Различные формы нарушений речи возникают нередко на фоне тех или иных нарушений деятельности нервной системы, являющейся материальным субстратом мышления, сознания и речи. Без учета состояния нервной системы затруднено правильное понимание речевого дефекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Неврологические основы патологии речи: афазия, алалия, дислекия, дисграфия, дизартрия.
АФАЗИЯ
– расстройство речи, последствие повреждения участков мозга, отвечающих за речь. У большинства людей такие участки расположены в левом полушарии мозга. Афазия обычно возникает внезапно, зачастую в результате инсульта или травмы головы, однако в некоторых случаях – например, на фоне опухоли мозга, инфекции, деменции (приобретенного слабоумия) – может развиваться постепенно.
Афазия приводит к утрате способности говорить и понимать чужую речь, а также к способности читать и писать. Афазия может сопровождаться другими речевыми расстройствами – например, дизартрией (расстройством артикуляции) или апраксией речи, которые и сами по себе являются последствием повреждения мозга. От афазии может пострадать кто угодно, в том числе и дети, однако чаще всего это расстройство наблюдается у людей пожилого возраста вне зависимости от пола.
Афазия – результат повреждения одного или нескольких участков мозга, отвечающих за речь. Чаще всего афазия становится последствием инсульта – острого нарушения кровообращения, в результате которого кровь не поступает в мозг, и клетки мозга, лишаясь кислорода и питательных веществ, отмирают. Кроме того, причиной афазии могут быть тяжелые травмы головы, инфекции головного мозга, опухоли и другие заболевания, влияющие на мозг.
Признаки и симптомы
В зависимости от типа заболевания симптомы афазии разнятся: так, например, при экспрессивной афазии человек испытывает трудности с произношением слов и предложений, а при сенсорной афазии – трудности с пониманием речи. При глобальной афазии человек не способен ни говорить, ни воспринимать чужую речь.
В зависимости от расположения и размера поврежденного участка мозга симптомы афазии также могут быть различными; потеря речи может быть как частичной, так и полной.
Виды афазии
Сенсорная афазия
Повреждение височной доли головного мозга может вызвать сенсорную афазию, или так называемую афазию Вернике. В большинстве случаев такой вид афазии вызван повреждением левой височной доли головного мозга. Люди с афазией Вернике могут произносить длинные предложения, не имеющие никакого значения, добавлять в предложения ненужные слова и конструировать новые слова самостоятельно, из-за чего речь таких больных очень сложно или почти невозможно понять. Афазия Вернике вызывает затруднения при понимании чужой речи. При этом никаких других видимых нарушений у человека нет – поскольку повреждена та часть мозга, которая расположена вдали от участков мозга, контролирующих движения, человек в целом ведет себя и двигается совершенно нормально.
Моторная афазия
Эфферентная моторная афазия, или так называемая афазия Брока – расстройство речи, вызванное повреждением лобной доли головного мозга. Люди с афазией Брока способны выговаривать только короткие, простые предложения, часто опуская предлоги, поскольку произнесение слов дается им с трудом. К примеру, от человека с моторной афазией можно услышать «гулять собака» вместо «я пойду гулять с собакой». При этом чужую речь люди с афазией Брока воспринимают хорошо. Поскольку лобная доля головного мозга частично отвечает за моторику, часто афазия Брока сопровождается параличом или слабостью правых конечностей – руки и ноги.
Еще один вид афазии – так называемая тотальная, или глобальная афазия, последствие повреждения значительной части речевых центров головного мозга. Тотальная афазия приводит к неспособности выговаривать слова и воспринимать чужую речь.
Кроме того, принято выделять еще несколько видов афазии, каждый из которых является результатом повреждения различных речевых центров головного мозга. В некоторых случаях люди с афазией, будучи способными говорить и понимать значения слов и предложений, затрудняются повторять отдельные слова или предложения. В других случаях афазия приводит к неспособности правильно назвать предмет, даже если человек знает, что это за предмет и понимает, как им пользоваться.
Диагностика
Часто первые признаки афазии замечает лечащий врач в процессе лечения травмы головы или других повреждений мозга – в большинстве случаев это невролог. Врач может провести несколько тестов, требующих от пациента выполнять определенные команды, отвечать на вопросы, называть предметы, поддерживать беседу. Если существует подозрение на афазию, проводится более масштабное исследование речевых функций человека для подтверждения диагноза.
Лечение
.
В некоторых случаях даже без лечения наблюдается полное восстановление человека и исчезновение признаков афазии – обычно после кратковременного нарушения притока крови к мозгу, так называемой транзиторной ишемической атаки, или микроинсульта. В таких случаях речевые способности человека могут полностью восстановиться через несколько часов или дней.
В большинстве случаев, однако, восстановление речевых функций далеко не такое быстрое или полное. Хотя у многих людей с афазией наблюдается спонтанное частичное восстановление речевых функций в течение нескольких недель или месяцев после травмы мозга, некоторые признаки афазии обычно сохраняются. В таких случаях зачастую очень полезны логопедические методики. Восстановление речевой функции человека обычно требует длительного времени – свыше двух лет, и чем раньше начинается лечение, тем эффективнее процесс восстановления. На успешность восстановления речевых функций влияет множество факторов – в том числе причина, вызвавшая повреждение мозга, расположение поврежденного участка мозга, степень тяжести повреждения, возраст и состояние здоровья человека.
Участие членов семьи в лечении афазии у пациента считается очень важным компонентом терапии, поэтому родственникам пациента рекомендуется придерживаться следующих правил:
Упрощать речь, строя простые, короткие предложения
При необходимости повторять ключевые слова предложения
Сохранять нормальный стиль общения (то есть не пытаться разговаривать с больным, как с маленьким ребенком или слабоумным)
Привлекать больного к участию в беседе
Поддерживать все виды коммуникации, будь то речь или язык жестов
Как можно реже поправлять человека с афазией
Предоставлять человеку необходимое время на построение и выговаривание предложений
Сегодня существуют и другие подходы к восстановительной терапии, включающие, в том числе, использование компьютеров для улучшения речевых способностей человека, страдающего от афазии. При помощи компьютеров терапия помогает пациентам быстрее восстановить определенные элементы речевых функций. Кроме того, компьютер помогает людям, испытывающим трудности с восприятием отдельных звуков, предоставляя специальные упражнения для понимания фонем.
Очень часто ребенок, раньше говорящий, вдруг замолкает в результате стресса, либо тяжело перенесенной инфекции. Родители и, часто, неврологи списывают такое состояние ребенка на невроз, реже на аутизм (если поражение речи произошло давно). В действительности же состояние отсутствия речи называют одним словом - алалия.
АЛАЛИЯ
возникает, когда поражаются речевые зоны головного мозга. Речевые зоны мозга как раз и могут поражаться вследствие отоинфекции или сильнейшего стресса.
Моторная алали
я - это нарушение двигательной способности говорить, при полном сохранении понимания речи. Ребенок понимает обращенную к нему речь но не может говорить совсем. Или ребенок может говорить отдельными слогами, не имея возможности сложить слоги в слова, а слова в фразы. Яркий пример моторной алалии описан Вениамином Кавериным в его книге "Два капитана", когда Санька Григорьев - главный герой романа не говорил вплоть до 9 лет, пока в его жизни случайно не появился врач, который и провел с ним логопедическую работу. Впоследствии Санька прекрасно говорил и не испытывал никаких затруднений с речью.
Сенсорная алали
я - это отсутствие понимания речи при наличии возможности говорить. Ребенка с сенсорной алалией видно сразу - он говорит порой много, но непонятно. При этом он также не может хорошо повторить отдельные звуки или слоги за взрослым. Или же меняет местами звуки. Например, вместо "мо", ребенок может сказать "ом". Однако ребенок при этом имеет достаточно хороший слух.
Сенсорную алалию стоит отличать от синдрома Ландау-Клеффнера, при котором нарушение понимания речи связано с эпиактивностью головного мозга. Сам же синдром Ландау-Клеффнера в свою очередь стоит отличать от аутизма.
Дети с алалией обучаются по специальным методикам и достигают хороших результатов, занимаясь с логопедом. Логопед проводит специальный артикуляционный массаж, достигая тонуса мышц артикуляционного аппарата, его подвижности, что необходимо и детям с моторной алалией, и детям с сенсорной алалией.
Деление на сенсорную и моторную алалию условно, поскольку на практике часто встречаются случаи смешанной алалии. Однако для всех форм алалии характерно наличие диссонанса между вербальной и невербальной деятельностью: ребенок может прекрасно выполнять все задания, при которых не требуется говорить, например, рисовать, складывать пазлы, раскладывать картинки в строгом соответствии с сюжетом, но становиться совершенно беспомощным, когда нужно составить рассказ по разложенным картинкам или когда взрослый просит объяснить что делает на картинке тот или иной персонаж.
Клиническая картина алалии варьируется достаточно широко. Есть случаи, когда речь была нарушена частично и есть случаи полного отсутствия речи у ребенка до 10 и даже 15 лет. Однако, практикой установлено, что работа с логопедом, неврологом делают чудеса: ребенок начинает говорить. Кроме того, на активизацию работы речевых зон мозга оказывает огромное влияние музыка. А как установил врач-отоларинголог Альфред Томатис - частотное звучание музыки, проведенное через кость маленького пациента возвращает возможность говорить практически любому человеку. Отфильтрованные частоты подбираются индивидуально после проведения специальных тестов.
Практика показывает, что аудиовокальные тренировки помогают даже абсолютно не говорящим детям - заговорить.
ДИСЛЕКСИЯ
(от dis - нарушение и греч. lexsikos - касающийся слова, речи) - комплексное нарушение чтения и письма (письменной речи) у детей с нормальным интеллектом при нормальных социокультурных условиях развития. Существует несколько классификаций типов Д., в основе которых лежат либо характер ошибок (нарушений) чтения и письменной речи, либо характер дефицитов в развитии функций, обеспечивающих эти виды деятельности. Каждая из классификаций имеет свои основания и различные диагностические схемы. Методы коррекции, как правило, связаны с методами диагностики и подходом к оценке причин.
Существует представление о наследственной природе Д. Самые высокие показатели наследуемости получены для правописания и способности различать фонемы (> 70%).
ДИСГРАФИЯ
(от греч. dys – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) – нарушение письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Дисграфия обусловлена нарушением речевой системы в целом и является симптомом алалии, разных форм афазий или недоразвития речи. В основе дисграфии обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим (звуковым) составом слова. Для исправления дисграфии проводятся занятия по коррекции недостатков устной речи, а также специальные упражнения в чтении и письме.
ДИЗАРТРИЯ
(из др.-греч. δυσ- - приставка, означающая затруднённость, расстройство +
ἀ
ρθρόω - «сочленяю, соединяю») - нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии в отличие от афазии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.
Речь, голос и слух - это функции человечского организма, которые имеют огромное значение не только для общения людей, но и для культурного и интеллектуального развития всего человечества. Развитие речи тесно связано с высшей нервной деятельностью.
Для животного действительность представлена исключительно раздражениями в больших полушариях головного мозга в специальных клетках зрительных, слуховых и других центрах. Это то, что для человека представляется как впечатления, ощущения от окружающей среды - первая сигнальная система действительности (ПССД) , общая у нас с животными. Характеризуется работой органов чувств, данная система - образное, предметное, эмоциональное мышление, работает под влиянием несловесных воздействий внешнего мира и внутренней среды организма.
Речь составляет вторую сигнальную систему действительности (ВССД). Именно слово сделало нас людьми. Основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, действуют и во второй, так как это работа той же нервной ткани. Деятельность двух систем неразрывно связано, они находятся в непрерывном взаимодействии. ВССД создает условные связи на сигналы первой системы и образовывает сложнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой. Основным импульсом является слово.
При помощи речи, образуются корковые связи, которые представляют собой свойство высшей нервной деятельности "человека разумного", при этом оно подчиняется всем основным законам поведения и обусловлено процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Итак, речь - это условный рефлекс высшего порядка.
Возникновение речи.
Возникновение речи обусловлено процессом развития центральной нервной системы, при котором в коре головного мозга образуется центр для произношения отдельных звуков, слогов и слов - моторный центр речи - центр Брока. Наравне с ним развивается способность различать и воспринимать условные звуковые сигналы в зависимости от их назначения и порядка - образуется гностическая речевая функция - сенсорный центр речи - центр Вернике. Оба центра в отношении развития и функций тесно связаны, находятся у правшей в левом полушарии, у левшей - в правом.
Эти корковые отделы не функционируют изолированно, а связаны с остальными отделами коры головного мозга. Это совокупная работа всех анализаторов (зрительного, слухового и т. д.), в результате которой происходит анализ внутренней и внешней среды и синтез деятельности организма. Для возникновения речи у ребенка (речь не является врожденной способностью человека) основное значение имеет слух, который в период развития речи формируется сам под влиянием звуковой системы языка.
Формирование речи.
Развитие речи - сложный процесс, обусловлен влиянием различных факторов. Речевая функция формируется следующим образом: результаты деятельности всех корковых анализаторов, принимающих участие в формирование речи, по пирамидным путям передаются к ядрам черепно - мозговых нервов ствола мозга своей, и в большей степени, противоположной стороны.
От ядер черепно - мозговых нервов отходят нервные пути, направляющиеся к периферическому речевому аппарату (носовая полость, губы, зубы, язык и т. д.) в мышцах которого находятся окончания двигательных нервов.
Двигательные нервы приносят к мышцам импульсы от центральной нервной системы, побуждающие мышцы к сокращению, а также регулирующие их тонус. В свою очередь к центральной нервной системе по чувствительным волокнам идут двигательные раздражения речевой мускулатуры.
ON - LINE ЛОГОПЕД
Основы речи
Перейти на главную страницу
Этапы формирования речи
Речь не является врожденной способностью человека. Первым голосовым проявлением новорожденного является крик. Это врожденный безусловный рефлекс, возникающий в подкорковом слое, в самом низшем отделе высшей нервной деятельности. Крик возникает в ответ на внешнее или внутреннее раздражение. Каждый новорожденный ребенок подвергается охлаждению - действию воздуха после рождения, температура которого гораздо ниже, чем в утробе матери, кроме того, после перевязки пуповины прекращается поступление материнской крови и наступает кислородное голодание. Все это способствует рефлекторному вдоху, как первому проявлению самостоятельной жизни и первому выдоху, при котором возникает крик. В дальнейшем плач новорожденного вызывается внутренними раздражениями: голодом, болью, зудом и. т. д.
Месяцев.
На 4 - 6 неделе жизни голосовые проявления младенцев отражают его ощущения. Внешним проявлением спокойствия является мягкий звук голоса, при неприятных ощущениях - голос резкий, в этот период в голосе ребенка начинают появляться разные согласные звуки - "агуканье". Так ребенок постепенно приобретает двигательный прототип для дальнейшего развития речи. Каждый изданный звук, передается волной воздуха к слуховому аппарату и оттуда к корковому анализатору. Таким образом развивается и закрепляется закономерная связь двигательного анализатора и слухового.
Месяцев.
В этом возрасте запас звуков у ребенка уже очень богат. Звуки бывают воркующими, чмокающими, вибрирующими и т. п. Легче всего ребенку удаются звуки, образуемые губами и передней частью языка ("мама", "папа", "баба", "тата"), так как мышцы этих отделов хорошо развиты благодаря сосанию.
Месяцев.
У ребенка образуются условные рефлексы и дифференциация первой сигнальной системы. Происходит повторение одного слога, как примитивное речевое проявление. Ребенок слышит образование фонем (звуков) и звуковой стимул воспроизводит артикуляционный стереотип. Таким образом постепенно вырабатывается моторно - акустическая и акустико - моторная связь, т. е. ребенок произносит фонем (звуки), которые слышит.
Месяцев.
Период рефлекторного повторения и подражания. Ведущую роль берет на себя слуховой анализатор. Постоянным повторением разных слогов у ребенка вырабатывается замкнутый слухо - двигательный круг. Возникает механизм повторения сложных звуков. Мать повторяет за ребенком его лепет, и ее голос попадает в налаженный акустико - моторный круг ребенка. Так налаживается работа между слышимой и собственной речью. Сначала ребенок повторяет за матерью слоги или односложные слова. Эта функция простого повторения слышимых звуков называетсяфизиологической эхолалиейи является характерным признаком первой сигнальной системы (повторять отдельные слоги и простые слова могут и животные, например попугаи, скворцы, обезьяны). Одновременно с физиологической эхолалией (повторением, подражанием) начинает развиваться и понимание значения слов. Ребенок воспринимает слова и короткие фразы, как словесный образ. Важную роль в понимании значении слов влияет оттенок произносимой родителями фразы. В этот период все боьшее значение в формировании речи начинает играть зрительный анализатор. В результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов у ребенка постепенно развиваются сложные аналитические (акустико - оптические) процессы.
Месяцев.
Укрепляются механизмы обеих сигнальных систем, возникают условные рефлексы высшего порядка. Например: ребенка подносят к часам и говорят: "тик - так". Через некоторое время, он сам поворачивается к часам, как только произносят: "тик - так".
Моторная реакция (поворачивание к часам) является доказательством того, что акустико - моторная связь укрепилась. Слуховое восприятие вызывает моторную реакцию, которая имеет отношение к прежнему зрительному восприятию. В этой стадии двигательный анализатор развит больше, чем стимул механизмов речи. В дальнейшем у ребенка постоянно развиваются все более сложные общие моторные реакции на словесные раздражения., но эти реакции постепенно тормозятся, и формируется речевой ответ.
Года.
Первые самостоятельные слова ребенок начинает произносить, как правило в начале второго года жизни. По мере развития ребенка внешние и внутренние раздражения и условные реакции первой сигнальной системы вызывают речевые реакции. В этом периоде жизни все внешние и внутренние раздражения, все вновь образованные условные рефлексы, как положительные, там и отрицательные, отражаются речью, т. е. связываются с двигательным анализатором речи, постепенно увеличивая словесный запас детской речи. На основе уже развившихся акустико - артикуляционных и оптико - артикуляционных связей ребенок ранее слышимое слово произносит без подсказывания и называет видимые предметы.
Кроме того, он использует осязательные и вкусовые связи, и в комплексную речевую деятельность включаются все анализаторы. В этом периоде сложная система условных связей, речь ребенка находятся под влиянием прямого восприятия действительности. На развитие речи огромное влияние оказывают эмоции, слово возникает под влиянием радости, неудовольствия, страха, и т. д. Это связано с деятельностью подкорковой системы головного мозга. Первые слова, которые ребенок произносит самостоятельно, возникают как условно - рефлекторные реакции, зависящие от факторов внутренней и внешней среды. Ребенок называет предметы, которые видит, выражает словами потребности (голод, жажду и.т. д.). В этот период каждое слово становится целенаправленным речевым проявлением, и называется "однословной фразой".
1,5 - 2 года.
В этот период ребенок начинает формировать короткие словесные цепочки, например: "мама на", "баба дай". Имена существительные применяются главным образом в именительном падеже, а глаголы в повелительном, неопределенном наклонении в третьем лице.
Года.
Начинается правильное связывание слов в короткие речевые цепочки, словарный запас ребенка составляет 300 - 320 слов. Чем больше предметов и вещей знает ребенок и правильно связывает их, тем больше связей фиксируется в коре головного мозга. При помощи повторяемых раздражений из внешней среды ребенок формирует сложные реакции, которые являются продуктом взаимодействия вновь приобретенных и уже установившихся в коре рефлекторных связей, продуктом тесной взаимосвязи перовй и второй сигнальных систем.
Так постепенно формируется высшая интергационная способность речи, вырабатывается высшая ступень обобщенных корковых цепных процессов, составляющих физиологическую основу самых сложных речевых функций мозга. Речевые цепи связываются во все более сложные комплексы и закладывается основа человеческого мышления. Разумеется, развитие речи не заканчивается в детском возрасте, она развивается в течение всей жизни человека. Таким образом, в основе формирования и развития речи лежат сложнейшие процессы, происходящие в центральной нервной системе человека, в коре головного мозга, подкорковых структурах, периферических нервах, органах чувств.
ON - LINE ЛОГОПЕД
Основы речи
Перейти на главную страницу
Типы высшей нервной деятельности
Формирование, развитие и индивидуальные особенности речи человека зависят от типа высшей нервной деятельности, типа нервной системы. Тип нервной системы - это комплекс основных качеств человека, которые определяют его поведение. Этими основными качествами являются возбуждение и торможение. Тип высшей нервной деятельности - это деятельность первой сигнальной системы в ее единстве со второй сигнальной системой. Типы высшей нервной деятельности не являются постоянными и неизменными, они могут изменяться под влиянием различных факторов, к которым относятся воспитание, социальная среда, питание, различные заболевания. Тип нервной системы высшей нервной деятельности определяет особенности речи человека.
Нормально возбудимый, сильный, уравновешенный - сангвинический, характеризуется функционально сильной корой, гармонично уравновешенной с оптимальной деятельностью подкорковых структур. Корковые реакции интенсивны, их величина отвечает силе раздражения. у сангвиников речевые рефлексы вырабатываются очень быстро и развитие речи соответсвует возрастным нормам. Речь сангвиника громкая, быстрая, выразительная, с правильной интонацией, ровная, связная, образная, иногда сопровождается жестикуляцией, мимикой, здоровым эмоциональным возбуждением.
Нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, медленный - флегматичный, характеризуется нормальной взаимосвязью деятельности коры и подкорки, что обеспечивает безупречный контроль коры головного мозга над безусловными рефлексами (инстинктами) и эмоциями. Условно - рефлекторные связи у флегматиков образуются несколько медленнее чем у сангвиников. Условные рефлексы у флегматиков нормальной силы, постоянны, равны силе условных раздражений. Флегматики быстро учатся читать и писать, речь их размеренная, спокойная, правильная, выразительная, но без эмоциональной окраски, жестикуляции и мимики.
Сильный, с повышенной возбудимостью - холерический, характеризуется преобладанием подкорковых реакций над корковым управлением. Условные связи закрепляются медленнее, чем у сангвиников и флегматиков, причиной этого являются частые вспышки подкорковых возбуждений, которые вызывают охранительное торможение в коре больших полушарий головного мозга. Холерики неустойчивы, плохо подавляют свои инстинкты, аффекты, эмоции. Принято выделять 3 степени нарушения взаимодействия коры головного мозга и подкорковых структур:
1. При превой степени холерик уравновешен, но сильно возбудим, сильна эмоциональная раздражимость, часто обладает великолепными способностями, речь правильная, ускоренная, яркая, эмоционально окрашена, сопровождается жестикуляцией, характерны беспричинные взрывы неудовольствия, гнева, радости и т. д.
2. При второй степени холерик неурановешен, беспричинно раздражителен, нередко агрессивен, речь быстрая с неправильными ударениями, иногда выкриками, не очень выразительна, часто неожиданно прерывается.
3. При третьей степени холериков называют забияками, сумасбродами, речь упрощенная, грубая, отрывистая, часто вульгарная, с неправильной, неадекватной эмоциональной окраской.
Слабый, меланхоличный тип с пониженной возбудимостью, характеризуется корковой и подкорковой гипорефлексией и пониженой деятельностью первой и второй сигнальных систем. Человек со слабым типом нервной системы обладает неравномерными и непостоянными условной - рефлекторными связями и частыми нарушениями равновесия между процессами возбуждения и торможения, с преобладанием последнего. Условные рефлексы формируются медленно, часто не отвечают силе раздражения и требованиям быстроты ответных реакций; речь невыразительная, медленная, тихая, вялая, безучастная, без эмоций. Дети меланхолики начинают поздно говорить, речь развивается медленно.
ON - LINE ЛОГОПЕД
Нарушение речи при патологии головного мозга
Перейти на главную страницу
Импрессивная и экспрессивная речь
Речь - способность человека произносить членораздельные звуки, из которых складываются слова и фразы (экспрессивная речь) и одновременно осмысливать их, связывая слышимые слова с определенными понятиями (импрессивная речь). К растройствам речи относят нарушения ее образования (экспресивной речи) и восприятия (импрессивной речи). Расстройства речи могут отмечаться при дефекте любого звена речевого аппарата: при патологии периферического речевого аппарата (например, врожденные анатомические уродства - расщепление твердого нёба, верхней губы, микро - или макроглоссия и т. п.), при нарушении иннервации мышц рта, носоглотки, гортани, принимающих участие в озвучивании различных понятий и образов, а также при органических и функциональных изменениях некоторых отделов центральной нервной системы, обеспечивающих речевую функцию.
Растройство образования экспрессивной речи проявляются в нарушении синтаксической структуры фраз, в изменении словарного и звукового состава, мелодики и плавности речи. При растройствах восприятия (импрессивной речи) нарушаются процессы распознования речевых элементов, грамматического и смыслового анализа воспринимаемых сообщений. Нарушение процессов анализа и синтеза сообщений и речевой памяти, возникающее при поражении головного мозга, называетсяафазией. Таким образом, афазия - это системный распад уже сформировавшейся речи. Если поражение центральной нервной системы у детей способствовало нарушению речевой функции и возникло до освоения ими речи, то формируетсяалалия.
Оба эти нарушения имеют между собой много общего: характеризуются полным или частичным нарушением речи. Как вторичные явления в обоих случаях имеют место нарушения процессов мышления, изменения личности и всего поведения человека. Нередко нарушение речевой функции связано с поражением определенных областей головного мозга. Многочисленные исследования свидетельствуют о существовании определенных областей в коре головного мозга, при поражении которых закономерно развиваются речевые расстройства. Речевые расстройства, связанные споражением центральной нервной системы наступают в связи:
Похожая информация.
Речь, голос и слух – это функции человеческого организма, которые имеют огромное значение не только для общения людей, но и для культурного и интеллектуального развития всего человечества. Развитие речи тесно связано с высшей нервной деятельностью. Речь – это относительно молодая функция коры головного мозга, которая возникла в стадии развития человека как существенное дополнение к механизму нервной деятельности животных. И. П. Павлов писал: «В развивающемся животном организме на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности.
Для животного действительность представлена исключительно раздражениями и их следами в больших полушариях головного мозга в специальных клетках зрительных, слуховых и других центров.
Это то, что для человека представляется как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды.
Это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными.
Но слово составило вторую, специальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов.
Именно слово сделало нас людьми, однако не подлежит сомнению, что основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, должны действовать и во второй, потому что это работа той же нервной ткани…».
Деятельность первой и второй сигнальных систем неразрывно связана, обе системы непрерывно находятся во взаимодействии. Деятельность первой сигнальной системы – это усложненная работа органов чувств. Первая сигнальная система – носительница образного, предметного, конкретного и эмоционального мышления, работает под влиянием прямых (несловесных) воздействий внешнего мира и внутренней среды организма. У человека имеется вторая сигнальная система, обладающая способностью создавать условные связи на сигналы первой системы и образовывать наисложнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой. Основным специфическим и реальным импульсом для деятельности второй сигнальной системы является слово. Со словом возникает новый принцип нервной деятельности – абстрактный.
Это обеспечивает неограниченную ориентацию человека в окружающем мире и образует самый совершенный механизм разумного существа – знание в форме общечеловеческого опыта. Корковые связи, образуемые при помощи речи, представляют собой свойство высшей нервной деятельности «человека разумного», однако оно подчиняется всем основным законам поведения и обусловлено процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Итак, речь – это условный рефлекс высшего порядка. Развивается она как вторая сигнальная система.
Возникновение речи обусловлено процессом развития центральной нервной системы, при котором в коре головного мозга образуется центр для произношения отдельных звуков, слогов и слов – это моторный центр речи – центр Брока.
Наравне с ним развивается способность различать и воспринимать условные звуковые сигналы в зависимости от их значения и порядка – образуется гностическая речевая функция – сенсорный центр речи – центр Вернике. Оба центра в отношении развития и функции тесно связаны, находятся у правшей в левом полушарии, у левшей – в правом. Эти корковые отделы не функционируют изолированно, а связаны с остальными отделами коры, и, таким образом, совершается одновременная функция всей коры головного мозга. Это и есть совокупная работа всех анализаторов (зрительного, слухового и т. д.), в результате которой происходит анализ сложной внутренней и внешней среды и затем синтез сложной деятельности организма. Для возникновения речи у ребенка (речь является врожденной способностью человека) основное значение имеет слух, который в период развития речи формируется сам под влиянием звуковой системы языка. Связью слуха и речи, однако, не исчерпывается взаимосвязь первой и второй сигнальных систем.
Слух для членораздельной речи является лишь одной частью речевого акта. Другая его часть – произношение звуков, или артикуляция речи, которое постоянно контролируется слухом. Речь является также сигналом для связи с другими людьми и для самого говорящего. При артикуляции (произношении) возникают многочисленные тонкие раздражения, идущие от речевого механизма в кору больших полушарий, которые становятся для самого говорящего системой сигналов. Эти сигналы поступают в кору одновременно со звуковыми сигналами речи.
Таким образом, развитие речи – это чрезвычайно сложный процесс, обусловленный влиянием различных факторов. Многочисленные исследования показали, что речевая функция формируется следующим образом: результаты деятельности всех корковых анализаторов, принимающих участие в формировании речи, по пирамидным путям передаются к ядрам черепно мозговых нервов ствола мозга своей и в большей степени противоположной стороны.
От ядер черепно мозговых нервов отходят нервные пути, направляющиеся к периферическому речевому аппарату (носовая полость, губы, зубы, язык и т. д.), в мышцах которого находятся окончания двигательных нервов.
Двигательные нервы приносят к мышцам импульсы от центральной нервной системы, побуждающие мышцы к сокращению, а также регулирующие их тонус. В свою очередь к центральной нервной системе по чувствительным волокнам идут двигательные раздражения от речевой мускулатуры.
Как уже было отмечено, речь не является врожденной способностью человека. Первым голосовым проявлением новорожденного является крик.
Это врожденный безусловный рефлекс, возникающий в подкорковом слое, в самом низшем отделе высшей нервной деятельности. Крик возникает в ответ на внешнее или внутреннее раздражение. Каждый новорожденный ребенок подвергается охлаждению – действию воздуха после рождения, температура которого ниже температуры в утробе матери, кроме того, после перевязки пуповины прекращается поступление материнской крови и наступает кислородное голодание. Все это способствует рефлекторному вдоху как первому проявлению самостоятельной жизни и первому выдоху, при котором возникает первый крик.
В дальнейшем плач новорожденных вызывается внутренними раздражениями: голодом, болью, зудом и т. д. На 4–6 й неделе жизни голосовые проявления младенцев отражают его ощущения. Внешним проявлением спокойствия является мягкий звук голоса, при неприятных ощущениях – голос резкий, в этот период в голосе ребенка начинают появляться разные согласные звуки – «агуканье». Так ребенок постепенно приобретает двигательный прототип для дальнейшего развития речи. Каждый изданный звук передается волной воздуха к слуховому аппарату и оттуда к корковому слуховому анализатору. Таким образом развивается и закрепляется закономерная связь двигательного анализатора и слухового. В возрасте 5–6 месяцев запас звуков у ребенка уже очень богат. Звуки бывают воркующими, чмокающими, вибрирующими и т. п. Легче всего ребенку удаются звуки, образуемые губами и передней частью языка («мама»,«папа»,«баба»,«тата»), так как мышцы этих отделов хорошо развиты благодаря сосанию.
В период между 6–8 месяцами образуются условные рефлексы и дифференциация первой сигнальной системы. Происходит повторение одного слога как примитивное речевое проявление. Ребенок слышит образование фонем (тех или иных звуков), и звуковой стимул воспроизводит артикуляционный стереотип. Таким образом постепенно вырабатывается моторно акустическая и акустико моторная связь, т. е. ребенок произносит те фонемы (звуки), которые слышит. Между 8–9 месяцами начинается период рефлекторного повторения и подражания. Ведущую роль берет на себя слуховой анализатор. Постоянным повторением разных слогов у ребенка вырабатывается замкнутый слухо двигательный круг.
В этот период возникает механизм повторения сложных звуков. Мать повторяет за ребенком его лепет, и ее голос попадает в налаженный акустико моторный круг ребенка. Так налаживается работа между слышимой и собственной речью. Сначала ребенок повторяет за матерью слоги или односложные слова. Эта функция простого повторения слышимых звуков называется физиологической эхолалией и является характерным признаком первой сигнальной системы (повторять отдельные слоги и простые слова могут и животные, например попугаи, скворцы, обезьяны). Приблизительно в одно время с физиологической эхолалией (повторением, подражанием) начинает развиваться и понимание значения слов. Ребенок воспринимает слова и короткие фразы как словесный образ. Важную роль для понимания значения слов играет оттенок произносимой родителями фразы. В этот период все большее значение в формировании речи начинает играть зрительный анализатор. В результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов у ребенка постепенно развиваются сложные аналитические (акустико оптические) процессы.
Укрепляются механизмы обеих сигнальных систем, возникают условные рефлексы высшего порядка. Например: ребенка подносят к тикающим часам и при этом говорят: «тик так». Через несколько дней ребенок поворачивается к часам, как только произносят «тик так».
Моторная реакция (поворачивание к часам) является доказательством, что акустико моторная связь закрепилась. Слуховое восприятие вызывает моторную реакцию, которая имеет отношение к прежнему зрительному восприятию. В этой стадии двигательный анализатор развит больше, чем стимул механизмов речи. В дальнейшем у ребенка постоянно развиваются все более и более сложные общие моторные реакции на словесные раздражения, но эти реакции постепенно тормозятся, и формируется речевой ответ. Первые самостоятельные слова ребенок начинает произносить, как правило, в начале второго года жизни. По мере развития ребенка внешние и внутренние раздражения и условные реакции первой сигнальной системы вызывают речевые реакции.
В этом периоде жизни ребенка все внешние и внутренние раздражения, все вновь образованные условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные (негативные), отражаются речью, т. е. связываются с двигательным анализатором речи, постепенно увеличивая словесный запас детской речи.
На основе уже развившихся акустическо артикуляцион ных и оптико артикуляционных связей ребенок ранее слышимое слово произносит без подсказывания и называет видимые предметы.
Кроме того, он использует осязательные и вкусовые связи, и в комплексную речевую деятельность включаются все анализаторы. В этом периоде сложная система условных связей, речь ребенка находятся под влиянием прямого восприятия действительности. На развитие речи огромное влияние оказывают эмоции, и слово возникает под влиянием радости, неудовольствия, страха и т. д. Это связано с деятельностью подкорковой системы головного мозга. Первые слова, которые ребенок произносит самостоятельно, возникают как условно рефлекторные реакции, зависящие от факторов внешней и внутренней среды. Ребенок называет предметы, которые видит, выражает словами свои потребности, например голод, жажду и т. п. В этот период каждое слово становится целенаправленным речевым проявлением, имеет значение «фразы» и называется поэтому «однословной фразой».
Разнообразными голосовыми оттенками ребенок выражает свое настроение. Однословными фразами ребенок говорит около полугода (до 1,5–2 летнего возраста), затем он начинает формировать короткие словесные цепочки, например: «мама, на»,«баба, дай» и т. п. Имена существительные применяются главным образом в именительном падеже, а глаголы – в повелительном, неопределенном наклонении, в третьем лице.
На 3 м году жизни начинается правильное связывание слов в короткие речевые цепочки, словарный запас ребенка уже составляет 300–320 слов. Чем больше предметов и вещей знает ребенок и правильно называет их, тем больше связей фиксируется в коре головного мозга.
При помощи повторяемых раздражений из внешней среды ребенок формирует сложные реакции, которые являются продуктом взаимодействия вновь приобретенных и уже установившихся в коре рефлекторных связей, продуктом тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.
Так постепенно формируется высшая интеграционная способность речи, вырабатывается высшая ступень обобщенных корковых цепных процессов, составляющих физиологическую основу самых сложных речевых функций мозга. Речевые цепи связываются во все более сложные комплексы, и закладывается основа человеческого мышления. Разумеется, развитие речи не заканчивается в детском возрасте, она развивается в течение всей жизни человеческого индивида. Таким образом, в основе формирования и развития речи лежат сложнейшие процессы, происходящие в центральной нервной системе человека, в коре головного мозга, подкорковых структурах, периферических нервах, органах чувств.
Формирование, развитие и индивидуальные особенности речи человека зависят от типа высшей нервной деятельности, типа нервной системы. Тип нервной системы – это комплекс основных качеств человека, которые определяют его поведение.
Этими основными качествами являются возбуждение и торможение.
Тип высшей нервной деятельности – это деятельность первой сигнальной системы в ее единстве со второй сигнальной системой. Типы высшей нервной деятельности не являются постоянными и неизменными, они могут изменяться под влиянием различных факторов, к которым относятся воспитание, социальная среда, питание, различные заболевания. Тип нервной системы, высшей нервной деятельности определяет особенности речи человека.
I тип – нормально возбудимый, сильный, уравновешенный – сангвинический, характеризуется функционально сильной корой, гармонично уравновешенной с оптимальной деятельностью подкорковых структур.
Корковые реакции интенсивны, и их величина отвечает силе раздражения. У сангвиников речевые рефлексы вырабатываются очень быстро и развитие речи соответствует возрастным нормам.
Речь сангвиника громкая, быстрая, выразительная, с правильной интонацией, ровная, связная, образная, иногда сопровождается жестикуляцией, мимикой, здоровым эмоциональным возбуждением.
II тип – нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, медленный – флегматичный, характеризуется нормальной взаимосвязью деятельности коры и подкорки, что обеспечивает безупречный контроль коры головного мозга над безусловными рефлексами (инстинктами) и эмоциями. Условно рефлекторные связи у флегматиков образуются несколько медленнее, чем у сангвиников.
Условные рефлексы у флегматиков нормальной силы, постоянны, равны силе условных раздражений. Флегматики быстро учатся говорить, читать и писать, речь их размеренная, спокойная, правильная, выразительная, но без эмоциональной окраски, жестикуляций и мимики.
III тип – сильный, с повышенной возбудимостью – холерический, характеризуется преобладанием подкорковых реакций над корковым управлением.
Условные связи закрепляются медленнее, чем у сангвиников и флегматиков, причиной этого являются частые вспышки подкорковых возбуждений, которые вызывают охранительное торможение в коре больших полушарий головного мозга. Холерики неустойчивы, плохо подавляют свои инстинкты, аффекты, эмоции. Принято выделять три степени нарушения взаимодействия коры головного мозга и подкорковых структур:
1) при первой степени холерик уравновешен, но сильно возбудим, сильна эмоциональная раздражимость, часто обладает великолепными способностями, речь правильная, ускоренная, яркая, эмоционально окрашена, сопровождается жестикуляцией, характерны беспричинные взрывы неудовольствия, гнева, радости и т. п.;
2) при второй степени холерик неуравновешен, беспричинно раздражителен, нередко агрессивен, речь быстрая, с неправильными ударениями, иногда с выкриками, не очень выразительная, часто неожиданно прерывается;
3) при третьей степени холериков называют забияками, сумасбродами, речь упрощенная, грубая, отрывистая, часто вульгарная, с неправильной, неадекватной эмоциональной окраской.
IV тип – слабый тип с пониженной возбудимостью, характеризуется корковой и подкорковой гипорефлексией и пониженной деятельностью первой и второй сигнальных систем. Человек со слабым типом нервной системы обладает неравномерными и непостоянными условно рефлекторными связями и частыми нарушениями равновесия между процессом возбуждения и торможения, с преобладанием последнего. Условные рефлексы формируются медленно, часто не отвечают силе раздражения и требованиям быстроты ответных реакций; речь невыразительная, медленная, тихая, вялая, безучастная, без эмоций. Дети с IV типом нервной системы начинают поздно говорить, речь развивается медленно.
Глава 5^ НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ, СЛУХА И ЗРЕНИЯ
5.1. Расстройства речи
Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко - непосредственно, с помощью органов чувств (первая сигнальная система) и посредством слов (вторая сигнальная система).
Любые нарушения речи затрудняют общение с другими людьми. А недоразвитие речи в детском возрасте замедляет процесс психического развития ребенка. В таких случаях необходима специальная педагогическая помощь, направленная на компенсацию отсутствующих речевых функций.
Речь развивается как самостоятельная функциональная система на базе условно-рефлекторной деятельности. Для ее развития необходим определенный уровень созревания корковых структур и речевая среда. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы. Корковые речевые зоны расположены в доминантном полушарии, у правшей это левое полушарие головного мозга.
В височной доле левого полушария происходит восприятие и анализ слуховых раздражений, сложный процесс понимания речи. Двигательная область (нижние лобные доли левого полушария) формирует программу речевого высказывания, т."е. моторную речь. В затылочной доле левого полушария происходит восприятие и анализ графических изображений (рисунков букв) при чтении и письме. В теменной доле происходит восприятие и анализ двигательных импульсов, поступающих от артикуляционного аппарата. Эти импульсы называются речевыми кинестезиями. Они обеспечивают обратную афферентацию, необходимую для сравнения выполненного действия с заданной программой. Она необходима для накопления опыта управления движениями речедвигательного аппарата.
В осуществлении речи принимает участие экстрапирамидная система. Стриопаллидарная система участвует в подготовке речевого акта и его коррекции в процессе выполнения. Она обеспечивает необходимый тонус речевой мускулатуры, эмоциональную выразительность речи. Мозжечок участвует в координации ритма, темпа речи и тонуса речевых мышц. При поражении этих систем возникают нарушения произношения звуков и слов (дизартрии).
Таким образом, для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. При поражении различных отделов нервной системы возникают речевые расстройства, характер которых зависит от локализации, степени и возраста больного.
5.1.1. Афазия
Афазия (от гр. отрицательная приставка а - речь) - полная или частичная утрата понимания речи окружающих (обращенной речи) или (и) способности пользоваться собственной речью при сохранности слуха и функции артикуляционного аппарата.
У взрослых афазия обычно возникает вследствие нарушений мозгового кровообращения с кровоизлияниями
(инсультами) в корковые речевые зоны. У детей, в возрасте, когда речь сформирована, ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, приводящие к повреждению корковых речевых зон или кровоизлиянию в них. Кроме того, афазия может возникать после перенесенных инфекционных заболеваний мозга, например, после энцефалитов. В таких случаях наряду с нарушениями речи могут наблюдаться расстройства мышления и иногда поведения.
Различают две основные формы афазии - сенсорную (нарушение понимания речи) и моторную (нарушение устной речи, выговаривания слов). При сенсорной афазии больной не понимает обращенных к нему слов, не понимает и не выполняет просьб, простых инструкций (открыть глаза, поднять руку) или делает все наоборот. При моторной афазии больной все понимает, но сказать ничего не может, или у него получается «словесная окрошка». Одной из причин сенсорной афазии может быть словесная амнезия.
^ Амнестическая афазия - словесная амнезия, или «потеря памяти слов». Больной забывает названия предметов или с трудом вспоминает их. Нарушение слухоречевой памяти проявляется в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях (быстрая речь, одновременное предъявление двух речевых сообщений и т.д.), а также трудностей, возникающих в устной речи (поиск нужных слов, вербальные парафазии), при письме под диктовку. Речь таких больных скудна, бедна конкретными словами, чаще существительными. При легких формах амнестической афазии больной вспоминает требуемые слова и произносит их после подсказки первого звука или слога, но при тяжелых формах такие подсказки не помогают. Часто слова сопровождаются жестикуляцией, компенсирующей речевой дефект.
Подобные нарушения наблюдаются и в письменной речи. Амнестическая афазия возникает при поражении нижних и задних отделов теменной и височной областей коры доминантного (у правшей - левого) полушария головного мозга.
^ Моторная афазия - нарушение устной речи при сохранности функций артикуляционного аппарата вследствие расстройства центральной регуляции произвольных речевых движений. Такая утрата навыка произвольных движений речевого аппарата при отсутствии параличей называется речевой апраксией. Моторная афазия бывает полной или частичной. В тяжелых случаях речь утрачивается полностью, и больной общается с окружающими лишь с помощью мимики и жестов.
В более легких случаях сохраняется способность произносить звукосочетания и отдельные слова. Больной употребляет в разговоре простые короткие предложения, состоящие из имен существительных и инфинитивных форм глаголов - так называемый телеграфный стиль речи.
Искажения слов могут возникать в результате перестановок или пропусков отдельных звуков (букв) - литеральные парафазии либо использования близких по смыслу слов - вербальные парафазии. Характерной особенностью устной речи при моторной афазии является нарушение ее грамматического строя. Речь при моторной афазии замедленная, подбор слов затруднен, характерны персеверации - повторения одних и тех же звукосочетаний, слов, фрагментов предложений.
Моторная афазия может возникать при поражении постцентральных и нижних теменных областей левого полушария (у правшей), осуществляющих афферентный анализ и синтез движений вообще, и требуемых поз артикулярного аппарата в частности. Такую форму называют афферентной моторной афазией.
Другая форма моторной афазии называется эфферентной или афазией Брока. Она возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области и проявляется нарушением кинетической организации речевых актов, трудностями переключения артикуляционных поз. Больные часто не могут переключиться с одного слога на другой, возникают речевые персеверации (зацикливание на одном слове или на одной фразе).
^ Сенсорная афазия, или словесная «глухота», - речевая агнозия. Характеризуется полной или частичной утратой
Понимания речи при сохранности слуха. Сенсорная афазия является речевой агнозией, больной имеет нормальный слух, но не узнает звуков речи и поэтому не понимает смысла слов.
В основе сенсорной афазии лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различать звуковой состав слова. Фонематический слух формируется у ребенка в процессе понимания устной речи как первичная форма речевой деятельности. Он является основой всей речевой системы и его отсутствие ведет у детей к недоразвитию этой системы (глухонемота).
При сенсорной афазии больной воспринимает речь примерно так, как нормальные люди воспринимают иностранную речь, впервые услышав ее. Он слышит речь, но не различает слова и не понимает их смысла, поэтому воспринимает звуки речи как нечленораздельные шумы, не различая на слух сходные по звучанию фонемы. В тяжелых случаях понимание речи отсутствует полностью.
При сенсорной афазии часто наблюдается недостаточность моторной речи в виде нарушений структуры слов, их повторений, неправильного употребления отдельных звуков или слов (парафазия). Характерна повышенная речевая активность с отчуждением смысла слов и нарушением контроля над собственной речью, бессмысленный словесный поток (логорея). Контроль собственной речи нарушен.
При сенсорной афазии обычно страдает чтение и письмо. В редких случаях больной может читать вслух, не понимая смысла прочитанного и не осознавая своих ошибок. При чтении и письме больной пропускает буквы, переставляет слова и слоги, грубо искажает смысл слов. При письме под диктовку возможно слитное написание двух слов. В тяжелых случаях письмо распадается полностью.
Сенсорная афазия возникает при поражении слухового центра речи, обеспечивающего анализ фонем. Он расположен в первой височной извилине доминантного полушария (поле 22 по Бродману), был описан Вернике в 1874 г. и назван его именем. При распространении очага поражения на теменную область доминантного полушария сенсорная афазия сопровождается нарушением способности счета.
Между сенсорным и моторным центрами речи существует тесная связь, и симптомы афазии, особенно в детском возрасте, носят смешанный сенсомоторный характер. Кроме того, при сенсорной афазии всегда несколько искажается моторная речь, а при моторной афазии наблюдаются сенсорные нарушения. Поэтому имеет смысл говорить не о четком различии сенсорной и моторной афазии, а о преобладании одной или другой ее формы.
^ Тотальная афазия - полная потеря способности говорить и понимать обращенную к больному речь. Возникает при обширных повреждениях доминантного полушария головного мозга с поражением моторных и сенсорных корковых зон речи.
Диагностика различных форм афазии позволяет определить локализацию очагов поражения коры головного мозга. И в зависимости от этого выбирать формы лечения больного.
5.1.2. Алалия
Алалия (от гр. отрицательная приставка а- говорю, речь) - болезнь детского возраста, выражающаяся в отсутствии или недоразвитии речи, вследствие органического поражения центральной нервной системы. Ее причинами чаще всего являются родовые травмы, а также травмы и заболевания головного мозга у детей в доречевом периоде (до 2,5-3 лет), приводящие к повреждению речевых областей коры головного мозга. В зависимости от того, какие речевые центры были поражены, различают моторную и сенсорную алалию. Нарушение речи, при котором сочетаются признаки моторной и сенсорной алалии, называют сенсомоторной алалией.
^ Моторная алалия (экспрессивная) - системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное тем, что не сформированы языковые операции процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. Причиной моторной алалии является расстройство или недоразвитие аналитических и синтетических функций речедвигательного анализатора, вследствие поражения его коркового конца (центра Брока) и проводящих путей. Речедвигательный анализатор обеспечивает восприятие и анализ информации от органов речи, в частности, от мышц, изменяющих напряжение голосовых связок.
Речевая симптоматика моторной алалии - нарушены все компоненты речи, фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны. У больного не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата. Поэтому при разговоре часто наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить определенные артикуляционные движения или действия, что приводит к нарушению темпа и ритма речи.
На начальных этапах формирования речи у больного ребенка отсутствует потребность общения в связной форме, что обусловлено нарушением общей речевой активности. Словарной запас у него формируется медленно и неправильно используется в речевой практике. Замедленно и неравномерно развивается грамматический строй фраз, не усваиваются грамматические категории, синтаксические конструкции отличаются примитивностью.
Наряду с нарушениями речи наблюдается общая моторная неловкость: неуклюжесть, нарушение координации, замедленность или расторможенность движений. В большинстве случаев отмечается вторичная задержка умственного развития, психофизическая заторможенность или расторможенность, пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Малая речевая активность при моторной алалии ограничивает запас общих понятий.
^ Сенсорная алалия (импрессивная) - недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов, у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранение способности к развитию активной речи. Причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центра Вернике) и его проводящих путей.
Речевая симптоматика сенсорной алалии - нарушено понимание речи. Не формируется связь между словом и обозначаемым им предметом или действием (замыкательная акупатия). При сенсорной алалии часто наблюдается гиперакузия, т. е. повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шуршание бумаги, звук капающей воды и т. д. Такая особенность позволяет отличить больных сенсорной алалией от слабослышащих детей. Кроме того, состояние голоса у слабослышащего и ребенка с сенсорной алалией различно. У слабослышащих детей голос лишен звучности, звонкости. А у детей с сенсорной алалией голос нормальный, звуки и слова произносятся с нормальными модуляциями и интонациями.
В чистом виде сенсорная алалия встречается редко. Чаще наблюдается смешанная сенсомоторная алалия или моторная алалия с сенсорным компонентом.
5.1.3. Дизартрия
Дизартрия - расстройство членораздельной речи, выражающееся затрудненным или искаженным произношением отдельных слов, слогов и звуков (главным образом согласных). Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает вся произносительная сторона речи, а не произношение отдельных звуков. Дизартрия возникает вследствие нарушения иннервации голосовых связок, мышц мягкого неба, лицевых, дыхательных мышц, причиной которых являются органические поражения центральной или периферической нервной системы. Степень нарушения произношения слов может быть различной: от легких, заметных только специалистам вплоть до почти полной непонятности речи для окружающих (анартрия).
Причинами возникновения дизартрии являются различные вредные факторы, которые могут воздействовать
На эмбрион во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие асфикцию плода или кровоизлияние в мозг младенца), и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).
Дизартрия может проявляться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма является одним из компонентов детского церебрального паралича (ДЦП). Более легкая степень нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики и произносительной стороны речи называется стертой формой дизартрии. Она может наблюдаться как у детей с нормальным психофизическим развитием, так и у детей, страдающих задержкой психического развития (ЗПР) или минимальной мозговой дисфункцией (ММД).
В зависимости от локализации поражения речедвигательного тракта различают бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую дизартрию.
^ Бульварная дизартрия возникает при периферических параличах мышц, иннервируемых IX, X и XII парами черепных нервов (языкоглоточный, блуждающий и подъязычный) в случае их сочетанного поражения. В клинической картине отмечаются: расстройство глотания (дисфагия), нарушения звучания голоса (дисфония или афония), дизартрия или нарушение артикуляции (анартрия).
Тройничный (пара V) и лицевой (пара VII) нервы не имеют прямого отношения к речедвигательному аппарату, но их поражение неизбежно сказывается на качестве речи.
^ Псевдобульбарная дизартрия возникает при центральном параличе мышц, иннервируемых IX, X и XII парами черепных нервов. Клиническая картина псевдобульбарного синдрома напоминает картину бульбарного (дисфагия, дисфония, дизартрия), ноюна значительно мягче выражена. В частности, при псевдобульбарной дизартрии менее выражена или отсутствует атрофия мышц языка и глотки и сохраняются глоточный и небный рефлексы. По своему характеру псевдобульбарный паралич является центральным параличом и, соответственно, ему присущи симптомы спастического паралича.
При псевдобульбарной дизартрии часто наблюдается усиленное слюнотечение (гиперсаливация). Она вызвана ограничением движений мышц языка, затруднением произвольного глотания и парезом губных мышц.
Даже при легких (стертых) формах дизартрии дети не только нечетко говорят, но и плохо едят. Им трудно жевать, поэтому обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко. Немного пожевав, ребенок может держать пишу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут на уступки и дают ребенку мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они способствуют задержке развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.
При дизартрии ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек и языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах.
^ Экстрапирамидная дизартрия возникает при поражении подкорковых структур мозга. Экстрапирамидная система автоматически создает тот фон предуготовности, на котором возможно осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений. Она играет важную роль в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы мышечных сокращений, обеспечивает автоматизированное, эмоционально выразительное выполнение двигательных актов.
Объем движений в мышцах артикуляционного аппарата при экстрапирамидной дизартрии может быть достаточным. Но из-за постоянно меняющегося мышечного тонуса и насильственных движений у больного возникают трудности с ощущением и сохранением артикуляционной позы.
В спокойном состоянии в речевой мускулатуре могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса (дистония) или некоторое его снижение (гипотония), при попытках к речи в состоянии волнения, эмоционального напряжения, наблюдаются резкие повышения мышечного тонуса и насильственные движения. Язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается. Повышение тонуса в мышцах голосового аппарата и дыхательной мускулатуре исключает произвольное подключение голоса, и ребенок не может произнести ни одного звука.
При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.
Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений при произношении звуков, а также большая сложность в автоматизации звуков.
Экстрапирамидная дизартрия Нередко сочетается с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости, при этом, прежде всего, страдает слух на высокие тона.
^ Мозжечковая дизартрия возникает при поражении мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также при поражении лобно-мозжечковых путей.
Речь при мозжечковой дизартрии замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Движения языка неточные, с проявлениями избыточности или недостаточности объема движений. При более тонких, целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Выражена назализация (носовой тембр голоса) большинства звуков.
^ Корковая дизартрия обусловлена поражением областей коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова.
Существование корковой формы дизартрии признается не всеми авторами. Например, с точки зрения Е.Н. Винарской это просто собирательное понятие. Вследствие отсутствия единой точки зрения на механизмы моторной алалии и афазии, у взрослых больных корковую дизартрию иногда смешивают с проявлением моторной афазии.
5.1.4. Аислалия
Дислалия - нарушение произношения звуков при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, т. е. при отсутствии выраженной неврологической симптоматики. Это наиболее распространенное нарушение произносительной стороны речи. Оно проявляется в избирательном нарушении ее звукового оформления (искаженное произношение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже - их пропуски) при сохранности остальных операций высказывания.
Статистические данные отечественных и зарубежных исследований указывают, что недостатки произношения имеются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6 лет), у 17-20% детей младшего школьного возраста (1-2-й класс). У детей старшего школьного возраста недостатки произношения занимают не более 1%.
Дислалию принято делить на функциональную и механическую (органическую).
^ К функциональной дислалии относятся различные формы неправильного произношения отдельных звуков, не связанные с аномалиями артикуляционного аппарата (челюстей, языка, неба, зубов) или с отклонениями со стороны нервной системы. В этом случае не сформированы специфические речевые навыки артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Неправильное произношение возникает в детском возрасте в процессе обучения произношению звуков и слов. Обычно нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков.
Эти нарушения связаны с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образцы отдельных звуков. В первом случае фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Во втором случае оказывается неусвоенным один из признаков данного звука. В зависимости от того, какие признаки (акустические или артикуляторные) оказались несформированными, замены правильных звуков неправильными будут различны.
Биологическими причинами функциональной дислалии могут быть общая физическая слабость ребенка, особенно вследствие тяжелых соматических заболеваний, перенесенных в период активного формирования речи, минимальная мозговая дисфункция или задержка психи-ч|еского развития. Социальными факторами, приводящими к функциональной дислалии, являются неблагополучное окружение ребенка, недостатки воспитания, ограниченность речевого общения, подражание неправильной речи.
^ Механическая (органическая) дислалия - нарушение произношения звуков, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные аномалиями зубочелюстной системы.
Такие аномалии могут возникать из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого неба (высокий свод). Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто встречаются дефекты свистящих и шипящих звуков (избыточный шум), губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже - вибрантов. Довольно часто нарушается произношение гласных звуков. Они становятся неразборчивыми, маскируются шумами, возникающими при произношении согласных.
Вторую значительную по распространенности группу составляют нарушения произношения звуков, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой язык (макроглоссия), слишком маленький (микро-глоссия) или укороченная подъязычная связка. В таких случаях страдает произношение шипящих, свистящих и вибрантов («р», «ж»), наблюдается боковой сигматизм, т. е. при произношении звуков воздух направляется не вперед, а в бок. В ряде случаев страдает внятность произношения в целом. Произношение страдает также не во всех случаях язычных аномалий.
Значительно реже встречаются нарушения произношения звуков, обусловленные губными аномалиями, так как врожденные дефекты (деформации) обычно устраняются хирургическим путем в раннем возрасте. Одной из форм губных аномалий является неполное смыкание губ, приводящее к нарушению произношения губных звуков («б», «п»). Иногда наблюдаются дефекты произношения лабиализованных гласных («о», «у»). Механическая дислалия может сочетаться с функциональной.
Во всех случаях механических дислалий необходима консультация, а в случае необходимости и лечение хирурга и ортодонта.
^ 5.1.5. Дислексия и лисграфия
Термин «дислексия» пришел к нам с Запада и объединил в своем понятии дислексию и дисграфию, которые в отечественной логопедии используются как самостоятельные термины.
Дислексия - это нарушение процесса чтения, обусловленное тем, что не сформированы высшие психические функции, и выражающееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Она никак не связана с умственными способностями человека.
Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-сло-говой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы при письме.
Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом у него нет признаков отставания в умственном развитии.
Чтение и письмо являются наиболее поздними в филогенезе высшими корковыми функциями, формирующимися в процессе специального обучения. В их осуществлении основное значение имеют наиболее поздно формирующиеся отделы коры головного мозга, расположенные на границе теменной, височной и затылочной областей левого (доминантного) полушария. Чтение и письмо требуют тесного взаимодействия зрительного, слухового и двигательного анализаторов. Кроме того, необходим определенный уровень развития произвольных движений, поскольку они необходимы при чтении и письме.
Расстройства чтения и письма могут возникать при различных поражениях центральной нервной системы. Наиболее тяжелая форма дислексии называется алексией и выражается в полной невозможности овладеть чтением или в полной утрате способности к чтению. Более легкие формы у детей выражаются в трудности овладения навыком чтения, а у взрослых - в расстройстве сформированного навыка чтения.
Дислексия может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме тяжелых нарушений речи - алалия, афазия и т. д. Чаще всего дислексия является врожденным расстройством, при этом процесс чтения изначально формируется искаженно. В случае приобретенной дислексии ранее сформированный навык чтения страдает или исчезает.
Причинами дислексии могут быть недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка, патологии беременности, а также соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему. В результате последних страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.
При органических повреждениях головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне детского церебрального паралича (ДЦП), задержки психического развития (ЗПР), умственной отсталости, задержки психомоторного развития.
^ 5.1.6. Расстройства темпа и ритма речи
К нарушениям темпа и ритма речи относятся различные формы тахилалии, брадилалии и заикания.
Тахилалия - нарушение речи в форме выраженного многословия или резко ускоренного темпа речи. Такую стремительную речь бывает трудно понять, даже когда не изменяется произношение звуков. Но часто от быстроты высказывания происходит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела.
Речь при тахилалии по внешним проявлениям иногда напоминает заикание, так как при разговоре больной часто повторяет звуки, слоги или слова. Но при этом отсутствуют судороги речевого аппарата, характерные для заикания, и боязнь говорить при людях, поэтому такие повторы называют спотыканием.
Причиной тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения.
Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Она может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдается при некоторых формах психических заболеваний: олигофрении, последствиях менингоэнцефалита, дистрофических, органических поражениях центральной нервной системы, травмах, опухолях головного мозга. Как самостоятельное нарушение речи брадилалия чаще всего встречается у флегматичных, медлительных лиц.
Сходные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной формой речи.
Заикание (логоневроз)- заболевание, при котором система управления речью работает несогласованно с артикуляционным аппаратом. Вследствие этого возникает расстройство темпа и ритма речи, выражающееся в ее прерывистости, непреднамеренных паузах, повторах, судорожных движениях мышц, участвующих в речевом акте, дополнительных движениях мышц лица, шеи и конечностей. При этом отсутствуют патологические изменения артикуляционного аппарата (гортани, голосовых связок, легких, губ, зубов, языка) и поражения отделов головного мозга, управляющих актом речи.
Человек не может точно соблюсти последовательность произнесения тех или иных звуков, пытается поправиться, запинается, начинает снова произносить слова и фразы - так возникает речь, известная нам как речь человека, страдающего заиканием.
Обычно заикание возникает в период интенсивного развития речи, наиболее часто в возрасте 2-5 лет, когда ребенок начинает говорить фразами, чаще у мальчиков. Возможны последующие рецидивы, особенно в возрасте 6- 7 лет и в период достижения половой зрелости (пубертатный период).
Заикание обусловлено расстройством процессов высшей нервной деятельности, регулирующих функции речевых механизмов. Оно легче возникает у детей с ослабленной нервной системой в результате воздействия ряда травмирующих факторов. Принято различать невротическое и неврозоподобное заикание.
^ Невротическое заикание обычно возникает внезапно под влиянием психической травмы. Оно характеризуется ранним появлением страха речи (логофобия), который усиливает заикание. Ребенок осознает речевой дефект, начинает его стыдиться, во время речи возникают вегетативные нарушения (он краснеет, потеет). Этот тип заикания может сочетаться с другими невротическими расстройствами (страхами, нарушениями сна, ночным недержанием мочи и др.).
^ Неврозоподобное заикание развивается постепенно, вне связи с явной психотравмирующей ситуацией, как последствие органического поражения центральной нервной системы, например, при развитии водянки мозга (гидроцефалии). Для него характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с насильственными движениями в мышцах лица и рук, напоминающими нервный тик. Этот тип заикания характеризуется стабильностью проявлений, слабо выраженной реакцией больного на трудности общения и отсутствием страха перед речью.
Лечение надо начинать как можно раньше. Оно должно быть комплексным и включать медикаментозное лечение, психотерапию, а также специальные логопедические занятия.
При рано начатом и систематическом лечении невротическое заикание проходит или значительно уменьшается. Неврозоподобное заикание, как правило, трудно поддается лечению, и его проявления зависят от основного заболевания.
Исчерпывающий анализ причин возникновения нарушений темпа и ритма речи и описание способов их лечения вы найдете в книге Л.С. Волковой .
65. Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислекии и дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикание.
Моторная афазия развивается в результате поражения коры левого полушария в области третьей лобной извилины (центр Брока). При этом утрачивается навык произношения.
Сенсорная афазия развивается при поражении в области верхней височной извилины левого полушария. При сенсорной афазии больной слышит, но не понимает обращенную к нему речь.
Алалия - системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Таким образом, алалия отмечается только в детском возрасте. Возникает она при раннем поражении мозга в возрасте до 2,5-3 лет, т.е. когда ребенок еще не овладел речью как средством общения. Алалии, так же как и афазии, делятся на моторные и сенсорные. Моторная алалия характеризуется недоразвитием моторной речи. Отмечается недоразвитие как лексико-грамматической, так и фонетической стороны речи. Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания обращенной речи при сохранном элементарном слухе.
Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры. Из этого определения следует, что при дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. При дизартрии страдает произношение отдельных звуков в изолированном виде и, особенно в слитной речи. Кроме того, страдают темп, выразительность, модуляция. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения. При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится совсем непонятной или невозможной за счет полного паралича речедвигательных мышц. Такое нарушение называется анартрией.
Нарушения чтения и письма - дизлексия и дисграфия часто сочетаются с афазией и алалией, но иногда могут отмечаться и изолированно. Чтение и письмо являются наиболее поздними корковыми функциями, которые формируются в процессе специального обучения. Одним из важных направлений в предупреждении нарушений письменной речи является своевременное преодоление в дошкольном возрасте дефектов устной речи и развитие фонематического слуха.
Заикание - это нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. При заикании нарушается преимущественно коммуникативная функция речи. Чаще всего заикание начинается в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период наиболее интенсивного развития коммуникативной функции речи. У детей с общим недоразвитием речи, моторной алалией заикание возникает преимущественно в возрасте 6 -7 лет. когда начинает формироваться фразовая речь как средство обшения. Существует несколько форм заикания, среди которых наиболее часто встречаются невротическая и неврозоподобная формы. Кроме того, выделяют еще органические формы заикания. При тоническом заикании ребенок не может разжать рот и начать речь, “застревает” на первом звуке. Например, слово мама он произносит как ма-ма. При клоническом заикании в начале речи возникает клоническая судорога в речевой мускулатуре, поэтому слово мама ребенок произносит как м-а-а-ма.
Органическое заикание обусловлено гиперкинезами мышц артикуляционного аппарата, дыхательной и фонаторной мускулатуры. Часто отмечаются также насильственные движения в мышцах лица, шеи, конечностей. Органическое заикание всегда сочетается с дизартрией, обычно подкоркового или мозжечкового типа. При органическом заикании более выражены неврологическая симптоматика, нарушения психической деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Заикание как сопутствующий синдром может также встречаться при разных нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, олигофрения).
Тахилалия - это ускоренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму речь. Брадилалия - это замедленная, растянутая речь. Тахилалия и брадилалия могут быть обусловлены врожденными особенностями нервной системы, эмоциональным состоянием (тахилалия - при эмоциональном возбуждении, брадилалия - при угнетении). Иногда они обусловливаются дисфункцией подкорковых отделов мозга. Но в отличие от заикания при тахи- и брадилалии отсутствуют судороги мышц речевого аппарата, Тахилалия в сочетании с нарушениями артикуляции голоса может вызвать своеобразные заминки в речи, которые называются спотыканиями. Такие заминки отмечаются, например, в момент поиска нужного слова. При тахилалии не наблюдается судорог в мускалатуре речевого аппарата (в отличие от заикания).