Молитва перед трапезой. Молитва перед едой и после нее – одна из основ православного быта. Молитва на благословение пищи и пития мирянам

Наш Церковный Устав знает только две трапезы — обед и ужин. И только для этих двух случаев дает в богослужебных книгах соответствующие чины благословения трапезы и благодарения после нее. Это и понятно, ибо наш Устав слагался по преимуществу в монастырях, где и раннее утро, и вся первая часть дня (почти до полудня) были заняты богослужением.

Но и в монастырях часть братии, несущей разные послушания, отстояв полунощницу, первую часть утрени и шестопсалмие, с началом чтения кафизм отправляются на различные послушания, нередко сопряженные с нелегким физическим трудом. Тем более мирские люди, обязанные житейскими заботами, после утренней молитвы должны исходить на “дело свое и на делание свое даже до вечера” (Пс. 103, 22-23). Ввиду предстоящих трудов необходимо подкрепление телесных сил пищею. Так установилась третья — утренняя трапеза, поставляемая как в мирских домах, так и монастырях, но в последних только для тех, кому с утра предстоит работа. Эта третья трапеза — завтрак — в особенности у мирских людей стала традиционной, неотменной, обычаем узаконенной и потому как бы уставной. Для людей же, занятых тяжелыми физическими трудами, в частности, для русского народа-земледельца, живущего в довольно суровых климатических условиях, и сверх этих трех раз — особенно в долгие летние дни, когда земледельцы в тяжелую страдную пору трудятся от зари до зари, устанавливались дополнительные трапезы. Второй завтрак, получивший название “полдника”, и “паужинок” — легкое подкрепление пищей между обедом и ужином. Но и сверх этого хлебосольный русский народ всегда ради гостя спешил и спешит поставить хотя бы небольшое угощение, устроить хотя бы скромную братскую трапезу. А за последнее столетие не только в городе, но и в деревне, не только у мирян, но и у иноков, стало почти обязательным чаепитие, устраиваемое и ради гостей, и в дополнение или взамен завтрака и полдника.

Верующие люди как всякое вообще дело, так, в частности, принятие пищи, хотя бы и не предусмотренное Уставом, всегда предваряют и завершают молитвой. В монастырях пред трапезой и после нее совершаются общие гласные молитвы, сопровождаемые в соответствующие моменты пением. В Древней Руси в мирских домах в этих случаях возносилась общая гласная молитва для всех участников трапезы. К сожалению, со времен петровского обмирщения Святой Руси почти совсем забыт этот добрый обычай старины. Теперь чаще всего каждый из присутствующих при трапезе читает про себя какую кто знает молитву. Лишь в немногих семьях, берегущих старозаветные обычаи, да при праздничных и поминальных трапезах, возглавляемых священнослужителями, читается или поется общая молитва. Но и в этих случаях, даже в присутствии архиерея, при всяком принятии пищи, будь то завтрак, обед, ужин или только чаепитие, по большей части, читается одно и то же: пред трапезой “Отче наш...” , после нее — “Благодарим Тя, Христе Боже наш... .” , в наполовину сокращенной против даваемой в богослужебных книгах редакции, в которой она печаталась в молитвословах для мирян. Между тем в богослужебных книгах для двух уставных трапез даются совершенно различные чины предтрапезных и послетрапезных молитвословий, составленные применительно к характеру той и другой трапезы. Соответственно этому и для всех иных случаев принятия пищи должны быть особливые для каждого чины благословения предлагаемых снедей и благодарения после вкушения их.

Желание насколько возможно приблизить домашнюю предтрапезную и послетрапезную молитву к Церковному Уставу, как это было в древности на Святой Руси, послужило поводом для составления предлагаемых чинов. В основном для них использованы соответствующие последования богослужебных книг с применением их для мирского обихода и для совершения одними мирянами без священника.

Из всех дневных трапез основною является трапеза обеденная — самая полная, самая обильная, самая продолжительная, за которой разрешается принятие пищи до полного насыщения. Такому характеру обеденной трапезы соответствуют уставные молитвословия, ее окружающие. Правда, пред обедом поется только одна молитва, но то величайшая из молитв, если можно так выразиться, молитва молитв, молитва Господня. А после обеденной трапезы — целый пространный чин благодарения, не только за дарование нам “брашна в веселие”, но и за насыщение: “Яко насытил еси нас земных Твоих благ”. В настоящем опыте применения уставного чина послеобеденного благодарения для мирского употребления он прежде всего сокращен опущением всего, что относится к обряду возношения “Панагии” — хлеба в честь Богоматери, который и в обителях не всегда и не везде совершается. В уставное послеобеденное чинопоследование входят тропари праздника или дня, к которым в некоторых монастырях присоединяется тропарь соборного храма или святой обители. В соответствии с этим в предлагаемом здесь чине кроме тропаря служащегося в тот день праздника Господского, Богородичного или великого вселенского святого, вводится тропарь Всем Русским Святым, общий праздник которых может быть рассматриваем как бы храмовой или обительский для всех православных русских людей. После общего тропаря Всем Русским Святым, в соответствии с тою же мыслью о значении их для нас, русских людей, указываются тропари празднуемым в тот день Русским Святым. После этого на “Славу” вводится тропарь пророку Илии, который, по откровению одному лицу высокодуховной жизни, является питателем в наше время, особенно для молитвенно его призывающих. Соответственно этому несколько изменена редакция тропаря пророку. На “И ныне” в качестве Богородична взят из той же службы Всем Русским Святым тропарь в честь первописанной Владимирской иконы Богоматери, под благодатным покровом Которой слагалась вся история великого государства Российского. В заключение всего чина послеобеденного благодарения присоединяется моление о благотворителях, особенно уместное, когда трапеза — дар любви и попечения братии.

Вечерняя трапеза значительно отличается от обеденной. Она менее обильна, менее продолжительна. Для нее Устав рекомендует не готовить пищу заново, а довольствоваться оставшеюся от обеда. Вечерняя трапеза лишь для легкого подкрепления пищею отходящих ко сну, которую разве только нищие — “убогие” могли бы считать насыщением. Она значительно короче обеда. Соответственно короче и молитвословия, ее окружающие.

Не предусмотренная Уставом утренняя трапеза — завтрак — по характеру своему весьма отлична от обеденной, короче ее и ближе подходит к ужину. Соответственно должны быть отличны от обеденных и молитвословия, окружающие завтрак. Здесь могли бы быть употребляемы молитвословия вечерней трапезы, за исключением стихов 4 псалма, слова которых “в мире вкупе усну и почию” не соответствуют времени. Но для новой трапезы, не предусмотренной Уставом, может быть составлен и новый чин. Подобно тому, как пред ужином читается место из 21 псалма, то и пред завтраком может быть употребляемо известное многим мирянам молитвословие, составленное из 15-16 стихов 144 псалма: “Очи всех на Тя, Господи, уповают...”. А после завтрака может быть, соответственно, чтение также хорошо известной многим мирянам одной из благодарственных послеобеденных молитв: “Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас...”, ибо утреннее насыщение ввиду предстоящих трудов может быть полнее и обильнее вечернего.

Трапеза с чаем и все другие, излишние против Устава, являются как бы некоторым беззаконием, следствием наших немощей. Поэтому Оптинские старцы советовали такие трапезы предварять молением о прощении грехов наших, об исцелении немощей наших, а заканчивать обычною заключительной песнею Богородице: “Достойно есть”, в надежде на то, что и Богоматерь присоединит к нашим молитвам Свое дерзновенное ходатайство о прощении наших грехов, об уврачевании наших немощей.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД ЗАВТРАКОМ

Как пред началом всякого молитвословия, прежде всего полагаются три поклона с покаянными молитвами:

Бо же, очи сти мя гре шнаго. (Поклон.)

(Поклон.)

Без числа согреши х, Го споди, поми луй и прости мя, гре шнаго. (Поклон.)

Посем молитва перед трапезой

Очи всех на Тя, Го споди, упова ют, и Ты дае ши им пи щу во благовре мении, отверза еши Ты ще друю ру ку Твою и исполня еши вся кое живо тно благоволе ния.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Христе Бо же, благослови я стие и питие рабо м Твои м, я ко Свят еси , всегда, ны не и при сно, и во ве ки веко в.

[Если трапезуют только миряне, то сам читающий молитву, обычно старейший, не благословляя трапезы, произносит:

Молитвами святы х оте ц наших, Го споди Иису се Христе Сы не Бо жий, благослови я стие и питие рабо м Твои м, я ко Свят еси , всегда , ны не и при сно, и во ве ки веко в.]

И мы: Ами нь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ЗАВТРАКА

Благодари м Тя, Христе Бо же наш, я ко насы тил еси нас земны х Твоих благ, не лиши нас и Небе снаго Твоего Ца рствия, но я ко посреде учеников Твоих прише л еси , Спа се, мир дая й им, прииди к нам, и спаси нас.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: С нами Бог Свое ю благода тию и человеколю бием, всегда, ны не и при сно, и во ве ки веко в.

Мы: Ами нь.

(В отсутствие иерея: Молитвами святы х оте ц наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)

И три заключительных поклона с молитвами:

Бо же, очи сти мя гре шнаго. (Поклон.)

Созда вый мя, Го споди, поми луй мя. (Поклон.)

Без числа согреши х, Го споди, поми луй и прости мя гре шнаго. (Поклон.)

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД ОБЕДОМ

Три кратких покаянных молитвы с поклонами. Затем:

О тче наш, Иже еси на небесе х! Да святи тся и мя Твое , да прии дет Ца рствие Твое , да бу дет во ля Твоя , я ко на небеси и на земли . Хлеб наш насу щный даждь нам днесь; и оста ви нам до лги на ша, я коже и мы оставля ем должнико м на шим; и не введи нас во искуше ние, но изба ви нас от лука ваго.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Христе Бо же, благослови я стие и питие рабо м Твоим, я ко Свят еси , всегда , ны не и при сно, и во ве ки веко в.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови я стие и питие рабом Твоим, я ко Свят ecu , всегда, ныне и присно, и во веки веков.)

Все: Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ОБЕДА

Творим отпуст: Молитвами святы х оте ц наших, Господи Иису се Христе Бо же наш, помилуй нас.

И мы: Аминь.

Благослове н Бог, ми луяй и пита яй нас от юности на шея, дая й пищу вся кой пло ти, испо лни ра дости и весе лия сердца на ша, да всегда вся кое дово льство иму ще, преизоби луем во всякое де ло благо е, во Христе Иису се Го споде на шем: с Ни мже Тебе сла ва подоба ет, держа ва, честь и поклоне ние, со Святы м Ду хом во ве ки. Ами нь.

Сла ва Тебе , Го споди, сла ва Тебе , Святы й, сла ва Тебе , Царю , я ко дал еси нам бра шна в весе лие: испо лни нас и Ду ха Свята го, да обря щемся пред Тобо ю благоуго дни и непосты дни, егда возда си кому ждо по дело м его .

Благодари м Тя, Христе Бо же наш, я ко насы тил еси нас земны х Твоих благ, не лиши нас и небе снаго Твоего Ца рствия, но я ко посреде ученико в Твоих прише л еси , Спа се, мир дая й им, прииди к нам и спаси нас.

Затем поются или читаются тропари в тот день служащихся праздников — Господского, Богородичного, Архангелов, Предтечи, Апостолов и великих Вселенских Святителей (с поклоном после каждого тропаря).

Посем тропарь Всем Русским Святым (глас 8):

Я коже плод кра сный Твоего спаси тельнаго се яния, земля Ру сская прино сит Ти, Го споди, всех святы х, в той просия вших. Тех моли твами в ми ре глубо це Це рковь и страну нашу Богоро дицею соблюди , Многоми лостиве.

И тропари празднуемых в тот день русских святых (с поклонами).

Слава: Тропарь пророку Илии (глас 4):

Во пло ти а нгел, проро ков основа ние, вторы й предте ча прише ствия Христо ва, Илия сла вный, от а нгела пи щу прие мый и вдови цу во вре мя гла да препита вый, и нам, почита ющим тя, благода тный пита тель бу ди.

И ныне: Богородичен (глас тойже):

К Засту пнице страны на шей Присноде ве Богоро дице притеце м, и к первопи санной ико не Ея ны не припаде м, с верою зову ще из глубины души : о Ма ти Бо жия, спаси зе млю Ру сскую, исце ли сокруше ние ея , и ве рных люде й уте ши.

К благодарению за насыщение может быть присоединено моление об устроителях трапезы и благодетелях. Тогда по окончании тропаря Богородице иерей возглашает:

Ми лостиве Господи, поми луй рабо в Твои х, нас ми лующих. Все повторяют этот припев. Иерей: Слава . И мы: И ныне. Затем поют катавасию:

Изба ви от бед и скорбе й рабо в Твоих, пита ющих нас, Ми лостиве, я ко мы усе рдно к Тебе прибега ем, к Ми лостивому Пита телю на шему и всем ми лостивым помилование обеща вшему.

Иерей произносит ектению: Поми луй нас, Бо же, по вели цей ми лости Твое й, мо лимтися, услы ши и поми луй.

Все: Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Еще мо лимся о ми лости, жи зни, ми ре, здра вии, спасе нии, посеще нии, проще нии и оставле нии грехо в... (Мирской начинает прошение: Помилуй Господи... далее продолжение общее) всех лю бящих, ми лующих и пита ющих нас, благоде ющих и служа щих нам, запове давших и о них же запове дано нам моли тися, и всех сро дников их, о е же возда ти им за любо вь к нам, помяну ти их ве ру в си лу моли твы бра тии и свяще нников Твоих, и по вере их испо лните вся проше ния их, изли ти на них бла га духо вная и теле сная, благослови ти успе хом труды и начина ния их, и сохрани ти их от вся ких скорбе й (наипа че же да не бу дет им ско рби за сие де ло любви , нам соверша емое), мо лимся Тебе , Милосе рде Го споди, услы ши нас гре шных, моля щихся Тебе , и поми луй.

Все: Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Яко милостив...

Все: Аминь.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Благослове н Бог, ми луяй и пита яй нас от Своих бога тых даро в, Сво ею благода тию и человеколю бием, всегда , ны не и при сно, и во ве ки веко в.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святы х оте ц на ших, Господи Иису се Христе Бо же наш, поми луй нас.)

Все: Аминь.

В заключение полагается три поклона с обычными молитвами и все благодарят устроителей трапезы и старшего из сотрапезников.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД НЕУСТАВНЫМИ ТРАПЕЗАМИ

Три кратких покаянных молитвы с поклонами:

Бо же, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Созда вый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреши х, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Пресвята я Тро ице, поми луй нас; Го споди, очи сти грехи на ша; Влады ко, прости беззако ния на ша; Святы й, посети и исцели не мощи на ша, и мене Твоего ра ди. Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.)

И благословение как пред завтраком: Христе Бо же, благослови ... Молитвами святы х оте ц...

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ НЕУСТАВНЫХ ТРАПЕЗ

Досто йно е сть, я ко вои стинну, блажи ти Тя, Богоро дицу, Присноблаже нную и Пренепоро чную и Ма терь Бога на шего. Честне йшую херуви м и славне йшую без сравне ния серафи м, без истле ния Бога Сло ва ро ждшую, су щую Богоро дицу Тя велича ем.

Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

И окончание как после завтрака: С на ми Бог... или Молитвами святы х оте ц... И три покаянные молитвы с поклонами.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД УЖИНОМ

После трех покаянных молитв:

Ядя т убо зии, и насы тятся, и восхва лят Го спода взыска ющии Его, жива бу дут сердца их в век ве ка.

Слава, и ныне. Господи помилуй. (Трижды.) Благослови.

И благословение как пред завтраком: Христе Бо же, благослови ... или Молитвами святы х оте ц...

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ УЖИНА

Бы сть чре во Твое Свята я Трапе за, иму щая Небе снаго Хле ба, Христа Бо га на шего, от Него же всяк яды й не умира ет, я коже рече всех, Богороди тельнице, Пита тель.

Честне йшую херуви м, и славне йшую без сравне ния серафи м, без истле ния Бо га Сло ва ро ждшую, су щую Богоро дицу Тя велича ем.

Возвесели л ны еси , Го споди, в творе ниих Твои х, и в де лех руку Твое ю возра дуемся. Зна менася на нас свет лица Твоего , Го споди, дал еси весе лие в сердце мое м, от плода пшеницы, вина и еле я своего умно жишася. В ми ре вку пе усну , и почи ю, я ко Ты, Господи, еди наго на упова нии всели л мя еси .

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

И окончание как после завтрака: С нами Бог... или Молитвами святых отец...

МОЛИТВОСЛОВИЯ НА ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Если на поминальной трапезе присутствует иерей, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется Отче наш... и следует благословение трапезы.

Если же в числе присутствующих нет иерея, то после трех обычных поклонов:

Молитвами святы х оте ц наших, Господи Иису се Христе Бо же наш, помилуй нас. Аминь.

Святы й Бо же, Святы й Кре пкий, Святы й Безсме ртный, помилуй нас (Трижды с поклонами.)

Слава, и ныне. Аминь. Пресвята я Тро ице, помилуй нас; Господи, очи сти грехи на ша; Влады ко, прости беззако ния на ша; Святы й, посети и исцели не мощи на ша, и мене Твоего ра ди.

Господи, помилуй (Трижды) .

Слава, и ныне. Аминь.

О тче наш, Иже еси на небесе х! Да святи тся имя Твое , да прии дет Ца рствие Твое , да бу дет воля Твоя , я ко на небеси и на земли . Хлеб наш насу щный даждь нам днесь; и оста ви нам до лги на ша, я коже и мы оставля ем должнико м нашим; и не введи нас во искуше ние, но изба ви нас от лука ваго.

И заупокойные тропари: Со ду хи пра ведных сконча вшихся ду шу раба Твоего (рабы Твоея ) , Спа се, упоко й, сохраня я ю во блаже нней жи зни, я же у Тебе , Человеколю бче.

В поко ищи Твое м, Го споди, иде же вси святи и Твои упокоева ются, упоко й и ду шу раба Твоего (рабы Твоея) , я ко Еди н еси Человеколю бец.

Слава: Ты еси Бог, соше дый во ад и у зы окова нных разреши вый. Сам и ду шу раба Твоего (рабы Твоея ) упоко й.

И ныне: Еди на Чи стая и Непоро чная Де во, Бога без се мене ро ждшая, моли спасти ся душе его (ея ) .

Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помяни , Господи, ду шу усо пшаго раба Твоего (усо пшей рабы Твоея ) и мя (поклон) . Ели ка в житии сем я ко челове к согреши , Ты же, я ко Человеколю бец Бог, поми луй (поклон) , и ве чныя му ки изба ви (поклон) , и Небе снаго Ца рствия прича стником (причастницей) учини (поклон) , и душа м на шим поле зное сотвори (поклон) .

После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы Отче наш , за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихиру на глас 6-й:

Зря ще мя безгла сна, / и бездыха нна предлежа ща, / воспла чите о мне, бра тие и дру зи, / сро дницы и зна емии: / вчера шний бо день бесе довах с ва ми, / и внеза пу на йде на мя стра шный час сме ртный; / но прииди те вси лю бящии мя, / и целу йте мя последним целова нием, / не ктому бо с ва ми похожду / или собесе дую про чее; / к Судии бо отхожду , / иде же несть лицеприя тия: / раб бо и влады ка вку пе предстоя т, / царь и воин, бога тый и убо гий / в ра внем досто инстве: / ки йждо от свои х дел / или просла вится, или постыди тся. / Но прошу всех и молю , / непреста нно о мне моли теся Христу Бо гу, / да не низведе н (низведе на) бу ду по грехо м мои м на ме сто муче ния, / но да вчини т мя, иде же Свет живо тный.

Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихира, глас 8-й:

Пла чу и рыда ю, / егда помышля ю смерть, / и ви жду во гробе х лежа щую / по о бразу Бо жию созда нную на шу красоту , / безобра зну, безсла вну, / не иму щую ви да. / О чудесе ! Что сие е же о нас бысть та инство?/ Ка ко преда хомся тле нию, / ка ко сопряго хомся сме рти?/ Вои стинну Бо га повеле нием, / я коже пи сано есть, / Подаю щаго преста вльшемуся (преста вльшейся) упокое ние.

Затем иерей: Во блаже нном успе нии рабу Божию (рабе Бо жией) имя, преста вльшемуся (преста вльшейся) ве чная па мять.

В отсутствие иерея старший из мирян: Рабу Бо жию (рабе Бо жией) преста вльшемуся (преста вльшейся) ве чная па мять.

Все: Ве чная па мять (трижды) .

Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАСХАЛЬНЫХ СНЕДЕЙ

Господи Иису се Христе Бо же наш, по вели кой ско рби Креста и страда ний Твои х ра дости безме рной тридне вным воскресе нием всех испо лнивый! Благодари м Тя, я ко сподо бил еси ны не и нас, по прище поста соверши вших, дости гнути святы х сих дней и радости све тлаго Твоего воскресе ния прича стниками бы ти. Благодари м Тя, я ко по милосе рдию Твоему и неизрече нному снисхожде нию к не мощем на шим утеша еши нас и трапе зою пра здничною в подкрепле ние и услажде ние не мощной плоти. Те мже молим Тя, благослови сей пасха льный хлеб, мле ко огусте вшее, я ица и прочия пасха льныя сне ди, наипа че сии , от ни хже, повину ющеся Уста ву Церкви, в мимоше дшие дни поста возде рживались рабы Твои, да бу дут они вкуша ющим их со благодаре нием во здра вие, в подкрепле ние сил теле сных, в весе лие и ра дость, да вся кое дово льство имуще, изоби ловати будем и в дела блага я, и от полноты благодарнаго сердца сла вити Тя, Воскре сшаго, пита ющаго и утеша ющаго нас, ку пно же с Тобою и Безнача льнаго Твоего Отца и Свята го Духа во веки веков. Аминь.

Молитва сия может быть прочитана иереем или старейшим из присутствующих на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.

МОЛИТВА ИНАЯ ПРИ ЗЕЛО СКУДНОЙ ПАСХАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Господи Иису се Христе Бо же наш, по великой ско рби Креста и страда ний Твоих, радости безме рной тридне вным воскресе нием вся испо лнивый! Благодари м Тя, я ко сподо бил еси и нас, по прище поста соверши вших, дости гнути святых сих дней и радости све тлаго Твоего воскресе ния прича стниками быти. Мо лим Тя: благослови и освяти хлебы сии , и хже рабы Твои по ску дости своей вместо пасха льных сне дей угото ваша и пред Твое Свято е Лице принесо ша. Да будут они вкушающим их верным в сла дость и утеше ние, и ску дость трапе зы да не омрачит праздничной радости людей Твоих. Светом воскресения да разсе яны будут все скорби и печали, да все и богатые и убогие, и изоби лующие, и в скудости су щие славят Тя, Воскре сшаго, и в скорбях отраду нам Подающаго, ку пно же с Тобою и Безнача льнаго Твоего Отца и Свята го Ду ха, во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СКОРОМНЫХ СНЕДЕЙ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Господи Иису се Христе Бо же наш, изво ливый спасения нашего ради на земли во пло ти яви тися и от Безневе стныя и Пречистыя Девы Марии неизрече нно роди тися! Благодарим Тя, я ко сподобил еси нас, подвигом поста предочи стившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с па стырями славосло вити, с волхва ми поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к не мощем нашим утеша еши нас ныне не то чию изоби льною пищею духовною, но и трапезою праздничной.

Те мже мо лим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя сне ди, верным людем Твоим уготованныя, наипа че сия , от нихже повину ющеся Уставу Церкви Твоея , в мимоше дшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое дово льство имуще, изоби ловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, ку пно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СКОРОМНЫХ СНЕДЕЙ (В ПРАЗДНИК ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА)

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

Господи Иисусе Христе Боже наш! Благодарим Тя, я ко дарова л еси нам, по прище поста святых апостолов прешедшим, дости гнути праздника славных Первоверхо вников Петра и Павла.

Молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя сне ди, верным людем Твоим уготованныя, наипа че сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшие дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы всякое довольство имуще, изоби ловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

(Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

ЕПИСКОП АФАНАСИЙ - СТАРЕЦ И ПОСЛУШНИК

Собиранию материалов во исполнение этого Соборного определения — служб празднеств в честь икон Божией Матери и местночтимых святых, житийных справок и сведений о почитании иконописных изображений — Владыка Афанасий посвятил всю жизнь. Обширная переписка отражает величие проделанной работы. Результатом было появление (уже после кончины Владыки) полных богослужебных Миней в 1970-1980 годах, подготовленных к печати и изданных к юбилею 1000-летия Крещения Руси Издательством Московской Патриархии.

О другом своем “делании” епископ Афанасий писал: “...Священный Собор 1917-1918 гг., признавая дело исправления богослужебных книг настоятельно необходимым, высказал пожелание, чтобы учрежденная с этой целью при Святейшем Синоде временная комиссия была преобразована в постоянное учреждение, что и осуществлено Святейшим Патриархом Алексием, который резолюциею от 6 ноября 1956 г. учредил при Священном Синоде Богослужебно-календарную Комиссию”.

Интересно обратиться к истории вопроса исправления богослужебных книг. Еще Святитель Феофан, Затворник Вышенский, писал по этому поводу: “Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг. А между тем большая часть из сих песнопений непонятны совсем. А это лишает наши церковные книги плода, который они могли бы производить, и не дает им послужить тем целям, для коих они назначены и имеются. Вследствие сего, новый перевод церковных книг богослужебных неотложно необходим... Необходим упрощенный и уясненный перевод богослужебных книг... Необходим новый славянский (курсив мой — А. И.) перевод” (Собрание писем. Вып. II, Письмо 289.). Остроумно и прозорливо высказывался по этому вопросу Патриарх Московский и всея Руси, святитель Тихон: “Для русской Церкви важно иметь новый славянский перевод богослужебных книг (теперешний устарел и во многих местах неправильный), чем можно будет предупредить требование иных служить на русском обиходном языке”.

В предсоборной дискуссии начала века большинство архиереев единодушно высказывались за исправление богослужебных текстов, в которых греческая грамматика и словопроизводство порой скрывают, а часто и искажают смысл и содержание многих богослужебных чтений и песнопений. Но также говорилось об уроках, которые надо извлечь из церковно-книжного исправления в XVI и XVII веках, когда хорошо организованное дело, порученное целому штату справщиков, кроме пользы привело еще и к печальным событиям времен патриарха Никона. В дискуссиях как обязательное звучало требование перевода текстов на славянский язык — язык общий для всех славянских племен в родной православной вере. (Кстати, в этих дебатах были пожелания и для издателей: необходимо выпускать маленькие богослужебные книжки для раздачи в храме народу, чтобы каждый мирянин успешнее изучал язык и строй службы. Не только “читал и воспевал” сам, но и сделал невозможным небрежное совершение богослужения...)

Владыка Афанасий и этот труд — труд справщика — сделал послушанием всей жизни. Сразу по возвращении из ссылки в 1955 году он пишет к ректору Московской Духовной академии архимандриту Сергию Голубцову: “С давних пор я начал марать мои минеи и другие богослужебные книги, исправляя старый славянский текст. Исправление богослужебных книг я считаю неотложным делом... И все мои запачканные книги я хотел бы отдать... в родную академию, — разумеется после смерти”. Владыка понимал свою работу как начало и, завещая материалы в академию, предполагал, что она поможет приступить к решению большой научно-практической задачи, насущность которой ясно осознавалась еще в начале столетия.

В архиве владыки Афанасия сохранилась тетрадь молитв и молитвенных чинов для обиходного употребления. Несколько страниц в ней занимают сокращенные записи “Молитвословий за трапезой”, которые представляют собой не только замечательное историческое свидетельство нашего времени, научную и богословскую разработку небольшой, но важной темы, но еще и драгоценную крупицу молитвенного опыта старца-исповедника. Во вступительной статье к “Молитвословиям” Владыка делится своим сокровенным знанием, советуя перед обедом петь составленный им новый тропарь пророку Илии — святому, который “является питателем в наше время, особенно для молитвенно его призывающих”.

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православие и современность. Электронная библиотека" (www.wco.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир. Электронная библиотека" ().


Молитвы перед едой.
Едим с молитвой

Пословица гласит: "Вера помогает сдвинуть горы". Поэтому неудивительно, что молитва помогает также избавиться и от избыточного веса.

Большинство людей – рабы своего желудка; они должны завтракать, обедать, ужинать регулярно в одно и то же время суток всю жизнь. Они едят, независимо от того, голодны или нет, их бедное тело перегружено избыточным питанием и при этом – плохим питанием.
Поэтому неудивительно, что у нас так много проблем со здоровьем. Один из крупнейших специалистов по питанию профессор Арнольд Эрест сказал:«Жизнь – это трагедия питания!» Как верно старое изречение: «Человек копает себе могилу ножом и вилкой». Многие никогда не дают отдыха своему желудку. Они постоянно перегружают свою систему выделения и пищеварения избытком пищи. Такая перегрузка, в конце концов, выводит эти органы из строя. Пораженным оказывается и весь организм.

Если вы регулярно переедаете, перекусываете на бегу, и ночью тоже не прочь заглянуть в холодильник - то пора брать себя в руки, и чем быстрее – тем лучше. Следует поумерить свой аппетит, особенно, если вес явно превышает норму и здоровье начинает пошаливать. Безобидная, на первый взгляд, привычка переедать приводит не только к избыточному весу, но и к нарушению деятельности желудочно-кишечного тракта, повышенной зашлакованности организма, сбоям в эндокринной системе и другим проблемам со здоровьем.
Молитва – самое мощное средство к исцелению всех болезней – и телесных, и душевных. Молитвы бывают хвалебные или благодарственные, просительные и покаянные.
Если мы провинились перед Богом, согрешили, мы должны просить у Него прощения, т.е. каяться. Такие молитвы называются покаянными .
Если у нас все хорошо, если мы и наши близки здоровы и благополучны, есть где жить, во что одеться, чем питаться – за это надо прославлять и благодарить Бога. Такие молитвы называются хвалебными или благодарственными .
Если случилось какое-то несчастье, болезнь, беда или нужда – надо просить у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными.
Так как мы постоянно грешим, то прежде чем просить что-либо у Бога, сначала необходимо перед Ним покаяться, а затем уже просить о нуждах. Покаянная молитва, как и благодарственная, должна всегда предварять просительную молитву.
Можно заказать в церкви или монастыре сорокоуст о здравии, в этом случае за ваше здоровье будут молиться 40 дней.
Следует помнить, что когда молишься какому-нибудь Святому в особенной своей нужде, обращаясь к нему за помощью, то этот Святой будет молить Бога о нас, и помощь по его молитве мы получим от Бога. Верьте, и чудо произойдет!

Молитвы перед вкушением пищи

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Аминь

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

Молитва перед вкушением пищи для неумеренных в питании (молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Молитва после вкушения пищи
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

В газете "Тайная Сила" (от 23.09.2006) была такая статья:

Более 4 000 добровольцев подвергли себя опыту: они обращались с молитвой к Богу три раза в день, прося у него доброго здоровья и избавления от лишнего веса. Результаты были впечатляющими: почти все испытуемые похудели на 5-7 килограммов за две недели.
«Они не подсчитывали съедаемые калории и не голодали, - утверждает доктор Мэттью Андерсон, теолог и создатель системы «Диета плюс молитва». - Они молились и худели без особых усилий».

Эксперты утверждают, что потеря лишнего веса - не единственный положительный результат этого метода. Искренне открывая свое сердце Господу, вы также можете достичь снижения кровяного давления, увеличения выработки организмом химических веществ, отвечающих за хорошее самочувствие.

"Молитва стимулирует биохимические изменения в теле человека, - говорит Андерсон. - Она связывает нас с высшей силой, которая дарует нам чувство защищенности и уверенности в своих силах".

Что же нужно делать, чтобы похудеть, следуя «духовной диете» доктора Мэттью Андерсона? Прежде всего необходимо честно разобраться в своих привычках, определить, к какому типу едока вы относитесь. Основных типов три.

1. Скучный едок.
Вы садитесь на диету с твердым намерением похудеть, но через несколько дней перестаете ей следовать.
Молитва:
«Господи Иисусе Христе, помоги мне относиться к своему телу как к храму и наполнять его пищей, которая не Будет лишней. Дай мне силы исполнить мое желание, и я Буду жить долго и счастливо. Аминь».


2. Эмоциональный едок.
Стрессы, разочарования, печаль побуждают вас есть много и жадно.
Молитва:
«Господи Иисусе Христе, помоги мне понять, когда я по-настоящему голоден, а когда хочу просто заглушить едой душевную тревогу, укрепи мои силы, чтобы я мог справиться со своими чувствами благодаря твоей милости. Аминь».


3. Новичок.
Вы никогда не относитесь серьезно к религии, и необходимость постоянно молиться вызывает в вас чувство дискомфорта. Теперь, когда вы определили, к какому типу едоков относитесь, вам остается только следовать данным ниже рекомендациям и ждать результата. Из предложенных вариантов выберите «свою» молитву и произносите ее перед каждой едой, а также тогда, когда чувствуете, что ваше желание похудеть исчезает.
Молитва:
«Господи Иисусе Христе, я хочу познать твою любовь. Прости мне мои ошибки, когда я ел Больше, чем требовалось. Я уверен, если я стану есть ровно столько, чтобы только утолить голод, а не предаваться чревоугодию, я буду чувствовать себя лучше и выглядеть лучше. Аминь».


Вот еще примеры молитв, помогающих в снижении веса.

Для начинающих
Мое тело - мой друг, и мой избыточный вес - это мольба о помощи от моего друга. Я буду есть только тогда, когда я голодна (голоден), прекращать есть, когда я сыта, (сыт) и прощать себя, когда я нарушу вышесказанное. Отныне я буду любить свое тело и заботиться о нем, вместо того, чтобы ждать, когда я похудею, и приму себя такой (таким), какая (какой) я есть. Аминь.

Молитва для жующих от скуки
Господи, научи меня видеть, что мое тело - дар от тебя, и я должна (должен) любить и ценить его безусловно. Сделай так, чтобы забота о моем теле стала для меня такой же естественной потребностью, как дыхание, а выбор здоровой пищи для моего тела - моим истинным желанием. Помоги мне придерживаться здорового питания, чтобы я могла (мог) избавиться от избыточного веса и вернуть мое тело в прекрасное и гармоничное состояние, задуманное тобой. Аминь.

Обращение к Богу, полное искоренённого желания, может творить чудеса. Испытывая сильные эмоции, человек может вызвать огромную силу своей молитвой.

Молитвы

Молитва - это разговор с Богом, который очищает душу от негативных мыслей и служит некой опорой человеку. Лечебные свойства молитв известны людям уже тысячи лет. Молитвенное обращение к Высшему разуму подразумевает не детальный отчёт о совершённых грехах, не поток сознания и не доклад о событиях дня. Молитва означает откровенный разговор с другом, который выслушает и утешит. Превратное понимание истинного смысла молитвенных обращений полностью исказило понимание современного человека об общении с Богом. К сожалению, церковь не может охватить всех, чтобы донести до людей скрытый смысл Святого Писания.

Сила молитвы

Человек, который регулярно возносит осмысленные молитвы Богу, укрепляет свой дух. Вера в помощь Высшего Существа формирует в сознании некий барьер, который берёт все удары судьбы на себя, в то время как человек остаётся сравнительно спокойным. Такой буфер от стрессов необходим каждому человеку для сохранения психологического и физиологического здоровья. Лишь немногие ищут его в религии.

Постоянное общение с Богом усиливает веру человека, он начинает повсюду видеть божественный замысел. Такая ситуация, как и всё в мире, имеет две стороны: положительную и отрицательную. Положительная сторона состоит в том, что вера человека обоснована. Уже давно доказано, что происходящее зависит от мыслей. Проецируя мысли о Боге, его защите и помощи, человек действительно начинает замечать их в реальной жизни. Этот факт неоспорим.

Негативной стороной веры является то, что предрассудки и личные домыслы могут побудить человека к самобичеванию, депрессии и отрешенности. Хуже всего в такой ситуации то, что никто извне не сможет помочь. Только сам человек, наладив своё душевное равновесие, способен вернуть себя к гармоничной жизни.

Молитва и пища

Молитва после вкушения пищи является неотъемлемой частью трапезы каждого христианина. Для истинно верующих людей этот обычай обязателен. В современных условиях быстрого темпа жизни подобные ритуалы вытесняются, так как на них недостаёт времени. Молитва перед вкушением пищи и после - просьба освятить еду и благодарность Богу за достаток в семье.

Этот молитвенный ритуал имеет значительное влияние на воспитание детей. Давно замечено, что дети, которые произносили молитвы до и после вкушения пищи, относились уважительно к пище и труду родителей.

Кроме того, молитва при приёме пищи играет важную роль цельности и сохранения семьи, ведь ритуал предполагает, что вся семья должна собраться за столом. На сегодняшний день семейные трапезы - это очень редкое явление, а ведь, собираясь за одним столом, каждый член семьи чувствует свою принадлежность к целому.

Молитва и культура

Молитва напоминает человеку, что не один хлеб питает его. Духовное здоровье и благополучие играет ключевую роль в счастливой спокойной жизни. Сила молитвы ещё и в том, что она учит сдерживать чревоугодие и поглощение пищи ради удовольствия. Люди, которые регулярно молятся до и после еды, подходят к вопросу питания осознанно. Их редко охватывают какие-либо сильные желания, связанные с едой. Практически никогда нельзя найти человека, страдающего ожирением, который проводит трапезный ритуал. Исключение может быть тогда, когда полнота тела объясняется недугом.

Чтение молитв перед трапезой не только заряжает пищу благостью, но также учит культуре обращения с пищей. Процесс трапезы перестаёт быть культом, это всего лишь необходимое удовлетворение потребности. Обычные люди после еды чувствуют, что они наелись, тогда как верующие люди ощущают лёгкость в желудке и сытость души.

Что говорят святые отцы?

Многие святые отцы писали о том, что молитва и трапеза очень важны. Некоторые из них выражали мнение о том, что болезни и недуги всё чаще одолевают людей именно из-за того, что утрачен обычай молитвы перед едой. Очень часто люди приступают к еде в плохом настроении, с негативными мыслями и со злостью. Еда впитывает эту информацию и, попав в организм «работает» согласно заданному направлению. Регулярные ссоры в кухне, при приготовлении еды могут привести к возникновению серьёзных заболеваний у членов семьи. Эмоции имеют очень сильное энергетическое поле, поэтому заряд негативной энергии будет очень мощным.

Ещё одни способ заряжать пищу негативом - это смотреть кино или новости, которые рассказывают о негативных событиях. А ведь просмотр кино и одновременный приём пищи очень популярен. Соль в том, что положительные фильмы мало кто снимает - в них нет драмы, интриги, накала. Поэтому практически все киноленты - это демонстрация насилия, озлобленности и ярости.

Многие святые отцы писали о необходимости угостить нуждающегося куском хлеба, перед тем как самому приступить к еде. после еды и вкушения пищи способна зарядить пищу позитивной энергетикой, которая будет работать на благо вашего организма.

Как выбрать молитву?

Молитва после вкушения пищи должна быть простой и понятной. Это благодарственное обращение к Высшей Силе. Обычно это всего пару строк. Заучивать стандартные тексты не всегда хорошо, так как они создают впечатление наигранности. Лучше придумать собственные благодарственные слова, которые будут идти от души.

Молитва после вкушения пищи на русском языке имеет следующую формулу: «Благодарность, просьба о милости в будущем, благословление». Чаще всего перед едой читается молитва «Отче наш», которую знают все. Она направлена на благословение пищи и дома. Некоторые предпочитают петь молитвы, и не зря. Песня усиливает силу слов молитвы и поднимает общий дух

Молитва после вкушения пищи: текст

Многие верующие люди предпочитают читать или петь церковную молитву после приёма пищи. Это объясняется лишь тем, что некоторым удобнее говорить с Богом, как с другом, а кто-то приемлет только «официальное» общение. Текст молитвы после вкушения пищи: «Благодарим Тебя, Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас Небесного Царствия Твоего, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спаси, мир даяй им, прииди и спаси нас. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Помилуй, Господи (три раза). Благослови».

Правильное прочтение молитвы

Традиции чтения молитвы отличаются в каждой семье. Можно читать молитву вслух или про себя, делать это вместе или по очереди, петь или нашептывать, с закрытыми глазами или открытыми. В некоторых семьях принято, чтобы молитву произносил младший сын.

Для того чтобы сосредоточиться во время молитвы, следует повесить иконку Христа или Божьей Матери на видном месте в столовой или на кухне. Также будет очень уместно разместить иконы «Богородица Хлебная» и «Спорительница хлебов». Правильная молитва перед и после вкушения пищи должна произноситься только в хорошем настроении. Проведение ритуала в состоянии раздражения или злости не принесёт никакой пользы. В таком случае лучше вообще отказаться от молитвы или подождать с приёмом пищи, пока не вернётся спокойствие духа.

Считается, что молитвы о благословлении пищи следует читать, сконцентрировавшись на иконе и стоя. В начале и в конце чтения человек должен окрестить себя.

Считается, что утренняя и должны быть разными. Однако это правило предназначено для людей, которые полностью посвятили свою жизнь служению Высшим Силам. Семье же разрешено читать одну и ту же молитвенную речь в любое время принятия пищи.

Стоит отметить, что трапезные молитвы во время великих религиозных праздников должны отличаться от ежедневной молитвы. Праздничная трапеза должна заканчиваться более длинной молитвой, которую вслух читают или поют все члены семьи. Делать это необходимо в благостном настроении, желая своим родным здоровья и божественного света. Желательно, чтобы на большие праздники весь род собирался вместе. Даже если это невозможно по разным причинам, стоит пригласить к себе в дом ближайших родственников и друзей, которые вам близки. Обязанностью хозяина дома считается создание торжественного настроения и атмосферы радости, хозяйка дома должна порадовать прибывших гостей большим столом. Блюда должны быть вкусные, чтобы наслаждение от пищи усиливало радостное настроение собравшихся. Готовить слишком много мясных блюд не рекомендуется, так как они тяжелы на желудок, а на великие праздники человек должен более всего следить за лёгкостью тела. Молитва после вкушения пищи должна охватить всех гостей, чтобы была воздана Господня слава.

Молитва и правила этикета

Что касается обычаев трапезной молитвы, то читать тексты или крестить пищу нельзя, если за столом присутствуют представители другой религии. В обычных семьях такое встречается редко, но на торжественных церковных приёмах это правило обязательно. Несоблюдение этого правила может вызвать сильное смущение или даже раздражение у представителей иной конфессии. Весьма нетактично читать молитву вслух на работе или в гостях, если нет полной уверенности в том, какую веру исповедуют коллеги или хозяева дома.

Во многих монастырях до сих пор существует обряд с использованием святой воды. Согласно ему, приготовленную пищу следует окропить чтобы отпугнуть злых духов от людей с чистыми помыслами. Некоторые семьи, которые особенно чтят древние традиции, также занимаются окроплением пищи. Существует мнение, что воздавать молитвы после еды следует, стоя на коленях. Более того, после прочтения благодарственной речи человек должен сделать 12 поклонов рядом с иконами.

Трапезные молитвы в других религиях

В других религиях также очень популярна у верующих молитва после вкушения пищи. Перевод текста с других языков показал, что общая суть молитвенного обращения к Богу сохраняется. Вначале следует поблагодарить Высшую Силу за предоставленные блага и попросить их освящения. После этого люди просят благословления не только на трапезу, но и на всё время для семьи. Заканчивается традиционная трапезная молитва в любой религии словами благодарности и восхваления Высшей Силы.

«Приятного аппетита», «На здоровье» – сотрапезники обмениваются друг с другом стандартными фразами, потому что так положено, и особенно не вникают в их значение. У православных трапеза и молитва неразделимы: пищу принято благословлять на этапе приготовления еды, до и после её приёма.

Почему это нужно? Откуда пошёл обычай и как правильно освящать хлеб насущный? Согласно православным традициям, есть, не помолившись, равносильно чревоугодничеству, которое считается грехом. Поэтому каждый приём пищи , и не только – сопровождается молитвой. Священное Писание рассказывает о земном периоде жизни Иисуса Христа, в котором он всякий раз благословлял пищу перед вкушением. И сегодня христиане, следуя его примеру, из чувства любви и благодарности Христу, питающему их души, по обыкновению садятся за стол и возносят молитву Творцу, просят его о том, чтобы пища на столе пошла присутствующим на здоровье, а не во вред.

Что даёт молитва в процессе готовки?

Верующие люди считают, что пища, которая начинается и сопровождается молитвой, вкуснее и полезнее для здоровья, а без слова Божия она теряет вкус. Поэтому приготовление еды тоже должно начинаться с молитвы. В современном обществе болезни желудка и кишечника диагностируются у каждого третьего, при этом одинаково часто страдают молодые и пожилые люди.

Плохой аппетит, расстройство желудка, изжога, переедание, проблемы с вкусовыми рецепторами – в итоге еда доставляет неудовольствие, а проблемы, наносит вред. В православной литературе на этот счёт есть простое объяснение – причина в невоздержании и в том, что пища, хлеб насущный, не освящается молитвой. Ведь что такое молитва?

Это обращение за благословением хлеба, который человек вкушает. Это личные отношения верующего с Творцом.

Как благословлять пищу?

Как благословлять пищу в процессе её приготовления? Для начала необходимо вспомнить о том, что готовящаяся еда может исцелить, а может превратиться в яд медленного действия, который капля за каплей, клетка за клеткой будет разрушать физическое тело и душу.

Каким будет готовое блюдо?

Это зависит от настроения и мыслей человека, его готовящего. Когда в сердце любовь, а мысли заняты молитвами и радостными мыслями, пища становится живительным бальзамом. Есть несколько молитв, одна из них звучит так: Господи Иисусе! Благослови дары, посланные мне сегодня, как проявление любви своей, и напитай их духом животворящим. Аминь. Благодарственные слова необязательно заучивать наизусть – они должны быть искренними, идти из души. В них нужно благодарить Бога за хлеб, данный перед трапезой и благословлять Творца - Соиздателя.

Что делать перед едой?

До начала трапезы нужно произнести покаянные слова, после чего вознести благодарственную молитву Богу. Она освещает пищу, признаёт её даром, ниспосланным Богом, и благодарит его за эту милость.

Важно, вознося молитву перед едой, произносить слова от души, а не механически. Она читается вслух, но в некоторых случаях священники разрешают отступить от этого правила и помолиться про себя.

Это допускается, если верующий трапезничает в кафе , столовой и другом общественном месте или находится в кругу иностранцев, исповедующих другую веру. Благодарственные слова возносятся в положении сидя или стоя – кому как удобно, всеми присутствующими в унисон или повторяя про себя слова, которые произносит один из присутствующих. Если на трапезе присутствует священнослужитель, он благословляет пищу.

Просить соседа по столу вознести молитву нельзя, чтобы не поставить его в неловкое положение. Возможно, малознакомый человек исповедует другую веру. В этом случае правильнее помолиться перед едой про себя. Представители другой веры сделают то же самое – ничьи духовные чувства не будут оскорблены. Благодарить Творца и просить благословения никогда не поздно . Тем, кто забыл помолиться до приёма пищи, нужно прерваться, сосредоточиться, произнести молитвенные слова и продолжить завтрак или обед. Глубоко верующие люди обращаются к Господу, читая « ». Это универсальная молитва на все случаи жизни.

Как часто просить благословения перед едой?

Православные должны обращаться к Богу перед завтраком, обедом, ужином и неуставными приёмами пищи.

Нужно ли молиться перед перекусами?

Все, что кроме обеда , ужина и завтрака с определёнными оговорками, в христианской традиции считается , которое, как известно, грех. Безобидные чаепития с друзьями, перекус в кафе или фаст - фуд на ходу считаются неуставными перекусами. На такие случаи есть молитва оптинских старцев о прощении грехов. Христианство учит великодушию, жёстких требований к содержанию покаянных слов до и после еды нет. Допускается произвольная форма обращения к Богу и любые молитвенные речи, подходящие по смыслу.

Нужно ли молиться после еды?

Верующие христиане не встают из-за стола после еды, пока не помолятся. Молитва после вкушения пищи символизирует благодарность Богу за его милосердие, за то, что он даёт земным грешным пищу и силы, покровительствует им, защищает от проблем и болезней. В этих благодарственных словах содержится просьба о том , чтобы Господь не лишал человека своего покровительства при жизни и после смерти.

Православные молятся перед ликами святых, поэтому правильно, если на кухне или в столовой есть В залах кафе, столовых и ресторанов святых образов нет, но у верующих людей всегда с собой небольшие дорожные иконы. К ним и нужно обращаться. Молитвы обычно возносят стоя, глядя прямо на икону. Произносить слова можно вслух и про себя . Верующие крестятся обязательно перед молитвенной речью и по её окончании.

Если за столом присутствуют несколько человек, слова благодарения Богу произносит хозяин дома. Они делают это в голос, но с закрытыми глазами, чтобы действия присутствующих не отвлекали от богоугодного дела.

Сотрапезники повторяют слова молитвы про себя, а в конце хором произносят: «Аминь». Крёстным знамением себя осеняют все присутствующие за столом. Делается это, как упоминалось выше, до и после молитвы.

Как правильно крестить еду?

Православные осеняют крестом пищу , поданную на стол, после покаяния и молитвы, непосредственно перед трапезой. Для этого следует сложить указательный, большой и средний пальцы вместе, а два оставшихся пальца крепко прижать к ладони.

Яства на столе осеняют знамением по схеме: сверху вниз, снизу налево и слева направо. Получается фигура креста в воздухе – такая же, какой христиане осеняют себя в храмах и церквях, но в зеркальном отражении. Движение слева направо получается относительно самого человека, а в отношении предмета или еды сложенные пальцы укажут на их правую сторону, а затем на левую, как и положено в православии.

Пасхальная пища благословляется по особым традициям. Блюда, приготовленные к Воскресению Христову , православные освящают в храмах и церквях. Правом благословлять её наделены священнослужители и дьяконы. Служитель церкви окропляет пищу святой водой, не произнося ни слова, после чего приглашает прихожан молиться у Гроба Господня. Всенощная служба начинается субботним вечером накануне Светлого Воскресения Христова. Освятить праздничную еду можно и воскресным утром. Этим обрядом завершается пасхальный пост – верующие возвращаются в свои дома и садятся за праздничный стол. В этот день вместо традиционных молитв звучат здравицы: Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Христиане этими словами поздравляют друг друга, восславляют Господа . На столе обязательно должны быть освящённые в храме яйца и пасхальные куличи.

Эта еда символизирует новую жизнь, новое рождение Христа и его бессмертие. С неё и начинается трапеза. Перед тем как приступить к другим блюдам, собравшиеся за столом молятся про себя – несколько минут стоит тишина. После этого старший или хозяин дома обращается со словами благодарности к Богу и начинается праздничная трапеза с вином.

  • В вечер накануне Рождества Христова в церквях служат Божественную , после которой сразу идёт вечерняя служба.
  • Только после её окончания можно вкусить сочиво – сладкую кашу из риса, ячменной или пшеничной крупы.
  • Вкушению предшествуют слова благодарения во славу Иисуса Христа. Блюда должны быть постными, потому что Сочельник – это последний день поста, разговеться можно только 7 января утром, не забывая о праздничных молитвах.

Слова благодарения и благословения, которые христиане возносят Богу и святым, в буквальном толковании означают одобрение, пожелания успеха. Эти пожелания совершаются тогда, когда верующий осеняет благословляемый им предмет, еду крёстным знамением.

У кого православные просят благословения? У Отца Небесного, Матери Божьей, ангелов – там, где ангелы, там и святые, святому Николаю. В святых писаниях описаны примеры того, как яды, которыми служители дьявола намеревались отравить божьих угодников, теряли свою убийственную силу после наложения крёстного знамения на пищу.

Молитва до и после трапезы, крещение еды – это противостояние таким церковным грехам, как чревоугодие и переедание. Священники уверены, что православный , возносящий слова покаяния и благодарения Высшим силам перед трапезой, намного меньше подвержен этим мирским слабостям. Следовательно, риск ожирения, сахарного диабета и других заболеваний, обусловленных неправильным питанием и привычкой переедать, у них в несколько раз ниже, чем у остальных.

Правило «Не хлебом единым…» часто забывается, особенно, если речь идет о молитве перед приемом пищи. Но большинство религий мира включает необходимость произнесения молитвословия до и после еды. Так подчеркивается уважение к высшим силам за ниспосланную благодать и отрицается чревоугодие.

Зачем освящать еду перед употреблением?

Церковь учит, что прихожанин, относящий себя к числу истинно верующих, обязан сесть за трапезный стол и встать из-за него, дважды помолившись. Слова благодарения, произносимые до и после употребления продуктов, являются вспомогательными, чтобы правильно принять жертвенность ангельской любви, которую символизирует пища. Для того чтобы подчеркнуть сакральность момента и наполнить его религиозным смыслом, читается молитва перед едой.

Обращение к высшим силам во время трапезы подразделяется на:

  • Моление перед едой – вычитывается «Отче наш», также можно прочитать «Богородице Дево, радуйся…»;
  • Молитва для благословения находящихся на столе продуктов;
  • Молитвословие, произносимое по окончанию трапезы.

Как известно, еда – источник жизни, но она таит в себе ряд опасностей. Легче всего поддаться греху чревоугодия. Если вы воспринимаете пищу только как средство получения удовольствия, максимальной пользы она не принесет . Испорченные или нездоровые продукты также вредят телу и угнетают дух. Вот почему важно молиться перед едой, прося у Всевышнего, чтобы пища шла на пользу, восстанавливая не только бренную оболочку, но и духовное содержимое.

Если человек по-настоящему благодарен за посланную еду, он произносит молитву с усердием и не воспринимает ее в качестве повинности. Освященная пища усваивается лучше и приобретает более насыщенный вкус для того, кто считает ее Божьим даром.

Когда вы осеняете еду крестным знамением, вы подаете сигнал небесам, что нуждаетесь в благословении. Креститься нужно на себя, слева направо. Производить осенение следует сверху и снизу стола, а также по левой и правой стороне.

Некоторые верующие молятся дополнительно перед приготовлением пищи. Достаточно короткой молитвы, такой как:

«Творче и Создателю всяческих Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец».

Если в процессе готовки вы хотите обезопасить себя от несдержанности, произнесите следующую молитву:

«Господи Иисусе Христе, Единородный Сын Безначального Отца! Ты рекл еси пречистыми Твоими усты, яко без Мене не можете творити ничегоже. Сего ради припадая к Твоей благости просим и молим Тя рабом Твоим (имя) и всем зде престоящим и молящимся Тебе, помози во всех благих их делах, начинании их и намерении их. Яко Твоя держава, царство и сила, от Тебе помощь вси приемлем, на Тя уповаем и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

Христианская религия учит о том, что обращение к Богу перед трапезой – это не просто данность, а некий воспитательный элемент, способствующий прививанию веры в детях. Если ребенок с ранних лет наблюдает, как его мать и отец возносят хвалу Господу за посланную еду, у них развивается совсем иное отношение к продуктам и родительскому труду, благодаря которому кушанье появилось на столе.

Правильное моление перед едой включает в себя следующие аспекты:

  • Люди, собравшиеся трапезничать вместе, встают перед иконой либо остаются сидеть за столом и произносят молитву вслух. Это может сделать старший член семьи, пока остальные пребывают в благоговейном молчании;
  • В тексте обращения должно содержаться благодарение Всевышнему, а также просьба благословить трапезу;
  • После окончания молитвы перекреститесь и приступайте к еде;
  • Окончив прием пищи, не забудьте поблагодарить Творца за нее;
  • Если вы едите в общественном месте (кафе, столовая, ресторан), осените себя крестным знаменем до и после еды, а молитву прочитайте в мыслях;
  • Церковь допускает произнесение молитвословия во время перекусов.

Мы перечислили основные правила. Есть также негласные уставы, соблюдение которых приветствуется:

  • Во время трапезной молитвы желательно, чтобы за столом находились все члены семьи;
  • Правило прочтения молитвенных слов дается ее главе или наиболее уважаемому родственнику;
  • Руки можно сложить в молитвенном жесте – лодочкой или скрестить пальцы. Поднесите их ко лбу и обратитесь в свои мысли;
  • Держаться за руки с остальными необязательно, но не порицается;
  • Когда читается молитва, присутствующие должны погрузиться в молчание и обратиться вслух, разговоры не допускаются;
  • По окончанию моления нужно перекрестить свою тарелку. Она не должна быть пустой.

Помните, что для истинного верующего пища служит энергией для разума и телесной оболочки. Воспринимать ее только в качестве удовольствия не следует. Молитва перед едой православная читается для того, чтобы укрепить силу воли и вкушать пищу в должном смирении. Высказав благодарность небесам, приступайте к еде.

Примите во внимание, что если за столом собрались посторонние, чтение молитвы лучше отложить, так как гости могут придерживаться иных религиозных взглядов или исповедовать иную веру. Спросите их мнение и действуйте сообразно ситуации. Также следует себя вести, если в гостях находитесь вы.

Текст православной молитвы перед едой

Голод, потребность в восполнении сил, жажда насыщения – все это не должно становиться ключевым моментом во время трапезы. Дабы не впасть в искушение, нужна молитва перед вкушением пищи. Она довольно проста:

«Благослови эту трапезу для нашего тела, Господь, и позволь нам держать Тебя в наших сердцах. Мы молимся во имя Иисуса, Аминь».

Также допускается произнесение следующего текста:

«Спасибо тебе, Господи, за насущный хлеб и еду во светлое благо. Прости мне грех чревоугодия и не посылай голод во искупление. Да будет так и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь».

Считается, что пища, получившая благословение в результате моления, поддерживает жизненный тонус и наделяет тело здоровьем. Если слова благодарности были искренни, вы обретете просветление и начнете больше ценить дары бытия, расставляя правильно ее приоритеты.

Как молиться после употребления пищи?