Когда читают псалтырь. Зачем читать Псалтирь о здравии? Наиболее известными из них являются монастыри

Тема: Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык»

Класс: 7

Учитель : Найданова Любовь Валентиновна

Цели:

обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в прозе;

формирование навыков лингвистического анализа текста.

развивающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся;

развитие аналитических умений и навыков;

развитие творческих способностей учащихся.

воспитывающие: воспитание интереса к литературе, к творчеству Тургенева;

воспитание нравственных качеств учащихся.

Межпредметные связи: русский язык – литература – история

Оборудование : записи на доске, стенд, учебник литературы

Ход урока:

    Оргмомент.

    Слово учителя.

Тургеневу-писателю всегда было характерно лирическое переживание. В конце 70-х годов оно вылилось в небольшие лирические миниатюры, как итог размышлений о жизни, о смерти, о любви, о красоте. Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный ум, миропонимание и неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека.

Тургенев не рассчитывал, что его стихотворения будут приняты публикой и называл их »материалами, этюдами». Но современники оценили его творения, называя их «калейдоскопом, составленным из разнообразных по величине и качеству бриллиантов».

Вот этим бриллиантам и будет посвящен наш урок. А работать мы будем с одной из самых известных миниатюр, которая называется «Русский язык».

    Чтение стихотворения наизусть.

    Работа с эпиграфом.

«Тургенев спел такой гимн русскому языку, что он будет жить до тех пор, пока будет жить русский язык, значит всегда».

К. Бальмонт

- Ребята, согласны ли вы, что это стихотворение можно считать гимном русскому языку?

5.Определение жанра.

Тургенев довольно долго искал название своим художественным миниатюрам. Вначале озаглавил их как «Посмертное», не имея намерения публиковать их при жизни. Затем возникло имя «Стариковское». И только в сентябре 1882 года Тургенев окончательно остановился на названии «Стихотворения в прозе».

Стихотворения в прозе… Явление необыкновенное, удивительное, прекрасное.

- Что же необычного в этом названии?

Введение понятия ОКСЮМОРОН.

- Ребята, давайте определим, чем же лирическое стихотворение отличается от прозы?

Что сближает их?

Нет рифм, не выдерживается стихотворный размер, но мы ощущаем музыкальность речи, передающей настроения, чувства, душевное состояние автора.

Отметить музыкальность самого Тургенева.

Сам Тургенев не знал наслаждения выше, чем музыка. Обладал необыкновенным музыкальным слухом.

Вывод: Перед нами прощальная песнь любви к милой, дорогой и в тоже время далекой Родине.

Ребята, лирика бывает пейзажной, любовной, философской, гражданской.

- Как вы думаете, к какому виду лирики относится это стихотворение? Почему?

6. Анализ средств выразительности.

Посмотрим, при помощи каких языковых средств автор выражает свою главную идею, идею единства языка и народа.

Фонетика.

Мы отметили, что одним из признаков лирического стихотворения является его музыкальность. А музыка – это звуки. Определим их роль.

(О, А, У)-печаль, боль, тоска (сомнений, раздумий, отчаяние )

(О!)- торжественность, восторг (поддержка, опора, родина)

(Р,Л,М,Н,Й)- надежда, радость, жизнь.

Вывод: Смысл передается и с помощью фонетики, через употребление гласных и звонких согласных.

Тропы.

- Что такое тропы? Их роль в тексте?

Эпитеты. Тягостные раздумья - душевное состояние лирического героя. Великий, могучий,… язык- оценка, характеристика языка.

Чтобы пропеть гимн, сказать благоговейное слово, выразить свои чувства, автор использует эпитеты.

Есть в этом тексте и МЕТАФОРА - поддержка и опора- с ее помощью автор выражает свое отношение к языку. Именно язык стал на протяжении нескольких лет жизни за границей поддержкой и опорой. Именно он в трудные минуты согревал, давал силы жить, творить, не падать духом.

- Ребята, как вы думаете, почему в таком небольшом по объему тексте автор дважды употребляет эпитет «великий»?

Неслучайно, дабы показать величие языка и народа – одна из главных идей произведения.

7. Лексика.

Закрасьте синим карандашом слова, в которых выражены отрицательные эмоции лирического героя, а зеленым – слова с положительной эмоциональной окраской.

Назовите слова с «-» эмоц-ой окраской. Как вы понимаете их значение?

сомнение – неуверенность, отсутствие веры

тягостный – трудный, обременительный

отчаяние- безнадежность, безвыходность

- Какие чувства испытывает лирический герой в начале стихотворения? Чем они вызваны?

Здесь не только благодарность, но и размышление о будущем своей страны, о судьбе своего Отечества. Об этом говорит использование слова СУДЬБА. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Судьба людей, судьба родины, судьба государства. Лирический герой размышляет о том, что совершалось в России, и это размышление тягостное.

Историческая справка (сообщение ученика).

-Какие качества русского языка вызывают восхищение лирического героя? Как вы понимаете значение этих эпитетов?

великий – выдающийся

могучий – мощный, сильный

правдивый – говорящий правду

свободный – пользующийся свободой

8. Синтаксис.

-Ребята, посмотрите, текст состоит из трех предложений, где каждое интонационно оформлено. О чем это говорит? Когда мы используем эти знаки?

1 предложение – восклицательное, значит сказанное не оставляет автора равнодушным, вызывая сильные чувства.

- Какие знаки препинания использует Тургенев в этом предложений? Их функция?

Тире разделяет предложение на две части: с «-» и «+» эмоциональной окраской. Но одного тире Тургеневу было не достаточно, он поставил еще и запятую.

Вывод: Использование тире и запятой нужно для усиления эмоциональности, а длительная пауза говорит о силе чувств.

2 предложение – вопросительное. Заставляет задуматься об отношении к родине, к русскому языку. Здесь передано чувство безысходности, безнадежности, которое испытывает лирический герой, окрашено синим цветом.

3 предложение – восклицательное. Последнее предложение более эмоционально насыщено, т.к. в нем заключена идея и вывод.

- Давайте посмотрим, как последнее предложение соотносится с предыдущими.

9. Работа со схемой.

Автор наблюдает то, что происходит на родине – Автор размышляет о дальнейшей судьбе Отечества – Эти размышления тяжки, сопровождаются сомнениями – автор готов впасть в отчаяние – Но поддержкой и опорой ему служит русский язык – Русский язык - великий, могучий, свободный - ….

Слово учителя.

Связь судеб русского языка и народа не раз отмечалась Тургеневым. Так, в одном письме он писал о русском языке: «… для выражения многих и лучших мыслей – он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе. Странное дело! Этих четырех качеств – честности, простоты, свободы и силы - нет в народе, а в языке они есть… Значит, будут и в народе. По тому самому я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее».

- Какую связь видит Тургенев между судьбой народа и русским языком?

У народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее (запись на доске и в тетради ).

10. Итоги. Домашнее задание.

Написать свое слово о русском языке.

Тема-восхваление (гимн) русского языка
.Основная мысль (идея) -р.яз - спасение для отчаявшегося человека и народ,его носитель - велик.
Авторская позиция выражена очень чётко и недвусмысленно.Язык для него спасение и Тургенев верит,"Что такой язык дан великому народу"
У Тургенева есть целый цикл Стихотворений в прозе.Они читаются легко и напевно.В них есть определённая рифмическая организация.Если стихотворение записать построчно,то в каждой строке будет 8 или 9 (попеременно) ударных слогов.Это и создаёт эффект речетатива (мелодичного проговаривания)Кроме того,в произведении есть стилистические фигуры и художественные средства
Свободный язык - это язык без оков и запретов,в котором на все явления и понятия имеются слова,и даже не одно слово.Это отличная метафора.
Эпитеты:тягостных (раздумий) -Мы знаем,что Тургенев писал стихотворения в прозе,находясь во Франции в семье П.Виардо (как он сам сказал "греясь на краешке чужого гнезда") .Писал незадолго до смерти.Конечно,вспоминал родину.ушедших друзей.И думы его были ТЯГОСТНЫМИ.
ВЕЛИКИЙ.МОГУЧИЙ,ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ русский язык -эпитеты говорят сами за себя.Это слова,ставшие крылатыми.Это гимн родному языку..
ВЕЛИКОМУ - народу - Тургенев верил в великое предназначение русского народа.
Думаю.что это ГИМН.Молитва предполагает некое уничижение.Здесь я его не вижу Напротив,есть бравурные ноты (великий,верить,великий,могучий,правдивый и свободный!) Есть восклицания.оптимистическая вера..Подумай сама.Ошибки не будет Надо просто обосновать другую точку зрения.

«Тургенев стихотворения в прозе» - «Стихотворения в прозе» были написаны И.С. Тургеневым в конце жизни, в 1878-1882 годах. Ритм, размер, рифма. Жанры лирики. Стихотворение, поэма. И. С. Тургенев (1818 - 1883). Близок к автору. Крупко Анна Ивановна, № 233-103-883. Переживания, чувства. «V» - уже знал(а), «+» - новое, «-» - думал(а) иначе, «?» - не понял, есть вопросы.

«Герои Бежин луг» - Павлуша отличается деловитостью, смелостью, трезвостью ума. Средства художественной выразительности. Все ли герои рассказа способны ощутить загадочность и красоту окружающего мира? Что сближает Костю с другими ребятами? В.А.Маковский.1879. И.С. Тургенев. Федя. Вспомните литературные произведения, где встречается подобная ситуация?

«Тургенев Бежин луг» - Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света». Урок по теме: «Волшебная красота и сила русского слова». Охотник залюбовался мальчиками Герои «Бежина луга» - крестьянские мальчики. «Был прекрасный июльский день.».

«Иван Тургенев» - В произведениях Тургенева отчетливо проступают следы лутовиновской старины. … Люблю ли я родину? Центр усадьбы - двухэтажный деревянный дом, украшенный колоннами. Р о д о с л о в н а я. «К о г д а в ы б у д е т е в с п а с с к о м…». Картина художника б.Щербакова. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!..

«Тургенев Отцы и дети» - А. Панаева. П. Вайль, А. Генис. Учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ № 2 ЗАТО п. Солнечный Оловянникова Елена Петровна. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева. «Отцы и дети» -едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Социально-философский, полемический.

«Тургенев биография» - О какой повести идет речь? Одной из главных в романе является тема отношений между поколениями. Кот в мешке 2 (3 ума). Что же послужило поводом для ареста писателя? Биография 2 (3ума). Методическая работа. Герои и произведения 1 (1ум). Тургенев оставил «Современник» навсегда. 1. 1828 – 1910 2. 1818 - 1883 3. 1809 - 1852 4. 1812 - 1891.

Всего в теме 28 презентаций

В июне 1882 года в свет выходит цикл Тургенева «Стихотворения в прозе», куда вошло стихотворение «Русский язык», которое обычно вешают на стены в классных комнатах наших школ. И не зря - в этом стихотворении автор выражает свою любовь к Родине, а здесь и до патриотизма недалеко:) Вот это стихотворение:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Именно так пишет Тургенев о своем родном языке в июне 1882 года. Это стихотворение входит в его цикл «Стихотворений в прозе», большая часть которых затрагивает общественно-политические проблемы страны, посвящена размышлениям о судьбе русского народа, о его прошлом, настоящем и будущем, о вечной ценности человеческих отношений, о счастье.

«Стихотворения в прозе»

В цикл «Стихотворения в прозе» входят такие стихотворения, как Собака, Дурак, Два четверостишия, Воробей, Роза, Милостыня, Лазурное царство, Два богача, Памяти Ю. П. Вревской, Последнее свидание, Порог, Щи, Враг и друг, «Как хороши, как свежи были розы…», Мы еще повоюем! и Русский язык. Ознакомится с произведением можно вот по этой ссылке .

Эти стихотворения написаны от первого лица, с их помощью Тургенев доносит до читателей свои мысли, чувства и переживания. Хоть это и белый стих, т.е. не разделенный рифмой на строфы, здесь очень выразительна ритмика, подчиненная авторской интонации. Язык этих стихотворений чем-то напоминает язык лирического письма к близкому другу.

Этот цикл отчасти продолжает Записки охотника, в центре которых также находится трепетное отношение Тургенева к своей родине, к простым русским людям, к русской природе и культуре. Эта тема всегда была его любимой.

Выражение любви к родине в стихотворении «Русский язык»

Миниатюру же Русский язык следует выделить отдельно, поскольку здесь Тургенев пишет о такой важной части русской культуры и и русской души, как язык. Он призывает современников и потомков беречь родной язык, поскольку именно с его помощью в будущем возможно будет создавать новые великие литературные произведения.

Судьбу народа он связывает с судьбой языка. Необходимо помнить, что в год создания этого стихотворения Тургенев живет за границей, следовательно, язык - это одно из того немногого, что связывало его с Родиной. Именно из-за разлуки с родиной для него так ценен русский язык.

Тургенев многое сделал для переводов, для того, чтобы иностранцы могли читать русскую литературу. Однако главное для него остается в России. Он верит в душевную силу своего народа, верит, что с помощью веры в язык русские люди сумеют преодолеть любые трудности.