Молитва перед учением преблагий господи. Знаменское Благочиние г.Омска. Тропарь Преображения Господня

Бог есть любовь (1 Иоанн,4, 8).

Жизнь в любви есть великая радость, высшее блаженство. И Бог захотел, чтобы и другие существа получили эту радость.

Для этого Он создал мир.

Сначала Бог сотворил Ангелов и вселил их в обителях небесных. Небо — духовный, невидимый мир. Потом Он сотворил наш земной мир.

Само слово «ангел» означает по-русски «вестник». Бог посылает святых Ангелов в мир возвещать людям Свою волю.

Для этого Ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ. Много раз Ангелы являлись людям в образе прекрасных юношей в белоснежных, блестящих одеяниях, препоясанных золотыми поясами.

Ангелы изображаются в виде красивых юношей — в знак их духовной красоты и крылатыми – в знак их пребывания в Царствии Небесном.

Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела – Хранителя. Наш Отец небесный заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях наших и оберегать нас от всякого зла (Пс. 90, 10-11).


Ангела Бог при крещеньи мне дал.
Пусть я его никогда не видал,
Знаю и верю, что день изо дня
Он от врагов защищает меня!

Ангел Хранитель со мной день и ночь,
Где бы я ни был — спешит мне помочь!
Лучшего в мире не знаю врача я,
Только вот часто его огорчаю…

Лгу я, ленюсь или ссорюсь я с кем —
Ангел отходит и плачет затем.
Бесы ко мне подступают тогда.
Ангел, прости, без тебя мне — беда!



Когда вы только учились ходить, мама или папа брали вас за руку, охраняя от опасности. Но ведь они не могут быть с нами всегда, а опасности подстерегают нас всюду. Мы же так часто остаемся одни. Кто же поможет нам, когда их нет рядом? Наш Ангел Хранитель. Он всегда и всюду с нами, хотя мы его и не видим.


Ангеле
Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Ангел – добрый мой хранитель,
Тихий светлый покровитель,
Ангелу всегда молюсь,
Нечего с ним не боюсь.



Ангел-Хранитель тебя охраняет,
Мысли твои он и тайные знает,
Вместе с тобой веселится удаче,
А согрешишь – он страдает и плачет.

Стихи монаха Варнавы, и Евгения Санина.


А вот и раскраска.

Прочла два рассказа им про Ангела-хранителя, слушали затаив дыханияе, вот один из них:

В 1885 году помощник начальника московского Октябрьского вокзала Ф. И. Соколов сообщил такой случай. У него был знакомый железнодорожный
служащий - стрелочник, который служил на одной из ближайших к Москве станций Октябрьской железной дороги. Однажды при исполнении своих
служебных обязанностей на линии ему пришлось пережить ужасные минуты. Из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел ему
навстречу, чтобы перевести стрелку и направить его на свободный путь. Смотрит, далеко впереди уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза.
Оглянувшись назад, он видит: по полотну навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать навстречу сыну, чтобы увести его с полотна, было уже поздно. Что делать?
А поезд между тем приближался, и через минуты две, если он не перевел бы стрелку, состав должен был бы промчаться по другому пути, занятому, и потерпеть крушение, что привело бы к сотням человеческих жертв. Тогда всем сердцем он воззвал к Богу: “Да будет воля Твоя святая”, - перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Мгновение - и поезд промчался уже по полотну, по которому только что бежал его маленький сын. Когда поезд скрылся из виду и пыль немного улеглась, стрелочник бегом направился к тому месту, где был его сын, думая найти хотя бы
останки трупика, и что же видит: мальчик, сложив ручки на груди, лежит ниц на земле. Отец закричал ему: “Сын мой, ты жив?” - “Я жив, жив”, - весело отвечал он, поднялся на ножки, продолжая прижимать к своей груди
вороненка. В глазах его не было и следа страха. Отец спросил его: “Как же ты догадался лечь на землю?” А мальчик ответил: “Какой-то светлый, красивый, добрый юноша с крыльями склонился надо мной и пригнул меня к земле”. Стрелочник понял, что, когда он воззвал к Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка. (Троицкие листки с луга духовного. С. 84).

Б И Б Л И Я В Р А С С К А З А Х Д Л Я ДЕТЕЙ

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. СОТВОРЕНИЕ МИРА

Прежде видимого мира и человека Бог сотворил мир невидимый, духовный - Ангелов. Ангелы различаются между собой по степени совершенства и по роду своего служения и делятся на три степени: Высшую, Среднюю и Низшую. Один, самый высший и могущественный Ангел по имени Денница, возгордился своим могуществом и силою, не захотел любить Бога и исполнять Его волю, а захотел сам стать, как Бог. Этот злой дух соблазнил и увлёк за собою много других ангелов, которые также стали злыми духами и с тех пор называются бесами. Против Сатаны выступил один из высших Ангелов Божиих, Архангел Михаил, и все верные Богу Ангелы, и произошла на небе война. Злая сила не могла устоять против Ангелов Божиих, и упал Сатана вместе с бесами вниз - в преисподнюю, в ад. По своей нераскаянности падшие ангелы так утвердились во зле, что уже не могут быть добрыми. Коварством и хитростью они стараются соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы погубить его. Каждому христианину Бог даёт при крещении Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь, не оставляет его душу и по смерти.

Видимый мир

После создания мира невидимого Бог сотворил мир видимый: всё то, что мы можем видеть и чувствовать: землю и воду, воздух и небо с солнцем, луной и звездами, растения и всё живущее на земле и в воде.

Видимый мир был сотворен не сразу, а постепенно – в шесть дней творения, и сотворен так же, как и Ангелы, – одним только словом Божьим из ничего. Бог повелел быть земле, и она появилась. Тогда не было на ней света, и темнота, или тьма, окружала ее.

Заметим, что эти дни творения не были обычными днями в нашем понимании слова, одним днем у Бога может быть и тысяча, и несколько тысяч лет.

В первый день творения сказал Бог: «Да будет свет» – и стал свет. И отделил Бог свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью.

Во второй день сотворил Бог видимое нами небо, или твердь, но в нем еще не было светил.

В третий день Он повелел воде отделиться от суши и назвал сушу землёй, а все воды – морями. И повелел земле, чтобы на ней выросли всякие растения, трава, кустарники и деревья.

В четвертый день Бог сотворил солнце, луну и звезды, чтобы они светили.

В пятый – пресмыкающихся, рыб и птиц.

В шестой – земных животных.

И увидел Господь, что созданный им мир дивно хорош и красив. Но не было в нем существа разумного, которое могло бы понимать эту красоту, славить Творца, наслаждаться созданиями Божьими и быть в нем хозяином. Поэтому Господь решил в тот же, шестой, день создать человека по образу и подобию Своему, то есть похожим на Себя по духу.

Тело мужчины Бог создал из земли и вдунул в него дух, или бессмертную душу (как и Ангелы, человеческая душа относится к миру невидимому) – разумную, способную познавать, любить, желать добра и правды. Этими качествами и способностью говорить человек отличается от всех прочих живых существ на земле. Во время сна первого человека Бог взял одно его ребро и из этого ребра сотворил женщину – друга и помощницу человеку, жену.

Первого мужчину звали Адам, что значит «взятый из земли», женщину – Ева.

И благословил Господь всё, созданное Им, повелев и растениям, и рыбам, и птицам, и зверям, и людям плодиться и размножаться. Адаму же с Евой Он повелел владеть землей и всем, что на ней было, быть ее господином.

В седьмой день Бог уже ничего не творил: Он почил (отдыхал) от всех дел Своих. Этот день был назван субботой, то есть днем покоя, отдыха. Его Господь благословил и освятил.

http://chudo-udo.com/zakon-bozhij/6272-vidimyj-mir

Урок 10. Учение об ангелах. АнгелХранитель человека, семьи, страны

Задачи:

· ребёнок узнает, что по православному вероучению, ангелы - духовные существа, сотворенные Богом прежде сотворения видимого мира, которые исполняют Божии повеления и возвещают людям Его волю;

· заинтересуется образом Ангела Хранителя, который, по православному вероучению, даётся и человеку, и городу, и государству для помощи в добрых делах;

· задумается о том, что человек, творящий зло, согласно православному вероучению, остаётся без защиты перед силами зла.

№ м-ф

Названия медиафайлов

Ангел Хранитель

«Ангел»

03/видео

Сотворение ангельского мира: 1 мин 06 с

04 видео

Ангел- вестник: 1 мин 22 с

Благовещение

Рождество Христово

07/ видео

Херувимы и Серафимы: 1 мин 36 с

Ангел Хранитель

09/видео

Падение Денницы: 1 мин 45 с

10 /видео

Ангел Хранитель: 1 мин

Святитель Василий Великий

Ангел Хранитель

Звёздное небо

Венчание

Макарий Египетский Великий

Явление Ангела пастухам

Рефлексия

Ребята, я всё смотрю на рисунок Святой Руси, который у нас получается, и не могу глаз оторвать! Как хорошо, что у Святой Руси так много тех, кто её оберегает. Это и Сам Господь Иисус Христос, и Богородица, и чудотворные иконы, и святые, и люди, хранящие веру Православную, и даже колокольный звон охраняет и оберегает Святую Русь!

· Ребята, как вы думаете, может ли у государства быть Ангел

Хранитель? (Предположения детей)

По православному вероучению, Ангел Хранитель даётся не только человеку, но и государству. Так при крещении Русь получила своего Ангела Хранителя.

На уроках мы уже не раз говорили об ангелах. Но что это за существа? Много ли их? Что делают? Как живут?

· Ребята, как бы вы изобразили ангела? (Прекрасный юноша, в белоснежной одежде, со светлым ясным лицом, с белыми крыльями…)

· А какие чувства вызывает у васимя - Ангел? (Радостные, светлые, нежные…)

· Что вы знаете Ангеле Хранителе? (Ответыдетей)

Сейчас вы, познакомившись с высказываниями людей об ангельском мире, заполните первую часть таблицы «Точка зрения»:

· Поставь плюс (+), если согласен с высказыванием или минус (-), если не согласен

№ пп

Высказывания людей

В начале урока

В конце урока

Ангелы сотворены одновременно с сотворением Земли

Живут на небе

Все ангелы равны

У ангелов нет имён

Ангелы были созданы со свободной волей (т.е могут выбирать между послушанием и противлением Богу, между добром и злом).

Ангелы, обладают даром слова, способностью мыслить

У нас с ангелами общая твердь

Ангелы являются людям с вестью отБога.

Сопровождают человека с момента рождения

10. А что думаешь ты об ангельском мире?

В начале урока:_________________________________________

_______________________________________________________

В конце урока: __________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

У подавляющего большинства людей это имя вызывает представление о чём-то необыкновенно-светлом, чистом, совершенном, святом, прекрасном, неземном, о чём-то таком, к чему невольно тянется душа. (м-ф 01. Ангел Хранитель. Икона).

Недаром, всё чистое, светлое, прекрасное, совершенное мы обозначаем именем ангела (м-ф 02. Ангел ). Про милых детей, с доверчивыми глазами и доброй улыбкой говорят: «как ангелы», «ангельские глаза», « ангельская улыбка». Видя необыкновенную красоту, человек так восклицает: «Ангельская красота!» Услышав необыкновенное, звонкое, нежное пение - «Ангельское пение!»

· А как скажут про семью, члены которой живут во взаимном согласии, взаимной любви, где всё проникнуто тихостью, кротостью, необыкновенным миром? (Живут, как ангелы).

Кроме нашего внутреннего чувства, об ангельском мире говорити Священное Писание.

Библия точно не говорит о времени сотворения ангелов, но там сказано, что когда сотворены были звёзды, а это какой день творения? (4-й), ангелы восхвалили Господа великим гласом . Эти слова показывают, что ангелы сотворены прежде видимого нами мира и человека (м-ф 03/видео. Сотворение ангельского мира: 1 мин 06 с).

По учению Святой Церкви, ангелы сотворены из ничего, внезапно увидев себя сотворёнными в чудном изяществе и блаженстве. Они сразу ощутили благодарность, благоговение и любовь к своему Творцу .

· Где находится ангельский мир?

Как мы помним, в начале Бог сотворил небо, т. е. ангельский мир и землю, т. е. первичную материю из которой впоследствии был сотворён наш видимый мир. Во второй день творения Господь создал твердь, т. е. некую перегородку, которая отделяет небо, т.е ангельский невидимый мир от земли, т. е. от нашего видимого мира. У нас с ангелами общая твердь - небо: ангелы наднебесные - над небом, а мы поднебесные -под небом. Небо второго дня(твердь) - это духовный горизонт, за которым иной мир.

Слово Ангел обозначает«посланник», «вестник» (м-ф 04/видео. Ангел-вестник: 1 мин 22 с ).

· Как вы думаете,Кто, куда и зачем посылает ангелов? (Ответы детей).

Ангелы - служители Божии, которых Господь посылает со Своими повелениями в разные части Вселенной.

Священное Писание рассказывает о множестве событий, когда Ангелы являлись людям с вестью отБога.

· Вы уже знакомы с двумя важнейшими событиями, о которыхлюдям возвестили Ангелы. Вспомнили? (Благовещение: м-ф 05, Рождество Христово: м-ф 06).

В ангельском мире царит порядок и дивная гармония. Ангелы различаются по чинам.

· Как вы понимаете слово «чин»? (Достоинство, звание, сан)

Высшие чины - это херувимы и серафимы, самые приближённые к Богу ангелы (м-ф 07/видео. Херувимы. Серафимы: 1 мин 36 с ) и низшие чины: наши ангелы - хранители (м-ф 08. Ангел Хранитель) , самые приближенные к человеку Ангелы.Низшие чины ангелов не завидуют высшим чинам.

Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворён был и человек .

· Что общего у нас с ангелами? (Предположения детей)

Люди, как и ангелы, обладают даром слова, способностью мыслить, любить, творить добро. Человек, как и ангелы, обладает свободой выбора, свободой последнего решения: быть с Богом или вне Бога.

Ангелы сокрыты от наших взоров, во-первых, потому что состояние человека после грехопадения сделало нас неспособными видеть Ангелов, а во-вторых, чтобы не устрашить, не смутить нас их явлением.

Но иногда ангелы всё же являлись людям воочию, чаще святым. Ангелы, как научает преподобный Макарий Египетский Великий (м-ф 15), суть тонкие тела и имеют вид наружного человека, т. е. все его члены . Такими описывают их и все святые, сподобившиеся видеть Ангелов и беседовать с ними. Священное Писание повсюду являвшихся Ангелов изображает в виде человеческом (м-ф 16. Явление ангела пастухам).

Рефлексия (см. урок 1)

«Всякая душа, оставшаяся (за коснение во зле) без защиты Ангела хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание». Творение иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийския . 4 изд. Сергиев Посад 1900г. с. 16

|

(Бытие 1 )

СОТВОРЕНИЕ МИРА НЕВИДИМОГО

Все, что мы видим, сотворено Богом. Но еще прежде чем сотворить этот видимый мир, Господь сотворил мир невидимый , т. е. ангелов.

Слово «ангел» значит «вестник». Ангелов Бог посылает людям, чтобы открывать им Свою волю. Ангелы невидимы, потому что у них нет тела. Они бестелесные духи. Но иногда, когда Бог этого хочет, ангелы являются людям в образе человека. Ангелов на иконах изображают с крыльями в знак того, что они с радостью и быстро исполняют волю Божию. Бог сотворил очень много ангелов, и все они были добрыми: они любили Бога и слушались Его. Но один из ангелов возгордился и захотел сам стать как Бог и никого не слушаться. Некоторые ангелы взяли с него пример и тоже перестали слушаться Господа. Тогда добрые ангелы вступили в борьбу со злыми, победили их и прогнали. С тех пор ангельский мир разделен: добрые ангелы остались с Богом, служат Ему, восхваляют Его и помогают людям делать добро.

Каждому человеку Бог дает ангела-хранителя. Ангел-хранитель любит нас, дает нам добрые мысли и желания, помогает нам своей молитвой удерживаться от злого и радуется, когда мы его не делаем, помогает нам в добрых делах и охраняет нас от бед.

Ангел-хранитель всегда молится вместе с нами. Он наш самый близкий и верный друг. Надо всегда молиться своему ангелу-хранителю.

МОЛИТВА АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ

По-славянски:

Ангеле Божий, хранителю мой Святый! На соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю Тя: Ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи.

По-русски:

Ангел Божий, святой мой Хранитель! данный мне от Бога с неба в охранение, прошу Тебя усердно: Ты меня сегодня вразуми и сохрани от всякого зла, научи меня доброму делу и направь на путь спасения.

ДРУГАЯ КОРОТКАЯ МОЛИТВА

Святый Ангеле-Хранителю, моли Бога о мне!

Злые ангелы находятся вдали от Бога и стараются противодействовать Ему и сеять всюду зло. Их не называют ангелами, а бесами , а первого ангела, который воевал против Бога - диаволом или сатаною .

СОТВОРЕНИЕ МИРА ВИДИМОГО

Потом Бог сотворил видимый мир. Нужно помнить, что Бог не так творит вещи, как мы, люди, их делаем. Нам, чтобы сделать какую-нибудь вещь, нужно иметь материал, мы должны стараться, трудиться, а когда сделаем вещь, часто о ней больше не думаем и не заботимся. Но Бог все сотворил из ничего, одним словом Своим, и все время помнит о всяком Своем творении: любит его и заботится о нем.

Бог сотворил мир. Своим словом, но не сразу, а постепенно, как говорят - в шесть дней творения (нужно помнить, что шесть дней творения не были обыкновенными днями, а может быть, по многу тысяч лет каждый, потому что у Бога тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет). Первым словом, или в первый день, Бог сотворил свет, вторым словом (во второй день) - сотворил видимое небо, воздух. Третьим словом Бог отделил сушу от воды и создал землю, моря и реки, и, по слову Божию, на земле стали расти трава и деревья. Четвертым, - солнце и луну и звезды на небе. Пятым словом (или в пятый день) Бог сотворил рыб и птиц, а шестым (или в шестой день) - зверей и человека. В седьмой день Бог больше ничего нового не творил и как бы отдыхал от творения. (Поэтому и мы шесть дней работаем, а в седьмой отдыхаем).

Человека Бог сотворил особенно. Он его сделал хозяином земли. Все звери должны были слушаться человека и служить ему. Человек был сотворен по образу Божию , похожим на Бога: Господь ему дал разум и свободную волю, чтобы понимать и любить добро. Бог сотворил человека из земли, вдунул в него живую душу и назвал его - Адам .

Душа, как и ангелы, принадлежит к миру невидимому . Мы не видим, ни души, ни ангелов, но знаем, что они существуют.

Когда человек молится Богу, он крестится, кланяется, становится на колени, смотрит на икону, говорит слова молитвы, но молится он душой . Если бы у человека не было рук или ног, если бы он был слеп и нем, он все равно мог бы молиться душой .

Когда человек сделает что-нибудь хорошее, то ему бывает радостно. Он радуется душой .

Когда человек сделает что-нибудь плохое, то ему бывает стыдно. Человеку бывает стыдно душой .

Когда человек любит или не любит, радуется или горюет, бывает счастливым или страдает, все это человек переживает душой .

Когда человек умирает, его душа отделяется от тела, и тело уже не может ни молиться, ни любить, ни радоваться, ни страдать. Душа невидима, но она существует.

Адам жил в чудном саду, который назывался рай . Человеку трудно было бы оставаться совсем одному и Бог, зная это, взял у Адама, во время сна, ребро и сделал из него женщину. Она была женою Адама и звалась Евой .

Все, что Бог сотворил, было очень хорошо: не было ничего плохого - ни несчастья, ни болезни, ни смерти. Эта счастливая жизнь в раю изображается в церкви во время богослужения, когда, в самом начале всенощной, Царские Врата открыты, священник кадит весь храм, а певчие поют псалом, в котором говорится о том, как прекрасно Бог сотворил мир: «Благослови, душе моя, Господа! Дивны дела Твои, Господи! Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся!»

В творении мира Господь показал Свою славу и Свою крепость, и ангелы все время славят Его. Был однажды такой случай. В городе Царьграде (Константинополе) было землетрясение. Люди в страхе собрались на площади и все вместе молились о конце землетрясения. Вдруг поднялся сильный ветер. Одного мальчика подняло на воздух и потом без вреда опустило на землю. Он рассказал, что во время полета слышал пение ангелов, хваливших Бога: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!» Люди запели ту же молитву, только прибавили слова: «помилуй нас» , и землетрясение кончилось.

С тех пор мы читаем и поем эту молитву:

Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Бессмертный! Помилуй нас.

Эта молитва называется «Трисвятое»

Истина: Бог сотворил все прекрасным.

Цель: Показать, что Бог — Создатель всего. Учить заботиться обо всем творении Божием.

Догматика: Бог — Творец.

Христианская этика: Забота о творении Божьем.

Заинтересованность:

Кто сделал этот предмет? (стол, шкаф, книгу). А как называют тех людей, которые строят дома? (строители). Строят дома разные рабочие: и каменщик, и слесарь, и плотник, и другие. А как называют Того, Кто сделал цветы, воду, камни, животных? (Бог).

Сегодня мы с вами узнаем, как все это было.

Библейская история:

(Все дни творения появляются на доске в виде цифр от 1 до 6)

На земле ничего не было. Она была голая, некрасивая.

  • «3 день» Какими цветочками Бог украсил землю? (астры, розы, ромашки и др.) Какие деревья появились на земле? (елка, береза, тополь).
  • «4 день» Песня «Кто создал?». Отдохнем, споем песню. (Кто создал: небо и землю, бушующее море, зеленые деревья, мерцающие звезды? Наш Господь Бог.) Вот сколько животных создал Бог.

  • «5 день » (учитель берет соответствующую игрушку-самоделку и на глазах детей расправляет ее и скрепляет степлером (этим показать, что также Бог сотворил все живое). Каких рыбок вы знаете? Каких птичек вы знаете?).

  • «6 день» (Сотворение животных. Учитель загадывает загадки, дети отгадывают, кого Бог сотворил в 6 день, после правильного ответа учитель делает на глазах детей игрушку – самоделку.

  • Белка. В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле живет в тепле?

  • Еж. Ползун ползет, иголки везет и т.д.

  • Баран и Лошадь. , Петух , Собака.




Вот сколько животных создал Бог. Но мы еще не всех назвали. Богу очень нравилось то, что Он сделал – сотворил. А вам нравится? (Продолжение песни «Кто создал?». Кто создал: толстых бегемотиков, зубастых крокодилов, тебя и меня? Наш Господь Бог.)

— «7 день» — день отдыха

Повторение библейской истории – по рисункам на цифрах.

Учитель показывает золотой стих движениями:

«В начале» — встает,

«сотворил» — руками «лепит колобок»,

«Бог» — одной рукой показывает на небо,

«небо» — двумя руками потянулись высоко-высоко,

«и землю» — руки опускают низко приседая.

«Быт. 1:1» — говорит, садясь.

Дети повторяют за учителем вначале медленно, затем быстрее. Потом по желанию, кто быстрее скажет стих.

Применение:

Игра с мячом . Учитель называет слово и бросает мяч детям, сидящим в одну линию, по порядку. Если то, что назвал учитель, сотворил Бог, то дети ловят мяч, если нет – то отбрасывают. Например: стол, медведь, баран, редиска, майка, земля, лампа, луна, тарелка и т.д. Или работа с картинкой «Сотворено Богом или сделано человеком».

Игра .- Ребята, для кого Бог сотворил такой прекрасный мир? (Для нас). Как вы думаете, можем ли мы обижать животных или ломать деревья (нет). А что мы должны делать? (наоборот, заботиться).

Учитель раздает детям предметы или рисунки. Дети должны определить, к кому относятся эти предметы или рисунки: плохим детям или хорошим, которые заботятся об окружающем, и рассказать, для чего нужны эти предметы:

палка, миска с косточкой,

нога цветок мнет, лейка,

кормушка с хлебными крошками,

рука с обломленной веткой,

скворечник и т.д.

Как бы вы хотели поступать? А как хочет Бог, чтобы мы поступали? (заботились о природе).

Лепка

Учитель заранее приготавливает большой плотный картон зеленого цвета и предлагает детям слепить из пластилина (по 1 поделке), то, что создал Бог. Затем вместе расселяют по земле-картону то, что получилось у детей. Приглашают родителей посмотреть эту совместную поделку.

Домашнее задание

Родителям рассказать то, что запомнили с урока, и смастерить с родителями кормушку птицам на зиму.

Оборудование:

(для учителя)

игрушки – самоделки

загадки о животных

цифры 1-6 – «Дни творения»

предметы либо рисунки для игры на применение

картинки разных цветов, деревьев

(для детей)

пластилин

картон для каждого ученика

большой картон зеленого цвета

картинка «Сотворено или сделано»

песенка «Кто создал?»

Кто создал?

Кто создал (порхающих птичек?) 3 раза

Кто создал порхающих птичек?

Наш Господь Бог!

Кто создал (мерцающие звёзды?) 3 раза

Кто создал мерцающие звёзды?

Наш Господь Бог!

Кто создал (бушующее море?) 3 раза

Кто создал бушующее море?

Наш Господь Бог!

Кто создал порхающих птичек,

Мерцающие звёзды, бушующее море?

Кто создал тебя и меня?