Конспект занятия в подготовительной группе. Дымковская игрушка. Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная работа)

Конспект занятия по рисованию для детей 5-6 лет "Дымковская барышня"

Конспект занятия по рисованию "Дымковская барышня", старшая группа

Описание работы: конспект занятия по росписи дымковской игрушки в старшей группе, занятие предусматривает практическую деятельность детей – роспись бумажной барышни; конспект содержит подробное описание занятия, сюрпризный момент для детей.
Цели: Знакомить с росписью дымковской игрушки (барышни).
Задачи:
1. выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки, мазки);
2. равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы;
3. развивать чувство ритма, композиции, цвета;
4. воспитывать чувство прекрасного.
Материалы и оборудование: Картины с изображением дымковских игрушек, фигурки дымковских игрушек, образец, шаблон барыни из картона, краски (гуашь, акварель), кисти, салфетки, стаканы с водой.

Ход занятия:

1. Организационный момент: входит воспитатель в образе дымковской барыни.
-Здравствуйте ребята! Я сегодня пришла к вам из дымковской страны, где живут разные игрушки: индюки, козлики, олени, барашки, птички и прекрасные барышни.
Такую красоту делают в селе Дымково, откуда я родом.
Там любят люди песни, пляски
В селе рождаются чудо-сказки.
Вечера зимой длинные,
А лепят там из глины
Игрушки не простые,
А дымковские, расписные.
2.-Для чего нужны дымковские игрушки? (ответы)
- Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают. Их берут в Дымково. Скоро будет там проходить чудо-ярмарка, где можно встретить волшебство. Ярмарка – веселое место, где люди покупают и продают свой товар.
- Посмотрите на игрушки, которые я принесла.
- Какое настроение эти игрушки создают? Почему веселое, радостное? (игрушки светлые, яркие). Давайте лучше присмотримся. Какого цвета в них больше? (белого) Какие еще есть цвета? Игрушки делают из глины красного цвета, но потом их раскрашивают белым и рисуют красивые узоры. Назовите узоры (точки, кружки, клетка, колечки, дуги, прямые, волнистые линии). Узоры простые, но выбраны не случайно. Есть в них особый смысл (круги-солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружочки – семена). Люди верили, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, урожай.
3. Физкультминутка
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх - вниз, вправо - влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз...
Всё получится у нас!
(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски).
4. Давайте тоже научимся расписывать игрушки. Вы хотите попробовать? Предлагаю нарисовать узоры на платье барышни. У меня есть заготовки. Я нарисовала барышню на картоне и раскрасила некоторые детали, чтобы вам было интереснее. Вырезаем барышню. Делаем это аккуратно.
Вырезаем барышню.


Посмотрите на образец. Какой цвет вы будете использовать? Какой лишний на ваших столах? Какие узоры вы будете рисовать? (Волнистые линии, круги и точки). Давайте вспомним, как мы рисуем круги. Берем большую кисть, смачиваем водой, излишки воды убираем с помощью тканевой салфетки, набираем краску и рисуем круг большой. Маленькие круги мы рисуем с помощью ватной палочки, делаем «тычки».


5. Когда работы готовы, мы даем им высохнуть и внимательно рассматриваем.
- Давайте рассмотрим наши работы. У кого какие были затруднения при выполнении задания? Какие узоры легче рисовать, а какие труднее.



Подведем итог нашего занятия:
- О чем мы сегодня с вами говорили, ребята? Что делали? Как называется игрушка, если на ней изображены именно такие узоры? (Дымковская) Почему? (Придумали в селе Дымково).
Спасибо вам, ребята! Вы сегодня очень старались! Молодцы! Спасибо и вам гости дорогие. Будем рады видеть вас еще у нас.
Литература:
Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.
Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
Дьяконов Л. В. Дымковские глиняные расписные, изд. «Художник РСФСР», Л., 1965

Дымковская игрушка - один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее - Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Легенда

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья - праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Возникновение промысла

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.

А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.

Образы и сюжеты

При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:

Тип Состав Описание
Женские образы Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.
Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.
Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.
Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

Особенности формы

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Этапы изготовления дымковской игрушки

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.

Лепка дымковских игрушек

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже - колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.

Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.

Сушка и обжиг

Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель.

После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Побелка

После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.

Роспись

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи - нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.

Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.

В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.

Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Орнамент

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре - символ солнца и других небесных светил.

Изучение «дымки» на уроках ИЗО

Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде. Дымковская игрушка для дошкольников - это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины.

Рисование дымковской игрушки (для малышей) или лепка фигурок в дымковском стиле (для детей постарше) - это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.

Современное состояние промысла

Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности.

Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа.

Сегодня за сохранение и развитие промысла выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации - коммерческие, государственные, общественные. Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев.

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка. Фото с церемонии напоминает, каким зрелищным и ярким было это представление.

Дымковские игрушки - наряду с другими художественными промыслами - говорят о богатстве и самобытности русской культуры.

Мила Гусейнова

Программные задачи

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках , о дымковской росписи . Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы .

Методика проведения

Показать детям разные дымковские игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.) . Спросить, как называются эти красивые изделия. Предложить расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать общую картину "Дымковская слобода " (село, деревня , где создают глиняные игрушки) . Более сложные игрушки предложить для росписи детям, которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3-4 барышни и более мелкие фигурки) .

Материалы :

Силуэты дымковских игрушек , вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребёнка) . Большой лист бумаги для оформления картины.

Связь с другими занятиями и видами деятельности

Расширять представления детей о дымковских расписанных изделиях. Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.

Ход занятия:

Вводная часть : Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами будет интересное занятие , на котором вы узнаете, что представляет из себя дымковская игрушка .

1. Основная часть.

Вы знаете, что такое Дымковская игрушка , из чего она делается и где возник этот промысел? Такой игрушки как дымковская больше нет , она одна такая. Яркая, нарядная Дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли. На доске висят картинки с элементами дымковской росписи . Дымковскую игрушку расписывают (элементы) : кружками, кольцами, полосками, змейками. В дымковских игрушках цвета яркие : красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зелёный и в очень большем количестве коричневый и чёрный. Что означали элементы, которые я вам показывала (на картинках? Ребята как вы думаете, что по вашему мнению мог означать круг (солнце? А как вы думаете, что могла означать волнистая или ломанная линия (воду? А что же могла означать клетка (поле?

2. Беседа с детьми :

Какого цвета бывают дымковские игрушки ? (Всегда только белые)

А какие узоры на дымковских игрушках ? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка и решетка)

Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

Какими приемами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

3. Физкультминутка

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

4. Практическая деятельность

Сейчас я вам раздам листы, и вы подготовьте краски и будем расписывать на силуэтах дымковские узоры . На этом занятие мы с вами будем расписывать и использовать элементы дымковской росписи в нашей работе . Сейчас мы с вами попробуем нарисовать элементы дымки в отдельности . Дети рисуют узоры дымковской игрушки (дымковские силуэты ) . А теперь заканчивайте свои работы , дорисовывайте узоры . А потом посмотрим рисунков.

Итог занятия

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

2. Что тебе больше всего понравилось здесь?

3. Что особенного в этой работе ?

4. Какая у нас тема?

5. Понравились ли вам дымковские игрушки ?

6. Не сложно ли было вам рисовать узоры и расписывать дымковские игрушки ?

Спасибо ребята! Вы все молодцы! Вы очень хорошо старались и занимались и вот какая красивая коллективная работа у нас получилась ! Дымковская слобода ! Понравилось ли вам занятие ?

Публикации по теме:

Приглашаю Вас, дорогие друзья, в деревню Снегирево. Начали мы ее строить сразу после новогодних праздников, радуясь, что зима наконец-то.

Коллаж выполнен с воспитанницей Пономаревой Александрой (5 лет) в МБДОУ д/с № 95 "Росточек" города Волжского Волгоградской области в рамках.

Программное содержание: - продолжать формировать представления о признаках осени, цикличности изменений в природе; - учить детей отражать.

В нашем детском саду есть уголок художественного творчества. Мы с детьми часто посещаем его, рассматриваем игрушки народных мастеров: дымковских,.

Лето - пора вдохновения. Много времени проводим на улице, много наблюдаем. Свои летние впечатления и наблюдения мы решили отобразить в.

Коллективная работа «Поле одуванчиков». Конспект занятия по аппликации в средней группе Конспект непосредственной образовательной деятельности Аппликация. Средняя группа. Коллективная работа. Поле одуванчиков. Задачи:.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности коллективная работа по ИЗО в старшей группе «Осеннее дерево». Автор: Титова Олена Олеговна, воспитатель МДОУ д/с «Малышок» г. Нерехта. Описание: данный конспект НОД рассчитан для детей старшего возраста.

НОД по художественно - эстетическому развитию (рисование)в старшей гр

Тема: «Дымковская слобода»

Цель: Приобщение детей к народному прикладному искусству, к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Художественно - эстетическое развитие: формировать представление о дымковской игрушке, особенностях её росписи. Воспитывать чувство эстетического восприятия при рассматривании работы мастеров. Развивать чувство прекрасного, чувство ритма, цвета, композиции. Формировать художественно-творческие способности. Закреплять навыки работы кистью, акварельными красками, использование характерных элементов росписи (точки, круги, линии).

Познавательное развитие: развивать умение анализировать и выделять существенные признаки предметов, выполненных дымковскими мастерами.

Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Социально - коммуникативное развитие: формировать умение оценивать свою работу и работу сверстников находить для этого различные речевые средства. Воспитывать чувство гордости за свою страну Россию.

Физическое развитие: формировать умение самостоятельно следить за своей осанкой при работе за столом.

Материалы и оборудование:

Силуэты дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги (барышни, скоморохи, индюки, козлики, лошадки, петухи). Краски, баночки с водой, кисти, салфетки. Компьютерная презентация «Дымковская игрушка». Большой лист ватмана с деревенскими домиками. Дымковская игрушка.

Методические приемы:

Игровой (приход дымковской игрушки в гости к детям), наглядный (просмотр слайдов по дымковской росписи), художественное слово (загадка о дымке), проблемный (как помочь игрушке попасть в дымковскую слободу), продуктивный (роспись силуэтов), методы стимулирования и мотивации (одобрение, похвала, поощрение), подвижная русская народная игра «Шатер», рефлексия.

Связь с другими видами деятельности:

познавательно-исследовательская («Мы - россияне, наш язык русский», рассматривание тематического альбома «Дымка»); музыкальная деятельность (прослушивание русских народных песен «Пошла млада за водой», «Калинка»); коммуникативная деятельность (Д/Игры «Подбери узор», «Наша родина» , «Угадай русский народный промысел») ; изобразительная деятельность (рисование «Укрась платочек», «Красивый коврик» лепка «Барашек»); чтение художественной литературы «Народные промыслы»; двигательная деятельность (русские народные подвижные игры «Гуси-лебеди», «Платок», «Лошадки», «Петух»); самостоятельная деятельность (внесение дидактических игр по теме, выкладывание энциклопедического и наглядного материала).

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живём?

Дети: (В России).

Воспитатель: А как нас с вами называют? Дети:(русские, россияне).

Воспитатель: В нашей стране очень трудолюбивый народ, у нас много народных промыслов, русские мастера используют для своей работы все природные богатства нашей родины. Какие природные материалы вы знаете?

Дети: (дерево, глина и т. д.)

Воспитатель: Глина - один из самых распространенных материалов в России. Что делали из глины, как вы думаете? Дети: (посуду, игрушки)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Весёлая белая глина,

Круги и полоски на ней.

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня.

Собачки, гусары и рыба.

А ну, назови-ка меня! Дети: (Дымка)

Воспитатель: Да, это наша знаменитая дымка, которая дошла до наших времён, из-под Новгорода. Далеко за дремучими лесами стояло красивое русское село.

Каждое утро вставали жители, затапливали печи, и из труб домов поднимался голубой дымок. Вот и прозвали то село Дымково. Любили люди этой деревни лепить из глины веселые игрушки, яркие и красивые. Хотите посмотреть какие?

Дети: да!

Просмотр компьютерной презентации «Дымковская игрушка»

Понравились вам игрушки? Дети: да, красивые игрушки.

Воспитатель: ребята, давайте поиграем в русскую народную игру.

Пока звучит русская народная музыка, водим хороводы вокруг трех стульев с красивыми платками, затем собираемся в один большой хоровод. Как только музыка закончится, быстро подбегаем к своему платку и делаем из него шатёр, натягивая над головой, прячемся.

Игра «Шатёр»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это грустит здесь в сторонке?

Воспитатель показывает детям дымковскую игрушку.

Воспитатель: Её уже давно увезли из родной деревни, из Дымковской слободы и она очень скучает по своим друзьям.

Как вы думаете, чем мы можем помочь дымковской игрушке?

Дети: сделать для неё подарок, нарисовать для неё друзей и т. д. (варианты решения проблемы)

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе создать Дымковскую слободу, как мы это можем сделать?

Дети: нарисовать, расписать игрушки.

Воспитатель: посмотрите, у нас есть большой лист бумаги, на котором есть дома - это деревня, в которой еще никого нет, давайте поселим здесь веселых жителей и пригласим нашу гостью. На столе много силуэтов различных дымковских игрушек. Выбирайте любую игрушку, подумайте какой узор ей больше подходит и начинайте расписывать, думаю, что у вас получатся очень красивые друзья для нашей гостьи. Вспомните какими цвета и элементы используют мастера дымки. Не забывайте о правильной осанке при работе за столом.

Дети расписывают силуэты игрушек.

(Воспитатель подходит к каждому ребёнку, поощряет его, хвалит, одобряет выбранные элементы узора, цвет.)

Готовые игрушки, по мере окончания работы располагают на большом листе ватмана.

Воспитатель: Посмотрите, как повеселела наша гостья, она благодарит вас за дружную работу, за радость, которую вы ей доставили. Расскажите ей, какие игрушки вам самим понравились больше и почему. Как вы думаете, какая игрушка самая яркая, нарядная? Какие элементы дымковской росписи вы использовали в своей работе?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня работали как настоящие русские мастера, я горжусь вами.

Литература:

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий в старшей группе детского сада.

Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж. ТЦ «Учитель» 2005 207с.

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство- Пресс», 2004.

  1. Комарова Т.С.

Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа –М: Мозаика-Синтез, 2014- 128с.

4. Казакова Т.Г.

Развивайте у детей творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) Пособие для воспитателей детского сада.М.Просвещение1985г.

5. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей, художественных студий. Под редакцией Т.С. Комаровой М: Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997 – 208с.


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»

Конспект

(Коллективная композиция)

Художественно-эстетическое развитие +познавательное развитие + социально-коммуникативное

Цель: Формировать у детей интерес к профессии коневод..

Задачи :

Образовательные : Познакомить детей с профессией коневод, его трудовой деятельностью.

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи.

Развивающие : Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции.

Воспитательные : Воспитывать аккуратность в работе с акварелью, эстетический вкус, любовь к народному прикладному искусству.

Материал и оборудование : иллюстрации с изображением дымковской лошадки, бумажные силуэты лошадки, таблицы с изображением элементов дымковской росписи, большой лист бумаги для изображения композиции. Рисунки – варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа : беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи. Разучивание стихов по теме.

Словарная работа: Коневод, конюшня, слобода, роспись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

Тема: Рисование «Дымковская слобода (деревня)»

(Коллективная композиция)

Образовательная область: интеграция образовательных областей Художественно-эстетическое развитие +познавательное развитие + социально-коммуникативное

Цель: Формировать у детей интерес к профессии коневод..

Задачи:

Образовательные : Познакомить детей с профессией коневод, его трудовой деятельностью.

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи.

Развивающие : Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции.

Воспитательные : Воспитывать аккуратность в работе с акварелью, эстетический вкус, любовь к народному прикладному искусству.

Материал и оборудование : иллюстрации с изображением дымковской лошадки , бумажные силуэты лошадки, таблицы с изображением элементов дымковской росписи, большой лист бумаги для изображения композиции. Рисунки – варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа : беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи. Разучивание стихов по теме.

Словарная работа: Коневод, конюшня, слобода, роспись.

ХОД НОД:

1.Организационный момент.

Чтение загадки

Кто быстрее ветра мчится?

Пыль из-под копыт клубится,

Грива шелковая вьется,

Ржанье звонкое несется?

(лошадь)

2.Вводная часть.

Воспитатель показывает иллюстрации на доске с изображением лошадей:

Не понятно. Я давно пытаюсь найти ответ на один вопрос. Рассматриваю эти картинки и ничего не могу понять. Как могут эти животные, не смотря на свою тяжелую работу оставаться такими красивыми, ухоженными? Ребята, а вы знаете, как это у них получается? Посмотрите на них. Может, сможете, что ни будь понять? (Дети рассматривают иллюстрации с изображением лошадей).

3.Основная часть.

Воспитатель: Мы приехали с вами на конный двор. Именно здесь нам и следует найти ответ на наш вопрос, кто помогает лошади выглядеть так красиво. Здесь мы видим не только прекрасных животных, но и тех, кто о них заботится, как люди трудятся для того, чтобы животные не болели. На конном дворе работают коневоды. Это они ухаживают за животными, с любовью и заботой. Кормят лошадей, вовремя выводят на прогулку, чистят конюшню. После прогулки заботливо снимают с коня упряжку, чистят и расчесывают шерсть, гриву, поят лошадей. Водят на водоем, чтобы помыть. Коневод знает, как правильно расчесать, почистить коня, когда следует его кормить, поить.

Какими средствами пользуется коневод для ухода за животными?

Давайте в подарок коневодам, за их тяжелый труд, красиво распишем вырезанную из бумаги фигурку лошади, как расписывают в селе Дымково, а затем сделаем общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где разводят лошадей). Посмотрите внимательно и скажите, пожалуйста, какие элементы используют дымковские мастера для росписи своих игрушек? (Ответы детей)

Физкультминутка .

Конь меня в дорогу ждет

Бьет копытом у ворот, (Удары ногой о пол)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой. (Повороты головы вправо-влево)

Быстро на седло вскочу.

Не поеду - полечу. (Прыжки)

Там за дальнею рекой

Помашу я всем рукой. (Махи руками)

Давайте рассмотрим элементы дымковской росписи. Какими элементами украшен конь? (кругами и точками). Как расположены элементы на коне (вдоль туловища, горизонтальными рядами). А каким цветом расписана грива?

Воспитатель: Кто мне покажет на доске, как мы наносим элементы росписи?

А кто покажет другой элемент?

А теперь, все вместе берем правильно кисточки и покажем эти элементы в воздухе.

Воспитатель: Вот теперь, давайте все вместе начнем украшать свою лошадку. Сначала закрашиваем гриву, копыта, хвост, часть морды. Каким цветом надо расписывать? (черным). Что потом будем делать? (наносить узоры)

Воспитатель: Вот и закончили украшать лошадей. А теперь, посмотрите на свои рисунки. Чей рисунок вам кажется самый красивый? Наши лошадки понравятся коневодам.

По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают фигурки на большом листе бумаги, создавая общую композицию.

4. Заключительная часть

По окончании занятия полюбоваться всем вместе общей композицией. Сказать детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся интересные предложения.