же время, что и в Западной Европе.

Оправившись от тяжелых потрясений, вступила в период ускоренного экономического роста, когда использующая сталь и бетон инженерная архитектура Японии вышла на один из высших уровней в мире.

Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой возводимых в Японии зданий. Национальными традициями проникнуты проекты Андо Тадао. В построенных им зданиях всегда продуман доступ к естественному свету, к природе, благодаря чему их обитатели могут насладиться незабываемыми картинами, наблюдая, например, смену времен года. © japancult.ru, arkhitektura.ru

Современные технологии позволяют многое. Новая архитектура и интерьеры могут быть в любом стиле, могут передать атмосферу любой эпохи и добиться этого стало гораздо проще и быстрее: покраска гипсокартонного потолка , оформление стен и пола легкими материалами на службе у искусства красоты, стиля и комфорта.

Ига-Уэно . Замок основан в 1608г., в префектуре Миэ. Ига-Уэно известен как Хакухо или замок белого феникса. Его тридцатиметровые стены считаются самыми высокими в Японии.

Хиконэ . В 1603г. на холме Конкидзан у озера Бива началось строительство. Возведение замка было завершено в 1622г. ,крепостные стены окружали ров, куда поступала вода из озера Бива. Замок считается одной из четырех самых красивых цитаделей Японии, оставшихся в своем неизменном виде. Он располагается на восточном берегу озера Бива. Помимо трехуровневой главной башни до наших дней сохранились ворота, внутренние рвы и сторожевые башни. Здания имеют уникальный дизайн, сочетая несколько архитектурных стиля. Со стен открывается потрясающий вид на озеро. Хиконэ – замок, охраняемое государством национальное сокровище, расположен в префектуре – Сига.

Замок Нидзё . Сначала это был особняк, построенный Нобунагой в 1569г. Замок же был воздвигнут в 1603г. в качестве штаб-квартиры Тогукавы. Главная башня сгорела в результате удара молнии в 1750г. Во дворце хранится множество произведений искусства. Комплексу присвоен статус национального сокровища.

Замок Фусими. Основан в 1594г. полководцем Тоётоми Хидэёси, через год он был уничтожен землетрясением. Хидэёси повелел построить ещё один замок неподалёку, вскоре он был разрушен в результате вооруженного конфликта. Замок восстановили в 1964г. Расположен замок в префектуре Киото.

Осака. Замок построен в 1585г. Тоётоми Хидэёси, длина каменных стен составляет около 12 км. Замок Осака сожгли в 1615г., когда дом Тоётоми был свергнут. В 1620г. Хидэтада Тогукава полностью обновил замок. Замок несколько раз подвергался разрушению в период междоусобных войн, но каждый раз правители восстанавливали замок. В 1665г. пожар от удара молнии разрушил главную башню, большинство других строений сгорело дотла в 1868г. Главная башня замка Осака реконструирована в 1931г. , сделана она из железобетона, в ней расположен исторический музей.

Осака-Дзё, построенный замок стал самым крупным в Японии, а образовавшийся вокруг него город превратился в культурный и деловой центр страны.

Самый крупный валун замка Осака находится у ворот Сакура-Мон

Замок Химэдзи . В 1581г. Хидэёси Тоётоми решил укрепить стены замка Химэдзи. Вокруг цитадели были возведены новые стены с 30-ю башнями. Территория крепости имеет тройную спиральную линию обороны и множество запутанных переходов. С внешней стороны замок окружен глубоким рвом с водой. Замок Химэдзи считается самым красивым замком Японии, его ещё называют замком Белой цапли. Он получил свое название за белизну штукатурного покрытия и элегантность форм, напоминающую великолепную изящную птицу. Замок Химэдзи является национальным сокровищем Японии. Замок в 1993г. признан культурной ценностью мирового наследия. Замок расположен в префектуре Хёго.

Замок Акаси основан в 1619г., расположен в префектуре Хёго.

Замок Тацуно построен в XV веке, расположен в префектуре Хёго.

Замок Вакаяма основан Тоётоми Хидэнагой в 1585г. Восстановлен в 1958г.

Замок Мацуэ , один из 12 замков Японии, дошедших до наших дней. Мацуэ был построен в 1611г. из сосны и камня, а затем частично перестроен. Его пятиэтажная башня считается самой высокой в Японии.Расположен в префектуре Симанэ.

Замок Окаяма строился с 1573 по 1597 , Рядом с замком в эпоху Эдо был разбит сад Коракуэн. На сегодняшний день и замок и сад являются достопримечательностью Японии.

Первый горный замок на этом месте, построен в 1240г. Существующие ныне здания были построены в 1683г., расположен в префектуре Окаяма.

Замок Фукуяма возведен к 1622г... Полностью уничтожен в 1945г., восстановлен в 1966г., расположен в префектуре Хиросима.

Хиросима . Замок построен в 1591г. даймё Мори Тэрумото. Замок получил статус национального сокровища в 1931г. Уничтожен взрывом атомной бомбы в 1945г. Замок Хиросима восстановлен в 1958г.

Основан в 1608г. Кикавой Хироэ. В 1615г. Ивакуни был разобран в соответствии с законом Тогукавы. Восстановлен в 1962г., находится в префектуре Ямагути.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Япония – удивительная страна, далекая и невероятно самобытная. В каждом аспекте жизни угадываются индивидуальные черты: в менталитете, истории, культуре. Чтобы ближе познакомиться со страной Восходящего солнца, мы предлагаем увлекательную тему для разговора – архитектура Японии.

В сегодняшней статье мы расскажем, чем интересна архитектурная составляющая японской культуры, какие стили применялись в сооружениях разных эпох – от древности до современности. Также вы узнаете, что повлияло на развитие архитектуры в Японии и как различались храмовые и светские постройки.

Будет интересно, а главное – познавательно!

Общие сведения

Страна Восходящего солнца – край величественных дворцовых комплексов, многоярусных храмов и замков. Главной характерной чертой традиционных японских сооружений считается несколько этажей, каждый из которых венчается массивной крышей, как бы направленной вверх на концах.

Храм из дерева

Изначально многие архитектурные решения были заимствованы у китайцев, к примеру, форма крыши. Но особенности зданий у японцев – это простота, наличие свободного пространства, визуальная легкость и спокойные тона.

Японские здания редко представляют собой одиночные сооружения – как правило, это целый комплекс зданий, связанных между собой. Ансамблевая архитектура подчиняется следующей закономерности: если она находится на равнине, то обычно соблюдается правило симметричности, а если в горной местности – правило асимметричности постройки.


Ассиметричная архитектура построек в Японии

С древности до второй половины 19 века, когда у управления государством встала династия Мэйдзи, в основном при строительстве использовалась древесина. Впрочем, и сейчас новые здания нередко строят из дерева. Это обуславливается тем, что дерево:

  • легкодоступно, из него проще изготавливать стройматериалы;
  • в жару и высокую влажность, которой характеризуется лето в Японии, не перегревается, проветривается и впитывает влагу, а зимой сохраняет тепло.
  • более устойчиво при сейсмической активности, являющейся настоящей проблемой для японцев;
  • без труда собирается и разбирается – а японцы часто переносили храмы и резиденции знатных особ из одного города в другой.

Но есть у деревянных сооружений и существенный минус – они неустойчивы к пожарам. Именно поэтому многие шедевры японской архитектуры, особенно раннего периода, не сохранились в первозданном виде.

Если говорить об исторических домах рядовых жителей, то они сохранились даже до наших времен и строятся преимущественно в сельской местности. Эти малоэтажные, в один-два яруса, строения называются «минка». В них жили люди, занимавшиеся сельским хозяйством, торговлей, ремеслом.


Традиционный японский дом — минка

Минка конструируется из балок, одна из которых располагается по центру и является несущей. Стены же практически невесомые, часто единое пространство просто разделяется ширмами, которые можно двигать с места на место.

Что касается стилей, то главными считаются сеин и синдэн. В стиле синдэн построены величественные дворцы, просторные усадебные ансамбли, в сердце которых неизменно находится центральный зал.

Сеин переводится как «студия», отличается более скромным фасадом и убранством. В этом стиле традиционно строились жилища монахов, а затем – самурайские комнаты XV-XVI столетий. Один из образцов сеин – киотский храм Гингаку-дзи.


Гингаку-дзи (Золотой павильон), Киото, Япония

Древность

О сооружениях древней японской архитектуры, датированных ранее IV столетия нашей эры, известно очень мало. Даже древнейшая литература практически не содержит никаких сведений о них. До нас дошли лишь модели жилищ ханива, выполненные из глины, и их изображения на бронзе.

Ранние дома по-японски называются «тата-ана-дзюке», что значит «жилые дома в яме», иными словами – землянки. Это были углубления в земле, устланные сверху соломенной крышей, которая поддерживалась каркасной конструкцией из дерева.


Тата-ана-дзюке — древние жилища Японии

Чуть позднее возникли так называемые такаюка – особые сооружения для хранения зерна. Они защищали урожай от влаги и вредителей вроде мышей и крыс. В свободных такаюка нередко жили люди.

Во времена правления семейства Кофун, приблизительно в III столетии, в городах Осака, Нара и их окрестностях стали появляться своеобразные курганы. Здесь были захоронения знатных людей, правителей и их семей. Чаще всего они имели форму круга, и сейчас насчитывается больше десяти тысяч древних курганов.


Амбарный дом — такаюка, Япония

Храмовая архитектура

Это отдельное направление архитектуры, которое начало зарождаться еще в древние времена и продолжилось в средние века. Изначально они были представлены сооружениями религии синто, построенными еще в I-III столетиях.

Синтоистские монастыри соблюдали правило симметрии. Их фасады возводились из необработанного дерева. Основой конструкции был фундамент в форме прямоугольника и закопанные в землю сваи. Композиция завершалась двускатной крышей, плоской, значительно выступающей за пределы самих стен.

Синтоистские святилища делились на несколько стилей: сумиеси, идзумо, исэ.

Вход в них обязательно начинался с особых бесстворчатых П-образных ворот – торий. В синтоизме существовал обычай каждое двадцатилетие перестраивать храмы.


Ворота в синтоистский храм, Япония

Их облик поменялся с приходом в страну , приблизительно в VII веке. Архитектурные образцы буддийских храмов пришли из Поднебесной. В первую очередь стали возводиться фундаменты из камня и массивные вздернутые вверх крыши.

Деревянные фасады выкрашивались в яркие цвета, чаще всего – в красный и золотистый. Их также украшали элементы, которые сами по себе являлись предметами искусства: золотые шпили на крышах, украшения из металла, резьба по дереву.

Важнейшими храмовыми памятниками архитектуры буддизма стали монастыри (VIII век) – самое крупное в мире из сохранившихся деревянных сооружений, Хорю-дзи (начало VII века) – самое древнее.


Храм Тодай-дзи, Япония

Буддийская архитектурная традиция сказалась и на синтоистской, поэтому храмы этих двух религий стали похожи. Обычно они состояли из семи построек:

  • самон – ограждение и врата;
  • конда – основной павильон, который также называли золотым;
  • кодо – зал для проповедования;
  • коро – колокольня;
  • сесоин – здание, где хранятся сокровища;
  • кедзо – книгохранилище;
  • многоярусная пагода.

Неотъемлемое правило всех храмов – гармония с природой. Действительно, в каждом храме, даже в самом центре мегаполиса, чувствуется атмосфера уединения и спокойствия. Она создается за счет архитектуры, которая как бы является продолжением природы: используемые материалы, гибкие линии, сады камней, водоемы, места для проведения медитаций.


Храм-монастырь Хоундзи — храмовый комплекс, Япония

Средневековье

К VIII веку облик городов стал очень упорядоченным и аккуратным: в центре находился императорский дворец, а от него из северной части в южную тянулись великолепные частные жилища знати и приближенных к монаршему двору. Они отличались пышностью и многоярусностью.

В XIII-XIV веках стало набирать обороты направление буддизма , храмовые постройки которого характеризовались множеством залов и крышами, покрытыми позолотой. Один из главных памятников этого стиля – храм Кинкаку-дзи, известный также как Золотой павильон.

На рубеже XVI и XVII веков Японию ждали непростые времена, постоянные междоусобицы и набеги врагов, так что появилась замковая архитектура. Внушительных размеров замки строились из каменных материалов, окружались стойкой оградой, водными рвами, и потому комплекс мог прослужить не один век.


Императорский дворец в Токио, Япония

Посередине находилась основная башня – тэнсю. Все остальные башенки соединялись целой цепочкой проходов и образовывали единый ансамбль.

Такой стиль назывался ямадзиро . Прекрасным его примером является замок Химедзи, или Имэдзи, расположившийся недалеко от местечка Кобе. Это, пожалуй, самый крупный шедевр стиля из сохранившихся – некогда здесь было больше восьмидесяти сооружений.

Чуть позже, во времена семейства Эдо, появился другой средневековый стиль – хирадзиро . На смену помпезным замкам пришли дворцы, обычно всего в один-два этажа. Они строились из камня, но во внутренней отделке помещений использовались натуральные деревянные полы, на которых лежали татами – циновки, а также передвижные стены-ширмы.

Такие предметы и легкие стены будто стирали границы между природной и рукотворной составляющей. Дворцы находились в центре садово-паркового комплекса. Отличный образец стиля – дворец Кацура.


Дворец Кацура, Япония

Не позднее 18 века появились чайные домики, созданные согласно стилю сукия. Они были простыми, без какой-либо напускной роскоши, но в то же врем аккуратными, многофункциональными и красивыми. Всего существует больше 100 видов чайных домиков, поэтому неудивительно, что одни очень аскетичные, а другие могут напоминать маленькую нарядную шкатулку.

Современность

С тех пор, как Япония открыла свои границы для других государств, ее архитектура претерпела некоторые изменения, но в целом сохранила самобытность. Почти половина зданий все так же традиционно строится из деревянных каркасов. Но к дереву и камню добавились, естественно, другие материалы: кирпич, стекло, железобетон.

Все японские здания должны соответствовать особым государственным требованиям. Они строятся по особой конструкции, часто – на сваях. Именно благодаря этому за последние годы ни одно сооружение, даже небоскребы, серьезно не пострадали в многочисленных землетрясениях.

Сейчас Страна Восходящего солнца сама нередко диктует современные тенденции в строительстве. Футуристичные здания из новейших высокотехнологичных материалов сочетаются с каноничными , прудами с мостиками, зелеными ландшафтами.

В Японии много необычных зданий, которые известны далеко за пределами страны, например:

  • токийский жилой комплекс Cellbrick – выстроен особыми модулями из стали в шахматном порядке;


Жилой комплекс Cellbrick, Токио

  • токийский дом-занавес, где вместо стен вывешено довольно плотное полотно;


Дом-занавес, Токио, Япония


Школа из стекла в Каганаве, Япония

Заключение

Японская архитектура – отдельный феномен в мировом искусстве. Она складывалась на протяжении многих веков, видоизменялась и перетекала во все новые стили.

Архитектурные идеи воплощались при создании монастырских комплексов, замков, дворцов правителей и их приближенных, а также жилищ обычных людей. Основные характерные черты сохранились и до наших времен – это простота, натуральность, многоступенчатость и гармоничное сочетание с природой.


Японский чайный домик

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вы нашли ответы на интересующие вас вопросы в этой статье. Если она вам понравилась, присоединяйтесь к почтовой рассылке, делитесь впечатлениями в комментариях.

Будем рады увидеться снова в нашем блоге!