Методы решения проблем, поиска идей и работы с информацией. Творческие методы обсуждения в групповой деятельности

Задание. Обсудить результаты, историческое значения и уроки гражданской войны в России.

Дополнительная информация

Гражданская война в России завершилась победой большевиков и их сторонников. Причинами такого результата были как значительные просчеты противников большевиков, так и осуществляемые последними походы. Война продемонстрировала, что получить и удержать власть в России, основную массу населения которой составляло крестьянство, могли лишь силы, способные обеспечить его поддержку. Противники большевизма сделать это не смогли. Они также допустили просчеты в национальных призывах, выступая за восстановление «единой и неделимой России» и отказываясь поддержать национальные движения.

Негативно влияла на «белое движение» несогласованность действий и амбициозность его лидеров, узость поддержки в обществе, попытка опираться на помощь интервентов. Именно интервенция 14 государств дала возможность большевикам использовать в своих интересах патриотические чувства населения. Победе большевиков способствовало то, что они контролировали центр России
и использовали экономические и стратегические преимущества своего положения для осуществления ими чрезвычайных мер, политика «военного коммунизма» позволило мобилизовать все ресурсы страны. Интенсивная большевистская пропаганда намерений создать справедливое общество (построить коммунизм) способствовала появлению значительного количества их сторонников, готовых отдать жизнь за светлое будущее своих детей. В то же время среди равнодушных к планам большевиков за предыдущие годы накопилась усталость от безвластия, равнодушие к происходящему в стране, стремление к восстановлению спокойствия и порядка.

Гражданская война имела огромные разрушительные последствия для России. Общие потери населения на фронтах и в тылу от голода, болезней, террора достигали 8 млн. человек. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, достигал 50 млрд. рублей золотом. Промышленное производство составляло только 4-20 % от уровня довоенной России, сельское хозяйство - 40 %. Страна была отброшена в своем развитии почти на полвека.

Главным итогом войны стало то, что после победы большевиков в гражданской войне Россия и другие советские республики оказались на пути значительных и длительных экспериментов, связанных с реализацией коммунистической модели переустройства общества.

6. Кризис большевистского режима.

Учитель

Внутриполитический кризис советских республик в начале 1920-х гг., обусловленный политикой «военного коммунизма», поставил вопрос возможности дальнейшего удержания власти большевиками. Республики были охвачены массовым повстанческим крестьянским движением (Украина, Поволжье, Кубань и Дон), забастовками рабочих. Активизировалось движение басмачей (противников советской власти) в Туркестане. Крупнейшим было восстание Е. Антонова, охватившее Воронежскую и Тамбовскую губернии. Количество участников сопротивления составляло 50-70 тыс. человек. Против отрядов Антонова воевала регулярная армия во главе с М. Тухачевским. В это же время продолжалась повстанческая борьба в Украине под руководством разных атаманов, самым известным из которых был Н. Махно.

Наиболее организованным и опасным было восстание моряков Кронштадта весной 1921 г. Наряду с экономическими требованиями восставшие выдвинули и политические: Советы - без коммунистов. Против восставших была брошена регулярная армия под командованием М. Тухачевского. Штурм Кронштадта длился десять дней.

В ряде городов состоялись забастовки. Так, западносибирские железнодорожники, организовав вооруженные отряды, захватили и держали под контролем почти всю территорию Тюменской губернии, прервав железнодорожное сообщение Сибири с центром страны.

7. Новая экономическая политика большевиков.

Коллективная работа с учебником

Задание. Проработать материал учебника (с. 200-202), сравнить политику «военного коммунизма» и нэп по плану: 1) дата введения; 2) причины введения; 3) основные мероприятия; 4) историческое значение.

Дополнительная информация

Экономический и общественно-политический кризис 1921 г. заставила правящее руководство срочно пересмотреть экономическую политику, особенно в отношении крестьянства. Переход к новой экономической политике в 1920 г. предлагал осуществить Троцкий, но его предложения заменить продразверстку налоговой системой не было поддержано. И уже весной 1921 г. Ленин смог убедить партийное руководство в необходимости изменения экономической политики.

Нэп должен был обеспечить выживание большевистского режима в условиях международной изоляции и массовых выступлений населения. Началом осуществления новой экономической политики стал Х съезд РКП(б), который в марте 1921 г. принял резолюцию «О замене продразверстки продналогом». Налог устанавливался в два раза меньше, чем размер продразверстки, предусмотренной на 1921 г. Впоследствии крестьянам было разрешено продавать излишки продукции на рынке, организовывать кооперативы, а также арендовать землю
использовать наемный труд. Соответственно в промышленности была проведена децентрализация управления, предприятия объединялись в тресты и переводились на хозяйственный расчет, некоторые предприятия возвращались прежним владельцам, вводилась сдельная оплата труда, разрешалась аренда, привлекался иностранный капитал через создание концессий и совместных предприятий.

Указанные меры способствовали возрождению рыночных отношений, фактически ликвидированных в эпоху «военного коммунизма». С целью их нормального функционирования вводилась новая система налогообложения, вводилась новая конвертируемая денежная единица - червонец, обеспеченный золотом (1 червонец равнялся 10 золотым рублям). Созревали лучшие условия для развития торговли предприятий всех форм собственности.

Но большинство большевистского руководства считало нэп временной политикой, рассчитанной на переход от капитализма к социализму, и не желало отказываться от коммунистических идей. Основные экономические рычаги оставались в его руках. Сохранялся значительный государственный сектор (тяжелая и большая часть легкой промышленности), внешняя торговля была государственной монополией, действовал единый государственный банк, государство формировало цены на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. В политической сфере РКП(б) удерживала всю полноту власти.

Основные противоречия осуществления НЭПа

ü Монополия большевиков на власть

ü Плюрализм форм собственности и хозяйственных укладов

ü Курс на строительство социализма в одной отдельно взятой стране

ü Необходимость активизации внешнеполитической деятельности, усиление контактов с внешним миром

ü Необходимость осуществления индустриализации, создание мощного военно-промышленного комплекса

ü Отсутствие инвестиций в промышленность с отечественных и зарубежных источников

ü Курс на построение общества социального равенства и социальной справедливости

ü Усиление социальной дифференциации. Формирование «новой буржуазии» (нэпманов) и «новой аристократии» (партийно-советской номенклатуры)

Такое противоречивое положение вызвало неоднократные кризисы хлебозаотовок в 1925, 1927-1928, 1928-1929 гг. Поводом к их возникновению был отказ крестьян сдавать хлеб по заниженным ценам.

Кризисы сопровождались обострением политической борьбы в партийном руководстве между группой Бухарина, Рыкова, Томского (сторонниками сохранения и развития нэпа) и группой Сталина, Молотова, Кагановича, Ворошилова. В этой борьбе победила группа Сталина - сторонников военно-коммунистических методов управления экономикой, которые взяли курс на отказ от нэпа.

Хотя нэп не стал долгосрочной политикой, благодаря ему было восстановлено хозяйство, разрушенное в годы Первой мировой и гражданской войн. Возросло промышленное и сельскохозяйственное производство, оживились торговля и товарообмен, ослабла социальная напряженность.

8. Провозглашение СССР.

Учитель

Установление коммунистических режимов в большинстве новообразованных на территории бывшей Российской империи государств, схожих по политической системе, связанных единым народнохозяйственным комплексом и военно-политическим союзом (договоры 1919-1920 гг.), поставило на порядок дня вопрос об объединении этих новообразований. В начале 1920-х гг. разгорелась дискуссия о форме объединения. Среди многообразия мнений можно выделить два подхода к решению этой проблемы. Так, нарком национальностей И. Сталин выдвинул идею образования советской сообщества на началах автономии. То есть все советские республики должны были войти в состав РСФСР на правах автономии. Такой вариант объединения получил название проекта автономизации, но его раскритиковали украинские и грузинские большевики. В условиях нарастающего конфликта между московским центром и большевиками национальных республик в полемику вмешался Ленин, который предложил создать советскую общину на началах федерации (в федерацию объединялись
равноправные республики, а не подчиненные РСФСР). Это предложение
одобрили представители всех республик.

В течение 1922 г. созывались съезды Советов Украины, Белоруссии,
Закавказья, Российской Федерации, которые подтвердили необходимость объединения равноправного федеративного союза наций. В конце декабря 1922 г. в Москве прошла конференция представителей национальных республик, которая утвердила проекты декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик и проект союзного договора 30 декабря 1922 г. состоялся І Всесоюзный съезд Советов. Основным докладчиком на нем был И. Сталин. Он ознакомил участников съезда с проектами документов и внес предложение утвердить их. Открывая обсуждение, представитель УССР М. Фрунзе предложил доработать документы, а уже после этого принять их на втором съезде Советов СССР. Съезд поддержал это предложение и создал комиссию для подготовки окончательного варианта документов. На съезде был провозглашен СССР, избран Центральный исполнительный комитет и Президиум Союза ССР, а также четыре председателя Президиума ЦИК Союза ССР, которые должны были по очереди главенствовать на заседаниях: от РСФСР - М. Калинин, от УССР - Г. Петровский, от БССР - А. Червяков, от ЗСФСР - Н. Нариманов.

Но союзный договор так никогда и не был доработан и подписан. «Комиссия 13» по доработке договора была ликвидирована. В январе 1923 г. ЦИК СССР образовал Конституционную комиссию, которая подготовила проект конституции СССР. Он был утвержден на II Всесоюзном съезде Советов в январе 1924 г. Конституция содержала Декларацию и Договор об образовании СССР, который не имел ничего общего с проектом договора 1922 г. Съезд рекомендовал союзным республикам ратифицировать текст конституции, что и было сделано. Так произошло конституционное оформление СССР, о создании которого было объявлено ЦИК СССР в июле 1923 г. в «Обращении к народам и правительствам мира».

Через манипуляции Сталина союзный договор, который должен был стать международным договором между суверенными государствами, был заменен Конституцией, которая является внутренним документом.

Работа с таблицей

Рост количества союзных республик в составе СССР

ІV. Обобщение и систематизация знаний

Обсуждение результатов выполнения учащимися предварительного задания, поставленного перед началом изучения нового материала.

V. Коррекция и рефлексия. Итоги

Ø Завершение гражданской войны не способствовало стабилизации большевистского режима. Против политики «военного коммунизма» поднималась новая волна крестьянских и рабочих выступлений. Самым опасным для большевиков было восстание в Кронштадте.

Ø Под давлением обстоятельств В. Ленин настоял на введении нэпа. Большевикам пришлось пойти на значительные уступки населению, восстановив отдельные элементы рыночной экономики, в частности товарно-денежные отношения.

Ø Благодаря нэпу удалось восстановить разрушенное за годы боевых действий
хозяйство.

Ø Установка во вновь образованных на территории бывшей Российской империи государствах советской власти, пребывание у власти в них коммунистических партий, общее историческое прошлое и существование единого экономического комплекса - все это побудило советских лидеров к объединению советских республик в единую державу. После зажигательных дискуссий о форме объединения 30 декабря 1922 г. было провозглашено создание СССР.

VI. Домашнее задание

Учебник п. 11 с. 140-144, п. 19 изучить.


Похожая информация.


Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители.

Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

Мозговой штурм – это способ работы группы, ориентированный на поиск вариантов решения проблемной ситуации. Главная идея метода – выдвижение наибольшего количества предложений участниками. Для участия в мозговой атаке приглашаются специалисты в различных областях знаний. Организация работы группы строится в три этапа: постановка проблемы, генерация идей, оценка и отбор наиболее удачных идей.

Постановка проблемы осуществляется руководителем групп. Он старается разъяснить суть проблемы, ее характерные проявления. Участники обсуждения стараются достигнуть четкого понимания результатов решения проблемы, задаются вопросами: кому и для чего это необходимо, что произойдет, если ничего не менять? Каждый из участников должен почувствовать важность и необходимость разрешения поставленной проблемы. Оптимизм и уверенность во много раз ускоряют процесс мышления. Руководитель формулирует и задает вопросы, контролирует процесс высказываний, следит за выполнением правил и регламента процесса.

Генерация идей происходит путем выдвижения своей идеи каждым из участников обсуждения с опорой на следующие положения:

· избегайте мысли о стандартных решениях проблемы;

· чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи;

· если проблема не поддается решению в целом. попробуйте разделить ее на части;

· требуются не ваши знания, а идеи по решению проблемы;

· не ждите одобрения;

· не думайте о возможных последствиях.

При высказывании идей участниками категорически запрещается:

· делать критические замечания;

· давать промежуточные оценки;

· демонстрировать свое превосходство.

Количество идей, выдвинутых в процессе мозгового штурма, значительно больше, чем сумма вариантов, предлагаемых специалистами по отдельности. Это объясняется комбинированием идей в процессе мозгового штурма, стимулированием процесса мышления.

Длительность процесса мозгового штурма зависит от сложности решаемой задачи и находится в интервале 15-60 минут.

Оценка и отбор идей могут производиться участниками мозгового штурма или специальной группой специалистов. Заведомо неосуществимые предложения отбрасываются, а оставшиеся анализируются

Большинство менеджеров под сессией коллективного обсуждения понимают просто сбор людей в одной комнате для обсуждения некоторой темы. Всё же существует определенный процесс, который максимизирует размер и качество объединения идей. В то время как существуют сотни допустимых действий по осуществлению этого процесса, ниже приводятся лишь некоторые из важных концепций, которые должны быть рассмотрены лидерами:

1. Количество идей, произведённых людьми, которые действуют в одиночку больше, чем общее число всех идей, произведённых этими же людьми, работая в группе. Более того, разнообразие и новизна идей, которые исходят от тех, кто работает в одиночку больше и эффективней идей, произведённых группой людей. Это означает, что поручив членам группы придумать некоторое количество разнообразных и новых идей перед сессией, а затем огласив их в процессе коллективного обсуждения, вы получите более существенный результат. Настоятельно убедитесь в том, что отдельные личности думают о новых идеях во время проведения групповой сессии.

2. Люди склонны попадать в ловушки и часто действуют без проявления инициатив. Это означает, что для них трудно перейти к выполнению чего-то нового, пока им не представят время для наработки опыта, знаний в новой области или стимулов. Одним из решений является введение новой компетентности. Собирайте новых, разносторонних людей. Попробуйте собрать людей, которые будут обладать экспрессией, углублёнными знаниями и более высоким статусом.

3. Коллективное обсуждение подразумевает то, что поиск решения проблемы не стоит на месте. Таким образом, один из принципов эффективного проведения состоит в разделении сессии на 3 части: определение проблемы, предложение идей и выбор идей. Иногда просто удивляет количество существующих восприятий по поводу проблемы. Поднимая на обсуждение определённый вопрос, появляется множество ответов и идей по его разрешению. Этот раздроблённый на стадии процесс позволяет провести разделительную линию между творческими размышлениями и критикой. Написание и редактирование представляют два разных и ничем не похожих процесса.

4. Установите возрастающие цели. Результат возрастающих целей намного лучше, чем то, что вы стараетесь сделать. К тому же они способствуют продуктивному производству; с определённой уверенностью можно сказать, что сочетание количества вместе с качеством представляет наилучший продукт творчества, который имеет тенденцию появляться в те минуты карьеры, когда создатель занят усердной и плодотворной работой.

Существует, по крайней мере, 2 типа возрастающих целей: рассчитанные на короткий срок – они подразумевают скорый выпуск продукции и рассчитанные на продолжительный отрезок времени – они позволяют рассматривать проблемы, используя знания в определённой области, чтобы получить результат в требуемом понимании.

5. Способствуйте сотрудничеству, а не соперничеству. Соперничество вынуждает людей закрываться, ограничивает потоки информации и создаёт основные и периферийные группы. С другой стороны, очевидно, что сотрудничество позволяет осуществлять взаимный интеллектуальный обмен, который является своего рода сырьевым материалом для процесса высказывания идей.

6. Одним из губительных факторов, влияющих на высказывания наиболее эффективных идей, является медленная реализация или вообще отсутствие таковой. Люди просто не станут относиться серьёзно к предлагаемым идеям, если по окончании прошлой сессии не было предпринято никаких существенных действий. Гарантируйте прямые связи тем, кто принимает решения, а также продвижение, которое будет заметным посредством инновационного процесса – выбор идеи, развитие и придание ей коммерческой поддержки.

7. Не полагайтесь на “творческие типы”. Каждый способен произвести большое количество разнообразных и новых идей. Существуют утверждения о наличии черты творческого типа относительно недостатка терпимости к соответствию, а также к двусмысленности, однако уместно будет сказать, что такая теория подвержена сомнению, поскольку эти черты трудно определить, с ними трудно бороться, и они неустойчивы или меняются в зависимости от ситуации. Далее надо сказать, что такие критерии, как мотивация и компетентность, также являются важными.

8. Абстрагируйте свои мысли от коллективного обсуждения. Мнение о том, что коллективное обсуждение является единственным эффективным методом выработки идей ошибочно. Этот процесс имеет некоторые негативные стороны, а именно: а) растворение идей; б) участие не самых интеллектуально развитых и подкованных индивидуумов и в) оценочное предчувствие. Конфиденциальность высказывания идей, идеи внутри сети и основы знаний – это лишь некоторые методы, которые могут помочь максимизировать вклад каждого индивидуума.

Эффективность создания конкурентоспособной продукции зависит не только от выбора стратегии, но и от средств, ее реализующих. Неправильно принятые решения ведут не только к финансовым потерям, но могут привести к потере своей доле на рынке.

Поэтому главное должно быть уделено тому, чтобы активизировать творческую деятельность сотрудников предприятий и использовать такие методы, которые станут основополагающими при постановке задач и решении проблем, направленных на совершенствование продукции и услуг, т. е. нахождения и реализации оптимальных решений.

Все известные (наиболее значимые) методы, используемые при постановке и формулировании проблем, обработке и анализе информации, а также поиске и анализе решений, можно условно разделить на 4 группы. 1.

Метод проб и ошибок

Суть данного метода заключается в бессистемном переборе всевозможных вариантов, как правило, в привычном для человека, решающего проблему направлении. Применяется такой метод обычно для решения несложных задач, он экономически нецелесообразен, т. к. на решение проблемы уходит много времени и средств. 2.

Методы психологической активизации творчества

Эти методы активизируют процесс выдвижения новых идей и поиск решения. Основной целью данных методов считается принцип предпочтения количества выдвигаемых идей их качеству на этапе генерирования, который отделен от процесса оценки. 3.

Методы систематизированного поиска

Данные методы позволяют упорядочить перебор вариантов и увеличивать их число. Они основаны на использовании различных аналитических подходов (системного и функционального) в сочетании с приемами борьбы с психологической инерцией. Данные методы ярко выражают суть технологии решения творческих задач, но область применения этих методов ограничена, т. к. их трудно использовать при решении сложных задач, и они не гарантируют получение оптимального решения, потому что нет критериев оценки полученного результата. 4.

Методы направленного поиска

Это алгоритмические методы, при использовании которых процесс мышления не хаотичен, а четко организован и управляем. Наиболее распространенная методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) предполагает выработку диалектического мышления и снижение психологического барьера, развитие творческого воображения и т. д. Но есть у ТРИЗ и некоторые недостатки: трудности в освоении метода и необходимость постоянного тренинга, отсутствие постановки задачи, получение идеи без доведения до конструктивного решения, недостаточная эффективность в решении некоторого класса задач.

Индивидуально каждый может решать проблемы, интуитивно выбирая различные варианты своих действий. Для того чтобы решать проблемы в группе, нужны специальные методы, позволяющие участникам работать конструктивно, иначе вряд ли группа добьется хороших результатов.

В мировой практике (Япония, европейские страны, США) с успехом используются принципы и методы коллективного решения проблем. В процессе групповой работы используются в основном методы систематизированного поиска, психологической активизации творчества и методы, называемые «инструменты качества».

Для каждого этапа процесса решения проблем в группе предлагается использовать один или несколько различных методов. Необходимо заметить, что некоторые из данных методов могут применяться на разных этапах. На рисунке 7 представлена структура соотношений методов и этапов процесса решения проблем в группах.

Следует заметить, что т. к. процесс решения проблем осуществляется группой, то важно определиться с правилами коллективного обсуждения. Наиболее эффективным при групповой работе является обсуждение, основанное на принципах мозгового штурма. Мозговой штурм - это главный творческий метод, применяемый в группах. При решении проблем используется много методов и практически в каждом из них используется методика мозгового штурма, овладение которой является основополагающим фактором процесса коллективного решения проблем. Существует много различных правил, необходимых для эффективного применения мозгового штурма, поэтому эта тема будет отдельно рассмотрена в гл. 4.

Рассмотрим кратко методы коллективного решения проблем для каждого этапа процесса.

Постановка и Необходимо уделить особое внимание постановке и формулировке

формулирование реальной проблемы, иначе дальнейшее рассмотрение и реализация проблемы неправильно определенной задачи не принесет желаемых результатов и

группа потратит время впустую. Определить имеющиеся на предприятии проблемы можно различными методами.

Метод «бритва Оккама» - его лучше всего использовать при поиске проблем предприятия, которые еще не стоят остро, но их необходимо обозначить и определить, какие из них следует решать в первую очередь.

Диаграмма сродства - позволяет сгруппировать родственные данные в структуре рассматриваемой проблемы, а также точнее определить формулировку. Данный метод лучше всего применять для рассмотрения формулировок проблем, касающихся любых улучшений или изменений процессов, а также деятельности организации в целом.

Древовидная диаграмма - применяется, когда в процессе постановки проблемы необходимо исследовать все возможные части, касающиеся проблемы, или когда неясны сформированные пожелания потребителей в отношении продуктов.

Следует отметить, что на данном этапе и в предложенных методах широко используется принципы «мозгового штурма».

Анализ проблемы Для эффективного анализа проблем применяются методы,

признанные на практике наиболее подходящими для работы в группе.

Диаграмма «рыбьи кости» (или иначе она называется причинно-следственной диаграммой Исикавы) была разработана японскими учеными для научно-исследовательской работы, а затем предложена для решения проблем качества на производстве. С помощью этой диаграммы можно определить все причинно-следственные связи, влияющие на проблему.

Диаграмма шести слов основана на применении формулирования вопросов по известной формуле 5W1H (вопросы со словами Кто? Что? Почему? Где? Когда? Как?).

7. Структура соотношений этапов и методов процесса решения проблем

Использование данной диаграммы позволяет рассмотреть проблему со всех сторон и учесть все факторы, влияющие на нее.

Диаграмма связей - позволяет установить связи в сложной проблеме, которые трудно рассмотреть при помощи диаграммы «рыбьи кости».

Сбор данных

Часто после определения и анализа проблемы участникам группы не хватает информации, которая бы давала полное представление о существующей ситуации. В принятии решений необходимо всегда опираться на факты, а не на интуицию. Не всегда сбор информации нужно проводить, но в случае, когда это необходимо, данный этап может стать наиболее важным в процессе решения проблем. Наиболее простым методом, позволяющим легко собрать нужную информацию, является один из простых инструментов качества - контрольные листки.

Интерпретация тт г „ ,

г Иногда на основе собранной информации можно сразу сделать

данных „ ,г

выводы о существующей ситуации. Когда это невозможно - нужно

обязательно провести анализ данных. Наиболее лучший способ представления данных -

визуальный, оформленный в виде построенных по результатам полученных данных

графиков и диаграмм. Участникам групп по решению проблем предлагается

ознакомиться с двумя наиболее распространенными и удобными для коллективной

работы методами: диаграммой Парето и гистограммами.

Диаграмма Парето - помогает определить, какие из имеющихся элементов проблемы оказывают наибольшее влияние на возникновение проблемы.

Гистограммы - помогают увидеть, стабильно ли протекает процесс или работает система, а также в какой степени он подвержен вариабельности.

Задачей данных методов является обнаружение в собранной информации определенных закономерностей, помогающих сделать выводы и принять эффективные решения.

П°иск решений Задачей данного этапа является поиск альтернативных решений осуждаемой проблемы и оценка их с целью дальнейшего рассмотрения. Для поиска решений могут быть использованы методы, основанные на принципах мозгового штурма (метод «бритвы Оккама», диаграмма сродства, древовидная диаграмма), которые будут подробно рассмотрены в главе 5 «Постановка и формулирование проблемы».

После того как определены все возможные варианты решений, необходимо их предварительно оценить. Для этого участникам коллективного решения проблем следует воспользоваться наиболее удобными методами: анализ силового поля, модифицированный метод Дельфи, матричная диаграмма, обмен мнениями, коллажи и фантазии. Каждый из этих методов применяется для рассмотрения вариантов решения различных видов проблем.

Анализ силового поля - применяется при рассмотрении проблемы как баланс двух противоположно направленных сил (силы и факторы содействующие решению проблемы и препятствующие ее решению).

Модифицированный метод Дельфи - это процесс, в результате которого участники группы приходят к согласию относительно выбора решения проблемы, не прибегая к открытой дискуссии.

Матричная диаграмма - служит для выявления важности различных связей между данными, характеризующими варианты решения проблемы.

Обмен мнениями - предназначен для конструктивного обсуждения вариантов решения проблем, когда участники распадаются на два противостоящих лагеря, каждый из которых твердо придерживаются своего варианта решения проблем.

Коллажи и фантазии - метод используется в случаях, когда проблемы и мнения участников группы о них очень сложно сформулировать словами.

Анализ После предварительной оценки вариантов решения остается немного

эффективности альтернатив, которые необходимо рассмотреть более серьезно на предмет реализации. Альтернативы предлагается обсудить с точки зрения затрат на реализацию, а также по нематериальным (неколичественным) критериям, которые влияют на будущую деятельность предприятия. Главная цель данной оценки - выявить необходимые изменения в части ресурсного обеспечения, практики управления и организации принятого решения. На данном этапе возможно участие специалистов, которые помогут оценить эффективность реализации того или иного решения.

Презентация При коллективном решении проблем этот этап необходим, так как вопрос решении о реализации решения может принять только руководство предприятия. В

данной главе подробно рассматривается работа группы в каждом из трех основных этапов презентации - подготовке, проведении и этапах после проведения презентации.

Реализация Реализация решения - практически самый важный этап в процессе

решения решения проблем. Целью данного этапа является определение того, что

включает в себя проект реализации принятого решения и рассмотрения методов, позволяющих распланировать, выполнять и контролировать ход работ. Для этого лучше всего использовать методы построения логической и стрелочной диаграмм. Кроме того, рассматриваются основные правила исполнения проекта.

Логическая диаграмма - строится по принципам построения древовидной диаграммы (детализация планируемых мероприятий по уровням) и диаграммы связей (установление связей между уровнями и отдельными мероприятиями).

Стрелочная диаграмма - инструмент, позволяющий спланировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для скорейшей и успешной реализации цели.

Мониторинг и На данном этапе осуществляется наблюдение за

оценка результатов результативностью реализуемого решения и его оценки с целью

внесения необходимых корректив. Нельзя рассматривать принятое решение как окончательное, так как не все сразу можно оценить и предвидеть. Кроме того, даже если все предусмотрено, свои коррективы могут внести изменения внешней среды. Наблюдения за процессом реализации позволяют выявить и более существенные моменты, такие как неправильно сформулированная проблема, причина ее вызывающая, а также выбранное решение.

В групповой учебно-познавательной деятельности каждый сту-дент активно участвует в решении поставленной проблемы. При этом он взаимодействует с другими субъектами деятельности, об-щается с ними, проявляет рациональное и эмоциональное отноше-ние, реализуя свой интеллектуальный потенциал. В такой ситуации студент превращается в активно действующего, думающего субъекта деятельности.

По мнению психологов, в малочисленных группах (по 3–7 че-ловек) студенты получают больший объем знаний; хорошо органи-зованная и сплоченная группа более продуктивна, чем то же число людей, работающих в одиночку. Участие в групповых формах обуче-ния приносит чувство удовлетворения. Выдвигая гипотезы, выслу-шивая и критически оценивая мнения других, идя на компромисс

и сотрудничая друг с другом, студенты приобретают опыт принятия решения и профессионального общения, при этом у них формиру-ются необходимые качества будущего специалиста.

Внедрение групповых форм и методов решения учебно-позна-вательных задач направлено также на преодоление противоречия между фронтально-индивидуальной формой организации учебно-го процесса и коллективной формой деятельности специалистов на производстве. Известно, что трудовая деятельность на производ-стве носит преимущественно коллективный характер, где от каж-дого специалиста требуется реализация таких качеств, как коллек-тивизм, тактичность, взаимопонимание, общительность, уважение к чужому мнению и т.д. В высшем учебном заведении познаватель-ная деятельность студента в основном имеет индивидуальный ха-рактер. При организации фронтальной учебной работы обучаемых


(лекции, практические и семинарские занятия) каждый учащийся индивидуально воспринимает материал, излагаемый преподавате-лем, индивидуально решает учебные задачи, выступает со «своим» докладом.

Курсовые и дипломные проекты выполняются сугубо ин-дивидуально. При фронтально-индивидуальном обучении не используются возможности студенческого коллектива и коллек-тивной (совместной) познавательной деятельности, снижается воспитательное значение процесса обучения, не реализуется орга-низованное общение между учащимися в процессе обучения.

Чтобы устранить эти недостатки, в процессе обучения необ-ходимо применять различные формы и методы коллективной ра-боты учащихся на аудиторных и внеаудиторных занятиях: группо-вое решение проблемных задач, метод «мозгового штурма», анализ конкретных ситуаций, дискуссии, деловые игры, групповое вы-полнение курсовых работ и др. Поскольку реализация этих методов предполагает поисковую деятельность обучающихся, на практике преподавания эти методы называют эвристическими .

Групповое решение проблемных задач. Вначале преподавательопределяет тему и цели занятая, раскрывает значение изучаемых вопросов; с помощью различных методов проводит повторение лекционного материала, затем академическая группа делится на подгруппы по 3–7 человек. По составу подгруппы должны быть раз-нородными (в каждую подгруппу входят сильные, средние и слабые студенты). Каждая подгруппа во главе с руководителем (лидером) решает проблемную задачу путем совместной познавательной дея-тельности (подгруппы могут решать одну и ту же задачу или разные задачи одного класса). После коллективного обсуждения и решения задачи один из членов подгруппы сообщает результат. Для его об-суждения привлекаются другие подгруппы. При разногласиях меж-ду подгруппами или отдельными учащимися возникает дискуссия. Итоги коллективной работы подводятся преподавателем.

Метод «мозгового штурма». Метод возник в 1930-е годы как спо-соб коллективного продуцирования новых идей. История богата примерами того, как подчас довольно сложная проблема, не под-давшаяся решению традиционными способами, неожиданно на-ходила оригинальный выход в условиях «мозгового штурма».

Область применения этого метода довольно широка – от научно-технических, экономических и управленческих проблем до соци-альных, психолого-педагогических и даже этических ситуаций.

В общем виде процедура «мозгового штурма» состоит из следую-щих этапов.


96 Глава 5. Методы обучения

1. Формулирование проблемы, которую необходимо решить; обо-снование задачи для поиска решения. Определение условий кон-кретной работы, выдача участникам правил поиска решения и пове-дения в процессе «мозгового штурма». Формирование рабочих групп

и экспертной группы, в обязанности которой будет входить разра-ботка критериев, оценка и отбор наилучших идей.

2. Тренировочная сессия-разминка. Упражнения в быстром по-иске ответов на вопросы и задачи тренировочной сессии. Задача этого этапа – помочь участникам максимально освободиться от воз-действия психологических барьеров (неловкости, стеснительности, замкнутости, скованности и т.п.).

3. «Мозговой штурм» поставленной проблемы. Предварительно еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила поведения в ходе решения. Генерирование идей в рабочих группах.

4. Оценка и отбор наилучших идей. Эксперты на основе набран-ных критериев отбирают лучшие идеи. Сообщение о результатах «мозгового штурма». Обсуждение итогов работы групп, оценка наи-лучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие кол-лективного решения.

Успех применения метода во многом зависит от преподавателя (руководителя сессии). Он должен умело направлять ход коллек-тивной мысленной деятельности, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, дополнения и т.д. Длительность «мозгового штурма» варьируется от 15 мин до часа. Эффективность сессии (процесса) «мозгового штурма» зависит от соблюдения сле-дующих правил:

1. «Мозговой штурм» требует полного раскрепощения мысли

и свободы воображения: чем неожиданней и необычней идея, тем больше оснований рассчитывать на успех.

и промежуточные оценки – они мешают построению и формулиро-ванию новых идей.

3. «Мозговой штурм» не терпит шаблонного мышления; полное освобождение из плена стереотипов, стандартов и традиций – важ-нейшее условие успешности творческого поиска.

4. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления и новой идеи.

5. В ходе сессии допускается дополнение, усовершенствование

и развитие идей, предложенных вами или другими участниками «мозгового штурма».

6. Разрешается задавать вопросы коллегам с целью уточнения

и развития их идей; вопрос не должен содержать в себе оценки или вашего отношения к идее.


7. Тщательно, но коротко формулируйте свои мысли; не огорчай-тесь, если вас не поймут. Сделайте попытку еще раз изложить свою идею.

8. Если проблема в целом не поддается решению, попробуйте рас-членить ее на составные элементы и поразмыслить над каждой из них в отдельности.

9. Используйте способ комбинирования приемов, решений, под-счетов, оценок: попытайтесь сконструировать некоторую систему, казалось бы, из «чуждых» друг другу частей.

10. Не стесняйтесь произвольно менять параметры в поставлен-ной проблеме – уменьшать или увеличивать стоимость, сроки, раз-меры, расстояния и т.д. Если идея решения будет найдена, ее можно доработать до уровня установленных условиями задачи границ.

Анализ конкретной ситуации (ситуационный метод). Под конкрет-ной ситуацией понимают события, которые включают в себя противо-речие или вступают в противоречие с окружающей средой. Как правило,это – отклонение в социальных, экономических, организационно-управленческих, технологических и других процессах.

Ситуационный анализ проводится по следующей методике. Учебная группа делится на несколько подгрупп. Каждая из них по-лучает папку с описанием конкретных ситуаций. Преподаватель определяет круг задач для подгрупп. Групповая работа над ситуацией заключается в ее анализе, выявлении проблемы, поиске путей ее ре-шения, обсуждении вариантов решения. Затем эти варианты выно-сятся на общую дискуссию. В результате дискуссии и итоговой бесе-ды вырабатывается коллективное суждение о ситуации или решение проблемы.

Групповая дискуссия как метод коллективного обсуждения и ре-шения проблем используется для активизации познавательной дея-тельности обучаемых, научения их высказывать свою точку зрения (мнение) и прислушиваться к чужому мнению, общаться и взаимо-действовать в группе, анализировать сложные производственные си-туации, принимать коллективное решение.

Групповая дискуссия проводится по следующей методике. Тема дискуссии (проблема) формулируется и заранее доводится до сведе-ния студентов (за одну-две недели до занятия). Каждый учащийся должен прийти подготовленным (со своими идеями, предложения-ми). На занятии после вводного слова преподавателя (постанов-ки проблемы, ее актуализации) начинается свободная дискуссия. Каждый участник дискуссии за отведенное время (3–7 мин) выска-зывает свою точку зрения (мнение) относительно обсуждаемых во-просов. В конце дискуссии преподаватель подводит итоги, обобщает выдвинутые предложения.


98 Глава 5. Методы обучения

Групповую дискуссию можно сочетать с методом разыгрывания ролей. При этом преподаватель знакомит студентов с проблемной ситуацией и предлагает распределить между собой роли участников (специалистов) для решения проблемы. Каждому участнику выда-ется инструкция по выполнению той или иной роли. В ней описы-вается позиция, которую в этой ситуации занимает данное лицо, его оценка сложившейся проблемы, его интересы и цели. Занятие проводится в форме совещания под руководством того слушателя, который выполняет в данной ситуации роль старшего (руководите-ля). Предметом совещания является совместное решение проблем-ной ситуации. В заключительной части занятия слушатели обсуж-дают итог и ход решения проблемы, оценивают поведение каждого в данной ситуации.

Метод эвристических вопросов. Этот метод известен также какметод «ключевых вопросов». Его целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной си-туации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Кроме того, эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Эвристическим вопросам уделял много внимания американский математик и пе-дагог Д. Пойя .

Метод эвристических вопросов базируется:

На проблемности и оптимальности (путем искусно поставлен-ных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня);

Дроблении информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи);

Целеполагании (каждый новый эвристический вопрос форми-рует новую стратегию – цель деятельности).

а для этого поставить перед собой такие вопросы: что неизвест-но? что дано? в чем состоит условие? возможно ли удовлетворить условию? достаточно ли условие для определения неизвестного? или недостаточно? или чрезмерно? или противоречиво? Сделайте чертеж. Введите подходящее обозначение. Разделите условие на части. Постарайтесь записать их.

При поиске идеи решения и составлении плана решения ответь-те на вопросы: как найти связь между данными и неизвестным? не известна ли вам какая-нибудь родственная задача? нельзя ли


5.4. Метод проектов

ею воспользоваться? нельзя ли использовать метод ее решения? не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, что-бы воспользоваться прежней задачей? нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще? нельзя ли придумать более доступную зада-чу? более общую? более частную? аналогичную задачу? нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить части условия? нельзя ли из-влечь что-либо полезное из данных? все ли данные и условия вами использованы? приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче?

Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правилен? Сумеете ли доказать, что он правилен? Контроль и самоконтроль полученного решения. Нельзя ли проверить результат? Нельзя ли проверить ход решения? Нельзя ли получить тот же результат иначе? Нельзя ли проверить правильность полученного результата? Нельзя ли в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат? Нельзя ли решить задачу обратную этой?

Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, общую логиче-скую схему решения творческих задач.

Недостатки и ограничения этого метода заключаются в том, что он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эври-стические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.

Метод проектов

Метод проектов впервые был разработан выдающимся американ-ским философом и педагогом Дж. Дьюи (1859–1952), предложившим строить обучение на активной основе через целесообразную позна-вательную и проектную деятельность учащегося, сообразуясь с его личным интересом. Идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и его метод проектов нашли широкое распространение в западных странах и приобрели большую популярность в силу ра-ционального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей дей-ствительности. Суть метода заключается в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к изучаемым вопросам, предполагающим изуче-ние и усвоение определенной системы знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или несколько проблем, показать практическое применение полученных знаний.


100 Глава 5. Методы обучения

Методом проектов называют совокупность приемов и познаватель-ных действий студентов по овладении определенной системой знаний, умений, навыков путем самостоятельной проектной деятельности, направленной на решение практической задачи (проблемы). Методпредполагает рациональное сочетание теоретических знаний из различных областей науки (изучаемых дисциплин) и их практиче-ского применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности студентов. В качестве примера использования метода проектов в образовательном процессе можно привести выполнение группой студентов тех заданий, которые они выполняют при кур-совом или дипломном проектировании. Принципиальное отличие метода проектов состоит в том, что проект выполняется не индиви-дуально, а путем совместной деятельности студентов.

Метод проектов ориентирован на решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообраз-ных приемов и средств обучения, а с другой – интегрирование зна-ний и умений из различных областей науки, техники и технологии.

Для эффективного применения метода проектов необходимо со-блюдать следующие требования:

1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее реше-ния (например, исследование демографической проблемы, пробле-мы безработицы, преступности, наркомании, экологии и т.д).

2. Практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная или групповая) дея-тельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием этапов работы и результатов).

5. Использование исследовательских методов – определение про-блемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипо-тезы их решения, выбор методов исследования, разработка проекта, анализ полученных данных, подведение итогов, выводы.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творче-ских интересов студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном про-странстве, развитие критического мышления. Метод проектов всег-да ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную или групповую), выполняемую в течение


5.4. Метод проектов

определенного отрезка времени. Он органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским мето-дами обучения.

Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается со студентами. При этом проводится подробное струк-турирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов «общественности», т.е. другим членам группы, экспертам или, например, внешним пользователям Интернета, не имеющим прямого отношения к про-цессу обучения.

В настоящее время принято выделять семь основных этапов рабо-ты над проектом:

Организационный;

Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;

Обсуждение методических аспектов и организация работы студентов;

Структурирование проекта с выделением подзадач для опреде-ленных групп учащихся, подбор необходимых материалов;

Работа над проектом;

Подведение итогов, оформление результатов;

Презентация проекта.

Формы организации совместной деятельности студентов над про-ектом определяются исходя из особенностей тематики, целей со-вместной деятельности, интересов участников проекта. Главное то, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности студентов в большой сте-пени зависит от организации работы внутри группы, от четкого рас-пределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

Проекты могут быть разной степени сложности. Тематика про-ектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания студентов по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проек-тов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, а также творческого мышления и ис-следовательских навыков. Таким образом достигается естественная интеграция знаний.

В основе многих учебных проектов лежит исследовательский ме-тод обучения. Вся деятельность обучающихся сосредотачивается на следующих этапах:


102 Глава 5. Методы обучения

Определении проблемы и вытекающих из нее задач исследо-вания;

Выдвижении гипотезы их решения;

Обсуждении методов исследования;

Проведении сбора данных;

Анализе полученных данных;

Оформлении конечных результатов;

Подведении итогов, корректировке, выводах (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круг-лого стола», статистических методов, творческих отчетов, презента-ций и др.).

Разновидностью метода проектов является метод телекоммуника-ционных проектов . Под учебным телекоммуникационным про-ектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность студентов-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на до-стижение общего результата деятельность.

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения предусматриваются:

Множественные, систематические, разовые или длительные на-блюдения за тем или иным природным, физическим, социальным

и другим явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

Сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;

Сравнительное изучение эффектности использования одного

и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получения дан-ных об объективной эффективности предлагаемого способа реше-ния проблемы;

Совместное творческое создание, какая-либо практическая раз-работка (например, создание новой техники или технологии, журна-ла, газеты, пьесы и др.);

Проведение увлекательных приключенческих совместных игр, состязаний.

В ходе работы над телекоммуникационными проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость


5.4. Метод проектов

в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод, как «мозговой штурм».

При планировании телекоммуникационных проектов необходи-мо также продумать формы организации работы участников. Эти формы могут быть различными:

Индивидуальные проекты (внутри большого другого проекта);

Парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры

Групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже группы из нескольких регионов.

Проекты могут проводиться с использованием электронной поч-ты, в виде телеконференций или веб-квестов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «метод обучения».

2. По каким признакам и как классифицируются методы обуче-

3. Раскройте сущность проблемного обучения.

4. Каковы преимущества групповых методов обучения?

5. Каковы особенности метода проектов?


Глава 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ