Методы социологического исследования. Социологическое исследование

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социология - дифференцированная, структурированная система знаний. Виды специальных социологических теорий. Уровни отраслевой социологической теории. Типы прикладных социологических исследований. Характеристика методов, виды социологического исследования.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Социологические исследования, понятие, разновидности и характеристика. Анкетирование его сущность и методы проведения. Виды вопросов, их особенности. Методика проведения опросов, выборочное исследование и его проведение. Интервью и наблюдение, их суть.

    реферат , добавлен 29.01.2009

    Методологические проблемы социологических исследований. Функции социологии. Разработка программы социологического исследования. Обобщение и анализ данных, полученных в процессе его проведения. Описание и применение разных методов и методик в социологии.

    учебное пособие , добавлен 14.05.2012

    Обзор методов проведения эмпирических исследований социально-экономических и политических процессов. Особенности анализа документов как метода проведения социологических исследований. Специфика методики массового опроса, эксперимента и наблюдения.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2014

    Классификация методов и техник эмпирических социологических исследований. Методы сбора первичной информации. Анкетирование как вид опроса. Виды интервью, наблюдения, анализа документов. Несоциологические методы, применяемые в социологическом исследовании.

    практическая работа , добавлен 10.08.2009

    Изучение методов сбора информации и обзор социологических исследований, социологических данных и публикаций на примере производства наружной, TV и интернет-рекламы. Медиапредпочтения россиян и их отношение к рекламе. Эффективность рекламы в метро.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2012

    Характеристика методов социологических исследований (контент–анализ, опросные методы, социологическое наблюдение, кейс-стади, социологический эксперимент). Описание социологического телефонного опроса по выявлению потребности в услугах компании.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие и сущность анкетных опросов, требования к их проведению и классификация вопросов. Анализ проблемы достоверности получаемой информации. Виды, принципы и правила проведения интервью. Основные методы анализа и классификации документов в социологии.

    1.Методы исследования в социологии.

    2.Социальные отношения в обществе.

    4.Практическое задание.

    Список литературы

    1. Методы исследования в социологии.

    На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. На теоретическом уровне социологи пытаются осмыслить социальную реальность как единое целое - либо исходя из понимания общества как системы (функционализм), либо из понимания человека как субъекта социального действия (символический интеракционизм).

    Теоретические методы. Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. С позиций этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Структурно-функциональный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, а именно государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами: в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры; структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система; функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры; динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» - принципа сохранения социального равновесия.

    Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической системе различных народов много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций и т. д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов. Макс Вебер, например, сопоставлял протестантскую и индусскую разновидности фатализма с целью показать, как каждый из этих типов коррелирует с соответствующей системой секулярных ценностей. Э.Дюркгейм сравнивал суицидальную статистику в протестантских и католических странах.

    Методы социологического исследования. Гипотеза в социологическом исследовании - это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

    Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана. Социолог должен прибегать к таким методам сбора информации, как наблюдение, опрос, тестирование и т.д.

    В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.

    В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больше элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.

    В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре вида наблюдения: полное участие наблюдателя в ситуации; участник ситуации как наблюдатель; наблюдатель как участник; наблюдатель не участвует в процессе.

    Полное участие в ситуации предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как полноправного ее члена. Роль наблюдателя неизвестна членам группы. Примером этой разновидности наблюдения может служить работа исследователя в изучаемом коллективе рабочих без раскрытия им своего действительного положения.

    Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях.

    Точную информацию дает сплошной опрос. Более экономичным и в то же время менее надежным способом получения информации является выборочное обследование. Если обозначить все население или ту его часть, о которой вы стремитесь получить сведения, как генеральную совокупность, то выборочная совокупность (или просто выборка) - это точная, но уменьшенная ее копия. Знаменитый институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5 - 2 тысячи человек, а получает достоверные сведения 6 том, как будут голосовать на предстоящих выборах все 300 миллионов американцев. Ошибка не превышает нескольких процентов.

    Итак, выборочная совокупность должна быть точной копией генеральной. Отклонение от оригинала называется ошибкой репрезентативности. Она не должна быть очень большой, в противном случае социолог не имеет права распространять выводы исследования, в ходе которого опрошена часть людей, на все население. Репрезентировать - значит точно отражать генеральную совокупность при помощи выборочной. Математическая статистика вооружила социолога самыми современными методами расчета выборки. Главное, чтобы накануне исследования социолог точно определил, кто является типичным представителем генеральной совокупности, и добился того, чтобы у всех были равные шансы попасть в выборку. А кто именно должен быть опрошен, решают случай и математика.

    Принципы выборочного обследования лежат в основе всех методов социологии - анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов.

    При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы заочного: почтовый опрос, опрос через газету, журнал.

    Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, лицом к лицу, и опосредованным, например, по телефону.

    В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов - экспертные опросы, или оценки. Качество оценок самих результатов (подтверждающих определенные условия верификации среди указанных в гипотезе) зависит от концептуально-аналитических подходов экспертов, их идеологической ангажированности.

    Почти во всех индустриальных странах проводились и провалятся социологические эксперименты, доставляющие эмпирическую информацию с помощью самых различных способов социального измерения. Только в социологическом эксперименте создается исследовательская ситуация, которая позволяет получать весьма специфическую социальную информацию, не извлекаемую другими методами социального измерения. Социологический эксперимент - метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных объектов. При этом социологи создают специфическую экспериментальную ситуацию с направленно воздействующим на нее особым фактором, не характерным для обычного течения событий. Под влиянием такого фактора (или ряда факторов) происходят определенные изменения в деятельности исследуемых социальных объектов, фиксируемые экспериментаторами. Чтобы правильно выбрать такой фактор, называемый независимой переменной, необходимо предварительно изучить социальный объект теоретически, так как он может привести к всестороннему изменению объекта или «раствориться» в многочисленных связях и не оказать существенного влияния на него.

    Контент-аналаз предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). Иначе говоря, контент-анализ в социологии - это количественный анализ любого рода социологической информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода - в оперативном получении фактографических данных о том или ином социальном явлении на основе объективной информации.

    2. Социальные отношения в обществе.

    Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и общностей людей отнюдь не статическая, а скорее динамическая, она проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Это взаимодействие характеризуется двумя основными факторами:

    1) самой деятельностью каждого из субъектов общества, направляемой определенными побуждениями (их-то чаще всего и надо выявить социологу);

    2) теми общественными отношениями, в которые вступают социальные субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов.

    Речь идет об общественных отношениях как стороне функционирования социальной структуры. И эти отношения весьма разнообразны. В широком смысле все общественные отношения можно назвать социальными, т.е. присущими обществу.

    В узком смысле социальные отношения выступают как специфические отношения, существующие наряду с экономическими, политическими и другими. Они складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении.

    Речь идет об удовлетворении потребностей в области так называемой социальной сферы жизнедеятельности людей, потребностей воспроизводства и развития их жизненных сил и их социального самоутверждения, заключающегося, в частности, в обеспечении основных условий их существования и развития в обществе.

    Важнейшей стороной функционирования социальной сферы жизни общества является совершенствование возникающих здесь социальных отношений между людьми.

    В зависимости от уровня развития разделения труда и социально-экономических отношений исторически складывались различные типы социальных структур.

    Так, социальную структуру рабовладельческого общества составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, землевладельцы, свободные крестьяне, представители умственной деятельности - ученые, философы, поэты, жрецы, учителя, врачи и т.д. Достаточно вспомнить яркие свидетельства развития научной мысли и духовной культуры Древней Греции и Древнего Рима, ряда стран Древнего Востока, чтобы убедиться, насколько велика роль интеллигенции в развитии народов этих стран. Это подтверждают и высокий уровень развития политической жизни в античном мире, и знаменитое римское частное право.

    Социальная структура феодального общества хорошо просматривается в развитии европейских стран докапиталистической эпохи. Она представляла собой взаимосвязь основных классов - феодалов и крепостных крестьян, а также сословий и различных групп интеллигенции. Указанные классы, где бы они ни возникали, различаются между собой по их месту в системе общественного разделения труда и социально-экономических отношений.

    Особое место в ней занимают сословия. В отечественной социологии сословиям уделено мало внимания. Остановимся на этом вопросе немного подробнее.

    Сословия - это социальные группы, место которых в обществе определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами.

    Сложную социальную структуру имеет капиталистическое общество, особенно современное. В рамках его социальной структуры взаимодействуют прежде всего различные группы буржуазии, так называемого среднего класса и рабочих. Наличие этих классов в целом признается всеми более или менее серьезными социологами, политиками и государственными деятелями капиталистических стран, хотя некоторые из них делают различного рода оговорки, касающиеся понимания классов, размывания границ между ними и т.д.

    Особенно много говорится о среднем классе буржуазного общества. Характеризуется он весьма своеобразно. В него включаются мелкие и средние по уровню доходов предприниматели, фермеры, торговцы, высоко оплачиваемые рабочие и служащие. К среднему классу относят большинство населения индустриально развитых капиталистических стран исходя из уровня его доходов. Такой подход имеет право на существование. В нем есть своя логика, тем более что крупная буржуазия и большинство рабочих в средний класс не включаются. Однако существуют и другие толкования классов того же буржуазного общества, которые опираются на их место в системе общественного разделения труда и отношений собственности на средства производства.

    Ведущую роль в экономике и социально-политической сфере капиталистического общества играет монополистическая буржуазия, в том числе крупные промышленники, бизнесмены, банкиры, монополизировавшие основные отрасли экономики не только в своих странах, но нередко и за их пределами, создавшие крупные транснациональные корпорации. Отношения между буржуазией и рабочим классом по-прежнему являются главным звеном социальной структуры капиталистического общества. Имеются также классы крупных земельных собственников (латифундистов) и крестьян, в том числе фермеров. В зависимости от количества применяемой наемной рабочей силы и уровня доходов фермеры выступают как более или менее зажиточные крестьяне или же как представители мелкой и средней, а иногда и крупной сельскохозяйственной буржуазии. Все большую роль играет интеллигенция, в том числе научно-техническая, гуманитарная (учителя, врачи, юристы и т.д.), творческая (писатели, художники, композиторы, артисты и другие представители интеллигенции, работающие в сфере духовной культуры), а также занятая в области государственной деятельности.

    Опыт строительства социалистического общества в странах Центральной, Восточной Европы и Азии выявил основные направления развития его социальной структуры. Основными ее элементами считались рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, сохранившиеся в некоторых из этих стран (Польше, Китае) слои частных предпринимателей, а также профессиональные и демографические группы и национальные общности. В связи с существенным деформированием социально-экономических отношений деформировалась и социальная структура общества. Это касается прежде всего отношений между социальными группами города и деревни, в том числе между промышленным рабочим классом и крестьянством.

    Насильственная коллективизация по существу уничтожила большую часть предприимчивого и производительного крестьянства, а неэквивалентный обмен промышленной продукции на сельскохозяйственную постоянно вел к ухудшению условий жизни сельского населения, в том числе колхозников, рабочих и служащих совхозов и сельской интеллигенции. Существовавший тоталитарный режим относился ко всей интеллигенции в основном как к обслуживающей интересы рабочих и крестьян прослойке, мало считаясь с ее собственными интересами, а порой, проявляя к ней открытое неуважение, заставлял ее лучших представителей служить своим целям. Все это нанесло огромный урон развитию интеллигенции. Не был хозяином положения и рабочий класс, от имени которого правящая бюрократия осуществляла свою диктатуру.

    Все общество было подчинено сложившейся административно-бюрократической системе и огромному аппарату чиновников, который по сути дела заставил все социальные слои общества служить своим экономическим и политическим интересам. Понятно, что начавшаяся в середине 80-х годов в ряде социалистических стран перестройка общественных отношений была вначале с энтузиазмом поддержана большинством слоев общества именно потому, что провозгласила своей целью устранение деформаций также и в развитии социальной структуры путем установления гармонических отношений между всеми социальными группами, наиболее полного и справедливого удовлетворения их потребностей и интересов.

    Характерные черты тоталитаризма:

    1. Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра - политического и идеологического института - партии.

    2. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип «запрещено все, что не приказано».

    3. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.

    4. В стране признается право на существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений.

    5. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей власти.

    6. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

    7. В обществе функционирует только официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения.

    8. Власть держится преимущественно на насилии. Вместе с тем правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жестким контролем.

    9. Экономика находится под жестким контролем государственных органов.

    10. Несмотря на жесткий контроль государством всех сфер общественной жизни в обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: «говорим одно, думаем по-другому».

    12. Формально права национальных меньшинств провозглашены, на деле существенно ограничены.

    1. Наиболее влиятельная политическая сила общества - правящая группировка (доминирующая), в ее руках прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.

    2. Политические права и свободы граждан в значительной степени ограничены. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности. Действует принцип: «все, что не разрешено - запрещено».

    3. Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для ее действия. Зачастую оппозиция ставится в такие условия, что ее деятельность становится невозможной.

    4. В стране может быть несколько партий, но они, скорее всего, карликовые и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствуют вовсе.

    5. Существует цензура над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.

    6. Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они на страже правящего режима и часто используются на подавлении общественных сил, выступающих против властей. Но эти силы не проводят массовых репрессий.

    7. В обществе доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы

    8. Устойчивая поддержка власти в обществе, которая основана не только на насилии, но и на разделяемой многими официальной идеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в целом поддерживает правление. Меньшинство же выступает против авторитаризма и борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от государства.

    9. Обширный государственный сектор достаточно жестко регулируется государством. Многие авторитарные режимы вполне уживаются со свободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

    10. При полной регламентации всех сфер общественной жизни в обществе может процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно консервативный характер.

    11. Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.

    12. Права национальных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.

    4. Практическое задание.

    Укажите основные причины люмпенизации российского общества в 90-е годы.

    Главная причина люмпенизации общества заключается в характере реформ, которые проводит наше правительство сначала 90-х годов. Рассмотрим основные вехи проводимых преобразований и укажем те меры, которые имели наибольшее влияние на жизнь общества.

    В результате командно-административной системы управления экономикой Россия, как и другие бывшие советские республики, оказалась в состоянии глубокого экономического кризиса. Катастрофическая ситуация в народном хозяйстве была обусловлена следующими факторами:

    1) всеобщим огосударствлением, которое привело к деградированию отношений собственности, ликвидации нормальных хозяйственных стимулов;

    2) деформированной структурой производства с высокой степенью милитаризации;

    3) искажением трудовых мотиваций, господством социального иждивенчества.

    Поиск путей перехода к новым экономическим отношениям, проходивший в 1985 - 1990 гг., был связан с первыми шагами хозяйственных перемен и вызвал к жизни ряд законов о государственных предприятиях, об аренде, о кооперативах, о совместных предприятиях и др. Однако нерешительность, непоследовательность, сопротивление консервативных кругов ввергли экономику СССР, в том числе и Российской Федерации, в состояние глубокого кризиса.

    Осенью 1991 г. Россия получила в наследство от СССР крайне несбалансированную экономику с уровнем открытой инфляции свыше 300 % в год. Подавленная инфляция привела к концу года к всеобщей нехватке важнейших товаров, дефицит бюджета составил свыше 30 % ВВП. Огромный внешний долг невозможно было обслужить даже конфискацией всех валютных сбережений.

    Огромный бюджетный дефицит, отсутствие валютных резервов, банкротство Внешэкономбанка, развал административной торговли, надвигавшаяся угроза голода в крупных городах требовали решения в первую очередь задачи восстановления элементарной макроэкономической сбалансированности, управляемости народным хозяйством.

    Начало переменам в экономике страны было положено формированием в ноябре 1991 г. российского правительства Ё. Гайдара, которое заявило о готовности и решимости проводить радикальные экономические реформы. Преобразования в народном хозяйстве, проводимые этим правительством, продолжались до декабря 1992 г. и получили название "гайдаровские реформы". Их цель - сдержать углубляющийся хозяйственный кризис, не допустить распада экономики. В качестве основной меры по реализации этой задачи предполагалась жесткая монетарная и финансовая политика, которая в ряде стран привела к экономической стабилизации.

    В январе 1992 г. в России началась либерализация цен, которые за месяц выросли более чем на 245 %, а всего за первые четыре месяца 1992 г. - на 653,3 %. Этот почти семикратный взрыв цен к маю 1992 г. "ликвидировал" денежный навес - избыточную денежную массу и создал определенные предпосылки для экономической стабилизации и повышения управляемости народным хозяйством.

    Несмотря на сопровождающие реформы падение производства, снижение жизненного уровня подавляющей части населения Российской Федерации, в стране нормализуется потребительский рынок, формируются условия для начала структурных перестроек в экономике, отсекаются неэффективные, технически и технологически отсталые производства.

    Однако мероприятия правительства Е.Гайдара по переводу экономики на рыночные рельсы оказались не совсем последовательными, не были комплексными и не смогли задействовать многие важнейшие экономические механизмы. Политика "шоковой терапии" не получила своего логического завершения.

    Отсутствие последовательности, твердости в проведении реформ наиболее ярко проявилось в смягчении финансово-кредитной политики, отказе от бездефицитного бюджета, массированной кредитной эмиссии Центрального банка.

    Негативное воздействие на экономику России оказывало сохранившееся единое рублевое пространство при, отсутствии контроля за эмиссионной деятельностью бывших советских республик. Через несовершенный механизм взаимных расчетов со странами СНГ шло фактическое субсидирование экономик этих государств.

    Тревожной тенденцией в социальной сфере Российской Федерации явился резко обозначившийся разрыв в уровнях дохода между различными слоями граждан. За годы реформ разница в уровнях душевого дохода 10 % наиболее обеспеченного населения примерно в 20 раз превысила доходы такой же доли наименее обеспеченных, на начало реформ он был выше в 4 раза. По ряду оценок, учитывающих скрытые доходы, этот разрыв еще больше. В то же время в развитых странах Запада и Японии этот показатель не превышает 6 - 7 раз.

    По признанию Президента России Б.Ельцина, власть не проявила твердости в борьбе с коррупцией, обуздании рыночной стихии. Государственные структуры оказались не в состоянии противостоять давлению лоббистских группировок. Поэтому появились "новые технологии" перетекания богатства к избранным - перепродажа бюджетных ресурсов и льготных централизованных кредитов, уклонение от уплаты налогов и таможенных пошлин, фактический захват пакетов акций, находящихся в федеральной собственности. Растущая имущественная поляризация общества ведет к социальной напряженности, сдерживает процесс реформирования.

    О дорогой цене идущих в России преобразований свидетельствует сокращение продолжительности жизни в стране - с 69 лет в 1990 г. до 64 в 1995 г., превышение впервые после Великой Отечественной войны смертности над рождаемостью. Покупательная способность наемных рабочих и основной массы интеллигенции, живущих только на зарплату, упала в 2,4 раза. Треть населения страны (44 - 45 млн человек) имеет доходы ниже прожиточного минимума, 20 % живет в условиях крайней бедности.

    В итоге четырех лет реформ в экономической и социальной жизни Российской Федерации произошли существенные перемены: осуществилось становление различных форм и типов хозяйствования, рыночной инфраструктуры, определились правовые основы ее функционирования. Однако для российской экономики пока остаются характерными тенденция сужающегося воспроизводства, снижение эффективности использования ресурсов, сокращение занятости, уменьшение платежеспособного спроса и как итог - снижение уровня и качества жизни большинства населения.

    Список литературы

    1. Белов Г. А. Политология. Учебное пособие. М., 1994.

    2. Борисов В. К. Теория политической системы. М., 1991.

    3. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1993.

    4. Каменская Г. В., Родионов А. П. Политические системы современности. М.,1994.

    5. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992

    6. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов). Учебное пособие / Под ред. Е. А. Ануфриева. М., 1994.

    7. Смелзер Н. Социология. – М.: Московский рабочий, 1994.

    8. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова и др. - М., 1996.

    9. Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 1994.

    10. Фролов С.С. Основы социологии. - М.: Алгон, 1997.

    © Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

    Контрольная работа по социологии

    При проведении социологических исследований наибо­лее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы (рис.2).

    Рис.2. Классификация методов социологических исследований

    Анализ документов . Этот метод позволяет получить сведе­ния о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.

    Изучение документов помогает выявить тенденции и ди­намику их изменений и развития. Источником социологичес­кой информации выступаютобычно текстовые сообщения, со­держащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях и т.п. Особую роль выполняет социаль­ная статистическая информация, которая в большинстве слу­чаев используется для характеристики развития изучаемого процесса или явления.

    Не менее важное значение приобретаеткоитент-аиали з, который активно применяется в исследованиях средств мас­совой информации, являясь незаменимым методом группи­ровки текстов. Анализ основан на использовании единооб­разных показателей (индикаторах) для поиска, учета и подсчета массовости тех или иных характеристик текста.

    Задачи, решаемые этим методом, подчиняют­ся простой схеме: кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом .

    Опрос - самый распространенный метод сбора первич­ной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных.

    В каждом случае опрос предпола­гает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не подда­ются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос неза­меним, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе тать лишь в определенных условиях и ситуациях.

    В ходе исследования используются следующие виды опроса (рис.3).

    Рис.3. Виды опроса

    В зависимости от источника (носителя) первичной социо­логической информации различают опросы массовые и спе­циализированные. Вмассовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа.

    Участников массовых опросов принято называть респондентами.

    Вспециализированных опросах глав­ный источник информации - компетентные лица, чьи про­фессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопро­сам.

    Отсюда еще одно широко распространенное в социоло­гии название таких опросов - экспертные опросы или оценки.

    Существуют три основные разновидности социологического опроса: анкетирование, беседа и интервьюирование.

    Анкетирование проводимый по определенному плану письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов на упорядоченный по содержанию список вопросов и высказываний, либо один на один, либо в присутствии анкетера.

    Применяют следующие виды анкетирования (рис.4).

    Рис.4. Виды анкетирования

    Анкета (франц. - расследование) - опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.

    Анкета – упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, представленный в виде опросного листа, который имеет жестко фиксированный порядок и структуру.

    Прессовое анкетирование - это вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Данный вид анкетирования практически исключает возможности исследователя влиять на формирование выборочной совокупности.

    Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту. Преимущества его состоят в личном контакте исследователя с респондентом, дает возможность проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты, оценить соответствие респондента намеченной выборке.

    Вопрос - выраженная в вопросительном выражении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний.

    Закрытые вопросы сопровождаются возможными ответами, а открытые – требуют прямого ответа на вопрос. Основным инструментарием, используемым в ходе анкетирования, являются анкеты.

    Интервью – проводимый по определенному плану устный опрос, при котором происходит прямой контакт интервьюера с респондентом, а запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически.

    В ходе интервьюирования используют следующие виды интервью (рис.5)

    Рис.5. Виды интервью

    В свободных интервью используется дословная запись, запись на магнитофон или запись по памяти. В стандартизированных интервью ответы кодируются в соответствии с вопросником.

    К проведению интервью предъявляются следующие требования: правильность выбора места интервью; необходимость вступительного слова (представление, цель исследования, важность исследования, гарантия анонимности); нейтральная позиция интервьюера в ходе разговора; создание благоприятной атмосферы общения; фиксация данных интервью.

    Беседа - вид опроса, строящегося на продуманном и тщательно подготовленном разговоре исследователя с компетентным лицом (респондентом) или группой лиц с целью получения сведений по изучаемому вопросу.

    Беседа должна проводиться в атмосфере непринужденного и взаимного доверия по заранее намеченному, продуманному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению.

    Наблюдение представляет собой целенаправленное и сис­тематизированное восприятие изучаемого процесса или яв­ления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть раз­личными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле- или киноаппарат и другие технические средства.

    Фокус-группы , методика проведения кото­рых сводится к проведению интервью по заранее подготовленному сценарию в форме обсуждения с небольшой груп­пой «обычных людей» (в отличие от экспертов при эксперт­ном опросе, «мозгового штурма» и т.д.).

    Основным методи­ческим требованием к составу этой дискуссионной группы является ее однородность, что устраняет возможность прямо­го или косвенного давления одних членов группы на других. Поэтому исследователи подбирают фокус-группы из незнакомых друг другу людей примерно одинакового возраста, одного пола, схожего уровня доходов. Формирование этих групп должно охватить основные группы населения, чтобы можно было представить преобладающие ориентации в сознании и пове­дении людей. Немаловажным требованием является величи­на этой группы, которая позволяет поддержать дискуссию (при 4-5 участниках она может быстро затухнуть, а при значительном числе - 20-25 человек она не даст возмож­ности в полной мере высказаться всем участникам).

    Социологи имеют в своем арсенале и используют все разнообразие методов научных исследований. Рассмотрим основные из них:

    1. Метод наблюдения.

    Наблюдение – это прямая регистрация фактов очевидцем. В отличие от обыденного научное наблюдение имеет следущие особенности:

    подчинено исследовательским целям и задачам;

    имеет план, процедуру сбора информации;

    данные наблюдения фиксируются в дневниках или протоколах по определенной системе. В зависимости от положения наблюдателя различают:

    включенное (соучаствующее) наблюдение;

    простое наблюдение, когда социальные факты регистрируются наблюдателем, не являющимся непосредственным участником событий.

    2. Изучение документальных источников.

    Документальной в социологии называют любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, кино-, фотопленке, компьюторной дискете или любом другом носителе. Документальные источники могут быть классифицированы по нескольким основаниям.

    по отношению к государству:

    официальные, т. е. созданные и утвержденные официально существующими (зарегистрированными, аккредитованными, лицензированными государственными органами для определенного вида деятельности) организациями и частными лицами, а также самими государственными органами. В качестве официальных документов могут выступать материалы, постановления, заявления, протоколы и стенограммы заседаний, данные государственной статистики, архивы партий и организаций, финансовые бумаги и т. п.;

    неофициальные документальные источники – это документы, составленные лицами и организациями, не уполномоченными государством для данного вида деятельности;



    по отношению к личности:

    личные, т. е. непосредственно относящиеся к конкретному индивиду (например, карточки индивидуального учета, характеристики, анкеты, заверенные подписью, дневники, письма);

    безличные, не имеющие непосредственного отношения к конкретному лицу (статистические материалы, сообщения прессы);

    по отношению к участию в регистрируемых событиях лица, составившего данный документ:

    первичные, т. е. составленные участником событий или первым исследователем данного явления;

    вторичные документальные источники (полученные на основе первичных).

    Следует сказать о проблеме достоверности документальных источников, которая может преднамеренно или непреднамеренно искажаться. Достоверность или недостоверность документальных источников определяется:

    обстановкой, в которой создавался документ;

    целью составления документа.

    Изучение документальных источников производится с помощью различных приемов. Одним из наиболее распространенных и достаточно простых из них является контент-анализ. Суть его заключается в переводе в количественные показатели текстовой информации, при этом используются смысловые, качественные и количественные единицы. Прием контент-анализа был создан американским социологом Гарольдом Лассуэллом во время Второй мировой войны для объективного анализа газетных и журнальных статей на предмет их фашистской направленности. На основании контент-анализа в США была доказана профашистская позиция газеты «Истинный американец», которая, несмотря на патриотическое название, вела фашистскую агитацию. Иллюстрацией изучения документальных источников с помощью контент-анализа может служить таблица, приведенная ниже. Цель исследования – выбрать из нескольких претендентов того, кто бы мог занять вакантную должность (табл. 16).

    Подобные таблицы можно составить на основании документальных источников всех претендентов. Победителем объявляется претендент, набравший наибольшую сумму баллов. Разумеется, прежде чем принять окончательное решение, менеджер по кадрам должен использовать и другие методы изучения претендентов.

    Надежность информации, полученной с помощью приема контент-анализа, обеспечивают:

    контроль с помощью экспертов;

    контроль по независимому критерию (по наблюдению за контрольной группой);

    повторная кодировка текста разными кодировщиками. 3. Метод опросов.

    Опросы – незаменимый метод получения информации о субъективном мире людей, об общественном мнении. Метод опросов в отличие от предыдущих позволяет более или менее объективно моделировать поведение людей. Если сравнить его с двумя предыдущими рассмотренными нами методами, то можно отметить, что он нивелирует такие их недостатки, как длительность срока сбора данных методом наблюдения, трудность выявления мотивов и вообще внутренних личностных установок методом анализа документов. Но и при использовании метода опросов тоже возникают определенные затруднения. Применяя метод опросов, можно задать вопрос: «Как вы поведете себя в той или иной ситуации?», но следует иметь в виду, что, отвечая на подобные вопросы, люди всегда пытаются представить себя в самом выгодном свете, а вовсе не дать вам объективную информацию о своем поведении.

    Социологи в своей исследовательской деятельности применяют различные виды опросов.

    Виды и техника опросов

    1. Интервью – это беседа, проводимая по определенному плану, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (ответчиком).

    Равновидностью такой беседы является так называемое свободное интервью – обычно длительная беседа не по строгому плану, а по примерной программе (путеводителю интервью).

    По глубине проникновения в суть проблем различают клиническое (глубокое) и фокусированное интервью. Цель первого – получить сведения о внутренних побуждениях, склонностях опрашиваемого, второго – выяснить реакцию на заданное воздействие. По характеру организации интервью делятся на:

    групповые, которые применяются редко (например, групповая беседа с дискуссией);

    индивидуальные, которые, в свою очередь, подразделяются на личные и телефонные.

    2. Вторым видом опроса является анкетный опрос, который предполагает жестко фиксированные порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответа. Анкетный опрос может проводиться либо способом прямого опроса, который проводится в присутствии анкетера, либо в форме заочного опроса.

    Для проведения любого анкетного опроса необходима анкета. Какие виды вопросов она может включать?

    Открытый вопрос. На него ответ дается в свободной форме.

    Закрытый вопрос. На него респонденты отвечают либо «да», либо «нет», т. е. варианты ответов предусмотрены заранее.

    Полузакрытый вопрос (комбинирует два предыдущих).

    Существует и такая разновидность анкетного опроса, как опрос-молния (опрос-голосование, зондаж общественного мнения). Он применяется при обследовании общественного мнения и содержит обычно всего 3–4 вопроса, касающихся основной (интересующей) информации плюс несколько вопросов, связанных с демографическими и социальными характеристиками респондентов.

    Анкетные опросы применяются для исследования самых различных проблем. Поэтому они весьма разнообразны по своей тематике и содержанию, например:

    событийные анкеты;

    направленные на выяснение ценностных ориентаций;

    статистические анкеты;

    хронометражи бюджетов времени и т. д.

    Необходимо отметить, что глубина и полнота информации, отраженной в анкете, существенно зависят от общей культуры и кругозора респондента.

    Достоверность информации может определяться с помощью так называемых вопросов-ловушек. Например, в одном из регионов России при проведении анкетного опроса читателей был задан такой вопрос-ловушка: «Понравилась ли вам книга писателя-фантаста Н. Яковлева „Долгие сумерки Марса“?» И хотя такой книги и писателя не существует, тем не менее 10 % респондентов эту книгу «читали» и большинству из них она «не понравилась».

    Английский социолог Айзенк использует так называемую «шкалу лжи» – ряд вопросов, помогающих изобличать неискренних респондентов. Эти вопросы он незаметно вкрапляет в анкету. Среди них есть такие, как:

    Полностью ли вы свободны от всех предрассудков?

    Любите ли вы иной раз прихвастнуть?

    Всегда ли вы отвечаете на письма?

    Приходилось ли вам иногда говорить неправду?

    Лица, попадающие в «ловушку», подозреваются в неискренности, и их анкеты не учитываются при обработке собранных данных.

    Завершая рассмотрение методов опросов, остановимся хотя бы кратко на технике их проведения.

    Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равнозаинтересованных в ней людей, однако, как считает английский социолог В. Гуд, это псевдобеседа, так как интервьюер выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника. Его задачей является сбор информации о своем «собеседнике». Для этого он применяет определенные приемы.

    Немало преимуществ дает психологический контакт с респондентом. Получение малодоступной информации путем анкетного опроса не дает той глубины и полноты, которые достигаются при личном общении при проведении интервью. Зато достоверность данных выше при анкетном опросе.

    При интервью существует опасность воздействия интервьюера на респондента, так как первый подгоняет второго под определенный тип личности и вольно или невольно начинает задавать соответствующие вопросы. Необходимо стремиться преодолевать стереотипи-зацию, проигрывая разные гипотизы восприятия респондента.

    При проведении интервью следует соблюдать следующие несложные правила:

    начинать разговор лучше всего с нейтральной темы, не касающейся проблем, которые будут затронуты в интервью;

    вести себя раскованно и естественно;

    не оказывать давления на респондента;

    темп речи «подгонять» под темп речи респондента;

    помнить, что лучший результат получается, когда интервьюер и респондент примерно одного возраста и противоположного пола;

    постараться создать обстановку психологического комфорта (разговор вести сидя, в закрытом помещении, в отсутствие посторонних);

    лучше, когда беседу ведет один, а записи – другой; наличие блокнота, записывающей техники стесняет и респондента, и интервьюера.

    В самом общем виде алгоритм проведения интервью может выглядеть следующим образом:

    установление контакта (представиться, познакомиться);

    закрепление контакта (показать важность получаемой информации, интерес к ней; уважение к респонденту);

    переход к основным вопросам интервью.

    Кроме собственно социологических методов исследования социология применяет и другие методы, заимствованные, например, у психологии, такие как психологические тесты и социометрия. Таким образом, социология для сбора необходимой информации пользуется как социологическими методами (наблюдение, изучение документов, опросы), так и методами психологии и других наук.

    С помощью этих методов социологи собирают социальные факты. Однако сбором информации социологическое исследование не заканчивается. Следующий его этап (фаза) – анализ эмпирических данных.

    Анализ эмпирических данных

    На этом этапе используются специальные методы анализа. Такими методами анализа являются:

    группировка и типологизация информации;

    поиск взаимосвязей между переменными;

    социальный эксперимент.

    Рассмотрим подробнее эти методы.

    1. Метод группировки и типологизации информации.

    Группировка – это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов в систему производят в соответствии с научной гипотезой и решаемыми задачами.

    Например, если предстоит выяснить, как влияет уровень знаний и опыта на возможности управленческой деятельности людей, то собранную информацию можно сгруппировать по критериям качества образования и срока работы.

    Типологизация – это поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов, рассматриваемых в нескольких измерениях одновременно.

    2. Поиск взаимосвязей между переменными.

    Этот метод анализа проиллюстрируем на конкретном примере. Допустим, при проведении рационализаторской работы в фирме были собраны определенные данные. Если свести их в таблицу, можно увидеть определенную зависимость между процентом участия в рационализаторской работе (первая переменная) и образовательным уровнем, квалификацией (вторая переменная) (табл. 17).

    3. Социологический эксперимент.

    Социологический эксперимент чаще всего рассматривается как метод проверки научной гипотезы. Например, знаменитый хоторн-ский эксперимент, когда проверялась зависимость освещенности рабочего места и производительности труда (подробнее см. с. 144–145). Несмотря на то что гипотеза не подтвердилась, эксперимент открыл совершенно новый эффект – человеческий фактор производства. Это пример так называемого натурального эксперимента. Однако не всегда имеется возможность провести натуральный эксперимент. Например, никто не решится на такой метод, исследуя социальные отношения операторов при ликвидации ядерной аварии. В подобных затруднительных ситуациях социологи проводят мысленный эксперимент – они оперируют информацией о свершившихся событиях и прогнозируют их возможные последствия.

    Таковы основные методы социологических исследований и способы их применения.

    Вопросы для самоконтроля

    Назовите фазы научного исследования.

    Каким требованиям должна удовлетворять научная гипотеза?

    Что включает план исследования?

    В чем заключаются объективные трудности сбора данных при социологическом исследовании?

    Каким требованиям должна удовлетворять научная классификация?

    Что такое научное объяснение и проверка социологического исследования?

    Что такое социальные факты?

    Перечислите основные методы социологических исследований.

    Что такое научное наблюдение?

    Опишите изучение документальных источников как метод социологического исследования.

    Что такое контент-анализ?

    Какие вы знаете виды опросов?

    Что такое открытый и закрытый вопрос?

    Как проверяется достоверность информации при опросах?

    Назовите основные приемы проведения опроса.

    Что такое группировка и типологизация информации?

    Назовите виды социологических экспериментов.

    Литература

    Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

    Воронов Ю. П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.

    Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.

    Иванов В. Н. Актуальные проблемы социологических исследований на современном этапе. М., 1974.

    Как провести социологическое исследование / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. М., 1990.

    Маркович Д. Общая социология. Ростов, 1993. Гл. 2.

    Ядов В. А. Социологические исследования: методика, программа, методы. М., 1988.

    Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью - получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.

    Из определения следует, что социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Пол методологическим уровнем понимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.

    В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

    Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) - наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, задача которого - выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения).

    Описательное исследование - более сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

    Аналитическое исследование - самый глубокий вид социологического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования - это эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.

    По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологические исследования. Разовое исследование (его также называют точечным) дает информацию о состоянии объекта анализа в момент сто изучения. Повторные исследования позволяют получить данные отражающие изменение изучаемого социального объекта, его динамику. Существуют две разновидности повторных исследований - панельные и лонгитюдные. Первые предусматривают неоднократное изучение одних и тех же социальных объектов через определенные интервалы времени, вторые исследуют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет.

    Наконец, по масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

    В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три этапа: подготовительный, основной и завершающий.

    1. На подготовительном этапе происходит разработка программы исследования, которая представляет собой изложение основных задач, методологических принципов, гипотез, правил процедуры и логических последовательных операций для проверки высказанных предположений.

    Методологический раздел программы составляют следующие элементы:

    • - формулировка проблемы, объекта и предмета исследования; - определение цели и задачи исследования;
    • - интерпретация основных понятий; - предварительный системный анализ объекта исследования; - выдвижение гипотез. В методический раздел программы входят: - конкретизация общей схемы исследования; - определение обследуемой совокупности социальных объектов;
    • - характеристика методов, основных процедур и порядка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических данных.

    В программе должно быть четко указано, является исследование сплошным или выборочным. Сплошное исследование охватывает генеральную совокупность, под которой понимается совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению. Выборочное исследование охватывает выборочную совокупность (выборку), т.е. лишь часть объектов генеральной совокупности, отобранную по специальным параметрам. Выборка должна быть репрезентативной, т.е. отражать основные характеристики генеральной совокупности. Исследование считается репрезентативным (достоверным), если отклонение выборки от генеральной совокупности не превышает 5%.

    II. На основном этапе исследования происходит сбор социологической информации. К основным методам сбора эмпирических данных относят опрос, наблюдение и документальный метод.

    1. Социологический опрос - это самый распространенный метод сбора первичной информации, предусматривающий письменное или устное обращение к группе лиц, называемых респондентами.

    Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием. Анкетирование может быть индивидуальным или коллективным, очным или заочным (например, через почту, газету или журнал).

    Центральная проблема анкетного опроса - правильная постановка вопросов, которые должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в соответствии с решением задач исследования. Анкетные вопросы можно классифицировать по следующим критериям:

    • содержание: вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента;
    • форма: открытые (без предварительно сформулированных ответов), полузакрытые (наряду с данными вариантами ответов предусматриваются свободные ответы), закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов);
    • функции: основные (направлены на сбор информации по теме опроса), неосновные (вопросы-фильтры для выявления адресата основного вопроса и контрольные вопросы для проверки искренности респондента).

    Опросы, проводимые в устной форме, называются интервьюированием. Главное различие между анкетным опросом и социологическим интервью состоит в форме контакта исследователя и респондента: при анкетировании он осуществляется с помощью анкет, а при интервьюировании - путем непосредственного общения. Интервью имеет определенное преимущество: если респондент затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к интервьюеру.

    Социологическое интервью может быть прямым ("лицом к лицу") и опосредованным (телефонное интервью), индивидуальным и групповым, однократным и многократным. Наконец, в прикладной социологии различают три вида интервью: стандартизованное (проводимое по заранее разработанному плану), фокусированное (менее формализованное интервью, цель которого - сбор информации по конкретному вопросу) и свободное (в форме непринужденной беседы).

    2. Социологическое наблюдение - это метод сбора первичных данных путем непосредственного восприятия какого-либо явления, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы такой фиксации могут быть самыми различными: записи в бланке или дневнике наблюдения, фото- или кинопленка, аудио- или видеозапись и др.

    В социологии различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. Невключенным называется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта.

    Как правило, метод наблюдения в конкретных социологических исследованиях применяется в сочетании с другими способами сбора фактического материала.

    3. Документальный метод - это способ получения социологической информации с помощью изучения документов. Этот метод связан с использованием двух основных приемов анализа документальных материалов: традиционного, предполагающего раскрытие содержания документов, и формализованного, связанного с количественным подходом к изучению документальных источников. Последний получил название контент-анализа.

    Применение контент-анализа целесообразно в следующих случаях: - когда требуется высокая степень точности или объективности анализа;

    • - при изучении больших массивов документов (прессы, записей радио- и телепередач и т.д.);
    • - при обработке ответов на открытые вопросы анкет.

    Разновидностью документального метода является документально-биографический метод, при котором с помощью изучения личных документов (писем, автобиографий, мемуаров и т.д.) извлекается информация, позволяющая исследовать общество через жизнь конкретной личности. Этот метод чаще используется в историко-социологических исследованиях.

    III. Завершающий этап социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Процесс обработки и анализа данных включает следующие последовательные действия:

    • 1) редактирование информации, основное назначение которого - проверка и унификация полученных данных. На этой стадии осуществляется выбраковка некачественно заполненных анкет;
    • 2) кодирование информации - перевод данных на язык формализованной обработки и анализа;
    • 3) статистический анализ, в ходе которого выявляются статистические закономерности, позволяющие исследователю сделать определение обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи применяют программы математико-статистической обработки.

    Результаты социологического исследования оформляются в виде отчета, который включает характеристику исследования, анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации.