Мировоззренческая функция философии. Специфика и функции философии

I. Функции философии: 3

  1. Мировоззренческая

  2. Гносеологическая

    Методологическая

    Прогностическая

    Социокультурная

    Интеграционная

    Интерпретационная

    Коммуникативная

    Критическая

    Эвристическая

    Гуманистическая

    Логическая

    Онтологическая

II. Методы философии 6

  1. Диалектика

  2. Метафизика

III. Список использованной литературы 8

I. Функции философии

Философия выявляет наиболее общие идеи, представления; формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом.

Специфика философии проявляется в ее функциях. Основными функциями философии являются:

    Мировоззренческая - главная функция философии, так как она совпадает с ее основным содержанием; заключается в формировании, систематизации, обосновании мировоззренческого знания той или иной эпохи, того или иного периода; в возможности через философское образование формировать мировоззрение людей.

    Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция включает в себя изучение закономерностей и возможностей познания, отношения знания к объективной реальности, исследование ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации.

    Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком.

    Прогностическая функция философии состоит в том, что она обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия осмысливает стратегические направления развития человечества, его исторические перспективы и его культуру.

    Социокультурная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, а также она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы ее развития в будущем. Философия определяет главные тенденции, общий характер и основные направления развития культуры, общества и человека.

    Интеграционная функция состоит в том, что с помощью философии осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи.

    Интерпретационная функция философии состоит в том, что она служит исходной интеллектуальной базой для понимания природы еще не познанных явлений внешнего мира, общества и мышления. Всякий раз. когда человек сталкивается с новым явлением - таинственным, загадочным, парадоксальным, он обращается к философии и именно в ней ищет рациональное истолкование еще не познанных предметов и процессов. Философия выступает как бы последней инстанцией интеллекта человека, именно в философии человек получает отправные основания для Духовного постижения непознанного во всем сущем.

    Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог.

    Критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.

    Эвристическая функция философии состоит в том, что она ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.

    Гуманистическая функция философии актуализируется в «смутные времена», то есть в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеку, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такое мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры.

    Логическая функция. Содержанием ее является анализ понятий, суждений, теорий с точки зрения их соответствия законам логики.

    Онтологическая функция является учением о бытии, его формах и способах.

Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально-гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

II. Методы философии:

Философский метод – это система наиболее общих принципов и приемов теоретического и практического освоения мира, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Задает общие принципы, ориентиры познания и деятельности (Ф. Бекон «Философской метод – факел, освещающий путь») Философский метод выступает, как диалектический и метафизический.

1. Диалектика (от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) – это всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления; это такое понимание существования, когда любой объект рассматривается в разнообразных связях и отношениях с другими и по своему содержанию он изменчив. Диалектика более содержательна, она же включает в себя метафизику как частный случай.

Важнейшими принципами диалектики являются:

Принцип развития, согласно которому существование любого объекта предстоит как возникновение, становление и исследование. Всякое развитие включает в себя движение, которое рассматривается в единстве со временем, поэтому с точки зрения диалектики развитие абсолютно.

Принцип всеобщей связи, который раскрывается группой парных категорий (единственное – общее, причина – следствие, возможность – действительность, содержание – форма, сущность – явление).

Историческими формами являются:

    Диалектика античности – Гераклит особое внимание уделял движению и изменению вещей, переходу противоположностей друг в друга, то есть диалектика объективного мира («дорога в году, является дорогой вниз», «нельзя в одну реку войти дважды»); Сократ и Платон под диалектикой понимали ведение спора, диалог с целью выяснения смысла понятий и достижения истины – диалектика мышления (субъективная диалектика).

Диалектика может быть как материалистической, так и идеалистической. Гераклит был материалистом и его диалектика создает существенный материалистический компонент.

    Идеалистическая диалектика. Ее создали представители немецкой классической философии. Среди них выделяется Гегель, создавший систему диалектики, которая выступала и как теория и как метод (XVIII-XIXвв.)

    Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в середине XIXвека (1846-1851 гг.).

2. Метафизика – в основе ее лежит признание автономного, независимого от чего-либо и неизменного существования. Она является противоположным диалектике методом познания. Ее особенность в создании однозначной, статичной картины мира, в преувеличенном рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами метафизического мышления выступают рассуждения: «либо да, либо нет», «либо белое, либо черное».

Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от других имеет право на существование. Это метод абстрагирования, то есть отвлечения от второстепенного на данном этапе исследования.

Для познания, однако, вредны преувеличение как покоя, так и движения: «нет покоя без движения и движения без относительного покоя».

IV. Список использованной литературы:

    Статья «Философия (конспект лекций, часть 1)», www.statya.ru

    Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др., Введение в философию, часть 1, Москва, Издательство политической литературы, 1989 г.

Введение

Возникновение философии, как и науки в целом, относится к тому этапу человеческой истории, когда обнаружилась явная недостаточность эмпирических (полученных на практике) знаний для приспособления к социальной и биологической среде, а тем более для их преобразования. Можно предположить, что это состояние острой познавательной недостаточности носило затяжной характер, поскольку для ее разрешения требовались определенные объективные предпосылки. Таким историко-бытийным фоном возникновения теоретического мышления была эпоха перехода от доцивилизационной первобытности к цивилизации, которая, несмотря на всю свою зрелость, уже осуществила отделение труда умственного от труда физического и привела к появлению особой группы людей, профессионально занимающихся производством научных знаний.

Анализируя эту эпоху зарождения науки, в том числе философии, Карл Ясперс ввел понятие Осевого времени, имея под ним в виду те столетия, когда произошел самый резкий поворот в истории - от мифологической эпохи с ее спокойно устойчивым иррациональным мышлением к эпохе научно-философского осмысления окружающего мира и места человека в нем.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Миф (греч. “мифос” - предание, сказание) - форма осознания мира и способ его понимания, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы - явление универсальное, они встречаются у всех народов, и это свидетельствует об универсальной человеческой потребности во всестороннем понимании мира (как он возник? как человек стал Великаном - научился добывать огонь, приручил диких животных, вывел многочисленные сорта культурных растений? чем определяется жизненный путь человека? является ли наш мир вечным или идет к неминуемой гибели? и т.д.).

Миф - очень своеобразное творение человеческого духа, причем творение, не имеющее персонального автора. С одной стороны, миф не есть научное или даже, как отмечал А.Ф. Лосев, не есть примитивно-научное построение. И хотя определенная мифология и определенная наука могут частично совпадать, но принципиально они никогда не тождественны. Наука не рождается из мифа, но она всегда содержит в себе элемент мифологичности. И А.Ф. Лосев убедительно показал это на целом ряде примеров, в том числе на примере с геометрией Эвклида, которая сама по себе не мифологична, но убеждение в том, что реально не существует никаких других пространств, кроме пространства эвклидовой геометрии, есть уже мифология (как известно, впоследствии Н.И. Лобачевским, а затем и Б. Риманом были созданы так называемые неэвклидовы геометрии). С другой стороны, хотя миф и не базируется на научном опыте, он не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел: он предмет непосредственного восприятия мира 1 .

Миф не дает истинностного (в научном смысле) знания и в то же время на протяжении, по сути дела, всей истории обнаруживает свою действенность: предписывая человеку нормы поведения, идеалы и жизненные ценности, он на определенном этапе способствует сплочению общества; даже мифы в науке, в истории науки не раз играли положительную роль. Наука же (в единстве с философией) с момента своего возникновения нацелена на получение истинностного знания более высокого порядка - она способна, благодаря своему наращиваемому познавательному аппарату, проникать в сущность вещей. Еще одно принципиальное различие между мифологическим и научно-философским сознанием заключается в том, что миф зачастую сменяется другим мифом без всякого наследования смысла и символики, в то время как наука на каждом последующем этапе аккумулирует все ценное, добытое ею на предыдущих этапах. В силу этого мир становится умопостигаемым, а сама умопостигаемость превращается в важнейшее измерение действительности.

ЗАРОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО СОЗНАНИЯ

Удивительно и еще далеко не объяснено: рассматриваемая поворотная эпоха началась и протекала в основном независимо друг от друга * почти одновременно в Китае, Индии и на Западе (между 800 и 200 годами до н. э.). В это время в Китае жили и творили Конфуций и Лао-цзы, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, в Индии возникли Упанишады, жил Будда. В совокупности мыслителями этих двух стран были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.

“Новое, возникшее в эту эпоху, - заключает Ясперс, - сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели” 1 .

Таким образом, уже тогда, на заре цивилизации появилась настоятельная общественная потребность в научных (в том числе философских) знаниях об окружающем нас природном и социальном мире и месте человека в нем.

Наука изначально могла возникнуть только в нерасчленимом, синкретном виде, без деления, скажем, на физику, химию, биологию, социологию и т.д., не говоря уже о более дробной, внутриотраслевой дифференциации. Причины такой цельности понятны: знаний о мире было накоплено еще сравнительно мало, да к тому же и проникновение в сущность вещей было довольно поверхностным. В этих исторических условиях наука включала в себя всю совокупность знаний о мире. Наука и философия были до того слиты, что с таким же полным правом можно говорить о включении первоначальной философией в себя всей совокупности научных знаний.

Но с самого начала возникновения науки начал действовать и один из основных законов ее развития - закон дифференциации научных знаний. Результатом дифференциации является последовательное выделение все новых, относительно самостоятельных отраслей научного знания, в том числе сужение предмета философии. Однако, отпочковывая от себя одну за другой конкретные научные отрасли, философия отнюдь не уподоблялась шекспировскому королю Лиру, который раздал все свое наследство дочерям и остался нищим. С философией происходило обратное: чем дальше шло отпочкование, тем богаче, плодотворней, полезней для общества становилась философия, ибо приобретала свое собственное лицо, свой собственный, не совпадающий с другими науками предмет исследования, иначе говоря, свои собственные функции.

2. Основные функции философии

Аристотель как-то заметил, что нет науки бесполезней, чем философия, но нет прекрасней ее. Какими же двумя функциями должна обладать наука, чтобы заслужить столь парадоксальную характеристику?

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Двумя основными специфическими функциями философии являются мировоззренческая и методологическая. Специфи-ческими они называются потому, что в развитом и концентрированном виде присущи только философии.

В порядке рабочего определения можно сказать, что мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем. Для правильного понимания мировоззренческой функции философии необходимо учесть, по крайней мере, два момента:

1. Как формируется мировоззрение у любого человека и, в частности, у человека, претендующего на высокое звание интеллигента? По своему происхождению мировоззрение индивида может быть сформировано в результате научного образования (в том числе и самообразования) либо сформироваться стихийно под воздействием социального окружения. При этом возможны и паллиативные, гибридные варианты, когда одни элементы мировоззрения индивида оказываются научно выверенными, а другие остаются на уровне расхожего обыденного мнения с его предрассудками и заблуждениями. Не погрешим против истины, если скажем, что никакая философская система, даже самая современная и совершенная, не гарантирует абсолютного отсутствия во взглядах человека подобных предрассудков и заблуждений хотя бы потому, что она сама не полностью свободна от них. И в то же время только систематическое философское образование способно свести “мифологическую” составляющую нашего собственного мировоззрения к минимуму.

2. Философия представляет собой не все мировоззрение, а “лишь” его ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все отрасли знания, все те учебные дисциплины, которые изучаются студентами в вузе (всеобщая история, психология, физика, языкознание и т.д.). Каждая из них в неявном, а зачастую и в явном виде содержит в себе мировоззренческие выводы и, соответственно, вносит свой вклад в мировоззренческую подготовку будущего специалиста.

Между прочим, и личный опыт преподавания, и опыт многочисленных коллег убеждает, как высоко ценится учащимися и студентами именно этот, мировоззренческий аспект наших выступлений. Оно и понятно: этот аспект представляет собой наиболее основательный, наименее тленный слой знания, а факты, которые нанизываются на этот стержень, на эту логическую канву, могут быть успешно добыты самими слушателями. К тому же факты, хотя и “упрямая вещь”, по мере продвижения науки вперед подвержены выбраковке, обновлению и уточнению. Вспомним, например, как был отброшен физикой двадцатого века “факт” существования эфира. Кстати, само отношение к интерпретации и к судьбе факта в немалой степени зависит от мировоззренческих позиций исследователя.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в неразрывной связи с ней философия выполняет методологическую функцию.

Философский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности. Принципы же эти, разумеется, могут быть совершенно различными. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как развивающемуся, а можно подойти к нему как к неизменному, раз навсегда данному. В зависимости от этого и результаты исследования, и практические выводы из него будут существенно различаться. Как подчеркивал А.И. Герцен, “метод в науке вовсе не есть дело вкуса или какого-нибудь внешнего удобства..., но есть само развитие содержания - эмбриология истины - если хотите”.

В истории философии прослеживаются два основных философских метода - диалектика и метафизика . Подобный сравнительный анализ их будет проведен ниже, принципиальные же различия между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к качественным.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.

Философский метод выступает как отражение определенного уровня научного познания мира. Это становится очевидным, как только мы пытаемся ответить на вопрос: почему в истории философии диалектика и метафизика сменяли друг друга в качестве господствующих философских методов? Cмена эта происходила закономерно, в связи с качественными изменениями в характере самой науки, и прежде всего естествознания. Так, античная диалектика, превосходившая метафизику в объяснении мира в целом, вынуждена была уступить свое первенство, как только конкретные науки занялись детальным, скрупулезным исследованием каждого явления в отдельности и в его статике. На этом этапе (а он длился сотни лет) метафизика как нельзя лучше отвечала духу тогдашней науки. Но затем, к началу девятнадцатого века наступил новый этап, когда научное знание из описывающего, собирающего начало превращаться в сравнивающее, классифицирующее, систематизирующее (вспомним то, что сделали Карл Линней в виде системы растительного и животного мира, Дарвин своей эволюционной теорией, Менделеев - периодической системой элементов и т. д.). Духу такого научного знания может соответствовать только диалектический метод.

Подводя итог сказанному, можно выделить следующие линии взаимодействия философии и частных наук:

а) на каждом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику. В этой своей операции философия подобна пчеле, неутомимо извлекающей нектар, вырабатываемый разнообразными луговыми травами;

б) затем философия, в свою очередь, возвращает синтезированный ею из этого нектара “продукт” конкретным наукам в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих их явлений и процессов.

Для удобства изложения мы четко и резко разграничили две функции философии - мировоззренческую и методологическую. В действительности же они взаимопереходят, взаимопроникают друг в друга. С одной стороны, метод включен в мировоззрение, ибо наше знание о мире в самых существенных моментах будет неполным, если мы отвлечемся от универсальной взаимосвязи и развития в нем. С другой стороны, мировоззренческие принципы по большому счету тоже входят в состав философского метода.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Кроме рассмотренных выше основных специфических функций, выполняемых только философией, необходимо учитывать ее огромное значение и в реализации чрезвычайно важных неспецифических функций - гуманистической и общекультурной. Разумеется, и эти функции философия выполняет специфическим, только ей присущим образом - способом философской рефлексии. Подчеркнем также, что неспецифичность гуманистической и общекультурной функций отнюдь не означает их меньшей внутрифилософской, междисциплинарной и общественной значимости по сравнению со специфическими.

Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности, в нашем случае - личности студента, в духе гуманизма, гуманизма реального, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования. Нам представляется, что эта гуманистическая функция философии очень хорошо выражена известным хирургом и кибернетиком Н.М. Амосовым в его книге “Мысли и сердце”:

“Смысл жизни. Спасать людей. Делать сложные операции. Разрабатывать новые - лучшие. Чтобы меньше умирали. Учить других врачей честной работе. Наука, теория - чтобы понять суть дела и извлечь пользу. Это мое дело. Им я служу людям. Долг.

Другое: Леночка (внучка. - С.К.). Каждый должен воспитывать людей. Это не только долг - это потребность. Приятно. Очень.

И есть еще мое личное дело: понять, для чего все это? Для чего лечить больных, воспитывать людей, если мир в любую минуту может оказаться на грани гибели? Может быть, это уже бессмысленно? Очень хочется поверить, что нет. Но вера - это не то. Я хочу знать. Хочу пощупать те расчеты, по которым предсказывается будущее”.

Хорошо сказано: расчеты, по которым предсказывается будущее. Добавим: раз истинно предсказывается, то есть возможность приближения, созидания этого будущего по законам, понятным в их сущности, в том числе по законам справедливости и красоты. Собственно философия и началась с обдумывания смысла человеческой жизни и заявила об этом знаменитым античным афоризмом о Человеке как мере всех вещей. Сократ и Платон, философы эпохи Возрождения, Ф. Бэкон и Гоббс, Спиноза, французские материалисты ХVIII века, Маркс и Энгельс, экзистенциалисты - все они в фокусе своего мировоззрения имеют человека как чувствующего, мыслящего и творящего существа. Каждый из классиков философии, развивая учение о человеке, по-новому высвечивал и проявлял какую-то важную для нас грань: то ли отношение человека к противостоящей ему природе, то ли биологическое первоначало человека, то ли его зависимость от социальной cреды и т. д.

В сумме своей это классическое наследие предстает перед нами как попытка всесторонне решить проблему “Человек и окружающий мир”, ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые Кант в “Критике чистого разума” сформулировал так:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?

И Кант был абсолютно прав, утверждая, что в этих трех вопросах объединяются “все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)” 1 .

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ ФУНКЦИЯ

Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то с ее общекультурной функцией происходило, скорей всего, обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала. Уже Цицерон с полным правом заявлял, что “культура духа есть философия”.

Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. “Мне представляется, - писал видный физик ФРГ, лауреат Нобелевской премии Макс Лауэ, - что все науки должны группироваться вокруг философии как их общего центра и что служение ей является их собственной целью. Так и только так можно сохранить единство научной культуры против неудержимо прогрессирующей специализации наук. Без этого единства вся культура была бы обречена на гибель”.

Роли, которые выполняет философия в культуре, поистине многогранны. Лауэ сосредоточил свое внимание на одной из этих ролей - интегративной: философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта (практического, научно-познавательного и ценностного). Но ведь философия также выступает конструктором принципиально новых идей, новых картин мира, новых общественных идеалов, критиком по отношению к разного рода мировоззренческим и методологическим заблуждениям и предрассудкам; рационализатором нефилософских форм мировоззрения, выявляя их “рациональное зерно”.

Итак, когда мы ставим перед собой вопрос: “Что мне дает философия?”, нельзя сбрасывать со счетов ее общекультурную функцию. Никогда не считался культурным человек, философски необразованный и неподготовленный. Тем более это относится ко времени, в котором мы живем. С другой стороны, в порядке, так сказать, обратной связи, заметим, что по отношению человека к философии можно судить и об его общей, и об его профессиональной культуре. И если он, подобно фонвизинскому Митрофанушке, вопрошает: “Зачем мне философия?”, тогда никаких дополнительных исследований его культурного уровня уже не требуется.

ТАК ПРАКТИЧНА ЛИ ФИЛОСОФИЯ?

Рассмотрев функции философии, попытаемся вернуться к аристотелевской характеристике философии как самой бесполезной и одновременно самой прекрасной науки.

Да, она бесполезна в плане узко утилитарном, прагматическом, ибо философия не может научить выпечке пирогов, плавке металла, обувному ремеслу и т. д. Более того - она не может подменить собой ни одну из конкретных наук, решая за них их специфические проблемы. Из истории философии известно, насколько бесплодными оказались многовековые попытки рассматривать философию в качестве “науки наук”, втискивающей все остальные науки в прокрустово ложе и заменяющей их. И только обретя свои специфические функции, философия перестает быть бесполезной: она дает конкретным наукам то, что они сами синтезировать не в состоянии - мировоззрение и методологию.

Что же касается “прекрасности” философии, то она слита воедино с ее полезностью в указанном высоком смысле. Действительно, что может быть прекраснее, чем приобщение человека к ценностям духовным, к пониманию смысла жизни, своего места в мире, своих взаимоотношений с другими людьми?! И реализуется это прекрасное прежде всего в гуманистической и общекультурной функциях философии, всегда являющейся духовной квинтэссенцией своей эпохи.

И если верна старая сентенция, согласно которой “нет ничего более практичного, чем добротная теория”, то тем более это относится к такой метатеории * , как философия. Чутко реагируя на запросы и потребности развития науки и общества, философия подводит под целесообразные практические решения самые широкие, философские основания. Философия как бы подсказывает “здравому смыслу” пути наиболее рационального решения тех или иных проблем.

Так, давно подмечено, что исследование проблемы синтеза глубже, всесторонней, приоритетней у философов в том обществе, где слабее тенденция к синтезу, единству между различными социальными группами, регионами, где больше дезорганизация и раскол. Стремление к синтезу в философии, таким образом, выступает как Ответ на Вызов истории, на угрозу катастрофы общества в результате распада.

Фотограф Chris Wells

Функция науки – это сфера деятельности, где проявляется интерес и совершается научное действие (изыскание); или комплекс исполнения поставленных задач и целей в зависимости от изменяющихся условий и величин.

  • Мировоззренческая функция философии – это определение изыскательных и прикладных ориентиров человека в частности и человечества в общем путём исследования мировоззрения. То есть это совокупность критериев оценки восприятия мира человеком и культурой, создаваемой им как общностью (социумом);
  • Гносеологическая функция философии – это научно верное осмысление окружающей действительности и её достоверное познание. Она отвечает за определение научности, вненаучности и отсутствия оной, то есть осуществляет экспертную оценку знания;
  • Методологическая функция контролирует выработку и проверку способов достижения философией своих целей и исследований. Она разрабатывает методы и подходы, используемые в философском исследовании, а также осуществляет их оценку и апробацию;
  • Информационно-коммуникативная – эта функция контролирует передачу и содержательность передаваемых данных между любыми агентами, вовлечёнными в её процессы. То есть выполняет распространение знания между разными дисциплинами как внутри философии, так и вне её, поддерживая сотрудничество между другими науками и их дисциплинами;
  • Ценностно-ориентирующая функция является специфической и смежной для ряда дисциплин, среди которых аксиология, этика и эстетика, и выполняет роль оценочной деятельности по различным критериям широкого спектра явлений, в том числе и создания или исключения самой ценности. Если проще, то она отвечает за определение, обоснование и распространение иных ценностей кроме знания, которое по умолчанию является целью и ценностью любой науки. Например, эстетические ценности вроде понятия "прекрасное" недостижимы для понимания или обоснования некоторых наук типа химии или физики. В последнем примере без участия философии исследование культуры будет формальным и бедным;
  • Критическая функция оценивает явление или процесс и сравнивает его с мнением философии, то есть, как следует из названия – подвергает критике, делает выводы и даёт заключение. Экспертная оценка философии шире нежели в других науках и ориентируется на различные критерии, которые для некоторых других дисциплин не имеют смысла;
  • Интегрирующая функция заключается в том, что философия аккумулирует, компилирует и накапливает знания, включая их в свои концепции, то есть интегрирует. В сотрудничестве с другими описанными выше функциями она осуществляет распространение знания, гипотез и теорий в научной среде;
  • Идеологическая функция занимается изучением, классификацией и оценкой систем взглядов и мнений различных социальных групп. То есть эта функция философии исследует идеологии. Легко понять, что она тесно связана с социальными дисциплинами, например, социологией;
  • Прогностическая – функция философии, предоставляющая прогнозы на основании известных данных. Модели и прогнозы, составляемые с помощью этой функции. шире и лучше интегрируются как в культуру, так и в научное знание нежели другие теоретические построения;
  • Проектировочная функция философии отвечает за создание замыслов, систем идей и образов. Она очень схожа с предыдущей, в действительности они выступают парой, взаимодействуя в процессе теоретического прогнозирования, проектирования и моделирования;
  • Воспитательная функция ставит своей целью воздействие на формирование взглядов человека и его групп. Одна из самых древних функций ставшей очевидной с самого появления философствования, которое изначально предполагало поучение осмысленному и понятому. Таким образом в древности распространялось научное знание по понятным причинам (ограниченному количеству владеющих грамотой, отсутствие или закрытость институтов образования и другим).

Функции философии происходят из её дисциплин и тесно связаны с предметами и объектами каждого конкретного направления, в то же время имеют свою неповторимую специфику. Рассматривая их, необходимо учитывать сказанное выше.

Специфика философских проблем. Предмет и основные разделы философии.

Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Первым, кто назвал своё учение философией был др.греч. математик и философ Пифагор (VI – нач.V в.в. до н.э.) «Никто не мудр – писал Пифагор – ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего. А тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть назван любомудром, т.е. философом». Любить мудрость – это стремиться к тому, чтобы самому, силой своего собственного мышления проникнуть в тайны мироздания. Любящий мудрость сам постигает, не полагаясь только на авторитет, веру и традицию. Такой человек «философствует; т.е. проявляет способность к абстрактным размышлениям о природе, собственной жизни, отношениях к другим людям и к Богу. Например, он размышляет о том, в чём состоит смысл человеческой жизни, что такое судьба, добро, зло, истина и об других вопросах, которые являются «вечными» т.к. всегда интересовали мыслящих людей.

Из изложенного, таким образом, следует, что философия – изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру, в его ценности и ориентирующих людей в их социальных действиях.

Так как философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир и на место в нём человека, то и её предмет, т.е. круг её проблем шире предмета исследования любой отдельной науки.

Основанием философии является не слепая вера, а обоснованное знание и в этом отношении она похожа на частные, отдельные науки. Однако философское знание и научное знание существенно отличаются друг от друга. Это отличие состоит, например, в том, что частные науки (химия, физика, биология и мн. др.) безразличны к проблемам цели и смысла человеческой жизни, счастья и судьбы человека. Другими словами, философия разрабатывает такие знания, которые недоступны никакой иной форме духовной деятельности – науке, религии, искусству и т.д. Характерными признаками философского отражения природной и социальной действительности являются универсализм и субстанциализм.

Универсализм означает, что философия претендует на выработку универсального, всеохватывающего, всеобъемлющего знания. Поэтому очевидно, что философия – это познание всеобщих оснований бытия.

Субъективизм (лат.substantia – сущность, и то, что лежит в основе) означает, что всё , что происходит в мире, само его устройство и развитие философия стремится объяснить, через единое устойчивое начало.

Таким началом может признаваться Бог, абсолютная идея (религия и идеализм) или материя (материализм).



Общую структуру предмета философии составляют четыре основных раздела.

1. Онтология – учение о бытии.

2. Гносеология – учение о познании.

3. Философская антропология – учение о сущности человека.

4. Социальная философия – учение об обществе как целостной системе.

Функции (лат.functio –исполнение) – это основные направления применения философии, через которые реализуется её цели, задачи, назначение.

Выделяют следующие девять функций философии:


1 Мировоззренческую;

2 Методологическую;

3 Гносеологическую;

4 Критическую;

5 Аксиологическую;

6 Социальную;

7 Воспитательно-гуманитарную;

8 Прогностическую;

9 Мыслительно-теоретическую


Каждая функция имеет свою цель и своё содержание.

1. Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, целостных представлений об его устройстве, о месте человека нём.

2. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3. Гносеологическая функция имеет целью обеспечить правильное и достоверное познание природной специальной действительности.

4. Роль критической функции состоит в том, чтобы подвергать сомнению окружающий мир и существующее о нём знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Таким способом расширяются границы познания, разрушаются догмы, увеличивается достоверность знания.

5. Аксиологическая (гр.axios – ценный) заключается в оценке явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, социальных, идеологических и др.

6. Социальная функция имеет целью объяснить общество, причины его возникновения, его эволюцию, современное состояние, структуру, движущие силы, вскрыть противоречия указать пути их разрешения и совершенствования общества.

7. Цель воспитательно-гуманитарной функции – культивировать гуманистические ценности, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

8. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний спрогнозировать тенденции развития, предвидеть будущее человека, природы и общества.

9. Мыслительно-теоретическая функция ориентирует на то, как концептуально мыслить, философствовать, т.е. рассуждать на самые общие, абстрактные темы, умствовать, мудрствовать.

В заключение отметим, чтобы философствовать, по мнению др.греч. философа Аристотеля, люди должны были достичь знания своего незнаний.

Знание незнания не дано непосредственно и нередко люди своё незнание не осознают. А незнание, если оно не осознано, не может быть преодолено. Др.греч. философ Платон отмечал, что прежде чем стремиться познать что-либо, человек должен осознать, что он этого не знает. Это ввергает его в состояние удивления, недоумения, изумления и здесь находится психологический источник философии.

Контрольные вопросы

1 Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззрением?

2 какова структура, уровни и исторические формы мировоззрения?

3 Каковы основные черты мифологического мировоззрения?

4 Каковы основные черты религиозного мировоззрения?

5 Что такое философское мировоззрение?

6 Чем отличается оно от мифологического и религиозного мировоззрения?

7 Возможно ли «чисто научное» мировоззрение?

8 В чём состоит специфика философских проблем?

9 Сводима ли философия к науке?

10 Какова структура философского знания?

11 Может ли философия изменить мир? Каким образом?

12 Каковы основные функции философии?

13 Может ли человек философствовать если он не осознает своего незнания?


Литература

1 История философии. Под ред. проф.Ч. Кирвеля. Мн.2001

2 Е.З.Волчек. Философия. Мн.2006

3 Философия. Под ред. Ю.Харина. Мн.2006

4 О.Г.Волкогонова, Н.М.Сидорова. Основы философии. М.2006

5 А.Г.Спирин. Философия. М.2006

6 В.Г.Кузнецов и др. Философия. Учебник. М.2006

7 В.Д.Губин. Философия: актуальная проблема. М.2006

Дополнительная литература

8 Мир философии: в 2т. М.1991

9 Философия. Под ред. проф. В.П.Кожановского. Ростов-на-Дону. 2004

Задание

1. Подготовить ответы на вопросы.

2. Составить глоссарий.

Философия выполняет много функций в жизнедеятельности человека.Их надо сгруппировать, выделить наиболее важные. На основе последних можно выделить и раскрыть специфику всех других, производных от них функций.

К основным функциям философии следует отнести мировоззренческую, познавательную (гносеологическую), методологическую, практически-деятельную (праксеологическую).

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире, о возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных учреждений, на осознание человеком целей и смысла жизни.

Как правило, когда речь идет о мировоззрении, прежде дается его характеристика как обобщенной системы идей и взглядов на мир, человека, его место в мире и т.д. Такой подход является важным. Но ограничиваться этим нельзя. Ведь мировоззрение в этом случае сводится к объективированной системы знаний, оторванной от субъекта. Нередко при характеристике мировоззрения обращается внимание фактически на этимологию слова и тогда понятие мировоззрения сводится к "взгляду на мир".

Мировоззрение следует рассматривать не только с точки зрения его содержания (то есть как результат отражения действительности в сознании людей), но и обязательно учитывать взаимосвязь знания о мире и человеке с социальным субъектом, с его отношением к действительности, основанное на этом знании.

При таком подходе на первый план выдвигается значение знания для жизнедеятельности человека. По этому под мировоззрением следует понимать не просто систему обобщенных знаний о мире и человеке, а такую систему знаний, которая для социального субъекта является способом видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяет характер отношения к миру и к себе, осознание целей и смысла жизни, характер поступков и действий. Мировоззрение является способом практически-духовного освоения мира.

Философия является методологической основой мировоззрения. Для его построения она дает выходные, основные принципы, применение которых позволяет человеку выработать свои жизненные установки, которые становятся главными ориентирами, определяют характер и направленность его отношение к действительности, характер и направленность практической деятельности. Сердцевина мировоззрения - осознание человеком целей и смысла жизни.

Познавательная (гносеологическая) функция заключается в том, что она, ориентируя познавательные стремление человека к познанию природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, с одной стороны, вооружает людей знанием о мире, человека, о связи и законы, а с другой - оказывает влияние на каждую форму общественного сознания, детерминируя необходимость для каждой из них (в своей сфере) осознавать действительность сквозь призму отношения "человек - мир".

Формируясь и развиваясь на основе достижений научного познания и обобщения результатов в сфере политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного сознания, философия выступает как особая сфера познавательного отношения человека к действительности, объектом которой является отношение "человек - мир". Вместе с тем содержание и результаты философского знания оказывают влияние на особенности познавательного процесса во всех других сферах жизнедеятельности людей. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге оказывается как различные аспекты осознания отношения "человек - мир".

Методологическая функция. Выделение ее как одной из основных обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания. Каждая из форм общественного сознания, выступая как осознание зависимости жизнедеятельности человека от определенной сферы действительности, является отражением именно этой стороны человеческого бытия. Специфика философии заключается в том, что она изучает отношение человека к миру и к самому себе. Поэтому основные положения философии имеют важное методологическое значение для каждой из форм общественного сознания в процессе осознания своего специфического предмета.

Для более глубокого и доходчивого осознание этого вопроса следует остановиться на понятии методологии. Методология - это система исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности.

Каждая философская концепция имеет свои выходные, основные принципы. Так, материалистические философские концепции утверждают, что первично материя, природа, а вторичным, производным - сознание, дух. Одним из принципов материализма является признание познаваемости мира. Признается, как правило, положение вещей, процессов, находящихся в развитии. Эти и другие принципы служат естественным и общественным научным исследованиям. В целом можно утверждать, что сущностью методологической функции философии является логико-теоретический анализ научной и практической деятельности людей. Философская методология определяет направления научных исследований, создает возможность ориентироваться в разнообразии фактов и процессов, происходящих в мире. Философская методология способствует более эффективному и рациональному использованию научных методов конкретных наук.

Практически-деятельная (праксиологическая) функция философии заключается в том, что она становится орудием активного, преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека. Философия играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых является важнейшим условием обеспечения существования, функционирования и развития человека.

Усвоения философских положений должно рассматриваться не как дополнение к формированию специалиста, который будет использовать эти положения в своей профессии, а как и общая основа формирования духовного мира личности, через осознание человеком себя как человека, через осознание смысла своего бытия играет определяющую роль в становлении личности как специалиста.