Какой подвиг совершил сергий радонежский кратко. Сочинение «Подвиг преподобного Сергия Радонежского. Молитвы преподобному старцу

Благодать Святого Духа не дается, если человек , долженствующий приять ее, не способен к этому . С другой стороны, естественных способностей любого человека недостаточно для восприятия какого бы то ни было дара Духа Святого, если он не обладает и сверхестественной силой Божией. Вот что в этой связи говорит святой Максим Исповедник в шестой сотнице богословских глав (гл. 13): "Благодать Всесвятого Духа не создает в людях ни мудрости, если нет ума, способного принять мудрость, ни ведения, если нет силы разума, способного принять ведение, ни веры, если ум и разум не удостоверятся в будущих событиях, которые до тех пор были никому не известны, ни дара исцеления, если нет естественного человеколюбия, ни какого либо иного дара, если человек не способен и не имеет возможности принять его. С другой стороны и человек в силу естественных своих способностей не может приобрести ни одного из перечисленных даров без Божественной силы, которая подает их. Это обнаруживают все святые, которые после откровения божественных словес ищут объяснения того, что им было открыто".

Таким образом, ни Божественная благодать не создает просвещения ведением, если нет орудия, обладающего естественной способностью принять просвещение, ни, наоборот, это орудие само по себе не создает просвещения, если Божественная благодать не подаст ему его. Тот, кто стремится получить от Бога Божественную благодать, если душа его не связана страстями, получает благодать для того, чтобы возделывать добродетели.

Тот кто хочет принять более изобильную благодать Святого Духа, должен подготовить себя к ее восприятию, исполняя заповеди и очищаясь от страстей. Благодать Духа Святого дается верующим по мере их чистоты и веры. Поэтому богоносный Максим говорит: "Божественный апостол разные действия Святого Духа называет разными дарами, одним и тем же Духом совершаемыми" . Такое явление Духа подается по мере всущей в каждом веры, в причастии известного дара; именно каждый из верующих, соответственно вере и сущему в ней душевному настроению, соразмерное приемлет действо Духа, дающему ему достаточное к исполнению такой или другой заповеди расположение и силу.

Как один получает слово премудрости, другой - слово разума, иной - веру, а иной - иное какое из исчистенных великим апостолом дарований , так один получает через Духа дар совершенной, непосредственной и ничего вещественного не имеющей любви к Богу, по мере веры; другой через того же Духа получает совершенный дар любви к ближнему; иной - другой какой дар, по тому же Духу, как я сказал, так как каждый имеет свой действующий в нем дар. Иб всякое действенное и сильное к исполнению заповеди расположение апостол называет даром Духа" (Прп. Максим Исповедник).

Дух Святой имеет простую сущность, но действования Его разнообразны. Он разделяется, не претерпевая никакого ущерба, и с каждой частицей воспринимается во всей полноте, подобно тому, как солнечный луч, хотя энергия его, по всей видимости, присуща только тому, кто ее воспринимает, в тоже время светит над водой и сушей и смешивается с воздухом. Точно также и Дух Святой, хотя он, казалось бы, присутствует лишь в том, что способно вместить его действия, в то же время непрерывно наделяет весь мир своей благодатью. Причастники же Духа Святого принимают столько, сколько в силах вместить их естество, а не столько, сколько Он может передать им.

Святитель Василий Великий в догматических главах о Святом Духе пишет следующее :"Освоение же Духа с душою есть не местное сближение (ибо бестелесное может ли приближаться телесным образом) но устранение страстей, которые привзошли в душу впоследствии от привязанности ее к телу и отдалили ее от сродства с Богом. Посему, кто очистился от срамоты, какую произвел в себе грехом, возвратился к естетственной красоте, чрез очищение как бы возвратил древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю. И Он, как солнце, которым встречено чистое око, в Себе самом покажет тебе образ Невидимого. А в блаженном созерцании образа увидишь неизреченную красоту Первообраза. Через Духа - восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение преуспевающих. Дух воссиявая очищаемым от всякой скверны, чрез общение с Собою делает ихдуховными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать" (Свт. Василий Великий. О Святом Духе).

Божественная благодать подобна пчеле, посещающей души человеческие. Пчела приближается к цветку сверху, чтобы собрать нектар, сок цветов и пыльцу, и исполнив это, построить соты, по которым струится мед. Однако, собирая пыльцу, она переносит на своих лапках и частицы, которые, прилепляясь к пестикам других цветов, производят опыление. Как только пыльца попадет на рыльце цветка, происходит зачатие, лепестки отпадают и понемногу вызревает плод.

Божественная благодать посещает души человеческие и, когда находит их подготовленными и очищенными, вливает туда по капельке росу Духа Святого. Тогда душа начинает понемногу закрывать свои лепестки, ограничивать свои чувства, чтобы ум не рассеивался по различным страстям и не парил среди разнообразных помыслов. Таким образом происходит духовное созревание души и она приносит сочные и благоухающие плоды добродетели.

Пчелка посещает не все цветы, но только те, на которых можно собрать нектар. А мухи, комары и другие вредные насекомые не интересуются цветами, но летают только туда, где есть грязь и нечистоты.

Чтоб Божественная благодать поселилась внутри нас, ей необходимо приготовить чистую постель. Но как домохозяйка не может постелить чистые простыни для своего гостя в комнате, полной грязи, пыли и паутины, так и Божественная благодать может остановиться на ночлег в нашей душе, только если там будет чисто. Божественная благодать желает видеть нашу душу чистой и свободной от страстных помыслов и грязи наслаждений. Ей нужны и чистые простыни, чтобы накрыться ими. Что же это за простыни? Сияющие одежды добродетелей, которые украшают душу.

Если же у нас нет всего этого, Божественная благодать, хотя и посещает нас, но не задерживается надолго. Ведь Дух Святой возвышен, высок и прям, он не может пребывать среди зловония страстей. Итак, благодать не задерживается или задерживается ненадолго чтобы утешить и укрепить нас, после чего вновь удаляется, поскольку своим обхождением мы обижаем Духа Святого. Вот почему апостол Павел говорит: "Не оскорбляйте Святого Духа Божия" и "Духа не угашайте" [Еф. 4:30]

Божественная благодать не остается еще и потому, что мы относимся к ней равнодушно, холодно и безразлично. Мы не допускаем ее внутрь себя, но закрывает двери своей души, чтобы она ушла обиженной. Божественная благодать не насилует нашу волю. Она с рассуждением стучится в двери нашей души, чтобы войти и трудиться вместе с нами: "Се, стою у двери и стучу" (Откр. 3:20). Если кто услышит мой голос и откроет дверь сердца своего, я войду в него, завяжу с ним близкую дружбу и буду вкушать пищу вместе с ним, веселясь и радуясь о его спасении. И он будет есть вместе со мной, вкушая радости и счастья блаженной жизни".


"Се, стою у двери и стучу" (Откр 3:20)

Дух Святой дает также и следующий совет: "Поскольку в нынешнем твоем духовном состоянии ты несчастен, жалок и наг, я советую купить тебе у меня чистое золото, очищенное в огне, чтобы обогатиться добродетелью и добрыми делами. Облачись в сияющие одежды, то есть стяжай святость и чистоту в своей жизни, чтобы духовная нагота твоя не была явной. Помажь и очи души твоей глазным снадобьем, чтобы обрести Божественное просвещение, при котором ты сможешь узреть свое духовное состояние".

Сколько же благодеяний приносит обществу не только преподобный старец, но и любой подвизающийся христианин, стяжавший благодать Духа Святого! Один духовный человек преображает души верующих, укрощает нравы, делает тела целомудренными, успокаивает души страждущих.

Дух Святой - благоухание и красота мира.

Святой человек - гордость и истинное проявление православной веры.

Владыка, в рукоположении каждому священнику подается особая благодать. Скажите, как это происходит, что за благодать получает пастырь?

- Господь оставил людям великий дар - благодать Святого Духа - и великий наказ: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28 , 19-20). Христос повелел, чтобы Его ученики передавали этот дар: Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10 , 8). Также Господь наделил апостолов властью вязать и решить грехи. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20 , 23), - сказал Христос. Именно эту власть, именно эту благодать, чтобы учить и священнодействовать, с древних времен принимают будущие священнослужители в хиротонии или рукоположении - в Таинстве священства.

Каждый священник, который, прежде всего, является преемником апостолов, не просто наделен Божественным даром - благодатью, он властен передавать его всем верующим. Например, в Крещении. Любой христианин, мирянин в этом таинстве через священнослужителя получает благодать Божью, становится ее наследником. Более того, священник не просто властен передавать благодать, он обязан это делать, обязан делиться ею с людьми, отдавать себя, нести Евангельское учение всему миру. В этом-то и заключается смысл священнического служения. Но в то же время это задача любого христианина, любого мирянина - ты должен не только сам спастись, но и стать проповедником спасения. Как сказал апостол Петр: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3 , 15).

Вы привели в пример строку из Евангелия, где Господь наделяет апостолов силой исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых. Но ведь современные священники ничего этого не могут. Почему благодать, данная духовенству, не проявляет себя в виде чудотворений, пророчеств, как это было у апостолов, святых?

Каждому времени Господь дает те дары, посылает тех праведников, которые необходимы для того, чтобы направить людей к спасению. Был в жизни христианской Церкви период, когда Господь подавал многим верующим дар слова, дар говорения разными языками. Дар разумения языков - это, кстати, один из главных даров, что получили апостолы. В Книге деяний об этом сказано: и исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2 , 4). Тогда на Пятидесятницу каждый, кто был в Иерусалиме, услышал собственное наречие, в котором родился (ср.: Деян. 2 , 8). Дар разумения языков был необходим, чтобы апостолы могли пойти по всему миру и проповедовать Евангельское учение всем народам.

В древности, в первые годы существования Церкви был у людей и пророческий дар. Потом потихоньку Господь его забрал. Почему? Вполне вероятно потому, что необходимость в нем прошла. Церковь перестала в нем нуждаться. Наверное, если такой дар снова потребуется для проповеди веры Христовой, Господь его пошлет. Это произойдет помимо нашего желания: Дух дышит, где хочет (Ин. 3 , 8). Мы все члены Церкви, мы все несем определенное послушание, мы служим в Церкви, но ею, как и всем миром, управляет Господь. Он - Хозяин.

- Получается, что Дары, которые дает Святой Дух, могут быть разными, а благодать для всех одна - что для святых, что для священников, что для мирян?

Да, благодать - это некое обобщенное понятие. Дары Духа Святого - это тоже благодать, но они могут быть разными. Каждому человеку Господь открывается по-своему, в соответствии с его миропониманием, воспитанием. И простецу, и ученому с острым, живым умом Господь открывается в совершенно разных вещах. Скажи: «Бог есть, молись» - и первый сразу поверит, а второй, возможно, сотни книг прочтет, прежде чем Христа обретет. А может, и так: много прочтет, но все равно его ничто не уверит. Иными словами, у каждого своя мера, каждому дары подаются соразмерно трудам и в зависимости от того, к чему сердце расположено. Одному дается дар молитвы, другому - дар служения ближним. Далеко не каждый ведь может работать сиделкой, к примеру. Для этого нужно иметь расположение, способности, может быть, даже определенные черты характера. Кто-то легко смиряется, а кто-то вообще не может этого сделать, и все потому, что один любвеобилен, а другой суров.

Может ли священник лишится благодати, данной ему в хиротонии? Может ли Господь ее забрать? Например, если священник ведет неблагопристойный образ жизни.

Таинство священства, как и Таинство Крещения, как и вообще все церковные таинства, - невозвратно. В таинствах человек обручается с Богом. В Крещении он вступает в Церковь, в хиротонии - соединяется с Церковью брачными узами. Поэтому невозможно «раскреститься», невозможно «развенчаться», невозможно сложить с себя сан. Другое дело - наши неблаговидные, греховные поступки, за которые мы и теряем благодать. Не просто теряем, а сами себя ее лишаем. У пастыря, который, как и все люди, может ошибаться, может чего-то не уметь, может в чем-то заблуждаться, грешить и вообще быть не таким, каким его себе представляют окружающие, благодать священства не отнимется. Все таинства, которые он совершает, будут действенными и истинными, однако для своего личного спасения такой батюшка потеряет очень многое… Поэтому не нужно бояться, что действия неблагочестивого священника повредят мирянину. Мирянин должен в первую очередь о себе, о своей душе заботиться. Священник может ошибаться, падать, но за это Господь не оставит его паству без благодати.

- А можно ли вернуть благодать? Если да, то как это сделать?

- Благодать можно вернуть только через исправление той ситуации, в которой человек ее потерял. Об этом говорит и преподобный Иоанн Лествичник. Если ты потерял благодать, то вспомни, когда, в какой момент это произошло. Что ты сделал, чем согрешил? Вернись к этому и исправь то, что в твоих силах. В жизни как бывает: мы говорим о трудностях, размышляем, откуда они взялись и как их побороть. Но ведь порой достаточно внимательно посмотреть на обстоятельства, при которых они произошли, и сразу все становится понятно - почему так случилось, кто виноват. Если ты виноват, то исправься, пересмотри свое поведение, и тогда, возможно, все начнет налаживаться. В духовной жизни все устроено точно так же. Почувствовал, что ушла благодать, а каждый человек, я в этом убежден, если хоть чуть-чуть старается жить духовной жизнью, - это чувствует, исправь ошибку. Да, это может быть непросто, на это может уйти много времени, но все равно, попытаться это сделать обязательно нужно. Только так можно добиться результата и вернуть благодать.

- Из Евангелия мы знаем, что хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем (см.: Мф. 12, 32). Скажите, что это за грех и почему он не прощается?

Хула - это отрицание очевидного. Хула - это сознательное попрание совести. Я сейчас не говорю о тех случаях, когда человек не хочет грешить, но все равно согрешает, нет. Хула на Духа Святого - это нечто другое. Вот человек видит в своей жизни Промысл Божий, видит, что Господь о нем заботится, чувствует, что Бог есть, и все равно это отрицает, отвергает Его и Его помощь. То есть человек сознательно совершает грех Иудин. Ведь в чем заключается предательство? В том, что Иуда, все понимая, отрекается. Он понимает, Кто перед ним, и, несмотря на это, не останавливается, не пытается исправить ситуацию, а идет до конца. Хула на Духа Святого - то же самое. Это смертный грех. Апостол Иоанн говорит, что есть грех к смерти , а есть грех не к смерти (ср.: 1 Ин. 5 , 16-17). Грех не к смерти - это наши повседневные проступки, ошибки, которые мы все без исключения совершаем, но в которых каемся, которые преодолеваем и движемся дальше. Грех к смерти - это грех, который человек принял и в котором укоренился.

Но любой грех может быть прощен при условии, что человек осознал, что не прав, раскаялся. Что такое покаяние? Покаяние - это отказ от греха, это попытка стяжать добродетели. Если человек переменит свое духовное устроение, искренне сокрушится о грехе, то, конечно, Господь его простит. И хулу простит, но только если человек поймет, что он был не прав и в чем именно.

Владыка, последний вопрос «родился» в храме. Не часто, но бывает, что во время «затяжной» Херувимской прихожане говорят: «Так долго потому, что Святой Дух на Дары еще не сошел». Можно ли вообще определить, в какой момент сходит Дух?

Дух Святой сходит вечно. Он не ограничен ни временными, ни пространственными рамками. Дух Святой всегда сходит во время Литургии, если ее совершает законно рукоположенный священник, если он исполняет определенные священнодействия, если искренне молится. Но Литургия - это таинство, которое все-таки зависит от Бога, а не от человека. Господь говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18 , 20). Там - в храме, на Литургии - всегда присутствует и Господь, и Божественная благодать. Другой вопрос - как ощущает это человек. Если он ничего не чувствует, это не значит, что ничего не происходит.

Благодать Святого Духа – «спасительная сила Божия, Божественная энергия, необходимая человеку для совершенствования в духовно-нравственной жизни». (Брошюра «Всенощное бдение. Литургия» изд. Московской Патриархии. Москва. 1991 г. стр. 54).
Благодать Святого Духа (сокращ. благодать) – это реально существующая Божественная энергия (энергия – деятельная сила греческ.), дарованная Господом Иисусом Христом Своей Церкви почти две тысячи лет назад и доныне пребывающая в сохранившей чистоту Вероучения Святой, Соборной, Апостольской, Православной Церкви.
О Благодати Святого Духа следует рассказать подробней, так как это ключевой вопрос в понимании внутренней жизни Церкви, её предназначения.
Когда Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь Евангелия Царствия Божия, он даровал нам Новую Заповедь – Заповедь Любви. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга!» (Иоан. 13.34)
Эти слова были обращены к народу, который уже много веков жил по данному от Бога через пророка Моисея «Ветхому» Закону – закону справедливости: «око – за око, зуб – за зуб».
И вдруг этот народ слышит слова Иисуса: «Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». (Матф. 5.43-44)
Народу, чтобы поверить в то, что Иисус действительно послан Богом, нужны были подтверждения, и Он дал эти подтверждения.
Евангельские повествования изобилуют описаниями неисчислимых чудесных деяний, совершённых Господом Иисусом Христом; исцелений неизлечимых больных, хождения по воде, насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами, воскрешения мёртвых и множества других.
Понимая, что для совершения всех этих деяний требуется сверхъестественная сила, люди спрашивали у Иисуса, какой силой Он совершает чудеса, и Иисус свидетельствовал, что совершает их Силою Отца Своего.
В Евангелии от Луки прямо сказано: «от Него исходила сила и исцеляла всех». (Лук. 6.19)
Эта СИЛА И ЕСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА
Очень важно для христианина понимать, что поскольку все чудеса, совершаемые Господом Иисусом Христом, реальны (кто бы стал Его слушать и следовать за Ним, если бы люди не видели исцелённых больных, воскресших мертвецов, если бы 5000 человек не насытились кусками от пяти разломленных Иисусом хлебов), то и Божественная Благодать Святого Духа, совершающая через Иисуса все эти чудеса, также реальна.
Посылая Своих учеников – Апостолов на проповедь Евангелия для того, чтобы и они могли подтверждать свои слова чудесными деяниями, Иисус наделил их Силой Святого Духа, даровав им способность творить чудеса и передавать эту Силу другим людям. Апостолы, разойдясь во весь мир с проповедью Евангелия Царствия Божия, исцеляли больных, изгоняли нечистых духов, воскрешали мёртвых; словом проповеди и чудесами приводили к вере в Воскресшего Господа тысячи новых христиан. В селениях и городах они собирали из уверовавших общины – малые церкви, и, избирая достойных, с молитвой возлагали на них руки, передавая избранным дарованную Богом Силу Святого Духа, необходимую для совершения священнодействий.
Эти избранные, получившие от апостолов Благодать Святого Духа, вместе с Ней получили и власть совершать этой Силой священнодействия, а также передавать Её другим. Они стали первыми после Апостолов носителями Благодати – Епископами Церкви, которые также через возложение рук передали Благодать своим преемникам – епископам, священникам, диаконам.
Вот уже почти две тысячи лет в Святой Соборной Апостольской Православной Церкви действует передаваемая в Таинстве Хиротонии (хиротония – возложение рук греческ.) Божественная энергия – Благодать Святого Духа, носителями которой являются священнослужители.

По материалам книги священника Александра Торика «Воцерковление для начинающих»