Кто может быть классным руководителем. Классный руководитель в школе: функции, обязанности, система работы. Родительский комитет имеет право

Функциональные обязанности классного руководителя

1. Общие положения.


1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарификационно-квалификационной характеристики классного руководителя,
1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы.
1.4 Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе..
1.5. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и Законами РК, решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной , а также Уставом и локальными актами школы (в том числе настоящей должностной инструкцией), трудовым договором, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией.
Классный руководитель соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.

2.Функции
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
2.1. создание благоприятных
для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся;
2.2. формирование коллектива класса;

3. должностные обязанности
Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1 работает с обучающимися закрепленного за ним классом;
3.2 осуществляет изучение личности каждого обучающегося в классе, его склонностей, интересов;
3.3 создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе;
3.4 способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
3.5 направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося; вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;
3.6 осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности; выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;
3.7 содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждений дополнительного образования
и по месту жительства;
3.8 обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества;
3.9 соблюдает права и свободы обучающихся;
3.10 совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укрепления здоровья обучающихся в классе;
3.11 ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение обучающимися дневников и проставление в них оценок;
3.12 поддерживает постоянный контакт с родителями обучающихся (лицами их заменяющими);
3.13 планирует воспитательную работу класса;
3.14 обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;
3.15 оперативно извещает администрацию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
3.16 вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся;
3.17 проводит инструктаж обучающихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;
3.18 организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д.;
3.19 соблюдает Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, иные локальные правовые акты школы;
3.15 соблюдает законные права и свободы обучающихся;
3.16 участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;
3.17 проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
3.18 соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя;
3.19 систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

4. Права.


Классный руководитель имеет право:
4.1 участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;
4.2 на профессиональной чести и достоинства;
4.3 знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.4 защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
4.5 на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законов;
4.6 свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники;
4.7 повышать квалификацию;
4.8 аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.9 давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.

5. Ответственность.
5.1 Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время проводимых им мероприятий; за нарушение прав и свобод обучающихся.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального поступка классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ "Об образовании". Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.5. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба всвязи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Классный руководитель:
6.1. работает по графику, составленному исходя из 30-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;
6.2. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих воспитателей;
6.3. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть; план работы утверждается заместителем директора школы по воспитательно работе не позднее 5 дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет заместителю директора по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более 5 машинописных страниц в течении 5 дней по окончании каждой учебной четверти;
6.5. получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.6. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

Функциональные обязанности классных руководителей


об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений
субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ" (Российская газета, 2006, 14 января).

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее - классный руководитель).

В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст.1252) (далее - Типовое положение), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

В соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г, N 44, зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3997) и Типовым положением наполняемость класса составляет 25 человек.

В малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени общего образования наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов - не более 15 человек.

Цель и задачи деятельности классного руководителя.

Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

формирование и развитие коллектива класса;

создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

формирование здорового образа жизни;

организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

защита прав и интересов обучающихся;

организация системной работы с обучающимися в классе;

гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя.

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностью ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководители! надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

регулирование межличностных отношений между обучающимися;

установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

содействие общему благоприятному психологическому климату п коллективе класса;

оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):

коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивай, па основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Общие положения.

Настоящая инструкция разработана на основе Закона РФ об образовании, Устава школы, правил внутреннего распорядка, Конвенции о правах ребенка и других инструкций.

Классный руководитель назначается и освобождается от должности директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя из числа наиболее опытных педагогов.

Классный руководитель подчиняется директору школы, его заместителям, социальному педагогу по социальным вопросам.

Главная функция в должности классного руководителя – защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил.

I . Деятельность классного руководителя в обеспечении здоровья:

Изучает особенности развития детей;

Выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка;

Проводит тестирование на выявление психического состояния ребенка, особенностей характера и темперамента;

Совместно со школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания, физических и дыхательных упражнений, помогает ребенку организовать режим жизни;

Помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников;

Ведет работу по профилактике заболеваний, проводит «физкультминутку»;

Проводит беседы о личной гигиене человека;

Ведет антиалкогольную пропаганду;

Проводит профилактическую работу по предупреждению детского дорожного травматизма, несчастных случаев;

Организует спортивные соревнования, игры на воздухе;

Рассматривает на «малых педсоветах» вопросы о дозировке материала, количестве письменных работ, характере домашней работы, корректирует программы с целью сокращения перегрузок учащихся;

Пропагандирует здоровый образ жизни.

II . Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся.

Изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания:

Исходя из единых (школа-семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся;

Осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе;

Проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.

Классный руководитель должен обладать информацией:

Состояние семейно-бытовых условий ученика;

Состояние его здоровья;

Положение в классе;

О внешкольных интересах и увлечениях;

Общественных поручениях;

Любимых и нелюбимых предметах;

Отношение к гимназии, к учителям, родителям товарищам;

Уровне воспитанности учащихся своего класса;

Стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.

III . Взаимосвязь классного руководителя с учителями-предметниками:

Должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержания обучения по каждому предмету, координировать решение воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;

Определять с учителем меры по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;

Посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала;

Создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний;

Проводить педконсилиумы с учителями с целью определения их реальных учебных возможностей; уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;

Вовлекать учащихся в предметные кружки, НОУ, клубы и т.д.;

Совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.

IV . Работа с классным коллективом:

Организует дежурство учащихся на переменах;

Прививает навыки трудового воспитания, организуя участие учащихся в генеральных уборках гимназии и классного помещения, прививает навыки производственного труда;

Привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка;

Развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, тактично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнять поручения;

Проводит «часы общения» с целью формирования у детей коммуникативной культуры;

Проводит праздники, организует вечера, встречи с интересами людьми, с людьми разных профессий и т.д.;

Участвует со своим классом в общешкольных, районных, городских мероприятиях.

V . Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями:

Изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений;

Определяет виды и формы совместной работы;

Ориентирует учащихся в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей;

Выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении проблем, в выборе кружков, секций, клубов;

Расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров;

Перед проведением внеклассной работы вне гимназии проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале инструктажа.

VI . Документация классного руководителя:

Ведет психологическую карту класса;

Составляет план социального развития классного коллектива на полугодие по следующим направлениям:

а) развитие интеллектуальных способностей;

б) нравственно-эстетическое воспитание (правовое, половое в том числе);

в) экологическое воспитание;

г) эстетическое воспитание;

д) физическое воспитание;

е) развитие технического творчества и производственной деятельности;

Ведет рабочий дневник;

Обрабатывает исследовательские материалы и в виде схем, таблиц, графиков хранит в тетради «Психологическая карта класса»;

Ведет классный журнал;

Проверяет один раз в неделю ученические дневники;

Ведет индивидуальную работу с родителями, проводит 2 раза в четверть родительские собрания, а по необходимости и чаще.

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

1. Методическое объединение классных руководителей – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы.

2. Основные задачи методических объединений классных руководителей.

2.1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.

2.2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.

2.3. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.

2.4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.

2.5. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.

2.6. Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов.

3. Функции методического объединения классных руководителей:

3.1. Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов.

3.2. Координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует их взаимодействие в педагогическом процессе.

3.3. Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся.

3.4. Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы.

3.5. Обсуждает социально-педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей, материалы аттестации классных руководителей.

3.6. Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией гимназии о поощрении лучших классных руководителей.

4. Методическое объединение классных руководителей ведет следующую документацию:

Список членов методического объединения;

Годовой план работы методического объединения;

Протоколы заседаний методического объединения;

Программы деятельности;

Аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля (копии справок, приказов);

Инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей;

Материалы «методической копилки классных руководителей».

5. Структура плана методического объединения классных руководителей.

5.1. Краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся-воспитанников и анализ работы МО, проведенной в предыдущем учебном году.

5.2. Педагогические задачи объединения.

5.3. Календарный план работы методического объединения, в котором отражаются:

План сессий (заседаний МО;

График открытых мероприятий классов;

Участие МО в массовых мероприятиях гимназии;

Другая межсессионная работа.

5.4. Повышение профессионального мастерства классных руководителей:

Темы самообразования классных руководителей;

Участие в курсах повышения квалификации;

Подготовка творческих работ, выступлений, докладов на конференции;

Работа по аттестации педагогов.

5.5. Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.

5.6. Участие в тематическом и персональном контроле за воспитательным процессом.

6. Функциональные обязанности руководителя методического объединения классных руководителей.

Руководитель методического объединения классных руководителей:

отвечает:

За планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности методического объединения;

За пополнение «методической копилки классного руководителя»;

За своевременное составление документации о работе объединения и проведенных мероприятий;

совместно с заместителем директора по воспитательной работе и заведующим кафедрой методики воспитательной работы отвечает:

За соблюдение принципов организации воспитательной работы;

За выполнение классными руководителями их функциональных обязанностей;

За повышение научно-методического уровня воспитательной работы;

За совершенствование психолого-педагогической подготовки классных руководителей;

организует:

Взаимодействие классных руководителей – членов методического объединения между собой и с другими подразделениями гимназии;

Открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания методического объединения в других формах;

Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей;

Консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей;

Координирует планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов;

Содействует становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов;

Принимает участие в подготовке и проведении аттестации классных руководителей;

Участвует в научно-исследовательской работе кафедры методики воспитательной работы гимназии, совместно с заведующим кафедрой методики воспитательной работы организовывает исследовательские (творческие) группы педагогов и курирует их деятельность.

Уже почти два года существует эта статья и очень много читателей жаловались на то, что мои слова ничем не обоснованы, только на опыте. Требовали предоставить нормативные акты, но я ничего не могла найти. Поиск ответа на вопрос одного из пользователей случайно вывел меня на приказ министерства с методическими рекомендациями о работе классного руководителя и я решила обновить статью и прокомментировать её в соответствии с нормативным актом.

Ещё работая в школе, меня поражало и возмущало, сколько же должен всего делать учитель, если он ещё и классный руководитель. О большом количестве «профессиональных граней» учителя я уже немного писала . Данная статья опишет функции классного руководителя с точки зрения министерства образования.

Школы и учителя могут в своей работе ориентироваться на приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», которые регламентируют деятельность классного руководителя.

Классный руководитель – это учитель по любому предмету, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) одного прикрепленного к нему класса и общается с родителями.

По закону (ч.1 статьи 60.2. Трудового кодекса РФ) любая дополнительная работа должна выполняться с письменного согласия работника и за дополнительную плату. На деле же классное руководство прописывается в трудовом договоре и учитель автоматически соглашается с выполнением данной работы при подписании. Редко кто может от этого отказаться, хотя имеет полное право, да и оплачивается оно далеко от пропорциональности потраченному времени и силам.

Функции классного руководителя и что нужно для их осуществления:

  • Знать Имя, фамилию, домашний адрес, телефон (желательно) каждого ребёнка в своём классе, а также ФИО родителей (законных представителей), их телефон. Я просила и данные о месте работы родителей, но они скорее всего являются избыточными.
    В данном случае реализуется следующие функции классного руководителя из организационно-координирующих:
  • — обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьёй;

  • — установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся…;

  • Эти данные также необходимы для осуществления следующей функции:
  • — ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся).

  • Знать особенности характера ребёнка (по возможности) . Не все черты характера и склонности видны учителю сразу или даже со временем. Родители видят учащегося по-своему, в другой обстановке. Всем нам хочется, чтобы ребенка воспринимали как личность со всеми особенностями характера и поведения, поэтому расскажите о них классному руководителю.
    Это может быть необходимо для:

    — Организации в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

    взаимодействия с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

    Для осуществления коммуникативных функций:

    регулирования межличностных отношений между обучающимися;

    установления взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

    оказания помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств

  • Знать причину отсутствия ребёнка на занятиях . Классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье ребёнка во время занятий. Поэтому с вас и просят , справки и т.д. На основе данных документов администрация составляет официальный приказ об освобождении ребенка от занятий. Таким образом, ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время занятий берет на себя родитель (законный представитель). Это функция контрольная:

    контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

  • Должен готовить и проводить собрания и

    проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

  • проверять дневники как минимум раз в неделю (выставлять оценки, вклеивать важную для родителей информацию, сообщать о дате проведения родительского собрания и т.д.). Сейчас есть электронные дневники, а также большая часть информации выкладывается на сайте школы (школа обязана постоянно обновлять информацию на сайте для обеспечения информационной открытости образовательного учреждения, имейте это в виду). Но многие родители хотели бы по старинке получать информацию из бумажного носителя.

    контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

  • Знать медицинские показания и противопоказания каждого ребёнка — рекомендуется
    Учитель не вправе требовать медицинские заключения и диагнозы. Но родители по своему желанию могут сообщить, есть ли у ребенка аллергия или физические особенности, которые нужно учитывать при организации учебного процесса (например, плохое зрение).
  • Знать социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе).
    Данная информация собирается для деятельности социального педагога.

    оказание родителям помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)

    Походы с детьми в кино, театр и проведение других воспитательных или развлекательных мероприятий-

    организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

Методические рекомендации освещают и формы работы, которые классный руководитель может использовать для осуществления своих функций: индивидуальные (беседы, консультации); групповые (например, органы самоуправления, которые сейчас почему-то перестали быть актуальными, по крайней мере в моей школе); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты).

Успешность работы предлагается оценивать по уровню социального развития обучающихся (общая культура, дисциплина), то есть по результатам. Так же оценивается сам процесс работы, то есть как классный руководитель организовал воспитательную работу с учащимися, как взаимодействует с коллективом школы и родителями.

Но некоторые вещи всё же не освещены в документе, но, по-моему мнению, важны для работы — это то, чего нельзя делать в работе классного руководителя и немного о его графике.

Классный руководитель не вправе

Напоследок…

Спустя два года я вернулась к статье уже с другими представлениями о школе и работе в ней классным руководителем. Некоторые читатели были не согласны с моим мнением (правда, не поясняя почему). Сейчас я понимаю, что многое зависит от людей и достаточно много учителей, которые очень любят быть именно классным руководителем и большое количество функций их не пугает и не раздражает. Для меня же эта работа была в тягость, так как хотелось в большей степени заниматься подготовкой к урокам, а не подсчетом оставшихся денег на питание и проверкой дневников.

Есть что добавить или возразить? Напиши в комментариях. Жду в группах ВК и Одноклассниках.

Кратко о должности классного руководителя, его функциях и обязанностях по ФГОС

ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) содержат в себе требования, выставляемые к процессам реализации образовательных программ, а также требования к деятельности классного руководителя. При составлении должностной инструкции следует учитывать закрепленные в ФГОС положения.

Перед классным руководителем ставится задача организовать учебно-воспитательную работу класса. Чаще всего эти функции возлагаются на учителя-предметника. В отдельных учебных заведениях классный руководитель не имеет вообще или имеет минимальную учебную нагрузку, тогда он называется классным наставником, тьютором, классным куратором.

Функции, которые возлагаются на классного руководителя, закрепляются в Уставе школы. Официально перед классным руководителем ставится задача организовать учеников, но на практике этот процесс сводится к оказанию помощи в самоорганизации учеников, к поддержке их инициатив и творческих порывов. Еще к функциям классного руководителя можно отнести:

  • организацию учебной работы класса;
  • организацию внеучебной жизни класса;
  • социальную помощь и защиту учеников;
  • взаимодействие с родителями учеников.

Примерная структура должностной инструкции

Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:

Не знаете свои права?

  • общим положениям,
  • должностным обязанностям,
  • правам,
  • ответственности.

При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.

Общий раздел инструкции

Первый раздел инструкции содержит в себе краткое описание должности и квалификационные требования, которые выставляются к кандидату на должность классного руководителя. Так, сюда включают следующие пункты:

  • полное наименование должности (классный руководитель), и к какой категории сотрудников эта должность относится;
  • порядок назначения на должность и увольнения (решение принимает директор школы, издавая соответственный приказ);
  • порядок подчиненности: классный руководитель может подчиняться непосредственно директору школы или заучу по УВР;
  • на кого возлагается классное руководство во время отсутствия сотрудника;
  • чем руководствуется в своей работе классный руководитель: законами (в частности ФЗ «Об образовании» от 29.12.12.2012 № 273-ФЗ) и другими нормативными актами, Конвенцией по правам ребенка, Уставом школы и др.;
  • квалификационные требования: как правило, сотрудник должен иметь высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми как минимум на протяжении года, но не обязательно в качестве классного руководителя.

Должностные обязанности классного руководителя

Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:

  • вести журнал успеваемости;
  • оформлять личные дела учеников;
  • организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
  • организовывать дежурства;
  • организовывать порядок питания учеников;
  • формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
  • контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
  • работать с дневниками учеников;
  • создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
  • способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
  • помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
  • проводить классные часы;
  • обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
  • проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
  • проводить классные собрания с родителями.

Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.

Права классного руководителя

В этом разделе отображаются те права, которыми наделяется классный руководитель для беспроблемного исполнения своих должностных обязанностей. Практически во всех учебных учреждениях классный руководитель может:

  • присутствовать на уроках учителя-предметника, проводимых в подконтрольном классе, но при этом нельзя прерывать занятие или делать во время урока замечания учителю;
  • изучать, как проходит воспитательный процесс на уроках, проводимых учителем-предметником;
  • привлекать к дисциплинарной ответственности учеников из своего класса согласно документам школы, регулирующим данный процесс;
  • поощрять учеников из своего класса согласно нормативным документам школы;
  • активно сотрудничать с коллегами, участвовать в педагогическом совете школы, вносить предложения по улучшению процесса обучения;
  • сотрудничать с медицинскими работниками, работниками соцслужб и инспекций по делам несовершеннолетних;
  • повышать свою квалификацию.

Это не исчерпывающий перечень прав, он может при необходимости быть расширен или видоизменен.

Ответственность классного руководителя

Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:

  • за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения - привлечь к дисциплинарной ответственности;
  • за применение физического или морального насилия к ученикам - освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
  • за причинение ущерба имуществу школы - привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.

Классное руководство - это еще одно направление деятельности учителя-предметника, и должностная инструкция помогает разграничивать обязанности, наделяет учителя дополнительными правами и в то же время дополнительными функциями. При этом должностные инструкции для классного руководителя и для учителя-предметника не должны пересекаться, что учитывается при их разработке.

На плечи классного руководителя ложится координация процесса воспитания и образования вверенного ему класса в средней школе. Он отвечает за полученные учениками результаты учебно-воспитательной деятельности, корректирует ее организацию и помогает обучающимся. Деятельность классного руководителя описывается в должностной инструкции.

Должностную инструкцию классного руководителя по ФГОС на 2018-2019 год регламентирует приказ Минобрнауки от 3.02.2006 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками». В ней указываются общие требования к специалисту, его обязанности и функции, права и мера ответственности.

Что включает должностная инструкция классного руководителя?

Классный руководитель назначается на должность по приказу директора школы. Эту должность может занимать педагог, получивший среднее или высшее специальное образование. Должностные обязанности классного руководителя широки: он управляет образовательно-воспитательным процессом, взаимодействует с семьями учеников и внешними организациями, готовит документацию, представляет интересы детей. При составлении должностной инструкции специалисту следует учитывать положения, закрепленные по ФГОС.

В своей работе классный руководитель должен основываться на:

  • личностно-ориентированном подходе;
  • актуальной в образовательной учреждении концепции воспитания;
  • результатах анализа явлений жизни;
  • толерантности;
  • учете материального и социального положения семей учеников;
  • учете уровня воспитания и семейных обстоятельств детей.

Структуру работы классрука можно представить в таком виде:

  • организационная, аналитическая и прогностическая деятельность в воспитательном процессе;
  • контроль жизнедеятельности класса;
  • изучение и использование современных приемов воспитания.

Работа классного руководителя может проходить в таких формах, как беседы, обсуждения, дискуссии, игры, дебаты, тренинги, встречи с различными людьми, экскурсии, социально значимая трудовая деятельность, соревнования, творческая активность детей. В рамках обязанностей классного руководителя по закону об образовании он проводит с родителями беседы, лекции, собрания, внеклассные мероприятия.

Таблица 1. Должностные обязанности классного руководителя согласно инструкции

Требуемые образование и навыки

Основы подростковой психологии и физиологии, методы работы с одаренными и сложными детьми, нормы действующего законодательства РФ в сфере образования, Конвенция о правах ребенка, локальные акты. Педагогу необходимо иметь развитые навыки коммуникации, а также:

  • планировать работу и прогнозировать ее результаты;
  • ставить и добиваться краткосрочных и долгосрочных целей;
  • выстраивать гармоничные отношения с детьми, коллегами и родителями;
  • стимулировать инициативность детей, поддерживать их;
  • проводить воспитательные мероприятия;
  • применять нравственно-эстетические технологии в работе.

Цели и задачи работы

Целями работы выступают:

  • работа с учениками для гармонизации отношений в образовательном пространстве, раскрытия их потенциала;
  • в обязанности классного руководителя по закону об образовании 2018 входит построение гармоничных отношений в классе;
  • создание продуктивных отношений с родителями, администрацией и другими педагогами.

Классрук контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм, проводит инструктаж по технике безопасности, рассказывает о здоровом образе жизни, оптимизирует учебную нагрузку, применяет здоровьесберегающие технологии.

Индивидуальная работа с учениками

Ведение дневника наблюдений. Выделение групп учеников по интересам и способностям, определение «группы риска». Диагностика психофизического развития детей, очерчивание их умений и навыков, оценка интеллектуальных, спортивных и творческих способностей.

Посещение семей, ведение личных дел, профилактика девиантного поведения. Способствование раскрытию потенциала и гармоничному развитию учащихся.

Проведение работы с классным коллективом

Функции классного руководителя по ФГОС включают:

  • контроль посещения и успеваемости учащихся, проверка дневников, ведение уставной документации, взаимодействие с учителями предметниками, повышение мотивации учеников;
  • проведение мероприятий для создания благоприятной среды в классе, оценка внутреннего климата в коллективе;
  • проведение различных классных мероприятий, привлечение детей к факультативам и кружкам;
  • контроль организации классного самоуправления, организация трудовой деятельности (дежурств, уборка территории).

Работа с родителями и внешней средой

Систематическая работа с родителями, анализ семейно-бытовых условий, повышение педагогических знаний родителей, вовлечение семьи во внеклассную деятельность, проведение родительских собраний.

Воспитательное воздействие

Гармоничное развитие личности ребенка, просветительская деятельность, беседы и пр.

Повышение квалификации

Постоянное саморазвитие, путем прохождения курсов повышения квалификации, изучения литературы, участия в обмене педагогическим опытом, конкурсах, конференциях, семинарах.

Права и мера ответственности

К правам классного руководителя относятся:

  • контроль академических успехов детей;
  • получение информации об их психофизиологическом развитии;
  • работа с родителями по приглашению в школу;
  • присутствие на уроках учителей-предметников;
  • привлечение учеников к дисциплинарной ответственности;
  • поощрение учеников за их успехи;
  • инициация совершенствования работы;
  • использование методической поддержки педагогов и администрации;
  • защита собственной чести и достоинства.

За неисполнение или недобросовестное исполнение обязанностей классруку грозит административная ответственность.

Возлагаемые на классного руководителя функции закрепляются в Уставе школы.

Примерная структура должностной инструкции классного руководителя

Структура должностной инструкции классного руководителя по ФГОС строится по тому же принципу, что и другие должностные инструкции. Основными разделами будут:

  • общие положения,
  • должностные права и обязанности,
  • ответственность.

В общем разделе содержится краткое описание квалификационных требований и описание должности классного руководителя. В этот раздел включают такие пункты:

  • полное название должности, к какой категории сотрудников она относится;
  • порядок назначения и увольнения;
  • порядок подчиненности: директору школы и завучу по УВР;
  • кто будет выполнять обязанности классного руководства при отсутствии сотрудника;
  • какими законами и нормативными актами руководствуется сотрудник в своей работе;
  • квалификационные требования.

В разделе «Должностные обязанности и права» классного руководителя указываются пункты, рассмотренные выше. При этом Уставом школы перечень обязанностей может меняться, тогда раздел инструкции корректируется.

В разделе, посвященному ответственности классного руководителя, кратко перечисляются виды ответственности:

  • за несоблюдение должностной инструкции, невыполнение распоряжений директора, нарушение школьных правил – дисциплинарная ответственность;
  • физическое или моральное насилие над учениками – освобождение от должности;
  • за неаккуратность в ведении документации – взыскание согласно с организационными документами школы;
  • нанесение ущерба имуществу школы – материальная ответственность согласно гражданского или трудового законодательства.

Для облегчения работы персонала предлагаем скачать пример должностной инструкции классного руководителя.

Особенности должностных обязанностей классного руководителя

Высокая ответственность работы сопряжена и с определенными трудностями, с которыми сталкивается педагог при выполнении обязанностей классного руководителя в школе по ФГОС .

Одной из ключевых трудностей является то, что в должностной инструкции указаны формы, методы и виды работы педагога, однако не упоминаются затраты времени, необходимые для такой работы. Поэтому зачастую классруки страдают от нехватки времени, в то время как по трудовому договору классное руководство выступает дополнительной обязанностью, которая выполняется в рабочее время. Однако временные затраты зачастую оказываются обратно пропорциональными прибавке к зарплате за ведение классного руководства. Чтобы выполнять функции классного руководителя с большей эффективостью, рекомендуем пройти дистанционный курс повышения квалификации:

Как показывает практика, полноценное классное руководство нельзя совмещать с основной деятельностью. Что входит в обязанности классного руководителя и почему оно требует 35–40 часов в неделю? Это:

  • проверка дневников и дисциплины – не менее часа каждый день;
  • ведение школьной документации, организация творческой и трудовой деятельности – не менее часа в день;
  • участие в конкурсах, соревнованиях, уборке и пр.

Привычной практикой является назначение на должность классного руководителя учителя-предметника. Однако в некоторых учебных заведениях с классного руководителя полностью или частично снимается учебная нагрузка. При этом педагога называют классным наставником, тьютором, куратором.

Второй видимой проблемой, которая всплывает при анализе функциональных обязанностей классного руководителя, является размытость формулировок инструкции, а также введение в отдельных учреждениях таких обязанностей, которые снижают мотивацию педагогов. Например, сбор денег, разглашение личной информации и пр.

Некоторые трудности могут возникнуть и при взаимоотношениях с администрацией школы и коллегами, когда:

  • классный руководитель в соответствии должностными обязанностями по ФГОС и внутренним порядком школы заменяет отсутствующих коллег;
  • разрабатывает и согласовывает учебный план на год или четверть;
  • отчитывается перед администрацией о проделанной работе.

Как видно, классный руководитель выполняет такие функции, как мотивация, организация, контроль воспитательно-учебного процесса в пределах вверенного ему класса, создание гармоничных отношений с детьми, педагогами и семьями, организация внеурочной деятельности детей. Однако для успешного выполнения таких функций, деятельность сотрудника должна быть грамотно организована и справедливо оплачена.

Узнать больше о системе классного руководства и обязанностях классного руководителя можно в статьях:
1.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Исполнение обязанностей классного руководителя осуществляется на основании приказа директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на других педагогических сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Классный руководитель должен иметь среднее или высшее профессиональное образование или соответствующий опыт работы.

1.3. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора (воспитательная работа).

1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», семейным кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Классный руководитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

ФУНКЦИИ

2.1. организация воспитательного процесса в классе, руководство им и контроль за развитием этого процесса;

2.2. содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в классе.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

3.1. анализирует:

Проблемы, ход, развитие и результаты воспитательного процесса в классе;

3.2. прогнозирует:

Тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки плана воспитательной работы в классе;

Последствия запланированной воспитательной работы в классе;

3.3. планирует и организует:

Воспитательный процесс во время проведения мероприятий с обучающимися класса;

Разработку необходимой методической документации по воспитательной работе в классе;

- осуществление систематического контроля за уровнем воспитанности обучающихся;

Работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся класса;

Просветительскую работу для родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса;

Изучение с учениками Правил для учащихся;

3.4. координирует:

Деятельность обучающихся во время воспитательных мероприятий;

3.5. контролирует:

Безопасность используемых в воспитательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств;

Соблюдение учениками Правил для учащихся;

3.6. корректирует:

Развитие личности обучающихся;

Ход выполнения программы воспитательной работы в классе;

3.7. консультирует:

Родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса;

3.8. оценивает:

Воспитанность и личностное развитие учащихся;

3.9. обеспечивает:

Проведение родительских собраний не реже одного раза в четверть;

Еженедельную проверку ведения дневников обучающимися;

Своевременную передачу родителям обучающихся информации и требований администрации школы;

Своевременное составление установленной отчетной документации и ее представление непосредственным руководителям;

Своевременное и аккуратное заполнение в журнале страничек классного руководителя;

Создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого обучающегося;

Помощь учащимся в учебной деятельности, в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями и родителями, в получении дополнительного образования через систему кружков, секций, студий и т.п.;

Обновление содержания воспитательной работы класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся;

Сохранность оборудования, мебели и санитарного состояния закрепленного помещения;

Получение обучающимися горячего питания в столовой;

3.10. присутствует:

На любых мероприятиях, в которых принимают участие учащиеся своего класса;

На всех психолого-педагогических и организационных мероприятиях, проводимых для родителей (законных представителей) своего класса.

ПРАВА

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. выбирать:

Формы и методы воспитания учащихся;

4.2. давать:

Обязательные распоряжения учащимся во время проведения воспитательных мероприятий;

4.3. привлекать:

К дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;

4.4. принимать участие:

В разработке воспитательной программы школы;

Работе Педагогического совета;

4.5. вносить предложения:

О начале, прекращении или приостановлении конкретных воспитательных проектов;

По совершенствованию воспитательной работы;

У руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

4.7. приглашать:

От имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и нарушениях их детей;

4.8. требовать:

От учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы;

4.9. повышать:

Свою квалификацию.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и заместителя директора по воспитательной работе и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Должностная инструкция

Классного руководителя начальных классов,

Перешедших на новые ФГОС.

(дата)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.

1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на учителя соответствующего профиля. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде

1.3. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе школы и, если он реализует программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по внеурочной работе, а далее – директору школы.

1.4. В своей деятельности Классный руководитель руководствуется Конституцией и законами РФ, указами президента РФ, решениями Правительства РФ, решениями администрации и Законодательного собрания Оренбургской области и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.

1.5. Классный руководитель должен знать:

1.5.1Нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;

1.5.2.Конвенцию о правах ребенка;

1.5.3.Правила внутреннего трудового распорядка;

1.5.4.Этику делового и межличностного общения;

1.5.5.Педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;

1.5.6.Общую, возрастную и социальную психологию;

1.5.7.Возрастную физиологию;

1.5.8.Методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой,познавательной, трудовой(производственной), социально – значимой волонтерской, досугово – развлекательной, спортивно – оздоровительной, туристко – краеведческой, проблемно - ценностного общения, художественного творчества;

1.5.9.Программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;

1.5.10.Правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

ФУНКЦИИ

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащихся;

2.2. Формирование коллектива класса

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Работает с учащимися закрепленного за ним класса

3.2. Осуществляет изучение личности каждого учащегося в классе, его склонностей, интересов;

3.3. Создает благоприятную среду и морально-психологический климат для каждого учащегося класса;

3.4. Способствует развитию у учащихся навыков общения, помогает учащемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;

3.5. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности учащегося, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;

3.6. Осуществляет помощь учащимся в учебной деятельности, выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;

3.7. Содействует получению дополнительного образования через систему кружков, секций, организуемых в школе;

3.8. Обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями жизни общества;

3.9. Соблюдает права и свободы учащихся;

3.10. Совместно с органами самоуправления учащихся ведет пропаганду здорового образа жизни, проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья учащихся;

3.11. Ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение учащимися дневников и проставление в них отметок

3.12. Поддерживает постоянный контакт с родителями учащихся

3.13. Планирует воспитательную работу в классе.

3.14. Знакомит школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулирует самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогает им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.

3.15. Обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

3.16. Оперативно извещает администрацию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.17. Проводит инструктаж учащихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

3.18. Организует изучение учащимися правил поведения в быту, на воде, правил по охране труда, правил дорожного движения

3.19. Принимает непосредственное участие совместно с классом в общешкольных внеучебных мероприятиях;

3.20. Сотрудничает с работающими в классе воспитателями группы продленного дня, педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учебе.

3.21. Участвует в работе педагогического совета школы;

3.22. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.23. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

ПРАВА

Классный руководитель имеет право в пределах компетенции:

4.1. Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2. Давать обязательные распоряжения учащимся во время занятий и перемен, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины;

4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и наказаниях;

4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства

4.5. Знакомство с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.6. Защищать свои права и интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;

4.7. Свободно выбирать и применять различные методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний учащихся;

4.8. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителями - предметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями группы продленного дня, социальным педагогом, школьным психологом занятия с детьми его класса.

4.9. Самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные ее модули) организации внеурочной деятельности учащихся вверенного ему класса.

4.10. Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации

4.11. На переход на неполную рабочую неделю, неполный рабочий день в случаях и порядке, установленном трудовым законодательством.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией в том числе за не использование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе, однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью учащегося, Классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ « Об образовании». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных полномочий Классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

Общие положения.

1.1. Классный руководитель - педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

1.2.Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.

1.3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

1.4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, заместителем директора по воспитательной работе в установленном порядке.

2. Основные задачи и содержание (направления) работы классных руководителей в классе.

2.1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:

2.1.1. Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.

2.1.2. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.

2.1.3. В соответствии свозрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.

2.1.4. Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.

2.1.5. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.

2.1.6. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина

2.2.Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.

2.3.Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.

2.4.Содействует получению дополнительного образования учащимся через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.

2.5.Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.

2.б.3ащищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время.

2.7.Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.

2.8.Организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.

2.9.Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещании.

Должностная инструкция

Должностные обязанности классного руководителя

1. Общие положения.

1. Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленной на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.

2. Классный руководитель, как административное лицо, назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.

3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы/ заведующий учебной частью.

2. Основные задачи и содержание работы классного руководителя.

1. Содействовать созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого учащегося и условий для развития навыков коммуникативной культуры учащихся.

2. В соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями Устава школы способствовать обновлению содержания жизнедеятельности класса. Участвовать в создании органов самоуправления учащихся.

3. Участвовать в реализации федеральной экспериментальной программы «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования», проектах «Дети в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург в детях», «Школьная библиотека-Дом детской книги», «Совместное планирование достижений учащихся», вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;

4. Использовать разнообразные приемы, методы и средства воспитательной работы, способствуя расширению интересов и форм познания, пробуждению в детях активных исследовательских интересов. Изучать индивидуальные особенности, интересы учащихся и содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности ребенка.

3. Режим работы классного руководителя.

1. Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст.130.

2. Час классного руководителя (классный час) - один раз в неделю (формы проведения классного часа могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, подготовка к общеклассному или общешкольному делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии и т. п.).

3. Количество воспитательных мероприятий – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.

4. Количество классных родительских собраний – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.

5. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

6. С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создаётся методическое объединение.

7. Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы заведующий учебной частью.

4. Классный руководитель должен уметь:

1. общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;

2. видеть и формировать свои воспитательные цели;

3. составить план воспитательной работы в собственном классе;

4. организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д.;

5. организовать и провести родительское собрание;

6. пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и корректно использовать их в воспитательной работе.

5. Должностные обязанности

Классный руководитель:

1. ведет журнал успеваемости учащихся (электронная и бумажная версия);

2. осуществляет контроль по оформлению классных журналов (электронная и бумажная версия) по всем учебным дисциплинам в соответствии учебно-тематическим планированием;

3. ведет личные дела учащихся и следит за их оформлением;

4. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных;

5. организует дежурство по классу, школе и другим общественным помещениям;

6. заботится о внешнем виде учащихся;

7. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости учащихся;

8. создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);

9. способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;

10. контролирует учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

11. оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;

12. способствует участию учащихся школы в городских и международных конкурсах, олимпиадах по предметам («Медвежонок», «Кенгуру» и др.)

13. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную деятельность;

14. проводит тематические классные часы периодичностью 1 раз в неделю, собрания, беседы с учащимися;

15. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям;

16. осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-11ых классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;

17. организует и проводит родительские собрания периодичностью 1-2 раза в триместр. Работает с родителями индивидуально, привлекает родителей к организации внеклассной деятельности;

18. несет персональную ответственность за обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время внеклассных мероприятий. Сопровождает учеников во время экскурсий и других внеклассных и внешкольных мероприятий. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

6. Документация и отчётность.

1. Ведет карту индивидуального развития ребенка, с учетом его психофизических возможностей, постоянно повышая уровень вовлеченности ребенка в учебный процесс, способствуя повышению эффективности усвоения учебного материала(1 раз в неделю пополнят ИКР работами учащихся по всем учебным дисциплинам). Систематически стимулирует интеллектуальные усилия ребенка. Создает условия для повышения уверенности ребенка в собственных силах и воспитания определенной независимости взглядов.

2. Ежедневно выясняет причину отсутствия учеников, оперативно информируя администрацию школы и родителей об отсутствии ученика. Письменно фиксирует отсутствие ученика с указанием причины отсутствия в соответствующем журнале и классном журнале. Создает условия для усвоения ребенком пропущенного учебного материала.

3. До 01 числа начала каждого триместра сдает завучу школы отчет по результатам исследований состояния социально-психологического микроклимата в детской группе.

4. Один раз в учебное полугодие (декабрь, апрель - старшая школа, март -начальная школа) организует и проводит презентацию детских достижений, привлекая к обсуждению полученных результатов родителей учащихся школы как внешних экспертов образовательной программы и педагогических партнеров школы.

5. До 25 числа окончания каждого триместра/полугодия осуществляет сбор качественных характеристик учащихся класса от учителей-предметников, обобщает и сдает аналитическую справку завучу школы.

6. Ежемесячно совместно с учениками формирует портфолио. До 01числа начала каждого триместра представляет завучу на проверку портфолио учащихся. В конце учебного года на итоговом родительском собрании выдает родителям учащихся портфолио (накопленные за год творческие и контрольные работы учащихся).

7. Ежегодно до 10 сентября выдает родителям «Табель прогресса учащегося» (по всем учебным дисциплинам) с целью выработки единых механизмов взаимодействия между взрослыми и детьми.

8. Создает условия для написания учащимися школы обязательных сочинений: «Какой я вижу школу в новом учебном году», «Мой идеал учителя»-сентябрь; «Детская моих будущих детей», «Мой остров Гдетотам» - октябрь; «Мои достижения и достижения моих одноклассников» - май. До 25.09 и 25.05 сочинения сдает сочинения завучу для проведения анализа состояния учебно-воспитательного процесса школы, определения задач и путей решения выявленных проблем.

9. Два раза в год (до 05 декабря и до 05 мая) готовит родителям письма о достижениях детей в образовательной деятельности. Письма сдаются завучу школы с целью уточнений и дополнения в полученной информации об учащихся школы для последующего их отправления родителям.

10. Несет ответственность за своевременное оформление всех разделов классного журнала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению этого рода документов:

§ до 05 сентября заполняет страницы классного журнала: «Общие сведения об обучающихся», «Лист здоровья», «Сведения о занятиях во внеурочное время»;

§ в первую неделю каждого триместра проводит инструктаж по технике безопасности;

§ за день до окончания каждого триместра выставляет итоговые оценки на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся»;

§ до 01 числа начала каждого триместра проверяет наличие записи о выполнении учебной программы в триместре за подписью преподавателя-предметника;

§ до 28.05 проверяет в журнале по каждому предмету наличие итоговых годовых оценок;

§ до 01.06 заполняет Личные дела учащихся и сдает на проверку завучу школы.

11. Ежемесячно сдает классные журналы на проверку завучу школы.

12. Один раз в неделю проверяет и оценивает ведение дневников учащимися класса.

13. Один раз в неделю участвует в оперативных совещаниях, проводимых завучем школы.

14. Ежегодно до 28 августа сдает планы воспитательной работы на предстоящий учебный год. Ведет воспитательную работу с учениками по плану, утвержденному администрацией школы.

15. До 01 числа каждого месяца сдает отчет (по установленной в школе форме - чек-лист) о проделанной работе за прошедший месяц с одновременным подписанием акта выполненных работ для начисления заработной платы.

16. Дежурит в школе по графику, организуя свободное время детей во время школьных перемен в целях безопасности жизни, здоровья детей и разумного их отдыха.

17. В случае нетрудоспособности своевременно ставит в известность Администрацию школы.

18. Создает условия для прохождения итоговой аттестации за курс основной (9кл.) и средней школы (11кл.): подготовка необходимой документации для сдачи экзаменов, решение организационных вопросов (оперативно информирует учеников и родителей о ходе итоговой аттестации, присутствует во время аттестации с учениками и оказывает им моральную поддержку). Контролирует готовность учеников к сдаче итоговой аттестации.

19. В пределах профессиональной компетенции проводит работу с родителями. В случае конфликтной ситуации с учеником или родителями немедленно ставит в известность Администрацию школы для выработки совместного оптимального решения проблемы.

20. Должностные обязанности классного руководителя являются неотъемлемой частью договора с НОУ «Частная общеобразовательная школы «Унисон».

21. Должностные обязанности могут быть изменены администрацией школы в одностороннем порядке. В этом случае классный руководитель должен быть поставлен в известность за неделю до вступления изменений в силу. Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:

22. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы и других общественных органах школы.

23. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.

24. Знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения.

25. Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.

26. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока).

27. Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение.

28. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения.

29. Поощрять учащихся в порядке, установленном в школе.

30. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних.

31. Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с учащимися и их родителями.

32. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы.

7. Классный руководитель не имеет права:

1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д..

2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.

3. Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.

4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.

5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

8. Ответственность классного руководителя.

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах школы, законных распоряжений директора, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законами РФ.

2. За несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет ответственность, предусмотренную локальными документами школы.

3. Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством РФ.

4. Классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с законодательством РФ за применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося.

9. Классный руководитель должен знать:

o Конституцию Российской Федерации;

o документы правительства России и органов управления образованием по вопросам образования;

o Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену;

o основы доврачебной медицинской помощи;

o основы гражданского законодательства;

o педагогику детскую;

o возрастную и социальную психологию;

o психологию отношений: индивидуальные и возрастные особенности детей;

o возрастную физиологию;

o школьную гигиену;

o педагогическую этику;

o теорию и методику воспитательной работы;

o программы и учебники;

o средства обучения и их дидактические возможности;

o основы трудового законодательства;

o правила и нормы охраны труда;

o техники безопасности и противо