Концептуальные подходы в методологии сравнительно-правовых исследований: понятие и основные виды. Концептуальные подходы в логистике

Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ори­ентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наи­лучший результат (схема 13).

Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяю­щую роль.

Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариан­тов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Но это общее представление о цели. На практике проведение исследова­ния преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в буду­щем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.

Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими (схема 14).

Методология любого исследования начинается с выбора, постанов­ки и формулирования его цели.

Объектом исследования является система управления. Но в методологи­ческом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения.

Система управления строится на деятельности человека. Можно исследо­вать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех фак­торов ее использования в его деятельности.

Предметом исследования является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рын­ка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в ин­новациях и пр.

Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются "вечными", другие - преходящими или созревающими.

Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.

Следующей составляющей в содержании методологии исследования яв­ляются подходы. Подход - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка (плясать от печки - народная мудрость), с кото­рой исследование начинается и которая определяет его направленность от­носительно цели.

Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследова­ние. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономичес­кий аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии иссле­дования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, опре­деления характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход - предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяю­щих общую направленность, архитектонику и преемственность исследова­ния.

Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на за­дачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эф­фективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппа­рата в его проведении.

Методология исследования должна включать также определение и фор­мулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследова­ние более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мяг­кими и жесткими, а ограничения - явными или неявными.

Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общена­учные и специфические.

Формально-логические - это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, опреде­ляющий эффективность любого типа.

Специфические - это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

Концептуальный подход в менеджменте

Практическое применение бактериофагов. Строгая специфич­ность бактериофагов позволяет использовать их для фаготипирова-ния и дифференцировки бактериальных культур, а также для индика­ции их во внешней среде, например в водоемах.

Метод фаготипирования бактерий широко применяется в микро­биологической практике. Он позволяет не только определить видо­вую принадлежность исследуемой культуры, но и ее фаготип (фаговар). Это связано с тем, что у бактерий одного и того же вида имеются рецепторы, адсорбирующие строго определенные фаги, ко­торые затем вызывают их лизис. Использование наборов таких ти-поспецифических фагов позволяет проводить фаготипирование иссле­дуемых культур с целью эпидемиологического анализа инфекцион­ных заболеваний: установления источника инфекции и путей ее передачи.

Кроме того, по наличию фагов во внешней среде (водоемах) мож­но судить о содержании в них соответствующих бактерий, представ­ляющих опасность для здоровья человека. Данный метод индикации патогенных бактерий также применяется в эпидемиологической практике. Его эффективность повышается при постановке реакции нараста­ния титра фага, которая основана на способности специфических ли­ний фагов репродуцироваться на строго определенных бактериальных культурах. При внесении такого фага в исследуемый материал, содержа­щий искомый возбудитель, происходит нарастание его титра. Широкое использование реакции нарастания титра фага осложняется трудностью получения индикаторных наборов фагов и другими причинами.

Применение фагов с лечебными и профилактическими целями проводится сравнительно редко. Это связано с большим количеством отрицательных результатов, которые объясняются следующими причи­нами:

1) строгой специфичностью фагов, лизирующих только те клетки бактериальной популяции, которые снабжены соответствующими рецепторами, вследствие чего фагорезистентные особи, имеющиеся в каждой популяции, полностью сохраняют свою жизнеспособность;

2) широким применением более эффективных этиотропных средств - антибиотиков, не обладающих специфичностью бактериофагов.

В настоящее время препараты бактериофагов применяются для лечения дизентерии, сальмонеллеза, гнойной инфекции, вызванных антибиотико-резистентными бактериями. При этом в каждом случае предварительно определяют чувствительность выделенных возбуди­телей к данному препарату бактериофага.

Сальмонеллезные фаги применяются для профилактики одноимен­ного заболевания в детских коллективах.

Концептуальный подход в менеджменте

Современное состояние российской экономики свидетельствует о возникновении положительных тенденций и улучшения экономической ситуации в стране, несмотря на происходящий мировой экономический и финансовый кризис. Вместе с тем приходится констатировать, что подавляющее большинство воспроизведенных и социально-экономических ресурсов государства еще не реализовано. Так, несмотря на имеющийся запас природных ресурсов, мощный кадровый и научно-технический потенциал в РФ не самый лучший уровень качества жизни. К числу основных причин такого состояния экономической и социальной составляющих общественного развития можно отнести следующие.

1. Недостаток опыта функционирования в рыночных условиях и спонтанный, часто нерегулируемый государством переход к рыночным отношениям. В большей части это относится к законодательно-правовой сфере в области предпринимательства и бизнеса.

2. В образовательной части наблюдается смещение акцентов подготовки специалистов от традиционного естественно-научного к преимущественно гуманитарному подходу. Наряду с этим очевидным представляется такжесущественное снижение качества и уровня довузовской подготовки, увлечение ряда педагогических специалистов практически всех отечественных ВУЗов «зарубежными технологиями» и прямой, неадаптированный перенос этих технологий на российскую действительность.

3. Неспособность менеджмента разрабатывать и реализовывать идеи и рекомендации, основанные на методологии научного планирования, включающей теорию сложных систем, прогнозирование, оптимизацию и теорию принятия решений.

Все это не позволяет решать насущные проблемы на всех уровнях управления оптимальным образом. Исследования показывают, что указанные проблемы лежат в плоскости обеспечения качества управленческих решений, т.е. современные условия предъявляют жесткие требования к менеджерам и бизнесменам по напряженности их труда, умению ценить и учитывать не только свое мнение, но и подчиненных, необходимости профессионально владеть комплексом организационных качеств и привносить элемент творчества в работу. Важнейшим фактором повышения эффективности потенциала страны в настоящее время является обеспечение качества управленческих решений.

В этой связи особую актуальность приобретают качественные параметры профессиональной подготовки менеджеров и бизнесменов. При этом следует учитывать, что их работа – это не только достаточно сложная сфера деятельности, но вместе с тем, требующая глубоких познаний и практических навыков в области экономики, техники, технологии и организации производства. Поэтому, даже самому опытному предпринимателю необходимо совершенствовать применяемые в практике методы и стиль управления, уделять внимание поиску инновационных и рациональных форм деятельности в рамках практического менеджмента.

Практический менеджмент – это достаточно динамично развивающееся направление в менеджменте, нацеленное на выработку решений насущных проблем предпринимательства и бизнеса. Он основан на рациональном использовании и гармоничном взаимодействии теории и практики. Практический менеджмент представляет собой область деятельности специалистов в различных областях общественного воспроизводства, основанного на рыночных представлениях. К тому же его формирование в России происходит под влиянием ряда факторов, обуславливающих необходимость применения концептуального подхода в новой управленческой парадигме. Среди факторов можно выделить такие, как:

Возрастающая степень диверсификации продукции и услуг, в том числе диверсификация и кооперация организаций и фирм;

Усиление влияния как внешней, так и внутренней конкуренции и связанная с ними необходимость адаптации к международным стандартам;

Усиление экономических, социальных и экологических требований к деятельности организаций и фирм;

Стремление менеджмента к повышению профессионализма и оценки его общественной значимости;



Отработка рыночных механизмов в рамках переходного периода при непосредственном и деятельном государственном регулировании.

Руководством страны сегодня определены перспективы развития экономики, стержневыми направлениями которой считаются диверсификация выпускаемой продукции и широкое использование инновационных технологий. Разработана совокупность национальных проектов, реализация которых позволит России динамично развиваться и существенно улучшить ее экономическое состояние. Не последняя роль в реализации экономической политики отводиться предприятиям и фирмам малого и среднего уровня. При этом наиболее востребованными функциональными областями практического менеджмента становятся диверсификация, инноватика, логистика, маркетинг, управление качеством, проектирование, системы управления, бизнес-планирование, теория организации и управления, теория игр и принятия решений.

Исходя из этих посылок, в настоящей монографии предпринята попытка систематизации лекционных материалов и методических разработок, применяемых автором в педагогической практике в рамках концепций практического менеджмента.

Концептуальный подход в менеджменте синтезирует достоинства и возможности системного подхода, который по - существу является логическим стержнем, объединяющим перечисленные функциональные области практического менеджмента. Поэтому для менеджеров концептуальный подход может служить основой творческого использования и применения в повседневной практике известных в науке управления форм и методов работы.

С другой стороны, концептуальный подход в практическом менеджменте предопределяет необходимость привития специалистам динамичности мышления и гибкого организационного восприятия действительности, основанных на инновационных образовательных программах.

Основными целями таких программ считаются такие как:

Подготовка специалистов и кадров высшей квалификации, конкурентоспособных на современном рынке труда;

Расширение фронта фундаментальных и прикладных исследований, развитие востребованной регионом инновационной деятельности;

Обеспечение устойчивого динамичного развития образования в условиях рыночной экономики;

Укрепление сотрудничества с передовыми производственными организациями страны и региона, с бизнес - сообществом, с ведущими отечественными и зарубежными академическими и образовательными учреждениями и центрами.

Применение новых, в т.ч. информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
- интеграцию образования, науки и инновационной деятельности;
- формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда

Обучение практическому менеджменту представляет собой, прежде всего, составную часть целостного образовательного процесса по базовым составляющим в подготовке профессионального менеджера различной специализации, а также переподготовки и повышения квалификации по данной квалификационной группе. В этом случае использование методов практического менеджмента, основанного на концептуальном подходе, может рассматриваться как самостоятельный курс, ориентированный на освоение прогрессивных методов управления предприятиями и бизнесом.

Содержательная часть предлагаемой разработки представлена в виде концептуальных составляющих, по теории системной организации, диверсификации, обновления, качества, организации и управления производством, логистики. Каждая из составляющих представляет собой самостоятельный отдельный блок, начиная от постановки задач и кончая практическими рекомендациями. Особое внимание уделено вопросам принятия оптимальных решений на основе моделирования проблемной ситуации, широкого применения возможностей экономико-математического моделирования и математической статистики.

Общие положения

Основная цель разработки монографии – предварительная попытка систематизации имеющейся на сегодня библиографии в прикладной области классического менеджмента и оказание помощи студентам при их самостоятельной работе. Монография содержит обработанную часть лекционного материала, адаптируемого к специализации института. Некоторые разделы монографии могут представлять интерес для преподавателей и аспирантов.

Монография содержит основные теоретические предпосылки, концепции и методы, используемые менеджерами в интересах надежного функционирования предприятий и фирм.

Методологической основой монографии является системный подход, обеспечивающий ряд организационных и экономических преимуществ по сравнению с эмпирическими методами исследования любых, в том числе коммерческих и производственных систем. Основное внимание уделяется изучению слушателями основополагающих концепций, их диалектического развития и расширения возможностей на современном этапе развития отечественной экономики, действующей в условиях жесткой конкуренции и развивающихся рыночных отношений.

В этой связи в данной разработке особое внимание уделяется практическим навыкам в овладении методами исследования операций, построению функциональных моделей управления и организации бизнеса, комплексному использованию основ моделирования и теории игр в практике принятия оптимальных решений, анализу сетевых моделей управления и организации.

В общепринятом смысле концепция (лат. conceptio) - ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления; внезапное рождение идеи, основной мысли. Под парадигмой (лат. para - возле, около, мимо и deigma - образец, пример) понимают совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе.
Понятие «парадигма» получило широкое распространение благодаря работам Т. Куна. Согласно его взгляду безраздельное господство некоторой модели (парадигмы) есть период нормального (экстенсивного) развития, который за-канчивается, когда парадигма как бы «взрывается» изнутри под давлением аномалий (противоречий и проблем, неразрешимых в ее рамках). Наступает кризис, создаются новые парадигмы, конкурирующие друг с другом. Кризис разрешается превосходством одной из них, что означает начало нового нормального периода (цикла, этапа развития), и весь процесс повторяется заново.
Как видим, термин «парадигма» также может быть применим в аспекте методологии. Тем не менее далее мы остановимся на термине «концепции логистики».
Остановимся немного на достаточно широко распространенной концепции интегрированной логистики, в которой логистическая система рассматривается как система согласования и регулирования (координации, взаимоувязки) целей бизнес-процессов по направлению движения товарно-материального потока от поставщика первичных материальных (как правило, природных) ресурсов до конечного потребителя.
Известные американские специалисты по управлению логистическими процессами Д. Бауэрсокс и Д. Клосс видят два направления развития интегрированной логистики. Первое заключается в интеграции логистических операций внутри предприятия для образования ключевой сферы компетентности. При этом они отмечают, что интеграция всей системы обеспечивает намного более значительные результаты деятельности, нежели разрозненное управление отдельными функциями. Второе - это интеграция внешних операций, т.е. логистика, рассматривается как сфера компетентности, которая связывает компанию с ее потребителями и поставщиками. Подробно о логистических концепциях и системах читайте в главе 8 данного учебника.
Исходя из определения логистики как теории и практической деятельности по управлению процессами движения совокупности материальных, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в структурах рыночной экономики, основная концептуальная идея логистики направлена на достижение с наименьшими возможными в данных условиях затратами приспособленности фирмы к изменяющейся рыночной обстановке, расширение своего рыночного сегмента и получение преимуществ перед конкурентами.
Логистика, таким образом, является полипредметной и многофункциональной и представляется как:
наука о движении совокупности материальных, информационных, финансовых, кадровых потоков в системе рыночной экономики;
методология управления (планирования, организации и контроля) процессом перемещения и хранения в сфере заготовки сырья и материалов, доведения их до производственного предприятия (внутризаводской переработки) и доставки готовой продукции до конечного потребителя;
системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых и кадровых ресурсов в категориях потоков и запасов;
современная конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательской деятельности;
алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса (материально-техническое обеспечение, производство, сбыт);
функциональный менеджмент в системе управления фирмой;
вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на хранении и доставке товарно-материальных ресурсов потребителям.
Дальнейшее развитие логистики невозможно без ее компьютеризации. Использование компьютеров и современных информационных коммуникаций кратно увеличивает возможности рационализации деятельности всех участников логистической цепи. Автоматическая система контроля четко следит за такими показателями, как наличие полуфабрикатов и выпуск готовой продукции, состояние производственных запасов, объем поставки материалов и комплектующих деталей, степень выполнения заказа.
Для настоящего этапа развития логистики характерны постановка и решение ряда теоретических проблем. Так, в целях максимального сокращения издержек за срок службы продукции предлагается расширить понятие «концепция логистики», включив в него весь жизненный цикл продукции (от этапа проектирования до утилизации вторичного сырья и отходов).
При монополии как производителя, так и посредника неизбежно перестает работать саморегуляция рыночного механизма со всеми вытекающими из этого негативными последствиями, включая ограниченные возможности по применению логистики. Потому во всех развитых страпах государственное регулирование рыночных отношений направлено прежде всего на создание и поддержание условий, обеспечивающих их саморегуляцию на конкурентной основе, т.е. в условиях рыночной экономики государство должно проводить широкий комплекс мер противодействия монопольным устремлениям рыночных субъектов.
Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций. В противном случае невозможно создать условия для развития конкуренции, основанной на свободном выборе партнеров, ценообразовании и формировании заказов исходя из рыночной конъюнктуры. Именно эти условия определяют наличие экономической среды, адекватной рыночным отношениям, и только при их наличии можно говорить об эффективном применении в отечественной экономике логистических методов управления.
Применение фирмами маркетинга, логистики и других средств укрепления своих позиций на рынке - веское свидетельство появления конкурентных начал в нашей экономике.

Cтраница 2


Концептуальные подходы профессиональных экономистов к решению проблем безопасности интересны и с социологической точки зрения, во-первых, как пример системного научного осмысления, которое пока не представлено в специальной социологической литературе, а во-вторых, как указание на важнейшие социальные проблемы современной экономической безопасности.  

Примерами концептуального подхода являются модели распределения химического элемента в горных породах, построенные А. Б. Вистелиусом, Д. А. Родионовым и др. С иными подходами к процедуре выбора теоретического распределения вероятностей (механическая, физическая и другие модели) можно познакомиться в работах Дж. Общим условием использования теоретической плотности распределения для решения указанных выше задач является достаточно хорошая согласованность выбранной плотности распределения с эмпирически наблюдаемым частотным распределением. Следует, однако, помнить, что выборочные данные могут удовлетворять сразу нескольким плотностям распределения вероятностей, в связи с чем принятие того или иного конкретного закона распределения в качестве вероятностной модели изучаемого природного явления почти всегда гипотетично. С другой стороны, имеются определенные трудности в проверке согласованности теоретической плотности распределения, выбранной на основании вневероятностных соображений (например, при физико-химическом анализе явления), и эмпирического частотного распределения. Дело в том, что выборочные данные, как правило, отягощены различного рода методическими погрешностями. Последние могут существенно искажать исходное распределение. Еще одна сложность связана с возможной статистической неоднородностью исследуемого объекта, что может, как и в предыдущем случае, приводить к появлению смешанных распределений.  

Исторически существовавший концептуальный подход, в центре которого находится человеческий фактор, включающий также отношения между людьми в процессе работы.  


В рамках концептуального подхода процесс преобразования структур (схем) данных включает два (рис. 2.2) класса операций: концептуализацию и деконцептуализацию.  

Использование описанного выше концептуального подхода к оценке состояния НТС (см. рис. 1.3) дает возможность разработать методологию предупреждения аварий. Учет и статистическая обработка получаемых сведений может быть значительно упрощена при использовании например, специального кода или маркировки повреждений с учетом вызываемых последствий.  

Использование описанного выше концептуального подхода к оценке состояния НТС (см. рис. 1.3) дает возможность разработать методологию предупреждения аварий. Учет и статистическая обработка получаемых сведений может быть значительно упрощена при использований например, специального кода или маркировки повреждений с учетом вызываемых последствий.  

Различия в концептуальных подходах к бухгалтерскому учету прежде всего отражаются на терминологии, а это создает большие трудности при переводе, ибо, заменяя иноязычные слова - понятия русскими эквивалентами, мы с неизбежностью искажаем смысл оригинала, и вся задача переводчика сводится к тому, чтобы эти искажения были минимальны. И тут прежде всего надо обратить внимание на то, что одно и то же слово, термины, понятия часто не могут в русском языке переводиться одним словом и всегда одинаково. В зависимости от контекста перевод и может, и должен меняться.  

В докладе даются концептуальные подходы к тому, как эти задачи должны правильно ставиться, какие методы могут быть использованы при их решении, каких полезных преимуществ и экономических эффектов мы вправе ожидать в этом случае.  

Обоснованный в Системе концептуальный подход получает свое дальнейшее развитие в Социальной мобильности. Согласно Сорокину, социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в себя не только социальные перемещения индивидов или групп, но и социальных объектов (ценности), то есть всего того, что создано или видоизменено человеком. Мобильность различается по направленности (восходящая и нисходящая), по форме (коллективная и индивидуальная), по интенсивности и масштабности.  

Подробно суть их концептуальных подходов к построению системы налогообложения рассматривается в третьем разделе книги.  

Существует большое количество различных концептуальных подходов к проектированию БД. Очевидно, что разработчик в зависимости от особенностей проектируемой БД, уровня своей квалификации и характера профессиональных вкусов выберет тот подход к проектированию, который ему покажется наиболее приемлемым. Тем не менее, для значительного числа лиц, участвующих в разработке АБИС, вопросы проектирования фактографических баз данных (ФБД) являются (или могут являться) новыми. Учитывая сказанное, мы приводим хотя и весьма упрощенный, но для многих случаев достаточный вариант методики проектирования ФБД.  

Важное значение в концептуальном подходе к методам обработки призабойной зоны скважин в карбонатных коллекторах имеет проблема выбора последовательности применения того или иного физико-химического воздействия на продуктивный пласт. Под этим понимается стратегия применения технологий кислотного воздействия на скважине, начиная с ввода ее в эксплуатацию и кончая поздней стадией разработки залежи, для поддержания рентабельного уровня добычи и максимально возможного коэффициента нефтеотдачи.  

В настоящем докладе рассматривается концептуальный подход к формированию стратегии регионального развития, позволяющий активизировать инвестиционные механизмы и расширить масштабы инновационной деятельности, составляющих основу создания жизнеспособной экономической системы региона. Подход базируется на идеях смены парадигмы развития и изменения региональной экономической политики. Необходимость таких изменений вызвана, прежде всего, низкими темпами экономического роста регионального хозяйства, и как следствие, низким уровнем жизни населения, большинства регионов России.  

Много было и есть различных концептуальных подходов к управлению, на которые возлагались большие надежды, но которые вскоре оказались забытыми. Только будущее может подтвердить или отклонить наши сегодняшние оценки.  

Концептуальные подходы (идеи), как отмечает В.П. Малахов, являются исходными суждениями о предмете, его программными предположениями. Они выступают в качестве узловых моментов в организации интеллектуального процесса познавательной деятельности и заключают в себе всевозможные богатства содержания предмета исследования. Концептуальные подходы (идеи) относятся к конкретному предмету, хотя они рождаются вне теории данного предмета.

П.М. Рабинович определяет концептуальный подход как построенную на общих мировоззренческих категориях аксиоматическую идею, которая является постулатом общей стратегии исследования, отбор исследуемых фактов и интерпретацию результатов исследования1.

Таким образом, концептуальные подходы (идеи) отражают методологические основы познания, которые выполняют роль прожекторов, освещающих путь исследователя к постижению объекта исследования. В рамках концептуальных подходов может быть использована определенная система методологических принципов, методов.

В структуре методологии сравнительно-правовых исследований целесообразно выделить целый ряд концептуальних подходов, в частности - цивилизационный, герменевтический, аксиологический и антропологический.

Цивилизационный подход

Одним из востребованных концептуальных подходов (идей) в методологии сравнительно-правовых исследований, сформировавшихся в рамках цивилизационной теории, является цивилизационный подход, согласно которому центральной категорией выступает цивилизация. Существуют различные определения этого понятия, каждое из которых отражает философское, социологическое или историческое направления общественного знания.

Большинство исследователей считают, что понятие «цивилизация» впервые возникло в концепциях «общественного договора» в конце XVIII в. Особый интерес в этом отношении представляет труд А. Фергюсона «Опыт истории гражданского общества»2 (1767 г.), в котором рассматривается переход от дикости и варварства к цивилизации. Цивилизация возникает как новый высший этап истории человечества, вследствие необходимости обуздания опасных для целостности общества противоречий и создания того способа существования, который позволит человечеству жить и развиваться дальше.

Но, несмотря на распространенность данного утверждения, необходимо отметить, что еще задолго до этого, в XIV в., на необходимость использования цивилизационного подхода при изучении общественной жизни, частью которой, естественно, является и правовая жизнь, обратил внимание известный арабский философ, историк, экономист Абд ар-Рахман Ибн Халдун (1332-1406 гг.). В частности, он отмечал, что различные состояния общественной жизни необходимо объяснять с позиций цивилизационного подхода, который может служить объяснением фактов, связанных с жизнью общества. Более того, как отмечают исследователи его деятельности, вероятно, Ибн Халдун был первым, кто ввел в научный обиход понятие «цивилизация», и был первым мыслителем, который посмотрел на исторический процесс с цивилизационной точки зрения, и в соответствии с этим определил задачу истории не только в описании смены поколений общества, но и в изучении цивилизационных особенностей различных народов. Таким образом, отсчет применения цивилизационного подхода необходимо начинать не с конца

в., а с XIV в. и связывать с именем Ибн Халдуна.

По мнению А. Дж. Тойнби, каждая цивилизация представляет собой своеобразную попытку единого, великого, общечеловеческого творчества, а если смотреть на нее ретроспективно, это - своеобразный пример единого, великого, общечеловеческого опыта. Цивилизации у него представляются как типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т.е. в области культуры. А. Дж. Тойнби утверждал также, что если идти от Греции и Сербии, пытаясь понять их историю, то приходишь к православному христианству или византийскому миру. Если начинать путь с Марокко и Афганистана, то неизбежно придешь к исламскому миру».

Большое внимание раскрытию понятия цивилизации и закономерностям ее формирования и развития уделяет С. Хантингтон. По его мнению, цивилизация - это самый широкий уровень культурной идентичности людей, связанный с наличием таких черт объективного порядка, как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективная самоидентификация людей (так, житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, христианина, европейца, человека западного мира). Цивилизации - это уникальные ценностные миры, и, именно поэтому, люди различных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и людьми, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии.

Таким образом, цивилизацию можно определить как социально-историческую структуру сложившихся общностей, характеризующихся идеологическими, религиозными, культурными, мо- рально-нравственными особенностями формирования, отражающими переход человечества от варварства к новому, более упорядоченному уровню развития.

В настоящее время наблюдается тенденция использования цивилизационного подхода при изучении государственно-правовых явлений, в том числе правовых систем. Использование цивилизационного подхода предполагает отказ от применения принципа европоцентризма, который заключается в узком подходе к анализу всемирной истории, что является следствием недостаточности знаний об истории других народов и чувства превосходства над другими, незападными цивилизациями. На этой основе трансформация представлений о праве и государстве в рамках цивилизационного подхода имеет самое непосредственное отношение к объективному изучению правовой панорамы мира вообще, и различных правовых систем в частности, что является главным условием достижения объективных результатов исследований и в наибольшей степени соответствует реалиям правового развития.

Цивилизационный подход дает возможность рассматривать историю человечества как многовариантный процесс. Соответственно, использование данного подхода в сравнительном правоведении позволит, с одной стороны, сделать наше видение эволюции правовых систем более многомерным. С другой стороны, последовательное использовании данного подхода в изучении эволюции правовых систем приводит к выводу об их принципиальной равнозначности в плане культурно-исторического развития, что, в свою очередь, обуславливает необходимость изучения всех правовых систем.

Таким образом, цивилизационный подход позволяет выявить как уникальность, так и равноценность не только различных цивилизаций, но и правовых систем. Данный подход указывает не только на различия между правовыми традициями и системами, но и открывает новые горизонты правовой аккультурации в рамках диалога правовых систем.

21. Понятие методологических принципов сравнительно-правовых исследований и их разновидности .

Методология сравнительно-правовых исследований слагается также из методологических принципов как основополагающих познавательных установок, в рамках которых проводятся сравнительно-правовые исследования. Они формируются в рамках и под влиянием концептуальных подходов (идей). Иными словами, основополагающие познавательные установки (методологические принципы) формируются под влиянием исходных суждений, аксиоматических идей, определяющих общие стратегии исследования (концептуальные подходы), т.е. их соотношение представляет собой соотношение частного и общего.

Методологические принципы, по мнению В.П. Малахова, выступают в качестве мыслительных предпосылок, познавательных алгоритмов теоретического постижения предмета. Они служат условиями проникновения в предмет и позволяют конструировать смысловую модель предмета в результате его теоретического постижения. Выбор методологических принципов предопределяет результат исследования.

Основными методологическими принципами сравнительно-правовых исследований являются: принцип объективности; принцип функционализма; принцип сравнимости; принцип всестороннего учета исторических, национальных, экономических, социально-политических условий и др.

Принцип объективности в рамках методологии сравнительно-правовых исследований относится к важнейшим методологическим принципам, поскольку в сравнительном правоведении нет и не должно быть места религиозным или культурным предубеждениям по отношению к той или иной правовой системе либо против определенного народа. «Главная цель сравнительного анализа правовых систем, - как справедливо отмечает К. Осакве, - не хвалить одну систему и опорочить другую, не обелить одну правовую культуру и очернить другую, а понять исторические предпосылки формирования каждой из них». Например, в рамках данного принципа выходит на первый план соблюдение оптимального разнообразия правовых систем и подсистем (правовых явлений, норм и институтов) при их классификации, в соответствии с которым необходимо избегать хаотического загромождения системы ненужным разнообразием и определения реальной ценности правовых преобразований в правовой системе по общему результату правотворческой и правоприменительной практики.

Следующим методологическим принципом сравнительно-правовых исследований является принцип всестороннего учета исторических, национальных, экономических, социально-политических условий, в которых, по мнению М.Н. Марченко, «возникают и развиваются сравниваемые правовые нормы, институты, отрасли и системы права. Данный принцип предполагает установление не только общих черт и признаков сравниваемых правовых систем, но и их особенностей, а также специфических признаков, свойственных отдельным системам; выделение главных и второстепенных признаков и черт сравниваемых систем; сравнительное исследование правовой материи не только в статике, но и в динамике, и др.».

Теоретическая концепция функционализма выступает основополагающим методологическим принципом сравнительного правоведения, предполагающим, что правовая система обладает системообразующими атрибутами и общесистемными закономерностями, рассматривающими правовую систему не просто как условие жизни людей в государственно организованном обществе, или как комплекс связей между индивидуумами, а скорее как достаточно самостоятельное цельное образование, основной задачей которого является самосохранение и самовоспроизводство в разновременном аспекте существования системы.

Функционализм понимается К. Цвайгертом и X. Кётцем как фундаментальное неотторгаемое качество систем права, т.е. сравнимо в праве лишь то, что выполняет одну и ту же функцию.

Правовая система является функциональной системой, а по отношению к своей конкретной среде, к обществу - подсистемой, основной задачей которой является достижение внутренней стабильности общества. Соблюдение принципа функционализма позволяет объяснить те или иные тенденции в развитии правовых систем различных типов и предположить возможные направления их эволюции.

Среди методологических принципов также выделяется принцип сравнимости рассматриваемых явлений и институтов, который вытекает из предыдущего методологического принципа, суть которого сводится к тому, что в процессе подготовки и проведения сравнительно-правовых исследований необходимо строго соблюдать требование, согласно которому объекты сравнения должны быть «сравнимыми», иначе между ними в обязательном порядке должна существовать прямая связь. Данный принцип предполагает наличие у различных явлений, институтов и учреждений общих черт, признаков принадлежности их к одному и тому же роду или виду, наличия у них сходных структур, функций, общей сферы приложения, сходных задач и ^целевых установок.

Как отмечал A.B. Сурилов, отношения, в которых объекты пребывают в процессе сравнения, называются компаративными, а свойство (или свойства), по которым эти объекты образуют компаративные отношения друг с другом, называются основанием сравнения. Главная функция сравнения заключается в сведении сравниваемых государственно-правовых институтов к определенному единству, благодаря чему они становятся качественно сравнимыми и количественно соизмеримыми.

Таким образом, использование методологических принципов, наряду с концептуальными подходами, позволяет более объективно и всесторонне исследовать предмет сравнительного правоведения.

22. Методы сравнительно-правовых исследований .

Любое социально-правовое исследование предусматривает наличие методологии, методики, техники и процедуры. Оно может быть представлено как совокупность некоторых теоретических постулатов, концептуальных моделей, методов, процедур, приемов сбора, обработки и анализа информации о социально-правовых фактах – поведении индивидов и социальных групп, их оценках, суждениях и мнениях.

Социально-правовое исследование представляет собой последовательную реализацию следующих этапов:

–разработка программы исследования (подготовительный этап);

–сбор первичной социально-правовой информации;

–обработка полученных данных;

–анализ и обобщение полученной информации;

–подготовка отчета о результатах исследования.

Разработка программы является одним из решающих элементов социально-правового исследования. Программа исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. С учетом такого понимания она выполняет в социально-правовом исследовании три основных функции:

–методологическую (определение научной проблемы, целей, задач и принципов исследования);

–методическую (разработка общего логического плана и инструментария исследования);

–организационную (определение характера и структуры, разделение труда при проведении работ, контроль за последовательностью проведения основных этапов исследования).

Структура программы включает два основных раздела – методологический и методический (методико-процедурный).

Методологический раздел программы социально-правового исследования должен включать в себя следующие компоненты:

–формирование проблемной ситуации и научной проблемы;

–определение целей и задач исследования; определение объекта и предмета исследования;

–интерпретация основных понятий;

–предварительный системный анализ объектов исследования;

–выдвижение гипотез.

Например, что касается предмета исследования, то ошибкой было бы понимать его как сторону объекта, которая фиксируется и изучается в исследовании. На самом деле, в объекте предмета нет, точнее, их (предметов) может быть столько, сколько предлагается разных познавательных схем. Предмет создается исследователем на основе методологической эвристики, представляющей собой аппроксимацию уже имеющегося знания для получения нового. Это то, что называется «теория на входе». В предмет исследования могут включаться идеализированные объекты, а также ненаблюдаемые явления и латентные факторы. Данный принцип должен помочь отделить существенное (значимое) от несущественного, усилить его и сделать основополагающим в предмете исследования. «Таким образом, для объяснения методологии эмпирического исследования, следует привести основные положения «теории на входе» и те принципы, которые использовались при выделении объекта и конструировании предмета исследования» (Шавель, С.А. Методологическая представленность эмпирических социологических исследований / С.А. Шавель // Социальное знание и белорусское общество: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск. 3-4 декабря 2009 г. - Минск «Право и экономика». С. 97).

Методический раздел программы предусматривает:

–обоснование, расчет и планирование размещения выборки;

–разработку основных процедур сбора и анализа данных;

–формирование стратегического плана исследования.

То есть методический (методико-организационный) раздел программы состоит из следующих компонентов:

–разработка стратегического плана исследования;

–выбор исследовательской стратегии;

–обоснование и формирование выборки;

–разработка методического инструментария исследования;

–формирование организационного плана.

Вопросы структуры программы исследования, их компоненты, как правило, довольно полно рассматриваются в учебниках и учебных пособиях по социологии и социологии права (Социология права: учеб пособие / В.В. Глазырин и др.; под ред. В.М. Сырых. - М.:Юрид. Дом «Юстицинформ», 2001. С. 300-320), поэтому ограничимся лишь освещением основных элементов данной программы.

Социально-правовое исследование начинается с постановки проблемы. Различают две стороны исследовательской проблемы – гносеологическую и социологическую (предметную). Если социологическую сторону проблемы составляют реальные социальные противоречия, требующие своего практического разрешения, то гносеологическая – отражает определенное противоречие между знанием о потребностях людей в каких-то практических или теоретических действиях и незнанием методов, способов реализации этих действий, поскольку отсутствуют знания законов тех объектов, которыми приходится оперировать. Определение проблемы исследования – это сложный процесс, который начинается с общей постановки вопроса, но требует конкретизации содержания проблемы, что позволяет исследователю предложить более обоснованные конкретные и действенные рекомендации по ее практическому решению. Так, исследование проблемы эффективности правосудия конкретизируется изучением факторов, влияющих на качество правосудия, а последняя детализируется в свою очередь, например, проблемой независимости судебной власти от внешнего давления и т.д.

Цель социально-правового исследования предопределяет его ориентацию – теоретическую или прикладную. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование?

Если цели социально-правового исследование недостаточно ясны ученым или представителям организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. В связи с этим важно, чтобы социально-правовое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач.

Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдается научным задачам, в практически ориентированном –прикладным. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой.

При теоретической или прикладной ориентации социально-правового исследования неосновные задачи целесообразно решать на основе материала, полученного для поиска ответа на центральный вопрос, анализировать те же данные, но под другим углом зрения. Возможно, что неосновные задачи не получат законченного решения, но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.

Если основная цель исследования теоретическая, то основное внимание уделяется теоретико-методологическим задачам. При решении прикладных задач изначально известен конкретный объект изучения. Прикладной вариант предполагает выработку практических рекомендаций. Например, если целью, задачей исследования является выявление отношения населения к тому или иному закону, то цель носит, прежде всего, прикладной характер, хотя не исключается теоретическая составляющая, если требуется разработка иной концепции закона.

Постановка проблемы исследования тесно связана с определением его объекта и предмета. Любая социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя, т.е. определенную общность, группу людей либо социальный процесс, явление. Объект исследования характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственно-временной определенности. Если объект независим от исследования и противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется самими исследователем. Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Так, независимость судебной власти будет являться объектом исследования, а, например, коррупционное давление следует рассматривать, если оно подлежит изучению, предметом исследования.

Одним из разделов программы исследования предполагается работа по интерпретации основных понятий, т.е. четко, ясно и точно указать, что понимается в исследовании под важнейшими терминами и понятиями. Как известно, в юриспруденции требуется строгость и единообразие ключевых категорий и терминов, выработка единых для отрасли права, законодательства дефиниций, чего, к сожалению, до сих пор не достигла ни одна отрасль права. Поэтому тот же термин «коррупция», если его содержание не определено законодательством потребует теоретической и эмпирической интерпретации.

Уточнив смысл используемых понятий и категорий, исследователь переходит к предварительному системному описанию предмета изучения. Системный подход предполагает рассмотрение социальных объектов как целостных явлений, состоящих из отдельных элементов, взаимодействие которых ведет к появлению специфических системных качеств объекта и образует его внутреннюю структуру.

В социально-правовом исследовании гипотеза представляет собой логически обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между изучаемыми социально-правовыми явлениями. Она является итогом научных поисков, связанных с постановкой и обоснованием проблемы, определением предмета и задач исследования, эмпирической интерпретацией основных понятий, предварительным системным описанием объекта изучения. Таким образом, гипотеза является главным методологическим элементом исследования, позволяющим предположить возможные ответы на поставленные вопросы. Примером выдвижения гипотез может служить социально-правовое исследование проблемы эффективности правосудия. Основная гипотеза здесь основывается на предположении о законности и обоснованности разрешения конкретных дел. Но нужно помнить, что методологическими основаниями исследования права как социального феномена являются признание существующих различий между позитивным правом и фактическими общественными отношениями и соответственно возможная «патология права» (дисфункция права), когда в силу тех или иных обстоятельств объективного и субъективного порядка «правовые установки могут не выполнять свои функции, более того –они могут дезорганизовывать общественные связи, если не соответствуют реальности» (Лапина, С.В. Социология права:ответы на экзаменац. вопр. / С.В. Лапина, И.А. Лапина. - Минск: ТетраСистемс, 2008. С. 9).

Здесь важно помнить, что любой закон или закономерность, открытые в естество-знании, – это событие огромного значения, которое нередко оказывает огромное влияние на всю технологию современного производства, улучшению качества выпускаемой продукции, т.е. имеет большое социальное значение. Открытие данных законов – это результат наблюдений, экспериментов и обобщения огромного практического опыта. Намного серьезнее обстоит дело с практическими рекомендациями ученых, в том числе и юристов, которые затрагивают интересы и судьбы многих миллионов людей. Таких рекомендаций, которые преподносились и преподносятся общественному мнению от имени науки, великое множество. Нередко авторы этих практических рекомендаций, гипотез предлагают решать социальные проблемы за счет народа. Поэтому необходимо, чтобы ученые были глубоко проникнуты идеей своей социальной ответственности, а идея построения правового государства, выдвинутая в теории, не обернулась бесправием и анархией на практике (Социология. Основы общей теории: учебник / Г.В. Осипов и др.; отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Норма, 2008 С. 155).

Выдвижением гипотез завершается методологический раздел программы социально-правового исследования. Дальнейшая работа исследователя сосредотачивается на вопросах процедуры и техники (методико-организационный раздел).

Данный раздел включает детально разработанные анкеты, вопросники для интервью, бланки наблюдения, документы, а также всесторонне обоснованные расчеты выборки. Ранее нами отмечалось, что понятие «методика» в большей мере раскрывает приемы техники сбора данных, в отличие от термина «метод». В социологической литературе под методикой понимается совокупность методов или методических приемов, поэтому нередко методы установления конкретных социальных фактов (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент) включают в методический раздел программы исследования. К числу методик, технических приемов можно отнести приемы проверки данных на обоснованность и надежность, различные виды измерения характеристик, приемы статистики и расчета выборки. Данный раздел программы не должен сводиться к простому перечню этих приемов. «Важно добиться такой ситуации, когда интерпретированные понятия и выдвинутые гипотетические предположения находились бы в неразрывном единстве со способами сбора данных и их отработки. Это предполагает своеобразную «привязку» определенных методических и технических приемов получения информации к соответствующим доказываемым гипотезам» (Социология права: учеб пособие / В.В. Глазырин и др.; под ред. В.М. Сырых. - М.:Юрид. Дом «Юстицинформ», 2001. С. 319).

Таким образом, методологию социологии права как целостную систему образуют находясь между собой во взаимосвязи:

– методы сбора эмпирической информации (наблюдение, анкетирование, тесты и др.);

– методы обобщения (сравнительно-правовой, статистический анализ, моделирование и т.д.);

– общие логические методы (индукция, синтез, аналогия анализа и др.);

– методы системных исследований (системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному).

Наука о совокупности (системе) указанных методов позволяет раскрыть предмет социологии права во всей его полноте и всесторонности.

23. Международные центры сравнительного правоведения .

Международная ассоциация юридических наук (МАЮН) основана в 1955 г. в Париже под эгидой ЮНЕСКО, имеет консультативный статус «В» и назначает одного члена в Международный совет социальных наук. Ассоциация расположена в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО. Цель - содействовать развитию юридических наук путем сравнительного изучения существующих национальных правовых систем, активизации научных контактов и обмена информацией между учеными разных стран, оказания помощи национальным научным организациям, изучающим иностранное право. Членами Ассоциации являются национальные комитеты, создаваемые в разных странах. В настоящее время в состав МАЮН входят национальные комитеты более 50 стран. Национальные комитеты – члены МАЮН имеются во многих странах мира. Национальный комитет является свободным в выборе названия. Он платит ежегодный членский взнос, сам устанавливая его сумму, которая не может быть менее 150 долл. США. Деятельность МАЮН координируется Советом Ассоциации, который состоит из представителей, персонально назначаемых каждым национальным комитетом. Совет в свою очередь избирает Исполком, носящий название Международного комитета сравнительного права. Деятельность МАЮН состоит в следующем: 1) Подготовка и издание юридических библиографических справочников по отдельным странам, а также отдельных статей и моно графий. 2) Издание отдельных работ по иностранному праву по таким темам, как источники права, институты, а также переводы наиболее важных работ. 3) Издание информационных бюллетеней. 4) Подготовка и издание международной энциклопедии сравни тельного права. Официально цель издания энциклопедии – создать стимул для развития сравнительно-правовых исследований, а также дать источник информации для законодателей различных стран в процессе выработки проектов национальных законодательных актов и унификации права. Большое количество исследований с последующими публикациями и представлением докладов готовится МАЮН по поручению ЮНЕСКО. К ним относятся исследования по таким вопросам, как:- преподавание права в разных странах мира;- конституции стран, недавно получивших независимость;- способы выполнения государствами международных обязательств;- основные аспекты аграрных реформ;- суверенитет и международное сотрудничество;- нормы национального права, регламентирующие мирное применение атомной энергии;- правовые средства борьбы с расовой дискриминацией;– проблемы семейного права африканских стран и др. Официальные языки МАЮН – английский и французский. Международная академия сравнительного права (МАСП) – учреждена в 1924 г. в Гааге. Ее цель – изучение права на сравнительной основе в исторической перспективе и совершенствование законодательства различных стран. Членами Академии являются крупные специалисты в области сравнительного правоведения многих стран мира. Число действительных членов лимитировано цифрой 50 человек, однако может быть увеличено еще на 10 по решению Исполкома МАСП. Члены Академии делятся на шесть групп: 1) латинская группа; 2) группа общего права; 3) северная и центрально-европейская группа; 4) восточноевропейская группа; 5) ближневосточно-африканские группы; 6) азиатская группа. Основная форма деятельности МАСП – организация международных конгрессов по сравнительному праву, которые происходят один раз в четыре года. На конгрессах обсуждаются основные проблемы права по всем юридическим дисциплинам. Конгрессы весьма представительны и многочисленны. В ходе конгресса обычно проводится и общее собрание Академии. Основная форма публикаций МАСП – сборники генеральных докладов, представленных на конгресс МАСП. Официальные языки МАСП – английский и французский. Международный факультет сравнительного права (МФСП) создан осенью I960 г. на базе Страсбургского университета (Франция). Организационно он связан с известными научными организациями – Международной ассоциацией юридических наук и Международной академией сравнительного права. Факультет ставит своей целью содействовать развитию сравнительного правоведения посредством его преподавания, осуществления научных исследований и издания научных работ. Факультет проводит обычно две «общие» сессии в год: весеннюю – в Страсбурге (Франция) и летнюю – в одной из других стран Европы. Помимо этого, факультет проводит несколько ежегодных специализированных сессий, посвященных отдельным отраслям права. Органами МФСП являются общее собрание, факультетский совет, постоянная комиссия и ее исполнительный комитет, специализированные консультативные комиссии и деканат (состоящий из декана и заместителя декана). В связи с успехом факультета была расширена география его деятельности. Помимо Европы, сессии стали проводиться в различных странах Латинской Америки и Канаде. Всего было проведено около 150 сессий в 25 странах. Основной источник средств факультета – субсидии и дотации правительства страны пребывания (Франция – каждая весенняя сессия, другая страна – летняя сессия). Обучение на факультете платное – слушатели оплачивают «академические права», т. е. посещение лекций и прием экзаменов. Выступления на факультете публичные. Международный факультет сравнительного права – важный центр по подготовке преподавателей и исследователей в области сравнительного права. Программа преподавания сравнительного правоведения включает общее изучение сравнительного права по отдельным дисциплинам и осуществляется в форме курсов лекций, семинаров и коллоквиумов, разделенных на три цикла. Первый цикл – введение в сравнительное право, конституционное право, введение в сравнительное международное частное право, введение в процессуальное право. Курс разбит на право романских стран и англо-американское право. Второй цикл подразделяется на два раздела. Первый посвящен вопросам частного права (договор в сравнительном праве, коммерческое право, гражданская ответственность в сравнительном праве, наследование в сравнительном праве, брак). Второй раздел посвящен вопросам публичного права (административные договоры в сравнительном праве, ответственность государственных органов в сравнительном праве, административный процесс, органы государственного управления, режим прав и свобод, государственные предприятия, понятие законности в сравнительном праве и др.). Третий цикл включает курсы и коллоквиумы по отдельным темам, относящимся к различным юридическим сравнительным дисциплинам. Эта программа дополняется факультативными курсами лекций, а также программой изучения Европейских Сообществ. По окончании первого и второго циклов выдается «диплом сравнительного правоведения», имеются также «диплом высших исследований по сравнительному правоведению» и «диплом доктора сравнительного правоведения». Для получения диплома доктора необходимо прослушать дополнительный курс лекций на третьем цикле и защитить диссертацию. При факультете учреждена Международная ассоциация студентов и бывших студентов по сравнительному правоведению, ставящая своей целью поддерживать научные контакты между лицами, обучавшимися на факультете или окончившими его, а также следить за развитием научной мысли в области сравнительного правоведения. Французский центр сравнительного права Центр сравнительного права – общественная организация, состоящая из: 1) общества сравнительного законодательства; 2) института сравнительного права; 3) комиссии по изучению иностранного права. Первые две общественные организации субсидируются университетами, а последняя – Министерством юстиции Франции. Основная задача Института сравнительного права – преподавательская деятельность, организация лекций для французских студентов и иных лиц, изучающих право. Комиссия занимается изучением и обобщением иностранного законодательства. Основную роль играет Общество сравнительного законодательства, которое занимается главным образом организацией международных симпозиумов и двусторонних встреч французских ученых с зарубежными. В частности, Общество систематически проводит двусторонние встречи с юристами различных стран. Двусторонние встречи ученых проводятся Центром сравнительного права поочередно в различных странах раз в два года. Во встречах принимают участие 8-10 человек с каждой стороны. На всех встречах обсуждаются по три проблемы по разным отраслям права. Материалы встреч публикуются в обеих странах в виде сборников. Девиз Французского центра сравнительного права – «Закон многообразен, право одно».