Мнемозина - Сентенция. Трагедия христианской цивилизации в контексте русской культуры. Павел пестель - биография, информация, личная жизнь

Политические программы декабристов

Правление Александра I способствовало появлению оппозиционных организаций, объединившихся в общества: "Орден русских рыцарей" (1815), "Союз спасения" (1818), "Союз благоденствия" (1818) и, наконец, на основе распадения последнего, Северное и Южное общества. Их участники составляли программы, предусматривающие различные варианты изменения российской абсолютной монархии и ликвидации крепостного права.

Павел Иванович Пестель (1793–1826) в целях преобразования общества и государства вступает в тайные союзы и впоследствии становится организатором и главой Южного общества, для которого и создает "Русскую правду" в качестве теоретической программы дальнейших действий.

Результатом деятельности тайных обществ становится восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 г., после подавления которого П.И. Пестель был осужден "вне разрядов" и приговорен к смертной казни.

В своих социальных взглядах Пестель исходил из положения о естественном равенстве всех людей и взаимном стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Он различал общественное и государственное устройство, определяя государство как приведенное в законный порядок общество. Последнее возникло в силу природного разделения людей на повинующихся и повелевающих. Государство существует на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства и народа, если же таковое равновесие утрачивается, то "государство входит в состояние насильственное и болезненное". Поэтому необходимо создать такие законы, посредством которых возможно поддержание подобного равновесия.

Все законы Пестель делил на три вида: духовные, естественные и гражданские.

Духовные законы известны из Священного Писания: они "связывают духовный мир с естественным, жизнь бренную с жизнью вечной".

Естественные законы вытекают из требований природы и нужд естественных.

Государственные законы представляют собой постановления государства, которые ставят себе задачей достижение общественного Благоденствия, и потому они должны издаваться в полном соответствии с законами духовными и естественными. Такое соответствие является непременным условием их действительности.

Другим условием, определяющим содержание государственных законов, служит приоритет общественных интересов: выгоды целого всегда превалируют над выгодами части. Гражданские законы составляются таким образом, чтобы интересы отдельного индивида не противоречили интересам всего общества в целом. Всякое действие, противное Благоденствию, следует признавать преступным. Каждое справедливо устроенное общество обязано находиться под непременной властью законов, а не личных прихотей правителей.


Государственная организация в России не служит достижению общественного Благоденствия и потому характеризуется Пестелем как "зловластие", приносящее стране и народу унижение, ниспровержение законов и в конечном итоге – гибель самого государства. Поэтому имеющиеся в России нарушения неизменных и коренных законов (естественных, духовных и положительных) "требуют изменения существующего ныне государственного порядка и введения вместо него такого, который был бы основан только на точных и справедливых законах и постановлениях и не представлял бы ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверял бы Народ Российский в том, что он составляет Гражданское общество, а не есть и никогда не может быть чьей-либо собственностью или принадлежностью". В этих положениях Пестель сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действиях духовные, естественные и положительные законы.

Критика абсолютной монархии как формы правления сопровождается у Пестеля осуждением крепостного права, которое он считал несовместимым с понятием Благоденствия государства и его подданных.

"Русская правда" предлагает план социальных и политических преобразований в России, а также совокупность средств по его реализации.

Социальная программа П.И. Пестеля радикальна. Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей.

Земля по естественному праву является достоянием всех людей, а, следовательно, каждый человек должен иметь в ней свою долю. План П.И. Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников.

Всю землю он предполагает разделить на две части: волостную (общественную) и частную. Волостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разделяется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В "случае переселения какого-либо крестьянина в другие места земля поступает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волостного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо П.И. Пестелем "священным и неприкосновенным". Он считал, что в силу природного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но, тем не менее, каждый "россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость".

Переход "из нынешнего состояния" к будущим порядкам предполагается постепенный. Земля у помещиков выкупается оброком или работой, с оставлением в частных руках не более чем по десяти тысяч десятин на хозяйство, причем с оплатой только половины изъятой земли, остальное экспроприируется безвозмездно. Вначале новые порядки вводятся только на казенных землях, а затем разрабатывается постепенный и последовательный план перехода всех земель в этот правовой режим.

Политическим идеалом П.И. Пестеля является республика.

В организации верховной власти в государстве Пестель различает Верховную законодательную власть и Управление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вече, исполнительная – Державной думе, а надзор за их деятельностью – Верховному собору, которому принадлежит блюстительная власть.

Избирательным правом пользуются все лица мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находящихся в личном услужении.

Действия законодательной и исполнительной властей, а также государственное устройство определяются Конституцией, которую Пестель называет Государственным заветом.

Россия представлена в проекте Пестеля унитарным государством с разделением "всего пространства на 10 областей и 3 удела". Каждая область, в свою очередь, состоит из пяти губерний или округов, губернии – из уездов, а уезды – из волостей. Местные органы власти строились по образцу центральных.

Столицу русского государства П.И. Пестель предложил перенести в Нижний Новгород, который он рассматривал как географический центр России и колыбель русской вольницы.

Сословные привилегии, титулы и звания уничтожаются, и все признаются российскими гражданами. При определении вида занятий и предоставлении должностей во внимание принимаются только личные способности граждан, которые могут быть обнаружены "во всех сословиях".

В "Русской правде" уделяется большое внимание обоснованию необходимости введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т.д. Однако православию оказывалось государственное покровительство, а создание партий вообще запрещалось из опасения разрушения единства народа и нового общественного порядка.

Средством достижения предполагаемых преобразований Пестель считал военно-революционный переворот с немедленной ликвидацией монархии и физическим уничтожением членов царской фамилии в целях предотвращения реставрации монархии.

Проведение всех необходимых для установления "нового строя" мероприятий поручается Временному Верховному правлению во главе с диктатором, учреждаемым сроком на десять–пятнадцать лет. Пестель полагал, что установление конституционного режима станет возможным только тогда, когда нынешние порядки не только прекратят свое существование, но и воспоминание о них изгладится из народной памяти.

Пестель создал проект республики, но осуществление его поставил в зависимость от революционной диктатуры, вводимой на значительный срок. Ратуя за строгую законность, вместе с тем он был за установление революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законами.

Лю-те-ра-нин. По-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние, за-тем обу-чал-ся в Дрез-де-не под руководством А.Е. Зей-де-ля (1805-1809 годы), в Па-же-ском кор-пу-се в Санкт-Пе-тер-бур-ге (1809-1811 годы), слу-шал курс по-лит-эко-но-мии профессора Санкт-Пе-тербургского института К.Ф. Гер-ма-на (1816-1817 годы). Слу-жил в лейб-гвардии Ли-тов-ском (1811-1814 годы), Ка-ва-лер-гард-ском (1814-1819 годы), Ма-риу-поль-ском гу-сар-ском (1819-1821 годы), Смо-лен-ском дра-гун-ском (1821 год), Вят-ском пехотном (с 1821 года; его ко-ман-дир) пол-ках; адъ-ю-тант генерала от кавалерии графа П.Х. Вит-ген-штей-на (1813-1821 годы). Ма-сон (по-свя-щён в 1812 году), член лож «Со-еди-нён-ных дру-зей» (1812-1817 годы), «Сфин-кса» (1817 год) и «Трёх доб-ро-де-те-лей» (1817-1819 годы) в Санкт-Пе-тер-бур-ге.

Уча-ст-ник Отечественной вой-ны 1812 года (тя-же-ло ра-нен в Бо-ро-дин-ском сра-же-нии, на-гра-ж-дён зо-ло-той шпа-гой с над-пи-сью «За храб-рость») и за-гра-нич-ных по-хо-дов российской армии 1813-1814 годов . Член тай-ных об-ществ - Сою-за спа-се-ния (при-нят, по сло-вам Пестеля, в конце 1816 - начале 1817 годах; уча-ст-во-вал в на-пи-са-нии ус-та-ва об-ще-ст-ва), Сою-за бла-го-ден-ст-вия . Ор-га-ни-за-тор тай-но-го Юж-но-го общества (1821 год). В 1821 году три-ж-ды по при-ка-зу начальника шта-ба 2-й ар-мии П.Д. Ки-се-лё-ва по-се-щал Бес-са-ра-бию с це-лью сбо-ра све-де-ний о со-бы-ти-ях в Мол-дав-ском княжестве, в том числе о дея-тель-но-сти там А. Ип-си-лан-ти, всту-пил в Ки-ше-нё-ве в ма-сон-скую ло-жу «Ови-дия».

На фор-ми-ро-ва-ние по-ли-тических взгля-дов П. по-влия-ли связь с ма-со-на-ми и его пре-бы-ва-ние во Фран-ции в 1814 году, где по-сле рес-тав-ра-ции мо-нар-хии Бур-бо-нов бы-ла со-хра-не-на и при-зна-на, по сло-вам Пестеля, за «бла-гие ве-щи» зна-чительная часть «ко-рен-ных по-ста-нов-ле-ний» Французской ре-во-лю-ции конца XVIII века . Пер-во-на-чаль-но Пестель вы-сту-пал за ус-та-нов-ле-ние в Рос-сии кон-сти-туционной мо-нар-хии. Од-на-ко в начале 1820 года вы-ска-зал-ся за рес-пуб-ли-ку (док-лад о различных ви-дах прав-ле-ния на со-б-ра-нии Ко-рен-ной упра-вы Сою-за бла-го-ден-ст-вия в квар-ти-ре Ф.Н. Глин-ки в Санкт-Пе-тер-бур-ге) и ца-ре-убий-ст-во (на сле-дую-щем за-се-да-нии на квар-ти-ре И.П. Ши-по-ва). По-ла-гал, что рес-пуб-ли-ка мо-жет на-дёж-нее га-ран-ти-ро-вать ра-вен-ст-во ме-ж-ду людь-ми.

Ав-тор про-ек-та про-грам-мы Юж-но-го общества - «Рус-ской прав-ды, или За-по-вед-ной го-су-дар-ст-вен-ной гра-мо-ты ве-ли-ко-го на-ро-да рос-сий-ско-го, слу-жа-щей за-ве-том для усо-вер-шен-ст-во-ва-ния Рос-сии и со-дер-жа-щей вер-ный на-каз как для на-ро-да, так и для Вре-мен-но-го вер-хов-но-го прав-ле-ния» (впер-вые опубликована в 1906 году, пол-но-стью - в издании «Вос-ста-ние де-каб-ри-стов», том 7, 1958 год). В её ос-но-ву Пестель по-ло-жил идею максимальной по-ли-тической, со-ци-аль-ной, национальной и куль-тур-ной уни-фи-ка-ции. Счи-тал не-об-хо-ди-мым по-сле осу-ще-ст-в-ле-ния в Рос-сии государственного пе-ре-во-ро-та по при-ме-ру яко-бин-ской дик-та-ту-ры во Фран-ции ус-та-но-вить дик-та-ту-ру Временного ре-во-люционного пра-ви-тель-ст-ва, ко-то-рое бы ру-ко-во-дство-ва-лось в сво-ей по-ли-ти-ке «Рус-ской прав-дой…». Рос-сия долж-на бы-ла стать «еди-ным и не-раз-де-ли-мым» го-су-дар-ст-вом, со-стоя-щим из 53 гу-бер-ний (де-ли-лись на уез-ды и во-лос-ти) со сто-ли-цей в Ниж-нем Нов-го-ро-де, ко-то-рый пе-ре-име-но-вы-вал-ся бы во Вла-ди-мир (в честь ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча). Гра-ни-цы Рос-сии Пестель оп-ре-де-лял ис-хо-дя из пра-ва «бла-го-удоб-ст-ва», под ко-то-рым он по-ни-мал пра-во боль-ших го-су-дарств под-чи-нять се-бе со-сед-ние ма-лые на-ро-ды, не-спо-соб-ные от-стаи-вать свою не-за-ви-си-мость.

Пра-вом на-род-но-сти (пра-вом на са-мо-сто-ятельное по-ли-тическое бы-тие) Пестель на-де-лял толь-ко по-ля-ков, другие на-ро-ды Рос-сии долж-ны бы-ли пол-но-стью рас-тво-рить-ся в еди-ной об-ще-русской на-род-но-сти. С этой це-лью Пестель на-ме-ре-вал-ся от-ме-нить на-зва-ния на-ро-дов и пле-мён, объ-я-вить всех гра-ж-дан Рос-сии рус-ски-ми, а русский язык - един-ст-вен-но воз-мож-ным язы-ком (под-ле-жал бы об-нов-ле-нию на об-ще-славянской ос-но-ве; все за-им-ст-во-ван-ные сло-ва пред-ла-га-лось за-ме-нить не-оло-гиз-ма-ми со славянскими кор-ня-ми или ар-ха-из-ма-ми из древнерусского язы-ка). Пред-по-ла-га-лось пре-вра-тить ко-че-вые пле-ме-на в осед-лые, пе-ре-се-лить ев-ре-ев (по под-счё-там Пестеля, свыше 2 миллионов человек) из Рос-сии че-рез Ос-ман-скую им-пе-рию в Па-ле-сти-ну, а не-ко-то-рые на-ро-ды Кав-ка-за (так называемые буй-ные) - не-мно-го-чис-лен-ны-ми груп-па-ми во внутренние гу-бер-нии Рос-сии (вме-сто них по-се-лить рус-ских; так называемые мир-ные кав-каз-цы долж-ны бы-ли ос-тать-ся на мес-те и под-чи-нить-ся об-ще-российским за-ко-нам).

Ис-хо-дя из тео-рии раз-де-ле-ния вла-стей, Пестель пред-ла-гал пе-ре-дать за-ко-но-дательную власть Народному ве-чу, ис-пол-ни-тель-ную - Дер-жав-ной ду-ме (оба ор-га-на пла-ни-ро-ва-лось из-би-рать на 5 лет, ка-ж-дый год 1/5 часть их со-ста-ва под-ле-жа-ла сме-не), су-деб-ную («блю-сти-тель-ную») - Вер-хов-но-му со-бо-ру (в со-ста-ве 120 человек, из-би-рав-ших-ся по-жиз-нен-но). Пестель вы-сту-пал за унич-то-же-ние всех со-сло-вий, ус-та-нов-ле-ние все-об-ще-го ра-вен-ст-ва гра-ж-дан пе-ред за-ко-ном, вве-де-ние гражданских сво-бод, а так-же из-би-рательного пра-ва с 20 лет для лиц муж-ско-го по-ла (на мес-тах Зем-ские народного со-б-ра-ния долж-ны бы-ли из-би-рать сво-их пред-ста-ви-те-лей в На-ме-ст-ные народные со-бра-ния 3 сте-пе-ней - во-ло-ст-ные, уезд-ные и гу-берн-ские). При-зна-вал ес-те-ст-вен-ным де-ле-ние об-ще-ст-ва на бо-га-тых и бед-ных, од-на-ко вы-сту-пал за соз-да-ние оди-на-ко-вых эко-но-мических ус-ло-вий для всех гра-ж-дан пу-тём пе-ре-рас-пре-де-ле-ния зем-ли (де-ли-лась бы на 2 рав-ные час-ти - об-ще-ст-венную, ко-то-рая под-ле-жа-ла еже-год-но-му рас-пре-де-ле-нию ме-ж-ду семь-я-ми, и ча-ст-но-вла-дель-че-скую).

Идеи Пестеля вы-зва-ли не-од-но-знач-ные оцен-ки де-каб-ри-стов. Чле-ны Юж-но-го общества в це-лом при-ня-ли «Рус-скую прав-ду», чле-ны Се-вер-но-го общества её от-верг-ли. На-ка-ну-не вос-ста-ния де-каб-ри-стов на Се-нат-ской площади в Санкт-Пе-тер-бур-ге, 13(25) декабря 1825 года, Пестель был аре-сто-ван по до-но-су ка-пи-та-на Вят-ско-го пехотного пол-ка А.И. Май-бо-ро-ды. В начале 1826 года дос-тав-лен в Санкт-Пе-тер-бург, за-клю-чён в Пе-тро-пав-лов-скую кре-пость. Вер-хов-ным уго-лов-ным су-дом над де-каб-ри-ста-ми при-го-во-рён к смерт-ной каз-ни чет-вер-то-ва-ни-ем, ко-то-рая императором Ни-ко-ла-ем I за-ме-не-на на смерт-ную казнь че-рез по-ве-ше-ние. Каз-нён в чис-ле пя-ти при-го-во-рён-ных к смер-ти де-каб-ри-стов близ Пе-тро-пав-лов-ской кре-по-сти.

В отечественной ис-то-рио-гра-фии Пестель рас-смат-ри-вал-ся как пред-ше-ст-вен-ник со-циа-лис-тов (А.И. Гер-цен , В.И. Се-мев-ский, М.М. Ко-ва-лев-ский, Н.С. Ру-са-нов и др.) или как дик-та-тор яко-бин-ско-го ти-па (М.А. Ба-ку-нин, Н.П. Пав-лов-Силь-ван-ский, С.Н. Чер-нов и др.).

Име-нем Пестеля на-зва-ны ули-цы в Ев-па-то-рии, Ка-лу-ге, Кие-ве, Ли-пец-ке, Мо-ск-ве, Рос-то-ве-на-До-ну и Санкт-Пе-тер-бур-ге.

Ис-точники:

Де-ло П. И. Пес-те-ля // Вос-ста-ние де-каб-ри-стов. Ма-те-риа-лы. М.; Л., 1927. Т. 4.

Павел Иванович Пестель. Родился 24 июня (5 июля) 1793 года в Москве - казнен 13 (25) июля 1826 года в Санкт-Петербурге. Декабрист. Руководитель Южного общества декабристов.

При крещении получил имя Пауль Бурхард.

Происходил из немецкого семейства Пестелей, которое поселилось в России в конце XVII-го века. Семья исповедовала лютеранство.

Отец - Иван Борисович Пестель (1765-1843).

Мать - Елизавета Ивановна Крок (1766-1836).

Получил начальное домашнее образование. В 1805-1809 учился в Дрездене.

В 1810 вернулся в Россию, обучался в Пажеском корпусе, который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску, и был определён прапорщиком в Литовский лейб-гвардии полк (с 1817 года - Московский лейб-гвардии полк).

Участвовал в Отечественной войне с . Отличился в Бородинском сражении. Был тяжело ранен и награждён золотой шпагой «За храбрость».

По выздоровлении поступил в адъютанты к графу Витгенштейну.

В компаниях 1813-1814 годов участвовал в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге - награждён орденами Св. Владимира 4-й ст. с бантом и австрийским Леопольда 3-й ст. Отличился при переправе через Рейн - награждён баденским орденом Военных заслуг Карла Фридриха. В боях при Бар-сюр-Об и Труа также отличился, награждён орденом Св. Анны 2 ст. Отмечен прусским орденом «Pour le Mérite».

Позже вместе с графом Витгенштейном проживал в Тульчине, откуда в 1821 году ездил в Бессарабию для собирания сведений о возмущении греков против турок и для переговоров с господарем Молдавии.

В 1822 году он был переведён полковником в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк и в течение года привёл его в порядок. Сам , осматривая его в сентябре 1823 года, выразился: «Превосходно, точно гвардия» и пожаловал Пестелю 3000 десятин земли.

С 1816 года состоял в масонских ложах. Позднее был принят в «Союз спасения», составил для него устав, в 1818 году стал членом Коренной управы Союза благоденствия, а в 1821 году, после его самоликвидации возглавил Южное тайное общество .

Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова, о чём единогласно свидетельствуют почти все его современники, Пестель скоро встал во главе общества. Но силы его красноречия и природного обаяния не смогли убедить в 1825 году петербургское Северное общество действовать в духе Южного, и окончательное решение о слиянии было отложено на 1826 год.

Выражением его взглядов была составленная им «Русская Правда» . Этот проект, написанный в республиканском духе, можно считать вместе с конституционным проектом Н. Муравьёва главными выражениями идей тайного общества, хотя ни тот, ни другой не имели никакой обязательности для членов общества. Сам Пестель, по словам Ивана Якушкина, при составлении «Русской Правды» имел в виду только подготовиться к деятельности в земской думе. Важнейшей стороной «Русской Правды» являлись размышления Пестеля о внутреннем устройстве России, политическом и экономическом, которые Николай Тургенев называл «социалистическими теориями». Следственная комиссия построила свои обвинения против Пестеля и некоторых других именно на «Русской Правде».

Из сохранившихся писем Пестеля видно, что он отличался нежной заботливостью по отношению к родителям.

Незадолго до 14 декабря 1825 года он был арестован на дороге в Тульчин и после 6-месячного заключения в Петропавловской крепости приговорён к четвертованию, заменённому повешением, что и было исполнено 13 (25) июля 1826 года.

В своём последнем перед казнью письме от 1 мая 1826 года из Петропавловской крепости к родителям Пестель писал: «Я должен был раньше понимать, что необходимо полагаться на Провидение, а не пытаться принять участие в том, что не является прямой нашей обязанностью в положении, в которое Бог нас поставил, и не стремиться выйти из своего круга. Я чувствовал это уже в 1825 году, но было слишком поздно!» .

По свидетельству одного офицера, перед казнью Пестель сказал такие пророческие слова: «Что посеял, то и взойти должно и взойдёт впоследствии непременно».

Сохранилось следующее воспоминание протоиерея Мысловского, присутствовавшего на казни декабристов, о Пестеле: «Пестель в половине пятого, идя на казнь и увидя виселицу, с большим присутствием духа произнёс следующие слова: "Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали тела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно бы было нас и расстрелять"».

Похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.

В Санкт-Петербурге одна из улиц названа в честь П.И. Пестеля.

Также улицы Пестеля есть в Москве, Воронеже, Киеве, Одессе, Харькове, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Калуге, Липецке, Ставрополе, Новосибирске, Астрахани, Воткинске, Ярославле, Улан-Удэ, Самаре.

Павел Пестель родился 03 июля 1793 года в городе Москва. Происходит из немецкого семейства Пестелей, поселившегося в России в конце XVII века. Отец - Иван Борисович Пестель. Мать - Елизавета Ивановна Крок. Семья исповедовала лютеранство.

Получив начальное домашнее образование, в 1805-1809 учился в Дрездене. В 1810 вернулся в Россию, обучался в Пажеском корпусе, который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску, и был определён прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк.

Участвуя в Отечественной войне, отличился в Бородинском сражении; был тяжело ранен и награждён золотой шпагой «За храбрость». По выздоровлении поступил в адъютанты к графу Витгенштейну. В компаниях 1813-1814 годов участвовал в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге. Награждён орденами Св. Владимира 4-й степени с бантом и австрийским Леопольда 3-й степени. Отличился при переправе через Рейн, за что былнаграждён баденским орденом Военных заслуг Карла Фридриха. В боях при Бар-сюр-Об и Труа был награждён орденом Св. Анны 2 степени. Также отмечен прусским орденом «Pour le Mérite». Позже вместе с графом Витгенштейном проживал в Тульчине, откуда ездил в Бессарабию для собирания сведений о возмущении греков против турок и для переговоров с господарем Молдавии.

В 1822 году он был переведён полковником в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк и в течение года привёл его в порядок. Сам Александр I, осматривая его в сентябре 1823 года, выразился: «Превосходно, точно гвардия», и пожаловал Пестелю 3000 десятин земли.

Участвовал с 1816 года в масонских ложах. Позднее был принят в «Союз спасения», составил для него устав, в 1818 году стал членом Коренной управы Союза благоденствия, а в 1821 году, после его самоликвидации возглавил Южное тайное общество. Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова, Пестель скоро встал во главе общества. Но силы его красноречия и природного обаяния не смогли убедить в 1825 году петербургское общество действовать в духе Южного, и окончательное решение о слиянии было отложено на 1826 год.

Выражением его взглядов была составленная им «Русская Правда». Этот проект, написанный в республиканском духе, можно считать вместе с проектом Н. Муравьёва главными выражениями идей тайного общества. Важнейшей стороной «Русской Правды» являлись размышления Пестеля о внутреннем устройстве России, политическом и экономическом, которые Николай Тургенев и Николаев называл «социалистическими теориями». Следственная комиссия построила свои обвинения против Пестеля и некоторых других именно на «Русской Правде».

Из сохранившихся писем Пестеля видно, что он отличался нежной заботливостью по отношению к родителям. Незадолго до 14 декабря 1825 года он был арестован на дороге в Тульчин и после 6-месячного заключения в Петропавловской крепости приговорён к четвертованию, заменённому повешением, что и было исполнено 25 июля 1826 г.

В своём последнем перед казнью письме от 1 мая 1826 года из Петропавловской крепости к родителям Пестель писал: «Я должен был раньше понимать, что необходимо полагаться на Провидение, а не пытаться принять участие в том, что не является прямой нашей обязанностью в положении, в которое Бог нас поставил, и не стремиться выйти из своего круга. Я чувствовал это уже в 1825 году, но было слишком поздно!».

По свидетельству одного офицера, перед казнью Пестель сказал такие пророческие слова: «Что посеял, то и взойти должно и взойдёт впоследствии непременно». Сохранилось следующее воспоминание протоиерея Мысловского, присутствовавшего на казни декабристов, о Пестеле: «Пестель в половине пятого, идя на казнь и увидя виселицу, с большим присутствием духа произнёс следующие слова: "Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали тела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно бы было нас и расстрелять"».

Похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.

В марте 1821 г. возникло Южное тайное общество, идеологом которого был П.И. Пестель, и Северное тайное общество, которым руководил Никита Муравьев.

Павел Иванович Пестель

Детство и юность

Родился в Москве 24 июня 1793 г. Отец занимал должности петербургского почт-директора, сибирского генерал-губернатора. По вероисповеданию Пестель был лютеранином. Получил домашнее образование, затем четыре года учился в Дрездене и Гамбурге. Вернувшись в Россию, поступил в петербургский Пажеский корпус – это было самое аристократическое учебное заведение того времени: пажи несли службу при дворе и были лично известны членам императорской фамилии.

Здесь он получил блестящее и разностороннее образование. Здесь же проявились его главные черты: сила воли, требовательность к себе и другим, склонность к лидерству. Директор корпуса дал ему такую характеристику: «Пестель за время пребывания в Пажеском корпусе неоднократно замечаем был в настроении критики порядков, в оном корпусе водворенных, имеет ум, в который извне вливаются вольнолюбивые внушения. Тако: подвергал рассуждению о значении помазания вашего величества, замечен был в суждениях о несправедливости порядка крепостного состояния и о желательности равенства всех людей». Император Александр I спокойно отнёсся к вольнодумству своего пажа, надеясь, что вольнолюбивый дух – признак молодости, и военная служба изменит образ его мыслей. Окончив Пажеский корпус в 1811 году, он 14 декабря того же года получил звание прапорщика лейб-гвардии Литовского полка. Имя Павла Пестеля как первого ученика было высечено на мраморной доске в Пажеском корпусе, но после его казни по указанию императора Николая I было стёрто.

Отечественная война 1812 года

Д. Доу "Портрет П.Х. Витгенштейна"

Через полгода после начала службы в Литовском полку Пестель участвует, командуя взводом литовцев, в Бородинском сражении. Был тяжело ранен в ногу, была угроза ампутации, но интенсивное и долгое лечение помогло этого избежать. Весной 1813 г. Пестель возвратился в действующую армию и был назначен на пост адъютанта П. Х. Вигтенштейна - давнего друга его отца. С Вигтенштейном Пестель участвовал в заграничном походе русской армии: сражался под Дрезденом и Кульмом, участвовал в битве под Лейпцигом и в сражениях при Бар-сюр-Об и Троа. К концу войны Пестель был награжден золотым наградным оружием, российскими орденами Св. Анны 2-ой степени, Св. Владимира 4-ой степени, австрийским орденом Леопольда 3-й степени, баденским орденом Карла Фридриха и высшей военной наградой Пруссии «Pour le Merite» («За заслуги»). Он получил чин поручика и был переведён в лейб-гвардии Кавалергардский полк - самое элитное воинское соединение царской России. Вигтенштейн был очень доволен отважным и умным адъютантом и в дальнейшем всегда покровительствовал ему.

Южное тайное общество

Вернувшись в 1816 г. в Петербург, Пестель участвует в масонских ложах, затем узнает о тайном обществе и тогда же, или чуть позже, вступает в него – это был Союз спасения, для которого он составил устав, в 1818 г. стал членом Коренной управы Союза благоденствия, а в 1821 г., после его самоликвидации, возглавил Южное тайное общество. Его современники единогласно свидетельствовали о том, что он обладал большим умом, разносторонними познаниями и даром слова, поэтому скоро встал во главе общества. Своим красноречием он убедил в 1825 г. и петербургское общество действовать в духе Южного.

В 1818 г. Витгенштейн был назначен главнокомандующим 2-й армией со штаб-квартирой в Тульчине, туда же он забрал и своего любимого адъютанта. Когда началось восстание греческих этеристов, Пестеля трижды отправляли в Бессарабию для уточнения обстановки; он составил доклады, которые были представлены Александру I и заслужили высокую оценку. В определенной степени они определили политику России в отношении к Греции.

В 1821 Пестеля назначили командиром Вятского пехотного полка, считавшегося худшим во 2-й армии, и через некоторое время он довел его до образцового состояния и отводил ему важную роль в будущем перевороте - именно Вятский полк должен был занять главную квартиру 2-ой армии и тем самым дать сигнал к восстанию.

Пестель организовал ячейку Союза благоденствия в Тульчине, а затем после его роспуска на Московском съезде в 1821 г.(на котором Пестель не присутствовал), отказался его признать и стал главным инициатором создания Южного общества.

Возглавляя Тульчинскую управу, он был членом южной Директории и общепризнанным лидером общества.

  • Пестель настаивал на введении в России республики (а не конституционной монархии, к которой склонялись многие из декабристов);
  • он считал необходимым в ходе революции убийства царя и всей императорской фамилии, чтобы избежать реставрации самодержавия и гражданской войны со сторонниками царствующего дома;
  • Пестелем был написан конституционный проект «Русская Правда», который был принят Южным обществом программой действий. «Русская Правда» указывала на необходимость наделения землей освобождаемых крестьян, избирательного права без имущественного ценза;
  • Пестель считал, что в результате восстания власть должна перейти к Временному правительству, у которого должны быть диктаторские полномочия без жесткого ограничения срока его действий.

Последнее смущало ряд петербургских декабристов, они даже указывали на бонапартистские замашки честолюбивого Пестеля, поэтому Северное общества не спешило объединяться с Южным. Одно время Пестель переживал внутренний кризис, потерю интереса к деятельности тайного общества и даже хотел уйти из политики и уехать во Францию. Он был против немедленного начала вооруженного выступления, на чем настаивал С. И. Муравьев-Апостол.

Предательство, арест и казнь

М. Анчаров "Казнь декабристов"

В тайное общество Пестель принял своего подчиненного, капитана Вятского полка А. И. Майбороду, которому доверял. Майборода 25 ноября 1825 г. в своем доносе изложил все, что знал о Южном обществе. Пестель был арестован первым из декабристов 13 декабря 1825 в Тульчине и после обыска и допроса 27 декабря отправлен в Петербург. 3 января 1826 г. закованного в кандалы Павла Ивановича Пестеля доставили в Петербург и заключили в Алексеевский равелин. Против Пестеля дали показания Трубецкой, Рылеев, Оболенский, Никита Муравьев, Александр Поджио. По словам Николая I, «Пестель был злодей во всей силе слова, без малейшей тени раскаяния…» Условия содержания Пестеля были самыми суровыми, без малейших послаблений. Существует версия, что к Пестелю, единственному среди осужденных декабристов, применялась пытка. После 6-месячного заключения в Петропавловской крепости он был приговорён к четвертованию, заменённому повешением, что было исполнено 13 июля 1826 г.

П.И. Пестель не пользовался особой любовью современников, т.к. не все смогли увидеть в нем заботливого сына и отзывчивого к чужим бедам человека, не все могли смириться с его острым умом, сильной волей, чувством трезвой реальности и презрением к дилетантизму во всех его проявлениях. Многие видели в нем только диктатора с замашками Наполеона. Поли­тические оппоненты полковника - Рылеев, Оболенский, Никита Муравьев - согласно обвиняли его в «личных видах», аморализме и «диктаторских намерениях». Не менее откровенными в том, что касалось Пестеля, оказались и многие члены Южного общества. Но, не пытаясь преуменьшить свою вину, Пестель не был склонен и к преуменьшению вины других - тех, кто состоял в одном с ним политичес­ком заговоре. Он без тени сомнения называл все известные ему тайные организации.

Однако были люди, которые очень уважали Пестеля и ценили его человеческие качества. Вот отзыв о нем декабриста С Волконского: «Полагаю обязанностью оспорить убеждение, тогда уже вкравшееся между членами общества и как-то доныне существующее, что Павел Иванович Пестель действовал из видов тщеславия, искал и при удаче захвата вла­сти, а не из чистых выгод общих - мнение, обидное памяти того, кто принес себя в жертву общему делу». Пестель был и навсегда остался для Волконского человеком, приобщившим его к «новой жизни», построенной на чувстве «любви» и «пре­данности» к собственному Отечеству.

В последнем перед казнью письме к родителям из Петропавловской крепости 1 мая 1826 г. Пестель писал: «Я должен был раньше понимать, что необходимо полагаться на Провидение, а не пытаться принять участие в том, что не является прямой нашей обязанностью в положении, в которое Бог нас поставил, и не стремиться выйти из своего круга. Я чувствовал это уже в 1825 году, но было слишком поздно!»

Присутствовавший на казни декабристов протоиерей Мысловский вспоминал: «Пестель в половине пятого, идя на казнь и увидя виселицу, с большим присутствием духа произнёс следующие слова: «Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали чела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно бы было нас и расстрелять».

Родился 19 июля 1795 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был известным писателем и публицистом (Михаил Никитич Муравьев), мать – Екатерина Федоровна Колокольцева, баронесса.

Детство и юность

Н. Муравьев получил отличное домашнее образование и поступил на физико-математическое отделение Московского университета. С 1812 г. служил в Департаменте Министерства юстиции коллежским регистратором, но в начале Отечественной войны сбежал из дома в действующую армию и лишь по счастливой случайности не погиб от рук крестьян, принявших его за французского разведчика. После этого родители не стали препятствовать сыну, и он официально был зачислен в армию прапорщиком в 1813 г. Во время кампании 1813-1814 г.г. участвовал в сражениях при Дрездене и Лейпциге, а в 1814 г. был переведен в Генеральный штаб и затем принимал участие в войне с Наполеоном, когда тот возвратился с о. Эльбы. В 1815 г. в составе свиты офицеров Генерального штаба посетил Париж, где познакомился с Бенжаменом Констаном, Анри Грегуаром, аббатом Сиверсом.

В 1816 г. принял активное участие в создании Союза спасения, затем Союза благоденствия (1818). Вместе с С.Трубецким и А. Н. Муравьёвым участвовал в создании устава Союза благоденствия, который был назван «Зелёная книга». Выступал за установление республиканского правления путём военного восстания. Выходит в отставку в начале 1820 года. Во время поездки на юг России (с М. С. Луниным) встречается там с Пестелем.

Северное тайное общество

В 1821 г. состоялся формальный роспуск Союза благоденствия, и тогда по инициативе Муравьёва создается новая организация - Северное общество, но Муравьёв не теряет связь с Пестелем (руководителем Южного общества), и Пестель вводит Муравьёва в руководящий орган Южного тайного общества - Директорию.

В 1821 г. Муравьев возобновил службу в Генеральном штабе в чине поручика. Находясь вместе с гвардией в Минске, Муравьёв пишет первый вариант конституции. Главные идеи этого варианта:

  • уничтожение крепостного права, феодального строя, рекрутчины и военных поселений;
  • идеи сохранения монархии, ограниченной в действии конституцией;
  • высокий имущественный ценз;
  • освобождение крестьян без земли;
  • сохранение помещичьего землевладения.

Пестель, Рылеев, Штейнгель, Торсон раскритиковали этот вариант конституции. В последующих вариантах Муравьёв снизил имущественный ценз, оговорил условия наделения крестьян землёй.

Арест и ссылка

И. Крившинко "Декабристы. И в Сибири есть солнце. Приезд жены Н. Муравьева"

Никиту Муравьева арестовали в с.Тагино Орловской губернии в имении родителей его жены, на глазах у беременной жены, маленьких детей и больных тестя и тещи 20 декабря 1825 г. Его имя было названо в доносе того же Майбороды. С 26 декабря находился в Петропавловской крепости, где предоставил Тайному комитету «Историческое обозрение хода Общества». Был осуждён по I разряду и приговорён к каторжным работам сроком на 20 лет, 22 августа 1826 года срок каторги сокращён до 15 лет. Отправлен в Сибирь 10 декабря 1826 года.

Из Петропавловской крепости он пишет жене, Александре Григорьевне Муравьевой (урожденной Чернышевой), последовавшей затем вслед за ним в Сибирь: «Мой добрый друг, помнишь ли ты, как при моем отъезде говорила мне, что можно ли опасаться, не сделав ничего плохого? Этот вопрос тогда пронзил мне сердце, и я не ответил на него.
Увы! Да, мой ангел, я виновен, - я один из руководителей только что раскрытого общества. Я виновен перед тобой, столько раз умолявшей меня не иметь никаких тайн от тебя. Сколько раз с момента нашей женитьбы я хотел раскрыть тебе эту роковую тайну.
Я причинил горе тебе и всей твоей семье. Все твои меня проклинают. Мой ангел, я падаю к твоим ногам, прости меня. Во всем мире у меня остались только мать и ты. Молись за меня Богу: твоя душа чиста, и ты сможешь вернуть мне благосклонность неба».

О. Кипренский "Портрет Н.М. Муравьева"

Н. Муравьев отбывал наказание с 28 января 1827 г. в Читинском остроге, с сентября 1830 г. - в Петровском заводе. Здесь он читал курс лекций по истории России и военной истории.

В ноябре 1832 г. его срок был сокращён до 10 лет. Из Петровского завода он отбыл на поселение в с.Урик Иркутского округа. На поселении вместе с братом занимался сельским хозяйством, построил мельницу. Здесь же и умер 10 марта 1843 г. Его могила находится в ограде Спасской церкви..