Михайловский златоверхий собор. Михайловский Златоверхий монастырь. Нашествие татар и польская юрисдикция

Михайловский Златоверхий монастырь - один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716-1719 годы). Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.


Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу.

Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом - Изяславом I (в крещении Димитрием).

Возведённый в 1108-1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу - небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.

Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом.

Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

Вид Михайловского собора до революции.

Златоверхий Михайловский собор и колокольня. Литография. 1911 г.

Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дают ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.

Михайловская площадь. Почтовая открытка 1913 г.

С присоединением Киева к Московскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки.

Блок марок, посвященный храму

В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епархии. Древняя церковь Святополка составляет теперь среднюю часть главного монастырского храма; от неё уцелели алтарные абсиды, стены до известной высоты и главный купол; сохранилось также несколько древних мозаических изображений, а в 1888 году были открыты древние фрески.

Площадь перед въездом в Михайловский монастырь стала называться Михайловской. В современных размерах она сформировалась в первой половине XIX века в процессе генеральной реконструкции Киева, а после возведения в 1854 - 1857 годах Присутственных мест окончательно отделилась от Софийской площади.

Вход в монастырь украшен фресками.

Рядом расположен памятник голодомору 30-х годов.

На площади возле Михайловского собора расположена Дипломатическая академия Украины, а перед ней памятник княгине Ольге, Апостолу Андрею, Кириллу и Мефодию. Памятник был открыт 4 сентября 1911 года. Празднование проходило довольно скромно, так как в одной из больниц города умирал смертельно раненый в Национальной опере Украины Пётр Аркадьевич Столыпин.

На постаменте из розового гранита, в центре было расположено скульптурное изображение княгини: слева, на возвышении, стояла скульптура апостола Андрея Первозванного, указывающего на «Святые горы киевские», справа на возвышении - скульптура сидящих просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия.
На постаменте княгини Ольги надпись: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу», ниже следовала другая надпись: «Дар Государя Императора городу Киеву. Лето от Р. Х. 1911».
Красивейший памятник просуществовал не долго. Современный монументальный ансамбль княгине Ольге был торжественно открыт 25 мая 1996 года в День Киева.

На территории монастыря сохранилось всего одно здание еще с дореволюционных времен и оно очень отличается от всего остального.
Трапезная с церковью Иоанна Богослова (1713 год).

В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.

Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в окрестностях Киева в 1861 году.

Лев Римский, Григорий Двоеслов, Сильвестр Римский. Михайловский Златоверхий собор. Роспись в алтарной части. Выполнена в соавторстве с заслуженым деятелем искусств украины Генрихом Нечипоренко.

Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. «Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.

Михайловский Златоверхий собор. Мозаичные иконы

Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи.

Дмитрий Солунский.1108-1113.

Архидьякон Стефан.

Разборка и снос собора осуществлялись в 1934-1936 годах; мощи великомученицы Варвары были перенесены во Владимирский собор. В 1934-35 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа реставраторов под руководством В. Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую абсиду Михайловского собора. Также были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески.

Мозаика "Святая Евхаристия". Это одна из оригинальных мозаик Златоверхого Михайловского монастыря, хранящихся в Софийском соборе Киева.

Восстановленный в 1997-1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) - один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

То, что храм воссоздан на более высоких уровнях, видно на фотографии внизу, где показан раскоп до уровня пола предыдущего храма.

На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы УПЦ КП.

Киворий в монастырском дворе был построен заново в середине 1990-х годов.
Внутри кивория каменная чаша монастырского источника, он украшен золоченым куполом, фресковой живописью и полуколоннами.

Беседка над источником выполненна в стиле украинского барокко, в одном стиле и цветовой гамме (нежный бело-голубой с золотом) с главным храмом Михайловского монастыря - Михайловского Златоверхого собора.

На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и уникальный клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.

Венчающий центр города Киева. По своей исторической значимости эта обитель стоит наравне с такими известными колоссами, как Софиевский собор, Киево-Печерская лавра, Андреевская церковь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь. Сюда ежегодно приезжают тысячи паломников и туристов. Нет человека, который бы остался равнодушным, увидев величие и мощь этой святой обители.

Михайловский Златоверхий монастырь - это целый комплекс, в который входит в первую очередь величественный храм, возведенный во имя покровителя города архангела Михаила. Помимо художественной и архитектурной ценности, собор значим тем, что он стал первым на Руси, чьи купола были покрыты золотом. Это и дало название всему комплексу.

Месторасположение

Любой киевлянин подтвердит, что эта святыня занимает особое место в сердцах горожан. Названный в честь архистратига Михаила, считающегося предводителем небесного воинства и, конечно, покровителем Киева, Свято-Михайловский Златоверхий монастырь был основан еще в 1108 году Святополком. Именно благодаря этому Киевскому князю, внуку Ярослава Мудрого, уже в 1113 году храм был освящен. Место его строительство выбрано не случайно. Михайловский Златоверхий монастырь был возведен на месте бывшего древнего капища таких языческих богов, как Перун, Дажьбог, Хорс, Сварог, в самом центре древего Киева, у подножья Старокиевской горы. В то время здесь протекала река Почайна (ныне несуществующая). Само это место считалось каким-то необъяснимым и притягательным.

Михайловский Златоверхий монастырь: история

С двенадцатого века эта обитель стала местом захоронения киевских князей. Предполагается, что Свято-Михайловский Златоверхий собор и мужской монастырь при церкви были учреждены одновременно. К эпохе Святополка, согласно преданию, относится и другое знаменательное событие. В 1108 году из Константинополя в Киев была перенесена главная святыня Златоверхого монастыря - мощи великомученицы святой Варвары.

Во время взятия Батыем Киева и нападения на город крымского хана Гирея в конце пятнадцатого века комплекс сильно пострадал. Полчища татар, захвативших Киев, нанесли храму огромный ущерб. Были разрушены многочисленные постройки на территории этой христианской обители, уничтожены памятники письменности и древнерусской живописи. Когда Михайловский Златоверхий монастырь в составе Киева перешел под юрисдикцию польских правителей, ему были пожалованы грамоты, дающие право на самостоятельный выбор игуменов. Тем самым монастырю была обеспечена независимость от произвола воевод и церковной власти. Это событие и послужило толчком для его развития. Как следует из многочисленных исторических документов, датирумых той эпохой, уже к середине шестнадцатого столетия обитель считалась крупнейшим религиозным центром Киева.

Особенности оформления

Не только своей историей славится Михайловский собор. Он уникален в первую очередь своим роскошным внутренним убранством, сделанным в стиле «мерцающей живописи». Это своеобразная смесь мозаики и фресок. Уникальность данного стиля заключается в волшебном переливании света и тени: изображения то «вспыхивают», то «затухают», будто мерцая над головами верующих. Мерцающая живопись является достоянием мастеров времен Киевской Руси, отказавшихся от византийского направления. По мнению специалистов, в работах по росписи собора принимал участие сам Алисий - легендарный иконописец и основоположник стиля. Некоторые мозаики Михайловского Златоверхого монастыря приписывают именно ему. Доказательством тому есть определенные документы, сохранившиеся в архивах.

Ни по убранству, ни по роскоши Михайловский монастырь ни в чем не уступал Успенскому собору. Изначально он был однокупольным. Его размеры составляли 29 х 19 метров. Главной ценностью этого собора являлись святые мощи великомученицы Варвары, которой находились тут на протяжении многих столетий.

До революции

Когда в 1654 году Киев присоединился к Российскому государству, Михайловский Златоверхий монастырь практически лишился основной части своей территории - имений, лежавших в оставшихся за Речью Посполитой областях. Однако гетманы с казацкими старшинами щедро наделили его владениями, расположенными на Левобережной Украине. Монастырем были приобретены земли и покупным путем. В 1800 году Златоверхий монастырский комплекс стал местом пребывания епископов и викариев Киевской епархии. В 17-18 веках реконструированная в стиле барокко еще домонгольских времен церковь составляла серединную часть основного монастырского храма. Строителями были сохранены главный купол, алтарные апсиды и даже часть стен. Древние мозаики были расчищены, а фрески частично отреставрированы.

После революции

С приходом советской власти Михайловский Златоверхий монастырь начал потихоньку погибать. В 1919-м все его церковные ценности были конфискованы, а многие просто разворованы. Еще несколько лет после революции там проводились службы, однако вскоре всех монахов выселили, а здания отдали в распоряжение разных учреждений. В 1929-м Михайловский Златоверхий монастырь был и вовсе закрыт и превращен в архивные склады. После переноса из Харькова столицы УССР в Киев власти решили на месте одноименной площади построить грандиозный по своим масштабам правительственный комплекс. Государственной комиссией, возглавляемой наркомом Балецким, было определено, что вскоре Михайловский Златоверхий монастырь должен быть снесен. В формулировке было сказано, что он не представляет ни архитектурной, ни тем более исторической значимости и ценности.

Волею божьей

Четырнадцатого августа 1937 года собор Михайловского Златоверхого монастыря взорвали. Согласно замыслу, на его месте должен был быть возведен аналогичный стоящему рядом МИДу правительственный комплекс зданий, а между ними - громадный памятник Ленину. Но свершению этого грандиозного плана помешало начало Великой Отечественной войны.

Святыни

Часть фресок монастыря все же чудом удалось сохранить. До современников дошла также уникальная мозаика «Святого Николая». Сегодня в музеях можно увидеть уникальные работы Дмитрия Солунского, фрески Самуила. Некоторое количество других ценностей было перевезено в Россию и помещено в Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Русский музей в Санкт-Петербурге. Мощи святой Варвары сначала были в Десятинной церкви, а позже - во Владимирском соборе.

Описание

Новое возрождение монастыря началось в девяностых годах прошлого столетия. В 1992-м была начата кропотливая и трудоемкая работа по восстановлению храма. Михайловский монастырь воссоздавался по крупицам. Специалисты по капелькам собирали всю сохранившуюся информацию. В восстановительном процессе были задействованы лучшие по тем временам археологи, архитекторы, инженеры. Огромное внимание было уделено внутреннему убранству храма. Зодчими были соблюдены все каноны возведения храма, с учетом наличия стенных росписей. Были учтены все нюансы, вплоть до цветового решения и химического состава лакокрасочного материала.

Фасад монастыря соответствует украинскому стилю барокко. В былом обличье воссоздан и главный иконостас. Прихожане ощущают и былое величие этого святого храма, и в то же время неувядаемую новизну украшения нынешнего собора. Россия в 2001 году передала Украине многие исторические ценности и часть бесценных мозаичных фресок Михайловского собора. На колокольне установили клавишно-колокольный карильон, который радует прихожан переливистыми мелодиями.

До семнадцатого века по соседству с мужским находился и Златоверхий женский монастырь, который в 1712 году был перенесен на Подол.

Михайловскому храмовому комплексу принадлежал и скит в Феофании, который был основан в окрестностях города в 1861-м. До революции монастырь считался вторым по посещаемости после Киево-Печерской лавры храмом.

Единственным членом комиссии, не поставившим свою подпись под преступным документом о сносе монастыря после революции, стал Николай Омельянович Макаренко. За это он во время репрессий поплатился своей жизнью: его приговорили к расстрелу. Но его подвиг не был забыт: бюст Макаренко установлен рядом с Экономическими воротами у одной из внешних стен собора.

На территории нынешнего монастырского комплекса находятся: музей истории, колокольня, варваринские кельи, остатки надвратной церкви, датируемой двенадцатым веком, корпус певчих, Михайловский Златоверхий собор, Экономические ворота, трапезная обитель, кельи и скит Феофания.

ВВЕДЕНИЕ

Михайловский Златоверхий монастырь -- один из древнейших монастырей в Киеве. Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.

История Михайловского собора, как и многих подобных памятников архитектуры полна взлетев и падений.

Основана святыня была в 1108 году князем Святополком, внуком Ярослава Мудрого, на месте Дмитриевского монастыря. Освящен -- в 1113 году. Прекрасное творение искусства было посвящено небесному покровителю города Киева - архангелу Михаилу. Купола собора выглядели ослепительно красиво и блестяще. От этого ему дали имя Михайловский (Златоверхий) собор.

Объект исследования: Михайловский Златоверхий монастырь

Задания исследования:

Рассмотреть этапы создания Михайловского Златоверхого монастыря

Проанализировать особенности создания

Проследить этапы развития

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МИХАЙЛОВСКОГО ЗЛАТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ

История создания

В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича - Петр-Ярополк и Михаил-Святополк - основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители - собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен.

Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру.

Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы.

Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян - Златоверхий.

С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя. В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами.

Фасады храма были украшены лепными украшениями - наличниками и орнаментом - выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским.

Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

Мощи великомученицы Варвары, жены князя Святополка, больше, чем восемь веков покоились в стенах храма. Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром. В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время - главный враг шедевров - сделало свое дело, и в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары. В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.

К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии - фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.

Разрушение и восстановление Михайловского Златоверхого монастыря

26 июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную картину - под управлением ленинградского профессора Фролова группа работников начала демонтаж фресок и мозаик собора. Множество произведений искусства в период 1934 - 1936 годов были вывезены в Россию, или проданы за бесценок иностранным государствам. Иконостас храма был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор. Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский Златоверхий собор был разобран и взорван в 1930-х годах. Перед этим наиболее ценные произведения искусства, в частности, фрески, были демонтированы и переданы в музеи Киева. В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж.

Восстановленный в 1997--1998 годах Михайловский собор в Киеве (официально открыт 30 мая 1999 года) -- один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Но храм был воссоздан не в первоначальных формах (до наслоений), поэтому многие историки его не признают. На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.

Росписи Михайловского Собора, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.


С весны 2000 года для богослужения и посещения открыта центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 - Варваринский и Екатерининский приделы.

Михайловский Златоверхий собор (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Крестово-купольный шестистолпный храм с тремя нефами и позолоченным единственным куполом на территории одноименного монастыря был сооружен в 1108-1113 гг. внуком Ярослава Мудрого князем Святополком Изяславичем.

Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси.

Трехнефный крестовокупольный храм одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен способом смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян - Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя. В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался.

Вместо одного у него появилось семь куполов, трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепны украшениями, наличниками и орнаментом, выполне ными известным киевским архитектором И. Григоров Чембарским, а фризы барабанов были обильно украшены оригинальными яркими майоликовыми розеткам сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

«Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора - как бы расплываясь по стенам, они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси тог времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано прежде всего с именем гениального древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, непревзойденной: мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами.

Михайловский собор

Мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства. Часть мозаик Михайловского собора - «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других - была перенесена в Софийский собор. Мозаику «Дмитрий Солунский», ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» - в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора. Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной. Михайловский Златоверхий собор в Киеве хранил и множество других загадок, но они так и остались неразгаданными.

Адрес: Киев, ул. Трехсвятительская, д. 6.

Михайловский златоверхий собор

Набег на днепровские страны весной 1096 года стал последней крупной кампанией половцев. Однако война с переменой союзников и ратной удачи продолжалась все следующее десятилетие, пока не завершилась славной победой сумевших объединиться русских князей. По убеждению летописцев, решающую роль в победе сыграла не воинская доблесть, а «усердие к святым местам и упование на всевышнюю помощь». Благолепие в те годы являлось непреложным законом, нарушать который не решался ни один правитель. После каждого удачного похода князья старались возвести храм - «чудотворную церковь» - как благодарение Богу за успехи в ратном деле.

Максим Берлинский назвал последние годы правления Святополка II «счастливым для российских княжений временем, ознаменованным многими достопамятными событиями». Действительно, с 1108 года после многих лет кровопролития, грабежей и разрухи наступила пора созидания. «Великий князь, - отмечено в трудах украинского историка, - нареченный во святом крещении Михаилом, соорудил в монастыре вместо ветхой деревянной каменную архистратига Михаила церковь, внутри украсил ее муссиею (мозаикой) и всякой утварью, а верхи покрыл золотом, от чего сей монастырь слывет Золотоверхим Михайловским».

Старая деревянная часовня стояла на обрыве Старокиевской горы, на месте, где свершилось поругание над Перуном. Митрополит князя Владимира определил к храму двух греческих иноков, положив начало фамильному монастырю. Появлением «отчих обителей» характеризуется начало новой эпохи в истории Руси.

Древнерусское государство еще не утратило мощи, но Киев постепенно терял значение политического центра, и снижение его влияния на удельных князей стало слишком заметным. С ослаблением светской власти усиливалась власть духовная. Являясь носителем признанной идеи, священники могли воздействовать на общество, хотя не старались приблизиться к народу и не выражали его интересов. Сила во многом зависела от взаимоотношений с церковью, поэтому князья не жалели средств на ее благополучие.

Михайловский Златоверхий собор

Одной из форм благотворительности были фамильные монастыри, которые занимали обширные угодья, постоянно отстраивались и украшались, не испытывая недостатка в деньгах. Собор «отчей обители», как правило, служил усыпальницей членов княжеского рода. Нечто подобное произошло и с Дмитриевским монастырем, основание которого является заслугой сына Ярослава Мудрого Изяслава (христианское имя Дмитрий), а процветание стало заботой его потомков. В 1060-х годах великий князь выстроил здесь большой собор в честь своего покровителя святого Дмитрия. Ярополк Изяславич (после крещения - Пётр) едва добыл денег на скромную церковь, по традиции посвятив ее своему небесному патрону - святому Петру. Святополк (христианское имя - Михаил) приказал возвести огромный каменный храм, который, в отличие от остальных построек, не смогли разрушить кочевники.

Не существующий ныне Михайловский Златоверхий собор получил второе название благодаря позолоченным кровлям куполов. Изначально он представлял собой шестистолпное крестовокупольное здание с тремя нефами. Внутри башни была устроена крутая лестница, ведущая на хоры. С противоположной стороны находилась небольшая четырехстолпная крещальня. Судя по технике возведения и отделки, создатели Михайловского храма использовали приемы, типичные для своего времени и места: смешанную кладку с плинфой, арочные завершения фасадов, круглые барабаны под куполами, скромный декор в виде плоских лопаток, золочение, резьбу, меандровые орнаменты.

«Для вящего благолепия» освятить новую церковь прибыл из Константинополя митрополит Никифор, который преподнес киевлянам мощи святой великомученицы Варвары. В синопсисе дар византийского гостя назван приданным греческой царевны, неизвестно когда и где обвенчавшейся со Святополком. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнение, поскольку, согласно всем остальным источникам, киевский князь венчался один раз, а именно в 1094 году, взяв в жены дочь половца Тугоркана.

К XVII веку собор обветшал и уже не соответствовал высокому статусу. В течение всего столетия его переделывали, дополняли пристройками, украшали деталями в неоклассическом стиле. К западной части храма, около входа, пристроили два двухэтажных объема с коринфскими колоннами и разнообразными по форме картушами, в обрамлении которых поместили живописные композиции. Модная отделка в виде лепного орнамента, картушей, фигурных щипцов и фронтонов, коринфских колонн свидетельствует о том, что реставрацией здания занимался специалист, возможно выпускник Петербургской академии художеств. Лепнина, наличники окон, капители и скульптурные орнаменты исполнены знаменитым киевским зодчим И. Г. Григоровичем-Барским.

Святой Георгий, поражающий змия. Рельеф Михайловского Златоверхого собора

Тем не менее главным украшением Михайловского Златоверхого собора всегда были иконы, фрески и мозаики. Произведения неизвестных мастеров, сегодня отнесенные к лучшим образцам древнерусского искусства, не решились уничтожить вместе со стенами.

При разборке здания часть убранства была перенесена в Софийский собор, где благополучно сохранилась до наших дней. Великолепная мозаика с изображением Дмитрия Солунского ныне украшает зал Третьяковской галереи. В Киеве остались мозаичная композиция «Евхаристия», изображения архидиакона Стефана и Фаддея, фрески с ликами святого Николая, первосвященника Захария, сцены «Благовещение» и фрагменты нескольких росписей.

Художественное оформление Михайловского храма наглядно свидетельствует о развитии русской живописи, ее постепенном освобождении от византийских канонов. Если в росписях Софии русские мастера участвовали в качестве помощников, то в украшении Михайловского Златоверхого собора они работали с греками на равных. Стиль фресок и мозаик отражает первые самостоятельные замыслы и решения киевских художников, что заметно по свободным позам, разнообразным и глубоко индивидуальным жестам, по стройным, чуть удлиненным фигурам, окутанным изящными драпировками. Не принятая в религиозной живописи динамика отличает михайловские фрески от статичных композиций Софийского собора. Живопись киевского храма создавалась всего на 85 лет раньше, но различие стилей производит впечатление того, что прошли века.

Михайловский художник очертил овалы лиц темным контуром. Оттененные тонкими линиями, выразительные и глубоко индивидуальные лики апостолов представляют собой законченные портреты. Волосы святых трактованы орнаментально, зато красиво и разнообразно. С удивительным для того времени мастерством написаны отдельные фигуры и вся сцена в целом.

Особенно привлекает декоративная трактовка образа Стефана, одетого в белый плащ с ниспадающими складками. Представленный на золотистом фоне, он смотрит прямо на зрителя. Эту мозаику отличает гармония холодных, мерцающих на свету белых тонов с теплыми охристо-зелеными бликами в тенях.

Мозаики с изображениями Фаддея и Стефана построены на контрастном сочетании цвета. Иначе решен образ Дмитрия Солунского - небесного покровителя князя Изяслава. Здесь в цветовой композиции преобладает охристый тон, подчеркнувший нежность голубых, розовых, красных и фиолетовых оттенков. Создатель наделил своих героев слегка раскосыми глазами, с особой тщательностью выписал руки с тонкими изящными кистями. Поразительное сходство всех главных персонажей определяют плотные насыщенные краски, широкие золотые пробелы, скрытая динамика фигур.

Архидиакон Стефан. Мозаика Михайловского Златоверхого собора

В творчестве создателей михайловских фресок выразилось народное самосознание, моральные и эстетические идеалы передовой в отношении искусства эпохи, предшествующей татаро-монгольскому игу. В пору правления Святополка Киев перестал быть столицей единого государства, но утрата политического значения не привела к упадку в культуре. В городе работали иконописные мастерские, возводились каменные храмы, которые, однако, во многом уступали монументальным сооружениям времен Ярослава.

После смерти Святополка к Владимиру Всеволодовичу (1053–1125) прибыли послы от киевских бояр, чтобы просить черниговского князя принять киевский стол: «Поиди в Киев! Если же не придешь, то знай, что великое зло воздвигнется… и будешь ответ иметь, если разграбят из-за тебя монастыри».

Архангел Гавриил. Фреска Михайловского Златоверхого собора

Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха оставил после себя громкую славу и добрую память.

В пору черниговского княжения он успешно боролся с половцами, вятичами, торками, князьями-изгоями Ростиславичами, сохранял верность Святополку, не принимая во внимание неприязнь к нему киевлян. Не желая пользоваться своим положением, после смерти отца он не занял Киев, а пригласил на великокняжеский стол двоюродного брата, уважая его старшинство по возрасту и положению в семье.

Владимир торжественно въехал в Киев 20 апреля 1113 года. Его благоразумная политика сдерживала ссоры удельных князей, которые хотя и вынужденно, но все же примирились между собой. По замечанию Берлинского, «чужестранные государи его почитали, половцы не смели и подумать о том, чтобы беспокоить российские пределы, усмиренные волжские булгары соглашались на всякие предписания. Даже император греческий Алексей Комнин искал у великого князя защиты от крестоносцев и турков».

Подробного жизнеописания Владимира не существует, но некоторые факты его биографии отражены в преданиях. В одном из них рассказано о походе в Тавриду, где князь убил в поединке генуэзского князя, за что получил прозвище Мономах, то есть «единоборец». К полулегендарным сведениям относится история его венчания на царство, устроенного византийским императором.

Константинопольский посланец митрополит Неофит привез Владимиру бармы и шапку деда Константина Мономаха, вручив князю царские регалии во время торжества в Софийском соборе. Впоследствии все московские государи при венчании на царство покрывали голову шапкой Мономаха.

Княжение Владимира стало эпохой расцвета русской культуры. При нем в Киеве строились каменные палаты, церкви с прекрасной живописью и фресками. Именно тогда на Руси появился первый фундаментальный мост, соединивший берега Днепра.

Мономах щедро одаривал духовенство, помня о том, что священники помогли ему занять киевский престол. Последние годы жизни князь провел «у милой своему сердцу церкви, на реке Альте».

К старости он стал слезлив и богобоязнен. Жалкий, постоянно молившийся старец мало напоминал отважного красавца, воина, каким Владимир был в молодости. Незадолго до его смерти в Киеве случилось землетрясение. В древности это бедствие не являлось чем-то исключительным, и его последствия были не так страшны, как случившийся вскоре пожар, погубивший весь Подол и большую часть города. На фоне великих несчастий смерть князя уже не выглядела трагедией. «Украшенного достоинствами, славного победами, известного во всех землях» владыку помянули добрым словом и с почестями похоронили в Софийском соборе.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Михайловский Николай Константинович Михайловский (Николай Константинович) – выдающийся публицист, социолог и критик. Род. 15 ноября 1842 г. в Мещовске, Калужской губ., в бедной дворянской семье. Учился в горном корпусе, где дошел до специальных классов. Уже в 18 лет выступил на

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК Опала и отчуждение были уделом будущего российского императора Павла I при жизни его матери, императрицы Екатерины II. Отсюда и развилось его нетерпимое отношение ко всему «екатерининскому»: наследник российского престола не любил Царское Село, часто

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК Недолгое пребывание Мальтийского ордена в России сопровождалось передачей рыцарям ряда зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Иоаннитам отдали церковь Рождества Иоанна Предтечи, выстроенную архитектором Ю. Фельтеном на Каменном острове: в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

автора

МИХАЙЛОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК Переулок проходит от Балтийской улицы до улицы Швецова в Кировском районе. Его название известно с 1910 года.Поскольку несколько соседних проездов носили или носят имена в честь русских писателей и поэтов – Лермонтовский, Тургеневский переулки,

Из книги автора

МИХАЙЛОВСКИЙ ПРОЕЗД Этот проезд находится в Апраксином дворе, он начинается от Чернышевского проезда и выходит к Апраксину переулку между домами № 16 и 18. Название возникло после реконструкции Апраксина двора после страшного пожара 1862 года и происходит, по-видимому, от

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Михайловский проезд Этот проезд находится в Апраксином дворе, он начинается от Чернышёвского проезда и выходит к Апраксину переулку между домами № 16 и 18. Название возникло после реконструкции Апраксина двора после страшного пожара 1862 года и происходит, по-видимому, от

Из книги автора

ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852–1906) (псевдоним Гарин). Русский писатель. Автор тетралогии «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»; пьес «Орхидея», «Деревенская драма», «Зора»; сборника «Корейские сказки»;